Клеопатра VII (69 - 30 гг. до н. э.) - последняя царица Египта, самая знаменитая женщина античной эпохи.
Клеопатра родилась 2 ноября 69 до н. э. Она является одной из трёх (известных) дочерей царя Птолемея XII Авлета из македонской династии Птолемеев, основанной Птолемеем I - полководцем Александра Македонского.

Достоверных изображений Клепатры не сохранилось. Существует несколько античных бюстов Клеопатры, самым достоверным считается алжирский бюст Клепатры, сейчас находящийся в Берлинском музее античности, созданный после её смерти по случаю свадьбы дочери Клеопатры. Одни ученые считают, что это бюст самой Клеопатры в её последние годы, другие считают, что бюст изображает не Клеопатру, а её дочь. Сохранились изображения Клеопатры на монетах, отлитых в её царствование, однако сложно сказать, насколько они отражают её действительную внешность.
Древнегреческий историк Плутарх, видевший портрет Клеопатры, в биографии Марка Антония описывает внешность Клеопатры так: "красота этой женщины была не тою, что зовется несравненною и поражает с первого взгляда, зато обращение ее отличалось неотразимою прелестью, и потому ее облик, сочетавшийся с редкою убедительностью речей, с огромным обаянием, сквозившим в каждом слове, в каждом движении, накрепко врезался в душу. Самые звуки ее голоса ласкали и радовали слух, а язык был точно многострунный инструмент, легко настраивающийся на любой лад, - на любое наречие, так что лишь с очень немногими варварами она говорила через переводчика, а чаще всего сама беседовала с чужеземцами - эфиопами, троглодитами, евреями, арабами, сирийцами, мидийцами, парфянами… Говорят, что она изучила и многие языки, тогда как цари, правившие до нее, не знали даже египетского, а некоторые забыли и македонский".


Римский историк Секст Аврелий Виктор, негативно настроеннный к Клеопатре, пишет о ней так: "Она была так развратна, что часто проституировала, и обладала такой красотой, что многие мужчины своей смертью платили за обладание ею в течение одной ночи". Впрочем, к римским источникам, описывающим Клеопатру, не стоит относиться с доверием, т.к. Клеопатра в глазах римлян была врагом, а античная историография Клеопатры была инспирирована победителем Клеопатры, императором Октавианом Августом, вовсе не желавшим её идеализации.

Завещание Птолемея XII, умершего в марте 51 до н. э., передавало престол Клеопатре и её младшему брату Птолемею XIII, которому тогда было около 9 лет, и с которым она сочеталась формальным браком, так как согласно птолемеевскому обычаю женщина не могла царствовать самостоятельно. Клеопатра сначала правила одна, отстранив малолетнего брата, но затем последний одержал реванш, опираясь на евнуха Потина (бывшего кем-то вроде главы правительства) и полководца Ахилла.
В это время в Римской республике шла гражданская война между Цезарем и Помпеем. Побежденный Помпей бежал в Египет, надеясь найти поддержку, однако был убит приближенными Птолемея, надеявшими снискать благосклонность Цезаря. Однако Цезарь, прибыв в Египет, был разгневан расправой над Помпеем. Цезарь решает навести порядок в Египте, раздираемом меджуусобицей между Клеопатрой и её братом. Плутарх в биографии Цезаря так описывает первую встречу Цезаря и Клеопатры:
"Клеопатра, взяв с собой лишь одного из друзей, Аполлодора Сицилийского, села в маленькую лодку и при наступлении темноты пристала вблизи царского дворца. Так как иначе трудно было остаться незамеченной, то она забралась в мешок для постели и вытянулась в нем во всю длину. Аполлодор обвязал мешок ремнем и внес его через двор к Цезарю. Говорят, что уже эта хитрость Клеопатры показалась Цезарю смелой и пленила его. Окончательно покоренный обходительностью Клеопатры и ее красотой, он примирил ее с царем для того, чтобы они царствовали совместно".

Против Цезаря в Египте начался мятеж, который Цезарь сумел подавить. Царь Птолемей погиб. Клеопатра, формально сочетавшаяся с другим своим малолетним братом Птолемеем XIV, фактически стала безраздельной правительницей Египта под римским протекторатом, гарантией которого являлись оставленные в Египте три легиона.
Клеопатра родила от Цезаря сына, которого назвали Цезарионом. Летом 46 года до н.э. Цезарь вызывает Клеопатру в Рим (формально - для заключения союза между Римом и Египтом). Клеопатре была выделена вилла Цезаря в его садах на берегу Тибра. Ходил даже слух, что Цезарь собирается взять Клеопатру своей второй женой и перенести столицу в Александрию. Сам Цезарь приказал поместить позолоченную статую Клеопатры у алтаря Венеры Прародительницы (Венеры как мифического предка рода Юлиев, к которому он принадлежал). Однако Цезарь не решился официально признать Цезариона своим сыном.
Цезарь был убит в результате заговора 15 марта 44 до н. э. Месяц спустя, в середине апреля, Клеопатра покинула Рим и в июле прибыла в Александрию. Вскоре после этого умер 14-летний Птолемей XIV. По утверждению Иосифа Флавия, он был отравлен сестрой: рождение сына дало Клеопатре формального соправителя. В этой ситуации взрослеющий брат был ей совершенно излишен.
В Риме началась гражданская война между убийцами Цезаря, Кассием и Брутом с одной стороны, и с другой стороны - его наследниками Антонием и Октавианом. Антоний и Октавиан победили. При разделе римского мира, произведенном после разгрома республиканцев, Антонию достался Восток. Антоний, планирующий войну с парфянами, прибывает в Египет, чтобы заручиться помощью Египта. Клеопатре на момент их встречи было 29 лет, Антонию - 40. На встречу с Антонием царица прибыла, по словам Плутарха "на ладье с вызолоченной кормою, пурпурными парусами и посеребренными веслами, которые двигались под напев флейты, стройно
сочетавшийся со свистом свирелей и бряцанием кифар. Царица покоилась под расшитою золотом сенью в уборе Афродиты, какою изображают ее живописцы, а по обе стороны ложа стояли мальчики с опахалами - будто эроты на картинах. Подобным же образом и самые красивые рабыни были переодеты нереидами и харитами и стояли кто у кормовых весел, кто у канатов. Дивные благовония восходили из бесчисленных курильниц и растекались по берегам". Антоний был совершенно пленён Клеопатрой. Их роман продлился более 10 лет до самой их смерти. У Клеопатры было трое детей от Антония.

К 32 году до н.э. отношения между бывшими союзниками - Антонием и Октавианом - окончательно превратились из дружеских во враждебные. Антоний, увлеченный Клеопатрой и порвавший со своей официальной женой Октавией (сестрой Октавиана), раздававший детям от Клеопатры римские земли, стал выглядеть в глазах римлян изменником. В битве при Акциуме 2 сентября 31 до н. э. флот Антония и Клеопатры проиграл, побежденные вернулись в Египет и пытались бежать в Индию, но при попытке перетащить суда волоком через Суэцкий перешеек их сожгли арабы. От плана побега пришлось отказаться.
Когда Октавиан достиг Египта, Антоний покончил с собой, бросившись на меч. Клеопатра пыталась соблазнить Октавиана или хотя бы договориться с ним, но чары 39-летней царицы на этот раз оказались бессильны. Октавиан хотел увезти Клеопатру как пленницу в Рим для участия в своем триумфе, однако Клеопатра покончила с собой. По самой распространённой версии, Клеопатра умерла от укуса змеи, однако змею в комнате не нашли. По другой, более правдоподобной версии, Клеопатра отравилась ядом. В пользу этой версии говорит быстрая смерть Клеопатры, то, что она незадолго до смерти испытывала яды на заключенных, и наконец, то, что вместе с Клеопатрой нашли двух мертвых служанок (сомнительно, что одна змея умертвила трех человек). Октавиан безуспешно пытался оживить Клеопатру с помощью псиллов, экзотического племени, умевшего высасывать яд безвредно для себя.

Образ Клеопатры много раз воплощен в кинематографе. Самой известной исполнительницей роли Клеопатры является ушедшая от нас 23 марта Элизабет Тейлор. Фильм "Клеопатра" с Элизабет Тейлор в главной роли вышел на экраны в 1963 году.

Предшественницами Элизабет Тейлов в исполнении роли Клеопатры были не менее известные актрисы - Вивьен Ли (фильм "Цезарь и Клеопатра", 1945 год) и Софи Лорен (фильм "Две ночи с Клеопатрой", 1953 год).

Из современных воплощений Клеопатры в кино можно отметить, например, Монику Белуччи в фильме "Астерикс и Обеликс: Миссия "Клеопатра".

Иисус, Тутанхамон, Юлий Цезарь, Наполеон – вы точно не впервые слышите имена этих легендарных людей. Но если об их деятельности известно многое, то о внешности приходится только гадать. Между тем, современные технологии позволяют немного приблизиться к истине и воссоздать утраченное.

INK откроет вам глаза на то, как в действительности выглядели знаменитые исторические личности.

Иисус Христос

Эта реконструкция Христа, создана британскими учеными с помощью методов криминалистики, считается самой точной. Да, наши традиционные представления о внешности Сына Божьего сильно отличаются от действительности.

Тутанхамон

Уфологи долгое время доказывали, что странные останки Тутанхамона свидетельствуют о его инопланетном происхождении. Их теорию разоблачили британские ученые, которые реконструировали внешний вид фараона, и выяснили, что в нем нет ничего «инопланетного». Физическая деформация тела Тутанхамона была результатом инцеста между его родителями, и, как следствие, генетических болезней.

Клеопатра

В кинематографе роль Клеопатры всегда доставалась эффектным актрисам, вроде Вивьен Ли, Элизабет Тейлор или Моники Беллуччи. На самом деле, неотразимая внешность царицы – миф. Историческая реконструкция свидетельствует о том, что роковая женщина вовсе не была красоткой.

Гай Юлий Цезарь

Внешность известного римского императора Юлия Цезаря, возлюбленного Клеопатры, до сих пор остается загадкой. На старинных бюстах, найденных археологами, у него разные черты лица. Современные антропологи предполагают, что полководец выглядел именно так.

Данте Алигьери

Портрет Данте Алигьери, создан благодаря 3D-технологяим, немного отличается от того, который нарисовал итальянец Ботичелли. Хотя изогнутый нос, напоминающий по форме птичий клюв, остался неизменной чертой поэта.

Максимилиан Робеспьер

3D реконструкция знаменитого деятеля Великой Французской революции поражает своей детализацией. Выполнена она на основе копии посмертной маски Робеспьера, сделанной мадам Тюссо. Во время революции Мари Тюссо снимала маски с отрубленных голов приговоренных бунтарей и выставляла в своей галерее.

Уильям Шекспир

3D-модель лица Уильяма Шекспира также была выполнена с его посмертной маски. Правда, в подлинности реконструкции можно усомниться. Нет уверенности в том, что маска, которой уже около четыреста лет, действительно принадлежала знаменитому драматургу.

Наполеон Бонапарт

Благодаря посмертной маске ученым удалось воссоздать в мельчайших деталях и лицо Наполеона. Судя по реконструкции, исторические портреты великого полководца немного приукрасили действительность.

Иоганн Себастьян Бах

Новый потрет немецкого композитора XVIII века, созданный шотландской исследовательницей Кэролайн Уилкинсон, не слишком похож на тот, который мы привыкли видеть в школьных учебниках. Впрочем, на последнем композитор всегда был в парике.

Святой Валентин

«Оцифровали» лик Святого Валентина бразильские ученые. Несмотря на ограниченный доступ к мощам святого, которые хранятся в Ватикане, им удалось сфотографировать останки и восстановить первое подобие римского епископа третьего века.

Следи за INK в социальных сетях и узнавай обо всем первым! Мы в Опубликовано: Февраль 28, 2015

Клеопатра в искусстве и живописи: экзотическая королева и роковая женщина

Клеопатра вдохновляла художников ещё с эпохи Возрождения. С одной стороны она была великой царицей, чьей привлекательности поддались Цезарь и Антоний, два наиболее влиятельных римских военачальника. С другой стороны, её трагическое самоубийство, которое лишило победителя, по крайней мере, части его триумфа. Тем не менее, древние авторы согласны с фактом, что Клеопатру укусила змея в руке. Укус в грудь - выдумка Шекспира, которая позже была охотно подхвачена изобразительным искусством.


Гвидо Рении: «Смерть Клеопатры» (1625-1630)

Гвидо Рени показывает Клеопатру в позе кающейся грешницы. Для сравнения, справа находится его картина «Мария Магдалина» (1635). На ней изображена та же поза, и то же выражение. Разница, помимо обязательного присутствия змеи, только в освещении, которое обещает даровать Марии Магдалене божественную благодать. В данном случае, историческая достоверность двух женщин, чей внешний вид и убранство отвечает XVII веку, абсолютно не важна.

Гвидо Каньяччи: «Смерть Клеопатры» (1658)

Гвидо Каньяччи величественно изобразил обнажённую девушку, которая мирно ушла из жизни, хотя на момент смерти Клеопатре было почти 40 лет. Как и многие мадонны того времени Клеопатра и её слуги имели светлые или каштановые волосы, которые показывают, что иностранный/экзотический элемент маловажен для художника. Ему это скорее казалось хорошей возможностью показать, как можно больше обнажённого тела, что, безусловно, было не так легко сделать со святыми.

Герард де Лересс: «Пир Клеопатры» (прибл.1680) и Джованни Баттиста Тьеполо: «Пир Клепатры» (прибл.1744)

Лересс и Тьеполо показали Клеопатру как типичную правительницу эпохи барокко, которая в своём дворце принимает иностранного военачальника. Архитектура - самый важный элемент, который не имеет абсолютно ничего общего с чужой культурой или эпохой. В случае Лересса «экзотика» ограничена обнажённой грудью Клеопатры, которая находится под значительным влиянием воображения его времени, как исторической реальности, и одеждой, которую носил Антоний. Тьеполо в этом случае идёт ещё дальше, его персонажи почти полностью одеты по современной моде. Подобные изменения от исторических до данных вытекают не столько из несостоятельности художников, сколько из полного безразличия к исторической достоверности.

Особенно по сравнению с Тьеполо кажется, что Реньо прикладывает немного больше усилий в достижении исторической точности. Но это только на первый взгляд. Для сравнения рядом представлен портрет Жозефины де Богарне написанный Пьером Полем Прюдоном (1805). Это подтверждает, что и здесь одежда, мебель и даже поза собраны из тогда действующего неоклассицизма.

Жан-Леон Жером: «Клеопатра перед Цезарем» (1866)

Впервые крупные изменения становится очевидны в этой картине Жерома. На ней молодая женщина представляет своё великолепное тело, где Цезарь конечно же зритель. Экзотичность её одежды подчёркивает темнокожий нубийский раб. Цезарь в отличие от них почти исчезает в тени, это старый уже лысеющий мужчина. Хотя могут быть сомнения в том, что Жером достиг гораздо большей исторической реальности, чем его предшественники, очевидно, что в его картине экзотический аспект истории сместился в центр внимания.

Жан Андре Риксен: «Смерть Клеопатры» (1874)

Этот процесс становится еще более очевидным в картине Жана Андре Риксена. Здесь представлено и хорошо освещено сладострастное обнаженное тело женщины. Экзотические мечты стали очень модными благодаря популярному в то время ориентализму. Клеопатра появляется как одалиска, как белая рабыня гарема. Историческая странность, которая во многом игнорировались в XVIII веке, в настоящее время является необходимой декоративной деталью.

Александр Кабанель: «Клеопатра испытывает яд на приговоренных к смерти» (1887)

На картине Кабанеля снова доминирует зрелище. Красивая, но жестокая Клеопатра изучает холодный и бесстрастный эффект яда на нескольких бедных заключенных. Художник также прилагает большие усилия к экзотической одежде и египетской архитектуре на заднем плане, которую он, вероятно, знал по очень популярным тогда картинам Дэвида Робертса.

Фредерик Артур Бриджман: «Клеопатра на террасах Филе» (1896)

Для Бриджмена архитектура играет столь же важную роль. Ей он добавил свет и пейзаж. Сам Бриджмен путешествовал по Египту и использовал свои впечатления в серии картин - лишь частично с историческими мотивами. Клеопатра уже не так важна. Она просто предлог, чтобы представить красивую женщину на фоне египетского пейзажа.

Поэтому мы можем утверждать, что восточное экзотическое убранство, которое появилось в середине XIX века, увеличивалось всё больше и больше, пока она не превратилось в основную цель.

Дьюла Бенцур: «Смерть Клеопатры» (1911)

Картина Дьюла Бенчура особенно впечатляет в этом контексте. Он возвращается не только к традиционной позе (барокко), но единственный показывает страдания пожилой женщины.

Арт-деко

С успехом современного искусства фактически наступил и конец истории искусства. Ни один художник больше не смог решится показать Клеопатру такой, какой она была. Ответ арт-деко заключается в том, чтобы использовать историю как знак, символ. Клеопатру преобразовали из исторической фигуры в зеркальное отображение чарующей женщины ревущих двадцатых, в неподвластную времени роковую женщину.

Клеопатры в стиле арт-деко написанные Джозефо Кристиано Лейендекером (1920-е), Рольфо Армстронгом (1939) и Генри Клайвом (прибл. 1946).

Кино

Реальным наследником истории живописи стал кинематограф. И если вы посмотрите на изображения Клеопатры в кино, то сразу поймете, как долго эти кинокартины находились под влиянием истории живописи преимущественно XIX века.

Вивьен Ли в роли Клеопатры в 1945 году и Элизабет Тэйлор в 1963 году

Леонор Варела в роли Клеопатры в 1999 году и Моника Беллуччи в 2002 году

Картины в галерее:



От: ,  26491 просмотров
- Присоединяйтесь!

Ваше имя:

Комментарий:

У многих из нас есть любимые знаменитости – звезды кино, певицы, или топ-модели.



Если не красотой, чем же прославилась Царица?



Прославилась Клеопатра необычайным обаянием и искусством обольщения, чарующим голосом и светлым умом, она отлично пользовалась своими способностями для очарования римского полководца Марка Антония. История их любви вдохновила множество писателей и поэтов, художников и режиссеров на создание литературных произведений, картин и кинофильмов. Благодаря их трудам Клеопатра стала одной из самых знаменитых женщин в истории. Имя царицы, скорее всего, уже никогда не будет забыто.



А как выглядела Клеопатра, была ли она настоящей небесной красавицей, не знает никто.


Подлинный облик Царицы нелегко разглядеть из-за окружающего её романтического ореола и многочисленных художественных произведений. Нет никаких достоверных изображений, которые точно, без идеализации, передали бы её физический облик.


Повреждённый бюст из Алжира, созданный после смерти Клеопатры по случаю брака Клеопатры Селены, её дочери от Марка Антония, с царем Мавритании Юбой, передает внешность Царицы в её последние годы; хотя иногда этот бюст приписывают дочери Клеопатры.


Еще Клеопатре приписывают эллинистические бюсты, изображающие молодых привлекательных женщин с типично греческими лицами. Но персоны, с которых делали бюст, точно не идентифицированы. Есть мнение, что бюсты, изображающие именно Клеопатру, хранятся в Берлинском музее и музее Ватикана, но это не более чем версии и домыслы.



Хотя сейчас некоторые, которые называют себя учеными, берутся воссоздать точный портрет красавицы Клеопатры, с помощью содружества современных технологий и исторического наследия. Можно ли верить полученным образам?


Доверять ученым, которые утверждают, что сделали точную реконструкцию внешности царицы Клеопатры нельзя. Подобные деятели просто-напросто хотят получить пиар и известность, попользовавшись славой Клеопатры. Сами подумайте – вокруг масса людей, называющих себя учеными, при этом за всю свою жизнь не сделавших ни одного стоящего открытия.


Для человека науки, человека творческого, это хуже смерти, ведь он прекрасно осознает, что уйдет в мир иной ничего не оставив после себя, его имя сразу же забудут даже коллеги по работе, не говоря о людях, далеких от их деятельности. Поэтому ученому ничего не остается, кроме как найти великого персонажа в истории, например царицу Клеопатру, провести сомнительные исследования, в завершении которых заявить миру – Я воссоздал облик Клеопатры! Ты можешь только предполагать, ведь образов Клеопатры было очень много, и где наиболее достоверный трудно сказать.


Даже люди, живущие в одно время, могут давать разное описание одной и той же личности, что тогда говорить о царице Клеопатре, имя которой еще при жизни было окутано мистикой и легендами…


Поэтому, не верьте подобным ученым, делающими громкие заявления на пустом месте, они за все берутся - предсказывают конец света, глобальное потепление и глобальное похолодание, в общем, делают все, чтобы привлечь к себе внимание и всеми путями выбить деньги. А самое главное, что при ближайшем рассмотрении личности подобных ученых, выясняется, что это никакие и не ученые, а непонятно кто.



История такая наука, которая имеет множество неточностей. Историю с давних пор переделывают под себя - одних царей обожествляют и делают героями, других хотят показать истинными чудовищами. Кто серьезно интересовался историей России и СССР, прекрасно знают, как можно перевирать историю.


Если можно искажать историю недавних дней, то, что говорить о событиях произошедших 2000 лет назад? Поэтому, мы никогда не узнаем, как выглядела настоящая Царица Клеопатра, мы будем знать ее по легендам и творчеству писателей, художников, режиссеров, каждый из которых внес в образ Клеопатры частичку своей души.




Если неизвестно, как выглядела Клеопатра, можно фантазировать и создавать множество образов.









Целых две тысячи лет Клеопатра остается своеобразным идеалом женской красоты. Древняя царица вдохновляла сотни скульпторов, художников и поэтов на созидание шедевров. Очаровательная соблазнительница, умелый манипулятор с внешностью ангела - но так ли красива была Клеопатра на самом деле?

Вконтакте

Однокласники


Легенда о красоте

Последняя правительница Египта прославилась в веках как невероятная красавица. 21 год Клеопатра VII Филопатор умудрялась сохранять власть над Египтом, умело манипулируя такими могущественными людьми как Юлий Цезарь и Марк Антоний. По легенде, расположение правителей Римской империи Клеопатра сохраняла исключительно благодаря своей красоте…


Кассий и Плутарх

Через два столетия после правления египетской царицы римский историк Дион Кассий будет описывать ее как женщину невероятной красоты, поражающей в самое сердце. Однако веком ранее греческий философ Плутарх дает Клеопатре несколько другую характеристику: «Красота ее не ослепительна, она не восхищает ни подданных, ни друзей». Кому же верить?


Уродливый аверс

Хотя скульптур с изображением Клеопатры не осталось вовсе, археологи нашли массу монет той эпохи. Царица на них выглядит, прямо скажем, довольно отталкивающе: жесткое, угловатое лицо и нос крючком. Историки, правда, уверены, что и монеты нельзя воспринимать всерьез — на тот момент художники старались больше передать физическое сходство царицы с династией Птолемеев, а не показать подданным умопомрачительную внешность Клеопатры.


Идеалы красоты

Впрочем, любые споры о красоте древней правительницы нужно рассматривать с критической точки зрения. Ведь идеалы внешности значительно отличались в зависимости и от территории, и от времени. Сегодня, к примеру, полную и носатую (судя по массовым изображениям) Афродиту никто бы не стал называть богиней красоты.


Харизматичная правительница

Тот же Плутарх, продолжая описание Клеопатры, несколько раз отмечает: «Каждый диалог с царицей имел неотразимый шарм, ее непревзойденные ораторские способности в сочетании с открытостью, общительностью и характером, что так или иначе оказывали воздействие на собеседника, делали свое дело». Таким образом становится понятно, что Клеопатра была умным и дальновидным политиком, обладающим непревзойденной харизмой.


Легенда от Октавиана

Сегодня историки уверены, что миф о красоте Клеопатры придумал и распространил не кто иной, как сам Октавиан Август. Он не мог признать политической прозорливости и ума царицы Египта, поскольку этот факт принижал достоинства римских правителей и потому говорил, будто Клеопатра завоевала Цезаря, а затем и Марка Антония чисто женской тактикой. Кстати говоря, Октавиан распорядился уничтожить и все изображения Клеопатры.