Роман Гончарова «Обрыв» - это третья и заключительная часть знаменитой трилогии, в которую также входят книги «Обыкновенная история» и «Обломов». В этом произведении автор продолжил полемику с воззрениями социалистов-шестидесятников. Писателя волновало стремление некоторых людей забыть о долге, любви и привязанностях, оставить семью и уйти в коммуну ради светлого будущего всего человечества. Такие истории в 1860-х годах случались нередко. Роман Гончарова "кричит" об обрыве нигилистами исконных связей, которые ни в коем случае не должны быть забыты. Об истории создания и кратком содержании этого произведения пойдет речь в данной статье.

Замысел

Роман Гончарова "Обрыв" создавался почти двадцать лет. Замысел книги возник у писателя в 1849 году, когда тот в очередной раз посетил родной Симбирск. Там на Ивана Александровича нахлынули воспоминания детства. Ему захотелось сделать местом действия нового произведения дорогие сердцу волжские пейзажи. Так началась история создания. "Обрыв" Гончарова, между тем, еще не был воплощен на бумаге. В 1862 году Ивану Александровичу довелось познакомиться на пароходе с интересным человеком. Это был художник - натура пылкая и экспансивная. Он легко менял жизненные планы, вечно пребывал в плену своих творческих фантазий. Но это не помешало ему проникнуться чужим горем и оказать в нужный момент помощь. После этой встречи у Гончарова возникла мысль создать роман о художнике, его артистической сложной натуре. Так, постепенно на живописных берегах Волги возникал сюжет знаменитого произведения.

Публикации

Гончаров периодически выносил на суд читателей отдельные эпизоды из неоконченного романа. В 1860 году в "Современнике" был опубликован фрагмент произведения под названием «Софья Николаевна Беловодова». А через год в "Отечественных записках" появились еще две главы из романа Гончарова "Обрыв" - "Портрет" и "Бабушка". Окончательной стилистической правке произведение подверглось во Франции в 1868 году. Полную версию романа напечатали в следующем 1869 году в журнале "Вестник Европы". Отдельно издание произведения увидело свет уже через несколько месяцев. Гончаров часто называл "Обрыв" любимым дитя своей фантазии и отводил ему особое место в своем литературном творчестве.

Образ Райского

Роман Гончарова "Обрыв" начинается с характеристики главного героя произведения. Это Райский Борис Павлович - дворянин из богатого аристократического рода. Он живет в Петербурге, тогда как его имением управляет Бережкова Татьяна Марковна (дальняя родственница). Молодой человек окончил университет, попробовал себя на военной и статской службе, но везде встретил разочарование. В самом начале романа Гончарова «Обрыв» Райскому немного за тридцать. Несмотря на приличный возраст, он «еще ничего не посеял, не пожал». Борис Павлович ведет беззаботную жизнь, не выполняя никаких обязанностей. Однако он от природы наделен «божьей искрой». У него незаурядный талант художника. Райский вопреки советам родственников решает полностью посвятить себя искусству. Однако банальная лень мешает ему самореализоваться. Обладая натурой живой, подвижной и впечатлительной, Борис Павлович стремится разжечь вокруг себя нешуточные страсти. Например, мечтает «пробудить жизнь» в своей дальней родственнице, светской красавице Софье Беловодовой. Этому занятию он посвящает весь свой досуг в Петербурге.

Софья Беловодова

Эта барышня - олицетворение женщины-статуи. Несмотря на то что ей уже довелось побывать замужем, она совершенно не знает жизни. Женщина выросла в роскошном особняке, своей мраморной торжественностью напоминающем кладбище. Светское воспитание заглушило в ней «женские инстинкты чувства». Она холодна, красива и покорна своей судьбе - соблюсти приличия и найти себе следующую достойную партию. Разжечь страсть в этой женщине - заветная мечта Райского. Он пишет ее портрет, ведет с ней долгие беседы о жизни и литературе. Однако Софья остается холодна и неприступна. В ее лице рисует образ искалеченной влиянием света души Иван Гончаров. «Обрыв» показывает, как печально, когда естественные «веления сердца» приносятся в жертву общепринятым условностям. Художнические попытки Райского оживить мраморную статую и добавить к ней «мыслящее лицо» с треском проваливаются.

Провинциальная Русь

В первой части романа знакомит читателя и с другим местом действия Гончаров. «Обрыв», краткое содержание которого описывается в этой статье, рисует картину Руси провинциальной. Когда Борис Павлович приезжает в родную деревню Малиновка на каникулы, он встречает там свою родственницу - Татьяну Марковну, которую все почему-то называют бабушкой. На самом деле это живая и очень красивая женщина лет пятидесяти. Она ведет все дела в имении и воспитывает двух девочек-сироток: Веру и Марфеньку. Здесь же читатель впервые сталкивается с понятием «обрыв» в его прямом значении. Согласно местной легенде, на дне расположенного недалеко от именья огромного оврага однажды ревнивый муж убил жену и соперника, а затем зарезал и себя. Самоубийца будто был похоронен на месте преступления. Все боятся посещать это место.

Собираясь в Малиновку вторично, Райский опасается, что там «не живут, растут люди» и нет никакого движения мысли. И ошибается. Именно в провинциальной Руси он находит бурные страсти и настоящие драмы.

Жизнь и любовь

Доктрины модных в 1960-е годы нигилистов оспаривает «Обрыв» Гончарова. Анализ произведения свидетельствует о том, что даже в построении романа прослеживается эта полемика. Общеизвестно, что, с точки зрения социалистов, миром правит классовая борьба. Образами Полины Карповой, Марины, Ульяны Козловой автор доказывает, что жизнь движется любовью. Она не всегда бывает благополучной и справедливой. Степенный мужик Савелий влюбляется в беспутную Марину. А серьезный и правильный Леонтий Козлов без ума от своей пустой жены Ульяны. Учитель неосторожно заявляет Райскому, что все необходимое для жизни есть в книгах. И ошибается. Мудрость также передается от старшего поколения к младшему. И разглядеть ее - значит понять, что мир гораздо сложнее, чем кажется с первого взгляда. Этим и занимается на протяжении всего романа Райский: находит необыкновенные загадки в жизни самых близких ему людей.

Марфенька

Двух совершенно разных героинь представляет читателю Гончаров. «Обрыв», краткое содержание которого хоть и дает представление о романе, но не позволяет ощутить всю глубину произведения в полной мере, сначала знакомит нас с Марфенькой. Эта девушка отличается простотой и детской непосредственностью. Она кажется Борису Павловичу сотканной из «цветов, лучей, тепла и красок весны». Марфенька очень любит детей и нетерпеливо готовит себя к радости материнства. Возможно, круг ее интересов узок, но вовсе не так замкнут, как «канареечный» мир Софьи Беловодовой. Она знает много из того, что старшему братцу Борису недоступно: как растить рожь и овес, сколько нужно леса, чтобы построить избу. В конце концов Райский понимает, что «развивать» это счастливое и мудрое создание бессмысленно и даже жестоко. Об этом его предупреждает и бабушка.

Вера

Вера - совершенно другой тип женской натуры. Это девушка с передовыми взглядами, бескомпромиссная, решительная, ищущая. Гончаров старательно подготавливает появление этой героини. Сначала Борис Павлович слышит лишь отзывы о ней. Все рисуют Веру как человека незаурядного: она в одиночестве живет в заброшенном доме, не боится спускаться в «страшный» овраг. Даже ее внешность таит загадку. В ней нет классической строгости линий и «холодного сияния» Софьи, отсутствует детское дыхание свежести Марфеньки, зато имеется какая-то тайна, «невысказывающаяся сразу прелесть». Попытки Райского проникнуть на правах родственника в душу Веры встречают отпор. "Красота имеет также право на уважение и свободу", - заявляет девушка.

Бабушка и Россия

В третьей части произведения на образе бабушки фокусирует все внимание читателя Гончаров Иван Александрович. «Обрыв» рисует Татьяну Марковну как апостольски убежденную хранительницу устоев старого общества. Она - важнейшее звено в идейном развертывании действия романа. В бабушке писатель отразил властную, сильную, консервативную часть Руси. Все ее недостатки являются типичными для людей одного с ней поколения. Если отбросить их, то перед читателем предстает «любящая и нежная» женщина, счастливо и мудро управляющая «маленьким царством» - деревней Малиновка. Именно здесь Гончаров видит воплощение земного рая. В поместье никто не сидит без дела, и каждый получает то, в чем нуждается. Однако и расплачиваться за свои ошибки каждому приходится самостоятельно. Такая участь, например, ждет Савелия, которому Татьяна Марковна разрешает жениться на Марине. Расплата настигает со временем и Веру.

Очень забавным является эпизод, в котором бабушка, чтобы предостеречь своих воспитанниц от неповиновения родителям, достает нравоучительный роман и устраивает сеанс назидательного чтения для всех домочадцев. После этого даже покорная Марфенька проявляет своеволие и объясняется с давним поклонником Викентьевым. Татьяна Марковна замечает потом, что то, от чего она предостерегала свою молодежь, они в ту же минуту в саду и проделали. Бабушка самокритична и сама смеется над своими неуклюжими воспитательными методами: «Не везде пригожи они, эти старые обычаи!»

Поклонники Веры

На протяжении всего романа Борис Павлович несколько раз собирает и разбирает свой дорожный чемодан. И всякий раз любопытство и уязвленное самолюбие останавливают его. Ему хочется разгадать тайну Веры. Кто же ее избранник? Им мог оказаться ее давний почитатель, Тушин Иван Иванович. Он удачный лесопромышленник, деловой человек, олицетворяющий по Гончарову «новую» Россию. В своем имении Дымки он построил ясли и школу для простых детей, установил короткий рабочий день и так далее. Среди своих крестьян Иван Иванович и сам первый работник. Значительность этой фигуры со временем понимает и Райский.

Однако, как узнает читатель из третьей части романа, избранником Веры становится апостол нигилистической морали Марк Волохов. В городке о нем говорят страшные вещи: он входит в дом исключительно через окно, никогда не отдает долги и собирается затравить собаками полицмейстера. Лучшие черты его натуры - независимость, гордость и привязанность к друзьям. Нигилистические взгляды кажутся Гончарову несовместимыми с реалиями русского быта. Автора отталкивает в Волохове глумление над старыми обычаями, вызывающее поведение и проповедь свободных половых отношений.

Бориса Павловича, напротив, очень привлекает этот человек. В диалогах героев прослеживается некая общность. Идеалист и материалист одинаково далеки от реальности, только Райский объявляет себя выше нее, а Волохов старается спуститься как можно «ниже». Он опускает себя и свою потенциальную возлюбленную до естественного, животного существования. В самом облике Марка есть что-то звериное. Гончаров в «Обрыве» показывает, что Волохов напоминает ему серого волка.

Падение Веры

Этот момент является кульминацией четвертой части, да и всего романа в целом. Здесь «обрыв» символизирует грех, низ, ад. Сначала Вера просит, чтобы Райский не пускал ее в овраг, если услышит оттуда выстрел. Но потом начинает биться в его руках и, пообещав, что это свидание с Марком станет для нее последним, вырывается и убегает. Она вовсе не лжет. Решение расстаться - абсолютно правильное и верное, у влюбленных нет будущего, но уходя, Вера оборачивается и остается вместе с Волоховым. Гончаров изобразил то, чего еще не знал строгий роман 19 века - падение своей любимой героини.

Просветление героев

В пятой части автор показывает восхождение Веры из «обрыва» новых, нигилистических ценностей. В этом ей помогает Татьяна Марковна. Она понимает, что грех внучки можно искупить только покаянием. И начинается «странствие бабушки с ношей беды». Не только за Веру она беспокоится. Она боится, что вместе со счастьем и покоем внучки из Малиновки уйдут жизнь и благополучие. Все участники романа, свидетели событий проходят через очищающий огонь страданий. Татьяна Марковна в конце концов признается внучке, что в юности совершила такой же грех и не покаялась перед богом. Она считает, что теперь Вера должна стать «бабушкой», управлять Малиновкой и посвятить себя людям. Тушин, жертвуя собственным самолюбием, идет навстречу с Волоховым и сообщает ему о том, что девушка больше не хочет его видеть. Марк начинает понимать глубину своих заблуждений. Он возвращается на военную службу с тем, чтобы затем перевестись на Кавказ. Райский решает посвятить себя скульптуре. Он чувствует в себе силы большого художника и думает развить свои способности. Вера начинает приходить в себя и понимать настоящую ценность тех чувств, которые испытывает к ней Тушин. Каждый герой романа в финале повествования получает шанс изменить свою судьбу и начать новую жизнь.

Подлинную картину воззрений и нравов дворянской России середины 19 века нарисовал в романе "Обрыв" Гончаров. Отзывы литературных критиков свидетельствуют о том, что писатель создал настоящий шедевр русской реалистической прозы. Размышления автора о преходящем и вечном актуальны и в наши дни. Каждому стоит ознакомиться с этим романом в оригинале. Приятного прочтения!

Борис Павлович Райский занимает в романе Ивана Александровича Гончарова, главную роль. Он проживает спокойную и бесхлопотную жизнь. С одной стороны, занимается всем и тут же ничем. Он пытается найти себя в искусстве, желая быть и художником, и поэтом, и скульптором. Но в силу своей нетерпимости и отсутствия желания работать и трудиться, ему не удаётся преуспеть, не в одной области.

Тогда Борис решает перевести дух и отдохнуть в своём загородном поместье в Малиновке, за которым присматривает его родственница Татьяна Марковна. Она проживает там с двумя своими внучатыми племянницами Верой и Марфенькой, которые остались без родителей.

Борис сразу же начинает интересоваться Марфенькой, рассказывает ей об искусстве, пытаясь привить прекрасное. Но в поместье возвращается гостившая у подруги Вера, которая сразу же переключает внимания Райского на себя. Но к несчастью для Бориса, он узнаёт, что девушку привлекает весьма непростой парень, который к тому же находиться под контролем полиции. Райский застукивает влюблённых в нём тут же просыпается сильное отвращение к Вере. Да и сама девушка сильно переживает, и сильно болеет из-за случившегося.

После того, как Татьяна Марковна узнаёт, что случилось с Верой она сильно расстраивается и винит себя в этом. Татьяна Марковна рассказывает, что в молодости она также совершила очень плачевный проступок благодаря, которому ей приходиться кается до сих пор.

Бориса же охватывает чувство, что он наконец то нашёл свою дорогу и он решает отправиться за мечтой в Европу. Марфенька же выходит за муж за соседа Викентия и живёт спокойной, и беззаботной жизнью. Вера же остаётся с Татьяной Марковной, и они обе вместе пытаются прийти к искуплению своих грехов. В итоге, сутью романа остаётся то, что не стоит искать свой обрыв в жизни, а лучше идти правильным и добросовестным путём, работая над собой и своими идеалами.

Картинка или рисунок Обрыв

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Ремарк Тени в раю

    Главный герой почти не помнит свои настоящие имя и фамилию. Он живёт по чужим документам на имя Роберта Росса. Этот человек умер и завещал ему свой паспорт.

  • Краткое содержание Сто лет одиночества Маркес Габриэль

    100 лет одиночества повествует, в большей мере, об истории одного, скажем, населенного пункта. За эти сто лет он основан, развивается, переживает периоды расцвета и упадка, становится то городом, то поселком... люди меняются

  • Краткое содержание Диккенс Приключения Оливера Твиста

    Роман рассказывает о маленьком мальчике, которому пришлось пережить в своей жизни много несправедливостей и горя. Оливер много раз был подвластен искушению.

  • Краткое содержание Деревенский пожар Салтыкова-Щедрина

    Произведение «Деревенский пожар» повествует нам о трагических событиях, произошедших в деревне Софонихе. Жарким июньским днем, когда все бабы и мужики работали в поле, в селении произошел пожар.

  • Краткое содержание Сорока-воровка Герцен

    Повесть Сорока-воровка начинается с разговора трех молодых людей о театре и о роли женщин в нем. Но это только кажется, что они говорят о театре, на самом же деле разговор о традициях, о женщинах и укладах семьи в разных странах

Роман Ивана Гончарова "Обрыв", краткое содержание которого приведено в этой статье, был завершен в 1869 году. Это заключительная часть своеобразной трилогии автора, в которую также входят произведения "Обломов" и "Обыкновенная история". В общей сложности автор работал над романом два десятилетия. Дополнительные трудности возникли из-за конфликта с Тургеневым, который, по мнению Гончарова, использовал некоторые сюжетные линии в своих романах "Накануне" и "Дворянское гнездо". Впервые "Обрыв" был напечатан в журнале "Вестник Европы".

История создания

Роман Ивана Гончарова "Обрыв", краткое содержание которого вы можете найти в этой статье, дался автору невероятно тяжело. Работа над ним была долгой, упорной и кропотливой.

Если говорить кратко, история создания романа "Обрыв" такова. Замысел начал формироваться еще в 1849 году, когда писатель находился в Симбирске. Это родина Гончарова, которую он посетил после длительного перерыва. Тогда у него и родилась идея воссоздать атмосферу российской провинции, в которой оказывается герой, много лет проживший в столичном Петербурге.

Интересна творческая история романа "Обрыв". Рабочее название романа менялось несколько раз. Среди вариантов были "Вера", "Художник Райский", "Художник", "Райский". Работал Гончаров медленно, параллельно написав "Обломова" и съездив в кругосветное плавание на фрегате "Паллада".

Роман Гончарова "Обрыв", краткое содержание которого вы можете читать в этой статье, начинается со сцены между двумя друзьями - Иваном Ивановичем Аяновым и Борисом Павловичем Райским. Они встречаются за карточным столом в доме Пахотина.

Там же и две его сестры - Надежда и Анна, давно в статусе старых дев. А также дочь Пахотина Софья, оставшаяся недавно вдовой. Именно к ней проявляет наибольший интерес Райский.

Если Аянов ездит к Пахотину без задней мысли, только для того, чтобы поиграть в карты, то Райский мечтает пробудить страсть в Софье, приходящейся ему дальней родственницей.

Сам Райский в романе "Обрыв" - персонаж, которого обуревают страсти. Он сам и пишет, и рисует, и даже сочиняет музыку, вкладывая в каждое занятие всю душу. Но ему и этого мало, он стремится пробудить жизнь во всех окружающих. Ему немного за 30.

Образ Райского в романе "Обрыв"

В Петербург Райский приехал из родового имения. Пытался освоить много занятий, но ни в чем не нашел своего призвания. Понял только, что главным в его жизни будет искусство. Именно в таком состоянии духа он отправляется на свою малую родину.

После смерти его родителей имением управляет двоюродная бабушка, которую зовут Татьяна Марковна Бережкова. Она старая дева, которой в молодости не позволили выйти замуж за ее избранника - Тита Ватутина. Примечательно, что и он остался холостяком, до сих пор ездит к Татьяне Марковне с подарками для нее и ее сирот, находящихся на воспитании, Марфы и Веры.

Имение Райского

Имение, в котором прошло детство Райского, называется Малиновка. Иван Александрович Гончаров описывает его как благословенный уголок. Картину в нем портит только жуткий обрыв, который находится в конце сада. Он пугает практически всех обитателей дома. Существует предание, что давным-давно ревнивый супруг убил на дне этого оврага свою жену и ее любовника, а потом покончил собой. Прямо на месте преступления его тело и зарыли.

Татьяна Марковна с радостью встречает Райского, которого тут же пытается ввести в курс дела, чтобы он помогал ей в управлении хозяйством. Но Борис абсолютно равнодушен к делам, его волнуют только поэтические впечатления.

После каникул Райский возвращается в Петербург. В университете он сближается с сыном дьякона Леонтием Козловым, забитым и робким. Читатели романа "Обрыв" часто удивляются, что общего могло быть между ними. Один - скромный юноша, мечтающий о преподавании в российской глубинке, а второй - поэт, одержимый романтическими страстями.

После окончания университета Леонтий уезжает в провинцию, а Райский остается в столице. Правда, он так и не может найти себе дела. Важнейшей целью остается кузина Софья, которую он все пытается покорить. Все вечера он проводит у Пахотиных, рассказывая девушке, какой ему представляется истинная жизнь. Но ни к чему конкретному это не приводит.

А следующим летом приходит письмо от Татьяны Марковны, она снова зазывает юношу в Малиновку. Оказывается, что поблизости от имения обосновался и Леонтий. Отчаявшись пробудить страсть в Софье, он решает ехать.

К тому же происходит досадная неприятность. Он показывает портрет Софьи Аянову, который дает весьма нелицеприятную оценку, заявив, что она тут будто пьяна. Не оценивает его и признанный художник Кирилов.

Райский находит красоту

Приехав в Малиновку, Райский первым делом встречает очаровательную девушку, которая не замечает его, занявшись кормлением домашних птиц. Она вся дышит свежестью, грацией и чистотой. Главный герой романа Гончарова "Обрыв" (краткое содержание произведения поможет вам восстановить в памяти сюжет) сразу понимает, что именно здесь отыщет истинную красоту, которой не оказалось в неприветливом Петербурге.

Той самой девушкой оказывается Марфа, воспитанница Татьяны Марковны. Бабушка снова пытается увлечь молодого человека хлопотами по хозяйству, но опять безуспешно.

Друг Леонтий

Иван Александрович Гончаров с упоением описывает жизнь Малиновки. Тут же обосновался и Леонтий Козлов, который, как выясняется, женат на дочери эконома Ульяне. В нее были влюблены многие студенты, но она в итоге выбрала Леонтия и уехала за ним в российскую глубинку.

Дома Райский застает множество гостей, приехавших его повидать. Деревенская жизнь катится по наезженной колее. Главный герой ездит по окрестностям, вникая в жизнь и быт окружающих людей. Однажды он становится свидетелем выяснения отношений с дворовым Савелием, который приревновал свою жену Марину. Райский убеждается, что именно здесь кипят истинные страсти.

Крутится вокруг него и кокетка Полина Крицкая, пытаясь любыми способами привлечь его внимание. Конечная же цель весьма обыденна: рассказать потом всему городу, что даже заезжий столичный кавалер не устоял перед ее чарами. Райский в ужасе от нее шарахается и пытается всячески избегать.

Вторая воспитанница Татьяны Марковны Вера уехала к попадье и уже долго не возвращается. Борис тем временем пытается образовать Марфу. Постепенно он узнает ее вкусы и пристрастия в литературе и живописи. Он надеется хотя бы в ней пробудить истинную жизнь. Регулярно Райский навещает Козлова, однажды встретив там Марка Волохова. Это чиновник 15-го класса, находящийся под надзором полиции.

Райского привлекает Марк, о котором он уже успел услышать много нелицеприятного от своей бабушки. Но когда он знакомится лично, тут же приглашает его на ужин. Трапеза в комнате Бориса сопровождается неизменной жженкой, которая приводит в ужас Татьяну Марковну, панически боящуюся пожаров. Еще большее возмущение вызывает присутствие в ее доме Марка.

Волохов, как и Райский, считает, что обязан пробудить людей. Но в отличие от Бориса, его усилия направлены не на конкретную женщину, а на абстрактное большинство. Их он побуждает думать, тревожиться и читать запрещенную литературу. Его философия проста и цинична, сводится она исключительно к личной выгоде. Райский даже увлекается его загадочностью и туманностью.

Возвращение Веры

В это время от попадьи возвращается Вера. Она совсем не похожа на ту девушку, которую ожидал увидеть Борис. Вера замкнута, таинственна. Райский понимает, что ему во что бы то ни стало нужно разгадать свою кузину, узнать, в чем ее тайна. А в том, что эта тайна есть, Райский не сомневается.

Со временем главный герой чувствует, что в нем пробуждается дикий Савелий. Как этот дворовый следил за своей неверной женой, так и Борис начинает неусыпно наблюдать за Верой.

Между тем его бабушка планирует женить Бориса на дочери откупщика, чтобы он уже осел в Малиновке и не мечтал о столичной жизни. Райский категорически против. Его поглощают загадки, которые таятся вокруг, поэтому он не намерен окунаться с головой в прозу жизни.

К тому же неожиданные события действительно начинают происходить. Появляется некий Викентьев, у которого возникает роман с Марфой. Вера же все так же угнетает главного героя своим равнодушием. При этом Волохов куда-то исчезает, Раевский бросается на его поиски.

Совершеннейшей неожиданностью становится требование Веры больше за ней не шпионить и оставить в покое. Их беседа, начавшаяся на повышенных тонах, заканчивается примирением. Они даже начинают чаще видеться, обсуждать книги, известных персон.

Торжественный обед

Вскоре Татьяна Марковна устраивает в Малиновке торжественный прием, на который приглашает всю округу. Обед устраивают в честь Бориса Павловича.

Внезапно вечер проходит на повышенных тонах, в доме вспыхивает скандал. Раевский высказывает Нилу Тычкову все, что о нем думает, а Татьяна Марковна встает на сторону внука. Тычкова прогоняют из Малиновки. А Вера, которую покорила смелость и откровенность Райского, впервые целует его. В этом эпизоде образ Веры в романе "Обрыв" раскрывается в полной мере. Правда, для Райского этот поцелуй практически ничего не значит. Он теряет интерес к девушке, в скором времени планирует вернуться в Петербург к привычной жизни.

Правда, большинство окружающих не верят, что скоро ему удастся уехать. Вера покидает имение, отправляясь к подруге за Волгу. В ее отсутствие Борис пытается выведать у Татьяны Марковны, что она за человек. Оказывается, что бабушка считает ее близкой себе по духу. Любит ее и сострадает, видя, что она часто повторяет ее ошибки. От нее же Райский узнает, что уже давно посвататься к Вере собирается лесничий Иван Тушин.

Не в состоянии отделаться от мыслей о девушке, Райский позволяет Крицкой увезти себя к ней в дом. Уже оттуда направляется к Козлову, где его с распростертыми объятиями встречается Ульяна. Борис и тут не смог устоять перед чарами.

В одну из грозовых ночей Веру в имение привозит Тушин на своих лошадях. У Бориса появляется возможность познакомиться с человеком, о котором так много рассказывала ему Татьяна Марковна. Он начинает ревновать к нему и вновь собирается уехать в столицу. Но опять остается, понимая, что так и не разгадал тайны Веры.

Разговоры Бориса о том, что Вера тайно влюблена в конце концов не на шутку встревожили Татьяну Марковну. Она решает провести эксперимент: устроить семейное чтение книги о Кунигунде, которая влюбилась против родительской воли и заканчивает свои дни в монастыре. Результат оказывается совершенно ошеломляющим. Вера относится к сюжету абсолютно равнодушно, буквально засыпая над книгой, а вот Марфа с Викентьевым объясняются в любви под пение соловьев. Уже на следующий день в Малиновку приезжает мать Викентьева, которая устраивает официальное сватовство и сговор. Марфа становится невестой.

Избранник Веры

Избранником же Веры оказывается Марк Волохов. Она является к нему на свидание в тот самый обрыв, где находится могила ревнивого самоубийцы. Вера мечтает сделать Марка своим мужем и переделать в соответствии со своими представлениями. Но молодых людей разделяет слишком многое. Их отношения напоминают поединок двух противоположных убеждений и правд, в котором все отчетливее проявляются их характеры. Тем временем Райский еще не подозревает, кто стал избранником его кузины. Он все пытается разгадать эту загадку.

Покой же маленького городка нарушает внезапный побег Ульяны с учителем мсье Шарлем. Козлов остается один. Леонтий в совершенном отчаянии, Райский вместе с Марком пытаются привести его в чувства.

При этом жизнь продолжает кипеть вокруг Бориса. Все, как он когда-то мечтал. Из Петербурга приходит письмо от Аянова, в котором тот рассказывает о романе между Софьей и графом Милари. В действительности их отношения сложно было назвать романом, но общество расценило их как компрометирующие девушку, в результате дом Пахотиных разорвал всякие отношения с графом.

Удивительно, но это письмо, которое еще совсем недавно поразило бы Бориса, теперь не произвело на него практически никакого впечатления. Все его мысли полностью заняты образом Веры. Автор романа "Обрыв" Гончаров описывает вечер накануне помолвки Марфы. Именно тогда Веры вновь отправляется к обрыву. Райский уже поджидает ее на самом краю. Он осознает, куда и к кому она направляется. В окно девушки Борис бросает померанцевый букет, который был специально заказан к торжеству Марфы. Вера, увидев этот подарок, падает без чувств.

На следующий же день она тяжело заболевает. Самым жутким для нее становится то, что необходимо рассказать бабушке о своем падении, но она не в силах этого сделать. Тем более сейчас, когда в доме полно гостей. Они приехали поздравить Марфу и проводить в дом Викентьевых. Вера открывается Райскому и Тушину, только так хоть немного успокаивается. Она просит Бориса Павловича рассказать о произошедшем Татьяне Марковне.

Бабушка начинает сутками выхаживать свою беду. Она без остановки ходит по всему большому дому, окрестным полям, никто не в силах ее остановить. После непрерывного многочасового бдения она приходит к Вере, которая лежит в горячке. Она выхаживает свою воспитанницу, снова поставив на ноги.

После этого Татьяна Марковна понимает, что им обеим необходимо выговориться и снять груз с души. Тогда она признается Вере, что сама страшно согрешила много лет назад. В далекой юности к ней сватался к ней нелюбимый человек, который застал ее вместе с Титом Никоновичем в оранжерее. Ей пришлось дать ему клятву, что они никогда не выйдет замуж.

Проблематика романа "Обрыв"

Это психологический роман, в котором пристальное внимание уделено внутреннему миру персонажей. Герои романа "Обрыв" сильно меняются под воздействием внешних обстоятельств. Перемены в них усиливаются, в зависимости от глубины трагедии, которую они переживают.

Смысл романа "Обрыв" заключается в конфликте старого и нового. Персонажи вынуждены считаться со старыми порядками и традициями, их по-прежнему заботит, что о них могут сказать люди. В тоже самое время истинное величие их замысла проявляется в нарушении общепринятых в обществе традиций, которое происходит ради здравого смысла. Проблематика романа "Обрыв" заключается в том, что для каждого персонажа внутренние правила диктуют разные модели поведения, в зависимости от окружающей их морали. Например, для Райского любовь к дворянке, прежде всего, связана с браком. А вот Марк ни за что не желает венчаться, считая это прямым ограничением своей свободы. Для Марфы страшный грех то, что Викентьев объяснился ей в любви, не спросив разрешения у бабушки, а для Веры неприемлемы любовные отношения вне брака.

При этом самого автора глубоко возмущает двойная мораль, существующая в обществе. Давая характеристику роману "Обрыв", нужно отметить, что по таким двойным принципам живут многие персонажи. Например, Тычков считается известным морализатором, но все в курсе, что он отобрал умение у родной племянницы, отправив ее в сумасшедший дом. При этом Татьяна Марковна находит в себе силы простить Веру, во многом потому, что сама в юности пережила подобную драму.

В этом смысле интересен образ вдовы Крицкой, которая только на словах кажется блудливой и развязной, а в действительности - сама целомудренность. Общественная мораль нисколько не порицает ее за пустую болтовню.

Проводя анализ романа "Обрыв", нужно отметить, что его проблематика напрямую связана с серьезными переменами, происходившими в то время в общественной и частной жизни страны.

Большое значение имеет смысл названия романа "Обрыв". Ключевую роль играет легенда про обрыв в именье Малиновка, в котором, по рассказам, погибло целое семейство, а убийца покончил собой. Все трагические события произведения происходят непосредственно у обрыва. Например, именно там обрывается благополучная жизнь Веры.

Основные события, связанные с обрывом, происходят в заключительных, четвертой и пятой частях. События начинают развиваться наиболее стремительно. Кульминацией произведения Гончарова становится падение Веры.

Пятая часть этого романа посвящена ее глубокому раскаянию и необычному и своеобразному духовному возрождению. Важную роль в этом играет бабушка Татьяна Марковна. Она прощает девушку и открывает ей собственную потаенную историю.

Интересно, что финал романа при этом открыт. Неопределенной остается судьба Веры. С одной стороны, ее готов взять в жены Тушин. С другой стороны, читатель остается в неведении, состоится ли эта свадьба, либо Вера, как и бабушка, останется на всю жизнь старой девой.

Под вопросом и будущее Райского. Он выражает желание заниматься скульптурой в Италии. Но опытный читатель подозревает, что это стремление закончится точно так же, как и желание сочинять роман или писать портреты.

Борис Павлович Райский, 35 лет, беседует в своей петербургской квартире с Иваном Ивановичем Аяновым, чиновником 40 лет. Друзья собираются в гости к Софье Николаевне Беловодовой, троюродной сестре Райского.

Беловодова – вдова 24 лет. Мать её умерла до замужества дочери, отец спустил состояние на женщин. Софья живёт с двумя богатыми тётушками, которые любят играть с Аяновым в карты, пока Райский беседует с кузиной.

Райскому скучно. Он наблюдает глубокое спокойствие кузины, как у картины или статуи, и хочет понять, есть ли у неё чувства, страсти. Борис уговаривает Софью жить не по правилам предков, а своей жизнью, любить, страдать. Райский хочет написать портрет Софьи, а ещё он задумывает серьёзное дело – написать роман.

Райский около 10 лет живёт в Петербурге. Он отставной коллежский секретарь. Службу Райский оставил, как только на неё вступил. Он воспитывался опекуном. В школе любил читать и рисовать, любил музыку, но играл её не по тетрадям, а на слух. Учитель-немец так характеризует его: «Способности удивительные, а лень ещё удивительнее».

После поступления в университет Райский поехал на каникулы к двоюродной бабушке Татьяне Марковне Бережковой. Бабушка управляла имением родителей Райского в деревне Малиновка близ Волги и воспитывала двоюродных внучек-сирот 6 и 5 лет, Верочку и Марфиньку. Рядом со старым домом родителей бабушка приказала выстроить новый, в котором и жила с Марфинькой. Вера жила одна в старом доме.

Райский гостеприимно встречен, к нему относятся как к хозяину. У Бориса будто появились мать, сёстры, добрый дядя. Этот дядя – друг бабушки Ватутин Тит Нилыч. Он отставной военный, купивший дом в городе. Ходил слух, что в молодости бабушка и Ватутин любили друг друга, но её хотели выдать замуж за другого, отчего она и осталась старой девушкой.

Бориса манит обрыв над Волгой, с которого открывается прекрасный вид. При жизни родителей ревнивец убил жену и любовника на этом обрыве, а потом зарезался сам и похоронен тут же. Внизу есть беседка, ныне заброшенная.

Погостив, Райский вернулся в университет. Ему было трудно учиться, потому что он ни о чём не мог рассуждать, а видел образы. Он сблизился с бедняком Леонтием Козловым, сыном дьякона, который знал греческий и латынь и приобщил Райского к античным авторам. Райский начал писать стихи и прозу.

По окончании университета Райский поступил в юнкера. Он жил как вся «золотая молодёжь». Затем подал прошение о переводе в статскую службу, но и там долго не задержался и стал ходить в художественную академию, но посещал занятия редко. Через полгода написал картину «Прощание Гектора с Андромахой». Профессора оценили талант художника, но посоветовали учиться ещё 3 года, а Райский хотел немедленной славы.

Райский переключился на роман. Он перечитывает и правит несколько автобиографических глав своего будущего романа. В нём описывается, как умирает Наташа, которая полюбила Райского два года назад. Ему стало скучно от её преданности, и он не женился. Райский начал набрасывать начало нового романа.

Райский решил дорисовать портрет Софьи. Аянову портрет показался слишком откровенным, художнику Кирилову портрет тоже не понравился: одна рука короче другой. Кирилов предлагает нарисовать молящуюся фигуру, а портрет переделать в блудницу.

Борис привозит портрет Софье и объясняется ей в любви. Софья считает, что портрет приукрашивает оригинал, и предлагает дружбу. Райский подозревает, что она влюблена в итальянца графа Милари. Как только Софья отвергает Райского, его страсть угасает.

Часть вторая

Райский по просьбе бабушки приезжает на лето в своё имение Малиновку. Он не интересуется счетами и отчётами об управлении, признается, что рвал их в Петербурге. Борис хочет подарить имение сёстрам Марфиньке и Верочке. Бабушка не согласна, у девочек есть своё приданое, но, в конце концов, берётся управлять имением и дальше, боясь, что Райский заложит его или продаст. При её управлении в имении полный порядок.

Райский встречается с Марфинькой, белокурой полноватой весёлой девушкой лет 20. Вера за Волгой у подруги-попадьи.

Райский осматривает город, который ему кажется похожим на кладбище или пустыню. Город – хорошая рама для его будущего романа. Центром романа может стать Марфинька, но не хватает страсти: Марфинька послушна бабушке и боязлива, не пошла к обрыву с Райским.

В городе Райский находит студенческого друга Леонтия Козлова, учителя гимназии. Леонтий погружён в античные книги. Райский помог ему поселится в городе близ своего имения и передал на его попечение книги из своей библиотеки. В письме Козлов писал, что несколько книг испортил Марк Волохов. Леонтий составил каталог книг библиотеки из имения Райского. Позже выясняется, что ему помогала Вера. Райский дарит Козлову свою библиотеку и упрекает его в том, что он оторван от жизни.

Некрасивый Козлов женат на Улиньке, дочери эконома казённого заведения, у которого обедали студенты. Улинька и сейчас очень хороша, её головка напоминает Козлову античную статую. Через 5 лет после выпуска Леонтий забрал её из Москвы от тётки, куда она попала после смерти отца и тяжело болела. Позже Ульяна признаётся Райскому, что не любит Козлова, вышла замуж только потому, что он позвал.

Бабушка считает, что внук от рук отбился, что судьба накажет его. Борис и Татьяна Марковна достигают перемирья и решают, что каждый будет жить так, как нравится. С точки зрения Райского, бабушка разрывается между здравым смыслом и преданиями.

Марфинька – счастливое дитя под бабушкиной защитой. Райский хочет разбудить в ней страсть, но ему это не удаётся. Марфинька не понимает его намёков, но его разговорами взволнована и смущена, даже ничего не говорит бабушке. Райский рисует портрет Марфиньки и исправляет очерк о Наташе, чтобы вставить в роман.

В имении Райский наблюдает драму: крестьянин Савелий наказывает жену Марину за блуд. Бабушка признаётся, что дворня вся грешит, но Марина особенно неразборчива в связях. Страсть к любовным приключениям случается и среди помещиков. Гостье бабушки Полине Карповне Крицкой, вдове, нравится, чтобы в неё кто-нибудь был влюблён, она заигрывает со всеми молодыми людьми, с Райским, но дальше слов у неё дело не идёт.

Райский знакомится с Марком Волоховым, которого он застал лезущим в окно к Леонтию Козлову. Марк склонен нарушать традиции и даже закон. Борис предлагает Марку поужинать у бабушки. В разговоре Марк называет Райского неудачником.

Райского одолевает скука. Приезжает от попадьи Вера. Сёстры непохожи, как день и ночь. Райский оставляет Марфиньку, которая не подала надежд на превращение из ребёнка в женщину, и наблюдает за темноволосой красавицей Верой. Он равнодушен ко всему, кроме красоты.

Приезжает в гости помещик Викентьев, 23 лет, друг Марфиньки. Они очень подходят друг другу: живые и весёлые. Приходят другие гости, каждый со своим характером и историей.

Райский скучает. Он рисует дворню, ходит в город, заходит к Козлову, но застаёт его жену с любовником. Оттуда он идёт к Марку Волохову. Марк заключает с Райским пари, что через 2 недели Борис влюбится.

Вера избегает Райского. Он не может перестать думать о ней. Они объясняются. Вера говорит, что если она не будет чувствовать себя свободной, то уедет. Райский удивляется, кто её эмансипировал. Райский и Вера договариваются о дружбе.

Часть третья

Чтобы не думать о Вере, Райский занимается мнимой деятельностью: бывает в полях, обещает поехать с бабушкой с визитами. В воскресенье приходят гости. Нил Андреевич Тычков (известный в городе человек, председатель в палате, образец нравственности) грубо посмеялся над Крицкой. Райский обвиняет его в том, что он оскорбил женщину, и напоминает давнюю историю, как когда-то Тычков обобрал и запер в сумасшедший дом родную племянницу. Татьяна Марковна выгнала Нила Андреевича. Райский, восхищённый её поступком, целует её.

Авторитет Тычкова подорван. Бабушка уважала его 40 лет и выгнала в один день. Райский рисует портрет бабушки. У него налаживаются отношения с Верой. Она невозмутимо равнодушна к нему, но позволяет говорить с собой.

Прошёл месяц с момента заключения пари. Райский порывается уехать. Когда он приходит прощаться с Леонтием, то застаёт у него Марка. Марк поддразнивает его, что он не кончит романа, потому что неудачник, и что он влюблён.

Райский просит Веру показать письмо, которое она читает. Борис подозревает, что Вера утаила письмо на синей бумаге. Райский, который думал, что его чувства к Вере утихли, ревнует Веру к автору письма.

Райский вынужден рисовать портрет Крицкой и доводит её до изнеможения. Он хочет узнать у Веры, от кого письмо. Вера сообщает, что любит другого.

Райский по просьбе Марка, который, живя в городе под наблюдением полиции, давал читать запрещённые книги, берёт на себя его вину и едет объясняться к губернатору.

Вера снова уезжает к попадье. Райский одинок. Он выпытывает у бабушки, в кого может быть влюблена Вера. Бабушка предполагает, что в лесничего. Это прозвище помещика Ивана Ивановича Тушина, с которым Вера дружна. У Тушина есть паровой пильный завод, он продаёт лес и сам живёт в его чаще со своей сестрой.

Райский проводит с Крицкой много времени, в городе даже идёт слух, что он влюблён. Борис приезжает к Козлову, чтобы вразумить его жену, которая постоянно изменяет мужу. Его уговоры заканчиваются любовной сценой. Райский поражён собственным безволием.

Вера признаётся Райскому, что её герой – не Тушин. Чтобы остеречь её, бабушка велит читать вслух нравоучительный роман. После его прочтения Викентьев делает Марфиньке предложение, о чём она говорит бабушке. На следующий день приехала мать Викентьева и состоялся обряд сватовства.

В доме идёт приготовление к свадьбе. Райский объясняется с Верой. Она считает, что он не любит её, а увлёкся ею, как увлекался другими женщинами.

Райский, гуляя в саду, по ошибке принят Верой за кого-то другого. Так он узнаёт о предстоящем свидании Веры. Но он не знает, что это свидание с Марком, с которым Вера познакомилась прошлым летом, когда он воровал в её саду яблоки.

Часть четвёртая

Вера с Марком встретилась в старой беседке. У них очень разные взгляды на жизнь, хотя они и любят друг друга. Вера просит не давать молодёжи запрещённые книги, быть тише. Марк обвиняет её в том, что она хочет замуж, а он ищет себе в её лице товарища. Они решают расстаться.

Вера не смогла прервать отношения с Марком. Она снова уезжает за Волгу к попадье. Оттуда Райский получает дружеские или насмешливые письма. Как потом выяснилось, Вера с попадьёй писали их по очереди в шутку. Одна из записок призывала Райского помочь нуждающемуся. Райский отправил ему 220 рублей. Впоследствии оказалось, что Вера ничего об этой записке не знала, её написал Марк, который и без того должен был Райскому 80 рублей и грозился, что не отдаст их.

Заболел Козлов, от которого ушла жена с французом Шарлем. Бабушка предлагает забрать Леонтия к себе.

Райский получает письмо от Аянова, из которого узнаёт, что Софья скомпрометирована запиской к графу Милари, а сам граф эмигрировал в Париж, где у него, оказывается, есть невеста-кузина.

Райский огорчён отъездом Веры, но вдруг она появляется, когда он тоскует над обрывом. Она на себя не похожа. Говорит, что страсть изменила её. На вопрос, кого она любит, Вера отвечает, что Райского. Он не верит, считает её сумасшедшей. Вера просит Райского помочь ей: удерживать её силой, не пускать на обрыв.

Вера, услышав выстрел (условный сигнал), побежала к обрыву. Райский задержал её, но она выпросилась «Христа ради» на 5 минут.

Вера и Марк в беседке решают расстаться навсегда. Вера настаивает, что любовь – не животное влечение, а долг, Марк не обещает вечной любви и не собирается венчаться. Весь год Вера хотела повлиять на Марка, но не добилась своего. Марк же хоть одолел сердце Веры, но не одолел ума и воли. Расставаясь, Марк предупреждает, что если Вера обернётся, она будет его. Вера обернулась и крикнула: «Марк, прощай!»

Райский ждал Веру до 11. Он в отчаянье: 5 месяцев их отношения не определены. Райский решает подсмотреть, кто избранник Веры. Когда Райский узнал всё, он был взбешён. Он грубо отталкивает в саду Крицкую, которая искала с ним свидания, и до утра ждёт Веру, чтобы посмотреть ей в глаза. Придя домой, Вера падает без чувств.

Часть пятая

Вера прощает Райскому его неблагородный поступок, рассказывает историю своих отношений с Марком и просит передать всё бабушке. Бабушка делает вид, что ничего не замечает, но она чувствует, что у Веры большое горе, и говорит об этом Райскому.

Вера находит в себе силы выйти к гостям, приехавшим на именины Марфиньки. В саду Тушин делает ей предложение, но Вера, думая, что он всё узнал, спешит рассказать ему о своём падении.

Марфинька уезжает гостить к матери жениха. Райский рассказывает бабушке о Вере и Марке. Бабушка три дня бродит по полям, как безумная. На третий день она тяжело заболевает. Дворня даёт обеты в надежде на её выздоровление. Набожный Савелий обещает поставить большую позолоченную свечу, а Варвара – пойти пешком в Киев. Её от обета позже освободил священник.

Райский поражён величием личности бабушки. В тот же день, когда слегла бабушка, у Веры начался жар и бред. Услышав, что Вера больна, бабушка идёт к ней, ухаживает за ней и прощает её. Вера исповедуется бабушке.

Именины Марфиньки прошли тихо. Бабушка с Верой ласкова, ночует у неё. Съездив в город, Татьяна Марковна о чём-то поговорила с Ватутиным, после чего он спешно уехал в свою деревню. Бабушка хочет исповедаться Вере в своём грехе, но Вера отговаривает её. Бабушка принимает это как Божье прощение. Она забирает Веру в свой дом.

Вера находит отраду в труде. Марфинька, возвратившись ненадолго и поддавшись общей грусти, уезжает снова в имение жениха в Колчино до свадьбы, назначенной на октябрь. Райский съездил за Титом Нилычем, который с радостью вернулся в свой дом в городе.

Вера получила от Марка второе письмо. Она прочитала его вместе с первым, которое пришло раньше, на следующий день после последнего свидания. Марк пишет, что готов обвенчаться, и просит о встрече. Вера стала доверять людям. Она решает посвятить во всё Тушина, которого письмом просит приехать, и бабушку, показывая ей письма Марка. Бабушка велит разрушить беседку – место свиданий. Тушин передаёт Марку записку Веры о разрыве отношений. Марк нехотя обещает уехать. Внезапно он понимает, что крик Веры у подножия горы не был призывом, а криком о помощи. Вскоре Козлов приносит новость, что Марк Волохов едет к тётке в Новгородскую губернию, а потом хочет попроситься в юнкера и отправиться на Кавказ.

Райский неделю гостил у Тушина, прекрасного хозяина, но внезапно был вызван бабушкой по срочному делу. Тушин едет с Райским.

Бабушка рассказала Борису, что Тычков и Крицкая распустили слух об отношениях Веры то ли с Райским, то ли с Тушиным. Тушин готов сказать, что сватался и получил отказ, поэтому Вера и Бабушка были огорчены, даже заболели. Тушин хочет жениться на Вере, но бабушка советует подождать с предложением, пока Вера не оправится.

Райский рассказывает Крицкой, что видел, как Тушин на обрыве делал Вере предложение, а она отказала и велела годик подождать. Райский узнаёт историю любви бабушки, случившуюся 40 лет назад. Её свидание с Ватутиным в оранжерее обнаружил граф, который к ней сватался. Тит Нилыч чуть его не зарезал за пощёчину. Они договорились, что граф будет молчать о случившемся, а Ватутин не женится на Татьяне Марковне. Садовник стал свидетелем этой драмы. От него о случившемся узнала его жена, которая и распускает сплетни сейчас, спустя 40 лет.

Свадьба Марфиньки была скромная, всего 50 гостей. Имение опустело: Марфинька уехала к мужу, бабушка и Вера – в бабушкино имение Новосёлово, пока Тушин нанял архитектора для восстановления старого дома в Малиновке; Козлов вернулся домой. Зимой бабушка и Вера собираются позвать погостить Тита Нилыча. Райский закончил портреты Веры и бабушки. Город судачит о предстоящей свадьбе Веры и Тушина, но Вера ничего об этом не знает.

Райский начинает свой роман о Вере, но дальше эпиграфа и посвящения дело не идёт. Он одержим новой идеей – поехать в Италию, чтобы «лепить». В январе Райский уезжает с Кириловым в Дрезден, затем в Англию и в Париж, весной в Швейцарию и Италию. Отовсюду его тянет домой, к Вере, Марфиньке и бабушке. За этими фигурами стоит другая «бабушка» – Россия.

  • «Обрыв», анализ романа Гончарова
  • «Обломов», краткое содержание по главам романа Гончарова
  • «Обыкновенная история», краткое содержание по главам романа Гончарова

Иван Александрович Гончаров

«Обрыв»

Петербургский день клонится к вечеру, и все, кто обычно собирается за карточным столом, к этому часу начинают приводить себя в соответствующий вид. Собираются и два приятеля — Борис Павлович Райский и Иван Иванович Аянов — вновь провести этот вечер в доме Пахотиных, где обитают сам хозяин, Николай Васильевич, две его сестры, старые девы Анна Васильевна и Надежда Васильевна, а также молодая вдова, дочь Пахотина, красавица Софья Беловодова, составляющая главный интерес в этом доме для Бориса Павловича.

Иван Иванович — человек простой, без затей, он ездит к Пахотиным лишь для того, чтобы перекинуться в карты с заядлыми игроками, старыми девами. Другое дело — Райский; ему необходимо расшевелить Софью, свою дальнюю родственницу, превратив её из холодной мраморной статуи в живую, исполненную страстей женщину.

Борис Павлович Райский одержим страстями: он немножко рисует, немножко пишет, музицирует, вкладывая во все свои занятия силу и страсть души. Но этого мало — Райскому необходимо пробудить страсти и вокруг, чтобы постоянно ощущать себя в кипении жизни, в той точке соприкосновения всего со всем, которую он называет Аянову: «Жизнь — роман, и роман — жизнь». Мы знакомимся с ним в тот момент, когда «Райскому за тридцать лет, а он ещё ничего не посеял, не пожал и не шёл ни по одной колее, по каким ходят приезжающие изнутри России».

Приехав некогда в Петербург из родового имения, Райский, поучившись понемногу всему, ни в чем не отыскал своего призвания.

Он понял лишь одно: главное для него — искусства; то, что особенно сильно задевает душу, заставляя её пламенеть страстным огнём. В таком настроении Борис Павлович отправляется на каникулы в имение, которым после смерти его родителей управляет двоюродная бабушка Татьяна Марковна Бережкова, старая дева, которой в незапамятные времена родители не позволили выйти замуж за избранника, Тита Никоновича Ватутина. Остался холостяком и он, так и ездит всю жизнь к Татьяне Марковне, никогда не забывая подарков для неё и двух девочек-родственниц, которых она воспитывает, — сирот Верочки и Марфеньки.

Малиновка, имение Райского, благословенный уголок, в котором находится место всему, радующему глаз. Только вот страшный обрыв, которым заканчивается сад, пугает обитателей дома: по преданию, на дне его в далёкие времена «убил за неверность жену и соперника, и тут же сам зарезался, один ревнивый муж, портной из города. Самоубийцу тут и зарыли, на месте преступления».

Радостно встретила Татьяна Марковна приехавшего на каникулы внука — попыталась было ввести его в курс дела, показать хозяйство, пристрастить к нему, но Борис Павлович остался равнодушным и к хозяйству, и к необходимым визитам. Душу его могли затронуть лишь поэтические впечатления, а они никак не связывались ни с грозой города, Нилом Андреевичем, которому непременно хотела представить его бабушка, ни с провинциальной кокеткой Полиной Карповной Крицкой, ни с лубочным семейством старичков Молочковых, словно Филемон и Бавкида проживших свой век неразлучно…

Пролетели каникулы, и Райский вернулся в Петербург. Здесь, в университете, он сблизился с Леонтием Козловым, сыном дьякона, «забитым бедностью и робостью». Непонятно, что могло сблизить столь разных молодых людей: юношу, мечтающего стать учителем где-нибудь в отдалённом российском уголке, и мятущегося поэта, художника, одержимого страстями романтического молодого человека. Однако они стали по-настоящему близки друг другу.

Но университетская жизнь закончилась, Леонтий уехал в провинцию, а Райский так и не может сыскать настоящего дела в жизни, продолжая дилетантствовать. И его беломраморная кузина Софья все кажется Борису Павловичу важнейшей целью в жизни: пробудить в ней огонь, заставить испытать, что такое «гроза жизни», написать о ней роман, нарисовать её портрет… Он проводит у Пахотиных все вечера, проповедуя Софье истинность жизни. В один из таких вечеров отец Софьи, Николай Васильевич, приводит в дом графа Милари, «превосходного музыканта и любезнейшего молодого человека».

Вернувшись домой в тот памятный вечер, Борис Павлович не может найти себе места: он то всматривается в начатый им портрет Софьи, то перечитывает начатый некогда очерк о молодой женщине, в которой ему удалось пробудить страсть и привести её даже к «падению», — увы, Наташи нет уже в живых, а в исписанных им страницах так и не запечатлелось подлинное чувство. «Эпизод, обратившийся в воспоминание, представился ему чужим событием».

Меж тем наступило лето, Райский получил письмо от Татьяны Марковны, в котором она звала внука в благословенную Малиновку, пришло письмо и от Леонтия Козлова, обитавшего поблизости от родового имения Райского. «Это судьба посылает меня…» — решил Борис Павлович, соскучившийся уже пробуждать страсти в Софье Беловодовой. К тому же случился небольшой конфуз — Райский решился показать написанный им портрет Софьи Аянову, а тот, посмотрев на работу Бориса Павловича, вынес свой приговор: «Она тут как будто пьяна». Не оценил портрет по достоинству и художник Семен Семенович Кирилов, сама же Софья нашла, что Райский польстил ей — она не такая…

Первое же лицо, которое Райский встречает в усадьбе, — юная очаровательная девушка, не замечающая его, занятая кормлением домашней птицы. Весь облик её дышит такой свежестью, чистотой, грацией, что Райский понимает — здесь, в Малиновке, суждено найти ему красоту, в поисках которой он изнывал в холодном Петербурге.

Радостно встречают Райского Татьяна Марковна, Марфенька (она и оказалась той самой девушкой), прислуга. Только кузина Вера гостит за Волгой у своей подруги-попадьи. И вновь бабушка старается увлечь Райского хозяйственными хлопотами, которые по-прежнему ничуть не интересуют Бориса Павловича — он готов подарить имение Вере и Марфеньке, что вызывает гнев Татьяны Марковны…

В Малиновке, несмотря на радостные хлопоты, связанные с приездом Райского, идёт обыденная жизнь: слуга Савелий призван давать во всем отчёт приехавшему помещику, Леонтий Козлов учит детей.

Но вот сюрприз: Козлов оказался женат, да на ком! На Уленьке, кокетливой дочери «эконома какого-то казённого заведения в Москве», где держали стол для приходящих студентов. Все они были понемногу влюблены тогда в Уленьку, один Козлов не замечал её профиля камеи, но именно за него вышла она в конце концов и уехала в дальний уголок России, на Волгу. Разные слухи ходят о ней по городу, Уленька предупреждает Райского о том, что он может услышать, и заранее просит ничему не верить — явно в надежде на то, что уж он-то, Борис Павлович, не останется равнодушным к её прелестям…

Вернувшись домой, Райский находит полную усадьбу гостей — Тит Никонович, Полина Карповна, все съехались посмотреть на возмужавшего хозяина усадьбы, бабушкину гордость. А многие прислали поздравление с приездом. И покатилась по наезженной колее обычная деревенская жизнь со всеми своими прелестями и радостями. Райский знакомится с окрестностями, вникает в жизнь близких ему людей. Дворовые выясняют свои отношения, и Райский становится свидетелем дикой ревности Савелия к неверной жене Марине, доверенной прислуги Веры. Вот где кипят истинные страсти!..

А Полина Карповна Крицкая? Вот уж кто охотно поддался бы проповедям Райского, приди ему в голову увлечь эту стареющую кокетку! Она буквально из кожи лезет вон, чтобы привлечь его внимание, а потом понести по всему городку весть о том, что Борис Павлович не устоял перед ней. Но Райский в ужасе шарахается от помешавшейся на любви барыни.

Тихо, покойно тянутся дни в Малиновке. Только вот Вера все не возвращается от попадьи; Борис Павлович же времени даром не теряет — он пытается «образовать» Марфеньку, выясняя потихоньку её вкусы и пристрастия в литературе, живописи, чтобы и в ней начать пробуждать подлинную жизнь. Иногда заходит он в домик Козлова. И однажды встречается там с Марком Волоховым: «пятнадцатого класса, состоящий под надзором полиции чиновник, невольный здешнего города гражданин», как рекомендуется он сам.

Марк кажется Райскому человеком забавным — он уже успел услышать о нем много ужасов от бабушки, но теперь, познакомившись, приглашает к себе на ужин. Их импровизированный ужин с непременной жжёнкой в комнате Бориса Павловича будит страшащуюся пожаров Татьяну Марковну, и она приходит в ужас от присутствия в доме этого человека, уснувшего, как собачонка, — без подушки, свернувшись калачиком.

Марк Волохов тоже считает своим долгом пробудить людей — только, в отличие от Райского, не конкретную женщину от сна души к грозе жизни, а абстрактных людей — к тревогам, опасностям, чтению запрещённых книг. Он не думает скрывать своей простой и циничной философии, которая почти вся сводится к его личной пользе, и даже по-своему обаятелен в подобной детской открытости. И Райский увлекается Марком — его туманностью, его загадкой, но именно в этот момент возвращается из-за Волги долгожданная Вера.

Она оказывается совсем не такой, какой ожидал увидеть её Борис Павлович, — замкнутая, не идущая на откровенные признания и разговоры, со своими маленькими и большими тайнами, загадками. Райский понимает, насколько необходимо ему разгадать свою кузину, познать её потаённую жизнь, в существовании которой он не сомневается ни на миг…

И постепенно в утончённом Райском пробуждается дикий Савелий: как следит этот дворовый за своей женой Мариной, так и Райский «во всякую минуту знал, где она, что делает. Вообще способности его, устремлённые на один, занимающий его предмет, изощрялись до невероятной тонкости, а теперь, в этом безмолвном наблюдении за Верой, они достигли степени ясновидения».

А тем временем бабушка Татьяна Марковна мечтает женить Бориса Павловича на дочери откупщика, чтобы он навсегда уже осел в родных краях. Райский от такой чести отказывается — столько вокруг загадочного, того, что необходимо разгадать, а он вдруг ударится по бабушкиной воле в такую прозу!.. Тем более, что событий вокруг Бориса Павловича, действительно, разворачивается немало. Появляется молодой человек Викентьев, и Райский мгновенно прозревает начало его романа с Марфенькой, их взаимное влечение. Вера по-прежнему убивает Райского своим равнодушием, куда-то исчез Марк Волохов, и Борис Павлович отправляется его разыскивать. Однако на этот раз и Марк не в состоянии развлечь Бориса Павловича — он все намекает на то, что хорошо знает об отношении Райского к Вере, о её равнодушии и бесплодных попытках столичного кузена пробудить в провинциалке живую душу. Не выдерживает наконец и сама Вера: она решительно просит Райского не шпионить за ней повсюду, оставить её в покое. Разговор заканчивается как будто примирением: теперь Райский и Вера могут спокойно и серьёзно разговаривать о книгах, о людях, о понимании жизни каждым из них. Но Райскому этого мало…

Татьяна Марковна Бережкова все-таки хоть в чем-то настояла на своём, и в один прекрасный день все городское общество звано в Малиновку на торжественный обед в честь Бориса Павловича. Но благопристойное знакомство так и не удаётся — в доме вспыхивает скандал, Борис Павлович открыто говорит почтенному Нилу Андреевичу Тычкову все, что думает о нем, и сама Татьяна Марковна неожиданно для себя встаёт на сторону внука: «Раздулся от гордости, а гордость — пьяный порок, наводит забвение. Отрезвись же, встань и поклонись: перед тобою стоит Татьяна Марковна Бережкова!» Тычков с позором изгнан из Малиновки, а покорённая честностью Райского Вера впервые целует его. Но ничего этот поцелуй, увы, не означает, и Райский собирается вернуться в Петербург, к привычной жизни, привычному окружению.

Правда, в скорый отъезд его не верят ни Вера, ни Марк Волохов, да и сам Райский не может уехать, ощущая вокруг движение жизни, недоступной ему. Тем более, что Вера вновь уезжает за Волгу к подруге.

В её отсутствие Райский пытается выяснить у Татьяны Марковны: что же за человек Вера, в чем именно скрыты особенности её характера. И узнает, что бабушка считает себя необычайно близкой с Верой, любит её любовью глубокой, уважительной, сострадательной, видя в ней в каком-то смысле собственное повторение. От неё же Райский узнает и о человеке, который не знает, «как приступиться, как посвататься» к Вере. Это — лесничий Иван Иванович Тушин.

Не зная, каким образом отделаться от мыслей о Вере, Борис Павлович даёт Крицкой увезти себя к ней в дом, оттуда он отправляется к Козлову, где его с распростёртыми объятиями встречает Уленька. И Райский не устоял перед её чарами…

В грозовую ночь Веру привозит на своих лошадях Тушин — наконец-то у Райского появляется возможность увидеть человека, о котором рассказывала ему Татьяна Марковна. И вновь он одержим ревностью и собирается в Петербург. И вновь остаётся, не в состоянии уехать, не разгадав тайну Веры.

Райскому удаётся даже Татьяну Марковну встревожить постоянными мыслями и рассуждениями о том, что Вера влюблена, и бабушка задумывает эксперимент: семейное чтение назидательной книги о Кунигунде, влюблённой против воли родителей и закончившей свои дни в монастыре. Эффект оказывается совершенно неожиданным: Вера остаётся равнодушной и едва не засыпает над книгой, а Марфенька и Викентьев, благодаря назидательному роману, объясняются в любви под соловьиное пение. На другой день в Малиновку приезжает мать Викентьева, Марья Егоровна, — происходит официальное сватовство и сговор. Марфенька становится невестой.

А Вера?.. Ее избранник — Марк Волохов. Это к нему ходит она на свидания в обрыв, где похоронен ревнивый самоубийца, это его мечтает она назвать мужем, переделав сначала по своему образу и подобию. Веру и Марка разделяет слишком многое: все понятия о нравственности, добре, порядочности, но Вера надеется склонить своего избранника к тому, что есть правильного в «старой правде». Любовь и честь для неё — не пустые слова. Их любовь больше напоминает поединок двух убеждений, двух правд, но в этом поединке все более и более отчётливо проявляются характеры Марка и Веры.

Райский все ещё не ведает о том, кто избран его кузиной. Он по-прежнему погружён в загадку, по-прежнему мрачно смотрит на окружающее. А покой городка тем временем потрясён бегством Уленьки от Козлова с учителем мсье Шарлем. Отчаяние Леонтия безгранично, Райский вместе с Марком пытаются привести Козлова в чувство.

Да, страсти поистине кипят вокруг Бориса Павловича! Вот уже и из Петербурга получено письмо от Аянова, в котором старый приятель рассказывает о романе Софьи с графом Милари — в строгом понятии то, что произошло между ними, — никакой не роман, но свет расценил некий «ложный шаг» Беловодовой как компрометирующий её, и тем отношения дома Пахотиных с графом завершились.

Письмо, которое могло бы совсем ещё недавно задеть Райского, особенно сильного впечатления на него не производит: все мысли, все чувства Бориса Павловича безраздельно заняты Верой. Незаметно наступает вечер накануне помолвки Марфеньки. Вера вновь отправляется в обрыв, а Райский ждёт её на самом краю, понимая — зачем, куда и к кому отправилась его несчастная, одержимая любовью кузина. Померанцевый букет, заказанный для Марфеньки к её торжеству, совпавшему с днём рождения, Райский жестоко бросает в окно Вере, падающей без чувств при виде этого подарка…

На следующий день Вера заболевает — ужас её заключается в том, что необходимо поведать бабушке о своём падении, но сделать это она не в силах, тем более что дом полон гостей, а Марфеньку провожают к Викентьевым. Открыв все Райскому, а затем Тушину, Вера ненадолго успокаивается — Борис Павлович рассказывает по просьбе Веры о случившемся Татьяне Марковне.

День и ночь выхаживает Татьяна Марковна свою беду — она ходит безостановочно по дому, по саду, по полям вокруг Малиновки, и никто не в силах остановить ее: «Бог посетил, не сама хожу. Его сила носит — надо выносить до конца. Упаду — подберите меня…» — говорит Татьяна Марковна внуку. После многочасового бдения Татьяна Марковна приходит к Вере, лежащей в горячке.

Выходив Веру, Татьяна Марковна понимает, как необходимо им обеим облегчить душу: и тогда Вера слышит страшное признание бабушки о своём давнем грехе. Некогда в юности сватавшийся к ней нелюбимый человек застал Татьяну Марковну в оранжерее с Титом Никоновичем и взял с неё клятву никогда не выходить замуж…

Главный герой романа - Борис Павлович Райский - студент, абсолютно не понимающий, чему хочет посвятить свою жизнь. Он немного рисует, немного пишет, в хорошем расположении духа музицирует, но все это преследует лишь одну цель - создать вокруг себя суету, страсть и кипение жизни. В Петербурге он все вечера проводит у Пахотиных, где все его внимание сосредоточено на молодой вдове - дочери хозяина дома - Софье Беловодовой. Райский в буквальном смысле одержим девушкой и ее полное равнодушие к нему лишь увеличивает его желание превратить эту холодную красотку в страстную, по-настоящему живую женщину.

Изредка Райскому приходится отрываться от своего увлечения для поездок в родовое имение - Малиновку. Всем там заправляет его бабка - Татьяна Марковна Бережкова, старая дева, свою жизнь посвятившая хозяйству и воспитанию двух осиротевших племянниц - Марфеньки и Веры. Имение благодаря ее стараниям процветает, но внук, несмотря на все ее уговоры, остается к управлению равнодушными и собирается его переписать на племянниц. Этот дом Райскому нравится. Только вот обрыв на краю участка, где по преданию похоронен преступник-самоубийца, нагоняет на него тоску.

В Малиновке герой пробыл недолго и снова вернулся в Петербург, к своей неприступной Софье. В университете он сдружился с совершенно противоположным ему человеком - Леонтием Козловым, который мечтает учительствовать в какой-то русской глубинке. Но разность взглядов и увлечений, не помешала им стать настоящими друзьями. Следующим летом оказалось, что Козлова распределили преподавать недалеко от Малиновки, и Райский всерьез задумался погостить в имении подольше. В Петербурге его ничего не держало: Софья всерьез увлеклась добропорядочным графом Милари.

Приехав в Малиновку, Райский первой встречает Марфеньку, которая очень повзрослела и похорошела. Герой даже подумал, что его сердце может быть излечено от Софьи, но затем бурная деревенская жизнь не дала этим мыслям развиться. Райский посетил Козлова, который к тому времени уже женился и, как оказалось, на очень ветреной особе с плохой репутацией – девушке Уленьке. Бабка по-прежнему не теряла надежды увлечь внука хозяйством, но тот оказался во власти двух новых чувств: он влюбился в Веру, приехавшую от подруги, и познакомился с Марком Волоховым, который стремился пробудить людей, заставить их читать запрещенную литературу, но при этом конечной целью ставил собственную выгоду. Райский целый день по пятам следовал за Верой, в по вечерам распивал жженку с Волоховым.

Девушка была очень холодна к Райскому и однажды даже отважилась на откровенный разговор, после которого тот понял, что ее сердце принадлежит другому. Райским мучился неизвестностью, он хотел узнать кто оказался этим счастливчиком. Однажды ночью герой проследил за Верой и оцепенел: Вера в обрыве встречалась с Волоховым, она стремилась сделать его лучше и мечтала связать с ним жизнь. Обо всем узнает Татьяна Марковна, Вера от расстройства заболевает лихорадкой. Позже Бережкова открывает девушке тайну: много лет назад она тоже была влюблена и даже изменила своему жениху.

Религиозные и мистические мотивы в романе Гончарова «Обрыв» Роман Гончарова «Обрыв» «эпос нового мира» Жанровая колоритность романа План и замысел написания романа «Обрыв» Идеал главного героя в романе «Обрыв» Роман И. А. Гончарова Об Каковы же взгляды Райского? (по роману «Обрыв»)