Инфернальный

ИНФЕРНАЛЬНЫЙ ая, ое. infernale adj . 1 . Находящийся в аду, происходящий в аду, адский . Уш. 1934. Инфернальный огонь. Инфернальные муки. Уш. 1934. || перен. Дьявольский . Есть у нас <в репертуаре> одна полька-мазурка, которую она говорит: "Вот называется infernale ". Симонович 143. Как будто выбросил пристяжной галстук лилового цвета, на котором за семь лет беспорочной службы у пана Зюзи отпечатались все оттенки инфернальных жидкостей - ублюдочного портвейна "Кавказ" и одеколона "Жди меня" смертельной синей отравы производства Феди-баночки ( же Федька-Бельмондо). О. Ларин Ехала деревня мимо мужика. // НМ 1997 8 16. ♦ Инфернальная , chambre infernale , инфернальная комната. Комната в клубах, где шла азартная карточная игра. Помню.. кирасира Мацнева, которому я проиграл 500 рублей из 12000 им заложенных и которые заманчиво разбросаны были в разных видах по столу в одной из комнат гостиницы, носившей название chambre infernale . Арнольди Зап. // ЛН 58 467. Рядом с изящной гостиной помещается менее изящно отделанная комната, предназначенная специально для игры и потому носившая специальное название комнаты инфернальной. Крест. Петерб. трущобы 1990 2 660. Вронский то сидел у стола, окруженный беспрестанно подходившими к нему знакомыми, то ходил в инфернальную проведывать Яшвина. Толст. А. Каренина.

2. Одержимый бурными страстями, демонический . Уш. 1934. Это тоже душа и великого гнева женщина. Дост. Инфернально , нареч. На дьявольский манер . Инфернально завернувшись в свой , она, сколько полагалось в стихах, полетела на "качелях". Форш 4-4 333. Инфернальность и, ж. Демоничность . Ее склонность делить людей лишь на святых и подлецов же характерна, и ее постоянные чувственные увлечения, прямолинейность, властность, решительность и, повидимому, подлинная инфернальность. Л. Гроссман Одна из подруг Достоевского. // Рус. соврем. 1924 3 250. - Лекс. Уш. 1934: инферна/льный.


Исторический словарь галлицизмов русского языка. - М.: Словарное издательство ЭТС http://www.ets.ru/pg/r/dict/gall_dict.htm . Николай Иванович Епишкин [email protected] . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "инфернальный" в других словарях:

    ИНФЕРНАЛЬНЫЙ - (лат. infernalis, от infernus подземный, адский). Подземный, адский. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ИНФЕРНАЛЬНЫЙ [лат. infemalis] адский, относящийся к аду. Словарь иностранных слов. Комлев Н.Г.,… … Словарь иностранных слов русского языка

    инфернальный - См … Словарь синонимов

    ИНФЕРНАЛЬНЫЙ - ИНФЕРНАЛЬНЫЙ, инфернальная, инфернальное (лат. infernalis) (книжн. устар.). Находящийся в аду, происходящий в аду, адский. Инфернальный огонь. Инфернальные муки. || Одержимый бурными страстями, демонический. «Это тоже инфернальная душа и великого … Толковый словарь Ушакова

    Инфернальный - от лат. infernalis подземный адский. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

    ИНФЕРНАЛЬНЫЙ - (от лат. inferna преисподняя) адский, жуткий. Большой психологический словарь. М.: Прайм ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003 … Большая психологическая энциклопедия

    Инфернальный - прил. Адский, дьявольский. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    инфернальный - инфернальный, инфернальная, инфернальное, инфернальные, инфернального, инфернальной, инфернального, инфернальных, инфернальному, инфернальной, инфернальному, инфернальным, инфернальный, инфернальную, инфернальное, инфернальные, инфернального,… … Формы слов

    инфернальный - инферн альный; кратк. форма лен, льна … Русский орфографический словарь

    инфернальный - кр.ф. инферна/лен, инферна/льна, льно, льны … Орфографический словарь русского языка

    инфернальный - ая, ое; лен, льна, льно [от лат. infernalis] Книжн. Адский; потусторонний … Энциклопедический словарь

Книги

  • Дар Прозерпины. Урбанистический инфернальный роман , Дыфо Андрей. В книгу молодого российского писателя Андрея Дыфо включены два произведения: рассказ "Я помню" и роман" Дар Прозерпины" . Его произведения -"взрывной" сплав фэнтези и фантастики, мистики и…

Люси смотрела в мерцающий монитор. Она свернула белое окно, резавшее ей глаза, и решила посмотреть что-нибудь из новых фильмов, но взгляд ее застыл на фоновой картинке. За несколькими обычными ярлычками, в черной воде реки отражался вечерний город. Солнце уже зашло, но его лучи окрасили небо над горизонтом в кроваво-розовый цвет. Фиолетовые тучи в вечернем небе чернели, покрываясь густой холодной трепетной рябью. Где-то вверху появились отблески редких звезд.
Постепенно фотография становилась все белее ясной, отчетливой, трехмерной и, в конце концов, ожила. Люси заметила, что по реке плывет лодка с фонарем «летучая мышь» на корме. Она услышала шелест волн, почувствовала кожей лица свежий речной воздух, ощутила запах тины, ила и рыбы.
Комната же вокруг, напротив, – вся потемнела, стала какой-то игрушечной и нереальной, словно во сне. Люси закрыла глаза и ощутила легкое покачивание. Ей послышался скрип уключин и тихий плеск воды под ударами весел. Протянув руку, она коснулась пальцами зеркальной холодной глади и только тогда решилась открыть глаза, повинуясь женскому любопытству.

Видение не исчезло. Река и город стали реальными. За веслами сидел Пойсон и медленно греб, исподлобья посматривая на девушку.
- Ты так смотрела на эту картину, что я взял на себя смелость и решил тебя прокатить, – сказал он с улыбкой.
- Взял… просто так, безо всякого умысла?
- Я думал, – тебе интересно будет узнать, что происходит.
- Ты уже должен мне один ответ.
- Ты к нему еще не готова.
- Вот как. Ты, верно, и сам не знаешь.
- Я знаю, но ответ тебе не понравится.
- Ты обещал сказать мне, кто я, – настаивала Люси.
- Ты моя кукла. Я забавляюсь с тобой. Будешь послушной девочкой, – наделю силой, открою тебе тайны, научу интересным вещам. Станешь вредничать, – накажу.
- А как же договор, подписанный кровью. Ведьмина метка, все такое.
- Глупости. Ты уже начала видеть. Скоро поймешь, что все помечены от рождения, ну и в процессе. Бог шельму метит. Дьявол своих отмечает.
- А как он их отмечает? – не выдержала Люси.
- Спроси у того, кто зовется одним из моих имен.
- Ты хотел поведать мне о чем-то еще.
- Ты меня перебила.
- Извини, но все же. Что со мной происходит?
- Теперь это новый вопрос.
- Никогда бы не догадалась.
- Оставь свои сарказмы для юношей. Я воспользовался твоим телом, но и наделил тебя частью своих способностей. Это ничтожная капля, но ты уже чувствуешь себя, чуть ли не настоящей ведьмой. Тебе нравится?
- Да, нравится! Все вокруг такое живое, волшебное.
- Постарайся справиться с тем, что имеешь. Никому не рассказывай о нас и о том, что ты видишь. Это в твоих же интересах. Помнишь сказку про «черную курицу»?
- Да, помню, но Poison? Я пишу ему, уже написала.
- Он увяз еще глубже, чем ты. Нельзя безнаказанно говорить о таком. Я бы хотел взглянуть на вашу переписку.
- Я не хочу показывать ее тебе.
- Я бы мог и заставить.
- Ты этого не сделаешь.
- Почему? – рассмеялся демон.
- Я, хоть и игрушка, но нужна тебе невредимой. К тому же, – есть еще и другие фигуры на доске кроме тебя.
- Дерзко, но близко к истине. Но, вот что я тебе скажу: Захочешь сыграть нечисто или обмануть меня, – устрою тебе Ад на земле. Свяжешься с другими демонами, – буду расценивать это, как предательство. Ну а теперь, пора и перекусить.

Лодка причалила к пристани. Пойсон выпрыгнул и быстро накрутил веревку на кнехт. Подав руку Люси, он помог ей взобраться.

Вскоре они очутились на тихом ночном пляже. Редкие группки людей развлекались каждый по-своему. Кто-то пил спиртное и веселился. Кто-то, отойдя подальше, купался голышом. Несколько человек курили траву, а одна парочка неподалеку, обнявшись, провожала заходящее солнце.
- Скатерть самобранка, – пошутил демон. – Не желаешь поохотиться?
- Я чувствую жажду, – ответила Люси. – Это необходимо?
- Выбор пока за тобой. Можешь вернуться в свою маленькую комнату, где только тоска и уныние, или пойти и повеселиться, – заодно, понемногу начнешь обретать себя.
- Пошли, повеселимся, – сказала Люси. – А клыки у меня вырастут?

Демон театрально нахмурил брови и показал удлиняющиеся белые клыки. Минуту спустя Люси почувствовала странный дискомфорт во рту и поранила язык, о заострившийся молодой клычок. Десмонд рассмеялся и, взяв юную ведьму за руку, повел ее прогуляться по пляжу.

Со стороны казалось, что просто еще одна парочка вышла на пустынный ночной берег, с тем, чтобы найти компанию или местечко для уединения. Они сняли обувь и мягко ступали по не успевшему еще остыть речному песку. Это было немного опасно, – ведь в песке находились осколки бутылок, мог попасться под ногу и использованный шприц.

Одинокая парочка у кустов ивы курила марихуану. По запаху демон определил, что трава не слишком хорошая, и направился к ним.
- Привет ребята, что за петрушку курите? – спросил он, как ни в чем не бывало.
- Да вот, – подогнали какую-то дрянь… Почти не торкает, – обиженно произнесла девушка, косо поглядывая на Пойсона и Люси.
На полицию нравов, впрочем, как и на наркоманов, они явно похожи небыли.
- Давайте моей полыхнем, – продолжил Пойсон. – Идет мягко, но потом – словно в сказке, минут через пять.
- Хорошая шмаль сразу не цепляет, – подтвердила похожая на индианку девчонка-хиппушка и протянула демону трубку.

Люси открыла предложенную ей банку пива, чтобы не казаться белой вороной. Пойсон полыхнул зажигалкой, и трубочка мира пошла по кругу.
Стало здорово. Хотелось петь, танцевать, смеяться и радоваться каждой мелочи, – всему живому вокруг. Покуривших накрыла волна сладкого позитива.
Кто-то включил музыку, и девушки принялись танцевать, стараясь перещеголять, друг друга в гибкости и сексуальности. Пойсон и хипповатый парень по прозвищу Шрек наблюдали за танцующими девчонками, потягивая «Bitburger».

Ну и шмаль, – кашлянул Шрек. – Меня еще ни разу так не накрывало. Наверно такую в раю выращивают.
- Скажешь тоже, – с усмешкой ответил демон. – В раю – за яблочко, и то выпороть могут.
- И то верно. Так что это за ганджа такая?
- Скоро поймешь, – ответил Пойсон.
- Мы купаться! – крикнула Люси, на ходу стягивая с себя футболку.
- Я с вами! – ответил Шрек, снимая шорты.
- Придется и мне к вам присоединиться. Не сидеть же тут одному, – как бы нехотя сказал демон и тоже пошел к реке.

Вода казалась совершенно живой и очень приятной; она ласкала, лелеяла тело, наполняя его невесомостью и еще большим блаженством.
Когда Шрек с подружкой принялись целоваться, Пойсон подмигнул Люси и, приблизившись к ним, обнял хипушку.

Люси не отставала и подплыла к парню. Вместе они были похожи на развратников, собравшихся заняться легкой групповушкой, и охотно отвечали на ласки друг друга. Люси понравился длинноволосый парень с красивым накачанным торсом. Когда он начал к ней приставать не на шутку, она не нашла ни малейшего довода, чтобы ему отказать.

Только вот страсть в ней разыгралась немного иная, – не совсем сексуальная. Когда красавец пытался в нее войти, она хищно оскалилась и укусила его за шею. От укуса Шрек словно оцепенел, а мир вокруг начал стремительно изменятся, будто живые декорации в инфернальном театре. Теперь они стояли по грудь в воде совсем в другом месте. Вокруг никого не было, только тихим шепотом шумели, касаясь воды, плакучие гибкие ивы.
- Оставь
- и нам
- капельку.
- Мы
- заберем
- его, – услышала Люси чьи-то голоса, диким дуэтом твердящие по очереди одну фразу.
Рядом всплыли две симпатичные русалки.
- Забирайте, – ответила Люси, отрываясь от сонной артерии.

Едва русалки уволокли полуживого парня, – место постепенно сделалось прежним. Пойсон ждал на берегу, стоя у лодки.

Довольная, сытая, похорошевшая Люси вышла на берег и обняла его. Тело ее дрожало, то ли от холода, то ли от неожиданного возбуждения. Демон взял девушку за руку, подвел к шлюпке, сорвал трусики, повернул и грубо взял сзади, даже не поцеловав и не убедившись, что она готова к этому.
Пока девушка смывала с себя сперму и слезы, Пойсон столкнул лодку в реку и сел за весла.
- Закрой глаза, – сказал он.
- Зачем?
- Можно и по-другому, но тебе не понравится, – ответил демон, покосившись на одно из весел.

Люси нехотя повиновалась. Постепенно покачивание лодки и шум воды убаюкали ее и она снова уснула.
Уже в полудреме, перед ее взором промелькнуло не слишком приятное лицо с полными безумия глазами, что возбужденно таращились на нее. Длинные жирные прямые волосы редкими слипшимися прядями свисали с бледного черепа. Жиденькие усики и редкая козлиная бородка делали его похожим на киношного дьяка. Вокруг чернел унылый осенний северный лес. «Наверное, отшельник или монах», – подумала Люси и полностью отдалась власти тревожного странного сна.

The Room, наверное, тот редчайший случай, когда словосочетание «мобильная головоломка» не вызывает чувства легкого стыда – все игры серии неизменно красивые, занятные, нравятся людям и, что важно, сделаны именно что для мобильных платформ – с пониманием специфики платформы. Третья часть в этом плане не стала исключением – с чем мы всех и поздравляем.

Начинается необычно – ваш герой едет в поезде, на столе в купе – какой-то куб, на противоположном месте адскими всполохами высвечивается что-то рогатое. Куб распадается на несколько частиц (под минимальным влиянием), а герой – перемещается в середину острова, где одиноко во тьме светит маяк.

The Room по-прежнему эксплуатирует мистическую эстетику Говарда Лафкрафта пополам с загадками Myst. Чаще всего вы заперты в одной комнате (смотрите название), где что-то нужно включить, передвинуть, активировать и заставить работать. Задачи несложные, рассчитанные на базовую логику и минимальное пространственное воображение. Иногда авторы приятно удивляют – например, вы копошитесь со шкатулкой, защелкиваете все элементы в одной скважине, а она – раз! – и запускает механизм, открывающий гигантскую стену во всю комнату.


Если же стало совсем туго, и перейти к следующей комнате вы самостоятельно не можете, то можно спросить совета у авторов: что же делать. Впрочем, напрямую они не ответят – сначала дадут расплывчатую подсказку: а приглядитесь вон к тому рычагу. Если не поймете – будет подсказка следующего уровня: там под рычагом есть кое-что интересное. Ежели же и в этом случае будет глухо, игра напрямую проорет пользователю: КНОПКА. ПОД РЫЧАГОМ. НАЖМИ. Впрочем, пользоваться подсказками в The Room Three – это, извините, себя не уважать.

Как и в предыдущих двух случаях, особая прелесть The Room не в том, что сделано, а как. Загадки и сюжет (сюжет, впрочем, менее) – потрясающие, но игра завораживает другим.


Исполнением – каждая втулка, кнопка и тумблер двигаются так плавно, с таким гипнотическим звуком, что хочется снова и снова дергать виртуальные рычаги. Это сложно описать словами, но от игры идет какая-то инфернальная тактильная достоверность – тут чертовски приятно просто водить туда-сюда детали и смотреть как они, охваченные золотистым цветом, бегают по экрану. После деревянных головоломок – открытое окно в душной комнате, словно пересел в новый BMW из потертых «жигулей».

В остальном от «Комнаты» откровений ждать не стоит. Сюжет сводится к грозным запискам, которые оставляет какой-то сумасшедший. Его личина вскоре объявится, но мотивации все равно не будет – зачем и почему нас прогнали по стройному ряду ретрокомнат, останется неясным. Просто так захотелось авторам.


Ну и ладно – ждать от мобильной головоломки еще и финчеровского триллера – это, извините, наглость. Вполне достаточно отличный задачек, потрясающего визуала, гибкой системы и подсказок и… вот этой плавно открывающейся шкатулки – черт же возьми, как красиво.

Всего за 279 рублей, кстати – оно того, безусловно, стоит.

0 Довольно часто во всемирной паутине можно обнаружить непонятные выражения и слова, смысл которых скрывается в тумане. Однако, на нашем сайте сайт вы сможете обнаружить расшифровки множества понятий и фраз, которые довольно часто употребляют в повседневной речи. Сегодня речь пойдёт о таком загадочном слове, как Инфернальный , что значит вы можете ознакомиться немного ниже.
Однако, перед тем, как я продолжу, мне хотелось бы посоветовать ещё несколько познавательных статей по рандомной тематике . Например, перевод слова Бикоз , что значит Вакаримассен по японски, кто такая Абика , кого называют Веским и т. п.
Итак, продолжим, что значит Инфернальный ? Этот термин был заимствован из латинского языка "infernalis ", и переводится оно, как "ад".

Синоним слова Инфернальный : адский , подземный, бесовский, сатанинский , мистический, колдовской.

Пример :

Девушка, медленно выпускала дым из рта, который поднимался тонкой струйкой к потолку, превращаясь в инфернальное кружево.

Женщины в этом заведении, как на подбор, инфернально-красивые, опасные и весьма с*ксуальные.

Несмотря на то, что Толян родился в самый инфернальный день 13-го, его судьба сложилась безоблачно и счастливо.

Я не люблю страшные фильмы, поэтому от просмотра очередной инфернальной картины решил заблаговременно отказаться.

Девушек манила к себе, его инфернально-брутальная репутация.

Чувак , я не знаю, кто такой Бафомет , но это слово всё равно звучит пугающе инфернально.

Сегодня, этим словом, довольно часто называют женщин. Поэтому у многих возникает вопрос, что значит Инфернальная женщина?

Инфернальная - это женщина, которая притягивает себя, манит, чарует, в ней много непредсказуемости и демоничности, она засасывает мужчину с головой, и он погружается в этот сладкий и невыносимый ад испытывая одновременно и наслаждение и ужасные муки


Многие считают, что такие девушки просто взбалмошны и эгоцентричны , но на самом деле это не совсем верно. По сути , это её состояние души, стиль жизни.
Подобный тип женщины заманивает к себе мужчину тем, что с ней не соскучишься, её женская хитрость считается умом, а странная одержимость - особой творческой оригинальностью. Эта девушка совершенно непредсказуема, с ней вообще невозможно представить, что она "выкинет" в следующий момент, что подумает, и как себя поведёт в той или иной ситуации.
Эта женщина - загадка, в ней нет совершенства, поскольку она отчаянная и очень жестокая, и не только к окружающим, но и к своему возлюбленному. Однако, её красота и гордость притягивает к ней мужчин, как лампа-ловушка, ночных насекомых.

Безусловно, что многие черты инфернальной женщины , являются её положительными качествами, например она уверена в себе и непоколебима, как скала, она мудра и хитра. Однако, всё должно быть в меру, не надо становиться "сухарём", чёрствой и бессердечной женщиной, которая относится к людям с чрезмерной жестокостью. Ведь зло возвращается обратно, таков уж закон Вселенной.

Английский клуб на Тверской улице Москвы располагается в здании причудливой судьбы – сначала старинная усадьба, потом долгое время элитный Английский клуб, недолго – госпиталь, затем Музей революции, а ныне – Музей современной истории России. В своем обзоре я хочу показать, что осталось в этом здании именно от времен Английского клуба. Сначала отмечу, что это единственный на всей Тверской улице классический фасад, не искаженный поздними перестройками

Здание бывшего Английского клуба. Вид на центральную часть и правое крыло

Эта часть города застраивалась издавна, но первый каменный дом здесь возвёл в 1780 году генерал-поручик А.М.Херасков – ныне эта постройка составляет центральную часть здания Английского клуба на Тверской улице

Сам Херасков был масоном и в его доме проходили тайные собрания первого в Москве масонского кружка. До сих пор во внешнем и внутреннем декоре дома сохранились символы масонской традиции, поэтому здание Английского клуба является непременным объектом экскурсий, посвященных следам масонов в Москве. В начале ХIХ века усадьбу на Тверской покупает граф Лев Кириллович Разумовский и перестраивает главное здание: в 1811 году появляется левое крыло, а в 1817 году – правое.

Левое крыло бывшего Английского клуба (усадьбы Разумовского)

При наполеоновском нашествии дом уцелел от пожара, но интерьеры были безнадежно испорчены: французские солдаты устроили в доме скотобойню.

Уличный фасад левого крыла бывшего Английского клуба (усадьбы Разумовского)

Именно при Разумовском усадьба обзавелась каменной оградой по линии улицы с двумя симметричными воротами и двумя калитками. Пилоны всех ворот увенчаны фигурами львов, которые обессмертил Пушкин в «Евгении Онегине», описывая въезд Татьяны в Москву:

«…Балконы, львы на ворота́х,

И стаи галок на крестах.»

После смерти Разумовского дом перешёл к князю Н.Вяземскому, который и продал его Английскому клубу в 1831 году. Вообще же история Английских клубов в России началась с последней трети ХVIII века, когда сначала в Санкт-Петербурге, а потом в Москве появились джентльменские клубы. Они становились центрами общественной и политической жизни, во многом определявшими общественное мнение. Особенное значение Английский клуб имел в Москве. Это было элитное аристократическое собрание, членство в котором означало высокий статус и положение в свете. Приём новых членов был ограничен и осуществлялся только по рекомендациям, причем даже титулованные дворяне могли годами стоять в очереди и не успеть до конца жизни попасть в члены клуба.

Роль Английского клуба в общественной жизни столицы ярче всего, на мой взгляд, характеризует частое упоминание клуба в литературе того времени. Мы встретим это название в художественных произведениях, в дневниках и письмах А.С.Пушкина, А.С.Грибоедова, Л.Н.Толстого, Н.В.Гоголя, В.А.Гиляровского, В.А.Жуковского, Аксаковых, М.Н.Загоскина и многих, многих других. Классические фразы из «Горе от ума» «…Сок умной молодежи» и «Шумим, братец, шумим!» — это всё об Английском клубе. В первом томе «Войны и мира» описывается торжественный обед в Аглицком клубе в честь князя Багратиона, только происходил он не на Тверской, а по одному из прежних адресов клуба. Ведь прежде чем Английский клуб расположился в бывшей усадьбе графа Разумовского, он неоднократно менял своё местоположение.

Сейчас вход в здание бывшего Английского клуба на Тверской осуществляется через главное крыльцо центральной части строения. Мы попадаем вот в такое фойе

Этот вестибюль сохранил колоннаду, декор потолка и лестницу на второй этаж. Все балки потолка украшены одинаковыми изображениями жезлов, обвитых плющом, и трёх медальонов. На центральном медальоне изображена голова горгоны Медузы

Этот же мотив повторяется на решетке лестницы

Сейчас при подъеме по парадной лестнице нас встречает мозаичное панно на революционную тему, а во времена Английского клуба здесь висел портрет действующего государя-императора. Но мы смотрим на лепнину потолка, которая соответствует интересующему нас периоду

На период Английского клуба восстановлен и вход на второй этаж (рольставни в расчет не берем)

Посмотрите на кариатид с лицами идеальных пропорций

За этим входом начинаются залы музея, где располагается постоянная экспозиция. В самых первых залах ничего не напоминает об Английском клубе. А вот во втором или третьем зале можно увидеть колонны и пилястры из искусственного мрамора классического коринфского ордера

На потолке соответствующая стилистике лепнина

Стены зала в нижней своей части почти полностью закрыты экспозицией и, похоже, здесь ничего не осталось от прежних интерьеров

Единственный зал, интерьер которого сохранился со времен Английского клуба, – это Газетная комната

Дело в том, что кроме политических дискуссий, Английский клуб славился своей кухней, карточными играми и библиотекой. Так вот, библиотека клуба считалась лучшей в России и располагала богатейшим собранием русских периодических изданий начиная с 1813 года. Во времена отсутствия телевидения и интернета сюда приходили, чтоб узнать новости, – клуб выписывал множество российских и зарубежных газет и журналов. А читать их можно было как раз в комнате, называемой газетной

В газетной и библиотеке нельзя было громко разговаривать, уносить издания без соответствующего оформления и даже переносить их в другие залы – за это полагались штрафы. Такие правила устанавливал устав клуба. Ведь Английский клуб был одной из первых российских общественных организаций: все должности в клубе были выборные, а деятельность осуществлялась согласно уставу.

В газетной комнате нет музейных витрин с экспонатами, но в разных частях комнаты воссозданы фрагменты интерьеров клубных залов. Вот, например, фрагмент библиотеки

В нём мне больше всего понравилась лампа зелёного абажура, бронзовая, с патиной. Хотя и кожаные переплеты с золотыми надписями за стеклами шкафа тоже внушают уважение

Вот фрагмент фруктовой комнаты, т.е. помещения, где подавали легкие закуски, салаты, фрукты – по нынешним понятиям это было бы кафе или бар

Здесь заслуживает внимания тончайшей работы экран. Выполнен он из дерева, применена резьба и роспись

Такой же раритет – вот этот сервант для чайной посуды

Посмотрите, какими изящными бронзовыми накладками и эмалевыми медальонами он украшен

Кстати, о еде. В Английском клубе вообще много времени и внимания уделяли поварскому искусству. Не случайно А.С.Пушкин, описывая визит Онегина в Английский клуб, иронично замечает «…О кашах пренья слышит он». Кухня и повара клуба считались лучшими в России, а члены клуба отправляли на обучение в Английский клуб своих поваров. Роскошные обеды клуба славились по всей Москве

В газетной комнате сохранилось зеркало, вроде бы подлинно венецианское

Кстати, женщины в Английский клуб не допускались, даже в качестве прислуги, не говоря уже о гостях. За всю историю существования Английского клуба дамы могли посетить его лишь трижды, во время коронационных торжеств российских монархов. Но и тогда дамы удостаивались только завтрака и осмотра некоторых залов. Ныне все посетители могут любоваться роскошными интерьерами

Колонны и пилястры по моде тех лет выполнены из искусственного мрамора. Потолок и стены расписаны в технике гризайль – то есть рисунок, за счёт тоновых вариаций одного цвета имитирующий объём

А вот точь-в-точь такой же декор стены, но уже частично выполненный в объеме

В некоторых арках расположены объёмные барельефы, изображающие сцены из греческой мифологии

На потолке в трех круглых плафонах росписи

Изображены в плафонах музы – покровительницы искусств и наук, ведь назначение комнаты — просвещение

Кстати, слово «музей» произошло от греческого названия храма муз

На стенах светильники с зеркальной подложкой, чтобы за счет отражения получалось больше света

В газетной комнате великолепная люстра. Со слов экскурсовода, она подлинная, только переоборудована под электричество

После газетной экскурсантов обычно ведут в следующую комнату. Будучи в Английском клубе дважды и с разными экскурсоводами, я слышала два её названия: говорильня и инфернальная. Говорильня – потому что в ней могли без помех беседовать на разные темы, а инфернальная, то есть адская, — потому что в ней играли в карты и проигрывались по-крупному. Как бы то ни было, сейчас в этой комнате от интерьеров практически ничего не осталось. Здесь интересны колонны, украшенные резьбой …

…и подлинные светильники. Большая люстра, помимо тончайше выполненного замысловатого узора, интересна фигурой крылатого ангела в центре и многочисленными фигурками не то воинов, не то охотников, расположенных по окружности. Меня больше всего поразило, что тщательно выполнены не только луки в руках воинов, но и тетива на них (!)

В инфернальной есть ещё светильник поменьше

В этом зале в витринах и без выставлены различные экспонаты музея. Например, каминные часы, Париж, XIX век

Ещё здесь воссоздан интерьер кабинета старейшины Английского клуба (конец XIX – начало XX века)

Следующий зал, в котором воссозданы элементы декора XIX века, — это зал с камином. Вот общий вид потолка

На потолке росписи в стиле гризайль обрамляют центральный плафон. Эти росписи содержат изображения как чисто декоративных элементов – венков, щитов, рога изобилия и т.п. – так и мифологических сцен

Но основное внимание приковывает к себе, конечно, живописный плафон в центре потолка

Зал имеет не строго прямоугольную форму, с одного конца он завершается полуротондой. Свод этого алькова расписан изображениями гирлянд, листьев аканта, рогов изобилия, а полукруглая форма подчеркнута сильно выступающим карнизом с богатым лепным декором

Именно здесь, между колоннами, находится камин, по которому этот зал называют иногда каминным

Мраморный камин по торцу каминной полки украшен медальонами с римскими профилями

Вертикальные стенки камина также украшены резными мраморными барельефами

При моем первом посещении музея насколько лет назад этот камин мне совсем не запомнился: либо он был так «вписан» в музейную экспозицию, что растворялся в ней, либо вообще был закрыт. При моём последнем посещении в каминном зале была только экспозиция живописи, никаких витрин или отдельно стоящих экспонатов не было, только полотна на стенах – соответственно, и зал смотрелся более цельно и значимо, как самостоятельная экспозиционная единица. Также в этом зале обязательно надо обратить внимание на люстры

Они опять-таки подлинные, переоборудованные под электричество. Насколько позволяет камера, пытаюсь показать эту тонкую работу. Здесь самые разнообразные фигуры и образы: девы, ангелы с крыльями, факелы с венками

После каминного зала следует целый ряд комнат, в которых сохранились лишь отдельные элементы декора, относящегося к интересующему нас периоду. Вот, например, зал с очень интересным потолком: в прямоугольник потолка вписан шестиугольник, а в него – круг, являющийся основанием купола

Углы и не занятая куполом часть потолка украшены лепниной с изображениями грифонов, крылатых дев, венков и масок

В другом зале по периметру потолка идет очень своеобразная лепнина, даже с неким подобием кронштейнов, украшенных изображениями фигур, — не припомню, чтобы где-то довелось ещё такую видеть

В следующем зале, кроме лепнины по периметру потолка, над дверями восстановлены барельефы на исторические или мифологические темы

Есть ещё один крупный зал с восстановленными потолочными росписями на бочкообразном своде

Экскурсоводы про него ничего не рассказывают. На мой вопрос, всегда ли здесь были росписи гризайль или это упрощенное восстановление, мне ничего внятного не ответили

В завершение напомню, что сейчас в этом здании располагается Музей современной истории России. Хотя темой моего рассказа был только Английский клуб, экспозиция музея тоже заслуживает внимания. Она охватывает период примерно с начала ХХ века и до наших дней, здесь уже представлены нулевые годы нынешнего века. Памятные вам предметы, лица, события вы увидите в новом свете, совсем с иного ракурса. Так что каков бы не был ваш возраст, вы сможете ощутить себя частицей истории и современником исторических событий.

Потолок в переходах Английского клуба

Как попасть в Английский клуб

Бывший Английский клуб, ныне Музей современной истории России, расположен по адресу ул.Тверская дом 21. Ближе всего добираться от станций метро Тверская и Пушкинская. На этих станциях выходить при движении из центра в начало состава, далее идти на ту сторону Тверской, где Макдональдс

Музей работает с 11ч до 19ч, понедельник выходной. Билет стоит 250 рублей, есть льготы для пенсионеров, студентов вузов и других категорий посетителей. Музей не относится к Департаменту культуры Москвы, поэтому здесь нет бесплатного посещения в третье воскресенье каждого месяца.

В музее можно заказать экскурсии как обзорные, так и тематические. Хочу обратить ваше внимание на то, что музей исторический и если вас интересует история дома и архитектурно-искусствоведческая тематика, то надо уточнить, будет ли освещаться на экскурсии эти вопросы и насколько глубоко.