Однажды ночью, когда я сиделся за компьютером (иногда, я беру работу на дом) и уже собирался ложиться спать, в квартире раздалась тревожная трель дверного звонка.
«Кто посмел нарушить мой покой в такой час? Надеюсь у этого кого-то есть на то веская причина, иначе ему не сдобровать»- мысленно сказал я, и подошел к входной двери. Заглянув в глазок я был сильно удивлён. На пороге стоял мой друг Евгений, и вид у него был такой, как будто за ним черти гонятся!
Я поспешно зазвенел ключами и открыл дверь. Женька буквально ввалился в коридор, чуть не сбив меня с ног, и начал кричать, чтобы я срочно закрыл дверь. Сначала я подумал, что он был пьян, но это было не так. Через несколько мгновений я понял, что мой друг досмерти испуган. Я пытался выспросить у него, что случилось, но в ответ получал лишь бессвязный набор слов. В общем, поняв, что так дело не пойдёт, я проводил Женю на кухню, накапал ему успокоительного и отвёл спать. Всю ночь он ворочался и несколько раз просыпался истошно крича. Утром мы пошли пить кофе. Я сел за стол напротив него и серьёзно так, с суровым видом сказал: Женя, я требую, чтобы ты мне рассказал. что случилось!
Он жалобно посмотрел на меня и промямлил: Я боюсь, что ты мне не поверишь, и подумаешь, что я спятил.
— Рассказывай!- выпалил я приказным тоном. Поддавшись моему напору, Женька начал свой рассказ.
Надо сказать. что мой друг, хоть и не имеет постоянного места работы, деньги у него всегда водились, он, так сказать, вольный художник. Вращается в богемных кругах, промышляет скупкой, продажей и оценкой произведений искусства. Недавно он вернулся из очередной заграничной поездки. В этих своих путешествиях, он совмещает приятное с полезным, и на Мир смотрит, и скупает за копейки творения местных мастеров и художников, чтобы потом продать местной нашей восхищённой публике за большие бабки. Ну так вот, в этот раз он побывал сразу в нескольких странах, конечно в Брозилии, Аргентине, и ещё в каких-то трёх, помельче.
В поездке вышел с ним такой случай, на одном из рынков, где торговали интересующим его товаром(всякими местными поделками, сувенирами и т.д.) прицепился к нему мальчишка один, и начал достовать: Сеньёр, сеньёр, купите у меня картину! Шёл за ним наверное целый километр, и всё упрашивал, и рассказывал, про свою несчастную жизнь и про то, как им с родителями есть нечего. Короче говоря, Женя, чтобы тот только от него отвязаться, купил у этого мальца картину, даже не глядя, что на ней изображено. Вернувшись в гостиницу, он разложил куплённое добро на столе и как следует рассмотрел картину. Картина была неплохо написана, но вот сюжет был весьма странный. Эту картину я сам в последствии видел. и по этому опишу её подробнее: В середине компазиции высилась женская фигура в языках пламени, этакая дьяволица. Жгучая брюнетка, волосы заплетены в высокую косу, груди затянуты в чёрный корсет с вырезом на животе, перетянутом чёрными же лентами, ноги в чёрных по виду коженых высоченных сапогах(встретил бы в живую, точно подумал бы, что ярая бдсм-поклонница). Девица-дьяволица нагло улыбалась и истезала хлыстом людей, лежавших у её ног, они были в одних набедренных повязках и с ранами на спине, на её фоне они выглядели невероятно жалко. На обратной стороне была надпись, Женька не очень-то понимал в испанском, и взяв картину спустился в холл. Дежурный портье, увидав картину был явно не в восторге, и нехотя перевёл надпись, она гласила: » Я приду по вашу душу!» И подпись » Хулиана, королева демонов». По словам портье эта картина иллюстрирует местный фольклорный образ демонессы по имени Хулиана. Она, эта тётка была местной знаменитостью несколько сотен лет назад. Своим хлыстом она забила досмерти множество рабов, славилась чрезвычайной изощрённой жестокостью и извращениями, за что в последствии в народе ей присвоили такое прозвище.(Скажем так, она для местных жителей была как Эрижбета Батори для румын). Женька тогда очень обрадовался, ведь картино с историей можно продать гораздо дороже, чем просто работу неизвестного автора. Вскоре он вернулся домой, в Москву.
Всё бы хорошо, но на картину никак не находился покупатель. Женя перенёс её домой и решил пока оставить у себя. С этого всё и началось. В первую ночь после того, как картина переехала в его квартиру, Женьке всю ночь казалось, что кто-то ходит по его новенькому паркету, цокая каблуками и легонько постёгивая хлыстом по мебели. Потом, на следующую ночь, к этим звукам прибавился ещё и голос, говорящий мерзким шёпотом что-то непонятное. А на третью ночь он увидел в дверном проёме силуэт, похожий на тот, что был на картине, он стоял на месте и совершал похотливые движения всеми частями тела, будто призывая Женьку заняться с ним любовью и при этом похлёстывал кнутом по дверному косяку. Женбка на утро пытался прогнать от себя жуткие мысли, и провёл ночь у одной подруги. Вернувшись домой. он обнаружил, что вся его квортира перевёрнута вверхдном. Он решил что это воры, но заявление писать не стал, ведь вроде как ничего не пропало. В этот раз он ночевал дома. Только он погасил свет и лёг в постель, как раздались уже знакомые шаги и над его ухом прозвучал знакомый шёпот. Женя было шарахнулся в сторону, но что-то как будто держало его, сковывая все конечности. Проклятая баба стояла рядом с кроватью, она залезла на него верхом, стала скакать на нём как в седле и нещадно бить кнутом. Мой друг не мог в это поверить, но эта ужасная бабища была совершенно матерьяльна. Собрав все силы в кулак, Женя сдавленно выкрикнул: Ху-у-у-ли-и-и-а-а-ана-а! сгинь проклятая! Тут же ужасное видение пропало, освободив его руки и ноги. Женька как мог оделся и выбежал из квартиры. На улице, по дороге ко мне, он немного расслабился, но вдруг услышал за спиной шаги, обернувшись он с ужасом увидел, что это была она, в свете фонарей стояла Хулиана. Но что с ней случилось, её кожа была сморщеная, отвратительного серо-зелёного трупного оттенка, груди старчески обвисли, разложившаяся плоть свисала рваными лохмотьями с оголённых участков тела. Хулиана стояла и мерзко что-то гнусавила, показывая на Женьку Пальцем. И тут вокруг неё появилась целая стая ужасного вида существ, навид будто заживо зажаренных, и имевших тела смутно напоминавшие человеческие. Тут уж у Женьки душа ушла в пятки, и он опрометью бросился бежать. Дорога до моего дома лежала через старый мост, перекинутый через реку, мой друг точно не помнит, куда-уж тут, но вроде как эти твари его перестали преследовать именно тогда, когда он пробежал по мосту. Примчался он ко мне в таком состоянии именно в этот вечер.
Днём мы с Женей пошли к нему домой, там был жуткий беспорядок, посреди квартиры на куче из вещей, подушек и постельного белья, как на монаршем троне, была водружена картина с Хулианой. Я предложил её сжечь, но Женька почему-то был против, тогда мы сложили проклятую картину в кейс и отнесли в один магазин-салон, где тут же сделали оценку шедевра и заплатили за него деньги. Мы покинули магазин в полном молчании. Сейчас нам остаётся только догадываться о доальнейшей судьбе «Хулианы-королевы демонов», но боюсь. что новым владельцам эта гадина так же не принесла ничего хорошего.

Люси смотрела в мерцающий монитор. Она свернула белое окно, резавшее ей глаза, и решила посмотреть что-нибудь из новых фильмов, но взгляд ее застыл на фоновой картинке. За несколькими обычными ярлычками, в черной воде реки отражался вечерний город. Солнце уже зашло, но его лучи окрасили небо над горизонтом в кроваво-розовый цвет. Фиолетовые тучи в вечернем небе чернели, покрываясь густой холодной трепетной рябью. Где-то вверху появились отблески редких звезд.
Постепенно фотография становилась все белее ясной, отчетливой, трехмерной и, в конце концов, ожила. Люси заметила, что по реке плывет лодка с фонарем «летучая мышь» на корме. Она услышала шелест волн, почувствовала кожей лица свежий речной воздух, ощутила запах тины, ила и рыбы.
Комната же вокруг, напротив, – вся потемнела, стала какой-то игрушечной и нереальной, словно во сне. Люси закрыла глаза и ощутила легкое покачивание. Ей послышался скрип уключин и тихий плеск воды под ударами весел. Протянув руку, она коснулась пальцами зеркальной холодной глади и только тогда решилась открыть глаза, повинуясь женскому любопытству.

Видение не исчезло. Река и город стали реальными. За веслами сидел Пойсон и медленно греб, исподлобья посматривая на девушку.
- Ты так смотрела на эту картину, что я взял на себя смелость и решил тебя прокатить, – сказал он с улыбкой.
- Взял… просто так, безо всякого умысла?
- Я думал, – тебе интересно будет узнать, что происходит.
- Ты уже должен мне один ответ.
- Ты к нему еще не готова.
- Вот как. Ты, верно, и сам не знаешь.
- Я знаю, но ответ тебе не понравится.
- Ты обещал сказать мне, кто я, – настаивала Люси.
- Ты моя кукла. Я забавляюсь с тобой. Будешь послушной девочкой, – наделю силой, открою тебе тайны, научу интересным вещам. Станешь вредничать, – накажу.
- А как же договор, подписанный кровью. Ведьмина метка, все такое.
- Глупости. Ты уже начала видеть. Скоро поймешь, что все помечены от рождения, ну и в процессе. Бог шельму метит. Дьявол своих отмечает.
- А как он их отмечает? – не выдержала Люси.
- Спроси у того, кто зовется одним из моих имен.
- Ты хотел поведать мне о чем-то еще.
- Ты меня перебила.
- Извини, но все же. Что со мной происходит?
- Теперь это новый вопрос.
- Никогда бы не догадалась.
- Оставь свои сарказмы для юношей. Я воспользовался твоим телом, но и наделил тебя частью своих способностей. Это ничтожная капля, но ты уже чувствуешь себя, чуть ли не настоящей ведьмой. Тебе нравится?
- Да, нравится! Все вокруг такое живое, волшебное.
- Постарайся справиться с тем, что имеешь. Никому не рассказывай о нас и о том, что ты видишь. Это в твоих же интересах. Помнишь сказку про «черную курицу»?
- Да, помню, но Poison? Я пишу ему, уже написала.
- Он увяз еще глубже, чем ты. Нельзя безнаказанно говорить о таком. Я бы хотел взглянуть на вашу переписку.
- Я не хочу показывать ее тебе.
- Я бы мог и заставить.
- Ты этого не сделаешь.
- Почему? – рассмеялся демон.
- Я, хоть и игрушка, но нужна тебе невредимой. К тому же, – есть еще и другие фигуры на доске кроме тебя.
- Дерзко, но близко к истине. Но, вот что я тебе скажу: Захочешь сыграть нечисто или обмануть меня, – устрою тебе Ад на земле. Свяжешься с другими демонами, – буду расценивать это, как предательство. Ну а теперь, пора и перекусить.

Лодка причалила к пристани. Пойсон выпрыгнул и быстро накрутил веревку на кнехт. Подав руку Люси, он помог ей взобраться.

Вскоре они очутились на тихом ночном пляже. Редкие группки людей развлекались каждый по-своему. Кто-то пил спиртное и веселился. Кто-то, отойдя подальше, купался голышом. Несколько человек курили траву, а одна парочка неподалеку, обнявшись, провожала заходящее солнце.
- Скатерть самобранка, – пошутил демон. – Не желаешь поохотиться?
- Я чувствую жажду, – ответила Люси. – Это необходимо?
- Выбор пока за тобой. Можешь вернуться в свою маленькую комнату, где только тоска и уныние, или пойти и повеселиться, – заодно, понемногу начнешь обретать себя.
- Пошли, повеселимся, – сказала Люси. – А клыки у меня вырастут?

Демон театрально нахмурил брови и показал удлиняющиеся белые клыки. Минуту спустя Люси почувствовала странный дискомфорт во рту и поранила язык, о заострившийся молодой клычок. Десмонд рассмеялся и, взяв юную ведьму за руку, повел ее прогуляться по пляжу.

Со стороны казалось, что просто еще одна парочка вышла на пустынный ночной берег, с тем, чтобы найти компанию или местечко для уединения. Они сняли обувь и мягко ступали по не успевшему еще остыть речному песку. Это было немного опасно, – ведь в песке находились осколки бутылок, мог попасться под ногу и использованный шприц.

Одинокая парочка у кустов ивы курила марихуану. По запаху демон определил, что трава не слишком хорошая, и направился к ним.
- Привет ребята, что за петрушку курите? – спросил он, как ни в чем не бывало.
- Да вот, – подогнали какую-то дрянь… Почти не торкает, – обиженно произнесла девушка, косо поглядывая на Пойсона и Люси.
На полицию нравов, впрочем, как и на наркоманов, они явно похожи небыли.
- Давайте моей полыхнем, – продолжил Пойсон. – Идет мягко, но потом – словно в сказке, минут через пять.
- Хорошая шмаль сразу не цепляет, – подтвердила похожая на индианку девчонка-хиппушка и протянула демону трубку.

Люси открыла предложенную ей банку пива, чтобы не казаться белой вороной. Пойсон полыхнул зажигалкой, и трубочка мира пошла по кругу.
Стало здорово. Хотелось петь, танцевать, смеяться и радоваться каждой мелочи, – всему живому вокруг. Покуривших накрыла волна сладкого позитива.
Кто-то включил музыку, и девушки принялись танцевать, стараясь перещеголять, друг друга в гибкости и сексуальности. Пойсон и хипповатый парень по прозвищу Шрек наблюдали за танцующими девчонками, потягивая «Bitburger».

Ну и шмаль, – кашлянул Шрек. – Меня еще ни разу так не накрывало. Наверно такую в раю выращивают.
- Скажешь тоже, – с усмешкой ответил демон. – В раю – за яблочко, и то выпороть могут.
- И то верно. Так что это за ганджа такая?
- Скоро поймешь, – ответил Пойсон.
- Мы купаться! – крикнула Люси, на ходу стягивая с себя футболку.
- Я с вами! – ответил Шрек, снимая шорты.
- Придется и мне к вам присоединиться. Не сидеть же тут одному, – как бы нехотя сказал демон и тоже пошел к реке.

Вода казалась совершенно живой и очень приятной; она ласкала, лелеяла тело, наполняя его невесомостью и еще большим блаженством.
Когда Шрек с подружкой принялись целоваться, Пойсон подмигнул Люси и, приблизившись к ним, обнял хипушку.

Люси не отставала и подплыла к парню. Вместе они были похожи на развратников, собравшихся заняться легкой групповушкой, и охотно отвечали на ласки друг друга. Люси понравился длинноволосый парень с красивым накачанным торсом. Когда он начал к ней приставать не на шутку, она не нашла ни малейшего довода, чтобы ему отказать.

Только вот страсть в ней разыгралась немного иная, – не совсем сексуальная. Когда красавец пытался в нее войти, она хищно оскалилась и укусила его за шею. От укуса Шрек словно оцепенел, а мир вокруг начал стремительно изменятся, будто живые декорации в инфернальном театре. Теперь они стояли по грудь в воде совсем в другом месте. Вокруг никого не было, только тихим шепотом шумели, касаясь воды, плакучие гибкие ивы.
- Оставь
- и нам
- капельку.
- Мы
- заберем
- его, – услышала Люси чьи-то голоса, диким дуэтом твердящие по очереди одну фразу.
Рядом всплыли две симпатичные русалки.
- Забирайте, – ответила Люси, отрываясь от сонной артерии.

Едва русалки уволокли полуживого парня, – место постепенно сделалось прежним. Пойсон ждал на берегу, стоя у лодки.

Довольная, сытая, похорошевшая Люси вышла на берег и обняла его. Тело ее дрожало, то ли от холода, то ли от неожиданного возбуждения. Демон взял девушку за руку, подвел к шлюпке, сорвал трусики, повернул и грубо взял сзади, даже не поцеловав и не убедившись, что она готова к этому.
Пока девушка смывала с себя сперму и слезы, Пойсон столкнул лодку в реку и сел за весла.
- Закрой глаза, – сказал он.
- Зачем?
- Можно и по-другому, но тебе не понравится, – ответил демон, покосившись на одно из весел.

Люси нехотя повиновалась. Постепенно покачивание лодки и шум воды убаюкали ее и она снова уснула.
Уже в полудреме, перед ее взором промелькнуло не слишком приятное лицо с полными безумия глазами, что возбужденно таращились на нее. Длинные жирные прямые волосы редкими слипшимися прядями свисали с бледного черепа. Жиденькие усики и редкая козлиная бородка делали его похожим на киношного дьяка. Вокруг чернел унылый осенний северный лес. «Наверное, отшельник или монах», – подумала Люси и полностью отдалась власти тревожного странного сна.

Инфернальный

ИНФЕРНАЛЬНЫЙ ая, ое. infernale adj . 1 . Находящийся в аду, происходящий в аду, адский . Уш. 1934. Инфернальный огонь. Инфернальные муки. Уш. 1934. || перен. Дьявольский . Есть у нас <в репертуаре> одна полька-мазурка, которую она говорит: "Вот называется infernale ". Симонович 143. Как будто выбросил пристяжной галстук лилового цвета, на котором за семь лет беспорочной службы у пана Зюзи отпечатались все оттенки инфернальных жидкостей - ублюдочного портвейна "Кавказ" и одеколона "Жди меня" смертельной синей отравы производства Феди-баночки ( же Федька-Бельмондо). О. Ларин Ехала деревня мимо мужика. // НМ 1997 8 16. ♦ Инфернальная , chambre infernale , инфернальная комната. Комната в клубах, где шла азартная карточная игра. Помню.. кирасира Мацнева, которому я проиграл 500 рублей из 12000 им заложенных и которые заманчиво разбросаны были в разных видах по столу в одной из комнат гостиницы, носившей название chambre infernale . Арнольди Зап. // ЛН 58 467. Рядом с изящной гостиной помещается менее изящно отделанная комната, предназначенная специально для игры и потому носившая специальное название комнаты инфернальной. Крест. Петерб. трущобы 1990 2 660. Вронский то сидел у стола, окруженный беспрестанно подходившими к нему знакомыми, то ходил в инфернальную проведывать Яшвина. Толст. А. Каренина.

2. Одержимый бурными страстями, демонический . Уш. 1934. Это тоже душа и великого гнева женщина. Дост. Инфернально , нареч. На дьявольский манер . Инфернально завернувшись в свой , она, сколько полагалось в стихах, полетела на "качелях". Форш 4-4 333. Инфернальность и, ж. Демоничность . Ее склонность делить людей лишь на святых и подлецов же характерна, и ее постоянные чувственные увлечения, прямолинейность, властность, решительность и, повидимому, подлинная инфернальность. Л. Гроссман Одна из подруг Достоевского. // Рус. соврем. 1924 3 250. - Лекс. Уш. 1934: инферна/льный.


Исторический словарь галлицизмов русского языка. - М.: Словарное издательство ЭТС http://www.ets.ru/pg/r/dict/gall_dict.htm . Николай Иванович Епишкин [email protected] . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "инфернальный" в других словарях:

    ИНФЕРНАЛЬНЫЙ - (лат. infernalis, от infernus подземный, адский). Подземный, адский. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ИНФЕРНАЛЬНЫЙ [лат. infemalis] адский, относящийся к аду. Словарь иностранных слов. Комлев Н.Г.,… … Словарь иностранных слов русского языка

    инфернальный - См … Словарь синонимов

    ИНФЕРНАЛЬНЫЙ - ИНФЕРНАЛЬНЫЙ, инфернальная, инфернальное (лат. infernalis) (книжн. устар.). Находящийся в аду, происходящий в аду, адский. Инфернальный огонь. Инфернальные муки. || Одержимый бурными страстями, демонический. «Это тоже инфернальная душа и великого … Толковый словарь Ушакова

    Инфернальный - от лат. infernalis подземный адский. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

    ИНФЕРНАЛЬНЫЙ - (от лат. inferna преисподняя) адский, жуткий. Большой психологический словарь. М.: Прайм ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003 … Большая психологическая энциклопедия

    Инфернальный - прил. Адский, дьявольский. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    инфернальный - инфернальный, инфернальная, инфернальное, инфернальные, инфернального, инфернальной, инфернального, инфернальных, инфернальному, инфернальной, инфернальному, инфернальным, инфернальный, инфернальную, инфернальное, инфернальные, инфернального,… … Формы слов

    инфернальный - инферн альный; кратк. форма лен, льна … Русский орфографический словарь

    инфернальный - кр.ф. инферна/лен, инферна/льна, льно, льны … Орфографический словарь русского языка

    инфернальный - ая, ое; лен, льна, льно [от лат. infernalis] Книжн. Адский; потусторонний … Энциклопедический словарь

Книги

  • Дар Прозерпины. Урбанистический инфернальный роман , Дыфо Андрей. В книгу молодого российского писателя Андрея Дыфо включены два произведения: рассказ "Я помню" и роман" Дар Прозерпины" . Его произведения -"взрывной" сплав фэнтези и фантастики, мистики и…

Английский клуб на Тверской улице Москвы располагается в здании причудливой судьбы – сначала старинная усадьба, потом долгое время элитный Английский клуб, недолго – госпиталь, затем Музей революции, а ныне – Музей современной истории России. В своем обзоре я хочу показать, что осталось в этом здании именно от времен Английского клуба. Сначала отмечу, что это единственный на всей Тверской улице классический фасад, не искаженный поздними перестройками

Здание бывшего Английского клуба. Вид на центральную часть и правое крыло

Эта часть города застраивалась издавна, но первый каменный дом здесь возвёл в 1780 году генерал-поручик А.М.Херасков – ныне эта постройка составляет центральную часть здания Английского клуба на Тверской улице

Сам Херасков был масоном и в его доме проходили тайные собрания первого в Москве масонского кружка. До сих пор во внешнем и внутреннем декоре дома сохранились символы масонской традиции, поэтому здание Английского клуба является непременным объектом экскурсий, посвященных следам масонов в Москве. В начале ХIХ века усадьбу на Тверской покупает граф Лев Кириллович Разумовский и перестраивает главное здание: в 1811 году появляется левое крыло, а в 1817 году – правое.

Левое крыло бывшего Английского клуба (усадьбы Разумовского)

При наполеоновском нашествии дом уцелел от пожара, но интерьеры были безнадежно испорчены: французские солдаты устроили в доме скотобойню.

Уличный фасад левого крыла бывшего Английского клуба (усадьбы Разумовского)

Именно при Разумовском усадьба обзавелась каменной оградой по линии улицы с двумя симметричными воротами и двумя калитками. Пилоны всех ворот увенчаны фигурами львов, которые обессмертил Пушкин в «Евгении Онегине», описывая въезд Татьяны в Москву:

«…Балконы, львы на ворота́х,

И стаи галок на крестах.»

После смерти Разумовского дом перешёл к князю Н.Вяземскому, который и продал его Английскому клубу в 1831 году. Вообще же история Английских клубов в России началась с последней трети ХVIII века, когда сначала в Санкт-Петербурге, а потом в Москве появились джентльменские клубы. Они становились центрами общественной и политической жизни, во многом определявшими общественное мнение. Особенное значение Английский клуб имел в Москве. Это было элитное аристократическое собрание, членство в котором означало высокий статус и положение в свете. Приём новых членов был ограничен и осуществлялся только по рекомендациям, причем даже титулованные дворяне могли годами стоять в очереди и не успеть до конца жизни попасть в члены клуба.

Роль Английского клуба в общественной жизни столицы ярче всего, на мой взгляд, характеризует частое упоминание клуба в литературе того времени. Мы встретим это название в художественных произведениях, в дневниках и письмах А.С.Пушкина, А.С.Грибоедова, Л.Н.Толстого, Н.В.Гоголя, В.А.Гиляровского, В.А.Жуковского, Аксаковых, М.Н.Загоскина и многих, многих других. Классические фразы из «Горе от ума» «…Сок умной молодежи» и «Шумим, братец, шумим!» — это всё об Английском клубе. В первом томе «Войны и мира» описывается торжественный обед в Аглицком клубе в честь князя Багратиона, только происходил он не на Тверской, а по одному из прежних адресов клуба. Ведь прежде чем Английский клуб расположился в бывшей усадьбе графа Разумовского, он неоднократно менял своё местоположение.

Сейчас вход в здание бывшего Английского клуба на Тверской осуществляется через главное крыльцо центральной части строения. Мы попадаем вот в такое фойе

Этот вестибюль сохранил колоннаду, декор потолка и лестницу на второй этаж. Все балки потолка украшены одинаковыми изображениями жезлов, обвитых плющом, и трёх медальонов. На центральном медальоне изображена голова горгоны Медузы

Этот же мотив повторяется на решетке лестницы

Сейчас при подъеме по парадной лестнице нас встречает мозаичное панно на революционную тему, а во времена Английского клуба здесь висел портрет действующего государя-императора. Но мы смотрим на лепнину потолка, которая соответствует интересующему нас периоду

На период Английского клуба восстановлен и вход на второй этаж (рольставни в расчет не берем)

Посмотрите на кариатид с лицами идеальных пропорций

За этим входом начинаются залы музея, где располагается постоянная экспозиция. В самых первых залах ничего не напоминает об Английском клубе. А вот во втором или третьем зале можно увидеть колонны и пилястры из искусственного мрамора классического коринфского ордера

На потолке соответствующая стилистике лепнина

Стены зала в нижней своей части почти полностью закрыты экспозицией и, похоже, здесь ничего не осталось от прежних интерьеров

Единственный зал, интерьер которого сохранился со времен Английского клуба, – это Газетная комната

Дело в том, что кроме политических дискуссий, Английский клуб славился своей кухней, карточными играми и библиотекой. Так вот, библиотека клуба считалась лучшей в России и располагала богатейшим собранием русских периодических изданий начиная с 1813 года. Во времена отсутствия телевидения и интернета сюда приходили, чтоб узнать новости, – клуб выписывал множество российских и зарубежных газет и журналов. А читать их можно было как раз в комнате, называемой газетной

В газетной и библиотеке нельзя было громко разговаривать, уносить издания без соответствующего оформления и даже переносить их в другие залы – за это полагались штрафы. Такие правила устанавливал устав клуба. Ведь Английский клуб был одной из первых российских общественных организаций: все должности в клубе были выборные, а деятельность осуществлялась согласно уставу.

В газетной комнате нет музейных витрин с экспонатами, но в разных частях комнаты воссозданы фрагменты интерьеров клубных залов. Вот, например, фрагмент библиотеки

В нём мне больше всего понравилась лампа зелёного абажура, бронзовая, с патиной. Хотя и кожаные переплеты с золотыми надписями за стеклами шкафа тоже внушают уважение

Вот фрагмент фруктовой комнаты, т.е. помещения, где подавали легкие закуски, салаты, фрукты – по нынешним понятиям это было бы кафе или бар

Здесь заслуживает внимания тончайшей работы экран. Выполнен он из дерева, применена резьба и роспись

Такой же раритет – вот этот сервант для чайной посуды

Посмотрите, какими изящными бронзовыми накладками и эмалевыми медальонами он украшен

Кстати, о еде. В Английском клубе вообще много времени и внимания уделяли поварскому искусству. Не случайно А.С.Пушкин, описывая визит Онегина в Английский клуб, иронично замечает «…О кашах пренья слышит он». Кухня и повара клуба считались лучшими в России, а члены клуба отправляли на обучение в Английский клуб своих поваров. Роскошные обеды клуба славились по всей Москве

В газетной комнате сохранилось зеркало, вроде бы подлинно венецианское

Кстати, женщины в Английский клуб не допускались, даже в качестве прислуги, не говоря уже о гостях. За всю историю существования Английского клуба дамы могли посетить его лишь трижды, во время коронационных торжеств российских монархов. Но и тогда дамы удостаивались только завтрака и осмотра некоторых залов. Ныне все посетители могут любоваться роскошными интерьерами

Колонны и пилястры по моде тех лет выполнены из искусственного мрамора. Потолок и стены расписаны в технике гризайль – то есть рисунок, за счёт тоновых вариаций одного цвета имитирующий объём

А вот точь-в-точь такой же декор стены, но уже частично выполненный в объеме

В некоторых арках расположены объёмные барельефы, изображающие сцены из греческой мифологии

На потолке в трех круглых плафонах росписи

Изображены в плафонах музы – покровительницы искусств и наук, ведь назначение комнаты — просвещение

Кстати, слово «музей» произошло от греческого названия храма муз

На стенах светильники с зеркальной подложкой, чтобы за счет отражения получалось больше света

В газетной комнате великолепная люстра. Со слов экскурсовода, она подлинная, только переоборудована под электричество

После газетной экскурсантов обычно ведут в следующую комнату. Будучи в Английском клубе дважды и с разными экскурсоводами, я слышала два её названия: говорильня и инфернальная. Говорильня – потому что в ней могли без помех беседовать на разные темы, а инфернальная, то есть адская, — потому что в ней играли в карты и проигрывались по-крупному. Как бы то ни было, сейчас в этой комнате от интерьеров практически ничего не осталось. Здесь интересны колонны, украшенные резьбой …

…и подлинные светильники. Большая люстра, помимо тончайше выполненного замысловатого узора, интересна фигурой крылатого ангела в центре и многочисленными фигурками не то воинов, не то охотников, расположенных по окружности. Меня больше всего поразило, что тщательно выполнены не только луки в руках воинов, но и тетива на них (!)

В инфернальной есть ещё светильник поменьше

В этом зале в витринах и без выставлены различные экспонаты музея. Например, каминные часы, Париж, XIX век

Ещё здесь воссоздан интерьер кабинета старейшины Английского клуба (конец XIX – начало XX века)

Следующий зал, в котором воссозданы элементы декора XIX века, — это зал с камином. Вот общий вид потолка

На потолке росписи в стиле гризайль обрамляют центральный плафон. Эти росписи содержат изображения как чисто декоративных элементов – венков, щитов, рога изобилия и т.п. – так и мифологических сцен

Но основное внимание приковывает к себе, конечно, живописный плафон в центре потолка

Зал имеет не строго прямоугольную форму, с одного конца он завершается полуротондой. Свод этого алькова расписан изображениями гирлянд, листьев аканта, рогов изобилия, а полукруглая форма подчеркнута сильно выступающим карнизом с богатым лепным декором

Именно здесь, между колоннами, находится камин, по которому этот зал называют иногда каминным

Мраморный камин по торцу каминной полки украшен медальонами с римскими профилями

Вертикальные стенки камина также украшены резными мраморными барельефами

При моем первом посещении музея насколько лет назад этот камин мне совсем не запомнился: либо он был так «вписан» в музейную экспозицию, что растворялся в ней, либо вообще был закрыт. При моём последнем посещении в каминном зале была только экспозиция живописи, никаких витрин или отдельно стоящих экспонатов не было, только полотна на стенах – соответственно, и зал смотрелся более цельно и значимо, как самостоятельная экспозиционная единица. Также в этом зале обязательно надо обратить внимание на люстры

Они опять-таки подлинные, переоборудованные под электричество. Насколько позволяет камера, пытаюсь показать эту тонкую работу. Здесь самые разнообразные фигуры и образы: девы, ангелы с крыльями, факелы с венками

После каминного зала следует целый ряд комнат, в которых сохранились лишь отдельные элементы декора, относящегося к интересующему нас периоду. Вот, например, зал с очень интересным потолком: в прямоугольник потолка вписан шестиугольник, а в него – круг, являющийся основанием купола

Углы и не занятая куполом часть потолка украшены лепниной с изображениями грифонов, крылатых дев, венков и масок

В другом зале по периметру потолка идет очень своеобразная лепнина, даже с неким подобием кронштейнов, украшенных изображениями фигур, — не припомню, чтобы где-то довелось ещё такую видеть

В следующем зале, кроме лепнины по периметру потолка, над дверями восстановлены барельефы на исторические или мифологические темы

Есть ещё один крупный зал с восстановленными потолочными росписями на бочкообразном своде

Экскурсоводы про него ничего не рассказывают. На мой вопрос, всегда ли здесь были росписи гризайль или это упрощенное восстановление, мне ничего внятного не ответили

В завершение напомню, что сейчас в этом здании располагается Музей современной истории России. Хотя темой моего рассказа был только Английский клуб, экспозиция музея тоже заслуживает внимания. Она охватывает период примерно с начала ХХ века и до наших дней, здесь уже представлены нулевые годы нынешнего века. Памятные вам предметы, лица, события вы увидите в новом свете, совсем с иного ракурса. Так что каков бы не был ваш возраст, вы сможете ощутить себя частицей истории и современником исторических событий.

Потолок в переходах Английского клуба

Как попасть в Английский клуб

Бывший Английский клуб, ныне Музей современной истории России, расположен по адресу ул.Тверская дом 21. Ближе всего добираться от станций метро Тверская и Пушкинская. На этих станциях выходить при движении из центра в начало состава, далее идти на ту сторону Тверской, где Макдональдс

Музей работает с 11ч до 19ч, понедельник выходной. Билет стоит 250 рублей, есть льготы для пенсионеров, студентов вузов и других категорий посетителей. Музей не относится к Департаменту культуры Москвы, поэтому здесь нет бесплатного посещения в третье воскресенье каждого месяца.

В музее можно заказать экскурсии как обзорные, так и тематические. Хочу обратить ваше внимание на то, что музей исторический и если вас интересует история дома и архитектурно-искусствоведческая тематика, то надо уточнить, будет ли освещаться на экскурсии эти вопросы и насколько глубоко.