Татьяна Ларина, Мария Троекурова, Лиза Муромская, Людмила и другие. Однако одной из самых необычных женщин в его прозе стала главная героиня «Капитанской дочки». Чем же образ Маши Мироновой отличался от других? Давайте разберемся.

Немного о предыстории написания повести «Капитанская дочка»

Хотя повесть называется в честь главной героини, в центре сюжета находится ее возлюбленный - Петр Гринев и бунтовщик Емельян Пугачев. Более того, изначально в произведении бунту Пугачева было уделено значительно больше места, а главным героем должен был стать офицер, примкнувший к восставшим (Швабрин).

Однако такое построение сюжета представляло бунт с позитивной стороны. А в Царской России времен Пушкина цензура была весьма строгой, и повесть, фактически восхваляющая антимонархическое восстание, могла остаться неопубликованной.

Зная об этом, Александр Сергеевич сменил настроение главного героя, сократил упоминания о бунте и его причинах и сосредоточил сюжет на истории любви. В результате всех этих переделок образ Маши Мироновой оказался в центре всех событий. Хотя в честь этой героини и названа повесть, тем не менее Гриневу и его взаимоотношениям с Пугачевым в произведении все также уделено немало внимания.

Биография Марии Мироновой

Прежде чем подробно рассмотреть образ Маши Мироновой, кратко стоит узнать о содержании повести «Капитанская дочка». При этом более целесообразно представить события не с точки зрения Гринева-рассказчика, а как часть биографии героини.

Мария Ивановна Миронова была единственной дочкой капитана Белгородского гарнизона Ивана Кузьмича и его волевой жены - Василисы Егоровны.

Чуть ранее знакомства с Петром Гриневым к ней сватался офицер Алексей Швабрин. Учитывая, что Миронова была бесприданницей, молодой человек был для девушки отличной партией в финансовом и социальном плане. Однако Мария не любила его, поэтому ответила отказом.

Обиженный офицер, затаив обиду, начал распространять о девушке лживые слухи. Эти наветы способствовали тому, что Гринев поначалу относился к Маше негативно. Но познакомившись с ней поближе, увлекся девушкой, вызвал на дуэль клевещущего Швабрина и был ранен.

Выхаживая его, Маша Миронова искренне влюбляется в Гринева, и тот предлагает ей руку и сердце. Получив согласие любимой, шлет письмо отцу, сообщая о намерении жениться и прося благословения.

Но на пути счастья Маши и Петра вновь становится Швабрин, который сообщает родным Гринева о дуэли и ее причине. Теперь отец отказывает сыну в благословении. Маша не желает ссорить любимого с его семьей и отказывается тайно выходить за него замуж.

Тем временем Емельян Пугачев поднимает бунт, объявив себя Петром II. Его армия движется к Белгородской крепости. Комендант, понимая, что они обречены, пытается спасти Машу: переодевает ее в крестьянскую одежду и прячет в доме священника. Когда пугачевские войска берут крепость, большинство ее обитателей переходят на сторону мятежника. Однако несколько офицеров остаются верными присяге. За это их казнят.

Единственный, кому удается выжить - это Гринев, который когда-то помог Пугачеву, не зная на тот момент, кто он. Вместе с верным слугой Петр отправляется в Оренбургскую крепость. Но Марию, оставшуюся сиротой, взять с собой он не имеет возможности, так как она тяжело заболела.

Об убежище Марии становится известно Швабрину, присягнувшему Пугачеву и назначенному комендантом Белгородской крепости. Офицер запирает девушку и требует, чтобы она вышла за него замуж. Получив очередной отказ, морит ее голодом.

Девушке удается передать письмо любимому, и он спешит ей на помощь. Хотя Гринева вновь захватывают сторонники Пугачева, «воскресший Петр II» еще раз милует юношу и помогает ему воссоединиться с любимой.

Преодолев массу препятствий, Маша и Петр добираются домой к Гриневым. Личное знакомство с невестой юноши благотворно подействовало на Андрея Гринева, и он согласился на брак.

Но пока мятеж не подавлен, Петр считает своим долгом воевать. Скоро бунт удается усмирить. Среди арестованных оказывается и Швабрин, который, дабы отомстить Гриневу, клевещет на него. Петр тоже арестован и приговорен к ссылке. Боясь за судьбу Маши, он ничего не рассказывает о причинах своих отношений с Пугачевым.

Узнав об этом, Маша самостоятельно едет в столицу, чтобы рассказать правду и спасти Гринева. Судьба оказывается милостивой к ней: она случайно знакомится с царицей Екатериной. Не зная, кто ее собеседница, девушка рассказывает всю правду, и императрица милует юношу. Тогда влюбленные отправляются домой и женятся.

Образ Маши Мироновой в повести «Капитанская дочка»

Разобравшись с биографией, стоит больше внимания уделить характеру героини. На протяжении всей повести Пушкин образ Маши Мироновой преподносит как образ девушки из народа. Именно по этой причине к каждой главе, в которой она фигурирует, подобран эпиграф из народных песен.

На момент начала действия Маше уже 18 лет, и по меркам тех времен - она уже засиделась в девках. Несмотря на это, миловидное создание не превратилось в жадную искательницу мужа. Маша не старается прихорашиваться, а одевается просто. Свои белокурые волосы гладко зачесывает в обычную прическу, а не сооружает из них замысловатые композиции, как было принято у дворянских барышень тех времен.

Смирение и авантюризм - две стороны характера Марии Мироновой

Хотя некоторые исследователи называют Миронову вариацией образа Татьяны Лариной - это спорное утверждение. Ведь девушки очень разные. Так, Татьяна поначалу активно борется за свою любовь, нарушая определенные нормы приличия (признается в любви мужчине первой), но позже смиряется, выходит замуж за выбранного родителями богатого и знатного мужчину и отказывает Онегину.

У Марии Мироновой все иначе. Полюбив, она полна смирения и готова отказаться от своего счастья для пользы Гринева. Но когда любимому угрожает ссылка, девушка проявляет невиданное для себя мужество и едет просить за него саму царицу.

Стоит отметить, что такой поступок для барышни XIX в. был настоящей дерзостью. Ведь не имея нужных связей в обществе, незамужняя девица, всю жизнь прожившая в глухой провинции, едет в Петербург. А в те времена кроме царицы остальным женщинам империи не особо дозволялось вмешиваться в «мужские» дела вроде политики. Получается, поступок Маши - это авантюра.

Иногда исследователи сравнивают и с другой пушкинской героиней этот образ (Маша Миронова - «Капитанская дочка»). Речь идет о героине романа «Дубровский» Маше Троекуровой, которая в самом финале не нашла в себе мужества добиться своего счастья и сдалась на волю обстоятельств.

Отдельные литературоведы утверждают, что образ Маши Мироновой непоследователен. Ведь проявляя постоянно покладистый характер и благоразумие, в финале она неизвестно откуда берет необычайную смелость, хотя по логике должна была бы смиренно поехать в ссылку, как жены декабристов или Сонечка Мармеладова из романа Достоевского «Преступление и наказание». Такую перемену в нраве можно объяснить тем, что девушка в короткий срок потеряла любимых родителей, пережила массу потрясений, и, чтобы выжить, вынуждена была измениться и стать смелой.

Отношения Маши с родителями

Рассматривая образ Маши Мироновой, стоит обратить внимание на ее отношения с семьей. Родители девушки были людьми искренними и честными. По этой причине карьера у отца особо не сложилась, да и состояние скопить Мироновым не удалось. Хотя они не бедствовали, но денег на приданое для Машеньки не имели. Поэтому особых перспектив в плане замужества у девушки не было.

Иван Кузьмич и Василиса Егоровна хотя и воспитали дочь приличной девушкой с благородной душой, но ни образования, ни положения в обществе ей не предоставили.

С другой стороны, они всегда учитывали мнение дочери. Ведь когда она отказалась от прекрасного жениха (Швабрина), который мог бы обеспечить ее будущее, Мироновы не стали упрекать и неволить девушку.

Капитанская дочка и Швабрин

Отношения с Алексеем Ивановичем особо характеризуют Машу. Хотя этот герой был некрасив собою, но он был достаточно образованным (говорил по-французски, разбирался в литературе), обходительным и умел очаровать. А для юной провинциальной простушки (которой, в сущности, и была героиня) вообще мог казаться идеалом.

Его сватовство с Мироновой выглядело как большая удача для «престарелой» бесприданницы. Но девушка внезапно ответила отказом. Возможно, Маша почувствовала подлую сущность несостоявшегося жениха или узнала какие-то слухи о его поведении. Ведь тот когда-то предлагал Гриневу соблазнить девушку за пару сережек, а значит, мог иметь опыт подобного соблазнения других барышень. А может Швабрин просто не понравился юной и романтичной Маше. Такие наивные девушки склонны влюбляться в красивых и немного глуповатых парней вроде Гринева.

Почему ее отказ так задел мужчину? Возможно, тот хотел жениться на ней, чтобы в будущем стать приемником ее отца. А поскольку невеста была без приданого и имела покладистый нрав, то герой рассчитывал, что она до конца своих дней будет ему благодарна. Но провинциальная бесприданница внезапно ответила отказом, разрушив его честолюбивый план.

Образ Маши Мироновой, в частности, ее высокая нравственность, более подробно раскрывается в свете дальнейших взаимоотношений с несостоявшимся женихом. Она никак не оправдывалась, когда тот распускал о ней сплетни. А оказавшись в его власти, когда Швабрин пытался морально сломать ее, мужественно выдержала испытание.

Маша Миронова и Петр Гринев

Взаимоотношения этих персонажей также весьма показательны. Их любовная история выглядит весьма традиционно: стихи, дуэль, запрет родителей и преодоление массы препятствий на пути к своему счастью. Но через эту историю показана вся глубина душевного благородства Маши. Ее чувства являются более осмысленными и глубокими, нежели у Гринева. В частности, очень любя своих родителей, девушка не желает размолвки между Петром и его отцом.

Первое расставание она переносит более стоически, чем Гринев, который мечется и оказывается на грани того, чтобы либо сойти с ума, либо предаться распутству.

После захвата крепости Пугачевым и убийства родителей Маши любовь героев только крепнет. В определенный момент каждый из них, рискуя жизнью, спасает другого.

Прототипы капитанской дочки

У Маши Мироновой было несколько прототипов, на основе которых Пушкин и создал этот образ. Так, в те времена был распространена шутка о встрече немецкого правителя Иосифа II с дочкой неизвестного капитана. Впоследствии Александр Сергеевич адаптировал ее под историю встречи с Екатериной II и даже назвал так повесть - «Капитанская дочка».

Своей простотой и близостью к народу Миронова обязана героине Вальтера Скотта - Джини Динс ("Эдинбургская темница"). Ради спасения своей сестры эта скромная и благородная шотландская крестьянка поехала в столицу и, добившись аудиенции у королевы, спасла несчастную от смертной казни. Кстати, из этого же романа Пушкин позаимствовал идею, использовать слова народных песен в качестве эпиграфов.

Ответ оставил Гость

С особенной симпатией и теплотой дан Пушкиным образ Маши Мироновой - капитанской дочки. Совсем необразованная и простая, как и ее родители, девически наивная и робкая, «трусиха», она в трудные минуты обнаруживает замечательные свойства своей натуры. Под нежностью внешнего облика в Маше Мироновой таятся стойкость и сила, раскрывающиеся в глубокой и искренней любви к Гриневу, в решительном сопротивлении Швабрину, во власти которого она полностью оказалась, и в ее отважной поездке в Петербург, предпринятой с целью спасти своего жениха. Образ Маши Мироновой перекликается до известной степени с другим замечательным женским образом, созданным Пушкиным в романе «Евгений Онегин»,- с его «русской душою» Татьяной Лариной. Но Маша Миронова в еще большей степени, чем Татьяна, близка и родственна народной среде, связана с жизнью простого народа. Это очень тонко подчеркивается и оттеняется Пушкиным. Ко всем главам повести, в которых видная роль отведена капитанской дочке, даны эпиграфы, заимствованные из народного творчества - из народных песен, пословиц (глава V- «Любовь», глава XII–«Сирота», глава XIV - «Суд»). Совсем в духе и почти словами народной песни, из которой заимствован второй эпиграф к главе «Любовь», говорит Маша Гриневу о том, что не пойдет за него замуж против воли его родителей: «Коли найдешь себе суженую, коли полюбишь другую - бог с тобою, Петр Андреич…» Из слов Василисы Егоровны мы узнаем о незавидной судьбе девушки: «Девка на выданье, а какое у ней приданое? частый гребень, да веник, да алтын денег… с чем в баню сходить. Хорошо, коли найдется добрый человек; а то сиди себе в девках вековечной невестою». Но Маша отвечает отказом на предложение Швабрина стать его женой. Чистая, открытая душа ее не может принять замужества с нелюбимым человеком: «Алексей Иваныч, конечно, человек умный, и хорошей фамилии, и имеет состояние; но как подумаю, что надобно будет под венцом при всех с ним поцеловаться… Ни за что! ни за какие благополучия!» Брак по расчету для нее немыслим, окажись она хоть в самом тяжком положении. Маша искренне полюбила Петра Гринева. И она не скрывает своих чувств, открыто дав ему ответ на его объяснение: «Она безо всякого жеманства призналась Гриневу в сердечной склонности и сказала, что ее родители будут рады ее счастью». Однако она ни за что не соглашается выходить замуж без благословения родителей жениха. Маше нелегко было отдалиться от Петра Андреевича. Чувства ее были все так же сильны, но гордость, честь и достоинство не позволяли ей поступить иначе после того, как она узнала о несогласии его родителей на этот брак. Горькая участь ждет девушку впереди: родители ее были казнены, а ее спрятала в своем доме попадья. Но Швабрин силой забрал Машу и посадил под замок, заставляя выйти за него замуж. Когда же наконец приходит долгожданное спасение в лице Пугачева, девушку охватывают противоречивые чувства: она видит перед собой убийцу своих родителей и в то же время своего избавителя. Вместо слов благодарности «она закрыла лицо обеими руками и упала без чувств». Пугачев отпустил Петра с Машей , и Гринев отправил ее к родителям, которые хорошо приняли девушку: «Они видели благодать божию в том, что имели случай приютить и обласкать бедную сироту. Вскоре они к ней искренно привязались, потому что нельзя было ее узнать и не полюбить». Ярко раскрывается характер Маши Мироновой после ареста Гринева. Она сильно переживала, так как знала настоящую причину ареста и считала себя виновной в несчастьях Гринева: «Она скрывала от всех свои слезы и страдания и между тем непрестанно думала о средствах, как бы его спасти». Сказав родителям Гринева, что «вся будущая судьба ее зависит от этого путешествия, что она едет искать покровительства и помощи у сильных людей как дочь человека, пострадавшего за свою верность», Маша отправляется в Петербург. Она решительно настроена добиться освобождения любимого, чего бы ей это ни стоило. Встретившись случайно с императрицей, но не зная еще, кто эта женщина, Маша открыто рассказывает ей свою историю и причины поступка Гринева: «Я знаю все, я вам все расскажу. Он для меня одной подвергался всему, что постигло его». Именно в этой встрече по-настоящему раскрывается характер скромной и робкой русской девушки безо всякого образования, нашедшей, однако, в себе достаточно силы, твердости духа и непреклонной решительности, чтобы отстоять правду и добиться оправдания своего ни в чем не виновного жениха. Вскоре ее вызвали ко двору, где и объявили об освобождении Петра Андреевича. Прочитав произведение , мы понимаем, что образ Маши Мироновой был дорог и близок автору. Она олицетворяет собой, наряду с Татьяной Лариной, пушкинский идеал женщины - с чистой, хоть и немного наивной душой, добрым, отзывчивым сердцем, верной и способной к искренней любви, ради которой она готова идти на любые жертвы, совершать самые смелые поступки.

Роман написан в виде мемуаров Петра Андреича Гринева, где он вспоминает свою молодость и встречи с “разбойником Пугачевым”. Детство и юность Гринева ничем не отличались от жизни других барчат-недорослей, поэтому в романе об этом сказано вскользь, а вот о предстоящей службе в армии Гринев рассказывает подробно, ибо мечтал служить в Петербурге, в гвардии, надеялся на веселую и беззаботную жизнь. Отец же определил ему другое: “Чему научится он в Петербурге? Мотать да повесничать? Нет, пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон”. Спорить с отцом не принято было, он решает, что делать “Петруше”, в его напутствии сыну звучит серьезный наказ, который сын даже в мыслях не попытался оспорить. Авторитет отца - это основа семьи. Для Петра Гринева - это своеобразная клятва на верность семье, которую он никогда не предаст. Отец наставляет: “Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: “Береги платье снову, а честь смолоду”.

Гринев хорошо усвоил урок отца. Он прекрасно понимает, что за проигранный долг надо платить. На возражения Савельича Петр Андреич отвечает дерзостью, но деньги Зурину возвращает. Одаривает вожатого заячьим тулупом, то есть, по словам Савельича, ведет себя “как дитя неразумное”, но, на наш взгляд, благородно.

Служба в крепости для Гринева необременительная, а после того, как он увлекся капитанской дочкой, даже и приятная.

Дуэль со Швабриным прибавляет положительных черт Гриневу. Он не какой-то неумеха, а человек, имеющий представление, как обращаться со шпагой. И, не сподличай Швабрин, еще неизвестно, как бы закончилась дуэль.

Немаловажное значение в формировании характера Гринева сыграла любовь его к Маше Мироновой. В любви человек открывается до конца. Мы видим, что Гринев не просто влюблен, он готов взять на себя ответственность за любимую. А когда Маша остается беззащитной сиротой, Петр Андреевич рискует не только своей жизнью, но и честью, что для него важнее. Он это доказал при взятии Белогорской крепости, когда, не присягнув “злодею”, ждал расправы. “Пугачев махнул платком, и добрый поручик повис подле своего старого начальника. Очередь была за мной. Я смело глядел на Пугачева, готовясь повторить ответ великодушных моих товарищей”.

Гринев ни разу не отступил от наказа отца, а когда пришла очередь отвечать за клевету Швабрина, Петр Андреич даже и не подумал оправдываться Машиным именем. С начала и до конца романа мы видим мужающего, постепенно взрослеющего героя, который свято соблюдает данную присягу и завет отца. Этот характер, порой по-юношески беспутный, но добрый и стойкий, вызывает симпатию читателей. Гордость охватывает за сознание, что такими были наши предки, одержавшие многие славные победы.

Маша Миронова – дочь капитана Миронова. Поначалу, кажется, что это не главная героиня и название повести вызывает недоумение, но это не так. Маша – не только главная причина большинства происходящих в повести событий, она истинная героиня. Её образ можно совершенно точно представить, благодаря описанию Пушкина. Каждый поступок, каждое слово, все помогает читателю понять характер любого героя. Больше всех мне запомнилась Маша, она боролась за своё право быть с любимым человеком, а это значит, что она была верной и способной к искренней любви.

Первая встреча Маши и Гринёва состоялась в доме коменданта. Обыкновенная русская девушка восемнадцати лет – «круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши». Бедная, робкая, чувствительная «девка на выданье», она боялась даже выстрела из ружья. Отец – капитан, следил за крепостью. Мать - Василиса Егоровна «на дела службы смотрела, как на свои хозяйские, и управляла крепостию так точно, как и своим домком». Женщин в крепости было мало, а девушек и вовсе не было. Она жила довольно замкнуто и одиноко, что и повлияло на становление её характера. Первое впечатление о ней у Петра было не самое лучшее из-за клеветы Швабрина. Когда Петр познакомился с Машей, то понял, что она «благоразумная и чувствительная девушка», а вскоре полюбил её. Швабрин продолжал клеветать на Марью Ивановну, но Гринёв уже не разделял мысли своего друга. Вскоре это зашло слишком далеко, и друзья рассорились, решив сражаться на дуэли. В разговоре с Марьей Ивановной, Петр узнал причину нападок Швабрина на неё, и то, что она чрезвычайно беспокоилась из-за предстоящей дуэли. А причина нападок был отказ Маши на сватанья Алексея Иваныча. Несмотря на то, что она «девка на выданье» без приданого, как сказала Василиса Егоровна: «а какое у ней приданое? частый гребень, да веник, да алтын денег... с чем в баню сходить. Хорошо, коли найдется добрый человек; а то сиди себе в девках вековечной невестою», Маша всё же отказывает Швабрину. Хоть он «конечно, человек умный, и хорошей фамилии, и имеет состояние; но как подумаю, что надобно будет под венцом при всех с ним поцеловаться... Ни за что! ни за какие благополучия!». Чистая, открытая душа ее не может принять замужества с нелюбимым человеком. На состоявшейся дуэли Пётр Андреевич получил серьёзное ранение. Маша, ухаживала за возлюбленным и не отходила от его постели. На предложение о женитьбе она дала согласие. Маша уже не скрывала своих чувств и «безо всякого жеманства призналась мне в сердечной склонности и сказала, что ее родители, конечно, рады будут ее счастию». Однако она ни за что не соглашается выходить замуж без благословения родителей жениха. Узнав об отказе отца Петра на благословение, Маша не изменила своего решения и решила смериться со своей судьбой, всячески избегая любимого. На этом горькая судьба Маши не заканчивается – по пришествию Пугачёва в их крепость, она становится сиротой и вынуждена скрываться в доме попадьи. Но Швабрин, успев переметнуться на сторону врага, забирает девушку и сажает под замок, готовясь к свадьбе с ней. Маша же предпочла смерть, чем женитьбу с Алексеем. Освободил девушку из заточения Петр Андреевич и Пугачёв. Увидев, убийцу её родителей, девушка «закрыла лицо руками и упала без чувств». Пугачев отпустил влюбленных, и они отправились к родителям жениха. По пути обстоятельства вынудили Гринёва остаться в гарнизоне, а Маша продолжила путь. Марья Ивановна была принята родителями Петра с «искренним радушием». «Вскоре они к ней искренно привязались.» Узнав об аресте «Марья Ивановна сильно была встревожена, но молчала, ибо в высшей степени была одарена скромностью и осторожностью». После получения письма, в котором говорилось, что императрица избавляет Петра от казни из уважения к отцу. Маша начинает мучиться больше всех, считая себя виновной, так как знала настоящую причину ареста. Это становится переломным моментом, и мы начинаем узнавать другую сторону её характера. «Она скрывала ото всех свои слёзы и страдания и между тем непрестанно думала о средствах, спасения любимого». Сказав родителям Гринева, что «вся будущая судьба ее зависит от этого путешествия, что она едет искать покровительства и помощи у сильных людей, как дочь человека, пострадавшего за свою верность», Маша отправляется в Петербург. Она готова бороться за свою любовь, за освобождение Петра всёми возможными способами. Ранним утром, прогуливаясь по саду, Маша встретила даму, в которой «всё невольно привлекало сердце и внушало доверие». Девушка открыто рассказывает ей свою историю и говорит, что Гринёв «для одной меня подвергался всему, что постигло его. И если он не оправдался перед судом, то разве потому только, что не хотел запутать меня». Затем дама покинула нашу героиню. Именно во время этой встречи раскрывается другая сторона Маши – девушки, которая пережив смерть своих родителей, заточение, арест жениха нашла в себе силы и решительность, чтобы доказать невиновность возлюбленного и снова увидится с ним. Вскоре её вызвала к себе императрица, ей оказалась та дама, с которой Марья Ивановна разговаривала утром. Екатерина вторая объявила об освобождении Петра Андреевича.

Марья Ивановна Миронова истинная героиня. На протяжении всего романа, можно увидеть, как меняется её характер. Из робкой, чувствительной, трусливой девушки она вырастает в смелую и решительную героиню, способную отстоять свое право на счастье. Именно поэтому роман назван в честь нее - «Капитанская дочка».

В знаменитой повести «Капитанская дочка» Александра Сергеевича Пушкина изображено несколько главных персонажей. И все они довольно привлекательные: решительные, справедливые, мужественные. Но почему повесть названа «Капитанская дочка»? Ведется повесть от имени Гиреева, но автор главной героиней определил именно Машу Миронову.

Кто такая Маша Миронова

Кто же такая Маша Миронова? И почему повесть «Капитанская дочка» названа в ее честь? Во-первых, Маша сыграла главную роль в жизни Петра Гринева, который является главным повествователем. Во-вторых, отцом Маши выступает комендант отсюда и смысл названия повести «Капитанская дочка».

Маша Миронова является молодой, изначально ничем не приметной девушкой. Ее образ несет в себе душевную чистоту и высокую нравственность. Интересным моментом произведения является то, что Мария очень мало говорит. Это неслучайно! Пушкин показывает, что сила главной героини не в словах, а в ее безошибочных поступках. Даже в те дни, когда ее душа разрывалась на кусочки, она смогла сохранить свою стойкость, верность и принципы.

Знакомство читателя с Машей

В начале знакомства Мария Ивановна выступает перед читателем скромной и застенчивой восемнадцатилетней девушкой. Внешность ее абсолютно неприметная: румяная, круглолицая, а гладко зачесаны за уши. В глазах родной матери Маша является однозначной «трусихой», а Швабрин пытается представить ее «абсолютной дурочкой». Но Маша только кажется трусливой и тихой девчонкой, трепещущей при выстреле из ружья. Столкнувшись с тяжелыми испытаниями, вставшими на ее пути, она смело и мужественно им противостоит. Все дальнейшие события показывают множество Машиных достоинств, здесь читатель начинает понимать смысл названия повести. Капитанская дочка очень милая, искренняя, чувствительная и благоразумная. Ее приветливость и положительный характер не оставляют равнодушными окружающих.

Испытания в судьбе Мироновой

В какой-то период беды просто навалились на героиню. Первым потрясением для Маши была казнь ее отца, а следом убили ее мать. Через некоторое время Миронову одолела сильная болезнь. А выздоровев, она оказывается в зависимом от Швабрина положении. В этой критической ситуации героиня раскрывается абсолютно с другой стороны, ведь ничего не смогло сломать ее - ни угрозы, ни сила нелюбимого человека. Маша считает, что лучше встретиться со смертью, нежели жить с нелюбимым мужчиной.

Любовь Маши и Петра

Повесть «Капитанская дочка» включает в себя и любовную линию, где Мария Миронова выступает главной героиней. Петр Гринев и Мария Миронова полюбили Машино чувство к Гриневу настоящее, сильное и глубокое. Но она является очень рассудительным человеком. Получив письмо от отца своего возлюбленного, узнав, что он против их брака, Маша разумно отказывает Петру. Она знала, что отец Гринева не простит своему сыну женитьбы на капитанской дочке. Ее любовь абсолютно бескорыстна, в этом весь смысл названия повести. Капитанская дочка верна своим принципам и убеждениям.

Но однажды, после угроз Швабрина, Маша в письме просит Петра о помощи, и тот забирает ее из рук Швабрина к своим родителям.

Мужество Марии Мироновой

Однажды Маша решила спасти своего любимого, который был предан суду. Она отправилась в незнакомый ей город Петербург, где встретилась с самой Екатериной II. Мария Ивановна не только пыталась оправдать Петра, но и рискнула перечить государыне. Мария смогла доказать царице невиновность Гринева, и он был освобожден. Пушкин пытался показать самые лучшие черты русских женщин. Это умение верно и сильно любить, отстаивать правду, быть справедливой. Такого персонажа нельзя оставить на втором плане, в этом и таится весь смысл названия повести «Капитанская дочка».

Жизнь после трудностей

После того как Маша, не пошатнувшись, выдержала все испытания, судьба подарила ей тихую и спокойную жизнь. Вместе со своим мужем Мария Гринева живет у его родителей. Они очень привязаны к Маше и любят ее так же искренне, как любили бы свою родную дочь. Родители Петра полюбили Машу за разумность, выдержку, искренность и И, конечно же, главным ее достоинством была любовь к Петру.

В чем смысл повести «Капитанская дочка»

Смысл данной повести - собрать и воплотить в жизнь самые лучшие черты женщин. Показать, что чистота, нравственность и честность должны быть основными качествами молодой девушки. Это произведение раскрывает веру в человека, его чувства и их ценность, а также во все века популярное благородство! Александр Сергеевич соединил все эти качества и воплотил их в простую девушку - дочь

Почему повесть названа «Капитанская дочка», читатель может только догадываться, ведь именно автору принадлежит честь называть свое произведение. Нам остается лишь быть уверенным в том, что Маша Миронова достойна того, чтобы ее именем была названа повесть.

Само звучание словосочетания «капитанская дочь» образ Маши Мироновой рисует совершенно иным, не таким, как описано на страницах повести. Кажется, что это должна быть девушка с озорным, дерзким характером, смелая и кокетливая.

Однако главная героиня книги - совершенно другая девушка. Она напрочь лишена кокетства, ей не свойственен задор юности и желание молоденьких девушек нравиться всем без исключения. Мария являет собой иной образ. Маша Миронова - сочинение каждого школьника цитирует этот отрывок - «круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши», скромная восемнадцатилетняя девушка. Вряд ли кто-то из юных читательниц сочтет ее привлекательной особой, достойной подражания.

Жизнь и воспитание

Образ Маши Мироновой неразрывно связан с характеристиками ее родителей - Ивана Кузьмича и Василисы Егоровны. Жизнь их протекала вБелогорской крепости, недалеко от Оренбурга. Они жили в небольшой деревушке с тесными улочками и низкими избами, где самкомендант занимал простой деревянный домик.

Родители Марии Мироновой были людьми искренними и сердечными. Капитан слыл человеком малообразованным, но отличался честностью и добротой к людям. Василиса Егоровна - женщина радушная, привыкшая к военному укладу жизни. За много лет она научилась ловко управлять крепостью.

Словом, девушка жила замкнуто, общаясь, в основном, с родителями.

Ее мать говорила, что Маша - девушка на выданье, но приданого у нее совершенно никакого нет, поэтому хорошо, если найдется который женится на ней. Не исключено, что Василиса Егоровна делилась своими мыслями и с дочерью, что вряд ли могло добавить ей уверенности.

Истинный характер капитанской дочки

Образ Маши Мироновой, на первый взгляд, наверняка многим покажется довольно скучным. Она так же сначала не понравилась Петру Гриневу. Несмотря на то что Маша жила уединенно, можно сказать замкнуто, в окружении родителей и солдат, девушка выросла очень чувствительной. Мария, несмотря на кажущуюся робость, была смелой, сильной натурой, способной на искренние, глубокие чувства. Маша Миронова отказалась от предложения Швабрина стать его женой, хотя он, по меркам общества, был завидным женихом. У Марии не было чувств к нему, а на капитанская дочка была не согласна. Полюбив Петра Гринева, Маша открыто говорит о своих чувствах в ответ на его объяснение. Однако на брак, который не благословили родители жениха, девушка не согласна, потому отдаляется от Гринева. Это говорит о том, что Маша Миронова - образец высоконравственности. Только позже, когда родители Петра полюбили ее, Мария стала его женой.

Испытания в жизни Марии Мироновой

Долю этой девушки нельзя назвать легкой. Однако образ Маши Мироновой раскрывается под влиянием трудностей более полно.

Например, после казни родителей, когда Марию приютила попадья, а Швабрин посадил ее под замок и попытался заставить выйти за него замуж, она сумела написать Петру Гриневу о своем положении. Избавление пришло к девушке в совершенно неожиданном обличье. Ее спасителем стал Пугачев, убийца ее отца и матери, который отпустил их с Гриневым. После освобождения Петр отправил девушку жить к своим родителям, искренне полюбившим Марию. Маша Миронова - образ настоящей русской но при этом ранимой и чувствительной. При том что она падает в обморок от выстрела пушки, в вопросах, касающихся ее чести, девушка проявляет невиданную твердость характера.

Лучшие душевные качества героини

Образ Маши Мироновой еще более полно раскрывается после ареста Петра Гринева, когда она проявила истинное благородство своей натуры. Виновницей беды, произошедшей в жизни возлюбленного, Мария считает себя и беспрестанно думает, как вызволить жениха. За кажущейся робостью девушки скрывается героическая натура, способная на все ради близкого человека. Маша отправляется в Петербург, где в саду Царского Села встречает знатную даму и решается поведать ей о своих несчастиях. Ее собеседница, которой оказалась сама императрица, обещает помочь. Решимость и твердость, проявленная девушкой, спасает Петра Гринева от заключения.

Образ Маши Мироновой в повести претерпевает сильную динамику. Несчастье, случившееся с Гриневым, позволяет раскрыться ей как твердой, зрелой, можно сказать, героической личности.

Мария Миронова и Машенька Троекурова

А. С. Пушкин приступил к написанию повести «Капитанская дочка» в 1833 году. Замысел этой книги, скорее всего, возник, когда писатель работал над повестью «Дубровский». В этом произведении Пушкина также есть женский образ. Маша Миронова, сочинение о которой обычно пишут школьники, являет собой совершенно другую личность, чем ее тезка.

Мария Троекурова также живет уединенно, правда, в изнеженных условиях, в родительском поместье. Девушка любит романы и, конечно, ждет «прекрасного принца». В отличие от Маши Мироновой, она не смогла отстоять свою любовь, у нее не хватило решимости на это.

Кажется, что счастливым финалом, которым заканчивается «Капитанская дочка», автор пытается сгладить кровопролитие, произошедшее в «Дубровском».

Образ Маши Мироновой и Татьяны Лариной

Образ нашей героини в определенной степени созвучен другому женскому характеру, созданному А. С. Пушкиным в романе «Евгений Онегин», - Татьяны Лариной. «Капитанская дочка» была написана позднее «Евгения Онегина» примерно на пять лет. Образ Маши Мироновой раскрывается более полно и глубоко, чем характеристика Татьяны. Возможно, это, отчасти, связано с тем, что сам автор стал немного взрослее. Маша также, но еще больше, чем Татьяна, родственна народной среде.

Главная тема и идея произведения

Основная проблема, которую обозначает Пушкин в своем романе, - это вопрос чести и долга. Об этом можно догадаться уже по эпиграфу, представленному в виде народной пословицы: «Береги честь смолоду». Основные герои повести проявляют эти качества по-своему. Петр Гринев, несмотря на тяжелые обстоятельства, верен данной присяге. Швабрин, не задумываясь и не вникая в проблемы страны и народа, переходит на сторону Емельяна Пугачева. Слуга Гринева, Савельич, предан Петру, выполняет наказ старого барина, следит за сыном, ухаживает за ним. Иван Кузьмич, комендант погибает, выполняя свой долг.

Образ главной героини повести также неотъемлемо связан с понятиями долга, отваги и верности. Мария Миронова, как и старый капитан, скорее, готова умереть, чем сделать что-то, противное ее совести.

Другая ведущая тема «Капитанской дочки» — это тема семьи, отчего дома, личных отношений. В повести автор представляет два семейства — Гриневых и Мироновых, которые передали своим детям, Петру и Марии, лучшие человеческие добродетели.
Именно в условиях семьи формируются нравственные качества, такие как духовность, человеколюбие, милосердие. Эта тема в повести столь же важна, как и тема долга.

Образ Маши Мироновой кратко характеризуется буквально парой слов, и в сознании, чаще всего, всплывает облик скромной, румяной, круглолицей девушки. Глубина ее характера заставляет понять, насколько прячется под незатейливой внешностью.