Ко мне часто приходят люди, пребывающие во власти распространённых мифов о том, что:

Я не смогу петь так, чтобы меня услышали, потому что у меня очень тихий голос.

Я не смогу петь красиво, потому, что мне это не дано.

У меня не получится, потому, что у меня нет голоса.

У меня не получится, потому, что у меня нет слуха.

И мне ежедневно приходится выступать в роли разрушителя этих мифов. В каком-то смысле педагогу по вокалу приходится быть и психологом, освобождать от комплексов, убеждать, успокаивать, вселять веру в себя.

О том, что научиться петь красиво может любой человек, я писала в статье «Как научиться петь быстро, красиво, легко?» ( ). Но самым большим камнем преткновения на пути к вокальным достижениям был и остаётся миф об отсутствии музыкального слуха, о пресловутом медведе, наступившем на ухо. Разберёмся - так ли это? Действительно ли невозможно научиться петь тем, кто «не попадает в ноту»?

Ответ на поверхности, он в самом вопросе: «Я смогу научиться петь, если я пою фальшиво?» Ну, это же очевидно: если человек слышит, что он поёт мимо нот - значит, у него есть музыкальный слух! Я не встречала ни одного человека, который бы уверял, что он чисто поёт, не попадая при этом в ноты. Как правило, в 100 случаях из 100 мнение об отсутствии слуха подкрепляется собственными слуховыми ощущениями: «Я вру!» И это, как ни странно, как раз и является прямым доказательством наличия музыкального слуха.

А в чём же тогда причина фальшивого пения, что мешает человеку петь чисто, если он всё прекрасно слышит? Есть такой термин в вокальной педагогике: «Отсутствие координации между слухом и голосом». Мы все знаем, что такое координация. Термин «координация» происходит от латинского coordination - взаимоупорядочение. Взаимная согласованность наших мышц направлена на осуществление двигательных задач. Есть люди подвижные, а есть неуклюжие. Наиболее совершенной координацией движений обладают спортсмены и люди, ведущие активный образ жизни. Это говорит о том, что даже координацию движений, которая даётся нам от природы, развивается по мере роста, не требует никаких специальных физических импульсов и является естественной и жизненноважной физиологической особенностью нашего организма - можно развить до совершенства.

Но музыкальный слух и вокальный голос абсолютно не являются естественной и необходимой потребностью нашего голосообразующего аппарата, так как он предназанчен для того, чтобы говорить, а не петь! Иначе нам было бы естественнее петь, а не говорить. Но мы, люди, существа такие, что нам свойственно к чему-то стремиться, что-то в себе открывать и развивать. Гимнасты развивают гибкость, тяжелоатлеты - силу, легкоатлеты - выносливость, певцы - голос.

Итак, нет ничего странного и удивительного в остутствии координации между слухом и голосом. Кому-то она даётся при рождении, как гибкость или другая способность, а кто-то должен её развивать. Только и всего. Поэтому глупо чувствовать себя обделённым и потерянным для пения - надо просто наладить координацию между слухом и голосом.

Но факты - вещь упрямая, и как бы красиво вы не выглядели, и каким бы не обладали чудесным тембром голоса - если вы фальшивите, то одними уговорами тут не обойтись, тут надо принимать более действенные меры.

Что для этого надо делать? Во-первых, осознать, что вы не инвалид с "отдавленными" ушами, как вы всегда считали, а самый что ни на есть обычный человек, успокоиться и перейти к упражнениям для развития музыкального слуха, а точнее - для развития координации между слухом и голосом.

Возьмите синтезатор или планшет, наметьте себе диапазон, который вы хотите распеть. Пока хватит одной октавы. Для женских голосов - от "до" первой октавы до "до" второй. Для мужских - от "до" малой до "до" первой. Будем учиться интонировать (точно попадать в ноты) в рамках одной октавы.

1. Поём гамму с названием нот вверх: до, ре, ми, фа, соль, ля, си, до. И вниз: до, си, ля, соль, фа, ми, ре, до. Упражнение выполнять не менее 30 раз, пока слух не запомнит звучание каждой ноты, а голос не почувствует как поются низкие, средние и высокие ноты.

2. Поём хроматическую гамму, т.е. нажимаем все клавиши подряд, одну за другой, начиная с "до". Это - полутона, самые близко расположенные друг к другу звуки. Интонирование (точное, чистое пропевание) их требует концентрации внимания и сосредоточенности. Поём на слог "ла".

3. Поём арпеджио. Нажимаем клавиши "до, ми, соль, до (верхнее)" вверх и вниз: "до(верхнее), соль, ми, до". Можно петь на слог "ла", но лучше с названием нот.

4. Строим тон от каждой клавиши. Тон состоит из двух полутонов, то есть полутон + полутон = тон. Строим тон от каждой клавиши (включая чёрные) и поём на слог "ла" вверх и вниз. Например, от "до" это будет так: "до-ре-до". Далее от чёрной клавиши рядом с "до" (от "до диез") также строим тон, не забывая, что в одном тоне два полутона, значит будет "до диез - ре диез- до диез". Поём на слог "ла".

5. Строим два тона от каждой клавиши вверх и вниз: "до-ре-ми-ре-до". Как звучит это упражнение можно послушать здесь: (упражнение №1). Поём на " ми-и-и-и-и-я".

6. Опевание каждой клавиши. Что это значит? Это значит, что одна клавиша - основная, центральная, как бы "база", а остальные опевают её (как бы ходят вокруг неё) следующим образом: тон вверх - вернуться на основную - полутон вниз - вернуться на основную. Например, опеваем ноту "до". Строим от "до" тон вверх (это будет "ре"), возвращаемся на "до" и строим от неё полутон вниз (это будет нота "си"), и целиком упражнение будет выглядеть так: "до-ре-до-си-до". Продолжаем опевать каждый звук, далее строим тон вверх от чёрной клавиши (до диез): "до диез - ре диез - до диез - до - до диез"). Итак, опеваем: вверх от основного звука - тон, вниз от основного звука - полутон. На слог "ла".

7. Строим от "до" интервалы. Общепризнанное значение слова "интервал" - это промежуток. Интервал в музыке - это промежуток между нотами. Строим от "до" интервалы (промежутки) вверх и возвращаемся в "до" каждый раз. Вот так: "до-ре-до", "до-ми-до", "до-фа-до", " до-соль-до", "до-ля-до", "до-си-до", "до-до (верхнее) - до". Каждый раз промежуток между "до" и другой нотой будет увеличиваться, образуя мелодический скачок. Надо стараться перестроить голос с низкого звука на высокий и обратно.

Пока всё. А дальше начинается процесс, который переводит обретённые знания и умения - в автоматические навыки. Всего можно добиться упорством и тренировкой. Когда вы почувствуете, что уже уверенно интонируете в рамках одной октавы, можете понемногу расширять свои "горизонты" по две клавиши в каждую сторону (вниз от нижнего "до" и вверх от верхнего),

Самое главное, не идите на поводу у своей дурной привычки петь там, где удобно (а я считаю это именно сформировавшейся дурной привычкой). Чутко прислушивайтесь к себе (вы же всегда слышите, когда фальшивите), останавливайтесь и начинайте упражнение заново. Терпение и труд творят чудеса, а петь красиво и чисто - это действительно настоящее чудо и для достижения его стоит потрудиться. Успехов вам! И терпения)...

Музыкальный слух не является исключительно врожденной способностью . Его можно сформировать и уже в зрелом возрасте , разница лишь в том , что дети легче и быстрее обучаются . Приложив достаточно усилий и терпения , вы сможете научиться слышать музыку , главное – перестать навязывать себе , что у вас ничего не выйдет только потому , что нет таланта с рождения .

Слух , как и другая способность , развивается тогда , когда ей активно пользуешься . Это значит , чем больше вы будете заниматься , тем сильней будет совершенствоваться ваш слух . Чтобы развить музыкальный слух , нам необходимо выработать в себе чувство ритма , воспитать мелодичность и открыть внутренний слух .
Тренируем ритмичность и ощущения темпа , начинаем с легких ритмов и медленно , затем ускоряем :
  1. Читаем стихи по слогам под музыку.
  2. Хлопаем под любимую и хорошо знакомую мелодию.
  3. Создаем ритмический рисунок, маршируем при этом. Счет 1-4, на первый и третий удар притопываем сильнее, потом сменяем и делаем ударение на второй и четвертый. Тренируйтесь под разную музыку.
  4. Слушайте мелодии со сложными ритмами.


Чтобы сформировать в себе мелодичность , необходимо понимать структуру мелодии , движение музыки . Различать , когда мелодия идет вниз , а когда вверх и насколько . Для развития мелодичного слуха нужно заняться сольфеджио . Если у вас нет возможности заниматься с профессиональным педагогом , воспользуйтесь специализированными сайтами или программами (например, – тренажер для развития музыкального слуха ). Внутренний слух – это ваше восприятие и воссоздание музыки в голове , мыслях , фантазии . Как вы представляете себе музыку , как ее ощущаете и запоминаете . Для этого необходимо развивать память , воображение и музыкальный вкус . А так же вам поможет сольфеджио . Вам необходимо на слух научится определять интервалы , ритмы , ноты , аккорды .


Если у вас отсутствует согласование голоса и слуха , грубо говоря , поете фальшиво , то это уже свидетельствует о том , что музыкальный слух у вас точно есть . Вы же слышите , что поете мимо нот . Но научится поспевать за музыкой реально . Что необходимо для этого ? Во –первых , перестать думать о слонах и медведях , которые прошлись вам по ушам . Слух у вас есть . Во –вторых , тренировать координацию . Первым делом нужно выучить музыкальную грамоту и учиться петь в ноты в пределах одной октавы :
  1. Поем гамму : до , ре , ми , фа , соль , ля , си , до и наоборот . Повторять не меньше 20 раз , пока не зафиксируете в памяти звучание каждой ноты .
  2. Хроматическая гамма – движение по полутонам или состоящая из полутонов . Полутона – самые близлежащие звуки . Нажимаем подряд все клавиши . Чтобы чисто их пропеть , нужна колоссальная концентрация и внимательность .
  3. Изучайте классическую музыку , в ней самая выразительная и богатая мелодия .
готовы тренироваться каждый день . Вам предстоит перевести свои навыки в умения и довести их до автоматизма .
Успехов вам и вдохновения !

Наверняка многие слышали выражение «абсолютный слух». В быту его часто приписывают людям, хорошо разбирающимся в музыке, нотной грамоте, обладающим незаурядными вокальными данными. Однако быть высококлассным музыкантом не означает автоматически обладать абсолютным слухом. Более того, всего несколько процентов населения планеты могут похвастаться этим даром.

Загадочный феномен

Абсолютный музыкальный слух относится к редким феноменам, чей статус сложно даже определить. Является ли он результатом действия неких природных факторов или физиологической (наследственной) особенностью? Результатом уникального развития личности или следствием воздействия социального окружения (семьи, общества)? Либо сложной комбинацией всех факторов? Это тайна, даже спустя столетия изучения, покрыта полумраком.

Предположительно, большинство младенцев имеют этот дар, но достаточно быстро он «перекрывается» другими, более важными для выживания навыками. Основным вопросом, благодаря которому возникает элемент таинственности, является следующий: почему в одной и той же среде воспитания, при одинаковых условиях для музыкального развития, у одного из детей формируется абсолютный слух, а у другого - нет?

Статистика

За годы глубоких исследований ученые накопили богатый статистический материал. Оказалось, что абсолютный слух формируется исключительно в детском возрасте, более того - именно в дошкольном, в период доминирования непроизвольного усвоения навыков. Этот факт единодушно подтверждается всеми исследователями абсолютного слуха. При этом формирование редкого навыка требует в качестве обязательного условия наличия в семье ребенка музыкального инструмента, у которого высота звука фиксирована. Например, клавишные, ряд духовых инструментов (баян, аккордеон) и другие. Причины этого, предположительно, кроются не столько в области психологии способностей человека, сколько в психологии индивидуальных различий (дифференциальной психологии).

Абсолютный музыкальный слух устойчиво сохраняет свой статус феномена как выдающееся, исключительное в определенном отношении явление. Это обуславливается сравнительно малой его распространенностью. По данным исследователей, абсолютным слухом обладают 6-7% от числа профессиональных музыкантов и не более 1% всех слушателей музыки.

Определение

Абсолютным слухом считается способность людей определять «на слух» абсолютную высоту звуков. Музыканты с этим даром помнят шкалу абсолютных высот 12-полутонового октавного звукоряда. Они способны безошибочно определить высоту любого звука без посторонней помощи. В свою очередь, абсолютный слух подразделяется на:

  • Пассивный - способность сопоставлять высоту слышимого звука.
  • Активный - способность голосом воспроизводить заданный звук (обладателей «активного слуха» абсолютное меньшинство).

Также существует понятие относительного слуха - не врожденного, а выученного навыка, когда люди в состоянии правильно определить высоту звука при помощи «подсказок» (объекта сопоставления, например камертона).

Развитие абсолютного слуха: за и против

Более столетия ведутся споры о том, можно ли эту редкую природную способность развивать, тренировать. Теоретически это возможно, ведь под действием каких-то факторов он формируется у детей. Однако критики обучающих методик аргументируют тем, что массового «наплыва» обученных абсолютному музыкальному слуху музыкантов не наблюдается.

В разное время разными людьми изобретались методики искусственного приобретения абсолютного слуха, которые не нашли широкого применения в практике по очень простой причине: они не были востребованы в среде профессиональных музыкантов. По общему мнению, абсолютный слух, хотя и существенно облегчает осуществление музыкальной деятельности, но не гарантирует ее успешности, а иногда даже осложняет ее. Кроме того, многочисленные достоверные факты, свидетельствующие о том, что далеко не все прославленные музыканты обладали абсолютным слухом, подтверждают тезис о том, что данная способность не является обязательной или определяющей.

Моральный аспект

И все же проблема абсолютного слуха претендует на разряд вечных, так как заключается в делении всех участников музыкального сообщества на два «лагеря»: людей, обладающих даром, и не обладающих им. Этого противостояния невозможно избежать.

Иначе говоря, обладание абсолютным слухом является не предметом сознательного выбора, а некоего «благословения свыше». На первый взгляд ущемленными кажутся люди, имеющие относительный слух: в сравнении с «абсолютниками» они нуждаются в помощи камертона или любого другого источника звуковых эталонов. Кроме того, при выполнении той или иной операции, связанной с определением высоты звуков, «абсолютники» демонстрируют безоговорочное превосходство, что не может не действовать на самооценку обладателей относительного слуха.

Самым ярким следствием создавшейся ситуации является формирование своеобразного комплекса профессиональной неполноценности у лиц с относительным слухом. Это происходит, несмотря на достаточную распространенность утверждения о том, что высоко развитый относительный слух вполне состоятелен, а иногда даже более эффективен при осуществлении музыкальной деятельности.

Научный подход

Музыкальный слух сегодня рассматривается дифференцированно в следующей градации уровней: мелодический, гармонический, тональный, политональный, ладовый, внутренний, оркестровый, полифонический, ритмический, физический (естественный), певческо-интонационный, тонкий, острый, абсолютный, хоровой, оперный, балетный, драматический, стилистический, полистилистический, поэтический, этнический и полиэтнический (абсолютный слух).

Им обладают композиторы, дирижеры, фольклористы, первый скрипач оркестра, аранжировщики, настройщики фортепиано, органов. Многие исследователи едины в том, что абсолютный музыкальный слух - это продукт, сконцентрировавшийся на базе разносторонних природных явлений, генетики человека. Его следует развивать, улавливая голоса природы, пение птиц, крики животных и даже техногенные (промышленные) звуки.

Как развить абсолютный слух

Можно ли развить 100%-й слух тренировками - вопрос спорный. Обычно людей, добивающихся хороших результатов, называют обладателями псевдоабсолютного слуха. Целесообразно развивать талант у дошколят, если они способны к музыке. Доказано: для полноценного восприятия музыки наиболее благоприятная пора - это детство, когда в семье от родителей воспринимаются основы музыкальной культуры, воспитывается способность воспринимать, понимать, чувствовать, переживать музыкальные образы.

Модели развития абсолютного слуха

В России практикуют несколько моделей развития. В их основе - два принципа управления интонацией и слухом:

  • устный (по тексту);
  • ассоциативный (по нотам).

Процесс освоения сводится к тому, что на каждом уроке пропевается вся гамма со словами, затем каждый ученик поет ее на переменах, по дороге домой, после выполнения домашнего задания, на досуге. У него она постоянно в голове. Когда в основном текст модели закрепился в памяти, что не представляет сложности по аналогии с поэтическими текстами песен, текст пропевается в разбивку в самых различных вариантах. В дальнейшем тональность следует изменять и пробовать пропевать текст уже в новой тональности, в результате чего ученик начинает оперировать, модулировать в любых тональностях.

Регулярные упражнения с пропеваниями развивают внутренний музыкальный слух. Ученик начинает слышать и определять, какой звук издается, — ми, соль, фа, ля и т. д. По аналогии с тем, чему научены композиторы, фольклористы, этнографы, дирижеры, обладающие абсолютным слухом.

Уроки истории

На что способен человек с абсолютным слухом? В истории известен случай, происшедший с великим Л. Бетховеном. Случилось так, что физический слух у него пропал во время дирижирования произведением на концерте, но помогал абсолютный, внутренний музыкальный слух, способствовавший тому, чтобы композитор смог продирижировать симфоническим оркестром (310 участников-музыкантов).

Физическая глухота не помешала другому оперному композитору - Н. С. Дагирову (оперы «Айгази», «Ирчи-казак», в соавторстве с Г. А. Гасановым «Хочбар», балет «ПартуПатима»), не слышавшему постановки своих монументальных произведений, но чувствовавшему и воспринимающему их внутренним абсолютным слухом. С утерей физического не пропадает внутренний слух. Личность, обладающая абсолютным слухом, сможет синтонировать достаточно точно, отобразить, отбить ритм наиболее близко к услышанному.

Вывод

Видеть, запоминать, записывать, учиться улавливать и слышать живущую вокруг музыку - это цель и задача модели развития абсолютного слуха сначала в дошкольном, затем в школьном воспитании и образовании. Развитие музыкального слуха в абсолютный ведет к дифференцированному восприятию тембров-голосов народных, симфонических, джазовых и других коллективов. Ведь основная цель человеческого общества на Земле - это изучение и совершенствование окружающей жизни в пространстве и времени на новом витке спирали эволюции.

admin

Считается, что и музыкальный слух – это дар, который человек получает при рождении. Поэтому вокалистами становятся избранные люди. Остальным остается пение под караоке, фальшивые ноты и непопадание в темп. Практика показывает, что человек в состоянии прокачать любой навык. Как гимнасты развивают гибкость, а спортсмены – выносливость. Также обстоит дело и со слухом. Постоянные тренировки дадут результат, и вы зазвучите чисто и красиво. Как развить музыкальный слух?

Зачем развивать музыкальный слух?

Если вы решили связать жизнь с музыкой, то без развития слуха не обойтись. Он нужен вокалистам, певцам, звукорежиссерам, продюсерам и специалистам, касающимся музыкальной сферы. Музыканты трактуют состояние, когда человек не попадает в ноты. Это отсутствие связи между слухом и звуком. Другими словами человек слышит ноты, понимает звучание мелодии, но когда дело доходит до вокала, то выдает фальшивое пение.

У музыкантов не возникает вопрос, зачем развивать музыкальный слух? А вот любители вокала, люди, видящие себя на сцене либо одаренные природой, задумываются над этой дилеммой. Нет предела совершенству. Даже если начальные данные заложены природой.

Люди с плохим слухом и мечтающие петь, при таких показателях ставят крест на мечте, не задумываясь над развитием навыков. Если ребенок мечтает о сцене, то поддержите его. Запишите для начала в музыкальную школу. Улучшение музыкального слуха полезно для детей, помогает при изучении иностранных языков.

Музыкальная школа, пройденная в детстве – это хорошая основа для улучшения слуха. Но, можно обойтись и домашними упражнениями. Здесь важна частота тренировок и четкая программа. Если хотите более быстрый результат, то наймите репетитора, который даст частные уроки сольфеджио.

Как развить музыкальный слух самостоятельно? Воспользуйтесь подборкой приведенных упражнений:

Понадобится музыкальный инструмент для воспроизведения нот. Вначале нажимайте клавиши подряд от ноты «до» до «си». Прислушайтесь к звучанию клавиш и пропойте гаммы. Вначале вверх, затем вниз. Если фальшивите, то начинайте сначала. Чтобы закрепить результат и прочувствовать звучание нот, сделайте упражнение несколько десятков раз (20–30 повторов).
Выберите музыкальные произведения, которые вам нравятся. Подбирайте мелодичные песни. Реп и рок не подойдет, поскольку такие произведения далеки от мелодичности. Далее включайте песню, прослушиваете небольшой отрезок и останавливаете трек. Старайтесь полностью повторить песню, попадая в ноты. Если возникли сомнения, то прослушайте отрывок вновь. Поработайте эхом, дослушав песню до конца.
Возьмите музыкальный инструмент для воспроизведения нот. Перед вами стоит задача слушать и петь интервалы. Данное занятие эффективно помогает для развития музыкального слуха. Берете любую ноту и соединяете ее со следующей. Например, «до» — «ре» и так до ноты «си». Прослушиваете звуки, затем воспроизводите их. Повторяйте упражнение несколько раз, проигрывая музыкальную комбинацию вверх и вниз.

Выберите ноту из музыкального ряда и «опевайте» ее со всех сторон. Для этого постройте следующую комбинацию. Для начала берете базовую ноту, затем повышаете на один тон вверх. После возвращаетесь в исходную позицию и берете направление к нижнему полутону. Заканчиваете «опевание» базовой нотой. На практике выглядит следующим образом: «до–ре–до–си–до». Продолжайте упражнение с каждой нотой, «опевая» на слог «ла».

Приведенная программа рассчитана на новичков. Задача упражнений – закрепить навыки и довести умения до автоматизма. Как только почувствуете, что уверенно выполняете описанные упражнения, то расширяйте количество нот. Задействуйте две клавиши, направляя их в каждую сторону. Берете нижнее «до», опускаете вниз, затем от верхнего «до» ведете вверх.

Приведенные выше упражнения сложно выполнять все вместе. Вначале опробуйте каждое, затем выберете наиболее легкие. Отработайте упражнения до совершенства, затем постепенно добавляйте новые. Комбинируйте различные методы, чтобы добиться желаемого результата.

Повышайте знания. Если с музыкой, вы не сталкивались и не имеете профессионального образования, то начните с изучения нотной грамоты. Курсы и полезные материалы найдите в интернете. Они помогут не заучивать ноты, а понять основные принципы. Нотная грамота – это особый язык, на котором общаются музыканты. Вы сможете читать нотные записи.

. Подобное желание появляется при глубоком изучении музыки. Если до этого момента классика не частый гость в вашем доме, то поменяйте ситуацию. Включайте произведения регулярно, во время уборки, отдыха, чтения книги. Пусть звучит ненавязчивым фоном. Со временем заметите, как начнете подпевать и воспроизводить правильные ноты. Интересно, что сложные аккорды учатся быстрее в известных композициях. Поэтому развивайтесь, выискивая новые музыкальные произведения.
Чистое пение невозможно без музыкальной памяти. Прослушав несколько раз мелодию, вы должны запомнить ее и без труда воспроизвести. Найдите программы для улучшения слуха и запоминания нот. Удобно, что курсы устанавливаются на планшет и мобильный телефон. Каждодневные занятия дают хороший результат. Прослушивайте уроки в обеденный перерыв, или добираясь на занятия, работу.
Запишитесь в хор. Оттачивайте мастерство сразу же на практике. Сейчас много организаций, занимающихся хоровым пением. Подберите кружок по интересам: исполнение народных или эстрадных песен. Посещая занятия, почувствуете, какие моменты нужно подтянуть, посоветуетесь с преподавателем. Если необходимо, то возьмете индивидуальные уроки.

Занимаясь над развитием слуха в домашних условиях, подготовьтесь морально. Самостоятельные занятия требуют вдвое больше усилий и терпения. На первых порах не исключены ошибки и разочарования. Самое главное, не обманывайте себя, не допускайте фальши. Выполните меньше упражнений, но качественней. Постоянная тренировка даст результаты: попадание в ноты и улучшение вокальных данных.

18 марта 2014, 12:35

Музыкальное обучение, особенно для взрослых, может оказаться сложным, если у человека недостаточно развитый музыкальный слух. Именно поэтому большинство педагогов-музыкантов не рекомендуют игнорировать занятия по сольфеджио, главная задача которых – развить музыкальный слух во всех направлениях.

Что же на самом деле означает понятие «музыкальный слух»? Во-первых, нужно определиться, какой именно слух вам необходимо развивать. Если вы учитесь играть, вам необходим гармонический слух, то есть умение слышать гармонию, лад – мажор или минор, окраску звука. Если вы занимаетесь вокалом, ваша цель – развить мелодический слух, который поможет вам легко запоминать мелодию, состоящую из отдельных интервалов.

Правда, это задачи локальные, в жизни музыкантам приходится быть специалистами широкого профиля – и петь, и играть на нескольких инструментах, и учить этому других (игре на инструменте через пение и, наоборот, пению через игру на инструменте). Поэтому большинство методистов, которые говорят о том, как развить музыкальный слух, сходятся на мнении о том, что развиваться должны и мелодический, и гармонический слух одновременно.

Бывает и так, что человек слышит и различает , даже замечает ошибки у других певцов, а сам не может спеть чисто и правильно. Это происходит потому, что слух (в данном случае мелодический) есть, но нет координации между ним и голосом. В таком случае помогут регулярные вокальные упражнения, помогающие установить связь между голосом и слухом.

От чего зависит чистота пения?

Бывает, что человек будто бы поёт чисто и по нотам, а когда начинает петь в микрофон, откуда ни возьмись, берутся ошибки и неверные ноты. В чем же дело? Оказывается, петь просто по нотам – это еще не все. Чтобы петь чисто, необходимо учитывать некоторые другие параметры. Вот они:

  1. Вокальная позиция (или вокальный зевок, или певческий зевок) – это положение неба при пении. Если оно недостаточно поднято, создается ощущение, что человек поет нечисто или, точнее сказать, «занижает». Для того, чтобы устранить этот дефект, полезно перед занятиями вокалом несколько минут позевать. Если вам трудно это сделать, поднимите язык вертикально и толкайте небо вверх, пока не зевнете.
  2. Направление звука. У каждого человека есть свой неповторимый тембр голоса. Про то, какие типы голосов бывают, читайте в статье « ». Но звук (или окраску своего голоса) можно изменять в зависимости от содержания песни. К примеру, колыбельную никто не будет петь темным и строгим звуком. Чтобы такая песня звучала лучше, ее нужно петь звуком светлым, нежным.
  3. Движение мелодии вниз. Есть еще одна особенность в музыке: когда мелодия движется вниз, ее нужно петь так, как будто ее направление – абсолютно противоположное. Для примера возьмем известную песню «Маленькой елочке». Спойте строку из этой песни «…холодно зимой…». Мелодия движется вниз. Интонация падает, в этом месте возможна фальшь. А теперь попробуйте спеть эту же строчку, при этом выполняя плавное движение рукой снизу вверх. Изменилась окраска звука? Он стал светлее, а интонация чище.
  4. Эмоциональная настройка – ещё один немаловажный фактор. Поэтому необходимо периодически петь для зрителей. Хотя бы для своих домашних. Боязнь сцены постепенно уйдет.

Что мешает развитию слуха и чистого пения?

Есть некоторые вещи, которые могут отрицательно повлиять на развитие слуха. Нельзя играть на расстроенном инструменте, одновременно заниматься вдвоём в одном кабинете. Такая музыка, как тяжелый рок и рэп, вряд ли поможет вам развить слух, так как она не содержит выразительной мелодии, гармония чаще всего примитивная.

Способы и упражнения для развития слуха

Существуют множество эффективных упражнений для развития слуха. Вот всего лишь некоторые из них:

  1. Пение гамм. Играем на инструменте до – ре – ми – фа – соль – ля – си – до и поем. Затем без инструмента. Затем сверху вниз. Снова без инструмента. Сверяем последний звук. Если попали – очень хорошо, если нет – тренируемся дальше.
  2. Пение интервалов . Самый простой вариант – интервалы на основе той же самой гаммы до-мажора (см. предыдущее упр.). Играем и поем: до-ре, до-ми, до-фа и т.д. Затем без инструмента. Затем то же самое сверху вниз.
  3. «Эхо». Если вы не умеете играть, развивать слух можно, как в детском саду. Включите на телефоне вашу любимую песню. Слушаем одну строчку. Нажимам на «паузу», повторяем. И так всю песню. Телефон, кстати, может быть отличным помощником: на него можно записать интервалы, гаммы (или попросить, чтобы вам сыграли, если вы сами не умеете), а потом слушать в течение дня.
  4. Изучение нотной грамоты . Музыкальный слух – это мысли, интеллектуальный процесс, поэтому получение даже самых элементарных знаний о музыке само по себе автоматически способствует развитию слуха. В помощь вам – !
  5. Изучение классической музыки. Если вы думаете, как развить свой музыкальный слух, то не забывайте, что наиболее способствует развитию слуха классическая музыка благодаря выразительной мелодии, богатой гармонии и звучанию оркестра. Так что, активнее начинайте изучать именно это искусство!

ЭТО ЕЩЁ НЕ ВСЁ!

Вы очень хотите петь, но не спите ночами от того, что не знаете, как развить музыкальный слух? Теперь вы знаете, как получить то, о чём вы думали этими ночами! Впридачу получите хороший видео-урок по вокалу от Елизаветы Боковой – она рассказывает о “трёх китах” вокала, основах основ!