Мой отец, корни которого тянутся из Нижегородской области, по паспорту мордвин, в то время, как его родные братья по паспорту русские) В роду у него были, как очень высокие и очень светлые, так и невысокие темноглазые брюнеты. Так что однозначно сказать, какими были первопредки и от каких племен они пошли весьма сложно, хотя понятно, что в разные исторические периоды с мордовским племенами роднились различные племена Европы и Азии, даже из тех, кто принес каплю африканской крови, разделивших моего отца черными кудрявыми волосами при его то серо-голубых глазах.

Моя русская по паспорту и официальной родословной мать – родившись сероглазый блондинкой, к зрелости стала темной каштановой и зеленоглазой, легко загорает и долго держит загар, а уж нос стал почти как у Жерара Депардье. Я как и полагается по законам генетики стала тёмно-русой, с прямыми тонкими волосами и серо-голубыми глазами, унаследовав преимущественно папины родинки, но зубы и кисти рук от маминой сестры, да и плечи бывшие с детства покатыми и узкими – с годами раздались, как у спортсменки. В общем во мне проявились признаки многих родственников, вплоть до того, что на некоторых фото и видео мне было трудно себя узнавать.

Питание, настроение и образ жизни сильно влияют на мой внешний вид, делая меня похожей то на одних родственников, то на других! Я прям почти какой-то хамелеон, понимающий, что настроение сильно влияет на мой фенотип. Однажды у меня на макушке вырос длинный и очень толстый седой волос, как у моей мамы, но я его вырвала с особой ненавистью к седине, которой у меня никогда не было и этот волос не появляется уже несколько лет. Как-то перезвонила на солнце, да так что обгорела и у меня на лице появилась парочка выпуклых родинок, причем одна из них была как у соседки, старой девы, которая живёт подо мной и пожертвовала своей личной квартирой и т.п ради своей племянницы! В общем я вытравливала эти противные родинки уксусной кислотой, настойкой чистотела и жидким азотом. Если на носу мелкая отвалилась быстро, то на щеке сопротивлялась долго, но тоже погибла вместе с корнем. Позже, когда мне пришло осознание, что многие люди, являясь соседями и родственниками по крови – ничего толком не знают о своих родословных и родстве, да и чувствовать, догадываться не хотят, если нет прямой выгоды. Да и чему удивляться, если даже близкие и двоюродные бывают такими, что ведут себя по отношению друг к другу, как скрытые и опасные враги?! Насмотрелась я тут в Москве, как люди живут и выживают одной выгодой, что на чисто человеческие чувства и социальную ответственность сил у большинства не остаётся, да и все упирается в деньги, перспективность и связи. Была бы чуть помоложе – уехала бы в хутор к бабушке, а может нашла бы мужика, который детей любит и если бы не нарожали бы, то хоть за вдовца с детьми бы замуж вышла или бы удочерили и усыновили, но жили бы большой дружной семьей в большом доме с печкой, чтобы было где детям дружить и играть, учиться и развиваться! С московским алкоголиком разве жизнь, если родного ребенка игнорирует, а на мне зло срывал и в пример мне ставил гулящих и пьющих, а ещё тех, кому мамы с папами все проплатили и обустроили?! Жаль, что только ко второй половине жизни приходит осознание, что настоящие ценности вечные и древние, как сама жизнь, а те кто при родителях и родне кровной сам как сирота, тем и уезжать надо из города грехов, да тоже сирот поднимать, ведь честно своих нарожать и выплатить ни зарплаты, ни условия, ни законы не позволят. Кто я по нации? Суржик, мешанина кровей, россиянка, которую за свою здесь никто не примет, потому что невыгодно!

Эрзя и мокша. Становление народностей

В России на данный момент проживает более 150 различных народов, каждый из которых по-своему интересен, самобытен, имеет собственные традиции и обычаи. Одним из таких народов является мордва. Происхождение этого народа уходит корнями в первые века нашей эры. До прихода славян на территории Средней Оки хозяйничали финно-угорские племена, позже названные историками "древнемордовскими". В течение последующего тысячелетия эти племена разделились на две основные группы. Одни называли себя "эрзя", другие - "мокша", но для многих соседних племен они всё еще оставались одним народом - мордва. Внешность, быт, культура и традиции у эрзян и мокшан тоже стали отличаться. Антропологические признаки, украшения костюма, погребальные обряды за долгое время приобрели у мордовских народов настолько специфические черты, что современные археологи, исследуя мордовские археологические памятники, могут точно определить, к эрзянским или мокшанским относились те или иные захоронения.

Ассимиляция мордвы

Становление этих двух народностей прошло долгий и нелегкий путь.

На протяжении долгого времени они контактировали с татарами, волжскими булгарами, хазарами и прочими многочисленными соседями. Все это в конечном итоге и повлияло на происхождение мордвы. Ее культура, традиции, быт складывались под влиянием соседей. Очень многое у чужих народов заимствовала тогда мордва. Внешность мордовского населения может многое сказать об ассимиляции с соседними племенами, межэтнические браки не только разрешались, но и приветствовались. В XI-XII веках среднюю полосу России стали заселять славянские племена, неся с собой христианскую религию. Вскоре территория вошла в состав России, а население подверглось христианизации. Ассимиляция с русским населением происходит и по сей день. Оказывают влияние друг на друга русский народ и мордва. Внешность эрзян отличается значительным присутствием светлокожих сероглазых блондинов и блондинок, в то время как среди мокшан преобладают черноглазые и черноволосые мужчины и женщины со смуглой или желтоватого цвета кожей, что говорит об их родстве с татарами и чувашами.

Современные проблемы мордвы

Сейчас много говорят об объединении этнических народностей эрзя и мокша. Одна территория, одни предки, да и жили все время бок о бок. Многие из жителей Мордовии и близлежащих регионов уже давно называют себя "мордва". Внешность и характер, культура и традиции всё чаще теряют уникальность и самобытность, сливаясь с чертами других народностей. Но есть одна вещь, один барьер, который преодолеть сторонникам объединения никак не удастся. Это - национальный язык. На протяжении веков формировались эрзянский и мокшанский языки. В них - история народа, история своих предков. При разделении на две ветви в какой-то момент общий язык стал практически неузнаваемым. Сейчас мокшанин не поймёт ни слова по-эрзянски, а эрзянин - по-мокшански, но обе народности всеми силами стараются сохранить и передать потомкам особенности своего национального языка. Наверное, в наличии такого могучего оружия и заключается сила единства народа.

К числу коренных финно-угорских народов России относятся эрзя и мокша, которых русские традиционно объединяют понятием "мордва", несмотря на то, что эрзянский и мокшанский являются самостоятельными языками. Первоначально мордвой называли только эрзян, которые в конце 14 века попали под власть Нижегородско-Суздальского великого княжества и стали принимать православие (которое сейчас является основной религией эрзян и мокшан).
В ходе переписи населения России 2010 года мордвой назвали себя более 744 тысяч человек (9 место среди ), из них 57 тысяч причислили себя к эрзянам (мордва-эрзя), а 4 тысячи 767 человек - к мокшанам (мордва-мокша). При этом мордовские корни имеют около 20 миллионов человек (информация с официального сайта Республики Мордовия - e-mordovia.ru), например, у известной модели Натальи Водяновой бабушка по отцу была из эрзян.
Женщина / девушка из мордвы в русском языке называется мордовка или мордвинка. Также употребляются названия "эрзянка" и "мокшанка".
Далее представлены самые красивые, на мой взгляд, эрзянки и мокшанки. В список попали только известные, на региональном и общероссийском уровне, девушки и женщины: спортсменки, финалистки конкурсов красоты, радиоведущая, поэтесса и певица.

8 место. Дарья Учватова - представительница Мордовии на международном конкурсе красоты среди девушек финно-угорских народов "Звезда Севера 2011". Дарья, которая является мокшанкой, выиграла в номинации "Голос Севера". Страница Дарьи Учватовой в соцсети "ВКонтакте" - https://vk.com/id65524177


7 место. Надежда Кадышева (род. 1 июня 1959, Горки, Лениногорский район, Татарстан) - певица, солистка ансамбля "Золотое кольцо", народная артистка России, народная артистка Мордовии. Надежда Кадышева - эрзянка, по-эрзянски её фамилии пишется "Кадышень".

6 место. Людмила Батяйкина - победительница конкурса Мисс Мордовия 2010. Эрзянка.

5 место. Татьяна Дудникова - победительница конкурсов "Мисс студентка Финно-Угрии 2012" и "Татьяна Поволжья 2013" (студенческий конкурс среди девушек с именем Татьяна). Работает артисткой балета в Государственном музыкальном театре оперы и балета им. И.М. Яушева, танцевала в балетах: «Жизель», «Лебединое озеро», «Корабль дураков», «Щелкунчик», «Волшебное дерево или сказка о заколдованном принце». Солистка ансамбля танца «Мордовочка» в Институте национальной культуры. Эрзянка. Страница Татьяны ВКонтакте - https://vk.com/dtp.aferistka

4 место. Алина Подгорнова - эрзянская поэтесса. Родилась 19 октября 1991 года в селе Кабаево Дубёнского района Республики Мордовия. Страница на сайте "Эрзянь Вайгель" (Голос эрзи) - http://www.goloserzi.ru/ru/tvorchestvo/literatura/alina-podgornova.html Страница ВК - https://vk.com/id70074719

3 место. Светлана Хоркина (род. 19 января 1979, Белгород) - российская гимнастка, двукратная олимпийская чемпионка в упражнениях на брусьях (1996, 2000), трёхкратная абсолютная чемпионка мира и трёхкратная абсолютная чемпионка Европы. Мокшанка, но в интервью называет себя мордовкой: "Родители у меня мордва, и поскольку во мне их кровь течет, я считаю себя чистокровной мордовкой".

2 место. Наталья Эрзяйкина - ведущая передач на эрзянском языке на национальном радио "Вайгель". Страница Натальи ВКонтакте - https://vk.com/id10604257

1 место. Ольга Каниськина (род. 19 января 1985, Саранск) - легкоатлетка, олимпийская чемпионка 2008 года, первая в истории спортивной ходьбы трехкратная чемпионка мира (2007, 2009 и 2011 годов), чемпионка Европы 2010 года, двукратная чемпионка России. Эрзянка.

Если кто то вам скажет, что есть такая страна- "Укробелия", и есть народ- "Укробелы" со своим "Укробельским" языком, то вы ему, естественно не поверите.
Тем более вы не поверите идиоту заявляющему, что есть народ "ещё круче"- "Росбелукры" с своей "Росбелукрией" и "Росбелукрским" языком.

Но вы исренне верите внешне не похожим на идиотов, авторитетным в обществе людям, когда они вам рассказывают то же самое, но только говорят, что этот "крутой народ" есть не сегодня, а существовал "когда то давно".
Даже "очень давно".
А потом он "распался", и язык его "распался", и страна его "распалась".

А эти "авторитетные"- как раз и есть- хранители памяти сокровенной и желатели "воссоединения" того, что раньше было одним целым.
А то, что объективные научные данные это опровергают, их мало беспокоит- во- первых- кто ту историю знает, и сколько их- тех- "сильно умных" и "ишшо очки надел" которых?
А во- вторых- знание это всё равно их не поколеблет, потому что "Умом это желание (воссоединения того, что ранее никогда не было целым),- не понять и аршином общим не измерить".
Приблизительно как в этой сказке:
Сказка. Из ненайденной библиотеки Ивана Грозного. (Апокриф)

Так что пока остановимся на наших днях.
Вот здесь перепост статьи представителя "летописного", и по официальной версии "уже давно чудесным образом обратившегося в славян" финно- угорского народа
(ближайшие "родственники" по языку и культуре- финны, эстонцы).
Только не говорите, что таких чудес не бывает.
Это на бездуховном Западе, например,- шведу ни за что не "обратится", да и незачем "обращаться" в, опять же например,- в итальянца или поляка.
А вот у нас- это как "два пальца обосфальт" , как "с добрым утром",- не то что в древности (как соврал когда-то Крамзин, и многие в это "чудо" до сих пор верят- ещё в 12м веке- "Весь, меря, мурома наконец обратились в славян" ) - каждый день у нас на глазах происходит.
Взять хотя бы когда то в молодости бывшего простым эрзянским парнем, а сегодня "чудесным образом" уже славянина и русского Кирилла (Гундяева).
Вы посмотрите в его честные глаза, когда он, приезжая к нам в Киев, так проникновенно и убедительно говорит про свою славянскую душу и культуру.
Только учёный дурак не поверит.

Правда, когда он у себя, в России иногда приезжает на свою "малую Родину"- "Родину предков"- на могилы дедов- прадедов, то там, своим землякам, он рассказывает, что-
-"Я такой же как и вы- мордвин. Всегда помню об этом, потому как негоже отрекаться от рода своего по отцу и матери".
Но то пустое... кто его там, кроме местных корреспондентов слышит...
Да и народа такого- "мордва" в природе нет вообще.
Кому, как эрзянину Гундяеву, это не знать...
Разве что славянину Кириллу...

Вот такая симфония духа и непознанность глубин души славянской (она же, по совместительству и финно- угорская - по мере нужды и обстоятельств).

А сейчас,- читайте:

Оригинал взят у erzianj_jurnal в Ни мордвины, ни мордва. Их настоящее имя – эрзя и мокша.

Вчера вышла статья в газете «Санкт-Петербургские ведомости». Выпуск № 159 от 27.08.2009 «Ни мордвины, ни мордва. Их настоящее имя – эрзя и мокша.»

«Ни мордвины, ни мордва. Их настоящее имя – эрзя и мокша.»

В августе во всем мире празднуется день коренных малочисленных народов. Почему-то в России привыкли эти два определения отождествлять: мол, если коренной, то обязательно малочисленный. В особенности это касается финно-угорских народностей, которые исторически населяли всю северную и центральную Россию от Уральских гор до Балтийского моря.


Валентина Алемайкина и Петрянь Андю

Как известно, со временем они ассимилировались с пришедшими с запада славянами и татарами с востока, многие перешли в православие и сегодня могут считаться прямыми предками современного русского человека. Так исчезли (как самостоятельный этнос) меря, мещера и мурома. Но и поныне остались народы, сохранившие свою уникальную культуру и родной язык.

Самые многочисленные коренные финно-угорские народы России – эрзя и мокша. По переписи населения 2002 года их суммарная численность составила более 800 тысяч человек. Большинство россиян знают эрзян и мокшан по более известному экзоэтнониму (т. е. внешнему названию) «мордвины» или «мордва». Однако считают, что это название ненаучное и неправильное. Более того – оно изначально носило пренебрежительную оценку сродни обидному прозвищу «чухна».

Вообще на практике весьма распространена ситуация, когда самоназвание народа и имя, под которым его знает весь мир, сильно различаются. Так, сами жители Финляндии никогда себя финнами не называли. Страна их именуется Суоми, а население – суомаляйсет. С мордвой ситуация совершенно иная. Дело в том, что как такового мордовского народа с субэтносами не существует вообще. Самое основное тому подтверждение – отсутствие мордовского языка. Более того, несмотря на безусловное родство эрзи и мокши и некую схожесть грамматических и лексических конструкций, эрзянин мокшанина никогда не поймет. Разница в языках примерно такая же, как у русских и поляков.

История эрзи и мокши началась задолго до начала новой эры. Вместе с другими племенами поволжских финнов они формировались в междуречье Волги и Оки. Впервые описаны еще древнегреческим историком Геродотом, который назвал их андрофагами и тиссагетами. Долгое время они испытывали влияние других уральских, а также тюркских, германских и иранских народов, позже – славянских и татарских.

Известно, что эрзяне основали город Обран ош, на месте которого сейчас стоит Нижний Новгород. Примерно с XII века эрзяне и мокшане стали воевать с новгородскими и муромскими князьями и начали постепенно отходить на восток. Кроме того, эрзянские и мокшанские цари долго враждовали между собой. Так, изввестно, что мокшанский князь Пуреш в союзе с муромским князем Юрием разгромил эрзянина Пургаса. Нельзя утверждать точно, но, вероятнее всего, именно во время территориальных войн к эрзе прикрепилось русское название «морд-ва», которое позже распространилось и на мокшу. Окончательно покорил финно-угорских соседей русский царь Иван Грозный в 1540-х годах. Тогда знатные мордовские роды перешли в христианство и присягнули московскому царю. Из эрзян и мокшан происходят древнейшие российские дворянские династии Баюшевых, Разгильдеевых, Еникеевых, Мордвиновых и многих других.

В дореволюционной России, чтобы избежать путаницы, разделяли эрзянскую и мокшанскую мордву. А в статус государственного обидный экзоэтноним перешел при советской власти, когда в 1928 году образовался Мордовский округ, который сейчас именуется Республика Мордовия с центром в Саранске. Тогда-то и началась путаница с национальностями. Большинство эрзян и мокшан живут в отрыве от народной культуры (три четверти общей популяции – за пределами Мордовии). По незнанию они причисляют себя к несуществующей национальности – мордве.

Выходцы из эрзи и мокши сыграли немалую роль в истории России. Мало кто знает, что непримиримый православный реформатор патриарх Никон, гроза старообрядцев и скоморохов, по национальности был эрзянин. Из эрзян происходят русские певицы Лидия Русланова и Надежда Кадышева, а также модель Наталья Водянова. Среди известных мокшан – писатель, актер и режиссер Василий Шукшин, многократная чемпионка по легкой атлетике Светлана Хоркина, скандально известный бизнесмен Евгений Чичваркин...

На основании указа президента России от 11 января этого года в 2012 году готовится празднование 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства, учитывая духовную и культурную общность. Дата хоть и весьма условная, но тем не менее важная.

Значительную роль эрзя и мокша сыграли и в истории Санкт-Петербурга. Вместе с другими поволжскими народами они были среди первостроителей Петербурга при Петре I. Позже, правда, они почти ассимилировались с русскими. Еще в 1834 году корреспондент газеты «Санкт-Петербургские ведомости» Максим Попов ездил в мокшанскую деревню описывать быт этого народа. Несмотря на то что мокшане в статье были выставлены совершенными варварами, их современные потомки на газету не в обиде. Как говорит мокшанская писательница Валентина Дмитриевна Алемайкина, «наши осторожные крестьяне, скорее всего, просто не открылись журналисту и оттого показались ему дикарями. Но ценной информации в статье очень много, и это радует».

Основные беды эрзи и мокши – те же, что и у большинства коренных народов. Все меньше людей учат родной язык, все меньше помнят свои корни. И тем не менее энтузиасты работают над тем, чтобы эрзянская и мокшанская культуры были максимально приспособлены к современным реалиям. В 2004 году краеведом и собирателем фольклора Александром Шароновым было закончено составление народного эпоса «Масторава». На мировой этносцене известны эрзянские нео-фолк-группы «Торама» и «Морденс».

В Петербурге живет и работает Петрянь Андю, главный редактор Эрзянского народного сайта в Интернете и эрзянской версии свободной энциклопедии «Википедия». Последняя была составлена при активном содействии амерканского энтузиаста Джака Рютера, который эмигрировал из США специально для изучения эрзи, много лет прожил в Мордовии, а сейчас занимается наукой в Финляндии.

К сожалению, эрзянских и мокшанских краеведов иногда обвиняют в национализме. На самом деле в их деятельности нет ни грамма политики. Как говорит Андю, «мы не националисты, мы просто спасаем родную культуру от полной ассимиляции».

Будущий патриарх Кирилл появился на свет в 1946 году в Ленинграде, но считает родной для себя лукояновскую землю, куда не раз приезжал.

Село Оброчное – это наше родовое гнездо. Место, где жили мой дед, мой отец, – признался Митрополит Кирилл в беседе с редактором «Известий Мордовии». – Я приезжал сюда, будучи мальчиком, юношей. Потом, после долгого перерыва, в 1969 году, когда умер мой дед, я приехал в Оброчное его отпевать уже священником…

Митрополит Кирилл не скрывает искренней душевной привязанности к Мордовии: «Здесь чувствую родную землю, тепло людских отношений....
http://otechestvo.org.ua/main/20117/2109.htm

* * *
Даль Владимир Иванович
С.П.б. 12 Nоября 1848

Что Погодинъ ни говори, а гораздо болѣе половины земляковъ нашихъ - обрусѣвшая чудь. Посмотрите въ Тверской на Карелъ, въ Нижегородской, Пензенской, Симбирской и др. на Мордву, Чувашь - они обрусѣли въ глазахъ нашихъ, и нынѣшнее поколѣніе не знаетъ болѣе своего языка. Тоже видѣлъ я въ Пермской, Вятской и - Орловской; пусть рѣшитъ Погодинъ, какъ Историкъ, какого поколѣнія чухны жили въ орловской, но это чудь. Одна половина Курскаго населенія также.

Это потому, что на югѣ сидѣли славянѣ, а во-всей Великоруссіи чухны разныхъ помолѣній.

* * *
"Узнать правду - не унизительно. Адекватная самооценка - элементарно полезна".