Рефераты по биологии, экологии и охране окружающей среды

Подготовка к урокам литературы
(Все сочинения приведены для примера)

Памятный день летних каникул. Рассказы детей на тему: "Как я провел лето?"
Стихи А. А. Фета
Стихи Ф. И. Тютчева

Ф. И. Тютчев, А. А. Фет

Основные мотивы лирики Тютчева и Фета (Темы вечные в лирике Тютчева и Фета)

Примерный текст сочинения

Русская классическая литература всегда активно участвовала в общественной жизни страны, горячо откликаясь на животрепещущие социальные проблемы времени. Это особенно характерно для 60-х годов XIX века, когда происходило размежевание дворянской, аристократической и революционно-демократической литературных группировок. В данной исторической ситуации отказ "чистых" лириков затрагивать в своем творчестве злободневные вопросы действительности не мог не вызвать со стороны критики негативную реакцию.

Наверное, нужно было обладать немалым мужеством, чтобы в такой обстановке упорно и последовательно отстаивать свое творческое кредо, вести своеобразный "спор с веком".

Мне думается, что отказ от социальных проблем у Ф. И. Тютчева и А. А. Фета был продиктован вовсе не их душевной черствостью или равнодушием к страданиям народа. Каждая поэтическая строчка этих выдающихся лириков свидетельствует об их гуманизме, великодушии, интересе к жизни, открытости миру. Просто такова была природа их поэтического дарования. Она манила их к неведомому, заставляла вглядываться в сложный и причудливый мир человеческой души, остро и тонко воспринимать красоту и гармонию природы в ее вечной пленительной изменчивости. Поэтому основными темами лирики Фета и Тютчева стали любовь, природа, философское осмысление жизни. При яркой индивидуальности этих поэтов их, безусловно, объединяет общность эстетических воззрений и творческих поисков.

Лирика природы стала величайшим художественным достижением Фета и Тютчева. Их пейзажные картины напоены запахами, звуками, переливами лунного и солнечного света. Природа оживает в стихах замечательных поэтов. Весенние ручьи "бегут и будят сонный брег", "дремлют розы, не зная снегов", "робко месяц смотрит в очи" и "как мечты почиющей природы, волнистые проходят облака".

Тютчевские "пейзажи в стихах" неотделимы от человека, его душевного состояния, чувства, настроения:

Мотылька полет незримый
Слышен в воздухе ночном...
Час тоски невыразимой!..
Все во мне, и я во всем!..

Образ природы помогает выявить и выразить сложную, противоречивую духовную жизнь человека, обреченного вечно стремиться к слиянию с природой и никогда не достигать его, ибо оно влечет за собой гибель, "растворение в изначальном хаосе". Таким образом, тема природы органически связывается у Ф. Тютчева с философским осмыслением жизни.

Фетовское восприятие пейзажа передает тончайшие нюансы человеческих чувств и настроений в их причудливой изменчивости:

Какая ночь! Все звезды до единой
Тепло и кротко в душу смотрят вновь,
И в воздухе за песней соловьиной
Разносятся тревога и любовь.

Весеннее обновление природы порождает в душе лирического героя неясные предчувствия счастья, взволнованного ожидания любви.

Любовь - это высший дар судьбы, несущий величайшую радость и величайшее страдание. Такова трактовка этой вечной темы в лирике двух выдающихся поэтов. Любовная лирика Фета и Тютчева наполнена мощным трагедийным звучанием. Она рождается из настоящей, реальной боли, невыносимого страдания, острого чувства потери, сознания вины и раскаяния.

В знаменитом "Денисьевском цикле" Ф. И. Тютчева есть удивительные по глубине и силе стихи:

О, этот Юг, о, эта Ницца!..
О, как их блеск меня тревожит!
Жизнь, как подстреленная птица,
Подняться хочет - и не может...

Нет ни полета, ни размаху -
Висят поломанные крылья,
И вся она, прижавшись к праху,
Дрожит от боли и бессилья...

Неожиданный и яркий образ птицы с поломанными крыльями с жестокой точностью передает чувства человека, потрясенного горем, не способного преодолеть тяжелейший душевный кризис, найти в себе силы жить.

Стихи А. А. Фета, посвященные Марии Лазич, тоже пронизаны болью и тяжким чувством вины. В "Старых письмах" поэт вновь и вновь переживает былую драму:

Я вами осужден, свидетели немые
Весны души моей и сумрачной зимы.
Вы те же светлые, святые, молодые,
Как в тот ужасный час, когда прощались мы...

Самобичевание, муки больной совести достигают наивысшего предела, когда поэт, обращаясь к возлюбленной, как к живой, завидует ее небытию.

Прошли годы и десятилетия. Осталась в прошлом трагическая история любви двух великих поэтов. Но их возлюбленные обрели вечную жизнь в изумительных стихах.

Беспристрастное время все расставило по своим местам, всему дало объективную и верную оценку. Кому сейчас, в начале третьего тысячелетия, интересны идейные политические баталии 60-х годов XIX века? Кого всерьез могут занимать злобные выпады и упреки в гражданской пассивности, адресованные великим поэтам? Все это стало лишь предметом изучения истории. А поэзия Тютчева и Фета все так же свежа, удивительна, неповторима. Она волнует, будоражит, заставляет замирать от сладкой тоски и боли, потому что вновь и вновь открывает нам бездонную тайну человеческой души.

В его стихах, неизменно совершенных стилистически, часто проявляется стремление постигнуть пространство и время. Родины также занимает важное место в его творчестве. Так, сборник 1850 года открывает стихотворение "Я русский", в котором описывается суровая, но прекрасная природа Севера:

Я русский, я люблю молчанье дали мразной,

Под пологом снегов как смерть однообразной,

Леса под шапками иль в инее седом

Да речку звонкую под темно-синим льдом.

Любопытно стихотворение "Шепот, робкое дыханье...". В нем совершенно нет глаголов, оно написано только назывными предложениями, но рисует полноценную картину:

Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и полыханье

Сонного ручья.

Стихи о природе, о России у Фета достигают особой утонченности, они изящны и музыкальны. Изящно-музыкальны.

Зреет рожь над жаркой нивой,

И от нивы и до нивы

Гонит ветер прихотливый

Золотые переливы.

Поэт буквально чувствует, какие фонетические, ритмические приемы надо использовать в той или иной теме.

Сад весь в цвету,

Вечер в огне,

Так освежительно радостно мне!

Вот и стою,

Вот и иду.

Словно таинственной речи я жду.

Синтаксические параллелизмы, чередование длинно строк - форма служит содержанию безукоризненно. Несколькими строчками способен создать многоплановую картину с переходом в непостижимое будущее.

Няня добрая гадает,

Грустно голову склоня,

Свечка тихо догорает.

Сердце бьется у меня...

Стихи Фета часто использовали композиторы. Странно, если бы было иначе - его поэзия пронизана насквозь музыкальными стержнями. Стоит поэту захотеть, и в них звучит соответственная мелодия: шелест ветвей и журчание ручья, ночное озеро, отражающее

луну, пушистая верба, полет птиц...

Слышишь ли ты, как шумит вверху угловатое стадо?

С криком летят через док к теплым полям ,

Желтые шумят, в березняке свищет силища,

Ты говоришь, что опять теплой дождемся весны...

Фет считал, что назначение поэта - "воплотить невоплощенное". Он понимал, что поэт видит то, что обычному человеку недоступно, видит так, как обычный человек без подсказки не может. Там, где первый видит траву, поэт созерцает бриллианты. Только поэт способен овеществить словами весну, осень, ветер, закат, надежду, веру, любовь. Или увидеть душу в скрипке...

Я жду... соловьиное эхо

Несется с блестящей реки,

Трава при луне в бриллиантах,

На тмине горят светляки...

Уж верба вся пушистая

Раскинулась кругом;

Опять весна душистая

Повеяла крылом...

Вдали огонек одинокий

Трепещет под сумраком липок;

Исполнена тайны жестокой

Душа замирающих скрипок...

Как ни странно, но большинство людей знают романсы на слова Афанасия Фета, но не знают автора слов. Напойте: "На заре ты ее не буди, на заре она сладко так спит..." - и любой продолжит: "...Утро дышит у ней на груди, ярко пышет на ямках ланит".

Совершенно не обязательно, чтобы все восхищались образом утра, дышащего на груди у девушки. Вовсе не требуется, чтобы все знали, для чего поэт употребил анафору "на заре". И возможно, не так уж важно то, что, зная стихи Фета, не все знают, что они именно Фета. "Двойное бытие" всегда смущало поэта, но мечтал он о возможности "усилить бой бестрепетных сердец". И это ему удалось.

Дать жизни вздох.

Дать сладость тайным мукам,

Чужое вмиг почувствовать своим.

Шепнуть о том, пред чем язык немеет,

Усилить бой бестрепетных сердец

Вот чем певец лишь избранный владеет,

Вот в чем его и признак и венец!

Русская литература XIX в. щедро одарила нас бесценными высокодуховными произведениями, познакомила со многими выдающимися поэтами, среди которых особое место принадлежит моему любимому поэту Ф. И. Тютчеву. О его творчестве можно сказать словами Тургенева: “О Тютчеве не спорят: кто его не чувствует, тем самым доказывает, что он не чувствует поэзии”.
С детских лет нас сопровождают стихи Федора Ивановича Тютчева Многие из нас еще не умели читать, но уже наизусть знали его стихи. После первого знакомства с его произведениями для многих он становился потом самым понятным и любимым поэтом. Многие его строки вспоминаем мы, когда хотим выразить самые сокровенные свои чувства. Даже сейчас, когда я вновь и вновь перечитываю его стихи, понимаю и поражаюсь неиссякаемому богатству русского языка. Его стихи служат лучшим доказательствам могущества слова.
Во многих стихах Тютчева отражена глубокая любовь к природе, которая неразрывно связана с любовью к родине. Свою беззаветную веру в родину поэт старался прививать людям, окружавшим его в тот момент, а также и будущему поколению. Мне вспоминается небольшой, но сосредоточивший в себе столько смысла отрывок из письма Тютчева к дочери, в котором он пишет, что в России она найдет больше любви, чем где бы то ни было, ощутит все доброе в ее народе и будет счастлива, что родилась русской.
Через обращение к природе Тютчев раскрывает всю красоту и неповторимость нашей родины, воспевает любовь к ней, восхищается и описывает с такой точностью, какую не встретишь больше ни у одного поэта. Федор Иванович в своих стихах предоставил наиболее емкие и поэтически точные картины родной природы. Так, в своем стихотворении “Весенняя гроза” он наиболее точно показал грозу над полем, лесом, садом, над зелеными просторами зачинающейся весны в России:

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.

Да, многие стихотворения Тютчева посвящены природе, любви. Это, разумеется, дает основание относить его к жрецам “чистой поэзии”, но Тютчев был также человеком своего времени. И много стихов посвятил своей родине. Из них мы узнаем, что не все в России так радует поэта, как красота родных просторов. Происходящие на родине события не были созвучны его мировоззрению. Суждения Тютчева точно характеризуют всю мерзость создавшейся в стране политической обстановки: “В России канцелярия и казарма... все движется около кнута и чина”.
Судя по лирике поэта, он был противником чинопочитания, лишен всякого желания выслужиться, являлся противником крепостного права:

Над этой темною толпой
Непробужденного народа
Взойдешь ли ты когда, свобода,
Блеснет ли луч твой золотой.

Тютчев всегда стремился сохранить полную свободу мысли и чувства, не покорялся условной светской “морали”, не раболепствовал перед светскими приличиями. Для поэта Россия представлялась незыблемой громадой, “ковчегом спасения” для Европы. Однако такой она представлялась поэту лишь внешне. В глубине же своей она была “краем долготерпения”. Всю ответственность за военные проигрыши и беды народа Тютчев возлагает на царя. И именно в его адрес была направлена резкая и обличительная эпиграмма:

Не Богу ты служил и не России,
Служил лишь суете своей,
И все дела твои, и добрые, и злые, -
Все было ложь в тебе, все признаки пустые:
Ты был не царь, а лицедей.

Это стихотворение вызывает неоднозначное чувство. Неоднозначен и был в своем поведении Тютчев. Он принадлежал к привилегированному классу, участвовал в дворянских политических кружках и был знаком с некоторыми декабристами. Однако его глубоко возмущали насильственные методы, выбранные ими для борьбы. Зная о готовящемся бунте декабристов, поэт придерживался нейтралитета. Потом он резко выступил с критикой декабристского движения:

Вас развратило самовластье,

И меч его вис поразил, -
И в неподкупном беспристрастье
Сей приговор закон скрепил.
Народ, чуждаясь вероломства,
Поносит ваши имена
-
И ваша память от потомства,
Как труп в земле, сохранена.

Дыхание эпохи, в которую жил поэт, ощущается даже в стихах, далеких от общественной и политической тематики. Он был современником больших войн и социальных потрясений. И как человек широкого кругозора и острого ума, Тютчев пытался осмыслить историческое значение происходящих в стране событий, с болью и тревогой следя за ними. Его поэзия - это своеобразная исповедь человека, посетившего “сей мир в его минуты роковые”, в эпоху крушения социальных устоев.
Тютчев всегда стремился жить не в прошлой, а в настоящей России, и эти строки очень хорошо отражают его мысли:

Не о былом вздыхают розы

И соловей в ночи поет:
Благоухающие слезы
Не о былом Аврора льет,
-
14 страх кончины неизбежной
Не свеет с древа ни листа.
Их жизнь, как океан безбрежный,
Вся в настоящем разлита.

Неоднозначное отношение Тютчева к образу своей родины проходит через все его творчество. Он одновременно воспевает красоту России через природу и обличает все пороки страны тех времен. Но все же поэт с большой искренностью и любовью относится к России, восхищается ее красотами.
Россия для Тютчева была своеобразным живописным полотном, о достоинствах которого он мог судить не только на своей родине, но и вдали от нее. Прожив много лет за границей, поэт начал судить о своей родине как бы издали, и иногда происходящие в России события становились ему неясными и чуждыми. В конце жизни он написал следующие стихи:

умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать -
В Россию можно только верить.