Натюрморт в живописи - изображения статичных неживых предметов, объединенных в единый ансамбль. Натюрморт может быть представлен как независимое полотно, но иногда становится частью композиции жанровой сцены или целой картины.

Что такое натюрморт?

Такая живопись выражается в субъективном отношении человека к миру. Это показывает присущее мастеру понимание красоты, которая становится воплощением общественных ценностей и эстетическим идеалом времени. Натюрморт в живописи постепенно трансформировался в отдельный значимый жанр. Этот процесс занял не одну сотню лет, а каждое новое поколение художников понимало полотна и цвет согласно веяниям эпохи.

Роль натюрморта в композиции картины никогда не исчерпывается простой информацией, случайным дополнением к основному содержанию. В зависимости от исторических условий и общественных запросов предметы могут принимать более или менее активное участие в создании композиции или отельного образа, заслоняя ту или иную цель. Натюрморт в живописи как самостоятельный жанр призван достоверно передавать красоту вещей, ежедневно окружающих человека.

Иногда отдельная деталь или элемент вдруг приобретает глубокое значение, получает свой собственный смысл и звучание.

История

Как старый и почитаемый жанр натюрморт в живописи знавал взлеты и головокружительные падения. Суровый, аскетичный и минималистичный помогал создавать бессмертные монументальные обобщенные возвышенно-героические образы. Скульпторы с необычайной выразительностью наслаждались изображением отдельных объектов. Виды натюрморта в живописи и всевозможные классификации зародились в период становления искусствоведения, хотя полотна существовали задолго до написания первого учебника.

Иконописные традиции и натюрморты

В древней русской иконописи большую роль играли те немногие вещи, которые художник осмеливался внести в строгий лаконизм канонических произведений. Они способствуют проявлению всего непосредственного и демонстрируют выражение чувств в работе, посвященной абстрактному или мифологическому сюжету.

Виды натюрморта в живописи существуют отдельно от иконописных произведений, хотя строгий канон и не запрещает изображение некоторых предметов, присущих жанру.

Ренессанс натюрморта

Тем не менее, большую роль играют произведения XV-XVI веков в эпоху Возрождения. Живописец впервые обратил внимание на мир вокруг себя, стремился определить значение каждого элемента на службе человечества.

Современная живопись, натюрморт как популярный и любимый жанр зародились в период Триченто. Бытовые предметы приобрели определенное благородство и значимость владельца, которому они служили. На больших полотнах натюрморт, как правило, выглядит весьма скромно и неброско - стеклянная банка с водой, серебро изящной вазы или нежные лилии на тонких стеблях чаще ютились в темном углу картины, как бедные и позабытые родственники.

Тем не менее, в образе прекрасных и близких вещей было столько любви в стихотворной форме, что современная живопись, натюрморт и его роль в ней уже несмело проглядывали через прорехи пейзажей и тяжелые портьеры жанровых сцен.

Переломный момент

Субъекты получили реальный элемент в картинах и новое значение в 17-м веке - в эпоху, когда преобладал и доминировал натюрморт с цветами. Живопись такого рода приобрела многочисленных поклонников среди дворянства и духовенства. В сложных композициях с выраженной литературной сюжетной линией сцены получили свое место наряду с главными героями. Анализируя произведения эпохи, легко заметить, что важная роль натюрморта аналогичным образом проявилась в литературе, театре и скульптуре. Вещи начали «действовать» и «жить» в этих работах - их показывали как главных героев, демонстрируя самые лучшие и выгодные стороны предметов.

Объекты искусства, сделанные трудолюбивыми и талантливыми мастерами, несут на себе личностный отпечаток мыслей, желаний, влечений конкретного человека. живопись лучше всех психологических тестов помогают отследить психоэмоциональное состояние и достичь внутренней гармонии и целостности.

Вещи преданно служат человеку, перенимая его восторг предметами быта и вдохновляя владельцев на приобретение новых красивых, изящных мелочей.

Фламандский ренессанс

Живопись гуашью, натюрморт как жанр люди приняли не сразу. История появления, развития и повсеместного внедрения различных идей и принципов служит напоминанием о постоянном развитии мысли. Натюрморт стал известен и вошел в моду в середине 17-го столетия. жанра началась в Нидерландах, яркой и праздничной Фландрии, где сама природа располагает к красоте и веселью.

Живопись гуашью, натюрморты пышным цветом расцвели во времена грандиозных перемен, полнейшей смены политических, общественных и религиозных институтов.

Фландрское течение

Буржуазное направление развития Фландрии стало новинкой и прогрессом для всей Европы. Перемены в политической жизни привели к аналогичным нововведениям в культуре - открывшиеся перед деятелями искусства горизонты теперь не ограничивались религиозными запретами и не поддерживались соответствующими традициями.

Натюрморт как стал флагманом нового искусства, воспевавшего все естественное, яркое и прекрасное. Строгие каноны католицизма более не сдерживали полет фантазии и любознательность живописцев, а потому наряду с искусством начали развиваться наука и технологии.

Обычные бытовые вещи и предметы, ранее считавшиеся низменными и недостойными упоминания, в одночасье вознеслись до объектов пристального изучения. Декоративная живопись, натюрморт и пейзажи стали настоящим зеркалом жизни - повседневного распорядка, рациона, культуры, представлений о прекрасном.

Свойства жанра

Именно отсюда, из сознательного, углубленного изучения окружающего мира развился отдельный жанр бытовой живописи, пейзажа, натюрморта.

Искусство, обретшее определенные каноны в 17-м веке, определило основное качество жанра. Картина, посвященная миру вещей, описывает основные свойства, присущие объектам, которые окружают человека, показывает отношение мастера и его гипотетического современника к тому, что показано, выражает характер и полноту знаний о действительности. Художник обязательно передавал материальное существование вещей, их объем, вес, фактуры, цвета, функциональное назначение предметов быта и их жизненную связь с деятельностью человека.

Задачи и проблемы натюрморта

Декоративная живопись, натюрморт и бытовые сцены впитали в себя новые тенденции эпохи - уход от канонов и одновременное сохранение консервативного натурализма изображения.

Натюрморт революционной эпохи времен полной победы буржуазии отражает уважение художника к новым формам национальной жизни соотечественников, уважение к труду простых ремесленников, преклонение перед прекрасными образами красоты.

Сформулированные в 17-м веке проблемы и задачи жанра в целом не обсуждались в европейских школах вплоть до середины 19-го в. Между тем художники постоянно ставили перед собой новые и новые задачи, а не продолжали механически воспроизводить готовые композиционные решения и цветовые схемы.

Современные полотна

Фото натюрмортов для живописи, подготовленных в современных студиях, наглядно демонстрируют разницу между восприятием мира современником и человеком средних веков. Динамика объектов сегодня превосходит все мыслимые пределы, а статика предметов была нормой для того времени. Колористические комбинации 17-го века отличаются яркостью и чистотой цвета. Насыщенные оттенки гармонично вписываются в композицию и подчеркивают задумку и идею художника. Отсутствие любых канонов не лучшим образом повлияло на натюрморты 20-21-го веков, иногда поражающие воображение своей неприглядностью или нарочитой пестротой.

Методы решения проблем натюрморта стремительно меняются каждое десятилетие, способы и техника не успевают за фантазией признанных и не очень мастеров.

Ценность сегодняшних полотен состоит в выражении реальности глазами художников-современников; посредством воплощения на холсте возникают новые миры, которые смогут многое рассказать о своих создателях людям будущего.

Влияние импрессионизма

Следующей вехой истории натюрмортов стал импрессионизм. Вся эволюция направления отразилась на композициях через цвета, технику и понимание пространства. Последние романтики тысячелетия переносили на холст жизнь, как она есть - быстрые, яркие штрихи и выразительные детали стали краеугольными камнями стиля.

Живопись, натюрморты современных художников непременно несут в себе отпечаток вдохновителей-импрессионистов посредством цвета, способов и техник изображения.

Отход от стандартных канонов классицизма - трех планов, центральной композиции и исторических героев - позволил художникам развить собственное восприятие цвета и света, а также доступно и наглядно продемонстрировать свободный полет эмоций зрителям.

Основные задачи импрессионистов - изменение живописной техники и психологического содержания картины. И сегодня, даже зная обстановку той эпохи, трудно найти правильный ответ на вопрос о том, почему импрессионистские пейзажи, такие же радостные и бесхитростные, как стихи, вызывали резкое неприятие и грубые насмешки переборчивых критиков и просвещенной публики.

Импрессионистская живопись не вписалась в рамки общепринятого, поэтому натюрморты и пейзажи воспринимались как что-то вульгарное, недостойное признания наряду с прочими отбросами высокого искусства.

Художественная выставка, ставшая своеобразной миссионерской деятельностью для известных художников того времени, смогла достучаться до сердец и продемонстрировать красоту и изящество Изображения предметов и объектов всеми доступными средствами стали привычным делом даже в стенах грозных заведений, исповедующих одни лишь принципы классического искусства. Триумфальное шествие натюрмортов не прекращается с конца 19-го века, а разнообразие жанров и техник сегодня позволяет не бояться любых экспериментов с цветом, фактурами и материалами.

Что такое натюрморт?

Натюрмортом называют жанр живописи, в рамках которого изображается неживая природа. Жанр зародился в XVII веке.

Натюрморт в первую очередь удивителен и интересен тем, что заставляет людей видеть красоту и гармонию в повседневных, скучных вещах, окружающих нас постоянно, но ничем не обращающих на себя наше внимание.

Жанр не так прост, как кажется на первый взгляд: в большинстве таких картин художники используют иносказание - пытаются через определённый набор предметов, их расстановку, выбранные цвета, общую композицию сказать людям что-то важное, передать то, что их волнует, поведать о своих чувствах и мыслях.

Несмотря на мрачный перевод «мёртвая природа» , полотна зачастую пестрят яркими красками, радуют зрителя своей оригинальностью и причудливостью, пробуждают желание жить и восторгаться окружающим миром, видеть прекрасное в нём.

Существует множество видов и подвидов натюрморта, например, сюжетно-тематический, творческий, учебно-творческий, учебный. Также их подразделяют по использованным цветам, освещённости, колориту, времени исполнения, месту расположения и т. д.

Основоположниками натюрморта как самостоятельного жанра стали голландские и фламандские художники. Первоначально картины появились в религиозном обиходе. Также в эпоху зарождения жанра распространение получили картины мрачного характера с глубоким философским смыслом и тёмными тонами, в центре композиции, которых были черепа, свечи и некоторые другие атрибуты. Затем, постепенно развиваясь, жанр вбирал в себя всё новые и новые направления и раз за разом получал всё более широкое распространение во всех кругах общества. Цветы, книги, овощи и фрукты, дары моря, посуда и другие предметы быта — всё нашло своё отражение в искусстве. Одними из самых известных художников натюрмортов стали Амбросиус Басхарт, Мигель Парра, Ян Брейгель, Иозеф Лаунер, Северин Розен, Эдвард Ладелл, Ян Давидс де Хем, Виллем ван Алст, Корнелис Бризе.

В России жанр возник в начале XVIII века, но всерьёз этим никто не занимался, он считался «низшим» жанром. В начале XX века натюрмортная живопись достигла наибольшего расцвета; художники создавали свои шедевры, ставили перед собой новые задачи и достигали несказанных вершин в мастерстве, использовали необычные техники, подбирали новые образы. Русский натюрморт в отличие от западного развивался не постепенно, а в ускоренном темпе. Творя в этом жанре, прославились такие русские художники, как К. Петров-Водкин, И. Левитан, И.Ф. Хруцкий, В. Нестеренко, И.Э. Грабарь, М. Сарьян, А. Осмеркин, П.П. Кончаловский, С.Е. Захаров, С.И.Осипов и многие другие.

В современной живописи натюрморт претерпевает новый подъём и теперь прочно занимает полноправное место среди других жанров изобразительного искусства. Сейчас это одно из самых востребованных направлений в живописи. Имея огромное количество возможностей для самореализации себя в творчестве, художники пишут самые разнообразные натюрморты. А зрители, в свою очередь, покупают картины, украшают ими интерьеры, оживляя свой дом и принося в него уют и радость. Натюрмортами постоянно пополняются музеи, открываются всё новые и новые выставки в различных городах и странах, на которые приходят толпы заинтересованных искусством зрителей. Спустя несколько столетий, пройдя долгий полноценный путь развития, натюрморт по-прежнему актуален и не утратил своей значимости в мировой живописи.

Натюрморт как самостоятельный жанр живописи окончательно оформился в XVII в. в творчестве голландских и фламандских художников.

До этого времени он не являлся самостоятельным жанром, а лишь включался в другие жанры в качестве обрамления других картин (например, цветочными гирляндами), украшения мебели, интерьера и т.д.

Термин

Слово «натюрморт» в переводе с французского означает «мёртвая природа» (nature morte). Цветы в вазе – это натюрморт; те же цветы на клумбе или в палисаднике – пейзаж. В широком смысле натюрморт – это художественное изображение неодушевлённых предметов: растений, дичи, посуды и т.д. Художник не изображает предметы «с натуры», как они расположены в интерьере, а сознательно так компонует их, чтобы решить какую-то свою смысловую и художественную задачу.
Часто натюрморты содержат скрытую аллегорию через использование обычных предметов, которые художник наделяет символом, дополнительным смыслом и значением. Пример аллегорического натюрморта – ванитас (с латинского vanitas «суета, тщеславие»).

Разновидности натюрморта

Ванитас

Майкл Конрад Хирт. Ванитас
Ванитас – аллегорический натюрморт. Обычно на нём, среди прочего, изображается череп. Такой натюрморт предназначен для напоминания о быстротечности жизни, тщетности удовольствий и неизбежности смерти – раздумий над смыслом человеческого существования. Термин взят из стиха из Библии: «Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, – всё суета!». По-латински это звучало так: «Vanitas vanitatum dixit Ecclesiastes vanitas vanitatum omnia vanitas ». Более подробно о ванитас можно прочитать .

Голландский натюрморт

Нидерландский натюрморт, оформившийся в XVII в. как самостоятельный жанр, оказал влияние на дальнейшее развитие всей европейской живописи. Оказывается, обычные предметы также живут, но жизнь их тиха и незаметна для человека. В этом есть какая-то тайна. Видимо, поэтому жанр натюрморта стал популярным и сохранился до наших дней. Иногда натюрморт притягивает взгляд, волнует чувства, от него невозможно оторваться – возникают какие-то ассоциации, мимолётные воспоминания...

Цветочный натюрморт

Этот вид натюрморта, пожалуй, самый распространённый и самый первый, выделившийся в отдельный жанр.

Ян Давидс де Хем (1606-1684). Натюрморт с цветочной вазой (около 1645). Национальная галерея искусства (Вашингтон)
Традиционно в Нидерландах выращивалось много цветов, разводились сады, поэтому цветочные натюрморты были естественным продолжением жизни общества. Самыми первыми художниками этого жанра были Амброзиус Босхарт Старший (1573-1621) и Бальтасар ван дер Аст (1593-1657).

Амброзиус Босхарт Старший «Тюльпаны, розы, белые и розовые гвоздики, незабудки и другие цветы в вазе» (около 1619). Масло на меди

Учёный натюрморт

Наиболее интеллектуальный вид натюрморта. В таких натюрмортах предполагалось размышление над изображённым, а для этого – знание Библии и другие познания о мире. В эту категорию можно отнести и ванитас, но учёный натюрморт по тематике шире: в нём присутствуют книги, музыкальные инструменты и т.д.

Мария ван Остервейк. Натюрморт

Д. Анненков «Размышления с Бодлером»

Натюрморт в русской живописи

В России натюрморт как самостоятельный жанр появился в начале XVIII в. Но некоторое время (почти до конца XIX в.) натюрморт считался низшим жанром и изображал только цветы и фрукты.
Известным художником этого жанра в XIX в. был И. Хруцкий.

И. Хруцкий. Натюрморт с вазой (1832)

И. Хруцкий «Цветы и плоды» (1838)
В ХХ в. русская натюрмортная живопись стала равноправной среди прочих жанров. Художники работали над совершенством цвета, формы, композиции, жанр стал быстро развиваться.
Известные русские и советские художники, работавшие и работающие в жанре натюрморта: Константин Коровин (1861-1939), Игорь Грабарь (1871-1960), Пётр Кончаловский (1876-1956), Кузьма Петров-Водкин (1878-1939), Мартирос Сарьян (1880-1972), Илья Машков (1881-1944), Елена Скуинь (1909-1986), Пётр Альберти (1913-1994), Сергей Осипов (1915-1985), Евгения Антипова (1917-2009), Виктор Тетерин (1922-1991), Майя Копытцева (1924-2005), Ярослав Крестовский (1925-2003), Владимир Стожаров (1926-1973), Борис Шаманов (1931-2008) и др.

Е. Скуинь «Пионы и вишня» (1956)

В. Стожаров. Натюрморт с рябиной (1969)

Натюрморт в различных стилях и направлениях искусства

Рубеж XIX-XX вв. известен экспериментами в области художественного творчества. Натюрморт также не избежал этой участи. Первыми начали экспериментировать с натюрмортом Поль Сезанн, Поль Гоген, Анри Матисс и др.

П. Сезанн. Натюрморт с драпировкой (1889). Эрмитаж (Санкт-Петербург)
Смело экспериментировал кубист П. Пикассо.

П. Пикассо «Кувшин, бокал и книга» (1908)
Ж. Брак также работал в стиле кубизма.

Ж. Брак «Музыкальные инструменты» (1908)
Кубофутуристы работали в поисках нового пространственно-временного измерения.

К. Малевич «Корова и скрипка» (1913). Государственный Русский музей (Санкт-Петербург)
Его «... интуитивное чувство нашло в вещах энергию диссонансов, полученных от встречи двух противоположных форм» (К. Малевич «От кубизма и футуризма к супрематизму»).
В метафизических натюрмортах Джорджо Моранди (1890-1964) предметы прижимаются друг к другу, образуя плотные группы, словно стремясь сохранить тепло, страшась внешнего холода и агрессии.

Джорджо Моранди. Natura Morta (1956)
Самый известный представитель сюрреализма Сальвадор Дали в своей знаменитой работе «Постоянство памяти», являющейся по сути аллегорическим натюрмортом, размышляет об относительности времени.

С. Дали «Постоянство памяти» (1931)
Коммерческая реклама второй половины XX в. воспитала в людях алчное отношение к вещам и ненасытимое потребление. Налицо фетишизация предмета. Элементы натюрмортного жанра начинают преобразовываться из искусства в источник потребления.

Энди Уорхол «Банка с супом Кэмпбелл» (1968)
Дмитрий Краснопевцев представляет русское «неофициальное» искусство, хотя имеет вполне официальное классическое художественное образование (окончил Московский художественный институт имени В. И. Сурикова).

Д. Краснопевцев. Натюрморт
Основной жанр Краснопевцева – близкий к сюрреализму «метафизический натюрморт» с простой, часто побитой керамикой, сухими растениями и раковинами. Эти работы, написанные в пепельных тонах, развивают мотив бренности и ирреальности мира.
А вот картины-натюрморты современного художника Дмитрия Анненкова вполне «одушевлённые». Они разные: радостные, грустные, смешные, но вполне живые. Их хочется потрогать. Глядя на эти натюрморты, невозможно удержаться от доброй улыбки.

Д. Анненков «Натюрморт с кофемолкой»

Д. Анненков «Весеннее солнце»

Д. Анненков «Воспоминания о лете»

Какая это странная живопись - натюрморт: она заставляет любоваться копией тех вещей, оригиналами которых не любуешься.

Блез Паскаль

И правда, задерживал ли Ты когда-нибудь взгляд на фруктах из кухонного стола? Ну... разве что, когда был голоден, правда? А вот картиной с фруктовой композицией или роскошным букетом цветов можно любоваться часами. Именно в этом - особая магия натюрморта.

В переводе с французского языка натюрморт означает «мертвая природа» (nature morte). Однако это лишь дословный перевод.

На самом деле натюрморт - это изображение неподвижных, застывших предметов (цветов, овощей, фруктов, мебели, ковров и т. д.). Первые натюрморты встречаются на фресках Древней Греции и Древнего Рима.

Натюрморт (фреска из Помпей) 63-79 г., Неаполь, Национальная галерея Каподимонте. Автор неизвестен.

Когда в гости к римлянину приходил друг, правила хорошего тона требовали, чтобы хозяин дома показал лучшее из своей серебряной посуды. Эту традицию ярко отражает натюрморт из гробницы Вестория Приска в Помпеях.

В центре композиции - сосуд для смешивания вина и воды, воплощение бога плодородия Диониса-Либера. По обе стороны на золотом столе симметрично расставлены кувшины, черпаки, рога для вина.

Однако натюрморт - это не только фрукты, овощи и цветы, но и... человеческий череп, призванный отразить быстротечность человеческой жизни. Именно так представляли натюрморт сторонники жанра «Ванитас», представители ранней стадии развития натюрморта.

Выдающийся пример - аллегорический натюрморт голландского художника Виллема Класа Хеды , где рядом с черепом изображена трубка - символ неуловимости земных наслаждений, стеклянный сосуд - отражение хрупкости жизни, ключи - символ власти домашней хозяйки, управляющей запасами. Нож символизирует уязвимость жизни, а жаровня, в которой едва теплятся угли, значит ее угасание.

Суета сует. Ванитас, 1628, Виллем Клас Хеда.

Виллема Хеду по праву называют «мастером завтраков». С помощью интересной расстановки пищи, посуды и кухонных принадлежностей художник удивительно точно передавал настроение картин. А его мастерство изображать блики света на идеально гладких поверхностях серебряных чаш и стеклянных кубков поражала даже именитых современников художника.

Невероятно, насколько точно и деликатно Хеда умел передавать каждую мелочь: игру света, особенности формы, цвета предметов. Во всех картинах голландца - таинственность, поэтичность, искреннее восхищение миром предметов.

Натюрморты известных художников

Натюрмортом часто увлекались знаменитые художники. Именно о мастерах кисти и об их восхитительных произведениях я расскажу Тебе дальше.

Пабло Пикассо - самый дорогой художник мира

Уникальный и неподражаемый - именно так называют выдающегося испанского художника ХХ в. Пабло Пикассо. Каждая работа автора - тандем оригинального замысла и гениальности.

Натюрморт с букетом цветов, 1908 г.

Натюрморт с луковицами, 1908 г.

Кроме традиционно совершенных реалистичных, наполненных света и ярких красок, или же мрачных, выполненных в голубовато-серых тонах натюрмортов, Пикассо увлекался кубизмом . Художник раскладывал предметы или героев своих картин на мелкие геометрические фигуры.

И хотя искусствоведы не признали кубизм Пикассо, сейчас его работы прекрасно продаются и принадлежат самым богатым коллекционерам мира.

Гитара и ноты, 1918 г.

Эксцентричный Винсент Ван Гог

Наряду со знаменитой «Звездной ночью» серия картин с подсолнухами стала уникальным символом творчества Ван Гога. Художник планировал украсить подсолнухами свой дом в Арле к приезду друга Поля Гогена.

«Небеса - восхитительного голубого цвета. Солнечные лучи - бледно-желтые. Это мягкое, волшебное сочетание небесной лазури и желтых тонов из картин Вермеера Делфтского... Я не могу написать что-то столь прекрасное...» - обреченно говорил Ван Гог. Возможно, именно поэтому художник рисовал подсолнухи бесчисленное количество раз.

Ваза с 12 подсолнухами, 1889 г.

Несчастная любовь, бедность и непринятие его творчества побуждают художника к безумным поступкам и изрядно подрывают здоровье. Но о живописи талантливый художник упорно писал: «Даже если я упаду девяносто девять раз, я все равно поднимусь в сотый раз».

Натюрморт с красными маками и ромашками. Овер, июнь 1890 г .

Ирисы. Сен-Реми, май 1890 г.

Всеохватывающие натюрморты Поля Сезанна

«Я хочу вернуть природе вечность», - любил повторять великий французский художник Поль Сезанн. Художник изображал не случайную игру света и тени, не меняющиеся, а постоянные характеристики предметов.

Стремясь показать предметы со всех сторон, он описывает их так, что зритель любуется натюрмортом, словно под разными углами. Мы видим стол сверху, скатерть и фрукты - сбоку, ящик в столе - снизу, а кувшин - с разных сторон одновременно.

Персики и груши, 1895 г.

Натюрморт с вишнями и персиками, 1883-1887 гг.

Натюрморты современных художников

Палитра цветов и самых разнообразных оттенков позволяет нынешним мастерам натюрморта достичь невероятной реалистичности и красоты. Хочешь полюбоваться впечатляющими картинами талантливых современников?

Британец Сесил Кеннеди

От картин этого художника невозможно оторвать взгляд - настолько чарует его разнотравье! М-м-м… Кажется, я уже чувствую запах этих удивительно красивых цветов. А Ты?

Сесила Кеннеди по праву считают самым выдающимся британским художником современности. Обладатель нескольких престижных премий и любимец многих «сильных мира сего», Кеннеди все же стал известным, только когда ему исполнилось далеко за 40.

Бельгийский художник Джулиан Стапперс

Сведения о жизни бельгийского художника Джулиана Стапперса скудны, чего не скажешь о его картинах. Жизнерадостные натюрморты художника - в коллекциях самых богатых людей мира.

Грегори Ван Раальте

Современный американский художник Грегори Ван Раальте особое внимание обращает на игру света и тени. Художник убежден, что свет должен падать не прямо, а через лес, листья деревьев, лепестки цветов, или отображаться от поверхности воды.

Талантливый художник живет в Нью-Йорке. Увлекается рисованием натюрмортов в технике акварель.

Иранский художник Али Акбар Садехи

Ali Akbar Sadeghi - один из самых успешных иранских художников. В своих работах он искусно сочетает композиции традиционных иранских картин, персидские культурные мифы с иконописью и искусством витража.

Натюрморты современных украинских художников

Что ни говори, а в украинских мастеров кисти - свое, уникальное видение его величества натюрморта. И сейчас я Тебе это докажу.

Сергей Шаповалов

Картины Сергея Шаповалова пестрят солнечными зайчиками. Каждый его шедевр наполнен светом, добром и любовью к родной земле. А родился художник в селе Ингуло-Каменка Новгородковского района Кировоградской области.

Сергей Шаповалов – заслуженный художник Украины, член Национального союза художников.

Игорь Деркачев

Украинский художник Игорь Деркачев родился в 1945 году в Днепропетровске, где проживает и сейчас. Двадцать пять лет посещал художественную студию Дома культуры студентов им. Ю. Гагарина, сначала как студиец, а потом в качестве преподавателя.

Картины художника пронзены теплом,любовью к родным традициям и дарам природы. Эта особая теплота через картины автора передается и всем поклонникам его творчества.

Виктор Довбенко

По словам автора, его натюрморты - зеркало собственных чувств и настроений. В букетах роз, в россыпях васильков, астр и георгинов, в «душистых» лесных картинах - неповторимый летний аромат и бесценные дары богатющей природы Украины.