«Зима!.. Крестьянин, торжествуя…» (отрывок из романа «Евгений Онегин»)

Зима!.. Крестьянин, торжествуя,

На дровнях обновляет путь;

Его лошадка, снег почуя,

Плетётся рысью как-нибудь;

Бразды пушистые взрывая,

Летит кибитка удалая;

Ямщик сидит на облучке

В тулупе, в красном кушаке.

Вот бегает дворовый мальчик,

В салазки жучку посадив,

Себя в коня преобразив;

Шалун уж отморозил пальчик:

Ему и больно и смешно,

А мать грозит ему в окно.

Из книги Комментарий к роману "Евгений Онегин" автора Набоков Владимир

Из книги История русской литературы XIX века. Часть 1. 1800-1830-е годы автора Лебедев Юрий Владимирович

Творческая история романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин». В черновых бумагах Пушкина периода болдинской осени 1830 года сохранился набросок схемы «Евгения Онегина», зримо представляющий творческую историю романа:«Онегин» Примечание:1823 года, 9 мая. Кишинев.1830 года, 25

Из книги При свете Жуковского. Очерки истории русской литературы автора Немзер Андрей Семенович

Поэзия Жуковского в шестой и седьмой главах романа «Евгений Онегин» Жук жужжал. А. С. Пушкин Отголоски поэзии Жуковского в «Евгении Онегине» неоднократно отмечались исследователями (И. Эйгес, В. В. Набоков, Ю. М. Лотман, Р. В. Иезуитова, О. А. Проскурин). При этом внимание,

Из книги От Пушкина до Чехова. Русская литература в вопросах и ответах автора Вяземский Юрий Павлович

«Евгений Онегин» Вопрос 1.57 «Но, боже мой, какая скукаС больным сидеть и день и ночь,Не отходя ни шагу прочь!»Сколько дней Онегин сидел со своим умирающим

Из книги 100 великих литературных героев [с иллюстрациями] автора Еремин Виктор Николаевич

«Евгений Онегин» Ответ 1.57 «Но, прилетев в деревню дяди,Его нашел уж на столе,Как дань готовую

Из книги Герои Пушкина автора Архангельский Александр Николаевич

Евгений Онегин Как отмечал В.Г. Белинский, «Евгения Онегина» А.С. Пушкин «писал о России для России». Утверждение очень важное. Вообще необходимо сказать, что более полного и более точного раскрытия образа Евгения Онегина, чем это сделано Белинским в 8 и 9 статьях

Из книги Универсальная хрестоматия. 1 класс автора Коллектив авторов

ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН - главный герой пушкинского романа в стихах, действие которого разворачивается в России от зимы 1819-го до весны 1825 года, (см.: Ю. М. Лотман. Комментарий.) Введен в сюжет сразу, без предисловий и прологов.Евгений Онегин (гл. 1) едет в деревню к

Из книги Универсальная хрестоматия. 2 класс автора Коллектив авторов

«Уж небо осенью дышало…» (отрывок из романа «Евгений Онегин») Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, Короче становился день, Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась, Ложился на поля туман, Гусей крикливый караван Тянулся к югу:

Из книги Универсальная хрестоматия. 3 класс автора Коллектив авторов

«Опрятней модного паркета…» (отрывок из романа «Евгений Онегин») Опрятней модного паркета Блистает речка, льдом одета. Мальчишек радостный народ Коньками звучно режет лёд; На красных лапках гусь тяжёлый, Задумав плыть по лону вод, Ступает бережно на лёд, Скользит и

Из книги Сочинения Александра Пушкина. Статья восьмая автора

«Гонимы вешними лучами…» (отрывок из романа «Евгений Онегин») Гонимы вешними лучами, С окрестных гор уже снега Сбежали мутными ручьями На потоплённые луга. Улыбкой ясною природа Сквозь сон встречает утро года; Синея блещут небеса. Ещё прозрачные, леса Как будто пухом

Из книги Сочинения Александра Пушкина. Статья девятая автора Белинский Виссарион Григорьевич

«…Унылая пора! Очей очарованье…» (отрывок из романа «Евгений Онегин») …Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса - Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты

Из книги Как написать сочинение. Для подготовки к ЕГЭ автора Ситников Виталий Павлович

«Евгений Онегин» Признаемся: не без некоторой робости приступаем мы к критическому рассмотрению такой поэмы, как «Евгений Онегин».{1} И эта робость оправдывается многими причинами. «Онегин» есть самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии и

Из книги автора

«Евгений Онегин» (Окончание) Велик подвиг Пушкина, что он первый в своем романе поэтически воспроизвел русское общество того времени и в лице Онегина и Ленского показал его главную, то есть мужскую, сторону; но едва ли не выше подвиг нашего поэта в том, что он первый

Из книги автора

Белинский В. Г «Евгений Онегин»

Из книги автора

«Евгений Онегин» (окончание) Велик подвиг Пушкина, что он первый в своем романе поэтически воспроизвел русское общество того времени и в лице Онегина и Ленского показал его главную, то есть мужскую сторону; но едва ли не выше подвиг нашего поэта в том, что он первый

Из книги автора

Н. Г. Быкова «Евгений Онегин» Роман «Евгений Онегин» занимает центральное место в творчестве А. С. Пушкина. Это его самое крупное художественное произведение, самое богатое содержанием, самое популярное, оказавшее наиболее сильное влияние на судьбу всей русской

Смотрю я этта уже давненько программу Время и показывают там как Станислав Говорухин пеняет президенту Путину на современных детей. Его, мол, знакомый учитель словесности им предложил значение слов из стиха Пушкина Зима объяснить. ,Таки не знают”,- пенял мэтр кино. К чести президента он за детишек то как то заступился, сказал что то типа, не так всё плохо”…
А надобно сказать что теперь уже расхитованный тест по сути на знание русской архаики это ведь изобретение вашего покорного слуги в 2005 году. Именно тогда я повесил на сайт Ром-коллекция этот опус. А жена моя под ником Кити вбросила его на сайт Семья:
…Зима!.. Крестьянин*, торжествуя,
На дровнях** обновляет путь;
Его лошадка***, снег почуя****,
Плетётся рысью***** как-нибудь;
Бразды****** пушистые взрывая*******,
Летит******** кибитка********* удалая**********;
Ямщик*********** сидит на облучке************
В тулупе*************, в красном кушаке**************.
Вот бегает дворовый мальчик***************,
В салазки**************** Жучку***************** посадив;
Себя в коня****************** преобразив;
Шалун******************* уж заморозил пальчик:
Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в окно…
(из романа,Евгений Онегин”)
и учебника для учащихся начальной школы.
Сравни четыре заголовка:,Зима”,Зима?”,Зима!”, и,Зима!..”.
Прочти каждый из них и сопоставь со всем содержанием стихотворения.
Какой заголовок больше всего подходит к этим стихам?
Немного статистики:
В стихе 44 слова, из них 19 непонятны современным детям, они или архаизмы или редки, или их значение с течением времени изменилось(ZB-взрывая).
Этта же / намедни значит, тверское народное слово, не путать с это// моя дочура подошла ко мне в слезах и сказала, что им задали два ужасных стиха учить наизусть. Она тогда была во 2-м классе гимназии и ей было 7лет8мес.
Это, конечно, не то, что раннее развитие на Руси, когда Петра 1-го в 5 лет посадили псалтырь на ум учить. Результат мы все знаем – он усвоил псалмы Царя Давида наизусть и стал свиреп и зломогуч! Памятники везде стоят. А Л.Толстой, когда его спросили, когда книга о Петре будет (он одно время материалы собирал), окрысился в ответ:
Пьяница и развратник! и писать не буду...
… я обнаружил, что ребенок не понимает 50% слов и 100% содержания этого текста, вроде бы написанного на русском, да ещё на каком русском! языке…
Я готов объяснять детям, что такое Грузия и ночная мгла столько, пока не поймут!
Но я не готов оказался изъяснять, какие-такие бразды пушистые взрывает удалая кибитка и почему эта коробочка на полозочках, тащимая лошаденкой, двигаясь со скоростью в лучшем случае, 20 км/час, летит…:);
По смыслу получается что это что-то вроде вертолета МИ-8, оснащенного ПТУРСами…
Текст этот из детских учебников надо, конечно убирать, он безнадежен ввиду его архаичности, но что дать взамен, когда вся последующая стихотворная цивилизация не создала на русском языке про зиму ничего сравнимого с А.С.Пушкиным!?
…Олжас Сулейменов вспоминает в интервью:
Помнится, первый вечер советской поэзии в Париже в 1977году. Константин Симонов говорил, что вывез,поэтическую сборную СССР”. Мы собрали большой четырёхтысячный! Зал. Обычно парижские вечера поэзии – несколько человек в небольших кафе. А тут Париж впервые слушал стихи в таких залах. И слушали нашу, советскую, трибунную поэзию, которая в Москве собирала большие аудитории…
…мы выступали вдевятером(Вознесенский не поехал – узнал, что будет Евтушенко:))
- Высоцкий, Окуджава, Рождественский…
А современные стихи, для всех возрастов, про зиму, кто будет писать!?
Опять Пушкин… Александр Сергеевич?
Не знаю сравнимого рейтинга стихов, ей-же богу нечего предложить детям!
Интонационно в великом и могучем можно смысл любой фразы изменить с точностью на противоположный!
Помните Есенинский, я считаю, гениальный, стебок:
Небо – как колокол…
Месяц – язык…
Матть моя Родина!!
Я-а-а… большевик???
АС тоже любил:
…шалун уж заморозил…пальчик... :);
Мне ещё в детстве казалось, а сейчас тем более, что не пальчик он имел ввиду!
В рифму там идет другой, парный, орган…
Вот я и закончил о зиме:
Пушкин, это наше всё?
:))))))))
Пушкин – это наше всё! /Т.Толстая, КЫСЬ, раньше-А.Блок/
Или:
Пушкин, это наше всё?
А дальше и пошло и поехало – все бросились детишек проверять на знание архаики:
Из публикаций сети:
Коллега прислала мне душераздирающую страшилку о пушистых браздах. По прочтении стало понятно, что историю с браздами нужно проверить на бородатость. И точно – я никогда не знаю, как употреблять слово «баян», но похоже это то самое:

Однажды современных детей-первоклашек попросили нарисовать картинку по четверостишью Пушкина:
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая.
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
В результате получилось... Ну, начнем с того, что из всех слов самыми понятными оказались "тулуп" и "кушак".
Кибитка в представлении детишек оказалась летательным аппаратом. Почему? Ну как, написано же "летит кибитка удалая". У некоторых она оказалась еще и похожей на кубик (КУБитка). Летающая удалая ки(у)битка занимается весьма воинственным делом - она взрывает. Что, или, вернее, кого?
Бразды пушистые. Это зверьки такие (пушистые же!), помесь бобра с дроздом. То, что по правилам тогда должно было быть "браздов", детей не смутило - и на бедных пушистых браздов посыпались с кибитки гранаты и бомбы.
За геноцидом браздов наблюдает некая личность в тулупе и красном кушаке и с лопатой. Это ямщик.
Носитель тулупа и кушака, по мнению детей, никакого отношения не имеет к кибитке и творимым ей безобразиям.
Рожденный копать летать (на кибитке) не может!
Самым трудным словом оказался облучок. Часть детей вообще не поняла, что это такое и с чем его едят, в результате ямщик с лопатой (а чем ему еще ямы копать, он же ямщик!) оказался сидящим на "пятой точке".
В другом варианте ему предлагалось сесть на маленький обруч (обр(л)учок) и, балансируя лопатой, наблюдать за взрыванием браздов.
В результате нету несущейся в облаке искрящегося под солнцем снега кибитки с веселым бородатым дядькой в тулупе и кушаке на козлах. Вместо этого над землей несется кубическая летающая хреновина, под ее смертоносными ударами летят кровавые ошметки несчастных пушистых браздов, а за всем этим, балансируя на обруче на краю вырытой ямы, наблюдает люмпенская личность в тулупе и красном кушаке, с лопатой.
http://children.kulichki.net/parents/pushkin.htm (описание геноцида обнаружилось в самых разных закоулках русского Интернета).

Впрочем, смутило меня совсем не это. Я видала-слыхала всякие-разные ошибки, но никогда не поверю, чтобы первоклашки с родным и единственным русским языков вдруг наделили браздов душой. Не могло их это не смутить! Бразды можно взорвать, но они никогда не были живыми!
Горя исследовательским пылом, я не поленилась дать то же задание русскоязычным студентам разной степени русскоязычности, а потом и собственной четырнадцатилетней дочери.
Результаты поразили мое воображение. Большая часть людей, закончивших от одного до шести классов российской (!) школы не поняли в этой строфе ни одного существительного. Самым продвинутым (пока все совпадает с результатами упомянутого исследования) были знакомы слова «тулуп» и «кушак». Кибитка таки, как и было объявлено у Пушкина, летела, взрывая, и у многих художников выглядела чем-то вроде зенитки с вертикальным взлетом. Да, она палила по пушистым браздам, но никаких признаков кровавой расправы не было, хотя кое-какие брызги наблюдались. Ни один из испытуемых не счел ямщика копателем ям. Облучок, кажется, выглядел чем-то вроде пенька.
Самые знающие все же догадывались, что такое «кибитка» (в конце концов, армянское радио тоже ведь сообразило, что такое «горжетка»!), и поняли, что на самом деле это не летит, а мчится. Удивительно, что в кибитку было запряжено что угодно, кроме лошади – от верблюда до чего-то вроде африканского слона! И при этом кибитка все равно взрывала многострадальные бразды, так что опять-таки была слегка зениткой и самую малость тачанкой. Сообщение о том, что кибитка – это повозка, превращало экзотических животных в лошадей, но не влияло на раскрытие темы браздов. Тема эта не была раскрыта ни у кого! Но и пушистость этих браздов не заставила художников поверить в геноцид.

После пережитого на занятиях, от собственной дочери я уже ничего не ожидала. Да и до этого она не подавала надежд: http://lila-krik.livejournal.com/31353.html. И дочь снова не подвела! Единственное существительное, которое ей удалось семантизировать в контексте, - тулуп. Судя по картинке, тулуп был теплой верхней одеждой. Красный кушак ей пришлось обмотать вокруг головы мужика, похожего на грузчика. Мужик (все-таки пушкинский гений взрывал какие-то бразды) был бородатый! Кибитка оказалась огромной ухмыляющейся птицей (почему бы нет, бывают же галки-сойки-канарейки, про птицу-тройку она вряд ли знала), а облучок, приютивший мужика, (привет от Алисы) – немного облачком, немного бочкой. Бразды, понятно, взрывались, а их пушистость была обусловлена пернатостью птицы. Возможно, кибитка была жар-птицей, и отлетающие перья взрывались при сбрасывании... Я заскулила и отправила ее дочитывать заданный на дом первый том "Войны и мира", раз уж с "Онегиным" ничего не получается.

А весьма интересно, всё–таки, оказалось мнение народа...
Если не брать некоторые частные, то общее, таково:
да и не вредно заучить побольше умных слов, безразлично, к чему они приложены!
...ну,у не согласен вовсе я с такой формулировкой!... Петрушу Первого вспомните, уж его-то с пяти до семи, когда он, по традиции, псалтырь наизусть шпарил, учил дьячок отменно преимущественно словам незнакомым!!
Монтеня ещё хочется вспомнить, Мишеля многострадального, когда сумасшедший папаша его, сначала бедной крестьянке с рождения до двух лет, сыночка сбачил – для народного вскармливания?! – а затем запретил всем в округе ста верст иначе как по латыне говорить…
Таким вот образом, мазес лэнгвич, у него латинь была! Если бы господь не вразумил родителя, быть бы сыночку в сумасшедшем доме, но: сдался тату, отдал в нормальную школу французскую, где Миша благополучно латинь-то и позабыл, кроме как для того, чтобы школу эту закончить с отличием да депутатом местного совета стать:)))
Я не сторонник играться с множеством непонятных слов, в незрелом возрасте - в особенности. Билингва ведь как выращивается? - нужен минимум второй носитель языка с рождения. А если ты не носитель - не берись! Сделаешь сшибку в мозгах ребенка и не будет знать никакого языка толком.
Вредны умные слова в большом количестве без понимания их! А понять, это меня ещё батя (а его самого, в армии в 1937г) учил:
Понять, это значит, запомнить и - уметь применять...:)))))))))))
А Пушкин здесь, действительно – ни при чём…
Зима, снег...
На улице темно, как в день творенья,
Да сыплет снег, всё также сыплет снег,
Как сыпал он всегда. Без промедленья
Растут сугробы шапками наверх.

Сегодня снег и, завтра то же будет.
Но, не пугает меня поздняя заря –
Вся суть моя так снег безбожно любит,
Безгласно, безответно, может, зря

С утра я здесь, снегами занесённый,
То ль лес в снегу, то ли душа моя.
Как тихо в них, покой спасённый,
Пусть спит в обоих радость жития.

Надеюсь, жду, с тобою снова выйдем
В мои снега, там чисто и светло.
Там несть любви, не больно, не обидно,
Недобрый хищник, замерзает зло.

Зима пройдёт и все снега растают,
Появится опять зелёная трава
Однажды мне не увидать её, я знаю,
Снег падает и сыплются слова.

Минор, правда...а деткам в учебник мажорное что то нужно...

Евгения Онегина я иногда про себя пою – на мотив Златые горы. Не пробовали? подлечивает однако, попробуйте:
Когда б имел златые горы-
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И: Лучше выдумать не мог!

Литературное чтение Шалаева Галина Петровна

«Зима!.. Крестьянин, торжествуя…»

Зима!.. Крестьянин, торжествуя,

На дровнях обновляет путь;

Его лошадка, снег почуя,

Плетётся рысью как-нибудь;

Бразды пушистые взрывая,

Летит кибитка удалая;

Ямщик сидит на облучке,

В тулупе, в красном кушаке.

Вот бегает дворовый мальчик,

В салазки жучку посадив,

Себя в коня преобразив;

Шалун уж заморозил пальчик:

Ему и больно и смешно,

А мать грозит ему в окно…

Из книги Энциклопедия пикапа. Версия 12.0 автора Олейник Андрей

Зима Хорошему коту и в декабре март.А Вы не подскажите... сколько градусов сейчас по Фаренгейту?Извините пожалуйста, но сегодня такой прекрасный день и замечательная солнечная погода, правда если не считать сильного мороза. Такая прекрасная девушка как Вы идет по улице

Из книги Справочник рыболова автора Смирнов Сергей Георгиевич

Зима Лучшей насадкой будет мотыль, который используется на крючках мельчайших мормышек. Можно использовать личинок комара на обычных крючках. Жало тщательно маскируется, поскольку зимой карась берет осторожно.Личинка репейной моли. На мелкие крючки из тонкой проволоки

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Крестьянин ахнуть не успел, / Как на него медведь насел Из басни «Крестьянин и Работник» (1815) И. А. Крылова (1769-1844).Цитируется как комментарий к неожиданно случившейся с кем-либо неудаче, неприятности и

Из книги Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Зарубежная литература XVII-XVIII веков автора Новиков В И

Крестьянин и Смерть (La Mort et le B?cheron)Басня (1668–1694)Холодной зимой старик крестьянин набирает валежника и, кряхтя, несет его в свою дымную лачужку. Остановившись на пути передохнуть, он опускает с плеч вязанку дров, садится на нее и принимается жаловаться на судьбу.В

Из книги Азбука эффективного пчеловодства автора Звонарев Николай Михайлович

Осень и зима Когда летнее тепло сменяется прохладными днями и холодными осенними ночами, скудное пастбище всё менее и менее привлекает пчёл, которые в это время сидят в ульях или ищут другие источники для пополнения своих запасов. Пчёлы снуют повсюду, отыскивая плохо

Из книги Гомеопатический справочник автора Никитин Сергей Александрович

Из книги Словарь славянской мифологии автора Мудрова Ирина Анатольевна

Зима В представлении славян, как и других народов, всегда была одушевленной. Она дышит на все встречное таким леденящим дыханием, что даже нечисть, о которой добрые люди боятся вспоминать на ночь, даже все духи тьмы торопятся укрыться подобру-поздорову куда-нибудь

Из книги Несчастья невских берегов. Из истории петербургских наводнений автора Померанец Ким

Зима Общие сведения, мороз и солнце, глобальное потепление и «сиротские» оттепели, погода как способ воспоминаний «Зимой настолько сильный мороз, что бревна деревянных домов издают такой треск, словно стреляют из оружия. Реки и вода покрываются льдом толщиной в полтора

Из книги Пчеловодство для начинающих автора Тихомиров Вадим Витальевич

Из книги Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии автора Кононенко Алексей Анатольевич

Из книги Четыре сезона рыболова [Секреты успешной рыбалки в любое время года] автора Казанцев Владимир Афанасьевич

ЗИМА ЩУКИ ПОЙМЕННЫХ ОЗЕР Если вы регулярно просматриваете отечественную и зарубежную рыболовную периодику, то наверняка обратили внимание на то, что материалы о ловле зубастой хищницы занимают одно из лидирующих мест. И это не случайно. У нас, в России, в Западной Европе,

Из книги 30+. Уход за лицом автора Храмова Елена Юрьевна

Зима Люди этого типа имеют яркую внешность, в которой преобладают яркие холодные и контрастные цвета. Волосы у них темные (черные или темно-коричневые с пепельным оттенком, сюда относится и платиновый блондин); глаза обычно темных оттенков синего, серого и коричневого

Из книги Я познаю мир. Арктика и Антарктика автора Бочавер Алексей Львович

Времена года – зима, зима, зима... Итак, во время полярной ночи солнца не видно. Но вот наступает полярный день. Солнце – сутками над головой! Почему же не становится жарко?В самом деле, взять, к примеру Антарктиду. Воздух чистый, никакие пылинки не задерживают солнечный

Из книги Вокруг Петербурга. Заметки наблюдателя автора Глезеров Сергей Евгеньевич

Из книги Шедевры русских художников автора Евстратова Елена Николаевна

Зима. Каток 1915. Государственный Русский музей, Санкт-ПетербургВ этой работе замечательно соединяются живое чувство природы – холодное северное небо с розовеющими от вечернего заката облаками, прозрачное кружево деревьев – и тонкая стилизация старинной сцены на катке.

Из книги Календарь народных примет погоды на все дни года автора Селянгина Клара Николаевна

ЗИМА Без трех подзимков зима не становится.Будет крепкий мороз, если утром сильно пищит синица.Будет сильный мороз, если кошка тепло ищет.В лунные ночи снег не тает.Ветер подул с запада или юго-запада - наступит потепление.В народе говорят: если лютая зима, будет жаркое

Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки жучку посадив,
Себя в коня преобразив;
Шалун уж заморозил пальчик:
Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в окно...

Этот маленький отрывок из "Евгения Онегина" знают все русские люди. Но чем дальше мы удаляемся от эпохи А.С.Пушкина, тем сложнее маленьким детям учить это стихотворение наизусть. Почему? Потому что на 14 строчек приходится минимум 8 устаревших слов, без понимания которых ребенок не нарисует в своем воображении картинку, запечатленную поэтом. Не почувствует радость и свежесть первого морозного дня, восторга и единения природы и человека.

Дети легко заучивают стихи, когда они им понятны. Поэтому все непонятные слова необходимо объяснить.

Дровни - это сани, на которых возили дрова. Бразды - колеи, борозды, следы от полозьев на снегу. Кибитка - крытая повозка. Что значит крытая? К саням или летнему экипажу был прикреплен кожаный или матерчатый верх, "капюшон", это прообраз современного кабриолета.

Человек, правящий лошадьми, запряженными в повозку. Ямщик правил почтовыми или ямщицкими (аналог такси) повозками. Он сидел на облучке - сидении для кучера впереди повозки. Тулуп - шуба, скроенная как халат, обнимающая все тело, как правило, была подпоясана кушаком - поясом, сшитым, как правило, из широкой тесьмы либо полотнища ткани, иногда с бархатом по концам, кушак обвязывал человека по талии и использовался с верхней одеждой. Красный кушак был признаком щегольства, кроме того, его цвет легко был узнаваем издали. Дворовый мальчик - маленький слуга в барском доме. Салазки - наши обычные, ручные, санки. А Жучкой звали всех черных собак. (Какого цвета собаку нужно нарисовать к сказке "Репка"?)

Почему же кибитка летит, крестьянин торжествует, а мальчишка смеется? Потому что все рады снегу. Прочтем стихи, предшествующие "Зиме..." и открывающие собой пятую главу поэмы:

В тот год осенняя погода
Стояла долго на дворе,
Зимы ждала, ждала природа.
Снег выпал только в январе
На третье в ночь.
Проснувшись рано,
В окно увидела Татьяна
Поутру побелевший двор,
Куртины, кровли и забор,
На стеклах легкие узоры,
Деревья в зимнем серебре,
Сорок веселых на дворе
И мягко устланные горы
Зимы блистательным ковром.
Все ярко, все бело кругом.

Вот потому радуются все - ямщик, крестьянин, ребенок, мать: люди ждали снега и скучали по нему.

Теперь, когда все незнакомые слова поняты, у ребенка начинают возникать образы. На заднем плане несется быстрая кибитка, ямщик-модник (кушак-то красный!) с удалью гонит лошадей. Вокруг разлетаются снежинки (как в кильватере катера разлетаются брызги). Навстречу кибитке, а может, за ней следом медленно тащится крестьянская тощая лошаденка, она везет крестьянина в лес. Почему не из леса? Потому как крестьянская лошадка обновляет путь, то есть бежит по первому снегу, прокладывая бороздки-колеи, это еще и указание на часть суток. Утро, несомненно, раннее утро. Еще даже не все проснулись.

Дворовый мальчик не занят и может поиграть. Он радуется первому снегу этой зимой, он возится с черной собакой и санками, и хотя ему холодно, он не хочет расставаться с солнечными искорками на снегу. Мать грозит ему в окно, но не мешает, она сама рада снегу - для нее снег значит отдых от полевых работ и хорошие озимые, веселое настроение. Наверное, она смотрит на сына и любуется им, наверное, она улыбается...

Хорошо поняв, о чем говорится в стихотворении, и нарисовав в воображении картинку, ребенок с удовольствием запомнит и крестьянина, и кибитку и мальчика с собакой. Воображение включится, вспомнится ощущение морозца и зимнего солнца. Кстати, подобные стихотворения-описания дают неограниченный простор для занятий рисованием.

В связи с этим произведением детям постарше можно прочитать рассказ А.П. Чехова "Не в духе" (1884). Главный герой, становой пристав Прачкин, впервые в жизни слышит пушкинские строки и комментирует их в соответствии со своим жизненным опытом и плохим настроением после карточного проигрыша (становой пристав - полицейская должность, при которой человек возглавлял следствие по полицейским, исполнительным и распорядительным делам):

"- "Зима... Крестьянин, торжествуя... - монотонно зубрил в соседней комнате сын станового, Ваня. - Крестьянин, торжествуя... обновляет путь..."

- "Торжествуя..."" - размышляет невольно слушающий пристав. - "Влепить бы ему десяток горячих, так не очень бы торжествовал. Чем торжествовать, лучше бы подати исправно платил...

- "Его лошадка, снег почуя... снег почуя, плетется рысью как-нибудь..."" - слышит далее Прачкин и не может удержаться от замечания:

"- Еще бы она вскачь понеслась! Рысак какой нашёлся, скажи на милость! Кляча - кляча и есть...

- "Вот бегает дворовый мальчик... дворовый мальчик, в салазки Жучку посадив..."

- Стало быть, наелся, коли бегает да балуется... А у родителей нет того в уме, чтоб мальчишку за дело усадить. Чем собаку-то возить, лучше бы дрова колол...

- "Ему и больно и смешно, а мать грозит... а мать грозит ему в окно..."

- Грози, грози... Лень во двор выйти да наказать... Задрала бы ему шубёнку да чик-чик! чик-чик! Это лучше, чем пальцем грозить... А то, гляди, выйдет из него пьяница... Кто это сочинил?" - в конце концов не выдерживает Прачкин.

"- Пушкин, папаша.

- Пушкин? Гм!.. Должно быть, чудак какой-нибудь. Пишут-пишут, а что пишут - и сами не понимают! Лишь бы написать!"

Однако здесь нужно действовать очень деликатно. Юмор должен основываться на понимании ситуации. Лучше не торопиться, не стоит читать этот рассказ детям - младшим школьникам до того, как не убедитесь, что они понимают, почему Аполлон Григорьев, поэт и литературный критик 19 века, сказал: "Пушкин - это наше все" .

Татьяна Лавренова

Комментировать статью "Зима. Крестьянин торжествует"

Наверно, плохо объясняю. Например, долго объясняла значение слова поезд - это вагоны, сцепленные друг с другом и паровоз. Он плохо понимал значение русских слов, куда уж про английские говорить? Ушли из гимназии по прописке, пошли в обычную школу.

Обсуждение

Можно (как такой же коллега в борьбе за дело и страдалец) просто изо всех-всех сил пожелаю, чтобы все быстрее наладилось!

По делу не подскажу, но вот у моего какая-то странная проблема с памятью (абстрактной?) : многие вещи помнит из глубокого детства или просто мелочи, а таблицу умножения до сих пор может запнуться:(У всех свое какое-то...

сходите к психоневрологу, попросите направление в центр паталогии речи и нейрореабилитации, там специалисты подскажут в каком направлении работать.

Ведь слово молоко можно объяснить чередованием ОЛО ЛЕ: молоко-млеко, но ребёнок то слово млеко не слышал ни разу и провести аналогию не Я своего ребенка глухим и звонким звукам смогла научить только показывая различая в осцилограммах и спектограммах звуков.

Обсуждение

Небольшая подсказка- при проверке написания прилагательных с непроизн согласными удобнее всего ставить прил в краткую форму: прелестный - прелестен, известный - известен. Но если вообще проблема с подбором проверочных слов, то посоветую больше упражнений делать и читать, читать, читать

Непроизносимые согласные обычно все-таки проверяются. Главная идея, что после подозрительного места должна быть гласная.
то, что ребенок не может сам придумать проверочное - очень неудобно.
В чем именно ей не удается придумать? Не удается придумать никаких однокоренных? Не удается придумать однокоренных, чтобы после подозрительной согласной гласная была?
Соответственно и разбираться с проблемой. Обычно помогает выполнение довольно скучных упражнений, когда есть много пар слов "подозрительное" - "проверочное" и нужно вставить или не вставлять букву.
Пока делаешь много таких упражнений приходит понимание, какого типа слова нужно искать в проверочные.

Объясню, почему. Ребенку нравится читать о том, что ему интересно. Какой может быть интерес, если после получаса пыхтения ребенок наконец Ребенку, который только учится читать, сложно прочитать такое длинное слово как трансформеры, с тремя согласными вместе.

Обсуждение

Я увидела интерес по вывескам. Когда начал пытаться читать их, поняла что интерес проснулся
Учила слогам и виду слов. То есть короткие читали сразу словами, длинные- кусками, но не совсем по слогам, а удобными для чтения, как бы пели слово
Читать научился за несколько месяцев, в 5,5. Но потом были проблемы, когда приходилось в школе читать по слогам, ему нужно было разбиение на слоге изображать.
До 4го читал лучше всех в классе.

Можно совет всем на будущее? НЕ УЧИТЕ ДЕТЕЙ БУКВАМ до тех пор, пока не придёт пора взять в руки Букварь Жуковой. И будет вам счастье.

устаревшие слова. Интересное в сети. О своем, о девичьем. Обсуждение вопросов о жизни женщины в семье, на работе, отношения с Именно из-за этих устаревших слов моя чучундра прочла вначале перевод Рыльского. А потом у нее было любимое занятие сравнивать...

Обсуждение

Я впервые прочла "Конька-Горбунка" на открытках, потом бабушка декламировала целыми кусками по памяти. Сейчас у нас прелестное издание, иллюстрации стилизованы под гравюры. Именно из-за этих устаревших слов моя чучундра прочла вначале перевод Рыльского. А потом у нее было любимое занятие сравнивать украинскую версию с ершовским текстом:) И я уже в Именах рассказывала перл: "Мама, а почему в русской книжке тоже Данило и Гаврило? Это же по-украински, а по-русски должно быть Даниил и Гавриил!"

Спряжение глаголов. Уроки, продленка. Образование детей. Помогите пожалуйста объяснить ребенку (дочкиной подружке) иностранке, изучающей Брить, стелить, зиждиться, почить А то в учебниках школьных их забывают давать, вроде как устаревшие, а в ЕГЭ могут дать на засыпку.

Обсуждение

Ребенок французский знает? Какой язык родной? Я своей лично абсолютно русской дочери это объясняла по аналогии с глаголами 1-2-3 групп во франц яз (спряжение французских глаголов в школе проходят почему-то раньше). Сразу стало понятно. Может и в других языках что-то подобное? В финском - точно, но там сложнее.

Жили были два царства-государства.
Напали на них враги и кричат: "Отдавайте нам своих женщин и детей!!!"
В ПЕРВОМ государстве (I) ответили "ЕШЬте их, ЕШЬте!" (I дорисовывается до Е)
Во ВТОРОМ государстве (II) ответили "ИШЬ чего захотели!" (II дорисовывается до И)

Если у глагола окончание с Е, то это первое спряжение
Если окончание с И, то второе

Как объяснить 71-летнему человеку, что сейчас инфляция 30% в год, а проценты в банке 10% - непонятно. Сумма не очень большая - всего 6 тясяч баксов, но как факт 100% отвечающие за свои слова и воспринимаемые родственниками, как адекватные люди, а не дети малые.

Здравствуйте уважаемые.
В прошлый раз мы с Вами закончили с IV частью: , пожалуй, самое время заняться пятой.

Как и у каждой главы, тут есть свой эпиграф.
О, не знай сих страшных снов
Ты, моя Светлана!

Жуковский .

Это один из заключительных стихов баллады Жуковского "Светлана" (1812), которая в свою очередь вольная обработка сюжета баллады Бюргера "Ленора" (1773). "Светлана" считалась образцом романтического фольклоризма, отсюда понятно и направление V главы и кто по мнению автора, будет главным персонажем.

В тот год осенняя погода
Стояла долго на дворе,
Зимы ждала, ждала природа.
Снег выпал только в январе
На третье в ночь. Проснувшись рано,
В окно увидела Татьяна
Поутру побелевший двор,
Куртины, кровли и забор,
На стеклах легкие узоры,
Деревья в зимнем серебре,
Сорок веселых на дворе
И мягко устланные горы
Зимы блистательным ковром.
Все ярко, все бело кругом.


Про поздний снег - это вообще очень большая редкость в те годы. Если же переводить действия романа в реальное время, сиречь в осень 1820 - зиму 1821 года, то как раз в ту зиму снег выпал очень рано, затем растаял, а затем выпал снова.
Следующий отрывок один из самых цитируемых и узнаваемых. тысячи школьников многие поколения зубрили именно его. Почему - мне трудно ответить. Но факт остается фактом.

Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки жучку посадив,
Себя в коня преобразив;
Шалун уж заморозил пальчик:
Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в окно...



Никак не мог понять выражение плестись рысью. Рысь - это средняя скорость лошади, если это можно так назвать — быстрее шага, но медленнее галопа. Хотя некоторые лошади на рыси могли обходить даже галопирующих. Так что для меня плестись рысью - некий оксюморон.

В данном случае, кибитка - это крытая дорожная повозка для ямщика. Ну и соответственно облучок -толстая деревянная скрепа, огибающая верхнюю часть такой повозки. Что такое тулуп, наверное, Вы знаете, а вот кушак - это просто пояс. Часть, так сказать, форменной одежды ямщика. Ну и под конец скажу, что жучка обозначена с маленькой буквы потому что это просто тогдашнее обозначение дворняги, а не кличка животного.

Но, может быть, такого рода
Картины вас не привлекут:
Все это низкая природа;
Изящного не много тут.
Согретый вдохновенья богом,
Другой поэт роскошным слогом
Живописал нам первый снег
И все оттенки зимних нег
Он вас пленит, я в том уверен,
Рисуя в пламенных стихах
Прогулки тайные в санях;
Но я бороться не намерен
Ни с ним покамест, ни с тобой,
Певец финляндки молодой!


П.А. Вяземский

Другой поэт - это про Вяземского, и его стихотворение "Первый снег". А "певец финляндки молодой" - это аллюзия на "Эду" Баратынского. Почему именно финляндки- мы с Вами уже разбирали в одном из предыдущих постов.
Дальше - без комментариев, ибо еще один всеми знаемый и многими учимый кусок

Татьяна (русская душою,
Сама не зная почему)
С ее холодною красою
Любила русскую зиму,
На солнце иний в день морозный,
И сани, и зарею поздной
Сиянье розовых снегов,
И мглу крещенских вечеров.
По старине торжествовали
В их доме эти вечера:
Служанки со всего двора
Про барышень своих гадали
И им сулили каждый год
Мужьев военных и поход.

Татьяна верила преданьям
Простонародной старины,
И снам, и карточным гаданьям,
И предсказаниям луны.
Ее тревожили приметы;
Таинственно ей все предметы
Провозглашали что-нибудь,
Предчувствия теснили грудь.
Жеманный кот, на печке сидя,
Мурлыча, лапкой рыльце мыл:
То несомненный знак ей был,
Что едут гости. Вдруг увидя
Младой двурогий лик луны
На небе с левой стороны,

Она дрожала и бледнела.
Когда ж падучая звезда
По небу темному летела
И рассыпалася, — тогда
В смятенье Таня торопилась,
Пока звезда еще катилась,
Желанье сердца ей шепнуть.
Когда случалось где-нибудь
Ей встретить черного монаха
Иль быстрый заяц меж полей
Перебегал дорогу ей,
Не зная, что начать со страха,
Предчувствий горестных полна,
Ждала несчастья уж она.

Что ж? Тайну прелесть находила
И в самом ужасе она:
Так нас природа сотворила,
К противуречию склонна.
Настали святки. То-то радость!
Гадает ветреная младость,
Которой ничего не жаль,
Перед которой жизни даль
Лежит светла, необозрима;
Гадает старость сквозь очки
У гробовой своей доски,
Все потеряв невозвратимо;
И все равно: надежда им
Лжет детским лепетом своим.

Продолжение следует...
Приятного времени суток.