Тем, кто уже давно не верит в Деда-Мороза, можно рассказать нелицеприятную историю этого сказочного теперь персонажа, который своим появлением обязан реально существовавшему человеку - святителю Николаю архиепископу Мир Ликийских (развалины его резиденции находятся около поселка Демре в современной Турции). У разных народов он зафиксировался под разными именами: Николай Мирликийский, Николай-Чудотворец, Николай-Угодник, Баба Ноэль, Пер Ноэль, Санта Клаус.

Судя по всему, мрачные дела Николая, которые так сильно врезались в память народную, заключались в контрольной поездке по подданным территориям в осенне-зимний период для сбора дани/налогов. В те времена при неуплате дани совершенно нормальной практикой штрафных санкций было забирать детей 7-12 лет в рабство.

Свечку мы, разумеется, не держали, но уши настолько сильно торчат изо всех щелей, что потребовалось много лет для перекрашивания черного образа Николая Мирликийского в белый и пушистый.

Вот один из вариантов его современного изображения. Кстати, католическая церковь в отличие от православной, не так давно предусмотрительно деканонизировала Николая Мирликийского, исключив его из списка святых.

Примерно до середины 19 века являющиеся зимой Пер-Ноэль, Санта-Клаус и прочие совершенно однозначно воспринимались как злые персонажи, которые забирают с собой маленьких детей и от которых ждать ничего хорошего не приходится, т.е. радовались когда он уходил и можно было относительно спокойно жить целый год, поэтому каждый год возможно "новое счастье".

Во второй половине 19 века по всем правилам политкорректности (это на самом деле давняя технология искажения сущности) началось изменение образа в положительную сторону, чтобы о рабовладении ничто не напоминало. А уж к нашему времени страшный сборщик налогов превратился просто в умильного дедушку, от которого все только подарков ждут.

В России во второй половине XIX века, при Александре II, отмечаются первые попытки создать самобытного «рождественского деда», который дарил бы подарки русским детям, как у их западных сверстников, упоминаются в 1861 г. "старый Рупрехт" (о нем чуть позже поясним) и в 1870 г. святой Николай или "дедушка Николай". Это были единичные попытки, которые не прижились. В 1886 году впервые появляется "Морозко", и к началу ХХ века уже складывается знакомый нам образ Деда Мороза. Но потом революция 17-го года, запреты на все церковные праздники, и Дед Мороз как обязательный персонаж новогоднего - а не рождественского - праздника возрождается уже в советское время и относится к концу 1930-х гг., когда после нескольких лет запрета вновь была разрешена ёлка.

Вернемся в 19 век и посмотрим что сохранилось от темной предыстории Санта Клауса-Николауса. В России - некий "бабай", который опасен и забирает маленьких детей. Отец Николай на турецком - Баба Ноэль. В турецком ударение на второй слог, и В.И. Даль отмечает уже трансформированное: "Детей пугают и бабайкою, старухою, и тут сходятся производства от бабы и от бабая".

В Германии аналогом Бабая является Крампус (Krampus). Он ходит вместе с Санта Клаусом и забирает непослушных детей. "Еще одно встречающееся в Альпах на Николаев день существо – крампус. Он страшен и лохмат, с рогами, длинными зубами и хвостом. По поверью, хороших детей награждает Николай, а плохих наказывает крампус. С длинными розгами, коровьими хвостами и колокольчиками группами и в одиночку крампусы расхаживают по улицам деревень и городов и пугают прохожих." Аналогом Крампуса по выполняемым задачам является образ рождественского солдата Рупрехта, который тоже ходит по домам с розгами и сечет или забирает с собой маленьких детей.

Интересно, что если изначально Крампус (Рупрехт) является помощником Санта Клауса-Николауса и получается удобное распределение ролей "Белый рыцарь-Черный рыцарь" = "хороший царь и плохие бояре", то потом образы разделяются окончательно - черные силы как бы существуют сами по себе, а "хороший царь" набирает себе очки положительного персонажа. Однако, разделяй сознание и властвуй...

Здесь они вместе:

В старых версиях преданий Крампус похищает особо непослушных детей, уносит их в свой страшный замок и сбрасывает в море, что согласуется с ролью его помощника Санта Клауса - Николая Мирликийского, который является покровителем мореплавателей. Действительно, рабов отправляли к месту назначения именно морем.

Здесь Крампус уже орудует будто бы сам по себе, но цель действий пока еще хорошо заметна - детей в кандалах уводят в рабство:

Затем постепенно образ Крампуса вырождается в некое пугало, которое само заковано в кандалы, то есть цепи превращаются в нейтральный атрибут как у какого-нибудь "металлиста".

Вместо похищения детей он их только наказывает - сечет розгами или только пугает:

В настоящее время роль Крампуса постепенно уменьшается, оставаясь только в некоторых районах Баварии и Австрии, где 5 декабря празднуется даже специальный «День Крампуса» (Krampustag). В этот день жители одеваются в такие страхолюдные костюмы и пугают прохожих и соседей, не рискуя получить в ответ бутылкой по голове. Подарков Крампус не дарит, он специализируется на наказании непослушных детей, пугая их:

И вот появляется образ почти забавного декоративно-страшного Крампуса, у которого все атрибуты остались - корзина с детьми, кандалы, розги, но теперь это не похищение, а катание на санках:

Мы посмотрели как образ злого помощника Санта Клауса потихоньку выродился в некое забавное пугало, повод подурачиться и приколоться. А что же сам Санта Клаус? Он, отделившись от своего злобного помощника, тоже постепенно изменил образ в сторону добродушного старичка с подарками.

На этой открытке слева Санта Клаус вроде бы делает то же самое, что и его помощник Крампус справа, но как-то так по-доброму, будто бы пугает. Сюжет тот же, а сущность исчезла:

А здесь уже всё становится игрушечным - и сабля и ребенок:

И, наконец, получаем чуть ли не странствующего монаха. Где изначальные епископские наряды, где черт-помощник, где похищаемые дети в мешке или в кандалах? Сюжет обозначен, но искажён до неузнаваемости. Учитесь, как надо грамотно подправлять имидж...

Дополнение от 13.01.2013 г.:

Оказывается такая же история произошла и с "Добрым Санта-Клаусом" из Лапландии - Йоллупукки и его образ сильно напоминает уже знакомого нам Крампуса: "Мало кто знает, но добрый рождественский дед, который живёт в Лапландии, на самом деле является довольно сомнительным персонажем в мифологии. Одно из его исторических названий - Йоулупукки, что в переводе с языка суоми означает "рождественский козёл".

Вообще, образ добродушного, розовощекого старикана в красном кафтане появился сравнительно недавно. Ещё в XIX столетии его изображали злобным существом в козлиной шкуре с рогами, которое приходит в дом исключительно для того, чтобы потребовать выпивки с хозяев и напугать детей. Непослушных ребятишек он живьём варил в котле, а благородных оленей использовал в качестве основного провианта на зиму.

Изначально языческий обычай постепенно "христианизировался", стал гуманнее и с недавней поры вовсе превратился в рекламного персонажа "Кока-Колы". Рогатого злодея из Лапландии навсегда сменил "охохокающий" увалень с мешком подарков. Судя по сохранившимся иллюстрациям, древний прототип Санты был куда колоритнее и дети его точно слушались..."

Подпишитесь на нас

Тем, кто уже давно не верит в Деда-Мороза, можно рассказать нелицеприятную историю этого сказочного теперь персонажа, который своим появлением обязан реально существовавшему человеку - святителю Николаю архиепископу Мир Ликийских (развалины его резиденции находятся около поселка Демре в современной Турции). У разных народов он зафиксировался под разными именами: Николай Мирликийский, Николай-Чудотворец, Николай-Угодник, Баба Ноэль, Пер Ноэль, Санта Клаус.

Судя по всему, мрачные дела Николая, которые так сильно врезались в память народную, заключались в контрольной поездке по подданным территориям в осенне-зимний период для сбора дани/налогов. В те времена при неуплате дани совершенно нормальной практикой штрафных санкций было забирать детей 7-12 лет в рабство. Свечку мы, разумеется, не держали, но уши настолько сильно торчат изо всех щелей, что потребовалось много лет для перекрашивания черного образа Николая Мирликийского в белый и пушистый.

Вот один из вариантов его современного изображения. Кстати, католическая церковь в отличие от православной, не так давно предусмотрительно деканонизировала Николая Мирликийского, исключив его из списка святых.

Примерно до середины 19 века являющиеся зимой Пер-Ноэль, Санта-Клаус и прочие совершенно однозначно воспринимались как злые персонажи, которые забирают с собой маленьких детей и от которых ждать ничего хорошего не приходится, т.е. радовались когда он уходил и можно было относительно спокойно жить целый год, поэтому каждый год возможно "новое счастье".

Во второй половине 19 века по всем правилам политкорректности (это на самом деле давняя технология искажения сущности) началось изменение образа в положительную сторону, чтобы о рабовладении ничто не напоминало. А уж к нашему времени страшный сборщик налогов превратился просто в умильного дедушку, от которого все только подарков ждут.

В России во второй половине XIX века, при Александре II, отмечаются первые попытки создать самобытного «рождественского деда», который дарил бы подарки русским детям, как у их западных сверстников, упоминаются в 1861 г. " старый Рупрехт" (о нем чуть позже поясним) и в 1870 г. святой Николай или "дедушка Николай".

Это были единичные попытки, которые не прижились. В 1886 году впервые появляется "Морозко", и к началу ХХ века уже складывается знакомый нам образ Деда Мороза. Но потом революция 17-го года, запреты на все церковные праздники, и Дед Мороз как обязательный персонаж новогоднего — а не рождественского — праздника возрождается уже в советское время и относится к концу 1930-х гг., когда после нескольких лет запрета вновь была разрешена ёлка.

Вернемся в 19 век и посмотрим что сохранилось от темной предыстории Санта Клауса-Николауса. В России - некий "бабай", который опасен и забирает маленьких детей. Отец Николай на турецком - Баба Ноэль. В турецком ударение на второй слог, и В.И. Даль отмечает уже трансформированное: "Детей пугают и бабайкою, старухою, и тут сходятся производства от бабы и от бабая". В Германии аналогом Бабая является Крампус (Krampus).

Он ходит вместе с Санта Клаусом и забирает непослушных детей. "Еще одно встречающееся в Альпах на Николаев день существо - крампус. Он страшен и лохмат, с рогами, длинными зубами и хвостом. По поверью, хороших детей награждает Николай, а плохих наказывает крампус.

С длинными розгами, коровьими хвостами и колокольчиками группами и в одиночку крампусы расхаживают по улицам деревень и городов и пугают прохожих." Аналогом Крампуса по выполняемым задачам является образ рождественского солдата Рупрехта, который тоже ходит по домам с розгами и сечет или забирает с собой маленьких детей.

Интересно, что если изначально Крампус (Рупрехт) является помощником Санта Клауса-Николауса и получается удобное распределение ролей "Белый рыцарь-Черный рыцарь" = "хороший царь и плохие бояре", то потом образы разделяются окончательно - черные силы как бы существуют сами по себе, а "хороший царь" набирает себе очки положительного персонажа. Однако, разделяй сознание и властвуй...

Здесь они вместе:

В старых версиях преданий Крампус похищает особо непослушных детей, уносит их в свой страшный замок и сбрасывает в море, что согласуется с ролью его помощника Санта Клауса - Николая Мирликийского, который является покровителем мореплавателей. Действительно, рабов отправляли к месту назначения именно морем.

Здесь Крампус уже орудует будто бы сам по себе, но цель действий пока еще хорошо заметна - детей в кандалах уводят в рабство:

Затем постепенно образ Крампуса вырождается в некое пугало, которое само заковано в кандалы, то есть цепи превращаются в нейтральный атрибут как у какого-нибудь "металлиста".

Вместо похищения детей он их только наказывает - сечет розгами или только пугает.

Тем, кто уже давно не верит в Деда-Мороза, можно рассказать нелицеприятную историю этого сказочного теперь персонажа, который своим появлением обязан реально существовавшему человеку - святителю Николаю архиепископу Мир Ликийских (развалины его резиденции находятся около поселка Демре в современной Турции). У разных народов он зафиксировался под разными именами: Николай Мирликийский, Николай-Чудотворец, Николай-Угодник, Баба Ноэль, Пер Ноэль, Санта Клаус.

Судя по всему, мрачные дела Николая, которые так сильно врезались в память народную, заключались в контрольной поездке по подданным территориям в осенне-зимний период для сбора дани/налогов. В те времена при неуплате дани совершенно нормальной практикой штрафных санкций было забирать детей 7-12 лет в рабство.

Свечку мы, разумеется, не держали, но уши настолько сильно торчат изо всех щелей, что потребовалось много лет для перекрашивания черного образа Николая Мирликийского в белый и пушистый.

Вот один из вариантов его современного изображения. Кстати, католическая церковь в отличие от православной, не так давно предусмотрительно деканонизировала Николая Мирликийского, исключив его из списка святых.

Примерно до середины 19 века являющиеся зимой Пер-Ноэль, Санта-Клаус и прочие совершенно однозначно воспринимались как злые персонажи, которые забирают с собой маленьких детей и от которых ждать ничего хорошего не приходится, т.е. радовались когда он уходил и можно было относительно спокойно жить целый год, поэтому каждый год возможно "новое счастье".

Во второй половине 19 века по всем правилам политкорректности (это на самом деле давняя технология искажения сущности) началось изменение образа в положительную сторону, чтобы о рабовладении ничто не напоминало. А уж к нашему времени страшный сборщик налогов превратился просто в умильного дедушку, от которого все только подарков ждут.

В России во второй половине XIX века, при Александре II, отмечаются первые попытки создать самобытного «рождественского деда», который дарил бы подарки русским детям, как у их западных сверстников, упоминаются в 1861 г. "старый Рупрехт" (о нем чуть позже поясним) и в 1870 г. святой Николай или "дедушка Николай". Это были единичные попытки, которые не прижились. В 1886 году впервые появляется "Морозко", и к началу ХХ века уже складывается знакомый нам образ Деда Мороза. Но потом революция 17-го года, запреты на все церковные праздники, и Дед Мороз как обязательный персонаж новогоднего - а не рождественского - праздника возрождается уже в советское время и относится к концу 1930-х гг., когда после нескольких лет запрета вновь была разрешена ёлка.

Вернемся в 19 век и посмотрим что сохранилось от темной предыстории Санта Клауса-Николауса. В России - некий "бабай", который опасен и забирает маленьких детей. Отец Николай на турецком - Баба Ноэль. В турецком ударение на второй слог, и В.И. Даль отмечает уже трансформированное: "Детей пугают и бабайкою, старухою, и тут сходятся производства от бабы и от бабая".

В Германии аналогом Бабая является Крампус (Krampus). Он ходит вместе с Санта Клаусом и забирает непослушных детей. "Еще одно встречающееся в Альпах на Николаев день существо – крампус. Он страшен и лохмат, с рогами, длинными зубами и хвостом. По поверью, хороших детей награждает Николай, а плохих наказывает крампус. С длинными розгами, коровьими хвостами и колокольчиками группами и в одиночку крампусы расхаживают по улицам деревень и городов и пугают прохожих." Аналогом Крампуса по выполняемым задачам является образ рождественского солдата Рупрехта, который тоже ходит по домам с розгами и сечет или забирает с собой маленьких детей.

Интересно, что если изначально Крампус (Рупрехт) является помощником Санта Клауса-Ни колауса и получается удобное распределение ролей "Белый рыцарь-Черный рыцарь" = "хороший царь и плохие бояре", то потом образы разделяются окончательно - черные силы как бы существуют сами по себе, а "хороший царь" набирает себе очки положительного персонажа. Однако, разделяй сознание и властвуй...

Здесь они вместе:








В старых версиях преданий Крампус похищает особо непослушных детей, уносит их в свой страшный замок и сбрасывает в море, что согласуется с ролью его помощника Санта Клауса - Николая Мирликийского, который является покровителем мореплавателей. Действительно, рабов отправляли к месту назначения именно морем.

Здесь Крампус уже орудует будто бы сам по себе, но цель действий пока еще хорошо заметна - детей в кандалах уводят в рабство:



Затем постепенно образ Крампуса вырождается в некое пугало, которое само заковано в кандалы, то есть цепи превращаются в нейтральный атрибут как у какого-нибудь "металлиста".
Вместо похищения детей он их только наказывает - сечет розгами или только пугает:




В настоящее время роль Крампуса постепенно уменьшается, оставаясь только в некоторых районах Баварии и Австрии, где 5 декабря празднуется даже специальный «День Крампуса» (Krampustag). В этот день жители одеваются в такие страхолюдные костюмы и пугают прохожих и соседей, не рискуя получить в ответ бутылкой по голове. Подарков Крампус не дарит, он специализируется на наказании непослушных детей, пугая их:


И вот появляется образ почти забавного декоративно-страшного Крампуса, у которого все атрибуты остались - корзина с детьми, кандалы, розги, но теперь это не похищение, а катание на санках:

Мы посмотрели как образ злого помощника Санта Клауса потихоньку выродился в некое забавное пугало, повод подурачиться и приколоться. А что же сам Санта Клаус? Он, отделившись от своего злобного помощника, тоже постепенно изменил образ в сторону добродушного старичка с подарками.
На этой открытке слева Санта Клаус вроде бы делает то же самое, что и его помощник Крампус справа, но как-то так по-доброму, будто бы пугает. Сюжет тот же, а сущность исчезла:

А здесь уже всё становится игрушечным - и сабля и ребенок:


И, наконец, получаем чуть ли не странствующего монаха. Где изначальные епископские наряды, где черт-помощник, где похищаемые дети в мешке или в кандалах? Сюжет обозначен, но искажён до неузнаваемости. Учитесь, как надо грамотно подправлять имидж...


Дополнение от 13.01.2013 г.:
Оказывается такая же история произошла и с "Добрым Санта-Клаусом" из Лапландии - Йоллупукки и его образ сильно напоминает уже знакомого нам Крампуса: "Мало кто знает, но добрый рождественский дед, который живёт в Лапландии, на самом деле является довольно сомнительным персонажем в мифологии. Одно из его исторических названий - Йоулупукки, что в переводе с языка суоми означает "рождественский козёл".

Вообще, образ добродушного, розовощекого старикана в красном кафтане появился сравнительно недавно. Ещё в XIX столетии его изображали злобным существом в козлиной шкуре с рогами, которое приходит в дом исключительно для того, чтобы потребовать выпивки с хозяев и напугать детей. Непослушных ребятишек он живьём варил в котле, а благородных оленей использовал в качестве основного провианта на зиму.

Изначально языческий обычай постепенно "христианизировался", стал гуманнее и с недавней поры вовсе превратился в рекламного персонажа "Кока-Колы". Рогатого злодея из Лапландии навсегда сменил "охохокающий" увалень с мешком подарков. Судя по сохранившимся иллюстрациям, древний прототип Санты был куда колоритнее и дети его точно слушались..."



Продолжим создавать праздничное настроение в нашей кино-рубрике. Сегодняшнюю тему я намеренно раскрываю заранее, так как вкусы у всех разные. Кому-то нравится щекотать себе нервы, а кому-то ужастики в преддверии самого любимого семейного праздника весь настрой собьют. Если вы относитесь к первой категории - смело читайте и смотрите.
Фильм режиссера Боба Кларка, выпущенный в Канаде. В свое время не привлек много внимания, но сейчас считается классикой. В канун рождества в университетском городке девушки получают странные звонки и начинают погибать одна за другой...

«Черное Рождество» (Black Christmas, 2006)

Без ремейков никуда, только вместо университета - школа сестер милосердия.

«Тихая ночь, смертельная ночь» (Silent Night, Deadly Night, 1984)

Еще одна культовая лента прошлого века. В свое время была скандальной, многие не принимали идею воплощения Санта Клауса в роль психопата и серийного убийцы. Фильм со временем получил 4 сиквела, но они не заслуживают внимания.

«Не открывай до наступления Рождества» (Don"t Open Till Christmas, 1984)

Очередной классический фильм из прошлого, снят в Великобритании. На костюмированной вечеринке героя, одетого в костюм Санты, убивают стрелой в затылок. Начинается расследование, а люди продолжают погибать.

«Гремлины» (Gremlins, 1984)

Пожалуй, это наиболее удачный рождественский ужастик. Наверное, потому, что это не «мясорубка», а фантастическая комедия для всей семьи. Стоит лишь упомянуть, что автор сценария - Крис Коламбус, режиссер фильмов «Один дома» и трех лент о Гарри Поттере. А продюсер - Стивен Спилберг. Кино про симпатичных пушистых зверушек, которые могут вести себя очень странно. Увлекает на ура.

«Снеговик» (Jack Frost, 1997)

Главное - не путать этот фильм с милой семейной драмой 1998 года с одноименным названием. В данном случае перед нами классический ужастик. Тюремная машина везет маньяка-убийцу на казнь. По дороге случается авария - фургон сталкивается с правительственным автомобилем, который перевозит секретный груз с экспериментальными химическими веществами. Эти вещества способны оживлять мертвых, но так как от преступника из-за аварии почти ничего не осталось, адская смесь его ДНК и «химии» попала на снег. В итоге в городе появляется ужасный снеговик… Фух, даже звучит страшно.

«Санта-Киллер» (Santa"s Slay, 2005)

Этот фильм не назвать очень страшным и кровавым. Неплохая черная комедия про демона Санту. Оказывается, что любимый детьми дедушка на самом деле не добрый. Просто много сотен лет назад он проиграл долг в карты и вынужден был разносить детям подарки каждый год. Но наконец срок долга истек и пошло-поехало...

«Пряничный злодей» (The Gingerdead Man, 2005)

Не самый качественный ужастик с элементами комедии про то, как душа казненного-маньяка убийцы переселяется в … домашнюю выпечку. И пряничный человечек начинает терроризировать город. У ленты есть два сиквела, не сильно лучше оригинала.

«Парковка» (P2, 2006)

Не самый плохой рождественский ужастик. В канун праздника молодая и грудастая бухгалтер Анжела покидает офис позже всех и оказывается запертой на парковке. И виной тому не какие-нибудь технические проблемы - таким образом маньяк-охранник (который оказывается давним поклонником красавицы) решает похитить её и отпраздновать рождество вместе.

«Санта на продажу» (Rare Exports, 2010)

Довольно странная лента, после просмотра которой я могла только думать «боже, что в голове у этих долбанутых финнов…». В результате промышленных раскопок в финской Лапландии на месте искусственной сопки находят Санта Клауса. Точнее, это прокатчики так постарались, а на самом деле речь про Йолупукки. И он совсем не добрый дедушка, а древний демон, который заживо варит в котле и съедает непослушных детей. Сначала нашедшие «Санту» герои решают его продать... Правда, это оказывается не сам «Санта». В общем, сюжет закручен.

«Кровавый Санта» (Sint, 2010)

Нидерландский фильм, пусть и не является шедевром, но для поклонников жанра - сойдет. Другой вариант названия - «Дед-Отмороз». Лента повествует о святом Николасе, который опять же не милый дедушка в красном пальто, а кровожадный убийца. Он начинает охоту на детей в ночь 25 декабря.

Как можно видеть, в 70-80-х годах фильмы ужасов были особенно популярны, вышло немало ставших уже классическими картин. Ну а в нынешнее время хоррор - это скорее ленты «третьего сорта», хотя случаются и исключения.

P.S. Редакция сайт не остается в стороне от предновогоднего ажиотажа и подготовки сюрпризов. Вместе с интернет-магазином Apple Jesus мы приготовили один из лучших подарков для любого праздника - новенький iPhone 6s любого цвета по вашему усмотрению. Для участия в розыгрыше нужно выполнить всего лишь пять простейших заданий. , участвуйте и удачи вам!

Владимир ДОРОХОВ

Специально для «Аналитической газеты «Секретные исследования», №24, 2015

Католическое Рождество, несмотря на религиозный подтекст этого праздника, отмечают не только верующие христиане. Собраться за семейным ужином и порадовать друг друга подарками – стало обычной традицией для людей в разных частях света. Рождественские сказания и легенды накрепко слились с языческим фольклором у многих народов. В различных странах есть и свой мистический персонаж, ассоциирующийся с Рождеством.

Злой антипод Санта-Клауса

В Австрии Святой Николай, он же – Санта-Клаус, со своим помощником, ужасным демоном по имени Крампус, путешествуют от дома к дому в канун Рождества. Имя «Krampus» произошло от древнегерманского «Krampen», что значит «коготь», по другой версии, от баварского слова «Krampn» (нечто мертвое, высохшее). Также в германской традиции он известен под названием рогатый Николай. У судетских немцев – Дикий Клаус. Крампус представляет собой демона с красной мордой и козлиными рогами, покрытого мохнатой черной шерстью. На его теле висят цепи, и он звонит в большой колокольчик. У него длинный, висящий изо рта красный язык, хвост и в руках большая палка и черный мешок. Крампус – инкуб. По традиции, инкубус – это демон, посещающий спящих и ложащийся на них (слово «инкуб» в переводе с латыни «ложиться сверху»). Однако Крампус не какой-нибудь маньяк-насильник. Его цель – наказать детей, которые вели себя плохо в этом году.

В канун Рождества австрийские дети расставляют свои ботинки на подоконнике или за пределами своей спальни. Пока они спят, Санта-Клаус и Крампус приходят в их дом. Если дети вели себя хорошо, Санта оставляет им в ботинках конфеты и угощения. Если они вели себя плохо, Крампус бьет их палкой. Если дети вели себя очень плохо, то Крампус засовывает их в мешок и бросает в реку.

Упоминания о Крампусе имеются еще в дохристианском германском фольклоре. По некоторым характеристикам он проявляет сходство и с сатирами из древнегреческой мифологии. Во времена инквизиции католическая церковь запрещала празднования с участием ряженых, изображающих рогатых существ. Тем не менее, традиция изображения Крампуса сохранилась, и к XVII веку он утвердился в рождественских празднованиях как спутник Святого Николая. Легенда стала такой популярной, что история о нем распространилась по всей Европе. Особенно популярным этот персонаж стал в Чехии, Словакии, Словении, Хорватии и Италии.

В XX веке австрийское правительство не поощряло изображение Крампуса. После гражданской войны 1934 года режим Дольфуса по инициативе христиан-социалистов и Отечественного фронта наложил запрет на данную традицию. В 50-е годы правительство распространяло памфлеты на тему «Крампус – порождение зла». Однако к концу века произошло восстановление празднований с участием Крампуса, и сейчас эта традиция остается очень популярной. В наше время день Крампуса отмечается 6 декабря (День Святого Николая). В провинциальных городах некоторые мужчины одевают меха, тяжелые ботинки и жуткие маски с рогами. Потом, стуча палками и звеня цепями и колокольчиками, они идут по городу, посещая дома, в которых есть маленькие дети. Когда родители открывают им двери, те начинают терроризировать детей: рычат и размахивают в воздухе своей палкой. Дети кричат и плачут. После того, как детей хорошенько напугали, родители приглашают гостей сесть за стол, чтобы выпить. При этом однажды в Австрии проходила общественная дискуссия на тему допустимости использования образа Крампуса для маленьких детей.

Фрау Перхтен

В германских и австрийских народных сказках довольно часто встречается ведьма, известная как фрау Перхтен. В течение двенадцати дней после Рождества она рыщет по домам, раздает подарки праведникам, а грешников заставляет страдать, например, разрывая и вытаскивая внутренние органы и заменяя их мусором и грязью. В честь фрау Перхтен австрийцы устраивают рождественские шествия и гуляния, чем-то похожие на празднование «Ночи Крампуса». Специалисты по европейскому фольклору уверены, что легенды о фрау Перхтен самым непосредственным образом связаны с культом древней богини Перхты, которая большую часть года живет в лесу и выходит «в люди» только после Рождества.

Бефана

Несмотря на отталкивающую внешность, Бефана является положительным сказочным существом – она не наказывает провинившихся ребятишек, зато дарит всем игрушки и сладости. Бефану некоторые считают злой ведьмой, которую принято возить на тележке и сжигать на главной площади. Однако более распространено представление о Бефане как о добром существе, приносящем подарки детям, проникая в дом через дымоход. Дети заранее развешивают перед камином носки для подарков. Подарки достаются только добрым детям, плохим Бефана кладет в носки угольки. Существует также поверье, что если в доме хороший хозяин, она не только подарит подарки его детям, но и перед уходом подметет пол. Бефану изображают обычно в виде старушки, летящей на метле, одетой во все черное и с мешком подарков и сладостей за спиной.

Белсникель

В легендах некоторых юго-восточных регионов Германии говорится о Белсникеле – косматом бродяге в потрепанной одежде из звериных шкур, который в канун Рождества поощряет хороших детей конфетами, а сорванцов и лентяев воспитывает розгами. Своим поведением Белсникель напоминает Крампуса, только он не столь кровожаден и жесток: чаще всего дух не использует рукоприкладство, лишь предупреждая детей, что в Рождество каждый из них должен вести себя примерно.

Ганс Трапп

Еще один «Анти-Санта», на этот раз из Эльзаса и Лотарингии (северо-восточные районы Франции), носит имя Ганс Трапп. Согласно преданию, Трапп был жестоким и алчным богачом, который заключил договор с дьяволом, за что его отлучили от церкви и отправили жить в лес, чтобы обезопасить французов (особенно детей) от его тлетворного влияния. Ссылка не слишком помогла: злодей, замаскировавшись под соломенное пугало, принялся охотиться на заблудившихся малышей и поедать их. Однажды Бог внял молитвам пойманного Траппом мальчика и поразил нечестивца молнией, но и этим не удалось полностью успокоить негодяя. Теперь каждый год под Рождество, наряженный соломенным пугалом, он возвращается в этот мир и пугает скверно ведущих себя детей.

Пер Фуэтар

Зловещий спутник Пер Ноэля (французского Санта-Клауса) – Пер Фуэтар. Он сопровождает главного рождественского волшебника в его странствиях и подсказывает ему, как себя в течение года вел тот или иной ребенок. В старину французы верили, что один мясник как-то под Рождество заманил к себе в лавку троих маленьких мальчиков, убил их и настряпал из детского мяса всяческих «деликатесов». Но наесться ими до отвала каннибал не успел: на помощь невинно убиенным пришел Святой Николай, который воскресил жертв, а самого мясника взял под свою опеку. С тех пор каждый год 6 декабря парочка Пер Ноэль и Пер Фуэтар приходят на Землю и ищут озорников и сорванцов, чтобы как следует проучить их, а примерные мальчики и девочки получают от них заслуженное хорошим поведением вознаграждение.

Йольский кот

Если у нас непослушных малышей забирают Серый Волчок или Баба Яга, то маленьких исландцев с детства пугают Йольским (Рождественским) котом, который посещает дома под Рождество и может похитить и съесть мальчиков и девочек, которые в течение года не сделали ничего хорошего и вдобавок были замечены в хулиганстве. Прилежным же детям пушистый «блюститель нравов» оставляет подарки. Согласно легенде, чтобы избежать нападения Йольского Кота, необходимо к рождественским праздникам обзавестись теплой шерстяной одеждой, которая даст четвероногому проказнику понять, что человек сумел приобрести обновку, а значит, не потратил год зря. Видимо, страх перед жестоким, но справедливым Рождественским Котом служит для этого северного народа отличным мотиватором: по статистике, исландцы работают сверхурочно чаще подавляющего числа жителей других европейских стран.

Йоласвейнары

В Исландии нет одного Санта-Клауса, вместо него в национальном фольклоре присутствуют тринадцать странного вида созданий, в основном напоминающих гномов. Называются они – Йоласвейнары, то есть приблизительно «Рождественские парни», и являются сыновьями страшной горной великанши по имени Грила. Ранее считалось, что они всячески вредят людям на протяжении тринадцати ночей перед Рождеством. Начиная с 12 декабря, они воруют мясо, приправы и прочее, вплоть до поедания детей. У этих существ есть четкая специализация: например, у одного есть длинный крюк, с помощью которого он ворует мясо у людей, второй подглядывает в окна, чтобы найти, чем поживиться в человеческом жилище, третий имеет свиные ноги и пугает овец в хлевах. В общем, чудесные создания… Бедным детишкам приходится верить в это и бояться наступления Рождества. У них есть только один способ выжить – хорошо вести себя и слушаться родителей, тогда гномы кладут им в ботинки маленькие подарки на протяжении всех тринадцати ночей перед Рождеством. Непослушным детям при этом приходится довольствоваться клубнями картофеля вместо подарков.

Численность Йоласвейнаров от сказания к сказанию менялась, а в настоящее время принято считать, что их чертова дюжина, и с ними повсюду ходит уже упоминавшийся Йольский Кот. До начала XX века Йоласвейнары считались не слишком уважаемыми персонажами, но после того, как в Исландию проникли легенды о Санта-Клаусе, тамошним жителям захотелось иметь собственного положительного рождественского героя, и за неимением более подходящих, на эту роль взяли «Рождественских парней». Стоит заметить, что Санты из Исландии заметно отличаются друг от друга и не любят, когда их путают, поэтому подарки у каждого из них свои.

Грила

Завершает подборку героев рождественских преданий кровожадная великанша-людоедка Грила. Этот образ встречается в исландских легендах с древних времен, но только в XVII веке Грилу начали называть матерью Йольских (рождественских) парней и стали ассоциировать с Рождеством. Исландский фольклор гласит, что великанша живет в горной пещере вместе с тринадцатью своими отпрысками, ленивым и нерадивым мужем по имени Леппалуди (для нее этот брак стал третьим по счету) и огромным черным Йольским Котом в качестве домашнего животного. Опостылевшая семейная жизнь наделила Грилу жестокостью и вероломством: злодейка похищает маленьких исландцев (особенно тех, кто в течение года «отличился» шалостями) и подает их к своему рождественскому столу. В Исландии Грила считается насколько могущественной, что в 2010 году американское сатирическое новостное агентство «The Onion» даже объявило ее «виновницей» извержения вулкана Эйяфьядлайекюдль!

Вот теперь, когда вы были уверены, что Рождество – единственное время года, когда нет ничего страшного, вспомните о «милом» Крампусе и его «кротких» рождественских коллегах…