В большинстве развитых европейских стран бюджетное финансирование остается одной из главных форм поддержки сферы культуры и искусства. Однако затраты на эти нужды в общих расходах бюджетов стран составляют сравнительно небольшую часть - от 0,2% до 2,5%. Модель государственного финансирования культуры складывается в каждой стране на основе выбора методов, форм и механизмов финансовой политики. На ее формирование сильное влияние оказывают такие факторы, как традиционные национальные культурные предпочтения, а также развитие благотворительности, спонсорства и меценатства. Система финансирования культуры и искусства определяется степенью централизации государственного управления и характером межбюджетных отношений. В унитарных государствах, например в Швеции, основную роль продолжает играть центральный бюджет, тогда как в федеративной Германии его экономические функции в основном ограничиваются субсидированием эфирного вещания и зарубежных культурных мероприятий.

Поддержка культуры и искусства из государственного бюджета осуществляется по нескольким каналам:

в форме прямого финансирования;

при помощи общих и целевых трансфертов субнациональным бюджетам;

на основе совместного участия органов власти разного уровня в финансировании;

через независимые посреднические структуры;

с использованием механизмов партнерства, на основе смешанного государственно-частного финансирования.

Прямое финансирование организаций культуры имеет место во всех странах, но самая большая доля приходится на него в бюджетах европейских унитарных государств. Осуществляется оно в форме полного финансирования текущих издержек и капиталовложений, специальных целевых трансфертов, а также в виде грантов.

От старейшего метода государственной поддержки культуры - полного прямого финансирования - в большинстве стран уже отказались. Этот способ субсидирования сохранен лишь для некоторых национальных музеев, архивов, библиотек или для поддержки национального эфирного вещания.

Специальные целевые трансферты обычно используются при реализации национальных программ развития культуры. Так, во Франции в первой половине 80-х годов в рамках программы перестройки и модернизации коммерческих отраслей культуры министерством культуры была создана специальная "бюджетная линия" для финансирования производства короткометражных фильмов, танцевального и циркового искусства, изобразительного искусства, промышленного дизайна, фотографии.

Самой распространенной формой прямой государственной поддержки являются гранты, которые выплачиваются как организациям, так и отдельным работникам культуры. Условия их предоставления существенно различаются в разных странах. Многообразие грантов отличает шведскую систему финансирования культуры и искусства. Здесь организации культуры могут претендовать на договорной грант (его размер определяется заключаемым на год соглашением между государственными органами и организацией культуры), грант, выплачиваемый по результатам труда в соответствии с нормами субсидирования, пропорционально объему товаров и услуг, или же на так называемый базисный (формульный) грант. Последний должен покрыть определенную долю (обычно 55%) нормативных затрат на заработную плату, утвержденных для каждой категории организаций (театров, оркестров, региональных музеев и библиотек). Грант не имеет отношения к фактическим расходам организаций на оплату труда и к численности их штатов, определяемым ими самостоятельно. Он гарантирует лишь некий уровень занятости в отраслях культуры в данном. Во многих странах правительство предоставляет гранты на условиях встречного финансирования. В Европе этот механизм сначала стали применять в Великобритании, а затем и в континентальных странах. Подобные гранты не только способствуют улучшению финансового положения организаций культуры, но и помогают им адаптироваться к рыночной среде, привлекая негосударственные финансовые источники и развивая коммерческую деятельность. Например, в Великобритании с 1988 года действует специальная программа, в соответствии с которой организации культуры могут получить грант в размере от 5 до 250 млн. фунтов стерлингов при условии встречного финансирования проекта в соотношении 1:2.

Государственное финансирование культуры через систему субнациональных бюджетов во всех странах осуществляется путем перечисления региональным и местным бюджетам общих и целевых трансфертов. Общий трансферт отличается от целевого тем, что не связывает реципиента условиями расходования, фактически просто увеличивая его бюджетные доходы.

Целевые трансферты предоставляются для покрытия конкретных статей расходов, нередко на условии встречного финансирования. В Норвегии с 1986 года муниципалитеты получают от правительства блоковый грант на финансирование сфер здравоохранения, образования и культуры. Датским муниципалитетам с 1983 года выделяют блоковый грант на финансирование библиотек; средства распределяются между местными бюджетами пропорционально численности населения.

Государственная поддержка культуры на основе совместного финансирования из центральных и территориальных бюджетов осуществляется в рамках широких социально-экономических программ (регионального развития, увеличения занятости, помощи малому бизнесу, реконструкции городской хозяйственной инфраструктуры, профессионального обучения и переподготовки кадров), а также для субсидирования отдельных организаций культуры и инвестиционных проектов. Во Франции центр, регионы и территории ежегодно заключают трехсторонние контракты для совместного финансирования культуры. Один из наиболее распространенных и, по мнению специалистов, самых демократичных и эффективных методов государственного финансирования культуры - это распределение субсидий через посреднические негосударственные организации (благотворительные фонды, общественные институты культуры, ассоциации творческих работников). Особенно активно он применяется в Германии, Великобритании и Франции.

Финансирование сферы культуры на основе партнерского участия государства и корпоративных спонсоров становится в Европе все более заметной формой субсидирования, что способствует значительному притоку средств из частного сектора. В Великобритании, согласно Справке № 4 2005 126 введенному в 1984 году плану стимулирования корпоративного спонсорства, совместные проекты финансируются из центрального бюджета и спонсорских средств в соотношении 1:1 для первого проекта (при этом спонсорский взнос не должен быть менее 1 млн. фунтов стерлингов) и 1:3 для последующих проектов при минимальном взносе в 3 млн. фунтов стерлингов. При этом государственная дотация составляет не более 25 млн. фунтов стерлингов на один проект. Аналогичная система встречного финансирования, введенная в 1987 году во Франции, предусматривает гораздо бoльшую долю государственного участия. Соотношение бюджетного взноса и средств спонсора составляет 5:1, деньги выделяются при условии предварительного сбора определенного объема спонсорских средств. Приоритетными направлениями финансирования признаны сохранение культурного наследия (памятников архитектуры и др.), проведение музыкальных и театральных фестивалей и выставок современного изобразительного искусства, выпуск книг.

Лишь часть средств, направляемых на поддержку культуры и искусства, распределяется в европейских странах через бюджеты министерств культуры. Бремя финансирования культуры несут и другие центральные ведомства: министерство обороны, например, финансирует военные оркестры, министерство юстиции - культурную деятельность в местах заключения, министерство образования - преподавание в общеобразовательных школах различных дисциплин, относящихся к сфере культуры. Для повышения эффективности бюджетного финансирования создаются межведомственные программы субсидирования культуры. Во Франции с середины 80-х годов министерство культуры стало заключать соглашения с министерствами сельского хозяйства, юстиции, обороны, труда и образования о совместных программах финансирования киноискусства, производства аудио- и видеопродукции.

Во многих странах наряду с бюджетным получило распространение государственное финансирование из внебюджетных фондов, формирование которых оправдывается "особыми потребностями" отраслей культуры и "национальными интересами". Традиционным источником средств для таких фондов (например, в Финляндии, Норвегии и Ирландии) стали поступления от национальных лотерей, лото, спортивных тотализаторов. Выплаты из этих фондов идут на поддержку не только культуры, но и спорта. Одной из первых отраслей культуры, для финансирования которой стали создаваться специальные фонды, было киноискусство. Ресурсы фондов формировались за счет поступлений из центрального бюджета, а также за счет специальных налогов на радио- и телевизионные компании, на кинопрокат и др. В 80-е годы во многих странах были созданы фонды поддержки аудио- и видеопроизводителей.

Особенности формирования доходов в сфере культуры обусловливают специфику ее налогообложения. Одним из специфических налогов, применяемых повсеместно, является лицензионная плата за радио- и телевещание. Средства, поступающие от сбора этого налога, направляются, в первую очередь, на развитие самих организаций эфирного вещания. Но в некоторых странах в дополнение к обычной лицензионной плате введена надбавка. В Австрии она называется "культуршиллинг" и поступления от нее направляются на субсидирование дотационных отраслей культуры, покрывая 15% совокупных государственных расходов на искусство и 25% - на культуру.

Во Франции и в странах Северной Европы существует такой специфический налог, как отчисление 1% от стоимости строительства государственных учреждений на приобретение произведений изобразительного искусства. Вообще Франция наиболее активно использует специальные налоги - там взимается, например, налог с оборота на торговлю книгами (сбор поступает в распоряжение Национального центра литературы), налог на доходы новых телевизионных каналов, в том числе кабельного и спутникового телевидения (поступления идут на субсидирование производства кино-, аудио- и видеопродукции), налог на показ спектаклей (предназначен для дотирования театров).

В странах Европы сфера культуры и искусства традиционно пользовалась значительными налоговыми преференциями. Это объясняется спецификой творческого труда и особой общественной значимостью создаваемого им продукта. Налоговые методы стимулирования культуры стали применяться еще шире, когда резкое увеличение дефицита бюджета в большинстве стран привело к определенной переориентации государственной политики от использования прямых инструментов регулирования экономики к косвенным. Система налоговых льгот обычно распространяется как на производителей товаров и услуг культурного назначения, так и на финансовых "доноров" культуры. Налоговые льготы призваны стимулировать рост производства и обеспечивать разнообразие товаров и услуг, поддерживать стабильность цен в этой сфере и содействовать притоку в нее негосударственных финансовых ресурсов. Введение налоговых льгот для творческих работников нацелено на улучшение материального положения артистов, художников, писателей и т. д. Наиболее радикально поступили в Ирландии, где уже более 35 лет все творческие работники освобождены от подоходного обложения. Центральный бюджет ежегодно теряет на этом значительные суммы. Во Франции аналогичная льгота распространяется только на художников и скульпторов. В Финляндии не облагаются подоходным налогом государственные гранты, которые получают писатели и другие деятели культуры. Чтобы смягчить бремя налогов на работников творческих профессий, имеющих нерегулярные заработки, в большинстве стран разрешается при налогообложении распределять полученный авторский гонорар на несколько последующих лет (во Франции, например, - на пять лет, в Финляндии - на три года). Артисты, художники и другие творческие работники обычно пользуются правом на вычет из налоговой базы расходов на профессиональную деятельность. В Швеции из облагаемой налогом суммы дохода свободного художника или писателя вычитаются деньги, перечисленные им на банковский "авторский счет", приносящий проценты; подоходный налог взимается только при снятии средств со счета. В Италии с 1985 года введены новые правила налогообложения творческих работников, которые получили право выбирать способ обложения. Они могут декларировать свои доходы либо как поступления от предпринимательской деятельности, либо как трудовые доходы. Во втором случае дополнительно к постатейному вычету расходов применяется единая скидка с налогооблагаемой базы для художников и скульпторов в размере 21% дохода, а для творческих работников, производственные издержки которых меньше, - 16%. Кроме того, художники и скульпторы пользуются единой скидкой в размере 16% для компенсации их расходов на выплату НДС по приобретаемым ими товарам и услугам, для остальных творческих работников аналогичная скидка составляет 6%.

Самой распространенной налоговой льготой для организаций и предприятий культуры является освобождение от налогов товаров и услуг, производимых в этой сфере, или же снижение налога на добавленную стоимость и налогов на продажи. В 80-е годы в Ирландии был отменен НДС на книги, в Италии он был снижен до 2% (при этом периодические издания были полностью освобождены от налога), в Германии - до 7%, во Франции - до 5,5%, в Испании - до 6%. В Бельгии ставка НДС на предметы искусства снижена с 19% до 6%. В Италии более низкий уровень НДС был установлен для ремонтно-строительных работ, направленных на сохранение культурного наследия.

Для поощрения кинопроизводства в ряде стран закон разрешает вычитать из налоговой базы инвестиции в кинопродукцию. Во Франции, например, юридические лица имеют право на вычет из налогооблагаемого дохода 50% инвестиций, а физические - 100% своих вложений, если они не превышают 25% совокупного чистого дохода. В Италии эта мера распространяется на производителей не только кино-, но и телепродукции и позволяет выводить из-под налогообложения до 70% личных и корпоративных доходов.

С развитием коммерческой деятельности организаций культуры все более заметную роль в их финансировании стал играть банковский кредит и кредитные льготы. Государство содействует им в получении банковских ссуд, предоставляя гарантии по кредитам. Киноиндустрия в Европе традиционно пользовалась государственными гарантиями по кредитам, предоставляемыми национальными фондами кино. В середине 80-х годов во Франции, Италии, Германии были созданы государственные структуры, дающие гарантии по кредитам различным коммерческим отраслям культуры. Во Франции эту задачу выполняет Институт финансирования кинематографии и индустрии культуры, образованный государственными и частными банками, в Великобритании - Национальный фонд развития, кредитующий производство фильмов.

На примере Нидерландов, где сейчас апробируются новые принципы финансирования культуры и искусства, мы можем проследить тенденции, свидетельствующие о смене государственных приоритетов в этой сфере. В июне 1999 года правительство Нидерландов опубликовало меморандум "Культура как конфронтация" - документ, в котором конкретизировались основы культурной политики на 2001–2004 годы. В соответствии с меморандумом с 2000 года Министерство образования, культуры и науки Нидерландов осуществляет постепенный переход к бюджетированию, ориентированному на результат.

В рамках реформы финансирования культуры министерство объявило приоритетом культурной политики стимулирование спроса на товары и услуги, производимые в сфере культуры, а не непосредственную поддержку организаций культуры (т. е. производителей). В меморандуме предложен комплексный план действий, осуществляемых под девизом: "Новый ассортимент для новой аудитории". План нацелен на увеличение объема рынка культурной продукции и расширение круга ее потребителей - привлечение в этот сектор рынка инвалидов, пенсионеров, представителей культурных меньшинств и др. Рост спроса и расширение аудитории - измеряемые показатели, которые позволяют контролировать социальную и экономическую эффективность инвестиций в культуру.

Чтобы содействовать инициативам, исходящим от культурных меньшинств, организации культуры, фонды и консультативные органы получили задание включить в свои советы и комитеты представителей названных групп. Эта мера должна способствовать, с одной стороны, появлению новых предложений на рынке культуры, а с другой - гармонизации межкультурных взаимодействий.

Для поощрения молодых талантов было принято решение о приоритетном субсидировании проектов, представленных талантливыми молодыми музыкантами и художниками, молодежными оркестрами и хорами, молодежным обществом истории Нидерландов и т. д. Социально значимой "инвестицией в мировоззрения" молодежи, а значит и в культуру нации, стало расширение программ по гуманитарным предметам в средних и профессиональных школах, а также в университетах.

С 2005 года новая бюджетная политика начинает распространяться и на финансирование культуры. Основной формой финансовой поддержки культуры и искусства в Нидерландах стали не годичные, как прежде, а четырехлетние единовременные или блоковые субсидии учреждениям культуры. Они распределяются на конкурсной основе и предоставляются сразу на четыре года (а не траншами по годам).

Такая форма субсидирования дает учреждениям культуры больше свободы в проведении их художественной и коммерческой политики. Они могут сохранять любую операционную прибыль для дополнительной деятельности или для покрытия операционного дефицита, компенсировать дефицит отдельного года или сезона за счет других лет (сезонов) в течение всего четырехлетнего периода субсидии. Учреждения культуры получают возможность, например, в течение первых двух лет копить средства, чтобы на третий год начать развивать новое направление деятельности - если это направление было заявлено в проекте, под который получены средства. Таким образом, учреждения культуры вправе свободно распоряжаться всей суммой субсидии, но только в рамках проекта, на который она была отпущена.

Переход к бюджетированию, ориентированному на результат, -процесс, рассчитанный на достаточно длительный переходный период, в течение которого будут уточняться критерии экономической оценки результатов некоммерческих гуманитарных проектов. К концу этого периода основным объектом внешнего контроля станет результативность, т. е. социальная и экономическая эффективность расходования бюджетных средств.

Культура и искусство являются очень значимыми сферами для человека. В их развитии и финансировании заинтересовано как государство, так и частные компании или отдельные предприниматели. Пережив непростой постсоветский период, сейчас сфера культуры начала формироваться и стала привлекательной для вложений. Культура и искусство как объекты спонсорства предоставляют широчайшие возможности. И, разумеется, перед спонсором стоит задача-определить поле своей деятельности в соответствии с бизнес-целями и интересами аудитории, на которую он хочет воздействовать. Поддержать ли начинающий творческий коллектив или популярный. Определить, будет ли это изобразительное или музыкальное искусство, скульптура или балет, пантомима или джаз, классическая музыка или народное творчество, литература или кино и так далее.

Следя за последними тенденциями и изменениями интересов общества, можно смело предположить, что перспективы развития культуры и искусства весьма радужные. С одной стороны государство стремится создавать хорошие условия для развития этой области, ведь это напрямую влияет на статус страны в мире. С другой стороны спонсоры и меценаты проявляют все больший интерес к искусству, понимая все возможности, предоставляемые этой сферой.

Хотелось бы отметить, что экономика культуры-прикладная наука, объясняющая необходимость, принципы и инструменты экономических отношений в сфере культурной деятельности. Культура же, в свою очередь является основой развития экономической отрасли, выпускающей культурные продукты.

Для реализации уставных целей учреждения собственник финансирует его деятельность из бюджета соответствующего уровня. Ежегодно законом о федеральном бюджете в составе расходов главных распорядителей бюджетных средств предусматривается финансирование создаваемых ими подведомственных бюджетных учреждений.

Бюджетные ассигнования, выделенные на финансирование государственных и муниципальных учреждений культуры, при формировании бюджетов всех уровней выделяются отдельной строкой (фонд развития культуры). В фонды направляются также средства, полученные от предприятий, организаций и граждан, доходы от проведения лотерей, аукционов, выставок и других общественных мероприятий, продажи ценных бумаг и другие поступления, не противоречащие законодательству РФ. Средства фондов развития культуры расходуются на цели, предусмотренные положениями об этих фондах, которые утверждаются органами государственного управления Российской Федерации.

Расходы консолидированного бюджета по разделу «Культура, искусство и кинематография» составили на 1 сентября 2006 г. 29 млрд. руб. На культуру было израсходовано 14 млрд. руб.

Для понимания особенностей современных механизмов бюджетного финансирования учреждений культуры и перспектив их изменения принципиальное значение имеет анализ опыта преобразований, которые проводились в последние 15 лет.

Следствием политических и экономических реформ начала 90-х гг. стала децентрализация финансирования культуры. И, хотя уровень децентрализации бюджетных расходов на культуру был высок и раньше, радикально изменилась сама практика финансирования. Если до 1992 г. все ассигнования на культуру в местных бюджетах согласовывались с Министерством культуры РФ, а затем с Министерством финансов РФ, то в 1992 г. местные власти стали фактически самостоятельны в принятии решений о распределении средств своих бюджетов.

Закон «О культуре» (1992 г.) содержал попытку однозначно определить обязанности государства по финансированию сферы культуры. Был провозглашен принцип нормативного подхода к формированию в бюджетах всех уровней ассигнований на культуру. На эти цели должно идти не менее 2% средств федерального бюджета и не менее 6% средств региональных и местных бюджетов. Но, как и в случае с финансированием образования, эти нормы не выполнялись.

Что же касается собственно механизмов бюджетного финансирования учреждений культуры, то вплоть до середины 90-х гг. радикальных изменений здесь не происходило. Новая система хозяйствования, которая была закреплена в Законе «О культуре» и ряде других документов, с середины 1990-х гг. постепенно стала демонтироваться при помощи различного рода методических указаний, разъяснений и инструкций. А в результате введения в действие Бюджетного кодекса и казначейской системы исполнения бюджета экономическая самостоятельность организаций культуры оказалась меньшей, чем та, которая была у них в условиях плановой экономики.

Для реализации уставных целей организации культуры собственник финансирует ее деятельность из бюджета соответствующего уровня. Бoльшая часть бюджетных средств выделяется на текущую деятельность организаций культуры по статьям:

1. 1501/410/273 и 1501/411/273 - содержание особо ценных объектов культурного наследия народов РФ;

2. 1501/410/283 - содержание музеев и постоянных выставок;

3. 1501/410/284 - содержание библиотек;

4. 1501/41/281 - государственная поддержка театров, концертных организаций и других организаций исполнительского искусства;

5. 1501/410/288 - государственная поддержка цирковых организаций.

Финансирование текущей деятельности театров, концертных организаций, музеев, библиотек, клубов, зоопарков, парков культуры и отдыха, которые по своей организационно-правовой форме являются учреждениями, осуществляется на основе сметного принципа. Для каждого из них утверждается смета расходов, в которой отражаются все виды затрат, разделенные по статьям экономической классификации бюджетных расходов. Финансовые средства, выделенные из бюджета на текущую деятельность учреждения, зачисляются на лицевой счет, открытый в органах казначейства. Последние осуществляют контроль за расходованием этих средств в соответствии с целевым назначением. Вышеназванные организации культуры не имеют права самостоятельно перераспределять их между разными статьями расходов. Бюджетная роспись может меняться Минфином (или другим соответствующими финансовым органом) в течение года по запросу Минкультуры (или другого соответствующего органа исполнительной власти), подготовленного по заявке организации культуры.

Компания «Росгосцирк» является унитарным предприятием. Ей выделяются субсидии из федерального бюджета «одной строкой» по ст. 1501/410/288, которые поступают на ее расчетный счет. Затем эти средства распределяются между отдельными цирковыми организациями и зачисляются на их расчетные счета. Часть из них являются унитарными предприятиями, а часть - бюджетными учреждениями. Первым компания выделяет финансовые средства на текущую деятельность «одной строкой», вторым - на основе сметы доходов и расходов, но не такой подробной как театрам, концертным организациям, клубам, паркам и прочим учреждениям в сфере культуры. Цирковые организации, имеющие статус учреждений, не перешли на казначейскую систему. Контроль расходования выделенных им финансовых средств осуществляется руководством компании.

Помимо бюджетного финансирования текущей деятельности организаций культуры существует целевое бюджетное финансирование:

1. по статье 1501/410/287 - прочие учреждения и мероприятия в области культуры и искусства (из централизованного фонда Минкультуры);

2. по статье 1501/631/711 - Федеральная целевая программа «Культура России» (подпрограмма «Развитие культуры и сохранение культурного наследия России»).

3. Целевое бюджетное финансирование организаций культуры осуществляется на основе договора (до 200 тыс. руб.) или государственного контракта (свыше 200 тыс. руб.). Выделенные средства также поступают на лицевой счет организации в органах казначейства и расходуются по смете, утвержденной Минкультуры (или другим соответствующим органом исполнительной власти).

Финансовые средства учреждений в сфере культуры из внебюджетных источников, как и средства, поступившие от собственника, отражаются на лицевых счетах в органах казначейства, и расходуются исключительно по смете. В смете доходов и расходов по внебюджетным средствам отражены объемы и источники финансовых поступлений, а также направления их использования в соответствии со статьями экономической классификации расходов бюджета. Смета по внебюджетным средствам, так же как и по бюджетным целевым средствам, утверждается Минкультуры или другим соответствующим органом исполнительной власти и может меняться по согласованию с ними. Контроль целевого расходования средств осуществляют органы казначейства.

Сметы, отражающие доходы организации культуры из бюджета и от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, объединяются в единую смету доходов и расходов. При этом учет и отчетность по каждому виду финансовых поступлений ведется по самостоятельному балансу.

Государственным и муниципальным учреждениям культуры разрешено вести предпринимательскую деятельность, предусмотренную их уставом.

Установлен следующий перечень видов предпринимательской деятельности:

1. по реализации и сдаче в аренду основных фондов и имущества организации культуры для целей, не связанных с культурной деятельностью;

2. по торговле покупными товарами, оборудованием;

3. по оказанию посреднических услуг;

4. по долевому участию в деятельности коммерческих предприятий, учреждений и организаций (в том числе культуры);

5. по приобретению акций, облигаций, иных ценных бумаг и получению доходов (дивидендов, процентов) по ним;

6. по осуществлению приносящих доход не предусмотренных уставом операций, работ, услуг /1, 15/.

Деятельность учреждений культуры по реализации предусмотренных уставом работ, услуг и производимой продукции относится к предпринимательской лишь в той части, в которой получаемый от этой деятельности доход не инвестируется непосредственно в данной организации на нужды обеспечения, развития и совершенствования основной уставной деятельности.

Платные формы культурной деятельности культурно-просветительских учреждений, театров, филармоний, народных коллективов и исполнителей не рассматриваются как предпринимательские, если доход от них полностью идет на их развитие и совершенствование.

Цены (тарифы) на платные услуги и продукцию, включая цены на билеты, учреждения культуры устанавливают самостоятельно.

При организации платных мероприятий учреждения культуры обязаны устанавливать льготы для детей дошкольного возраста, учащихся, инвалидов, военнослужащих срочной службы. Порядок установления льгот для данных категорий населения устанавливается соответствующими органами законодательной власти.

Финансирование расходов, связанных с бесплатным посещением музеев один раз в месяц лицами, не достигшими 18 лет, осуществляется в пределах средств, предусмотренных на финансирование музеев и постоянных выставок в ведомственной структуре расходов федерального бюджета.

Для обеспечения социальной защиты граждан допускается государственное регулирование цен на продукцию предприятий, тиражирующих товары культурного и информационного назначения и занимающих при этом монопольное положение на рынке.

Составные части системы государственных и муниципальных учреждений культуры чрезвычайно неоднородны с точки зрения структуры источников финансирования их деятельности. Работа архивов, библиотек, организаций, занимающиеся охраной памятников, почти полностью обеспечивается за счет финансирования государства или благотворительных организаций. В музейной и клубной деятельности более заметную роль играют поступления от входных билетов, реализации различных услуг и сувенирной продукции. Но главным остается бюджетное финансирование. Деятельность театров, филармонических и фольклорных коллективов обеспечивается сочетанием бюджетного финансирования, частных пожертвований, доходов от продажи билетов и др.

Между тем, принципы и механизм финансирования абсолютного большинства организаций культуры не отличается от любого государственного учреждения. В настоящее время основной формой бюджетного финансирования государственных и муниципальных учреждений культуры является сметное финансирование. Оно обеспечивает государственные организации финансовыми ресурсами для осуществления их деятельности. Но при этом не просматривается прямой связи между размерами выделяемых ассигнований и достигаемыми результатами этой деятельности. Связь оказывается опосредованной - через размеры совокупных расходов за вычетом внебюджетных поступлений. Сметное финансирование сильно ограничивает возможности организаций в принятии самостоятельных экономических решений по расходованию получаемых средств.

В течение последних 15 лет учреждения культуры подталкивали к ведению активной предпринимательской деятельности, и замещению бюджетных ассигнований внебюджетными доходами. Внебюджетные поступления от основной деятельности, от реализации непрофильных видов товаров и услуг действительно росли, но доля внебюджетных средств в общих доходах учреждений культуры остается невысокой.

Сокращение государственных расходов на сферу культуры сочетается с низкой эффективностью их использования. Широко распространена практика выделения бюджетных средств на поддержку организаций культуры без четких обязательств с их стороны и без контроля результатов использования бюджетных ассигнований. Конкурсное распределение бюджетных средств применяется эпизодически, а его процедуры непрозрачны и вызывают справедливые нарекания. Почти не применяются хорошо зарекомендовавшие себя за рубежом методы долевого финансирования культурных проектов и программ из бюджетов разных уровней. Отвергаются любые предложения о создании перекрестных систем финансирования отдельных видов культурной деятельности, в то время как подобные системы применяются во многих странах и с развитой рыночной, и с переходной экономикой.

финансовый ресурс культура бюджетный

Особенности сферы культуры как объекта экономических отношений

Культурная деятельность - деятельность по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей.

Культурные ценности - нравственные и эстетические идеалы, языки, нормы и образцы поведения, национальные традиции и обычаи, художественные промыслы и ремесла, фольклор, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты.

Функции культуры, с точки зрения их социально-экономического содержания, прежде всего, состоят в духовном обогащении человека и воздействии через это на конечные экономические результаты. Культурный комплекс представляет собой совокупность учреждений, предприятий и организаций, решающих задачи по развитию и самореализации личности, гуманизации общества и сохранению самобытности народов. Организации культуры могут быть учреждены:

  • - федеральными органами государственной власти и управления;
  • - органами государственной власти и управления республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга;
  • - местными Советами народных депутатов и соответствующими органами управления;
  • - общественными и религиозными организациями, фондами и другими общественными объединениями;
  • - иными, в том числе иностранными юридическими и физическими лицами.

В соответствии с ФЗ « Основы законодательства о культуре» №3612-1 от 08.05.2010 г. организации культуры обязаны зарегистрироваться в соответствии с порядком регистрации.

Выполняя комплекс задач по идеологическому и социальному обслуживанию населения, направленных на расширенное воспроизводство общества, культура, так же как и образование, выступает одним из основных претендентов на средства государственного бюджета. В то же время культура располагает значительным коммерческим потенциалом и при умелом его использовании может внести существенный вклад в развитие отечественной экономики. Примером может служить концертная деятельность. Сочетание бюджетного финансирования культуры с элементами самофинансирования вполне вписывается в структуру современного рыночного механизма. Например, музеи наряду с поиском реликвий, организацией их реставрации, хранения, изучения должны удовлетворять и индивидуальные запросы посетителей. Тем самым они не только участвуют в историческом или художественном процессе, выполняя социальный заказ, но и реализуют коммерческий подход к использованию музейных коллекций. Дома, дворцы культуры, другие культурно - досуговые организации наряду с обслуживанием посетителей создают условия для занятий художественной самодеятельностью, народным творчеством, обеспечивая сохранение преемственности традиций, воссоздание основ фольклорного творчества. Театральные коллективы своим творчеством удовлетворяют как эстетические потребности населения, так и активно влияют на психологию зрителей, формируя общественное мнение. При этом значительная часть затрат на содержание театров покрывается за счет доходов от реализации билетов на спектакли .

Действующее законодательство в сфере культуры предусматривает, что государство берет на себя обязательства по обеспечению доступности для граждан культурной деятельности, культурных ценностей и благ. С этой целью государство намеревается:

  • - осуществлять бюджетное финансирование государственных и в необходимых случаях негосударственных организаций культуры;
  • - способствовать развитию благотворительности в области культуры;
  • - осуществлять поддержку малообеспеченных граждан;
  • - стимулировать бюджетное финансирование посредством предоставления налоговых льгот физическим лицам, вкладывающим свои средства в эти цели, предприятиям;
  • - устанавливать особый порядок налогообложения некоммерческих организаций культуры.

Экономические методы регулирования отношений в сфере культуры во многом схожи с методами, применяемыми в системе образования. В зависимости от собственника учреждения культуры могут быть государственными, муниципальными, негосударственными, со смешанной формой собственности. Государственные и муниципальные учреждения создаются учредителем, регистрируют свои уставы и оформляют договорные обязательства сторон с указанием порядка пользования материальных и финансовых ресурсов. При финансировании учреждений по установленным нормативам право на получение дополнительных источников финансирования не ограничивается. Необходимо заметить, что в отличие от образования по учреждениям культуры Правительством РФ не утверждались Типовые положения, регламентирующие порядок их деятельности и финансирование. В то же время бюджетное финансирование является основой государственных гарантий сохранения и развития культуры в Российской Федерации. В настоящее время известно несколько предложений по расчету суммы средств, необходимых для этих целей:

  • - на основе процента от суммы национального дохода, создаваемого в регионе;
  • - исходя из нормы бюджетного финансирования на человека и численности населения;
  • - на основе заданного процента от общей суммы расходов бюджета.

В Федеральном законе об основах законодательства РФ по культуре указано, что на культуру ежегодно должно направляться не менее 2% от федерального бюджета и 6% от территориальных бюджетов. Предусмотрена необходимость регулярного уточнения объемов финансирования для возмещения дополнительных затрат из-за инфляционных процессов.

В реальной практике ситуация схожа с финансированием образования, так как ни федеральные, ни региональные власти не выполняют требований законодательства из-за дефицитности бюджетов. Методы определения общественно необходимых затрат основаны на том, что финансируется не культурная деятельность как таковая, а конкретные учреждения культуры. Бюджетные средства выделяются тем учреждениям, которые не ориентированы на коммерческие формы деятельности, хотя и используют рыночные элементы хозяйствования. В соответствии с бюджетной классификацией затраты на культуру отражаются в двух главных разделах - «Культура и искусство» (включая кинематографию) и «Средства массовой информации» (включая телевидение, радиовещание, периодическую печать и издательства).

В бюджетных учреждениях культуры применяется жесткая регламентация и детализация текущих расходов.

Для решения вопроса о государственном финансировании отечественной культуры имеет классификация направлений деятельности учреждений и организаций. Группировка функций на социально значимые и развлекательно-досуговые позволяет определить степень государственного участия в покрытии затрат отрасли. Безусловно, что финансированию подлежат социально значимые виды деятельности, при этом определяется возможный уровень коммерциализации оказываемых услуг. Источники финансирования культуры практически не отличаются от других отраслей социальной сферы. К таким источникам относятся: средства бюджетов всех уровней; собственные доходы, являющиеся в настоящее время неналоговыми доходами бюджета; внебюджетные источники, в которые входят благотворительная помощь, средства спонсоров. Следует обратить внимание на различную природу благотворительной и спонсорской деятельности. Если первая регулируется Федеральным законом о «О благотворительной деятельности», то вторая - Федеральным законом «О рекламе». В соответствии с законодательством под спонсорством понимается осуществление физическим или юридическим лицом вклада в деятельность другого юридического или физического лица на условиях распространения спонсируемым рекламы о спонсоре, его товарах. Спонсорский вклад признается платой за рекламу, а спонсор и спонсируемый - соответственно рекламодателем и рекламораспространителем. Спонсор не вправе вмешиваться в деятельность спонсируемого.

Таким образом, государственная политика в сфере культуры в первую очередь направлена на обеспечение необходимых условий для реализации конституционных прав граждан РФ на свободу творчества, участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, доступа населения к культурным ценностям.

Согласно ФЗ “Основы законодательства РФ о культуре” основными задачами законодательства в области культуры являются:

  • 1. Обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на культурную деятельность.
  • 2. Определение принципов и правовых норм отношений субъектов культурной деятельности.
  • 3. Определение принципов государственной культурной политики, правовых норм государственной поддержки культуры и гарантий невмешательства государства в творческие процессы.
  • 4. Создание правовых гарантий для свободной культурной деятельности объединений граждан, народов и иных этнических общностей Российской Федерации.

Законодательство РФ о культуре состоит из законов Российской Федерации и законов субъектов Российской Федерации о культуре .

Областью применения Основ законодательства РФ о культуре являются:

  • 1. Выявление, изучение, охрана, реставрация и использование памятников истории и культуры.
  • 2. Художественные народные промыслы и ремесла, народная культура в таких ее проявлениях, как языки, диалекты и говоры, фольклор, обычаи и обряды, исторические топонимы.
  • 3. Художественная литература, сценическое, кинематография, пластическое, музыкальное искусство, дизайн и архитектура, фотоискусство, другие виды и жанры искусства.
  • 4. Музейное дело и коллекционирование.
  • 5. Самодеятельное художественное творчество.
  • 6. Книгоиздание и библиотечное дело, а также иная культурная деятельность, связанная с созданием произведений печати, их распространением и использованием, архивное дело.
  • 7. Эстетическое воспитание, художественное образование, педагогическая деятельность в этой области.
  • 8. Телевидение, радио и другие аудиовизуальные средства в части создания и распространения культурных ценностей.
  • 9. Научные исследования культуры.
  • 10. Производство материалов, оборудования и других средств, необходимых для сохранения, создания, распространения и освоения культурных ценностей.
  • 11. Международные культурные обмены.
  • 12. Иная деятельность, в результате которой сохраняются, создаются, распространяются и осваиваются культурные ценности.

В соответствии со ст.27 ФЗ «Основы законодательства РФ о культуре», основы регулирует отношения государства и положение творческих работников, а именно:

  • 1. Стимулирует деятельность творческих работников, направленную на сохранение и развитие культуры, повышение качества жизни народа.
  • 2. Обеспечивает условия труда и занятости творческих работников таким образом, чтобы они имели возможность в желательной для них форме посвятить себя творческой деятельности.
  • 3. Способствует материальному обеспечению, свободе и независимости творческих работников и педагогов, посвящающих свою деятельность традиционной и народной культуре.
  • 4. Способствует росту спроса со стороны общества и частных лиц на продукцию творчества в целях расширения возможностей творческих работников получать оплачиваемую работу.
  • 5. Содействует творческим работникам в расширении международных творческих контактов.
  • 6. Расширяет возможности участия женщин в различных областях культурной деятельности.
  • 7. Реализует положения принятой ООН Декларации прав ребенка, учитывающие специфику ребенка, занимающегося творческой деятельностью.

Организация культуры покрывает свои расходы за счет доходов от собственной деятельности, за счет средств учредителей и иных разрешенных законодательством РФ доходов и поступлений .

Учредитель организации культуры, созданной в форме бюджетного учреждения:

  • 1. Осуществляет финансовое обеспечение деятельности бюджетного учреждения, связанной с выполнением работ, оказанием услуг для потребителя в соответствии с заданиями учредителя бесплатно или частично за плату.
  • 2. Обеспечивает в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации финансирование расходов на содержание, сохранение и пополнение государственной части Музейного фонда Российской Федерации, архивных фондов, библиотечных, а также сохранение и использование объектов культурного наследия, переданных бюджетному и автономному учреждению в соответствии с федеральным законом.

Право учреждения культуры на получение безвозмездных субсидий от российских и зарубежных физических и юридических лиц, международных организаций не ограничивается.

Использование финансовых средств осуществляется в соответствии с законодательством РФ и уставом организации культуры.

В соответствии с ФЗ №83-ФЗ финансовое обеспечение выполнения бюджетным учреждением муниципального задания будет осуществляться в виде субсидий из соответствующего бюджета. Финансирование в виде субсидий предполагает, что все операции с денежными средствами осуществляются через лицевые счета, открываемые в органах казначейского исполнения бюджета.

По мнению Набиуллина Н.Р., развитие Российской Федерации на современном этапе характеризуется повышенным вниманием общества к культуре. В “Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года”, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, культура выступает основным образующим фактором в формировании человеческого капитала. Только в культурной среде, можно определить цели и нравственные ориентиры развития общества, возможно добиться современного уровня интеллектуального и культурного развития. В культурной среде в настоящее время отводится роль ключевого понятия современного общества, наиболее точно определяющего его нравственную и духовную составляющую. Культурная среда выступает как:

  • 1. Институт приобщения граждан к нравственным ценностям, хранимым ею.
  • 2. Результат всей совокупности культурной деятельности социума - прошлой и настоящей жизни.
  • 3. Сфера творческой реализации духовного потенциала людей, в том числе молодого поколения .

В связи с этим формирование и развитие культурной среды представляет собой важнейшее условие повышения качества жизни в Российской Федерации. При этом актуальным является оказание государством поддержки федеральным, региональным и муниципальным учреждениям культуры и искусства.

Начата реализация государственной программы «Культура России».

В рамках основных направлений Программы, требуется решение таких проблем и осуществление таких мероприятий, как:

  • 1. Сохранение российской культурной самобытности и создание условий для обеспечения равной доступности культурных благ, развития и реализации культурного и духовного потенциала каждой личности.
  • 2. Модернизация системы художественного образования и подготовки кадров в сфере культуры и искусства, отвечающей сохранению традиций лучших российских школ и требованиям современности.
  • 3. Информатизация отрасли.
  • 4. Создание условий для повышения качества и разнообразия услуг, предоставляемых в сфере культуры и искусства, модернизация работы учреждений культуры.
  • 5. Выявление, охрана и популяризация культурного наследия народов Российской Федерации.
  • 6. Поддержка современного искусства и народного творчества.
  • 7. Создание позитивного культурного образа России в мировом сообществе.
  • 8. Развитие образования в сфере культуры и искусства.
  • 9. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в сферу культуры и информатизация отрасли.
  • 10. Расширение инвестиций в сферу культуры и развитие материально-технической базы.

В рамках Программы предусмотрено выделение следующих этапов выполнения работ:

I этап (2012 - 2014 годы) - предварительный этап, предусматривающий финансирование мероприятий в рамках отрасли культуры в связи с социально - экономической ситуацией в стране. Предполагается стимулирование создания новых современных произведений, поддержка профессионального искусства, наиболее эффективных направлений развития культуры и развитие отстающих направлений, проведение культурных мероприятий, выполнение необходимых реставрационных работ, развитие материальной базы учреждений культуры, что позволит обеспечить необходимое качество культурных благ и услуг, предоставляемых населению. В рамках направления по сохранению культурного наследия впервые будет выделена деятельность по сохранению и исследованию археологических объектов, также в отдельное направление выделяется поддержка участия России в международном культурном процессе.

II этап (2015 - 2018 годы) - этап развития, предусматривающий увеличение финансовых ассигнований на поддержку новых инициатив в сфере культуры и искусства. Предполагается проведение работ по реализации значимых проектов в различных сферах культуры, масштабные работы по внедрению информационно-коммуникационных технологий в сферу культуры, активное влияние на развитие культурных процессов в регионах, проведение необходимых реставрационных работ на объектах культурного наследия и строительство новых объектов культуры и искусства в субъектах Российской Федерации.

Приоритеты в использовании ресурсов намечены практически в каждом из направлений Программы. Например, в сфере искусства акцент делается на поддержку современного искусства; при развитии библиотечной сети - на развитие национальной электронной библиотеки и на создание мобильной системы обслуживания населенных пунктов, не имеющих библиотек, в деятельности архивной системы обращается внимание на формирование архивных электронных ресурсов и их представление в сети Интернет; в сфере сохранения культурного наследия выделяется программа реставрации памятников "Золотого кольца", что будет способствовать развитию туризма и региональной экономики.

В Программе предусматриваются мероприятия по поддержанию, развитию учреждений культуры и созданию необходимых условий для ведения образования в сфере культуры и искусства как базы развития культурного потенциала страны. Предполагается обеспечение учреждений культуры, искусства, образования и кинематографии специализированным оборудованием, транспортом, музыкальными инструментами, методическими материалами и литературой в порядке, разработанном в рамках Программы.

Комплекс мероприятий Программы формируется по направлениям расходов: капитальные вложения, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и прочие нужды в разрезе различных направлений. Поэтому государство поддерживает эти направления в виде различных форм финансирования.

С учетом поставленных задач необходимый объем ресурсного обеспечения, который необходим для реализации Программы, оценивается в 192,8 млрд. рублей, в том числе 186,5 млрд. рублей за счет федерального бюджета. Объемы финансирования Программы за счет средств федерального бюджета носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению в установленном порядке при формировании проекта федерального бюджета на соответствующий год.

Ресурсное обеспечение Программы планируется с учетом положения в финансово-бюджетной сфере на федеральном и региональном уровнях, высокой экономической и социальной значимости проблемы, а также возможностей ее реализации с применением инструментов государственно-частного партнерства и эффективного взаимодействия всех участников Программы. Программа реализуется за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации, а также средств внебюджетных источников. Формы поддержки культуры и искусства из государственного бюджета могут быть следующими:

  • - прямое финансирование;
  • - общие и целевые трансферты субнациональным бюджетам;
  • -совместное участие органов власти разного уровня в финансировании;
  • - посредством независимых посреднических структур;
  • -на основе механизмов партнерства в форме смешанного государственно-частного финансирования.

В общем виде доходы организаций культуры формируются из следующих элементов: прямого бюджетного финансирования; косвенного бюджетного финансирования и внебюджетных фондов.

Прямое финансирование осуществляется на основе полного финансирования текущих издержек и капиталовложений, специальных целевых трансфертов, а также в форме грантов. Финансирование организаций культуры, имеющих статус бюджетных учреждений, согласно вступившему в силу с 1 января 2011г. Федеральному Закону от 8 мая 2010г. №83 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения (муниципальных) учреждений», будет осуществляться в форме субсидий из бюджета на выполнение государственного задания.

Таким образом, современным бюджетным законодательством РФ в качестве основного механизма выделения средств из бюджета государственным и муниципальным учреждениям культуры определяется финансирование муниципального задания.

Кроме того, одной из наиболее распространенной формой прямой государственной поддержки культуры являются гранты, которые выплачиваются как организациям, так и отдельным работникам культуры. Грантовая поддержка позволит, прежде всего, сделать так, чтобы талантливые люди не уходили из сферы культуры и искусства. Главное при этом - наладить систему контроля и эффективности использования грантов.

Косвенное финансирование включает в себя такие элементы, как льготы, предоставляемые учреждениям культуры по уплате налогов на федеральном уровне, а также права органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по предоставлению учреждениям культуры дополнительных налоговых льгот в пределах сумм налогов, подлежащих зачислению в их бюджеты. А также такие финансово-экономические льготы, как закрепление имущества на праве оперативного управления, в некоторых случаях передача в безвозмездное пользование или ограничения на ставки арендной платы; льготные тарифы на коммунальные услуги.

Бюджетных средств, выделенных из государственного бюджета недостаточно, поэтому при переходе к рыночной экономике организации культуры получили возможность обращения к дополнительным источникам финансирования.

Помимо бюджетного финансирования, учреждения культуры имеют внебюджетные источники финансирования, формируемые из собственных доходов организации, полученных от предоставления платных услуг и использования имущества, спонсорских вкладов, благотворительных пожертвований, грантов благотворительных фондов и другие. Для решения проблемы недостаточности финансирования привлекательным является направление, связанное с механизмом партнерства в форме смешанного государственно-частного финансирования .

Однако в России пока не сложились условия, при которых взаимосвязь «государство-бизнес-культура» представляла бы собой равносторонний треугольник взаимодействий. Решением данной проблемы может послужить введение системы стимулирующего налогообложения.

Таким образом, расширенное финансирование учреждений культуры и искусства является ключевым элементом в рамках реализации задач и решения рассмотренных проблем.

Достижение экономического эффекта в сфере культуры и искусства планируется обеспечить за счет привлечения дополнительных инвестиций в рамках государственно-частного партнерства, формирования экономически благоприятных условий для бизнеса, а также повышения роли культуры.

Привлечение дополнительных источников финансирования в сфере культуры может привести к следующему:

  • - появление тенденции к росту объемов негосударственных ресурсов;
  • - создание благоприятных условий для разнообразной творческой деятельности, увеличение доступности предлагаемых населению культурных благ и информации в области культуры и искусства;
  • - освоение новых форм и направлений культурного обмена.

Основной социально-экономический результат от привлечения дополнительных средств в сфере культуры и искусства выражается в повышении ее роли в жизни граждан и, следовательно, в повышении качества жизни в целом.

По мнению Поляка Г.Б., для поддержания и развития культурного уровня общества государство выделяет из бюджета финансовые ресурсы. Их доля в консолидированном бюджете России превышает 70 %, доля местных бюджетов составляет 30%, а региональных бюджетов 40%.

Такое распределение средств обусловлено тем, что за счет средств местных бюджетов финансируются самые массовые учреждения культуры. За счет региональных бюджетов финансируются объекты республиканского, краевого, областного значения.

Особенностью финансирования объектов культуры является то, что часть из них имеет возможность получения внебюджетных доходов, поступающих в результате их коммерческой деятельности.

В первую очередь это относится к концертным залам, дворцам культуры, театрам, циркам и так далее. Поэтому в этой области бюджетное финансирование сочетается с хозрасчетной деятельностью.

Тем не менее, в большинстве случаев бюджетные ассигнования преобладают, если бюджетное финансирование музеев, дворцов культуры, библиотек осуществляются по полному перечню статей расходов, то для театров, концертных организаций, организаций кинематографии, цирков бюджетные ассигнования выделяются главным образом в виде субсидий и средств на капитальный ремонт.

В виде бюджетных субсидий оказывают также поддержки средствам массовой информации .

При составлении бюджетов расходы по разделу «Культура, искусство и кинематография» рассчитывают исходя из нормативов бюджетной обеспеченности в системе культуры, искусства и кинематографии с учетом повышения федерального уровня фонда, оплаты труда и применением индексов - дефляторов расходов на оплату коммунальных услуг, материальных затрат.

По мнению Кузнецовой И.Д. в 2010г. бюджетные учреждения имели сметное финансирование, которое не стимулировало руководителей учреждений к эффективному хозяйствованию и к контролю за качеством оказанных услуг. Поэтому появилась необходимость реформирования бюджетных учреждений .

Целью реформы является снижения бюджетных расходов при повышении качества оказанных услуг.

С момента вступления в силу Федерального закона от 08 мая 2010г. № 83-ФЗ « О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственных (муниципальных) учреждений» с 1 января изменяется система финансового обеспечения муниципальных учреждений.

С 1 января 2011 и до 1 июля 2012г. был установлен переходной период для проведения бюджетной реформы.

Новая реформа бюджетной системы предусматривает:

  • 1. Мониторинг потребности в муниципальных услугах. Введение мониторинга позволит производить систематический сбор информации, оценку и прогнозирование потребности юридических и физических лиц в муниципальных услугах.
  • 2. Изменение подхода к планированию бюджетных ассигнований. Новшеством в новой системе финансирования муниципальных учреждений является переход на планирование расходов предоставления муниципальных услуг вместо расходов на содержание муниципальных учреждений.
  • 3. Формирование муниципальных заданий. Муниципальные задания включают показатели объема и качества услуг, а также плановые объемы бюджетных ассигнований на их предоставление.
  • 4. Создание новых типов бюджетных учреждений. После проведения реформы появились новые типы учреждений: автономные, бюджетные и казенные .

Последствия бюджетной реформы:

  • 1. Снижение расходов бюджетов.
  • 2. Увеличение дополнительных источников финансирования за счет осуществления коммерческой деятельностью.
  • 3. Открытость отчетности муниципальных учреждений.
  • 4. Повышение качества и доступности муниципальных услуг для населения.

Отрицательные стороны реформы:

  • 1. Возникает риск недофинансирования муниципальных учреждений в малых и средних городах и в сельской местности.
  • 2. Платных услуг больше, чем бесплатных услуг.
  • 3. Сокращение бюджетной сферы и расширение сферы рыночной.

Существует два метода финансирования бюджетного учреждения: постатейный и комбинированный методы.

Согласно постатейному методу финансирования:

  • 1. Расходные потребности устанавливаются путем индексации величины расходов предыдущего года;
  • 2. Обоснование потребности в ресурсах выступает главным обстоятельством при планировании финансирования;
  • 3. Перераспределение средств между статьями и разделами не допускается или затруднено;
  • 4. Остатки средств на бюджетном счете ликвидируются в конце года;
  • 5. В данном методе преобладает внешний контроль, который осуществляется вышестоящими или специализированными ведомствами. Особое внимание уделяется контролю за исполнением расходных статей бюджета.
  • 6. Низкий уровень делегирования ответственности, т.е. сотрудники на различных уровнях имеют мало возможностей самостоятельно делать то, что, по их мнению, может повысить эффективность расходования бюджетных средств .

Комбинированный метод финансирования предполагает:

  • 1. Бюджетные расходы устанавливаются исходя из количества занимаемых людей. Соотносятся с показателями результатов.
  • 2. Главное при планировании - обоснование приоритетов и ожидаемых результатов.
  • 3. Разрешается перераспределение средств между статьями расходов.
  • 4. Денежные средства, которые остались в конце года переносятся на другой год.
  • 5. Ведется мониторинг деятельности и последующий внешний финансовый аудит. Контролируется расходование бюджетных средств и достижение поставленных целей.
  • 6. Высокий уровень делегирование полномочий. Сотрудники имеют право самостоятельно делать то, что, по их мнению, может повысить эффективность расходования бюджетных средств и могут самостоятельно определять методы достижения поставленной цели.

Комбинированный метод позволит, с одной стороны, удовлетворять потребности населения в какой-то сфере, а, с другой стороны, стимулировать учреждения на повышение качества их работы и уровень подготовки людей.

Уровень подготовки людей и человеческий капитал является ориентиром для развития современной экономики .

В то же время, очевидно, что на сегодняшний день культура в России не является приоритетной сферой для инвестирования, несмотря на то, что государственные расходы на культуру выросли по сравнению с предыдущими годами.