Алёна Кочкина.

1. На рисунке изображена русская матрёшка. На ней имеется платок, сарафан; на лице прорисованы глаза, нос, щечки, брови, губы, ресницы, волосы видны. Содержание работы богатое и разнообразное.

2. Имеются все части матрешки, отмечен рисунок.

3. Строение предмета: все части расположены верно, каждая часть находиться на своём месте.

4. Передача пропорций предмета в изображении точная.

5. Композиция имеет верное изображение, построение на листе точное (не вытянутое и не скученное), имеется пропорциональность всех частей построения, а также симметричность частей. Изображение увеличенное: такое как отмечено на образце, расположено по всему листу.

6. Передача движений не имеется – этого не требовалось.

7. Цвет композиции передан не совсем точный, но преобладают реальные краски предметов, в изображении преобладают насыщенные яркие цвета, имеется многоцветная раскраска частей и предметов изображения; преобладание 3 основных цвета и имеются дополнительные.

8. Характер линий сильный, энергичный; линия слитная, ясная, хорошо видна. Раскраска крупными штрихами, однако, закрашивает в пределах контура, регулирует силу нажима. Небольшое не соответствие колориту образца народной декоративной росписи допущено.

9. Использованные следующие материалы для создания изображения: простой карандаш, цветные карандаши, шаблон матрешки и образец.

10. Уровень самостоятельности выполнения работы оценен на 4 +! Моя помощь заключалось в объяснении, советах, похвале! Алёна обращалась ко мне с просьбой помочь ей нарисовать контур лица, глаза и руку. Самостоятельно дополнила к изображению ресницы, а также сделала фон на листе.

11. Алёна выполняла работу с удовольствием, желанием, интересом. Аккуратно прорисовывала части лица. Очень любит рисовать, с интересом воспринимает любой тип задания. В конце работы оценивает свой результат и результаты других ребят. Радуется своему творению и возникает желание показать свою композицию маме. Бурно обсуждает работы других ребят и старается найти минусы у них в работе.

12. Специфических средств выразительности для создания образца не использовала, так как не требовалось.

13. Девочка работу выполнила творчески, внесла в изображение ресницы, фон. Стремиться выполнить работу красиво, является лидером среди сверстников. Я была довольна выполненной работой.

Варя Хохрина.

1. На рисунке изображена русская матрёшка. На ней имеется платок, сарафан; на лице прорисованы глаза, нос, щечки, брови, губы, волосы видны. Содержание работы богатое и разнообразное.

2. Передача формы сложная, передана точно.

3. Строение предмета: части все расположены верно, каждая часть на своем месте отведенном.

4. Передача пропорций в изображении соблюдена: верно, точно, правильно.

5. Композиция имеет правильное соотношение на листе (не вытянутое и не скученное), соблюдено единство композиции, имеется пропорциональность построения, однако не значительно есть несимметричность построения (уровень глаз и брови), изображение увеличенное, правильное, как по образцу. Изображение находится на всём почти листе, рисунок на сарафане изображен достаточно крупный.

6.

7. В изображении преобладают насыщенные яркие цвета, присутствует многоцветная раскраска; преобладают 4 основные цвета и дополнительные. Передача реальной краски предмета не совсем точна, захотела свои цвета применить для рисования одежды матрешки, а всё другое верно передано.

8. Характер линий: нажим видный, линия слитная. Раскраска крупными штрихами, регулирует силу нажима, однако выходит за линии контура. Небольшое не соответствие колориту образца народной декоративной росписи допущено.

9.

10. Уровень самостоятельности оценен на 4. Моя помощь требовалась в советах, похвале, объяснении. Варя обратилась с просьбой помочь ей нарисовать контур лица, платок, губы.

11. Свою работу Варя выполняла с желанием и интересом. С радостью рисовала цветы на сарафане. К изобразительной деятельности проявляет глубокий интерес, потому что была увлечена работой и внимательно слушала моё объяснение, любит рисовать, лепить. Особенно предпочитает предметное и сюжетное рисование, говорит нравиться фантазировать и легче изобразить. Даёт оценку своей работы и сравнивает с другими, обсуждает с ребятами результаты деятельности.

12.

13. Девочка творческая, инициативная, внимательная, но ничего нового не внесла в изображение, стремиться выполнить красиво.

Альбина Вычегжанина.

1. На рисунке изображена русская матрёшка. На ней имеется платок, сарафан; на лице прорисованы глаза, нос, щечки, брови, губы, волосы видны. Содержание работы богатое, но не достаточно разнообразное, так как верх сарафана и рубашка не имеют узор.

2. Передача формы сложная, передана точно.

3. Строение предмета: части все расположены верно, допущена неточность (щеки ниже уровня).

4. Передача пропорций в изображении соблюдена практически верно, только щеки опущены к губам.

5. Композиция имеет правильное соотношение на листе (не вытянутое и не скученное), соблюдено единство композиции, имеется пропорциональность построения, однако не значительно есть несимметричность построения (уровень щёк), изображение увеличенное, правильное, как по образцу. Изображение находится на всём почти листе, рисунок на сарафане изображен достаточно крупный.

6. Передача движений не имеется – не требовалось этого.

7. В изображении преобладают яркие, но не достаточно насыщенные цвета, преобладают 2 основных цвета и дополнительные, платок и рубашка сливаются, нарисованы одним цветом – допущена ошибка. Передача в основном реального цвета. Небольшое не соответствие колориту образца народной декоративной росписи допущено.

8. Характер линий: нажим средний, линия слитная. Раскрашивает в пределах контура, аккуратно, в одном направлении, штрихи крупные.

9. Материалы, использованные для создания изображения: карандаш простой, цветные карандаши, шаблон матрешки и образец.

10. Уровень самостоятельности выполнения работы оценен на 5! Альбина всю работу выполнила самостоятельно, только нуждалась в похвале, не значительные советы.

11. Альбина выполняла свою работу с интересом и желанием, только была тороплива. Любит рисовать, свою работу и других ребят всегда оценивает, предпочитает сюжетное рисование, очень радуется, когда всё у неё получается, любит похвалу.

12. Специфических средств выразительности не использовала, не требовалось.

13. Девочка творческая, однако, любит рисовать только то, что нравится ей и, тогда проникается работой, что успешно получается. Не было стремление более полно выразить задуманное.

Вывод: исходя,из данных работ можно подвести итог, что продуктивные умения детей соответствуют возрасту. Дети справились с данной работой хорошо, выполнили работу до конца, отметили все части изображения, соблюдали пропорциональность частей и неплохо справились с симметричностью.

Рекомендации для родителей: нужно как можно чаще заниматься с детьми продуктивными видами деятельности, потому что дети становятся инициативными, раскрепощенными, усидчивыми, любознательными. Как можно чаще хвалить ребят и находить плюсы в работе, но тактично указывать на минусы, каждую работу превращать в игру и не боятся допущенных ими ошибок, давать больше самостоятельности.

Рекомендации для воспитателя: мне как показалось, что немногие дети любят рисовать декоративно – прикладное искусство, нужно находить новые подходы для рисования декоративного искусства, использовать новые приемы, методы, находить «изюминку» в этой деятельности, чтобы вызвать огромный и глубокий интерес к данному виду деятельности.

Задание № 9

Анализ занятия по художественной обработке материалов (ручной труд) в средней группе: « Кровать для куклы Кати».

1. Ребята будут изготавливать кровать для куклы из спичечных коробков, картона, кусочков ткани.

2. Правильно составлена организация места для трудовой деятельности детей и воспитателя. Детям заранее был разложен раздаточный материал и оборудование, проведен инструктаж о правилах пользования остро – колющих предметов, беседа о правилах поведения на занятиях ручного труда, помещение проветрено.

3. У детей наблюдался положительный настрой на художественный ручной труд, был заметен интерес к предстоящей деятельности. Были созданы такие приемы для благоприятного настроя, как сюрпризный момент (появление гости – куклы Кати), предварительная работа (отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций), беседа на тему «Мебель», игра «Что из мебели есть в нашей группе» и сюжетно – ролевая игра: «Дочки – матери».

4. Отношение к ручному труду было вызвано: интересом сделать самую красивую кровать для куклы и, чтобы она выбрала её.

5. Желание детей трудиться было вызвано проблемной ситуацией: как можно быстрее построить кукле кровать.

6. Приемы обучения способам действий и методика решения задач воспитания и развития:

а) в первой части были определены задачи в соответствии с возрастом, подобрано оборудование, проведена предварительная работа, создана мотивация на предстоящую деятельность.

б) в ходе руководства деятельностью детей для выполнения программных задач был представлен образец, давались в ходе работы объяснения, советы, оказывалась помощь ребятам, которые испытывали трудности, осуществлялся показ действий и был создан алгоритм последовательности действий.

в) в конце занятия давался анализ каждой работы, похвала и введены критерии оценки для каждой работы: самая красивая кровать, самая оригинальная, яркая, высокая, замечательная, удобная и. т. д.

7. Форма организации труда: фронтальная. В процессе трудовой деятельности преобладала благоприятная, позитивная, коллективная, дружеская атмосфера. Дети оказывали друг другу помощь, подбадривали, конфликтов не возникло, были внимательны.

8. Кроватки получились разнообразные, замечательные, яркие. Для каждой работы был присвоен свой титул: самая красивая кровать, яркая и тому подобное. Присутствовали все детали мебели, атрибуты: спинки, ножки, матрац, подушка, одеяло.

Задание № 10

Тема: Подарок для мамы: « Игольница – подснежник».

Возрастная группа: подготовительная.

Место в режиме дня: вторая половина.

Форма организации: подгрупповая (3 человека).

Цель: -учить изготавливать подарок маме, используя подручный материал. - закреплять умения детей вырезать лепестки из геометрических фигур (прямоугольник, квадрат); - учить, правильно располагать детали на поделке; - закреплять умение подбирать бумагу по цвету, добиваясь красивого сочетания, развивая художественный вкус детей; - продолжать учить детей выполнять инструкцию, проговаривая её последовательность; - воспитывать у детей желание доставлять родным радость, изготовляя подарок своими руками; - прививать навыки культуры поведения и культуры общения между людьми.

Оборудование: образец игольницы, диск, бумага разной геометрической формы, размера и разного цвета, поролон (губка, тесьма, лента для петельки, ножницы, карандаш, кисти, клей, салфетки, клеёнка, шаблон круга, конверт с письмом.

Приемы мотивации детей: художественное слово, сюрпризный момент (сундучок и письмо).

Приемы обучения умениям: показ воспитателя, показ действий ребёнком, индивидуальная работа с детьми во время изготовления поделок, объяснения.

Приемы оценки деятельности детей: похвала, вручение мамам подарков.

Ход работы:Я: Сегодня, когда я пришла в сад, у самых дверей нашла сундучок. Хотите посмотреть что здесь? (открываю сундучок). - О здесь интересные вещи, а сверху письмо. Посмотрим, что за письмо (рассматриваем конверт). - На конверте адрес: п. Нагорск, детский сад №4, группа "Светлячок". Обратный адрес: Волшебная страна, Фея Добрых дел. - Прочитаем, что нам Фея написала: дорогие ребята, к сожалению, не застала вас в саду. Моя карета прибыла в Нагорск только в полночь, когда вы уже спали. Я не могу вас увидеть, но оставляю вам волшебный сундучок с подарками и заданиями. Постарайтесь выполнить все задания. Если вы выполните всё, то сами будете добрее и красивее, и мир вокруг вас тоже будет добрее. Не спешите смотреть все сразу, выполняйте всё последовательно. Основное задание на самом дне сундучка. А я постараюсь к вам заехать в следующий раз… С наилучшими пожеланиями, Фея добрых дел… Я: Вернемся к нашему сундучку. Так, здесь карточка с загадками. (достаю карточку с заданиями). Надо отгадать загадки: 1. Рыхлый снег на солнце тает, ветерок в ветвях играет, Звонче птичьи голоса, значит, к нам пришла. (Весна ) 2. Ручейки бегут быстрее, светит солнышко теплее. Воробей погоде рад – заглянул к нам месяц. (Март ) 3. Пробивается росток, удивительный цветок. Из-под снега вырастает, раньше всех весну встречает. (Подснежник ) 4. В этот светлый день весны дарят женщинам цветы. А в садах и школах детки мамам мастерят поделки! (8 марта ). (Дети отгадывают)Я: - Вот и добрались до последней вещи в сундучке. Это поделка в виде подснежника. Я: - Ребята, сможем мы порадовать наших мам подарками? Давайте сделаем такую же игольницу (дети отвечают). А для чего нужна игольница? Дети отвечают.Я: - Правильно, иголки не должны валяться, где попало. Иголка – очень опасный инструмент, она должна всегда находиться в безопасном месте. Игольница – это домик для иголки. - Работа по изготовлению игольницы большая, кропотливая… Нам повезло, что на прошлых занятиях мы учились вырезать лепестки цветов, из губки вырезали круги, сейчас они нам очень пригодятся. Нам осталось наклеить лепестки и серединку, завязать ленточку. - Для работы нам нужны диск, лепестки, серединка поролоновая, ленточка, клей. Для начала вспомним правила работы с клеем. Дети отвечают. Правила работы с клеевым карандашом: 1. Работать на салфетке. 2. Быть очень аккуратным, чтобы не испачкать стол 3. Не тереть во время работы глазки и не облизывать пальчики. Я: теперь я вам покажу, как надо делать игольницу, в какой последовательности работать:1. Возьмем диск и наклеим на него зеленые листочки. 2. Возьмем кружок из поролоновой губки и тоже наклеим на середину диска.3. Далее возьмем лепестки и приклеим их под поролоновую губку.4. Потом возьмем тесьму, обрежем кончик и два конца приклеим вверху к краю диска.Дети выполняют работу. Я наблюдаю, даю советы, помогаю, тем, кто испытывает трудности, подбадриваю их, объясняю. В конце хвалю детей за проделанную работу.

Самоанализ.

1. Подготовка к проведению НОД заключалась в определение цели, поиска материала (текст), изготовление образца (игольница), письма, подготовке оборудования и материала, предварительной работе (изготовление листочков и лепесточков).

2. Всё запланированное удалось успешно провести.

3. Получилось всё. Дети были увлечены работой, присутствовал интерес к работе, удалось заинтересовать, ребятам очень понравилось делать подарки своими руками, было стремление сделать игольницу аккуратно и красиво. Были рады тому, что подарят мамам подарки.

4. Моя помощь требовалось в подсказке последовательности действий.

5. На будущее взяла на заметку, что нужно чаще заниматься художественной обработкой материалов, так как детям это приносит массу удовольствия и положительных эмоций, а главное у них сверкают глаза от радости то, что они сами изготовили подарок для самой любимой мамы.

Отзыв

Докучаева Е. В. выбрала интересное занятие для подготовительной группы. Содержание занятия определено с учетом возраста и сезона, есть соответствие сделанного подарка с праздником весенним и темой работы. Цели и задачи сформулированы четко и последовательно на основе требований ФГОС ДО и программы. Оборудование подобрано в соответствии с имеющими реальными условиями группы. Приемы мотивации детей, методы и приемы обучения умениям использованы грамотно и с учетом поставленных задач, возраста детей и формы организации.

АНАЛИЗ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ « Художественно-эстетическое развитие »,

Направление: Изобразительная деятельность. Рисование.


Целевые ориентиры: проявляет умение слышать других, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими, овладевает способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности.

Цель: упражнять в умении делать наброски;
закреплять умение передавать характерные особенности, специфические
черты, отражать их в рисунке;
воспитывать интерес к творчеству художников, уважение к их труду,
творческую самореализацию;
способствовать формированию положительного настроя у детей.

Материал : репродукции картин: И. Репин «Надя Репина, дочь художника», Б. Кустодиев «Портрет И. Кустодиевой с собакой Шумкой», А. Венецианов «Вот те и батькин обед», И. Глазунов «Верочка», А. Шилов «Машенька Шилова», общая фотография группы; карандаши; 1/2 альбомного листа, лист бумаги формата А2, схема поэтапного рисования лица человека, образцы воспитателя - портреты девочки и мальчика.

Предварительная работа . Знакомство детей с портретной живописью, ее особенностями, с тем, что художники рисуют портреты, используя разные материалы. Чтение художественной литературы о профессиях.

Оформление пространственной предметно-развивающей среды НОД в группе:
-выставка репродукций детских портретов,

Сказочный персонаж – художник (сюрпризный момент).

Литература:

1.Основная примерная общеобразовательная программа "От рождения до школы" под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой// 2016г.

2.Комплексные занятия по изобразительной деятельности /подготовительная группа, авт.-сост. О.В.Павлова. – Волгоград: Учитель, 2016.- 191с.

3. Изобразительная деятельность в детском саду (6-7 лет), подготовительная группа ФГОС. Комарова Т.С.

Для НОД были созданы необходимые игровые, учебно-материальные, и эстетические условия. НОД включало в себя организационную часть; основную и заключительную части. Все они объединены единым сюжетом – игрой «Превращение в художников».

В первой части – организационной – была проведена минутка вхождения в день «Друг» для создания игровой мотивации с целью привлечения и сосредоточения внимания детей на поставленной задаче, для введения в тему. Длительность первой части - 4 мин.

В основной части деятельности решались познавательные, социально – личностные, художественно-эстетические задачи. Для их реализации использовался основной вид деятельности дошкольника – игра. А также следующие методы и приемы: игровые ситуации, художественное слово, постановка проблемных вопросов, задания поискового характера, наглядные пособия, показ способа действия (поэтапный этап рисования портрета). Использовался игровой метод и индивидуально-дифференцированный подход в обучении дошкольников рисованию. Задача педагога – эмоционально настроить детей на игровую деятельность, раскрепостить, вовремя направить, заинтересовать.

С задачами этой части деятельности дети справились, работали с желанием и интересом.

Создание благоприятной обстановки, эмоциональный настрой, непринужденность, сохранение интереса ребят на протяжении деятельности, организация детей: умение подчиниться определенным правилам поведения, самостоятельность, сознательная дисциплина, активность слухового внимания, сосредоточенность при выполнении заданий - говорит о качестве усвоения детьми материала НОД.

Длительность этой части составила 18 мин (на 16-й минуте НОД была проведена физ. минутка «Дует ветер»).

В группе есть дети слабо подготовленные, так как до 5 летнего возраста не посещали ДОО и образовательная деятельность с ними не велась. С такими детьми приходится использовать не только индивидуально-дифференцированный подход, но организовать такую развивающую среду, чтобы ребёнок сам стал инициатором творческой деятельности. В НОД стараемся вносить новое, разнообразное, развивающее и обучающее.

В третьей, заключительной, части обобщили знания детей о жанрах живописи, об интересном превращении. Чтобы поддержать интерес детей и далее, было предложено готовые рисунки-портреты вырезать и оформить в коллективное панно – общий портрет детей группы. Длительность этой части занятия - 7 мин.

В итоговой части НОД – была проведена рефлексия, коллективная оценка деятельности детей, рисунков. Материал для НОД был подобран на доступном для детей уровне, соответствовал их психологическим особенностям и был рационален для решения поставленных целей и задач. Детям было интересно. Они были активны, внимательны, чувствовали себя комфортно. Все это подтверждают результаты деятельности и рефлексия.

В целом непосредственно образовательная деятельность достигла поставленных задач, результатами деятельности мы удовлетворены. Единственное упущение – не проведена пальчиковая гимнастика. Все элементы НОД логически между собой объединены общей темой.

Данная структура занятия вполне оправдана. Так как каждая часть занятия направлена на решение определённых педагогических задач и предлагает выбор адекватных методов и приёмов. Содержание занятия соответствовало поставленной цели и задачам. Деятельность на НОД характеризуется как совместная, творческая, индивидуальная.

1. Словесный (вопросы к детям, уточнение, поощрение);

2. Наглядно-демонстрационный (поэтапная картина-схема) ;

3. Практический (поэтапное рисование портрета)

4. Игровой (минутка вхождения в день «Друг», обыгрывание ситуации «Превращение в художников» физминутка) ;

5. Методы контроля (анализ выполненных заданий, оценка результатов деятельности) ;

В процессе НОД применялись следующие технологии:

Игровая деятельность;

Деятельностный подход;

Технология развивающего обучения;

  • Секс и детские рисунки
  • Детский рисунок и цвет
  • Рекомендации родителям
  • Порой случается, что родители, получив в детском саду заключение психолога, впадают в недоумение: тревожность, агрессия, отторжение… и это все из милых детских каракулей? «Все психологи - шарлатаны!» - решают родители, и не обращают внимания на их выводы.

    Давайте узнаем, что именно видят психологи в детских рисунках?

    У детей какого возраста можно анализировать рисунки

    До трех лет юные живописцы находятся на стадии «головоногов» - рисуют людей-«пузырей» с торчащими черточками, символизирующими ручки и ножки. Прорисовка деталей им пока недоступна, более того, зачастую сперва на свет рождается «шедевр», и только потом его гордый автор начинает размышлять, что же именно он изобразил.

    Начиная с 3,5-4 лет дети сперва планируют рисунок (появляется его замысел) и только потом приступают к исполнению. К четырем годам ребенок уже достаточно хорошо владеет карандашом, и «головоноги» эволюционируют в «людей-огурцов» - два овала с конечностями-палочками.

    В пять лет художник уже достаточно умел, чтобы прорисовать крупные детали (руки, ноги, глаза, рот), а к шести годам на рисунках появляются и более мелкие детали: нос, пальцы. Часто дети рисуют в манере Пикассо - голова персонажа в профиль, но с двумя глазами.

    Наконец, к семи годам нарисованные люди оказываются одеты, причем в соответствии с полом и возрастом, у них появляются головные уборы и прически и даже шеи!

    Рисунки детей с 4 до 7 лет наилучшим образом подходят для анализа их психологического состояния.

    Анализируем рисунок семьи

    Наиболее популярная тема - рисунок собственной семьи. Опытному психологу он может сказать многое, но и обычные мамы и папы могут почерпнуть из рисунка массу полезной информации. Прежде всего обратите внимание на тревожные признаки.

    Расположение фигур на рисунке

    Расположение членов семьи на картинке очень точно указывает на их взаимоотношения. Часто дети «удаляют» нежелательный персонаж из своего произведения, объясняя это тем, что «папа на работе», а сестра «в соседней комнате». Это не значит, что отношения разрушены окончательно, зачастую брат или сестра отправляются на рисунке «в другую комнату» после бурной ссоры.

    И наоборот, любимые родственники могут появиться на картинке, даже если они живут далеко, так часто бывает с дедушками и бабушками.

    Самого близкого и любимого родственника ребенок изображает рядом с собой. Если кто-то из персонажей оказывается отделен от других, то, скорее всего, и из семейного круга ребенок его мысленно исключает. Это может быть работающий папа, брат или сестра, которые значительно старше по возрасту.

    Плохой признак - если этим «изгоем» оказывается сам ребенок, это действительно тревожная ситуация!

    Изображение себя

    Себя ребенок, как правило, изображает либо в центре рисунка (это обычная ситуация для семьи с единственным ребенком), либо рядом с центральной фигурой. Изображая себя с краю композиции, отдельно от родителей, ребенок показывает, что чувствует свою изоляцию от родных. Иногда он дает этому сюжетное объяснение, которое подтверждает опасения наблюдателя: «Все празднуют, а я наказан (должен спать, читать, играть один)».

    Поза счастливого и уверенного в себе ребенка максимально открыта: ручки и ножки «в растопырку». Если ребенок дает себе труд нарисовать себя с прижатыми к телу руками, это символизирует его неуверенность в себе. Слишком короткие руки или их отсутствие - опасения собственной неумелости. Может быть, вы слишком часто критикуете малыша?

    Обычно ребенок изображает размеры фигур пропорционально реальным персонажам: родителей побольше, себя - поменьше, младшего брата и сестренку - совсем маленькими. Приуменьшение нарисованного себя говорит о неуверенности, потребности в заботе и, быть может, страхе.

    Еще одна ситуация, говорящая о неуверенности - «отрыв» ребенка от земли, когда все персонажи прорисованы в верных пропорциях, но ребенок как бы повисает между родителями: его голова находится на одном уровне со взрослым, а ноги не достают до пола. Часто родители такого маленького художника даже не догадываются, что он испытывает дискомфорт: ведь они общаются с ним на равных!

    Страх и агрессия на детских рисунках

    Психологи знают о признаках страха и агрессии на детских рисунках, которые зачастую остаются незаметны для родителей.

    Большие, просто огромные руки-грабли появляются у того члена семьи, кто отличается агрессивным поведением. Если ребенок изображает таким самого себя, то, вероятно, ему постоянно приходится подавлять в себе злость.

    Четко прорисованные яркие зрачки - признак тревоги ребенка, также как и жесткая штриховка с нажимом.

    Наконец, гипертрофированные кулаки, зубы, острые ногти - самое яркое свидетельство агрессии. Если ребенок рисует таким себя, то, скорее всего, он чувствует постоянную потребность в защите, которую семья не может ему обеспечить.

    Секс и детские рисунки

    Вопреки бытующим опасениям, изображение половых органов на рисунках 3-4-летних детей вовсе не свидетельствует о том, что кто-то развращает малыша, скорее о его интересе к собственному телу и о различии между полами, о котором он только что узнал.

    А вот если ребенок 6-7 лет изображает себя с физиологической атрибутикой взрослого: девочка с четко выделенным бюстом, мальчик - с бородой и усами - это может насторожить. Впрочем, чаще всего такие рисунки свидетельствуют о потребности ребенка во внимании, стремлении приукрасить себя любыми способами. Именно поэтому дети, изображая семью, уделяют особое внимание своей фигуре: тщательно прорисовывают одежду, аксессуары, украшения (малышки часто дорисовывают себе короны). Эта картинка кричит: «Эй, все посмотрите, наконец, на меня! Я же принц (принцесса)!»

    Однако вам все же следует еще раз обратить внимание на окружение ребенка. Точно ли никто не проявляет к нему подозрительного внимания, не оказалась ли ребенку доступна неподходящая для его возраста информация (например, порнофильм, порножурнал), которая может его напугать?

    Детский рисунок и цвет

    Рисунок ребенка обычно многоцветен и пестр - обычно дети используют 5-6 цветов, это считается нормой. Чем более уверенно чувствует себя ребенок, тем ярче используемые им цвета. Конечно, не все так однозначно: ребенок может заштриховать папу черным, потому что у папы действительно есть любимый свитер такого цвета, но если какой-то карандаш оказывается в числе любимчиков и один-два цвета явно преобладают на рисунке, то стоит обратить внимание и на этот фактор.

    Большинство специалистов опираются на интерпретацию цветов Макса Люшер, психолога и исследователь в области цвета. Он пришел к выводу, что выбор цвета отражает психологические состояние человека и даже свидетельствует о его телесном здоровье.

    Вот как можно определить значение цвета в детском рисунке.

      темно-синий - сосредоточенность на внутренних проблемах, потребность в покое;

      зеленый - уравновешенность, независимость, настойчивость, стремление к безопасности;

      красный - сила воли, агрессия, повышенная активность, возбудимость;

      желтый - положительные эмоции, непосредственность, любознательность, оптимизм;

      фиолетовый - фантазия, интуиция, эмоциональная и интеллектуальная незрелость (дети часто отдают предпочтение этому цвету);

      коричневый - чувственная опора ощущений, медлительность, физический дискомфорт, часто - отрицательные эмоции;

      черный - подавленность, протест, разрушение, настоятельная потребность в изменениях;

      если ребенок предпочитает простой карандаш и не раскрашивает рисунок - безразличие, отстраненность, желание закрыться.

    Экспериментируя с самостоятельным анализом детского рисунка, постарайтесь, чтобы ребенок выполнил его с желанием, в спокойной обстановке, не отвлекаясь.

    Обратите внимание на следующие факторы.

      Композиция рисунка. Разместились ли персонажи в центре картины или в уголке, всем ли хватило места на картинке, в каком порядке нарисованы члены семьи.

      Какие цвета использует ребенок.

      Каким деталям он уделяет повышенное внимание. Как прорисованы руки, ноги, лица персонажей, всегда ли одинаков нажим карандаша.

      Какие необычные элементы есть на рисунке. Есть ли что-то лишнее (например, солнце в комнате, несуществующие домашнее животное или члены семьи), или, напротив, чего-то недостает (кого-то из членов семьи).

      Как ребенок изображает себя , каким деталям уделяет повышенное внимание, где видит себя в семейной иерархии.

    Надеемся, этот маленький эксперимент поможет вам достигнуть взаимопонимания с ребенком!

    Детские рисунки для иллюстрации взяты из свободных источников

    Добрый день, уважаемые читатели! Кто из родителей не мечтает лучше понять своего малыша? Но как это сделать, если ребенок закрылся и не хочет рассказывать? Используйте рисунок! Большинство детей очень любят рисовать. Начиная с 4−5 лет, рисунки ребенка начинают приобретать завершенную форму и осмысленность. А ведь внимательный анализ детского рисунка может своевременно дать сигнал о том, что беспокоит вашего малыша. Ведь в детских рисунках отражается эмоциональное состояние, психология ребенка, его мысли и чувства.

    А арт-терапевтические методы могут позволить вам не только заметить мысли, страхи и тревоги малыша, но и во время их скорректировать.

    Еще огромный плюс — это то, что психологический анализ детского рисунка может сделать каждый родитель самостоятельно. Я сейчас не говорю о глубинном разборе, но основные характеристики выделить сможет каждый. Сейчас разберем все по пунктам.

    Сегодняшняя статья написана практикующим детским психологом Валентиной Даниловой. Если у вас после прочтения останутся вопросы — задавайте их, пожалуйста, в комментариях.

    Перед тем как приступить к описанию методики анализа детского рисунка, очень важно понять: только один рисунок не говорит о наличии проблемы, он может послужить лишь небольшим звоночком о том, что ребенка сейчас больше интересует и тревожит.

    Анализ рисунка — это очень субъективная методика, которая говорит о сиюминутном настроении ребёнка. Может он сейчас устал и поэтому рисунок именно такой. Или он поссорился с другом, поэтому рисует злость и обиду. Это еще не значит, что эти чувства его сопровождают длительное время.

    И обязательно беседуйте с ребенком по его рисунку. Ведь, как известно, смотря на одну и ту же картину, люди могут увидеть совершенно разные вещи. Поэтому не придумывайте сами, а лучше спросите у ребенка, почему он нарисовал именно так?

    Параметры анализа детского рисунка

    Общий сюжет рисунка. Завершенность

    Рисунок нарисован достаточно схематично или развернуто? Если рисунок схематичен, то это может говорить о закрытости ребенка, консервативности, может — страхов перемен. Или о том, что у него просто не было настроения рисовать.

    Или он просто был не в настроении рисовать, если это было по заданию взрослого. Или он пока не умеет по-другому. Дети в возрасте 3−4 лет рисуют образ человека достаточно схематично. Попробуйте попросить его сделать рисунок в другое время.

    Чем более рисунок необычен, тем более он свидетельствует о развитой фантазии и богатом воображении малыша. Но все хорошо в меру. Постоянные абстрактные рисунки, не имеющие никакой связи с реальностью, могут говорить о трудностях в реальной жизни ребенка. Рисуя своих выдуманных друзей и необычные миры, малыш может таким образом прятаться в своем воображаемом мире.

    Расположение на листе бумаги

    Этот показатель обычно связывают с самооценкой и со взглядами на перспективу будущего (пессимисты, оптимисты). Если основное изображение находится в центре листа, то это может говорить о комфортном мироощущении ребенка, он находит баланс внутри себя, нет излишних тревог, он чувствует себя в безопасности.

    А вот если рисунок изображен в центре листа, но такого большого размера, что занимает практически весь листок, то это может говорить о повышенной самооценке, иногда даже об эгоцентризме. Ребенок чувствует себя в центре, но ему этого мало и он хочет занять все пространство.

    Если сюжет нарисован преимущественно в верхней части листа, то многие психологи это могут интерпретировать как желание доминировать, управлять, контролировать. Также это свойственно людям, пытающимся уйти от реальности (ну очень уж высоко от земли). Так рисуют мечтатели.

    Соответственно, рисунок расположенный внизу листа, может говорить о низкой самооценке. Малыш может чувствовать себя неуверенно, тревожно, очень зависимо от других.

    Проводя психологический анализ рисунка, обратите внимание и на сторону листа, где расположено изображение. Рисунок справа и слева может говорить о том, что сейчас больше интересно ребенку — прошлое (левая сторона листка) или будущее (правая сторона).

    Обычно рисунок в левой части полотна изображают интроверты, которые видят много хорошего в прошлом, а будущего остерегаются. У них обычно очень хорошо развита эмоциональная сфера.

    В правой части листа располагают свой рисунок люди активные, напористые, целеустремленные. Скорее их интеллект преобладает над эмоциями.

    Общее настроение рисунка

    Здесь важно постараться как можно объективнее оценить настроение, которое передает рисунок. К примеру изображение веселого чертика может говорить не о страхах и тревогах, а о хорошем приподнятом настроении, желании попроказничать. А вот грустное солнышко будет свидетельством наличия грусти, обиды.

    Спокойный сюжет — деревья, море, лес, добрые животные — может говорить об умиротворенном состоянии рисующего. Зубастая пасть акулы, чудовища, ураган, будут свидетельством внутренних переживаний ребенка.

    Важно! Если у вас появились сомнения по поводу настроения рисунка, лучше спросите у самого ребенка. «Скажи, а что ты здесь нарисовал? Это веселый зверь или грустный?»

    Анализ линий

    Как ребенок рисует? Плавно и медленно, или быстро и хаотично? Линии закругленные, волнистые, или остроугольные и обрывные? Этот параметр детского рисунка обычно в психологии связывают с состоянием нервной системы: слабая и инертная или активная и динамичная.

    Очень яркие, уверенные линии говорят об уверенности ребенка в своих силах. Если линии прерывистые, нечеткие, то это может говорить об усталости, слабости, астеническом состоянии малыша. Если ребенок часто зачеркивает, подчеркивает, заштриховывает, то это обычно свидетельствуют о тревогах и страхах.

    Также здесь обратите свое внимание на нажим карандаша . Сильный нажим характеризует людей активных, бодрых, уверенных в своих силах. Слабый нажим говорит о робости, неуверенности, усталости как физической, так и эмоциональной.

    Если нажим меняется, то сильнее, то слабее, то это может сказать об импульсивности. Если рисунок нарисован со средней силой, а какая-то определенная часть выделяется более сильным нажимом или подчеркиванием, или штриховкой, то это говорит, что именно в этой части изображения находится то, что больше всего волнует ребенка.

    Как пример: изображена фигура женщины-учителя, а вот рот у нее сильно заштрихован. Ребенок говорит: «Это у нее такая яркая помада». А взрослый, посмотрев на этот рисунок, может задуматься о том, что речевая коммуникация с этим взрослым у ребенка нарушена. Либо учительница повышает голос, либо каким-то другим образом (вешает на него ярлыки, обзывает) она своей речью вселяет в ребенка тревогу и неуверенность: «Петров, лентяй, давай к доске!».

    Преобладающий цвет рисунка

    Делать психологический анализ детского рисунка по цвету можно только в том случае, если ребенку предоставили выбор разноцветных карандашей. А то бывает так, что перед ребенком лежал один простой карандаш, он и нарисовал им рисунок и несет его маме. А она сразу переживает: «Тут один черный! Срочно к психологу!».

    Важно! Не пугайтесь, если ребенок нарисовал картину только черным или любым темным карандашом.

    1. Маленькие дети часто выбирают черный, потому что он контрастный и лучше смотрится на белом листе бумаги;
    2. Может у него не было рядом другого карандаша;
    3. А может это просто у него сейчас любимый цвет, который ассоциируется у него с чем-то хорошим. Может он любит разглядывать черное звездное небо.

    Преобладание светлых и постельных тонов чаще сообщает о хорошем расположении духа, о приподнятом настроении. Если на изображении преобладают темные тона, особенно в совокупности с сильным нажимом и штриховкой, то это может говорить о тревогах и страхах малыша.

    Существует и характеристика каждого цвета, которую я сейчас опишу. Но, помните: интерпретировать только по общепринятым характеристикам не надо! Всегда лучше уточнить — как этот цвет воспринимает именно Ваш ребенок: «Скажи, а этот черный похож на что?», «А этот красный у тебя с чем ассоциируется?».

    Также стоит помнить, что даже в разных культурах цвета интерпретируются по-разному. Общепринято, что белый — это признак чистоты и свободы. А вот в Китае белый цвет — траурный.

    Красный цвет — цвет активности и энергии. Но в рисунках часто он может изображать агрессию и напряжение.

    Синий цвет — цвет спокойствия и гармонии.

    Желтый цвет — цвет солнечной энергии и тепла. Может говорить об открытости, активности, любознательности.

    Отдельные характерные элементы рисунка

    Изображение рук , а если изображено животное — то лап обычно характеризует коммуникативную сферу. А их отсутствие может говорить о наличии трудностей с установлением коммуникаций. Или руки изображены схематично, а сами ладони спрятаны за спиной — это также может говорить о робости, неуверенности в установлении контакта с другими.

    Уши сигнализируют нам о том что ребенок слушает и слышит или наоборот — не слышит и не воспринимает новую информацию.

    Иголки, рога — признаки агрессивной защиты. Задумайтесь, от чего ребенок вынужден так защищаться?

    Глаза тоже о многом могут сказать. Пустые глаза (без изображения зрачков) могут говорить о внутренней пустоте. Ребенок нарисовал схематичные глаза в виде точек или черточек? Как вариант — он запрещает себе проявлять чувства. Это иногда можно трактовать так: никто не должен видеть, что происходит у меня внутри. Если на глазах темные очки или глаза заштрихованы, то это говорит о страхах, желании не видеть реальность.

    Если нарисован забор — ребенок хочет от чего-то отгородиться. Спросите: «А от чего помогает закрыться этот забор?» — ребенок Вам все расскажет.

    Солнце, звезды, небо, облака — говорят о мечтательности ребенка.

    Трава, дома, деревья — говорят о его желании к стабильности и порядку.

    Очень важно при анализе рисунка учитывать возраст ребенка! Так, до 4-х лет, как я уже написала выше, можно говорить только о моторной готовности ручки малыша к письму и рисованию. С 4−5 лет можно уже посмотреть восприятие ребенком картины семьи, узнать какие темы вызывают у него тревогу и волнение, страхи.

    А выявление каких-то личностных особенностей характера, можно анализировать с помощью рисунка лет с семи.

    Вы также можете ознакомиться с подробным описание методики психологического анализа рисунка на примере статьи « ».

    Думаю, что не удивлю, если скажу — детские рисунки зависят и от пола ребенка. Девочки в дошкольном и младшем школьном возрасте начинают себя идентифицировать с женским полом и очень любят рисовать бабочек, принцесс, цветочки и т. д.

    Мальчики же в этом возрасте часто рисуют роботов, машины, оружие, воинов, сражения какие-нибудь. Так они внутренне готовятся стать мужчинами. Ищут в окружении и познают мужественные характеристики — сила, смелость, отвага. Это видно по рисункам.

    В качестве заключения

    Если вы решили провести анализ рисунка своего малыша, пожалуйста, помните о том, что не нужно делать поспешных выводов. Рисунки лучше всего смотреть в динамике! Если видите, что определенные элементы все время сохраняются, значит они действительно имеет важное значение для ребенка.

    А если он сегодня нарисовал папу на расстоянии, а через пару дней нарисовал всех держась за руки, то это значит, что первый рисунок был очень ситуативным — папа в тот момент был на работе (что на самом деле далековато), а ребенок его ждал дома. И не стоит делать поспешных выводов о «прохладных» отношениях с отцом.

    Каждый родитель мечтает иметь возможность заглянуть во внутренний мир своего ребенка, в его мысли, чувства, переживания. Иногда ребенок не может все рассказать. А рисунок — это отличный способ узнать его сокровенные мысли.

    Можно оценить самооценку ребенка, его страхи. С помощью рисунка эти страхи можно и проработать. Проанализировав рисунок, можно понять как он видит свою семью, свое место в коллективе и многое, многое другое.

    Посмотрите видео «Психологический анализ детского рисунка. Методика проведения самостоятельного анализа по шагам»:

    Напишите, пожалуйста, в комментариях, а что было бы интересно узнать именно Вам? Может было бы интересно прочитать статью на какую-то конкретную диагностическую методику, которую можно легко родителям провести дома самостоятельно?


    Транскрипт

    1 АНАЛИЗ ДЕТСКОГО РИСУНКА

    2 "Тайный язык" детского рисунка Дети очень любят рисовать. Они изображают на бумаге все, что чувствуют и замечают вокруг. Наиболее удачные образцы этого творчества родители сохраняют на память, остальным, как правило, не придают значения. А между тем, вглядевшись внимательнее в самый обычный детский рисунок, можно увидеть все, что творится в душе малыша, и чего он не сумеет объяснить взрослым, даже в самой доверительной беседе. Ольга Новикова психолог

    3 «Эволюция» юного живописца Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен. Детский рисунок чаще всего наглядно демонстрирует сферу интересов самого маленького художника. На ранних этапах развития (до трех лет) это черточки, линии, круги. Малыш «пробует» карандаш или кисть, экспериментирует. Обычно он сначала делает рисунок, а потом придумывает, что изобразил, на что это может быть похоже. Позднее (к четырем годам) появляется замысел рисунка. С определенного возраста (в 3,5 4 года) объектом пристального внимания и изучения становится человек. С точки зрения психодиагностики рисунок человека является одним из самых точных и достоверных источников информации. Сложность заключается лишь в том, что информация, содержащаяся в таком послании, образно говоря «закодирована», и рисунок нужно грамотно «читать».

    4 Детали зависят от возраста Ребенку нужно предложить нарисовать его семью. Причем, так, чтобы все были заняты каким-нибудь делом. Пусть у него будет выбор цветных карандашей и достаточно бумаги - обычный альбомный лист (формат А4) вполне подойдет. Не стоит торопить малыша или комментировать его рисунок в процессе рисования. А когда он закончит семейный портрет, самое время обратиться с вопросами: кого именно он нарисовал и чем заняты все эти персонажи. Приступая к анализу рисунка, взрослые должны учитывать, что его содержание и, условно говоря, качество зависят от возраста юного художника. У трехлетних детей люди чаще всего выглядят как «головоноги»: некие существа, тело и голова которых представляют собой единый «пузырь» с ножками. Может появиться и рожица. Но, строго говоря,анализировать рисунок с точки зрения личностного развития и психоэмоционального состояния будет вернее с 4-5 лет.

    5 Анализ по собственным ощущениям Для верного прочтения детского рисунка необходимо довериться своим впечатлениям. Какие эмоции он вызывает? Покой и умиротворение или беспокойство и тревогу? Чтобы точнее определить это, можно попробовать описать рисунок, используя понятия: «светлый» «темный», «яркий» «тусклый», «гармоничный» «негармоничный», «спокойный» «неспокойный», «упорядоченный» «беспорядочный», «веселый» «грустный», «агрессивный» «доброжелательный», «богатый» «бедный», «тяжелый» «легкий». Это поможет воспринять состояние ребенка. Все слова, которыми можно описать рисунок, имеют отношение к актуальному состоянию ребенка. Например, некоторые негативные определения. Негармоничный, - неспокойный по цвету, нагруженности частей рисунка, динамике персонажей. Беспорядочный хаотичный по расположению на листе. Грустный на котором члены семьи разобщены, находятся в разных частях листа, лица у них безрадостны или вовсе отсутствуют. Агрессивный с угрожающей мимикой, позами, возможно, с оружием.

    6 Домашняя иерархия Особое внимание уделяется анализу структуры рисунка семьи. Необходимо сравнить ее реальный состав с тем, который изображен ребенком на бумаге. Следует также оценить порядок рисования, размер фигур и их расположение на листе. Первым и самым крупным, как правило, изображается наиболее значимый в понимании юного художника член семьи. Себя же дети обычно рисуют рядом с теми, к кому испытывают наибольшую привязанность. А дальше всех на рисунке располагается самый несимпатичный малышу родственник

    7 Изображение в профиль или спиной также свидетельствует о напряженных отношениях между этим членом семьи и автором рисунка. Дети живут сиюминутными переживаниями. И часто эмоциональные отношения с кем-то из близких (недавняя ссора, обида) могут внести свои коррективы в рисунок. В этом случае малыш может даже «забыть» кого-то. К примеру, 6-летний Алеша не рисует отца, который уделяет ему мало внимания и бывает груб. А его отсутствие на рисунке объясняет тем, что «папа уехал в командировку». Алиса (4 года) не нарисовала свою младшую сестренку Ксюшу, объяснив ее отсутствие тем, что малышка «спит в другой комнате». Девочка не может примириться с тем, что мама из-за сестры не уделяет ей столько же внимания, как прежде. Имеют место и обратные ситуации, когда ребенок изображает на рисунке реально не существующих членов семьи.

    8 Саша (5 лет) немало удивил свою маму, когда нарисовал рядом с собой играющего малыша и сообщил, что у него наконец-то появился братик! Подобные «коррективы» в состав семьи вносят дети, неудовлетворенные своим эмоциональным положением. Им требуется больше доброжелательного внимания от взрослых и игр «на равных», а лучше развлечений в компании других таких же малышей.

    9 Важную роль при анализе детского рисунка играет и то, чем заняты члены семьи. Если они объединены какимто общим делом, чаще всего это свидетельствует о благоприятном семейном климате. Весьма значимым показателем психологической близости является реальное расстояние между изображенными фигурами. Рисуя себя отдельно от остальных, ребенок может «сигнализировать» о своей изолированности в семье. Если он отделяет своих родных друг от друга перегородками или помещает их в разные «комнаты», это может свидетельствовать о проблемах в общении. Размер изображения говорит о том, какое место занимает этот человек в эмоциональной жизни семьи. Например, если младшего по возрасту брата или сестру ребенок рисует крупнее себя, то можно предположить исключительное внимание к нему со стороны близких. Он «занимает много места в их жизни». Отсутствие на рисунке самого маленького художника частый признак того, что ребенок чувствует себя в семье одиноким, и ему «нет места» в отношениях между

    10 Оценка «манеры письма» Достаточно распространенным признаком повышенной тревожности ребенка являютсясамоиспра вления.. Многочис ленные украшения, Очень слабый нажим карандаша, низкая (не по возрасту) детализированност фигуры изображены очень мелко. малыш изображ ает себя в открытой позе,символы агрессивных тенденций

    11 Палитра зеркало души?. Каждый из цветов имеет собственное символическое значение: темно-синий концентрация, сосредоточенность на внутренних проблемах, потребность в покое и удовлетворении, самоанализ; зеленый уравновешенность, независимость, настойчивость, упрямство, стремление к безопасности; красный сила воли, эксцентричность, направленность вовне, агрессия, повышенная активность, возбудимость; желтый положительные эмоции, непосредственность, любознательность, оптимизм; фиолетовый фантазия, интуиция, эмоциональная и интеллектуальная незрелость (дети часто отдают предпочтение этому цвету);

    12 коричневый чувственная опора ощущений, медлительность, физический дискомфорт, часто - отрицательные эмоции; черный подавленность, протест, разрушение, настоятельная потребность в изменениях; серый «отсутствие» цвета, безразличие, отстраненность, желание уйти, не замечать того, что тревожит.

    13 Примеры анализа конкретных рисунков: Детский рисунок 1 Автор этого «семейного портрета» - Алеша (6 лет). Возрастной критерий В поведении ребенка присутствуют черты, присущие более раннему возрасту, эмоционально-волевая сфера отличается незрелостью. Все персонажи рисунка изображены одним способом. Одежда, с присущими ей деталями, отсутствует. В качестве символического признака пола выступает прическа. Характерное отсутствие шеи у изображенных людей в данном случае свидетельствует о трудности контроля разума над телесными побуждениями, то есть в поведении Алеши наблюдается высокая подвижность, временами - расторможенность, импульсивность.

    14 Детский рисунок 2. Его автор Максим (4 года 10 месяцев) Такой рисунок скорее характерен для шестилетних детей. Можно сказать, что мальчик интеллектуально развивается с опережением своего возраста.эмоциональная характеристика Рисунок яркий, динамичный, однако неспокойный.особенности изображения семьи. Семья изображена в полном составе. Обращает на себя внимание половая идентификация юного автора с папой (см. одежду). Однако эмоционально ребенок все еще ближе к маме, что характерно для дошкольника.

    15 Детский рисунок 4 Петя, 4 года 6 месяцев Совершенно необычный рисунок для ребенка 4,5 лет. Головоноги превратились сразу в зрелые рисунки. Особенно это касается изображений взрослых. Несомненно, это рисунок очень наблюдательного, развитого и вместе с тем тревожного ребенка. Обильная штриховка, плотность, зажатость изображения, подчеркнуто прорисованные глаза указывают на наличие тревожности. Наиболее яркой, значимой фигурой является папа.

    16 . На первый взгляд, может показаться, что анализ детских рисунков не такая уж сложная задача. Однако хотелось бы предостеречь родителей от жестких формулировок и постановки психологического диагноза. Ведь за кажущейся простотой и изящностью метода стоит множество нюансов, взаимосвязей отдельных проявлений и особенностей. Кроме того, человек, анализирующий рисунок, рассматривает его через призму своего личного опыта и состояния в данный момент времени. Поэтому не стоит самостоятельно делать далеко идущих выводов. А если что-то в рисунке ребенка насторожило или озадачило родителей, лучше не откладывать визит к специалисту. Пусть поможет разобраться!

    «Что говорят психологи о детских рисунках» Рисунок это зеркало человеческой души, своеобразное выражение личности на бумаге, в нем отражается многое из того, о чем люди даже не подозревают. Когда ребенок

    Рисование одно из любимых детских занятий. Даже полуторагодовалый малыш, схватив в кулачок карандаш или шариковую ручку с маминого стола, норовит украсить своей живописью любое подвернувшееся под руку

    О чём может рассказать детский рисунок. С помощью детского рисунка можно лучше понять ребёнка, окунуться в его внутренний мир и узнать о его восприятии окружающего мира. По рисункам ребёнка можно определить

    Рисунок как показатель развития личности ребѐнка Мышление ребѐнка в рисунке Обычно мы ищем отражение формирующихся представлений и понятий ребенка в его словах. Но, оказывается, есть еще один показатель,

    Неделя психологии в детском саду С 10 марта по 13 марта в нашем детском саду проходила Неделя психологии интересное и увлекательное мероприятие для детей, родителей и всех сотрудников детского сада! Цель

    ЗАЧЕМ ОБУЧАТЬ РЕБЕНКА РИСОВАНИЮ: РАЗМЫШЛЕНИЯ ВСЛУХ Рисование является одним из самых любимых детских занятий в любом возрасте. Да что говорить, ведь порой это занятие увлекает даже взрослых! Но при этом

    ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ, ВОЗРАСТНАЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ О.Б.Гилева, Э.Г.Кугелева СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ Положительный эмоциональный фон основа для правильного

    Мотивация как один из факторов успешного обучения в школе. Мотивационно готовым к обучению является ребенок, у которого в сформированном виде наблюдаются черты зрелой "внутренней позиции школьника", прежде

    НАУЧИТЕ РЕБЕНКА РИСОВАТЬ Путь к настоящему рисунку лежит не через усвоение стандартных приемов изображения, а через обследование изображаемого объекта. Не спешите учить ребенка рисовать голубое небо, желтое

    РАЗВИТИЕ ОБРАЗА ЧЕЛОВЕКА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Таран И.А. Проблема формирования и развития образа человека детей дошкольного возраста в отечественной психологии была поставлена, исходя из

    ТЕСТ ТРЕВОЖНОСТИ. Разработан американскими психологами Р. ТЭММЛ, М. ДОРКИ и В. АМЕН Тест тревожности позволяет исследовать тревожность ребенка по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций общения

    Дизайн вид деятельности по разработке, проектированию предметнопространственной среды, а также жизненных ситуаций с целью придания результатам проектирования высоких потребительских свойств, эстетических

    Николаева Галина Павловна Музыкальный руководитель, МАДОУ «Детский сад 180 комбинированного вида» Советского района города Казани e-mail: Romkina [email protected] Музыкальный дневник. Мониторинг одаренных

    Семейная Социограмма (Эйдемиллер Э.Г.) Инструкция: «На листе перед вами изображен круг. Нарисуйте в нем самого себя и членов своей семьи в форме кружков и подпишите их именами». Члены семьи выполняют это

    МАДОУ «Детский сад 53» г.энгельс, Саратовская обл. IIмладшая группа 1 «Смешарики». Воспитатели: Синькелёва Светлана Валентиновна РамазановаЛариса Ряшидовна Семья РЫЖКОВЫХ «Наша дружная семья ДОУ, папа,

    Муниципальное бюджетное дошкольное образование учреждение детский сад комбинированного вида 33 «Мечта» г.о Тольятти Консультация для родителей: «Как бороться с агрессивностью у детей» Подоготовили студентки-практикантки

    РАЗДЕЛ 1 «Я И МОИ РОДНЫЕ» ЗАНЯТИЕ 1 «Самый дорогой на свете человек» Цели: развивать способность к эмоциональному сопереживанию; учить понимать и активно выражать эмоциональное переживание близких людей;

    Ближайшее окружение ребенка, как определяющий фактор психологического здоровья. Презентацию подготовила педагог-психолог МБДОУ «ЦРР д./с 196» Козленкова Н.М. Современное общество становится все более информированным,

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад 80 «Светлячок» Консультация для родителей «Влияние мультфильмов на формирование и развитие психики детей

    Рабочая тетрадь Цветок здоровья учени 1 класса МБОУ «Госконзаводская средняя общеобразовательная школа» (фамилия и имя учащегося) Дорогой друг! Мы приглашаем тебя совершить путешествие в страну Здоровья.

    Содержание образования и развитие детей дошкольного возраста СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Максимова Ирина Владимировна старший преподаватель Подчасова Инна Ивановна студентка

    Консультация «Семья- главный фактор в становлении гендерной идентичности личности» 1 Семья-главный фактор в становлении гендерной идентичности ребенка» Цель. Актуализация и уточнение знаний родителей о

    Педагог-психолог МАДОУ Детский сад 6 «Солнышко» г. Дюртюли Кужина Э.Р. Консультация для педагогов ДОУ на тему: «Арт-терапия как метод развития личности ребенка» Арт терапия (лат. ars искусство, греч. therapeia

    1 МЕТОДИКИ КОРРЕКЦИИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ 1. «Семейная фотография» ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДИКИ 1: Применяется для изучения структуры семьи, ролей, коммуникаций и внутрисемейных взаимоотношений.

    Картотека дидактических игр к технологии развития выразительного образа посредством малых фольклорных жанров в рисовании детей старшего дошкольного возраста Составила: Сабитова В.Т. Дидактическая игра

    Что такое Федеральный государственный стандарт дошкольного образования? Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием статьи 12 «Закона об образовании

    ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА Убогова Людмила Анатольевна воспитатель ГБОУ СОШ 2 с. Обшаровка СП ДС «Журавушка» с. Обшаровка, Самарская область ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В РАЗВИТИИ ВООБРАЖЕНИЯ

    Поступление в школу: насколько готов ребенок к школьной жизни? Готовность ребенка к обучению в школе означает сформированность необходимых психологических и психофизиологических предпосылок учебной деятельности,

    МОНИТОРИНГ УРОВНЯ ЗНАНИЙ ОБ ОЛИМПИЙСКОМ ДВИЖЕНИИ И ИНТЕРЕСЕ К ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Т.В. Соловьева, Н.Л. Петренкина, М.Г. Шапковская, ГБДОУ детский сад 67 Калининского района, г. Санкт-Петербург

    Долотенкова Екатерина Николаевна, старший воспитатель, МБДОУ «Детский сад 101», г. Нижний Новгород, Россия ОСОБЕННОСТИ ГЕНДЕРНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ В статье

    «Рисунок человека» Этот тест один из наиболее используемых диагностических методов. Его можно проводить с трехлетнего возраста. Выводы об уровне умственного развития по результатам тестирования наиболее

    Консультация для родителей. Подготовила старший воспитатель МКДОУ 50 «Гендерное воспитание детей дошкольного возраста» Период дошкольного детства это тот период, в процессе которого педагоги и родители

    Консультация на тему: «Дружеские отношения взрослых и детей в семье основа воспитания положительных черт характера ребенка» Взаимоотношение в семье детей и родителей, на мой взгляд, очень важный момент

    К детскому саду готов! Russisch Детям необходимы задания, развивающие их способности, им нужны примеры для подражания и общество, в котором они себя комфортно чувствуют. Немецкий нейробиолог, профессор,

    Простой житейский опыт показывает нам, что многие мужчины вполне способны обеспечить полноценный уход и заботу о ребенке самостоятельно. Сделать это может не обязательно кровный отец, но и другой значимый

    Муниципальное учреждение Психолого Социальный Центр «Надежда» Консультация для воспитателей «Ранняя диагностика неблагополучия залог успеха в работе с семьей» составила социальный педагог Н. А. Прохорова

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 3» городского округа закрытое административно территориальное образование город Межгорье Республики Башкортостан «Учимся рисовать»

    Причина детских страхов Причина детских страхов та же, что и взрослых страхов, - это реакция на опасность. Страх проявление инстинкта самосохранения. Генетически в нас заложен механизм спасения при угрозе

    Как уберечь ребенка от насилия: Памятка для детей, родителей и педагогов Что нужно знать родителю о сексуальном насилии над детьми: 1. Дети редко лгут о том, что над ними совершается сексуальное насилие,

    Священник Андрей Лоргус психолог Ольга Красникова Москва Издательский дом «Никея» 2016 ВЕЧНАЯ ЗАГАДКА ТВОРЕНИЯ Все мы люди Вечная загадка творения единая человеческая природа мужчины и женщины. Они такие

    УДК 658.512.2 ГРАФИЧЕСКОЕ ОФОРМЛЕНИЕ КОМПЛЕКТА ПОСОБИЙ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 4-ГО КЛАССА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК» Иванова Е.В., Жунусова А.Ж., Казбекова А. (СКГУ им.м.козыбаева) В

    Всероссийский фестиваль педагогического творчества 2015/2016 учебный год Номинация: Педагогические идеи и технологии: дошкольное образование Педагогический проект «Использование нетрадиционных техник в

    Васинская Наталья Викторовна учитель Кузнецова Наталья Алексеевна учитель начальных классов МБОУ «СОШ 8» г. Ленинск-Кузнецкий, Кемеровская область ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СТРУКТУРЕ

    Цели: ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РИСОВАНИЯ: МОЯ ЛЮБИМАЯ МАМА познакомить с понятием, видами портрета; с творчеством художников портретистов; формировать графические умения и навыки по рисованию; воспитывать

    УДК 376 Изучение детско-родительских отношений в семье, воспитывающих ребенка с нарушением интеллекта Гумерова Татьяна Владимировна Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема Магистрант

    Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского округа - Югры «Комплексный центр социального обслуживания населения «Милосердие» Разработчик: специалист по социальной работе г. Тищенко Белоярский, М.В. 2015г. Каждый

    Малыш 2,5-3 лет: - Мама, купи мне машинку! Мама ласково в ответ: -Мы купим эту машинку в другой раз, а пока у нас не хватает денег! В ответ малыш закатывает истерику Или другая ситуация, уже дома Малыш

    Перспективный план клуба «Улыбка» по воспитанию толерантности. Средняя группа Месяц Тема Задачи Работа с родителями октябрь ООД «Тайна моего имени» ЧХЛ «Почемучка и рыжий зайчонок» Способствовать гармонизации

    Гендерное воспитание детей Гендер это социальный пол, зависящий от социальной организованности общества. Формируется в 6 7 лет Родителю следует знать, что делать, чтобы девочка захотела быть девочкой,

    ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» Возраст: 4 7 лет Срок реализации: 3 года Елизарова Елена Владимировна, педагог дополнительного образования МБОУ ДОД «ЦДО», г. Онега

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 74 «Филиппок» Консультация Формирование у ребенка положительной самооценки. Сургут,2015 г. Формирование у ребенка положительной

    Консультация для родителей «Откуда берутся страхи?» Подготовили воспитатели: Медведева Л.А. Галактионова Л.А. Откуда берутся страхи? Многие из нас до сих пор помнят, как будучи детьми, боялись выходить

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 5» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Кружка «Тропинка к своему Я» -3 класс Автор-составитель: Соловьева Е. Б., педагог-психолог Нижневартовск,

    Памятка для родителей при общении с мальчиками и девочками Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребенок, а мальчик или девочка с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать,

    Консультация для родителей «Если вы будете внимательны» подготовила Мамонова Л.А., воспитатель I категории МБДОУ детский сад 9 г. Нового Оскола Белгородской области Консультация для родителей «Если вы

    КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: «СЕМЕЙНОЕ ЧТЕНИЕ КАК ФАКТОР ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА» В вашей семье появился новый человек. Важен каждый день и каждый час для его развития. Шаг за шагом

    «Выразительные возможности цвета.» (Практикум семинар для воспитателей) Цель - развитие изобразительных умений и навыков младших дошкольников возраста через обогащение знаний детей о цвете. Воспитатель:

    Детский сад «Филиппок» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТСКАЯ АГРЕССИЯ Что такое агрессия? Агрессия это физическое или вербальное (словесное) поведение, направленное на причинение вреда кому-либо. Как агрессивность

    Обнимайтесь с любимыми! Объятиями мы демонстрируем свое участие, любовь, нежность. Вспомните, кого вы сегодня обняли? Поделились ли нежностью с кем-то близким? Возможно, мы не придаем прикосновениям особенного

    Конспект занятия по рисованию в старшей группе Тема: «Бабочка» Подготовила воспитатель: Еличева Г.В. Задачи: Образовательные: продолжать знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования. Учить создавать

    Итоговая контрольная работа по изобразительному искусству для 2 класса Ф.И. учащегося ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Рассмотри художественные материалы. Определи, в какой художественной 1 деятельности их можно использовать.

    Консультация для родителей Возрастные особенности детей 4-5 лет. Возрастные особенности детей пятого года жизни. Пятый год жизни является периодом интенсивного роста и развития организма ребёнка. Происходят

    Эмоции в жизни человека "Давайте не забывать, что маленькие эмоции - это большие капитаны нашей жизни, и мы подчиняемся им, часто даже не осознавая этого". Винсент Ван Гог 80% проблем со здоровьем включают

    Песочная терапия Данный вариант игротерапии был создан в 1939 г. Margaret Lowenfeld, она назвала его «техника создания мира». Barnes (1991) отмечает, что игра в песок позволяет психологу найти доступ во

    В жизни каждого ребенка бывает момент, когда он вдруг из очаровательного карапуза превращается в самостоятельного и независимого человека. Как правило, эти изменения происходят примерно в три года. Психологи

    Краткая презентация программы по ИЗО кружку «Цветные карандаши» Детское творчество - это своеобразная самобытная сфера духовной жизни. Дети не просто переносят на бумагу предметы и явления окружающего

    Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста Понятие «развитие математических способностей» является довольно сложным, комплексным и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных