Публикации раздела Музеи

Семь необыкновенных экспонатов Кунсткамеры

П етербургская Кунсткамера (сегодня Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН) основана в 1714 году. Петр Великий создал ее как собрание диковин и научных курьезов, а его наследники продолжили пополнять коллекцию. «Культура.РФ» рассказывает о семи удивительных экспонатах из собрания Кунсткамеры.

Кунсткамера, Санкт-Петербург. Фотография: Лиляна Виноградова / фотобанк «Лори»

Один из самых первых экспонатов Кунсткамеры. Препарат со скелетом сиамских близнецов происходит из коллекции знаменитого голландского анатома Фредерика Рюйша. Его анатомические препараты, которые он создавал по собственным методам, славились на всю Европу. В юности Петр Великий, побывав в Голландии с Великим посольством, посетил его «кабинет» в числе прочих достопримечательностей Амстердама - и пришел в восторг.

Почти 20 лет спустя, узнав, что Рюйш продает свою сильно выросшую коллекцию, Петр приобрел несколько тысяч экспонатов за 30 тысяч золотых гульденов. Эти предметы (и другие купленные в тот же период коллекции) стали основой собрания Кунсткамеры.

Это первый в мире «глобус-планетарий»: в него можно залезть через специальную дверцу и изнутри смотреть на карту звездного неба, размещенную на внутренней поверхности. Диаметр гигантского глобуса - 3 метра, так что сидеть в нем удобно. Он был создан по заказу готторпского герцога Фридриха III (отсюда и название), а автором проекта был великий картограф Адам Олеарий. В 1713 году очередной правитель герцогства подарил эту игрушку весом в 3,5 тонны известному любителю редкостей - Петру Великому, который пришел в восторг от подарка и установил его в здании Кунсткамеры.

Однако в середине XVIII века глобус сгорел - сохранился только механический каркас. Впрочем, вскоре его восстановили и назвали по-новому: «Большой Академический глобус». В начале ХХ века он находился в Царском Селе, откуда его похитили нацисты. В 1948 году глобус удалось вернуть - именно туда, куда его поместил основатель Кунсткамеры.

Эта механическая игрушка изображает небесный кораблик, на котором божество (из янтаря), окруженное танцовщицами и музыкантами (из слоновой кости) путешествует по морям и океанам. Механизм ладьи заводится с помощью ключа - корабль движется, а слуги танцуют и музицируют.

Редкий пример симбиоза восточного искусства и западной механики был создан в начале XVIII века при дворе императора-маньчжура Канси, в китайской часовой мастерской, работавшей под руководством миссионеров-иезуитов. Игрушка была куплена в Пекине в 1719–1720 годах, судя по всему, русским посланником Л.В. Измайловым. Это один из экспонатов Кунсткамеры, сохранившихся с петровских времен.

Ученые назвали Венерами подобные фигурки эпохи верхнего палеолита (40–12 тысяч лет назад) отчасти в шутку: не сильно они похожи на изображения прекрасной античной богини Афродиты. А отчасти потому, что в них гипертрофированы признаки женственности - грудь и ягодицы, важные для деторождения. В пещерные времена таких дам ценили высоко.

По одной версии, палеолитические Венеры - это образы богини-прародительницы, символ плодородия; по другой - обереги или изображения реальных женщин. Эта фигурка, вырезанная из бивня мамонта, - возрастом примерно в 21–23 тысячи лет. Ее раскопали на стоянке Костёнки в Средней России в 1936 году.

Одна из работ великого антрополога Михаила Герасимова, придумавшего метод скульптурного восстановления облика человека по черепу. В Кунсткамере находится большая коллекция его произведений. Бюст владимирского князя, погибшего от рук убийц, профессор создал в 1939 году. В этот период Герасимову были доступны для работы останки многих великих правителей Руси - ведь большинство из них стали святыми, их останки покоились в раках, которые большевиками вскрывались и изымались из церквей.

В облике Андрея удивляет азиатский разрез глаз и высокие скулы - Герасимов руководствовался как генетическими маркерами скелета, так и теорией, что мать князя, половчанка, «Аепина дщерь» (дочь хана Аепы), принадлежала к монголоидной расе. В 2000-е годы по благословению Русской православной церкви была произведена новая реконструкция облика князя - и, по свежей версии, никакой монголоидности в его лице быть не должно.

Астролябия Арсениуса

Эти инструменты для определения положения звезд изобрели еще в Древней Греции. В Средневековье лучшие астролябии делали арабы, а европейцы лишь их копировали. В Европе научились создавать астролябии по собственным проектам только в XVI веке. Одним из лучших мастеров этого периода был фламандец Гуалтерус Арсениус, который работал по заказу Филиппа II Испанского и других монархов. Во всем мире сохранилась лишь 21 астролябия его работы, причем в России - только одна.

Наконец-то дошли руки рассказать о моем походе в кунсткамеру в Санкт-Петербурге. Я конечно же, как и многие в нашей стране, слышал об этом месте, но представлял его себе по другому. Надо сказать музей меня удивил. В силу своих предубеждений я выделил на посещение этого музея буквально пару часов, и это была ошибка.

Как добраться до музея Кунсткамера

Я хотел посетить музей кунсткамеру в СПб только с одной цель — увидеть знаменитую коллекция уродцев, которую собрал великий император Петр Первый. Добраться до музея очень легко, он находится в центре. Лично я ехал на троллейбусе, потому что остановился на невском проспекте. Если не изменяет память, то троллейбус был номер 10. Чтобы не пропустить остановку надо ориентироваться по Дворцовому мосту через Неву. Как только переехали через мост, то сразу выходите. От остановки совсем рядом. Адрес музея Кунсткамера — Университетская наб. 3.

Чтобы добраться до этнографического музея надо доехать до одной из станций метро

  • метро Адмиралтейская, от нее ходят автобусы номер 7, 24 и 191 либо троллейбусы 1, 7, 10 или 11
  • Метро Невский проспект / Гостиный двор, автобусы 7, 24, 191 либо троллейбусы – 1, 7, 10, 11
  • Метро Василеостровская, автобусы 24, 47
  • Метро Спортивная, автобусы 191, 10 либо троллейбус 1

Неожиданность для меня была в том, что музей на самом деле очень большой в четыре этажа. И собрано в нем огромное количество экспонатов этнографического характера. Полное описание можно найти на официальном сайте музея kunstkamera.ru . Для начала моему взору предстали предметы быта северных народов и индейцев северной Америки.

Очень много экспонатов, рассказывающих о жизни азиатских народов. Большинство экспонатов Петр приобрел лично путешествуя по миру. Коллекция продолжала расти и дополнялась даже после смерти императора.

Были в музее и весьма занятные экспонаты, как например эта тарелка, с помощью которой можно вскипятить воду, конечно если вы живете в пустыне.

Антропологические коллекции или комната уродцев

Большинство посетителей пробегает первые этажи и комнаты, и спешат на всех порах к заветной комнате. Той самой где собраны антропологические коллекции кунсткамеры. Я думал что Петр также собирал эти коллекции по крупицам, но на самом деле он купил уже готовые коллекции у голландского анатома Фредерика Рюйша. И затем коллекция пополнялась новыми экспонатами по указу Петра. Между прочем полную коллекцию Рюйша можно посмотреть на все том же официальном сайте вот . А вот этот кусок железа выковал сам император Российской империи.

Есть там и посмертная маска императора Петра. Так же как и отпечаток его руки, надо сказать рука была немаленькая.

Несколько фотографий эмбрионов, впечатлительным лучше не смотреть. Забыл сказать, что в музее можно фотографировать, но только не в комнате с уродцами, о чем мне поспешили заметить бабушки-старожилы. Мутанты человеческих эмбрионов известны на весь мир, и привлекают тысячи посетителей в музей.

Как я сказал в начале, за два часа я не посмотрел и половины, а уж не прочитал так и страшно сказать сколько. Но запечатлел интересные экспонаты, например эти ковры.

Если бы этому музею выделить хорошее, большое помещение, и уменьшить количество стекла, которым огорожены все экспонаты, то музей бы был более популярен. Сейчас, когда я могу сравнить с музеями Швеции, то заявляю со всей ответственностью, в кунсткамере можно увидеть гораздо больше, чем во многих музеях Стокгольма. Причина малой популярности русских музеев проста, мы не знаем как подать выставку, а между тем это огромные деньги, но кому они нужны когда можно тупо качать нефть.

Кроме того в кунсткамере много экспонатов различного оружия, как холодного так и огнестрельного, смотрите мои фото.

А один клинок и вовсе удивил меня своей формой лезвия, точнее их количеством.

Все время, гуляя по музею, меня не покидало чувство что за мной кто-то следит. И вот я поймал его.

Ценителям антикварной мебели понравятся экспонаты из резного дерева, покрытые древними лаками.

Без этого предмета видимо было не обойтись в те времена:). Еще один пример экспонатов Кунтскамеры, как видите не одни уродцы.

24.


Однажды, согласно легенде, прогуливаясь по Васильевскому острову, Пётр I наткнулся на две необычные сосны. Ветвь одной из них вросла в ствол другой так, что было совершенно невозможно определить, какой из двух сосен она принадлежит. Такой раритет будто бы и подсказал Петру I место для строительство первого музея в России - Кунсткамеры.

На Васильевском острове находится строгое увенчанное башней здание, которое называют Кунсткамерой. На здании мраморные мемориальные доски, из надписей на которых Вы узнаете, что это - одно из старейших зданий Санкт-Петербурга. Его построили уже в 1728 году, а город начинался только в 17О3-м. В этом здании, работал великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов, титан русской и мировой науки.

Петр 1, сооружая новую столицу на берегах Невы, замыслил именно Васильевский остров сделать центром столичного города. Вот потому здесь и возводились: Двенадцать коллегий - правительственные учреждения, здание с башней – Кунсткамера - первый российский музей для «поучения и знания о живой и мертвой природе, об искусстве человеческих рук», учреждение, с
которого началось музейное дело в России. Да и не только музейное. Кунсткамера положила начало и некоторым исследовательским институтам в России.

Стрелка Васильевского острова не стала центром столицы, но она на многие годы стала центром русской науки… И поныне здесь, в академических институтах и музеях, в университете, царствует наука.

Комплекс зданий, в котором располагается Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН – МАЭ РАН, это историческое здание Кунсткамеры и пристроенный к нему в XIX в. так называемый «Музейный флигель». Основное здание Музея антропологии и этнографии – выдающийся образец барокко петровской эпохи. Это самое старое музейное здание в мире.

Выбор места для нового здания, по преданию, был сделан непосредственно Петром I. Его внимание привлекли две сосны, росшие на диком берегу Невы. Петр приказал осторожно срубить эти деревья с причудливо переплетенными и вросшими в ствол сучьями, а наиболее курьезные части их передать в Кунсткамеру. Этот один из самых ранних экспонатов Кунсткамеры и сегодня можно увидеть в экспозиции музея. На месте, где росли деревья, было решено заложить фундамент для постоянного здания Музея. Размеры задуманной постройки по тому времени были необычайно велики: длина ее достигала без малого 100 м (97.2 м), а ширина равнялась 15 м. Петр I интересовался состоянием постройки и неоднократно торопил ее окончание. Однако при его жизни здание достроено не было. К началу 1725 г. были возведены лишь стены. Кладка башни, венчавшей здание, и внутренняя отделка были осуществлены Академией уже после смерти царя-реформатора.

Первоначальный проект здания был составлен архитектором Георгом Иоганном Маттарнови, начавшим постройку, но не закончившим ее (1718–1719). После смерти Маттарнови работами руководил Николай Федорович Гербель (1719–1724), несколько видоизменивший проект. Так, оконные проемы украшались кирпичной кладкой, что выглядело богаче, но не соответствовало тому, что было на первоначальном чертеже. Нижний остов башни из двухэтажного стал трехэтажным. При Гербеле здание было выстроено вчерне, с незаконченной башней, в кладке которой появились угрожающие трещины.

Сменивший Гербеля итальянский архитектор Гаэтано Киавери (1724–1727), обнаружив дефекты в башне, настоял на создании комиссии, в которой приняли участие известнейшие архитекторы того времени Доменико Трезини, Михаил Земцов и ряд других зодчих. По предложению комиссии башня была разобрана. Г. Киавери составил новый проект оформления здания. Облик всей башни резко меняется. Нижняя объемная часть становится выше. Вместо четырех павильонов вокруг цилиндра башни появляется легкая колоннада. Высота цилиндрической части башни увеличивается. Наконец, башня увенчивается вышкой с установленной на ней астрономической (армиллярной) сферой.

Указанный вариант оформления башни является последним из нескольких выполненных Г. Киавери по требованию известного астронома Делиля, приглашенного Петром для работы в обсерватории. По проекту Г. Киавери над боковыми ризалитами по фасаду со стороны набережной вместо скромной балюстрады появились вычурные барочные фронтоны с богатой скульптурой на академические мотивы. Г. Киавери не достроил вышку башни, которую по его проекту завершил в 1734 г. архитектор Михаил Земцов.

Одновременно М. Земцов заканчивал верхнюю часть башни, увенчанную сферой. Кроме того, в 1735 г. из липового дерева мастером Кохом (вероятно по рисункам М. Земцова) были выполнены скульптуры, установленные в нишах северного и южного фасадов. Двенадцать статуй олицетворяли собой разные науки.

Круглый зал первого этажа предназначался для Анатомического театра, в зале же третьего этажа был установлен «славный Готторпский глобус», переданный академии наук по сенатскому указу от 30 сентября 1725 г.

Здание значительно пострадало во время пожара 1747 г. В последующие годы оно было восстановлено С.И. Чевакинским без верхнего яруса башни. Одновременно производились работы по укреплению берега, близость которого к зданию Кунсткамеры давно вызывала опасение архитекторов. В бурную погоду волны Невы достигали ее фундамента и подмывали его. В результате работ по укреплению берег Невы был отодвинут от здания Кунсткамеры на 5 м. От стрелки Васильевского острова до 7-й линии появилась деревянная, из половинчатых бревен, набережная, а перед академическими домами выросли на высоких сваях 2 новые нарядные пристани

Первоначальный облик был возвращен зданию только в 1948 г., когда башню увенчала знаменитая армиллярная сфера (проект Р.И. Каплан-Ингеля). Капитального ремонта здания не проводилось с середины XVIII в., поэтапный ремонт и реконструкция здания были начаты лишь в 1998 г. и из-за недостаточного финансирования они далеки от завершения.

В 1887 г. Музею было предоставлено сравнительно просторное выставочное помещение, состоящее из двух залов (архитектор Р.Р. Марфельд) в здании, пристроенном перпендикулярно зданию Кунсткамеры. В этом помещении 23 сентября 1889 г. и открылась первая экспозиция объединенного Музея антропологии и этнографии. В 1912 г. над Музейным флигелем был надстроен третий этаж.

Пётр I во время «великого посольства» в 1697-1698 годах осматривал крупные преуспевающие города Голландии и Англии. Увидел и заморские кабинеты «кунштов», то есть редкостей, чудес. На страницах дневника, который приказал вести Пётр, часто мелькает восклицание «зело дивно!». Есть запись и о новейшей науке анатомии: «Видел у доктора анатомию: вся внутренность разнята разно, - сердце человеческое, лёгкое, почки… Жилы, которые в мозгу живут, - как нитки…». Петра очень заинтересовали подобные новшества и царь, не скупясь, закупал целые коллекции и отдельные вещи: книги, приборы, инструменты, оружие, природные редкости. Эти предметы и легли в основу «государего Кабинета», а потом и Петровской Кунсткамеры.

Вернувшись в Россию, Пётр занялся обустройством русского «кабинета редкостей». Распорядившись перенести столицу России из Москвы в Петербург, Пётр также приказал перенести и «государев Кабинет». Вся коллекция была размещена в Летнем дворце. Помещение было названо на немецкий манер Куншткамерой, то есть «кабинетом редкостей». Событие это произошло в 1714 году и стало считаться датой основания музея.

Хранение этих экспонатов, было доверено президенту Аптекарской канцелярии Роберту Арескину. Иоганн Шумахер был назначен на специальную должность - “надсмотритель редкостей и натуралиев”. Этот музей назвали кунсткамерой, но в то время, он был недоступен для всеобщего обозрения.

Только в 1719 году, некоторые коллекции кунсткамеры, были показаны публике. Основным источником пополнения коллекций, были “Академические экспедиции” первой половины XVIII века. Так же, по распоряжению Петра I редкости покупали в разных странах Европы. В коллекции, которая была показана публике, было множество различных животных, а так же живые экспонаты. Это были люди - уроды, карлики, великаны и монстры.

В 1727 году, кунсткамера переместилась в новое место. Здание было построено по приказы Петра I, и посещение этого музея в то время было бесплатным. Петр считал, что посетители должны быть угощены “кофе и цукербродами”, ради этого, он выделил из казны определенную сумму на эти угощения. Так же, посетителей угощали закусками и венгерским вином. В кунсткамере существовали служащие, которые показывали посетителям экспонаты и рассказывали об их происхождении. Посетители всегда с большим желанием ходили в этот музей, и есть свидетельства, которые говорят о том, что в кунсткамере всегда было много разного народа. В 1741 году, издали двухтомный каталог, где были опубликованы все экспонаты кунсткамеры с их полным описанием.

Большая часть анатомического собрания принадлежала Фредерику Рюйшу, профессору ботаники и анатомии. Он изготовил уникальную коллекцию по анатомии и эмбриологии. В 1717 году неравнодушный к диковинкам Пётр Великий купил 937 входящих в неё препаратов. Рюйш, собиравший свою коллекцию полвека, согласился продать её только русскому царю. Рюйш верил, что этот человек умеет ценить редкости и сумеет сохранить это необычайнейшее собрание для потомков.

Стремясь к тому, чтобы редкостей в музее становилось все больше, Петр издал специальный указ, в котором говорилось: “Если кто найдет в земле или на воде какие старые вещи, а именно: каменья необыкновенные, кости человеческие или скотские, рыбьи или птичьи, не такие, как у нас ныне есть… да зело велики или малы перед обыкновенными, также старые надписи на каменьях, железе или меди…”. Со всей России в музей стали поступать новые экспонаты, в те, кто бывал за границей, должны были привозить диковинные предметы оттуда.

В 1747 году, здание кунсткамеры охватил пожар, и большая часть коллекций сгорела. Работники кунсткамеры, разослали по губернским канцеляриям списки сгоревших экспозиций, с намерением собрать их заново. Кунсткамеру восстановили только к 1766 году.

В начале 19 века, музей начали пополнять экспонатами. В основном, это были вещи, которые привез капитан Кук из Полинезии. Так же, здесь появились этнографические экспонаты разных народов мира.

Популярность Кунскамеры среди петербуржцев была чрезвычайно велика. Многие экспонаты со временем обзавелись своеобразными легендами. Одна из них рассказывает о заспиртованной голове казнённой ещё при Петре I за детоубийство Марии Гамильтон. Голова хранилась заспиртованной в стеклянной колбе. Однажды неким посетителем спирт был использован по прямому назначению, а голова исчезла. Обеспокоенные хранители музея обратились к морякам стоящего напротив Кунсткамеры корабля с просьбой найти экспонат. Моряки пообещали, однако корабль ушёл и матросы надолго пропали. А чуть ли не через год они появились в музее и предложили взамен одной головы английской леди, целых три головы подстреленных басмачей.

Другая легенда рассказывает о Николае Буржуа. В 1717 году во Франции, Пётр увидел этого человека ростом почти 2 метра 30 сантиметров. Пётр привёз его в Россию и сделал своим личным лакеем. В 1724 году Николай Буржуа умер, его скелет был передан в Кунцкамеру. Во время пожара в 1747 году череп скелета пропал, на его место укрепили другой подходящий череп, коих в собрании было превеликое множество. С тех пор, как гласит легенда, по ночам скелет ходит по залам и ищет свою голову.

В 1777–1779 годах, в связи с 50-летием Академии наук, в Кунсткамере были установлены аллегорические группы, бюсты и медальоны с портретами учёных. Из них, в восточном зале сохранился барельеф «Празднующая Европа», бюст Екатерины II, барельеф «Россия», медальон с изображением Л. Эйлера.

На основе коллекций Кунсткамеры, в 1836 году было создано ещё несколько академических музеев (зоологический, ботанический, этнографический и др.). Тогда же, после перевода обсерватории в Пулково, библиотека Академии наук заняла все помещения здания. В 1878 году здесь открылся Музей антропологии и этнографии. В 1884–1886 годах по проекту Р.Р. Марфельда,в Таможенном переулке был построен новый двухэтажный корпус. В 1909 году, он, по проекту А.В. Друкера, был надстроен третьим этажом.

В 1947–1949 годах был восстановлен верхний ярус башни, в ней установили Готторпский глобус. В 1949 году в здании Кунсткамеры открылся музей М.В. Ломоносова.

МАЭ РАН - единственный музей России, объединяющий и показывающий посетителям коллекции материалов по культуре и истории народов мира, археологии и антропологии. Коллекции, принадлежащие к числу наиболее крупных в мире и насчитывающие более 1.8 млн единиц хранения, были собраны многими поколениями отечественных и иностранных ученых, среди которых такие исследователи, как Джеймс Кук, Ю. М. Лисянский, И. Г. Вознесенский, О. Е. Коцебу, И. Ф. Крузенштерн, Ф. П. Литке, Н. Н. Миклухо-Маклай, В. В. Юнкер, Л. И. Шренк, М. А. Кастрен и др.

Исключительную ценность представляют коллекции этнографических (более 250 тыс.), археологических (около 460 тыс.), антропологических (около 380 тыс.) предметов и иллюстративных материалов (более 800 тыс.).

В трех залах Музея М. В. Ломоносова, расположенного в башне здания, демонстрируются документы и предметы (научные приборы и инструменты, книги, портреты, гравюры), характеризующие науку и культуру России XVIII в., личные вещи М. В. Ломоносова; представлена история русской астрономии XVIII-XIX вв., в том числе Большой Готторпский глобус-планетарий (создан в Германии в 1664 г., восстановлен в России в 1750 г. после пожара 1747 г.). Воссозданы интерьеры зала заседаний Академического собрания и кабинета ученого-естествоиспытателя.

C 1992 г. Музей вновь стал самостоятельным Музеем и научно-исследовательским институтом в составе Отделения истории Российской Академии Наук, сохранив свое старое название «КУНСТКАМЕРА» и носит присвоенное ему в 1903 г. имя Петра I. Полное и официальное название сегодня – Музей антропологии и этнографии (Кунсткамера) им. Петра Великого РАН.
Все экспозиции Петровской Кунсткамеры сохранились до настоящего времени несмотря на стихийные бедствия: пожары, наводнения, войны, революции. Во время блокады в музее осталось всего 15 человек, они спасали и спасли коллекции мирового значения.

Северная столица России - Санкт-Петербург - уже несколько веков носит звание культурного и интеллектуального центра страны. В городе находится много научных учреждений, музейных коллекций, художественных галерей и интерактивных выставок. Одним из самых ярких, этнографических и антропологических собраний считается Кунсткамера СПб, в народе часто именуемая музеем уродов.

Анатомический раздел музея , несмотря на огромную коллекцию экспонатов со всего земного шара, является наиболее посещаемым туристами отделом собрания Кунсткамеры в Санкт-Петербурге. Фото музея, согласно правилам учреждения, опубликованным на сайте, туристы могут делать только с помощью непрофессиональной фототехники. Однако, по негласному правилу работников заведения, съёмка внутри помещения анатомического раздела запрещена.

Что такое кунсткамера и история её возникновения в Петербурге

Первоначально, кунсткамера называлась комнатой искусств , в которой знатные особы и монархи хранили редкие произведения живописи, скульптуры, литературы. Немного позже под этим понятием стали понимать собрание всех редких экспонатов. Появление кабинетов редкостей относят к XVI — XVII столетию.

В Россию понятие кунсткамеры привёз Пётр Первый, который увидел подобные собрания во время своей дипломатической миссии 1697­–1698 годов в городах Англии и Голландии. Монарху так приглянулось коллекционирование редких экспонатов, что он лично скупал у европейских собирателей их собрания. Вернувшись в Россию. Император приказал основать такой же музей на родине.

Согласно легенде, место строительства Палат Санкт-Петербургской Академии Наук, Библиотеки и Кунсткамеры было выбрано тоже неслучайно . Прогуливаясь по Васильевскому острову, император заметил две причудливо сросшиеся сосны. Он приказал спилить деревья с максимальной осторожностью и добавить их в качестве экспоната в коллекцию. На месте их произрастания и было заложено здание, в котором ныне располагается музей.

В 1747 году в здании произошёл пожар, уничтоживший башню здания и наиболее известный экспонат коллекции - Готторпский глобус, подаренный Петру Первому в качестве дипломатического подарка епископом-администратором Готторпского герцогства. Позже он был восстановлен.

Наиболее известные экспонаты музея Кунсткамера в Санкт-Петербурге

Собрание музея обладает уникально большим количеством экспонатов, рассказывающих об истории, культуре и быте многих народов мира, анатомических аномалиях и редкостях. Однако, среди разнообразия коллекции несколько выставочных экземпляров всё же выделяются:

Другие экспонаты коллекции

Многочисленные этнографические экспонаты музея Кунсткамера в Санкт-Петербурге удобно распределены по отделам , соответствующие определённым событиям, тематикам, частям света или странам:

Заключение

Экспозиция Музея антропологии и этнографии настолько обширна, что полностью её осмотреть за один день вряд ли удастся. Поэтому лучше ознакомиться с перечнем экскурсий и туров по Кунсткамере на официальном сайте учреждения, и выбрать для себя наиболее интересные.

Музей Кунсткамера





300-летний юбилей празднует 31 января первый музей России - Кунсткамера, учрежденная указом Петра I в 1714 году. Официальное название Кунсткамеры - Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской Академии наук. В Музее собраны самые интересные и редкие предметы из истории культур Старого и Нового Света. Коллекция насчитывает более миллиона экспонатов и является самой большой в мире.

Во времена Петра I посещение музея было бесплатным, гостям предлагали кофе и закуски, а знатным людям - венгерское вино. Музей известен своей коллекцией анатомических редкостей, среди которых двухголовый ягненок и зубы, удаленные лично самим Петром I. При Кунсткамере были и живые экспонаты. Например, Петр привез из-за границы великана Буржуа ростом 2,3 м. Сейчас в музее хранится его сердце.

К юбилею знаменитого музея сайт предлагает самые интересные и необычные экспонаты этнографической коллекции Кунсткамеры.

Летопись индейцев Дакота

Летопись индейцы написали на бизоньей шкуре в XIX веке. Каждый рисунок изображает важное событие. Человеческая фигура, закрашенная красным цветом, означает эпидемию кори. 30 горизонтальных линий символизируют 30 индейцев Дакота, убитых индейцами Кроу. Рисунок коровы говорит о том, что в страну Дакота пригнали рогатый скот.

В летописи индейцев дакота каждый рисунок означает важное событие. Фото: АиФ / Яна Хватова

«Солнечный кипятильник»

В каждом доме Китая в XIX веке независимо от состоятельности хозяев было необычное приспособление - «солнечный кипятильник». С помощью такого инструмента можно за несколько минут получить горячий чай, приготовленный солнечными лучами. Бетонная полусфера кипятильника обклеена зеркальцами. Ее нужно повернуть на солнце и поставить чайник с водой на подставку в центре сферы. Вода закипит уже через десять минут.

С помощью этого устройства китайцы кипятили воду на солнце. Фото: АиФ / Яна Хватова

Флейта из человеческой кости

Монгольские шаманы делали флейты из бедренной кости человека. Просто так дуть в эту флейту было строго запрещено. Шаманы использовали ее только в ритуальных целях - для вызова духов трех миров. Шаманы предлагали им свое тело в качестве подношения. Тот, кто выдерживал такое испытание, считался бесстрашным.

Монгольские шаманы делали флейты из бедренной кости человека. Фото: АиФ / Яна Хватова

Монгольская юрта

В такой юрте монголы жили, начиная с XV века. Остов жилища состоит из многочисленных деревянных решеток. Их покрывали кусками войлока и перевязывали веревками. Дверь юрты всегда была обращена на юг, а северная сторона напротив входа считалась самой почетной. Внутри юрта делилась на мужскую и женскую половину. В соответствии с этим принципом была расставлена мебель. В центре юрты располагался очаг, который монголы считали священным местом.

Дверь монгольской юрты всегда обращена на юг. Фото: АиФ / Яна Хватова

Коран

Коран - священная книга мусульман. В ней содержатся проповеди, наставления, правила, запреты, а также повеления юридического, культового и хозяйственного характера. Окончательный текст был записан в Коран в середине VII века. До этого времени откровения и проповеди передавались устно. Когда Коран был полностью записан, мусульмане начали учиться грамоте прежде всего с той целью, чтобы прочитать священную книгу.

Мусульмане учились грамоте для чтения Корана. Фото: АиФ / Яна Хватова

Шахматы щатар

Шахматы щатар появились у бурятов в XV веке. Они сразу стали одной из самых популярных игр. Шахматы и правила игры отличаются от европейских. Вместо ферзя в таких шахматах использовали собаку, вместо ладьи - повозку или юрту, а вместо слона - фигурку верблюда. Все фигуры были выполнены в виде персонажей притч. Их вырезали из слоновой кости, камня, дерева или отливали из металла.

В бурятских шахматах вместо ферзя - собака, а вместо слона - верблюд. Фото: АиФ / Яна Хватова

Нэцкэ

В Японии нэцкэ представлял собой маленький резной брелок. С помощью нэцкэ японцы прикрепляли к поясу кимоно связку ключей, коробочку с лекарствами, кисет с табаком или парфюмерию. Необходимость этого приспособления была вызвана тем, что у кимоно не было карманов. Сейчас японцы носят европейскую одежду, и практическая функция брелка исчезла. Нэцкэ продолжают изготавливать как сувенирную продукцию.

С помощью нэцкэ японцы прикрепляли к поясу связку ключей. Фото: АиФ / Яна Хватова

Рикша

Рикша - наиболее распространенный вид транспорта в Китае XIX века. Он представлял собой двухколесную повозку, приводимую в движение человеком. Такой способ передвижения был одним из самых дешевых. Тяжелая работа извозчика приводила к заболеваниям легких и сердца, и человек терял трудоспособность через 6-8 лет изнурительного труда. В середине XX века рикши в Кита были ликвидированы.

Главным видом транспорта в Китае был рикша. Фото: АиФ / Яна Хватова

Ракшас

На Шри-Ланке считалось, что ракшасы были злыми демонами, причиняющими человеку вред. Шестиметровые статуи ракшасов было принято ставить у входа в дом или храм, чтобы туда не проник враг. Этот ракшас охраняет вход в Кунсткамеру. Он был подарен цесаревичу Николаю Александровичу в 1905 году Императорским Русским Географическим Обществом.

Ракшас охраняет вход в музей. Фото: АиФ / Яна Хватова

Волшебный Дракон

В магазине при Кунсткамере стоит вырезанный из дерева Дракон. Под ним находится коробочка с прорезью для записок. Каждый посетитель музея может написать свое заветное желание на листочке бумаги и опустить его в коробку. При этом нужно обязательно потереть брюшко Дракона - тогда желание сбудется.

Если погладить дракона по брюшку, он исполнит ваше желание. Фото: АиФ / Яна Хватова