Современные дети мало времени уделяют прогулкам, играм на свежем воздухе. Компенсировать этот недостаток помогают спортивные праздники, которые проводятся на свежем воздухе – в парке, на площадке или на школьном стадионе. Этот праздник можно проводить как летом, так и зимой. Организация не требует материальных затрат и зависит только от желания и умения организовать оздоровительную работу в школе.

Основным содержанием такого мероприятия являются подвижные игры, объединенные общим сюжетом.

Подготовка к проведению

Продумав сценарий праздника, его организаторы составляют Положение, инвентарь, наградной материал, принимают заявки, выбирают подходящую площадку и празднично украшают ее, подбирают специальные музыкальные заставки, танцевальные номера, назначают ведущих – скоморохов, богатырей, шутов.

Организаторы

Эту функцию выполняют учителя физической культуры, педагоги дополнительного образования, заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители, родительский комитет.

Участники

В празднике участвуют ученики разных классов, их классные руководители и родители.

Праздник можно провести между учащимися одной параллели или разных возрастных групп: младшие, средние и старшие классы. Команды могут быть и разновозрастными.

Участники команд должны иметь спортивную одежду для занятий на свежем воздухе с отличительными деталями: например, шарфики одного цвета, повязки, жилетки и т.д.

Сроки и условия проведения

Праздник проводится на спортивной площадке зимой.

Продолжительность

Время проведения праздника – 1 ч 30 мин. Продолжительность праздника для детей разных возрастов можно менять за счет количества состязаний, игр.

Определение победителей

Команды-победительницы определяются по наибольшему количеству набранных очков в эстафетах, играх. Отдельно награждаются победители в индивидуальном зачете.

Сценарий

Выходит ведущий в костюме богатыря.

Ведущий. Здравствуйте, дорогие гости и уважаемые друзья-болельщики! Мы очень рады видеть вас на празднике состязаний и игр наших предков. Мы вместе совершим путешествие в прошлое к нашим дедушкам и бабушкам, узнаем, какие игры и соревнования увлекали наших предков. Самое интересное – наши команды будут соревноваться с помощью необычного инвентаря, вы познакомитесь с чудесами. Оценивать ваши успехи будет жюри: Забава Путятична, Иван – царский сын и Илья Муромец. А теперь под звуки марша приветствуем команды богатырей.

Статья опубликована при поддержке Московской 57 школы. Среди учителей школы доктора и кандидаты наук, школа показывает высокие результаты в городских, республиканских и международных олимпиадах, выпускники школы поступают в лучшие университеты мира. Школа набирает группы развивающего обучения. Ознакомиться с информацией о школе, стоимости обучения и расположении Вы сможете на сайте, который расположен по адресу: www.нашашкола57.рф .

Команды совершают почетный круг по площадке.

Ведущий. А сейчас слово предоставляется председателю жюри Илье Муромцу.

Зачитываются правила состязаний, эстафет, игр.

Ведущий. А теперь, юные богатыри, готовы ли вы размять свои ноженьки резвые, руки сильные, тело крепкое перед состязаниями богатырскими? Богатырь Добрыня Никитич, покажи разминку нашу, а вы, детинушки, за ним повторяйте, не отставайте!

Звучит русская народная песня «Как у наших у ворот».

Все участники повторяют упражнения за Добрыней.

Скоморохи

Мальчишки, девчонки и наши богатыри,
На наше поле бранное скорей спешите вы!
Здесь будут состязания представлены всем нам,
Кто будет победителем, потом расскажем вам.

Выходят Добрыня Никитич и Алеша Попович.

Добрыня. Алешенька, хочу узнать: как ты силушку свою испытывал, ножки быстрые, руку крепкую да глазки острые?

Алеша. Да людям добрым помогал, водицу в бочках носил, снопы разом собирал, булаву кидал да в поле плуг таскал.

Добрыня. Ой да силу земля-матушка дала, а мы приумножали на радость людям земли нашей! А давай, друг мой Алешенька, испытаем наших богатырей сегодня. Я думаю, не перевелись богатыри на земле нашей, а?

Алеша. Нет, не обеднела земля русская богатырями! А ну, выходите состязаться, покажите скорость ног сильных, богатырских!

Бег с ведрами

В конкурсе принимают участие по одному человеку от каждой команды.

На стартовой линии стоят пустые ведра. Задача участников – добежать до места разворота (30 м), набрать полное ведро снега и вернуться к стартовой линии. За первое место команда получает 3 балла, за второе место – 2 балла, за третье место – 1 балл.

Добрыня. Алеша, ножки быстры, а ручки сильны? Проверим?

Алеша. Это же просто!

Тачка в валенках

В конкурсе принимают участие по два человека от каждой команды. По сигналу ведущего первые номера принимают положение упор лежа, на руки надевают валенки, а вторые номера держат их за ноги. В таком положении пары начинают движение, преодолевая расстояние 8 м до разворота. На этом месте партнеры меняются ролями и возвращаются к стартовой линии.

Добрыня. Хочу, Алеша, я узреть, как наши дети смогут быть быстрыми в больших сапогах от больших богатырей. Сапоги-скороходы не просты – убегать с ног они хитры! А ну, выходи, кто не потеряет сапоги!

Сапоги-скороходы

В конкурсе может принимать участие по несколько человек от команды. Участники распределяются по забегам (по два человека). Для конкурса понадобятся две пары сапог большого размера. Игроки выстраиваются на линии старта, каждый надевает сапоги на ноги. Задача участников – добежать до финиша быстрее всех и не потерять сапоги-скороходы.

Победитель забега приносит своей команде один балл.

Добрыня. Ох вы, детушки, ох вы, милые, да задам я вам задание и увижу вашу силушку, как и мы ранее, в годы юные, друг у друга силу мерили.

Борьба на кушаках

В конкурсе могут принимать участие по несколько человек от команды. Участники распределяются по парам. Каждому повязывается пояс-кушак. Борцы встают лицом друг к другу, и каждый, захватив противника за пояс, старается поднять его так, чтобы ноги оторвались от земли. Побеждает игрок, выигравший в двух поединках из трех. Он приносит своей команде один балл.

Алеша. А вот и еще одно наше древнее состязание.

Наши сани едут сами

В конкурсе принимают участие два человека от каждой команды. Для игры понадобятся санки и веревка. Середина веревки крепко привязывается к столбу так, чтобы ее концы оказались равными и имели длину не менее 5–6 м. Концы веревки разводят в разные стороны и привязывают к ним санки. По сигналу два игрока садятся в них, берут в руки концы веревки и, подтягивая их к себе, доезжают до столба. Тот, кто быстрее дотронется до него рукой, приносит своей команде один балл.

Алеша. А вот мы, бывало, на санях и ловкость испытывали.

Уральские горы

Для проведения конкурса требуются санки и шишки. Участвуют по два человека от команды. На склоне горки, с правой и левой стороны санного спуска, организаторы праздника раскладывают еловые шишки или другие мелкие предметы на расстоянии 5–6 м один от другого. Задача участников игры – съезжая с горы, собрать наибольшее число предметов, не снижая скорости. Побеждает тот, кто соберет больше предметов.

Звучит музыка (заставка).

Выходят девочки с одинаковыми ведрами. Участники конкурса, отдыхая, любуются на хоровод.

Добрыня. Да, Алеша, и такое бывало – загадывали нам загадки красны девицы. Погляди, они не просто несут ведра – плывут, как лебедушки!

Алеша. Согласен, знаю, что девицы-красавицы придумали!

Царская охота

Девочки оставляют ведра на расстоянии 8 м перед каждой командой. Участники команд вынимают из ведра снежки и начинают бросать их в ведра, стараясь отодвинуть их как можно дальше. Побеждает команда, у которой при равном количестве бросков ведра окажутся дальше, чем у другой.

Добрыня. Алеша, а давай-ка предложим детушкам посостязаться в метании копья. А ну-ка, богатыри, возьмите копья острые да постарайтесь в цель попасть!

Метание копья

В конкурсе могут принимать участие все желающие. Участники команд берут лыжные палки и по очереди метают их на дальность. Победитель конкурса приносит своей команде один балл.

Добрыня. Друг ты мой Алеша, припомни мне: какое состязанье зимой самое любимое у деток и взрослых?

Алеша. Ого, да я думаю, и по сей день его детки малые знают, и допытываться не надо!

Алеша. А ну, богатыри, становитесь да за дело беритесь! Кто из вас быстрее бабу снежную слепить горазд?

Снежные бабы

В конкурсе участвуют все ребята. Звучит музыка, и каждый начинает лепить снежную бабу, а окончив работу, встает рядом с ней. Жюри подводит итоги и отмечает лучших.

Добрыня и Илья. Молодцы вы, богатыри юные! Молодцы, детушки добрые! Вот вы нас и потешили, играми, состязаньями утешили. А как в старину бывали забавы-забавушки, молодцы-удальцы, – усадите вы девиц-подружек да на сани расписные! Сами катайте, а девиц не потеряйте. Задача забавы-потехи – не перевернуться и не столкнуться с другой парой.

Пока дети катаются на санках, жюри подсчитывает баллы, набранные каждой командой, и отмечает особо отличившихся участников соревнований.

Награждение

Скоморох

Вот летят минутки,
Времечко бежит,
Сердце замирает,
Сердце так и ждет –
На площадку с поздравленьем
Илья Муромец идет!

Илья Муромец. Ах вы, братья мои милые, настала светлая минутка – объявить победителей, да с награждением!

Начинается церемония награждения. Звучит веселая зимняя песня «Ах, снег, снежок, белая метелица». Девочки надевают платки и танцуют веселую плясовую, приглашая всех желающих.

Подвижные игры зимой на улице для детей и взрослых – это всегда праздник, а если включить фантазию, то можно организовать незабываемый праздник. Предлагаемый сценарий может послужить основой и для летних игр и состязаний.

Открытое мероприятие

Тема: «Былинные богатыри земли Русской»

Подготовила: Косинова В.А.

Воспитатель

Цели занятия:

    Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.

    Оживить представление о былине, о былинных героях – Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче.

    Вызвать интерес к языку былин, сказаний, песен, преданий о русских богатырях.

    Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.

Активизация словаря:

Богатырь, былина, сказитель, нараспев, кольчуга, сбруя, щит, меч, шлем, снаряжение, доспехи, уздечка, упряжь, булава.

Предварительная работа:

Рассматривание картины Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри».

Рассматривание панно «Русские богатыри» с художественным материалом о былинных героях.

Чтение отрывков о былинных богатырях.

Ход занятия:

Ребята, вы знаете, что велика и необъятна наша Родина. Есть у нас реки и горы, поля и леса. Но славна Русь не только своими просторами, но и людьми: отважными, умными, сильными духом. Много раз враги, нападали на нашу землю. Но доныне жива Русь-матушка.
Всегда на Руси чтили силу богатырскую и прославляли ее в сказаниях и песнях, которые пелись гуслярами и назывались былинами.
Былина от слова "быль", т.е действительно, то, что произошло и осталось в памяти народной.
Жизнь наших предков была трудной. Им приходилось бороться не только с природой, но с кочевыми племенами: печенегами, половцами, хазарами, татаро-монголами, которые нападали на Русь, грабили и сжигали селения, забирали в полон детей и женщин, а мужчин и стариков убивали. На защиту родной земли вставали все, кто мог держать оружие в руках и среди них выделялись сильные и мужественные воины, которых называли богатырями, витязями.

Скоро мы с вами будем поздравлять всех мальчиков, пап, дедушек, мужчин с праздником «День защитника Отечества», а сегодня мы поговорим о героях – богатырях Древней Руси, которые жили 1000 лет назад, а вот слава об их подвигах, как о защитниках земли русской и своего Отечества из глубокой старины дошла до наших дней.

Слава русской стороне!

Слава русской старине!

И про эту старину

Я рассказывать начну,

Чтобы дети знать могли

О делах родной земли.

– Ребята, а кто такой богатырь? Каких богатырей вы знаете? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович).

Силён, как вольный ветер,

Могуч, как ураган.

Он защищает землю

От злобных басурман!

Он силой доброю богат,

Он защищает стольный град.

Спасает бедных и детей

И стариков и матерей!

Из былин, сказаний, песен, стихотворений, из книг мы с вами узнали о русских богатырях, которые жили в далёкой старине и прославились своими подвигами и делами. А что такое Былина? (Ответы детей).

Слово «былина» произошло от слова быль, было, то есть,то что было когда-то давно. Об этом и говорится в былинах.

Кто слагал Былины о богатырях? (Ответы детей)

Людей, которые сочиняли былины, называли сказителями. Они ходили из селения в селение и рассказывали нараспев (похоже на песню) о героях-богатырях, об их подвигах. Они рассказывали о том, как «было». О делах и победах богатырей, о том, как они одолевали злых врагов, защищали свою землю, проявляли свою храбрость, мужество, смекалку, доброту. Сказители так и говорили:

Расскажу я вам про дела старые,

Да про старые, про бывалые,

Да про битвы, да про сражения,

Да про подвиги богатырские!

Вот так слагалась былина. В русском народе много столетий из уст в уста, от деда к внуку переходили былины о могучих богатырях. В былинах отражалась жизнь русского народа, которая была очень нелёгкой на Руси. Богатыри очень много работали оттого и были они могучими и сильными. И каждый раз они вставали на защиту своей земли. Герои – богатыри сделали целью своей жизни служение своей Родине – Руси.

Много песен и былин сказывал народ о их силе и подвигах, мужестве и отваге.

Беседа по картине В.М. Васнецова «Богатыри».

Ребята, подвиги русских героев – богатырей отражены не только в былинах, но и в творчестве художников. Великий русский художник Виктор Михайлович Васнецов изобразил картину «Богатыри». Давайте её рассмотрим и побеседуем о ней.

Кто изображён на картине художника Васнецова? (Три богатыря).

Кто находится в центре картины? (Илья Муромец).

Как вы догадались, что это Илья Муромец? (Он самый старший, могучий, мудрый и опытный богатырь).

Кто слева от Ильи Муромца? (Добрыня Никитич). Расскажите о нём, какой он?

Кто справа от Ильи Муромца? (Алёша Попович. Он самый молодой из этих богатырей).

Куда смотрит каждый из богатырей? (Они смотрят вдаль, не видать ли где врагов).

Что охраняют богатыри? (Землю русскую, её границы).

Главным другом богатырей был конь, лошадь. То, что одевают на лошадь, называется упряжь. Что сюда относится? (Уздечка, стремена, седло).

Как звали коня у Ильи Муромца? (Бурушка)

Разминка:

Давайте представим, что мы тоже русские богатыри. Запряжем своих лошадей в упряжь и проедем по границам Руси.

Дети изображают лошадок, цокая язычками и двигаясь по залу. В руках у каждого ребенка веревочка с большим количеством навязанных на нее узелков.

Когда богатыри собирались все вместе, как мы видим на картине, они становились такими сильными, что победить их было невозможно. Об этом и пословицы говорят. Как в пословицах говорится о русских богатырях?

    Не родом богатырь славен, а подвигом.

    • Лучше того дела нет, чем родную землю от врагов защищать.

      Моё богатство – сила богатырская, моё дело – Руси служить, от врагов оборонять.

      В русском сердце прямая честь да любовь к Руси – матушке.

Посмотрите на картину. Как одеты богатыри? (На тело надета кольчуга – железная рубашка.)

Зачем она нужна богатырям? (Она защищала богатырей от ударов копья, стрел и меча. Кольчуга весила 7 килограммов.)

Что надето на головы богатырей? (Шлем).

На Руси его называли шелом. Шлем изготавливали из металла, его украшали орнаментом, узором. А кто был побогаче, украшал шлем позолотой, серебряными пластинками. Шлем оберегал голову воина – богатыря от ударов.

Какие ещё доспехи имеются у богатырей?

Щиты, лук, колчан со стрелами, палица, топор, меч – булава.

Меч был главным оружием воинов – богатырей в ту пору на Руси. Меч ещё называли булавой. Меч был русским оружием. На мечах давали клятву, меч почитали. Он являлся дорогим оружием, его передавали по наследству от отца к сыну. Меч носили в ножнах, чтобы он не ржавел (показ меча и ножен, изготовленных из бумаги и плотного картона, украшенные орнаментом; меч обклеен фольгой). Рукоятка меча и ножны украшались орнаментом и узором. Узоры на ножнах и рукоятке меча наносились не только с целью украшения, но и с целью оказания помощи своему хозяину, владеющему мечом.

Я предлагаю вам сейчас раскрасить трех богатырей.

Дети садятся за столы и раскрашивают в раскрасках богатырей.

Подведение итогов:

Наше занятие о русских богатырях подходит к концу, а мы вспомним о том, какой завет оставили богатыри нам, своим потомкам:

– Защищать свою Родину, беречь её. Защищать слабых, бедных, стариков и детей, Быть сильными, храбрыми, мужественными, отважными. Любить свою родную землю, свой народ, свою страну и Родину.

А и сильные, могучие богатыри

На славной Руси!

Не скакать врагам по нашей Земле!

Не топтать их коням

Землю Русскую

Не затмить им солнце наше красное!

Век стоит Русь – не шатается!

И века простоит – не шелохнётся!

А преданья старины

Забывать мы не должны.

Слава русской старине!

Слава русской стороне!

Богатыри земли Русской
Познавательно-игровое занятие, посвященное Дню защитников Отечества

для учащихся начальной школы

Составитель Попова А.Л.

Необходимые материалы:
Две мишени и метательные «снаряды» к ним
Картина Васнецова «Три богатыря»
Картина М.Врубеля «Богатырь»
Книги о князьях и воинах древней Руси с иллюстрациями
Былины с иллюстрациями
медали «Золотой стрелок», «Серебряный стрелок»
медаль — «Богатырь – железная рука»
медаль «Богатырь – железный зуб»
две баранки на веревочках

Ход занятия

Ведущая: Среди множества особо отмеченных в календаре дней есть один особенный – 23 февраля, День защитника Отечества. В самом названии его заложено благородное призвание и обязанность защищать Родину и свой народ. Наше Отечество всегда славилось своими защитниками. Знаменитый полководец А.Суворов говорил: «Солдата лучше русского нет нигде в мире. Он и сам не пропадет и товарища спасет».

Откуда же черпают русские воины свою отвагу и силу? Говорят, она досталась им в наследство от далеких предков, о которых сложены песни и сказания, — от былинных богатырей.

Богатырям русским мы и посвятим наше сегодняшнее занятие. Поговорим

Про дела героические военные
Да про удаль-силу молодецкую.

Вопрос: Каких русских былинных богатырей вы знаете?
Алеша Попович, Добрыня Никитич, Илья Муромец

Не скакать врагам по нашей земле!
Не топтать их коням землю русскую!
Не затмить им солнце наше красное!
Век стоит Русь – не шатается!
И века простоит – не шелохнется!
А все потому, что
Сильны, могучи богатыри на славной Руси!

Один из первых былинных богатырей Вольга Всеславьевич родился, когда закатилось солнышко за горы и высыпали на него частые звезды, запеленала его мать в красные пленки, завязала золотыми поясами, положила в колыбельку и стала петь ему песни.

А наутро проснулся Вольга, потянулся, разорвал красные пеленки и говорит: «Сударыня-матушка, одень ты меня в латы крепкие и в шлем позолоченный, да дай мне в руки палицу в сто пудов».

Вот с такой немереной силой родился один из первых русских богатырей – Вольга Всеславьевич.

Ведущая: А сейчас я приглашаю сюда современных богатырей принять участие в богатырском турнире.

Состязание «Богатырь «Железная рука»
В этом состязании участники должны проявить два чрезвычайно важных богатырских достоинства – недюжинную силу и упорство.
Соревнование по арм-рестлингу. Вручение медали победителю — «Богатырь – железная рука».

Представляется картина «Три богатыря» В.Васнецова

Ведущая дает словесное описание картины: Остановились в поле три всадника. Замерли под ними разгоряченные кони, как будто опасность в степи почуяли. Богатыри повернули головы, зорко вглядываются: уж не воры ли там вдали?

Вопрос: Что это за картина? Как она называется? Кто ее художник? (показать после ответов саму картину)

Русский художник Виктор Васнецов изобразил русских богатырей, когда ещё был молодым неизвестным художником, а закончил работу, уже став прославленным мастером. Работал он над ней целых 18 лет. И вот она перед вами.

Вопрос: Как зовут богатырей, изображенных на картине? Покажите каждого из них на картине.

Ведущая: Так повелось, что больше всего любили люди, да и теперь уважают богатыря Илью Муромца. Его даже причислили к российским святым. Об этом замечательном богатыре поэт Алексей Толстой написал замечательное стихотворение, которое так и назвал – «Илья Муромец»:

Под броней, с простым набором,
Хлеба кус жуя,
В жаркий полдень едет бором
Дедушка Илья.
Едет бором, только слышно,
Как бряцает бронь.
Топчет папоротник пышный
Богатырский конь.

На долю богатыря выпало совершить множество подвигов.

Вопрос: Какие из них вы можете назвать?

Избавил людей от Соловья-разбойника,
от идолища поганого,
победил Калин-царя.

Ведущая: Взгляните на эту картину русского художника Михаила Врубеля. Как вы думаете, похож этот богатырь на Илью Муромца? (показать картину «Богатырь»).

Ведущая: Каждый богатырь обязательно имел доспехи и оружие.

Вопрос: Давайте вспомним, каким же оружием сражались в древности наши предки.

Соревнование «Не ошибись!»
На каждый мой вопрос будет дано несколько готовых ответов. На правильный ответ вы говорите «да», на неправильный – «нет».

1. У древних славян для рукопашного боя были предназначены:
Нож
Меч
Булавка
Ножны

2. Они использовали такое метательное оружие:
Копье
Дротик
Нож
Бутылка с горючей смесью

(показать книгу об А.Невском)

Ведущая: О военном деле, о трусости и храбрости, о защите родной земли в народе сложено немало пословиц и поговорок. Давайте вспомним некоторые из них. Я начну, а вы закончите пословицу и объясните своими словами, как вы понимаете значение этих пословиц.

Тяжело в ученье – легко в бою.
Смелого лихо боится.
И один в поле – воин.

Состязание «Богатырь – железный зуб»
Это состязание выявит воина, отличающегося необыкновенной сновкой. Звания «Богатырь – железный зуб» удостоится тот, кто сможет откусить большую часть баранки, подвешенной на нитке, не помогая себе руками. Победителю вручается медаль «Богатырь – железный зуб».

Ведущая: Говорили мы про дела старые,
Что про старые, про бывалые,
Чтобы море синее успокоилось,
Чтобы люди добрые послушали,
Чтобы молодцы призадумались,
Что века не меркнет слава русская!
Что лучше того дела нету,
Чем родную землю от врагов защищать!

Приложение: медали для победителей

Использованная литература:

1. Дащинская Н. У святого огня. – Праздник в школе. Быть патриотом каждый должен. – 2011. – с. 3 – 10.
2. Просекова О.А. День Ильи Муромца и всех богатырей. – Праздник в школе. О подвиге, о доблести, о чести. – 2010. – с. 45 – 51.
3. Копытова О.А. Богатыри. — Праздник в школе. О подвиге, о доблести, о чести. – 2010. – с. 3 – 8.
4. Былины. Сказания о богатырях земли русской. М: «Самовар». – 2007.
5. Владимир – Красное солнышко. М: «Белый город». – 2001.
6. Александр Невский. – ДЭ к АиФ. — № 1. – 2009.
7. Былинная Русь. М: Панорама. – 1999.
8. Древняя Русь: Рюриковичи. Школьный путеводитель. – Спб.: «ББК». — 2008.
9. Древняя Русь. История русского народа с I по IX век. – М: «Белый город». – 2005.


Сценарии по теме

  • Сценарий юбилея специально для своей бабушки на 80- летие. Ведущая: Здравствуйте! Рада приветствовать в этом доме всех присутствующих! Сегодня мы собрались здесь вместе по необычному поводу. В этот...
  • Осторожно - Новый год или Добро пожаловать под ёлочку! ОСТОРОЖНО, НОВЫЙ ГОД, или ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ ПОД ЁЛОЧКУ!Занавес закрыт, текст в записи.Сигнал точного времени.Диктор: Новогоднее время 23 часа р...

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 45 г. Томска

Сценарий тематического занятия

«Богатыри земли русской»

(старшая группа)

Подготовила музыкальный руководитель

Сценарий тематического занятия «Богатыри земли русской»

(старшая группа)

Под русскую народную музыку дети входят в зал и садятся на стулья.

Ведущая . Здравствуйте, дорогие ребята! Добрый день, уважаемые гости! Сегодня, накануне великого Дня Победы мы поговорим о богатырях – защитниках нашей страны. А как называется наша страна?

Дети . Россия.

Ведущая. Правильно! Мы с вами живём в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. Много чудесных стран есть на земле, везде живут люди, но Россия – единственная, необыкновенная страна, потому что она – наша Родина. Родина – значит, родная, как мама и папа. Вот она, посмотрите.

Ведущая. Не всегда наша Родина была такой. Много лет назад наша страна была меньше и называлась она Русь. И даже тогда на Русь нападали враги. Но кто же защищал землю русскую в те далекие времена?

Дети. Богатыри.

Воспитатель. Правильно. О богатырях мы с вами сегодня и поговорим. Много славных подвигов совершали русские богатыри, оберегая свою землю. Об их подвигах, об их доблестной славе слагались былины и легенды.

Ребёнок. Богатырь, он вот каков:

Он силён, он здоров,

Он из лука стрелял,

Метко палицу бросал,

На границе стоял,

Зорко, зорко наблюдал!

Русь-матушку защищал.

Ведущая. А каких самых главных русских богатырей вы знаете?

Дети . Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович.

Ведущая. Правильно. Вот они, посмотрите.

Ребёнок. Гремели славой в сказках и былинах

Три друга, три товарища старинных.

Плечом к плечу с врагами бились три богатыря:

Алеша, и Добрыня, и Илья.

Прошло веков немало. Но доныне

Мы знаем эти лица по картине…

И память вечную хранит о вас родимая земля:

Алеша, и Добрыня, и Илья.

ПРОВОДИТСЯ ФИЗМИНУТКА «БОГАТЫРИ»

Мы устали, засиделись,

Нам размяться захотелось.

Дружно встанем – раз, два, три!

Мы теперь богатыри.

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо – оглядимся величаво.

И налево нужно тоже поглядеть нам величаво.

Наклонились влево-вправо. Получается на славу!

Ведущая. А теперь пора размяться по-настоящему. Вызывайте своих родителей в круг, покажем «Богатырскую силу».

ИСПОЛНЯЕТСЯ ТАНЕЦ ПО ПОКАЗУ «БОГАТЫРСКАЯ СИЛА»

Ведущая . А теперь отдохнём, отгадаем загадки богатырские.

1. Оружие это трудно поднять,

Не просто поднять, а в руке удержать,

Снести им легко было голову с плеч,

Ну что догадались? Конечно же… (меч)

2. Чтоб грудь защитить от ударов врага,

Уж вы это знаете наверняка,

На левой руке у героя висит,

Тяжелый, блестящий, раскрашенный… (щит)

Ведущая . Молодцы! А теперь игра и для ребят, и для родителей. Слушайте внимательно, отвечайте только «да» или «нет».
Наша родина сильна (да)
И у нас она одна (да)
На Руси богатыри есть (да)
Им всегда хвала и честь (да)
Илья Муромец герой (да)
Он был самый молодой (нет)
Соловья он победил (да)
Из автомата подстрелил (нет)
Алеша Попович тоже герой (да)
Он сильный, смелый, молодой (да)
Карабаса в бою победил (да)
На танках боролись богатыри с врагом (нет)
Они воевали с мечом и копьем (да)
Добрыня Никитич был слабым и хилым (нет)
Он змея сумел победить своей силой (да)
Гордимся мы нашими богатырями (да)
Хотим ли быть такими же сами (да)
Ведущая. Все справились просто замечательно! Веками мудрый русский народ слагал о Родине, о подвигах и воинской доблести своих защитниках пословицы и поговорки. Давайте их вспомним.

Один в поле не воин.
Один за всех и все за одного.
Кто впереди идет, того страх не берет.
Сам погибай, а товарища выручай.
Тяжело в учении – легко в бою.
Где смелость, там и победа.
Шаг вперед – шаг к победе.
Мало победы ждать, надо победу взять.
Военному делу учиться, всегда пригодится.
Умелый боец везде молодец.
Победа в воздухе не вьется, а руками достается.
Крепка рука у нашего богатыря.
Воюют не числом, а уменьем.
Ведущая
. Встанет утром солнце красное,

Осветит поля, горы, реченьки,

Обогреет всех лучом бархатным

И польётся песня быстрокрылая.

Выходит Солнце (девочка).

Солнце. Сколько вижу я, сколько ведаю,

Расскажу я вам – вы послушайте!

Сердцем слушайте, душой грейтеся

И любовию наполняйтеся

К добрым молодцам, к славе прежних лет,

К Руси-матушки, ко Отечеству! (Уходит)

Выходят добры молодцы: Алёша Попович, Илья Муромец и Добрыня Никитич.

Алёша Попович . Здравствуй, Добрыня! Наслышаны мы про твои подвиги.

Илья Муромец . Да и мы, брат, с Алёшей Поповичем тоже время не теряли. Алёша с Тугариным Змеем дрался, а мне с Соловьём-разбойником сразиться довелось. Бывало, как засвищет по-соловьиному, зарычит по-звериному – все леса к земле склоняются, цветы осыпаются, травы сохнут, а люди замертво падают. Только не свистать нынче Соловью-разбойнику, пришёл его срок!

Добрыня Никитич . Славный богатырь, Илья Муромец! Будь у нас в дружине за старшего. Возьми меня и Алёшу во товарищи.

Илья Муромец . А куда поедем, богатыри?

Алёша Попович. Левая дорога ведёт к Чернигову, правая – к морю синему, к тихим заводям, прямая дорога – в Киев, к князю Владимиру.

Добрыня Никитич . К синему морю ехать далеко, к Чернигову ехать незачем: там калачи хороши! Съешь один калач, другой захочется, съешь другой – на перину завалишься. Не сыскать там богатырской славы!

Илья Муромец . А пойдём-ка мы в Киев, к самому князю Владимиру. Становись в дружину и песню запевай! (выходят солдаты)

ИСПОЛНЯЕТСЯ ТАНЕЦ «РУССКАЯ РАТЬ»

Ведущая. Служите Руси родной верою-правдою, берегите землю русскую от врагов-недругов. Я на добрые дела моего благословения нет. Защищайте нашу землю русскую для чести, для воли вольной, для богатырской славушки!

Звучит музыка. Все выстраиваются в линию.

Солнце. Весь народ на Руси богатырей чествует, ржаным хлебом с ним делится, в красный угол сажает, воспевает их славные подвиги, поёт песни о том, как защищают богатыри родную Русь! Слава и в наши дни богатырям – защитникам Родины!

Все. Пусть в миру цветёт красавица, вечно любимая русская земля!

Кланяются и под музыку садятся на места.

Ведущая. Наши мальчики, будущие защитники, защищают наших девочек. А девочки, конечно, очень любят танцевать.

ИСПОЛНЯЕТСЯ «РУССКИЙ ХОРОВОД»

Ведущая . После всех ратных дел любили богатыри русские отдохнуть душой, поиграть на музыкальных инструментах. И мы сейчас поиграем.

ИСПОЛНЯЕТСЯ ОРКЕСТР ШУМОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ

Ведущая . Все русские люди готовы за свою Родину сделать всё! Давайте послушаем песню, которая так и называется «За тебя, Родина-мать!»

ПРОСМОТР ВИДЕОФИЛЬМА «ЗА ТЕБЯ, РОДИНА-МАТЬ!»

Ведущая . Русские богатыри оставили нам, своим потомкам, мудрый завет: защищать свою Родину, беречь её. Быть сильным, храбрым, мужественным и отважным. Любить свою родную землю-матушку, свой народ!

Ребёнок . Воином быть совсем не просто,

И я, друзья, скажу вам так,

Что быть отважным, сильным, ловким,

Поверьте, это не пустяк!

Ничего нет лучше, краше

Милой Родины своей!

Оглянись на предков наших,

На героев прошлых дней.

Вспоминай их добрым словом –

Слава им, борцам суровым!

Слава нашей стороне!

Слава русской старине!

Под русскую народную музыку дети и гости покидают зал.

Музыкальный материал:

1. Музыка на вход

2. Танец по показу «Богатырская сила»

3. Музыка на выход солнца

4. Танец «Русская рать»

5. Музыка на выход солнца

6. Танец «Русский хоровод»

7. Оркестр.

8. Музыка на конец.

Атрибуты:

1. Карточки с пословицами для родителей

2. Костю Солнца

3. Костюмы Богатырей

4. Костюмы солдат

5. Костюмы для девочек

6. Музыкальные инструменты

7. Проектор, экран, ноутбук

8. Слайд-шоу «Богатыри»

9. Видеофильм «За тебя, Родина-мать!»

Использованная литература и другие источники:

1. «Старинные пословицы и поговорки», сост. В. Аникина, 1983.

2. «Былины об Илье Муромце, Добрыне Никитиче и Алёше Поповиче», 2013

3. «Герои русских былин», 2013.

4. Журнал «Музыкальный руководитель», № 8, 2014 год.

5. Журнал «Музыкальный руководитель» № 1, 2012 год.

6. http://www. moi-detsad. ru/zanatia/zanatia4503.html

7. http://www. /watch? v=5DfJQiVuPVs

чт, 11/09/2017 - 20:03 | administrator

Управление образования администрации Еманжелинского муниципального района

МКУ ДО «ДДТ «Алый парус» Еманжелинского муниципального района Челябинской области

Сценарий праздника: "Русские богатыри"

Педагог дополнительного образования

Ламтюгова О.Д.

ЦЕЛЬ:

  • Формировать представление о героическом прошлом народа Древней Руси, великих русских богатырей – защитниках Земли русской;
  • Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать;
  • Развивать быстроту, ловкость, силу, выносливость;
  • Создавать положительный эмоциональный настрой, веселое, бодрое настроение.

ХОД ПРАЗДНИКА:

Под песню «Богатырская сила» » А.Н.Пахмутовой. в зал входят девочки, и мальчики останавливаются в центре зала.

Ребенок: Дорогие папы, деды

Мы вам рады от души.

С днем Защитников Отечества

Всех поздравить вас спешим.

Мы желаем вам здоровья,

Крепкого на много лет,

И от всей души сегодня

Шлем вам праздничный…..

Все дети: Привет!(дети садятся под музыку)

Ведущая – княжна. (Под фоновую музыку произносит слова) В древние, древние времена охраняли родную землю от врагов первые русские защитники – славные богатыри. Много ратных подвигов на счету богатырском! Есть чему поучиться и позавидовать. Вот почему сегодня, через много лет и веков, в канун праздника Дня Защитника Отечества решили мы вспомнить с вами про дела ратные, про честь богатырскую, про удаль молодецкую. Чтобы добрые люди послушали, чтобы наши молодцы призадумались и себя показали, и самое главное - чтобы веками не меркла слава русская.

А сейчас я предлагаю вам совершить небольшое путешествие в историю и превратиться в былинных богатырей!

Ведущая – княжна. Покой всех городов и сел старинных

Стерег дозор богатырей былинных.

Пускай те дни прошли, но слава вам,

Не давшим Русь врагу богатырям!

Звучит «Богатырская музыка» в зал входит Илья Муромец с копьем и мечом. Он обходит зал, встает в центре.

Илья Муромец: Здравствуйте, люди добрые! Низкий вам поклон от нас, русских богатырей и от меня лично, Ильи Муромца! Уж как мы старались в свое время, прославляли русское воинство! И с Чудом-юдом боролись, и с Соловьем-разбойником! Ничего не боялись!

Ведущая – княжна. А где же Алеша Попович и Добрыня Никитич?

Илья Муромец: На заставе остались землю русскую защищать. Да, мало нас богатырей, вот и решили мы позвать к себе на помощь других добрых молодцев. Покажите свою силушку богатырскую да удаль молодецкую!

Готовы ли вы к богатырским состязаниям?(ответ детей)

А перед началом испытания повелеваю клятву произнесть!
Мальчики «богатыри", произносят клятву, повторяя слова за богатырем. (Под музыку)

Ведущая – княжна. А вы, девицы-красавицы, за молодых богатырей радейте, словом добрым помогайте, а коли надо – выручайте!

Илья Муромец: Вот колчан (показывает). В нём лежат стрелы. Победителям состязаний я буду вручать стрелы. Отряд, набравший больше стрел, я возьму в свою дружину. Для начала поприветствуйте друг друга дружины славные.

Приветствие команд.

«Витязи»: Витязи в строю едином

Всех дружнее и храбрей.

И на честный поединок

Мы зовем богатырей!

«Богатыри»: Победить желает каждый

И в команде слабых нет!

От богатырей отважных

Славным «Витязям» - привет!

Илья Муромец: Для начала молодцам надо размяться.

Ведущая – княжна. Накануне вы познакомились с былинами. Давайте сейчас проверим, хорошо ли вы их запомнили.
Разминка «Викторина»

  1. Каких русских богатырей вы знаете? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Святогор)
  2. Откуда родом Илья Муромец? (из г. Мурома, с. Карачаево)
  3. Кто передал Илье Муромцу меч-кладенец? (Святогор)
  4. Чем прославился Добрыня Никитич? (победил Змея Огненного)
  5. Из какой семьи Алеша Попович? (священника, попа)
  6. Что означает имя Добрыни Никитича? (Добрыня - добрый, великий)
  7. Это оружие оборонительного назначения. При сражении воин прикрывает им свое тело. (Щит)
  8. Оружие это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать. Снести им легко было голову с плеч… (Меч)
  9. Какому князю служили эти богатыри? (Владимиру)
  10. Кто из богатырей носил прозвище "тихий"? (Добрыня Никитич)
  11. С кем сражался Алеша Попович? (Тугарином Змеем)
  12. Как назвал коня Ильи Муромца? (Бурушкой)
  13. Как называется головной убор богатыря? (Шлем)
  14. Как называется тяжелый панцирь, сплетенный из металлических колец, который защищал тело богатыря? (Кольчуга)
  15. Главное оружие Соловья-разбойника. (Свист)
  16. Не крылата, а перната, как летит, так свистит. (Стрела)
  17. Кто из всех богатырей был богатырём-пахарем? (Микула Селянинович).
  18. А как называлась наша страна раньше? (Русь)

Вручается стрела победителю.

Илья Муромец: Вот теперь можно переходить к состязаниям.

Ведущая – княжна.
Вот преграды на пути!
Их непросто обойти!
Надо лихо проскакать,
Но барьеры не сбивать!
1 состязание. «Проскачи на коне»( под музыку)

Препятствия: для каждой команды ставятся средних размеров модули - горы; кегли-деревья на расстоянии. Надо преодолеть "гору", проскакать между «деревьями». Каждому участнику дают "лошадку" (палку с головой лошади).

Илья Муромец: Какой же богатырь без коня? Надо на коне пройти препятствия и вернуться обратно. Передать эстафету другому участнику.
Вручается стрела победителю.
2 состязание. «Назови оружие»

Илья Муромец: Хочу проверить ваш ум да смекалку. Забава эта трудная, поэтому на помощь молодым богатырям могут прийти девицы-разумницы.

(Дети из двух команд по очереди называют оружие, изображенное на картинках, которые держат Илья Муромец и Княжна). Вручается стрела победителю.

3 состязание. «Составить щит» (под музыку)

Ведущая – княжна: Из разрезанных частей нужно составить щит. Команда из 6 человек. Вручается стрела победителю.

Илья Муромец: А теперь я вас испытаю вас на ловкость, на силу молодецкую.

4 состязание: «Бой на булавах» (под музыку)

Ведущая – княжна: Участники из двух командвстают в обруч и пытаются булавой, сделанной из ткани и ваты, вытолкнуть соперника из обруча. Вручается стрела победителю.

5 состязание «Кто сильнее» (армрестлинг для пап или отжаться - кто больше).

Победитель получает стрелу.

Ведущая – княжна: Думаю, что нашим добрым молодцам нужно немного отдохнуть. А чтобы они не скучали, наши красны девицы их позабавят танцем задорным.

Русский танец в исполнении девочек.

Илья Муромец: Издавна богатыри сражались с нечистой силой. А, ну-ка, ребята, чья это избушка? (ответы детей) Избушка- избушка повернись к лесу задом, а ко мне передом.

Под музыку выходит из домика Баба-Яга.

Баба-Яга. Что-то русским духом пахнет! Ишь ты, сколько молодцев в мой лес забрело! А ну, отвечайте, откуда вы и куда путь держите?

Ведущая – княжна: Здравствуй, Баба-Яга! Ты бы лучше нас накормила, напоила, одежду починала. Путь у нас нелегкий, а потом бы уж и расспрашивала.

Баба-Яга. Ой, простите старую, касатики. Да как же я всех накормлю, напою? Вас вон сколько, а я одна.

Ведущая – княжна: Баба-яга, посмотри, сколько помощниц сидит (показывает на девочек) они помогут.

Баба-Яга. А вы, что делать-то умеете, красавицы?

Ведущая – княжна: Да всё, что девочке положено уметь делать: ткать, штопать, щи варить. Всему их матушки обучали. Девицы, покажите Бабе-Яге, на что вы годны, да помогите ей.

6 состязание для девочек "Собери рыбу". Вручается стрела победителю.

Баба-Яга. И вправду всё умеют делать. Спасибо, красавицы, помогли старушке. Но и добрых молодцев тоже хочу испытать. Ну – ка, скажите, на каком виде транспорта я передвигаюсь? (ответы)

7 состязание « Бег в мешках». Вручается стрела победителю.

Баба-яга. 0й, соколики вы мои, а находится зло в сундуке, а сундук в дремучем лесу на дереве висит, на широком дубе. Ведут к этому дубу две дороги. Одна длинная, но безопасная, а вторая короткая, но с преградами и испытаниями.

Илья Муромец: Трудностей мы не боимся, показывай, где короткая дорога, нам торопиться надо.

8 состязание « Перейди болото».

Баба-яга. Вот болото на пути,
Не проехать, не пройти.Перейдете болото, а там и до заветного дуба рукой подать. Удачи, а мне пора. (Уходит)
Дети разбиваются по 3 человека и встают на кирпичики. Берут второй кирпичик и переходят на него, передвигаясь, таким образом, в другой конец помещения.Вручается стрела победителю.

Ведущая – княжна: И еще одно испытание. Хотим посмотреть, какие вы дружные. Ведь не зря говорят: один в поле не воин.9 состязание. «Перетягивание каната» (Без музыки)

Вручается стрела победителю.
Илья Муромец: Ну что ж убедился я, что вы не только умные, но и сильные. Значит, пора к следующему испытанию отправляться. Победить Кощея. Чтобы победить Кощея, надо первым делом найти его смерть. А где она? Правильно! В яйце. А яйцо, где? (в сундуке) А сундук, где? (на дубе)

Вот и могучий, заветный дуб. А на нем сундук висит высоко. Просто так нам его не достать. Попробуем его сбить мячами.

"Кто собьет сундук". По одному участнику от каждой команды. («Попади в цель». Участникам необходимо с определенного расстояния поразить цель дротиком (игра дартс). Каждый участник имеет три попытки.)Победителю вручается стрела.

В сундуке – 2 детских яйца для игры и 1 большое – шар, спица, сюрприз, конфеты и медали.

10 состязание. « Перенеси Яйцо» (под музыку)

(Дети должны пронести теннисный мячик в ложке до стойки и обратно.) Вручается стрела победителю.

Ведущая – княжна: Вот и кончились страданья
И большие испытанья!
И с победою желанной
Едут витязи домой.
Славит их народ честной!
А красавицы девицы
Петь большие мастерицы,
Их встречают у ворот
И заводят хоровод.
Дети исполняют рус.нар. песню «Солдатушки- бравы ребятушки»

Ведущая – княжна: Пора Илья Муромец подвести итоги состязаний, посчитать полученные стрелы. (Считаем стрелы вместе с детьми).

Илья Муромец: Вот что, молодцы, решил я, что оба ваших отряда к себе в дружину возьму.

Ведущая – княжна.
Поздравляем вас, ребята!
Заслужили вы награды!

Раздают детям конфеты и медали под музыку.

Илья Муромец: Еще раз спасибо вам, молодцы, за службу верную, а вам, девицы, за то, что богатырей своих не забывали, в трудную минуту им помогали! Прощайте, люди добрые, пора мне в путь. (Под музыку уходит).

Ведущая – княжна.

Защитники нашей прекрасной страны

Вы дороги нам и безумно нужны.

Пусть будет достаток на вашем столе,

Пусть мир укрепиться на нашей земле!

Ребята приготовили подарки для наших пап.(Дарят подарки под музыку)

Всего всем самого доброго!

Общее фото на память.

Оформление зала: Посередине центральной стены – дуб (крона из органзы).

Цепи из бумаги, кот-игрушка. Перед дубом на самом верху крепится картонный сундук. В сундуке - конфеты. По одну сторону - домик Бабы-Яги.

Оборудование: булавы, колчан со стрелами, меч,щит или копье для богатыря, модули, кегли, 2 лошади, картинки с доспехами, пазлы «Щит», 2 детских столика, 2 стульчика, 2 тарелочки,2 булавы, обручи, 2 ведерка с рыбками и удочки, канат, кирпичики-кочки для перехода через болото, 2 мешка, 2тенисных мяча и ложки. Сундук, леска, цепи, кот (нарисованный), ткань из органзы (крона дуба). Домик на курьих ножках. Эмблемы для команд. Конфеты и медали.

Предварительная работа: разучивание музыкального материала, просмотр мультфильмов о богатырях,беседы по картине В.М.Васнецова « Богатыри»,чтение книг и объяснение детям понятий для чего нужны шлем, палица, булавы, копьё, доспехи,меч и чем он отличается от других, ножны, збруя на коне и другие непонятные, и не знакомые детям слова и понятия…

Приложение

Слова песни «Солдатушки - бравы ребятушки»

Солдатушки, бравы ребятушки,
Где же ваши деды?
- Наши деды - славные победы,
Вот где наши деды!

Солдатушки, бравы ребятушки,
Где же ваши сестры?
- Наши сестры - пики, сабли остры,
Вот где наши сестры!

Солдатушки, бравы ребятушки,
Где же ваши жены?
- Наши жены - пушки заряжены,
Вот где наши жены!

Солдатушки, бравы ребятушки,
Где же ваши детки?
- Наши детки - пули наши метки,
Вот где наши детки!

Солдатушки, бравы ребятушки,
Где же ваша слава?
- Наша слава - Русская держава,
Вот где наша слава!..