Тем, кто уже давно не верит в Деда-Мороза, можно рассказать нелицеприятную историю этого сказочного теперь персонажа, который своим появлением обязан реально существовавшему человеку - святителю Николаю архиепископу Мир Ликийских (развалины его резиденции находятся около поселка Демре в современной Турции). У разных народов он зафиксировался под разными именами: Николай Мирликийский, Николай-Чудотворец, Николай-Угодник, Баба Ноэль, Пер Ноэль, Санта Клаус.

Судя по всему, мрачные дела Николая, которые так сильно врезались в память народную, заключались в контрольной поездке по подданным территориям в осенне-зимний период для сбора дани/налогов. В те времена при неуплате дани совершенно нормальной практикой штрафных санкций было забирать детей 7-12 лет в рабство.

Свечку мы, разумеется, не держали, но уши настолько сильно торчат изо всех щелей, что потребовалось много лет для перекрашивания черного образа Николая Мирликийского в белый и пушистый.

Вот один из вариантов его современного изображения. Кстати, католическая церковь в отличие от православной, не так давно предусмотрительно деканонизировала Николая Мирликийского, исключив его из списка святых.

Примерно до середины 19 века являющиеся зимой Пер-Ноэль, Санта-Клаус и прочие совершенно однозначно воспринимались как злые персонажи, которые забирают с собой маленьких детей и от которых ждать ничего хорошего не приходится, т.е. радовались когда он уходил и можно было относительно спокойно жить целый год, поэтому каждый год возможно "новое счастье".

Во второй половине 19 века по всем правилам политкорректности (это на самом деле давняя технология искажения сущности) началось изменение образа в положительную сторону, чтобы о рабовладении ничто не напоминало. А уж к нашему времени страшный сборщик налогов превратился просто в умильного дедушку, от которого все только подарков ждут.

В России во второй половине XIX века, при Александре II, отмечаются первые попытки создать самобытного «рождественского деда», который дарил бы подарки русским детям, как у их западных сверстников, упоминаются в 1861 г. "старый Рупрехт" (о нем чуть позже поясним) и в 1870 г. святой Николай или "дедушка Николай". Это были единичные попытки, которые не прижились. В 1886 году впервые появляется "Морозко", и к началу ХХ века уже складывается знакомый нам образ Деда Мороза. Но потом революция 17-го года, запреты на все церковные праздники, и Дед Мороз как обязательный персонаж новогоднего - а не рождественского - праздника возрождается уже в советское время и относится к концу 1930-х гг., когда после нескольких лет запрета вновь была разрешена ёлка.

Вернемся в 19 век и посмотрим что сохранилось от темной предыстории Санта Клауса-Николауса. В России - некий "бабай", который опасен и забирает маленьких детей. Отец Николай на турецком - Баба Ноэль. В турецком ударение на второй слог, и В.И. Даль отмечает уже трансформированное: "Детей пугают и бабайкою, старухою, и тут сходятся производства от бабы и от бабая".

В Германии аналогом Бабая является Крампус (Krampus). Он ходит вместе с Санта Клаусом и забирает непослушных детей. "Еще одно встречающееся в Альпах на Николаев день существо – крампус. Он страшен и лохмат, с рогами, длинными зубами и хвостом. По поверью, хороших детей награждает Николай, а плохих наказывает крампус. С длинными розгами, коровьими хвостами и колокольчиками группами и в одиночку крампусы расхаживают по улицам деревень и городов и пугают прохожих." Аналогом Крампуса по выполняемым задачам является образ рождественского солдата Рупрехта, который тоже ходит по домам с розгами и сечет или забирает с собой маленьких детей.

Интересно, что если изначально Крампус (Рупрехт) является помощником Санта Клауса-Ни колауса и получается удобное распределение ролей "Белый рыцарь-Черный рыцарь" = "хороший царь и плохие бояре", то потом образы разделяются окончательно - черные силы как бы существуют сами по себе, а "хороший царь" набирает себе очки положительного персонажа. Однако, разделяй сознание и властвуй...

Здесь они вместе:








В старых версиях преданий Крампус похищает особо непослушных детей, уносит их в свой страшный замок и сбрасывает в море, что согласуется с ролью его помощника Санта Клауса - Николая Мирликийского, который является покровителем мореплавателей. Действительно, рабов отправляли к месту назначения именно морем.

Здесь Крампус уже орудует будто бы сам по себе, но цель действий пока еще хорошо заметна - детей в кандалах уводят в рабство:



Затем постепенно образ Крампуса вырождается в некое пугало, которое само заковано в кандалы, то есть цепи превращаются в нейтральный атрибут как у какого-нибудь "металлиста".
Вместо похищения детей он их только наказывает - сечет розгами или только пугает:




В настоящее время роль Крампуса постепенно уменьшается, оставаясь только в некоторых районах Баварии и Австрии, где 5 декабря празднуется даже специальный «День Крампуса» (Krampustag). В этот день жители одеваются в такие страхолюдные костюмы и пугают прохожих и соседей, не рискуя получить в ответ бутылкой по голове. Подарков Крампус не дарит, он специализируется на наказании непослушных детей, пугая их:


И вот появляется образ почти забавного декоративно-страшного Крампуса, у которого все атрибуты остались - корзина с детьми, кандалы, розги, но теперь это не похищение, а катание на санках:

Мы посмотрели как образ злого помощника Санта Клауса потихоньку выродился в некое забавное пугало, повод подурачиться и приколоться. А что же сам Санта Клаус? Он, отделившись от своего злобного помощника, тоже постепенно изменил образ в сторону добродушного старичка с подарками.
На этой открытке слева Санта Клаус вроде бы делает то же самое, что и его помощник Крампус справа, но как-то так по-доброму, будто бы пугает. Сюжет тот же, а сущность исчезла:

А здесь уже всё становится игрушечным - и сабля и ребенок:


И, наконец, получаем чуть ли не странствующего монаха. Где изначальные епископские наряды, где черт-помощник, где похищаемые дети в мешке или в кандалах? Сюжет обозначен, но искажён до неузнаваемости. Учитесь, как надо грамотно подправлять имидж...


Дополнение от 13.01.2013 г.:
Оказывается такая же история произошла и с "Добрым Санта-Клаусом" из Лапландии - Йоллупукки и его образ сильно напоминает уже знакомого нам Крампуса: "Мало кто знает, но добрый рождественский дед, который живёт в Лапландии, на самом деле является довольно сомнительным персонажем в мифологии. Одно из его исторических названий - Йоулупукки, что в переводе с языка суоми означает "рождественский козёл".

Вообще, образ добродушного, розовощекого старикана в красном кафтане появился сравнительно недавно. Ещё в XIX столетии его изображали злобным существом в козлиной шкуре с рогами, которое приходит в дом исключительно для того, чтобы потребовать выпивки с хозяев и напугать детей. Непослушных ребятишек он живьём варил в котле, а благородных оленей использовал в качестве основного провианта на зиму.

Изначально языческий обычай постепенно "христианизировался", стал гуманнее и с недавней поры вовсе превратился в рекламного персонажа "Кока-Колы". Рогатого злодея из Лапландии навсегда сменил "охохокающий" увалень с мешком подарков. Судя по сохранившимся иллюстрациям, древний прототип Санты был куда колоритнее и дети его точно слушались..."



Многие читатели, наверное, в детстве боялись визита Дедушки Мороза. С одной стороны, подарков хотелось, с другой стороны, большой бородатый дядька в шубе внушал определенные опасения. Мало ли, что у него на уме…

Как выяснилось, опасения эти были не беспочвенными. И Деды Морозы в России, и Санта Клаусы на Западе неоднократно оказывались вовсе не лучшими друзьями детей, а опасными преступниками, способными на самые ужасные поступки. И ладно бы речь шла только про фильмы ужасов! Оказывается, и в обычной жизни люди в костюмах Санта Клаусов и Дедов Морозов часто идут на тяжкие преступления.

Специально к праздникам мы составили список пяти самых опасных и жестоких героев Рождества и Нового Года. Половина из списка – киноперсонажи, вторая половина – реальные люди, попавшие в криминальные хроники.

Как выяснилось, американские Санта Клаусы больше склонны к насилию и преступлениям против общества, чем российские Дедушки Морозы, которые, как правило, тихо страдают только от хронического алкоголизма. Знающие люди говорят, что это все потому, что за Дедом Морозом приглядывает заботливая Снегурочка, которая не дает ему погулять на славу. Что ни говори, а румяная русская баба – это лучше, чем эльфы и олени.
Санта Клаус – маньяк-убийца

Многие поколения американских детей верили в то, что Санта Клаус – это добрый толстый старик в очках, который приезжает на оленях с мешком подарков. Так продолжалось до 1984 года, когда был снят скандально знаменитый фильм ужасов «Тихая ночь, смертельная ночь». В нем описывалась кровавые похождения маньяка в костюме Санта Клауса, жестоко убивающего людей.

Как это часто бывает в американских фильмах, во всем была виновата детская психическая травма. Когда маньяк был маленький с кудрявой головой, его папу с мамой убил грабитель в костюме Санты. С тех пор главный герой фильма довольно нервно реагировал на начало рождественских распродаж, а один раз не выдержал, надел костюм Санта Клауса, схватил топор и устроил кровавую баню.

Фильм «Тихая ночь, смертельная ночь» вызвал огромную волну протестов добропорядочных американских граждан, которым не понравилось, что любимец всех детей изображен в картине в виде серийного убийцы. Однако фильм имел успех в прокате, зрителям понравилось, что по сюжету герой вдохновенно гонялся с топором за голыми тетеньками, душил своих жертв елочными гирляндами, а одного из персонажей насадил на оленьи рога.

До 1992 года было снято четыре продолжения, каждое из которых было хуже предыдущего. С тех пор Санта-убийца на экранах не появлялся.
Санта Клаус – похититель детей

В реальной жизни Санта Клаусы не так опасны, однако молодым родителям следует с ними быть настороже. 17 декабря этого года в американском штате Южная Каролина человек в костюме Санта Клауса похитил 8-летнюю девочку и пытался скрыться с ней на мотоцикле.

Драма разыгралась около супермаркета на одном из крупных шоссе. Большая семья с детьми приехала за покупками, и отец семейства обратил внимание на странного мужчину в костюме Санта Клауса, который заправлял свой мотоцикл с коляской и предлагал ребятишкам сфотографироваться на память. Наивные родители разрешили своей дочке подойти к мотоциклу, чтобы посмотреть на игрушку – трогательного олененка Рудольфа, который лежал в коляске.

Неожиданно странный Санта Клаус схватил девочку, усадил ее в коляску и на большой скорости поехал прочь. Взволнованный отец побежал к своей машине и бросился в погоню. Санта-мотоциклист гнал по шоссе со скоростью 100 км/час, однако отец девочки сумел обогнать его и заставил остановиться. Преступник оставил ребенка и быстро уехал, позже полиция нашла его в одном из местных баров.

55-летний Джон Майкл Бартон утверждает, что регулярно катал местных детей на мотоцикле и вовсе не хотел причинить ребенку вред. Однако теперь ему грозит до 30 лет лишения свободы за похищение.
Санта Клаус – вор и алкоголик

Одним из самых асоциальных и аморальных Санта Клаусов последнего времени стал главный герой фильма «Плохой Санта» (2003), роль которого исполнил Билли Боб Торнтон. Его персонаж Вилли – сорокалетний алкоголик и взломщик сейфов, промышляющий рождественскими грабежами. Каждое Рождество он вместе со своим напарником, чернокожим карликом Маркусом устраивается работать в крупный супермаркет. Вилли должен в костюме Санта Клауса веселить детей, а Маркус играет его помощника – рождественского эльфа. В ночь накануне праздника веселая парочка грабит все сейфы супермаркета и «ложится на дно» до следующего Рождества.

Проблема в том, что Вилли уже не может контролировать свое поведение из-за прогрессирующего алкоголизма. В костюме Санта Клауса он орет на детей, в пьяном угаре дерется с чучелом рождественского оленя и занимается анальным сексом с покупательницами в примерочных кабинках.

Спасение приходит, откуда не ждали. Вилли знакомится с толстым туповатым мальчиком, который искренне верит, что этот пьяный похотливый дядя с отваливающейся бородой – настоящий Санта Клаус. В финале картины перевоспитавшийся герой крадет из супермаркета не деньги, а игрушечного слона, которого мальчик так хочет получить в качестве рождественского подарка.
Санта Клаус – извращенец-педофил

В реальной жизни отношения ряженых Санта Клаусов и маленьких мальчиков не столь чисты и невинны. В декабре прошлого года полиция американского города Ньюбурга арестовала 57-летнего Рэнсфорда Джорджа Пэрри, обвинив его в попытке совращения несовершеннолетнего мальчика.

Как и герой фильма «Плохой Санта», Пэрри работал Санта Клаусом в большом местном супермаркете. В рамках благотворительности он должен был развлекать детей покупателей и фотографироваться с ними. Желая еще ближе общаться с детьми, Пэрри создал «Агентство талантов Рона Пэрри» и начал ходить по домам в поисках особо одаренных ребятишек.

Как-то раз Пэрри в костюме Санта Клауса постучал в дом, где ему открыл дверь 15-летний мальчик, объяснивший, что родителей нет дома. Добрый дедушка Санта начал рассказывать ребенку про свое агентство талантов, потом стал показывать порнофильмы, а под конец беседы снял штаны и пытался склонить подростка к оральному сексу.

К счастью, мальчик не повелся на провокацию и обратился в полицию. Сейчас Санта Клаус из «Агентства талантов Рона Пэрри» коротает время в тюрьме.
Дед Мороз – террорист

А что же наши родные Дедушки Морозы? Неужели они все белые и пушистые? А вот и нет. Наиболее радикальные Снегурочки и Деды Морозы неожиданным образом обнаружились в городе Владивостоке.

4 января 2002 года в здание местного Дома молодежи вошли Дед Мороз и Снегурочка. Они зашли в офис компании «Прим-Ойл», торгующей нефтепродуктами, зашли в кабинет к руководству, поздравили всех сотрудников с Новым Годом и вручили подарок – нечто, завернутое в подарочную упаковку. Когда Дед Мороз и Снегурочка ушли, сотрудники компании развернули сверток и обнаружили внутри светильник. Когда они включили его в розетку, раздался взрыв.

Три сотрудника компании попали в больницу с осколочными травмами различной тяжести. Владивостокская милиция начала розыскные мероприятия и смогла поймать Дедушку Мороза с внучкой. Ими оказались две женщины, регулярно выступающие на новогодних елках. За три дня до трагедии к ним обратился неизвестный мужчина, который за хорошее вознаграждение попросил доставить «подарок» своим деловым партнерам. Надо отметить, что «посланцы» сильно рисковали сами, когда трясли взрывоопасный подарок. К счастью для них устройство не сработало без электродетонатора.

Итак, как можно убедиться, Деды Морозы и Санта Клаусы могут быть очень опасны. Российские специалисты по криминалистике предупреждают, что в последнее время под видом службы «Дед Мороз по вызову» в квартиры часто приходят грабители. Работники милиции предупреждают: не следует приглашать себе в гости незнакомых седобородых людей с мешками.

Иногда Деды Морозы не то, чем кажутся. С Новым Годом!

Владимир ДОРОХОВ

Специально для «Аналитической газеты «Секретные исследования», №24, 2015

Католическое Рождество, несмотря на религиозный подтекст этого праздника, отмечают не только верующие христиане. Собраться за семейным ужином и порадовать друг друга подарками – стало обычной традицией для людей в разных частях света. Рождественские сказания и легенды накрепко слились с языческим фольклором у многих народов. В различных странах есть и свой мистический персонаж, ассоциирующийся с Рождеством.

Злой антипод Санта-Клауса

В Австрии Святой Николай, он же – Санта-Клаус, со своим помощником, ужасным демоном по имени Крампус, путешествуют от дома к дому в канун Рождества. Имя «Krampus» произошло от древнегерманского «Krampen», что значит «коготь», по другой версии, от баварского слова «Krampn» (нечто мертвое, высохшее). Также в германской традиции он известен под названием рогатый Николай. У судетских немцев – Дикий Клаус. Крампус представляет собой демона с красной мордой и козлиными рогами, покрытого мохнатой черной шерстью. На его теле висят цепи, и он звонит в большой колокольчик. У него длинный, висящий изо рта красный язык, хвост и в руках большая палка и черный мешок. Крампус – инкуб. По традиции, инкубус – это демон, посещающий спящих и ложащийся на них (слово «инкуб» в переводе с латыни «ложиться сверху»). Однако Крампус не какой-нибудь маньяк-насильник. Его цель – наказать детей, которые вели себя плохо в этом году.

В канун Рождества австрийские дети расставляют свои ботинки на подоконнике или за пределами своей спальни. Пока они спят, Санта-Клаус и Крампус приходят в их дом. Если дети вели себя хорошо, Санта оставляет им в ботинках конфеты и угощения. Если они вели себя плохо, Крампус бьет их палкой. Если дети вели себя очень плохо, то Крампус засовывает их в мешок и бросает в реку.

Упоминания о Крампусе имеются еще в дохристианском германском фольклоре. По некоторым характеристикам он проявляет сходство и с сатирами из древнегреческой мифологии. Во времена инквизиции католическая церковь запрещала празднования с участием ряженых, изображающих рогатых существ. Тем не менее, традиция изображения Крампуса сохранилась, и к XVII веку он утвердился в рождественских празднованиях как спутник Святого Николая. Легенда стала такой популярной, что история о нем распространилась по всей Европе. Особенно популярным этот персонаж стал в Чехии, Словакии, Словении, Хорватии и Италии.

В XX веке австрийское правительство не поощряло изображение Крампуса. После гражданской войны 1934 года режим Дольфуса по инициативе христиан-социалистов и Отечественного фронта наложил запрет на данную традицию. В 50-е годы правительство распространяло памфлеты на тему «Крампус – порождение зла». Однако к концу века произошло восстановление празднований с участием Крампуса, и сейчас эта традиция остается очень популярной. В наше время день Крампуса отмечается 6 декабря (День Святого Николая). В провинциальных городах некоторые мужчины одевают меха, тяжелые ботинки и жуткие маски с рогами. Потом, стуча палками и звеня цепями и колокольчиками, они идут по городу, посещая дома, в которых есть маленькие дети. Когда родители открывают им двери, те начинают терроризировать детей: рычат и размахивают в воздухе своей палкой. Дети кричат и плачут. После того, как детей хорошенько напугали, родители приглашают гостей сесть за стол, чтобы выпить. При этом однажды в Австрии проходила общественная дискуссия на тему допустимости использования образа Крампуса для маленьких детей.

Фрау Перхтен

В германских и австрийских народных сказках довольно часто встречается ведьма, известная как фрау Перхтен. В течение двенадцати дней после Рождества она рыщет по домам, раздает подарки праведникам, а грешников заставляет страдать, например, разрывая и вытаскивая внутренние органы и заменяя их мусором и грязью. В честь фрау Перхтен австрийцы устраивают рождественские шествия и гуляния, чем-то похожие на празднование «Ночи Крампуса». Специалисты по европейскому фольклору уверены, что легенды о фрау Перхтен самым непосредственным образом связаны с культом древней богини Перхты, которая большую часть года живет в лесу и выходит «в люди» только после Рождества.

Бефана

Несмотря на отталкивающую внешность, Бефана является положительным сказочным существом – она не наказывает провинившихся ребятишек, зато дарит всем игрушки и сладости. Бефану некоторые считают злой ведьмой, которую принято возить на тележке и сжигать на главной площади. Однако более распространено представление о Бефане как о добром существе, приносящем подарки детям, проникая в дом через дымоход. Дети заранее развешивают перед камином носки для подарков. Подарки достаются только добрым детям, плохим Бефана кладет в носки угольки. Существует также поверье, что если в доме хороший хозяин, она не только подарит подарки его детям, но и перед уходом подметет пол. Бефану изображают обычно в виде старушки, летящей на метле, одетой во все черное и с мешком подарков и сладостей за спиной.

Белсникель

В легендах некоторых юго-восточных регионов Германии говорится о Белсникеле – косматом бродяге в потрепанной одежде из звериных шкур, который в канун Рождества поощряет хороших детей конфетами, а сорванцов и лентяев воспитывает розгами. Своим поведением Белсникель напоминает Крампуса, только он не столь кровожаден и жесток: чаще всего дух не использует рукоприкладство, лишь предупреждая детей, что в Рождество каждый из них должен вести себя примерно.

Ганс Трапп

Еще один «Анти-Санта», на этот раз из Эльзаса и Лотарингии (северо-восточные районы Франции), носит имя Ганс Трапп. Согласно преданию, Трапп был жестоким и алчным богачом, который заключил договор с дьяволом, за что его отлучили от церкви и отправили жить в лес, чтобы обезопасить французов (особенно детей) от его тлетворного влияния. Ссылка не слишком помогла: злодей, замаскировавшись под соломенное пугало, принялся охотиться на заблудившихся малышей и поедать их. Однажды Бог внял молитвам пойманного Траппом мальчика и поразил нечестивца молнией, но и этим не удалось полностью успокоить негодяя. Теперь каждый год под Рождество, наряженный соломенным пугалом, он возвращается в этот мир и пугает скверно ведущих себя детей.

Пер Фуэтар

Зловещий спутник Пер Ноэля (французского Санта-Клауса) – Пер Фуэтар. Он сопровождает главного рождественского волшебника в его странствиях и подсказывает ему, как себя в течение года вел тот или иной ребенок. В старину французы верили, что один мясник как-то под Рождество заманил к себе в лавку троих маленьких мальчиков, убил их и настряпал из детского мяса всяческих «деликатесов». Но наесться ими до отвала каннибал не успел: на помощь невинно убиенным пришел Святой Николай, который воскресил жертв, а самого мясника взял под свою опеку. С тех пор каждый год 6 декабря парочка Пер Ноэль и Пер Фуэтар приходят на Землю и ищут озорников и сорванцов, чтобы как следует проучить их, а примерные мальчики и девочки получают от них заслуженное хорошим поведением вознаграждение.

Йольский кот

Если у нас непослушных малышей забирают Серый Волчок или Баба Яга, то маленьких исландцев с детства пугают Йольским (Рождественским) котом, который посещает дома под Рождество и может похитить и съесть мальчиков и девочек, которые в течение года не сделали ничего хорошего и вдобавок были замечены в хулиганстве. Прилежным же детям пушистый «блюститель нравов» оставляет подарки. Согласно легенде, чтобы избежать нападения Йольского Кота, необходимо к рождественским праздникам обзавестись теплой шерстяной одеждой, которая даст четвероногому проказнику понять, что человек сумел приобрести обновку, а значит, не потратил год зря. Видимо, страх перед жестоким, но справедливым Рождественским Котом служит для этого северного народа отличным мотиватором: по статистике, исландцы работают сверхурочно чаще подавляющего числа жителей других европейских стран.

Йоласвейнары

В Исландии нет одного Санта-Клауса, вместо него в национальном фольклоре присутствуют тринадцать странного вида созданий, в основном напоминающих гномов. Называются они – Йоласвейнары, то есть приблизительно «Рождественские парни», и являются сыновьями страшной горной великанши по имени Грила. Ранее считалось, что они всячески вредят людям на протяжении тринадцати ночей перед Рождеством. Начиная с 12 декабря, они воруют мясо, приправы и прочее, вплоть до поедания детей. У этих существ есть четкая специализация: например, у одного есть длинный крюк, с помощью которого он ворует мясо у людей, второй подглядывает в окна, чтобы найти, чем поживиться в человеческом жилище, третий имеет свиные ноги и пугает овец в хлевах. В общем, чудесные создания… Бедным детишкам приходится верить в это и бояться наступления Рождества. У них есть только один способ выжить – хорошо вести себя и слушаться родителей, тогда гномы кладут им в ботинки маленькие подарки на протяжении всех тринадцати ночей перед Рождеством. Непослушным детям при этом приходится довольствоваться клубнями картофеля вместо подарков.

Численность Йоласвейнаров от сказания к сказанию менялась, а в настоящее время принято считать, что их чертова дюжина, и с ними повсюду ходит уже упоминавшийся Йольский Кот. До начала XX века Йоласвейнары считались не слишком уважаемыми персонажами, но после того, как в Исландию проникли легенды о Санта-Клаусе, тамошним жителям захотелось иметь собственного положительного рождественского героя, и за неимением более подходящих, на эту роль взяли «Рождественских парней». Стоит заметить, что Санты из Исландии заметно отличаются друг от друга и не любят, когда их путают, поэтому подарки у каждого из них свои.

Грила

Завершает подборку героев рождественских преданий кровожадная великанша-людоедка Грила. Этот образ встречается в исландских легендах с древних времен, но только в XVII веке Грилу начали называть матерью Йольских (рождественских) парней и стали ассоциировать с Рождеством. Исландский фольклор гласит, что великанша живет в горной пещере вместе с тринадцатью своими отпрысками, ленивым и нерадивым мужем по имени Леппалуди (для нее этот брак стал третьим по счету) и огромным черным Йольским Котом в качестве домашнего животного. Опостылевшая семейная жизнь наделила Грилу жестокостью и вероломством: злодейка похищает маленьких исландцев (особенно тех, кто в течение года «отличился» шалостями) и подает их к своему рождественскому столу. В Исландии Грила считается насколько могущественной, что в 2010 году американское сатирическое новостное агентство «The Onion» даже объявило ее «виновницей» извержения вулкана Эйяфьядлайекюдль!

Вот теперь, когда вы были уверены, что Рождество – единственное время года, когда нет ничего страшного, вспомните о «милом» Крампусе и его «кротких» рождественских коллегах…

Продолжим создавать праздничное настроение в нашей кино-рубрике. Сегодняшнюю тему я намеренно раскрываю заранее, так как вкусы у всех разные. Кому-то нравится щекотать себе нервы, а кому-то ужастики в преддверии самого любимого семейного праздника весь настрой собьют. Если вы относитесь к первой категории - смело читайте и смотрите.
Фильм режиссера Боба Кларка, выпущенный в Канаде. В свое время не привлек много внимания, но сейчас считается классикой. В канун рождества в университетском городке девушки получают странные звонки и начинают погибать одна за другой...

«Черное Рождество» (Black Christmas, 2006)

Без ремейков никуда, только вместо университета - школа сестер милосердия.

«Тихая ночь, смертельная ночь» (Silent Night, Deadly Night, 1984)

Еще одна культовая лента прошлого века. В свое время была скандальной, многие не принимали идею воплощения Санта Клауса в роль психопата и серийного убийцы. Фильм со временем получил 4 сиквела, но они не заслуживают внимания.

«Не открывай до наступления Рождества» (Don"t Open Till Christmas, 1984)

Очередной классический фильм из прошлого, снят в Великобритании. На костюмированной вечеринке героя, одетого в костюм Санты, убивают стрелой в затылок. Начинается расследование, а люди продолжают погибать.

«Гремлины» (Gremlins, 1984)

Пожалуй, это наиболее удачный рождественский ужастик. Наверное, потому, что это не «мясорубка», а фантастическая комедия для всей семьи. Стоит лишь упомянуть, что автор сценария - Крис Коламбус, режиссер фильмов «Один дома» и трех лент о Гарри Поттере. А продюсер - Стивен Спилберг. Кино про симпатичных пушистых зверушек, которые могут вести себя очень странно. Увлекает на ура.

«Снеговик» (Jack Frost, 1997)

Главное - не путать этот фильм с милой семейной драмой 1998 года с одноименным названием. В данном случае перед нами классический ужастик. Тюремная машина везет маньяка-убийцу на казнь. По дороге случается авария - фургон сталкивается с правительственным автомобилем, который перевозит секретный груз с экспериментальными химическими веществами. Эти вещества способны оживлять мертвых, но так как от преступника из-за аварии почти ничего не осталось, адская смесь его ДНК и «химии» попала на снег. В итоге в городе появляется ужасный снеговик… Фух, даже звучит страшно.

«Санта-Киллер» (Santa"s Slay, 2005)

Этот фильм не назвать очень страшным и кровавым. Неплохая черная комедия про демона Санту. Оказывается, что любимый детьми дедушка на самом деле не добрый. Просто много сотен лет назад он проиграл долг в карты и вынужден был разносить детям подарки каждый год. Но наконец срок долга истек и пошло-поехало...

«Пряничный злодей» (The Gingerdead Man, 2005)

Не самый качественный ужастик с элементами комедии про то, как душа казненного-маньяка убийцы переселяется в … домашнюю выпечку. И пряничный человечек начинает терроризировать город. У ленты есть два сиквела, не сильно лучше оригинала.

«Парковка» (P2, 2006)

Не самый плохой рождественский ужастик. В канун праздника молодая и грудастая бухгалтер Анжела покидает офис позже всех и оказывается запертой на парковке. И виной тому не какие-нибудь технические проблемы - таким образом маньяк-охранник (который оказывается давним поклонником красавицы) решает похитить её и отпраздновать рождество вместе.

«Санта на продажу» (Rare Exports, 2010)

Довольно странная лента, после просмотра которой я могла только думать «боже, что в голове у этих долбанутых финнов…». В результате промышленных раскопок в финской Лапландии на месте искусственной сопки находят Санта Клауса. Точнее, это прокатчики так постарались, а на самом деле речь про Йолупукки. И он совсем не добрый дедушка, а древний демон, который заживо варит в котле и съедает непослушных детей. Сначала нашедшие «Санту» герои решают его продать... Правда, это оказывается не сам «Санта». В общем, сюжет закручен.

«Кровавый Санта» (Sint, 2010)

Нидерландский фильм, пусть и не является шедевром, но для поклонников жанра - сойдет. Другой вариант названия - «Дед-Отмороз». Лента повествует о святом Николасе, который опять же не милый дедушка в красном пальто, а кровожадный убийца. Он начинает охоту на детей в ночь 25 декабря.

Как можно видеть, в 70-80-х годах фильмы ужасов были особенно популярны, вышло немало ставших уже классическими картин. Ну а в нынешнее время хоррор - это скорее ленты «третьего сорта», хотя случаются и исключения.

P.S. Редакция сайт не остается в стороне от предновогоднего ажиотажа и подготовки сюрпризов. Вместе с интернет-магазином Apple Jesus мы приготовили один из лучших подарков для любого праздника - новенький iPhone 6s любого цвета по вашему усмотрению. Для участия в розыгрыше нужно выполнить всего лишь пять простейших заданий. , участвуйте и удачи вам!

Наш Новый Год не мыслим без доброго Деда Мороза и его внучки Снегурочки. Ни одно западное Рождество (Европа, Англия, США и другие) не обходится без самого главного персонажа — Санта Клауса. Но кто же этот добросердечный даритель подарков? Это реальный персонаж или выдуманный? Почему его так назвали и где он живет? На все эти вопросы я постараюсь вам сегодня ответить. Санта Клаус Точно могу сказать, что Санта Клаус это вполне реальный человек, который жил в древности. Правда, звали его по-другому, выглядел он иначе и родился он не в Лапландии, как принято считать, а в местечке Миры Ликийские в 253 году нашей эры, на современной территории Турции. А звали его тогда Святым Николаем. Он был простым епископом, который готов был принять смерть за свою веру и всегда боролся за добро.

Ходили легенды, что Святой Николай сам был очень зажиточный, но не жадный. Он помогал всем несчастным и бедным, по ночам незаметно подбрасывая в их башмаки, которые они оставляли у дверей, монеты, и клал на окна вкусные пирожки. Так святой Николай стал любимцев детей. Однако своим заступником и святым его также избрали купцы, пекари, заключенные и моряки.

Но как он стал символом Рождества? День Святого Николая празднуется 6 декабря. В 10 веке в кафедральном соборе немецкого города Кельна ученикам христианской школы в этот день стали раздавать выпечку и фрукты. Очень быстро эта традиция получила широкое распространение в других городах и странах. Вспоминая легенду, люди стали на ночь вешать специальные праздничные чулочки или башмачки, чтобы Николай положил туда свои дары.

Принято считать, что Святой, заходящий в дома по ночам, спускаясь по печной трубе, послушным детям приносит подарки, а озорникам, шалунам и проказникам — розги. Поэтому дети задолго до праздника стараются вести себя хорошо, а родители при их плохом поведении сразу напоминают о том, что в дар можно получить розги. Иногда, даже вместе с презентами ребятишкам дарят небольшие веточки.

Как Святой Николай стал Санта Клаусом? В США этот персонаж попал из Голландии в 17 веке. В 1626 году фрегата из нескольких голландских кораблей прибыла в Новый свет. На носу главного корабля «Goede Vrove» стояла фигура Николая, который, как я уже говорила, был также покровителем моряков.

Мореплаватели купили за 24 доллара землю у коренных жителей Америки — индейцев и дали название поселению — «Новый Амстердам». Сегодня эта «деревушка» стала самым крупным городом США и одним из самых известных городов в мире — «Нью-Йорк». Нидерландцы фигурку святого сняли с корабля и перенесли на главную площадь, чтобы Николай защищал поселок.

Только вот индейцы и новые жители говорили на каком-то своем языке, а не по-английски. Они не могли четко выговорил имя святого и фраза звучала как «Синтер Клас», потом преобразилась в «Санта Клас», а с течением времени в привычную нам «Санта Клаус». Вот так Святой Николай чудом преобразился в Санта Клауса, который в Сочельник разносит подарки по домам.

Однако на этом история преображения уже Санта Клауса не заканчивается. Поэма Клемента Кларка Мура «Приход святого Николая», опубликованная в канун Рождества 1822 года, стала важным этапом перевоплощения. В 20 четверостишьях описывается встреча ребенка с Санта Клаусом, который принес ему подарки. В поэме от прежнего святого практически ничего не осталось, он начисто был лишен строгости и серьезности. Санта на санях У К. Мура Санта — веселый, жизнерадостный эльф с трубкой во рту и круглым брюшком. В результате этой метамарфозы Николай навсегда потерял епископальный облик и пересел на упряжку с оленями. В 1823 году в поэме «Ночь перед Рождеством» были перечислены имена 8 оленей Санты:

  • Бликсем (Молниеносный)
  • Дандер (Болван)
  • Кюпид (Купидон)
  • Комет (Комета)
  • Виксен (Злобный)
  • Прэнсэр (Гарцующий)
  • Дэнсер (Танцор)
  • Дэшер (Потрясающий)

Только в 1939 году появился девятый олень Рудольф с большим и блестящим красноватым носом. Рудольф Меж тем, иллюстратор Томас Наст детально доработал образ Санта Клауса в 1860—1880 гг. в журнале «Harper"s». У Санты появились такие незаменимые атрибуты, как список плохих и хороших детей, северный полюс. Но и это еще не конец превращения.

Клауса, напрочь лишенного святого нимба, наряжали во всевозможные разноцветные одежды. Но в 1931 году известный бренд Coca Cola запустила рекламную кампанию, лицом которой стал Санта Клаус. Хаддон Сандблом — американский художник — изобразил белобородого добродушного старичка в красно-белой одежде и с газировкой руках.

В итоге Санта Клаус приобрел образ, который сегодня мы все можем видеть. Это толстенький веселый старик, разносящий подарки в ночь Рождества. У него обязательно красная куртка или полушубок, белая борода, красная шапка и штаны с белой оторочкой. Санта Клаус передвигается на санях, запряженных 9 северными оленями и до краев наполненных дарами для послушных детей по всему миру.

В Великобритании его принято называть «Father Christmas», что означает «Батюшка Рождество». А вот наш русский Дед Мороз к Святому Николаю не имеет никакого отношения. Наш дедушка Мороз — это фольклорный обрядовый персонаж, живущий в лесу или, как сегодня считается, его резиденция в Великом Устюге. Зима — его жена. Вместе они правят на земле с ноября по март. В очень старых сказках его иногда называют Морозко или Дед Трескун.

Где сегодня живет Санта Клаус?

Самые близкий родственник Деда Мороза — Йолупукки, который живет в Лапландии, здесь же обитает и Санта Клаус. С 1984 года решением ООН Лапландия была официально провозглашена Землей Деда Мороза. Здесь же находится и резиденция Санты, в которой он вместе с гномами и эльфами живет весь год. Именно туда дети со всего мира пишут письма с пожеланиями по адресу: Полярный круг, 96 930, Финляндия или на Интернет-сайт: santamail.com.

Финское правительство возвело Санта Клауса в культовый ранг, построили ему дом на склоне горы Корватунтури, сделали рекламу, создали сайт и объявили его электронный адрес на весь мир. Именно Йолупукки из Лапландии (Финляндия) ежедневно получает больше всего писем от взрослых и детей со всех стран мира.

Ежегодно 24 декабря в полдень он на своих северных оленях приезжает в самый старинный финский городок Турку в сопровождении тоннту, своих юных помощников — девочки мальчики в красных комбинезонах и колпаках. Здесь со здания городского совета провозглашается приход Рождества и поются новогодние песни .

Но благодаря америнской рекламе и настойчивости западный Санта Клаус постепенно вытеснил и английского Father Christmas, и финского Йолупукки, и французского Рождественского Деда. И даже нашего любимого и родного Дедушку Мороза. Скажу даже больше, турки поставили памятник Святому Николаю в городе Демра, однако стоит на постаменте не епископ, а веселый бородач с огромным мешком подарков!

Однако, судя по всему, это не окончательные изменения в образе святого. К примеру, в Израиле, где строго соблюдаются религиозные традиции, Рождество не празднуют. И если вы захотите там купить рождественские открытки или другие аксессуары, то вам будет найти их весьма проблематично.

Но на то они и евреи — найдут выход из любой ситуации! На прилавках израильских магазинов в канун Рождества стали постепенно появляться открытки с изображением Санта Клауса, у которого на голове красуется иудейская кипа вместо традиционного красного колпака. На открытках пока что отсутствуют праздничные поздравления, но что-то мне подсказывает: Толи еще будет!