В полном заглавии поэмы в определенной последовательности названы её главные герои и косвенно обозначено время действия. Песню о них сложили и спели гусляры — народные певцы. Это их глазами мы увидели события давно минувших столетий.

Историческую основу для «Песни про купца Калашникова» Лермонтов, скорее всего, взял из « Истории государства Российского» Н. Карамзина. Возможно, он знал и фольклорные песни об Иване Грозном.

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», анализ которой мы проведем, переносит читателя к XVI в., времена царствования Ивана Грозного, который часто был жестоким и безжалостным к своему народу. Для подавления возможного неповиновения Иван Грозный создал особое войско — опричнину.

«Песня...» привязана к конкретному времени. Царский и купеческий быт, картины жизни Москвы - всё это приметы эпохи. Но показаны они без подробностей, иногда косвенно. Например, Кирибеевич, желая привлечь внимание Алёны Дмитревны, с гордостью сообщает ей, что он не «душегуб лесной», а из «славной семьи Малютиной». А она «испугалась... пуще прежнего», потому что кто же не знал имени главного опричника Ивана Грозного Малюты Скуратова, известного своей жестокостью?

Но не эпоха и не деяния Ивана Грозного как государственного мужа в центре внимания поэта. Его интересуют характеры эпохи. Царь Иван Васильевич, опричник Кирибеевич, купец Калашников - все они разные, и все они ветви одного дерева, выросшего на почве российской истории XVI в.

Образ Кирибеевича в "Песне про купца Калашникова"

В центре поэмы конфликт между купцом Калашниковым и опричником Кирибеевичем. Конфликт трагический. Никто из героев не способен его преодолеть. Почему случился конфликт? Ответ - в характерах эпохи. Сначала автор представляет Кирибеевича. Его имя, скорее всего, татарского происхождения (Кирибей) и указывает на то, что он чужой в стране, где служит. Калашников назовет Кирибеевича «басурманским сыном», чуждым православной вере.

Царь Иван Васильевич называет Кирибеевича — «верный наш слуга». Да и сам он себя таковым считает: «Не кори ты раба недостойного», — просит он царя. Кирибеевич «раб», но с завидным положением, о чём царь и не преминул ему напомнить: «Не истёрся ли твой парчёвый кафтан? / Не измялась ли шапка соболиная?» А завершает Иван Васильевич с открытой иронией: «Или с ног тебя сбил на кулачном бою... сын купеческий?» В вопросах царя, не требующих ответа, хорошо просматривается существующее в обществе противостояние: опричники — купеческие сыны.

Гусляры показывают Кирибеевича в «Песне про купца Калашникова» настоящим молодцем, поэтому и рисуют его теми же красками, что и сказочных героев-богатырей. Он «удалой боец, буйный молодец». У него «очи чёрные», «руки сильные». А ещё у Кирибеевича «кони лёгкие», «седельце браное черкасское», «наряды парчёвые» — всё это традиционные признаки доброго молодца. Но нет среди них одной и очень важной детали — красавица «не глядит на него», «не любуется». Царь готов помочь своему верному слуге и предлагает «перстенек... яхонтовый», «ожерелье жемчужное», чтобы задарить «красавицу». Эти подарки тоже говорят об особом положении Кирибеевича при царе.

Но честен ли перед царём Кирибеевич? Ответ находим в песне гусляров. Они на всё смотрят со стороны и поэтому видят больше и дальше. Они знают, что он, хотя и «раб», но «лукавый», то есть хитрый и коварный. И дальше в песне прямо говорится, что он обманул царя:

Не сказал тебе правды истинной,

Не поведал тебе, что красавица

В церкви Божией перевенчана,

Перевенчана с молодым купцом

По закону нашему христианскому.

«Перевенчана» значит, что брак Алёны Дмитревны и Калашникова освящён Богом. Уточнение «по закону нашему христианскому» свидетельствует, что вера у женщины та же, что у всего народа.

Почему же Кирибеевич не сообщил царю столь важного факта? Возможно потому, что не считал его для себя важным, а возможно понимал, что государю нарушение закона будет не по нраву. Но как бы там ни было, Кирибеевич в «Песне про купца Калашникова» показал презрение к христианским нормам. А Ивана Васильевича песня представляет как их блюстителя, хотя в действительности Иван IV Грозный таковым не был. Но народу было чуждо своеволие, он его осуждал и в царе хотел видеть защитника порядка.

Кирибеевич в «Песне про купца Калашникова» дерзок в своих любовных притязаниях. Он бесчестит «верную жену» и его наказание справедливо в глазах народа.

Но почему же в песне с такой жалостью описана его смерть? Мы слышим интонацию печали в скорбном перечислении его чувств и движений: «застонал», «закачался», «упал», «повалился на холодный снег, на холодный снег».

Инверсия, повтор, скрытая антитеза («холодный снег» — горячая кровь) и сравнение — «будто сосенка» — это чувство усиливают. Песня жалеет о Кирибеевиче, потому что в «богатырском» бою погиб «удалой» молодец. А ведь мог бы он от боя и уклониться, когда понял, что это будет за бой. Но не уклонился, потому что собственная честь оказалась дороже царской милости.

Образ Калашникова в «Песне про купца Калашникова»

Наказал Кирибеевича Калашников. Купец - человек простой, что подчёркнуто его фамилией, которая происходит от слова «калач» - распространенный вид русского хлеба. Занятие Калашникова тоже обычное, он купец уважаемый - зовут его по имени и отчеству Степаном Парамоновичем. Жизнь у Калашникова налажена и Богом освящена. Но в один миг всё у него рухнуло — нашёлся человек (чужой!), который поломал уклад, создаваемый веками, — «опозорил семью нашу честную».

Поскольку Калашников главный в семье, ему и защищать её честь: «Буду насмерть биться... за святую правду-матушку», — решает он. Заметим, правда у него «святая», значит она от Бога и никто, даже опричник самого грозного царя, не имеет права её нарушать.

Перед боем Калашников сказал, в чём его правда. Высказывается он в форме противопоставления: «Я» и «Ты». Причем «Я» заявлено прямо. «Ты» подразумевается.

«Родился я от честнова отца». — А ты?

«Жил я по закону Господнему ». — А ты?

«Не позорил я чужой жены ». — А ты?

Купец Калашников — муж, отец, защитник своего дома, но он ещё и христианин, «на груди его широкий висел медный крест».

Песня рисует Калашникова как достойного защитника-мстителя. Он «добрый молодец», «молодой купец, удалой боец», «очи его соколиные», «могутные плечи». Постоянные эпитеты прямо указывают на родство Калашникова со сказочными богатырями. Вспомним, что опричник Кирибеевич тоже своей силой и удалью походил на них. По не всегда и не всё решает сила физическая. У Калашникова в бою, как и в жизни, удар был ответный. Так песня снова, хотя и косвенно, называет виновника трагедии. Калашников выполнил свою миссию — он защитил и честь своего имени, и закон, который определяет жизнь всех истинных христиан.

Но он же и нарушил закон, когда кулачный бой, устраиваемый для потехи, превратил в арену мести. Он задумывал свой бой как «последний». За это и был наказан — тоже смертью. Это произошло потому, что «Господний закон» не предусматривает никаких исключений ни для своих хулителей, ни для приверженцев.

Образ Ивана Васильевича в «Песне про купца Калашникова»

На страже царь Иван Васильевич. По какому праву? По праву хранителя православных законов: «Как возговорил православный царь». То есть, подчёркивается, что он не только царь — государственный муж, но и тот, кто служит Богу. Он его наместник на земле. Поэтому-то он «Иван Васильевич», а не «Иван Грозный». И царь признаёт над собой верховность Бога. Он принимает слова Калашникова: «Скажу только Богу единому», почему убил Кирибеевича. Поступая с Калашниковым по справедливости, что не соответствовало обычаям реального Ивана Грозного, царь косвенно, через оказание милостей семье Калашникова, признает его правоту.

А как люди? Они запомнили Калашникова? Запомнили. Именно поэтому «Песня...» заканчивается не казнью героя, а поклонами его «могилке» «пройдет стар человек — перекрестится», «пройдёт молодец — приосанится».

Основные особенности «Песни про купца Калашникова»

Почему Михаил Юрьевич назвал поэму «Песней...»? В названии отмечена форма, в которой история царя Ивана Васильевича, опричника Кирибеевича и купца Калашникова дошла до слушателей. И ещё, если эти события стали песней и её поют и разносят по свету, это означает, что она уже вошла в память народа, стала его духовным достоянием.

Основные особенности «Песни про купца Калашникова» следующие:

​ ​

Образ купца Калашникова. Обращение к теме героического прошлого не было случай­ным для творчества М.Ю. Лермонтова. Эта тема давала возмож­ность обрисовки сильных, цельных, героических характеров, ко­торых поэт не находил в современности. Один из таких характе­ров Лермонтов создает в «Песне про купца Калашникова».

В этой поэме Лермонтов воспроизводит эпоху Ивана Грозно­го, конец XVI века. Главным героем «Песни…» является купец Степан Парамонович Калашников. В основе сюжета произведе­ния лежит мотив обиды и защиты чести. Немаловажной здесь представляется и тема любви, семейных отношений, ограниче­ния свободы человеческой воли, государственного деспотизма.

Степан Парамонович - простой русский человек, ценящий семейные отношения и домашний уют. Он живет с молодой же­ной и детьми в высоком доме, где стол «покрыт белой скатер­тью», перед образом теплится свечка, а ведает всем старая Еремеевна. В этом описании - полная картина «домашнего быта и простых, малосложных, простодушных семейственных отноше­ний у наших предков».

Герой обладает привлекательной внешностью. Это «статный молодец», с «соколиными очами», «могутными плечами», «куд­рявой бородой». Он напоминает нам былинных богатырей, ко­торых было так много на Руси.

Ассоциации с фольклором вызывает и речь Степана Пара­моновича, «ласковая», поэтичная, вдохновенная, отражаю­щая его внутренний мир. («…лиха беда со мною приключи- лася…», «…обиды не стерпеть душе Да не вынести сердцу молодецкому».

Калашников держится уверенно, по-купечески степенно, с достоинством. Он неторопливо хозяйничает в лавке: расклады­вает товары, зазывает покупателей, пересчитывает «злато-сереб­ро». Таким же хозяином ощущает он себя и в собственном доме, своей семье. Его любит и уважает Алена Дмитриевна, почитают родные братья.

И вдруг мир и покой, царящий в его семье, грубо нарушают. Алену Дмитриевну публично преследует влюбленный в нее цар­ский опричник, Кирибеевич. Узнав об этом, Калашников реша­ет заступиться за честь своей жены, чтобы восстановить ее доб­рое имя, свою мужскую честь, репутацию своей семьи. Душа ге­роя не может вынести бесчестья: «А такой обиды не стерпеть душе Да не вынести сердцу молодецкому». Степан Парамоно­вич решает биться с опричником не на жизнь, а насмерть в ку­лачном бою, который будет на Москве-реке.

В образе купца Калашникова обрисован русский героичес­кий характер. Это человек смелый и честный, сильный духом, цельный и бескомпромиссный, обладающий чувством собствен­ного достоинства. Степан Парамонович патриархален, он ис­кренне привязан к своей семье, заботится о детях и жене, свято чтит православные обычаи.

Преследование Алены Дмитриевны царским опричником на глазах у всех соседей - позор, бесчестье для Калашникова. Ки­рибеевич в глазах купца - «бусурман», посягнувший на самое святое, - незыблемость семейных уз. Опричника не останавли­вает даже то, что Алена Дмитриевна «в церкви божией перевен­чана… По закону нашему христианскому». Решаясь на честный кулачный бой, Калашников защищает еще и незыблемость хри­стианских понятий о семье и браке.

Калашников убивает в кулачном бою Кирибеевича. Судьей в этом бою выступает сам государь. Иван Грозный не скрывает своего недовольства результатом поединка и требует от купца ответа о том, «вольной волею или нехотя» убил он царского опричника.

И здесь Степану Парамоновичу предстоит выдержать еще одно испытание. Он прекрасно понимает, насколько страшным может быть царский гнев, но говорит царю правду, скрыв, одна­ко, причину своей битвы с Кирибеевичем:

Я убил его вольной волею,

А за что про что - не скажу тебе.

Скажу только богу единому.

Восхищавшийся этой сценой Белинский, писал что «Калаш­ников мог бы еще спасти себя ложью, но для этой благородной души, дважды так страшно потрясенной - и позором жены, раз­рушившим его семейное блаженство, и кровавою местью врагу, не возвратившею ему прежнего блаженства, - для этой благо­родной души жизнь уже не представляла ничего обольститель­ного, а смерть казалась необходимою для уврачевания ее неис­целимых ран… Есть души, которые довольствуются кое-чем - даже остатками бывшего счастья; но есть души, лозунг кото­рых - все или ничего… такова была и душа… Степана Парамо­новича Калашникова».

Царь решает казнить купца Калашникова. И Степан Пара­монович прощается со своими братьями, давая им последние наказы:

Поклонитесь от меня Алене Дмитриевне,

Закажите ей меньше печалиться,

Про меня моим детушкам не сказывать;

Поклонитесь дому родительскому,

Поклонитесь всем нашим товарищам,

Помолитесь сами в церкви божией

Вы за душу мою, душу грешную!

Любовь к своей семье и жажда справедливости, ненависть к своему обидчику, чувство собственного достоинства и безгранич­ная вера в право своего государя вершить судьбы людей - вот основные чувства, испытываемые героем. Именно поэтому он и согласен принять смерть.

Рассмотрим взаимосвязь Калашникова с другими персона­жами. Кирибеевич, думается, не испытывал к Степану Парамо­новичу явной ненависти и, более того, почувствовал угрызения совести во время поединка. Именно поэтому он «побледнел», «как осенний снег», «бойки очи его затуманились», «на раскры­тых устах слово замерло». Характерно, что Лермонтов создает здесь многогранные характеры. Так, Кирибеевич - это не толь­ко «буйный молодец», привыкший ни в чем себе не отказывать, это и смелый человек, «удалой боец», способный на сильные чув­ства:

Какувижу ее, я и сам не свой -

Опускаются руки смелые,

Помрачаются очи бойкие;

Скучно, грустно мне, православный царь,

Одному по свету маяться.

Опостыли мне кони легкие,

Опостыли наряды парчовые

И не надо мне золотой казны…

«Любовь Кирибеевича - не шуточное дело, не простое воло­китство, но страсть натуры сильной, души могучей. …Для этого человека нет середины: или получить, или погибнуть! Он вышел из-под опеки естественной нравственности своего общества, а другой, более высшей, более человеческой, не приобрел: такой разврат, такая безнравственность в человеке с сильною натурою и дикими страстями опасны и страшны. И при всем этом он имеет опору в грозном царе, который никого не пожалеет и не пощадит…» 97 .

Царь по-настоящему возмущен и разгневан поступком купца Калашникова и считает себя вправе распорядиться его жизнью по-своему усмотрению. Лермонтов подчеркивает жестокость, деспотизм Ивана Грозного. Царь в поэме олицетворяет собой судьбу Калашникова.

Калашников по-настоящему дорог лишь своей семье - Але­не Дмитриевне, меньшим братьям, которые почитали его за отца. На стороне купца Калашникова и симпатии автора. Он прослав­ляет своего героя:

И гуляют-шумят ветры буйные

Над его безымянной могилкою.

И проходят мимо люди добрые:

Пройдет стар человек - перекрестится.

Пройдет молодец - приосанится,

Пройдет девица - пригорюнится,

А пройдут гусляры - споют песенку.

Таким образом, в «Песне… про купца Калашникова» Лермон­тов рассматривает тему обиды и защиты чести в духе народного миросозерцания, для которого ценой бесчестья является чело­веческая жизнь. И в этом плане в поэме ощутим эпический па­фос: суровые нравы оправданы народной моралью, без какой- либо излишней драматизации.

/ / / Образ Степана Калашникова в поэме Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича...»

Степан Калашников – главный герой поэмы М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Мы знакомимся с ним уже в самом начале поэмы. Он занимался своим делом, держал лавку с товарами на базаре и предлагал их всякому покупателю. Заманивал Калашников покупателей мягким, приятным голосом, да в свободное время монеты золотые пересчитывал. А дома купца ждала молодая жена Алена Дмитриевна и ребеночек.

И вот однажды, недоброе случилось в жизни Степана Парамоновича. Царский опричник положил глаз на его супругу – Алену Дмитриевну, и, не стыдясь никого в округе, начал приставать к замужней женщине. Опозорил он жену Калашникова, предлагал ей всякие вольности, богатства и прочие роскоши, дабы она стала его женщиной. Вот о таком происшествие поведала Алена Дмитриевна мужу своему законному. И такой поступок Кирибеевича просто возмутил купца.

Не боясь последствий, вызвал он молодого опричника на кулачный бой, ведь была затронута честь и достоинство его семьи. Не побоялся он наказания, которое может настигнуть в конечном итоге.

Степана Калашникова можно сравнить с образом удалого богатыря, который совершает благие поступки ради себя и других, ради доблести и чести всего народа русского. Знал купец, что разгневает царя своею выходкой, однако, не усмирить было возмущенную мужскую душу.

Перед боем Калашников с уважением кланяется перед царем, затем оборачивается и отдает поклоны белому Кремлю и всему народу. В начале боя, Степан Парамонович терпит поражение, но, в конечном итоге, собирает все силы свои и побеждает наглого и лицемерного опричника.

Конечно, за такой поступок царь казнит Калашникова. Однако, проявив симпатию к Степану - богатырю, за его честь и доблесть, милует жену и ребенка купца, обещает позаботиться о них.

Принял Калашников смерть не по законам христианским. И похоронили его в просторном поле. А в память о таком доблестном поступке и о таком удалом купце была сложена песня. И каждый, кто проходил мимо могилы Степана Калашникова вспоминал о его смелом и отважном поступке.

Одним из моих любимых произведений Лермонтова Михаила Юрьевича есть «Песня про купца Калашникова». Самой основной его особенность есть противостояние правды и чести против власти вышестоящих чиновников.

В песни описаны два человека. Один есть опричником царя и его хорошим бойцом, а второй - простой купец Калашников, муж Алены Дмитревны. Над ней глумица опричник и тем самым бросает на его семью тень. Купец честный, правильный и храбрый человек. Живет по законам, любит детей и жену, хорошо о них заботится. Это ясно со слов Алены. Она просит в него помощи и защиты.

Калашников, отправившись на бой с опричником, наносит ему смертельный удар, отчего сердит князя. Но так как говорит он правду, и князь относится к нему с уважением и обещает не бросить его жену и детей в бедности. Купца казнят, и почивать он будет в безымянной могиле. Но его действие показало всем, что за справедливость нужно бороться, хотя и высокой ценой.

Для меня образ Калашникова очень светлый и чистый. Он настоящий мужчина, который готов умереть за честь своей жены и семьи. Он олицетворяет весь простой народ, который веками пытается бороться с несправедливостью и продажностью высоко стоящих людей.


Григорий Печорин – главный персонаж романа. Уникальная личность, понять которую до конца не удалось никому. Такие герои встречаются в каждом времени. Любой читатель, сможет узнать в нем самого себя со всеми свойственными людям пороками и желанием изменить мир.

Образ и характеристика Печорина в романе «Герой нашего времени» помогут понять, что он за человек на самом деле. Как многолетнее влияние окружающего мира смогло наложить отпечаток на глубину характера, перевернув сложный внутренний мир главного героя.

Внешность Печорина

Глядя на молодого, симпатичного человека трудно определить, сколько ему лет на самом деле. Со слов автора не более 25, но иногда казалось, что Григорию уже за 30. Нравился женщинам.

«…был вообще очень недурен и имел одну из тех оригинальных физиономий, которые особенно нравятся женщинам светским…»


Стройный. Великолепно сложен. Атлетического телосложения.

«…среднего роста, стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение…».


Блондин. Волосы слегка завивались. Темного цвета усы, брови. При встрече с ним все обращали внимание на глаза. Когда Печорин улыбался, взгляд карих глаз оставался холоден.

«…они не смеялись, когда он смеялся…»

Редко, кто мог, вынести его взгляд, слишком тяжел он был и неприятен для собеседника.

Нос слегка вздернут. Белоснежные зубы.

«…немного вздернутый нос, зубы ослепительной белизны…»


На лбу уже обозначились первые морщины. Походка Печорина вальяжная, слегка ленивая, небрежная. Руки, несмотря на крепкую фигуру, казались маленькими. Пальцы длинные, тонкие, свойственные аристократам.

Одевался Григорий с иголочки. Одежда дорогая, чистая, хорошо отутюженная. Приятный аромат парфюма. Сапоги вычищены до блеска.

Характер Григория

Внешний облик Григория полностью отражает внутреннее состояние души. Все, что он делает, проникнуто точной последовательностью шагов, холодной рассудительностью, через которые иногда пытаются прорваться эмоции и чувства. Бесстрашный и безрассудный, где-то слабый и беззащитный, словно ребенок. Он весь создан из сплошных противоречий.

Григорий пообещал себе, что никогда не покажет настоящее лицо, запретив проявлять любые чувства к кому-либо. Он разочаровался в людях. Когда он был настоящим, без лукавства и притворства, они не смогли понять глубину его души, обвиняя в несуществующих пороках и предъявляя претензии.

«…все читали на моем лице признаки дурных чувств, которых не было; но их предполагали – и они родились. Я был скромен – меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен; я был угрюм, - другие дети веселы и болтливы; я чувствовал себя выше их, - меня ставили ниже. Я сделался завистлив. Я был готов любить весь мир, - меня никто не понял: и я выучился ненавидеть…»


Печорин постоянно в поиске себя. Мечется, ища смысл жизни, и не находит. Богат и образован. Дворянин по происхождению, он привык крутиться в высшем обществе, но ему такая жизнь не по душе. Григорий считал ее пустой и никчемной. Хороший знаток женской психологии. Мог вычислить каждую и понять с первых минут разговора, что она собой представляет. Вымотанный и опустошенный светской жизнью, он пытался углубиться в науку, но вскоре понял, что сила не в знании, а в ловкости и удаче.

Скука разъедала мужчину. Печорин надеялся, что на войне тоска уйдет, но ошибался. Кавказская война принесла очередное разочарование. Невостребованность в жизни привела Печорина к поступкам, не поддающимся объяснению и логике.

Печорин и любовь

Единственной женщиной, которую он любил, была Вера. Для нее он был готов на все, но быть вместе, им не суждено. Вера замужняя женщина.

Те редкие встречи, что они могли себе позволить слишком компрометировали их в глазах окружающих. Женщина вынуждена была уехать из города. Догнать любимую не удалось. Он лишь вусмерть загнал коня в попытке остановить и вернуть ее.

Других женщин Печорин не воспринимал всерьез. Они лекарство от скуки, не более. Пешки в игре, где правила устанавливал он. Скучные и неинтересные создания нагнетали на него еще большее уныние.

Отношение к смерти

Печорин твердо уверен, что все в жизни предопределено. Но это не значит, что нужно сидеть и ждать смерти. Надо идти вперед, а она сама найдет того, кто ей нужен.