Как хорошо, что есть театр!

21 век «набирает обороты». Несомненно, что обстановка в стране накладывает отпечаток на нашу сегодняшнюю жизнь. Мы живем в такое время, когда не только от возможностей, но во многом больше от способностей каждого из нас зависит наше благополучие. Огромные затраты энергии идут на то, чтобы поддерживать свое благосостояние.

Еще в древнегреческом государстве Афины целью воспитания считалось единство внешней и внутренней красоты. При этом внешняя красота трактовалась как совокупность физических данных, необходимых для несения воинской службы, а критерием внутренней красоты являлась готовность к исполнению гражданских обязанностей. На основе обобщения педагогического опыта Афин древнегреческий философ Платон сделал вывод о том, что процветание государства находится в прямой зависимости от того, в какой мере будут полноценными с точки зрения физических и нравственных качеств его граждане.

Бездуховность, безвкусица, сомнительные «идеалы», поверхностность в отношениях не могут положительно влиять на развитие подрастающего поколения. Ребенок развивается, хотим мы этого или не хотим, заботимся или не заботимся. Развитие может идти и вне нашего воздействия, стихийно, под влиянием случайных факторов. Потребность в развитии у детей очень сильна.

В детстве все оставляет свой след. К.Д.Ушинский в свое время обращал внимание взрослых на такой факт: если на веточке молодого дерева посидит птичка, ветка меняет направление своего роста. Так и ребенок: очень немного нужно, чтобы он изменил направление своего духовного развития. Гармонично ребенок развивается в условиях не стихийных, а целенаправленных, последовательных, педагогически продуманных. Потребность в развитии у детей очень сильна. Она не знает ни выходных, ни перерывов на обед. Кто-то из детских писателей сказал, что у каждого ребенка в глубинах его души спрятаны серебряные колокольчики. Надо их отыскать, затронуть, чтобы они зазвенели добрым и веселым звоном, чтобы мир ребенка стал радостным и светлым.

Каждому педагогу хочется сделать жизнь детей в школе содержательной, активной, интересной, творческой. Каждый из нас стремится найти новые пути эстетического и художественного образования детей, ищет приемы развития индивидуальных творческих способностей младших школьников.

Одним из оптимальных способов, универсальной образовательной моделью, на мой взгляд, является театральное искусство. Ведь, театр - это синтез искусств. Знакомясь с языком театра, ребенок погружается в мир литературы, музыки, изобразительного и других видов искусств. Более того, театр – это коллективное искусство. Ребята учатся плодотворному взаимодействию, овладевают навыками коллективного творчества. Театральное образование в школе воспитывает основы зрительской культуры обучающихся, развивает навыки театрально-исполнительской деятельности, дает знания о театре.

Основной язык театрального искусства – действие, основные видовые признаки – диалог и игра, понимаемые в самом широком смысле. Эти особенности делают театральное искусство очень близким детям, потому что игра в общении особенно естественна как для младших школьников, так и для ребят более старшего возраста. Умение выражать свою сущность – это одна сторона человеческой личности, вторая – умение понять другого. Драматизация приучает детей по внешним приметам судить о внутреннем состоянии человека, что дает основу для формирования таких качеств, как наблюдательность, чуткость. Таким образом, на помощь учителю приходят Музы. Они тысячи лет живут среди людей. Войдя к нам, Муза театра способна принести радость, воодушевить, а может быть и что-то изменить в нашей жизни.

В ожидании чуда можно прожить целую жизнь, в сотворении чуда можно прожить несколько жизней. Театр - это, несомненно, волшебство! Детский театр - волшебство вдвойне. Вспомните, какие ощущения у вас возникали, когда, будучи еще совсем маленькой девочкой или маленьким мальчиком, вы попадали в зал с приглушенным светом, с яркими декорациями, с добрыми и злыми героями, с какой-то волшебной тонкой сказочной музыкой? Наверняка вы сидели, открыв рот, а иногда (когда Баба Яга пролетала на метле) зажмурив глаза; радовались, пугались, веселились, удивлялись. Ваша душа наполнялась теми впечатлениями, теми ощущениями, той сказкой, которую раз увидев, не забудешь никогда. Дети очень искренне верят в то, что происходит на сцене. Они сопереживают героям, они боятся Лешего, морщатся при виде Водяного, подражают мимике, интонациям героев. Помогают совершать добрые поступки и с удовольствием подскажут Деду-Морозу, куда Баба-Яга спрятала подарки! Все это отражается на их поведении в жизни. С помощью спектакля они учатся отличать добро и зло.

В нашем селе нет профессионального детского театра. Но мы с удовольствием посещаем спектакли, которые бывают в Доме Культуры г.Буденновска, в театрах г. Ставрополя и г.Пятигорска.

В 1999году мне была предоставлена возможность вести драматический кружок в Томузловской школе. Первый спектакль, который мы поставили вместе с ребятами назывался «Смех и слезы». Костюмы сшили из старого постельного белья, подобрали музыку к спектаклю. Декорации были самодельные, но почти настоящие. И еще неизвестно кому было интереснее на этой премьере: тому, кто смотрел или тому, кто играл! Так и пошло… Позже были поставлены спектакли «Двенадцать месяцев» по С.Маршаку, «Звездный мальчик» О.Уайльда, «Звезда» по Казакевичу, «Великое противостояние» по повести Л.Кассиля, «Снегурочка» по мотивам народной сказки, новогоднее представление по мотивам сказки «Щелкунчик», «Новогодние приключения Маши и Вити». Каждый год мы принимаем участие в театральных конкурсах. Мы гордимся тем, что часто в районе мы занимали призовые места. А в 2013 году поставили спектакль «Мальчик – Одуванчик» в моей обработке и решили поучаствовать в краевом конкурсе «Театральный перекресток». И стали лауреатами 3 степени. Мы давно уже не просто драматический кружок, а школьный детский театр «Премьера». «Премьера», потому что каждый год мы ставим новые и новые спектакли. Несколько лет в школе существовала команда КВН, которая принимала участие в играх КВН в г.Ставрополе. Бывало, наша команда «проходила» в очередной тур. Это было незабываемо! Здесь, ведь, требовались не только драматические способности, но и музыкальные, танцевальные, юмористические. И мы пели, танцевали, юморили. Наградой для команды была грамота «Лучшей сельской команде КВН на Ставрополье».

Заканчивают ребята школу и уходят во взрослую самостоятельную жизнь. Так «отыграли» свои роли в школьном театре Черновы Стас и, Песков Стас, Царевская Анна и Царевский Даниил, Поделякин Владимир, Комиссар Александр, Герасимова Екатерина, Магомедова Раисат, Домнина Анна, Барсуков Сергей, Баев Вячеслав, Грядская Наталья, Косикова Ирина, Гарнага Александр, Савостиков Сергей, Панитко Евгений и Панитко Наталья, Теплякова Екатерина, Ребус Роман, Федотова Мария, Емельянов Дмитрий, Искрижицкий Максим, Короленко Александр, Лукьященко Юлия и Лукьященко Андрей, Сергеева Елизавета, Ильина Татьяна, Говорунова Елена, Поделякин Евгений и многие другие. Им на смену пришли замечательные актеры: Бабенко Евгения и Бабенко Владимир, Колесникова Роза, Вейс Михаил, Карабельникова Валентина, Грищенко Николай, Тарасова Надежда, Устенко Даниил, Рамазанов Закаржа. И это не еще не все! И «звездные» самые маленькие: Цыганок Павел, Сычев Сергей, Давыдов Артем, Резник Павел, Емельянов Даниил, Беднякова Дарья, Каланчук Лилия, Поделякин Владимир, Абдулаев Магомедрасул, Еременко Елизавета, Меньшенина Анастасия. А сколько еще будет!!!

Ребенок, окруженный миром искусства в школе, становится духовно богаче, более развит интеллектуально, нравственно.

Как хорошо, что есть театр!

Он был и будет с нами вечно,

Всегда готовый утверждать

Все, что на свете человечно.

Здесь все прекрасно – жесты, маски,

Костюмы, музыка, игра.

Здесь оживают наши сказки

И с ними светлый мир добра!

Барсукова А.И., учитель высшей категории

МОУ СОШ №16 с.Томузловское


Татьяна Новикова
Сценарий мероприятия «Как хорошо, что есть театр!»

Из опыта работы Новиковой Т. А. музыкальный руководитель МДОУ №70, г. БРАТСК.

Как хорошо , что есть театр !

Он был и будет с нами вечно,

Всегда готовый утверждать

Все, что на свете человечно!

В нашем детском саду вошло в традицию проведение театрального фестиваля «Буратино» ,

где спектакли готовят родители вместе с детьми, что помогает установить хорошие взаимоотношения с родителями, совместно изготавливаем театральные афиши , театральные куклы . Для театральной деятельности мы стараемся создать все необходимые условия. В каждой группе есть театральные уголки , ширмы, разные виды театра . На занятиях я объясняю детям, что такое реквизит, декорации и как нужно с ними обращаться. Дети знают, что костюмы нам шьют в костюмерной, а грим накладывает художник по гриму.

В процессе работы над спектаклем решается много задач. Активизируется речь ребенка, театр побуждает думать , анализировать, делать выводы и обобщения, дети учатся чувствовать, передавать эмоции, общаться друг с другом.

Занимаясь театром , мы ставим перед собой цель - сделать жизнь детей интересной и содержательной, наполнить жизнь детей радостью творчества.

Открытие театрального семейного фестиваля «Буратино»

Дети и взрослые входят в зал под песню «Сцена » (исполнитель А. Миронов) .

Звучит музыка «Давайте негромко» слова Ю. Ким, музыка Ген. Гладкова из к/ф «Обыкновенное чудо» .

Дама :

Поднялся занавес и вот

На сцене Золушка живет .

Грустит, смеется и поет

И после бала принца ждет.

Кавалер :

Со злом сражаться без оглядки,

Ломать нелепые порядки

И верить в жизни чудеса

(Хотя б на эти два часа) .

Пока спектакль длится!

В них только выдумка - нет фальши.

Кавалер :

Они нас учат честно жить,

Любовью, дружбой дорожить

Звенит театральный звонок (3 раза, (за ширмой звучит веселый смех) .Звучит песня «Буратино» , слова Ю. Энтин, музыка А. Рыбникова (ребенок в костюме Буратино танцует) .

Буратино - ребенок убегает за ширму, там появляется игрушка - Буратино. Буратино «Светлячок» театральный фестиваль «Буратино» театральные игрушки театре !

Дети выглядывают из-за ширмы : В театре ?

Буратино : Да, да в театре , в семеДети : Вот здорово! (выбегают, с клубковым театром )

Трубочка на палочке. Усики на мордочке

Юбочка на баночке, Трусики на жердочке

Ушки вместо крышки – Хвостик из рогожки

Это кукла мышки! (показывает мышку) Это кукла кошки! (показывает кошку)

Слышится стук, звучит музыка «Полька – Карабас» , слова Ю. Энтина, музыка А. Рыбникова - ПАРАД КУКОЛ, КОСТЮМОВ.

Звучит музыка «Бродячие артисты» (ансамбль «Веселые ребята» )

Садятся в балаган– Лиса, Баба – Яга, Клоун, Дама, кавалер и дети, с собою чемодан с реквизитом). Под музыку «едут и поют»

Звучит финальная песня «Ах, этот вечер» , слова Л. Дербенева, музыка м. Дунаевского из к/ф «Ах, Водевиль» .

Из чемодана достается реквизит, одевают зрителей и выводят на сцену , наносят грим зрителям – детям. Музыка стихает.

Дама : Как хорошо , что есть театр !

Он был и будет с нами вечно,

Всегда готовый утверждать

Все, что на свете человечно.

Кавалер : Здесь все прекрасно – жесты, маски,

Костюмы, музыка, игра.

Здесь оживают наши сказки,

И с ними светлый мир добра!

Все : Наш фестиваль открыт! Ура!Буратино : - Здравствуйте, почтеннейшая публика! Большие и маленькие! Слушайте и глядите, и не говорите, что не слышали! В детском саду «Светлячок» праздник! А какой знаете? Сегодня мы открываем семейный театральный фестиваль «Буратино» ! Праздник необычный. Ваши мамы, папы, бабушки и дедушки всю неделю будут разыгрывать представления, шить театральные игрушки , изготавливать афиши, играть в театре !

Как хорошо, что есть театр!
Он был и будет с нами вечно,
Всегда готовый утверждать
Все, что на свете человечно.

Здесь все прекрасно – жесты, маски,
Костюмы, музыка, игра.
Здесь оживают наши сказки
И с ними светлый мир добра!

Развитие младших школьников средствами театральной педагогики

Кто-то из детских писателей сказал, что у каждого ребенка в глубинах его души спрятаны серебряные колокольчики. Надо их отыскать, затронуть, чтобы они зазвенели добрым и веселым звоном, чтобы мир ребенка стал радостным и светлым.

Каждому педагогу хочется сделать жизнь детей в школе содержательной, активной, интересной, творческой. Он стремится найти новые пути эстетического воспитания и художественного образования детей, ищет приемы развития индивидуальных творческих способностей младших школьников.

Одним из оптимальных способов, универсальной образовательной моделью, на мой взгляд, является театральное искусство. Ведь театр – это синтетический вид искусства. Знакомясь с языком театра, ребенок погружается в мир литературы, музыки, изобразительного и других видов искусств. Театр – это коллективное искусство. Ребенок учится плодотворному взаимодействию с большими и малыми социальными группами, овладевает навыками коллективного творчества. Театральное образование в школе воспитывает основы зрительской культуры обучающихся, развивает навыки театрально-исполнительской деятельности, дает знания о театре.

Основной язык театрального искусства – действие, основные видовые признаки – диалог и игра, понимаемые в самом широком смысле. Эти особенности делают театральное искусство очень близким детям, потому что игра в общении очень естественна для младших школьников, в ней они чувствуют себя спокойно и комфортно.

Как можно использовать методы и приемы театральной педагогики в начальной школе? Дети разыгрывают сценки, представляют кого-то, читают стихи и прозу, нестандартно, с выдумкой участвуют в классных и школьных праздниках.

Ребенок, окруженный миром искусства в школе, становится духовно богаче, более развит интеллектуально, нравственно. Театральное образование в школе воспитывает основы зрительской культуры обучающихся, развивает навыки театрально-исполнительской деятельности, дает знания о театре. Создавая собственные пьесы, сказки, дети рисуют эскизы декораций и костюмов, пробуют себя в роли режиссера. Но как можно играть в театральные игры, перевоплощаться на школьной сцене, не зная основ театрального искусства? Именно это наводит на мысль о необходимости изучать азбуку театра. При этом нужно формировать у детей лексические понятия и умения по следующим направлениям:

– этимология слова;
– работа с синонимами и антонимами;
– наблюдение за многозначностью слов;
– подбор рифм к слову;
– сочинение небольших рифмовок, раскрывающих смысл слова.

Например, работа над термином комедия может проходить следующим образом. Из Толкового словаря ученики узнали, что:

Комедия (лат.) – 1) в Древней Греции: представление, развившееся из песен, исполнявшихся во время карнавальных процессий в честь бога Диониса; 2) драматическое произведение веселого, жизнерадостного характера, часто высмеивающее недостатки общественной жизни, быта и людей; 3) забавное событие; 4) притворство.

Как видим, более знакомо нам второе значение этого слова. А в первом значении лишь частично раскрывается его этимология.

Рифмы ребята подобрали следующие: комедия – трагедия, элегия, стратегия... Синонимичные пары: комедия – смех; комедия – забава; комедия – курьез. Гнездо антонимов: комедия – трагедия.

В гнездо родственных слов вошли слова комизм, комичный, комедиант, комедиантка, комедиантство, комедийный. Стихи-рифмовки:

Пьесу-комедию мы написали,
Актеров нашли и в труппу собрали.
Начали роли распределять:
Кого кто в комедии будет играть.

Комедия наша веселая, славная,
Все персонажи в ней очень забавные.
В ней Колобок должен Лисоньку съесть,
Съесть, улыбнуться и песенку спеть.

Итогом работы в этом направлении стал Театральный словарь, который был составлен юными театралами. Материал успешно используется и на литературном чтении, и во внеклассной работе.

Актер – исполнитель ролей в драматических, оперных, балетных, эстрадных, цирковых спектаклях и представлениях, а также в киноискусстве.

Амплуа – термин, определяющий различные виды ролей в русском театре прошлого столетия: герой, трагик, комик, простак, резонер, инженю, травести и др.

Амфитеатр – места в зрительном зале современного театра, расположенные поднимающимися уступами после прохода.

Балет – спектакль, в котором содержание передается без слов: музыкой, танцем, пантомимой.

Бельэтаж – первый ярус зрительного зала над бенуаром и амфитеатром.

Бенуар – ложи в театре, расположенные по обеим сторонам партера на уровне сцены или несколько ниже.

Бутафория – предметы, которые употребляются в театральных постановках вместо настоящих: части костюма, оружие, мебель, украшения и многое другое.

Водевиль – легкая комедийная пьеса, обычно одноактная.

Грим – искусство изменения внешности актера (его лица) с помощью красок, наклеек, парика в соответствии с требованиями исполняемой роли.

Декорация – оформление сцены художником для определенного спектакля, общий вид места действия.

Диалог (театральный) – основная форма драматической речи, разговор двух актеров на сцене, отличающийся обязательной действенностью.

Дирижер – лицо, руководящее коллективом исполнителей музыкального произведения (оркестром, хором, ансамблем песни и пляски), предлагающее музыкантам трактовку произведения.

Занавес (театральный) – мягкие шторы, закрывающие сцену от зрителей, делающие невидимым процесс смены декораций, создающие ощущение промежутка времени между действиями.

Инсценировка – переделка прозаического произведения для сцены, где используются в большинстве только главные его линии и, как правило, нет места авторскому тексту.

Комедия – драматическое произведение, которое, развлекая, пытается исправить недостатки людей смехом.

Маска – накладка на лицо с изображением какого-либо персонажа, зверя, головы мифологического существа; применение ее началось в глубокой древности в обрядах, позднее вошло в употребление в театре для создания сценического образа.

Мельпомена – муза, покровительница трагедии, позднее – театра в целом.

Мизансцена – расстановка актеров на сценической площадке.

Монолог – наиболее важное и развернутое обращение одного персонажа к другому или нескольким персонажам либо к зрителю, а также обращение персонажа к самому себе.

Опера – музыкально-драматический спектакль, где актеры не разговаривают, а поют.

Оркестр группа музыкантов, совместно исполняющих музыкальное произведение на разных инструментах.

Партер – места в зрительном зале, расположенные ниже сцены, перед проходом.

Премьера – первое представление спектакля по данной пьесе.

Пьеса – литературное произведение, написанное для исполнения в театре.

Рампа – граница между сценой и зрительным залом, вдоль которой по самому переднему краю сцены устанавливают осветительные приборы, не видимые зрителям.

Режиссер театральный деятель, работа которого состоит в выборе пьесы, ее художественном толковании, созвучном времени постановки, определении принципов декорационного и музыкального решения (вместе с художником и музыкантом), создании актерского ансамбля в соответствии с трактовкой каждой роли.

Репертуар – список пьес, идущих в том или ином театре в текущем сезоне.

Спектакль – театральное зрелище.

Суфлер – работник театра, обязанность которого на репетициях и спектаклях – подсказывать реплики ролей актерам.

Терпсихора – муза, покровительница танцев.

Трагедия – наиболее насыщенный сильными эмоциями жанр драматургии и театра. В его основе лежит резкое столкновение непримиримых сил, которое может привести героя (героев) к гибели. В древности считалось, что этот жанр очищает зрителей от мелких страстей и пороков.

Фарс – жанр пьесы и спектакля острокомедийного характера с грубоватыми шутками, бесцеремонными насмешками над пороками, слабостями людей, которые сильно преувеличиваются; одним из сценических приемов может быть потасовка. Этот сценический жанр нередко сравнивают с карикатурой в живописи.

«Театр уж полон, ложи блещут...» Что каждый из нас слышит в этой пушкинской сроке? Наверное, мы слышим шелестящее шуршание шелка, мы воображаем гаснущие огни нарядных люстр и сумрак зрительного зала, наполненный затаенным дыханием сотен людей, мы ощущаем радостное ожидание великого чуда, имя которому – искусство сцены.

Кто создает волнующий, удивительный, незабываемый праздник – спектакль, концерт? Артисты – ответит даже ребенок. Да, конечно, и артисты, и режиссеры, и осветители, и рабочие сцены, и те, кто принимает наши пальто, помогает найти свое место в зале, продает минеральную воду в буфете. Не зря известный деятель искусства Константин Сергеевич Станиславский говорил, что театр начинается с вешалки.

Да ведь и от нас самих тоже зависит, принесет посещение театра радость, оставит равнодушным или вызовет чувство досады. Оказывается, быть зрителем – это тоже великое искусство. Зачастую перед посещением спектакля учитель инструктирует своих подопечных, как нужно вести себя в театре, что они должны увидеть и запомнить, чтобы потом это помогло в написании сочинения-рецензии. И как бывает грустно и обидно, когда дети разговаривают во время спектакля, громко смеются, отвлекаются! Думаю, обычные назидания не смогут воспитать настоящего зрителя, отличающегося строгим соблюдением приличий и сдержанностью манер.

Как же быть? Попробуйте предложить детям самим придумать правила поведения в театре и на концерте. Причем такие, чтобы их было интересно слушать и они запоминались. За образец можно взять "Вредные советы" Григория Остера. Не сомневайтесь, получится весело, а дети еще раз вспомнят о том, как надо себя вести.

Юные зрители моего класса сочинили вот такие правила поведения в театре.

    Подавая свои вещи гардеробщику, ни в коем случае не перебрасывайте пальто за барьер. Пусть он сам поработает. Если так сделает каждый из нескольких сотен зрителей, у гардеробщика на руках разовьются прекрасные мускулы.

    Номерок лучше всего повесить на палец: так будет удобно вращать его в фойе и во время концерта или спектакля. Именно для этого на номерке сделана дырка.

    Если ваше место в середине ряда, не торопитесь занимать его. Пусть сначала сядут все остальные. Зато потом, когда вы будете проходить, всем придется встать. Эта зарядка полезна для здоровья.

    Как только вы устроились на месте, начинайте хлопать. Ведь просто несправедливо, что вы уже готовы, а представление не начинают. Есть предположение, что если бы некоторые зрители не хлопали так настойчиво, спектакль вообще никогда не начали бы.

    Не забудьте: вам с товарищем не так уж часто приходится посидеть рядом полтора-два часа. Используйте эту возможность, чтобы рассказать все новости и обсудить сложные вопросы. Правда, очень плохо, что приходится иногда напрягать голосовые связки, так как мешают музыка и реплики актеров.

    Купите в буфете шоколад и жвачку, но сразу не ешьте и не жуйте. Идите в зал и, громко шурша фольгой, разверните только тогда, когда артист выйдет на сцену. Знаете, как приятно есть шоколад, конфеты под музыку и тем более смачно жевать жвачку, надувая пузыри!

    Помните, что долго сохранять неподвижность очень вредно для организма. Поэтому побольше двигайтесь: поворачивайтесь, наклоняйтесь, упирайтесь ногами в спинку переднего кресла и спихивайте руки соседей с подлокотников.

    Не будьте эгоистом! Если вам известно содержание спектакля, быстренько расскажите самое главное соседям: Том Сойер и Бекки спасутся из пещеры, тот немец вовсе не фашист, а наш разведчик и т.д.

Такие правила дети обычно хорошо понимают и запоминают.

Первые спектакли, первые любимые персонажи, первое ни с чем не сравнимое свое зрительское восприятие: вот-вот откроется занавес, и оживет удивительная сказка, населенная злыми и добрыми феями, возникнет мир волшебных превращений, счастливых детских историй...

Становясь старше и посещая вечерние спектакли, дети еще по-настоящему не понимают любви, ревности, политических разногласий, ужасов войны, страха одиночества, человеческой боли. Но они смотрят неотрывно... Ведь в детстве ощущаешь, впитываешь драму даже сквозь непонимание.

В театре чаще, чем в жизни, человек способен пережить чужое как свое, совсем личное. А это значит, происходит всплеск человечности в человеке. Через других – тех, кто на сцене, – он может понять себя, окружающих, весь мир.

Но вот спектакль окончен... какое впечатление он произвел на моих учеников? Обсуждая спектакль с детьми, свою главную задачу я вижу в выявлении того образа спектакля, который сложился у ребенка, не навязывая ему авторской концепции или собственного мнения. Вернуть ребенка в тот мир чувств и мыслей, которые им владели во время спектакля, разбудить эмоциональную память, углубить его же впечатления от спектакля помогает беседа на тему «Мои воспоминания о спектакле».

– Закрой глаза. Какая сцена из спектакля возникла самая первая? Почему?
– Вспомни моменты спектакля, когда ты смеялся, улыбался, хлопал в ладоши.
– Вспомни те моменты, когда тебе было грустно или ты боялся, что сейчас заплачешь.
– Были ли моменты, когда было скучно на спектакле или непонятно, что происходит?
– С кем из героев спектакля ты хотел бы дружить, а с кем не хотел бы встречаться?
– Были ли такие моменты в спектакле, когда тебе хотелось вмешаться в действие и что-то изменить?
– Хочется ли тебе еще раз посмотреть этот же спектакль?
– Кому из родных, друзей ты посоветовал бы посмотреть его?
– О чем бы ты спросил автора пьесы, режиссера, актеров?
– Как ты думаешь, почему театр взял именно эту пьесу в репертуар, захотел тебе рассказать именно эту историю?
– Изменились ли герои внутренне и внешне по ходу спектакля? Почему? В какой момент эти перемены произошли?
– Каким образом ты понял, какое место (страна, город или деревня) и какое время (век, время года или суток) представлены на сценической площадке?
– Ваши пожелания, просьбы к коллективу театра.

И традиционно беседу завершают поэтические строки Юлия Кима:

Брызнет сердце то ли кровью,
То ли тертою морковью –
Ах, поверьте, все равно;
Все равно жестокой болью,
То ли гневом, то ль любовью
Наше сердце пронзено,
И слезами плачут куклы,
И огнем пылают буквы,
И взорвался барабан.
И пошла под гром оваций
Перемена декораций.
Здравствуй, новый балаган!
Но сквозь годы и изъяны
Незаметно и упрямо
Никогда не до конца
То ли светлый, то ль румяный
Проступает изначальный
Чистый замысел творца...
Превращенья и обманы,
Лилипуты, великаны.
Кто придумал, чья вина?
Вот опять меняют краски,
Вот опять спадает маска,
А под ней еще одна,
А под ней еще одна,
А под ней еще одна...

Оформление зала: (см. Приложение «Оформление зала»)

· театральные афиши,

· фотографии детей в театральных костюмах,

· на заднике – имитация занавеса и 2 театральные маски.

Оборудование:

· театральные костюмы для героев,

· лотки с товарами для торговцев,

· ширма для Фомы и Ерёмы,

· деревянные ложки,

· билеты для зрителей и участников (см. Приложение «Билеты»),

· театральные программки (для каждой команды),

· 5 коробок с реквизитом к спектаклям,

· 5 кроссвордов (см. Приложение «Кроссворд»),

· палочка,

Видео:

· Интернет ресурсы

· Отрывки из мультфильма «Приключения Буратино». Авторы сценария: Н. Эрдман, Л. Толстая. Композитор: А. Лепин. Режиссер: М. Ботов.

· Отрывки из мультфильма «Царевна лягушка». Автор сценария и режиссер: Ю. Елисеев.

· Отрывки из балета «Лебединое озеро». Сценарий: И. Гликман, А. Дудко, К. Сергеев. Режиссер: А. Тубеншляк.

· Отрывок из телеспектакля «Огниво» (Телепередача «В гостях у сказки»). Сценарий и постановка: В. Обогрелов.

· Д/ф «Русский народный театр». 1 серия. Год выпуска : 1975. Режиссер-постановщик : Леонид Купершмидт.

Музыка:

· Алексей Рыбников - Бу-ра-ти-но

· Алексей Рыбников - Шарманка. Титры

· Алексей Рыбников - Явление Золотого ключика

· Народные частушки

· Фонограмма к песне «Ой, калина. Ой, малина»

· Фонограмма к песне «Заиграй, жалейка»

· Григорий Гладков - Песня о картинах.

· Музыка с диска «Одинокий пастух» (для проведения заданий)

Программа сопровождается показом презентации (прилагается).

Дети разделены на 3 команды, сидят за столами. Для участия в конкурсах будут приглашаться родители детей и гости.

Познавательно-игровая программа "Как хорошо, что есть театр!"

Ход мероприятия.

Учитель. А любите ли Вы играть?

Сегодня мы посетим чудесную страну, полную тайн и волшебства, где могут играть как взрослые, так и дети. А как называется эта страна, вы узнаете, собрав пазлы.

Дети собирают пазлы на тему "Театр": здание театра, фрагменты спектаклей, зрительный зал.

Какие изображения у вас получились? (ответы участников)

Какое слово объединяет эти изображения? (Театр.)

Наша программа называется – «Как хорошо, что есть театр!»

Выходят 2 ученика.

Как хорошо, что есть театр!

Он был и будет с нами вечно,

Всегда готовый утверждать

Всё, что на свете человечно.

Здесь всё прекрасно – жесты, маски,

Костюмы, музыка, игра.

Здесь оживают наши сказки

И с ними светлый мир добра!

Учитель. О театре и его тайнах можно говорить бесконечно. А что бы вы хотели узнать о театре? (Ответы детей.)

Учитель. Конечно, сегодня мы сможем найти ответы лишь на некоторые ваши вопросы. Театр называют храмом искусства. А почему? На этот вопрос мы с вами постараемся ответить в конце нашей программы.

Помогут раскрыть некоторые тайны театра герои сказки "Золотой ключик".

Появляются Арлекин и Сверчок.

Арлекин . Всем известна эта сказка

И знаком её герой.

Знает каждый, без подсказки

Всё про ключик золотой:

Что в каморке папы Карло

Там, за дверью потайной,

Спрятан был чудесный театр.

Поспешу туда….

Сверчок. Постой….

Вдруг не знает кто-то в зале

Про театр ничего

И хотят, чтоб рассказали

Мы сегодня про него.

Арлекин. А знаете ли вы, что слово "театр" в переводе с греческого языка - место для зрелищ, зрелище. Театр – это род искусства, а также здание, предназначенное для представления драматических произведений перед публикой. Истоки современного театра как искусства можно найти еще в древних охотничьих и сельскохозяйственных игрищах, а также в массовых народных обрядах. (Видеоролик.)

Сверчок. Русский театр зародился в глубокой древности в народном творчестве - обряды, праздники, связанные с трудовой деятельностью. (Видеоролик.)

Сверчок. Со временем обряды потеряли свое магическое значение и превратились в игры-представления. В них проявлялись элементы театра - драматическое действие, ряженье, диалог. Считается, что первыми артистами на Руси были торговцы на ярмарках.

Выходят лотошники, расхваливают свой товар.

1. Тары – бары, растабары,

Есть хорошие товары!

Не товар, а сущий клад –

Разбирайте нарасхват!

Подходи, дружок Вавила!

Заворачивай, Гаврила!

Заворачивай, Матрёна!

Набивай карман, Ерёма!

2: Ай да пирог! Этот пирог

Сам Иванушка пёк!

Сколь горячий – губки жжёт,

Одно масло – к ручкам льнёт!

С сахарным примесом,

С полпуда весом.

3.Платки, гребешки,

Расписные петушки!

Небольшой расход,

Подходи, честной народ!

Стою на краю,

Чуть недаром отдаю:

За загадки и шутки

За песни, прибаутки!

Учитель. Как вы думаете, почему торговцев считали первыми актерами на Руси? (ответы участников)

Сверчок. В 11 веке на Руси появились бродячие актёры – скоморохи (в переводе с греческого "игрец, смехотворец"), которые исполняли сценки, героические песни, танцы, цирковые номера. Скоморошить - петь, плясать, балагурить, разыгрывать сценки, играть на музыкальных инструментах и лицедействовать мог всякий.

Арлекин. Но скоморохом-умельцем становился и назывался только тот, чье искусство выделялось своей художественностью. В это же время появился первый кукольный театр, в котором исполнялись сказки, былины, шутки, небылицы.

Выносят ширму, выходят два мальчика, изображающие кукол.

Фома и Ерёма: Здравствуйте, честной народ!

Мы пришли к вам оба:

Фома да Ерёма.

Ф.: Людей посмотреть

Е.: Себя показать

Ф. и Е.: Да небылиц вам рассказать.

Ф. Вы послушайте, ребята,

Чепуху вам будем петь.

На дубу коза пасётся,

В бане парится медведь.

Припев: Здорово, здорово

У ворот Егорова,

А у наших, у ворот,

Всё идёт наоборот.

Е. Сидит ёжик на сосне –

Новая рубашка,

На головке сапожок,

На ноге фуражка.

Припев.

Ф. По реке плывёт корова,

Обогнала пароход.

На рогах сидит ворона

И соломинкой гребёт.

Припев.

Е .Черти вилами поели

Из баранины уху,

Не пора ли, в самом деле,

Нам закончить чепуху.

Припев.

Выходят 2 ученика.

1 ученик. По-настоящему театр появился в 17 веке - это были придворный и школьный театры. Школьный театр появился при Славяно-греко-латинской академии. Пьесы писались преподавателями и ставились учащимися по праздникам.

2 ученик. Придворный театр появился в Москве при царе Алексее Михайловиче. Первое представление состоялось 17 октября 1672 года. Царю так понравилось представление, что он смотрел его десять часов подряд. Ставились и другие пьесы на библейские сюжеты. Декорации и костюмы были выполнены русскими умельцами.30 августа 1756 года императрица Елизавета Петровна издаёт указ об учреждении государственного русского театра.

Учитель. А вы знаете, что театры бывают драматические, кукольные, музыкальные. (Показать фрагменты из разных спектаклей).

Драматические - это театры, в которых актёры - люди.

Кукольные – это театры, в которых артисты – куклы.

Музыкальные – это театры, в которых звучит много музыки (опера, балет, оперетта, мюзикл).

Каким театром руководил Карабас-Барабас? Почему?

Сверчок. Поспешим теперь в театр, чудесную страну, полную тайн и волшебства. А вот и хозяева театра.

Появляются Буратино, Мальвина, Пьеро. Танец "Буратино"(А. Рыбников, Ю. Энтин)

Буратино. Был я очень непоседлив,

Я везде свой нос совал.

За холстом в каморке Карло

Чудо - театр отыскал.

Пьеро. Он открыл театр папе,

И себе, и всем друзьям,

Это значит - мне и вам!

Мальвина. И в театре новоселье,

Пусть царит вокруг веселье.

Смех и радость для детей!

Дружно жить всем веселей!

Буратино. Ребята, помните, как я вместо того, чтобы пойти в школу, попал на представление в театр Карабаса-Барабаса, продав свою чудесную "Азбуку"? Давайте посмотрим, как всё было (отрывок из мультфильма).

Буратино. А кто знает, что нужно купить, чтобы попасть в театр? (Билеты.)

А где можно купить билеты? (В кассе.)

Как называют человека, который продаёт билеты? (Кассир.)

А кто проверяет билеты при входе в театр? (Контролёр или билетёр)

Пьеро. Билетёр проверил билеты, и мы попадаем в фойе театра. Фойе – это помещение в театре, в котором зрители могут отдохнуть перед спектаклем или во время антракта. Здесь можно познакомиться с фотографиями артистов театра, приобрести театральную программку. У вас на столах лежат театральные программки. О чём может рассказать театральная программка?

1 задание. Рассмотрите театральные программки. О чём они вам рассказали? (Ответы детей.)

Звенит первый звонок.

Мальвина. Прозвенел первый звонок – вас приглашают в зрительный зал. Где же ваши места? На одних билетах написано: партер, на других – амфитеатр, балкон.

Давайте осмотрим зрительный зал: внизу, посредине, – ряды стульев и кресел. Эти места называются партером , что в переводе с французского языка означает «на земле». По бокам партера, внизу, расположены ложи , что переводится как «помещения». В каждой такой ложе, то есть в отгороженном местечке, помещается четыре или, если ложа большая, шесть кресел. Нижний ряд лож называется бенуаром , он обычно находится на одной высоте со сценой. Вот заполнены ряды бельэтажа, которые находятся выше бенуара, а места еще выше называются балконом , и там тоже уже расположилась публика в ожидании представления.

Мальвина. Звенит второй звонок. Давайте вспомним правила поведения в театре.

7 учеников читают правила.

Ты в театр взял билет,

В первый раз, однажды,

Что тут можно, а что нет,

Помнить должен каждый.

Для того, чтоб смог ты в срок

Занять место в зале,

Раз-два-три звонит звонок,

Чтоб не опоздали.

Так что знай наверняка,

Взрослый или кроха –

После третьего звонка

В зал врываться плохо.

Если в зале ешь поп-корн,

Запивая "Колой",

То позоришь ты при том

И себя и школу.

Взял с собой ты телефон –

Тут не место спорам -

Быть он должен отключен,

Не мешать актерам.

Вот спектакль завершен,

Не спеши на выход –

Вышла труппа на поклон,

Им скажи "Спасибо".

Если правила вот эти

Будешь строго выполнять,

То театры все на свете

Можешь смело посещать!

Мальвина. Итак, все заняли свои места, и взоры зрителей обращены к сцене, которая закрыта занавесом.

3 ученик. А вы знаете, что занавес существовал уже в театре Древнего Рима. При открытии сценической площадки он опускался в специальную щель в полу, в конце представления - снова поднимался из пола.

Занавес может быть как поднимающимся, так и раздвигающимся. Ему отводится немаловажная роль в спектакле.

Занавес – это, прежде всего, вступление, увертюра к спектаклю, его символ.
Но многие современные театры работают без занавеса.

Пьеро. Ребята, а вы знаете, кто принимает участие в рождении спектакля?

Буратино. Спектакль (от латинского зрелище) – произведение театрального искусства. В создании спектакля участвует большой театральный коллектив : актёры, художник-декоратор, композитор, костюмеры, гримёры и другие под руководством режиссёра-постановщика.

Песня "Театр" (муз. Г. Гладкова, сл. Ф. Резника). Танец с зонтиками.

Кто какую роль играет,

Каждый должен знать актёр.

Роли всем распределяет,

Ставит пьесу режиссёр.

Он на сцене самый главный,

Пусть не видим мы его.

Без него никто в театре

Не сыграет ничего.

Видишь город тына сцене

А потом зелёный лес,

То вдруг бал в далёкой Вене,

То дворец в Стране Чудес.

Знает каждый в зале зритель –

Никаких тут нет чудес,

Это сделал оформитель,

Он на эти штуки спец.

Кто для вас весь день на сцене:

То он нищий, то король.

Грим с костюмом только сменит,

И гляди – другая роль.

Он для зрителя играет

Так сложилось с давних пор.

И, конечно, каждый знает,

Что зовётся он – актёр.

Мальвина. Давайте заглянем за кулисы. Для того, чтобы спектакль получился зрелищным, необходимо построить декорации, подобрать бутафорию , придумать и создать костюмы, грим для актёров. Как много новых слов!

4 ученик. Мальвина, ничего сложного. Декорация (от латинского, украшение) - оформление сцены для определённого спектакля.

Бутафория – предметы, которые употребляют в театральных постановках вместо настоящих: части костюмов, оружие, мебель, посуда, еда и другое.

Грим – искусство изменения внешности актёра с помощью красок, наклеек, парика для того, чтобы актёр соответствовал своей роли.

Учитель. Раньше спектакль оформляли совсем не так как сегодня: декорации заказывали декоратору, костюмы – костюмеру, мебель и посуду – бутафору. Лишь на генеральной репетиции эти вещи встречались на сцене, и получался ужасный разнобой. И вот, как-то, 100 лет назад встретились режиссер и балетмейстер Сергей Павлович Дягилев и известный художник Лев Бакст. И решили, что это положение нужно исправить. В театре Дягилева эскизы декораций, мебели и париков делал один и тот же художник. С тех пор оформлением спектаклей занимались такие знаменитые художники как В. Васнецов, М. Врубель, И. Левитан, К. Коровин.

Ребята, вам предстоит сейчас самим побывать в роли художника-декоратора и выполнить макет декорации к спектаклю.

2 задание.

Наклейте аппликацию и отгадайте, к какому спектаклю эта декорация (каждая команда получает набор деталей для аппликации и планшет).

1 набор к сказке "Кошкин дом".

2 набор к сказке "Маугли".

3 набор к сказке "Свинопас".

5 набор к сказке «Теремок»

Учитель. Перед каждым спектаклем нужно подготовить реквизит: костюмы, бутафорию и т. д.

Задание 3. Каждая команда получает набор предметов – реквизит к спектаклю. Нужно определить, для какого спектакля подготовлен данный набор.

1 набор к спектаклю "Винни – Пух" (колокольчик с привязанным хвостом; горшочек, на котором написано "мёд"; воздушный шарик , вывеска с надписью "Посторонним В.").

2 набор к спектаклю "Аленький цветочек" (аленький цветочек; туалет; макет парусника; перстень).

3 набор к спектаклю "Старик Хоттабыч" (бутылка; борода; учебник "География"; коврик).

4 набор к спектаклю "Дюймовочка" (горшочек с тюльпаном, скорлупа грецкого ореха с лепестком цветка, лист водяной лилии с привязанной к нему бабочкой).

5 набор к спектаклю «Сказка о царе Салтане» (бочонок, лук, стрела, белка, золотые орешки, венец Царевны - лебедь, шмель)

Звенит третий звонок.

Буратино . Спектакль начинается. На сцене появляются актёры.

Древней Греции ремесло актера было одним из самых престижных. Имена знаменитых актеров были известны всей Греции, а зрителям на их спектаклях зачастую не хватало места. В те времена лица актеров, одетых в одинаковые просторные белые плащи, закрывали маски, изображавшие в трагических спектаклях горе, а в комических – радость. В распоряжении актера оставался только голос, которым и следовало выразить все эмоции, передать напряженный ход действия.

Первым профессиональным русским актёром считается Фёдор Григорьевич Волков ().

Учитель . Известный режиссёр -Данченко сказал: "Вы можете построить замечательное здание, посадить великолепных директоров и администраторов, пригласить музыкантов, и всё же театра не будет; а вот выйдут на площадь три актёра, постелют коврик и начнут играть пьеску даже без грима и обстановки – и театр уже есть. Ибо актёр – царь сцены".

Учитель. Артистом стать нелегко, для этого надо изменять голос, говорить с выражением, менять выражение лица, производить какие-либо жесты руками. Но главная тайна театра – превращения.

Давайте поиграем в игру "Наши ладошки превращаются в цветочек".

Помните сказку Г.- Х. Андерсена "Дюймовочка"? Колдунья дала женщине волшебное зёрнышко, из которого вырос прекрасный цветок, похожий на тюльпан, лепестки, которого были плотно сжаты. Покажите с помощью рук момент появления цветка (ладони сложены вместе и опущены вниз, медленно поднять сжатые ладони на уровень груди). Женщина поцеловала цветок, сделайте также. Лепестки цветка медленно раскрылись, покажите, как. И, о чудо, в чашечке цветка оказалась маленькая девочка Дюймовочка, покажите удивление и радость. Улыбнитесь ей и подарите свою любовь. А теперь наши ручки превратились в ласточку, которая унесет Дюймовочку к прекрасному Эльфу.

Игра "Превращение предмета".

От каждой команды приглашается по одному человеку и даётся задание: "превратить" мячик, стул, палочку в любой предмет (изобразить с помощью мимики и жестов), а зрители должны угадать, в какой предмет превратился мячик.

Учитель. Артисты должны понимать друг друга, работать сообща. Слаженная работа актёров зависит от режиссёра.

5 ученик. Режиссёр - в переводе с латинского языка, управляю – управляющий актёрами, раздающий роли. Главная задача режиссёра – это поставить данный ему спектакль. От таланта режиссёра зависит успех спектакля, фильма. Во время учёбы перед будущими режиссёрами ставят трудные творческие задачи.

Театр – экспромт. От каждой команды приглашается по 2 человека и 2 родителя. Выбирается режиссёр, распределяются роли (жребий). Даётся 2 минуты для подготовки.

Ночь. Завывает Ветер . Раскачиваются Деревья . Между ними пробирается Похититель , он ищет конюшню, где спит Конь …вот и конюшня. Конь спит, ему что-то снится, он перебирает копытами, тоненько ржёт. Недалеко пристроился Воробей , он дремлет, иногда открывает то один, то другой глаз. На улице спит Пёс… Деревья шумят, поэтому не слышно, как Похититель пробирается в конюшню. Вот он уводит Коня. Воробей тревожно зачирикал. Пёс заливается лаем. Из дома выбегает Хозяин . Похититель убегает в лес. Хозяин ведёт Коня в стойло. Пёс радостно лает и прыгает около Хозяина . Воробей летает вокруг. Деревья шумят и раскачиваются. Ветер, завывая, летает между деревьями. Хозяин гладит Коня , кормит его сеном. Хозяин уходит в дом. Пёс ложится на место и засыпает. Дремлет Воробей . Стоя, засыпает Конь . Всё успокаивается. Занавес.

Учитель. Пока спектакль готовится, мы с вами поиграем, а заодно подготовимся к встрече актёров. Актеры должны быть очень внимательными.

Игра на внимание "Дружные ребята".

Дети шагают на месте с речёвкой: "Вместе весело шагаем и друзей изображаем!" Учитель называет героя сказки, дети должны выполнить определённое движение: "Буратино" – приставить руки к носу, подразнить; "Мальвина" – руками схватиться за голову, покачать головой; "Пьеро" – голова опущена, руки болтаются внизу.

Игра "Рыбка". Я превращу руки в аквариум с рыбкой. Если рыбка плавает в воде, вы сидите спокойно, а как только она вынырнет, нужно громко хлопнуть в ладоши. И у нас получились аплодисменты. Вот так нужно приветствовать всех артистов, режиссёров, оформителей, суфлёров, всех театральных работников, которые дарят нам это чудо – театр.

6 ученик. АПЛОДИСМЕНТЫ (от латинского – рукоплещу), рукоплескания в знак одобрения, приветствия. Еще в Древнем Риме существовала целая система аплодисментов, выражавших разные отношения к спектаклю. Позднее аплодисменты сохранились преимущественно как знак одобрения удачному номеру, или как знак приветствия актера в момент его выхода. В России аплодисменты вошли в обиход с конца 18 века.

Выходит группа ребят и показывает мини-спектакль. Аплодисменты.

Учитель. Давайте вспомним, о чём мы сегодня говорили.

Отгадайте кроссворд.

1. Кого на Руси считали первыми артистами? (Торговцы.)

2. Человек, который управляет спектаклем. (Режиссёр.)

3. Человек, который исполняет в спектакле какую-нибудь роль. (Актёр.)

4. Предметы, которые используют в спектакле вместо настоящих. (Бутафория.)

5. Бродячие актёры. (Скоморохи.)

Прочитайте слово, которое у вас получилось (театр).

Учитель. Театр учит трудиться и побеждать. Мы с вами сегодня поговорили лишь о некоторых театральных тайнах, на себе испытали, что значит быть актёром. Мы, конечно же, на наших занятиях продолжим этот разговор.

· Как вы думаете, почему театр называют храмом искусств? (ответы участников и зрителей)

Хочется верить, что посещая театр - храм искусства - вы будете помнить о правилах поведения в театре и с уважением относиться к труду работников театра.

Дети читают поздравление ко Дню театра.

Какое чудо - оказаться в сказке
С героями оживших вдруг легенд!
Нас удивляют их костюмы, маски,
Захватывает действия момент.

Они поют, горюют, размышляют...
Накал страстей передается нам.
Игрой своей нам души зажигают.
Искусство их - театр, не балаган.

Сегодня славим мастерство актеров,
Поздравить с Днем театра их спешим,
Гримеров, костюмеров и суфлеров -
Мы всех за волшебство благодарим!

Выходят Буратино, Мальвина, Пьеро, Сверчок и Арлекин.

Буратино. Любить театр - волшебный сон,

Вам куклы от души желают!

Мальвина. На представленья приглашают,

И их не раз для вас сыграют!

Пьеро. Вас ждут приятные моменты!

Ну, а сейчас - аплодисменты

Сверчок и Арлекин. Артистам и родителям,

А также чудо - зрителям!

Занавес.

Литература.

1. Детские частушки, шутки, прибаутки. Популярное пособие для родителей и педагогов. Составитель, – Ярославль: Академия развития, 1997 г.

2. Коблова О. Художник и зрелище. Начальная школа. 2005. № 1

3. Михайлова в зрители. Начальная школа. 1995. № 3, 4, 39, 43.

4. Михайлова поиграем. Начальная школа. 1995. №3.

5. Резник песни о театре и правил поведения в театре.

6. Чурилова и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001

7. Интернет ресурсы.