Предлагаю проанализировать трагедию «Моцарт и Сальери», так как, во-первых, в ее основе нет исходного литературного текста, знание которого было бы желательно при анализе; во-вторых, это загадочное произведение до сих пор толкуется по-разному; в-третьих, это одно из самых гениальных творений драматургии.

Проблемный вопрос: Почему Сальери отравил Моцарта?

Кажется, ответ так прост: из-за зависти. Ответ правильный, но это первая глубина понимания. Попробуем прочесть глубже, ведь у Пушкина все так гениально просто и так сложно, как сама жизнь. Трагедия начинается с большого монолога Сальери. Уже первая фраза есть богохульство:

Все говорят: нет правды на земле.

Но правды нет — и вы ш е.

Анализируют этот монолог, можно отметить, что перед нами проходят этапы жизни Сальери: «Я слушал и заслушивался»; «я сделался ремесленник»; » .. Я ныне завистник».

1. Жизненный путь Сальери — это медленное восхождение к вершинам мастерства. Наделенный любовью к музыке, тонко чувствующий гармонию и способный к искреннему наслаждению ею, он посвятил жизнь изучению тайн музыки.

2. Он «сделался ремесленником». Обращаемся к статье толкового словаря и видим, что в данном контексте это слово звучит с несколько негативным опенком. В переносном значении ремесленник — человек, не вкладывающий в свою работу творческой инициативы, действующий по сложившемуся шаблону. Но не будем уподобляться тем критикам, которые утверждают, что, называя Сальери ремесленником, Пушкин показывает его малоодаренным музыкантом, завидующим гению. Это не трагедия бездарности и таланта! Сальери в трагедии — одаренный музыкант, а его реальный прототип Антонио Сальери — учитель Бетховена, Листа, Шуберта. Ремесленничество для Сальери стало подножием к искусству, самоуничижительное «Я сделался ремесленник» — это цена, которая заплачена за известность.

З. Счастье, слава, покой пришли к Сальери благодаря «трудам, усердию, моленью». Это награда за преданность искусству:

я счастлив был …

А ныне — сам скажу — я ныне

Завистник. Я завидую; глубоко,

Мучительно завидую.

Почему чувство зависти в нем родилось именно к Моцарту? Ведь рядом с Сальери на вершине музыкальной славы Глюк, Гайдн, Пиччини. И мелочное чувство зависти, и протест против высшей несправедливости в словах Сальери:

— О небо!

Где ж правота, когда священный дар,

Когда бессмертный гений — не в награду

Любви горящей, самоотверженья,

Трудов, усердия, молений послан —

А озаряет голову безумца,

Гуляки праздного? ..

Почему Сальери называет Моцарта «безумцем, гулякой празднын»?

Сальери наделен редким талантом понимать и тонко чувствовать музыку, но очень редко посещает его «творческая ночь И вдохновенье». Легкость, «глубина», «смелость», «стройность» творений Моцарта кажутся ему не результатом напряженного духовного труда, а праздностью, дарованной свыше.

Кстати, любопытно, что большинство критиков соглашаются с Сальери в этом и пытаются, словно оправдывая Пушкина, объяснить, почему автор изобразил гениального композитора праздно творящим. А ведь Моцарт опровергает мнение о его праздности:

Намедни ночью

Бессонница моя меня томила,

И в голову пришли мне две, три мысли.

Сегодня я их набросал.

Не просто случайная бессонница, а моя бессонница, это моя как спутница творца. Итак, первый монолог Сальери есть завязка трагедии, но он же является кульминацией терзаний Сальери, которые уже давно мучат его душу: как же унизительно признаться «Сальери гордому», что ныне он завистник! И вот маленькая трагедия стала глубже, содержание ее раздвинулось, «включая дотрагическое действие-«,

Перед нами второй монолог Сальери. Этот монолог — оправдание замысла убийства: «Я избран, чтобы его остановить». Что же совершает Моцарт, с точки зрения Сальери, чтобы нужно было его остановить? Да, музыку можно «разъять, как труп», поверить алгеброй гармонию, можно понять, как создано прекрасное творение, но нельзя научить божественному вдохновению. «Мы все, жрецы, служители музыки». А Моцарт — творец:

«Ты, Моцарт, бог».

Что пользы, если Моцарт будет жив

И новой высоты еще достигнет? ..

Наследника нам не оставит он.

Сколько ни вчитывайся в этот монолог, он — попытка оправдать убийство для самого себя. Злодейство нуждается в высоких аргументах, потому-то монологи Сальери так многословны в этой маленькой трагедии. Сальери завидует именно Моцарту, потому что понимает: он сам не сможет научиться тому, чем владеет гений — творению (не творчеству — творению).

Первая причина убийства названа — глубокая, скрываемая от всех, разрушающая душу зависть. Но есть и вторая. Процитирую дословно мнение ребят: «Сальери бесит поведение Моцарта», Грубо по форме, но точно по содержанию.

Моцарт привел к Сальери слепого скрипача. Он хохочет: скрипач играет «из Моцарта». А вот Сальери не смеется. Здесь нет зависти. Здесь другое. Ему не смешно, когда «фигляр презренный» играет в трактире божественную музыку Моцарта, потому что Сальери относится к музыке как к высокому нетленному искусству, не для всех доступному. А бедный слепой старик-скрипач талантлив, хотя, как утверждают критики, фальшивит. Фальшивит или нет, судить не нам, мы не искусствоведы, мы читаем Пушкина сами, а у него Моцарт говорит: « … привел я скрипача, чтоб угостить тебя его искусством». Моцарт легко раздвигает священные для Сальери границы избранных жрецов музыки.

Сальери приглашает Моцарта отобедать в трактире, и Моцарт уходит домой сказать жене, чтобы его она к обеду не дожидалась. У Пушкина ни одного лишнего слова. Ни одного лишнего движения. Почему он отправляет Моцарта домой?

Что ты сегодня пасмурен? ..

Ты, верно, Моцарт, чем-нибудь расстроен?

Признаться,

Мой Requiem меня тревожит.

Какие два смысла можно прочесть в этой фразе? Мой реквием — произведение Моцарта; мой реквием — реквием для Моцарта, о Моцарте.

Почему он принял заказ написать музыку, полную напоминания о смерти? Звучат мнения о желании попробовать себя в новом жанре, о том, что Моцарт надеялся заработать, так как у него всегда были финансовые трудностиПоследние слова Моцарта перекликаются со всей трагедией:

Когда бы все так чувствовали силу

Гармонии! Но нет: тогда б не мог

И мир существовать; никто б не стал

Заботиться о нуждах низкой жизни …

Сам Моцарт, «избранный, счастливец праздный», хорошо знал, что такое нужда низкой жизни. Сальери прогоняет слепого скрипача, а Моцарт не забывает заплатить: «Постой же: вот тебе, пей за мое здоровье». Музыка на заказ — это и средство существования семьи. Отправляясь в трактир, он предупреждает о том жену, чтоб не ждала: не беспокоилась, а может быть, и не тратилась излишне на обед. Для Моцарта, как и для Пушкина, высокое искусство — это не только божественный дар, наслаждение, но это еще и средство существования в той «низкой» жизни, где тоже есть счастье, семья, друзья … Чтобы не быть голословными, прочитаем фрагменты из писем Пушкина Плетневу: «Деньги, деньги … Взять жену без состояния — я в состоянии, но входить в долги для ее тряпок — я не в состоянии. Делать нечего: придется печатать мои повести. Перешлю тебе на второй неделе, а к Святой и тиснем … »

Для Сальери неприемлемо такое отношение к искусству, искусство и обыденная жизнь — несовместимы. Для Моцарта это две стороны его жизни. Способность творить божественную музыку и способность дружить, любить, быть заботливым, внимательным, веселым, тревожным … Сальери знает только одну страсть — искусство. Вспомним: последний подарок возлюбленной Изоры — яд. Разве не странно? Хороша любовь, если любимая дарит яд, хороша дружба, если в чаше яд! Сальери разделяет жизнь человека и жизнь композитора. И если Моцарт-композитор вызывает в нем восторг и зависть, то Моцарт-человек- ненависть. Вполне возможно, что самое гениальное в Моцарте — это соединение человеческого и божественного дара. Мы смотрим на картину Врубеля, изобразившего Моцарта и Сальери в трактире: Сальери демоничен (вспомним: « … нет правды на земле. Но правды нет — и выше»).

Урок учителя русского языка и литературы МОУ гимназии №77 Храмцовой Татьяны Александровны

Цели урока:

  • знакомство с циклом А.С.Пушкина «Маленькие трагедии», основными образами трагедии «Моцарт и Сальери» и затронутыми в ней проблемами: отношением А.С.Пушкина к вопросу о гении и злодействе;
  • развитие навыков анализа поэтического драматического произведения;

Оборудование урока:

  • портрет А.С. Пушкина, иллюстрации к трагедии;
  • художественный фильм «Маленькие трагедии»;
  • магнитофонная запись произведений В.-А.Моцарта (например «Турецкое рондо», «Маленькие серенады», «Реквием»);
  • определения литературоведческого понятия «трагедия», лексических значений слов «реквием», «ремесленник».

Оформление доски:

Эпиграф: Гений и злодейство - две вещи несовместные.(А.С.Пушкин.«Моцарт и Сальери»)

План урока:

1) Художественные особенности цикла «Маленькие трагедии».

2) Проблематика и основные образы произведения.

3) Как в трагедии решается вопрос о гении и злодействе?

ХОД УРОКА:

I. Организационный момент:

  • приветствие учащихся;
  • проверка отсутствующих в классе;
  • запись в тетрадь темы и эпиграфа урока.

II. Вводная часть. Подготовка учащихся к восприятию нового материала.

История создания и особенности цикла «Маленькие трагедии». Один из учащихся заранее приготовил сообщение по данной теме.

Задание классу: Слушая сообщение, записать в тетрадь особенности цикла А.С.Пушкина. Примерная запись в тетради:

Художественные особенности цикла «Маленькие трагедии»:

1) Небольшой объем, малое количество сцен и персонажей.

2) Быстрое развитие действия, острый драматический конфликт.

3) Глубина проникновения в психологию героев, охваченных сильной страстью.

4) Воссоздание жизни других народов в разные исторические эпохи.

Из истории создания «Маленьких трагедий».

В 1830 году в Болдино Пушкин написал четыре пьесы: «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Пир во время чумы». В письме П.А. Плетневу Пушкин сообщал, что привез «несколько драматических сцен, или маленьких трагедий».

Пьесы стали называть «Маленькими трагедиями». Они действительно не велики по объему, имеют малое количество сцен и персонажей. «Драматические сцены», «Драматические очерки», «Драматические изучения» - такие названия хотел дать своим пьесам А.С.Пушкин, подчеркивая их отличие от традиционных.

Для «Маленьких трагедий» характерно быстрое развитие действия, острый драматический конфликт, глубина проникновения в психологию героев, охваченных сильной страстью, правдивое изображение характеров, отличающихся многогранностью, индивидуальными и типическими чертами.

В «Маленьких трагедиях» воссоздана жизнь других народов в разные исторические эпохи. В «Скупом рыцаре» отразилось средневековье Западной Европы, быт и нравы рыцарского замка, показана власть золота над душой человека. В «Моцарте и Сальери» раскрылась губительная сила зависти (действие происходит в XVIII веке). В «Каменном госте» по-новому разработана старинная испанская легенда о Дон-Жуане, живущем только для себя, не считающемся с нравственными нормами; смелость, ловкость, остроумие - все эти качества он направил на удовлетворение своих желаний в погоне за удовольствиями.

«Пир во время чумы» - философское размышление о поведении человека перед опасностью смерти.

Все это свидетельствует о том, что «Маленькие трагедии» являются реалистическими произведениями. «Истина страстей, правдоподобие чувствований в предлагаемых обстоятельствах - вот что требует наш ум от драматического писателя», - утверждал Пушкин.

III. Изучение нового материала.

1. Особенности цикла в трагедии «Моцарт и Сальери». Дети на уроке работают в группах по 4 человека. У каждого - тетрадь по литературе, лист для черновых записей, ручка, карандаш.

Дается задание по группам. Каждая из групп кратко характеризует одну из особенностей (распределяет учитель): «Как данная особенность проявляется в трагедии «Моцарт и Сальери» и какой художественный смысл несет?»

Вариант ответа: 1) Трагедия состоит всего из двух сцен, в которых действуют только три персонажа (Моцарт, Сальери, слепой скрипач). При этом перед нами предстает вся жизнь главных действующих лиц, поскольку взгляд автора прикован только к ним и передает все оттенки настроения, особенности поведения каждого из персонажей. (Учащиеся также могут отметить два внесценических персонажа - жена Моцарта и Изора, возлюбленная Сальери, которые дополняют их образы и также служат лишь средством характеристики главных действующих лиц).

Работа с терминологией. На доску вывешивается плакат с определением, которое учащиеся анализируют, выявляя ключевые слова, и записывают в тетрадь: Трагедия - драматическое произведение, в основе которого лежит особенно острый непримиримый конфликт, оканчивающийся чаще всего гибелью героя. (Определение записать в тетрадь).

2. Анализ трагедии. Сцена I.

1) Демонстрируется видеофрагмент (отрывок из художественного фильма «Маленькие трагедии») - первый монолог Сальери: «Все говорят: нет правды на земле...» Во время просмотра учащиеся должны выписать цитаты, ответив на вопрос: какие этапы своей жизни выделяет Сальери?

Записи в тетради:

«Я слушал и заслушивался...»

«Я сделался ремесленник...»

«.. .я ныне стал завистник».

2) Словарная работа. На доску вывешивается плакат с определением слова «ремесленник»:

Ремесленник - 1. Человек, который владеет профессиональным ремеслом. 2. Человек, который делает по шаблону, без творческой инициативы.

Дается задание по группам. Обсудить в группах и коротко записать в тетрадях ответ на вопрос: «Почему именно так называет себя Сальери?» Когда группы обсудили и отвечают, остальные добавляют в свои записи то, что им покажется интересным.

Вариант ответа: «К творчеству Сальери, как оно охарактеризовано в монологе, подходят оба определения слова. Он овладел музыкальной грамотой, как ремеслом, но при этом утратил творческую инициативу, индивидуальность, яркость таланта. Пушкин отмечает отсутствие у него того, что отличает гения от ремесленника, - дара Божьего».

Вывод: итак, первый монолог Сальери есть завязка трагедии, но он же является и кульминацией терзаний Сальери, которые уже давно мучают его душу.

3) Но есть и второй монолог Сальери , который, по сути, является оправданием замысла убийства. Выразительное чтение одним из учащихся монолога «Я избран, чтоб его остановить...»

Вопрос к тексту монолога:

Что же совершает Моцарт, с точки зрения Сальери, чтобы его нужно было остановить? (Сальери знает: он сам никогда не сможет научиться тому, чем владеет Моцарт - творению, вдохновенному созданию. Первая причина желания «остановить» названа - зависть, невозможность ни достичь его вершин самостоятельно, ни учиться у него. Но есть и вторая! Сальери не может примириться с поведением Моцарта, его отношением к искусству: «Ты, Моцарт, недостоин сам себя»).

3. Сравнительный анализ образов Моцарта и Сальери.

Слово учителя. Так почему же Сальери убивает Моцарта (именно Моцарта, хотя рядом с ним, как он говорит, на вершине славы находятся Глюк, Гайдн, Пиччини)?

Дается задание по группам. Во время анализа текста произведения, заполнить таблицу:

1) Анализ сцены со слепым музыкантом.

Демонстрируется видеофрагмент фильма с данной сценой. Вопрос к учащимся:

Как Моцарта и Сальери характеризует их отношение к незатейливой игре слепого скрипача?

2) Отношение Моцарта к своим творениям и к себе.

Почему Сальери называет Моцарта «безумцем, гулякой праздным»? (Легкость, стройность, глубина творений Моцарта кажутся ему не результатом напряженного духовного труда, а праздностью, дарованной свыше).

Но прав ли Сальери? Он слышит, что Моцарт называет написанное им безделицей, но не слышит, что он говорит, о времени, когда это было написано: «Бессонница моя меня томила ...»

В каком случае можно называть бессонницу своей? (Если она постоянная спутница).

Какое еще слово подчеркивает трагичность вдохновения? - томила.

3) Как проявляется Моцарт в отношении к людям? (Скрипачу дал денег. Жену предупредил, что не будет обедать дома.)

Вывод: он любит и понимает людей, заботится о них.

А Сальери? Что мы знаем о его отношениях с людьми?

(Скрипача прогнал. Возлюбленная Изора подарила ему яд.)

Когда учащиеся заполнили таблицы, отвечают, остальные добавляют в свои записи то, что им покажется интересным.

4. Анализ трагедии. Сцена II.

1) Фронтальная опрос:

В чем главное отличие Моцарта и Сальери?

Какие взгляды Моцарта Сальери настолько не приемлет, что даже готов на убийство? (Отношение к искусству).

Слово учителя. Над вечными вопросами: «Что такое искусство? Какую роль оно играет в жизни человека? Какие задачи перед собой ставят художники?» задумывались во все времена и великие мыслители, и обычные люди. Мне понравились и определения, которые дали вы, отвечая на вопросы анкеты.

Предварительная работа. Учащимся заранее было дано творческое задание в виде анкеты, в которой нужно было продолжить фразы:

Человек обращается к произведениям искусства, когда...

Искусство помогает человеку (сделать, решить, задуматься и т.д.)...

Главная цель художника - это...

Учитель зачитывает некоторые ответы учащихся (можно не называть авторов высказываний) или учащиеся сами могут прочитать свои анкеты.

2) Отношение героев к искусству и его целям.

Задание по группам. А теперь давайте попробуем, работая в группах, сформулировать отношение к искусству и его целям двух героев трагедии А.С. Пушкина. Группы делают свои записи в тетрадях, затем следует их чтение и обсуждение, учащиеся дополняют свои записи. (Учащиеся отмечают, что искусство Сальери для избранных, оно призвано возвеличить своего творца, стать примером для других; искусство Моцарта обращено к людям, оно призвано дарить радость, надежду, врачевать души и т. д.)

3) Анализ отрывков из произведений Моцарта.

Задание. Прослушать музыку Моцарта (2-Зфрагмента). Сделать выводы о настроении.

Вариант эпизода урока. Учащиеся, прослушивая музыку, сначала записывают свои впечатления от первых отрывков - нескольким словами и словосочетаниями (например, солнечная, веселая, звонкая, радость, надежда, свет, счастье и т.д.) , затем - от «Реквиема». После проводят сравнение, делают выводы.

Почему Моцарт принял заказ написать музыку, полную напоминаний о смерти?

Словарная работа. На доске вывешивается плакат с определением:

Реквием - 1. У католиков: богослужение по умершему. 2. Траурное музыкальное произведение.

Выводы. Моцарт хочет заработать. Сам Моцарт - «избранный, счастливец праздный» - очень хорошо знал, что такое нужда. Таким образом, для Моцарта, как и для Пушкина, искусство не только высокое наслаждение, но и средство существования.

Учитель зачитывает строки из письма Пушкина Плетневу: «Деньги, деньги... Взять жену без состояния - я в состоянии, но входить в долги для ее тряпок - я не в состоянии. Делать нечего: придется печатать мои повести. Перешлю тебе на второй неделе, а к Святой и тиснем...»

5. Анализ сцены отравления. Фронтальная беседа.

Почему Сальери бросает яд в стакан Моцарта после его слов о гении и злодействе?

Прокомментируйте реплику Моцарта, пьющего яд, и Сальери: «Ты выпил!.. Без меня?»

Какой двойной смысл приобретают слова Моцарта «Мой реквием»? (сочиненный Моцартом и по нему).

Почему в конце трагедии приводятся три истории злодейства: истории Бомарше и Микеланджело (легендарные, мнимые) и совершаемое в пьесе убийство Моцарта Сальери?

Почему трагедия заканчивается словами Сальери о якобы злодеянии Микеланджело?

VIII. Работа над проблемным вопросом урока:

Как в трагедии решается вопрос о гении и злодействе?

Учащиеся высказывают свое мнение, приводят доказательства.

IV. Заключение.

Учитель зачитывает слова Ф.М. Достоевского: «Пушкин умер в полном расцвете сил и, бесспорно, унес с собою великую тайну. И вот мы теперь без него эту тайну разгадываем...» (Ф.М. Достоевский).

В заключение урока учитель комментирует работу учащихся и выставляет оценки.

V. Домашнее задание. Письменное рассуждение на одну из тем (1-1,5 страницы):

1. «Гений и злодейство - две вещи несовместные»? (не более «4» баллов)

2. Почему Сальери по ходу пьесы ни разу не играет на пианино?

3. Почему Пушкин по-разному записал одни и те же слова о гении и злодействе, которые произносят герои? (за доказательный ответ не менее «4» баллов).

Предваряя краткое содержание пьесы "Моцарт и Сальери" (А. С. Пушкин), следует сказать, что она довольно мала, и персонажей в ней всего два - композиторы Моцарт и Сальери.

Сущность конфликта

Основа конфликта пьесы - это внутренний конфликт Сальери, который может быть сведен к пониманию сущности творчества вообще. Для него музыка - это труд, ремесло и постоянное самосовершенствование. Иными словами, преодоление. Для Моцарта сочинение музыки - это вдохновение и радость. Он творит легко и свободно.

Таким образом, в кратком содержании "Моцарта и Сальери" Пушкина отметим, что главный вопрос пьесы, на который нет ответа и над которым мучается Сальери: почему одни наделены гениальностью безусловно, а другие вынуждены доказывать свое место среди собратьев по цеху неустанным упорным трудом?

Он считает, что небо несправедливо, озарив "безумца голову" и "праздного гуляки". Ведь Моцарт недостоин своего великого дара, он прожигает жизнь, не трудясь, поэтому должен умереть. Сальери видит свой задачей убить Моцарта. Это великая задача, думает он.

И если драматургически разрешение конфликта у Пушкина (Сальери убивает Моцарта в финале пьесы) и происходит, то оно не может подвести к ответу на основной вопрос - и по существу финал остается открытым.

В изложении краткого содержания "Моцарта и Сальери" Пушкина мы рассказали об основном конфликте пьесы.

О героях пьесы

Прототипы персонажей пьесы - реальные личности, но сведение их вместе, тем более с таким финалом, происходит, скорее всего, лишь благодаря воле автора.

В кратком содержании "Моцарта и Сальери" Пушкина необходимо уточнить, что Антонио Сальери в свое время (конец XVIII - начале XIX века) считался известным и признанным музыкантом. Это итальянский композитор, последователь Глюка, автор множества вокальных и вокально-музыкальных произведений, придворный капельмейстер. Был педагогом, прививал основы мастерства таким прославленным композиторам, как Шуберт, Лист, Бетховен.

Но, можно сказать, судьба сыграла с ним злую шутку - и с легкой руки Пушкина он остался в истории "убийцей Моцарта". Это "клеймо" так пристало к нему, что много позже, в Милане, в 1997 году, даже состоялся суд, который полностью оправдал музыканта и подтвердил его невиновность в гибели Моцарта.

Кроме Моцарта, в пьесе есть и третий персонаж, присутствие которого можно назвать символическим, "закадровым". Это человек, одетый в черное, или, как называет его Моцарт, "мой черный человек" - незнакомец, пришедший заказать ему реквием, и не явившийся за заказом. Стал неким вестником смерти, посланцем потусторонних сил - словно Requiem Моцарт написал сам для себя. Этот мрачный образ весьма распространен в мировой литературе: Пушкин подхватил его у Гете ("Фауст"), позже его позаимствовали для своих произведений Леонид Андреев и Сергей Есенин.

Сцена первая

В кратком содержании пьесы Пушкина "Моцарт и Сальери" отметим, что в начале первой сцены Сальери сидит в своей комнате и размышляет о тяготах собственной, наполненной учебой, трудами и заслуженной славой жизни и о том, как велика его зависть к Моцарту. К нему приходит в гости сам Моцарт и приводит уличного музыканта, слепого старика-"скрыпача", которого он только что встретил в трактире. Тот играл на "скрыпке" арию Керубино из моцартовской оперы "Свадьба Фигаро" и играл так скверно, что автор развеселился.

Когда старик вновь начинает играть, Моцарт хохочет, а Сальери приходит в негодование и прогоняет скрипача.

Затем Моцарт играет на фортепиано "безделицу", которая сочинилась у него прошедшей бессонной ночью. Его слушатель уже в восхищении и говорит, что Моцарт "бог" и он "сам себя недостоин". Моцарт относится к этим проявлениям восторга с явной иронией, он шутливо отвечает, что "божество мое проголодалось", и Сальери тут же приглашает его отобедать в трактире.

Моцарт отлучается, чтобы предупредить жену, а оставшийся объясняет себе и зрителям свою задачу: "Я избран, чтоб его остановить", иначе мы погибли. Убить божественного Моцарта, по мнению Сальери, необходимо и для того еще, чтобы могли творить подобные ему, "бескрылые чада праха". И он готовит яд.

На этом закончим краткое содержание первой сцены трагедии Пушкина "Моцарт и Сальери".

Сцена вторая

Моцарт рассказывает, как приходил к нему "черный человек", как заказал Реквием и больше не появлялся. Собеседник пытается ободрить его, говоря, что для веселья, по совету Бомарше, необходимо перечесть "Свадьбу Фигаро" и выпить бокал шампанского. "А правда, - интересуется Моцарт, - что кто-то был отравлен Бомарше?". Сальери отрицает это, а Моцарт добавляет, что, конечно, ведь "он был гений, как ты да я", а известно, что "гений и злодейство - две вещи несовместные".

Сальери подсыпает в чашу собеседника яд, и тот пьет вино. Затем Моцарт, присев за фортепиано, играет свое новое сочинение - Реквием. Его слушатель тронут: ему "и больно и приятно", словно он совершил тяжелую, но необходимую работу.

Моцарт чувствует себя нехорошо и уходит домой. А Сальери остается размышлять над мучающим его вопросом. Он вспоминает предание "о Бонаротти" (в кратком содержании трагедии Пушкина "Моцарт и Сальери" необходимо заметить, что здесь имеется в виду известная история, в которой великий итальянский живописец и скульптор Микеланджело Буонарроти отравил натурщика, чтобы достовернее передать муки умирающего Христа).

Может ли быть гениален художник, совершивший злодеяние во имя искусства? Или эта история - ложь, россказни толпы?

На этом вопросе музыканта к самому себе (или зрителю) пьеса окончена.

Мы привели краткое содержание пьесы Пушкина "Моцарт и Сальери".

Сравнительно небольшое произведение, обладающее огромным герменевтическим потенциалом.
Сразу хочу заметить что вопросы, представленные здесь - не риторические, и если ученик придерживается иного мнения, нежели Вы и способен его аргуменнтировать, то это только хорошо.

При подготовке вопросов неоценимую помощь оказал сайт http://www.vavilon.ru/texts/skidan7-3.html

1). Что имеет в виду Сальери, говоря о том, что он "Ремесло поставил подножием искусству"? Как вы считаете, это правильный путь? Мешало ли это ему творить или способствовало?

2). Сальери был счастлив оттого что "в сердцах людей нашёл созвучия своим созданьям". отчего же в его сердце поселилась зависть к Моцарту? Почему он называет Моцарта безумцем?

3). Отчего Моцарт так легко и с юмором относится к себе и своим творениям? А вы так смогли бы?

4). "Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь. я знаю, я." - что Сальери хотел добиться этими словами? Стало бы ему легче, если Моцарт с ним согласился?

5). Далее следует проблемный для понимания кусок текста. Монолог Сальери, где он решает что нужно отравить Моцарта. Там имеет смысл разбирать каждую строку отдельно. Также учтём что фактически монолог распадается на две части: одна о неземном даре Моцарта, вторая о "даре Изоры".

6). Моцарт во второй сцене уже не так весел. Как вы считаете, это сюжетный ход Пушкина? Хочет ли он что-то таким образом что-то подчеркнуть в пьесе? Или может это как-то лучше подчёркивает характер Моцарта, а через него и характер Сальери?

7). Ещё один кусок текста, требующий детального разбора, сложный для понимания. Со слов "Ах правда ли, Сальери, что Бомарше кого-то отравил?". Возможно следует натолкнуть слушателей на мысль что Сальери уже НЕ считает себя гением и талантом (если вообше считал), поскольку слова о "гении и злодействе" его не останавливают. Здесь же можно поговорить о том что означают слова о "Гении и злодействе". О том, согласны ли с этим ваши слушатели. Может найдёте какие-то примеры подтветждаающие это правило - от Леонардо да Винчи и Микеланджело до Джокера из "Бэтмена". И о том как появилось понятие и что обозачает сейчас выражение "злой гений" (хотя бы для разделения в сознании ученика гениальности и гения как духа из римской мифологии)

8). "За твое

Здоровье, друг, за искренний союз,

Связующий Моцарта и Сальери,

Двух сыновей гармонии." - попробуем представить в двух плоскостях: со стороны Моцарта, не знающего о злодействе и со стороны читателя, который об этом знает. Обратим внимание на иронию Пушкина - как Моцарт пьёт здесь яд за здоровье своего отравителя. Предчувствовал ли он свою скорую смерть или грусть его была только лишь от воспоминания о свом Реквиеме?

9). Что означают слова "постой, постой!.. Ты выпил!.. без меня?"? Есть мнение что первый порыв Сальери был выпить яд вместе с Моцартом. Вы согласны с этим?

10). "Эти слезы

Впервые лью: и больно и приятно,

Как будто тяжкий совершил я долг,

Как будто нож целебный мне отсек

Страдавший член! Друг Моцарт, эти слезы...

Не замечай их. Продолжай, спеши

Еще наполнить звуками мне душу..."

Что происходит с чувствами Сальери, когда он слышит Реквием? Усугубляются ли его страдания или он напротив успокаивается и решает что поступил правильно?

11). "Когда бы все так чувствовали силу

Гармонии! Но нет: тогда б не мог

И мир существовать; никто б не стал

Заботиться о нуждах низкой жизни;

Все предались бы вольному искусству." - а вы согласны с тем, что говорит Моцарт?

12). Общие вопросы.

Как вы считаете, каких отношениях на самом деле состояли Моцарт и Сальери?

А считал ли Сальери себя гением вообще? А Моцарт?

Салери писал музыку "поверив алгеброй гармонию". А Моцарт?

Согласны ли вы с тем, что здесь Моцарт и Сальери, "гений и злодейство" противопоставлены? Есть ли у них какие-то общие черты?