Этикет – система порядков, правил и форм социально-ролевого общения.

Функции этикета: регламентирующая (поведение в ситуации); символическая (отношение к ситуации и партнеру); коммуникативная (форма общения).

Деловой/служебный этикет

1.Соблюдение правил поведения в регламентированном пространстве – времени.

2. Признание и взаимная сыгранность роли Начальника. То есть: Любое мероприятие начинается в присутствии начальника. Любые инициативы проходят по ступеням служебной иерархии.

3. Признание и взаимная сыгранность роли организации. То есть: Признание интересов организации как высших по сравнению с личными интересами. Лояльность по отношению к организации. Дозирование информации об организации.

4. Любые действительные отношения (любовные, дружеские, приятельские, враждебные) маскируются под отношения «руководитель – подчиненный», «коллеги», «партнеры», «фирма – клиент».

Универсальные правила существуют, они составляют так называемый международный этикет, но их немного.

1. Это обеспечение партнерских отношений. Приоритет сохранения отношений в спорных ситуациях; забота о «сохранении лица» партнера; равноценный обмен визитами, подарками, посланиями.

    Существуют официальные протокольные мероприятия: встречи и проводы, выступления перед прессой и прочее, что требует унификации процедур и церемоний.

    Общие требования к официальной одежде.

    Рукопожатие является универсальной формой приветствия, принятой во всем мире.

К этикетным формам относятся представление, обращение, приветствие, комплимент, сочувствие, прощание , просьбы, извинения, отказы, утешения и .. К речевым этикетным нормам следует отнести и «светскую беседу». При этом, речь идет и о содержательных конструкциях и о формулах эмотивного общения, выражающих Ваше отношение к партнеру..

Любая этикетная ситуация имеет вербальную форму или знаки, заменяющие речь. (Примеры)

Обращение индивидуальное. Особое значение в этикете придается обращению – от правильно выбранной формы, тональности, энергетики голоса во многом зависят дальнейшие взаимоотношения людей.

Психология имени. К людям надо обращаться так, как им нравится, чтобы к ним обращались.

Каждую третью – четвертую фразу надо начинать с имени собеседника.

Что Вы чувствуете, когда новый начальник (коллега, подчиненный, партнер) неправильно к Вам обращается? Ваши действия?

Есть ли у Вас потребность узнать имя собеседника?

При этом «обращение чаще игнорируется, чем используется не смотря на психологическую эффективность данной этикетной нормы.

Обращение чаще используется при общении с самыми близкими людьми, животными и начальством.

Меньше используется в общем общении в семье, на работе с коллегами и подчиненными.

Еще меньше в общении с клиентами, незнакомыми людьми…

Функции обращения: контактоустанавливающая, характеризующая «номинацию» адресата в форме указания внешнего признака.

Существуют определенные нормы обращения, принятые в условиях официальной и неофициальной обстановки.

Учтите, Вы можете продемонстрировать свою близость с одним партнером другому, меняя стили общения. Смена стиля обращения, например «Ты – Вы формы» может быть направлена на повышение или понижение статуса собеседника, на демонстрацию намерения сближения или на желание дистанцироваться. Смена стиля обращения происходит по инициативе старшего по возрасту и статусу. В этом случае надо выразить согласие и в следующей фразе попробовать сменить форму. Если не получается, скажите, что Вы привыкнете постепенно. Но не стоит терпеть, если в равных условиях Вы говорите «вы», а Вам – «ты». По отношению к женщине инициативу чаще проявляет мужчина. Это допускается, но отказ с ее стороны так же не является нарушением этикета.

Ты – общение.

Вы – общение

Ваш деловой партнер без Вашего согласия начал обращаться к Вам на «ты ». Ваша реакция? Ваш начальник четвертый день обращается к Вам на «вы». Ваши действия?

Выбор формы обращения выявляет социальную иерархию, а при равном социальном статусе показывает характер личных отношений между партнерами. Обращение в наибольшей степени зависит от национально-культурных особенностей и личных отношений партнеров. Например, в российской деловой культуре сохраняется этикетная норма обращения к друг другу по имени – отчеству и на «вы». При этом, при представлении часто отчество опускается вне зависимости от возраста и статуса представляемого. В американской – практикуется обращение по имени, правда, по предварительному разрешению партнера. В немецкой – возможно обращение по фамилии и титулу. В любом случае действует правило: независимо от личных отношений обращение в официальной обстановке в присутствии других людей должно быть официальным.

Что делать, если Вам трудно говорить «Вы» своему бывшему однокласснику?

Используйте больше безличных форм.

В повседневной жизни обращения могут быть самыми разнообразными. Главное условие – они не должны быть фамильярными, оскорбительными для человека.

Обращение к незнакомому человеку.

В современном русском языке нет устоявшихся форм обращения к незнакомому человеку, поэтому рекомендуется употребление безличной формы обращения: "Простите пожалуйста…", "Извините…", "Будьте добры…", "Будьте любезны…", "Скажите пожалуйста…", "Позвольте…" и др. Названные словосочетания являются наиболее распространенными формами привлечения внимания, за которыми следует вопрос, просьба, предложение. Обращение "господин" плюс фамилия, принятое сегодня в политических и деловых кругах, пока не получило широкого распространения.

Выбор формы обращения к аудитории зависит от ее состава, численности аудитории и статуса мероприятия. Сегодня наиболее распространенными формами обращения к аудитории являются: "Дамы и господа", "Господа", "Уважаемые коллеги", "Дорогие друзья" и др.

Сегодня, когда международные контакты необычайно возросли, важное значение приобретает и форма обращения к представителю другой страны, к иностранному партнеру. В неофициальной обстановке к гражданину другой страны принято обращаться со словами "господин" плюс фамилия, например, "господин Джонсон". При обращении к официальным лицам, имеющим государственный статус (независимо от ранга), воинский диплом или религиозное звание, как правило, обходятся без упоминания имени. Например, "господин президент", "господин министр", "госпожа посол", "господин генерал" (не называя полного чина "генерал-майор", "генерал-лейтенант"), "господин секретарь" и т. д.

Этикет предусматривает и такую примечательную деталь: обычно, обращаясь к официальному лицу, его немного повышают в должности. Так, заместителя министра именуют "господин министр", подполковника – "господин полковник", посланника – "господин посол" и т. д.

Если перед вами деятель науки, то к нему следует обращаться "доктор Келлер", "профессор Вильсон". Во многих странах, особенно в Германии и Англии, титул доктора дается всем, имеющим университетское или медицинское образование. Одна тонкость – в Германии принято говорить "господин доктор" плюс фамилия, а в Австралии и Швейцарии достаточно произнести "господин доктор". Во Франции титул доктора относится только к врачам. Во Франции, Англии и Германии профессора университетов титулуются по своему званию. В США "профессор" может служить обращением к представителям преподавателям любого ранга в университете, колледже и т. д.

К женщине предпочтительней обращаться по фамилии мужа: "госпожа Джон Смит", так как замужние женщины носят имя и фамилию своего мужа. В труднопроизносимых и сложных именах можно обойтись без фамилии, употребляя международную форму "мадам". В Англии/США, Франции и Германии, соответственно, "мисс", "мадемуазель", "фрейлейн" плюс фамилия – форма обращения к девушке, молодой женщине.

Следует быть особенно внимательными при обращении к мужчинам и женщинам в странах, где сохраняются дворянские титулы. Особенно это касается Англии, хотя табель о рангах со всей его сложностью иерархии титулов и чинов сохраняется в основном в письме и употребляется в полном виде лишь в соответствующей корреспонденции и официальных документах.

В отличие от обращения к посторонним людям обращение (звательные формы), к знакомым людям, в зависимости от сложившихся взаимоотношений, их служебного положения, обстановки, может быть строго официальным или принимать неофициальный характер.

Например, в устном обиходе, по отношению к некоему господину Джону Ф. Брауну, доктору филологических наук, на официальном уровне обращения возможны следующие формы: Сэр – в университете (младшие коллеги, студенты), на улице (незнакомая молодежь, дети), в магазине; Профессор – студенты или коллеги по работе; Доктор Браун – сотрудники по работе; Мистер Браун – во всех остальных случаях.

Обращения в ходе исторического развития претерпевают некоторые изменения, например, форма обращения к женщинам Ms’ за которой обязательно следует фамилия, является новым обращением. Форма Ms’ не указывающая на семейное положение женщины, была рекомендована к употреблению ООН в 1974 году. Достаточно широкого распространения эта форма еще не получила. Однако, современная официальная и полуофициальная корреспонденция имеет тенденцию к использованию формы “Ms’” и т.д.

Знакомство и представление:

Анализ ситуации.

Диалог 3-х человек, из которых двое знакомы.

    Вы приехали на Олимпиаду? Можно я к вам присоединюсь?

    Да. Вы из какого города?

    Из Томска, а Вы?

    Из Санкт-Петербурга. А какой ВУЗ?

Задание: 1) укажите явные нарушения этикета;

2) напишите два возможных варианта правильного этикетного поведения.

Представление . Индивидуальное или публичное.

Есть ли у Вас потребность представиться.

Не стоит преувеличивать чью-либо известность.

Знакомство без посредника или самопредставление. Правила хорошего тона не предусматривают знакомства без посредника. Но ситуации бывают разные, поэтому в случае знакомства без посредника можно прибегнуть к одной из предложенных формул: разрешите с вами познакомиться; позвольте с вами познакомиться; позвольте представиться; разрешите представиться.

Если Вы подаете визитную карточку, надо ли называть себя?

Знакомство через посредника.

Наиболее распространенные ошибки:

-Это Светлана Петровна)статус?)

-Это наш директор (имя?)

А вот там стоит Иванова, ее все знают. Вариант: Вы ее, конечно, знаете?. (как обратиться?)

В случае, если к Вам и партнеру подходит человек, знакомый только с Вами, прежде всего надо познакомить его с партнером. Если Вы не хотите, отойдите с ним в сторону. В ситуации нескольких незнакомых людей возможны варианты: Вы просите представить Вас сразу всем; Вы громко представляетесь сразу всем; Вы обходите кампанию, представляясь каждому. Вы просите посредника представить Вас каждому. Не следует оставаться безымянным.

При знакомстве через посредника соблюдается принцип подчеркнутого уважения, который требует, чтобы: мужчину представляли женщине; младшего старшему; всех родителям, независимо от возраста и социального положения; человека менее знакомого более знакомому; вошедшего присутствующим.

Как правило, посредник сначала называет лицо, которому представляет гостя, посетителя или нового сотрудника, и только затем фамилию представляемого лица. Обычно используются следующие клише:

разрешите / позвольте познакомить вас с …; разрешите / позвольте представить вам …; познакомьтесь, пожалуйста, с ….

Тот, кому представили, должен обратить внимание, невежливо не проявить интереса. Тот, кого представили – лицо пассивное, он ждет протянутой руки, комплимента, участия.

Если одного человека представляют двоим, троим, четверым процедура знакомства будет взаимной, если собравшихся пятеро и больше, их не называют. Хозяин должен представить пришедшего всем и подвести к одному из гостей. Этот последний выполняет уже роль посредника.

В ситуации официального знакомства одним из этикетных правил является указание профессии, положения, должности. Это взаимная процедура.

В молодежной среде при знакомстве обычно называется имя, в условиях официальной или деловой встречи называется фамилия или фамилия и имя.

В официальной обстановке после обмена приветствиями и процедуры знакомства следует деловой комплимент.

Приветствие:

    Вы вошли в помещение, где сидят пятеро мужчин. Вы знаете троих. Как лучше здороваться?

    Вы вошли в помещение, где сидят пятеро знакомых Вам мужчин. Как Вы будете здороваться?

    Вы вошли в помещение, где сидит Ваш начальник и трое коллег. Как Вы будете здороваться?

    В помещении Ваш начальник, Вы и трое коллег. Входит женщина. Ваши действия?

    В помещении Вы и трое коллег. Входит женщина. Ваши действия?

    Назовите основные этикетные правила при представлении

    Назовите основные этикетные правила при рукопожатии

Инициатива приветствия. Первым здоровается мужчина с женщиной (женщина первой протягивает руку), младший со старшим, подчиненный с начальником, входящий с присутствующими, независимо от ранга, проходящий со стоящими на месте. Из двух человек одного пола, возраста, положения первым здоровается вежливый и воспитанный.

Входя в помещение, в котором находятся приглашенные хозяином гости, человек должен поздороваться с каждым присутствующим отдельно или со всеми сразу. Подходя к столу, за которым уже сидят гости, опоздавший должен приветствовать всех присутствующих извинительным жестом – рука к груди и легкий поклон. Занимая свое место, необходимо еще раз поздороваться с соседями по столу. При этом, подавать руку знакомым, тем более через стол, не принято.

На официальных приемах в первую очередь приветствуют хозяйку и хозяина, затем дам (сначала более пожилых, затем – молодых), после этого более пожилых и старших по положению мужчин и только после этого – остальных гостей.

Сидящий мужчина, приветствуя даму или старшего по возрасту или положению человека, должен обязательно встать. Если он приветствует лиц, проходящих мимо, не вступая с ними в разговор, он может не вставать, а лишь приподняться.

Жесты, сопровождающие приветствие. Приветствие (как и прощание) обычно сопровождается жестами: рукопожатием, поднятием руки, кивком головы, наклоном, иногда поцелуем руки женщины. Жесты при приветствии играют значительную роль – определенная информация (положительная или отрицательная) передается собеседниками на невербальном уровне. Наиболее распространенным жестом является рукопожатие.

Рукопожатие. При рукопожатии существуют твердые этикетные нормы. Первым руку протягивает: женщина мужчине, старший младшему, начальник подчиненному. Хозяйка дома не должна забыть подать руку всем гостям, приглашенным в свой дом.

Приветствуя знакомую женщину на улице, мужчина должен поднять головной убор (исключение составляют берет и зимняя шапка). Если приветствие сопровождается рукопожатием, мужчина должен снять перчатку, женщина может ее не снимать (кроме тех случаев, когда она здоровается с женщиной намного старше себя), так как перчатки, сумка, шарф, головной убор являются частью женского туалета. В то же время варежки, теплые кожаные перчатки при рукопожатии следует обязательно снимать.

Большое значение при приветствии имеет манера держаться. Неблагоприятное впечатление производит человек, который протягивая правую руку для приветствия, левую держит в кармане, отводит глаза в сторону или продолжает беседу с другим человеком. Все это граничит с невоспитанностью. Невежливость, подчеркнутое невнимание не располагает к дальнейшему общению. Нарушением этикета считаются и очень шумные приветствия. Не следует выставлять свои знакомства напоказ и привлекать внимание всех присутствующих к своей персоне.

Слова, с которыми люди при встрече обращаются друг к другу в знак приветствия, всегда должны быть уважительными, дружелюбными и доброжелательными. Приветствие является вполне допустимым способом вступать в разговор или завести новое знакомство.

Желательно, чтобы приветствие было развернутым и открытым для продолжения беседы. Например: “Добрый день, Татьяна, как дела?» Многие боятся непосредственной реакции на вопрос, то есть рассказа о делах. Это не страшно. В развернутом приветствии несколько безусловных плюсов: все любят свое имя, все любят проявление внимания к себе, вопрос позволяет остановить нужного Вам человека. При приветствии можно и нужно учитывать статусные и поло-возрастные особенности собеседника. Начальника не спросишь: “Как дела?”, а женщине не скажешь: “Что-то Вы плохо выглядите, здоровы ли?” С другой стороны в отношении коллег и подчиненных всегда уместна формула: “Рад видеть”. Начальнику можно сказать: «Как хорошо (удачно), что я Вас встретил». Желательно иметь свое собственное “Здравствуйте”, то есть свойственное именно Вам приветственное обращение к человеку. Это делает Вас запоминаемым – важное условие долговременных деловых отношений.

Комплимент - приятные слова, несколько преувеличивающие положительные качества собеседника, произносимые с целью доставить человеку удовольствие, добиться расположения к себе или обсуждаемому вопросу. Отличие от похвалы: похвала направлена сверху вниз и констатирует факт положительного отношения к сделанной работе. Отличие от лести: лесть направлена снизу вверх, всегда имеет корыстные цели.

Условно комплимент можно подразделить на два вида: светский и деловой.

Светский комплимент. Светский комплимент – это комплимент внешности, достоинствам человека. Он предназначен, как правило, для знакомых людей: родственников, близких, друзей, знакомых, коллег по работе. При этом необходимо подчеркнуть, что и по нынешним временам следует различать комплимент, адресуемый мужчине, и комплимент, адресуемый женщине.

Сделать комплимент женщине несколько проще. Можно похвалить ее внешность, одежду, духи, украшения и т. д. Комплимент мужчине – дело более сложное. На Западе принято хвалить загородную виллу, машину, верховую езду, игру в гольф и т. д. Собственность, ум, способности – вот основные темы для комплимента, предназначенного мужчине. Но во всех случаях комплимент всегда подчеркивает достоинства вашего собеседника.

Комплимент требует особого такта по отношению к адресату. С одной стороны, не следует особо увлекаться этой формой речевого общения, с другой – в некоторых случаях невысказанный комплимент может граничить с невежливостью. Например, если вы не сумели по достоинству оценить гостеприимство хозяев дома.

Светский комплимент очень распространен в неофициальной обстановке. Однако эта форма комплимента необходима и на уровне формальных отношений, особенно в сфере управления.

Комплимент всегда обращен к собеседнику, ярко адресован, при этом "Я" говорящего несколько отступает в сторону: "Вы прекрасно выглядите!", "Вам очень идет этот костюм" и т. п. В ответ на светский комплимент принято благодарить: "Благодарю вас", "Спасибо", "Вы очень внимательны" и др. Ответные реплики: "Вы мне льстите", "Это только комплимент" и другие считаются невежливыми. В любом комплименте должна быть заложена немалая доля правды.

Одна небольшая деталь. Если вы всегда только благодарите за комплимент, с довольным видом кивая головой: "Да, я такой", вы рискуете потерять расположение своих знакомых, друзей, коллег. В любой ситуации, почти в любом человеке можно найти, подчеркнуть что-то хорошее, достойное поощрения. Найдите повод для ответных слов одобрения, восхищения, признания своим близким друзьям, коллегам, знакомым.

Деловой комплимент. Деловой комплимент – это обмен любезностями между сторонами, партнерами ("я рад вас видеть" и т. п.). Деловой комплимент начинает и заканчивает любую деловую встречу, беседу, переговоры. По протоколу – это взаимная и обязательная процедура.

В письменном деловом этикете деловой комплимент – это выражение вежливости, которым заканчивается любое официальное и полуофициальное письмо. Комплимент в конце письма является обязательной частью корреспонденции, в том числе и частной. В письме употребляются следующие заключительные формулы вежливости: "С уважением ваш …", "Искренне ваш", "Преданный вам" и т. д. По своему стилю и тону заключительные формулы вежливости должны быть гармоничны обращению и основному тексту письма. Так, если письмо начинается словами: "Уважаемые господа!", "Господа", то предпочтительными будут следующие заключительные формулы: "Искренне ваш", "С уважением" и т. д.

Правила употребления комплиментов.

    Комплименты надо говорить обязательно.

    Комплимент должен толковаться однозначно, чтобы собеседник не воспринял его как “шпильку”.

    Комплимент должен быть и правдивым: если Вы хвалите те качества собеседника, которыми он не обладает, то Вас заподозрят в неискренности.

    Лучший комплимент – приятные слова, которые именно Вы нашли для именно этого человека, то есть индивидуальность - обязательное качество для комплимента.

    Комплимент должен звучать искренне. Хвалите то, что Вам действительно нравится.

    Комплименты не только нужно уметь говорить, но и принимать. Если Вас хвалят, а Вы начинаете горячо или с усмешкой отрицать свои положительные качества, Вы ставите собеседника в очень неприятное положение. В крайнем случае всегда можно просто сказать «спасибо», хотя лучше показать, что Вам приятны комплименты, особенно от этого человека.

    Комплимент может быть закрытым: “Как приятно, что Вы пунктуальны!” и открытым: “Ваши лекции очень нравятся студентам, Вы, наверное, много готовитесь?” Психологически эффективен контрастный комплимент: «Вы всегда делаете все вовремя, у меня так не получается».

Задание3. «Комплимент».

    Сделайте простой комплимент: Мне нравится Ваша прическа.

    Сделайте комплимент с продолжением: Мне нравится Ваша прическа. Как Вы ее делаете?

    Что можно ответить на комплимент, кроме «спасибо».

    Что Вы чувствуете, когда на Ваш комплимент: «Какой у Вас хороший костюм», Вам отвечают: «Да, все никак не выбросить».

    Ваш Очень Короткий комплимент.

    Ваш Очень Цветистый комплимент.

    Ваш комплимент деловой женщине.

    Ваш комплимент мужчине в процессе делового общения.

Сочувствие.

Прощание.

Основные правила речевого этикета - любое обращение или проявление внимания к партнеру должно быть: содержательно продумано, интонационно выверено, своевременно, адекватно ситуации и статусу партнера, характеру отношений.

Утешение. Безусловно зависит от индивидуальностей утешителя и утешаемого. Иногда человеку помогает, если представить его проблемы, как незначительные: не переживай, а вот у меня…, ты не один такой, господи, какая ерунда! Некоторые такую форму утешения воспринимают болезненно. Им кажется, что их или их проблемы не принимают всерьез. Особенно, это относится к женщинам. Утешая таких собеседников, следует попробовать переключить их внимание на светлую сторону жизни, или полностью погрузиться во все детали происшедшего, пережить их вместе. Это успокаивает почти всех.

Прощание . Главное требование к прощанию – никогда не прощайтесь насовсем, всегда оставляйте возможность для продолжения контактов. Прощаясь с деловым партнером, повторите условия. время и место следующей встречи. В прощании так же как в приветствии рекомендуется выражать удовольствие от состоявшейся встречи и иметь собственное “до свидания”, отличающее Вас от других. Форма «как-нибудь».

ИЗВИНЕНИЕ.

Смысл: признание своей вины\ошибки; Цель – желание наладить контакт, оптимизировать ситуацию.

Речевые формы извинений:

Виноват, извините, сожалею, я больше не буду, простите.

Смысл: несогласие, недовольство, возмущение, признание вины, обращение, упрек.

Ответные формулы вежливости:

Ничего страшного, бывает, хорошо, принято,

Просьбы и отказы Формулы вежливости зависят от статуса, возраста. Степени знакомства.

Прямые и без уловок

Косвенные

Этикет, как символическая форма общения, может быть использован как способ манипуляции партнером.

Смена хороших и плохих манер. Бесцеремонность.

Пунктуальность как способ манипуляции партнером.

Пунктуальность: американский вариант, российский вариант, варианты…

Если Вас заставляют ждать более 15 минут, то Вами манипулируют. Приходится определять: Ваше положение по отношению к этому человеку,

причину встречи; цель, к которой Вы стремитесь.

Подождав 15 минут, скажите, что больше ждать не можете, и о следующей встрече договаривайтесь по телефону. Варианты реакции: 1. Вас сразу принимают; 2. Перед Вами извиняются и просят подождать. 3. На Вас не реагируют. Ваша реакция – уйти или продолжать ждать. Ответьте задержкой начала контакта.

Как обезопасить себя:

1.Не приходите раньше, чем за 5 минут.

2.Всегда подтверждайте Вашу встречу.

3. Оставляйте запас времени на непредвиденные обстоятельства.

4. В ожидании занимайтесь делом.

Еда как форма коммуникации, манипуляции и релаксации.

    Еда как протокольное мероприятие. Правила рассадки, правила поведения за столом, правила приема пищи.

    Еда как форма коммуникации.

Вопрос об обращениях в современном русском языке - один из самых актуальных в речевом этикете - разделе языкознания, изучающем «языковую вежливость». Как обратиться к незнакомому человеку? Что для этого нужно знать, что нужно учитывать? Хотел поразмышлять на эту тему… Выполнил поиск и анализ информации. Я, не лингвист и не языковед, но то, что мне удалось узнать было весьма полезно.

Одно из самых больших достояний человека и самых больших
удовольствий - возможность общаться с себе подобными. Казалось бы, нет
ничего естественнее и проще, чем разговаривать с кем-то, однако наш
повседневный быт даёт немало примеров тому, что общаться мы иногда не умеем или делаем это недостаточно хорошо.

Русскоговорящий мир разный, с разными традициями, даже внутри одной группы существует тьма вариантов, масса возрастов, всяких стилей, «тусовок», мод - всего, чего угодно. Есть интеллигенты, обыватели, простые люди и непростые - обо всём этом невозможно рассказать на нескольких страницах. В истории языка обращений всё быстро меняется. На него оказывают влияния социальные процессы и революции…

Цель обращения – установление контакта. Без такого контакта невозможно разговаривать.
Зачем нужен контакт? Он устанавливается для определения круга общения (или «не общения»).
В подавляющем большинстве случаев не возникает проблемы обращения. Речь идёт об обращениях к знакомым людям, родным и друзьям. Здесь всё ясно и просто.
В каждом слое общества, в том числе и маргинальных обществ и организаций, существуют свои «принятые и не принятые» обращения: коллеги, братишка и сестрёнка…
Проблема обращения возникает тогда, когда надо обратиться к незнакомому человеку. Трудность в том, что вежливых нейтральных слов почти нет. Есть обращения эмоционально окрашенные: отец, мать или батя, сынок, браток, братец, земляк и тому подобное.
Максим Кронгауз, директор института лингвистики РГГУ, пишет: «…вот весь спектр терминов родства по отношению к незнакомым людям. Фактически можно сказать, что это такая своеобразная метафора семьи на всё человеческое общество…, фамильярное, немножко просторечное, но тёплое обращение».

Подобная манера обращения была деревенской, и потом она распространилась и на другие слои общества, но отпечаток «простоты» несёт до сих пор.
Эмоционально окрашенных обращений немало. Достаточно сказать, что в некоторых ситуациях не только междометие «Эй!», но даже простое «Э-э-э!» для оклика вполне уместно. «Эй, берегись!» - крикнем мы, не церемонясь, чтобы предупредить о внезапной опасности.
Другие эмоционально окрашенные обращения, составленные из случайных внешних признаков, звучат совсем уж грубо. Например: «Эй, в красной кофточке, платок уронили!»
До революции 1917 года, в России были приняты устойчивые обращения: сударь / сударыня, господин / госпожа, гражданин / гражданка и даже Ваше превосходительство, не говоря уж о Вашем сиятельстве, вашем благородии и высокоблагородии…
В настоящее время господами называют, подчёркнуто значимо, гротескно - "гос-по-да!". Или для эффекта - "хос-по-да!". И сразу ясно, что господами здесь никого не считают.
Подобное обращение вполне приемлемо в среде неформалов: "Господа! Особенно ты, волосатый, да-да, который слева. Подай, пожалуйста, вот тот недоеденный бутерброд, жрать охота. И еще, господа, нелейте-ка мне портвейну, я что-то трезветь начинаю..."
Очень даже неплохо звучит, как говорят, «прикольно»: «Господа! Господа! Кто там держит лифт?!!!» Или, «В очередь, господа!»
Обращение - «господа», - можно воспринимать как шутку, как иронию, либо как издевательство.
Вежливо, называть других "господами", а себя - "ваш покорный слуга".
"МЫ не господа - господа все в Париже!"... Сказал Шариков. Когда мы не будем плевать на пол, бросать мусор куда попало и ругаться матом по любому поводу, может тогда господами станем...
Слово «господин» несёт определённый смысл и не является «дежурным» обращением. Чтобы это произошло, должно пройти, вероятно, не одна сотня лет… Но прежде, обращение «господин» должно войти в обиход.
«Нет господина без раба и раба без господина. Называя кого-либо "господином", мы автоматически самоуничижаемся, а кому этого хочется?»
Обращение «господа», довольно часто, подразумевает «пафосную» интеллигенцию.

От обращения «господин», веет напыщенным пафосом, элитарно-снобистским официозом и той самой гнусноватой дихотомией "господин - раб", которую, вопреки утверждениям "зеленых", совершенно невозможно изжить и изгнать из ассоциативных рядов нашего сознания. Ибо такая ассоциация коренится в самой этимологии этого слова (а также во всех прочих исторических, литературных и обыденных контекстах его употребления, впитываемых с детства). Не думаю, что обращение "господин" достойно быть символом искреннего и взаимного уважения собеседников. Оно вносит холодок отчужденности и чопорности, да и звучит порою курьезно и гротескно (напр., когда старик обращается так к юноше). Да и не слишком ли жирно всех господами чтить? Короче, чересчур претенциозное слово. Где царит взаимное доверие и равенство, слово «господин» уж точно неуместно.

В России это всегда было своеобразной привилегией - быть названным/ной господином/госпожой. А после исчезновения соответствующих классов, это обращение и вовсе потеряло смысл.
В России, словом «господин» крепостные к барину обращались. И заметьте, что, несмотря на барскую воспитанность - никогда не наоборот!
Кстати говоря, Белые офицеры, беря в плен красноармейцев, называли их «господами» и, таким образом, они охраняли свое достоинство. Они не общались с «товарищами» - только с «господами»...
«Господин» - это нормальное обращение, если не знаешь имя, отчество человека, к которому обращаешься. Отлично работает для общения по телефону. Сразу придает собеседнику солидный статус. «Господин» - самое нейтральное обращение.

Обращение «товарищ»… Немного истории.
«Товарищи» - так обращался Цезарь к своим легионам. И это было привилегией солдат Цезаря (говорят, первыми такой чести удостоились солдаты любимого Гаем Юлием Десятого легиона). Когда Цезарь переправлял войска из Италии в Элладу (хотел разгромить Помпея), солдаты из-за шторма отказались плыть. Достаточно было Цезарю обратиться к ним не «Товарищи», а «Квирины» (т. е. «граждане») - и они настолько устыдились, что на коленях умоляли полководца простить их слабость и трусость!
«Товарищ» - так звались купцы, имевшие общий, как сейчас сказали бы, бизнес, то есть ТОВАР, другими словами, они были друг другу «ТОВАРищи».
Обращение – «товарищи» подходит только для равных. Но не могут быть все поголовно равными. «Гусь свинье, действительно не товарищ».
Вся Запорожская сечь, Дон, часть Волги, Яик и Кубань была «товарищами». А торговцы были никем иным как ушкуйниками, они же и торговцы, и разбойнички, и артельщики. Потому длительный период «товарищами» называли себя не только и не столько торговцы, сколько люди вольные, свободные от рабства, от государей и господ, от государства. В словаре Даля читаем: «В дороге, сын отцу товарищ, ОБА РАВНЫ, помогают друг другу». Стало быть, обращение «товарищ» означает прежде равенство людей, которое возможно только среди людей свободных.

Обращение «товарищ» весьма старое, само по себе – не большевиками придуманное. Но у него важный недостаток - нет различия по полу.

Тогда как понимать обращения – «товарищи» и «товарки»?
«Товарищ» - это скорее для бомжей и голодранцев, сбивающихся в кучки-стайки, с всенепременнейшими фамильярными похлопываниями и соответствующим культурным уровнем; недаром в наше время слово «товарищ» приобрело несмываемый пренебрежительно- ироничный оттенок, и обращаются так нынче обычно к тем, кого не особо (особо не) уважают.

Сравним обращения: «товарищ» и «господин»…
Обращение «господин», подразумевает наличие не холопа-раба и т. п., как учили нас советские учебники, а некой внутренней наполненности, цельности и воли. «Господин» - значит «достойный человек», в то время как «товарищ» - это нечто противоположное. Слышатся ли в нём слова «власть» и «собственность»? Безусловно. Господин обладает властью над самим собой - отвечает за себя и собственность (в широком смысле: честь, социальный статус, капитал), - и в этом его свобода. Товарищу же, нечего терять, ему ничто не дорого, - и потому он лжив и безответственен, - он раб своей бомжовости.
От «товарища», «друга», а то и вовсе «брата» веет тухлым коллективизмом и болезненным желанием примазаться: мол, я же свой. Никакой ты мне не свой. Господин же свободный человек, хозяин жизни, рыба в воде. Если мы в России хотим построить общество достойных людей, внутренне свободных и полноценных, то о ни каких «товарищах» речи быть не может.
Слово «товарищ», ничего не говорит о достоинстве, говорит лишь о субъективном отношении. Господин же останется господином, как бы мы к нему ни относились. Товарищи живут сравнениями: кто кого превосходит. Господа же в этом не нуждаются, ибо знают, что человек начинается не с кошелька, но с души и культуры. Договор господ весОм, и выполнить его условия дело чести; слово же «товарищ», не несёт в себе юридического подтекста: это слово, сказанное, возможно, с искренним чувством, но чисто личного характера, - не взятие обязательства, но показатель отношения.

Советская власть «нанесла русскому языку тяжёлую травму», от которой он до сих пор не оправился. Насильственным образом из лексики изъяли общепринятые и привычные обращения. Была разрушена стройная и гибкая система. Все нюансы человеческого общения отражала: от строгого «милостивый государь» до душевного «сударь мой» и панибратского «господин хороший». Примечательно, что уцелела только низовая, простонародная традиция, о которой говорил Максим Кронгауз. Органичная для деревенской речи манера обращений в терминах родства распространилась и на другие слои населения. Нужно же было чем-то заполнить возникший вакуум. А слова «товарищ» и «гражданин» подходили далеко не всем и не всегда.
Наше современное товарищ утратило острый социальный смысл, обращение сделалось применимым к любому человеку.
У существительного товарищ нет соотносительной пары женского рода, поэтому применение его к женщинам затруднено. Товарищ Петрова!-звучит слишком официально и торжественно.
Для слова гражданин есть соответствующая пара - гражданка. Значения его
таковы:

1. «Лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся всеми правами, обеспечиваемыми законами данного
государства, и исполняющее все установленные законами обязанности».
2. «Взрослый человек, а также форма обращения к нему «.
3. «Человек, подчиняющий свои личные интересы общественным, служащий Родине, народу».

Это значение встречаем, например, у Н.А. Некрасова: «Поэтом можешь ты не
быть, но гражданином быть обязан».
Слово гражданка, видимо, соотносится с двумя первыми значениями.
Обращения гражданин, товарищ заменили в революционную пору целый
ряд наименований, отражающих социальное неравенство. Ушли из употребления господин и госпожа, милостивый государь и милостивая государыня, ваше благородие, сударь и сударыня, ваше превосходительство…
Один из первых декретов Советской власти гласил:
«Всякие звания дворянина, купца, мещанина, крестьянина и пр.), титулы (княжеский, гражданский и пр.) и наименования гражданских чинов (тайные, статские и прочие советники) уничтожаются, и устанавливается одно общее для всего населения России наименование гражданина Российской республики».

Современное наше обращение гражданин (гражданка) имеет два чётко ощутимых оттенка. Во-первых, официальность и строгость; во-вторых - это ну просто не вежливо. (Доброе утро…гражданка!). Излишне говорить, что уменьшительное образование «гражданочка», тоже не придаёт большой вежливости общению, звучит иронично.
«Вообще ситуация с обращениями в русском языке чрезвычайно интересная, и не только в русском, - продолжает свой рассказ Максим Кронгауз. - Обращение - очень чувствительная область языка, которая в очень большой мере подвержена внешнему влиянию. Известны случаи, когда власть просто декретами отменяла обращения и вводила новые. В свое время так поступил французский Конвент после революции, введя декретом обращение «гражданин», «гражданка». Примерно тоже самое, пусть не декретом, но фактически также жестко, произошло и после Октябрьской революции, когда на смену «сударю» и «сударыне», «господину» и «госпоже» пришло слово «товарищ», которое отличалось довольно сильно. Во-первых, прежде всего, оно снимало различия по полу, потому что обращение «товарищ» было удобно независимо оттого, кто был собеседником, мужчина или женщина. Во-вторых, оно снимало все различия по социальному статусу. Обращение «сударь» и «сударыня», «господин» и «госпожа» подразумевало довольно высокий статус собеседника. К человеку с низким статусом нельзя было обратиться «сударь», «сударыня». «Товарищ» этот статус сильно понижало. Словом «товарищ» можно обратиться к любому человеку. В каком-то смысле, оно отражало демократичность, устранение всех различий, в том числе и гендерных, и половых, и социальных. Но после Перестройки слово «товарищ» фактически выпало из языка, оставшись только в речи Коммунистической партии, по идеологическим причинам. Потому что, все-таки, «товарищ» и в советскую эпоху осознавалось именно как советское слово. Именно поэтому после Перестройки оно фактически ушло как нейтральное из языка, а для многих советских граждан оно все-таки было нейтральным, хотя здесь надо подчеркнуть, что не для всех. Вот этот идеологический советский привкус оставался. А слово «господин», которое сейчас иногда используется в прессе, в официальных письмах, не стало тем дореволюционным «господином». Вы абсолютно правы, сказав, что оно никак не может войти в язык в качестве нейтрального обращения, думаю, что и не войдет. Оно сегодня, скорее всего, воспринимается, как отчуждающее. Если к человеку обращаются «господин Иванов» (по фамилии), то скорее его держат на дистанции. Нормальное нейтральное обращение по-русски это, конечно, имя и отчество, или имя в той ситуации, где отчества сдали свои позиции. Так что, «господин» никак не может считаться тем прежним, и никак не соответствует нейтральному обращению современных европейских языков, таким как французское «месье», английское «мистер». Это, конечно, причиняет огромное неудобство иностранцам, но не русским».

Несколько лет назад писатель В. Солоухин предложил ввести в употребление
обращение сударь, сударыня. Было высказано много мнений «за» и «против».
Противники ссылались главным образом на то, что это непривычно, странно.
Да, конечно, всё вновь вводимое сначала странно, но как быстро мы привыкаем
к новому! (Доброе утро, сударыня! Непривычно? Да. Но ведь подходит!).
Между тем известно, что предложение Солоухина не внедрилось в жизнь: нигде не разу не слышали мы подобного обращения. В статье «Океан
родного слова», напечатанной несколько лет спустя, Солоухин писал, что, по
его мнению, обращения эти как общеупотребительные не привились не только
потому, что не пропагандировались через радио, газеты, телевидение, но и не
были приняты самим народом, так как не всегда и не всякой женщине можно
сказать: «сударыня!»
Почему же, всё-таки, обращение «сударь», «сударыня» нам пока трудно принять? Они устарели, это так. Но бывают случаи, когда мы возрождаем забытое в языке. Здесь же, всё дело в том, что с этими обращениями связаны соответствующие ассоциации. Произношение слова сударыня вызывает представление о женщине определённого Облика, может быть «тургеневской», может быть «чеховской». Так что не всякой нашей современнице легко совмещать свой образ с обликом сударыни. Ну а нельзя ли представить себе и такой процесс, когда применение слова к человеку заставит его стать лучше? А вдруг и тут назовёшь человека сударем или сударыней, и он постарается «подтянуться», вести себя соответствующе!

Хоть у китайцев бы нам несколько занять
Премудрого у них незнанья иноземцев.
Воскреснем ли когда от чужевластья мод?
Чтоб умный, бодрый наш народ
Хотя по языку нас не считал за немцев.
«Как европейское поставить в параллель
С национальным - странно что-то!
Ну, как перевести мадам и мадмуазель?
Ужель сударыня!!» - забормотал мне кто-то...
Вообразите, тут у всех
На мой же счет поднялся смех.
(с) Грибоедов

Пока не привились «судари» и «сударыни». Однако поиски вести
надо. Среди самых разнообразных обращений в общенациональном русском языке, в народной речи, наверное, можно найти подходящее для всеобщего
использования в любой ситуации общение. Что же касается пресловутых
«мужчин» и «женщин», то это, конечно не находка. Обращение к взрослым по половому признаку, языковеды совершенно справедливо считают некорректным.

В России существует система «Имя-Отчество», что само по себе является уважительным обращением. В дореволюционной России, обращение по «Имени-Отчеству» являлось признаком именно уважительного обращения - в противовес официозу. Характерный пример - флотская традиция.

В языке обращений существуют такие формулы вежливости, как «будьте любезны», «будьте добры», «извините», «простите». При этом в конструкции типа «Простите, а вы не подскажете….» у слова «простите» стирается его смысл. На первое место выходит коммуникативная функция, желание привлечь внимание.
«Всех людей на свете зовут Извините!»
Впрочем, утверждает директор Института лингвистики РГГУ Максим Кронгауз, содержание слова «простите», в таком контексте утрачивается не полностью. Максим Кронгауз считает, что в этом случае обращающийся человек, пусть формально, просит прощения за беспокойство, причиненное просьбой:
«Мы обращаемся к кому-то и тем самым вовлекаем его в действие, которое, может быть, ему неинтересно, неприятно. Вот эта форма "простите" - это, действительно, просьба о прощении за причиненное беспокойство. Так что, я думаю, что в форме «простите» нет ничего плохого».

И коротко хочу сказать об обращениях в деловом письме…
Наиболее распространенная форма обращения в деловом письме: «Уважаемый...». Слово уважаемый употребляется как нейтральная форма вежливости, обычно в сочетании либо с именем-отчеством адресата, либо со словами господин (плюс фамилия адресата), товарищ (плюс фамилия адресата), коллега (плюс фамилия адресата). Может употребляться также с наименованием должности, звания или социального положения.
Обращение «господин – господа», имевшее до 1917 года статус официального, в настоящее время широко используется в различных сферах жизни нашего общества. Однако следует помнить, что даже сведенное до индекса вежливости при пофамильном обращении слово это не свободно от лексического значения, включающего представление о социальном статусе адресата. Так обращаются в письмах к деловым партнерам, предпринимателям, банкирам, должностным лицам, деятелям искусства, политикам. При этом совершенно невозможно представить себе ситуацию использования этого обращения по отношению к социально незащищенным группам населения: «господа инвалиды», «господа беженцы», «господа безработные». В этом случае составители деловых писем оказываются в тяжелом положении, поскольку сегодня в русском языке отсутствует общенациональное универсальное обращение, которым до 1917 г. было парное обращение «сударь – сударыня» (милостивый государь - милостивая государыня).
При обращении к конкретному физическому лицу используют различные формы: с индексом и без индекса, пофамильное и по имени-отчеству. В зависимости от степени близости с вашим корреспондентом, обращение может начинаться словами «Дорогой + имя» или «Уважаемый + фамилия», например:

Уважаемый господин Васильев!
Уважаемый г-н Иванов!
Уважаемый Алексей Степанович,
Дорогая Ирина Петровна!

Выбирая формулу обращения, нужно помнить, что пофамильное обращение подразумевает дистанцию и придает письму более официальный характер, а обращение по имени и отчеству подчеркивает налаженность деловых отношений.
Запятая после обращения придает письму будничный характер; восклицательный знак указывает на то, что факту обращения к данному лицу или затронутому в письме вопросу придается особое значение.
В случае, когда после обращения стоит запятая, текст письма начинается со строчной буквы, после восклицательного знака первое предложение необходимо начать с прописной буквы.
Отсутствие пофамильного и поименного обращения допустимо только при наличии коллективного адресата и в трафаретных письмах, а также при адресовании письма юридическому лицу.
В последнем случае в формуле обращения можно использовать наименование должности, например: «Уважаемый господин директор!», «Уважаемый господин посол!». К судьям обращаются «Ваша честь!»
Если у адресата есть звание или титул, можно вместо обращения «господин» указать его.
При обращении к адресату необходимо учитывать сферу его деятельности и служебное положение. Нейтральное слово «уважаемый» тоже не универсально, оно не включается в формулу поименного обращения к особо важной персоне. Такой персоной считается не только высокое должностное лицо (члены правительства, парламента, губернаторы, мэры), но и заслуженный деятель науки, искусства, известный общественный деятель. В письмах к таким людям используются обращения: «Глубокоуважаемый...», «Многоуважаемый...», например «Глубокоуважаемый Николай Васильевич!»
В ряде писем, когда, то или иное лицо, рассматривается как субъект гражданских правоотношений, в качестве обращения используется слово «гражданин».
При обращении к коллективному адресату наиболее часто используются выражения:
Уважаемые господа!
Уважаемые дамы и господа!
Уважаемые коллеги! (при обращении к лицам одной профессии)
Многоуважаемые ветераны!

Этикет - это совокупность правил поведения, в которых так или иначе проявляется отношение человека к другим людям. Этикет имеет ярко выраженный ситуативный характер. Необходимость выбора того или иного слова, жеста или какого-либо еще этикетного знака, в первую очередь, обусловлена специфической ситуацией. Этикетные ситуации могут быть связаны или с повседневным общением, или с праздничными событиями, совершением определенных ритуалов, или с особыми обстоятельствами наподобие приема гостя или званого ужина. Какие правила обращения существуют в мире отношения людей? Как правильно обратиться к человеку? Другу, начальнику, незнакомому мужчине или женщине. Таких ситуацих случается постоянно, когда нам постоянно надо выбирать тот или иной вариант общения. Итак, примите во внимание некоторые практические рекомендации относительно общих норм и правил обращения в нашей культуре.

Виды обращения друг к другу

  • Официальное;
  • Дружеское;
  • Фамильярное.
Нужно четко осознавать ситуацию и в целом контекст происходящих событий для того, чтобы выбрать необходимые манеры поведения. Официальное обращение предполагает использование такой формы обращения как «Вы», гражданин, господин, можно обратиться по званию. Дружеское - уважаемый коллега, дорогой друг и т.д. Фамильярное же обращение допустимо только среди близких! Крайне вульгарно незнакомых людей называть «тетенька» или «дяденька», и в целом, обращения по гендерному признаку лучше избегать. Ко всем незнакомым нам людям мы должны обращаться на «Вы». Более того, к детям после 16 также начинают обращаться на «Вы». Особую важность данное правило принимает в рамках образовательной системы: к старшеклассникам и студентам преподаватели должны обращаться на «Вы», не говоря уже о том, что к учителям и преподавателям категорически используется только «Вы». Для того, чтобы продемонстрировать, как действуют правила обращения на практике, рассмотрим несколько примеров, так называемых, «сложных ситуаций»:
  1. Если Вы работаете со своими близкими друзьями или родственниками, то безусловно при общении с ними в официальной обстановке в присутствии посторонних необходимо использовать «Вы» и лучше называть друг друга по имени-отчеству.
  2. Если Вас кто-то окликает невежливо и крайне неприятно для Вас, например «Эй, ты!», Вам не стоит отзываться на этот отклик, его можно проигнорировать. Также не обязательно прибегать к нравоучениям, Вы можете преподать ему урок своим поведением.
  3. Когда во время ссоры кто-либо из участников переходит на «ты», стараясь тем самым унизить противника, это отнюдь не демонстрация его превосходства, а наоборот, человек показывает свои истинные черты: невоспитанность, вспыльчивость и отсутствие терпения. Безусловно, тяжело сдержаться, когда грубят, но будьте выше этого. Поверьте, ваше спокойствие и уравновешенность сделают свое дело: грубиян почувствует свою несостоятельность и слабость по отношению к Вам.
  4. Если в каком-либо новом для Вас коллективе все обращаются к друг другу на «ты», а Вы привыкли на «Вы», стоит принять правила коллектива, а не диктовать свои. Но перед тем как перейти на «ты», рекомендуют вначале все же обратиться к коллегам на «Вы». Если Вас исправили - смело используйте «ты», но если нет, то необходимо использовать «Вы».
  5. Рассказывая кому-нибудь о людях, не принято говорить о них в третьем лице - «он» или «она». Даже говоря о близких родственниках, следует использовать имя.

Правила хорошего тона

Правила хорошего тона предусматривают, как необходимо переходить с «Вы» на «ты». Переход на «ты» может предложить только старший - младшему, начальник - подчиненному. Трудно представить ситуацию, когда подчиненный предлагает своему шефу перейти на «ты». Немного сложнее с мужчиной и женщиной: обычно считается, что мужчина может предложить, но право «разрешать» принадлежит женщине. Современные отношения допускают и обратную модель. Если мы хотим изменить окружающий нас мир, то надо начать с самого себя. Если вокруг нас грубость и невоспитанность - это не повод так же поступать и тем более не оправдание наших поступков. Хорошие манеры - это огромный шаг навстречу успехам и удачи в нашей жизни. Совершенствуйте и познавайте себя.

Наверное, нет таких людей, которые бы не хотели научиться быть раскованными и уверенными в обществе других людей. Каждому хочется нравиться окружающим, восхищать умением держаться на людях, быть привлекательным внешне и чувствовать себя, как рыба в воде, в сложных ситуациях. Вы спросите, как можно этому научиться? Ответ простой и сложный одновременно, нужно владеть хотя бы основами этикета общения и речевого этикета.

Обращение и приветствие.

Как обращаться к людям

Существуют всего лишь три вида обращения: 1) Официальное (гражданин, сударь, господин); 2) Дружеское (старина, друг); 3) Фамильярное, которое допускается только между самыми близкими людьми.

На «Вы» следует обращаться: к старшим по возрасту и к незнакомым ровесникам, а вот на «Ты» обращаются только к близким родственникам и друзьям.

Общие правила приветствия при встрече.

При встрече первыми должны приветствовать младшие по возрасту, мужчины – женщин, если мужчина намного старше, то женщина его приветствует первая. Как из всех правил, из этого тоже есть исключения: первым с присутствующими здоровается вошедший в комнату, независимо от возраста и пола, так же, как и уходящий – прощается первым.

Если вы вошли в комнату, где находятся несколько человек, то здороваться надо в такой последовательности: с хозяйкой дома, с другими женщинами, с хозяином дома, с другими мужчинами.

Женщина первой подает руку, здороваясь с мужчиной, но если она только кивнула головой, мужчина не должен протягивать руку. Аналогично между мужчинами разного возраста.

Мужчина, здороваясь, должен встать (кроме очень пожилых и тех, кому трудно вставать из-за болезни). Женщина, напротив, вставать не должна (кроме тех ситуаций, когда здоровается с очень пожилым мужчиной). Исключение составляет хозяйка дома, которая по этикету, принимая гостей и здороваясь с ними, всегда встает. На работе мужчина может не вставать, здороваясь с женщиной.

После того, как мужчина поздоровался со своим сверстником, он садится, а если со старшим мужчиной или с женщиной, то садится только после них. Если хозяйка дома предложила присесть, а сама продолжает стоять, то садиться не рекомендуется.

При встрече мужчина может поцеловать руку женщине, но в том случае, если это происходит в помещении.

Не следует здороваться через препятствие: порог, стол, перегородку

.

Если ваш родственник или близкий знакомый является руководителем, то в присутствии коллег, к нему лучше обращаться на «Вы» и по имени-отчеству. Неуместно демонстрировать близкие связи.

Если вы новичок в коллективе, и привыкли к общению на «Вы», а здесь принято на «ты», то следует принять правила большинства.

Если вас окликнули, игнорируя вежливость, «Эй, ты!», не отзывайтесь, но и нотаций читать тоже не нужно, лучше преподнесите урок на собственном примере.

Если вы кому-то рассказываете об отсутствующих, не следует говорить о них в третьем лице, правильнее будет называть их по имени-отчеству.

С чего начинается общение.

Общение, как правило, начинается с приветствия. По этикету, наверное, это знают все, приветствовать человека следует словами: «Здравствуйте!», или пожелать ему доброго времени суток.

Что важно в приветствии

Очень важно, с какой интонацией вы приветствуете человека. Поздоровавшись с ним сухим тоном, вы можете обидеть его. Следует вложить в приветствие тепло и расположение.

Улыбнитесь, приветствуя человека, и это улучшит настроение вам обоим.

Кроме слов, приветствие следует сопровождать рукопожатием, поклоном, кивком, объятиями.

Мужчине полагается во время приветствия снимать шляпу, за исключением зимней шапки, кепки и берета.

Не принято, приветствуя человека, опускать глаза, желательно встретиться с ним взглядом.

Здороваясь, не держите руки в карманах и сигарету во рту.

Если вдалеке вы заметили знакомого, его можно поприветствовать кивком, поклоном, улыбкой, взмахом руки. А вот кричать на всю улицу не стоит.

Если знакомый человек идет вам навстречу, не следует приветствовать его издалека, подождите, когда он подойдет ближе. Если вы идете в чьем-либо сопровождении, и ваш спутник поприветствовал незнакомца, вы должны тоже с ним поздороваться.

Если вы встретили своего знакомого, сопровождаемого незнакомым вам человеком, поздоровайтесь с обоими.

Если вы идете в группе людей и вам повстречался ваш знакомый, извинитесь и отойдите с ним в сторону, знакомить всех необязательно.

Приветствовать нужно незнакомых вам людей, если вы с ними часто встречаетесь, к примеру, с продавцами, соседями, почтальоном.

Войдя в комнату, где присутствует много людей, можно сказать всем одновременно «Здравствуйте».

Как отвечать на приветствия

Если с вами поздоровались, вы должны непременно ответить на приветствие. Если приветствуют вашего спутника, вы также должны ответить приветствием даже незнакомцу.

Как начать беседу

Могут быть различные варианты начала беседы. Это зависит от обстановки, в которой вы с собеседником находитесь.

Если вы приглашены на вечеринку, а вокруг незнакомые люди, то можно выбрать из компании такого же, как и вы, «одиночку» и можете завязать беседу со слов «Здравствуйте! Меня зовут…» Потом можно продолжить беседу, попросив помочь разобраться, кто здесь есть кто. А далее вполне вероятно, что вы найдете общие темы.

Просьба о помощи всегда была хорошим началом разговора. В библиотеке – о книге, в магазине – о товарах, на вернисаже – о картинах, на улице можно спросить как добраться до нужного вам места.

А можно завязать беседу с комплимента. Мужчине, например, сказать о его хорошей физической форме, или похвалить отличный вкус женщины.

Вполне допустимы для начала беседы банальные сетования на погоду, или избитый вопрос «Где я мог (могла) видеть вас раньше?».

Как продолжить беседу

Чтобы продолжить беседу, можно найти самые разные темы и вопросы. Например, о фильмах, о музыке, о политической обстановке. Это даст возможность не только преодолеть смущение, но и определить чем интересуется собеседник. Можно рассказать какой-нибудь случай из своей жизни и высказать свое отношение к этому.

Если вы хотите быть интересным собеседником, то должны хотя бы иметь представление о новостях, немного разбираться в музыке, быть в курсе новинок кинематографа, быть в теме спорта. Хорошо, если вы интересный рассказчик и можете поведать о том, что с вами необычного произошло. В общем, читайте книги, журналы, газеты, слушайте музыку и смотрите фильмы.

Необходимо помнить, что людям всегда интереснее с теми, кто умеет слушать, ведь каждому интереснее рассказывать. Поэтому следует научиться внимательно слушать собеседника, стараясь задавать вопросы по ходу его рассказа и с вами будет приятно общаться.

Недопустимо подавлять человека своим интеллектом, ведь никто не желает быть глупее другого. Если вы станете перебивать собеседника восклицаниями о том, что вам давно все известно, не стоит удивляться, что он больше не захочет с вами общаться.

И наоборот, если вы в чем-то плохо разбираетесь, не нужно стесняться сказать об этом. Чаще всего, людям приятно слышать: «А расскажите об этом поподробнее». Кстати, это хороший призыв к продолжению разговора.

Как закончить беседу

Как закончится беседа, от этого зависит, будет ли продолжено знакомство. Постарайтесь сделать это вежливо и решительно, чтобы случайно не обидеть собеседника. Если вы видите, что беседа себя исчерпала, не хватайтесь за поиск новых тем, как за соломинку, не удерживайте собеседника, лучше попрощаться, сохранив достоинство. Можно сказать на прощанье, что вам было приятно это знакомство, что вы надеетесь на его продолжение.

Если для беседы времени нет у вас, то нужно уметь мягко, и, одновременно, решительно дать понять это вашему собеседнику. Красноречиво выглядит поглядывание на часы, приподнимаясь с кресла. Чтобы ваш уход не выглядел бегством от разговора, можно завершить его ободряющими фразами типа: «Иначе быть не могло!» или «Мне, к сожалению пора, но мы продолжим беседу в следующий раз».

Чего в разговоре лучше избегать

О себе следует говорить в последнюю очередь, даже если вас попросили об этом, то не злоупотребляйте вниманием и переведите беседу на другую тему. Не обсуждайте свои проблемы и невзгоды, домашние дела и болезни, оставьте их для семейного круга. Люди выходят в общество отдохнуть.

Дурным тоном считается, встретив врача в компании или на улице, расспрашивать его о диагнозах и лекарственных препаратах. Это следует делать в приемные часы.

Если вы пишете стихи, то радуйте ими себя или издателя, если таковой найдется, но не требуйте от собеседников, чтобы они выслушивали ваши муки творчества, при этом еще их расхваливая, это бестактно.

Не следует делиться деликатной информацией, так как такая откровенность может сойти за болтливость, а такой человек теряет доверие.

Некрасиво обсуждать слабости других публично. Не стоит стараться возвыситься за счет других, это непорядочно.

Беседа должна быть увлекательной. Кулинарные рецепты, или правила игры в хоккей заинтересовать могут, но ненадолго и не каждого. Если кто-то из присутствующих весь вечер читает нравоучения или говорит на какие-то узкие темы, то это утомит остальных. Не занимайтесь пустой болтовней.

Если вы видите, что собеседники слушают вас без внимания, без сожаления прервите беседу, так же поступайте, если сомневаетесь, что разговор интересен вашим собеседникам.

Не покидайте с группой собеседников общество, если вы желаете с кем-то уединиться для общения, пригласите его к себе домой.

Ждите, когда самые уважаемые гости обратятся к вам, и не покидайте собеседника, пока он закончил беседовать с вами.

В ответ на возражения собеседника, не раздражайтесь и не злитесь, иначе симпатии даже тех, кто не особенно следил за темой, будут не на вашей стороне, даже если вы правы.

Не следует шептаться с кем-то на глазах у всех. Если вы хотите сказать кому-то что-то наедине, лучше отведите его в сторонку.

Когда ведете беседу, говорите внятно и не торопясь, стараясь при этом смотреть в глаза собеседнику. А вот смотреть ему в область пуговицы на костюме, или, тем паче, вертеть ее в руках, крайне неприлично.

Верхом неприличия считается указывать пальцем на кого-нибудь, или во время беседы держать руки в карманах, или класть их на плечи собеседника.

Не задерживайте разговором своего знакомого на улице, если он куда-то спешит или ждет кого-то. Если ваш знакомый идет с женщиной, то только в случае крайней необходимости можно к нему обратиться.

Не пытайтесь судить о человеке только по общению с ним. Ведь важны не слова, а дела.

Кроме того, читайте на сайте:

О смерти в ЖЖ

Человек смертен и смертен внезапно:(За время моего активного участия в ЖЖ я "виртуально наблюдал" смерти блоггеров: svetabukina cambala - дневник продолжает вести ее дочь andrey_lensky и вот т…

Катерина

Поддерживаю:) Вот сейчас озадачилась. Ситуация такая. Есть у меня список телефонов и фамилии с инициалами, и мне нужно обзвонить этих людей. И как к ним обращаться? Вот придумала: господин и по фамилии. Но первый же, к кому дозвонилась, сказал, что его лет 20 уже так не называли и рассмеялся. Как с другими быть... Эх.. Наверно, опять буду господином называть. Альтернатив же нет

Дмитрий Журавлёв

Разруливаю непонятку.

Обращение Господин к мужчине. Обращение Госпожа - к женщине.

Обращаясь к любому незнакомцу я накладываю на него обязанность быть господином самого себя. На ответ: "Какой я Вам господин?" - следует отвечать: "Мне никакой, а себе полный господин." или отвечать так: "А вы не являетесь господином своих слов? Своих обещаний и действий?" Таким образом каждый является себе господином и только себе! Кто отказывается считать себя господином самого себя, тот становиться рабом других. Человек, который признаёт себя господином только для себя, автоматически наделяет таким признанием любого встречного. Господин дворник - является господином своего дела, личности и тела. Более подробно я постарался изложить в МИРе. Хотя суть обращения к человеку в России, там проходит контекстом. Дарю МИР каждому: http://yadi.sk/d/JlNREoWSSe9Gu

Виктор Иванович

Абсолютно с Вами согласен. Не поверите, ноя даже писал письмо Президенту РФ с просьбой сказать об этом публично и предложить людям обращаться друг к другу культурно, общепризнанно, по-человечески. Я, например, всегда ощущаю неловкость при необходимости обратиться к кому-то незнакомому. Вы правы, реакция бывает неадекватной. Приходится обходиться без обращения, просто начинать: "Скажите, пожалуйста..." Меня просто бесит, когда ко мне обращаются по половой принадлежности: "Мужчина, ..." Как мне понравилось обращение в Польше! Мистер, месье и т.п. звучат как-то сухо, в них нет, в них нет задушевности (это мое ощущение), а вот в Польше! Пани, а как вам обращение "паночка"? Ведь культура, как ни странно, начинается с обращения. Это же можно почувствовать. Обратитесь к человеку "сударь" и вряд ли в ответ услышите хамский ответ. Вот так и живем. Цивилизованной нацией при этом нас назвать трудно.

светлана гончарук

работала в мединцентре глав упдк и первое время с большим трудом привыкала к обращению мадам.господин.госпожа - но потом привыкла и теперь только так обращаюсь и замечаю - людям нравится (хотя у многих можно заметить удивление на лице) и люди от такого обращения даже приветливее становятся. советую попробовать.

С уважением С.А. Гончарук

Ольга Гришина

Господа, во-первых, обращение "мистер" или "миссис" можно услышать только от уличной шпаны или альтернативно одаренных гениев. Обычно в англоязычных странах обращаются так: "Excuse me..."; в Германии: " Entschuldigung!"; во Франции: "Ecxusez-moi", и т. д. и т. п.

Иначе говоря, нейтральное обращение на улице - самый приемлемый вариант: "Прошу прощения..." "Извините, не подскажете ли..." А официальное, конечно, "господин" и "госпожа". "Госпожа Иванова, вас ожидают в пять часов...".

Евгений

Мистер и миссис официально используются в англоязычных странах вместе с фамилией человека, к которому обращаются. Обезличенное обращение - сэр, мэм.

Елена

Почему нам приятны обращения в зарубежных странах: мадам, мэм (та же мадам, но перенесенная в англоязычную среду), пани, ханум и т.д.? Да потому что все эти слова не просто обозначают женщину, а, упрощенно говоря, соединяют в себе два элемента: указание на пол и уважительное отношение. В наших же "девушках", "женщинах", "бабушках" второй элемент начисто отсутствует. Дело в том, что большинство наших людей катастрофически не умеют уважать друг друга и не чувствуют потребности найти слово, которое могло бы выразить уважение. В самом деле как, а главное, зачем обозначать в речи то, чего мы не испытываем. Вот почему вышеназванные обращения к представительницам прекрасного пола не только не выказывают уважения, а демонстрируют антиуважение на грани (или за гранью) хамства.

"Девушка" - это из сферы обслуживания, где, кстати, так называют особу даже в том случае, когда она работает последний год перед пенсией или последний день перед декретным отпуском (Девушка, покажите! Девушка, принесите!).

Обращаясь "женщина", мы показываем своей собеседнице, что видим в ней пожилую тетку хорошо за 50, да еще с расплывшейся фигурой.

Ну а "бабушка" - это верх бестактности. Если к особе за 60 20-30 летний обращается "бабушка", то она ужаснется: неужели этот вполне взрослый человек полагает, что годится мне во внуки? Значит, я выгляжу на все 80!

Лично я использую для обращения слово "дама". Слово вполне обрусевшее, короткое (чем выгодно отличается от помпезной "сударыни"), звучное, полностью снимает указание на возраст и особенности комплекции, а главное - содержит в себе элемент уважения: уступить даме место, не ругаться при даме нецензурно и т.д. Да, мне известно, многие филологи небезосновательно утверждают, что это не обращение. Тем не менее, обращение "дама" много лет бытует в Петербурге, еще с тех времен, когда он был Ленинградом. А почему бы нам не последовать примеру культурной столицы?

Лично я, обращаясь к незнакомой женщине, произношу "дама" или "милая дама". Если подобное обращение озадачивает собеседницу, я говорю: "К вам следует обращаться только так, а кто к вам обращается иначе, тот недостоин вас". Как правило, дальнейшее общение оказывается вполне доброжелательным.