Сычева Лидия Андреевна родилась в 1966 году в с. Скрипниково Калачеевского района Воронежской области. После окончания школы училась на историческом факультете Воронежского пединститута. Работала преподавателем, журналистом. В 1995 году поступила на заочное отделение Литературного института. В 1998 году дебютировала с рассказами в «Новом мире».

Лидия Сычева - лауреат премии журнала «Москва» (за рассказы, 2000), литературной премии имени Петра Проскурина (за книгу «Вдвоём», 2004), лауреат международного литературного конкурса «Народ мой – большая семья» (за рассказ «На Белорусской площади», 2007), премии им. Александра Невского (за книгу «Эх, славяне!..», 2008), им. Андрея Платонова «Умное сердце» (за прозу, 2009), премии «Зодчий» им. Дм. Кедрина (2010); за книгу «Время Бояна» награждена серебряным дипломом Международного славянского литературного фестиваля «Золотой Витязь» (2012).

Интервью:

Думая о литературе и о всяком искусстве вообще, я часто испытываю боль и чувство вины. Дар, творчество как-то насильно вырывают тебя из «почвы», из «нормальной среды». Нет, это не служение своим страстям, не эгоизм, это мучительный и иногда даже принудительный путь.

Рассказы

Наталья АЛЕКСЮТИНА . Предчувствие света . «Московский литератор», 2001, № 24.

Руслана ЛЯШЕВА. Всё смешалось в доме Облонских . «Литературной России» №42. 19.10.2007.

Екатерина ГЛУШИК. Камо грядеши . Лидия Сычева. «Эх, славяне!..» Статьи о культуре. – М., «Лотос», 2008, - 150 с. «Московский литератор», 2008, № 19.

Екатерина РЕПЬЕВА. Да не иссякнет русский род! "Славянство", ноябрь 2008.

Вероника ВАСИЛЬЕВА. Публицистическая концепция Лидии Сычёвой . МОЛОКО, март 2009.

Екатерина РЕПЬЕВА. А страсти-то кипят!.. МОЛОКО, ноябрь 2008.

Василий ДВОРЦОВ. О любви в её летнем рассвете . «Литературная Россия» №02-03. 18.01.2008

Дмитрий ЯКУНИН. Ещё раз о любви . Лидия Сычева. Уже и больные замуж повыходили. – М.: Астрель: АСТ, 2008. – 320 с. (Русский романс). «НГ-Экслибрис», 2008.10.23

Сказать, что сегодня писатели – не «властители дум», это всё равно, что утверждать: «Наука больше не нужна, мы в Китае всё сделаем, от айфонов до вставных зубов». Сегодня писательство и его влияние на общество так же судьбоносно, как и сто лет назад. Другое дело, что изменился жанр и форма подачи. У писателя-документалиста Алексея Навального почти 80 тыс. подписчиков, каждая его «новелла» копируется и распространяется в интернете сотнями людей, а назавтра десятки СМИ смакуют его художественные находки - «пехтинг», «шубохранилище», «пан Бастрыкин» и др. Произведения Навального читают и Администрация Президента, и губернаторы, и зарубежные «слависты» - почти каждый его рассказ вызывает фурор и переполох. Одна из составляющих писательского успеха известного блогералёгкий язык, доверительная интонация, умение играть смыслами и цитатами. Его документальную прозу читать гораздо интереснее, чем путешествовать по «выдутым» из головы «мирам» полоумных постмодернистов. И это именно проза (в лучших его новеллах, разумеется), осмысленная, мотивированная, с хорошим чувством юмора. Навальному подражают, у него есть поклонники. Подозреваю, что его рассказы-детективы потеснили из общественного сознания Донцову и Ко – прочитать про реальную дачу высокопоставленного чиновника и попытаться вместе с автором найти доходы, на которые она приобретена, это интересней, чем погружаться в детали плохопрописанного мифического ограбления. Разумеется, далеко не всякое публичное лицо одарено литературными талантами. Стихи Евгении Васильевой (подруги Сердюкова) печатают миллионными тиражами (в газете «Московский комсомолец»), но они весьма беспомощны с художественной точки зрения и потому никакого влияния на умы и нравы не оказывают. Литература у нас ровно такая, какое и общество, и то, что на вершине общественного внимания сейчас детективщик Алексей Навальный, а не некий ныне живущий «лев толстой», как раз и характеризует нравственное и интеллектуальное состояние страны. Навальному, как объекту читательского внимания, проигрывают все вчерашние «мессии». Любопытно наблюдать писательскую конкурентную борьбу за «паству». Так, Акунин обращался к «товарищу по цеху» с наставительными письмами, вёл с Навальным «диалоги», Быков вдохновлялся его новеллами для создания стихотворных пародий, Лимонов клеймил «творческий метод» и «личность» более удачливого коллеги и т.п. Ужасное открытие (для власти) факта, что литература (слово, идея) определяла, определяет и будет определять жизнь общества, как раз и привело к проведению Российского литературного собрания. Неважно, что спичрайтеры президента (коллективный «писатель Путин») соорудили для главы государства весьма серую речь, наполненную социологическими банальностями. Пресс-секретари, пленники «золотой клетки», разумеется, представляют себе литераторов как неких бомжей-оборванцев, убогих, больных на голову людей, которые чего-то пишут от избытка дури, и потому им надо кинуть «кость», дабы они её грызли, обсасывали и благодарили господ своих. Но то, что с выражением читает Путин по бумажке и то, что он думает на самом деле – это всё-таки разные вещи. (Будем надеяться, во всяком случае.) Инстинкт власти не может ему не подсказывать, что «Собрание сочинений» Навального двигает Россию к очередному потрясению, точно так же, как пламенная публицистика Льва Толстого приближала революционные события 1905 и 1917 гг. Значит, читателя надо как-то отвлечь от писаний блогера-детективщика и его фанатов. Следовательно, пора дать общественному организму иную духовную пищу. Но как это сделать? Внятного решения на этот счёт, по-видимому, у властей пока нет. Управители государства Российского в растерянности: синтетические жанры – телевидение, шоу, кино «Сталинград» - не помогают. Спорт и олимпиада – тоже. «Несвятые святые» о. Тихона Шевкунова умиротворили и без того умиротворённых. Оргпроект «Лучшие писатели современности» (по версии Роспечати) провалился: вскормленные чиновниками «новые совести нации», осыпанные пиар-почестями и госмилостями, не устают пинать «гэбэшный режим» в хвост и в гриву, в том числе из зарубежного далека… А народ тем временем читает рассказы Навального. И, действительно, новелла «Полёт над гнездом чиновника» - дивно хороша! Это наш отечественный «Аватар». Пиарщики нынешнего общественного устройства пытаются навязать гражданам «критерии успеха» - деньги и славу, и по этим «индикаторам» писатели действительно влачат жалкое существование, они последние, о ком вспоминают на нынешнем «пиру во время чумы». Но так ли это? Настоящие писатели (вне зависимости от степени их известности, тиражей и доходов) проживают свою собственную, индивидуальную жизнь – и потому именно они её хозяева, а не их мнимые господа. Творчество – есть «оправдание человека». Но разве может быть таким же оправданием количество машин в гараже, шуб в шкафу, бриллиантов в сейфе, денег на счетах и пр.?! Да, за свою творческую свободу писатели платят высокую цену – цену своей жизни. А какую цену платят владельцы дворцов и шубохранилищ?! История развития народа есть отражение его духовного развития. Вклад писателей в дух и чувство народа – огромен. Литературный дар – большая ответственность и тяжелая ноша. Чего же хотят сегодня писатели и какая литература нужна народу? Писатели (большинство) жаждут такого же государственного попечения, как при Сталине-Хрущеве-Брежневе, и такой же бесцензурной жизни, как при Ельцине-Путине. Увы, это невозможно. Сталин построил систему, в которой литераторы должны были замещать своими произведениями Священное Писание (поскольку всё божественное – опиум для народа). Недоучившийся семинарист отлично понимал значение слова, образа и символа, и хорошо усвоил библейскую мудрость - не хлебом единым жив человек. Потому и пользовались в Советском Союзе писатели таким уважением власти – литераторы были жрецами, небожителями, они создавали апологетику «новой религии » («Лениниана», «Пламенные революционеры» и пр.). Правда, христианский идеал всё равно прорастал сквозь соцреалистический оптимизм - романы «Разгром» Фадеева, «Крещение» Ивана Акулова, «Своим чередом» Зои Прокопьевой, творчество «деревенщиков» и др. И этот «зигзаг» вполне объясним – слишком мало времени прошло, чтобы опровергнуть 900-летний духовный опыт, накопленный со времен Крещения Руси. Глубинные архетипы трудно задавить даже массированными идеологическими катками. Разумеется, в 1991-м году не произошло никакого «возвращения к истокам» (да это и невозможно), пусть даже и Священное Писание вновь было введено в оборот. (Православию нынешние рулевые негласно отводят место «традиции», «обряда», «этнографии». Ну и зря!) При советской власти был марксизм и научный атеизм, при постсоветской стал либерализм и оккультизм. Что лучше?! «По плодам их узнаете их». Предыдущая «формация» создала индустрию, победила фашизм, отправила человека в космос. Цена этих достижений, да, была очень высока. А вот формация нынешняя никакими реальными свершениями не блещет, при том, что человеческих жертвоприношений на алтарь «религии денег» принесено никак не меньше, чем во времена самых лютых репрессий. Конечно, одно следует из другого (как и троцкизм-большевизм из царствования последних Романовых), но мысль о преемственности русской истории приводит нынешнюю офшорную элиту в неистовство – сами они почему-то ведут свою родословную не от выродившихся коммунистов, а от бессребреника Франциск а Ассизского, не меньше. Ограниченность тематики литератора Навального и узость его мировоззренческой платформы («честные выборы», «жизнь по закону») с одной стороны показывают, сколь низко пал общий культурный уровень в стране, с другой – наполняют сердце энтузиазмом. «Чем темнее ночь, тем ярче звёзды». Работы в области национального самосознания – непочатый край! Художественных задач – море!.. Всё только начинается, господа и товарищи, народ и партия, читатели и писатели. Лидия Сычёва

Лидия Андреевна Сычёва (род. 1966, Скрипниково, Воронежская область) - писатель, публицист, редактор, член Союза писателей России.
Родители - крестьяне, Харламов Андрей Никитович и Харламова Наталья Ивановна (Сычёва - фамилия по мужу). После окончания Заводской средней школы в г. Калаче училась на историческом факультете Воронежского пединститута (ныне Воронежский государственный педагогический университет). Работала преподавателем. Как журналист дебютировала в газете "Комсомольская правда" в 1993 году. В 1995 году поступила в Литературный институт им. А. М. Горького. Училась в семинаре Руслана Киреева, посещала также лекции поэта Валентина Сорокина. В 1998 году дебютировала с рассказами в журнале «Новый мир».
Сычёва - главный редактор литературного интернет-журнала «МОЛОКО» («Молодое око»). Член Гражданского Литературного Форума России. Её рассказы переведены на китайский, немецкий и арабский языки. Живёт в Москве.

Творчество
Уже в связи с первой книгой Сычёвой «Предчувствие» (2001) критик Капитолина Кокшенева отмечала, что автор вошёл в литературу с художнически-зрелой прозой, руководствуясь такими принципами, как красота и ясность изложения, честное отношение к жизни, невозможное без любви к человеку. Документальную повесть «Тайна поэта» (2002) - о творчестве и судьбе поэта Валентина Сорокина, которого Сычёва считает своим учителем не по количеству прочитанных лекций в Литературном институте (он был куратором заочного отделения), но по силе воздействия на формирование её мировоззрения, - один из критиков назвал «учебником патриотизма» . В книге очерков «Последний блокпост» выделяется «Ненаписанное интервью» (воссоздающее портрет писателя Владимира Солоухина в последние годы жизни), очерк «Ваш сын и брат матрос Колька» (о матросе-земляке, погибшем на АТП«Курск»), эссе «Неизвестный народ» (о войне в Чечне). В книге «Вдвоём» главная тема - любовь, «и пишет Лидия Сычева не только и, может быть, не столько о ней как о вечном чувстве, сколько как об ослепительной новости, которой любовь становится для каждого». Тема любви получила своё продолжение в книге «Уже и больные замуж повыходили», но здесь автор не замкнулся на одном лишь путешествии некой Вечной женской души в поисках тихого семейного счастья. Поднимаются проблемы многоуровневого духовного кризиса - они разноплановы, системны и интегрированы во все сферы общества.
Тема духовного кризиса ведущая и в книге «Эх, славяне!..», которую составили десять статей о современной культуре - в том числе очерк «В плену у биороботов», в котором автор отстаивает идею о том, что над Россией второе десятилетие подряд ставится эксперимент по созданию новой категории людей как биомассы.
Сычева активно печатается в литературной периодике: газетах «Литературная Россия», «День литературы», «Российский писатель», журналах «Москва», «Подъем», «Полдень», «Бельские просторы», «Север», «Алтай», «Родная Кубань» и др. Она автор очерков и литературно-критических статей о Булате Окуджаве, Викторе Лихоносове, Викторе Бокове,Юрии Прокушеве,Вячеславе Дёгтеве, Зое Прокопьевой, Борисе Екимове и др. Сычёва - автор нескольких сотен статей образовательной тематики, как публицист и политический журналист публикуется в журналах "РФ сегодня", "ВВП", в интернет-изданиях «Хронос», АПН, Русская народная линия и др.

Сочинения
Предчувствие: Рассказы. М., 2001;
Тайна поэта: Док. повесть-размышление о жизни и творчестве [поэта Валентина Сорокина] / Лидия Сычева. - Челябинск: Танкоград, 2002. - 176 с. Основные кн. В. Сорокина: с. 174. - Библиогр.: с. 175-176. - 500 экз. - ISBN 5-7135-0309-7 (В пер.);
Последний блокпост: Очерки. М., 2002;
Вдвоем: Кн. рассказов / Лидия Сычева. - М. : Андреев. флаг, 2003. - 350 с. (Русская современная проза). Содерж.: Разд.: Предчувствие; За счастьем; Вдвоем. - 10000 экз. - ISBN 5-9553-0023-6.
Эх, славяне!..: Статьи о культуре. М., 2008;
Уже и больные замуж повыходили: Кн. рассказов / Лидия Сычева. - М. : АСТ, Астрель, Харвест, 2008. - 320 с. (Русский романс). -ISBN 978-5-17-053100-4, 978-5-271-21071-6, 978-985-16-5796-0.
Взято с википедии