Тема урока: Зачем быть вежливым?

Цель занятия: Воспитывать уважение к окружающим взрослым и сверстникам.

Систематизировать правила вежливого поведения, упражнять детей в анализе своих поступков, в понимании того, соответствуют ли они правилам вежливости.

Ход занятия:

  1. Зачем быть вежливым?

Не только детям, но и очень многим взрослым хочется, чтобы все их друзья, и все соседи, и даже вовсе незнакомые прохожие всегда бы относились к ним внимательно, по-доброму, всегда б любили и уважали их. Чтобы никто-никто не делал им замечаний.

Весь секрет в том, что только к вежливому, воспитанному и доброму человеку окружающие люди относятся всегда по-доброму. Только такого человека все любят, уважают. И у него есть верные и надёжные друзья, с которыми ему никогда не бывает скучно.

А впрочем, вежливому, хорошо воспитанному человеку и некогда скучать. Ведь он живёт по строгому режиму.

Рано утром он сделает зарядку. Потом умоется. Потом убирает свою постель. Аккуратно одевается. Потом помогает маме и бабушке приготовить завтрак и накрыть на стол.

Днём вежливый человек – если он не в детском саду и не в школе – обязательно помогает убрать бабушке в квартире, поливает цветы, кормит кошку и рыб в аквариуме. Он не ленится почистить обувь и сходить в магазин за хлебом или за молоком…

Вежливый человек всегда заботится о близких и друзьях, готов помочь им.

И это очень правильно. Ведь если очень хорошо разобраться, все люди на белом свете помогают друг другу, трудятся друг для друга. А значит, они и для тебя трудятся, дружок.

Строители выстроили для тебя дом.

Дворник приводит для тебя двор и детскую площадку для игр и для прогулок.

Шофёры везут тебя по городу.

Врачи лечат от болезней.

Садовники и лесники сажают для тебя сады, растят леса…

Почему же нам не быть внимательными, вежливыми и добрыми друг к другу? Ведь это не так уж и трудно!

Нетрудно уступить в трамвае или в автобусе место пожилому человеку.

Нетрудно здороваться с людьми при встрече. И говорить им «до свидания», «всего хорошего» при расставании.

Нетрудно быть опрятным, причёсанным и умытым, чтобы окружающим людям было приятно с тобой общаться.

  1. О волшебных словах.

«Добрый день»

Добрый день! – тебе сказали.

Добрый день! - ответил ты

Как две ниточки связали –

Теплоты и доброты.

«Здравствуйте!»

Здравствуйте!- ты скажешь человеку.

Здравствуйте!- улыбнётся он в ответ.

И, наверное, не пойдёт он в аптеку

И здоровым будет много лет.

«Спасибо!»

За что мы говорим спасибо?

За всё, что делают для нас.

И мы припомнить не могли бы-

Кому сказали? Сколько раз?

«Будьте добры…»

Будьте добры,- это я говорю по секрету.

Будьте добры,- и не ждите за это конфету.

Будьте добры,- без игры и во время игры.

Если сумеете, будьте скорее добры.

« Простите!»

Простите, я больше не буду

Нечаянно бить посуду,

И взрослых перебивать.

И, что обещал, - не забывать.

Но, если я всё же забуду,-

Простите, я больше не буду!

«Добрые слова»

Эти добрые слова всем известны давно,

Видишь, они и просты и неновы,

Но я ещё повторю сё равно:

«Добрые люди, будьте здоровы!»

  1. Правила вежливости.

Если ты обращаешься ко взрослому или товарищу, не забудь сказать «ПОЖАЛУЙСТА»

Если кто-нибудь что-нибудь сделал для тебя (одолжил ручку, карандаш и т.п.) поблагодари его словами «СПАСИБО», «БОЛЬШОЕ СПАСИБО»

Если тебе говорят «СПАСИБО» отвечай «ПОЖАЛУЙСТА».

Если ты уступаешь кому-то место, передаёшь книгу, одалживаешь карандаш и т.п. Скажи так: «САДИТЕСЬ ПОЖАЛУЙСТА», «ВОЗЬМИТЕ ПОЖАЛУЙСТА»

Если ты нечаянно кого-нибудь толкнул или задел, извинись: «ПРОСТИТЕ МЕНЯ, ПОЖАЛУЙСТА…ИЗВИНИТЕ МЕНЯ, ПОЖАЛУЙСТА»

Извиниться надо и тогда, когда ты обидел человека неудачным словом.

Если взрослый, к которому ты собираешься обратиться, занят разговором, подожди, когда он закончит разговаривать. Если тебе надо обратиться по срочному делу, скажи: «ПРОСТИТЕ ПОЖАЛУЙСТА, мне надо вам сказать…»- и, после разрешения взрослого, расскажешь, что тебе нужно.

4 . Чтение рассказа В. Сухомлинского « Простите, дети, я опоздал»

Было морозное утро. С севера дул пронизывающий ветер. В холодном воздухе кружились снежинки. Мы пришли в школу спозаранку. В классе было тепло и уютно. Прозвенел звонок. Все сели за парту.… Прошла минута, другая. Учителя не было. Мы послали Нину – она у нас староста: пойди в учительскую, узнай, почему нет учителя.

Через минуту Нина вернулась и сказала, что Иван Петрович захворал. Директор сказал, чтобы мы шли домой.

«Ура!-закричали мы радостно. – Ура! Уроков не будет! Учитель заболел!»

Вдруг открылась дверь, и в класс вошёл Иван Петрович. Запорошенный снегом, усталый и больной. Мы замерли от неожиданности. Сели, опустили головы. Иван Петрович подошёл к столу.

« Простите, дети, - тихо сказал он. Заболел я немного, а всё-таки решил прийти в школу. Да вот, опоздал.» Он разделся тут же в классе.

Сел за стол, смотрит на нас. А нам стыдно поднять глаза.

  1. Итог занятия.

Звучит песня «Дарите радость людям». Слова Н. Добронравова, музыка А. Пахмутовой.


Правила вежливости являются важнейшим атрибутом каждого воспитанного человека. Хорошим манерам нужно учиться с раннего возраста, и неуклонно соблюдать их при любых обстоятельствах, в любом окружении. Давайте узнаем, каковы правила вежливости в общении дома, в школе, на прогулке, в общественных местах.

Для чего нужна вежливость

Вежливость - это проявление хорошего воспитания, которое напрямую указывает на уровень культуры человека, богатство его внутреннего мира. Правила вежливости человеком созданы неслучайно: воспитанным людям гораздо легче расширять круг своего общения, достигать поставленные задачи.

На самом деле, быть вежливым человеком не так уж и сложно. Достаточно привить себе хорошие манеры и не забывать везде и всюду их применять. Спустя какое-то время они войдут в привычку, и подобное поведение станет абсолютной нормой.

Рис. 1. Правила вежливости должны знать даже маленькие дети.

Но как ведет себя вежливый человек в обществе? Давайте рассмотрим наиболее распространенные жизненные ситуации.

  • При встрече со знакомым человеком или группой людей нужно обязательно поздороваться. Делать это нужно правильно: дружелюбно улыбаться, смотреть собеседнику прямо в глаза, приветствие произносить четко, с мягкими, обходительными интонациями.

С друзьями или одноклассниками можно поздороваться, сказав просто «Привет!». Ко всем остальным людям приветствие должно быть более сдержанным - «Добрый день (утро, вечер)!», «Здравствуйте!», но ни в коем случае «Эй, ты», «Алло» и прочее. Это указывает на низкую культуру человека.

Рис. 2. Встреча с друзьями.

  • Увидев на улице знакомого, не стоит бежать к нему навстречу, расталкивая на пути прохожих. Если случайная встреча произошла в кафе, кино или театре, достаточно кивнуть в знак приветствия, но не выкрикивать его.
  • В общественных местах не стоит слишком громко разговаривать или смеяться, излишне эмоционально жестикулировать.
  • Правила вежливости предусматривают и обязательное прощание при уходе.
  • К малознакомым или старшим по возрасту людям следует обращаться на «Вы». И только с друзьями, одноклассниками, родственниками уместно обращение на «Ты».

В обиходе по-настоящему вежливого человека всегда присутствуют слова, которые принято называть «волшебными». Ведь даже в самой непростой ситуации они помогут найти взаимопонимание с собеседником. К таким словам относятся «Спасибо», «Пожалуйста», «Извините», «Будьте добры…».

Вежливое поведение

Но не только употребление вежливых слов способно сделать человека хорошо воспитанным. Большое значение имеют его поступки, поведение. Чтобы прослыть культурным и вежливым человеком, нужно соблюдать простые правила:

ТОП-2 статьи которые читают вместе с этой

  • Не повышать голос на собеседника, не перебивать его, внимательно выслушивать все, что тот хочет сказать.
  • Уступать место в общественном транспорте для тех, кто более нуждается в этом.
  • В театре или кинотеатре, проходя к своему месту, нужно извиниться перед уже сидящими людьми и двигаться только лицом к зрителям.
  • В общественных местах ни в коем случае не ковырять в носу, в зубах, громко сморкаться, зевать с открытым ртом.

Рис. 3. Ковырять в носу - недопустимо!.

Вежливость и культура поведения всегда очень высоко ценилась, ведь ее не купишь ни за какие деньги. Поэтому так важно прививать себе хорошие манеры в детства, чтобы в любом обществе иметь славу воспитанного человека.

Что мы узнали?

При изучении темы «Правила вежливости» по программе 2 класса окружающего миры мы узнали, насколько важно быть вежливым и воспитанным человеком. Мы выяснили, как правильно себя вести в обществе и не допускать досадных ошибок.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.7 . Всего получено оценок: 101.

Всегда можно определить степень культуры человека по его поведению. Приятно общаться с воспитанным человеком, но грубая, вульгарная речь оставляет самое плохое впечатление.

Что такое вежливость

Каждый человек является существом социальным. Люди общаются между собой, создают семьи, становятся коллегами. Все члены общества заслуживают уважения. Чтобы избежать конфликтов, обид, досады, между собеседниками принято вежливое обращение.

Вежливостью называется умение тактично общаться, внимательно выслушивать другую точку зрения, проявлять толерантность, способность решать конфликтные ситуации мирным путём. Вежливость и благопристойность – тот самый инструмент, благодаря которому люди чувствуют себя комфортно, свободно при общении с себе подобными.


Правила вежливости

С самого детства все знают «волшебные слова»: спасибо, здравствуй, прости, извини, благодарю. Тактичность начинается с вежливости. Это является международной нормой. Если такое качество, как деликатность, считается врождённым, то хорошему тону можно научиться. Вежливые люди знают, что всегда необходимо:

  • здороваться;
  • прощаться;
  • просить прощения (когда совершена ошибка, или доставляют неудобство собеседнику);
  • интересоваться (то есть, оказать необходимый минимум внимания, например, спросить: «Как дела? »);
  • не толкать локтями прохожих, чтобы куда-то пробраться;
  • не перебивать собеседника, тем более, если он старше по возрасту;
  • не кричать знакомому, который находится вдалеке.

Самым лучшим показателем воспитанности человека будет его сдержанность. Совершенно неприемлемым является бурное проявление негативных эмоций на людях.



Как стать вежливым

Правила вежливости ребёнку прививают с детства. Первыми учителями всегда становятся родители. Утром дети и родители говорят друг другу: «доброе утро», днём – «добрый день», а по вечерам – «спокойной ночи». Спорные ситуации дома решаются на вербальном уровне. Воспитанные родители разбирают причины конфликта, поведенческой ошибки, объясняют чаду, почему он не прав. Ребёнку следует приводить примеры, как следовало бы поступать в той или иной ситуации. Так готовят маленьких людей к взрослой жизни в обществе.

Психологи утверждают: если начинать нравственное воспитание ребёнка с 2-3 лет, то они уже опоздали на 2-3 года. Дети берут пример с самых близких людей. Они подражают маме и папе, и начинается это еще с пеленок.

Учтивость и внимательность собеседника обладают особой ценностью. Теплота и доброжелательность помогают человеку раскрыться, проявить свои лучшие качества. Грубость, невежество, хамство оскорбляют человеческое достоинство, наносят моральный вред личности. Обиженный человек замыкается в себе, прекращает контактировать с обидчиком. Японские психологи давно заметили, что вежливый человек всегда будет в безопасности, а хам и грубиян обязательно попадёт в беду.


Обходительное поведение помогает человеку обзавестись новыми полезными контактами, иметь много знакомых, приятелей и друзей. Родителям, чтобы научить ребёнка этикету, необходимо быть самим терпеливыми, не давить на чадо, не кричать. Можно обсуждать героев прочитанных книг, анализировать их поведение.

Манеры светского поведения запрещают любую неблагопристойность. Во время разговора всегда нужно быть вежливыми.


Школа учит вежливости

Школу называют вторым домом. Здесь воспитательный процесс проводится многогранно, постепенно и беспрерывно. У школы есть свои инструменты для привития культурного поведения ученику. Существует целый ряд мероприятий, способствующих формированию вежливого поведения, к которым относятся:

  • тематические классные часы;
  • тренинги;
  • семинары;
  • игры.

Здесь принято моделировать ситуации. Школьники обыгрывают предложенный сюжет: очередь в магазине, посещение театра, воображаемую поездку в общественном транспорте и так далее. Данные интерактивные методы способствуют развитию в детях общительности, взаимопонимания, обучают нормам вежливого поведения в интересной, творческой форме.


Ещё о правилах вежливости

Следует знать, что правила этикета формировались веками. К основным правилам относится ряд приоритетов, которые следует иметь в виду, например:

  • мужчина всегда здоровается первым, открывает дверь, уступает место даме;
  • младшие по возрасту здороваются первыми, уступают места в транспорте, помогают тем, кто старше;
  • здоровые пропускают больных к врачу, уступают им дорогу, места в общественном транспорте;
  • подчинённые здороваются с начальником первыми;
  • при просьбах необходимо произносить слово «пожалуйста»;
  • за оказанную помощь или услугу принято говорить «спасибо», «благодарю»;
  • если кому-то приносятся неудобства, огорчения, неприятности, необходимо просить прощения, извиняться;
  • на официальном приёме сначала здороваются с хозяевами, а затем – по старшинству;
  • при звонке необходимо представляться;
  • пунктуальность является отличительным признаком вежливого, культурного человека.

1. Подумай и запиши, для чего тебе нужно знать и соблюдать правила вежливости.

чтобы людям было приятно общаться со мной, чтобы у меня было много друзей.

2. Муравей Вопросик просит тебя научить его правилам вежливости. Напиши, какие вежливые слова подходят для этих случаев:

С соседом по парте проведите взаимную проверку работы.

3. Проанализируй ситуации из жизни Серёжи и Нади. Выполни задания.

1) Обращаясь к продавцу, Серёжа сказал: «Пакет молока и пачку творога». Какое слово он забыл добавить? Подчеркни: извините, пожалуйста , спасибо.

2) Наде нужно позвонить своей подруге Маше. Как лучше всего попросить её к телефону? Отметь галочкой.

4. Здесь запиши правила, которые ты сформулируешь для себя по рассказу Серёжи и Нади.

Мои волшебные поступки

— женщин и девочек надо пропускать вперед;
— если женщина выходит, то надо отступить и дать ей пройти первой
— из трамвая мужчина выходит первым и подает руку женщине.

5. Дома повтори правила вежливости, изученные на уроках. Попроси кого-нибудь из взрослых проверить тебя. Вместе запишите ещё 2-3 правила, о которых не говорилось на уроке.

Здоровайтесь первыми.


Окружайте гостей заботой, создавая комфортную обстановку для них

В классе обсудите ваши записи. Возьми на заметку то, о чём написано у других ребят.

Книга «Сервис класса люкс»

Глава: 28 правил вежливости

2. Здоровайтесь первыми.

3. Никогда не заставляйте Вас ждать.

4. Проявляйте радость при встрече.

5. Поинтересуйтесь «Как дела?» или «Все ли хорошо?»

6. Если эти вопросы адресованы Вам, то сначала поблагодарите собеседника за проявленное внимание, ответив: «Спасибо, все хорошо».

7. Любое обращение к человеку начинайте со слова «извините» или фразы: «Простите, могу ли я…».

8. Если Вы знаете, как зовут Вашего собеседника, обращайтесь к нему всегда по имени.

9. Обращайтесь к человеку так, как он Вам представился, не переиначивайте его имя.

10. Если к Вам обращаются стоя, то, если Вы сидите, обязательно встаньте.

11. Если к Вам обращаются сидя, а Вы стоите, то присядьте напротив или рядом с собеседником, или слегка наклонитесь к нему.

12. Будьте предупредительны: если Вам нужно отлучиться, то сообщите собеседнику, через какое время Вы вернетесь к нему.

13. Благодарите за общение с Вами в конце беседы: «С Вами было приятно общаться» или: «С Вами было приятно провести время» и т.д.

14. Если Вы подаете какой-либо предмет, сопровождайте этот жест вежливыми словами «пожалуйста», «прошу Вас».

15. Уступайте дорогу, наклоном головы либо жестом, предлагая человеку пройти вперед, сопровождая этот жест внимания словами вежливости.

16 . Проявляйте гостеприимство: для пришедших к Вам впервые организуйте небольшую экскурсию по незнакомому пространству, сопровождая ее рассказами и интересными историями о вашей компании.

17. Проявляйте дружелюбие и готовность помочь в любых ситуациях.

18. Выполняйте свои обещания.

19. Будьте внимательными к желаниям гостей или клиентов.

20. Окружайте гостей заботой, создавая комфортную обстановку для них.

21. Если в предыдущий визит Ваш собеседник рассказал о предстоящем важном для него мероприятии, поинтересуйтесь при новой встрече, успешно ли оно прошло?

22. Если Вам захотелось сделать кому-нибудь комплимент, не откладывайте это на потом: «Позвольте, я Вам сделаю комплимент, мне очень нравится, как Вы сегодня выглядите!»

23. Будьте одинаково любезны и радушны со всеми присутствующими.

24. Если Вы общаетесь с кем-либо, и в это время к Вам обращается кто-то еще, извинитесь перед своим собеседником, прежде чем уделить внимание другому.

25. Когда звучат комплименты в Ваш адрес, скажите, что Вам очень приятно это слышать, и ответьте достойным комплиментом.

26. Постарайтесь сделать общение с Вами максимально приятным и теплым.

27. Провожайте всех, с кем Вы общались, поблагодарив за визит и за особое внимание к Вам, открывая двери уходящим.

28. Помните, что правила вежливости никто и никогда не отменял!

Урок окружающего мира во 2-м классе по теме «Правила вежливости»

  1. Расширить знания школьников о вежливых и добрых словах и их применении в жизненных ситуациях.
  2. Развивать у детей способности анализировать свои действия.
  3. Воспитывать чувство доброты, вежливости, взаимопонимания.
  • заучивание стихотворений о вежливости;
  • изготовление на плакате персоны Её Величество Вежливость;
  • подготовка слайдов к просмотру;
  • подготовка инсценировки сказки «Вежливые слова».
  • мультимедийный проект;
  • презентация «Вежливые слова» (см. Приложение);
  • индивидуальные карточки для групповой работы;
  • плакаты к заданию «Продолжи предложение»;
  • конверты с пожеланиями Её Величества Вежливости.

Участники: учащиеся 2-го класса.

1. Мотивационный момент.

— Доброе утро всем тем, кто хорошо выспался!

— Доброе утро всем тем, кто сделал зарядку!

— Доброе утро всем тем, кто пришёл в школу с хорошим настроением!

— Желаю всем удачного дня и приподнятого настроения.

2. Постановка целей урока.

— Ребята, как вы думаете, какому человеку легко жить на свете: доброму или злому?

— Кто, по-вашему, добрый человек?

— Что нужно делать для того, чтобы быть добрым?

— Сегодня на уроке мы с вами будем знакомиться с правилами вежливости.

(1-й слайд: тема «Правила вежливости».)

И поможет нам в этом сама ЕЁ ВЕЛИЧЕСТВО ВЕЖЛИВОСТЬ. Она пришла не с пустыми руками, а с пожеланиями, которые спрятались в конвертах.

(2-й слайд со стихотворением.)

— Весь секрет в том, что только к вежливому, воспитанному и доброму человеку окружающие люди относятся всегда по-доброму. Только такого человека все любят и уважают.

— Почему же нам не быть внимательными, вежливыми и добрыми друг к другу? Ведь это не так уж трудно!

Вежливость для взрослых и для детей важна,
Вежливость – чудесная и добрая страна.
Вежливости надо с детства всем учиться,
Вежливость, ребята, волшебства частица.

Если будем вежливы
Каждый день и час –
Станет мир счастливее
В миллионы раз!

На свете есть много чудеснейших слов,
Таких, что нас радуют, греют и лечат.
Я думаю – каждый назвать их готов:
Приветствую, здравствуйте,
Добрый всем вечер!

Слова есть, что к людям безмерно добры,
Весь мир освещая, как солнце в зените.
Их знают и люди, и ёж, и бобры:
Спасибо, пожалуйста, ах, извините!

3. Работа над новой темой урока.

1) Образование слова «Вежливость».

— Я беру у Её Величества ВЕЖЛИВОСТИ первый конверт и читаю, какое первое её желание нам надо исполнить.

Запись в конверте: «Хочу, чтоб вы знали, как образовалось слово «Вежливость»?»

— А вам, ребята, интересно, откуда появилось слово «Вежливость»?

Внимание на экран!

(3-й слайд: обозначение слова Вежливость.)

— До 6-го века в русском языке широко употреблялось слово «ВЕЖЕ»:

«ВЕЖЕ» – это человек, который знает, как вести себя в той или иной ситуации.

«ВЕЖЕСТВО» – превратилось в «вежливость».

«ВЕЖЕСТВО» – качество ценное и обязательное.

2) Обмен собственным опытом.

— У вас небольшой жизненный опыт, но многие из вас уже знают некоторые правила вежливого отношения с окружающими. Поделитесь с нами своими знаниями.

  1. Нужно здороваться при встрече со знакомыми людьми и говорить им «до свидания» при расставании.
  2. Всегда нужно быть опрятным, причёсанным и умытым, чтобы окружающим людям было приятно с тобой общаться.
  3. Нужно уважать старших: помогать им по дому, уступать место в общественном транспорте.
  4. Почаще в своей речи нужно использовать «волшебные» слова.
  5. Нужно быть внимательным к окружающим, не причинять им неприятностей, не оскорблять их ни словом, ни делом.

3) Использование в речи «волшебных» слов.

— Давайте возьмём у Её Величества Вежливости конверт под номером 2 и исполним её второе желание. Открываем конверт.

Запись в конверте: «Хочу, чтобы вы все были вежливыми детьми и чаще употребляли в своей речи «волшебные» слова.»

Учитель: В обиходе вежливого воспитанного человека всегда присутствуют слова, которые мы называем «волшебными». С помощью этих слов можно даже грубому и обиженному человеку помочь вернуть хорошее расположение духа, поднять настроение.

Давайте вспомним эти слова с помощью игры (дети называют и эти слова появляются на экране после того, как дети назвали «волшебное» слово).

— Растает даже ледяная глыба от слова тёплого. (Спасибо.) (4-й слайд)

— Зазеленеет старый пень, когда услышит. (Добрый день.) (5-й слайд)

— Если больше есть не в силах, скажем маме мы. (Спасибо.) (6-й слайд)

— Когда нас бранят за шалости, говорим мы. (Прости пожалуйста.) (7-й слайд)

— Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь. (Здравствуйте.) (8-й слайд)

— И во Франции и в Дании на прощанье говорят. (До свидания.) (9-й слайд)

Ребёнок читает стихотворение о вежливых словах.

Слова: «До свиданья!»,
«Спасибо», «Простите»,
«Пожалуйста», «Здравствуйте» —
Щедро дарите!
Дарите прохожим,
Друзьям и знакомым.
В троллейбусе, в парке
В школе и дома.
Слова эти очень и очень важны.
Они человеку как воздух нужны.
Без них невозможно на свете прожить.
Слова эти надо с улыбкой дарить.

4) Из истории происхождения правил вежливости.

— Давайте возьмём у Её Величества Вежливости третий конверт и узнаем о следующем её желании.

Запись в конверте: «Хочу, чтобы вы знали, откуда произошли правила вежливости, а также познакомились с ними.»

Учитель: Интересно вам это знать? Тогда слушайте:

— Миллиарды раз в жизни людей повторялись некоторые обычные повседневные ситуации: люди встречались, расставались, знакомились, оказывали друг другу услуги, просили о чём-либо, выражали сочувствие. Люди находили и передавали из поколения в поколение самые удобные, экономные, разумные способы действий в подобных ситуациях. Так возникли правила поведения или правила вежливости.

(10-й слайд «Правила вежливости».)

Учитель: В древнем Китае, например, насчитывалось около 30 тысяч церемоний: как постучаться в дом, как войти, как встать, как сесть, как взять чашку с чаем – всё это было определено и строго расписано.

— Давайте и мы с вами познакомимся с правилами вежливости, которые преподносит вам Её Величество Вежливость.

(На экране по щелчку мышки появляются одни за другим правила вежливости, дети читают их по очереди.)

  1. Не спеши первым сесть за стол.
  2. Не разговаривай во время еды.
  3. Не забывай закрывать рот, когда жуёшь.
  4. Не чавкай.
  5. Не рвись первым выскакивать в двери.
  6. Не перебивай говорящего.
  7. Не кричи и не повышай голоса, если перед тобой не глухие.
  8. Не размахивай руками.
  9. Не показывай пальцем на кого бы то ни было.
  10. Не вмешивайся в чужой разговор, не произнеся «простите»
  11. Не забудь извиниться, если кого-нибудь толкнул.
  12. Не делай вид в троллейбусе или автобусе, что ты не замечаешь стоящего старика.
  13. Не держи руки в карманах.

— Ребята, а зачем человеку нужны эти правила? Неужели нельзя без них обойтись?

Учитель обобщает ответы детей: правила вежливости нам с вами нужны везде и всегда. Иначе люди бы не смогли общаться друг с другом, помогать, уважать друг друга. И вообще были бы на уровне пещерного человека.

4. Инсценировка сказки «Вежливые слова».

— А теперь давайте и мы покажем Её Величеству Вежливости, что мы не простые ученики школы №1, а ещё в какой-то мере и артисты. Мы с вами готовимся к родительскому собранию и наша сценка как раз окажется сегодня уместной в этом уроке.

— Давайте на некоторое время представим, что мы находимся в театре на просмотре спектакля. Вашему вниманию наши артисты представят сказку, которая называется «Вежливые слова». Вы её внимательно смотрите, запоминайте. По окончании я задам вам несколько вопросов.

5. Обсуждение сценки по вопросам.

— Почему кассир не дал вначале медвежонку билет?

— Как мама-медведица помогла сыну? Что она сделала?

— Какой урок получил медвежонок у кассы и как он его понял?

— Как он вёл себя у кассы потом?

— Как изменилось отношение кассира к медвежонку при второй встрече?

— Какими словами характеризовали его матери?

— Как вы понимаете выражение «Вот идёт медведица и от счастья светится»?

6. Обыгрывание ситуаций из учебника.

— Открываем учебник на странице 54, прочитаем задание. Придумайте к каждой картинке ситуацию, используя «волшебные» слова.

7. Работа в группах «Образуй своё правило».

Детям раздаются правила вежливости, только каждое слово по отдельности.

Задача: составить правильное предложение, чтобы трактовалось, как правило вежливости.

  1. Будь вежлив со своими товарищами: не давай им прозвищ и кличек.
  2. Не спорь с товарищами по пустякам, не ссорься, работай и играй дружно.
  3. Будь внимательным к окружающим, не причиняй им неприятностей.

8. Подведение итогов. Релаксация.

— Подводя итог всему выше сказанному, давайте мы с вами продолжим предложения:

  • Я пользуюсь вежливыми словами тогда, когда. .
  • Мне помогают правила вежливости тогда, когда. .
  • Мне бы хотелось видеть окружающих людей вежливыми потому, что. .

Учитель: Спасибо за урок. Мне понравилось с вами общаться и думаю наш урок пойдёт вам на пользу.

  1. «Праздник в школе. Сценарии, конкурсы, викторины». Маргарита Давыдова, Ирина Агапова. Для уч-ся 1-5 классов. Москва, 2000.
  2. «В школе и на отдыхе». М.А. Бесова. Ярославль, «Академия развития», 1997.
  3. «Педсовет» №5-2007.
  4. Сценарии школьных праздников. Второклассники любят праздники…/Серия «Школа радости»/ Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2001.
  5. «Вежливость на каждый день» Ян Камычек. Москва, 1988, Издательство «Знание».
  6. «Поговорим о вежливости» Б. Бушелева. Иркутск, 1988. Восточно-Сибирское книжное издательство.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

20 правил вежливости, которым нужно научить ребенка

«Фу, как некультурно!» – говорит Фрекен Бок легендарного мультфильма про Малыша и его обаятельного друга Карлсона. И если «домомучительница» – это все-таки образ собирательный и в целом ироничный, то в реальной жизни услышать в свой адрес (тем более – в адрес своего ребенка) подобную оценку, мягко говоря, неприятно.

Да, всем не угодишь. Да, важна индивидуальность. Но знать правила хорошего тона и мастерски владеть ими – все равно, что научиться читать: можно и не стать книголюбом, но в некоторых ситуациях этот навык может спасти жизнь (если на опасном объекте написано «Не влезай – убьет», к примеру).

Приводим ниже простые истины, которые хорошо знакомы взрослым, но детям нужно объяснять и демонстрировать их на личном примере – только так они запомнят правила.

Чему же стоит научить ребенка, чтобы он уверенно чувствовал себя в любой ситуации?

1. Говорить «спасибо» и «пожалуйста».

2. Здороваться и прощаться (со сверстниками и со взрослыми).

3. Не перебивать того, кто говорит (особенно старших). А если все же надо что-то важное и срочное сказать, то начать следует с извинений: «Простите, что перебиваю, но…».

4. Спрашивать разрешения у взрослых в определенных ситуациях.

5. Не брать без спросу чужие вещи.

6.
Не оценивать вслух человека относительно его внешних данных (исключения составляют положительные оценки, но и с ними нужно проявлять такт и деликатность).

7. Поддерживать разговор, когда собеседник спрашивает: «Как дела?». Ребенка нужно научить тому, что этот вопрос уместно задавать друзьям и близким, и что он не требует слишком подробного ответа. Затем, из вежливости, нужно поинтересоваться, как дела у приятеля.

8.
Стучаться в закрытые двери и входить только после ответа.

9. Показать азы телефонного этикета: здороваться и прощаться, а когда сам ребенок звонит кому-либо, нужно представляться и уточнять, удобно ли собеседнику разговаривать.

10. Открывать двери перед пожилыми людьми и пропускать их вперед. Мальчикам объяснить, что им следует пропускать вперед девочек и женщин.

11. Не расталкивать людей локтями при входе, например, в общественный транспорт.

12. Предлагать свою помощь, когда это требуется.

13. Культурно вести себя за столом, научиться правильно пользоваться столовыми приборами.

14. Не говорить с полным ртом, пользоваться салфеткой во время еды.

15. Не тянуться через весь стол за едой, а попросить тех, кто сидит рядом, передать блюдо.

16. С благодарностью принимать любые подарки.

17. Не говорить грубых, бранных слов.

18. Никого не дразнить и не обзывать.

19. Просить прощения, когда ситуация того требует.

20. Прикрывать рот ладошкой при чихании и кашле, не высмаркиваться публично и не залезать пальчиками в нос.

Список мог бы получиться очень длинным, ведь правила поведения мы учим всю свою жизнь. Ребенку какое-то время достаточно базовых ориентиров, после которых он уже и сам поймет: быть вежливым – хорошее и приятное дело.

Взрослым придется проявить максимум терпения и любви, чтобы «не навредить». Ведь вежливость предполагает уважение к другим людям, и нельзя этому искусству научиться из-под палки. Согласитесь, странно выглядит, когда взрослый просит малыша не ругаться, а сам обзывает ребенка глупым (бывают и крайне грубые оценочные выражения) – а такое, к сожалению, встречается часто.

«Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой» – вот правило, которое работает, когда не знаешь, как себя вести. Чем не девиз для юных леди и джентльменов?

Как научить детей правилам вежливости?

«Вежливый человек всегда в безопасности, грубый же окажется в беде»

(из сочинений японских воинов)

Обязательным условием нормальной жизни в обществе - поддержание оптимальных отношений между его членами и стремление избежать конфликтов. Это становится возможным, только признавая право каждого человека на внимание и уважение путём соблюдения правил вежливости.

К сожалению, в обществе нередко проявление резкости, грубости, неуважения к другим людям. Нормы приличного поведения часто пренебрегают, хотя установить взаимовыгодные и гармоничные отношения в социуме без вежливости установить чрезвычайно трудно.

Правилам вежливости детей надо методично учить

Что такое вежливость и её значение?

Вежливостью называют черту характера, относящуюся к категориям «нравственности» и «поведения».

Человеку, наделённому этим качеством, свойственны:

  • умение тактично и уважительно контактировать с людьми;
  • способность находить компромиссных решений в конфликтных ситуациях;
  • искусством слушать противоположную точку зрения.

Понятие «вежливость» в разных культурах имеет разное содержание. То, что в одних странах считается странным или грубым, в других считают проявлением вежливости. Это своеобразный инструмент, с помощью которого люди чувствуют себя комфортно, находясь в обществе и контактируя друг с другом.

Слова благодарности дети должны слышать и от взрослых

Для детей вежливость имеет значение только тогда, когда становится нормой повседневной жизни и превращался привычкой.

Чтобы это произошло подрастающему поколению необходимо объяснять, что такое хороший тон. С помощью специальных упражнений необходимо сделать так, чтобы вежливость для детей была естественной.

Она хорошо дополняется деликатностью, являющейся врождённым качеством, которому, к сожалению, научиться нельзя, но приблизиться, изучив правила вежливости детей, можно. Кроме родителей и педагогов, этому с успехом способствуют собственные старания обучающего и вдохновляющие примеры.

Хорошие манеры детям прививают в семье

Критерий, по которому можно определить, насколько вежлив человек, можно по умению не ставить людей в неловкое положение. Находясь в обществе, каждый поступок и желание неизбежно, прямо или косвенно, отражается на других.

Поэтому всегда между желаниями и возможностями должна быть установлена граница. Для её укрепления существует самооценка и собственная установка не причинять зла и неудобств другим.

С чего начинать?

Первое, чему должен научиться ребёнок, это слова: «спасибо», «пожалуйста» и «простите» («извините»), и ситуации, когда их применение уместно. К примеру, словом «спасибо» принято благодарить, и означает это слово то, которым мы говорим человеку «спаси Бог» за то, что он совсем не обязан был сделать. «Пожалуйста» означает «подарить, потому что любишь» (от др.-рус. «жаловати»), произнося это слово, мы признаём свободную волю другого. Словом «простите» или «извините» мы просим прощения.

Волшебные слова должны быть первыми в лексиконе маленького человека

Эти слова должны употребляться свободно, автоматически, естественно, в противном случае, они звучат невежливо, с нотками хамства, неуважения и вражды.

В обучении вежливости детей нет мелочей, всё, что касается взаимоотношений, требует внимания. Правила вежливости для детей включают приёмы обращения, знакомства, приветствия, знакомства.

В общении необходимо помнить о «неравенстве» между взрослыми и детьми, присутствующими и входящими в помещение, девочками и мальчиками, ожидающими и опаздывающими.

Правила поведения в транспорте - один из видов вежливости

Ребёнок должен понимать, что физические недостатки людей - не повод для насмешек; обращаться к сверстникам и младшим нужно по имени, к взрослым - по имени и отчеству. Нужно обращать его внимание на то, что высказывать открыто и бурно свои негативные эмоции почти всегда неуместно. И что высший показатель проявления вежливости к окружающим - сдержанность.

Практическое обучение детей

Практические занятия вежливости для детей начинаются в семье. Лучшие образцы для подражания - домочадцы, и в первую очередь, родители, то, что прививается примерным поведением (заслуживающим подражания), не привить насильственно.

Наблюдая за поведением малыша, нужно примечать его ошибки во взаимоотношениях, и позже в спокойной обстановке обсудить ситуацию и объяснить, почему он неправ. Желательно привести пример того, как это нужно было сделать.

Правила семейного этикета

В бытовых ситуациях ребёнку нужны слова: «спасибо» - «пожалуйста», «доброе утро» - «спокойной ночи» и т. п., и следить, чтобы он отвечал и подражал вам.

Воспитание вежливости с помощью игр

Игра - это самое доступное для понимания ребёнка средство постижения устройства мира, это самая благоприятная обстановка для его обучения необходимым навыкам.

Незаметно и ненавязчиво созданная в игре ситуация научит ребёнка лучше, чем тысяча слов. Например, взяв плюшевую игрушку в руки, поздоровайтесь с ребёнком. Так вы научите ребёнка приветствию. Попросите его о чём-то с применением слова «пожалуйста» и т. д.

Игры на знание правил вежливости в школе

Поощрения и замечания

Очень важно поощрять ребёнка похвалой, особенно тогда, когда он только начинает постигать азы вежливости. Отмечайте, когда он сделал всё правильно, так он будет более ориентированным, то есть хорошо усвоит, какое поведение является правильным.

Прежде чем сделать замечание, выясните по какой причине он поступил невежливо. Возможно, этому есть объяснение. В разговоре может выясниться, что ребёнок стеснялся или был расстроен. Важно найти общий язык со своим ребёнком, чтобы навести к нему мосты доверия.

Хорошее средство обучения вежливости - совместный просмотр мультфильмов и художественных фильмов, обращая внимание на промахи героев или их проявления благопристойного поведения. Выскажите своё мнение и послушайте оценку персонажа со стороны своего ребёнка. Обсудите с ним «острые» моменты сюжета.

Родители должны объяснять, почему надо быть вежливым

Проблемы воспитания навыков вежливого поведения

Случается, что ребёнок выходит из-под контроля: оговаривается, отмалчивается, не реагирует на замечания, не стесняется употреблять ненормативную лексику. Он никого не слушает, и меняет обычную манеру поведения в семье.

Такое поведение характерно для детей подросткового возраста. Своими поступками он сознательно или бессознательно стремится доказать окружающим, что уже не ребёнок. При этом требует к себе уважительного отношения и неприкосновенности своего личного пространства. Любое вторжение он расценивает как крайнее неуважение.

Равнодушие - одно из проявлений невежливости

Опытные педагоги считают, что такое поведение - результат недостатка внимания и равнодушия со стороны авторитетных для него людей. Отсюда грубость, в ответ - конфликт, словесная перепалка. У подростка возникает повод проявить самостоятельность, и он хлопает дверью. Вот знакомая для многих ситуация.

Единственный выход из создавшегося положения - проявить уважение к ребёнку и признать его «взрослым». В результате выяснения отношений он должен понять, что быть взрослым - это ответственность. Например, скажите ему: «я не буду трогать твою одежду, но ты должен следить за тем, чтобы она была в порядке»; «я не буду заходить в твою комнату, но ты теперь должен сам мыть пол и вытирать пыль».

Осторожно апеллируйте к кумирам ребёнка, не спекулируйте на его чувствах к той или иной знаменитости.

Приемлемо только ненавязчивое упоминание о лучших качествах его героя. Поинтересуйтесь биографией кумира. Наверняка даже у погибшего из-за наркотиков певца, были качества, которые достойны подражания. Негативные моменты жизни звезды хорошо бы разобрать по косточкам и обсудить с ребёнком, в чём была ошибка, которая привела к негативным последствиям, и что он при этом потерял.

Если чужой человек ругает ребенка, родители должны занять сторону своего малыша

Бывают ситуации, когда оценку поведения вашего ребёнка, даёт посторонний человек. В этом случае, оптимальным вариантом будет придерживать двух принципов:

  • родители всегда находятся на стороне своего ребёнка;
  • сдержанность, что означает не ввязываться в конфликт и не обострять отношения с третьим лицом.

Что делать с детской непосредственностью?

Необходимо знать, что она происходит от недостатка самосознания. После любого проявления, таких как, показ на кого-то пальцем и громкое обсуждение внешнего вида постороннего человека, рассказ о домашних делах в гостях, нужно поговорить с ребёнком и обсудить ситуацию.

Попросите его представить, что он тоже может оказаться в неудобной ситуации.

Например, мама с такой же непосредственностью расскажет о его секретах или он в среде авторитетных людей будет осмеян без причин. Спросите, как бы он чувствовал в подобной ситуации.

В общении с другим человеком не всегда получается быть добрым и деликатным. При этом всё равно хочется, чтобы с нами обходились вежливо и старались не нарушать наши границы. Разбираемся, насколько важна вежливость, как она влияет на отношения и почему иногда кажется неискренней и фальшивой.

Что такое вежливость

Современные психологи считают вежливость поведенческим паттерном. Когда человек деликатен и вежлив с другими, он выстраивает более «полезное» общение. Не просто соблюдает этикет, а уважает границы других людей.

Вежливое поведение - один из способов добиваться желаемого и не идти против желаний других людей. Основатель гештальт-терапии Фредерик Перлз говорил, что человек всегда находится в конфликте с обществом. У него есть свои потребности, у общества - свод законов и правил, как можно эти самые потребности удовлетворять. Законы и правила прописаны в документах или передаются из уст в уста. Быть вежливым - норма, которая не прописана в законах, но передаётся из уст в уста. Если ты хочешь быть хорошим соседом, другом, коллегой, хочешь добиться обратной связи и выстроить устойчивые отношения - будь вежлив.

Почему вежливость важна для устойчивых отношений

В основе вежливости - любовь к другим людям. Быть вежливым - не формальность. Не хамить, не быть грубым - значит думать о своих друзьях, близких или соседях по автобусу. Вспомнить, что ты человек, и не срываться на других помогает правило четырёх секунд Питера Брегмана. Если хочешь вспылить, просто дыши глубоко в течение четырёх секунд (как минимум). С глубоким выдохом и вдохом гнев если не уйдёт, то уменьшится.

Вежливость помогает соблюдать границы. Когда люди хотят, чтобы их уважали, они хотят, чтобы соблюдали их границы. Спрашивали об их согласии, учитывали потребности. Это не значит, что нужно спрашивать каждого в автобусе, можно ли открыть окно. Но если кто-то попросил закрыть, потому что сильно дует, стоит учесть его мнение.

Вежливость подаёт пример другим. Вежливое поведение - важный инструмент в обучении и воспитании детей. Да и не только детей. Если требуешь вежливости от родственников, сформулируй своё мнение в уважительной, не резкой форме. Слово «пожалуйста» и обращение на «вы» успокаивают - сразу хочется ответить так же вежливо.

Вежливость позволяет оставаться людьми даже в экстренных ситуациях. Кажется, что вежливость не нужна в давке, при пожаре или в ДТП. Но это не так - не нужны медлительность и равнодушие, но любовь к другим и уважение границ всё равно важны. Нельзя выбираться из давки по головам - нужно помогать каждому, кто попал в беду.

Как быть вежливым

Опираться не на слова, а на поступки. Говорить «извините» - это не вежливость. Думать о других и стараться не наступать на ноги в общественном транспорте - это вежливость. Можно быть деликатным и без лишних слов.

Думать прежде, чем делаешь. Леонард Млодинов в книге «(Не)осознанное» пишет, что человека от животных отличает способность просчитывать последствия своих действий. Причём просчитывать не только то, что случится, но и то, что подумают об этом другие. Эта способность позволяет быть вежливым - спрогнозировать реакции на поступки и понять, не нарушит ли это спокойствие и здоровье других.