Курс посвящен увлекательным темам по истории и культуре Урала. Вы познакомитесь с ключевыми событиями в истории региона. Узнаете о самых известных уральских брендах (звериный стиль, деревянная скульптура, строгановское шитье и иконопись и др.). Что такое строгановская культура и уральская горнозаводская цивилизация? Почему Пермь является ключами к Сибири? Были ли на Урале алмазные, платиновые и золотые лихорадки? Какими были древние столицы Урала и как они сменяли друг друга? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в нашем курсе.

О курсе

Цели курса - познакомить с историей и культурой Урала студентов бакалавриата и магистратуры. Практические навыки, получаемые в процессе освоения курса - навыки работы с текстовой и визуальной информацией – фотографиями, картами и пр.

Во время курса можно будет познакомиться с большим количеством фотографий достопримечательностей и культурных явлений Урала. Автор курса собирал и разрабатывал этот материал во время многочисленных поездок по территории Урала. Большинство фотографий, представленных в презентациях, являются авторскими.

Формат

Курс состоит из коротких видеолекций от 8 до 15 минут длиной, внутри которых встроены неоцениваемые вопросы. На каждой неделе будет представлен оцениваемый тест из 15 вопросов и итоговый экзамен из тестов.

Требования

Самое главное требование – знание русского языка

Программа курса

  1. Пера маа - дальняя земля на Востоке
  2. Прикамье - древняя солонка России. Древние столицы Урала: Соликамск - соль камская
  3. Деревянное зодчество Урала
  4. Строгановская цивилизация
  5. Прикамье - ключи к Сибири. Тайны похода Ермака
  6. Дороги в Сибирь. Чусовая – река теснин
  7. Уральская горнозаводская цивилизация. Города-заводы Прикамья
  8. Из недр уральских гор: алмазная, золотая, платиновые лихорадки на Урале
  9. XIX век на Урале
  10. Благотворительность и меценатство на Урале

Результаты обучения

УК-1 Способен учиться, приобретать новые знания, умения, в том числе в области, отличной от профессиональной

УК-5 Способен работать с информацией: находить, оценивать и использовать информацию из различных источников, необходимую для решения научных и профессиональных задач (в том числе на основе системного подхода)

ПК-18 (СЛК –Б2) Способен осознавать и учитывать социокультурные различия в профессиональной деятельности

ПК-25 Способен ориентироваться в системе общечеловеческих ценностей и ценностей мировой и российской культуры, понимает значение гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации

Во время курса можно будет познакомиться с большим количеством фотографий достопримечательностей и культурных явлений Урала. Автор курса собирал и разрабатывал этот материал во время многочисленных поездок по территорииУрала. Большинство фотографий, представленных в презентациях, являются авторскими.

Урал известен как многонациональный край с богатой культурой, базирующейся на древних традициях. Здесь проживают не только русские (которые стали активно заселять Урал с XVII века), но и башкиры, татары, коми, манси, ненцы, марийцы, чуваши, мордва и другие.

Появление человека на Урале

Первый человек появился на Урале приблизительно 100 тысяч лет назад. Не исключена вероятность, что случилось это и раньше, но никаких находок, связанных с более ранним периодом, в распоряжении ученых пока что нет. Древнейшая палеолитическая стоянка первобытного человека была обнаружена в районе озера Карабалыкты, недалеко от деревни Ташбулатово Абзелиловского района республики Башкортостан.

Археологи О.Н. Бадер и В.А. Оборин – известные исследователи Урала – утверждают, что прапрауральцами были обыкновенные неандертальцы. Установлено, что люди на данную территорию переселились из Средней Азии. Например, в Узбекистане был найден целый скелет мальчика неандертальца, время жизни которого пришлось как раз на первоосвоение Урала. Антропологами был воссоздан облик неандертальца, который и был взят в качестве внешности уральца периода заселения данной территории.

Древние люди были не способны выжить в одиночку. На каждом шагу их подстерегала опасность, а капризная природа Урала то и дело проявляла свой строптивый нрав. Только взаимопомощь и забота друг о друге помогла первобытному человеку выжить. Основной деятельностью племен был поиск пропитания, поэтому задействованы были асболютно все, в том числе и дети. Охота, рыбалка, собирательство – основные способы добыть пищу.

Удачная охота очень много значила для всего племени, поэтому люди стремились умилостивить природу с помощью сложных ритуалов. Обряды совершались перед изображением тех или иных животных. Свидетельством этому являются сохранившиеся наскальные рисунки, в том числе уникальный памятник – пещера Шульган-таш, расположенная на берегу реки Белая (Агидель) Бурзянского района Башкортостана.

Внутри пещера похожа на удивительный дворец с огромными залами, соединяют которые широкие коридоры. Общая длина первого этажа составляет 290 м. Второй этаж находится на высоте 20 м над первым и тянется на 500 м в длину. Коридоры ведут к горному озеру.

Именно на стенах второго этажа сохранились уникальные рисунки первобытного человека, созданные при помощи охры. Здесь изображены фигуры мамонтов, лошадей и носорогов. Картинки свидетельствуют о том, что художник видел всю эту фауну в непосредственной близости.

Марийцы (черемисы)

Марийцы (мари) или черемисы являются финно-угорским народом. Расселены в Башкирии, Татарстане, Удмуртии. Есть марийские деревни и в Свердловской области. Как этническая общность сложились ко 2-й половине I тысячелетия н.э. Большую роль в этногенезе этого народа сыграли соседние племена удмуртов и мордвы. После разгрома монголо-татарами Волжской Булгарии марийцы стали переселяться к северо-востоку, оттесняя удмуртов к верховьям реки Вятки.

Впервые упоминаются в VI веке готским историком Иорданом под именем "оремискано". Татары называли этот народ «черемыш», что значило «препятствие». До начала революции в 1917 году марийцев, как правило, именовали черемисами или черемисой, но затем данное слово было признано оскорбительным и убрано из обихода. Сейчас такое название вновь возвращается, особенно в научный мир.

Удмурты

Формирование древних удмуртов случилось в итоге смешения финно-пермских и угорских народов в IX веке н.э. Предки удмуртов формировались в междуречье рек Волга и Кама. Они оставляли две большие группы: южную (жили на правом берегу нижнего течения реки Камы и притоках Вятки - Вале и Кильмези) и северную (появились в результате переселения на Вятку, Чепцу и Верхнее Прикамье после нашествия в XIII веке монголо-татар). Главным городом удмуртов был, по-видимому, Иднакар - укрепленный ремесленный, торговый и административный центр.

Предками северных удмуртов были представители чепецкой культуры IX-XV веков, а южный удмуртов - чумойтлинской и кочергинской культур. По мнению историков, к XVI веку численность удмуртов не превышала 3,5-4 тысяч человек.

Нагайбаки

Существует несколько версий происхождения данной народности. Согласно одной из них, они могут быть потомками воинов-найманов, тюрков, являвшихся христианами. Нагайбаки являются представителями этнографической группы крещеных татар Волго-Уральского региона. Это коренной малочисленный народ РФ. Нагайбакские казаки участвовали во всех масштабных сражениях XVIII века. Живут в Челябинской области.

Татары

Татары – второй по численности народ Урала (после русских). Больше всего татар проживает в Башкирии (порядка 1 миллиона). На Урале немало полностью татарских деревень. Значительные переселения поволжских татар на Урал наблюдались в XVIII веке.

Агафуровы - в прошлом одни из самых известных купцов Урала среди татар

Культура народов Урала

Культура народов Урала достаточно уникальна и самобытна. До той поры, пока Урал не отошел России, многие местные народности не имели собственной письменности. Тем не менее, со временем, эти же народы знали не только свой язык, но и русский.

Удивительные предания народов Урала насыщены яркими, таинственными сюжетами. Как правило, действие связано с пещерами и горами, разнообразными сокровищами.

Нельзя не упомянуть непревзойденное мастерство и фантазию народных мастеров. Широко известны изделия мастеров из уральских минералов. Их можно увидеть в ведущих музеях России.

Известен регион и резьбой по дереву и кости. Деревянные крыши традиционных домов, уложенные без применения гвоздей, украшаются вырезанными «коньками» или «курицами». У коми принято возле дома на отдельных шестах устанавливать деревянные фигуры птиц. Существует такое понятие, как «пермский звериный стиль». Чего только стоят древние фигурки мифических существ, отлитых из бронзы, найденные во время раскопок.

Знаменито и каслинское литье. Это удивительные по своей изысканности творения из чугуна. Мастера создавали красивейшие канделябры, статуэтки, скульптуры и ювелирные украшения. Данное направление завоевало авторитет и на европейском рынке.

Крепкой традицией является стремление иметь свою семью и любовь к детям. Например, башкиры, как и прочие народы Урала, почитают старших, поэтому главными членами семей являются бабушки и дедушки. Потомки знают наизусть имена предков семи поколений.

Предварительный просмотр:

«Национальная культура народов Южного Урала» (из опыта работы).

Участники:

Дети, родители, воспитатели, музыкальный руководитель.

Образовательные области:

  • Здоровье;
  • Социализация;
  • Труд;
  • Безопасность;
  • Познание;
  • Коммуникация;
  • Чтение художественной литературы;
  • Музыка
  • Театрально-художественное творчество;

Актуальность:

«Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут». (Э.К. Суслова.)

В настоящее время особенно актуальной стала проблема терпимого отношения к людям иной национальности, культуры. Не секрет, что сегодня всё большее распространение среди российского общества получили недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации проникают в семью, детский сад, школу.

Россия – страна многонациональная, многокультурная, многоязычная. Так было всегда.

В сегодняшней России русская культура не просто сосуществует с культурами других народов, она интенсивно взаимодействует с ними.

Тема толерантности, совместного проживания разных народов для мира, России и в том числе Южного Урала в последнее время стала очень актуальной. Челябинская область многонациональна, на ее территории проживают представители более 30 народов: русские, татары, башкиры, немцы, евреи, азербайджанцы и др. Чтобы отношения между этносами были цивилизованными и гармоничными, дошкольники и их родители должны знать историю, культуру, обычаи, традиции и заметных личностей своего и других народов, внесших вклад в социально-экономическое, культурное развитие региона, известных в России и мире. Приобщение дошкольников к народной культуре становится социальным заказом общества, что отражено в директивах государственных документах: «В законе об образовании», «Концепции государственной национальной политики».

С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культурные ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций. И маленький татарин, и маленький башкир, и маленький русский, и другие должны иметь представление о культуре, быте, жизни другого народа, доступное их возрасту.

Реализация данного проекта требует от педагогов и родителей пополнить знания о различных компонентах национальных культур народов, населяющих Южный Урал. Поэтому проблеме воспитания толерантности должно уделяться серьезное внимание.

Новизна и оригинальность: заключается в интеграции образовательных областей и программы «Наш Дом – Южный Урал», развитие традиций проведения дней национальной культуры в ДОУ, приобщение детей к традициям и культуре народов Южного Урала.

Практическая значимость для ДОУ:

  • Пополнение уголков для театрализации и других групповых зон - предметами быта, национальной одежды народов Южного Урала;
  • Пополнение детского репертуара фольклорными произведениями народов Южного Урала.
  • Пополнение картотеки подвижных игр - играми народов Южного Урала (русских, татар, башкир);
  • Размещение материалов на сайт детского сада;
  • Пополнение фонотеки, методической копилки в МДОУ – новым фольклорным материалом.

Цель: объединить усилия семьи и ДОУ по вопросам формирования у детей нравственно-патриотических чувств и толерантности к людям других национальностей.

Задачи:

  • Расширить знания о жизни людей, живущих на Южном Урале, их обычаях, традициях, фольклоре.
  • Познакомить с национальной одеждой народов Южного Урала;
  • Познакомить с музыкальными инструментами народов Южного Урала.
  • Приобщать детей и родителей к играм народов Южного Урала;
  • Воспитывать чувство толерантности к представителям других национальностей, чувство гордости за свой народ и его культуру;

Идея: через разные виды деятельности формировать представления о многообразии культур народов Южного Урала, национальных традициях и обычаях, гостеприимство, вежливость в общении, благодарность за помощь.

Замысел: Дошкольный возраст, как известно, характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, формированием у детей начальных представлений о себе и обществе, чувствительностью и любознательностью. С учётом этого можно сделать вывод о благоприятных перспективах и актуальности формирования у дошкольников этнокультурной осведомлённости. Поэтому роль педагога – удовлетворить детское любопытство и дать детям элементарные знания о традициях, быте, культуре народов родного края. Вместе с воспитателями и родителями пополнялось:

Оборудование национальных уголков в группах;

Музей национальной культуры;

Методическое обеспечение воспитательно - образовательного процесса.

Дидактического материала

Игротеки игр разных народов

Сюжетно-ролевые игры

Дидактического, раздаточного материала для проведения народных игр.

  • - устное народное творчество;
  • - художественная литература;
  • - музыкальное народное творчество;
  • - декоративно-прикладное искусство, живопись;
  • - народные праздники, обряды, традиции;
  • - игра, народная игрушка и национальная кукла;
  • - этнические мини-музеи.

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ Д еятельность осуществлялась в соответствии с тематическим планированием по программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой. и программы воспитания и развития детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики « Наш дом Южный Урал» .Помимо оказания методической музыкально-педагогической поддержки воспитателям, было решено активно привлекать родителей к участию в мероприятиях детского сада и осуществлению проектной деятельности. Родители с большим энтузиазмом приняли участие в пошиве и дальнейшем представлении национальных костюмов: «Праздник – дефиле русского костюма» и « Презентация национального костюма « народов Южного Урала»(2014г.) Родители не только с удовольствием разучивали с детьми национальные песни и танцы, но и сами приняли участие в презентации костюма. На празднике царила гармония народной музыки, народных традиций, красота и самобытность костюмов.

РАБОТА С ВОСПИТАТЕЛЯМИ. В ознакомлении с фольклором и обычаями народов Южного Урала с воспитателями были обговорены цели и задачи; обоснована актуальность темы, мотивация её выбора; были предложены совместные форматы - тематические занятия; « встречи» с национальными героями; экскурсии; выставки; праздники; досуги; фестивали; презентации; конкурсы. Для этого были проведены индивидуальные и групповые консультации; рекомендована литература; предложены пособия и атрибуты.

Разнообразней и колоритней, с использованием национальных костюмов, фольклора и обычаев,прошли календарные праздники «Осенины», «Весенняя ярмарка»; народные гуляния « Масленница », «Сабантуй», патриотические праздники-«День народного единства», «День России»; «Фестиваль русского костюма» , «Фестиваль костюмов народов Южного Урала»; «Праздник стихов»(чтение стихов на русском,татарском, башкирском и казахском языках); «Праздник сказки» (принимали участие все возрастные группы МДОУ), «Праздник игр народов Южного Урала», концерты фольклорной музыки.

Кульминацией всей работы в этом направлении является выступление национального ансамбля детей МДОУ на городских фестивалях «Звёздочки Магнитки » и «Я, ты, он, она-вместе целая страна».

Основные принципы в работе по приобщению дошкольников к национальной культуре народов Южного Урала:

· Работа по приобщению детей к национальной культуре проводиться системно, по всем направлениям, с включением всех участников педагогического процесса в ДОУ, родителей, и установлением внешних связей.

· Работа строиться в соответствии с народным календарем, в котором учитываются все циклы жизнедеятельности человека на земле, праздники.

· Учет возрастных особенностей при отборе содержания, задач обучения и воспитания.

· Обеспечение эмоционально-психологического комфорта и уважения к личности ребенка.

Основные направления в работе:

Игровая деятельность

Театрализация народных сказок – совместное творчество детей, воспитателей и родителей воспитанников. Изучение народных игр.

Социально – нравственное воспитание

Изучение традиций народов Южного Урала.

Речевое развитие

Знакомство с фольклором русских, татар, башкир (песни, потешки, сказки, пословицы, поговорки)

Ознакомление с окружающим

Формирование представление о том, что такое Южный Урал», какие люди живут на этой земле, чем они похожи на нас и чем они отличаются.

Художественная литература

Знакомство с поэзией народов Урала. Чтение сказок разных народов.

Изобразительная деятельность

Изучение народного декоративно-прикладного искусства.

Изучение традиционных народных промыслов, способов и приемов их изготовления.

Музыка

Народные праздники.

Изучение народных песен, песен патриотического воспитания.

Изучение народных игр, развлечений.

Разучивание народных танцев.

Ожидаемые результаты:

Для детей: - Приобщение детей к разным видам национальной культуры народов Южного Урала. –

Для педагогов:

  • Презентация подвижных игр народов Южного Урала;
  • Фонотека музыки народов Южного Урала.

Для родителей:

Установление партнёрских взаимоотношений педагогов и родителей по вопросам патриотического воспитания детей.

Подведение итогов по реализации проекта:

Работа над темой «Национальная культура народов Южного Урала» не закончена. Реализация этого проекта способствовала расширению представления о многообразии народов, проживающих на территории Южного Урала, развитию у детей познавательного интереса через знакомство с культурой, музыкой, играми, танцами народов Южного Урала. Разбудили интерес не только к своей национальной культуре, но и культуре народов ближайшего национального окружения. Мы надеемся, что работа в этом направлении будет продолжена не только другими педагогами. Но и родителями.

Объединять усилия дошкольного образовательного учреждения и семьи, создавая единый контекст воспитания и развития детей на основе общности цели, содержания и педагогических технологий.

Список литературы:

1. Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина… - М: АРКТИ, 2004.

2. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры.: Детство - Пресс, 2002.

3. Алешина Н.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром и социальной действительностью».

4. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М: ЦГЛ, 2005.

5. Куприна Л.С.Знакомство детей с русским народным творчеством СПб: Детство – Пресс, 2003.

6. Новицкая М.Ю. «Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду».Мн., 2004.

7. Авдеева Е.В. «Патриотическое воспитание старших дошкольников». - Мн., 2004. - С.

8. Козлова С.А. «Воспитание патриотических чувств.// Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников». Под ред. Н.Ф. Виноградовой, - М.: 9. Наш дом – Южный Урал: программа воспитания и развития детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики./ Ред.-сост. Е.С. Бабунова. - Челябинск: Взгляд. 2007.

10.Программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н, Е, Вераксы; Т,С, Комаровой;М.А.Васильевой. Москва Мозаика –синтез 2012 г.

Начало формы

С давних пор на уральской земле селились народы, у каждого были свои обычаи и традиции! Мы познакомимся с бытом и традициями русского, украинского, башкирского и татарского народов.

Русский народ .

Традиции и обычаи русского народа.

Большое количество обрядов и традиций связано с семейной жизнью (это и сватовство, и свадебные торжества, и крещенье детей). Проведение старинных обрядов и ритуалов гарантировало в будущем успешную и счастливую жизнь, здоровье потомков и общее благополучие семьи.

Издавна славянские семьи отличались большим количеством членов семьи (до 20 человек), взрослые дети, уже поженившись, оставались жить в родном доме, главой семейства был отец или старший брат, их все должны были слушаться и беспрекословно выполнять все их наказы. Обычно свадебные торжества проводились либо осенью, после уборки урожая, либо зимой после праздника Крещенья (19 января). Затем очень удачным временем для свадьбы стала считаться первая неделя после Пасхи, так называемая «Красная горка». Самой свадьбе предшествовал обряд сватовства, когда к семье невесты приезжали родители жениха вместе к его крестными, если родители соглашались отдать дочь замуж, далее проводились смотрины (знакомство будущих молодоженов), потом шел обряд сговора и рукобитья (родители решали вопросы приданного и дате проведения свадебных гуляний).

Обряд крещения на Руси тоже был интересен и уникален, ребенок должен был креститься сразу после рождения, для этого выбирались крестные родители, которые всю жизнь будут в ответе за жизнь и благополучие крестника. В годик малыша садили на изнанку овечьего тулупа и стригли его, выстригая на темечке крест, с таким смыслом, что нечистые силы не смогут проникнуть к нему голову, и не будут иметь над ним власти. Каждый Сочельник (6 января) немного подросший крестник должен приносить крестным родителям кутью (кашу из пшеницы с медом и маком), а те в свою очередь должны одарить его сладостями.

Традиционные праздники русского народа.

Основные народные праздники:

Масленица

Прощёное воскресенье (перед наступлением Великого поста)

Вербное воскресенье (в воскресенье, предшествующее Пасхе)

Пасха (первое воскресенье после полнолуния, наступающего не ранее дня условного весеннего равноденствия 21 марта)

Красная горка (первое воскресенье после Пасхи)

Троица (в воскресенье в день Пятидесятницы - 50-й день после Пасхи)

Существует поверье, что в ночь на Ивана Купала (с 6 на 7 июля) один раз в году в лесу расцветает цветок папоротника, и тот, кто его найдет, обретет несметные богатства. Вечером около рек и озер разжигают большие костры, люди одетые в праздничные древнерусские одеяния водят хороводы, поют ритуальные песнопения, прыгаю через костер, и пускают венки по течению, в надежде найти свою вторую половинку.

Масленица – традиционный праздник русского народа, отмечаемый в течение недели пред Великим Постом. Очень давно масленица была скорее не праздником, а обрядом, когда чтилась память ушедших предков, задабривая их блинами, просили у них плодородного года, а сжиганием соломенного чучела проводили зиму. Прошло время, и русский народ превратил грустный праздник в более веселое и разудалое торжество, которое стало символизировать радость скорого окончания зимы и прихода долгожданного тепла. Смысл изменился, а традиция печь блины осталась, появились захватывающие зимние развлечения: катания с горок на санках и в конных упряжках, сжигалось соломенное чучело Зимы, всю масленичную неделю родственник ходили на блины то к тещ, то к золовке, везде царила атмосфера праздник и веселья, на улицах проводились различные театральные и кукольные представления с участием Петрушки!

Рождество Христово – не только светлый праздник православия, также он символизирует возрождение и возращение к жизни, традиции и обычаи этого праздника, наполненные добротой и человечностью. День перед Рождеством (6 января) носит название Сочельник, потому что главным блюдом праздничного стола, который должен состоять из 12 блюд, является специальная каша «сочиво», состоящая из вареной крупы политой медом, посыпанной маком и орехами. Садиться за стол можно только после появления в небе первой звезды. Рождество (7 января) - семейный праздник, кода все собирались за одним столом, ели праздничное угощение и дарили друг другу подарки. 12 дней после праздника (до 19 января) называются святки , раньше в это время девушки на Руси проводили различные посиделки с гаданьями и обрядами на привлечение женихов.


Светлая Пасха издавна считалась на Руси великим праздником, который ассоциировался у людей с днем общего равенства, прощения и милосердия. Накануне пасхальных торжеств обычно русские женщины пекут куличи (праздничный сдобный пасхальный хлеб) и пасхи, убирают и украшают свои жилища, молодежь и дети раскрашивают яйца, которые по древнему преданию символизируют капли крови Иисуса Христа, распятого на кресте. В день Святой Пасхи нарядно одетые люди, встречаясь, говорят «Христос Воскресе!», отвечают «Воистину воскресе!», затем следует троекратный поцелуй и обмен праздничными пасхальными яйцами.

Русская изба

В стародавние времена у каждого человека был дом.

Даже в старину люди делали себе жилище, где можно было спрятаться от холода и непогоды, от диких зверей, погреться у огня. Мы приходим домой отдохнуть и набраться сил. Строили дома из лиственницы, хвойной породы деревьев. Потому что лиственница намокает, она становится прочнее и крепче, почти как камень. Такой дом будет стоять долго, не будет гнить. Но строили дома и из сосен, а нижние бревна старались класть из лиственницы. В таком доме воздух всегда пахнет смолой. Особенно в ней хорошо тепло зимой, когда за окном мороз да вьюга.

Священным местом в доме считалась печь. Печь- это сердце дома. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Печка - деревенская кормилица. В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги. Между печью и стеной дома было место, которое называли «бабий кут» или куток - это угол, который отделяли от остальной избы цветной занавеской. Хозяйничала в кутке женщина-хозяйка: варила еду, пекла хлеб, стряпала, пряла, шила. Там же на крюке, забитом в потолок, висела колыбелька для самого маленького в семье.

Но жили в доме не только люди. Были в нем жильцы - кто родом из леса, кто- с поля, кто – из земли. Без них в хозяйстве не обойтись. Какие же предметы еще находились в русской избе? Например, самовар.

За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя. Ситом сеяли муку, и тогда тесто на пироги получилось очень пышным и мягким.

Зимними долгими вечерами хозяйка на прялке пряла нитки. А из ниток затем вязали или ткали полотно и шили одежду. В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит». Ложкой не только ели, на ложках можно было играть и пускаться в пляс.

Чугунок был незаменим в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился. Как же можно было достать из печи горячий горшок? Здесь был нужен другой помощник-ухват. Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие горшки со щами и вкусной кашей. Но не только в чугунке готовили пищу в старину. У чугунка был соперник. Главной кухонной посудой был горшок - прямой предшественник кастрюли, супницы, сахарницы, чайника, контейнера для хранения. В горшке варили супы, каши, кипятили воду, тушили мясо, хранили крупу, муку, масло. В горшках не кисло молоко, не заводились жучки. Горшки могли быть разных размеров: от маленького горшочка на несколько ложек, до огромного горшка, вмещавшего до 2-3-х ведер воды. Горшки различались и по внешней отделке. Более нарядными были те, которые подавались с пищей на стол. Считалось, что чем старше горшок, тем больше у него обереговой силы. Одно плохо, горшок должен был быть «нероней». Но если вдруг горшок треснул, то оплетали его берестяными полосками и использовали для хранения. О таком горшке даже загадку сложили: «Был ребенок- не знал пеленок, стар стал- пеленаться стал». Горшок был мужской и женский.

Женский горшок по стуку - звонкий, по форме - вытянутый вверх, изящный. В нем хранили муку, крупу. Мужской по стуку-глухой, по форме - толстый, пузатый, его использовали для приготовления пищи. Когда купали детей, то девочек поливали из женского горшка, чтобы вырастали стройными да красивыми, а мальчиков - из мужского, чтобы росли сильными да крепкими.

По диагонали от печи располагалась обрядовая зона – Красный угол. Именно он встречал каждого, входящего в избу. В красный угол приглашали сесть самых почетных гостей. Украшали его по-особенному. Здесь находились иконы – сосредоточие духовной жизни человека. Их могло быть несколько и располагались они симметрично: большая – посередине и повыше, меньшие – по бокам и пониже.

Зажиточные крестьяне могли позволить себе роспись внутренних стен дома. Основу росписи стен, дверей, простенков составлял растительный орнамент (куст, дерево, букет в вазе), а также изображение зверей, птиц; в более позднее время – человека.

Русские музыкальные инструменты

Деревянные ложки

Балалайка

Гусли

Бубен

Рожок

Кугиклы – древний русский народный инструмент

Трещотка

Гармонь

Дудочка

Русская кухня.

Блины.

Квашеная капуста

Картофель

Русская каша – пища наша!

Русские пельмени

Русский каравай

Русский стол

Традиционные русские сладости: сладкие пироги, пряники, ватрушки с творогом.

Башкиры.

Башкиры – коренные жители Урала, издавна они жили на Уральской земле.

Жилище башкир.

Свои жилища они располагали в долинах рек, у подножий гор или около густых лесов. В реках было много рыбы, а возле гор – хорошие пастбища; леса были богаты ягодами, грибами и медом диких пчел. Башкиры были хорошими скотоводами, рыболовами, охотниками, сборщиками меда. Раньше башкиры были кочевым народом. Им часто приходилось переходить с одного места на другое (кочевать). Кочевали они потому, что табуны коней, стада овец выедали, вытаптывали траву. Их перегоняли на другое богатое травой пастбище. Поэтому башкирам жить приходилось во временных жилищах (юртах, шалашах).

Юрта – (тирмэ) была очень удобной для жизни людей. Она легко складывалась, перевозилась и также легко устанавливалась на новом месте. Юрта хорошо защищала людей от перемен погоды. Собиралась она из тонких жердей и покрывалась серым войлоком – это плотное, толстое, шерстяное полотно. Дверь делалась с Южной стороны. Часть жилища с противоположной стороны считается главной и предназначается для гостей. Неизменное место очага – в центре юрты напротив отверстия для выхода дыма. В случаях, когда очаг выносится на улицу, на этом месте расстилается красивая скатерть, которой отводится роль стола. Вокруг нее раскидывались чепраки, мягкие подушки или тканевые подстилки.

Очень важным элементом кочевого жилища всегда считался шаршау. Это занавес из плотной ткани, который делит башкирскую юрту на две неравноценные части:

1. женскую. Согласно обычаям народа она всегда меньше и располагается неизменно по правую сторону от входа. Здесь хранятся предметы, необходимые для ведения домашнего хозяйства: кухонная утварь, запасы еды, детская и женская одежда и прочее

2. мужскую. Левая часть размерами больше и всегда используется в качестве гостиной. По всей комнате вывешиваются красочные ковры, скатерти, полотенца и постельные принадлежности. Решетчатые стены закрываются не только узорными работами, но и снаряжение воина, украшенное национальными орнаментами. Здесь можно увидеть колчаны для стрел, футляры для пороха, подсумок для дроби и конскую упряжь

Почетное место для гостей – урын – располагается напротив входа. Здесь же размещается резной деревянный сундук на красивой подставке. На нем складываются самые ценные вещи: ковры, паласы, одеяла и подушки. Они бережно связываются узорной лентой с цветными орнаментами на красном или черном фоне.

Внутреннее убранство башкирской юрты.

Войлок юрты украшали геометрическим и растительным орнаментом. Узор располагался, преимущественно, в нижней части юрты, ближе к земле.

Юрта остается актуальной и по сей день - без нее не обходится ни один традиционный башкирский праздник!

Традиции и обычаи башкир.

Башкиры - очень гостеприимные и миролюбивые люди, это стало следствием долгого сосуществования народа с самыми разными соседями, татарами, русскими, булгарами, монголами, казахами и со всеми нужно было наладить отношения. Поэтому башкиры до сих пор считают, что нужно уметь поддерживать мир со всеми и уметь договариваться с ними. При этом народ сохранил свою идентичность и гордость, не уступая никаким давлениям извне. У башкир главными всегда выступали родственные отношения, они окружены огромным количеством правил и обрядов. Старшее поколение окружается большим почетом и играет важную роль в жизни всего рода. Образ жизни народа повлиял на формирование культуры.

Праздники.

Ураза-байрам

Как и многие башкирские народные праздники, Ураза-байрам пришел вместе с мусульманством. Это один из важнейших праздников года, в этот день происходит разговение после долгого поста. В Башкирии этот праздник отмечается очень широко. С утра все люди отправляются в мечеть, затем в домах накрываются богатые столы, часть еды обязательно раздается нуждающимся, также бедным нужно дать денег, чтобы им было на что славить Аллаха. Праздник связан с помощью старшим и нуждающимся, с благими делами. Башкиры в этот день обязательно готовят блюда из говядины и конины, надевают праздничные костюмы, много танцуют. В этот день нет места унынию.

Курбан-байрам

Этот мусульманский и башкирский праздник в сентябре отмечается, и связан он с жертвоприношениями и паломничеством в Мекку. Он означает высшую точку пути к святым местам. С утра во всех мечетях Башкортостана проходят праздничные богослужения и особый обряд жертвоприношения. Потом в каждом доме накрываются столы, в этот день обязательно нужно одарить кого-то из нуждающихся. Нередко глава семьи покупает на базаре тушу животного: барана, корову, коня и, разделывая ее часть, отдает бедным. После этого башкиры отправляются друг к другу в гости, где за праздничным столом восхваляют Господа.

Каргатуй.

Башкирский праздник, посвященный прилету грачей. В переводе с башкирского этот день так и называется – «Грачиная свадьба». В этот день принято много веселиться. Люди наряжаются в национальные костюмы, выходят на улицу, чтобы всем вместе петь и танцевать. Традиционно башкиры украшают в этот день деревья лентами, серебром, бусами, платками. Также обязательно готовится и раскладывается повсюду пища для птиц. Башкиры в этот день просят природу о благосклонности, хорошем урожае. Народные гулянья в этот день состоят не только из танцев и песен, но и включают различные состязания мужчин в силе и ловкости. Завершается праздник пышной трапезой из национальных блюд.

Сабантуй.

Многие башкирские праздники связаны с сезонными сельскохозяйственными циклами, Сабантуй или праздник плуга – один из них. Он обозначает завершение весенних работ в поле. Люди молятся о хорошем урожае и стараются умилостивить богов. Гулянья проводятся на больших площадях, где может собраться все население села. Принято приходить на этот праздник семьями. Веселье включает традиционные песни, обряды и танцы. Также в этот день принято проводить шуточные соревнования по борьбе, бегу в мешках, других видах состязаний. Приз самому ловкому и сильному – живой баран. В этот день обязательно нужно улыбаться и много шутить, у башкир существуют специальные песни, которые призывают милость богов.

Национальные башкирские музыкальные инструменты.

Курай – любимый духовой инструмент башкир, мелодия льется из него очень нежная и красивая!

Кубыз - язычковый музыкальный инструмент типа варгана у башкир и волжских татар, народный музыкальный инструмент. Изготавливается из дерева или металла. Кубыз является одним из древнейших музыкальных инструментов.

Башкирская домбра – струнный щипковый инструмент.

Мандолина

Гармонь.

Башкирская национальная кухня.

Бишбармак

Кыстыбый – лепешки с начинкой.

Вак- балиш – маленькие пироги с мясом.

Губадия – слоистй пирог, преимущественно сладкий, например, с рисом и изюмом.

Башкирский мед – гордость народа!

Башкирский национальный напиток – кумыс!

Еще один башкирский национальный напиток- это буза.

Эчпочмк – печеный пирожок с мясом и картофелем.

Башкирский праздничный стол!

Башкирский народный орнамент.

Татары

Жилище татар.

Традиционным жилищем татар была срубная изба.

У татар существовали городские и сельские поселения. Деревни (аул) в

основном располагались вдоль речной сети, немало было их при ключах,

трактах, озёрах. Традиционные черты интерьера избы - свободное расположение печи

у входа, почётного места «тур» в середине нар (сэке), поставленных вдоль

передней стены. Площадь избы по линии печи разделялась перегородкой или

занавесью на женскую и мужскую половину.

Татары любили и любят украшать свои дома. Поэтому даже простые избы часто выглядят нарядными и весёлыми. Наружные стены их обычно выкрашены в яркие зелёный, синий, жёлтый цвета, а ажурные украшения из дерева в белые, голубые, светло-жёлтые. Традиция такой окраски домов зародилась ещё во времена Булгарии. На любых украшениях у татар- не только домов, но и посуды и в вышивках - по традиции нет изображений людей или животных, а имеются только орнаменты и цветочно-растительные узоры. Много старания и изобретательности вкладывали татарские мастера в украшение окон резными наличниками.

Внутреннее убранство татарского дома.

"Дом без печи что голова без мозгов", - говорит татарская пословица. И вправду: печь в доме обогревала, освещала комнату, пекла хлебы и пироги, а на её тёплой спине так уютно было зимой и детям, и бабушкам. Татарская печь похожа на русскую, но отличается от неё тем, что сбоку вмазан котёл, в котором варили пищу: суп-лапшу, пельмени, каши. Вдоль печи стояла лавка. Это самое почётное место в комнате и принадлежало оно самым уважаемым в семье старшим - бабушкам и дедушкам. Внутри комнаты мы видим большую лавку - сэке, нары.

Для чего она нужна? На сэке мог стоять самовар - значит, она заменял стол. На сэке сидела и работала пряха. А в уголке лежала гора подушек: значит, на сэке спали ночью. Над сэке люлька: значит, на ней сидела няня и качала малыша. А когда дети подрастали, они играли на сэке в свои игрушки. Очень любили и любят татарки развешивать в доме разноцветные яркие занавески-чаршау - и на окна, и отгораживать ими уголки комнат, и разделять комнату на несколько частей. Яркие, пёстрые с цветами занавески на полочках и окнах веселили душу и делали дом нарядным.

Вот какие красивые у татар полотенца. Как и коврики, и посуда - это настоящие произведения народного искусства.

И ещё: в татарском доме всегда много подушек, перин, пуховых одеял - татары любят спать на мягком и в тепле. Наверное, такая любовь к подушкам была и потому, что в каждом дворе обязательно разводили гусей, кур, уток, - значит, было много пуха и пера. Малыш в своей люльке утопал в подушках, бабушка-эби и дедушка-бабай сидели на подушках, даже под ноги клали подушечку.

Традиции и обычаи татар.

Татары, проживавшие на южном Урале имели свои народные праздничные традиции. Наиболле популярными были праздники: Сабантуй, Джиен, связанные с народным природным календарем.

Сабантуй – праздник, не имеющий точной даты и зависящий от погодных условий. Сабантуй проводился перед посевом, поочередно в разных деревнях: устраивались спортивные состязания, различные детские и юношеские забавы, всех угощали кашей из собранных продуктов, которые готовили в казане на пригорке. Обязательным элементом Сабантуя был сбор детьми крашенных яиц, которые готовились в каждом доме. После сбора яиц дети устраивали на улицах различные игры. Сабантуй называют «праздник плуга».


Джиен – праздник среди лета, проводился совместно с несколькими деревнями. Во время праздника организовывались ярмарки, торговля. Днем проводились молодежные гуляния и игрища.

Традиционные татарские музыкальные инструменты.

Татарская народная культура очень схожа с башкирской, поэтому музыкальные инструменты в ней используются те же самые – гармонь, кубыз, курай, мандолина и домбра.

Национальная кухня татар.

Суп «токмач» - суп с лапшой.

Татарские беляши – перемячи.

Бэккены – особые печеные пирожки, овальной формы, с различной начинкой.

Эчпочмаки – печеные пирожки треугольной формы, с мясом и картофелем.

Кош-теле, или хворост, кусочки теста, обжаренные в большом количестве масла.

Чак- чак – медовое мучное лакомство. Традиционное татарское блюдо, подаваемое к чаепитию.

Баурсак –мучное изделие, как правило, готовится из пресного или дрожжевого теста в виде небольших пончиков (ромбовидной или круглой формы), изготовляемых путём жарки во фритюре в казане.

Татарский народный орнамент.

Нагайбаки.

НАГАЙБАКИ, нагайбэклэр (самоназвание), этнографическая группа крещёных татар Южного Урала, в прошлом часть оренбургских казаков, живут в Нагайбацком, Чебаркульском районах Челябинской области.

Язык - говор в составе среднего диалекта татарского языка.

Верующие нагайбаки исповедуют православие и относятся к "старокрещёным", т.е. принявшим христианство в 16-17 веках.

Основу хозяйства Нагайбаков составляло земледелие, большое значение имело также и животноводство степного характера. Земледелие - "степного" типа (залежно-переложная система, основная культура - пшеница, сеяли ещё овёс и ячмень). Практиковалось пчеловодство. Среди промыслов выделяются занятие плотницким делом и производство экипажей.

В праздничные дни горницы особо украшались: по стенам развешивались лучшие полотенца собственной работы, вышитые по концам различными узорами из черного и красного шелка; вывешивалась лучшая праздничная мужская и женская одежда. В доме царили чистота и аккуратность.

Традиции нагайбаков.

Петров день - в это время в деревнях начиналась кипучая деятельность, с этого дня начинался сенокос. У нагайбаков существовало и существует, и по сей поверье, что с Петрова дня можно собирать ягоды. С утра женщины и дети отправлялись в лес и собирали ягоды. К вечеру в каждом доме пекли пирожки из свежих ягод. В этот день вся молодежь выходила гулять, качаться на качелях, водить хороводы. Праздник не отмечается, но пироги пекут, по сей день.

Нагайбакский орнамент.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный университет им. »

кафедра отечественной истории

История и культура Урала

Екатеринбург

Утверждаю

Декан исторического факультета

__________

(подпись) ()

Программа дисциплины «История и культура Урала» составлена в соответствии с требованиями федерального/национально-регионального (вузовского) компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки:

дипломированного специалиста по специальности социокультурный сервис и туризм (название, шифр),

по циклу ДС дисциплин государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Семестр ы 4 и 5

Общая трудоемкость дисциплины 68 , в том числе:

Лекций 68

Контрольные мероприятия :

Рефераты 6

(ФИО, ученая степень, ученое звание, кафедра, вуз)

кафедры _________________________________

от _______ № ______.

(С) Уральский государственный университет

I. Введение

Цель дисциплины - познакомить студентов с основными этапами истории и явлениями культуры Урала с древнейших времен до конца ХХ века.

Задачи дисциплины:

· проследить историческую динамику формирования Урала как региона;

· дать основные характеристики социально-экономического, политического, административно-территориального, национального, конфессионального развития Уральского региона на основных этапах его истории;

· сформировать представление о региональных особенностях культуры Урала, являющейся составной частью общероссийского культурного процесса.

В качестве основы для данной дисциплины используются курсы «История России» и «Этнография». Знания, полученные в ходе изучения курса «История и культура Урала», могут быть использованы при освоении курсов «Регионоведение», «Основы экскурсионной деятельности», различных спецкурсов, тематически связанных с историей и культурой Урала.

Требования к уровню освоения содержания курса.

В ходе изучения данной дисциплины студенты должны усвоить основные социально-экономические, административно-территориальные, национальные, конфессиональные характеристики Уральского региона на различных этапах его развития; получить представление об основных явлениях культурного процесса на Урале в исторической динамике. Приобретаемые умения и навыки: прочтение географических карт и схем, заполнение контурных карт, характеристика визуального ряда, самостоятельная работа с литературой и источниками, написание рефератов.

II. Содержание курса

1. Разделы курса, темы, их краткое содержание

Часть I «История и культура Урала с древнейших времен до середины XIX в.» (семестр 4)

Введение

Концепция, цели и задачи курса. Географическое положение Уральского региона. Понятие «Урал»: историческое измерение. Происхождение топонима «Урал».

Древнейшее прошлое. Этническая карта древнего Урала

Каменный век. Палеолит. Начало и пути заселения края. Самые ранние археологические памятники: Большой Глухой грот, Ельники-2, Богдановка. Природные условия – резкие климатические колебания. Животный мир – «мамонтовая» фауна. Занятия первых обитателей Урала. Источники сырья и приемы обработки камня . Древнейшее пещерное искусство: Капова и Игнатиевская пещеры. Основные сюжеты древней живописи. Гипотезы о предназначении этих пещер.

Мезолит. Разнообразие археологических памятников. Резкие климатические изменения. Животный мир. Адаптация человека к новым условиям: оснащение новыми видами орудий, строительство жилищ из дерева, освоение рыболовства и разных приемов охоты. Усложнение методов обработки камня, новые виды орудий. Уникальные находки на Шигирском, Горбуновском и Кокшаровском торфяниках. Антропоморфные изображения и их научная интерпретация с помощью этнографических знаний.

Вклад уральских ученых в развитие новых отраслей промышленности. Развитие академической науки на Урале: Уральский научный центр и Уральское отделение Российской академии наук. Возникновение и развитие научных школ. Выдающиеся ученые Урала: , и др. Вклад -Ресовского в развитие радиобиологии на Урале.

Развитие культуры Урала во второй половине ХХ в.

«Хрущевская оттепель» и оживление культурных процессов. Создание региональных журналов «Урал» и «Уральский следопыт». Разработка в литературе темы труда как наиболее характерной для специфики края. Усиление звучания нравственных проблем в произведениях уральских писателей (Н. Никонов, В. Потанин). Лиризм и гражданственность уральской поэзии. Творчество детских писателей.

Художники-шестидесятники: , и др. Организация художественных выставок. Творчество Э. Неизвестного. Появление параллельно с официально признанным искусством андеграунда. Содержательные и формальные поиски в искусстве в постперестроечный период. Современное изобразительное искусство.

Диктат стройиндустрии и жесткой экономии в архитектуре. Типовая массовая застройка. Борьба за сохранение исторических памятников. Открытие архитектурно-этнографических музеев. Создание предпосылок для возрождения и развития отечественного зодчества.

Музыка, театр, кинематография.

Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы

· Ознакомление с экспозициями Свердловского областного краеведческого музея («Шигирская кладовая», «Урал в годы Великой Отечественной войны), музея -Сибиряка, музея «Невьянская икона».

· Посещение выставок современных уральских художников и оценка их творчества

· Подготовить творческий проект «Моя семья в судьбе Урала» (семестр 5)

Примерная тематика рефератов, курсовых работ

Вопросы для зачета (семестр 4)

1. Географическое положение Уральского региона. Понятие «Урал»: историческое измерение.

2. Заселение Урала в древности.

3. Этногенез населения Урала до проникновения русских.

4. Продвижение русских на Урал. Вхождение Уральского региона в состав Российского государства.

5. Поход Ермака. Дискуссионные проблемы.

6. Земледельческое развитие на Урале в XVII в. Особенности феодальных отношений.

7. Возникновение и развитие городов на Урале в XVI – XVII в. Торговля.

8. Церковь и освоение Урала.

9. Административно-территориальное устройство Урала в XVII в. Политика в отношении коренного населения.

10. Формирование и развитие Уральского горнозаводского района в XVIII – первой половине XIX вв.

11. Административно-территориальные изменения на Урале в XVIII - первой половине XIX вв.

12. Сельское хозяйство и негорнозаводская промышленность Урала в XVIII - первой половине XIX вв.

13. Социальные отношения и конфликты на Урале в XVIII в. - первой половине XIX вв.

14. Строгановская вотчина как «культурное гнездо».

15. Фольклор. Зарождение литературной жизни на Урале в XVII – XVIII вв.

16. Развитие образования, науки и техники на Урале в XVIII в.

17. Прикладное искусство Урала XVII - первая половина X IX вв.

18. Архитектура Урала XVII - XVIII вв.

19. Развитие образования, науки и техники на Урале в первой половине XIX в.

20. Архитектура Урала первой половины XIX в.

Вопросы для экзамена (семестр 5)

1. Социально-экономическое развитие Урала в пореформенный период

2. Развитие культуры и науки Урала во второй половине XIX – начале XX вв.

3. Социально-экономическое развитие Урала на рубеже XIX – XX вв.

4. Урал в годы революции 1917 г. и гражданской войны.

5. Ускоренная советская модернизация на Урале (20 – 30 гг. ХХ в.)

6. Общественно- политическое развитие Урала в 20–30 гг. ХХ в. Политика советского государства в отношении церкви.

7. Архитектура Урала второй половины XIX в.

8. Архитектура Урала конца XIX – начала ХХ вв.

9. Музыкальная культура Урала. Театральная жизнь начала ХХ в.

10. Архитектура и строительство на Урале в советский период.

11. Борьба за всеобщую грамотность населения. Создание советской системы образования.

12. Достижения в области науки в советский период (довоенный период).

13. Литературная жизнь Урала в 1920- начале 40-х гг.

14. Урал в годы Великой Отечественной войны.

15. Экономическое развитие Урала во второй половине ХХ в. (промышленность, сельское хозяйство)

16. Общественная и политическая жизнь на Урале во второй половине ХХ в.

17. Образование и наука во второй половине ХХ в.

18. Литературная жизнь Урала в во второй половине ХХ в.

19. Развитие изобразительного и монументального искусства в довоенный период.

20. Развитие изобразительного и монументального искусства в послевоенный период.

III. Распределение часов курса по темам и видам работ

Наименование

разделов и тем

Аудиторные занятия

Самостоятельная работа

в том числе

Введение

Древнейшее прошлое. Этническая карта древнего Урала.

Колонизация Урала русскими (конец XI – XVI вв.)

Урал в составе Московского государства (XVII в.)

Формирование и развитие Уральского горнозаводского района в XVIII – первой половине XIX вв.

Административно-территориальные изменения на Урале в XVIII - первой половине XIX вв.

Сельское хозяйство и негорнозаводская промышленность Урала в XVIII - первой половине XIX вв.

Социальные отношения и конфликты на Урале в XVIII в. - первой половине XIX вв.

Социокультурные процессы на Урале в XVII - XVIII вв.

Социокультурные процессы на Урале в первой половине XIX в.

Часть 2 (семестр 5)

Социально-экономическое развитие Урала в пореформенный период.

Развитие культуры и науки Урала во второй половине XIX – начале XX вв.

Революционные события 1917 г. и гражданская война на Урале

Ускоренная советская модернизация на Урале (20 – 30 гг. ХХ в.)

Культурное строительство в 20-30-ые гг. ХХ в.

Урал в годы Великой Отечественной войны

Социально-экономическое развитие Урала во второй половине ХХ в.

Общественно-политическая жизнь Урала во второй половине ХХ в.

Образование и наука во второй половине ХХ в.

Развитие культуры Урала во второй половине ХХ в.

IV. Форма итогового контроля

Семестр 4 – зачет

Семестр 5 - экзамен

V. Учебно-методическое обеспечение курса

Основная:

1. , Бугров Урала с древнейших времен до середины XIX в. Учебное пособие. Екатеринбург, 2002.

2. История Урала с древнейших времен до конца XIX в. Кн. 1. Под ред. . Екатеринбург, 1998.

3. История Урала ХХ в. Кн. 2. Под ред. . Екатеринбург, 1998.

4. История Урала с древнейших времен до 1861 г. М.: Наука, 1989.

5. История Урала в период капитализма. М.: Наука, 1990.

6. Урал в панораме ХХ века. Екатеринбург: СВ-96, 2000.

7. Уральская историческая энциклопедия. Екатеринбург, 1-е изд.1998; 2-е изд. 2000.

8. Литература Урала. Очерки и портреты. Екатеринбург, 1998.

9. Каптиков Урала (XVII – первая половина XIX в.)/ Очерки истории Урала. Вып.5. Екатеринбург, 1997.

10. , Редин Урала с древнейших времен до конца XVIII в. Екатеринбург, 1996.

Дополнительная:

Покровский и общество. Сибирь в XVII в. Новосибирск, 1991.

Андрущенко война 1773 - 1775 гг. на Яике, в Приуралье, на Урале и в Сибири. М., 1969.

Анимица Среднего Урала. Изд. 2-е. Свердловск, 1983.

Апкаримова корпорации в городах Урала (конец ХIХ – начало ХХ в.). Екатеринбург, 2004.

Байдин буржуазии в среде государственного крестьянства Среднего Урала во второй половине XVIII в.// Крестьянство Урала в эпоху феодализма. Свердловск, 1988.

Беляев старого Урала: Библиогр. справочник. Екатеринбург, 1996.

Благотворительность на Урале: парадоксы времен: Науч.-публиц. изд./ , -Екатеринбург: "СВ-96", 2003.

Верхотурский край в истории России. Екатеринбург, 1997.

Введенский Строгановых в XVI - XVII вв. М., 1962.

Власова крестьянского землепользования в Поморье и Западной Сибири в XVII - XVIII в. М., 1984.

Власть, право и народ на Урале в эпоху феодализма. Свердловск, 1991.

Геннин уральских и сибирских заводов. М., 1937.

Геннин В. Уральская переписка с Петром I и Екатериной I. Екатеринбург, 1995.

Главацкая власть и коренное население Урала и Зауралья в XVII в. // Ежегодник научно-исследовательского института русской культуры УрГУ. 1994. Екатеринбург, 1995.

Побережников аграрного окружения в заводское производство (Урал и Западная Сибирь XVIII - первой половины XIX вв.). Екатеринбург, 1995.

Голикова жизнь горнозаводского населения дореволюционного Урала // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: История России.-2003.-№ 2. - С. 20-29.

Голикова поселки - особый тип уральских поселений XVIII - начала XX в. // Документ. Архив. История. Современность. Вып.3. Екатеринбург, 2003. С.66-82.

Демидовский временник. Кн.1. Екатеринбург, 1994.

Дергачева - Из истории литературы Урала и Сибири XVII века. Свердловск, 1965.

Деревня и город в эпоху феодализма: проблема взаимодействия. Сб. науч. статей. Свердловск, 1986.

Екатеринбург: Листая страницы столетий (). Редкол.: (гл. ред.) и др.- Екатеринбург: ИД "Сократ", 2003

Побережников административно-территориального устройства восточных регионов России (XVIII-XX вв.). Екатеринбург: Издательство АМБ, 2003

Иофа Урала. М., 1951. Ч.1: Феодальный период.

История казачества Азиатской России. Екатеринбург, 1995. Т. 1 – 3.

Исследования и исследователи Оренбургского края XVIII - начало XX вв. Свердловск, 1983.

Кафенгауз хозяйства Демидовых в XVIII - XIX вв. М.; Л., 1949. Т.1.

Книга в культуре Урала XVI - XIX вв. Сб. науч. тр. Свердловск, 1991.

Книги старого Урала. Свердловск, 1989.

Козлов науки и техники на Урале XVIII - начало XX века.: Библиографический справочник. Свердловск, 1981.

Кондрашенков Зауралья в XVII - XVIII вв. Ч.1. : Заселение территории русскими. Челябинск, 1966.

Кондрашенков Зауралья в XVII - XVIII вв. Ч.2.: Экономика и положение крестьян. Челябинск, 1969.

Кондрашенков истории крестьянских восстаний в Зауралье в XVIII в. Курган, 1962.

В провинциальном Екатеринбурге (гг.). Екатеринбург: Банк культурной информации, 2003. (Очерки истории Урала; Вып. 22)

Крестьянство Урала в эпоху феодализма. Свердловск, 1988.

Кривоногов труд в горнозаводской промышленности Урала в XVIII в. Свердловск, 1959.

Кузеев Среднего Поволжья и Южного Урала: Этногенез, взгляд на историю. М., 1992.

Культура и быт дореволюционного Урала. Сб. науч. тр. Свердловск, 1989

Культовые памятники горно-лесного Урала / Коллектив авторов. Екатеринбург: УрО РАН. 2004.

Курлаев рудных месторождений Урала и Сибири в XVII веке: у истоков российской промышленной политики. М., 2005.

Лотарева -заводы России, XVIII - первая половина XIX в. Екатеринбург, 1993.

Металлургические заводы и крестьянство. Екатеринбург, 1992.

Миненко народов Урала (к оценке методов и результатов)// Христианское миссионерство как феномен истории и культуры. Материалы Международной научно-практической конференции 1996 г. Т.1. Пермь, 1997. С.18 – 38.

Миненко русских крестьян Зауралья, XVIII - первая половина XIX в. М., 1991.

Миронов рынок России во второй половине XVIII - первой половине XIX вв. Л., 1981.

На путях из земли Пермской в Сибирь: Очерки этнографии североуральского крестьянства XVIII - XX вв. М., 1989.

Народная культура Урала эпохи феодализма. Сб. науч. тр. Свердловск, 1990.

Неклюдов заводчики в первой половине XIX века: владельцы и владения. Нижний Тагил, 2004.

Никитин люди в Западной Сибири XVII века. Новосибирск, 1988.

Оборин и освоение Урала в конце XI - начале XVII вв. Иркутск, 1990.

От Вятки до Тобольска: церковно-монастырские библиотеки российской провинции XVI - XVIII веков. Екатеринбург, 1994.

Очерки истории культуры и быта старого Невьянска. Люди, памятники, документы / Под ред. . Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2001.

Очерки истории Урала.. Вып. 2.: Древность Урала. Екатеринбург, 1996; Вып. 3.: Духовная культура Урала. Екатеринбург, 1997.

Павленко металлургии в России XVIII в.: заводы и заводовладельцы. М., 1962.

Павловский искусство Урала. Свердловск, 1953.

Памятники литературы и письменности крестьянства Зауралья. Свердловск, 1991. Т.1; 1993. Т.2.

Парфентьева (Строгановская) школа в русской музыке XVI - XVII веков. Челябинск, 1993.

Пермская деревянная скульптура: Искусство Прикамья. Пермь, 1985.

Пихоя -политическая мысль трудящихся Урала (конец XVII - XVIII вв.). Свердловск, 1987.

Побережников общинной организации в крестьянских выступлениях на Урале в середине XVIII в.// Государственные крестьяне Урала в эпоху феодализма. Екатеринбург, 1992.

Положение и борьба трудящихся Урала XVIII - начала XX вв. Свердловск, 1987.

Предания и легенды Урала. Сост. Кругляшова, 1991.

Преображенский и Западная Сибирь в конце XVI - начале XVIII вв. М., 1972.

Преображенский итоги и спорные вопросы изучения начала присоединения Сибири к России // История СССР. 1984. № 1.

Рахматуллин итоги изучения Крестьянской войны в России 1773 - 1775 гг. // Вопросы истории. 1956. № 11.

Рукосуев и платина Урала: история добычи в конце Х1Х-начале XX веков. - Екатеринбург. 2004.

Главацкий уральской науки. Свердловск, 1981.

Рукосуев золотопромышленная компания, гг. Изд. 2-е.- Екатеринбург. 2004.

Сельское и городское самоуправление на Урале в XVIII – начале XX века / , - М.: Наука, 2003.

Скрынников экспедиция Ермака. Новосибирск, 1982.

Смирнов крестьяне Урала в XVIII - начале XIX вв. Челябинск, 1993.

Терехов великой идеи. Технические специалисты в период сталинской модернизации. Екатеринбург, 2003.

Традиционная культура русского крестьянства Урала XVIII - XIX вв. Екатеринбург, 1996.

Урал в прошлом и настоящем. Материалы научной конференции. Ч.1. Екатеринбург, 1998.

Уральский исторический вестник. Культура провинциальной России. № 2. Екатеринбург, 1995.

Устюгов промышленность Соли Камской в XVII в.: К вопросу о генезисе капиталистических отношений в русской промышленности. М., 1957.

62. Чагин в Перми Великой в XV – XVII вв.// История церкви: изучение и преподавание. Материалы науч. конференции, посвященной 2000-летию христианства. Екатеринбург, 1999.

Чагин Русь и Пермские земли в XI -- XV вв.//Новгородская Русь: историческое пространство и культурное наследие. Сб. науч. трудов. Екатеринбург, 2000.

Чагин история Среднего Урала в конце XV - первой половине XIX века. Пермь, 1995.

Черкасова борьба на заводах Урала в первой половине XVIII века. Пермь, 1980.

Черкасова и работные люди Урала в XVIII в. М., 1985.

Черноухов медеплавильной промышленности России. XVII - XIX вв. Свердловск, 1988.

Шакинко башня. Свердловск, 1989.

К истории возникновения в конце XVI в. первых русских городов и острогов на восточных склонах Урала. // Уральский сборник. История. Культура. Религия. Екатеринбург, 1997.

Шашков Борисов сын Лепихин (из истории уральского старообрядчества конца XVII в.).// Культура и быт дореволюционного Урала. Свердловск, 1989.

Шашков самосожжения на Урале и в Сибири в XVII - начале XVIII вв. // Сургут, Сибирь, Россия. Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 400-летию г. Сургута: Докл. и сообщ. Екатеринбург, 1995.

Шунков по истории колонизации Сибири в XVII - начале XVIII вв. М.; Л., 1946.

Юхт деятельность в 20-х - начале 30-х гг. XVIII в. М., 1985.

VI. Ресурсное обеспечение

· Лаборатория археографических исследований УрГУ

· Музей археологии УрГУ

· Карты и схемы

· Фотографии памятников архитектуры, предметов искусства, археологических находок