Планирование в средней группе по Т.С. Комаровой с элементами И.А. Лыковой

Программные задачи занятий по рисованию в средней группе детского сада

(На основании реализуемой в ДОУ «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, 2005 г.)

Продолжать формировать у детей умение рисовать отдельные предметы и создавать сюжетные композиции, повторяя изображение одних и тех же предметов (неваляшки гуляют, деревья на нашем участке зимой, цыплята гуляют по травке) и добавляя к ним другие (солнышко, падающий снег и т.д.).

Формировать и закреплять представления о форме предметов (круглая, овальная, квадратная, прямоугольная, треугольная), величине, расположении частей.

Помогать при передаче сюжета располагать изображения на всем листе в соответствии с содержанием действия и включенными в действие объектами. Направлять их внимание на передачу соотношения предметов по величине: дерево высокое, куст ниже дерева, цветы ниже куста.

Продолжать закреплять и обогащать представления детей о цветах и оттенках окружающих предметов и объектов природы. К уже известным цветам и оттенкам добавить новые (коричневый, оранжевый, светло – зеленый); формировать представление о том, как можно получить эти цвета. Учить смешивать краски для получения нужных цветов и оттенков.

Развивать желание использовать в рисовании, аппликации разнообразные цвета, обращать внимание на многоцветие окружающего мира.

Закреплять умение правильно держать карандаш, кисть, фломастер, цветной мелок; использовать их при создании изображений.

Учить детей закрашивать рисунки кистью, карандашом, проводя линии и штрихи только в одном направлении (сверху вниз или слева направо); ритмично наносить мазки, штрихи по всей форме, не выходя за пределы контура; проводить широкие линии всей кистью, а узкие линии и точки – концом ворса кисти. Закреплять умение чисто промывать кисть перед использованием краски другого цвета. К концу года формировать у детей умение получать светлые и темные оттенки цвета, изменяя нажим на карандаш.

Формировать умение правильно передавать расположение частей при рисовании сложных предметов (кукла, зайчик и др.) и соотносить их по величине.

Декоративное рисование. Продолжать формировать умение создавать декоративные композиции по мотивам дымковских, филимоновских узоров. Использовать дымковские и филимоновские изделия для развития эстетического восприятия прекрасного и в качестве образцов для создания узоров в стиле этих росписей (для росписи могут использоваться вылепленные детьми игрушки и силуэты игрушек, вырезанные из бумаги).

Познакомить детей с городецкими изделиями. Учить выделять элементы городецкой росписи (бутоны, купавки, розаны, листья); видеть и называть цвета, используемые в росписи.

Основная литература:

1. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2007. – 96 с.

(25 занятий из 35 ≈ 70%)

2. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. – М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2006. – 144 с.

(10 занятий из 35 ≈ 30%)

К концу года дети могут:

ü Изображать предметы, используя умение передавать их путем создания отчетливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, использования разных материалов.

ü Передавать несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов.

ü Украшать силуэты игрушек элементами дымковской и филимоновской росписи.

Изложено по: Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2007. – с. 9.



Сентябрь

I неделя

Занятие №1

Тема занятия : « Картинки для наших шкафчиков » - рисование предметное по замыслу с элементами аппликации (педагогическая диагностика) .

Программное содержание : учить детей определять замысел в соответствии с назначением рисунка (картинка для шкафчика). Создать условия для самостоятельного творчества – рисовать предметную картинку обрамлять рамочкой из цветных полосок. Уточнить представление о внутреннем строении (планировке) детского сада и своей группы, о назначении отдельных помещений (раздевалка). Воспитывать интерес к детскому саду.

Предварительная работа : экскурсия по детскому саду. Беседа о планировке группы и назначении отдельных помещений (спальня, комната для игр, приёма пищи, гигиеническая, раздевалка и пр.). Беседа об одежде (виды, назначение, хранение, уход) и шкафчиках для хранения одежды. Чтение чистоговорки Г. Лагздынь (работа по звуковой культуре речи).

Ход занятия : см. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. – М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2006. – с. 16-17.

Материалы к занятию: Бумажные квадраты разного цвета, но одинакового размера, бумажные полоски разного цвета для обрамления картинок детьми (ширина 1 см, длина равна стороне бумажного квадрата для картинки); дополнительные материалы для оформления картинок (рамки, паспарту, картонные формы с петельками и пр., возможно индивидуальные планшеты для общей коллекции детских работ, которые помещаются на шкафчиках или над ними. Три – четыре предметных картинки для показа детям (например: яблоко, бабочка, воздушный шар, машина); одна из картинок в двух вариантах – в рамочке и без неё. Четыре варианта рамочек (две из них одноцветные, одна разноцветная, ещё одна – двухцветная).

II неделя

Занятие №2

Тема занятия : « На яблоне поспели яблоки ».

Программное содержание : продолжать учить детей рисовать дерево, передавая его характерные особенности: ствол, расходящиеся от него длинные и короткие ветви, учить детей передавать в рисунке образ фруктового дерева. Закреплять приёмы рисования листвы. Подводить детей к эмоциональной эстетической оценке своих работ.

Ход занятия : см. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – с. 29-30.

Материалы к занятию: цветные карандаши цветные восковые мелки, бумага размером ½ альбомного листа (на каждого ребенка).

III неделя

Занятие №3

Тема занятия : « Яблоко – спелое, красное, сладкое » - рисование красками (по представлению) и карандашами (с натуры).

Программное содержание : учить детей рисовать гуашевыми красками многоцветное яблоко. Показать возможность изображения половинки яблока (цветными карандашами или фломастерами). Развивать эстетическое восприятие, способность передавать характерные особенности художественного образа. Воспитывать художественный вкус.

Предварительная работа : дидактические игры «Фрукты – овощи», «Угадай на вкус», «Чудесный мешочек». Обследование и описание разных фруктов. Чтение текста Л. Толстого «Старик сажал яблони»: Старик сажал яблони. Ему сказали: «Зачем тебе эти яблони? Долгом ждать с этих яблонь плода, и ты не съешь с них яблочка». Старик сказал: «Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут».

Ход занятия : см. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. – М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2006. – с. 42-43.

Материалы к занятию: краски гуашевые, кисти, палитры, банки с водой, салфетки, карандаши цветные, фломастеры, листы бумаги белого цвета (формата ¼ альбомного листа) (по 2 на каждого ребенка). Яблоко, нож, белая льняная салфетка и тарелка – для рисования половинки яблока с натуры.

IV неделя

Занятие №4

Тема занятия : « Красивые цветы ».

Программное содержание : развивать наблюдательность, умение выбирать предмет для изображения. Учить передавать в рисунке части растения. Закреплять умение рисовать кистью и красками, правильно держать кисть, хорошо промывать её и осушать. Совершенствовать умение рассматривать рисунки, выбирать лучшие. Развивать эстетическое восприятие. Вызывать чувство удовольствия, радости от созданного изображения.

Предварительная работа : наблюдения в цветнике детского сада; рассматривание цветов в букете, картинок с их изображением, художественных открыток.

Ход занятия : см. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – с. 31 - 32.

Материалы к занятию: гуашь разных цветов (по 3-4 цвета на каждый стол), бумага формата А4 белого или любого светлого цвета, кисти, баночка с водой, салфетка (на каждого ребенка).

Октябрь

I неделя

Занятие №5

Тема занятия : « Золотая осень ».

Программное содержание : учить детей изображать осень. Упражнять в умении рисовать дерево, ствол, тонкие ветки, осеннюю листву. Закреплять технические умения в рисовании красками (опускать кисть всем ворсом в баночку с краской, снимать лишнюю каплю о край баночки, хорошо промывать кисть в воде, прежде чем набирать другую краску, промокать её о мягкую тряпочку или бумажную салфетку и т.д.). Подводить детей к образной передаче явлений. Воспитывать самостоятельность, творчество. Вызывать чувство радости от ярких красивых рисунков.

Предварительная работа : разучивание стихотворения об осени, листопаде. Целевая прогулка в лес, в сквер, на бульвар. Во время прогулок собирать и рассматривать листья от разных деревьев, обращать внимание детей на их яркую разнообразную расцветку. Выделять форму листьев, сравнивать их, спрашивать, на что они похожи, какую картинку из них можно сложить. Разучивание песни об осени. Рассматривание иллюстраций.

Ход занятия : см. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – с. 35 - 36.

Материалы к занятию: альбомные листы, краски гуашь, кисти, баночки с водой, салфетка на каждого ребенка.

I I неделя

Занятие №6

Тема занятия : « Кисть рябинки, гроздь калинки… » - рисование модульное (ватными палочками или пальчиками).

Программное содержание : учить детей рисовать кисть рябины (калины) ватными палочками или пальчиками (по выбору), а листок – приёмом ритмичного примакивания ворса кисти. Закрепить представление о соплодиях (кисть, гроздь) и их строении. Развивать чувство ритма и цвета. Воспитывать интерес к отражению в рисунках своих впечатлений и представлений о природе.

Предварительная работа : наблюдение за деревьями (рябина, калина), рассматривание плодов. Беседа об осенних изменениях в природе. Дидактические игры «С какого дерева листок?», «Листья и плоды (семена)». Освоение нетрадиционных техник и художественных материалов (ватная палочка, незаостренный конец карандаша, возможно, с ластиком, пальчики, штампики). Экспериментирование с художественными материалами для получения однотипных отпечатков (модульное рисование).

Ход занятия : см. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. – М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2006. – с. 46-47.

Материалы к занятию: краски гуашевые (красного, оранжевого, зелёного, жёлтого цвета), цветные карандаши, листы тонированной бумаги (голубого, синего, бирюзового, фиолетового цвета) для свободного выбора фона, ватные палочки, салфетки бумажные и матерчатые, баночки с водой, подставки или клеёнки для ватных палочек.

I II неделя

Занятие №7

Тема занятия : « Украшение фартука » - декоративное рисование.

Программное содержание : учить детей составлять на полоске бумаги простой узор из элементов народного орнамента. Развивать цветовое восприятие.

Предварительная работа : рассматривание красивых изделий: платков, фартуков и т.п.

Ход занятия : см. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – с. 38.

Материалы к занятию: несколько фартуков из гладкой ткани с отделкой. Краски гуашь, кисти, баночки с водой, салфетки, заранее вырезанные воспитателем из белой или цветной (однотонной) бумаги силуэты фартуков (на каждого ребенка).

I V неделя

Занятие №8

Тема занятия : « Мышь и воробей » - рисование красками по мотивам литературного произведения.

Программное содержание : учить детей рисовать простые сюжеты по мотивам сказок. Подвести к пониманию обобщенного способа изображения разных животных (мыши и воробья) на основе двух овалов разной величины (туловище и голова). Развивать способности к формообразованию. Воспитывать самостоятельность, уверенность в изобразительном творчестве.

Предварительная работа : чтение удмуртской народной сказки «Мышь и воробей», беседа по содержанию. Рассматривание иллюстраций в детских книжках. Рассказ воспитателя о сборе урожая, осенних сельскохозяйственных работах. Рассматривание и проращивание зёрен. Работа над звуковой культурой речи – разучивание скороговорки о мышках. Чтение шуточных народных песенок о воробышках и мышках.

Ход занятия : см. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. – М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2006. – с. 54-55.

Материалы к занятию: листы бумаги белого цвета и тонированные (голубые, жёлтые, светло – зелёные, светло – серые и т.д.), краски гуашевые, кисти разного размера, баночки с водой, подставки под кисти, салфетки бумажные и матерчатые. Два – три варианта композиции «Мышь и воробей» для показа детям.

Ноябрь

I неделя

Занятие №9

Тема занятия : « Украшение свитера » - декоративное рисование .

Программное содержание : закреплять умение детей украшать предмет одежды, используя линии, мазки, точки, кружки и другие знакомые элементы; оформлять украшенными полосками одежду, вырезанную из бумаги. Учить подбирать краски в соответствии с цветом свитера. Развивать эстетическое восприятие, самостоятельность, инициативу.

Предварительная работа : рассматривание одежды, украшенной декоративными узорами; роспись дымковских и филимоновских игрушек.

Ход занятия : см. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – с. 44 - 45.

Материалы к занятию: вырезанные из плотной бумаги свитеры разных цветов; полоски бумаги по размеру манжет, горловины, резинки свитера; краски гуашь, кисти, банка с водой, салфетка (на каждого ребенка).

I I неделя

Занятие №10

Тема занятия : « Маленький гномик ».

Программное содержание : учить детей передавать в рисунке образ маленького человечка – лесного гномика, составляя изображение из простых частей: круглая головка, конусообразная рубашка, треугольный колпачок, прямые руки, соблюдая при этом в упрощенном виде соотношение по величине. Закреплять умение рисовать красками и кистью. Подводить к образной оценке готовых работ.

Примечание: На занятии может быть нарисован любой другой маленький сказочный человечек в длинной шубке, из-под которой не видно ног.

Предварительная работа : рассказывание и чтение сказок, рассматривание иллюстраций, игрушек.

Ход занятия : см. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – с. 46 - 47.

Материалы к занятию: гномик (объёмный), изготовленный из бумаги. Бумага размером ½ альбомного листа, краски гуашь, кисти, банка с водой, салфетка (на каждого ребенка).

I II неделя

Занятие №11

Тема занятия : « Рыбки плавают в аквариуме ».

Программное содержание : учить детей изображать рыбок, плавающих в разных направлениях; правильно передавать их форму, хвост, плавники. Закреплять умение рисовать кистью и красками, используя штрихи разного характера. Воспитывать самостоятельность, творчество. Учить отмечать выразительные изображения.

Предварительная работа : наблюдение с детьми за рыбками в аквариуме (как они плавают в разные стороны, виляя хвостами, плавниками). Рассматривание водорослей. Лепка рыбок.

Ход занятия : см. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – с. 47 - 48.

Материалы к занятию: игрушечные рыбки разной формы и величины. Альбомные листы или листы бумаги круглой или овальной формы (аквариум); краски акварель, разведенные до светлого оттенка (голубая, светло – зеленая и др.); цветные восковые мелки, большая кисть, баночка с водой, салфетка (на каждого ребенка).

I V неделя

Занятие №12

Тема занятия : « Зайка серенький стал беленьким » - рисование с элементами аппликации .

Программное содержание : учить видоизменять выразительный образ зайчика – летнюю шубку менять на зимнюю: приклеивать бумажный силуэт серого цвета и раскрашивать белой гуашевой краской. Создать условия для экспериментирования при сочетании изобразительных техник и самостоятельных творческих поисков. Развивать воображение и мышление. Воспитывать интерес к познанию природы и отражению полученных представлений в изодеятельности.

Предварительная работа : беседа о сезонных изменениях в природе, способах приспособляемости животных (изменение окраски наружных покровов тела). Сравнение изображений зайцев – в летней и зимней «шубках». Чтение литературных произведений о зайцах. Пояснение значений слов заяц – русак и заяц – беляк.

Ход занятия : см. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. – М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2006. – с. 58-59.

Материалы к занятию: листы бумаги синего или голубого цвета, силуэты зайцев – нарисованные на бумаге серого цвета (для самостоятельного вырезывания хорошо подготовленными детьми) и вырезанные воспитателем из бумаги серого цвета (для детей, не очень уверенно владеющих ножницами); ножницы, клей, клеевые кисточки, клеенка, или клей – карандаш, гуашевая краска белого цвета, кисти, банки с водой, салфетки бумажные и матерчатые, подставки под кисти. У воспитателя – варианты изображений зайца для показа цветовой трансформации образа.

Декабрь

I неделя

Занятие №13

Тема занятия : « Перчатки и котятки » - декоративное рисование с элементами аппликации .

Программное содержание : вызвать интерес к изображению и оформлению «перчаток» (или «рукавичек») по своим ладошкам – правой и левой – разнообразными художественными средствами выразительности (аппликацией, фломастерами, цветными карандашами). Формировать точные графические умения – аккуратно и уверенно обводить кисть руки, удерживая карандаш возле руки и не отрывая его от бумаги. Показать зависимость декора от формы изделия. Учить самостоятельно создавать орнамент – по представлению или по замыслу. Развивать воображение. Координировать движения руки и глаза. Дать наглядное представление о симметрии парных предметов (одинаковый узор на обеих перчатках в каждой паре).

Предварительная работа : чтение стихотворений: «Без чего сосну не срубишь?» М. Пляцковского, «Правая и левая» О. Дриз, «Пятерня» С. Михалкова. Беседа о руках человека, обогащение словаря («умные руки», «золотые руки», «добрые руки»). Рассматривание зимней одежды с орнаментом – перчаток, рукавичек, варежек, шапочек, шарфиков. Чтение стихотворения Г. Лагздынь:

На руке моей перчатки.

Пальцы в ней играют в прятки.

В каждом малом уголочке

Пальчик, словно в теремочке!

Сколько будет уголков,

Столько будет теремков!

Ход занятия : см. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. – М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2006. – с. 64-65.

Материалы к занятию: альбомные листы бумаги, фломастеры, простой и цветные карандаши, различные элементы декора из цветной бумаги, вырезанные воспитателем и подготовленные для аппликативного оформления «перчаток», или «рукавичек»; клеевые кисточки, клей, или клей – карандаш, клеенка, подставки для кисточек, салфетки бумажные и матерчатые.

I I неделя

Занятие №14

Тема занятия : « Снегурочка ».

Программное содержание: учить детей изображать Снегурочку в шубке (шубка книзу расширена, руки от плеч). Закреплять умение рисовать кистью и красками, накладывать одну краску на другую по высыхании, при украшении шубки чисто промывать кисть и осушать её, промокая о тряпочку или салфетку.

Предварительная работа : рассказывание сказок, рассматривание иллюстраций, художественных открыток с изображением Снегурочки.

Ход занятия : см. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – с. 51 - 52.

Материалы к занятию: игрушка Снегурочка. Прямоугольные листы бумаги (1/2 альбомного листа) разных мягких тонов, краски гуашь, кисти 2-х размеров, баночки с водой, салфетка (на каждого ребенка).

I II неделя

Занятие №15

Тема занятия : « Морозные узоры (зимнее окошко) » - декоративное рисование по мотивам кружевоплетения .

Программное содержание: учить детей рисовать морозные узоры в стилистике кружевоплетения. Создать условия для экспериментирования с красками для получения разнообразных оттенков голубого цвета. Расширить и разнообразить образный ряд – создать ситуацию для свободного, творческого применения разных декоративных элементов (точка, круг, завиток, листок, лепесток, трилистник, волнистая линия, прямая линия). Совершенствовать технику рисования концом кисти. Развивать чувство формы и композиции.

Предварительная работа : беседа о прославленном искусстве кружевоплетения на примере вологодских мастериц. Рассматривание кружевных изделий (салфеток, воротничков, платочков, занавесок, деталей костюма и пр.). Поиск аналогий между кружевами и другими композициями, например, природными объектами (морозные узоры на окне, паутина, узор на листьях растений, жилкование листьев, узор на крыльях бабочек и стрекоз, окраска лепестков цветковых растений). Экспериментирование с красками на палитре. Чтение стихотворения Г. Лагздынь «Зимушка – зима»:

Вяжет матушка – зима?

Вешает повыше,

На край зеленой крыши?!

Ой, зима – чудесница,

Кружевам ровесница!

Строит матушка – зима?

Не проехать, ни пройти!

Белый город на пути!

Ход занятия : см. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. – М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2006. – с. 66-67.

Материалы к занятию: листы бумаги в форме квадрата 20х20 см насыщенного голубого цвета одного размера и формата для всех детей, гуашевые краски белого и синего цвета, палитры для смешивания цветов (или квадраты плотной бумаги или картона), тонкие кисти, баночки с водой, салфетки бумажные или матерчатые; обложка для коллективного альбома «Морозные узоры» или элементы для оформления выставки в виде зимнего окошка с морозными узорами на стекле (например, рамка вокруг всех рисунков).

I V неделя

Занятие №16

Тема занятия : « Наша нарядная ёлка ».

Программное содержание: учить детей передавать в рисунке образ новогодней ёлки. Формировать умение рисовать ёлку с удлиняющимися книзу ветвями. Учить пользоваться красками разных цветов, аккуратно накладывать одну краску на другую только по высыхании. Подводить к эмоциональной оценке работ. Вызывать чувство радости при восприятии созданных рисунков.

Предварительная работа : подготовка к празднику. Пение новогодних песен, украшение ёлки в группе, участие в праздничном утреннике.

Ход занятия : см. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – с. 54. (. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. – М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2006. – с. 74-75. )

Материалы к занятию: листы белой (или любого мягкого тона) бумаги альбомного формата, гуашь разных цветов, кисти 2-х размеров, баночки с водой, салфетка (на каждого ребенка).

Январь

I I неделя

Занятие №17

Тема занятия : « Маленькой ёлочке холодно зимой ».

Программное содержание : учить детей передавать в рисунке несложный сюжет, выделяя главное. Учить рисовать ёлочку с удлиненными книзу ветками. Закреплять умение рисовать красками. Развивать образное восприятие, образные представления; желание создать красивый рисунок, дать ему эмоциональную оценку.

Предварительная работа : пение песен о ёлке на музыкальных занятиях.

Ход занятия : см. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – с. 55.

Материалы к занятию: листы бумаги альбомного формата светло – серого тона, краски гуашь белая, темно – зеленая, светло – зеленая и темно – коричневая; кисти 2-х размером, баночки с водой, салфетки, подставки для кисточек.

I II неделя

Занятие №18

Тема занятия : « Снеговики в шапочках и шарфиках » - рисование по представлению .

Программное содержание : учить детей рисовать нарядных снеговиков в шапочках и шарфиках. Показать приёмы декоративного оформления комплектов зимней одежды. Развивать глазомер, чувство цвета, формы и пропорций. Воспитывать уверенность, инициативность, интерес к экспериментированию.

Предварительная работа : экспериментирование со снегом и пластилином. Конструирование снеговиков и других поделок из снега на прогулке, оформление снежных скульптур гуашевыми красками по мотивам дымковской игрушки или по своему замыслу. Уточнение представления о строении снежных баб и снеговиков: туловище состоит из двух или трёх частей (самый большой шар – юбка внизу, средний по величине шар – кофта – посередине) и самый маленький шар – голова – вверху; еще есть руки – они могут быть как шарики у неваляшки или как столбики. Рассматривание комплектов зимней одежды (шапочки и шарфики), описание узоров или отдельных элементов оформления.

Отгадывание загадки Г. Лагздынь:

Под березками, в теньке,

Дед облезлый на пеньке!

Весь сосульками оброс,

В рукавичку прячет нос.

Кто же этот старичок?

Отгадай…

(Снеговичок.)

Ход занятия : см. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. – М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2006. – с. 78-79.

Материалы к занятию: листы бумаги тёмно – голубого, синего, фиолетового, сиреневого, чёрного цвета для фона (на выбор детям); краски гуашевые, кисти, баночки с водой, салфетки бумажные и матерчатые; схематическое изображение снеговика для обучения планированию работы – графический рисунок или аппликация из геометрических форм.

I V неделя

Занятие №19

Тема занятия : « Нарисуй какую хочешь игрушку ».

Программное содержание : развивать умение детей задумывать содержание рисунка, создавать изображение, передавая форму частей. Закреплять навыки рисования цветными карандашами. Учить рассматривать рисунки, выбирать понравившиеся, объяснять, что нравится. Воспитывать самостоятельность. Развивать творческие способности, воображение, умение рассказывать о созданном изображении. Формировать положительное эмоциональное отношение к созданным рисункам.

Предварительная работа : игры с игрушками, уточнение их формы. Дидактические игры, направленные на усвоение формы, величины, строения предметов и объектов.

Ход занятия : см. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – с. 60.

Материалы к занятию: ½ альбомного листа, цветные карандаши.

Февраль

I неделя

Занятие №20

Тема занятия : « Как розовые яблоки, на ветках снегири » - рисование сюжетное .

Программное содержание : учить детей рисовать снегирей на заснеженных ветках: строить простую композицию, передавать особенности внешнего вида птицы – строение тела и окраску. Совершенствовать технику рисования гуашевыми красками: свободно вести кисть по ворсу, повторяя очертания силуэта. Развивать чувство цвета и формы. Воспитывать интерес к природе, желание отражать в рисунке эстетические эмоции и полученные представления.

Предварительная работа : наблюдения за птицами на прогулке в парке. Беседа о зимующих птицах. Изготовление кормушек вместе с родителями. Подкормка птиц на кормушках. Рассматривание изображений птиц (воробей, синица, снегирь, ворона, сорока и т.д.).

Ход занятия : см. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. – М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2006. – с. 90-91.

Материалы к занятию: листы бумаги светло – голубого цвета размером с альбомный лист, гуашевые краски (для заснеженных веток – белая, для грудки снегирей – розовая, алая, малиновая или красная, для спинки – тёмно – голубая, синяя или фиолетовая, для носика и лапок - черная), кисти 2-х размеров, салфетки бумажные и матерчатые, баночки с водой, подставки под кисточки.

I I неделя

Занятие №21

Тема занятия : « Украшение платочка » - декоративное рисование по мотивам дымковских росписей .

Программное содержание : познакомить детей с росписью дымковской игрушки (барышни), учить выделять элементы узора (прямые, пересекающиеся линии, точки и мазки). Учить равномерно покрывать лист слитными линиями (вертикальными и горизонтальными), в образовавшихся клетках ставить мазки, точки и другие элементы. Развивать чувство ритма, композиции, цвета.

Предварительная работа : знакомство с дымковскими игрушками. Расширение представлений о богатстве и разнообразии игрушек, их украшении. Рассматривание красивых платочков, их украшений.

Ход занятия : см. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – с. 61.

Материалы к занятию: дымковские барышни. Краски гуашь (на разные столы разных цветов), квадратные листы бумаги 18х18 см, кисти 2-х размеров, банки с водой, салфетки (на каждого ребенка).

I II неделя

Занятие №22

Тема занятия : « Развесистое дерево ».

Программное содержание : учить детей использовать разный нажим на карандаш (или уголь) для изображения дерева с толстыми и тонкими ветвями. Воспитывать стремление добиваться хорошего результата. Развивать образное восприятие, воображение, творчество.

Предварительная работа : наблюдения на прогулках, рассматривание иллюстраций.

Ход занятия : см. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – с. 56 – 57.

Материалы к занятию: бумага размером ½ альбомного листа, уголь, белый мелок (или карандаши графитные 3М (на каждого ребенка).

I V неделя

Занятие №23

Тема занятия : « Укрась игрушки (уточка с утятами) » - декоративное рисование по мотивам дымковских игрушек .

Программное содержание : развивать эстетическое восприятие. Продолжать знакомить детей с дымковскими игрушками, учить отмечать их характерные особенности, выделять элементы узора: круги, кольца, точки, полосы. Закреплять представление детей о ярком, нарядном, праздничном колорите игрушек. Закреплять приемы рисования кистью.

Предварительная работа : знакомство с дымковскими изделиями, их росписью. Лепка игрушек.

Ход занятия : см. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – с. 66 - 67.

Материалы к занятию: силуэты уточки и утят, вырезанные из бумаги, краски гуашь, кисти 2-х размеров, баночки с водой, салфетки, подставки для кисточек (на каждого ребенка).

Март

I неделя

Занятие №24

Тема занятия : « Расцвели красивые цветы ».

Программное содержание : учить детей рисовать красивые цветы, используя разнообразные формообразующие движения, работая всей кистью и её концом. Развивать эстетические чувства (дети должны продуманно брать цвет краски), чувство ритма, представления о красоте.

Предварительная работа : рассматривание иллюстраций с изображением красивых цветов.

Ход занятия : см. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – с. 68.

Материалы к занятию: бумага для рисования желтого и зеленоватого тона размером ½ альбомного листа, краски гуашь разных цветов, кисти 2-х размеров, баночка с водой, салфетка, подставка для кисточки (на каждого ребенка).

I I неделя

Занятие №25

Тема занятия : « Девочка пляшет ».

Программное содержание : учить детей рисовать фигуру человека, передавая простейшие соотношения по величине: голова маленькая, туловище большое; девочка одета в платье. Учить изображать простые движения (например, поднятая рука, руки на поясе), закреплять приемы закрашивания красками (ровными слитными линиями в одном направлении), фломастерами, цветными мелками. Побуждать к образной оценке изображений.

Предварительная работа : участие детей в плясках на музыкальных занятиях, лепка девочки в движении.

Ход занятия : см. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – с. 64.

Материалы к занятию: иллюстрации с изображением танцующей девочки. Гуашь, белая бумага размером ½ альбомного листа, кисти 2-х размеров, фломастеры, баночки с водой, салфетки, подставки для кисточек (на каждого ребенка).

I II неделя

Занятие №26

Тема занятия : « Украсим платьице кукле » - декоративное рисование .

Программное содержание : учить детей составлять узор из знакомых элементов (полосы, точки, круги). Развивать творчество, эстетическое восприятие, воображение.

Предварительная работа : рассматривание предметов декоративного характера, создание декоративной аппликации.

Ход занятия : см. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – с. 72 - 73.

Материалы к занятию: вырезанные из белой или цветной бумаги платья; краски гуашь, кисти 2-х размеров, баночки с водой, подставки под кисточки, салфетки (на каждого ребенка).

I V неделя

Занятие №27

Тема занятия : « Весёлые матрёшки (хоровод) » - декоративное рисование .

Программное содержание : познакомить детей с матрёшкой как видом народной игрушки (история создания, особенности внешнего вида и декора, исходный материал и способ изготовления, наиболее известные промыслы – семёновская, полхов – майданская). Учить рисовать матрёшку с натуры, по возможности точно передавая форму, пропорции и элементы оформления «одежды» (цветы и листья на юбке, фартуке, сорочке, платке). Развивать глазомер, чувство цвета, формы, ритма, пропорций. Воспитывать интерес к народной культуре, эстетический вкус.

Предварительная работа : знакомство с разными видами народного декоративно – прикладного искусства. Составление коллекции матрёшек. Игра в посещение музея матрёшек. Рассматривание, обследование и сравнение матрёшек. Дидактические игры с пяти – и семиместными матрёшками.

Ход занятия : см. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. – М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2006. – с. 106 - 107.

Материалы к занятию: Программное содержание : учить детей передавать в рисунке образ сказки. Развивать образные представления, воображение, самостоятельность и творчество в изображении и украшении сказочного домика. Совершенствовать приемы украшения.

Предварительная работа : чтение сказок, рассматривание иллюстраций, домов в ближайшем окружении; выделение необычной формы окон, особенных деталей: башенок, украшений и др.

Ход занятия : см. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – с. 76 - 77.

Предварительная работа : чтение и рассказывание сказки «Волк и козлята», беседа по сказке. Рассматривание игрушек, иллюстраций. Лепка козлика.

Ход занятия : см. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – с. 73 - 74.

Материалы к занятию: игрушечный козлёнок (или иллюстрация). Листы бумаги формата А4 зеленого тона, краски гуашь, кисти 2-х размеров, баночки с водой, подставки под кисточки, салфетки (на каждого ребенка). Предварительная работа : беседы о природе, жизни насекомых, птиц, животных; наблюдения на прогулках, чтение книг, рассматривание иллюстраций.

Ход занятия : см. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – с. 49 - 50.

Материалы к занятию: ½ альбомного листа, цветные карандаши (на каждого ребенка).

I V неделя ».

Программное содержание : учить детей изображать самолёты, летящие сквозь облака, используя разный нажим на карандаш. Развивать образное восприятие, образные представления. Вызывать положительное эмоциональное отношение к созданным рисункам.

Предварительная работа : чтение книг, рассматривание иллюстраций, беседы с детьми. Игры детей.

Ход занятия : см. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – с. 84.

Предварительная работа : наблюдения на прогулках, чтение книг, стихотворений.

Ход занятия : см. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – с. 85. (Дополнительный материал по ходу и содержанию занятия см . Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. – М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2006. – с. 136-137. ) развивать эстетическое восприятие, образные представления, творчество. Продолжать формировать положительное эмоциональное отношение к занятиям изобразительной деятельностью, к созданным работам; доброжелательное отношение к работам сверстников. Закреплять приемы рисования разными материалами (фломастерами, жирной пастелью, красками, цветными восковыми мелками).

Предварительная работа : чтение сказок, рассматривание иллюстраций. Беседы с детьми о сказочных персонажах. Знакомство с декоративно – прикладным искусством.

Ход занятия : см. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – с. 87.

Светлана Павловна Дружкина

Тема : «Наша нарядная елка »

Прогр. сод.: Учить детей передавать в рисунке образ новогодней елки; формировать умение рисовать елку с удлиняющимися книзу ветвями, продолжать учить детей пользоваться красками разных цветов; вызвать чувство радости при восприятии созданных рисунков.

Материалы : Альбомные листы, гуашь разных цветов, кисти, банки с водой, салфетки – на каждого ребенка. Искусственная елка .

Ход НОД:

1. Организационный момент. Воспитатель : - Здравствуйте, ребята! Я хочу сообщить вам хорошую новость. К нам пришла гостья из леса.

Дети, вы рады гостям?

Воспитатель : - Я вам сейчас загадаю загадку про нее и вы сразу догадаетесь.

Воспитатель загадывает загадку.

Зимой и летом одним цветом. Что это?

Правильно, это елочка. А на какой праздник приходит елочка? (На Новый год) .

Скажите, ребята, чем мы с вами на Новый год украсим елку? (Игрушками, гирляндами, мишурой, дождем) .

А кто еще живет в лесу, откуда пришла елочка? (Медведь, заяц, волк, лиса, белка , ежик) .

Ребята, а как одним словом можно назвать животных, которые живут в лесу?

Правильно, их называют дикими, но и им хочется, чтобы у них на Новый год была красивая, нарядная елка . А в лесу нет красивых игрушек, яркой мишуры, разноцветного дождя.

Ребята, а давайте поможем лесным жителям и нарисуем для них нарядные елки ?

2. Рассматривание образца нарядной елки . – Посмотрите. Ребята, как украшена елка ! – Какой формы на елке игрушки? – Каким цветом?

3. Показ приемов рисования : «Наша нарядная елка » .

Уточнить приемы изображения елки, вызвав к доске 2-3 детей. Подчеркнуть разнообразие елочных украшений. Напомнить приемы рисования красками .

4. Самостоятельная работа детей. Напомнить правила работы при рисовании : спина прямая, ноги вместе. Детям, у которых рисование нарядной елки вызывает затруднение – повторить приемы рисования на своем листе .

5. Пальчиковая гимнастика : «1,2,3,4,5 – будем пальчики считать…»

6. Анализ работ. Все работы выставить на доске, рассмотреть, похвалить наиболее красивые, аккуратные.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по рисованию в средней группе

«Мы оденем ёлку в праздничный наряд».

Составила воспитатель

Пшеничнова Ирина Александровна

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 196»

город Иваново

2016 год

Цель: учить детей рисовать елочку.

Задачи:

Формировать умение рисовать дерево красками;

Обучать нетрадиционной техники рисования: пальчиками;


закреплять умение дополнять рисунок, используя рисование ватными палочками;

развивать художественно-творческих способностей, интерес к рисованию, аккуратность, воспитывать чувство красоты;

вызвать радостные воспоминания новогоднего праздника, желание помогать и доставлять радость другим.

Образовательные области : художественно – эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие.

Материал и оборудование: лист бумаги, акварельные краски, баночки с водой, кисть, ватные палочки, музыкальная физкультминутка «Ёлочка», физкультминутка по стихотворению «Ель» (Автор стихотворения - М. Пляцковский), музыкальное произведение В. И. Ребикова Вальс из оперы «Ёлка», иллюстрация «Новогодняя ёлка».

Предварительная работа: рассматривание елки на участке д/с, чтение В.Г. Сутеева «Ёлка», рассматривание иллюстраций с изображением деревьев, ёлок, заучивание стихов, песен, хороводов о ёлочке, просмотр мультфильма «Снеговик-Почтовик», беседа «Берегите лес», рассматривание ветки елочки, физкультминутка по стихотворению «Ель» (Автор стихотворения - М. Пляцковский) .

Ход

Дружно за руки возьмитесь.

И друг другу улыбнитесь.

Мы по кругу все пойдём.

И про ёлочку споём.

Исполнение песни «В лесу родилась ёлочка»

Ребята, какой праздник приближается?

Конечно Новый год. И главная гостья праздника красавица ёлка.

Чтение стих «Ёлка» Ю. Щербакова.

На мохнатых колких лапах

Елка в дом приносит запах:

Запах хвои разогретой,

Запах свежести и ветра,

И заснеженного леса,

И чуть слышный запах лета.

Ребята, а вы помните, какая ёлка бывает на празднике? Ответы детей.

Правильно нарядная, красивая, вся в сверкающих огоньках, блестящая.

И висят на ней игрушки - от подставки до макушки. А бывает Новый год без украшенной ёлки? Конечно, нет.

Влетает сорока.

Сорока

Здравствуйте! Вы ребята «Непоседы»?

Получите письма эти!

Вам жители лесные письма написали.

А меня Сороку доставить попросили.

Ты, Сорока, посиди, да немного отдохни.

Ребята, о чем же звери могут написать? Ответы детей.

Что же будем мы гадать, лучше письма прочитать. Дети читают письма о том, скоро праздник Новый год, в лесу много ёлочек, но все они укрыты белым, пушистым одеялом. А игрушек, что бы украсить ёлочки, у них нет. И что останутся зверята без сверкающей огнями ёлки.

Нельзя лесных жителей без Новогодней ёлки оставлять. Что же делать? Как же быть, ребята?

Дети высказывают свои предложения.

Правильно. Вы можете нарисовать ёлочку, да не одну. Но вначале внимательно ее рассмотрим.

Рассматривание ёлки, стоящей в группе.

Что есть у ёлки?

Куда смотрят веточки?

Чем они покрыты?

Посмотрите, какая красивая ёлка изображена на этой картинке. Краску, какого цвета использовал художник, чтобы нарисовать эту лесную гостью?

Правильно. Коричневую краску для ствола, зеленую для веточек. И яркие, веселые краски для елочных игрушек.

Физкультминутка по стихотворению «Ель»

Ель стоит под небом синим,
На котором звёзды спят.
(Находимся в положении стоя, вытянутые руки внизу - разводим руки и ноги немного в стороны, ладошки держим параллельно полу - изображаем ель. Голову поднимаем вверх, вытягиваем шею - стараемся увидеть звёздочки «на небе»)

Всю её раскрасил иней
От макушки и до пят.
(Вытянутые руки поднимаем вверх над головой и, делая плавные движения ладошками из стороны в сторону, потихоньку наклоняемся и опускаем руки перед собой до пола - так мы «раскрасили» «кисточками-ладошками» всю ёлочку инеем)

Чистым жемчугом сверкая
В колкой, звонкой тишине,
(Изображаем пальчиками обеих рук жемчужины - большой и указательный пальцы каждой руки соединяем в маленькие круги. Делаем отрывистые движения руками в разные стороны, сгибая и выпрямляя руки, - показываем, как ярко сверкает наше дерево)

Ель нарядная такая -
Будто сказка при луне.
(Возвращаемся в исходное положение, изображая ёлочку: ноги слегка на ширине плеч, вытянутые руки немного разведены в стороны, раскрытые ладошки обращены к полу. Делаем небольшие приседания и одновременно поворачиваем тело вправо и влево, немного поднимая и опуская вытянутые руки, - вот такая нарядная наша ёлочка!)

Облаков плечом касаясь,
(Снова стоим «ёлочкой». Поднимаем по очереди вверх правое и левое плечо)

Ловит снег она густой.
(Подпрыгиваем как можно выше и одновременно хлопаем вытянутым руками над головой -«ловим снег»)

Даже встал на лапки заяц
Перед этой красотой!
(Изображаем стоящего на лапках зайчика: присаживаемся на корточки, руки держим на уровне груди. Находясь в таком положении, смотрим вверх и наклоняем поочерёдно голову в одну и другую сторону - показываем, как зайчик восхищается красивой ёлочкой)

Покажите, какой ствол у ёлочки-прямой, длинный. (Вытянулись по струнке).

А куда смотрят веточки, покажите? (Разводят руки в стороны)

Правильно.

Показ способа рисования.

Рассаживайтесь за столы и приступайте к работе.

Самостоятельная работа под музыку В.И. Ребикова Вальс из оперы «Ёлка».

Ребята, замечательные ёлочки у вас получились. Молодцы.

Стою в тайге на одной ноге,
сверху шишки, снизу мишки,
Зимою и летом зеленого цвета,
Называюсь я ёлкой, а платьице в ….

А теперь посмотрите, как нарисовать колючие иголочки. В этом нам помогут ватные палочки.

Приглашаю немного отдохнуть с такой же зеленой красавицей.

Музыкальная физкультминутка «Ёлочка».

К детям елочка пришла,

Снег на ветках принесла.

Нужно елочку согреть,

Платье новое надеть.

- Подскажите мне как, можно быстро и красиво нарисовать на ёлке шары. Мы уже рисовали таким способом круглые предметы.

Правильно пальчиками. Мы уже рисовали пальчиками. Вам этот способ знаком.

Напоминание способа рисования пальчиками.

Самостоятельная работа.

Молодцы, все справились. Вы были внимательными и умелыми, и ёлочки получились очень красивые и нарядные.

Ярко звездочки блестят,

Ярко лампочки горят,

Бусы разные висят -

Замечательный наряд!

У меня для каждого приготовлена звездочка-макушка. Положите эти звездочки на ту ёлочку, которая вам больше понравилась, и расскажите чем. Ответы детей.

Скажи, Сорока, а тебе понравились работы ребят?

Сорока

Молодцы, ребята, потрудились на славу! Лесным жителям они очень понравятся.

Как блестит ее наряд,

Как фонарики горят,

Наша елка с Новым годом

Поздравляет всех зверят.

Будем весело плясать,

Будем песни распевать.

Сорока

Спасибо вам, ребята!

Ребята, а что вы пожелаете лесным зверятам на Новый год? Пожелания детей.

Всё запомнила, Сорока. Отправляйся в дорогу. Передай Ёлочек-красавиц и пожелания ребят лесным зверятам.

Сорока

Вот спасибо, Вам, друзья,

В лес скорей лететь пора.

Зверятам подарки передать

И Новый год весело справлять!

Источники информации

http://ped-kopilka.ru/stihi-dlja-detei/stihi-pro-elku-dlja-detei.html –вальс из оперы В, И. Ребиков.


Конспект занятия по рисованию в средней группе. Тема: «Маленькой елочке холодно зимой»

Цель: Развитие у детей интереса к изобразительной деятельности посредством нетрадиционных техник рисования.
Задачи:
Воспитательные: воспитывать сочувствие, желание помочь
Образовательные: закрепить знания об основных цветах, познакомить с нетрадиционной техникой рисования «Оттиск смятой бумагой»
Развивающие: развивать творческое мышление детей (путем проблемных ситуаций), любознательность, воображение.
Расширять и активизировать словарь: оттиск, нетрадиционная техника, окутать.
Оборудование: рисунки детей с елочками, белая гуашь, письмо от зайца, бумажные салфетки, влажные салфетки, палитра.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций зимнего пейзажа, рисование елок.

Ход занятия

Вводная часть - 2 минуты.
На доске развешаны рисунки детей-елочки, воспитатель с детьми любуется работами и находит письмо от зайки:
«Дорогие ребята, на улице мороз и елочкам очень холодно, помогите, пожалуйста!»
(идет диалог с детьми)

А что же мы можем сделать? Как мы можем елочкам помочь? Что зимой согревает деревья? (ответы детей)
Я предлагаю вам взять свои елочки и пройти на рабочие места.
Основная часть - 15 минут.
Ребята укутать елку снегом я предлагаю вам нетрадиционной техникой рисования - оттиском смятой бумагой. (дети выполняют по показу педагога)
Для это мы берем салфетку и мнем ее. Смятую салфетку мы макаем слегка в краску, затем наносим оттиск на елочку. Таким образом мы укутываем елочку снегом. Если у вас на смятой бумаге оказались излишки краски, то ее нужно обмакнуть о салфетку, и только потом наносить на елку.
Физминутка
Я обратила внимание, что шубку вы елочке одели, но как быть с корешком? (ответы детей). Дети рисуют сугробы.
Заключительная часть - 3 минуты
Как красиво вы окутали снегом ваши елочки. Как вы думаете почему? (ответы детей)
Педагог интересуется какая работа кому понравилась и почему.
А кто мне напомнит зачем мы окутывали елки снегом? А кто нас попросил об этом (ответы детей)
Ребята, какие вы сегодня молодцы! Вы здорово потрудились! (называя детей по именам, хвалит, за то что кто-то вспомнил что зимой снег согревает и защищает ель, предложил укутать елку снегом).
Ребята, а что мы с вами сегодня делали? (ответы детей) Как и чем мы рисовали?(ответы детей) Как называются техника, которую мы использовали в своей работе?
Наши елочки теперь не замерзнут, зайка может порадоваться.
Всем спасибо за работу.
Длительность занятия 20 минут

Практическая часть занятия


Дети сминают салфетку


Дети макают смятую бумагу в белую гуашь.


Начинают окутывать елку снегом


Лишнюю краску обмакивают о салфетку.


Во такие замечательные елочки получились

Текущая страница: 8 (всего у книги 13 страниц) [доступный отрывок для чтения: 9 страниц]

ЗАНЯТИЕ 11. РИСОВАНИЕ. «ЗАЙЧИК ВСТРЕТИЛСЯ С БЕЛОЧКОЙ»

Программные задачи.

Развивать у детей композиционные умения (изображение двух персонажей, расположенных друг напротив друга); учить передавать в рисунке характерные особенности белки и зайца (форма частей тела, цвет шерсти); развивать творческие способности (внесение в рисунок дополнений, обогащающих его содержание); закреплять умение работать всей кистью и ее концом (рисование мелких деталей).

Материал.

У воспитателя передвижная аппликация – лист картона с карманом внизу и картонные фигурки зайца и белки, раскрашенные с двух сторон. У детей листы серой бумаги, краски гуашь, мягкие кисточки.

Ход занятия.

Воспитатель обращается к детям: «Дети, представим себе, что мы, как тот художник, который увидел в лесу белочку с грибком и нарисовал ее, пошли в лес на прогулку.

Тихо в лесу. Крепко спит медведь в своей берлоге. Ежик тоже уснул до весны в гнезде из травы и мха. Подошли мы к небольшой полянке, остановились за густым кустарником и затаились, потому что увидели, как кто-то выглянул из дупла на высокой елке. Это … (белочка). Посмотрела она в разные стороны – никого нет. Грустно стало белочке. Но тут на полянку выскочил знакомый зайчик. Обрадовалась белочка, быстро по стволу ели спустилась вниз. Поздоровались друзья, рассказали друг другу свои новости. Зайчик – о том, как он ловко убежал от лисы, белочка – о дятле, который каждое утро будит ее своим стуком по дереву. Эта птица под корой находит всяких вредных жуков и достает их оттуда».

Педагог ставит перед детьми передвижную аппликацию, показывает фигурки зайчика и белочки: «Я хочу здесь изобразить встречу зайчика и белочки. Как же мне их расположить? Может быть, так? (Помещает животных в карман друг за другом.) А может, так? (Поворачивает их в разные стороны.) Опять не так. А как же их надо расположить? Кто покажет?»

Один из детей правильно размещает фигурки. «Конечно, белочку и зайчика надо расположить напротив друг друга, чтобы они друг друга видели», – говорит воспитатель. Предлагает детям изобразить встречу зайчика и белочки. Напоминает, что, начиная рисовать первого персонажа, дети должны оставить место на бумаге для второго. Просит показать рукой на листе, где они нарисуют зайчика и где белочку.

В процессе рисования следит, чтобы дети передавали в рисунке характерные особенности зайца и белки (см. занятия 9, 10).

Когда дети будут завершать свои работы, целесообразно посоветовать им нарисовать какие-нибудь предметы, по которым можно узнать, где встретились белка и зайчик, что они подарили друг другу или кто в лесу видел их встречу. Тогда рисунки станут интереснее и будут отличаться друг от друга.

В конце занятия педагог выставляет рисунки детей на стенд.

– Если к нам придет художник и спросит, что мы видели в лесу, мы покажем ему наши рисунки. Что же он узнает, когда посмотрит на них?

Он может обратиться к конкретным детям.

– Вася, что художник узнает из твоего рисунка?

– Из какого рисунка он узнает, что зайчик и белочка встретились возле высокой елки (кустика, пенька)?

– А из какого рисунка он узнает, что их встречу видел дятел?

V ЦИКЛ. ЗИМА

ПЕРЕЧЕНЬ ЗАНЯТИЙ

1. Рисование. «Вырастала елка в лесу на горе».

2. Аппликация. «Елочки».

3. Аппликация. «Домик Снегурочки возле елки» (2 занятия).

4. Рисование. «Какие зверюшки пришли к домику Снегурочки».

5. Знакомство с искусством – рассматривание иллюстраций с изображениями разной зимней погоды.

6. Рисование. «Снег, снег кружится, белая вся улица…».

7. Лепка. «Снеговик».

8. Дидактическая игра «У кого другой снеговик».

9. Рисование. «Мы вылепили разных снеговиков».

10. Рисование. «Новогодняя елка».

В цикле:

5 занятий по рисованию,

1 занятие по лепке,

2 занятия по аппликации,

1 занятие, посвященное рассматриванию иллюстраций,

1 дидактическая игра.

ЗАНЯТИЕ 1. РИСОВАНИЕ. «ВЫРАСТАЛА ЕЛКА В ЛЕСУ НА ГОРЕ»

Программные задачи.

Учить изображать елку в соответствии с содержанием стихотворения, рисовать на ветвях шишки, снег; вносить в рисунок дополнения, обогащающие его содержание; различать по цвету небо, погоду и время суток (день, вечер или утро).

Материал.

У воспитателя книжная иллюстрация с изображением елки, соответствующей описанию в стихотворении Е. Трутневой «Елка», лист бумаги с нарисованной веткой ели (для показа изображения шишек и снега). У детей листы бумаги с разным фоном. У одних детей бумага серого цвета, у других голубого, у третьих – розовато-желтого (цвет неба при восходе или закате солнца). В нижней части листа изображена горка (незакрашенная белая бумага), краски гуашь, мягкие кисточки.

...

Ход занятия.

– В лесу на горе росла красивая елка, – рассказывает педагог. – Однажды елку увидел художник и нарисовал ее вот такой. (Показать иллюстрацию.) Потом эту елку увидела писательница Елена Трутнева и сочинила такое стихотворение:


Вырастала елка
В лесу на горе.
У нее иголки
Зимой в серебре,

У нее на шишках
Ледышки стучат,
Снежное пальтишко
Лежит на плечах…

– Что на ветках елки нарисовал художник? (Шишки, снег.) А что про шишки на елке написала поэтесса? («У нее на шишках ледышки стучат».) Как она описала снег на ветках ели? («Снежное пальтишко лежит на плечах».)

Можно предложить детям хором повторить эти строки из стихотворения, а затем предложить: «Давайте и мы нарисуем елку на высокой горе со снежным пальтишком на плечах, с шишками, с ледышками».

«Какой формы шишки?» – спрашивает педагог. (Овальной.) Показывает, как нарисовать шишки внизу ветки ели коричневой краской приемом примакивания (боковой мазок).


...

Далее воспитатель показывает два приема изображения снега на ветвях: рисует белой краской широкую полосу вверху одной ветки и наносит горизонтальные мазки по верху другой ветки. Поясняет, что снег можно изображать по-разному. В тихую погоду снег лежит ровный, а в ветреную – комьями.

Дети приступают к рисованию. В процессе работы педагог следит, чтобы они правильно передавали пирамидальное строение ели, а снег рисовали только после высыхания темно-зеленой краски, а также чтобы хорошо промывали кисть перед рисованием белой краской.

...

К концу рисования можно предложить ребятам изобразить какого-нибудь зверька на горке или внизу, следы зверей (делается боковой мазок голубой или светло-серой краской), кустик, деревце – кто что хочет.

Готовые рисунки помещают на стенд. Отдельно ставят рядом три рисунка с разным цветом фона. Воспитатель спрашивает, когда небо бывает голубое, а когда серое, видел ли кто-нибудь розовое, желтое небо и когда небо бывает такого цвета? (Вечером или утром, при закате или восходе солнца.)

В заключение можно спросить, получились ли елки на горе такими, как написано в стихотворении. Прочитать еще раз отрывок из стихотворения Е. Трутневой и указать на соответствующие рисунки. Похвалить тех, кто внес в свои работы интересные дополнения, предложить детям рассказать, что у них изображено.

ЗАНЯТИЕ 2. АППЛИКАЦИЯ. «ЕЛОЧКИ»

Программные задачи.

Учить детей вырезать треугольники из квадратов; составлять аппликацию из двух предметов, располагая их рядом внизу на листе бумаги; наклеивать треугольники (ветви елки) по убывающей величине.

Материал.

У воспитателя образец аппликации, небольшой фланелеграф, три треугольника, уменьшающиеся по величине, подклеенные с обратной стороны фланелью. У детей по три прямоугольника темно-зеленого цвета размером 5×10 см, 4×8 см и 3×6 см ; полоска белой бумаги (снег), листы серой или голубой бумаги размером в 1/2 альбомного листа; дополнительный материал: узкие белые полоски (для падающего снега) 0,5×10–12 см; ножницы, клей.

...

Ход занятия.

Воспитатель напоминает детям, что они уже умеют рисовать ели, а сегодня будут учиться вырезать и наклеивать эти деревья. Вот такие (показывает образец).

Предлагает ответить на следующие вопросы: из чего сделаны ветки елей (из треугольников), одинаковые ли треугольники по величине; где расположены большие ветки, а где маленькие.

– Кто хочет выложить на фланелеграфе такую же елочку?

– Какой по величине треугольник надо положить внизу, какой выше и какой наверху? – Треугольники постепенно уменьшаются и елочка становится похожей на пирамидку. Каждый следующий треугольник немного находит на уголок нижнего. – Покажите все на своих листах бумаги место, где вы наклеите первую елочку и где вторую.

Педагог показывает детям прямоугольник, спрашивает, какого он цвета (темно-зеленого). Говорит, что из таких прямоугольников дети будут вырезать ветви елок.

– Сначала надо сложить каждый прямоугольник пополам и разрезать по сгибу. У вас получатся квадратики разного размера. Каждый квадратик нужно разрезать на два треугольника (показывает приемы разрезания). Кто хочет показать, как нужно разрезать квадрат с угла на угол, чтобы получить два треугольника?

Ребенок из числа желающих показывает способы вырезания.

Воспитатель говорит, что внизу листа бумаги нужно наклеить белый снег, а потом елки. В процессе работы он следит за использованием правильных приемов разрезания прямоугольников на квадраты, квадратов на треугольники. Напоминает, что во время резания ножницы не следует закрывать до конца, а когда вырезают треугольники, нужно смотреть на верхний уголок и направлять туда разрез.

Детям, быстрее других выполнившим задание, можно предложить изобразить падающий снег: отрывать маленькие кусочки от узкой белой полоски и кисточкой с клеем притрагиваться на бумаге к тому месту, где будет снежинка, а затем прикладывать ее на это место. Снежинки не следует наклеивать близко друг к другу. Можно наклеивать снежинки и на елочки. Ведь когда в природе падает снег, он покрывает все.

В конце занятия детские работы помещают на стенд.

Педагог может сказать, что получился большой еловый лес. Предложить найти в этом лесу елочки, похожие на пирамидки, у которых ветки постепенно уменьшаются кверху, затем посмотреть, все ли елки в лесу выросли прямыми, нет ли таких, которые согнул сильный ветер. Можно также взять две-три аппликации и рассмотреть их расположение на листе бумаги (елочки рядом, не упираются в края бумаги).

ЗАНЯТИЕ 3. АППЛИКАЦИЯ. «ДОМИК СНЕГУРОЧКИ ВОЗЛЕ ЕЛКИ» (2 занятия)

Программные задачи.

Учить детей изображать несложный сюжет из предметов, разных по форме и величине; изображать сказочный домик, украшенный узором с симметричным расположением элементов на парных деталях; замечать необычные сочетания цвета (холодные цвета); развивать познавательную активность; формировать навыки совместной работы.

Материал.

У воспитателя образец – домик Снегурочки, выполненный аппликационным способом из бумаги холодных цветов, фигурка Снегурочки, вырезанная из новогодней открытки. У детей исходные формы для домика: прямоугольник 8×10 см для стены, квадрат 9×9 см для крыши, квадрат 3×3 см для окна, прямоугольник 6×2 см для двух ставень, квадрат 2,5×2,5 см для наличников, две полоски двух цветов 6×1 см для узоров из маленьких треугольников, две белые полоски по 10 см для снега на крыше; исходные формы для елки: четыре квадрата из темно-зеленой бумаги для двух елок: 8×8 см, 6×6 см, 4×4 см, 2×2 см ; ножницы, клей; лист бумаги серого или розового цвета величиной с альбомный лист, внизу которого белая полоса – снег.


...

Ход занятия.

Занятие 1

Воспитатель:

– В еловом лесу стоял домик, вот такой (показывает образец). Он был голубым (синим, светло-зеленым…), с фиолетовыми ставнями, украшенными маленькими треугольниками, похожими на сосульки. Как вы думаете, дети, кто живет в таком ледяном домике?

Выслушивает ответы детей, пока кто-нибудь из них не назовет Снегурочку. Подтверждает, что в ледяном домике живет снежная девочка по имени Снегурочка. Показывает фигурку Снегурочки и помещает ее возле домика. Обращает внимание детей на то, что наряд Снегурочки по цвету похож на цвет ее домика.

Продолжает:

– Снегурочка рассказала мне, что у нее много подружек, но у них нет таких красивых ледяных домиков, и она просит вас вырезать и наклеить такие же домики и для них. Вы согласны, дети, помочь подружкам Снегурочки?

Затем педагог предлагает детям посмотреть на заготовки для домика и найти среди них прямоугольник для стены. Прямоугольники могут быть разными по цвету: голубыми, зелено-голубыми, синими, светло-фиолетовыми.

Далее детям дается задание найти форму, из которой можно вырезать крышу для домика Снегурочки. Воспитатель спрашивает, какой формы крыша и как из большого квадрата сделать треугольную крышу. Можно вызвать ребенка, чтобы он показал, как разрезать с угла на угол квадрат, чтобы получить треугольники.

Затем дети отвечают на вопросы, из каких форм они сделают окно, ставни, наличники, из чего вырежут много маленьких треугольников для узора на крыше, на ставнях и наличниках. При затруднениях воспитатель предлагает ребенку смотреть на образец и сопоставлять части домика с исходными формами, чтобы догадаться, как их следует изменить. Поясняет, что домик для Снегурочки нужно наклеить сбоку на листе бумаги, чтобы осталось место для елки, которую они изобразят на следующем занятии.

Если позволит время, дети могут украсить домик узором или же эта работа переносится на занятие 2.

Когда дети будут наносить на крышу узор, надо обратить их внимание на чередование по цвету маленьких треугольников (голубые и синие, фиолетовые и синие и др.) При украшении ставень важно, чтобы ребенок на обеих ставнях делал одинаковый узор. Узоры дети могут придумать сами.

Занятие 2

Воспитатель напоминает, что возле домика Снегурочки растет елочка, и предлагает изобразить ее. Объясняет, что в коробке лежат четыре квадратика для двух елок.

– Пусть каждый возьмет по два квадратика и разрежет их на треугольники. Два треугольника, разных по величине, оставит себе, а два отдаст товарищу. И товарищ сделает то же. Таким образом, вы вместе вырежете части для двух елок. Елки наклеите возле домика Снегурочки.

В ходе работы, если нужно, педагог напоминает, что елка должна получиться похожей на пирамидку. Можно предложить детям отрывать маленькие кусочки белой бумаги от узкой полоски и наклеивать их, изображая падающий снег.

В ходе занятия воспитатель помещает все аппликации на стенд. Спрашивает, кто из детей хочет показать свой домик Снегурочке и рассказать, какой он (какого цвета, как украшен). Вызывает нескольких детей. Снегурочка отмечает, в каких домиках поселятся ее подружки. Обещает позвать их и показать домики, которые сделали для них дети.

ЗАНЯТИЕ 4. РИСОВАНИЕ. «КАКИЕ ЗВЕРЮШКИ ПРИШЛИ К ДОМИКУ СНЕГУРОЧКИ»

Программные задачи.

Продолжать работу с детьми над композицией сюжетного рисунка, учить объединять предметы разной величины и формы (дом и животные) через их расположение относительно друг друга и соблюдение пропорций между ними; закрепить характерное сочетание цвета для домика Снегурочки, умение самостоятельно выбирать холодные цвета при его изображении; учить изображать бегущего животного; выбирать персонаж для изображения: зайчика или белочку и позу для него (сидит возле домика Снегурочки или бежит к домику); использовать знакомые приемы рисования кистью: закрашивание всей кистью, закрашивание по форме (туловища животного), боковой мазок при изображении небольших частей, мелких деталей и элементов узора, рисование концом кисти.

Материал.

У воспитателя два флаиелеграфа – один для составления картинки (сюжета), другой – для размещения фигур и предметов; предметы, подклеенные с одной стороны фланелью: избушка и домик Снегурочки, по две фигурки зайчика и белочки, сидящих и бегущих; лист бумаги с неполным изображением зайчика и белочки. У детей тонированные листы бумаги – внизу полоса снега с небольшой горкой, небо разного цвета (серое, голубое, цвета заката); краски гуашь, мягкие кисти.

Ход занятия.

Воспитатель рассказывает:

– Вы знаете, дети, что Снегурочка живет в своем домике в лесу. Снегурочка дружит со всеми лесными зверюшками: зайчиками, белочками, лисичками. Зверюшки тоже любят Снегурочку и часто приходят к ней в гости. Давайте на фланелеграфе составим картинку, как к домику Снегурочки пришли зайчик или белочка. А может быть, они и вместе пожаловали в гости к Снегурочке.

Указывает на дополнительный фланелеграф:

– Посмотрите, дети, тут два домика. В каком же живет Снегурочка? Почему вы думаете, что Снегурочка живет именно в этом домике?

Педагог предлагает одному из детей приклеить на фланелеграф сбоку, возле горки, домик Снегурочки. Продолжает рассказ:

– Домик Снегурочки стоит возле невысокой горки. И с этой горки будут спускаться к ней ее друзья.

Прикрепляет на дополнительный фланелеграф две фигурки зайчиков: сидящего и бегущего.

– Чем эти зайчики отличаются друг от друга? Какого зайчика мы поместим на картинку?

Выслушав ответы детей, воспитатель помещает на фланелеграф сначала бегущего зайца.

...

– Этот зайчик торопится, бежит к домику. Видите, дети, у него передние лапки вытянуты вперед, а задние назад.

Снимает фигурку бегущего зайца и помещает поближе к домику сидящего зайца.

– А можно сделать по-другому. Зайчик уже добежал до домика. Он немного отдышится и постучится к Снегурочке.

Воспитатель убирает зайчиков и помещает на дополнительный фланелеграф две фигурки белочек. Предлагает ребенку взять одну из белочек и прикрепить ее на фланелеграф.

– Что делает эта белочка? А кто хочет составить картинку с другой белочкой?

Убрав фигурки, педагог говорит:

– Дети, картинки про домик Снегурочки и ее друзей-зверюшек можно сделать разные. Вы уже рисовали сидящих белочек и зайчиков. Сейчас я вам покажу, как нарисовать ноги у бегущих зверюшек.

Помещает на мольберт лист бумаги с незаконченным изображением зайца и белки. Приглашает к мольберту ребенка.

– Давай, Коля, вместе нарисуем бегущих зверюшек. У какого зверюшки ты хочешь нарисовать ноги – у зайчика или у белочки? Только сначала посмотри, как я нарисую передние лапки, а потом сделай то же. Затем мы нарисуем у наших зверюшек задние ноги.

В зависимости от выбранного ребенком животного педагог дает ему кисточку с набранной краской, оранжевой или белой (серой). Нарисовав у животного ноги приемом бокового мазка (примакиванием), спрашивает:

– Куда вытянуты у бегущего животного передние ноги и куда задние? Подумайте, кого вы нарисуете – зайчика или белочку, бегущего к домику или сидящего возле него.

– Покажите на своих листах бумаги, где вы нарисуете домик Снегурочки (сбоку, возле горки). Почему сначала вы нарисуете домик, а потом зверюшку? (Домик большой, а крупные предметы всегда рисуют первыми.)

...

В процессе рисования педагог следит за выбором красок для изображения домика Снегурочки. Напоминает, если нужно, о цвете бумаги, который дети использовали для аппликации на предшествующем занятии. Можно показать две-три детские работы. Посоветовать крышу домика изображать покрытой снегом; при рисовании узором на ставнях использовать боковой мазок и точки, а цвет элементов узора подбирать такой, чтобы узор выделялся. Например, на синем фоне узор может быть белым и голубым и т. п. Надо отмечать похвалой детей, которые вносят дополнения в рисунок, обогащающие его содержание.

В конце занятия педагог помещает на стенд один из рисунков. Он предлагает детям рассмотреть его и сказать, кто пришел к домику Снегурочки. Затем посмотреть на свои рисунки и принести к стенду такой, на котором другой зверек пришел в гости к Снегурочке.

Воспитатель предлагает найти наиболее нарядный домик Снегурочки, украшенный узорами, при рисовании которого ребенок использовал несколько «снежных» красок. Подчеркивает, что в гости к Снегурочке зверюшки пошли в разную погоду (указывает на цвет неба), а некоторые рано утром. Делает вывод, что картинки у детей получились разными, потому что каждый сам решил, кого он нарисует, что будет делать его зверюшка – бежать к домику или сидеть возле него. Разные рисунки всегда интересно рассматривать.

ЗАНЯТИЕ 5. ЗНАКОМСТВО С ИСКУССТВОМ – РАССМАТРИВАНИЕ ИЛЛЮСТРАЦИЙ С ИЗОБРАЖЕНИЕМ РАЗНОЙ ЗИМНЕЙ ПОГОДЫ

Формировать представление о цвете как одном из выразительных средств, с помощью которого художники изображают разную зимнюю погоду.

Материал.

Несколько крупных цветных иллюстраций с изображением зимних пейзажей в разную погоду (ясная, пасмурная, снегопад); картонная палитра с наклеенными цветными кружками, аналогичными по цвету краскам на иллюстрациях; набор открыток с зимними пейзажами (нарисованные или художественные фотографии); кисточка.

Ход занятия.

Воспитатель показывает две иллюстрации с изображением ясной и пасмурной погоды. Говорит, что на одной картинке нарисован ясный день, а на другой – пасмурный.

...

– Кто хочет показать, где художник изобразил ясный день? Как вы узнали, что на этой картинке изображен ясный зимний день?

Аналогичная работа проводится и по другой картинке. Если дети не могут ответить на вопросы, то воспитатель спрашивает их о цвете неба на картинах. Поясняет, что голубое небо без туч бывает в ясный день, а в пасмурный день небо закрыто серыми тучами.

Показывает палитру: «Это палитра, на ней разного цвета краски. У художников это настоящие краски, а на игрушечной палитре вместо красок наклеены цветные кружки».

Воспитатель вызывает ребенка и предлагает кисточкой показать, какой краской нарисовал художник небо на одной и другой картинах. Говорит другому ребенку: «Ты как будто художник, набери «краску» для изображения ясного неба и «закрась» его». Ребенок имитирует действия художника. Еще одному ребенку предлагается показать, как художник закрашивает небо на другой картине. Ему дают в руки палитру и кисть.

Воспитатель добавляет третью иллюстрацию с изображением снегопада. Прикрывает небо листком бумаги. Говорит, что на этой картине художник изобразил снегопад.

Просит угадать, какое небо нарисовал художник, – серое или голубое. Подтверждает ответы детей, что снег падает из туч, поэтому когда художники изображают снегопад, то рисуют серые тучи на небе. Открывает верхнюю половину иллюстрации.

Можно предложить ребенку показать, как художник рисует небо и падающий снег, «набрав» нужного цвета «краски» на «палитре».

Такая же работа с иллюстрациями проводится при рассматривании снега на земле, на ветках деревьев. Определяется, какими красками они изображены на картинах (белой, голубой, синей и др.).

Затем проводится игровое упражнение с открытками. Детям раздают по одной-две открытки. Воспитатель называет погоду: «ясная», «пасмурная», «снегопад», «метель» и др., а дети показывают соответствующую открытку. Далее педагог показывает то одну, то другую «краску» на «палитре», а дети называют, что у них нарисовано такой краской на открытке.