Шарль Франсуа Гуно родился 17 июня 1818 в Париже. Его отец был художником, мать – одаренной пианисткой, которая поощряла в детстве его интерес к музыке. Окончив лицей Сен-Луи, Гуно поступил в Парижскую консерваторию, где занимался контрапунктом у Галеви, а композицией у Ф.Паэра и Ж.Ф.Лесюэра. В 1839 был удостоен Римской премии. В Риме изучал великую духовную музыку итальянского Возрождения, написал две мессы, реквием и кантату. Познакомился с произведениями немецких романтиков, но в творчестве преобладало влияние итальянцев. Вернувшись в Париж, Гуно принял решение стать священником. Он служил органистом и регентом в церкви Иностранных миссий в Париже. Со временем любовь к музыке победила: отказавшись от принятия духовного сана, он полностью посвятил себя творчеству и стал профессиональным композитором. В 1851 в Лондоне была исполнена его месса соль мажор, успех которой открыл перед ним новые возможности. Парижский театр «Опера» принял к постановке первую оперу Гуно Сафо (Sapho, 1851), однако она не имела успеха. Тем не менее композитор всерьез увлекся оперным жанром.

Следующая опера Гуно – Окровавленная монахиня (La Nonne sanglante, 1854), либретто которой отвергли пять композиторов, включая Г.Спонтини и Г.Берлиоза. И на этот раз премьеру ждала неудача. Лекарь поневоле (Le medcin malgr lui, 1858) привлек к себе большее внимание, к опере проявила интерес и лондонская публика, но только благодаря Фаусту (1860), композитор смог упрочить свое положение в театре. Премьера состоялась на сцене «Театр лирик» (1859), затем Гуно исключил ее из репертуара и переписал. Новая редакция Фауста, завоевавшая симпатии публики, была поставлена в 1869 в Императорской академии музыки (тогдашнее название парижской «Опера»).

Относительный успех имела опера Филемон и Бавкида (Philmon et Baucis, 1860), после которой, вплоть до постановки Ромео и Джульетты (Romo et Juliette, 1867), сочинения композитора встречали в оперных театрах весьма сдержанный прием. В 1864 определенное признание получила опера Мирейль (Mireille). Наряду с операми Гуно постоянно писал и духовные сочинения, но ни одно из них не оставило заметного следа во французской музыке.

Когда в 1870 началась франко-прусская война, композитор переехал в Англию, где вскоре приобрел известность. Для Международной выставки 1871 года он написал кантату Галлия (Gallia). Чтобы исполнить ее, был создан специальный хор, который существует и в наши дни как Королевское хоровое общество. Под влиянием усилившихся религиозно-мистических настроений Гуно все чаще обращается к церковной музыке; два важнейших сочинения этого времени – Искупление (La Redmption, 1882) и Смерть и жизнь (Mors et Vita, 1883) – трилогии для певцов-солистов, хора и оркестра. Позднее был создан реквием (1893); автору не довелось услышать свое творение, хотя он настойчиво просил Концертное общество исполнить хотя бы фрагмент.

Несмотря на многочисленные неудачи в оперном творчестве, Гуно сыграл важнейшую роль в становлении подлинно французской оперы (в то время она только зарождалась, если не считать комической оперы и малоизвестных произведений Берлиоза). Фауст сразу одержал верх в состязании с большой оперой, внедряемой Дж.Мейербером, и способствовал развитию лирической оперы.

К достоинствам Гуно можно отнести его умение создавать яркие эпизоды. Сцены в саду и в тюрьме из Фауста превосходны, а вальсы передают живость французского характера. Когда поэтический текст вдохновлял композитора, он мог отбросить присущую ему сдержанность, – так было с куплетами Мефистофеля (Фауст) или с песней Вулкана (Филемон и Бавкида).

Ave Maria – вероятно, лучшее духовное сочинение Гуно – вдохновлено прелюдией до мажор И.С.Баха. Изучение музыки Палестрины и других композиторов, а также работа с большим хором, известным под названием «Орфеон» (1852–1860), позволили Гуно овладеть хоровым письмом. Он превосходно писал для хора, хотя его творческое воображение уступало его техническому мастерству.

Композитор работал и в камерных жанрах: он был автором нескольких очаровательных песен, а две его маленькие симфонии доказали, что если бы не увлечение оперой и религией, он стал бы одним из лучших французских симфонистов.

Потомки будут помнить Гуно как создателя одного произведения. Фауст неизменно популярен и, в сущности, занимает такое же место в парижском репертуаре, как и Кармен Ж.Бизе. Умер Гуно в Сен-Клу близ Парижа 18 октября 1893.

Шарль Франсуа Гуно (Charles Gounod) родился в Париже 17 июня 1818 года в творческой семье. Замечательный художник, талантливый живописец, его отец занимал должность профессора Политехнической школы и учителя рисования для слуг Людовика XVIII.

Его мать, отличный музыкант, обучала Луи Адана и Хуллменделя. После того, как она овдовела, в 1823 году, ей пришлось давать уроки фортепиано, чтобы обеспечивать детей. Она преподала Шарлю основы музыки, и он рано продемонстрировал свои способности.

За годы обучения в средней школе Сент-Луиса Шарль Гуно познакомился с постановками “Отелло” Россини и “Дон-Жуана” . Эти два шедевра явились основными музыкальными откровениями молодости композитора. Восхищение Моцартом останется с Гуно на всю жизнь, и он никогда не перестанет горячо прославлять его гениальность. Открытие “Пасторальной симфонии” и “9 хоров” усиливает его музыкальный энтузиазм.

Наполненный высокими художественными идеалами, молодой Шарль проявляет амбиции и решимость стать великим композитором. Он обучается в консерватории фуге и контрапункту у Галеви, а композиции у Лесюёра. В конкурсе за Римский приз он занял второе место в 1837 году, а через два года, как высшее благословение, получил первую премию с кантатой “Фернанд”. Перед отъездом на виллу Медичи в Риме, где он должен был проживать два года в качестве призера, Гуно пишет к юбилею своего наставника Лесюёра “Agnus Dei” для трех голосов и хора, о котором Берлиоз написал пророческие строки:

“Тут есть всё новое и выдающееся: пение, модуляции, гармония. Ш. Гуно здесь доказывает, что от него можно всего ожидать”.

Римский период творчества

Портрет молодого Шарля Гуно, сделанный Жаном Энгром

Отъезд в Рим дался молодому человеку тяжело, потому что он впервые оставил свою любимую мать. Вновь прибывшего тепло приветствовал Жан Энгр, на тот момент – директор Французской академии. Они стали друзьями, художник разделил страсть к музыке. Гуно аккомпанировал ему в сонатах Моцарта или для фортепиано и скрипки, познакомил его с “Альцестом” Люлли, и пел удивительно выразительным голосом свои любимые мелодии.

По просьбе Энгра, Гуно развивает свой дар рисования, выполняя более сотни набросков простейших фигур. Портрет молодого Гуно, нарисованный художником, относится к этому периоду. В этот период композитора часто видят в Сикстинской капелле, где он погружается в искусство Палестрины. Духовная музыка захватывает его.

На вилле Медичи Гуно встречает Полину Виардо, которая вводит его в мир театра, а так же знакомит с Фанни Гензель, сестрой . Выдающаяся пианистка приобщает его к немецкой музыке, “которая волнует и восхищает его”. Гуно начинает думать о принятии церковного сана

Впечатлительный от природы, он попадает под влияние отца Лакордера – блестящего проповедника, который прибыл в Рим, чтобы восстановить орден доминиканцев.

Под его влиянием Гуно эволюционирует к социальному христианству и начинает думать о принятии церковного сана. Этот мистический кризис усиливается его дружбой с Чарльзом Гаем, будущим епископом Пуатье, который прибыл в конце 1839 для подготовки к своему посвящению.

С тех пор Гуно посвящает себя религиозной музыке. Он уходит в монастырь Сан-Бенедетто в Субьяко, чтобы написать торжественную мессу, которая была исполнена в церкви Сан-Луиджи-деи-Франчези 1 мая 1841 года, в день рождения Луи-Филиппа. Этот успех принес ему пожизненный титул хормейстера.

Путь к успеху через театр

После этого он покидает “спокойный, в умиротворении” Рим и держит путь в Вену, где процветает музыкальная жизнь. Там Гуно впервые побывал на постановке “Волшебной Флейты”, и начал строить взаимоотношения с влиятельными артистами. Во время зимы 1842-43 гг. Шарль представил две свои работы: “Мессу” и “Реквием” в Карлскирхе.

Вернувшись в Париж в мае 1843 года, Гуно принимает должность музыкального руководителя в церкви Иностранных миссий. Там он навязывает приходу, с некоторыми затруднениями, музыку Баха и Палестрины. В течение пяти лет он пишет исключительно религиозную музыку. С октября 1847 года по февраль 1848, он носит церковное платье и подписывает свои письма “Аббат Гуно”. В это время, работая над изучением сравнительной истории религий, Гуно присутствует на конференциях Лакордера в Нотр-Дам, а также богословских лекциях в Сен-Сюльпис.
Гуно связывается с Полиной Виардо, только что получившей популярность

Между тем музыкант, в свои 30 лет, вдруг осознает, что «есть только один путь, чтобы получить имя – это театр». Благодаря посредничеству скрипача Зегерса, он связывается с Полиной Виардо, только что получившей популярность с ролью в “Пророке” Мейербера. Она подталкивает композитора написать оперу, и берет на себя инициативу, навязывая свой выбор, – “Сафо”, на либретто Эмиля Ожье.

Даже получив незначительный успех, опера привлекает внимание общественности и критиков, которые понимают, что это не событие, а пришествие. Для Комеди Франсэз Гуно пишет несколько концертов, в том числе “Мещанин во дворянстве”, а также трагедию с хорами “Улисс”, поставленную Жаком Оффенбахом в 1852 году.

Вскоре после брака с Анной, дочерью Иосифа Циммермана, композитора и преподавателя фортепиано из консерватории, Гуно был назначен директором духового оркестра Парижа, хорового учреждения, комплектуемого из рабочего класса. А год спустя, в 1853 году, директором вокального образования в муниципальных школах Парижа. Эти функции, которые он самоотверженно принимал на себя, дали ему возможность писать многочисленные хоровые и религиозные произведения, среди которых “Месса для хористов”, исполненная в церкви Сен-Жермен-л’Осеруа в июне 1853, под его руководством.

Новые вершины творчества после возвращения на родину

После смерти тестя Гуно переезжает в их семейное имение в Сен-Клу

После смерти тестя он переезжает в их семейное имение в Сен-Клу, где Шарль Гуно провел большую часть своей жизни. В том же году знаменитая “Ave Maria” получила огромный успех в своей оркестровой версии.

Гуно сочиняет новый гимн “Да здравствует Император” в честь Наполеона III, прозвучавший в исполнении 1500 голосов на Всемирной выставке 1855 года. После провала своего второго лирического произведения “Кровавая монахиня”, он возобновляет работу над «Фаустом», изначально задуманным еще в Риме. Переутомившись, став жертвой тяжелого случая нервного расстройства, к которому он имел склонность, композитор был помещен в знаменитый госпиталь доктора Бланш.

После периода принудительного отдыха «Фауст» был закончен, но из-за конкуренции с театром Порт Сен-Мартен, показывающим драму на ту же тему, его поставили только в 1859 году в Театре Лирик. Взвешенный, более торжественный нежели вдохновляющий, более симфонический нежели мелодичный, «Фауст» не получает непосредственного успеха. Только через 10 лет она ставится на сцене «Гранд опера», где получает настоящий успех. На самом деле, виртуозность вокальных партий персонажей открывает путь горящему мелодичному лиризму, порывает с красивой итальянской песней и приемами Мейербера. Он возвеличивает образ Маргариты, изображая глубокие чувства её души.

“Когда я сочиняю, – говорит Гуно, – я проникаюсь чувствами, словами, характером человека, и я позволяю своему сердцу говорить”


Только через 10 лет после сочинения опера “Фауст” нашла настоящий успех на сцене «Гранд опера»

Гуно, уйдя в отставку с поста в духовом оркестре, пишет две легкие оперы – “Филемон и Бавкида” и “Голубка”, на либретто Жюля Барбье и Мишеля Карра. Оцененные, как образцы вкуса и остроты, эти два произведения были менее успешны, по сравнению с его оперой “Царица Савская”, поставленной в 1862 году. В 1867 году композитор возвращается к поэтической опере, лучше приспособленной для отражения его лирического стиля. Результатом стали оперы “Мирей”, и “Ромео и Джульетта”.
В 1867 году композитор возвращается к поэтической опере, результатом стали оперы “Мирей” и “Ромео и Джульетта”

Получив счастливую возможность покинуть Париж, который “подавляет и душит его”, он сочиняет на юге Франции, для того, чтобы купаться в атмосфере, в которой эволюционируют его герои.

Последние годы жизни Шарля Гуно

Истощенный периодом интенсивного творчества, Гуно ищет мир и покой в Риме, предпочитая уединиться там, где он всегда хотел жить. Он позволяет своему религиозному пылу действовать свободно, делая наброски “Полиевкта”, своей христианской оперы. Гуно позволяет своему религиозному пылу действовать свободно, делая наброски “Полиевкта”, своей христианской оперы. Портрет Эмиля-Огюста Каролюса-Дюрана

Но Франко-прусская война 1870 года останавливает сочинение этого произведения. Будучи поражённым положением Франции, и неспособный “жить под знаменем врага”, Гуно со своей семьей находит убежище в Англии, где он встречает певицу Джорджину Уэлдон. Она убеждает композитора действовать в полной противоположности своей природе. Таким образом, он становится ее протеже. Около трех лет работая на “Tavistock House” он судится со своими издателями, и отказывается от должности директора Парижской консерватории. Утомленный и больной, Гуно, оставляет Лондон при помощи доктора Бланша и друзей. Он оставляет там несколько рукописей, в том числе “Полиевкта”, конфискованного из мести Джорджиной Уэлдон. Вернувшись во Францию, он восстанавливает всю оперу по памяти с большой точностью. Будучи угнетённым неудачей этой оперы, которая более чем любая другая является отражением его внутренних убеждённостей, Гуно сказал.

«Искусство есть одно из трех основных перевоплощений, которым подвергается действительность под воздействием ума человека, в зависимости от того, рассматривает ли человек эту действительность в идеальном и совершенном свете Добра, Истины или Красоты».
Шарль Гуно. «Воспоминания артиста» 1892 г.

Шарль Франсуа Гуно родился в Париже 17 июня 1818 года. Его отец Франсуа Луи Гуно был видным французским художником. Мать будущего композитора, в силу сложившихся обстоятельств, уже с одиннадцати лет вынуждена была преподавать музыку. Ее дальнейшее совершенствование в этой области прошло под руководством профессора парижской консерватории Луи Адана, и она получила вполне заслуженное признание как хороший педагог.

Первое представление о музыке Шарль, по его собственному признанию, получил, будучи еще совсем маленьким ребенком, когда любимая мать кормила его грудью, всегда при этом что – то напевая. И вот ребенок бессознательно, прежде чем научился говорить, получил ясное и точное представление об интонациях и интервалах, об основах модуляций и о различии между мажором и минором.

Мать мальчика, несмотря на его очевидный музыкальный талант, была категорически против музыкальной карьеры сына. Полагаясь на свой опыт, она считала, что эта профессия не может дать положения в обществе. Мать обратилась за помощью к директору лицея, где учился мальчик, чтобы он сумел разубедить сына в его выборе. Однако музыкальный талант ученика просто потряс директора, и он вынужден был сказать: «Дитя мое, будь музыкантом!». Сопротивление матери, продиктованное заботой о сыне, было отчасти преодолено, и Шарль стал брать частные уроки у профессора консерватории Антона Рейхи. Через некоторое время он поступил в Парижскую консерваторию и стал учиться контрапункту у Галеви и композиции у Лесюэра. Заветной мечтой Гуно была Римская премия, которую он решил получить, во что бы то ни стало. Большая Римская премия, это национальная государственная премия Франции, которая ежегодно по конкурсу присуждается Академией искусств студентам, оканчивающим курс Парижской консерватории. Лауреаты получают стипендию для четырехлетнего художественного совершенствования в Риме. Три раза пришлось Шарлю Гуно участвовать в таких конкурсах. В 1839 году мечта, наконец, осуществилась. За кантату «Фернан», представленную на конкурс, молодой композитор был удостоен, наконец, Римской премии и вскоре уезжает в Италию.

Жизнь в Риме была интересной и насыщенной. Здесь Гуно написал много музыки для органа и в частности мессу для церкви Сен-Луи де-Франсе. Исполненная под его управлением ко дню рождения короля Луи-Филиппа, месса была восторженно принята, а молодой автор был назначен «Пожизненным почетным регентом» церкви Сен-Луи де-Франсе.

Зимой 1840 года Гуно впервые услышал и увидел восемнадцатилетнюю Полину Гарсиа, жену директора Итальянской оперы в Париже Луи Виардо. Супруги совершали свадебное путешествие, и Полина пела в салонах Академии знаменитую арию из оперы «Робин Гуд». Гуно аккомпанировал ей тогда, и был поражен талантом и красотой этой совсем юной девушки. Через десять лет он напишет специально для Полины Виардо оперу «Сафо». Роль Сафо певица с блеском исполнила на сцене Парижской оперы 16 апреля 1851 года. Присутствующий тогда на премьере Берлиоз прослезится и скажет: «Я уже лет двадцать не испытывал такого волнения, как сегодня».

Римский период жизни композитора был связан и с глубоким влиянием на него полифонической музыки XVI века. Он тщательно изучает сочинения Палестрины и пишет много духовной музыки. Да и сам город и его окрестности, вызывают восторг молодого человека. А бессмертные творения Рафаэля и Микеланджело навсегда завораживают его своим ослепительным великолепием.

После возвращения в Париж Гуно становится церковным органистом и даже намеревается принять духовный сан. Он занимается философией и богословием, ходит в одежде аббата, и в течение зимы посещает курсы теологии в семинарии Сен-Сюльпис. К этому времени относится создание композитором его монументальной Торжественной мессы св. Цецилии, – произведения огромной и грандиозной силы.

Однако вскоре композитор почувствовал, что не может жить без искусства и, поняв это, вернулся в мирскую жизнь.

Далее следует период активной творческой работы и Шарль Гуно пишет несколько опер, среди которых особо выделяется «Фауст». Давно задуманное композитором, это сочинение становится образцом французской лирической оперы. Зрители, однако, не сразу поняли новаторскую сущность оперы, но совсем скоро она получила признание во всех странах Европы. Через тридцать лет после ее написания торжественно состоялось пятисотое исполнение оперы «Фауст» в театре «Гранд-Опера» в Париже. Дирижировал этим спектаклем сам автор.

К концу 79-х годов усилилась религиозность Гуно, и, написав ряд неудачных опер, он теперь навсегда, отошел от музыкального театра и вновь стал сочинять духовную музыку. К концу своей творческой жизни композитор создает два крупных произведения в этом жанре – оратории «Искупление» и «Смерть и жизнь». По поводу последней оратории Гуно писал своему другу:
« … Ее сюжет: смерть и жизнь. Об этом сюжете я долго размышлял, он интересует меня с каждым днем все больше и больше. По – моему, в религиозных идеях и чувствах музыка находит наиболее благородные и возвышенные формы».

Теперь большую часть времени композитор жил под Парижем, в Сен-Клу. Здесь он занимался с молодым композитором А.Бюссе.

Здесь же, в Сен-Клу Шарль Гуно и ушел из жизни осенью 1893 года, когда писал Реквием памяти своего умершего внука. К моменту этого печального события ему было 75 лет.

Виктор Каширников

Шарль Гуно

Творчество Гуно способствовало развитию музыкального театра, утверждению нового жанра - лирической оперы, в основе которого лежало стремление правдиво показать жизнь простого человека с его интимными, душевными переживаниями. Он оказал большое воздействие на творчество своих младших современников и композиторов последующих поколений. Дебюсси проницательно заметил: «Искусство Гуно запечатлело мгновение французской чувствительности».

1 17 июня 1818 года в Париже в семье художника Франсуа Луи Гуно и преподавательницы музыки Виктории родился сын Шарль Франсуа. В одиннадцать лет мальчика отдали в лицей. За время обучения Шарль солировал в церковном хоре, сочинял музыку, изучал теорию музыки. Желание сочинять усилилось особенно после посещений оперного театра. Под впечатлением оперы Моцарта «Дон Жуан» формировались музыкальные взгляды молодого музыканта. Любовь к творчеству Моцарта он пронес через всю жизнь.

В 1838 году Гуно поступает в Парижскую консерваторию. Здесь он учился у Ф. Галеви, И. Лесюэра, Ф. Паэра. И хотя развитие яркого дарования Гуно сковывал академизм, царивший в ту пору в стенах консерватории, некоторые из его ранних сочинений привлекли к себе внимание публики и критиков. Достойны внимания скерцо из симфонии, трехголосый «Agnus Dei», свежее звучание которого отметил Берлиоз. В 1839 году Гуно получил Римскую премию за кантату «Фернан», давшую возможность провести на правах стипендиата более двух лет в Италии и некоторое время в Вене и Германии. Разочаровавшись в современном итальянском оперном искусстве, Гуно сосредоточился на изучении старинной культовой музыки, в частности Палестрины. Он увлекся произведениями И. С. Баха, Ф. Мендельсона, Р. Шумана, Ф. Шуберта, что, конечно, позднее отразилось в его творчестве. По возвращении в Париж, в 1843–1848 годах Гуно работал органистом и регентом в церкви Иностранных миссий. В эти годы он сочинял только духовные произведения. В его мировоззрении усилились религиозно-клерикальные умонастроения, он начал помышлять о духовной карьере и посещать проповеди членов доминиканского ордена. В 1847–1848 годах Гуно посещает курс богословия в семинарии Сен-Сюльпис. Одно время живет в кармелитском монастыре и носит сутану аббата. И все же в результате сложной внутренней борьбы он отказался от намерений принять духовный сан и вернулся к искусству.

Он обращается к опере, так как считает, что только театр дает возможность композитору каждодневно общаться с публикой. Премьера его первой оперы - «Сафо» - состоялась в 1851 году. Затем последовала опера «Окровавленная монахиня», поставленная в 1854 году. Оба произведения, поставленные в «Гранд Опера», отличаются неровностью, мелодраматизмом, даже вычурностью стиля. Они не имели успеха.

В 1852 году произошли два важных события в жизни Гуно. Он женился на дочери профессора Парижской консерватории Циммермана и стал директором Парижского «Орфеона». Это объединение хоровых любительских обществ было самой массовой в ту пору музыкально-просветительской организацией, членами которой были главным образом рабочие Парижа и жители предместий. Чутко уловив склад и характер городской музыки, Гуно обнаружил новые средства музыкально-драматической выразительности, отвечавшие требованиям времени. Он открыл во французской оперной и романсовой музыке богатейшие возможности «общительной» лирики, непосредственной и импульсивной, проникнутой демократическими настроениями. Чайковский верно подметил, что Гуно - «один из немногих композиторов, которые в наше время пишут не из предвзятых теорий, а по внушению чувства».

Нервно реагируя на окружающую жизнь, Гуно легко поддавался различным идеологическим влияниям, был неустойчив как человек и художник. Его натура полна противоречий: то он смиренно склонял голову перед религией, то безраздельно отдавался земным страстям. В 1857 году Гуно был на грани серьезного душевного заболевания, но в 1860-х годах много, продуктивно работал.

В 1858 году состоялась премьера «Лекаря поневоле» (по Мольеру). Показанная в «Лирическом театре», опера была принята теплее предыдущих. Комический сюжет, реальная обстановка действия, живость характеров пробудили новые стороны таланта Гуно. В полную силу они проявились в следующем произведении. Это был «Фауст», поставленный на сцене того же театра в 1859 году. Не сразу зрители полюбили оперу, осознали ее новаторскую сущность. Только через десять лет она попала в «Гранд Опера», причем первоначальные диалоги были заменены речитативами и добавлены балетные сцены. В 1887 году здесь прошел пятисотый спектакль «Фауста», а в 1894 году праздновалось его тысячное исполнение.

«Фауст» явился лучшим созданием Гуно. Это классический образец французской лирической оперы со всеми ее достоинствами и некоторыми недостатками.

К тому времени сложилось эстетическое кредо Гуно. Он выступал за единство красоты и правды; за образно-эмоциональное содержание, способное глубоко взволновать «каждую человеческую душу».

Глубокое философское содержание гетевского «Фауста» (точнее - первой части поэмы) лишь поверхностно затронуто в опере Гуно. Ее сюжет трактуется в лирико-бытовом аспекте: любовная драма Маргариты оттеснила на второй план центральные у Гете образы Фауста и Мефистофеля. Но эта драма раскрыта в музыке человечно и правдиво, на широком фоне жизни, с реалистическим художественным совершенством. «Невозможно отрицать, - писал Чайковский, - что „Фауст“ написан если не гениально, то с необычайным мастерством и не без значительной самобытности».

Гуно утверждал, что оперный драматург должен быть мастером музыкального портрета. В «Фаусте» он полностью овладел этим искусством. Его портреты главных действующих лиц психологически правдивы и обрисованы разнообразными красками.

Образ Маргариты принадлежит к лучшим созданиям Гуно, хотя и отличается от литературного первоисточника - в нем больше французских, нежели немецких национальных черт. В этом образе привлекают простота и лиричность, женственная грация. Композитор тонко передает разнообразную гамму переживаний Маргариты - от робкого пробуждения наивного любовного чувства до упоения страстью и далее горя и безумия. В музыке это выражено постепенной драматизацией романсового начала, которое под конец вытесняется декламационностью.

Менее широко обрисован Фауст - преимущественно той же романсовой стихией, но в более пылком, восторженном преломлении.

Иной полюс драмы воплощен в образе Мефистофеля - и в музыке он характеризуется другой интонацией, выдержанной в тонах иронической галантности.

Мастерство индивидуальных характеристик обнаруживается в сопоставлении трех «портретов» в начале второго акта: куплеты Зибеля, каватина Фауста, баллада и ария Маргариты отличаются друг от друга не только интонационным складом, но и приемами жанрового обобщения - использованием разных выразительных средств устоявшихся оперных форм. Эта опора на бытующие жанры - основа демократизма музыкального языка Гуно.

Правда жизни, воплощенная в лучших сценах оперы, поэтическая цельность выражения, естественность музыкального языка, целеустремленность драматургии - все это является залогом популярности «Фауста» Гуно.

В начале 1860-х годов Гуно сочинил две посредственные комические оперы - «Филемон и Бавкида» и «Голубка», а также «Царицу Савскую», выдержанную в духе драматургии Скриба - Мейербера. Обратившись затем в 1863 году к поэме провансальского поэта Фредерика Мистраля «Мирейль», Гуно создал произведение, которое покоряет тонким лиризмом. Картины природы и сельской жизни юга Франции нашли поэтичное воплощение в музыке. Композитор воспроизвел в своей партитуре подлинные провансальские напевы; примером может служить старинная любовная песнь «О, Магали», играющая важную роль в драматургии оперы. Ярко очерчен и центральный образ крестьянской девушки Мирейль, гибнущей в борьбе за счастье с любимым.

Последнее значительное художественное достижение Гуно - опера «Ромео и Джульетта». Ее премьера состоялась в 1867 году и ознаменовалась большим успехом - в течение двух лет состоялось девяносто спектаклей. Хотя трагедия Шекспира здесь трактуется в духе лирической драмы, лучшие номера оперы - а к ним относятся четыре дуэта главных героев, вальс Джульетты, каватина Ромео - обладают той эмоциональной непосредственностью, правдивостью декламации и мелодической красотой, которые характерны для стиля Гуно. В 1869 году у композитора случился новый приступ нервного заболевания, вызванный мистическими настроениями. Проходит еще год. Из-за начавшейся франко-прусской войны Гуно переезжает с семьей в Англию.

Здесь в 1871 году он знакомится с англичанкой Дж. Уэлдон - певицей и преподавательницей пения, создательницей школы пения для сирот в Тэвисток-хауз около Лондона. Композитор отказывается от предложения занять место директора Парижской консерватории и живет в Лондоне, в семье Уэлдон. Они вместе совершают путешествие в Бельгию. Лишь в 1874 году Гуно порывает с Уэлдон и возвращается в Париж.

В 1870-е годы Гуно вновь подпал под влияние клерикальных умонастроений. Усилившаяся религиозность явилась главной причиной упадка его творчества. Написав ряд неудачных опер (в том числе «Полиевкт», 1878 год), он отошел от музыкального театра, предпочтя ему духовную музыку. Среди его последних крупных сочинений - две оратории: «Искупление» (1881), «Смерть и жизнь» (1884).

В это время Гуно занимается литературно-критической деятельностью. Своими выступлениями в печати он поддерживал произведения К. Сен-Санса. Он написал предисловие к изданию писем Г. Берлиоза, книгу «„Дон Жуан“ Моцарта», автобиографию и многое другое.

Последние годы жизни Гуно провел в Сен-Клу под Парижем, занимаясь с молодым композитором А. Бюссе.

Из книги Энциклопедический словарь (Г-Д) автора Брокгауз Ф. А.

Гуно Гуно (Charles Gounod) – самый видный представитель современной французской музыкальной школы, один из популярнейших композиторов нашего времени. Род. в Париже в 1818 г.; начал свою композиторскую деятельность в 1839 г., кантатою «Fernand». В его 14 операх, 19 духовных сочинениях, в

Из книги 100 великих врачей автора Шойфет Михаил Семёнович

Дюбуа-Реймон (1818–1896) Эмиль Генрих Дюбуа-Реймон (Emil Du Bois-Reymond) - сын стекольщика, по отцу швейцарец, по матери потомок гугенотов, родился 7 ноября 1818 года. Став врачом, он посвятил сою жизнь изучению действия электрического тока на нервы и устройству электрических рыб. Это на

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АХ) автора БСЭ

Земмельвейс (1818–1865) Австрия, Вена, XIX век. Эпидемия послеоперационной горячки уносит в могилу иногда до 60 % всех оперированных. Огромная смертность чудовищным грузом лежит на совести хирургов и акушеров, которые после вскрытия трупа беззаботно направляются оперировать

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ГУ) автора БСЭ

Петтенкофер (1818–1901) Макс фон Петтенкофер (Pettenkofer) - немецкий гигиенист, основоположник экспериментальной гигиены, основал в 1879 году и руководил первым в Европе гигиеническим институтом, в 1890 году избран президентом Баварской Академии наук (в Мюнхене).Человеком

Из книги Афоризмы автора Ермишин Олег

Из книги 100 великих разведчиков автора Дамаскин Игорь Анатольевич

Из книги 100 великих людей автора Харт Майкл Х

Шарль Гуно (1818-1893 гг.) композитор Разбрасываться – значит совершать над собой самоубийство.Сценическое искусство подобно искусству портретиста: оно должно обрисовывать

Из книги 100 великих памятников автора Самин Дмитрий

ВИЛЬГЕЛЬМ ШТИБЕР (1818–1892) Вильгельм Штибер, знаменитый мастер шпионажа, был соратником «Железного канцлера» Бисмарка (получившего это прозвище за то, что в своих речах требовал проводить политику «железом и кровью»), который однажды назвал его «королём шпионов». Историки

Из книги 100 великих мыслителей автора Мусский Игорь Анатольевич

ЭЛИЗАБЕТ ВАН-ЛЬЮ (1818–1900) В 1861 году началась Гражданская война в Соединённых Штатах между федералистами, то есть северянами, сторонниками отмены рабовладения, и Конфедерацией - объединением южных рабовладельческих штатов. Обе стороны широко использовали

Из книги Пушкин. Жизнь в цитатах: Лечебно-профилактическое издание автора Леонтьев Константин Борисович

27. КАРЛ МАРКС (1818–1883) Карл Маркс, основоположник «научного социализма», родился в 1818 году в Германии, в городе Трир. Его отец был адвокатом. В семнадцать лет Карл поступил в Боннский университет, чтобы изучать право. Потом он перешел в Берлинский университет и позднее

Из книги Энциклопедия юриста автора

Памятник Минину и Пожарскому (1818 г.) Памятник Минину и Пожарскому был первым памятником в Москве, поставленным не в честь государя, а в честь народных героев. Вот так, по словам современника, описывает памятник в своей программе сам автор - Иван Петрович Мартос:«Греки и

Из книги Популярная история музыки автора Горбачева Екатерина Геннадьевна

Из книги Новейший философский словарь автора Грицанов Александр Алексеевич

1818 год. Петербург СОБЫТИЯ Январь – февраль. Болезнь. Дуэль с другом Вильгельмом Кюхельбекером (1797 – 1846) из-за эпиграммы.

Из книги автора

Иеринг Рудольф (1818–1892) ИЕРИНГ (Ihering) Рудольф (1818–1892) - один из самых выдающихся германских юристов, романист-историк, цивилист и философ права. Являлся основателем реалистической школы права. Творчество И. явилось переломным моментом в развитии западного правоведения,

Из книги автора

Шарль Франсуа Гуно Шарль Франсуа Гуно появился на свет в 1818 году в Париже. Он рано лишился отца, и его мать, чтобы прокормить семью, давала уроки музыки. Она надеялась, что сын станет юристом, но, видя, как сильно тот увлечен музыкой, отдала его в Парижскую консерваторию, где

Из книги автора

МОНТЕСКЬЕ (Montesquieu) Шарль Луи, Шарль де Се-конда, барон де Ла Бред и де Монтескье (1689-1755) - французский философ права и истории, президент парламента и Академии в Бордо (1716-1725), член Французской Академии (1728). Представитель философии Просвещения 18 в. Разделял позиции деизма,

Творчество Гуно способствовало развитию музыкального театра, утверждению нового жанра - лирической оперы, в основе которого лежало стремление правдиво показать жизнь простого человека с его интимными, душевными переживаниями. Он оказал большое воздействие на творчество своих младших современников и композиторов последующих поколений. Дебюсси проницательно заметил: «Искусство Гуно запечатлело мгновение французской чувствительности».

17 июня 1818 года в Париже в семье художника Франсуа Луи Гуно и преподавательницы музыки Виктории родился сын Шарль Франсуа. В одиннадцать лет мальчика отдали в лицей. За время обучения Шарль солировал в церковном хоре, сочинял музыку, изучал теорию музыки. Желание сочинять усилилось особенно после посещений оперного театра. Под впечатлением оперы Моцарта «Дон Жуан» формировались музыкальные взгляды молодого музыканта. Любовь к творчеству Моцарта он пронес через всю жизнь.

В 1838 году Гуно поступает в Парижскую консерваторию. Здесь он учился у Ф. Галеви, И. Лесюэра, Ф. Паэра. И хотя развитие яркого дарования Гуно сковывал академизм, царивший в ту пору в стенах консерватории, некоторые из его ранних сочинений привлекли к себе внимание публики и критиков. Достойны внимания скерцо из симфонии, трехголосый «Agnus Dei», свежее звучание которого отметил Берлиоз. В 1839 году Гуно получил Римскую премию за кантату «Фернан», давшую возможность провести на правах стипендиата более двух лет в Италии и некоторое время в Вене и Германии. Разочаровавшись в современном итальянском оперном искусстве, Гуно сосредоточился на изучении старинной культовой музыки, в частности Палестрины. Он увлекся произведениями И. С. Баха, Ф. Мендельсона, Р. Шумана, Ф. Шуберта, что, конечно, позднее отразилось в его творчестве. По возвращении в Париж, в 1843-1848 годах Гуно работал органистом и регентом в церкви Иностранных миссий. В эти годы он сочинял только духовные произведения. В его мировоззрении усилились религиозно-клерикальные умонастроения, он начал помышлять о духовной карьере и посещать проповеди членов доминиканского ордена. В 1847-1848 годах Гуно посещает курс богословия в семинарии Сен-Сюльпис. Одно время живет в кармелитском монастыре и носит сутану аббата. И все же в результате сложной внутренней борьбы он отказался от намерений принять духовный сан и вернулся к искусству.

Он обращается к опере, так как считает, что только театр дает возможность композитору каждодневно общаться с публикой. Премьера его первой оперы - «Сафо» - состоялась в 1851 году. Затем последовала опера «Окровавленная монахиня», поставленная в 1854 году. Оба произведения, поставленные в «Гранд Опера», отличаются неровностью, мелодраматизмом, даже вычурностью стиля. Они не имели успеха.

В 1852 году произошли два важных события в жизни Гуно. Он женился на дочери профессора Парижской консерватории Циммермана и стал директором Парижского «Орфеона». Это объединение хоровых любительских обществ было самой массовой в ту пору музыкально-просветительской организацией, членами которой были главным образом рабочие Парижа и жители предместий. Чутко уловив склад и характер городской музыки, Гуно обнаружил новые средства музыкально-драматической выразительности, отвечавшие требованиям времени. Он открыл во французской оперной и романсовой музыке богатейшие возможности «общительной» лирики, непосредственной и импульсивной, проникнутой демократическими настроениями. Чайковский верно подметил, что Гуно - «один из немногих композиторов, которые в наше время пишут не из предвзятых теорий, а по внушению чувства».

Нервно реагируя на окружающую жизнь, Гуно легко поддавался различным идеологическим влияниям, был неустойчив как человек и художник. Его натура полна противоречий: то он смиренно склонял голову перед религией, то безраздельно отдавался земным страстям. В 1857 году Гуно был на грани серьезного душевного заболевания, но в 1860-х годах много, продуктивно работал.

В 1858 году состоялась премьера «Лекаря поневоле» (по Мольеру). Показанная в «Лирическом театре», опера была принята теплее предыдущих. Комический сюжет, реальная обстановка действия, живость характеров пробудили новые стороны таланта Гуно. В полную силу они проявились в следующем произведении. Это был «Фауст», поставленный на сцене того же театра в 1859 году. Не сразу зрители полюбили оперу, осознали ее новаторскую сущность. Только через десять лет она попала в «Гранд Опера», причем первоначальные диалоги были заменены речитативами и добавлены балетные сцены. В 1887 году здесь прошел пятисотый спектакль «Фауста», а в 1894 году праздновалось его тысячное исполнение.

«Фауст» явился лучшим созданием Гуно. Это классический образец французской лирической оперы со всеми ее достоинствами и некоторыми недостатками.

К тому времени сложилось эстетическое кредо Гуно. Он выступал за единство красоты и правды; за образно-эмоциональное содержание, способное глубоко взволновать «каждую человеческую душу».

Глубокое философское содержание гётевского «Фауста» (точнее - первой части поэмы) лишь поверхностно затронуто в опере Гуно. Ее сюжет трактуется в лирико-бытовом аспекте: любовная драма Маргариты оттеснила на второй план центральные у Гёте образы Фауста и Мефистофеля. Но эта драма раскрыта в музыке человечно и правдиво, на широком фоне жизни, с реалистическим художественным совершенством. «Невозможно отрицать, - писал Чайковский, - что „Фауст“ написан если не гениально, то с необычайным мастерством и не без значительной самобытности».

Гуно утверждал, что оперный драматург должен быть мастером музыкального портрета. В «Фаусте» он полностью овладел этим искусством. Его портреты главных действующих лиц психологически правдивы и обрисованы разнообразными красками.

Образ Маргариты принадлежит к лучшим созданиям Гуно, хотя и отличается от литературного первоисточника - в нем больше французских, нежели немецких национальных черт. В этом образе привлекают простота и лиричность, женственная грация. Композитор тонко передает разнообразную гамму переживаний Маргариты - от робкого пробуждения наивного любовного чувства до упоения страстью и далее горя и безумия. В музыке это выражено постепенной драматизацией романсового начала, которое под конец вытесняется декламационностью.

Менее широко обрисован Фауст - преимущественно той же романсовой стихией, но в более пылком, восторженном преломлении.

Иной полюс драмы воплощен в образе Мефистофеля - и в музыке он характеризуется другой интонацией, выдержанной в тонах иронической галантности.

Мастерство индивидуальных характеристик обнаруживается в сопоставлении трех «портретов» в начале второго акта: куплеты Зибеля, каватина Фауста, баллада и ария Маргариты отличаются друг от друга не только интонационным складом, но и приемами жанрового обобщения - использованием разных выразительных средств устоявшихся оперных форм. Эта опора на бытующие жанры - основа демократизма музыкального языка Гуно.

Правда жизни, воплощенная в лучших сценах оперы, поэтическая цельность выражения, естественность музыкального языка, целеустремленность драматургии - все это является залогом популярности «Фауста» Гуно.

В начале 1860-х годов Гуно сочинил две посредственные комические оперы - «Филемон и Бавкида» и «Голубка», а также «Царицу Савскую», выдержанную в духе драматургии Скриба - Мейербера. Обратившись затем в 1863 году к поэме провансальского поэта Фредерика Мистраля «Мирейль», Гуно создал произведение, которое покоряет тонким лиризмом. Картины природы и сельской жизни юга Франции нашли поэтичное воплощение в музыке. Композитор воспроизвел в своей партитуре подлинные провансальские напевы; примером может служить старинная любовная песнь «О, Магали», играющая важную роль в драматургии оперы. Ярко очерчен и центральный образ крестьянской девушки Мирейль, гибнущей в борьбе за счастье с любимым.

Последнее значительное художественное достижение Гуно - опера «Ромео и Джульетта». Ее премьера состоялась в 1867 году и ознаменовалась большим успехом - в течение двух лет состоялось девяносто спектаклей. Хотя трагедия Шекспира здесь трактуется в духе лирической драмы, лучшие номера оперы - а к ним относятся четыре дуэта главных героев, вальс Джульетты, каватина Ромео - обладают той эмоциональной непосредственностью, правдивостью декламации и мелодической красотой, которые характерны для стиля Гуно.

В 1869 году у композитора случился новый приступ нервного заболевания, вызванный мистическими настроениями, Проходит еще год. Из-за начавшейся франко-прусской войны Гуно переезжает с семьей в Англию.

Здесь в 1871 году он знакомится с англичанкой Дж. Уэлдон - певицей и преподавательницей пения, создательницей школы пения для сирот в Тэвисток-хауз около Лондона. Композитор отказывается от предложения занять место директора Парижской консерватории и живет в Лондоне, в семье Уэлдон. Они вместе совершают путешествие в Бельгию. Лишь в 1874 году Гуно порывает с Уэлдон и возвращается в Париж.

В 1870-е годы Гуно вновь подпал под влияние клерикальных умонастроений. Усилившаяся религиозность явилась главной причиной упадка его творчества. Написав ряд неудачных опер (в том числе «Полиевкт», 1878 год), он отошел от музыкального театра, предпочтя ему духовную музыку. Среди его последних крупных сочинений - две оратории: «Искупление» (1881), «Смерть и жизнь» (1884).

В это время Гуно занимается литературно-критической деятельностью. Своими выступлениями в печати он поддерживал произведения К. Сен-Санса. Он написал предисловие к изданию писем Г. Берлиоза, книгу «„Дон Жуан“ Моцарта», автобиографию и многое другое.

Последние годы жизни Гуно провел в Сен-Клу под Парижем, занимаясь с молодым композитором А. Бюссе.