С невидимыми людьми мы в основном знакомы по художественным произведениям. Там можно надеть волшебную шапку или принять особый препарат - и никто тебя уже не заметит. Вопрос о том, почему так случилось, умело маскируется чередой приключений невидимого героя.

А между тем люди-невидимки на протяжении нескольких веков упоминаются в сводках происшествий и полицейских протоколах. И это уже повод для серьезного разговора с попыткой ответить: как же, вопреки законам физики, такое происходит?

Не всем нравятся длинные волосы

Известно, что многократные встречи с невидимыми людьми произошли в Китае в 1876 году. В городе Нанкине некие незримые злоумышленники отрезали у мужчин традиционные для этой страны косички. Нападения совершались на улице на глазах десятков свидетелей. Через некоторое время такие же случаи были зарегистрированы в Шанхае.

Традиционные китайские мужские косы

Невидимки, стригущие чужие волосы, действовали на улицах китайских городов почти три года, поймать их так и не удалось. Ученые, изучив древние документы, пришли к выводу, что подобное в Поднебесной уже было: невидимые злые духи, остригающие волосы, как реальное явление описаны в древних китайских рукописях.

В конце XIX века похожие случаи наблюдались и в других странах. В 1873 году в городе Меномони (штат Висконсин, США) стоявшая на улице девушка вдруг почувствовала, как кто-то остригает ее волосы - и при этом они бесследно исчезают. Ни ей, ни свидетелям произошедшего воспрепятствовать хулиганству не удалось.

В 1890 году в Японии были зафиксированы нападения невидимки, который наносил людям раны в шею. Вряд ли целью нападавшего являлись убийства -потому что глубина порезов составляла всего несколько миллиметров.

Об этих происшествиях написали газеты нескольких европейских стран. Реакция читателей была однозначной: в Азии и Америке люди просто сходят с ума, и им мерещится разная чертовщина.

Но чуть позже, в 1922 году, подобное произошло в Англии. На улицах какие-то невидимые руки срезали волосы молодым девушкам. Полицейским, кроме составления протоколов, ничего сделать не удавалось.

23 апреля 1922 года газета «Пипл» напечатала репортаж из лондонской больницы Черинг-Кросс. Туда поступил пациент, имевший ножевую рану на шее. По его словам, он прошел один из перекрестков Ковентри-стрит - и внезапно при полном отсутствии людей вокруг получил удар ножом и упал.

Через несколько часов в эту же больницу поступил еще один раненный ножом в шею, а спустя какое-то время - третий, получивший такую же рану на том же перекрестке и при подобных обстоятельствах.

Деревня спрятанных людей

В конце XX века в западной прессе появились сообщения о целой деревне людей-невидимок, живущих в Индонезии. Их называют «оранг буньян», в переводе с малайского «спрятанные люди».

Из того, что удалось узнать репортерам: невидимки живут в глубине леса и обладают сверхъестественной силой. Иногда они похищают детей. Судя по всему, их время течет по-другому: были случаи, когда украденные ранее и уже подросшие дети возвращались в родные места, но никого из их родственников в живых не оставалось, потому что несколько лет жизни похищенных превращались в почти столетие для оставшихся.

Границу с местом, где обитают «оранг буньян», малайцы отметили большими валунами. Сюда приходят те, кто просит у них помощи. Они приносят еду и другие подарки и обращаются к невидимкам, чтобы те решили их проблемы. Иногда это происходит, из-за чего вера в невидимых людей становится сильнее.

Считается, что кто-то из них может поселиться в доме с обычными людьми и устроить там полную неразбериху. Его надо уважать и всячески пытаться задобрить.

Во многих индонезийских гостиницах для такого невидимки оставляют свободный номер. Если селить больше некуда, там могут разместить приезжего, но попросят его соблюдать особые правила.

Войдя в комнату, следует включить все освещение и отдернуть занавески - чтобы «оранг буньян» ознакомился с гостем при максимально возможном свете. Если гость вдруг почувствует холод - он должен покинуть номер, его посещение не устраивает невидимку.

Если этого не происходит, значит, «оранг буньян» согласен на проживание соседа. Но перед сном гостю на всякий случай следует перевернуть один ботинок подошвой вверх: по восточной традиции, такое положение обуви символизирует энергии инь и ян, которые защищают от злых сил.

Побывавшие в Индонезии европейцы приводят многочисленные свидетельства существования «оранг буньян»: они слышали звуки барабанов, раздающиеся на пустых полянах, видели появление и исчезновение еды или посуды, наблюдали движение прозрачных силуэтов под дождем и т.п.

Помощь из параллельного мира

Как же можно объяснить существование людей-невидимок? Популярная точка зрения: они живут рядом с нами, в параллельном мире.

Один из тех, кто разделяет и активно пропагандирует эту версию, - исследователь паранормальных явлений Магнус Скарфединссон из Рейкьявика (Исландия). В его коллекции более 700 свидетельств тех, кто так или иначе контактировал с невидимыми людьми.

Любопытно, что невидимок в Исландии тоже называют «спрятанные люди». По большинству свидетельств, они приходят на выручку, когда кто-то попадает в беду (к примеру, готовы вытащить упавшего из ущелья или вывести заблудившегося из леса). При общении с обычными людьми они могут становиться видимыми - и тогда выглядят так же, как мы, правда, их одежда больше напоминает средневековые наряды.

Скарфединссон утверждает, что невидимки приходят из своего параллельного мира только тогда, когда нужна их помощь. Как-то не сходится со случаями отрезания волос в Китае или Англии, не так ли?

Иные формы материи?

Другая точка зрения: существование людей-невидимок обусловлено тем, что жизнь во Вселенной может иметь самые разные формы - и в том числе состоять из настолько разреженной материи, что человеческий глаз не в силах ее увидеть.

Этого мнения придерживался знаменитый «отец космонавтики» Константин Циолковский, который в книге «Грезы о Земле о небе» отмечал, что нельзя отмахиваться от того, что факты указывают на присутствие в нашей жизни каких-то невидимых разумных существ.

В 1960-е годы академик Влаиль Казначеев, занимающийся вопросами биофизики, высказал предположение, что кроме привычной для нас белковонуклеиновой формы жизнь на планете может быть представлена какими-то энергетическими структурами, которые являются невидимыми для человеческого глаза.

И снова непонятно: зачем представителям иной формы жизни напоминать о себе откровенно хулиганскими выходками?

Почему их не видят

А не может ли феномен невидимых людей объединять явления разного порядка? То есть невидимки, которые наносили удары ножом, - это совсем другие невидимки, чем «оранг буньян», а также те, кто приходит на помощь из параллельного мира или состоит из других форм материи?

В 1998 году в американских газетах была опубликована любопытная история. Несколько подростков Миннеаполиса занимались кражами в супермаркетах. Однажды их задержали и передали в руки полиции. В участке их допросили - всех, кроме девушки по имени Дженнис.

На нее никто не обращал внимания, как будто ее не было. Девушка сначала удивилась, а потом беспрепятственно вышла из помещения участка. Позже она разговаривала на эту тему со своими подельниками - и те тоже подтвердили, что Дженнис на какое-то время превратилась в невидимку.

Этот случай стал отправной точкой для исследований психотерапевта Донны Хигби. Она разместила в нескольких популярных журналах объявление с просьбой сообщать о происшествиях, когда обычный человек на время становится невидимым. Отклики не заставили себя ждать.

Женщина из Вентуры (Калифорния) рассказала о ситуации, когда была на почте и пыталась обратить на себя внимание - но ни служащие, ни другие посетители ее не видели и не слышали. Другая женщина, живущая в Роаноке (Техас), сообщила, что с ней случались приступы невидимости в ресторане и аэропорту. Еще один техасец из Форт-Уэрта написал о том, как неожиданно пропал для окружающих в кинотеатре.

Письма с похожими рассказами приходили не только из США, но также из других стран. Донна Хигби отмечает: после личных встреч с этими людьми она полностью уверена в их адекватности.

В 2001-м во время церемонии инаугурации Джорджа Буша - младшего рядом с ним вдруг оказался мужчина небольшого роста. Этот человек не имел приглашения - но работники службы безопасности, по их утверждениям, его не видели до тех пор, пока он не пожал руку президенту.

В российской прессе тоже писали о подобном случае -когда у студента Санкт-Петербургского университета украли все деньги, и он вынужден был в течение месяца ездить на электричке без билета. В течение этого времени контролеры и попутчики словно не замечали его. Но через месяц, когда вопрос с деньгами уладился, «невидимость» исчезла.

Эти примеры говорят о явлении совершенно другого порядка - о том, что человек каким-то образом может блокировать свое зрительное восприятие другими людьми. Он не невидим сам по себе, а каким-то образом заставляет не видеть себя. Это что-то сродни гипнозу - но может происходить неожиданно для самого невидимки.

Такую точку зрения подтверждают исследования психотерапевта В. Исакова, под чьим руководством в лабораторных условиях проводились опыты, в результате которых загипнотизированные люди не видели кого-то из присутствующих.

Эта версия вполне объясняет агрессивное поведение некоторых невидимок, которые, пользуясь обретенными сверхъестественными способностями, могли наслаждаться своей властью, пугая других людей.

Виктор СВЕТЛАНИН

Биография

Гардони был сыном слесаря из поместья аристократов в восточной Венгрии. Он закончил учительский колледж и некоторое время работал учителем и католическим кантором . Гардони женился на Ма́рии Мо́лнар в году, но брак оказался несчастливым и был расторгнут в .

Наиболее известные работы

Звёзды Эгера

Одно из наиболее известных произведений Гардони - «Egri csillagok» - было впервые опубликовано в году. Литературно название переводится, как «Звезды Эгера » (на английском языке эта книга часто выходит под названием «Eclipse of the Crescent Moon» (Затмение полумесяца )). В книге рассказывается о знаменитой осаде Венгерского города Эгера турецкими войсками Османской империи в году. В году «Звёзды Эгера» были выбраны «самой популярным Венгерским романом» зрителями телепередачи «Big Read» (в Венгрии - «A Nagy Könyv»).

Невидимый человек

По мнению некоторых людей, лучшей работой Гардони следует считать книгу «A láthatatlan ember», опубликованную в году. Это мнение также может происходить из-за того, что эта книга (в отличие от «Звёзд Эгера») более доступна не-венгерским читателям. Литературно название книги переводится, как «Невидимый человек» (на английском языке обычно издаётся под названием «Slave of the Huns» («Раб гуннов» )). В произведении рассказывается о временах, когда жил вождь гуннов Атилла . Большая часть сюжет рассказывает о визите Византийского дипломата Приска Панийского в стан Атиллы. Герой романа - молодой Византийский раб по имени Зэта, влюбившийся в девушку-гунна. Зэта сбегает и становится рабом гуннов, что даровало ему надежду жениться на возлюбленной девушке. Также книга включает в себя драматическое описание Битвы при Каталаунских полях между гуннами и римлянами.

Оба эти романа Гардони хорошо известны в Венгрии, но стали переводится на другие языки и широко издаваться зарубежом только во второй половине двадцатого века.

Библиография

  • Egri csillagok (Звёзды Эгера )
  • A láthatatlan ember (Невидимый человек )
  • Isten rabjai (Узник Бога )
  • A lámpás (Лампа )
  • A bor (Вино )
  • Ida regénye (Рассказ Иды )
  • Hosszúhajú veszedelem (Длинноволосый опасный человек )

Ссылки

  • (англ.)
  • Рецензия сообщества Amazon на книгу «Невидимый человек» (англ.)

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Невидимый веб
  • Невил

Смотреть что такое "Невидимый человек" в других словарях:

    Человек-невидимка (значения) - «Человек невидимка» знаменитый фантастический роман Герберта Уэллса. Его экранизации: «Человек невидимка» фильм 1933 года производства США. «Человек невидимка (англ.)» 6 серийный телесериал BBC 1984 года производства… … Википедия

    Человек-невидимка (фильм) - «Человек невидимка» знаменитый фантастический роман Герберта Уэллса. Его экранизации: «Человек невидимка» фильм 1933 года производства США. «Человек невидимка» фильм 1984 года производства СССР. «Человек невидимка» телесериал 2000 года… … Википедия

    Невидимый свет - Жанр: научная фантастика

    Невидимый (фильм - Невидимый (фильм, 2007) Невидимый The Invisible Жанр драма, триллер … Википедия

    НЕВИДИМЫЙ - НЕВИДИМЫЙ, незримый, сокрытый от очей, от зрения, чего нельзя видеть; | что не подлежит чувству зрения. Бездна звезд невидимы простыми глазами, за дальностью их. Большая часть звезд южного полушария от нас невидимы, они ниже овиди (горизонта).… … Толковый словарь Даля

    Человек-волк (фильм - Человек волк (фильм, 1941) Другие фильмы с таким же или схожим названием: см. Человек волк (фильм). Человек волк The Wolf Man Жанр … Википедия

    Человек-невидимка (фильм - Человек невидимка (фильм, 1933) Человек невидимка The Invisible Man Жанр Фильм ужас … Википедия

    Человек, который не спит - Жанр: Научная фантастика

    Человек, нашедший своё лицо - Жанр: Научная фантастика Автор: Александр Беляев Язык оригинала: русский Публикация: 1940 Не путать с ранним вариантом этого же романа « … Википедия

Среди моих клиентов встречаются иногда невидимые люди. На самом деле, они, конечно, видимые. Но не совсем так, как другие. Если не предложить им пройти в кабинет, они останутся на пороге. Если не предложить попить, никогда не попросят. Они сидят у меня на диване, и ноги у них обычно не достают до пола. Поэтому очень часто они сидят, поджав их под себя. Садятся на диван с ногами, и ноги под ними исчезают. И если спросить: «Вам удобно?», они отвечают: «О, да!». А если через полчаса спросить: «Вы чувствуете свои ноги?», они скажут: «О, уже нет», а ноги на пол не опустят. Сядут в позу лотоса. Такие люди вообще хорошо складываются: вдвое, втрое, в позу эмбриона. При необходимости они, кажется, могли бы даже лечь в чемодан, как Ури из «Приключений Электроника». Помните?

Если предлагать им разные вещи: чаю, плед, сесть поудобнее, подложить под себя подушки, чтобы не опираться спиной о яму, окажется, что им от всего этого становится лучше. А если не упоминать ничего, что они могли бы хотеть, их желания не появятся, ни для меня, ни для них. Как будто, им нужно время от времени напоминать, что они есть, и что они даже могут чего-то хотеть. Сами они в этом не уверены, и довольствуются во всем самым минимумом. Иногда я могу сказать: «У вас руки белые», и тогда они говорят «О, да!», и размыкают сцепленные пальцы, и добавляют: «Я даже не заметил» или «не заметила». Или я могу спросить: «Что с вами, когда вы говорите обо всем этом?», и они говорят: «Ничего, все нормально», но дышать перестают через секунду после того, как прозвучал мой вопрос.

Это очень понятный бессознательный механизм: чтобы отрезать верхушку любого чувства, помогает остановить дыхание. Потому, что дыхание - одна из самых важных телесных функций. Если не дышать какое-то время, тело перестает быть чувствительным, остается только легкий туман в голове. А когда тело слабо чувствует, что с ним происходит, эмоционально человек тоже становится ровный и гладкий. То есть, если дышать с большими паузами и очень поверхностно, то можно таким образом регулировать свою эмоциональную жизнь. Мы все научились этому в тех ситуациях, когда иначе было невозможно.

Например, ты бежал изо всех сил и спрятался от кого-то большого и страшного. (Ты еще маленький, и когда ты сидишь на диване, ноги у тебя не достают до пола). От страха твое дыхание сбивается, но ты сидишь в углу этого большого дивана, в чулане, за деревом, в высокой траве или просто стоишь за углом и пытаешься справиться с дыханием. И если стараться не дышать, то, вроде бы, не так страшно. И, возможно, тебя не найдут.

Или - ты провинился и знаешь, что сейчас будут наказывать. Беда близко. У мамы характерным образом искривился рот. Или отчим очень знакомым тоном как бы переспрашивает тебя «Что-что?», и ты знаешь, затрещина - в следующем кадре. «Что-что» ему нужно для разгона, вообще его совершенно не интересует, «что» у тебя там. Он уже занес руку. Сейчас она резким движением прилетит тебе по щеке. Представляешь, что с твоим дыханием?

Они никогда не говорят прямо, чего хотят от меня или от наших встреч. Сначала это кажется странным. Но потом я начинаю догадываться. Они с детства хорошо знают, что они - проблема. Что сам факт того, что они есть - уже плохая новость. Поэтому возникновение у них желаний - это двойная проблема, они знают это очень хорошо. Как же они могут сообщить мне, чего ждут или в чем нуждаются? Прийти, сесть, замереть и исчезнуть в диванном углу - это и есть подвиг.

Невидимый человек обычно владеет разными удивительными способами уменьшаться, становиться менее заметным, более тихим, необязательным. Если он рассказывает вам жуткую историю про то, как он еле выжил, то это будет история, рассказанная ровным голосом на грани слышимости. Вы согнетесь вперед, чтобы лучше понимать рассказ, а человек, поджав под себя ноги, ровным-ровным голосом будет тихо-тихо говорить о том, как он сидел в слезах на крыльце горящего дома и не мог уйти, потому что в доме осталась кошка. И войти внутрь за кошкой тоже боялся, и это его спасло, потому, что очень скоро дом рухнул.

Передать человеку знание, что он - проблема, можно по-разному. Можно всегда ругать его, когда он появляется в поле зрения. И тогда он научается не попадаться на глаза. Можно всегда добиваться от него согласия, и хвалить только тогда, когда он полностью «совпал» с родителями. Можно нападать на его идеалы и увлечения, критиковать все, к чему он имеет привязанность и склонность. Можно не уважать его частное физическое пространство: входить к нему в туалет, рыться в его ящиках и портфеле, грубо будить его или не слушать, что он говорит. Можно не выполнять своих обещаний, обманывать и не просить за это прощения. Не обязательно бить ребенка, чтобы он вырос сомневающимся в необходимости своего существования. Достаточно своим поведением сообщать ему переживание необязательности его присутствия.

Одно из главных открытий с такими людьми состоит в том, что исчезать они научаются примерно похожими способами, а когда появляются, обнаруживаются совершенно разные люди. Это нормально, люди и должны быть разными, быстрыми и медленными, вдумчивыми и темпераментными, веселыми и не очень. С разными вкусами, привычками, пристрастиями. Но для того, чтобы индивидуальность могла обнаруживаться, необходимо позволение быть, а его у таких людей нет. Поэтому на первый взгляд такие люди удручающе похожи между собой.

В этом эссе я не буду рассказывать, как работать с такими людьми: мы учимся этому годы. Но общий смысл работы с остановленными переживаниями и следствиями этих остановок всегда состоит в том, чтобы запустить процесс собственного отступления в обратном направлении. Красота такой работы обычно состоит в том, что, поворачиваясь в обратную сторону, переживание отступления показывает нам весь исторический ход событий, только наоборот.

Так, сначала мы видим в терапии совершенно ровную поверхность (не)жизни человека, который сомневается в самой необходимости своего существования. Единственное, с чем мы вначале имеем дело - это с самой этой «ровной поверхностью». Я совершенно уверена, что терапевт, понимающий суть дела, может работать в любых парадигмах, и каждый сделает немного разные вещи по форме, а по сути - одно и то же. Телесный терапевт, наверное, попросит рассказать подробнее, как чувствует себя тело, когда человек сидит и не чувствует ног. Психодраматист поставит сценку, где главного героя сыграет другой, такой же замерший, потерянный, нелегальный, и протагонист (так зовется главный герой в психодраме) сможет спросить его, как он себя чувствует. Гештальт-терапевт (как я) скажет: «Всякий раз, предлагая вам что-то, я замечаю, что вы перестаете дышать. И всякий раз, замечая это, я гадаю, стало вам хуже или лучше от моего предложения». Как можно догадаться, во всех трех случаях ответ будет еле слышен, и он будет таким: «Я и сам не знаю, что для меня лучше».

Механизм, при помощи которого такие люди научились «не быть», (не хотеть, не злиться, не защищаться, не чувствовать радости, не сообщать важного, не предъявлять своих прав) распаковывается, как кочан капусты. Так, в ответ на мои вопросы о том, есть ли что-то что они чувствуют (или что они думают о том, что ничего не чувствуют) они начинают чувствовать хотя бы удивление. Замечая, что не дышат, начинают дышать. Замечая, что дышат поверхностно, делают пару глубоких вдохов, и вдруг чувствуют, как в кадр этого мгновения просачиваются краски.

Мир входит в сознание, как волна нового воздуха входит в комнату. Хочется пошевелиться: вдруг понимаешь, что сидишь, втянув голову в плечи, как в ожидании подзатыльника. Пошевелившись раз-другой, садишься иначе. Спускаешь ноги вниз, находишь носками пол: пальцы приятно щекочет высокий ворс ковра.

Вдруг выясняется, что за радостью оживания маячит страх. Чем глубже позволяешь себе дышать, тем становится страшнее. Но если не переставать дышать, то можно набраться достаточно смелости, чтобы начать этот страх понемногу рассматривать. В это время внутренний план сознания обычно начинают атаковать картины из прошлого. Все детские потери и горести, все юношеские метания, все обиды, все слезы и вся боль - теперь здесь. Знакомые лица заговаривают с нами: иногда это вспоминается именно, как звуки знакомых голосов («Моя дочь не может учиться на четверки»; «Желаю, чтобы тебе было так же тяжело, как мне»; «Иди сюда, я поговорю с тобой»; «Иди отсюда, я не желаю тебя видеть»; «Верни свое имя назад, ты мне больше не сын», «Лучше бы тебя вообще не было, жертва аборта»…).

Иногда мы видим картины без слов: мерцающий свет и тени, хлопки входных дверей, чьи-то уходы и приходы, синяя зимняя мгла с одним фонарем в левом нижнем углу окна, кто-то сдавленно плачет, и ты знаешь, кто и почему, но понимаешь, что нем и мал, и не можешь пошевелиться, как в дурном сне. И страх сковывает, мешая понять, что же тут можно сделать. Если не отступать и всматриваться в этот страх все более пристально, выяснится главное: все самое ужасное уже произошло. Тебя не всегда любили, тебе не разрешали высказываться. Возможно, тебя унижали, пугали или даже били, но ты выжил. И если ты дышишь, и, удивляясь этому, дышишь все глубже, тут ты начинаешь чувствовать, что твои руки сжимаются в кулаки: злость.

Злость - это благая весть, первое, что делает невидимых людей видимыми. Самое время приостановить эту длинную историю. Вы и так, наверное, понимаете, что в эти восемь тысяч знаков упаковано около двух лет еженедельных встреч. Когда-нибудь я напишу продолжение этого текста, хотя прямо сейчас я совсем не знаю, о чем он мог бы быть.

Человек-Невидимка из одноименного романа Герберта Уэллса по праву может претендовать на звание одного из первых суперзлодеев современной медиакультуры – он обладает уникальными способностями, жесток и мечтает о захвате мира. Лишь иногда сценаристы и писатели рассматривали Невидимку в ином свете…


Человек-Невидимка (The Invisible Man) – один из классических "монстров Universal", популярный персонаж, активно использовавшийся как в качестве злодея в разного уровня фильмах ужасов, так и в качестве положительного персонажа.

Персонажи-невидимки в разного рода мифах и сказаниях присутствовали нередко, однако настоящую популярность образу Человека-Невидимки принес роман Герберта Уэллса (Herbert George Wells). Уэллсовский Невидимка – талантливый ученый по имени Гриффин (Griffin), сумевший после серии экспериментов оптического и биологического толка отыскать способ изменять человеческое тело, делая его абсолютно невидимым. Опасаясь конкуренции со стороны научного руководителя, Гриффин продолжает эксперименты самостоятельно; оплачивает опыты он на деньги, украденные у собственного отца (вскоре после кражи совершившего самоубийство). В конечном итоге Гриффину удается получить вожделенную технику; вторжение домовладельца чуть было не срывает опыт, однако Гриффину удается довести опыт до конца – и замести следы, устроив в доме пожар.

Привыкнуть к тонкостям существования в невидимом теле удается не сразу, однако в конечном итоге Гриффин свыкается со своим положением. Закрытая одежда помогает ему изображать из себя обычного человека; увы, проблем в целом это не решает – так, Гриффин нуждается в месте для опытов и средствах, что в итоге толкает его на новый грабеж. Попытки вернуть себе видимость также ни к чему не приводят; помощник Гриффина, бродяга Томас Марвел (Thomas Marvel) крадет у него деньги и лабораторные записи. Последним шансом для Человека-Невидимки становится его старый знакомый, доктор Кемп (Kemp). Безумные замыслы Гриффина – всерьез подумывающего стать властелином мира – вынуждают Кемпа обратиться за помощью к полиции; в конечном итоге Невидимку удается смертельно ранить. После смерти Гриффина делавшие его невидимым химические процессы останавливаются, и тело вновь обретает видимость.

Роман Уэллса принадлежит к классике научно-фантастического жанра, хотя собственно научную составляющую его критиковали довольно активно. Наиболее популярный аргумент против истории Человека-Невидимки строился на том, что зрение работает через преломление света в глазах; невидимый глаз свет преломлять не смог бы и, как следствие, был бы слеп.

Из многочисленных экранизаций истории Человека-Невидимки самым известным является фильм 1933-го; в нем Невидимку сыграл Клод Рейнс (Claude Rains). Для сценария сюжет романа был несколько пересмотрен – так, если в книге Гриффин с самого начала проявляет себя как классический психопат, персонаж фильма изначально является обычным ученым. В ходе своих экспериментов Гриффин находит формулу невидимости и пробует её на себе, не озаботившись продумать обратное преобразование. Осознав свою ошибку, Гриффин сбегает из лаборатории. Увы, один из элементов использованного ученым состава является сильнейшим наркотиком; вкупе с постоянными стрессами он сводит Гриффина с ума, приближая его к книжному прообразу. Дальнейший сюжет разворачивается почти в полном соответствии с романом – Гриффин погибает от пули полицейского и обретает потерянную видимость.

Над образом невидимого человека киноделы экспериментировали и далее; русскому зрителю памятен фильм 1992-го "Исповедь невидимки" ("Memoirs of an Invisible Man") и триллер 2000-го "Невидимка" ("Hollow Man"). Если второй по духу близок оригинальному произведению, то в первом невидимость настигает героя случайно и никаких помыслов к мировому господству у него не вызывает. Снятый в 1984-м фильм Александра Захарова также рассматривает историю Невидимки под несколько необычным углом – здесь в корыстных целях секрет невидимости планирует использовать не сам Гриффин, но его друг Кемп.

Многим иностранным читателям Человек-Невидимка знаком не столько по роману Уэллса, сколько по серии комиксов "Лига выдающихся джентльменов" ("The League of Extraordinary Gentlemen") – в России известной разве что довольно посредственной экранизацией. Сюжет комикса объединяет ряд персонажей классических приключенческих романов – вроде Аллана Квотермейна (Allan Quatermain), Тома Сойера (Tom Sawyer), Мины Харкер (Mina Harker), Дориана Грея (Dorian Gray) и мистера Хайда (Mister Hyde). Человек-Невидимка в комиксе зовет себя Хоули Гриффин (Hawley Griffin); по его словам, убитый в ходе романа Уэллса невидимка был лишь его подопытным. Уэллсовскому Гриффину персонаж комикса ничуть не уступает ни в жестокости, ни в коварстве; в конечном итоге герои разоблачают его как пособника пришельцев с Марса (отсылка к другому легендарному творению Уэллса). Интересно, что в экранизации фильма образ Невидимки был серьезно изменен – в сценарии вместо Гриффина фигурировал некто Родни Скиннер (Rodney Skinner) – воришка, сумевший украсть у ученого его формулу. В отличие от своего комиксового персонажа, Скиннер злодеем не является и ни в чем большем, чем разного рода мелкие пакости, не замечен.

В романе «Человек-невидимка» английский писатель Уэллс стремится убедить своих читателей, что возможность стать невидимым вполне осуществима. Его герой (автор романа представляет его нам как «гениальнейшего физика, какого когда-либо видел мир») открыл способ делать человеческое тело невидимым. Вот как излагает он знакомому врачу основания своего открытия:

«Видимость зависит от действия видимых тел на свет. Вы знаете, что тела или поглощают свет, или отражают его, или преломляют. Если тело не поглощает, не отражает и не преломляет света, оно не может быть видимо само по себе. Видишь, например, непрозрачный красный ящик потому, что краска поглощает некоторую долю света и отражает (рассеивает) остальные лучи. Если бы ящик не поглощал никакой доли света, а отражал его весь, он казался бы блестящим белым ящиком, серебряным. Бриллиантовый ящик поглощал бы мало света, общая его поверхность отражала бы его также немного; только местами, на ребрах, свет отражался бы и преломлялся, давая нам блестящую видимость сверкающих отражений – нечто вроде светового скелета. Стеклянный ящик блестел бы меньше, был бы не так отчетливо виден, как бриллиантовый, потому что в нем было бы меньше отражений и меньше преломлений. Если же положить кусок обыкновенного белого стекла в воду и, тем более, если положить его в какую-нибудь жидкость плотнее воды, он исчезнет почти совершенно, потому что свет, попадающий сквозь воду на стекло, преломляется и отражается очень слабо. Стекло становится столь же невидимым, как струя углекислоты или водорода в воздухе, по той же самой причине.

– Да, – сказал Кемп (врач), – все это очень просто и в наше время известно каждому школьнику.

– А вот и еще факт, также известный каждому школьнику, Если кусок стекла растолочь и превратить в порошок, он становится гораздо более заметным в воздухе, – он становится непрозрачным белым порошком. Происходит это потому, что толчение умножает грани стекла, производящие отражение и преломление. У пластинки только две грани, а в порошке свет отражается и преломляется каждой крупинкою, через которую проходит, и сквозь порошок его проникает очень мало. Но если белое толченое стекло положить в воду, – оно сразу исчезает. Толченое стекло и вода имеют приблизительно одинаковый показатель преломления, так что, переходя от одного к другому, свет преломляется и отражается очень мало.

Положив стекло в какую-нибудь жидкость с почти одинаковым показателем преломления, вы делаете его невидимым: всякая прозрачная вещь становится невидимой, если ее поместить в среду с одинаковым с нею показателем преломления. Достаточно подумать самую малость, чтобы убедиться, что стекло можно сделать невидимым и в воздухе: надо устроить так. Чтобы его показатель преломления равнялся показателю преломления воздуха, потому что тогда, переходя от стекла к воздуху, свет не будет ни отражаться, ни преломляться вовсе .

– Да, да, – сказал Кемп. – Но ведь человек – не то, что стекло.

– Нет, он прозрачнее.

– И это говорит естественник! Неужели за десять лет вы успели совсем забыть физику? Бумага, например, состоит из прозрачных волоконец, она бела и непроницаема потому же, почему бел и непроницаем стеклянный порошок. Намаслите белую бумагу, наполните маслом промежутки между волоконцами так, чтобы преломление и отражение происходили только на поверхностях, – и бумага станет прозрачной, как стекло. И не только бумага, но и волокна полотна, волокна шерсти, волокна дерева, наши кости, мускулы, волосы, ногти и нервы! Словом, весь состав человека, кроме красного вещества в его крови и темного пигмента волос, – все состоит из прозрачной, бесцветной ткани; вот как немногое делает нас видимыми друг другу!»

Подтверждением этих соображений может служить тот факт, что не покрытые шерстью животные-альбиносы (ткани которых не содержат красящих веществ) отличаются в значительной мере прозрачностью. Зоолог, нашедший летом 1934 г. в Детском Селе экземпляр белой лягушки-альбиноса, описывает ее так: «Тонкие кожные и мышечные ткани просвечивают: видны внутренности, скелет… Очень хорошо у лягушки-альбиноса видно через брюшную стенку сокращение сердца и кишок».

Горой романа Уэллса изобрел способ делать прозрачными ткани человеческого организма и даже его красящие вещества (пигменты). Он с успехом применил свое открытие к собственному телу. Опыт удался блестяще, – изобретатель стал совершенно невидимым. О дальнейшей судьбе этого невидимого человека мы сейчас узнаем.

Полной невидимости совершенно прозрачного предмета мы можем добиться, если окружим его стенками, рассеивающими свет строго равномерно. Глаз, который смотрит внутрь через небольшое боковое отверстие, получит тогда от всех точек предмета как раз столько света, как если бы предмета вовсе не существовало: никакие блики или тени не обнаружат его присутствия.
Вот как может быть обставлен подобный опыт. Воронку, диаметром в полметра, из белого картона устанавливают, как показано на рисунке, на некотором расстоянии от 25-свечовой электрической лампочки.

Невидимая стеклянная палочка.
Снизу вводят стеклянную палочку, по возможности строго вертикально. Малейшее отклонение от вертикального положения делает то, что палочка кажется темной по оси и светлой по краям либо же, наоборот, светлой по оси и темной по краям. Обе картины освещения переходят одна в, другую при легком изменении положения палочки. После ряда проб можно добиться совершенно равномерного освещения палочки, – и тогда она для глаза, смотрящего сквозь узкое (не шире 1 см) боковое отверстие, исчезает совершенно. При такой обстановке опыта достигается полная невидимость стеклянного предмета, несмотря на то, что его преломляющая способность сильно отличается от преломляющей способности воздуха.
Другой прием, с помощью которого можно сделать невидимым, например, кусок граненого стекла, состоит в том,чтобы поместить его в ящик, покрытый изнутри светящейся краской.