предприятие общественного питания в старину на Руси

Альтернативные описания

. (местное) то же, что: кабачок

. (переносное значение) о беспорядке, безобразии, нечистоте, напоминающих обстановку кабака

Питейное заведение (в России до 1917 г.)

В России до 1917 г. - ресторан низшего разряда, обычно с гостиницей; заведение для продажи и распития спиртных напитков

Кружечный двор

Место, связанное с выпивкой, уменьшительное от этого слова связано с закуской

Песня А. Алябьева на стихи Огарева

Питейное заведение, которое часто упоминал С. Есенин

Растение семейства тыквенных, с крупными листьями, желтыми медоносными цветами и очень большими мясистыми плодами; родина К-ка - Средня Азия; по русски - тыква

Русское предприятие общественного питания

Старинная забегаловка, трактир

Украинский шинок по сути

Кружало на Руси

Место работы целовальника

. «ресторан» Древней Руси

В русский язык это слово пришло из татарского, где означало сосуд из тыквы, удобный в кочевой жизни, затем этим словом стали называть и некое заведение

Какой палиндром обозначает место, куда многим войти легко, а выйти нет?

За счет каких заведений зарабатывались для царской казны в XVII веке «напойные» деньги?

У татар сосуд из тыквы для хранения алкогольных напитков

Ресторанчик

Недорогой ресторан

Таверна

Ресторан (разг.)

Заведение для кутежей

Шинок, корчма

Заведение для мотов

Шинок, кружало

Питейное заведение

Пивнушка

Трактир

Ресторанчик до революции

Пивбар-палиндром

Кружало

Трактир, где наливают

Чревоугодное заведение для братанов

Разговорное название ресторана

Злачное заведение

Место, где можно выпить

Столовка для стриженых братков

Пивбар Древней Руси

Старорусский ресторанчик

Питейная забегаловка

Пивбарпалиндром

Питейная точка

Погребок с выпивкой

Кружало или шинок

Старорусская забегаловка

Питейный погребок

Шинок, трактир

Распивочная

Пьяная лавочка

Питейное заведение в старину, трактир, забегаловка

Песня Алябьева

Ресторан Древней Руси

. "Ресторан" Древней Руси

За счет каких заведений зарабатывались для царской казны в XVII веке "напойные" деньги

Какой палиндром обозначает место, куда многим войти легко, а выйти нет

М. питейный дом, шинок; стар. кружало; шуточн. иван елкин; место продажи водки, иногда также пива и меду. Кабаком называют собственно откупное питейное заведенье. Людей повидать, в кабаках побывать. Озорника ищи в тюрьме, а пьяницу в кабаке. Кабак на охотника: кто хочет, завернет (бредет), а кто не хочет, мимо идет. кабаке родился, в вине крестился. Где кабачок, там мужичок. Где кабак, там и мой дружок! Кабак пропасть, там и пропасть. в кабаке подносят, и домой милости просят. Где хотите, там и бранитесь, а на кабаке помиритесь! Ходи в кабак, вино пей, нищих бей, будешь архерей. Пойдем в церковь! "Вишь, грязно." "Ну, так в кабак?" "Уж разве как-нибудь под забором пройти?" Пришел к обедне- отпели, пришел к обедне отпели; пришел в кабак точно так! т. е. впору. Сон да баба, кабак да баня одна забава! Табачник к табаку, а пьяница к кабаку. Пьяница в церковь, а говорят: в кабак! Два кабака на селе, а церковь на горе. На хлеб да на подати не станет, а на кабак да на табак станет. Из бани идет чешется, а из кабака не шатается, без толку. Кабачок умалит. суток, графинчики для водок в наливок, на общем поддоне, или такой же дорожный прибор, в ларце. поставчик. Новорос. небольшая, продолговатая тыква, кабака, ниж. тебека. Кабачки мн. новорос. семена подсолнечника? для лакомства. Кабачный, кабацкий, к кабаку прнадлежщ., относящ. Кабачник м. продавец кабачных питей; сиделец, целовальник: кто проводить время в кабаках, -ница ж. продавщица водки или жена кабачника; пьянствующая по кабакам. Кабачничать, шататься по кабакам и пьянствовать. Кабачить, содержать кабак

Чревоугодное заведение (разг.)


Угадай-ка

Как в старину на Руси называли:

1) пахарь – оратай

2) пастух – пастырь

3) сборщик лесного мёда – тиун

4) телохранитель князя – гридень

5) сборщик своей дани – мытарь

6) сборщик дани – баскак

7) актёр – лицедей

8) мёдосборщик – бортник

А как это по-русски?

резюме – вывод

реноме – репутация

паблисити – известность

коррупция – подкуп

манускрипт – рукопись

бартер – обмен

фолиант – объёмистая книга большого формата

брокер – посредник на бирже

Типы лексических единиц

К каким типам лексических единиц относится слово в каждой паре слов?

1) родина – чужбина (антонимы)

2) граница – рубеж (синонимы)

3) лик – перси (грудь) (архаизмы)

4) боярин – князь (историзмы)

5) адресат (кому адресовано) – адресант (кто адресует) (паронимы)

6) инфинитив – суффикс (лингвистические термины)

7) гриб – грипп (омофоны)

8) атлас – атлас (омографы)

9) Тверь – Нелидово (топонимы)

10) сакля – чалма (экзотизмы)

11) векша (белка) – кочет (диалектизмы)

12) Я сражён, я очарован, словом, я огончарован – Сливеют губы с холода (окказионализмы)

Интересное

Однажды богатый грек Ксанф позвал к себе раба и велел ему купить «Самую лучшую вещь в мире». Эзоп ушел на рынок и принес… язык.

^ Почему ты принес это? – вскричал Ксанф, – неужели ты считаешь, что принес самую лучшую вещь в мире?

Конечно, - ответил Эзоп. – Разве может быть в мире вещь лучше, чем язык?

^ Тогда Ксанф приказал Эзопу снова идти на рынок и принести «самую худшую вещь в мире». Эзоп ушел и принес… язык.

Высказывания о языке

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками. Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием, в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса».(И.С. Тургенев)

^ Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.

А.И. Куприн

Русский народ создал русский язык, яркий как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью…

А.Н. Толстой

Вопросы викторины (дохристианская история Руси):

Как звали жену Домового?
^ Большуха
Кто такой Перун?
Славянский бог грома
Как звали богиню красоты и любви у славян?
Лада
Назовите имя славянского поэта – певца.
Баян
Как у славян было принято ставить дома?

Ворота и окна не на север. Нельзя ставить дома на перекрестках, на болоте, на окраинах – эти места облюбованы нечистой силой. Хорошо на возвышенности, вблизи чистого водоема.

Кто оберегал жилище древних славян?
^ Домовой
Какие реальные существа – обязательные атрибуты «чистого» дома?
Петух, кошка
Предмет, по которому стучать нельзя?
Стол
По какому небесному светилу выстроили славяне свой календарь?

В первую очередь – по солнцу, но не исключалась луна.

В каком мире Баба-Яга была царицей?
^ В мире мертвых

Пословицы продолжи

«Дома солома едома…(а в гостях и овес не едят»).

«Муж и жена… (одна сатана»).

«Каков поп… (таков и приход»).

«Семь раз отмерь… (один раз отрежь»).

«Домашний теленок… (лучше заморской коровы»).

«Дома и стены… (помогают»).

«Один в поле… (не воин»).

«Баба с возу… (кобыле легче»).

«С мира по нитке… (голому рубашка»).

«Незваный гость… (хуже татарина»).

«Волка ноги… (кормят»).

«Мал золотник… (да дорог»).

«Не плюй в колодец… (пригодится воды напиться»).

«Старость… (не радость»).

«На бога надейся… (а сам не плошай»).

«Один пашет… (семеро руками машут»).

«Дом вести… (не лапти плести»).

«Мягко стелет… (да жестко спать»).

«Семь бед… (один ответ»).

«Что с возу упало… (то пропало»).

Что написано пером … того не вырубишь топором.

По одёжке встречают … а по уму провожают.

Кто хочет много знать … тот должен мало спать.

Слово не воробей … вылетит - не поймаешь.

Голод не тётка … пирожка не подсунет.

Маленькую лошадку хвали, а … на большую воз вали.

Бояться волков … быть без грибков.

Петь хорошо вместе, а … говорить порознь.

Верёвка хороша длинная, а … речь короткая.

Шутка - минутка, а … заряжает на час.

Поговорка - цветочек, а … пословица ягодка.

В зимний холод … каждый молод.

Весною час упустишь, … годом не наверстаешь.

Лето припасает, а… зима поедает.

Весна красна цветами, а … осень снопами.

Дружно за мир стоять… войне не бывать.

Не имей сто рублей, а … имей сто друзей.

Слово - серебро … молчание - золото.

Корень учения горек … да плод его сладок.

Не гордись званьем, а … гордись знаньем.

Разминка.

К какой группе языков относится русский язык: восточнославянской или западнославянской?

восточнославянской

Какое местоимение не имеет именительного падежа?

в толковых

Кто впервые из лексикографов применил термин «толковый»?
Даль
Как назвать жителя города Тулы?

В основе русского алфавита лежит кириллица или латиница?

Кириллица

В каком разделе лингвистики изучаются словосочетания и предложения?

в синтаксисе

Как назвать жителей города Курск?

Из какого языка заимствовано слово «футбол»?

английского

В каком словаре можно узнать о происхождении слова?

в этимологическом

Какой язык не является мировым: русский, немецкий, английский?

немецкий

Как называют жителей города Архангельска?

архангелогородцы

Какой стиль речи используется при написании газетных статей?

публицистический

Дефис – это орфограмма или пунктограмма?

Орфограмма

Кто является создателем современного русского литературного языка?
Пушкин
Как называется наука о языке?

Лингвистика

Назовите 7 пословиц и поговорок с числительным 7 (семь).

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

У семи нянек дитя без глазу.

Семь плотников прямо столб не поставят.

Семь пятниц на неделе.

Семь бед - один ответ.

На семи ветрах.

Семи пядей во лбу.

Преданье старины глубокой

Переведите на современный русский язык устаревшие слова:

Вепрь... кабан.

Телец... бык.

Кур... петух.

Зегзица... кукушка.

Вертеп... пещера.

Скрижаль... памятная доска с текстом (преимущественно священным, культовым).

Вратарь... сторож у ворот.

2. Как в древности назывались следующие части тела?

Тело... плоть.

Лоб... чело.

Глаз... око.

Щека … ланита.

Грудь... перси.

Правая рука... десница.

Левая рука... шуйца.

Нога... стопа.

^ 3. Что такое перифраз или перифраз (а)?

Перифраз (перифраза) - описательное выражение, троп,
заключающийся в замене слова описательным оборотом, в котором
называются наиболее существенные признаки обозначаемого.

Замените перифразы одним словом.

Люди в белых халатах - врачи

Корабль пустыни - верблюд

Крылатый металл - алюминий

Королева спорта – лёгкая атлетика

Замените данные перифразы именами собственными

^ Солнце русской поэзии - Пушкин

Страна восходящего солнца - Япония

Город жёлтого дьявола - Нью-Йорк

Соловей старого времени... Боян («Слово о полку Игореве»)

^ Отец Отечества... Пётр Первый

Великий писатель земли русской... Л.Н. Толстой

Первооткрыватель Индии … Афанасий Никитин

Второй Сталинград … Ржев

Какие русские города называют так?

Ключ России … Смоленск

Сердце России … Москва

Карман России … Нижний Новгород

Северная Пальмира … Санкт-Петербург

Какие города, расположенные в Тверском регионе, получили такие перифрастические названия?

^ Каменный цветок Древней Руси … Тверь

Русская Венеция … Вышний Волочёк

Русской лексикографии - науке о словарях, теории и практике их составления, посвятили жизнь многие замечательные люди России.

Об одном из них писатель Андрей Битов сказал:

«Это наш Магеллан, переплывший русский язык от Аза до Ижицы. И было у него первое слово, которое он записал, и было оказавшееся последним, предсмертным. Представить себе, что это проделал один человек, невозможно, но только так оно и было».

^ Назовите этого лексикограф

«Маме надо быть сильной. Спартанцы считали, что только сильная мать родит сильного воина. По сегодняшним меркам, если женщина в беге развивает скорость более четырех своих ростов в секунду, если из виса поднимает ноги к турнику 5-10 раз подряд и может подтянуться до подбородка, то это обещает более легкие, быстрые и безболезненные роды.

Будущей маме полезно не только «гулять на свежем воздухе», но и бегать, плавать, заниматься специальной гимнастикой».

Каждая ли будущая мама сегодня способна на это? Едва ли, если учесть, что сегодня большинство женщин имеют «сидячую» работу и ведут малоподвижный образ жизни.

Мы считаем себя продвинутыми и просвещенными. Многие процессы в нашей жизни практически полностью автоматизированы и поставлены на поток. Мы живем в век технологий. И рождение детей тоже чем-то похоже на конвеерное производство: с момента зачатия (а в отдельных случаях и до него) - вы сразу попадаете в поток. Сначала это регулярное посещение женской консультации, курсы будущих мам, выбор клиники для родов, одежда для беременных, йога для беременных, косметика для беременных, аква-аэробика и гимнастика для беременных, затем беби-йога, восстанавливающие процедуры и т.д. - чем не конвейер?

Вроде бы все логично, ведь беременность - это особенное состояние женщины, но почему тогда мы стали сложнее рожать?

И. Панов "Ожидание". 2005 г.

Сегодня количество , сложных и искусственных родов, недоношенных детей увеличилось в разы. И это не смотря на то, что медицина вроде бы шагает вперед.

Быть может, в данном вопросе стоит обратиться к опыту прошлых поколений и сделать шаг назад, чтобы понять, в чем же дело?

Как известно, раньше практически каждая семья была многодетной. И это было не трое детей, как сегодня, а 7, 9, 12 и более детей. Кесарево сечение еще не применялось, как и анестезия, и другие «вспомогательные» средства. Женщины «трудились» практически каждый год, рожая по ребенку. И далеко не всегда их труд облегчали. Что уж говорить о декретном отпуске, пособиях, молочной кухне и доступном детском питании. А нужно ли это все было раньше?

Материнство предлагает вспомнить, как рожали наши прабабушки.

Боль вчера и сегодня

«Сплошной опрос крестьянок и женщин, занятых тяжелой физической работой (в Чехословакии) показал, что у 14% женщин роды проходили вообще безболезненно, большинство считало боль «вполне терпимой», и лишь немногие называли ее сильной. Когда европейские доктора поехали к индейцам Северной Америки, то узнали, что там женщины ожидают ребенка с радостью и обычно роды идут легко и без болей. Если учесть, что у животных рождение детенышей тоже, как правило, не причиняет матерям страданий, то вывод напрашивается сам собой: европейским женщинам разговорами о болях просто внушают, что роды болезненны».

Из книги Б. П. и Л. А. Никитиных «Мы, наши дети и внуки» (1978-1988 гг.)

Говорят о том, что решающее влияние на ход родовой деятельности и возникновение боли имеет установка роженицы, ее общий настрой. Облегчает процесс и мысль о том, что эта боль несет в себе благие цели. Специалисты по обезболиванию считают, что боль, которую не считают вредной, легче переносится.

Исследованию боли во время родов посвящено много . Интересны наблюдения за племенами индейцев Северной Америки, где роженица часто просто останавливала своего коня, расстилала прямо на снегу теплую накидку и спокойно рожала ребенка. Затем она заворачивала в тряпку новорожденного, снова садилась на коня и догоняла своих соплеменников, которые даже не всегда замечали, что она только что родила. Этот феномен подтвердился во время Второй Мировой Войны, когда женщины, находящиеся в немецких лагерях принудительного труда, приходили в кабинет врача сразу после работы, достаточно легко рожали и через несколько часов снова отправлялись на работу. Ученые объясняют это так: в рамках тяжелых условий жизни и необходимости выживания в суровых природных условиях женщины не позволяют себе проявлять родовые страхи и комплексы, что и обеспечивает легкий характер течения беременности и большей частью безболезненные роды.

В 1940-х годах роды переносятся в больницу, где роженица становится «больной», нуждающейся не в человеческой теплоте и поддержке, а четкой помощи хирурга и анестезиолога.

Как раньше рожали

В старину рождение ребенка, несмотря на кажущуюся простоту, было окружено массой обычаев, примет и обрядов. Многие из них сегодня обрели научное объяснение и вполне применимы.

Место для родов

Многие помнят рассказы о том, что крестьянки рожали прямо в поле, в хлеву или в бане. Гораздо реже встречаются упоминания о родах дома. Это связано с поверием, что место родов считается нечистым.

Интересно и предположение о причине нечистоты родильного места - дело не только в санитарных условиях, а в том, что женщины при схватках и потугах могли сквернословить.

Наиболее подходящей для родов считалась баня. Перед родами ее деревянные стены и пол начищали добела и пропаривали в определенной последовательности, чтобы роды были легкими.

Родильный стул XVIII века

Поза для родов

Приспособления, кресла для родов придуманы медиками скорее для своего удобства, нежели для комфорта роженицы.

Раньше подобных конструкций не было. Позу для родов советовала повивальная бабка, которая выполняла роль врача и акушерки в одном лице. Говорят, что простые крестьянки чаще рожали стоя, либо на корточках, часто держась руками за лавку или другую опору. Тогда как дамы из высшего общества рожали лежа.

У других народностей также встречаются «активные» позы во время родов: в Голландии в приданное невесты входил специальный стул для родов, древние египтянки рожали на корточках на специальном священном камне, в Японии тоже встречались случаи родов сидя, подложив связку соломы, у некоторых народов практиковались совместные роды - на коленях у мужа.

Как облегчить роды

Чтобы облегчить процесс родов, существовало поверье - открыть все, чтобы ребенок легче пришел в этот мир. С этой целью отворяли двери и окна, ящики, печные заслонки, развязывали каждый узел на одежде роженицы, расплетали волосы.

В Китае рядом с роженицей открывали зонт, а в Индии ей давали ключ.

Сообщать о родах старались только повитухе, не посвящая в это посторонних людей - опасались «сглаза». Повитуха пробиралась в дом огородами, чтобы не привлечь внимания.

Во время родов перед иконами зажигали венчальные свечи.

Иногда, чтобы снять напряжение, роженице давали пожевать собственные волосы. Есть упоминание об этом у М. А. Булгакова в рассказе «Записки юного врача»: «Раза три привозили нам рожениц. Лежит и плюется бедная женщина. Весь рот полон щетины. Примета есть такая, будто роды легче пойдут».

Деревенские «бабки» иногда обильно посыпали родовые пути сахаром - чтобы ребенок, почувствовав сладенькое, скорее появился на свет. Там же у Булгакова: «…Приезжаю я к роженице… Ну, понятное дело, исследую, чувствую под пальцами в родовом канале что-то непонятное: то рассыпчатое, то кусочки… Оказывается, сахар-рафинад! …Знахарка научила. Роды, говорит, у ей трудные. Младенчик не хочет выходить на Божий свет. Стало быть, нужно его выманивать. Вот они, значит, его на сладкое и выманивали!»

Спать после родов маме не давали, так как считали, что если она заснет, малыша могут подменить черти.

К. В. Лемох "Новый член семьи". 1880-е

Новорожденный

Перевязывали пуповину обычно материнским волосом, как бы связывая мать с малышом. Затем переставшую пульсировать пуповину обрезали.

Повитуха совершала над младенцем прообраз популярной сегодня беби-йоги: разглаживала ручки, ножки, животик, «правила» головку.

Если рождался слабый ребенок, то его отправляли для «пропекания» в печь. Дело в том, что материнская утроба считалась своеобразной печью. И если малыш «не допекся», то его на лопате трижды помещали внутрь остывающей печи, считая, что теперь он будет более сильным и крепким.

Затем малыша обмывали. Это делали в специальной воде, приготовленной по особенному: с использованием соли, куриного яйца и серебряной монеты: от болезней, чтобы был белым и чистым, для богатства. При этом приговаривали: «Мыла бабушка не для хитрости, не для мудрости, Мыла ради доброго здоровьица, Смывала причище, урочище, призорище (разные виды сглаза). Водушка текуча, Анюшка ростуча, Водушка в землю, Анюшка кверху». После воду выливали на избу снаружи - на угол, где были иконы. Старались плеснуть повыше, так как считали, что от этого зависит рост малыша.

Сегодня за помощью обращаются к остеопатам. А раньше бабка повитуха сама делала послеродовый массаж - вправляла золотник (на языке знахарей так именуют матку), «ставила на место» внутренние органы. Не исключено, что в том числе и эти манипуляции становились причиной материнской смертности, которая, как известно, была высокой. Современные медики категорически запрещают любой массаж живота в течение двух месяцев после родов.

В различных губерниях существовали традиции по закапыванию под стеной дома или под деревом, в некоторых закопать ее следовало отцу и на этом месте посадить дерево. Закапывать ее следовало особенным образом, соблюдая вековые традиции.

Совместные роды

Говорят, что совместные роды - отнюдь не новомодная новинка. В старину, если отец не был на охоте или в дальнем странствии, он тоже принимал участие в процессе деторождения: развязывал пояс, поил водой жену, при сильных болях касался коленом ее спины. Интересно, но сегодня , чтобы снять нагрузку с позвоночника, учат на специальных курсах будущего отца.

Новорожденного ребенка заворачивали в отцовскую рубаху - чтобы «батя любил», а затем в отцовский тулуп - чтобы был богат. При этом рубаху снимали прямо с отца, чтобы она сохраняла родной запах.

Самого отца угощали кашей с солью и перцем и приговаривали: «Солоно и горько рожать».

В это же время, отец присутствовал на родах не у всех древних народов. Этого не было, например, в Китае и Древнем Риме. Там все домочадцы на время родов покидали дом.

Крещение

Раньше на Руси ребенка обычно на девятый день от рождения (нередко и раньше). В этот день он обретал свое имя. Если крестить в этот срок не могли, то ребенка старались ни на минуту не оставлять без присмотра. До момента крещения всех детей звали Богданами. Отсюда и народная поговорка: «Рожден, а не крещен, так Богдашка».

Считалось, что после крещения малыш становится крепче здоровьем. Стоит упомянуть и то, что малыша в купели окунали в прохладную воду, тем самым запуская защитные реакции организма.

Существовали свои , связанные и с таинством крещения. Например, считалось, что если с отрезанной прядью волос поплывет - значит ребенок будет здоровым, закружится - к счастью, а если утонет - это дурной знак. Об этом упоминает Л. Н. Толстой в романе «Война и мир»: «…Нянюшка сообщила ему, что брошенный в купель вощечок с волосками не потонул, а поплыл по купели».

Хорошим знаком был крик ребенка при опускании в купель.

Чепчик после крещения не снимали целых 12 дней. Крестильную одежду далее не использовали, а оставляли для крещения других детей, чтобы они были дружны между собой.

А. Венецианов "На жатве. Лето"

После родов - сразу в поле?

Конечно, по современным представлениям, на Руси не было отпуска по беременности и родам. Но представление о том, что в поле, соответствуют скорее последнему столетию, в то время как до 20-го века это было далеко не так.

В начале 12-го века внучка Владимира Мономаха, Евпраксия, написала трактат о женской гигиене, в котором говорится, что беременная должна остерегаться усталости, а после трудов родин ей важно отдыхать и содержать свое тело в чистоте - мыться в бане каждые три дня. Кормящей матери следует всячески помогать - освобождать от тяжелой работы и давать дополнительное питание.

«Несоблюдение этого основного гигиенического правила может повлечь за собой, по меньшей мере, неправильность в положении матки, причиняющее страдания на всю последующую жизнь, не говоря уже о других болезнях». Это цитата из дореволюционной книги В. Жука «Мать и дитя».

Г. Плосс описал в своем трехтомнике под названием «Женщина» подходы к послеродовому периоду у разных народов, где отметил, что при отсутствии отдыха у родильниц «...вследствие слишком раннего оставления постели развиваются опущения и изменения положения матки, выпадения влагалища и т.п., которые впоследствии служат постоянным источником болезней и преждевременной хилости».

Отрывок из книги В. Бердинского «Крестьянская цивилизация в России»: «…А после родов роженицы кладутся на пол на ржаную солому, где лежат неделю. Во все это время каждый день, по два раза, согревается баня, куда она ходит в самой изорванной одежде с костылем в руке, чтобы показать, что роды ей дались нелегко — избежать «уроков», отчего можно заболеть. Из бани возвращаясь, нужно опираться на плечо повитухи или мужа».

Цитата из брошюры «Самоврачевание и скотолечение русского старожилого населения Сибири»: «Три дня, пока делаются роженице три бани, она должна лежать в постели. После трех дней, смотря по состоянию ее здоровья, бабушка или оставляет ее в постели, или советует „похаживать помаленьку по избе, чтобы крови не застаивались“. Иные лежат в постели до пяти, даже до девяти „дёнъ“, если есть кому „ходить по-дому“… Шесть недель родившая считается полумертвой… Вот как эти ребята достаются! (...) По настоящему-то, по правилу-то, как прежние старухи говаривали, и корову ей нельзя доить шесть недель. Только это исполняют в больших семьях, где есть кем замениться».

Послеродовый «отпуск» важен для дальнейшего здоровья женщины, он увеличивает шансы на благополучную следующую беременность и роды.

Женщины, находящиеся в суровых жизненных условиях, например во время войн, недавно овдовевшие, были вынуждены практически сразу после родов отправляться «в поле», так как кто-то должен был кормить семью. Мало кто знает о последствиях таких «ранних выходов». Эти женщины затем носили особую перевязь, которая проходила между промежностью и завязывалась на плече. Это приспособление придерживало выпадающие внутренние органы.

В 80-х годах прошлого столетия в Чехословакии была поставлена цель доказать пользу от раннего вставания после родов. Исследуемых женщин разделили на 2 группы: первая поднималась с постели через 2-4 часа после родов, а вторая через 2-3 суток. За мамами ухаживал персонал. На 7-9 сутки медики с удивлением констатировали факт, что во второй группе - с более долгим лежанием, женщины имели меньше послеродовых осложнений, лучше чувствовали себя физически и эмоционально.

Но кто же ухаживал за молодой мамой после родов? Не стоит забывать про повитуху, которая помогала и после родов: существовал целый ряд традиций, по которым женщину «очищали и расслабляли», настраивали на новую в ее жизни роль - мамы. Помогали и соседки, которые приходили помочь по хозяйству и приносили с собой готовую еду.

Как пишет Татьяна Гшвенд, перинатальный педагог, все старались преследовать единую цель - помочь молодой женщине, поддержать ее, дать ей ресурсы для скорейшего эмоционального и физического восстановления.

В былые столетия уровень оказания медицинской помощи был значительно ниже, чем сейчас. Сказывался и недостаток гигиены, и частые эпидемии и другие бедствия, зачастую приводившие к повышению материнской и детской смертности.

Но при этом надо признать, что в целом уровень здоровья, физической силы и крепости матерей был довольно высоким. Постоянная физическая активность, свежий воздух и натуральные продукты способствовали повышению защитных сил организма. Увы, многие из нас сегодня лишены всего этого, что сказывается в том числе на протекании беременности и родов.

Давайте же постараемся взять лучшее из опыта предков, не отвергая в то же время достижений современной медицины, которых прабабушкам подчас так не хватало!

Наши предки в Х веке были людьми простыми и неприхотливыми, ценившими меткое слово и краткость речи, наполненность её смыслом. В «Повести временных лет» сохранился рассказ о культурологическом ярком впечатлении славян-язычников во время первого посещения русских послов христианского храма в греческой Византии:

«И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали мы - на небе или на земле: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом, - знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького; так и мы не можем уже здесь жить».

Речь наших предков была на редкость лаконичной и ёмкой. Говорить красивые речи было не зачем и не перед кем, кругом одни крестьяне — общинники, да немногочисленные княжеские дружинники. В «Повести временных лет» наши предки разговаривают на редкость ясным языком, понятным нам гораздо больше, чем более развитой русский язык 15-17 веков. Древнерусские писатели умели в короткой фразе выразить чувства и идеи, на которые иные современные авторы тратят целые страницы. Литературные произведения Древней Руси на удивление небольшие по объёму, но очень содержательные по заложенному в них смыслу. Лев Толстой написал по объёму больше, чем все древнерусские авторы. Это говорит, что наши предки старались не растекаться «мыслию по древу» , а формулировали свои мысли кратко, ёмко и доходчиво.

Дошедшие до нас памятники древнерусской литературы демонстрируют нам образцы русской речи Х века. Сравним речь Святослава своим воинам перед битвой с византийцами:

«Нам некуда уже деться, хотим мы или не хотим - должны сражаться. Так не посрамим земли Русской, но ляжем здесь костьми, ибо мертвым не ведом позор. Если же побежим - позор нам будет. Так не побежим же, но станем крепко, а я пойду впереди вас: если моя голова ляжет, то о себе сами позаботьтесь».

А теперь сравним эту же речь в передаче образованного византийца, стремящегося всячески украсить свою речь витиеватыми фразами:
«Погибла слава, которая шествовала вслед за войском росов, легко побеждавшим соседние народы и без кровопролития порабощавшим целые страны, если мы теперь позорно отступим перед ромеями. Итак, проникнемся мужеством, [которое завещали] нам предки, вспомним о том, что мощь росов до сих пор была несокрушимой, и будем ожесточенно сражаться за свою жизнь. Не пристало нам возвращаться на родину, спасаясь бегством; [мы должны] либо победить и остаться в живых, либо умереть со славой, совершив подвиги, [достойные] доблестных мужей!»- Лев Диакон «История», кн. IX, 7.

Почувствовали разницу? Те же мысли, но в два раза больше слов и патетики (греч. πάθος - страдание, страсть, возбуждение) — приём обращения к эмоциям аудитории. Да, не любили наши предки зря языком болтать, потому и фразы были короткие, ёмкие, где ценилось каждое произнесённое слово.

Вот, например, знаменитая фраза Святослава Игоревича: «И посылаше къ странам, глаголя: «Хочю на вы ити»» . Коротко и ясно, и враги знали чего можно ожидать от русского князя.

Вот и вся аргументация — коротко и ясно сказано! Слов мало, но все слова проникнуты смыслом и очень убедительны.


А вот диалог с вятичами:

«И пошёл на Оку реку и на Волгу, и набрёл на вятичей, и спросил вятичей: «Кому дань даете?». Они же ответили: «Хазарам по щелягу с сохи даём»».

Святослав только спросил кому вятичи дань платят, а какой короткий и точный ответ получил, узнал всё — и кому, и сколько, и как именно платят вятичи дань. Вятичи в одной ёмкой, лаконичной фразе из пяти слов описали всю принятую у них налоговую систему.


А вот описание осады Киева печенегами в 968 год :

«И стали тужить люди в городе и сказали: «Нет ли кого, кто бы смог перебраться на ту сторону и сказать им: если не подступите утром к городу, - сдадимся печенегам». И сказал один отрок: «Я смогу пройти». Горожане же обрадовались и сказали отроку: «Если знаешь, как пройти, - иди»».

Положение осаждённых и задачу горожане Киева сформулировали точно и кратко. Ещё не многословнее оказался некий отрок.


А вот как Святослав объясняет матери свою новую внешнюю политику:

«Сказал Святослав матери своей и боярам своим: «Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае, ибо там середина земли моей, туда стекаются все блага: из Греческой земли - паволоки, золото, вина, различные плоды, из Чехии и из Венгрии серебро и кони, из Руси же меха, и воск, и мёд, и рабы».

Все разложено на полочкам, все выгоды переноса центра государства на Дунай определены чётко, ясно и кратко. Ни одного лишнего слова.

А вот как новгородцы вели переговоры со Святославом:

«В то время пришли новгородцы, прося себе князя: «Если не пойдёте к нам, то сами добудем себе князя». И сказал им Святослав: «А кто бы пошёл к вам?» И отказались Ярополк и Олег. И сказал Добрыня: «Просите Владимира». … И сказали новгородцы Святославу: «Дай нам Владимира».

А это ответ военной дружины князю Игорю во время похода на Константинополь в 944 год:

«Сказала же дружина Игорева: «Если так говорит цесарь, то чего нам ещё нужно, - не бившись, взять золото, и серебро, и паволоки? Разве знает кто - кто одолеет: мы ли, они ли? Или с морем кто в союзе? Не по земле ведь ходим, но по глубине морской: всем общая смерть»».

Напомню, византийцы были готовы к нападению — их предупредили болгары о том, что где-то рядом находился греческий флот с греческим огнём. Как точно описали дружинники князя выгоду от договора с византийцами по сравнению с военными действиями, которые могут привести к неизбежному поражению русичей от огненосных дромонов греческого флота.

А вот как выразил свои чувства князь Ярополк над телом брата Олега коротким вопросом старому воеводе Свенельду:

«И пришёл Ярополк, плакал над ним и сказал Свенельду: «Смотри, этого ты и хотел!»
Напомню, из-за Свинельда вспыхнула усобица между юными князьями Ярополком и Олегом. Поводом к ней стало убийство дружинниками Олега сына Свенельда, Лота , который охотился в древлянских лесах и дерзко вёл себя с Олегом. Свенельд, желая отомстить за сына, все подговаривал Ярополка: «Пойди на брата и отними у него владение». На третий год пошёл Ярополк войною в древлянскую землю и захватил его город и, вошедши в город, долго искал брата, пока один древлянин не рассказал, что видел, как Олег падал в городской ров. Горько плакал Ярополк над телом погибшего брата: он вовсе не хотел его смерти.

Берестяные новгородские грамоты донесли до нас этот же неповторимый древнерусский стиль общения:

«Грамота отъ Гюрьгя къ отьчеви и къ матери. Продавъше дворъ, идите же сѣмо - Смольньску ли Кыеву ли: дешеве ти хлебе. Али не идете, а присълите ми грамотичу, сторови ли есте».

«От Павъла из Ростова къ Братонѣжъку. Аже то лодия присълана кыяниня, обѣсти ю кънязу, дати не буде присловъя ни тобѣ, ни Павълови».

«Покланяние от Домажира ко Якову. Я у тебе слышу, цето ты молвише. Оце е тобе не годена, а попровади ко моне сестру. Азъ быле лони наделиле, а ныне быхо посолале. А ныне слышю болену сестру. Оце ю Бого поемете, а присоли сыно ко моне со ее знатебою, оте побуде сыно у мене, а я ся имо потешу, и посолю ю опяте во городо. Пакы ли не управише того, а я тя передамо святее Богородице, ко нее же еси заходиле роте».

Итак, наши предки говорили в Х веке очень кратко, их речь была ясной, лаконичной и наполненной смыслом. В коротких, чётких словах, фразах они умели выразить целую гамму чувств, ясно изложить свою мысль, задать правильный вопрос и получить точный ответ. Мы, потомки древней Руси, во многом утратили такой стиль общения.

Наши предки ценили краткое и точное слово, но это не значит, что они не ценили красивое поэтическое слово. Ценили и очень высоко, иначе бы не дошли бы до нас древнерусские былины, иначе бы они не создали литературу Древней Руси. Иначе бы не оценили наши предки красоту греческой риторики. Высоким искусством поэтического слова владели не многие, возможно, единицы, их называли сказителями , а у скандинавов «скальдами», в этом слове хорошо просматривается древнерусский корень «сказ» — «сказальд» — тот, кто сказывает . Судить о поэтическом слове дохристианской Руси можем только по поздним былинам, например о Волхе Всеславьиче:

«Дружина спит, так Вольх не спит,
Разбудил он удалых добрых молодцов:
«Гой еси вы, дружина хоробрая,
Не время спать, пора вставать,
Пойдём мы ко царству Индейскому!».
И пришли оне ко стене белокаменной,
Крепка стена белокаменна,
Вороты у города железныя,
Крюки-засовы все медные,
Стоят караулы денны́-нощны́,
Стоит подворотня дорог рыбей зуб,
Мудрёны вырезы вырезено,
А и только в вырезу мурашу́ пройти».
Из сборника Кирши Данилова, XVIII века.

Как видим, фраза «гой еси»- это только поэтический приём древнерусских поэтов для украшения своих песен, наши предки не употребляли этот оборот речи в обыденной жизни. В Х веке русский язык был живым источником общения, которому предстояло впереди тысяча лет разговорного и литературного развития.

По материалам: https://cont.ws

Как здоровались славяне в старину на Руси? Обряд приветствия очень значим при первоначальном контакте, ведь форма приветствия позволяет понять, как соотносится социальный статус собеседника со статусом встречающего, какого он пола. Языческие приветствия на Руси В славянских былинах и сказках персонажи регулярно приветствовали лес, реку, поле, солнышко. Молодых людей встречали словами: «Гой еси, добрый молодец!», где присутствует древнейший корень, существовавший во многих языках – «гой». В русском языке он означал живительную силу, жизнь, а в словаре у Владимира Даля есть такие значения: «жить, говеть, здравствовать». Но у этого приветствия есть и другое толкование – согласно мнению некоторых специалистов это обращение говорит о принадлежности к одному племени, роду, общине, то есть имеет смысл «Ты наших кровей, ты наш!». Сочетание слов «гой» (жить) и «еси» (быть) можно понять как «Ты есть сейчас, и живи дальше!». В современном русском языке этот корень присутствует в слове «изгой», которое является фактическим антонимом «гоя», то есть человек, лишённый жизни, исторгнутый из неё. Другим приветствием, распространённым на Руси, было «Мир вашему дому!». Смысл его необычайно полон, здесь чувствуется уважение ко всему семейству, живущему под одной крышей и его родственникам. Предполагается, что в древней Руси это приветствие могло относиться и к домовому, и к соответствующему языческому божеству. Русские приветствия христианской поры С введением христианства на Руси появилось множество новых приветствий. С той же поры по приветствию можно было определить, какого пришелец вероисповедания. Первые русские христиане приветствовали друг друга: "Христос посреди нас!", а ответом было: "Есть и будет!". Склонившись в сторону Византии, Русь почти родным ощущала и древнегреческий язык. Те же приветствовали друг друга восклицанием «Хайрете!» (радуйтесь), вслед за греками это приветствие прижилось и на Руси. Рефрен «Радуйся!» часто встречается в песнопениях, посвящённых Богородице, и он совпадает с тем, как здоровались наши предки. Другим приветствием той поры было «Бог в помощь!», оно часто применялось, когда человек миновал работающих людей. Ему на это отвечали «Слава Богу!» или «Во славу божию!». Эти обращения были уже не приветствием, а пожеланием, и до сих пор сохранились в употреблении многими соотечественниками. Конечно, до нас дошли не все варианты старинных приветствий. Ведь в духовной литературе, которая тогда только и существовала, приветствия было принято опускать и сразу переходить к сути разговора. Лишь в одном историческом документе 13 века – апокрифе «Сказание отца нашего Агапия» встречается удивительное по поэтичности приветствие: «Добреходити и добр вы путь буде». Поклоны при приветствии на Руси Приветствие в виде поклонов у нас не сохранилось, хотя ещё кое-где оно до сих пор используется. В Японии люди вообще постоянно кланяются друг другу при встрече, расставании или в знак благодарности, в Европе женщины приседают перед монархами. На Руси же когда-то раскланивались при встрече и прощании. Правда, и поклоны существовали разные. Как здоровались славяне при встрече в общине уважаемого человека? – Кланялись низким, до земли поклоном, иногда даже целуя её. Это был «большой обычай», которому противостоял «малый обычай», когда кланялись в пояс перед друзьями и родственниками. Незнакомцев же приветствовали вовсе без обычая – прикладывали к сердцу руку и потом опускали её долу. Вообще движение от сердца к земле было истинно славянским, а жест от сердца к солнцу – инородным. При любом поклоне рука прижималась к сердцу, что у предков означало чистоту намерений и сердечность. Любой поклон как физически, так и метафизически показывал смирение перед встречаемым, поскольку содержал элемент беззащитности, ведь склонивший голову человек не видит стоящего перед ним, подставляя ему шею – самую беззащитную часть тела. Рукопожатия на Руси С помощью древнейшего жеста касания ладоней собеседники могли без единого слова многое понять. В силе и продолжительности рукопожатия было заложено много информации. Так, длительность рукопожатия соответствовала теплоте отношений. Давно не видавшиеся люди и близкие друзья, радуясь встрече, часто совершали рукопожатия обеими руками. Первым протягивать руку должен был старший человек, который как бы приглашал младшего в свой круг. Кисть должна быть обнажённой, свидетельствуя о доверии, что сохранилось и в современной России. Иногда касания происходили не кистями рук, а окончанием предплечий. Так приветствовали друг друга воины, чтобы убедиться, что у встречного человека нет оружия и показать свою безоружность. Сакральность такого приветствия в том, что вместе с запястьями соприкасаются и пульсы, вводя людей в духовный резонанс, соединяя их дух, что очень важно для русских традиций. Позднее, когда был отработан строгий этикет, пожимать руки предписывалось лишь друзьям. А чтобы поздороваться просто со знакомыми, достаточно было просто приподнять шапку. Отсюда и пошло выражение «шапочное знакомство», то есть поверхностное, не близкое. Объятия во время приветствия Применялись на Руси и обнимания, причём, также в разных видах: Очень примечательным было объятие между мужчинами «сердце к сердцу», которое должно было означать их полное доверие друг к другу, но на самом деле всё было наоборот, поскольку таким маневром мужчины могли убедиться, что собеседник не вооружён. При внезапном прекращении битвы применялось братание – своеобразные объятия. Родственники всегда обнимались при встречах. Обнимались и перед исповедью в церкви, что помогало к ней подготовиться, простить других и просить прощения самому (ведь в храме присутствовали вместе и обиженные и обидчики, хорошо знавшие друг друга). Поцелуи при приветствии Очень старой традицией в России является троекратный поцелуй, сохранившийся до сих пор. У христиан число три сакральное, напоминающее о Троице, являющееся оберегом и дающее надежду. Так было принято целовать гостей, которые для русских были сродни входящему в дом ангелу. Другой поцелуй, запечатлённый на руке, означал преклонение и почтение. Так приближённые могли целоваться с государем, иногда лобызая даже не руку правителя, а ногу. Такой же поцелуй стал частью приветствия и благословения священника. Подобным образом в церкви расцеловывали тех, кто только что удостоился тайного святого причастия, в данном случае этот поцелуй одновременно означал приветствие и поздравление очищенного, обновлённого человека. Низший по статусу человек мог поцеловать плечо более высоко стоящего на социальной лестнице, а тот отвечал ему поцелуем в голову. Не просто формальный, а сакральный смысл поцелуев на Руси явно проявлялся в том моменте, что целовать руку государя могли не все, в частности, это запрещалось послам нехристианских государств. «Привет» и «здравствуй» Эти привычные приветствия имеют интересную историю. Слово «здравствуй» не сводится лишь к значению «здоровья», как мы его воспринимаем в настоящее время, желая человеку долгих лет жизни и этого самого здоровья. Интересно, что корень «здрав» или «здров» есть и в авестийском, греческом и древнеиндийском языках. Изначально, возможно, приветствие «здравствуйте» имело два составляющих: «Съ» (хороший) и «дорво» (дерево). Дерево здесь оказалось потому, что для древних славян, ещё не знающих христианства, оно означало благополучие и крепость. Поэтому такое приветствие означало пожелание встречному человеку такой же выносливости, крепости и благополучия. Это приветствие мог произносить только человек, сам принадлежащий к сильному роду, то есть оно использовалось только свободными людьми. А холопы могли приветствовать только словами «бью челом». Самое первое упоминание приветствия «здравствуйте» было обнаружено в летописи, относящейся к 1057 году. В этой хронике автор написал фразу: «Здравствуйте же многие лета». Проще трактуется слово «привет», которое также составное: «при» и «вет». Первый корень встречается во многих словах (приклонить, приласкать, приблизить), он означает приближение чего-либо или кого-либо. Второй корень так же жив во многих словах (весть, ответ, совет). А в сумме получается проявление близости, которое позволительно только к близким людям, которым мы словно передаём добрую весть.