Одеяло Убежало, Улетела простыня, И подушка, Как лягушка, Ускакала от меня. Сказка «Мойдодыр», написанная Корнеем Чуковским около 100 лет назад, по-прежнему является одной из самых любимых сказок детворы....

Одеяло
Убежало,
Улетела простыня,
И подушка,

Как лягушка,
Ускакала от меня.

Сказка «Мойдодыр», написанная Корнеем Чуковским около 100 лет назад, по-прежнему является одной из самых любимых сказок детворы.

Свою первую сказку, про Крокодила писатель сочинил совершенно случайно, во время болезни сына: нужно было как-то отвлечь ребенка. Да и остальные замечательные сказки были адресованы детям Корнея Ивановича – Коле, Боре, Лиде и Мурочке.

«Мойдодыр», «Айболит», «Муха-Цокотуха» и остальные истории так полюбились детям, что Чуковский решил их опубликовать. Сейчас и представить невозможно, когда-то эти книжки были раскритикованы как «вредоносные, неподходящие для воспитания советских детей». Так, Крупская заявляла, что «„Крокодила“ ребятам нашим давать не надо» . Однако критика не помешала Чуковскому продолжить занятия литературой.

Николай Иванович Корнейчуков, такое настоящее имя писателя, родился 19 (31) марта 1882 года, его матерью была крестьянка Екатерина Осиповна Корнейчукова. Ее брак с Эммануилом Соломоновичем Левенсоном зарегистрирован не был, и вскоре отец оставил семью. Мать воспитывала Колю и его сестру Марусю одна. «Такой роскоши как отец или хотя бы дед» мальчик не знал.

Низкое происхождение стало причиной, по которой Колю исключили из гимназии, и ему пришлось заниматься самостоятельно. Блестяще сдав экзамены на аттестат зрелости, он пытался работать в газетах, в журналистику его ввел гимназический друг Владимир Жаботинский. Ранние статьи и поэмы не принимали в Петербурге, поэтому Чуковский был вынужден сотрудничать с газетой «Одесские новости».

Газета отправила его корреспондентом в Лондон, здесь журналистом были написаны десятки живых очерков о британской столице и жизни среднего англичанина. В Лондоне Чуковский продолжил свое самообразование, в библиотеке Британского музея изучал труды по философии и политэкономии, читал Диккенса, Ренана и Теккерея, переводил Браунинга, Суинберна и Россетти.

В Англии Чуковский познакомился с Уэллсом, Конан-Дойлом и другими английскими писателями. По возвращении в Россию Корней Иванович работал в различных газетах и журналах и только после 1917 года начал пробовать себя в детской литературе. И это ему определенно удалось.


«Сказка Чуковского начисто отменила предшествующую немощную и неподвижную сказку леденцов-сосулек, ватного снега, цветов на слабых ножках. Детская поэзия открылась. Был найден путь для дальнейшего развития», — скажет писатель Юрий Тынянов.

Кроме написания сказок, Чуковский переводит Редьяра Киплинга и Даниэля Дефо, перелагает для детей греческие мифы и библейские сказания.

Чуковский много занимался теорией художественного перевода и изучает биографии и наследие Некрасова, Чехова, Достоевского, Слепцова. За монументальный труд «Мастерство Некрасова» Чуковский получает Ленинскую премию, в 1962 году ему присуждают звание почетного доктора Оксфордского университета.

Последние годы жизни писатель провел на своей даче в Переделкино в окружении соседской детворы, им он читал стихи и приглашал на встречу с ними знаменитых артистов и летчиков, писателей и поэтов.

Сегодня мне хотелось бы от многоумия, к которому стоит стремиться по разным причинам, перейти к простоте, которая уравновешивает тягу к многоумию. Нужно разобраться, пока живешь, во многих вещах. И в этом помогают не только книги "высоколобых" и не только очевидно значимые вещи, культурные колоссы. В этом помогают вещи иногда совершенно нами презираемые, по причине их внешней простоты. Например, сказки. Причем в разной степени народные. Это поздно фиксированный фольклор, живший в народе столетиями, а потом когда-то где-то собранный, окультуренный, причесанный и зафиксированный уже знаками.

Чтобы писать для детей, нужно писать не про краны и пароходы, не про любовные страсти и не про то, сколько стоит колбаса и есть ли она в магазине. Нужно обратиться куда-то в глубину сознания. Туда, где есть страхи, надежда, добрые силы, злые силы, случай, чудесные избавления, благодарность, наказание за неблагодарность. То есть такой архетипический набор священных вещей, который есть у каждого народа и отображается именно в сказках.

Я думаю, что христианские писатели пытаются мыслить архетипами для детей, чтобы поговорить с ними о чем-то. Например, как бегство Адама и Евы из рая. Папочка и мамочка уснули вечерком, а Танечка и Манечка в Африку бегом. Им сказали заранее, что не ходите, там разбойник, там злодей, там ужасный Бармалей. Он бегает по Африке и кушает детей. Они взяли - убежали. Начинается череда страшных приключений.

Конечно же, дети с замиранием сердца слушают, с открытыми глазами. Они знают, что все будет хорошо. Потому что сказка именно тем и прекрасна, она - почти евангелическое явление. Там победит все равно добро, хотя она нарисует целые этапы развития греха и ошибок.

Или, например, такой солярный символ: крокодил глотает солнце. К солнцу, к которому обращались все язычники мира, обожествляли его, пели ему гимны, строили храмы. Это солнышко теплое, которое для нас уже никаким божеством не является. Которое изучено, которое греет. И вдруг его глотает крокодил, и всё погружается во мрак.

Мы из нашего наукообразного мира, холодного мира чисел и механизмов, ребенок и взрослый, возвращаемся в архетип, в правильное отношение к солнцу. Даже к Воскресению Христа, потому что Христос - это солнышко правды. И когда он во гроб лег, то его дьявол как бы проглотил. Уста адовы сомкнулись и Господа погребли. И что? А потом все будет хорошо. Солнышко расторгнет это брюхо крокодилье. И опять все зарадуются, и опять все запляшут. Там и Айболит летит на орле, на символе Иоанна Евангелиста. К кому? К тому, кто его ждет. Ждут его как спасителя, а он с крестиком летит, между прочим. На орле. А там бегемотики схватились за животики. У них, у бегемотиков, животики болят.

Если у вас есть дети, братья и сестры, вы можете перечитывать эти бессмертные вещи вместе с ними, но только уже глядя на них евангельскими глазами. Там везде есть евангельская парадигма. То есть такие глубокие архетипы мышления, которые заканчиваются светом, спасением, милостью и любовью. То, что, собственно, и нужно детям. Поэтому при всех отрубленных головах пауков-злодеев, при всех разрубленных на части бандитах, Бармалеях дети не боятся. Потому что они знают, что это понарошку всё. Добро победило, всё хорошо, мама рядом, папа тоже.

Чтобы писать такие вещи, нужно быть каким-то очень особенным человеком. Может быть, очень хорошим. А хорошим быть мало. Хороших много. А вот особенных, умных, соединенных с хорошими, их, конечно, совсем мало.

Я призываю вас от нашего суетного многоумия, иногда от суеты житейской обращаться к сказкам для того, чтобы вернуться в детство, но понять, что там не все так просто. Там большущая глубина, высказанная простыми словами.

Спасибо Корнею Ивановичу Чуковскому. И мир его праху и душе его благодать.

Писатель, переводчик, сказочник и публицист. В своей семье он вырастил еще двух писателей - Николая и Лидию Чуковских. На протяжении многих лет он остается самым издаваемым детским писателем в России. Например, в 2015 году в свет вышло 132 его книги и брошюры общим тиражом почти два с половиной миллиона экземпляров.

Детство и юность

Корней Чуковский родился в 1882 году. Он появился на свет в Санкт-Петербурге. Настоящее имя Корнея Чуковского при рождении - Николай Корнейчуков. Потом он решил взять творческий псевдоним, под которым и были написаны практически все его работы.

Его отец был потомственным почетным гражданином, которое звали Эммануил Левенсон. Мать будущего писателя Екатерина Корнейчукова была крестьянкой, а в доме Левенсонов оказалась в качестве прислуги. Брак родителей героя нашей статьи не был официально оформлен, так как до этого требовалось бы крестить отца, который по вероисповеданию был евреем. Однако они все же прожили вместе около трех лет.

Примечательно, что Корней Чуковский не был их единственным ребенком. До него у пары родилась дочь Мария. Вскоре после рождения сына Левенсон оставил свой гражданскую супругу, заключив брак с женщиной из своего окружения. Практически сразу после этого он переехал в Баку. Мать Чуковского с детьми была вынуждена уехать в Одессу.

Именно в этом городе и прошло детство Корнея Чуковского, ненадолго с матерью и сестрой он уезжал в Николаев. С пяти лет Николай ходил в детский сад, который держала мадам Бехтеева. Как вспоминал позже сам писатель, в основном они там рисовали картинки и маршировали.

Некоторое время Коля учился в одесской гимназии, где его одноклассником был будущий путешественник и писатель Борис Житков. Между ними даже завязалась искренняя дружба. Однако окончить гимназию герою нашей статьи не удалось, из пятого класса его отчислили, как он сам утверждал, из-за низкого происхождения. Что произошло в действительности, неизвестно, никаких документов, относящихся к тому периоду, не сохранилось. События того времени Чуковский описал в своей автобиографической повести под названием "Серебряный герб".

В метрике ни у Николая, ни у его сестры Марии не было отчества, так как они были незаконнорожденными. Поэтому в разных дореволюционных документах можно встретить варианты Васильевич, Эммануилович, Степанович, Мануилович и даже Емельянович.

Когда Корнейчуков начал писать, он взял себе литературный псевдоним, к которому со временем присоединил фиктивное отчество Иванович. После революции имя Корней Иванович Чуковский стало его официальным именем.

Личная жизнь

В 1903 году Чуковский женился на Марии Гольдфельд, которая была на два года его старше. У них родились четверо детей. В 1904 году на свет появился Николай. Он занимался переводами стихов и прозы, женился на переводчице Марии Николаевне. У пары родилась дочь Наталья в 1925 году. Она стала микробиологом, заслуженным деятелем наук России, доктором медицинских наук. В 1933 году на свет появился Николай, который работал инженером-связистом, а в 1943-м - Дмитрий, в будущем - муж 18-кратной чемпионки СССР по теннису Анны Дмитриевой. Всего дети Корнея Чуковского подарили ему пятерых внуков.

В 1907 году у героя нашей статьи родилась дочь Лидия, известный советский диссидент и писательница. Ее самым значимым произведением считаются "Записки об Анне Ахматовой", в которых зафиксированы их беседы с поэтессой, которые Чуковская вела на протяжении многих лет. Лидия дважды была замужем. Первый раз за историком литературы и литературоведом Цезарем Вольпе, а затем за популяризатором науки и математиком Матвеем Бронштейном.

Благодаря Лидии, у Корнея Ивановича есть внучка химик и литературовед, лауреат премии Александра Солженицына. Она умерла в 1996 году.

В 1910 году у писателя родился сын Борис, который погиб в 1941 году вскоре после начала Великой Отечественной войны. Он был убит, возвращаясь из разведки, неподалеку от Бородинского поля. У него остался сын Борис, кинооператор.

В 1920 году у Чуковского на свет появилась вторая дочь, Мария, которая стала героиней большинства его детских рассказов и стихов. Сам отец часто называл ее Мурочка. В 9-летнем возрасте она заболела туберкулезом. Через два года девочка скончалась, до самой ее смерти писатель боролся за жизнь дочери. В 1930 году ее вывезли в Крым, некоторое время она оставалась в знаменитом детском костно-туберкулезном санатории, а затем жила с Чуковским на съемной квартире. В ноябре 1931 года она умерла. Долгое время ее могила считалась утраченной. По последним исследованиям удалось установить, что, скорее всего, ее похоронили на Алупкинском кладбище. Было даже обнаружено и само захоронение.

Среди близких родственников писателя также нужно вспомнить племянника, математика Владимира Рохлина, занимавшегося алгебраической геометрией и теорией меры.

В журналистике

Вплоть до Октябрьской революции Корней Чуковский, биография которого приведена в этой статье, занимался преимущественно журналистикой. В 1901 году он начал писать заметки и публикации в "Одесские новости". В литературу его привел друг Владимир Жаботинский, который был его поручителем на свадьбе.

Практически сразу после женитьбы Чуковский отправился корреспондентом в Лондон, соблазнившись высоким гонораром. Язык он самостоятельно выучил по самоучителю, в Англию поехал вместе с молодой женой. Параллельно Чуковский публиковался в "Южном обозрении", а также в нескольких киевских изданиях. Однако гонорары из России приходили нерегулярно, жить в Лондоне было тяжело, беременную жену пришлось отправить обратно в Одессу.

Сам герой нашей статьи вернулся на родину в 1904 году, вскоре окунувшись в события первой русской революции. Он дважды приезжал на броненосец "Потемкин", объятый восстанием, забирал у моряков письма к близким.

Параллельно он принимает участие в издании сатирического журнала вместе с такими знаменитостями, как Федор Сологуб, Александр Куприн, Тэффи. После выхода четырех номеров издание было закрыто за неуважение к самодержавию. Вскоре адвокатам удалось добиться оправдания, но Чуковский все-таки провел под арестом больше недели.

Знакомство с Репиным

Важным этапом в биографии Корнея Чуковского становится его знакомство с художником Ильей Репиным и публицистом Владимиром Короленко. В 1906 году герой нашей статьи сближается с ними в финском городке Куоккала.

Именно Чуковскому удалось убедить Репина всерьез отнестись к своим литературным трудам, выпустить книгу мемуаров под названием "Далекое близкое". Всего в Куоккале Чуковский провел около десяти лет. Там появился знаменитый рукописный юмористический альманах "Чукоккала", название подсказал Репин. Чуковский вел его до самых последних дней своей жизни.

В тот период своей творческой биографии герой нашей статьи занимается переводами. Публикует адаптации стихов Уитмена, что повышает его популярность в среде литераторов. К тому же, он превращается в достаточно влиятельного критика, который критикует современных ему беллетристов, поддерживает творчество футуристов. В Куоккале Чуковский знакомится с Маяковским.

В 1916 году он в составе делегации Государственной думы отправляется в Англию. Вскоре после этой поездки выходит книга Патерсона о еврейском легионе, сражавшемся в составе британской армии. Предисловие к этому изданию пишет герой нашей статьи, он же редактирует книгу.

После Октябрьской революции Чуковский продолжает заниматься литературной критикой, выпуская две свои самые известные книги в этой отрасли - "Ахматова и Маяковский" и "Книга об Александре Блоке". Однако в условиях советской действительности заниматься критикой оказывается неблагодарным делом. Он оставил критику, о чем позже не раз успел пожалеть.

Литературоведение

Как отмечают современные исследователи, у Чуковского был настоящий талант к литературоведению. Об этом можно судить по его очеркам о Бальмонте, Чехове, Горьком, Блоке, Брюсове, Мережковском и многих других, которые выходили до прихода к власти большевиков. В 1908 году даже вышел сборник "От Чехова до наших дней", который выдержал три переиздания.

В 1917 году Чуковский берется за фундаментальный труд о своем любимом поэте Николае Некрасове. Ему удается выпустить первое полное собрание его стихотворений, работу над которым он заканчивает только к 1926 году. В 1952 году он выпускает знаковую для понимания всего творчества этого поэта монографию "Мастерство Некрасова". За нее Чуковский был удостоен Ленинской премии.

Именно после 1917 году удается опубликовать большое количество стихов Некрасова, которые раньше запрещали из-за царской цензуры. Заслуга Чуковского состоит в том, что он ввел в оборот примерно четверть текстов, написанных Некрасовым. В 1920-е годы именно им были обнаружены прозаические тексты известного поэта. Это "Тонкий человек" и "Жизнь и похождения Тихона Тросникова".

Примечательно, что Чуковский занимался не только Некрасовым, а многими писателями XIX века. Среди них были Достоевский, Чехов, Слепцов.

Произведения для детей

Увлечение сказками и стихами для детей, которые и сделали Чуковского таким популярным, пришло к нему сравнительно поздно. К тому времени он уже был известным и состоявшимся литературным критиком, книги Корнея Чуковского многие знали и любили.

Только в 1916 году герой нашей статьи написал свою первую сказку "Крокодил" и выпустил сборник под названием "Елки". В 1923 году выходят знаменитые сказки "Тараканище" и "Мойдодыр", а еще через год "Бармалей.

"Мойдодыр" Корнея Чуковского был написан за два года до издания. Уже в 1927 году по этому сюжету был снят мультфильм, позже мультипликационные фильмы выходили в 1939 и 1954 годах.

В "Мойдодыре" Корнея Чуковского повествования ведется от лица маленького мальчика, от которого внезапно начинают убегать все его вещи. Ситуацию разъясняет умывальник по имени Мойдодыр, который объясняет ребенку, что все вещи от него бегут только потому, что он грязнуля. По приказу властного Мойдодыра мыло и щетки набрасываются на мальчика и насильно его моют.

Мальчик вырывается и выбегает на улицу, за ним гонится мочалка, которую съедает прогуливающийся Крокодил. После Крокодил грозится съесть и самого ребенка, если тот не начнет следить за собой. Стихотворная сказка завершается гимном чистоте.

Классика детской литературы

Стихи Корнея Чуковского, написанные в этот период, становятся классикой детской литературы. В 1924 году он пишет "Муху-цокотуху" и "Чудо-дерево". В 1926 году появляется "Федорино горе" Корнея Чуковского. Это произведение по замыслу похоже на "Мойдодыра". В этой сказке Корнея Чуковского главная героиня - бабушка Федора. От нее сбегает вся посуда и кухонная утварь, потому что она за ними не следила, вовремя не мыла и не убиралась в своем доме. Есть много знаменитых экранизаций произведений Корнея Чуковского. На эту сказку в 1974 году был снят Наталией Червинской одноименный мультфильм.

В 1929 году писатель пишет сказку в стихах про доктора Айболита. Корней Чуковский выбрал главным героем своего произведения врача, который отправляется в Африку, чтобы лечить заболевших зверей на реке Лимпопо. Помимо мультфильмов Наталии Червинской 1973 года и Давида Черкасского 1984 года, по этой сказке Корнея Чуковского был снят фильм Владимиром Немоляевым по сценарию Евгения Шварца в 1938 году. А в 1966 году вышел комедийный артхаусный приключенческий музыкальный фильм Ролана Быкова "Айболит-66".

Отречение от собственных произведений

Детские книги Корнея Чуковского этого периода выходили большими тиражами, но не всегда считались отвечающими задачам советской педагогики, за что их постоянно критиковали. Среди редакторов и литературных критиков даже возник термин "чуковщина" - так обозначали большинство стихов Корнея Чуковского. Писатель соглашается с критикой. На страницах "Литературной газеты" он отрекается от всех своих детских произведений, заявляя, что намерен начать новый этап своего творчества, написав сборник стихов "Веселая колхозия", но так его никогда и не закончил.

По стечению обстоятельств, его младшая дочь заболела туберкулезом практически одновременно с его отречением в "Литературной газете" от своих произведений. Сам поэт считал ее смертельную болезнь возмездием.

Мемуары и военные сказки

В 30-е годы в жизни Чуковского появляется новое увлечение. Он изучает детскую психику, особенно то, как малыши овладевают речью. Как литературоведа и поэта, это крайне интересует Корнея Ивановича. Его наблюдения за детьми и их словесным творчеством собраны в книге "От двух до пяти". Корней Чуковский этот психолого-публицистическое исследование, изданное в 1933 году, начинает с главы о детском языке, проводя многочисленные примеры невероятных словосочетаний, которые используют малыши. Их он называет "лепыми нелепицами". При этом он рассуждает о поразительном таланте детей воспринимать огромное количество новых элементов и слов.

Литературоведы пришли к выводу, что его исследования в области детского словообразования стали серьезным вкладом в развитие отечественной лингвистики.

В 1930-е годы советский писатель и поэт Корней Чуковский пишет мемуары, работу над которыми не оставляет до конца своей жизни. Публикуют их уже посмертно под названием "Дневники 1901-1969".

Когда началась Великая Отечественная война, писатель был эвакуирован в Ташкент. В 1942 году он пишет сказку в стихах "Одолеем Бармалея!". По сути, это военная хроника противостояния небольшой страны Айболитии против звериного царства Свирепии, которая наполнена сценами насилия, безжалостностью к врагу, призывами к мести. В тот момент именно такое произведение было востребовано читателями и руководством страны. Но когда в 1943-м в войне наметился перелом, на саму сказку и ее автора начались откровенные гонения. В 1944 году ее даже запретили и не переиздавали более 50 лет. В наше время большинство критиков признают, что "Одолеем Бармалея!" - один из главных творческих провалов Чуковского.

В 1960-е годы герой нашей статьи задумывает издать пересказ Библии для детей. Работы осложнялась существовавшей в то время антирелигиозной позицией советских властей. Например, цензоры требовали, чтобы слова "евреи" и "Бог" не упоминались в этом произведении. В результате был придуман волшебник Яхве. В 1968 году книга все-таки вышла в издательстве "Детская литература" под названием "Вавилонская башня и другие древние легенды".

Но в продажу книга так и не поступила. В последний момент весь тираж изъяли и уничтожили. Как позже утверждал один из ее авторов Валентин Берестов, причина была в начавшейся в Китае культурной революции. Хунвейбины подвергли критике Чуковского за то, что он засоряет детские головы "религиозными бреднями".

Последние годы

Последние годы Чуковский провел на своей даче в Переделкино. Он был всеобщим любимцем, получившим всевозможные литературные премии. В то же время умудрялся поддерживать контакты с диссидентами - Павлом Литвиновым, Александром Солженицыным. К тому же, видным правозащитником и диссидентом стала одна из его дочерей.

На свою дачу он постоянно приглашал окрестных детей, читал для них стихи, беседовал о всевозможных вещах, приглашал знаменитостей, среди которых были поэты, писатели, летчики и знаменитые артисты. Те, кто бывал на этих встречах в Переделкино, до сих пор с добротой и теплотой вспоминают о них, хоть уже и прошло с тех пор много лет.

Корней Иванович Чуковский скончался от вирусного гепатита в 1969 году там же, в Переделкино, где и прожил большую часть своей жизни. Ему было 87 лет. Похоронен на местном кладбище.

Семьдесят лет удивительный писатель Корней Чуковский отдал литературному труду. Труду, который приносил ему радость. Счастлив человек, когда труд на благо людей доставляет радость и самому человеку.

Труды Корнея Чуковского любимы миллионами детей, и, безусловно, взрослыми. Уважаемый нами автор родился в далёком 1882 году. Давно? Очень давно. Но его работы написаны таким удивительно современным языком, что кажется, будто созданы вчера.

Поэт вставал очень рано и в пять часов утра уже сидел за письменным столом. В шутку он говорил о себе, как о рабочей машине. Терпеть не мог праздности. Все отвлекающие от работы моменты, такие, например, как беседы по телефону, он не любил. Высоко ценил каждую рабочую минуту.

Скажите, вам было когда-нибудь уныло, в то время, когда вы читали Чуковского? Нет! Всё, выходящее из-под его пера, написано «живым» языком, свежо, интересно.

Стихи, потешки, загадки, сказки Чуковского – это классика жанра. Это произведения, дарящие радость, хорошее настроение. У Чуковского было потрясающее чувство юмора, чувство меры. А ведь он не был потомственным интеллигентом. Его мать была прачкой. Отец ушёл из семьи, когда знаменитый поэт был ещё совсем маленький.

По причине «низкого происхождения» мальчика исключили из пятого класса одесской гимназии, и далее он вынужден был учиться самостоятельно.

В шестнадцатилетнем возрасте Чуковский ушёл из дома. Кстати фамилия Чуковский была дана мальчику не при рождении. Фамилия его матери – Корнейчукова. Сделав в ней определённые преобразования, поэт сверстал себе литературный псевдоним — Корней Чуковский. А на самом деле его звали Николай Васильевич. Но миллионы читателей в нашей стране и за рубежом знают его под именем Корней Чуковский.

Образы, которые создал в своих книгах Корней Иванович – Мойдодыр, Доктор Айболит, Тараканище, Федора, Муха- Цокотуха, – необычайно яркие и хорошо запоминаются детьми.

Когда в семье появляется ребёнок, перед родителями не стоит выбор, какие же книжки выбрать малышу, конечно, те, которые они сами читали в детстве — книги Корнея Чуковского.

«Если сложить , — писал Сергей Образцов, — все тропинки радости, которые проложил Чуковский к детским сердцам, получится дорога до Луны ». Работы писателя: «Мойдодыр», «Телефон», «Федорино горе», «Доктор Айболит», «От двух до пяти», энциклопедия детской речи, пересказы «Барона Мюнхаузена», «Робинзона Крузо», «Золотой ключик», переводы Редьярда Киплинга, «Тома Сойера», литературные, критические статьи – всё это попадание «в десятку». Кстати, по профессии Чуковский был критиком. Его пера опасались многие писатели.

«Цель людей, пишущих сказки, заключается в том, чтобы «какой угодно ценою воспитать в ребёнке дивную способность волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого человека» , — писал Корней Чуковский.

Сам он в жизни повидал немало. Приходилось и голодать. Но он не растерял доброту на дорогах жизни. Добр был сам и учил доброте других.

Составитель текста: Ирис Ревю

«…На каждого писателя, произведения которого живут в течение нескольких эпох, всякая новая эпоха накладывает новую сетку или решетку, которая закрывает в образе писателя всякие другие черты и открывает иные».

Из дневника К.И.Чуковского, 1925 год.

«Блаженный старец из Переделкино», «наивный мечтатель» недоброхоты присваивали ему подобные прозвища. Сам он не обижался. Весь мир знал его сказки, и, пожалуй, большинство из нас начинали постижение грамоты с прочтения «Бармалея», «Тараканища», «Доктора Айболита»… Сказки и имя Корнея Ивановича Чуковского ассоциируются с безоблачным детством. А ведь пик его творчества пришелся на тридцатые, когда, как известно, не до сказок было… Предлагаем вашему вниманию беседу корреспондента ТАСС Е. Копериной с внучкой К.И.Чуковского Еленой Цезаревной Чуковской .

Определим тему нашей беседы: «неизвестный Чуковский»…

— Действительно, сейчас, более чем через 20 лет после смерти Чуковского, стоит задуматься, какие же черты его личности открыты сегодняшней эпохе, какие существенны! и важны для нее и какие оказались отодвинутыми, справедливо или несправедливо забытыми или просто неизвестными. К.И.Чуковский как автор детских сказок, смешных стишков, английских песенок, загадок хорошо известен широкому читателю. Эти книги издаются, переиздаются и в сегодняшнем разговоре нет смысла о них упоминать.

Но гораздо менее известно, что сам Корней Иванович обижался, когда его считали только детским писателем. Сам он начинал свой литературный путь как критик и всю жизнь считал себя критиком, а впоследствии еще и литературоведом. Надо отметить, что критик Чуковский совершенно забыт в наше время. Отчасти это произошло потому, что начинал он очень давно.

Первую статью напечатал в 1901 году. И в качестве критика он был известен до революции. После революции вся критика стала рапповской. Корней Иванович говорил, что нельзя писать критическую статью, если в результате чьей-то больной теще не дадут путевку в санаторий. И он перестал выступать с критическими статьями. Кроме того, его статьи было принято считать слишком импрессионистскими, и они не переиздавались.

Два года тому назад была воссоздана комиссия по литературному наследию Чуковского под председательством В.А.Коротича. И в качестве первого шага деятельности этой комиссии предпринято издание двухтомника Чуковского. Весь второй том будет состоять из критических статей Корнея Ивановича. Например, туда войдут рассказы о Некрасове (последний раз они выходили в 30-е годы), «Поэт и палач», «Жена поэта» (об Авдотье Панаевой), статья о Льве Толстом, «Ахматова и Маяковский — две России» и т.д. Это будет как бы история литературы начиная с конца XIX века, рассказ о биографии писателей и об их книгах.

В 20-е годы К.И.Чуковский написал Горькому письмо, в котором были, в частности, и такие строки: «…Перехвалить поэта теперь я считаю полезнейшим делом, я теперь не мог бы ругать своего брата писателя, теперь не время взаимной полемики. Маяковского будут ругать и без меня, но важно, чтобы из нашего интеллигентского лагеря было сказано приветливое слово о нем». При этом надо учесть, что в 20-.е годы Маяковский занимал совсем не такое место в литературе, как теперь, и отношение к нему было совершенно другое.

Известно, что в начале века Корней Иванович был связан с футуристами?

— Корней Иванович автор книги, которая называется «Футуристы», у него много статей о футуристах. В 1915 году он много виделся и спорил с Маяковским, который приезжал к нему в Куоккалу. Так как Чуковский много писал о футуристах, он часто выступал вместе с ними на концертах.

Об этих выступлениях написал впоследствии участник многих футуристических манифестов, поэт Б.Лифшиц, автор книги «Полутороглазый стрелец». Он описал эти выступления так: «Мы собачьей свадьбой носились с эстрады на эстраду и спорили, кто кому обязан своей известностью. Мы ли Чуковскому, что он о нас пишет, или Чуковский нам, так как он вместе с нами выступает». Известно, что выступления футуристов пользовались скандальной известностью и собирали всегда очень много публики. «…А дальше мы приезжали к нему доругиваться в Куокколу». Маяковский в этот период сделал множество портретов Корнея Ивановича, которые сейчас висят в Переделкинском доме-музее. Это была очень живая связь, хотя нельзя сказать, что она была дружеской.

— Корней Иванович хорошо известен как детский писатель, но менее известно, что его творческий путь в детской литературе был очень труден.

— Одна из глав книги Чуковского «От двух до пяти» называется «Борьба за сказку». Я хочу рассказать о некоторых эпизодах этой нелегкой борьбы. Самого большого накала она достигла в 1928 году. Это было трудное время в нашей литературе. Многие писатели подвергались необоснованной критике или просто отвергались партийным руководством. Тогда был создан государственный ученый совет, который должен был разрешать или запрещать детские книги. И вот! февраля 1928 года в «Правде» появилась статья Н.К.Крупской, которая руководила этим советом и от ее позиции зависело издание книг и судьба писателей. Статья называлась «О Крокодиле» Чуковского». Я думаю, что она настолько показательна, что текст статьи следует воспроизвести полностью.

См. Н.К. Крупская «О Крокодиле» Чуковского.

От окончательного запрета Корнея Ивановича спасло письмо Горького, который писал из Италии. (Чуковский был членом коллегии издательства «Всемирная литература», которым руководил Горький). Горький обратился 14 марта 1928 года в «Правду» с письмом. В результате такой полемики не удалось полностью, отстранить писателя от его деятельности, хотя были постоянные запреты.

Всю жизнь Чуковский вел дневник, который уже подготовлен к печати и должен выйти в конце года в издательстве «Советский писатель». Эти записи говорят о том, с каким трудом в 20-е годы к читателям проходила каждая сказка Чуковского.

Мало известно и об общественной деятельности Корнея Ивановича.

— Начиная с 30-х годов и до 60-х Корней Иванович не занимал никаких общественных постов. В 20-е годы Чуковский был одним из организаторов Петроградского дома искусств, вместе с Замятиным входил в редакцию журнала «Русский современник», журнала «Современный Запад».

Корней Иванович всегда говорил, что он придерживается так называемой «теории малых дел», представителем которой был А.П.Чехов. Вся общественная деятельность Чехова благородная, была совершенно не шумная. Он делал то, что считал должным, и не любил об этом говорить. Многие современники третировали его за «теорию малых дел», а кое-кто даже презирал. Между тем Корней Иванович считал, что именно из малых, благородных дел складывается общественная жизнь, и он сам был убежденным сторонником этой теории. В феврале 1920 года Корней Иванович писал А.В.Луначарскому с просьбой помочь семьям замечательных русских деятелей. Среди них сестра поэта Некрасова, жена художника Серова. В.С.Серова — вдова композитора, мать живописца, Л.П. Бакст — жена художника и т.д.

Всем этим семьям были выделены специальные пайки и денежная помощь. В 30-е годы Чуковский писал письма в защиту репрессированных писателей и ученых (А.И.Пантелеева, Оксмана). В архиве сохранились более поздние письма к Берии, Вышинскому, Ульриху. Позднее, в 60-е годы он обращался в суд, который судил Бродского. Писал в защиту Синявского и Даниэля. Ему принадлежит первая в мире рецензия на рукопись «Одного дня Ивана Денисовича» Солженицына. Он был в числе тех, кто поддерживал выдвижение Солженицына на Ленинскую премию и впоследствии, в более трудное для А.И.Солженицына время, Чуковский пригласил его к себе на дачу, о чем Солженицын вспоминает в книге «Бодался теленок с дубом».

Беседовала Е.Коперина