Елена Разгильдеева
Конспект НОД по рисованию в подготовительной группе «Осенний пейзаж»

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (рисование ) в подготовительной группе «Осенний пейзаж »

Тема : «Осенний пейзаж »

Цель : Формирование у детей эстетических представлений об особенностях составления композиции осеннего пейзажа

Задачи : Учить детей передавать в рисунке строение дерева - ствол (кистью, ветки разной длины. Закреплять навыки рисования листвы приёмом вертикального мазка (способ примакивания) . Знакомить детей со способами смешения цветов при изображении осеннего пейзажа ;

Развивать мелкую моторику, творческие способности, мыслительную деятельность, память, связную речь, воображение;

Воспитывать положительное отношение к природе.

Материалы к занятию. - белый лист бумаги А2 (для образца, - листы А4 для детей, - мольберты, - кисть тонкая, малярная кисть, - влажные салфетки, вода, - палитры, - гуашь (желтая, красная,зеленая синяя, белая, коричневая, салфетки для смачивания кисти

Методические приемы :

Показ и объяснение воспитателя, - музыкальное сопровождение, вопросы к детям, - напоминание о технике рисования , - наблюдение за работой детей, советы, - слушание музыки П. Чайковского, - рассматривание работ детей, - анализ работ детьми и воспитателем.

Ход деятельности

Утренний круг.

(дети играют в зонах по интересам, раздается короткий сигнал колокольчика, дети собирают игрушки. Раздается продолжительный сигнал колокольчика – дети проходят к воспитателю и располагаются на паласе по кругу)

Утром мы во двор идем-

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят…

В какое время года происходит это явление природы? Как оно называется? (листопад)

Почему в природе происходят эти явления? Ребята, вы дома должны были подобрать об этом информацию. Кто расскажет нам, какую информацию подготовили .

1 ребенок : почему листья меняют цвет с наступлением осени ?

2 ребенок : Почему пожелтевшие листья опадают?

Об изменениях которые произошли в природе с наступлением осени

расскажет нам в стихотворении Ангелина :

читает стихотворение.

Художница-Осень рисует пейзаж ,

Берёт в свои руки простой карандаш,

Наносит им плавно дожди и ветра,

И жар от горящего чудо костра.

Сентябрь с ней в паре рисует картину,

Кладёт ей грибы и орехи в корзину,

Листвой устилает поля и луга,

И птиц всех сгоняет на те берега.

Художница-Осень закончив наброски ,

Представила будто она - Айвазовский,

И свой карандаш обменяла на кисть,

Чтоб сочные краски как море лились.

Ребята, что рисует в этом стихотворении Художница-Осень (пейзаж )

Что такое пейзаж (предположения детей) (Пейзаж – это картины , на которых изображена природа.)

Кто рисует пейзажи ? (художники-пейзажисты )

Ребята, посмотрите сколько картинок, как же определить на каких изображен пейзаж , вы поможете? (дети выбирают картинки с изображением пейзажа )

Скажите, ребята, какое время года изображено на картинках? (осень ) . Как вы догадались? (художник использует желтые, красные, коричневые, оранжевые, зеленые цвета). Каких красок больше? (желтых, оранжевых, коричневых) . Давайте рассмотрим картинки. Что вы можете сказать о том как художник расположил на своем рисунке те или иные элементы пейзажа ? Скажите почему здесь деревья большие, а здесь маленькие? (потому что эти деревья находятся близко к нам, а эти далеко) А чем они ещё отличаются (четкая прорисовка веток , листьев, а в дали одним пятном, деревья нарисованные вблизи рисуются внизу листа, а вот деревья вдали рисуются выше и меньше размером).

Какая она, осень ? (предположения детей)

Ребята, а вам нравится осень ? Чем? (ответы детей)

Мне, например, нравиться ходить по опавшим листьям, как по золотому ковру. Неправда ли, осенью очень красива ? Как будто добрый волшебник раскрасил всё вокруг яркими красками.

Ребята, скоро закончится осень и наступит , какое время года? А как нам сохранить красоту осенней природы ? Что мы можем сделать, чтобы наша работа напоминала об осени ? Вы не хотите побыть немного волшебниками и нарисовать осенний пейзаж . Согласны? Где мы можем найти нужные для рисования материалы . (в изостудии) . Тогда отправляемся в творческую мастерскую.

Ребята, занимайте места за мольбертами.

Ребята, посмотрите все ли есть необходимое для рисования осеннего пейзажа . Подойдите и выберите нужные цвета гуаши для рисования осеннего пейзажа .

Объяснение приемов выполнения работы.

Для того, чтобы не было рисунков дубликатов, показ производится на листе обоев, элементы показываются воспитателем не в общей композиции, а как отдельные элементы)

Для начала нам нужно определить линию горизонта. Для чего это нужно, что мы отделяем этой линией? (разграничиваем где будет небо, а где земля) (это та воображаемая линия, где кажется, что земля соединяется с небом (прорисовывает ) . Для этого мы берем кисточку и проводим линию. Теперь мы с вами рисуем небо. Для этого мы берем малярную кисточку, обмакиваем в белую краску и вытираем ее о лист бумаги, добавляем еще два цвета по вашему желанию, смотря какое вы хотите изобразить небо. Например желтый и синий, или можно добавить розовый или фиолетовый, и быстро размазываем влажной салфеткой не давая краске высохнуть, небо готово. Далее тонируем нижнюю часть листа, изобразим траву, берем желтую краску, затем зеленую, можно добавить коричневую и также растираем влажной салфеткой.

Для того, чтобы нарисовать дальний план , нам понадобится широкая кисточка и два, три цвета. Наберем одновременно их на кисть, немножко желтого, немножко зеленого и чуть-чуть синего и методом примакивания, по линии горизонта, движемся с вами кисточкой, то вверх, то вниз. Чтобы лес получился как настоящий мы немножечко, влажной салфеткой протрем по нижней полоске леса. Дальний план готов. Для того чтобы нарисовать ствол дерева мы возьмем среднюю кисточку, наберем два цвета, которым будем изображать кору дерева и легкими движениями, непринужденными, волосики располагаем к себе, кисточка ползет и таким образом получатся ветки не параллельно земле. Какие цвета можно использовать для рисования ствола березки ? Дерево остается дополнить кронной, точно также набираем сразу два цвета, например желтый и зеленый, а можем немножко добавить оранжевый. Для того, чтобы нарисовать кустарник набираем также несколько оттенков, например, белый, желтый, оранжевый или желтый, оранжевый и зеленый, и вокруг березки ставим отпечатки. Нам остается прорисовать веточки , набираем два цвета, например коричневый и черный и легкими вертикальными мазками обозначаем веточки. Дополняем немножечко мазочками, обозначая траву. Можно добавить деревья на среднем плане. Здесь они будут чуть поменьше, чем деревья на переднем плане.

Прежде чем приступить к рисованию нужно подготовить наши пальчики , кто проведет пальчиковую гимнастику.

Самостоятельная работа детей.

Дети подходят к столам, где лежат различные изобразительные материалы и приступают к работе.

(музыкальное сопровождение процесса рисования П . И. Чайковский «Осенняя песня » из цикла «Времена года» .)

Заключительная часть. Анализ работ.

Теперь, ребята, давайте рассмотрим ваши работы.

Посмотрите, у кого самая яркая осень получилась ? Самое темное, хмурое небо? Самый пасмурный пейзаж ? Кто нарисовал много деревьев ? Кто нарисовал самое красивое дерево?

Получилось передать образ осеннего пейзажа ?

Что мы сделаем с нашими работами? (оформим выставку)

Как назовем выставку? (предложения детей)

Спасибо вам ребята за работу, мне было с вами очень интересно

Выполнила воспитатель МБДОУ д/с №17 «Колобок» г.-к. Анапа Гамрецкая Анна Сергеевна

Программное содержание:

  1. Познакомить детей с картиной Иссака Ильича Левитана «Золотая осень» .
  2. Закреплять умение рисовать разными нетрадиционными техниками (рисование по сырому, выдувание, примакивание губкой, располагать изображение по всему листу.
  3. Воспитывать интерес к искусству изобразительной деятельности, умение видеть красоту природы.
  4. Развивать творчество, воображение, умение ориентироваться на листе бумаги.

Применяемые технологии: ЦОР, здоровьесберегающие.

Материал и оборудование:

Картина И. Левитана «Золотая осень» , листы тонированной бумаги, гуашь, палитра, трубочки для выдувания, салфетки, паралоновая губка.

Ход занятия:

Посмотрите в окошко. Какое сейчас время года? (осень) . Почему?

Какие признаки осени вы знаете?

Да сейчас осень. Листочки почти все опали. Я сегодня шла в детский сад, листочки приятно шуршали под ногами. Мне захотелось поднять листочек и принести его сюда. Этот листочек оказался не обычным, а загадочным.

Послушайте загадку:

Все мрачней лицо природы:
Почернели огороды
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,

Мишка в спячку завалился
Что за месяц к нам явился?

(ноябрь)

Правильно, это третий месяц осени. Какие еще знаете осенние месяцы?

I. Вводная часть.

Посмотрите на доску, что вы здесь видите? Это репродукции картин. На какой из этих картин изображена осень? Эта картина Иссака Ильича Левитана, которая называется «Золотая осень» . Что вы на ней видите? (природа) . Здесь ведь есть и другие картины.

Иссак Ильич Левитан, который нарисовал эту картину, очень любил рисовать природу. Он был знаменитым художником.

Устали? Давайте немножко отдохнем.

Физминутка.

Представьте себе, что мы находимся в осеннем лесу и идём по дорожкам. Вот мы остановились и:

Руки подняли и покачали
Это деревья в лесу.
Руки согнули,
Кисти встряхнули

Ветер сбивает росу
В сторону руки,
Плавно помашем
Это птицы на юг летят.

Как они сядут, тоже покажем
Крылья сложили назад.

II. Основная часть

Ребята, представьте, что вы все художники. Если мы художники, что мы будим делать? (рисовать) Как? Чем мы можем рисовать?

Что нам поможет? (наша помощница – трубочка) Что можно нарисовать с ее помощью? (деревья) . Как? (это техника – выдувание) .

Начинаем рисовать.

Самостоятельная работа детей. Индивидуальная помощь тем, у кого не совсем получается.

Посмотрите на свои картины, что же у вас получилось? А какое у вас получилось настроение картины? Оно очень грустное, правда? Почему? (деревья стоят без своих нарядных золотых платьев) . Из чего платья у деревьев? (листочки) В этом нам поможет наша волшебная губка. Как? (техника – рисование губкой)

III. Заключительная часть

Что мы сегодня рисовали? Как? (техники) А давайте сделаем из всех ваших картин огромный лес. Несите сюда все ваши работы. Какой получился красивый, волшебный, нарядный, осенний лес. Все деревья в этом лесу очень красивые. А вам нравится осенний лес? (да) И мне очень нравится! Вот какие вы хорошие художники!

  1. Пояснительная записка
  2. Актуальность
  3. Цели и задачи программы
  4. Принципы построения программы
  5. Направления работы
  6. Компоненты патриотического воспитания
  7. Методы
  8. Учебный план
  9. Основные тематические направления программы

10.Тематическое планирование:

11.Информационные ресурсы

12.Педагогические условия

13.Перспективный план работы с родителями

  1. Диагностические критерии оценки знаний по усвоению программы

15.Список литературы

16.ПРИЛОЖЕНИЕ. Методическое обеспечение.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Дополнительная образовательная программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» - это комплексная программа по ознакомлению детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, ориентированная на нравственно-патриотическое и художественно-эстетическое воспитание детей.

В основу данной программы заложена программа О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Кроме этого программу существенно дополняют занятия по конструированию из природных материалов и интегрированные занятия по декоративно прикладному искусству. Данная программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» является специализированной программой эстетического воспитания детей дошкольного возраста, эффективно содействующей духовному и интеллектуальному развитию, направленной на приобщение детей к лучшим традициям декоративно- прикладного искусства, развитие творческих способностей детей, знакомство с историей народного творчества. Строится эта программа на концепции эстетического воспитания и развития художественно- творческих способностей детей, в основу которых положены принципы народности, комплексного использования разных видов искусств. Она имеет четкую структуру и учитывает нарастание творческих возможностей детей. Программа ценна тем, что знакомясь с декоративно-прикладным искусством, занимаясь конструированием из природных материалов, участвуя в календарных праздниках, детям легче понять и представить как жили люди на Руси. Ребенок шире и глубже знакомится с жизнью и бытом русского народа, а это несет в себе неиссякаемые возможности развития у дошкольников художественного творчества.

Структура программы предусматривает поэтапное знакомство детей с декоративно-прикладным искусством. Учебный материал, предусмотренный программой, распределен в определенной последовательности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. В программе даны темы занятий, их программное содержание, перечень материалов, необходимых для занятий по обучению детей декоративно-прикладному искусству. Материал сгруппирован отдельными, блоками по каждому виду народных промыслов. Занятия расположены от простого к сложному. В приложении есть краткие сведения

о самих промыслах, их истории и развитии, стихи, загадки, сказки о них. В работе с детьми используются технические средства обучения.

Программа рассчитана на детей с 5 до 7 лет. Программа построена на эстетическом воспитании дошкольников, сочетающая опору на культурную традицию и инновационную направленность.

Программа предусматривает ознакомление дошкольников с народными промыслами России и включает в себя знакомство с обычаями, традициями, трудом русского народа по народному календарю, с поэтическим народным творчеством. Воспитывать интерес к народной культуре, устному народному творчеству, народной музыки, народным играм и промыслами.

Данная программа направлена на развитие творческих способностей детей и эстетическое воспитание детей.

Актуальность:

  • Программа разработана и реализуется в соответствии с общей концепцией ДОУ , ориентированной на формирование у ребенка устойчивой ценностной ориентации на самоидентификацию в качестве творческой личности, хранящей и развивающей традиции национальной культуры. Приобщение детей к традиционной русской культуре рассматривается как деятельность, отвечающая потребностям современного человека, открывающая пути к познанию и самореализации собственной личности, содействующая освоению позитивной модели поведения в качества гражданина, патриота, продолжателя национальной культурной традиции.

Цель программы:

Активное приобщение детей к культурным традициям русского народа через активацию познавательной деятельности дошкольников при приобщении детей к русской национальной культуре.

Задачи программы: Воспитательные :

  • формирование у детей уважительного отношения к народной культуре, традициям, обычаям русского народа, народному творчеству;
  • развитие навыков общения, культуры поведения в среде сверстников;
  • воспитание коллективизма;
  • воспитание усидчивости, аккуратности, ответственности.

Развивающие:

Обучающие:

  • ознакомление детей с бытом, традициями и обычаями русской деревни
  • ознакомление с фольклорными произведениями, национальным бытом, обрядами праздников, народной психологией.
  • создание у детей определенного запаса русских народных песен, стихов, потешек, хороводных игр.
  • ознакомление с предметным миром русского крестьянства; обучение народным играм, праздничным обрядам.

Принципы построения программы:

  • Принцип индивидуального и дифференцированного подхода - предполагает учёт возрастных, личностных особенностей детей, уровень их психического и физического развития.
  • Принцип целостности - формирование у дошкольников целостного понимания современных проблем нравственно-патриотического воспитания и интеграции знаний о русской национальной культуре.
  • Принцип доступности - предполагает значимость для ребенка получаемых знаний, их эмоциональную окраску. Не следует употреблять научные термины, хотя содержание некоторых из них может быть объяснено в доступной и привлекательной форме.
  • Принцип комплексности и интегрированности - решение задач нравственно-патриотического воспитания в системе всего образовательного процесса и всех видов деятельности.
  • Принцип непрерывности и преемственности педагогического процесса;
  • "позитивный центризм" (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);
  • дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;
  • Принцип рационального сочетания разных видов деятельности , адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
  • Принцип конструктивизма - особо важен при отборе содержания нравственно-патриотического образования именно дошкольников, однако, не всегда реализуется на практике. Его применение означает, что в качестве примеров для дошкольников должна использоваться только нейтральная, положительная или отрицательно-положительная информация.

Направления работы:

  • ознакомление с бытом и трудом русского народа;
  • использование русского народного фольклора во всех его проявлениях;
  • приобщение детей к истокам русской праздничной и традиционной культуры;
  • воспитание гражданственности через ознакомление детей с родным краем, его природой и культурой.
  • ознакомление детей с народным искусством;
  • ознакомление с игровым, песенным и танцевальным творчеством русского народа.

Компоненты патриотического воспитания:

  • Содержательный (представления ребенка об окружающем мире)
  • О культуре народа, его традициях, творчестве
  • О природе родного края и страны и деятельности человека в природе
  • Об истории страны, отраженной в названиях улиц, памятниках
  • О символике родного города и страны (герб, гимн, флаг)
  • Эмоционально-побудительный (эмоционально-положительные чувства ребенка к окружающему миру)
  • Любовь и чувство привязанности к родной семье и дому
  • Интерес к жизни родного города и страны
  • Гордость за достижения своей страны
  • Уважение к культуре и традициям народа, к историческому прошлому
  • Восхищение народным творчеством
  • Любовь к родной природе, к родному языку
  • Уважение к человеку-труженику и желание принимать посильное участие в труде
  • Деятельностный (отражение отношения к миру в деятельности)
  • Продуктивная деятельность
  • Музыкальная деятельность
  • Познавательная деятельность

Ожидаемые результаты:

  • Пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины.
  • Расширение кругозора детей через музей тряпичной куклы и быта, созданного силами педагогов и родителей.
  • Широкое использование всех видов фольклора.
  • Объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по приобщению к русской национальной культуре.

Повышение компетентности родителей по вопросам организации работы по приобщению к русской национальной культуре.

Методы:

  • словесный : объяснение (нередко - с использованием колыбельных песен, пестушек, поговорок), рассказ, беседа, обсуждение, анализ пословиц, отгадывание загадок;
  • наглядный: показ экспонатов в их натуральном виде; демонстрация уникальных предметов быта и документов из музейного фонда; просмотр видеофильмов, видеозаписей, иллюстраций, наглядных пособий и т.п.;
  • практический: создание макетов по темам программы, выполнение познавательных упражнений, творческих заданий (на внимание, память, эрудицию);
  • игровой: создание, проигрывание и анализ ситуаций, моделирующих реальную жизнь; ролевые игры; путешествие по сказкам; инсценирование с погружением в прошлое, участие детей в различных народных и детских праздниках, фестивалях;
  • исследовательский: выполнение детьми определенных исследовательских заданий во время занятий- встреч.

Программа предусматривает проведение различных видов занятий - игровых занятий, занятий на развитие памяти, занятий по развитию речи, музыкальных занятий изобразительной деятельности и ручному труду.

Учебный план.

Основные тематические направления программы:

  • Быт, обряды, обычаи русского народа.
  • Русские народные и фольклорные праздники России.
  • Искусство в народном быту: домашняя утварь - деревянная, глиняная, из природных материалов; практические и эстетические свойства домашней утвари.
  • Народная игрушка.

Тематическое планирование:

Тема

Занятие-игра

В гостях у Хозяюшки

Занятие-игра «Труд в поле и дома. Осенние заготовки впрок»

Знакомство с осенними праздниками и связанными с ними народными обычаями. Объяснение смысла русской пословицы: "Готовь сани летом, а телегу  зимой". Ознакомление детей со способами заготовки овощей и фруктов, грибов, их хранением, размещением заготовок в русской избе. Оформление выставки «Веселый огород». Проведение праздника урожая «Осенины» Разучивание народных игр: «Как у дедушки Егора», «Растяпа», «Селезень».

Занятие-игра просим в нашу избу

Подготовить детей к новой форме работы - занятиям в «русской избе», заинтересовать ими, познакомить детей с экспозицией «Русский быт», его Хозяйкой, познакомить с расположением вещей и предметов русского быта; обогатить словарь детей за счет поговорок, пословиц, дать первые представления об обычаях, связанных с приемом гостей.

Занятие-игра Печь - как мать родная (Без печи изба - не изба)

Познакомить детей с устройством русской избы, ее главной достопримечательностью - русской печью. Дать представление о том, что печь в избе выполняла несколько функций: на ней и в ней готовили, заготавливали продукты на зиму - сушили грибы, ягоды и фрукты, пекли хлеб, спали, лечились, даже парились, обогревались; рассказать о строительстве печи и секретах печников. Обогатить словарь детей за счет поговорок, пословиц, загадок о русской печи и кухонной утвари.

Занятие-игра старинных вещей»

Продолжить знакомить детей с музейными экспонатами. Активизация словаря: печь, ухват, кочерга, коромысло, домашняя утварь. Дать представление как этим пользовались в хозяйстве. Формировать образную речь, Употреблять в разговорной речи поговорки, пословицы, загадки. Воспитывать интерес к народному быту.

Занятие-игра всему голова «

Дать детям знания о выращивании хлеба крестьянами и выпекании хлеба в печи. Познакомить с орудиями труда крестьянина, хлебороба. Продолжать знакомить с

пословицами о хлебе, объяснить значение непонятных детям выражений слов. Дать представление о приготовлении теста и способе выпекания изделий из него, закрепить названия некоторых изделий: крендель, витушка, кулебяка, коврижка, плюшка. Расширять словарь детей за счет новых слов: коса, серп, мельница, борона, колосок, кадка. Воспитывать уважение труду хлебороба.

Занятие-игра «Деревня

Деревянный мир»

Познакомить детей с жилищем русского народа. С тем, как строили жилище: вызвать интерес к традициям, уважение к старшим. Провести словарную работу: изба, бревно, мох, наличники окна. Обогащать речь детей поговорками, пословицами на русском языке. Воспитывать интерес к познанию прошлого.

Занятие-игра Что о себе расскажет посуда

Познакомить детей с истоками русского народного искусства, связанными с образом традиционной русской кухонной утвари, посуды, показать образцы и технологию изготовления деревянных ложек

Занятие-игра Быт.

«Изба, дом, части дома. Их предназначение»

Познакомить детей с жилищем русского народа. С тем, как строили жилище: вызвать интерес к традициям, уважение к старшим. Провести словарную работу: изба, бревно, мох, наличники окна. Обогащать речь детей поговорками, пословицами на русском языке. Воспитывать интерес к познанию прошлого.

Викторина Бабушкин сундук

Продолжать знакомить детей с изделиями женских ремесел: вышитыми салфетками, полотенцами, народными костюмами, домашним убранством. Вспомнить, как называются головные уборы, обувь. Закрепить знания о русских народных промыслах, и использовании их в украшении быта человека. Воспитывать уважение и бережное отношение к предметам старины.

Занятие-игра Живая старина (утварь)

Продолжать знакомить детей с предметами быта кухонной утварью. Познакомить детей русской кухней. Расширять словарь детей за счет названий блюд, посуды: чугунок, ухват, казан, крынка, горшок, плошка. Развивать познавательную деятельность.

Занятие-игра Рабочие руки не знают скуки

Познакомить детей с орудием труда для сельхоз. работ. Словарная работа: серп, коса, пила, колотушка, плуг, грабли, молот, клещи, наковальня, лемех, кузнец, хлебороб. Дать понятие о ремеслах: кузнеца, хлебороба. Познакомить детей со сказкой

«Колосок». Формировать у детей исследовательские качества. Развивать любознательность. Воспитывать уважение к труду колхозника.

Занятие-игра Вечера

Дать понятие детям, какое место занимали орудия труда в прошлом по обработке

долгие руки умелые. Рукодельницы

льна, шерсти, волокнистых изделий. Словарная работа детей: прялка, веретено, гребень, щетка, трепала. Формировать у детей познавательные качества. Воспитывать трудолюбие.

Занятие-игра Колыбельная песня

Продолжить знакомить с детским фольклором.

Занятие-игра баня»

«Русская

Занятие-игра

дом краше всего»

Познакомить детей с особенностями крестьянской усадьбы, традициями коллективного строительства русского дома; ввести в обиход детей некоторые не употребляемые сейчас слова, связанные с домом, усадьбой, показать взаимосвязь дня сегодняшнего с временами ушедшими.

История праздника «Святки»

Дать понятие «Святках»: как готовятся и проводят, в честь чего проводится праздник. Формировать у детей чувство патриотизма. Развивать познавательную деятельность. Воспитывать интерес к русской культуре

Занятие-игра Так мы раньше одевались (Народный костюм: сарафан, рубаха)

Продолжить знакомить детей с национальной одеждой. Сравнить русскую одежду в старину. Найти похожие и отличительные черты костюмов. Словарная работа: кафтан, сарафан, рубаха, кокошник, сапожки, Развивать разговорную речь. Воспитывать толерантность. Презентация «Одежда наших предков». Книга «Из истории одежды»

Занятие-игра Из истории костюма - обувь (Быт. Обувь: лапти, валенки)

Продолжить знакомить детей с национальной обувью. Сравнить русскую одежду и обувь в старину, найти похожие и отличительные черты. Словарная работа: лапти, валенки, чуни, сапожки, Развивать разговорную речь. Воспитывать толерантность.

«Народные промыслы»

Дать понятие детям, какое место занимали орудия труда в прошлом по обработке льна, шерсти, волокнистых изделий. Словарная работа детей: прялка, веретено, гребень, щетка, трепала. Формировать у детей познавательные качества. Воспитывать трудолюбие. Познакомить детей с женской и мужской работой: женщины вышивали, ткали, вязали, пряли кружева, мужчины плели из лыка лапти, из ивовых прутьев корзины, вырезали из дерева посуду. Словарная работа: веретено, прялка, клубок, наперсток

Занятие-игра

Матрешка

Занятие-игра Музыкальные

Продолжать знакомить детей с русскими народными музыкальными инструментами.

инструменты. Деревянные погремушки и ложки.

Формировать у детей познавательные качества, интерес к прошлому. Словарная работа: трещотка, деревянные ложки, свистульки, балалайка, гусли,

Занятие-игра Воспитание мальчиков и девочек в семье

Продолжить знакомить детей с укладом жизни русской крестьянской семьи. Познакомить с семейными отношениями в крестьянском доме. Дать сведения о воспитание мальчиков и девочек в крестьянской семье.

Занятие-игра «Матушка в доме

В доме тепло»

Уклад жизни русской крестьянской семьи. Семейные отношения в крестьянском доме. Роль матери в семье. Колыбельные песни. Смысл народных пословиц и поговорок о матери («Мать праведна - ограда каменна», «Была б моя бабуся, никого не боюся» и др.). Дети и их роль в семье. Развитие самостоятельности крестьянских детей. Составление рассказа «Моя мама» Изготовление открытки для мамы.

Занятие-игра Хозяйкины помощницы

Продолжить знакомить детей с музейными экспонатами. Активизация словаря: печь, ухват, кочерга, коромысло, домашняя утварь. Дать представление как этим пользовались в хозяйстве. Формировать образную речь, употреблять в разговорной речи поговорки, пословицы, загадки. Воспитывать интерес к народному быту.

Что за праздник - «Масленица»?

Познакомить детей с национальным праздником « Масленица». Дать понятие о некоторых обычаях, о народном календаре русского народа. Дать представление, почему раньше люди с теплотой встречали весной грачей, и с чем это было связано. Привить ребенку интерес к традициям. Воспитывать интерес к русской культуре. Воспитывать в детях толерантность

Занятие-игра «Сверху пар, снизу пар - это русский самовар»

Продолжать знакомить детей с предметами быта кухонной утварью, происхождением самовара. Познакомить детей русской кухней. Самовар как символ национальной культуры. История самовара. Знакомство детей с историей самоварного дела и традициями русского чаепития. Формирование у детей понимания праздника как возможности самостоятельно, весело и интересно провести с друзьями свободное время. Развивать познавательную деятельность. Презентация «Самовар»

Занятие-игра От лучинки до электрической лампы

Познакомить детей с керосиновой лампой. Дать представление как она работает, как раньше люди жили без электричества. Обогащение словаря детей: лучинка, свеча, керосиновая лампа, электричество, керосин, факел, копоть. Презентация Жизнь на Руси «Лен и лучина». Развивать интерес к познаниям. Формировать у детей качества

исследования. Воспитывать любознательность

«Благовещенье»

Познакомить детей с праздником «Благовещенье». Дать понятие о некоторых обычаях, о народном календаре русского народа. Дать представление, почему раньше люди говорили: «В этот день девица косу не плетет, а птица - гнездо не вьет», и с чем это было связано. Привить ребенку интерес к традициям. Воспитывать интерес к русской культуре. Воспитывать в детях толерантность

Занятие-игра Животные в славянской мифологии

Дать понятие детям, какое место занимали животные в славянской мифологии. Словарная работа детей: филин, сокол, сова, перепелка, беркут. Народные игры:

«Коршун», «Ворон», «Воробей»

Частушки, заклички, дразнилки

Проведение праздника «Жаворонки». Разучивание весенних закличек «А весна красна», «Жаворонушки». Народные игры: «Коршун», «Ворон», «Воробей»

Занятие-игра Пасхальные игры

«Мой род - моя крепость»

Ввести в арсенал общения детей понятие «родословное (генеалогическое) древо», познакомить их с терминами родства, старинными и современными представлениями о семейной иерархии, дать общее представление о способах ведения семейной летописи.

Игрушки детей в старину

Продолжать знакомить детей

Дружба и братство дороже богатства

Продолжать знакомить детей русским праздником «Русская березка». Расширить кругозор детей о народных традициях культуры. Развивать желание участвовать в народных играх. Воспитывать чувство национальной гордости за свой народ, за свою родину, где ты живешь.

Люби свой край и воспевай

Дать понятие о празднике «Ивана Купалы»: как собирают подарки, как проводят праздник, в честь чего проводится праздник. Формировать у детей чувство патриотизма. Развивать познавательную деятельность. Воспитывать интерес к русской культуре.

Информационные ресурсы:

  • Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л.Князевой, М.Д. Маханевой.
  • «Знакомство детей с русским народным творчеством»

(Т.А.Бударина,Л.С.Куприна,О.А.Маркелова,О.Н.Корепанова,И.В.Харитонова…)

Педагогические условия:

  • Доступность, постепенное усложнение (выполнение простейших действий плавно приводит к освоению более сложных специфических приемов)
  • Системность (занятия опираются на усвоенный материал, знакомые приемы постепенно закрепляются в новых темах)
  • Интеграция с другими методиками дошкольного образования
  • Согласование тематического плана с календарными праздниками
  • Учет индивидуальных особенностей и особенностей коллектива в целом
  • Информационное сопровождение (нельзя ограничиваться только процессом познания, он должен сопровождаться сообщением определенных сведений)
  • Достаточный уровень мастерства педагога (знание истории и традиций русской национальной культуры, знание базовых форм)
  • Наличие предварительного и подготовительного этапов.

Материальное обеспечение программы:

Для реализации программы необходимы:

  • Просторное и светлое помещение для проведения НОД, бесед, дидактических игр. Оно должно иметь полки для выставочных работ, литературы, дидактического материала, для хранения незавершенных работ детей, материалов для практических занятий: ватмана, картона, тканей и пр.
  • Костюмерная с набором костюмов для проведения праздников, ярмарок, посиделок. Создание костюмов осуществляется как непосредственно на занятиях, так и в домашних условиях с помощью родителей.
  • Декорации для оформления «ярмарочной площади» и «избы» при проведении праздников в актовом зале или на улице.
  • Инвентарь для проведения народных игр.
  • Иллюстративный материал, методическая литература.
  • Магнитофон, аудио- и видеозаписи по тематике программы.

Перспективный план работы с родителями

Колыбельная песня в жизни ребенка

Консультация

Рождественские посиделки

Совместное мероприятие

Проведение русских национальных праздников, развлечений, досугов - одно из условий воспитания интереса, любви и уважения к русской национальной культуре

Консультация

«Масленица»

Праздник

«Благовещенье»

Занятие в подготовительной группе

«Люби свой край и воспевай»

Праздник

Список литературы:

  • Агеева Р.А. Какого мы роду-племени? Народы России: имена и судьбы: Словарь-справочник. - М.: Академия,
  • Батурина Г.И., Лисова К.Л., Суворова Г.Ф. Нравственное воспитание школьников на народных традициях. - М.: Народное образование,
  • Громыко М.М. Мир русской деревни. - М.: Молодая гвардия,
  • Знакомство детей с русским народным творчеством. Методическое пособие. - СПб.: Детство-Пресс, 2008.
  • Календарные обрядовые праздники. Учебное пособие. - М.: Педагогическое общество России,
  • Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Учебно- методическое пособие. - СПб.: Детство-Пресс,
  • Максимов С.В. Из очерков народного быта. Крестьянские календарные праздники. Литературные путешествия. - М.,
  • Русские: семейный и общественный быт. - М.: Наука,
  • Соломенникова О.А. Радость творчества. Программа дополнительного образования. - М.: Мозаика -

Синтез. 2006.

Диагностические критерии оценки усвоения детьми содержания программы по приобщению к истокам русской народной культуры:

  • Знает основные народные праздники и обычаи с ними связанные.
  • Знает название и назначение предметов русского народного быта.
  • Знает русские народные и музыкально- фольклорные игры, изучаемые в рамках программы.
  • Знает русские народные песни, потешки, заклички, изучаемые в рамках программы.
  • Имеет представление о народных промыслах; называет их, узнает материал, из которого сделано изделие;
  • Умеет провести анализ изделия; выделяет характерные средства выразительности (элементы узора, колорит, сочетание цветов).

Методы диагностики:

  • наблюдения в свободной деятельности, во время проведения занятий и открытых мероприятий;
  • анализ результатов продуктивной деятельности.

Жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности.

Старая поговорка гласит: «Всё новое – хорошо забытое старое». Действительно, исследователями отмечено, что часто человек и человечество возвращается к, казалось бы, давно оставленным положениям, в истинность которых уже перестали верить.

Народная культура – предмет, который человек должен постигать на протяжении всей жизни – от первых шагов. Чем раньше мы начинаем вводить детей в мир народной культуры, тем лучших результатов добиваемся.

Значение приобщения детей младшего возраста к истокам народной культуры:

Формирование положительного отношения к окружающему миру;

Формирование положительных эмоций;

Развитие речи, обогащение словаря, внимания, мышления;

Формирование эстетических представлений;

Развитие первоначальных представлений о добре- зле, хорошо- плохо

Актуальность:

Познание человеком достижений народной культуры, является важным моментом в нравственном и духовном развитии личности во всех его проявлениях

Работая над данной темой мы стараемся формировать в душе ребёнка любовь, бережное отношение к окружающему миру, восхищение красотой предметов народных умельцев, интерес к красоте поэтического слова. Всё это становится неиссякаемым источником нравственного и познавательного развития ребёнка.

Познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора, находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру. Начинать приобщение к ценностям народной культуры необходимо начинать с младшего дошкольного возраста. Детские впечатления неизгладимы. Во-первых, окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это помогает детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа.

Во-вторых, следует шире использовать фольклор во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.).Дети очень доверчивы, открыты. К счастью, детство- это время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры.

Как отмечали К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой: познание человеком достижений народной культуры, является важным моментом в нравственном и духовном развитии личности во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.).

Основная цель в данном направлении: формирование у детей младшего дошкольного возраста положительных эмоций, интерес к окружающему миру через ознакомление с народно- прикладным искусством, художественное слово.

Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:

1. Вводить в мир художественного слова через знакомство с устным народным творчеством: сказки, потешки, песенки, заклички.

2. Воспитывать интерес и любовь к народному творчеству, к народным играм.

3. Побуждать эмоциональную отзывчивость к красоте окружающего мира: природе, предметов декоративно- прикладного искусства, музыку

Работу строю на основе главных методических принципов : учет возрастных особенностей детей, доступность материала, постепенность его усложнения.

Необходимое условие приобщение детей к народной культуре

организация развивающей среды.

Окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребёнка – развивает любознательность, воспитывает чувство прекрасного. Детей должны окружать предметы, характерные для русского народного быта. Это позволяет детям с раннего возраста ощутить себя частью великого народа

Основная задача – возможность введения детей в особый самобытный мир путем его действенного познания. Поэтому помимо натуральных вещей многие предметы преднамеренно стилизованы под реальные: макеты, народные игрушки, предметы русского быта: деревянная и глиняная посуда, расшитые полотенца, русский народный костюм и т.д. Детям с удовольствием рассматривают и манипулируют с народными игрушками, примеряют сарафаны, кокошники, покачивают в зыбке , сами толкут в ступе зерно.

В группе имеются разнообразные виды театров (пальчиковые, перчаточные. Би-ба-бо и др.), : сказки, песенки, потешки, с помощью которых происходит целостное восприятие произведений разных жанров, усвоению содержания произведений и эмоциональной отзывчивости на него.

Второе условие – организация образовательного процесса: в совместной образовательной деятельности и в режимных моментах; организация самостоятельной деятельности детей; взаимодействие с родителями

Третье условие - выбор содержания:

малые фольклорные формы – потешки, загадки, считалки, песенки, заклички, короткие сказки.

Народные промыслы: народные игрушки (матрёшка), богородская игрушка

Народные игры (подвижные, хороводные), пальчиковые, игры- упражнения

Развлечения, праздники

Общение с природой (наблюдения, прогулки)

Основной формой организации работы с детьми является непосредственно- образовательная деятельность- НОД (занятия), которая как фронтально, так подгруппами и индивидуально. Используются комплексные, сюжетные, тематические и другие виды организации НОД.

Наиболее интересными формами работы по приобщению малышей к народной культуре мы считаем:

Использование фольклора в организованной образовательной деятельности: в познавательно- речевой деятельности, игровой, продуктивной.

Фольклор используется как на занятиях-играх, так и во всех режимных моментах, например на утренней гимнастике мы с детьми обращаемся к устному народному творчеству, выполняем упражнения под потешки, также при умывании и когда просыпаемся и многое другое. В русском фольклоре, каким-то особенным образом сочетается слово, напевность, музыкальный ритм. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички, звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее.

Рассматривание народных игрушек

Большое значение в формировании интереса к окружающему миру оказывает знакомство с народными игрушками, предметами народных мастеров. В младшем возрасте мы знакомим детей с матрёшкой и богородской игрушкой. Это могут быть мини- занятия, предметно- манипулятивные игры, использование в организованной

Театрализованная деятельность

Большую роль в приобщении детей к народной культуре играет театрализованная деятельность. Уже с младшего дошкольного возраста через театр учим воспринимать действия героев, окружающий мир и адекватно реагировать на события, которые развертываются по ходу сюжета музыкального или литературного произведения.

Игра.

Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Игра естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Поэтому в своей работе мы всегда обращаемся к игре: как к дидактической, так и к народной. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями, пальчиковые игры, подвижные народные игры. Продолжительность игры небольшая.

Развлечения, праздники

Одной из главных форм приобщения дошкольников к народной культуре являются праздники и развлечения. Песенки, заклички, игры, театр- стимулируют интерес детей, усиливают их впечатление и переживание, обогащает художественное и эстетическое восприятие.

Как правило все формы работы в комплексе: показ театра сопровождается чтением потешек, пением песенок, пальчиковыми играми; в познавательно- речевых занятиях использую предметно- манипулятивные действия с игрушками, игры- показы, чтение сказок, потешек, подвижные игры

Особое внимание уделяется укреплению связей с родителями. Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием. Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует единению педагогов, родителей и детей, формирует положительное отношение друг к другу. Родители стали активными участниками педагогического процесса: они принимают участие в проведении праздников, в совместной деятельности, в изготовлении атрибутов к отобразительным играм, театрализованной деятельности, в украшении группы к русским народным праздникам, Рождество, Новый год, Масленица, участвуют в играх, активно обсуждают вопросы воспитания на родительских собраниях и семинарах.

В заключении хотим отметить, что приобщение дошкольников к истокам народной культуры влияет не только на духовную сферу ребёнка, наполняет жизнь яркими красочными впечатлениями от встречи с народной песней, сказкой, красивыми предметами народно- прикладного искусства.

Литература:

1. Е.В. Королёва.О необходимости приобщения детей к русской народной культуре. Интернет журнал «Мистер Вульф».

2. Я.С. Чернова. Русская народная игрушка как средство формирования нравственно-патриотического воспитания. http://do.gendocs.ru/docs/index-286254.html

3. О.Л.Князева, М.Д.Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ.: Детство-Пресс,2004.

4. М.Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2003.

5. Харитонова А.А. Развитие ценностного отношения дошкольников к истории и культуре родного города // Детский сад от А до Я. – 2010. - №4.

Рукопись представляет собой образовательную (порциальную) программу приобщения дошкольников к истокам русской национальной культуры. Народная культура, по мнению авторов, является не только источником приобщения детей к непреходящим, общечеловеческим ценностям, но и их познавательного, нравственного, эстетического развития. В программе предлагаются апробированные методические и организационные приемы педагогической работы, перспективные и календарные планы занятий с детьми всех возрастных групп.

Часть I. История появления программы, формы и методы ее реализации

Часть II. Перспективные и календарные планы работы по программе

Во 2-й младшей группе

В средней группе

В старшей группе

В подготовительной к школе группе

Часть III. Приложения.

1. «Чти всегда следы прошлого»

2. "Рыба ищет, где глубже, а человек - где лучше" (места проживания, строительство жилища)

3. "В гостях хорошо, а дома лучше" (быт и основные занятия русских людей)

4. "Какова пряха - такова на ней и рубаха" (история мужской и женской одежды)

5. "Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги - тачать пирожник" (история мужской и женской обуви)

6. "Не по Сеньке шапка" (история головных уборов)

7. "Не до шутки, когда пусто в желудке" (история русской кухни)

8. Русский самовар и чаепитие на Руси

9. Календарь (история времяисчисления)

10. Земледельческий календарь

11. Без примет ходу нет (народные приметы)

12. Русские народные праздники (Пасха,Рождество, Масленица)

13. Русские народные промыслы

Керамические художественные изделия («Дымка», «Гжель», «Скопинская керамика»)

Художественные изделия из дерева (русская резьба, Хохлома)

Лаки (Федоскино, Палех, Мстера, Холуй)

Художественные изделия из металла (финифть, скань, жостово)

Костяное кружево

14. Русская народная игрушка (история игрушки,матрешка, кукла)

15. Русский колокольчик

16. Русская тройка

17. Русская песня (колыбельная, частушки)

18. Словарь народных слов

Предисловие

Не секрет, что в настоящее время ни один специалист в области дошкольной психологии и педагогики не может дать точное определение, что такое "образовательная программа". Проблема заключается в том, что одним и тем же термином обозначаются как комплексные программы, которые включают содержание образования по всем основным направлениям развития детей, так и программы обучения по отдельным направлениям (например, по обучению элементам компьютерной грамотности, иностранному языку и пр.). Последние все чаще называют "порциальными" программами. Однако введение такой дифференциации не снимает целого ряда проблем: как и надо ли объединять несколько порциальных программ, как и можно ли ту или иную порциальную программу подключать к комплексной и т.д. На подобные вопросы пока нет готовых ответов, и их решение остается за каждым конкретным педагогическим коллективом, т.к. только он знает контингент своих воспитанников, профессиональные возможности специалистов, финансовые резервы, региональную специфику, которые в значительной степени влияют на приоритеты в общей стратегии развития дошкольного образования. Однако интерес и стремление дошкольных учреждений к внедрению порциальных программ с каждым годом растет. Это, видимо, объясняется тем, что их реализация достаточно легко осуществляется в форме дополнительных услуг; предлагаемые направления развития детей привлекательны для родителей и выделяют дошкольное учреждение из ряда других, положительно влияют на его рейтинг при проведении аттестации. Кроме того, их можно использовать не только в условиях дошкольного учреждения, но и в клубной, студийной работе с детьми дошкольного возраста. Поэтому, несмотря на все сложности и проблемы, необходимо задаться вопросом: чем же в настоящее время должно определяться направление и содержание развития детей, положенное в основу порциальных программ?

Сравнительный анализ еще недавно обязательной для всех дошкольных учреждений комплексной "Программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста" (1989 г.) с зарубежными аналогами в части их содержания, направленного на познавательное развитие детей показывает, что отечественная программа нуждается в пересмотре, в основном, с точки зрения изменения количества занятий, формы их проведения, конкретных методик, принципов комплектования материала. Что же касается ее разделов, относящихся к физическому развитию детей, художественно-эстетической, музыкальной и театрализованной деятельности, то значительное число педагогов уже многие годы привносит и в содержание, и в методы, предложенные в программе, свои творческие находки и дополнения. На данную тему много методической литературы и журнальных публикаций. Дети, как правило, с удовольствием занимаются этими видами деятельности. Во многих детских садах ведется соответствующая кружковая работа или организуются дополнительные услуги, устраиваются спортивные соревнования и праздники, конкурсы и выставки детских работ и т.д. Важно, что усилия педагогов по этим направлениям развития детей дают хороший, видимый результат.

Кроме того, в последние годы появилось несколько новых комплексных программ (например, "Радуга", "Развитие", "Золотой ключик" и др.), которые с успехом используются во многих дошкольных учреждениях. В них основные направления развития детей получили обновленное содержательно-методическое обеспечение.

Таким образом, можно констатировать, что в последние годы в российской системе дошкольного образования произошли определенные позитивные перемены в плане обновления содержания.

Тем очевиднее стал вакуум, образовавшийся в результате того, что из "Программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста" как бы сам собой выпал раздел "Нравственное воспитание". Этот раздел, безусловно, носил на себе явный отпечаток идеологизированной направленности ("Дружба народов СССР", "Образ Ленина", "Праздник 7 ноября" и т.п.). Однако, ни в новых комплексных программах, ни в одной из порциальных проблема нравственно-патриотического воспитания детей практически совсем не затрагивается.

Нами предпринята попытка восполнить этот пробел. Ее результатом стала порциальная программа, теоретическую основу которой составили положения "Концепции дошкольного воспитания" (1989 г.) о необходимости приобщения детей к непреходящим, общечеловеческим ценностям, идеи выдающихся русских философов о значении личностной культуры для духовно-нравственного и патриотического развития человека (И.Ильин, Д.Лихачев и др.). Причем, в отсутствие каких бы то ни было общегосударственных идеологических установок мы решили дать специальную аргументацию положения о том, что приобщение детей к народной культуре является средством формирования их патриотических чувств и развития духовности. Для этого необходимо специально остановиться на раскрытии таких понятий как "национализм", "интернационализм" и "патриотизм". Сложность в разведении этих понятий заключается в том, что понятие "национализм" для многих из нас ассоциируется прежде всего с понятием "национал-патриотизма" и, прежде всего, с германским фашизмом, основанном на противопоставлении одной, "избранной" расы (национальности) всем остальным. Пропитанный чувством собственного превосходства национал-патриотизм в нашем представлении всегда сопряжен с неприятием другой культуры, людей другой национальности и в историческом контексте прямо связан с агрессией и насилием. В новейшей истории, а, следовательно, и в нашей памяти понятие "интернационализм" противопоставлялось понятию национал-патриотизма. Более того, государственная идеология подменяла им понятие "патриотизма" или использовала как его синоним.

Понятие "интернационализм" также трактуется неоднозначно. Интернационализм может выступать как противопоставление национал-патриотизму и, например, проявляться в виде объединения людей по признаку одного вероисповедания ("Все люди - братья во Христе"). Это означает, что христианин является гражданином вселенной и может отвергать деление людей по странам, расам, национальностям.

Интернационализм может проявляться и в идее преодоления языковой разобщенности людей. Вспомним, например, еще недавно всерьез дискутировавшуюся возможность перехода на единый язык "эсперанто".

Однако распространенные в нашей стране идеи интернационализма в своей основе содержали большевистские представления о мировом переустройстве общества в соответствии с социал-революционным принципом: "Пролетарии всех стран, объединяйтесь". Для "сознательного" пролетария основная цель - это мировая революция, ради которой он может и должен предавать не только своих близких, но и родину. Фанатичная приверженность такой идеологии проявилась в форме большевистских капитулянтских лозунгов во время I Мировой войны и, особенно позднее, в первые годы советской власти, когда по идеологическим соображениям сосед предавал и обрекал на гибель соседа, брат - брата, сын - отца. Поэтому нам необходимо ясное понимание того, какой патриотизм мы утверждаем и стремимся воспитать в наших детях.

Патриотизм - это чувство любви к Родине. Понятие "Родина" включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта, однако, к ним не сводится, и они ее не заменяют. Историческая, пространственная, расовая связь людей ведет к формированию их духовного подобия. Сходство в духовной жизни ведет к общению и взаимодействию, которое порождает творческие усилия и достижения, придающие особое своеобразие культуре.

В своей истории многие народы осуществляют духовно-творческие свершения, переживающие века: древнегреческое искусство, римское право, германская музыка и т.д. Каждый народ привносит свое, и каждое достижение народа является общим. Вот почему национальный гений и его творчество оказываются предметом особой патриотической гордости и любви: жизнь народного духа находит в его творчестве сосредоточение и воплощение. Гений творит от себя, но и за весь свой народ.

Россия - родина для многих. Но для того, чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю, культуру, как свои собственные. Однако, национальная гордость не должна вырождаться в тупое самомнение и самодовольство. Настоящий патриот учится на исторических ошибках своего народа, на недостатках его характера и культуры. Национализм же ведет к взаимной ненависти, обособлению, культурному застою.

Глубокий, духовный творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но, подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и у ребенка пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

"Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи... Национальные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний" (Д.Лихачев).

Именно поэтому родная культура, как отец и мать должны стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

Исходя из вышесказанного, для своей программы "Приобщение детей к истокам народной культуры" нами были выбраны следующие приоритеты.

Во-первых, окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа.

Во-вторых, следует шире использовать фольклор во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.), т.к. именно он вмещает в себя все ценности русского языка. В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово и музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках кратко и метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются человеческие недостатки, восхваляются положительные качества. Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

В-третьих, большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. Именно здесь фокусируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем, эти наблюдения непосредственно связаны с трудовой и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

И, последнее, ознакомление детей с народной декоративной росписью, которая пленяет душу гармонией и ритмом, позволяет увлечь детей национальным изобразительным искусством.

Таким образом, образовательная цель Программы - приобщение детей ко всем видам национального искусства - от архитектуры до живописи и орнамента, от пляски, сказки и музыки до театра.

Именно такой представляется нам стратегия развития личностной культуры ребенка как основа его патриотических чувств и любви к Родине.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам и традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ, просеяв сквозь сито веков, оставил нам самое ценное.

Нельзя сказать, что педагоги раньше этого не понимали. Однако типовая "Программа воспитания и обучения детей в детском саду", как руководство и основной документ для воспитателей, таких задач не включала. Правда, уже в младших группах ею предусматривалось приобщение детей к народной игрушке (пирамидке, матрешке, вкладышам, каталкам, качалкам, игрушке-забаве и др.), малышей знакомили с русскими народными играми, хороводами, народными песнями, потешками, скороговорками, сказками, загадками.

Кроме того, в "Программе" были заложены задачи по знакомству детей с декоративно-прикладным искусством хохломы, городца, дымковской, каргопольской, филимоновской игрушкой. От возраста к возрасту усложнялись задачи по слушанию и воспроизведению фольклорных произведений, восприятию яркости цветовых образов народно-прикладного искусства, выразительности передачи игровых действий в сочетании со словом.

Однако не секрет, что представления выпускников детского сада о русской культуре были отрывочны и поверхностны. В чем же дело? Возможно, это происходило потому, что в "Программе" задачи по знакомству дошкольников с родной культурой были сформулированы слишком обще. Например, "...воспитывать любовь к Родине, родному городу, селу", "...познакомить с некоторыми изделиями народно-прикладного искусства..." и т.п. При этом совершенно не обозначенными оставались средства и методы решения данных задач, а у воспитателя почти не было соответствующих материалов и пособий. Окружающая действительность (особенно в городе) также не давала возможности реального приобщения детей к народной культуре.

Эти пробелы могли бы восполнить разнообразные выставки народно-прикладного искусства, музеи русского зодчества и краеведческие экспозиции, фольклорные праздники. Однако для воспитанников детского сада их посещение не всегда возможно, не говоря уже о том, что весь материал таких экспозиций, в основном, рассчитан на взрослое восприятие и требует большой грамотной переработки для малышей.

Кроме того, давно забыты и не употребляются в разговорной речи старославянские слова и изречения, почти не используются потешки, поговорки, пословицы, которыми так богат русский язык. В современной жизни практически отсутствуют предметы народного быта, встречающиеся в фольклорных произведениях. Поэтому многие педагоги, опрометчиво считая, что некоторые слова и выражения фольклорных произведений недоступны детям, или сами не понимая и не умея их объяснить, упускают очень важные смысловые моменты или пересказывают русские народные сказки на современном языке. Воспитатели часто недооценивают и мало знают наизусть присказок, закличек, потешек, поговорок, народных игр и поэтому не могут применить их к месту. Музыкальные руководители, используя народные песенки как попевки-распевки, почти не включают их в игры и праздники, увлекаясь современным материалом.

А как донести до понимания детей-горожан особенности крестьянского труда? На практике такая задача, кстати, предусмотренная типовой программой, решалась формально, содержательно не связывалась с природными явлениями, обрядами, пословицами и поговорками. И это вполне объяснимо, т.к. большинство педагогов сами плохо знают традиции и обычаи, историю народной культуры, не проникнуты чувством и пониманием ее древности и величия.

Поэтому для того, чтобы педагогический коллектив любого дошкольного образовательного учреждения имел возможность творчески развивать предлагаемый вариант программы, в ней, помимо организационных и методические приемов педагогической работы, перспективных планов и конспектов занятий, в виде приложения приводятся материалы из самых разных литературных, исторических, этнографических и искусствоведческих источников. Доступ к такой литературе в полном объеме, адаптация многих текстов, написанных профессионалами, весьма затруднительны для большинства педагогов, живущих в разные регионах России. Кроме того, знакомство с данными материалами (русскими праздниками и традициями, особенностями жилища, одежды и кухни, декоративно-прикладными промыслами и т.д.) будет целесообразно и с точки зрения расширения собственного базиса личностной культуры педагогов, занимающихся обучением и развитием детей дошкольного возраста.

В заключение приводится небольшой словарь наиболее употребляемых в народных сказках, пословицах, поговорках старославянских слов.

Мы не можем предоставить возможность скачать книгу в электронном виде.

Информируем Вас, что часть полнотекстовой литературы по психолого-педагогической тематике содержится в электронной библиотеке МГППУ по адресу http://psychlib.ru . В случае, если публикация находится в открытом доступе, то регистрация не требуется. Часть книг, статей, методических пособий, диссертаций будут доступны после регистрации на сайте библиотеки.

Электронные версии произведений предназначены для использования в образовательных и научных целях.