почему люди заботятся о скворцах

Ответы:

Потому что скворцы уничтожают вредных для человека насекомых. Потому что они умеют хорошо петь, умея подражать даже соловью. Скворцы, наверное, самые знакомые из певчих птиц для горожан. Когда-то существовала очень милая традиция делать в школе и дома скворечники и развешивать их всем классом или всей семьёй. И если весной поблизости не пел скворец, то весна казалась и не совсем весной… Питаются скворцы различными насекомыми и редко - растительной пищей. Скворцы ходят большими шагами и отыскивают еду на земле, засовывая свои длинные клювы во все щелки и трещинки, извлекая оттуда хрущей, гусениц, долгоносиков, чернотелок, жужелиц, щелкунов, совок и всяких прямокрылых… Ранней весной скворцы лакомятся земляными или как их называют в народе дождевыми червями, выбирающимися на поверхность после таяния снега или дождя. Особенно забавно смотреть, как скворцы, не боясь людей, бегают по свежевскопанной земле на грядках и вытаскивают из пластов земли личинок и червей, не успевших спрятаться на глубину. На полях скворцы ходят за тракторами, точно так же вытаскивая из вспаханной земли всяких вредителей. В конце лета и осенью птицы нередко не прочь полакомиться сочными плодами черешни, вишни, винограда и ягодных кустарников. На юге страны стаи скворцов иногда наносят большой ущерб садам и виноградникам. В то же время скворец уничтожает различных огородных гусениц и слизней, двукрылых насекомых и их личинок (мух, оводов, слепней) , вредящих домашним животным, майских жуков, а в степных местностях - различных саранчовых. Учитывая пользу скворца в сельском хозяйстве, его поселили в Северной Америке, где он сильно размножился и распространился. Скворец мастер перенимать чужие голоса и всякие звуки, которые он слышит. У хорошего певца можно услышать точную передачу песен дрозда, камышевок, варакушки, жаворонка, юлы, иволги, щебетанья ласточки, крика перепела, сойки, различных хищников, уток и даже безукоризненно переданные кваканье лягушек, скрип телеги или калитки, стук мельничного колеса под шум воды, щелканье кнута пастуха, кудахтанье курицы и многое другое. Все это повторяется подряд, скороговоркой; наконец, пронзительно заверещав с широко раскрытым клювом, певец резко чокает 2-3 раза и внезапно замолкает. Все звуки, слышанные на гнездовье или на далеких зимовках в Африке и Индии, включаются в песни; у старого певца они достигают очень большого разнообразия

«Улыбочку солнце подарит с небес,

Очнется от спячки восторженный лес.

Скворец о весне дивной песней напомнит,

И вновь в нас проснется к любви интерес».

Наталья Розбицкая

В начале весны, когда еще на улицах лежит снег, а робкое солнце только начинает работу, из теплых краев возвращаются скворушки. Любимые певчие птицы России. Русские люди с особой заботой относятся к ним, сооружая специальные домики и не забывая подкармливать.

Почему люди заботятся о скворцах? Чем эти невзрачные птички заслужили всеобщую любовь? Скворцы – интересные и необычные создания природы, давайте, совершим путешествие в их пернатую жизнь.

Здравствуй, скворушка

Скворец – певчая птица из семейства скворцовых (отряд воробьинообразные). К этому роду принадлежит 10 видов птиц, практически не отличающихся друг от друга внешне и по повадкам. В России обитают 6 скворцовых видов, самым распространенным из которых является скворец обыкновенный (или шпак).

Внешний вид. Скворец – птичка небольшая, размеры ее укладываются в 18-20 см. Да и весом природа обделила пташку – 15-17 грамм. Скворушки выглядят неуклюжими из-за массивного тельца, маленьких крылышек, хвостика и незаметной шеи. Клюв у них острый, блестящий, изгибающийся книзу.

Скворец имеет черный цвет с металлическим блеском. Если присмотреться, в окрасе различаются вкрапления зеленоватого, красноватого и фиолетового отлива. По осени на перышках появляются белые пятна, создавая у птиц подобие жемчужной россыпи.

По виду перьев можно отличить самку птицы от самца (у самочек изящные и короткие нагрудные перышки и красные крапинки на клюве, у самцов перья на груди удлиненные, а у основания клюва пятнышко синеватого цвета).

Птичий нрав. Скворцы охотно заселяют дупла деревьев и скворечники. Самочка откладывает по 6-7 яиц необычного голубого окраса. Скворцы – семейные птицы, в воспитании, кормлении детеныша участвуют оба родителя. Малыши быстро растут и уже спустя 1,5-2 недели становятся самостоятельными.

В конце летнего периода, скворцы сбиваются в большие стаи и отправляются зимовать в теплые края: юг Северной Африки и Европы. Ранней весной скворушки возвращаются, чтобы поприветствовать начало весны.

Знаменитая трель. Скворцы – прекрасные имитаторы. Их свист, сильный, пронзительный сменяется руладами, похожими на песнь дроздов. Спустя минуту скворец выдает треск, сходный с ржанием молодого жеребчика. От птиц можно услышать звуки, похожие на скрип несмазанной калитки, лягушачье кваканье. А спустя пару минут трескотня сменяется на нежные красивые посвистывания.

Интересные факты. Скворцы – лучшие пернатые друзья человека. В незапамятные времена, в Америке, в начале XX века на волю выпустили 60 пар птиц, а уже спустя 40-50 лет скворец стал самой распространенной птицей в США. Любопытные особенности их жизни:

  • Любимая пища розового скворца – саранча. В места, где собираются эти прожорливые насекомые, устремляются огромные полчища пернатых.
  • Скворцы умеют разговаривать. Они относятся к птицам-пересмешникам и способны подражать человеческой речи, запоминая и произнося отдельные слова и фразы.
  • Оборудованием гнезда занимается самка, а в задачи партнера входит доставка строительного материала.
  • Удивительные птицы не любят представителей других видов пернатых. По отношению к иным видам скворцы агрессивны.
  • Во время перелетов птицы собираются в гигантские стаи, насчитывающие до 15-20 тысяч особей. При миграции через город, гул стаи даже заглушает шум движения автомобилей на переполненных дорогах городов.
  • У птиц необычный клюв-хамелеон, меняющий окрас. Когда самец ищет самку и готов к спариванию, его клюв становится желтым. В обычное время цвет клюва черный.

Скворцы уживаются в неволе. Они прекрасно обживают просторные вольеры и клетки, оборудованные поилками, кормушками и домиками. С питанием в домашних условиях проблем не возникает – птица охотно кушает каши, творог, рыбу, мясо. Не прочь отведать и свое любимое лакомство – червячков и сверчков.

Скворцы не боятся человека и относятся к нему по-дружески. Недаром еще в детских садах малышам рассказывают о скворечниках – домиках, которые устраивали для скворушек. Такая любовь оправдана.

Людская забота

Скворцы – прирожденные помощники, рьяно оберегающие сельское хозяйство от нападения насекомых-вредителей. Милые пернатые уверенно стоят на страже полей, огородов и садов. Чем полезны они? Какую пользу приносит скворец?

  1. Птицы уничтожают главных врагов урожая – личинок майских жуков, проволочников, слепней, оводов, гусениц. Одна пара скворцов истребляет 5-6 кг вредителей за сезон.
  2. Усаживаясь на спины коров и овец, скворцы помогают им освободиться от блох, вшей и клещей.
  3. Гордо вышагивая следом за трактором, скворушки ловко вытаскивают из чернозема слизней, червяков и личинок, очищая почву под будущие посевы.

Скворец – самая близкая к человеку птица. Благодаря невзрачной птахе, рожь, пшеница, кукуруза богато растут и радуют владельца отличным урожаем. Чему можно научиться у скворца? Уникальным певческим данным, верности семье, трудолюбию и бескорыстию.

Не смотря на то, что птицы любят полакомиться ягодами (они ловко «обносят» вишневые деревья и виноградники), скворцы заслуживают людского внимания, охраны и заботы.

Строим скворечники

Чтобы определиться со строительством птичьего домика, в первую очередь подбираем материал. Идеальными станут деревянные доски лиственных пород (осина, ольха или береза). Хвойные деревья не рекомендуется использовать – они выделяют смолу, и доски становятся липкими.

Про фанеру, так же как и о токсичном ДВС, ДВП забудьте – скворечник получится хлипким, холодным и ненадежным. Подбирайте доски с толщиной 20-30 мм – они оптимально держат тепло. Шлифовать внутреннюю поверхность нет нужды – птенчикам нужна шероховатость, чтобы удобно было выбираться из гнездовья.

Грамотно составленная схема-чертеж упрощает создание домика. Обязательно учитывайте все необходимые размеры!

  • Высота скворечника 35 см.
  • Заготовка под дно – квадрат с размерами сторон по 16 см.
  • Подлеток – узкая трубка 1,5-2 см диаметра. Слишком большое крылечко привлечет внимание галок и ворон.
  • Крыша. Состоит из двух досок, одна из которых немного длиннее. Мы ведь хотим не только практичный, но и привлекательный домик.

Внимание! Обязательно проверяйте размеры! Если скворечная жилплощадь окажется крупной – из всего птичьего потомства выживут 4-5 птенцов. Столько птенчиков родители прокормить не в состоянии, и птицы вырастут хилыми и слабенькими. Обычно у пары скворцов подрастают 2-3 птенчика. А на слишком тесный домик птицы даже не взглянут.

При сборке скворечника лучше не вбивать гвозди – они способны кривовато входить в дерево, вызывая его ломкость и трещины. Для будущих гвоздей/шурупов, заранее просверлите отверстия, а после их установки тщательно проклейте части столярным клеем.

После полной сборки каркаса, приступайте к сооружению летка-входа. Круглое отверстие можно выпилить специальным сверлом, коловоротом либо вырезать лобзиком. Обязательно отшлифуйте края летка, чтобы птичка не повредила свои лапки о шероховатую поверхность. Под входом укрепите палочку-леток и установите крышу.

При желании задекорируйте домик, чтобы он превратился в красивое, украшающее двор строение. Для самих скворцов внешний вид скворечника не имеет значения – это лишь на радость человеческих глаз. Птицам важно, чтобы в скворечнике было сухо и тепло. А вот люди предлагают много идей дизайна и строительства птичьего домика:

  • Из цельного бревна. Сердцевина выбивается с помощью стамески. Сверлится отверстия для лета и продумывается вариант крыши.
  • Из пластиковой бутыли (3 или 5 литров объема). Легкий и удобный материал для строительства птичьего домика. Но обязательно утеплите бутыль, обернув ее теплым войлоком и закрепив ткань веревкой. Для крепости дополнительно обклейте пластиковый скворечник скотчем.
  • Из крупной тыквы. Тыквенный плод высушивают, очищают от зерен и внутренностей. На дне проделывают 5-6 отверстий под дренаж.

Отдельные умельцы мастерят скворечники из хвороста, винных пробок, камней, обожженной глины. В ход идут старые ботинки/сапоги большого размера, соломенные шляпы, жестяные банки, даже старые часы и чайники.

Установка домика. Чаще деревянные домики прибивают на длинный шест и надежно крепят к дереву при помощи жесткой проволоки. Соблюдайте расстояние от земли в 6-8 метров и проследите, чтобы лоток выходил на восток либо юг. Вешать скворечник следует в слегка наклоненном положении – тогда дождь не попадет внутрь.

Важный момент – защита домика от наглых котов. Для этого разместите в центральной части шеста-палки (к которой прибит скворечник) круг из фанеры диаметром 50-55 см. такую преграду кошка преодолеть не сможет, и юные птенчики избегут встречи с когтями хищника.

Полезные советы:

  1. Не работайте с влажным деревом! Сырая древесина стремительно рассыхается и испортит все усилия по созданию скворечника. Делайте домик только из сухих досок.
  2. На дно домика уложите слой высотой 4-5 см из смеси опилок, торфа и земли.
  3. Придумайте вариант съемной крыши. Так легче очищать домик, когда скворцы улетят на зимовку.
  4. Скворечники лучше не окрашивать – запах красителя отпугивает птиц, и они откажутся заселяться. Если хочется – попробуйте использовать безаммиачную краску.

Зачем строят скворечники, когда птицы все равно найдут себе укрытие? Присутствие голосистых пташек принесут в приусадебный участок завораживающую красоту, превратят его в уютное и приветливое местечко. А как приятно станет просыпать утром от скворцовых трелей!

К изготовлению скворечника обязательно привлеките детей – это очень увлекательное занятие, приобщающее малышей к природе и знакомящее с удивительным и многообразным миром пернатой фауны!

Кликушество - вид бесноватости; болезнь, являющаяся результатом вселения в человека злого духа, который, проявляет себя собственным речевым поведением и поступками, обитая в человеке, мучит его, доводит до смерти.

Кликушество сочетает в себе о.слав. поверья о порче, которая является причиной кликушества, и двоедушии, а также христианские представления о возможности вселения в человека бесов. Признаками кликушества являются: раздвоение языковой личности, когда человек говорит от себя и от имени сидящего в нем беса, истерические припадки, во время которых человек подражает крику животных, бранится, богохульствует. Больной кликушеством "выкликает" имя того, кто его испортил - эта черта отличает кликушество от остальных видов бесноватости. Одержимые кликушеством, как и все бесноватые, не выносят христианских символов, не могут подойти к причастию. Для излечения кликушества и изгнания из человека сидящего в нем беса прибегают к знахарским и церковным приемам. Кликушами бывают преимущественно женщины. Представления о кликушестве распространены на севере и северо-востоке России, в районах Поволжья, в Сибири, а также у русских старообрядцев в Белоруссии.

Происхождение названия

Кликуши - люди, подверженные истерическим припадкам, во время которых они издают неистовые крики. В древности такое поведение приписывали вселению в больного человека дьявола или влиянию порчи. Первоначально словами клектати, клект, клечьтание означали действие, свойственное мифическим существам. В "Слове о полку Игореви" див "кличеть връху, велит послушати земли незнаеме"; предметы, посвященные русалкам, назывались клечальными; в Верхотурье то место, где лешачиха по утрам расчесывает волосы, известно под именем кликуна. В апокрифической "иусусовой" молитве XVII в. под кличаньем разумеется действие св. Духа, вселившегося в человека; у летописца католические "капланове клечат". Таким образом клечать значило возвещать (отсюда выражение кликать многолетие, кликать вечную память), предвещать, пророчествовать, вещать - действие, которое в языческую эпоху считалось свойственным светлой вещей деве, деве-хранительнице человека. Но по мере того, как под влиянием византийских воззрений женщина стала рассматриваться как олицетворение всякого зла, как "покоище змиино, дьявол увет", древняя вещая дева вытеснялась в народных воззрениях лихими бабами-чародейками, ведьмами, и само слово "кликать" получило другое значение: в XVII веке "страждущие люди от нечистых духов кликаные, стали кликать в порчах на разных людей".

Историческая справка

Первое известие о кликушестве как особом виде порчи относится к 1606 г., когда в пермской челобитной кликушество упоминается под названием икоты, икотной болезни; но разрозненные известия о бесноватых мужчинах и женщинах встречаются с XI в. и особенно усиливаются в XVI в. В XVII-XVIII вв. распространение кликушества достигает своего апогея, чему немало способствовало обострение суеверия под влиянием раскола, выдвинувшего массу кликуш-пророчиц и страдалиц за веру. В автобиографии протопопа Аввакума имеется описание кликуши, которая, когда "нападе на нее бес, учала собакой лаять (пес - образ дьявола), и козой блекотать, и кукушкой куковать". К началу XVII в. относится сообщение о том, что "страждущие люди от нечистых духов кликаные, стали кликать в порчах на разных людей" (Брокгауз, Ефрон 15:374). В Духовном регламенте Петра I предписывается изыскивать, "не обретаются ли где кликуши". В указе Священного Синода 1737 г. говорится, что "кликуши в церквах и монастырях безабразия и соблазны чинят".

Описание болезни (порчи)

Названия болезни типа: кликушество (воронеж.), кликота, кликуша, кликотная болезнь объясняются тем, что больной во время припадка "кличет" разными голосами, "выкликает" имя испортившего его человека. Женщина, больная кликушеством, называется кликуша, кликотница, икотница, мужчина, одержимый кликушеством - миряк. Ср. рус. пословицу: "Просватать миряка за кликушу" - т. е. свести вместе людей, которые никуда не годятся. О человеке, одержимом кликушеством, говорят, что он "кличет", "кличет портежом", "кличет на голоса". Название кликушества игрец (Даль 2:8) характеризует болезнь по действию, которое производит злой дух с больным. Болезнь может называться икота, икотка (сев.рус.}, поскольку болезненный припадок часто начинается сильной икотой. Икота обычно является синонимом слова кликушество и обозначает тот же круг признаков (ср. псков. икать "кричать, кликать", "мельник... портит людей, садит икоты под названием кликуш", сольвычегод.). Икота обозначает одновременно и саму болезнь, и злого духа, который эту болезнь вызывает (с.рус.). Реже икота воспринимается как самостоятельное заболевание.

Причина возникновения

Причина возникновения кликушества - вселение в человека нечистого духа, беса, который проникает в человека часто через рот. Злой дух может носить названия икыука (смолен.), соловейко (вят.), икота (с.рус.). Такой дух иногда представляется неким невидимым существом, который может существовать, только поселившись в человеке. Будучи выгнанным из человека или после его смерти, злой дух может до сорока дней жить вне человеческого тела, сидя на коле или на заборе и выбирая себе новую жертву. Часто нечистый дух показывается в виде мелкого животного или насекомого: крысы, мыши, воробья, лягушки, мухи и под.

Даже конце XIX - начале XX века кликушество встречалось среди крестьянок преимущественно на северо-востоке (природа крайнего Севера располагает, по словам Кастрена, к нервозности), главным образом среди молодых женщин, редко среди девиц и очень редко среди старух. Всего чаще кликушество вызывается несчастной любовью, выдачей насильно замуж, вообще женской недолей. Обыкновенно припадки случаются с кликушами в многолюдных собраниях, особенно в церквях.

Кликушество часто является результатом порчи, насылания болезни колдуном или колдуньей. Колдун, умеющий насылать кликушество, называется икотник (с.рус.), о нем говорят, что он может "напустить", "наслать" кликушество, "насадить икоту". Человек, желающий научиться напускать кликушество, должен проклясть своих родителей и носить крест под пяткой (архангел.). Кликушество насылается разными способами: колдун посылает злого духа по ветру, заговаривая его на имя - дух поселяется в первом встречном человеке, носящем такое имя (архангел.); колдун насылает кликушество на определенного человека, но болезнь может "попасть" на другого с таким же именем. Колдун может передать порчу через какойлибо мелкий предмет нли насекомое (муху, жука и пр.) - человек, случайно проглотивший насекомое с питьем или едой, становится кликушей (архангел.). Ср. случай, когда колдунья набросала мышей в прорубь, откуда все село брало воду, чтобы заразить людей кликушеством (архангел.).

В др. случаях считается, что злой дух не может войти в человека, если тот сам не согрешит, но как только человек выругается или осудит коголибо, болезнь сразу же вселяется в него.

Кликушество насылается на человека на определенный срок или на всю жизнь. Считается, что кликушество бывает двух видов: то, которое вызывает немоту и скорую мучительную смерть человека, и то, в результате которого у человека время от времени бывают припадки (архангел.).

Статус больного кликушеством. В отличие от других двоедушников (зморы, вампира, вештицы и под.), которые в народном сознании близки к демоническим персонажам, кликуша - реальный, живой человек, принадлежащий к христианскому миру, но ощущающий себя вместилищем злого духа. Кликуша никому не причиняет зла и сама является жертвой сидящего в ней беса. Двоедушник часто не осознает существования в себе второго духа, кликуша ощущает присутствие в себе злого духа как чуждую, враждебную своему "я", инородную силу, которая причиняет ей мучения и от которой она старается избавиться различными способами. В отличие от отрицательного отношения к другим двоедушникам. отношение к кликушам со стороны посторонних людей было участливым и снисходительным. Кликушу жалели и старались помочь ей, облегчить ее мучения.

Поведение кликуши, в том числе и языковое, является отражением борьбы человеческого и бесовского начал, во время которой больной кликушеством против своей воли совершает поступки и проиизосит слова, которые сам же порицает, но вынужден это делать от имени беса.

Кликушество проявляется в виде припадков, когда кликуша бьется в беспамятстве о землю, хохочет, кричит на разные голоса, подражая крикам животных: лает, кудахчет, ржет, мяукает и пр. Во время припадков кликуша обнаруживает такую силу, что несколько мужчин не в состоянии ее удержать. Человек, на которого наслано кликушество, ощущает непонятную боль во всем теле, слабость, тошноту, отвращение к еде или болезненное пристрастие к определенным видам пищи, которое необходимо удовлетворить, чтобы "задобрить" беса, иначе он будет мучить больного. Считают, что если беременная женщина, больная кликушеством, не будет есть то, что нравится сидящему в ней злому духу, он может "съесть" ребенка в животе у женщины (пинеж.).

Часто припадки кликушества бывают на Рождество и Пасху, а также в церкви особенно во время пения "Иже херувимы..,", во время причастия, при попытках священника отчитать кликушу молитвами. Кликуши не выносят креста, икон, святой воды, запаха ладана, во время церковной службы бранятся и богохульствуют. Часто кликуши не выносят табака.

Кликуша обладает ясновидением, способностью предсказывать будущее. Чтобы узнать у нее что.л., нужно назвать имя того беса, который в ней сидит, после чего КЛИ куша начинает биться, кричать, а потом падает замертво. Считается, что в это время бес рыщет по свету, отыскивая требуемые сведения, после чего возвращается в тело кликуши и начинает рассказывать.

Часто проявлением кликушества является необычное речевое поведение кликуши: ее речь ведется от двоих - человека и беса. Речь от "лица" беса произносится измененным голосом, другим, более высоким тоном, О кликуше, находящейся в припадке, говорят, что в ней "бес кричит" (Краин.). Во время припадка кликуша начинает выкрикивать имя того человека, который ее испортил, называя его "отцом", "батюшкой", или "матушкой", если испортила женщина. Злой дух, сидящий в кликуше, говорит о себе в мужском роде, даже если кликуша - женщина, иногда - в третьем лице ("икоточка отвечает" вместо "я отвечаю"), сообщает свое имя и происхождение ("Я - Сазон-утопленник, я хочу погулять в тебе", екатеринослав.), а также имя того, кто его наслал и на какое время. Обычно бес проявляет себя во время чтения Евангелия, молитв, причастия и под.: "Пора мне выйти из нея, долго ли здесь мне сидеть" (тул.), "Уйду, выйду, выйду! Ты меня задушила, просфорами задавила, ладаном, старуха, заморила!" (смолен.).

Лечение кликушества

Лечение кликушества заключается в изгнании из больного нечистого духа, что было по силам немногим знахарям и священникам. Стараются узнать имя колдуна, испортившего кликушу. Если она сама не "выкликает" его имя, об этом ее спрашивают через раскрытую дверь посторонние женщины, надев на нее хомут и подведя к порогу (пензен.), окутав ее колокольным канатом (нижегород.), повесив ей на грудь замок с ключом (ю.рус.). Во время припадка накрывают больную пасхальной скатертью, поят богоявленской водой, обыденным квасом (калуж.), берут кликушу за мизинец левой руки и читают воскресную и богородичную молитвы, курят ладаном с трех сторон, оставляя свободным проход к дверям, чтобы вытравить наружу находящегося в больной беса, надевают на нее хомут с потной лошади, бьют по нему кнутом и говорят: "Хлещу, хлещу - беса выхлещу".

Церковь и кликушество

Церковь видит в кликушестве род беснования, поэтому существуют молитвы, которыми отчитывают больных, и способы изгнания беса из больного. Больные совершали паломничества по монастырям, к чудотворним иконам, к старцам и пустынникам. Целительницей от кликушества считалась св. Параскева Пятница. Наиболее известными местами паломничества кликуш были московские храмы: часовня Иверской Божией Матери, Симонов манастырь, часовня св. Пантелеймона. Кликуш, как и др. бесноватых, отчитывали молитвами из требника Петра Могилы, поили святой водой, мазали лампадным маслом, елеем и под. Считалось, что не все священники способны отчитывать кликуш и бесноватых, а только наиболее праведные из них. Во время лечения бес выходит из кликуши в виде мелкой твари: лягушки, крысы, мухи и под. и из той части тела, через которую он зашел в человека.

Государство и кликушество

Приписывая свою болезнь "порче", кликуши обыкновенно выкликает имя того лица, которое чародейством напустило на нее болезнь. В XVII в. лица, имена которых кликуши выкликивали, привлекались к суду по обвинению в чародействе и предавались пыткам, самих же кликуш только отчитывали. В XVIII в., наоборот, к ответственности стали привлекаться кликуши. Петр I видел в кликушестве притворное беснование, имеющее целью возведение поклепа на невинных людей. К этой мысли он, вероятно, приведен был тем, что царевна София пользовалась мнимыми кликушами для упрочения своего авторитета. В 1715 г. состоялся указ: "ежели где явятся мужеска и женска пола кликуша, то, сих имая, приводить в приказы и розыскивать" (т. е. допрашивать под пыткой). Указом 1716 г. и духовным регламентом 1721 г. на архиереев возложена обязанность разыскивать К. и предавать их гражданскому суду. В 1729-30 гг. в одной волости обвинены были в икотном деле 232 человека, в том числе замужних женщин 116, вдов 5, малолетних и взрослых девушек 26, мальчиков и женатых мужчин 84. Указ 1737 г., замечая, что "в Москве являются по церквям и монастырям кликуши, которым в той притворной шалости свобода дается, а сверх того над ними и молитвы отправляются ", подтверждает обязанность архиереев разыскивать кликуш и за недонесение грозит им извержением из сана. Те же воззрения на кликушество господствовали и в первой половине XIX столетия. В 1843 г. появились клиекши в Подольском уезде Московской губернии; министерство, считая беснование кликуш притворством и обманом, предписало принимать против них полицейские меры, подвергая их негласно легкому телесному наказанию или непродолжительному содержанию под стражей. Но и обвинения в порче, выкликавшиеся кликушами, не всегда оставлялись без внимания: в 1815 г. в Поморье один крестьянин за напускание икоты был наказан 65 ударами кнута. В 1840-х годах журнал "Маяк", а в 1850-х годах - "Домашняя Беседа" взяли под свою защиту кликуш, как несчастных, действительно подвергшихся порче, а с другой стороны, вносили на свои страницы рассказы о кликушах, знаменующих продолжающееся еще спасение человека. Уложение о наказаниях 1845 г. постановило: "так называемые кликуши, которые делают на кого-либо изветы, утверждая, что он причинил им зло будто бы посредством чародейства, подвергаются за сей злостный обман заключению в смирительном доме на время от 6 месяцев до 1 года" (по Своду Законов 1842 г. К. наказывались плетьми). Уложение о наказаниях изд. 1885 г. (ст. 937) воспроизводит это правило, заменяя лишь заключение в смирительном доме тюремным заключением на время от 4 до 8 месяцев. Сенат (решение кассационного уголовного департамента 1874 г. № 432) разъяснил, что закон карает только "злостный обман", т. е. только притворных кликуш, а отнюдь не действительных, которые, приписывая свои страдания действиям известного лица, оговаривают его в порче.

Научные взгляды на кликушество

Кликушество - разновидность истерии, проявляющаяся в быту в виде единичных, спорадических случаев, но иногда приобретающая характер психических эпидемий. Характеризуется идеями бесоодержимости. Наиболее типичный признак – истерические припадки, возникающие чаще всего во время религиозных отправлений. При этом отмечается сужение сознания, возможны галлюцинаторные индуцируемые переживания. В настоящее время – большая редкость.

Толковый словарь психиатрических терминов. 2009.


По поводу причин кликушества как явления до сих пор существуют различные мнения. В 1903 году появилась работа доктора М.П.Никитина "К вопросу о кликушестве", где эта проблема рассматривалась с позиции психотерапевтических и психиатрических знаний. "Кликушество представляет собой заболевание, основу которого составляет истерический невроз. Существование кликушества, как народной болезни, обуславливается существованием в народе веры в порчу, без которой кликушество было бы немыслимо... Как народное сознание вступит в новый фазис своего развития, исключающий возможность распространения суеверий, кликушество прекратит свое существование и отойдет в область преданий", – писал доктор Никитин. Увы, его надежды не оправдались. Есть документы, свидетельствующие, что с кликушеством в Московской губернии еще в 1928 году безуспешно пытались бороться даже комсомольские организации.

В том же 1928 году профессор психиатрии Ю.В.Каннабих пишет следующее: "Другое проявление нервности называется истерией. В деревнях такие больные называются кликушами, т.к. они, падая в судорогах, плачут и кричат, выкликают. Это большею частью женщины, с самого детства перенесшие много разных огорчений и обид, которых они не забыли. Хотя нельзя сказать, чтобы они постоянно думали бы об этих обидах, но в душе осталась заноза, чувствительные места, которые нельзя трогать. И вот скажет кто-нибудь слово не так, отнесется недостаточно внимательно или грубо – и тогда старая обида вдруг дает о себе знать, и начинает человек рыдать, и бить себя в грудь, и рвать на себе волосы. Окружающим непонятно, что какой-нибудь пустяк может вызвать такой сильный припадок".

Предположение профессора Каннабиха, что в основе кликушества лежат психологические травмы, перенесенные в детстве, плюс к этому тяжелые жизненные условия, пожалуй, наиболее правильное. А если учесть религиозные и мистические переживания, свойственные деревенским жителям того времени, то становятся ясны и причины этого странного явления. То, что болезнь проявлялась преимущественно у женщин, современные психиатры объясняют так: "истерические механизмы реагирования" у них более показательны, поскольку женщины более эмоциональны и менее сдержанны. Единственное, что не совсем ясно, так это факт массового кликушества. Впрочем, помешательство "заразно".

Очевидно, что кликушество не исчезло вовсе, а просто в современных условиях видоизменилось. Так, председатель Комитета по этике и защите профессиональных прав Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги профессор Б.Е. Егоров пишет: "Во все времена кликушам необходимо было общественное место, где при стечении народа они могли бы выкликать свои обиды и бессознательные переживания. Как правило, кликуши обитали и выкликали рядом с церковью. Для кликуш необходимо иметь, прежде всего, внимание со стороны приходящих в церковь людей... Попытка уничтожения церкви и дальнейшее подчинение ее новым советским властям вынуждает кликуш искать другую идеологическую организацию, на фоне которой они имели бы возможность выкликать. Ведь кликуши-истерики имеют значительные преимущества в приспособлении к изменяющимся социальным условиям".

КЛИКУШЕСТВО , своеобразная бытовая разновидность истерии (см. Истерические психозы), широко распространенная среди русского крестьянства и появляющаяся то в виде единичных заболеваний то в виде целых психических эпидемий. Б-ные («кликуши») считают себя жертвой порчи, колдовства или верят, что в них вселился дьявол. Вообще же этиология кликушества, как и истерии вообще, изучена очень мало. На основании своих личных впечатлений Ленц (Lenz) считает истерию генотипически обусловленной с доминантными факторами (полимерия) наследования. Однако сколько-нибудь достоверных генеалогических данных на эту тему не имеется, да и собирать их довольно трудно. Интересным в этом отношении является исследование П. И. Яко-бия. Назначенный в 1893 г. организовать психиатрическое дело в Орловской губ., он произвел перепись душевнобольных по этой территории, причем полученные им данные представляют большой интерес и по наст. время. Оказалось при этом, что как общее число душевнобольных, так и число кликуш (см. карту) явно неравномерно распределено по губернии, причем центральные уезды сравнительно густо насыщены этими б-нями, к востоку они постепенно снижаются, а к западу число этих б-ных падает резко. При взгляде на эту и на другие приводимые им карты невольно приходит в голову мысль, что разные районы губернии-населены различными национальностями, что в одной из последних (населяющей центр губернии) число этих б-ных особенно велико и что от нее соответствующие гены неравномерно распространяются на запад и на восток. Обширные лингвистические и этнографические исследования, предпринятые Якобием, действительно привели его к вполне вероятному заключению, что центр губернии за- нят племенем финского происхождения (вятичи), хотя и вполне ассимилировавшимся, и что в западных районах (в Брянском и Сев-ском уездах) оно в значительной мере разбавлено массовым наплывом населения другой национальности» привлеченного сюда крупной индустрией (Мальцовские заводы). Далее, путем более подробного изучения концентрации этих заболеваний по отдельным.волостям, Якобию удалось показать, что все сильно пораженные кликушеством местности лежат вдалеке от городов и от больших путей сообщения и что, наоборот. в тех местностях, где можно предполагать наибольшую славянскую иммиграцию, число этих б-ных соответственно меньше. Исследование Якобия было произведено до существования генетики как науки и конечно задолго до обособления самостоятельной отрасли последней-геногеографии. Но резуль-

Кликуши Орловской губ. (на 10.000 нас).

Таты его идут вполне в униссон с современными научными представлениями. Для окончательной однако убедительности, а главное-для выяснения вопроса о соотносительной роли в обнаруженных фактах геногеографии и внешних влияний это исследование требует своего дополнения генеалогическими данными.с. Левит. Наиболее ярким симптомом б-ни являются припадки, наступающие обычно во время богослужения или при поднесении предметов религиозного культа. Кликуша внезапно падает на землю, бьется и корчится, икает и кричит на разные голоса, при этом «выкликает» имя виновника порчи. Сознание во время припадка помрачено, больная мимически и пантомимически выражает то сильную тоску, то ужас, то гнев и переживает очевидно яркие бредовые положения с разнообразными галлюцинациями (б. ч. зрительными и обонятельными). После припадка остается б. ч. неполная или частичная амнезия, характерная для истерических затемнений сознания. Кроме судорожных подергиваний, дрожи, икоты, globus hystericus и т. п. припадок К. нередко сопровождается сосудодвигательными явлениями, как-то: гиперемией лица, похолоданием конечностей, потоотделением и т. д. Вне припадка кликуши обнаруживают психопатологические симптомы в форме тоски, тревожного настроения, навязчивых или бредовых мыслей о постигшей их порче или бесоодержимости, раздражительности, бессонницы, сердцебиения и пр.-Проявление и распространение К. тесно связано с культурной отсталостью и влиянием религии, поддерживающей суеверное представление о существовании злых духов.-Склонность к заболеванию К. усиливается всеми факторами, обусловливающими «психическую слабость». Сюда относятся гл. обр. нравственные потрясения, половой психотравматизм, переутомление и истощение, климактерий. Припадки К. ближе всего подходят к припадкам большой истерии по Шарко (Charcot). Их истерический характер обнаруживается между прочим и в их заразительности для лиц, соответствующим образом предрасположенных и подвергающихся одинаковым влияниям окружающей среды. К. страдают по преимуществу женщины, изредка заболевают и мужчины. К. распространено по всему СССР, особенно в центре и на северо-востоке. Болезнь родственна демономани-ям, свирепствовавшим некогда в русских и особенно западноевропейских монастырях. Первые известия о К. появились в Перми («икотницы») в 11 в. В 17 в. К. достигает своего апогея, чему способствовало сильное обострение мистицизма и суеверий, вызванное так называемым «расколом», когда многие кликуши рассматривались как пророчицы и «страдающие за веру». В эту эпоху лицо, от к-рого якобы пострадала кликуша, привлекалось к суду и предавалось пытке, сама же кликуша только «отчитывалась». Одно время (указы 1715-16 гг.) К. стали рассматривать как притворное беснование, имеющее целью возведение поклепа на невинных людей. Правильный взгляд на К. установился только во вторую половину i9 в. под влиянием учения о фнкц. нервных б-нях, в частности учения об истерии.-Население лечит кликуш отчитыванием; в медицине главное средство лечения систематическая психотерапия, соединенная с общим просвещением б-ного. Профилактика К. сводится к поднятию культурного уровня населения и к борьбе с влиянием религиозных учений.в. Громбах. Лит.: К р айнский Н., Порча, кликуши и бесноватые как явления русской народной жизни, Новгород, 1900; Л ахти н М., Бесоодержимость в современной деревне, М., 1917; Якобий П., Вятичи Орловской губ., СПБ, 1907.