«Автопортрет»
1878г.
Холст, масло 49,6 x 69,5
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург


Репин являл собой пример беззаветной преданности искусству. Художник писал: «Искусство я люблю больше добродетели… Люблю тайно, ревниво, как старый пьяница, – неизлечимо. Где бы я ни был, чем бы ни развлекался, как бы ни восхищался, чем бы ни наслаждался, – оно всегда и везде в моей голове, в моем сердце, в моих желаниях – лучших, сокровеннейших. Часы утра, которые я посвящаю ему, – лучшие часы моей жизни. И радости, и горести – радости до счастья, горести до смерти – все в этих часах, которые лучами освещают или омрачают все прочие эпизоды моей жизни».

Илья Ефимович Репин родился 24 июля 1844 года в семье военного поселенца в городке Чугуеве, близ Харькова.

В январе 1864 года Илья Репин становится слушателем Академии. В Академии знакомство и общение с Крамским продолжилось, молодой и очень серьезный Крамской учил его понимать и видеть искусство. “Художник есть критик общественных явлений, - говорил он ему, - он должен быть выразителем важных сторон общественной жизни”. В период учения Репин общался с широким кругом демократически настроенной молодежи, был увлечен идеями Чернышевского. Через Крамского сблизился с Петербургской артелью художников, бывал на ее “четвергах”. О чуткости Репина к общественным событиям эпохи свидетельствует рисунок, изображающий Д. В. Каракозова перед казнью.

Раннее творчество художника весьма разносторонне. Он работал над академическими “программами” религиозного содержания, трактуя их более в психологическом, чем в возвышенно-отвлеченном духе. Такова картина “Иов и его друзья” (1869), отмеченная Малой золотой медалью. В свободное время Репин пробовал себя в бытовом жанре “Приготовление к экзамену” (1864), портретировал родных и друзей. О высоком мастерстве начинающего художника свидетельствуют портреты: В. Е. Репина (1867), матери художника (1867), Г. Д. Хлобощина (1868). В портрете В. А. Шевцовой, невесты художника (1869), психологическая точность и серьезность передачи внешних и внутренних черт девушки сочетается с особенной красотой сдержанных цветовых решений.


«Иов и его друзья»
1869г.
Холст, масло 199 х 133
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург




«Подготовка к экзамену»
1864г.
Холст, масло 46,5 x 38
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург





«Портрет Веры Шевцовой»
1869г.
Холст, масло 67 х 83
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург





Портрет матери художника Т. С. Репиной.
1867

По рекомендации Крамского через два месяца Репин был принят вольнослушателем в академию. В конце первого курса за картину «Плач Иеремии на развалинах Иерусалима» он получил высшую оценку и стал студентом академии. Параллельно с учебой Илья посещал вечера в доме Крамского, где собирались члены артели передвижников. Общение с ними и определило его творческое кредо.

В 1871 году Репин завершает обучение в академии участием в конкурсе на Большую золотую медаль. Он пишет картину на евангельский сюжет «Воскрешение дочери Иаира». Картина получила высокую оценку в академии. Репину была присуждена Большая золотая медаль, которая давала право на шестилетнюю поездку за границу за счет академии.



«Воскрешение дочери Иаира»
1871г.
Холст, масло. 229 x 382 см


В 1873 году Репин завершает картину «Бурлаки на Волге». Сюжет ее возник у художника еще в 1868 году, во время воскресной прогулки по Неве. Репина поразил контраст между встретившейся ватагой бурлаков и «чистым ароматным цветником господ». В своих воспоминаниях он пишет, что «своим тяжелым эффектом бурлаки, как темная туча, заслонили веселое солнце; я уже тянулся вслед за ними, пока они не скрылись с глаз».





«Бурлаки на Волге»
1870-1873гг.
Холст, масло. 131.5 x 281 см
Государственный Русский музей


«Бурлаки» были показаны на всемирной выставке в Вене и принесли художнику европейскую известность. Ее приобрел для своего собрания один из великих князей.

В.В. Стасов пишет: «…Не для того, чтобы разжалобить и вырвать гражданские вздохи, писал свою картину г. Репин: его поразили виденные типы и характеры, в нем жива была потребность нарисовать далекую, безвестную русскую жизнь, и он сделал из своей картины такую сцену, для которой ровню сыщешь разве только в глубочайших созданиях Гоголя».

В мае 1873 года Репин уезжает за границу как пенсионер Академии художеств. Он едет вместе с женой и маленьким ребенком, своей первой дочерью Верой. Женился Репин в феврале 1872 года, его избранницей стала Вера Алексеевна Шевцова.



«Вера Репина. Отдых»
1882


Около трех лет художник провел в Париже. Он не в восторге от современного искусства. Стасову он пишет: «Учиться нам здесь нечему… у них принцип другой, другая задача, миросозерцание другое». Он пишет этюды парижского предместья, уличные сцены, портреты (в частности, И.С. Тургенева), задумывает и выполняет большую картину «Парижское кафе».




«Дама, опирающаяся на спинку стула»
Этюд для картины «Парижское кофе»
1875г.
Холст, масло 26,5 x 40,3
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург

В 1876 году Репин пишет портрет жены, поясной, в сером платье и черной шляпке со страусовым пером. Облик Веры Алексеевны полон изящества. В ее туалете чувствуется парижский вкус.



«Портрет В.А.Репиной, жены художника»
1876г.
Холст, масло. 59 x 49 см
Государственный Русский музей


В том же году Репин возвращается в Россию. Здесь, уже на русской земле, он пишет замечательную картину «На дерновой скамье», представляющую собой групповой портрет в пейзаже. Художник И.Э. Грабарь так откликнулся на это произведение: «Блестящая по мастерству, свежая и сочная, она принадлежит к лучшим пейзажным мотивам, когда‑либо написанным Репиным».





«На дерновой скамье. Красное село»
1876г.
Холст, масло. 36 x 55.5 см
Государственный Русский музей


Репин с семьей едет в Чугуев, в свои родные места. Из работ этого периода выделяются этюд «Мужичок из робких» (1877) и портрет «Протодьякон» (1877).



«Мужичок из робких»
1877
Холст, масло 65 х 54
Нижегородский государственный художественный музей
Нижний Новгород





«Протодиакон»
1877
Холст, масло 96 х 124

Москва

Композитор М. Мусоргский в письме к Стасову пишет: «…видел "Протодьякона", созданного нашим славным Ильей Репиным. Да ведь это целая огнедышащая гора! а глаза Варлаамища так и следят за зрителем. Что за страшный размах кисти, какая благодатная ширь!»

«Мужичок из робких» и «Протодьякон» были выставлены Репиным на Шестой передвижной выставке в 1878 году.

Летом 1878 года Репин проводит в Абрамцеве у Мамонтовых. Он еще не раз бывал здесь с семьей, много работал, писал портреты, в частности, самого Мамонтова и его супруги, пейзажи и натюрморты.




Портрет Веры Репиной
1878




На меже. В. А. Репина с детьми идет по меже. 1879



Абрамцево. 1880

С переездом в Москву у Ильи Ефимовича проявляется интерес к русской старине. В результате появляется картина «Ратник XVII века» (1879), а вскоре и более значительная картина «Царевна Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре» (1879).




«Царевна Софья Алексеевна»
1879
Холст, масло 201,8 х 145,3
Государственная Третьяковская галерея
Москва


Учитель и друг Репина Крамской отнесся к новому творению художника весьма одобрительно. Он писал, что образ царевны «соответствует истории». А вот Стасов утверждал, что данная тема «не в характере дарования Репина, ему свойственно писать лишь то, что он видит в действительности… Он не драматик, он не историк».

Еще в 1876 году в Чугуеве художник задумал картину «Крестный ход в Курской губернии». Над этой картиной Репин работает долго, тщательно отбирая типажи. Толпа разных сословий и состояний, собранная воедино свершением религиозного обряда, давала как бы наглядный разрез существующих в действительности отношений между слоями русского общества. Картина написана так, чтобы зритель внимательно и подробно рассматривал ее, разглядывал детали, отдельные типы, выражения лиц, отдельные эпизоды, сцены и другие подробности.


«Крестный ход в Курской губернии»
1880-1883
Холст, масло 175 х 280
Государственная Третьяковская галерея
Москва


Также в Чугуеве Репин написал свою первую картину на революционную тему – «Под жандармским конвоем» (1876). Далее художник не раз обращается к образу революционера. В «Аресте пропагандиста» (1880–1889) главный герой – молодой революционер, схваченный полицией. Крестьяне в избе с осуждением смотрят на арестованного. Художник талантливо показал одиночество героя среди людей, во имя которых он отдал свою свободу.




Под конвоем. По грязной дороге. 1876




«Арест пропагандиста»
1880-1889, 1892
Дерево, масло. 34.8 x 54.6 см


В 1885 году Репин завершает одну из самых известных картин «Иван Грозный и сын его Иван». Жена великого химика Менделеева вспоминает: «Никогда не забуду, как раз неожиданно Илья Ефимович пригласил нас в мастерскую. Осветив закрытую картину, он отдернул занавес. Перед нами было "Убиение Грозным сына". Долго все стояли молча, потом заговорили, бросились, поздравляли Илью Ефимовича, жали руку, обнимали».





«Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года»
1885 г.
Холст, масло. 199.5 x 254 см
Государственная Третьяковская галерея


Силу воздействия этого полотна ярко передал Крамской: «Прежде всего меня охватило чувство совершенного удовлетворения за Репина. Вот она вещь в уровень таланту!.. Выражено и выпукло выдвинута на первый план – нечаянность убийства! Это самая феноменальная черта, чрезвычайно трудная и решенная только двумя фигурами. Отец ударил своего сына жезлом в висок! Минута, и отец в ужасе закричал, бросился к сыну, схватил его, присел на пол, приподнял его к себе на колени, и зажал крепко, крепко одною рукою рану на виске (а кровь так и хлещет между щелей пальцев), а другою, поперек талии, прижимает к себе и крепко, крепко целует в голову своего бедного (необыкновенно симпатичного) сына, а сам орет (положительно орет) от ужаса, в беспомощном положении. Бросаясь, схватываясь и за голову, отец выпачкал половину (верхнюю) лица в крови. Подробность шекспировского комизма… "Иван Грозный" – явление в русской живописи необычайное».

Консервативная же часть русского общества резко осудила картину. Эту точку зрения выразил прокурор святейшего синода Победоносцев, который в докладе царю Александру III сообщил, что это картина, «оскорбляющая у многих правительственное чувство».

Картину купил П.М. Третьяков, но по распоряжению Александра III был вынужден держать ее в закрытом хранении. Только в 1913 году шедевр увидели зрители.

Не менее известно полотно «Запорожцы, сочиняющие письмо к турецкому султану» (1878–1891). Репина увлекала идея благородной миссии, которую приняли на себя запорожцы, создавшие народный рыцарский орден, поставивший целью защитить свободную жизнь своих братьев и сестер.




« Запорожцы пишут письмо турецкому султану»
1880-1891гг.
Холст, масло 217 x 361
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург


Создание такого сложного, многофигурного произведения потребовало от художника больших усилий. Уже приближаясь к завершению своего труда, он писал в ноябре 1890 года: «"Запорожцев" я еще не кончил. Какая трудная вещь – кончить картину! Сколько жертв надо принести в пользу общей гармонии!.. Конца не предвижу: туго идет. Совсем на время картину закрыл».

12 лет работал Репин над историческим полотном, запечатлевшим свободолюбивых людей, воплотившим возвышенный дух запорожской вольницы. Горделивая уверенность в своих силах присуща участникам изображенной сцены. Запорожцы посылают вызов врагу и смеются над ним. Художник вновь проявил себя мастером передавать экспрессию человеческих чувств.

«Запорожцы» впервые были экспонированы на юбилейной выставке художника в 1891 году. Картина имела успех и была приобретена за очень высокую цену – 35000 рублей. Цена была настолько большой, что даже Третьяков был не в состоянии ее купить. Картину приобрел Александр III.
Конец восьмидесятых – тяжелые годы для Репина. В 1887 году он расходится с женой. С ним остаются две старшие дочери Вера и Надя, а младшую, Таню, и сына Юрия берет мать. В том же году Илья Ефимович уходит от передвижников, обвиняя Товарищество в бюрократизме. В 1888 году он возвращается, но в 1890 году окончательно покидает Товарищество, не соглашаясь с изменением его Устава.

В результате всех этих переживаний, душевной тоски, творческого перенапряжения предыдущих многих лет здоровье Репина пошатнулось. Он пишет 7 марта 1889 года Н.В. Стасовой: «У меня просто переутомление, должно быть, всех нервов: почти работать не могу… Только мысли мрачные вследствие недомогания. Думаешь умрешь, и все останется недомалеванным».

Сильная усталость Репина тянула его на лоно природы, а обладание большой суммой денег после «Запорожцев» дает ему возможность приобрести благоустроенное имение Здравнево в Витебской губернии, на берегу Западной Двины. Некоторое время Репин увлекается новым своим положением – занимается пристройкой к дому мастерской и другими хозяйственными делами. Отдохнувший, он создает в 1892 году прекрасный портрет дочери Веры – «Осенний букет» и дочери Нади в охотничьем костюме с ружьем.



«Осенний букет»
1892
Холст, масло. 114 x 67 см
Государственная Третьяковская галерея


В 1899 году Репин сочетался вторым браком с Натальей Борисовной Нордман‑Северовой. Через год он переехал жить к ней на дачу «Пенаты» в местечке Куоккала на Карельском перешейке, в двух часах езды от Петербурга. До 1907 года Илья Ефимович иногда бывает в своей мастерской под Петербургом, а затем безвыездно живет в «Пенатах». В его дом каждую среду съезжались гости. Здесь читали свои произведения Л. Андреев, М. Горький, В. Короленко, пел Ф. Шаляпин, приезжали В. Бехтерев и И. Павлов.




Автопортрет с Натальей Борисовной Нордман. 1903

Основополагающие художественные позиции Репина формировались в шестидесятые годы. Позже он писал о себе: “Я человек 60-х годов… я стремлюсь олицетворить мои идеи в правде, окружающая жизнь меня слишком волнует”. Никто из русских художников, кроме Карла Брюллова, не пользовался такой прижизненной славой, как Илья Репин. Современники восхищались его до иллюзии “живыми” портретами и многофигурными жанровыми композициями, артистичной манерой письма, а в социальном плане - умением обозначить самые злободневные проблемы русской жизни.


А. С. Пушкин на акте в Лицее 8 января 1815 года читает свою поэму Воспоминания в Царском селе.
1911

Л. Н. Толстой босой.
1901




«Лев Николаевич Толстой в лесу»
1891
Холст, масло 60 x 50
Государственная Третьяковская галерея
Москва




Летний пейзаж (Вера Алексеевна Репина на мостике в Абрамцеве).
1879




«Николай Мирликийский избавляет от смерти трех невинно осужденных»
1888г.
Холст, масло. 215 x 196 см
Государственный Русский музей

«Портрет графини Муизы Мерси Д"аржанто»
1890
Холст, масло. 86.5 x 108 см
Государственная Третьяковская галерея




«Портрет композитора Н.А.Римского-Корсакова»
1893г.




«Портрет Николая II»
1895
Холст, масло. 210 x 197 см
Государственный Русский музей

Репин Илья Ефимович - великий русский художник. Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца. Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И.М.Бунакова; с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи. Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871). Жил в Италии и Франции (1873–1876). В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты». Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869; Воскрешение дочери Иаира, 1871; обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации.

Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же); на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры, и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. Пафос и протест в картинах живописца Репина то неразрывно соединялись, как в торжественно-саркастическом Крестном ходе в Курской губернии (1883), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества (Отказ от исповеди, 1879–1885; Не ждали, 1884; Арест пропагандиста, 1880–1892; все работы – в Третьяковской галерее; 17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) Репин увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи (Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве, 1885, там же; Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения, 1901–1903, Русский музей).

Темпераментная кисть Репина насыщает мощной эмоциональной силой и исторические образы былого (Запорожцы пишут письмо турецкому султану, 1878–1891, там же; Иван Грозный и сын его Иван, 1885, Третьяковская галерея). Эмоции эти порой буквально выплескиваются наружу: в 1913 году иконописец А.Балашов, буквально загипнотизированный Иваном Грозным, изрезал картину ножом.

Удивительно лирически-притягательны портреты Репина. Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон; обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880; Модест Петрович Мусоргский, 1881; Полина Антипьевна Стрепетова, 1882; Павел Михайлович Третьяков, 1883; все – там же; и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же).

Особенно красочно-задушевны образы родных художника: Осенний букет (дочь Вера), 1892, там же; целый ряд картин с женой Репина Надеждой Ильиничной Нордман-Северовой. Репин проявил себя и как выдающийся педагог: был профессором-руководителем мастерской (1894–1907) и ректором (1898–1899) Академии художеств, одновременно преподавал в школе-мастерской Тенишевой.

Старея, художник продолжает удивлять публику. Апогея импрессионистически-живописной свободы – и в то же время психологизма – достигает живопись Репина в портретных этюдах для Государственного Совета. В загадочной картине Какой простор! (1903, Русский музей) – с молодой парой, ликующей на обледеневшем берегу Невского залива, – Репин выражает свое отношение к новому поколению в характерной для него манере «любви-вражды».

После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость. В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США). Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским). Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года.

С творчеством И. Е. Репина связаны высшие достижения реализма второй половины XIX в.

И. Е. Репин. Автопортрет.
1887. Холст, масло.

Репин родился в селе Чугуеве Харьковской губернии. Первоначальные навыки живописного ремесла получил у местных украинских иконописцев. Формирование Репина как художника-гражданина происходило под влиянием передовой демократической эстетики и критики. Особое влияние на него оказали И. Н. Крамской и В. В. Стасов.

Произведением, сразу выдвинувшим Репина в первый ряд русских художников, стала картина «Бурлаки на Волге» (1870-1873, ГРМ ). Картина пробуждала не только сострадание к угнетенному рабским трудом народу, но и веру в его силы, способность к борьбе против угнетения.


И. Е. Репин. Бурлаки на Волге.
1872-1873. Холст, масло

И. Е. Репин. Бурлаки на Волге.
1872-1873. Холст, масло
Государственный Русский музей. Санкт-Петербург.

По возвращении Репина в 1876 г. из поездки во Францию начинается период высшего расцвета его творчества. Он выступает как портретист, мастер бытовой и исторической картины. Портрет был не только ведущим жанром, но и подосновой творчества Репина вообще. При работе над большими полотнами он систематически обращался к портретным этюдам для выяснения облика и характеристики персонажей. Таковы «Протодьякон» (1877) и «Горбун» (1881, ГРМ), портреты, связанные с картиной «Крестный ход в Курской губернии» (1880-1883, ГТГ ). Как и в «Бурлаках на Волге», но в более масштабной форме, здесь проявилось великое умение Репина чувствовать и передавать стихийную жизнь массы, толпы людей, не теряя при этом индивидуального, портретного своеобразия каждого лица. Характеристики привилегированной части толпы - помещицы, купца, священника отмечены духом социально-критической иронии. В образной трактовке простых людей, нищих, странников Репин остается гуманистом и реалистом, видящим и нравственное превосходство народа, и его заблуждения. Фальшивому благочестию сытой публики противопоставлена глубоко искренняя, но слепая надежда обездоленных прорваться к своей правде в мире угнетения и несправедливости.

Вслед за В. Г. Перовым и И. Н. Крамским Репин продолжает создание галереи образов выдающихся представителей русской общественной мысли, науки и культуры. В лучших своих портретах - В. В. Стасова, Л. Н. Толстого, М. П. Мусоргского Репин достигает жизненной полноты и многогранности характеристики благодаря удивительной композиционной изобретательности и активности изобразительных средств, чуждых пристрастия к какой-либо одной манере: она всегда сообразуется с «манерой» - повадкой, осанкой, темпераментом - портретируемого лица.


И. Е. Репин. Портрет М. П. Мусоргского.
1881. Холст, масло

И. Е. Репин. Портрет М. П. Мусоргского.
1881. Холст, масло
Государственная Третьяковская галерея. Москва.

Одна из главных тем жанровых полотен Репина - типичные моменты жизни русского революционера-народника («Арест пропагандиста», 1880-1892; «Отказ от исповеди», 1879-1885 и «Не ждали», 1884- 1888, все в ГТГ).

В отраженной художником в картине «Не ждали» гамме психологических реакций на событие - изумления, недоверия, радости - безусловно доминирует немой диалог взглядов матери и возвратившегося из ссылки сына. Герой картины, отрекшись от прошлого, ждет не сострадания и прощения, а понимания и оправдания необходимости той жертвы во имя долга перед народом, который когда-то заставил его покинуть родной дом. Признание семьей гражданского подвига отца, брата, сына выдвигается Репиным как проблема, имеющая широкое общечеловеческое значение.


И. Е. Репин. Не ждали.
1884-1888. Холст, масло.
Государственная Третьяковская галерея. Москва.

И. Е. Репин. Не ждали.
1884-1888. Холст, масло.
Государственная Третьяковская галерея. Москва.

Склонность к психологическому драматизму в обрисовке ситуаций сказывается и в исторической живописи Репина. Художник стремится показать исторических героев в мгновения предельной душевной напряженности. Эта тенденция достигает кульминации в картине «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, ГТГ). Содержание картины помимо конкретного исторического правдоподобия ситуации и характеров, говорит о «вечной» коллизии наказания деспота мукой раскаяния за невинно пролитую кровь.


И. Е. Репин. Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года.
1883-1885. Холст, масло
Государственная Третьяковская галерея. Москва.

И. Е. Репин. Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года.
1883-1885. Холст, масло
Государственная Третьяковская галерея. Москва.

В картине «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1878-1891, ГРМ) - иная мысль, связанная с поисками жизнеутверждающего идеала, героических характеров.


И. Е. Репин. Запорожцы пишут письмо турецкому султану.
1878-1891. Холст, масло

И. Е. Репин. Запорожцы пишут письмо турецкому султану.
1878-1891. Холст, масло
Государственный Русский музей. Санкт-Петербург.

Последний высокий взлет репинского таланта относится к началу XX в., когда художник работает над грандиозным групповым портретом-картиной «Торжественное заседание Государственного Совета» (1901-1903, ГРМ), выполнив серию этюдов, отличающихся замечательной остротой характеристики и живописной свободой.


И. Е. Репин. Торжественное заседание Государственного Совета.
1901-1903. Холст, масло
Государственный Русский музей. Санкт-Петербург.

И. Е. Репин. Торжественное заседание Государственного Совета.
1901-1903. Холст, масло
Государственный Русский музей. Санкт-Петербург.

Подлинный гражданский пафос, демократизм, выражающийся не только в глубоком понимании и изображении народной жизни, но в ясности и доступности самого изобразительного языка, высочайшее реалистическое мастерство, правда характеров, интерес к животрепещущим вопросам современности - залог непреходящей ценности искусства Репина.

И.Е. Репин за работой. Фотография

Художник И. Репин оставил нам потрясающую портретную галерею. Потрясающую и по количеству созданных образов, и по психологической глубине.

Портретной живописью художник занимался на протяжении всей своей жизни, мастерство Репина в портретном жанре постоянно росло, и, когда в 80-х годах XIX в. он выполнил серию портретов, заказанных ему П.М. Третьяковым, стало ясно, что русская портретная живопись в лице И. Репина получила блестящее продолжение. В любом портрете художника чувствуется определённый объективизм: не его собственная оценка изображаемых людей, а именно внутренняя сущность того человека, чей портрет перед нами. Изображённый Репиным человек всегда как бы сам говорит о себе.

Написанные на протяжении всей его жизни портреты имеют, конечно, различную ценность. Но некоторые из них являются настоящими шедеврами портретной живописи. Прежде всего, это портреты известного в то время писателя А.Ф. Писемского и композитора М.П. Мусоргского, портрет которого Репин писал буквально в последние дни его жизни.

Рассмотрим подробнее эти портреты.

И. Репин «Портрет писателя А.Ф. Писемского» (1880)

И. Репин «Портрет писателя А.Ф. Писемского» (1880). Холст, масло, 87х68 см. Государственная Третьяковская галерея

Современников Репина этот портрет поразил своей яркой жизненностью. Не в смысле реалистической точности изображения всех деталей его внешности, а умением уловить в образе этого человека определяющие черты его характера. Каким же был характер Писемского?

Репин был лично знаком с ним и хорошо знал язвительную саркастичность этого писателя; иногда в его произведениях намеренно звучали недружелюбная насмешливость, скептицизм – всё это чувствуется в портрете. Писемский уже не молод и болен, и это тоже видит зритель. Его высокий умный лоб, мешки под глазами, болезненное лицо, но живые глаза, как бы пытливо вглядывающиеся в тех, кто на него смотрит… Зритель чувствует проницательность этого человека, а также его пренебрежение к своему внешнему виду и к тому впечатлению, которое он произведёт на окружающих: Писемский изображен сидящим, опершись на суковатую палку. Его борода всклокочена, надо лбом – упрямо торчащий вихор; бант под воротничком не по моде, как и мешковатый пиджак…

Современники Писемского увидели на портрете не только внешний образ писателя, но и его натуру, отразившуюся в характере его творчества. Знал Репин и драматические обстоятельства жизни Писемского: один его сын покончил с собой, а второй был неизлечимо болен. Следы этой трагедии также присутствуют на портрете…

И. Репин «Портрет композитора М.П. Мусоргского» (1881)

И. Репин «Портрет композитора М.П. Мусоргского» (1881). Холст, масло. 71,8 x 58,5 см. Государственная Третьяковская галерея

Известно, что Репин дружил с Мусоргским и был поклонником его таланта. В феврале 1881 г. художник узнаёт о тяжёлой болезни Мусоргского и пишет об этом Стасову: «Вот опять прочитал я в газете, что Мусоргский очень болен. Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически».

И. Репин посетил Николаевский военный госпиталь, где находился Мусоргский, и в течение четырех дней писал знаменитый портрет композитора. Через 11 дней после окончания работы Мусоргский умер.

Здесь уместно будет привести рассказ Стасова. «По всем признакам судя, Репину в нынешний приезд надо было торопиться с портретом любимого человека: ясно было, что они уже более никогда не увидятся. И вот счастье поблагоприятствовало портрету: в начале поста для Мусоргского наступил такой период болезни, когда он посвежел, приободрился, повеселел, веровал в скорое исцеление и мечтал о новых музыкальных работах, даже в стенах своего военного госпиталя… В такую-то пору увиделся с Мусоргским Репин. Вдобавок ко всему, погода стояла чудесная, и большая с высокими окнами комната, где помещался Мусоргский, была вся залита солнечным светом…»

«Репину удалось писать свой портрет всего четыре дня: 2-го, 3-го, 4-го и 5-го марта, после чего уже начался последний смертельный период болезни. Писался этот портрет со всякими неудобствами: у живописца не было даже мольберта, и он должен был кое-как примоститься у столика, перед которым сидел в больничном кресле Мусоргский. Он его представил в халате, с малиновыми бархатными отворотами и обшлагами, с наклоненною немного головой, что-то глубоко обдумывающим. Сходство черт лица и выражение поразительны. Из всех, знавших Мусоргского, не было никого, кто не остался бы в восторге от этого портрета, – так он жизненен, так он похож, так он верно и просто передает всю натуру, весь характер, весь внешний облик Мусоргского».

Когда я привез этот портрет на Передвижную выставку, я был свидетелем восхищения, радости многих лучших наших художников, товарищей и друзей, но вместе и почитателей Репина. Я счастлив, что видел эту сцену. Один из самых крупных между всеми ними, а как портретист и бесспорно наикрупнейший, И.Н. Крамской, увидев этот портрет просто ахнул от удивления. После первых секунд общего обзора он взял стул, уселся перед портретом, прямо в упор к лицу, и долго, долго не отходил. «Что это, Репин, нынче делает, – сказал он, – просто непостижимо. Вот, посмотрите, его портрет Писемского – какой шедевр! Что-то такое и Рембрандт, и Веласкес вместе! Но этот, этот портрет будет пожалуй, еще изумительней. Тут у него какие-то неслыханные приемы, отроду никем не пробованные, – сам он Я и никто больше. Этот портрет писан Бог знает как быстро огненно – всякий это видит. Но как нарисовано все, какою рукою мастера, как вылеплено как написано! Посмотрите эти глаза: они глядят, как живые, они задумались, в них нарисовалась вся внутренняя, душевная работа той минуты, – а много ли на свете портретов с подобным выражением! А тело, а щеки, лоб, нос, рот – живое, совсем живое лицо, да еще все в свету, от первой и до последней черточки, все в солнце, без одной тени – какое создание!»

Эта картина также была приобретена Третьяковым для его коллекции.

И. Репин «Портрет хирурга Н.И. Пирогова» (1881)

И. Репин «Портрет хирурга Н.И. Пирогова» (1881). Холст, масло, 64,5x53,4 см. Государственная Третьяковская галерея

Этот портрет художник писал по собственной инициативе – его привлекала неординарная личность известного хирурга. Портрет был написан 22-24 мая 1881 г. в Москве во время торжественного празднования 50-летнего юбилея врачебной и научной деятельности Николая Ивановича Пирогова.

Во время Крымской войны (1855 г.) Пирогов был главным хирургом осаждённого Севастополя. Пирогов впервые в истории русской медицины применил гипсовую повязку для лечения ранений конечностей, тем самым он избавил многих солдат и офицеров от ампутации. Во время осады Севастополя Пирогов руководил обучением сестёр Крестовоздвиженской общины сестёр милосердия. Это тоже было нововведением тех времён.

Во время русско-турецкой войны Н.И. Пирогов, которому уже исполнилось 67 лет, недалеко от Плевны организовал лечение солдат, уход за ранеными и больными в военных больницах, оперировал не только русских солдат, но и многих болгар.

… Седая голова хирурга чётко смотрится на тёмном фоне, она гордо откинута назад. Выразительно написано лицо этого старого мудрого человека (Пирогову в момент написания портрета было 70 лет). Взгляд его слегка прищурен, в нём чувствуется темперамент и сила, губы плотно сжаты. Лёгкими мазками художник передаёт психологический портрет Н.И. Пирогова, значение его личности – учёного и гуманиста.

И. Репин «Портрет П.М. Третьякова» (1883)

И. Репин «Портрет П.М. Третьякова» (1883). Холст, масло, 101x77 см. Государственная Третьяковская галерея

И.Е. Репин и П.М. Третьяков познакомились ещё в начале 1870-х годов. Их дружеские отношения продолжались до самой смерти Третьякова. Им было приобретено 52 живописные работы и 8 рисунков Репина. Художник был и одним из главных исполнителей портретных заказов Павла Михайловича Третьякова для его галереи – он задумал собрать портреты выдающихся деятелей русской культуры.

Репин работал очень быстро, а во время сеансов любил вести разговоры с портретируемым, в том числе и художественные споры.

Третьяков, человек очень сдержанный и довольно замкнутый, долго не соглашался позировать. Он не хотел, чтобы посетители выставки узнавали его в лицо – он любил незаметным образом оказываться среди посетителей галереи, наблюдать их чувства, слушать отзывы; иногда Третьяков менял место для картины и помещал её там, где она лучше смотрелась, была ярче освещена или, наоборот, находилась в таинственных сумерках.

А Репин, в свою очередь, считал, что Третьякова должны знать все, т.к. он столько сделал для развития живописи в России и для её популяризации. Третьяков изображён Репиным в своей обычной позе, когда он внимательно кого-то слушает: поглощённым и ушедшим в размышления. Сомкнутые руки указывают на некоторую замкнутость персонажа.

Для портрета художник выбрал суховатую и даже строгую манеру живописи, но Третьяков таковым и был – скромным и крайне сдержанным. Лицо его написано в иконописном стиле, а рука с тонкими, длинными и немного изогнутыми пальцами, лежащими на ткани купеческого сюртука, говорит о его тонкой натуре.

Современники нашли портрет Третьякова очень сходным с оригиналом и психологически точным.

И. Репин «Михаил Иванович Глинка в период сочинения оперы «Руслан и Людмила» (1887)

И. Репин «Михаил Иванович Глинка в период сочинения оперы «Руслан и Людмила» (1887). Холст, масло, 101 x 118,5 см. Государственная Третьяковская галерея

Этот портрет был одним из первых заказов, сделанных П.М. Третьяковым И.Е. Репину в 1872 г. вскоре после их знакомства. Но заказ был выполнен не сразу – к работе над ним Репин приступил лишь в середине 1880-х годов. При создании портрета художнику помогала своими воспоминаниями и рассказами сестра Глинки – Л.И. Шестакова (Глинка умер в 1857 г.).

Композитор изображен в домашней обстановке, полностью погруженным в творчество: лицо сосредоточено и в то же время полно тем внутренним богатством, которое бывает у творческого человека. Предметы, которые окружают Глинку, помогают зрителю ощутить атмосферу творчества великого композитора.

И. Репин «Портрет композитора А.Г. Рубинштейна» (1887)

И. Репин «Портрет композитора А.Г. Рубинштейна» (1887). Холст, масло, 110 x 85 см. Государственный Русский музей, Санкт- Петербург

Образы многих известных композиторов, созданных И. Репиным, говорят о том, что художник любил музыку. Несколько раз писал он и А.Г. Рубинштейна, который не только был известным композитором и пианистом, но и другом Репина.

Антон Григорьевич Рубинштейн основал Русское музыкальное общество и первую русскую консерваторию в Петербурге, был её директором и профессором. Он являлся и величайшим пианистом, положил начало мировой славе русского пианистического искусства.

Рубинштейн изображён на этом портрете в процессе своей работы, в момент творческого вдохновения. Его мысли и чувства в данный момент полностью отданы музыке, сложный поворот фигуры, дирижёрский жест руки, нервная трепетность, свойственная импровизатору – всё это соответствует сильному, порывистому характеру музыканта.

И. Репин «Портрет Льва Толстого» (1887)

И. Репин «Портрет Льва Толстого» (1887). Холст, масло, 124х88 см. Государственная Третьяковская галерея

Дружба Репина и Толстого длилась 30 лет, до самой смерти писателя. И хотя оба вдохновляли, обогащали и любили друг друга, их взгляды, в том числе и на искусство, во многом были разными. Часто мнение Толстого подталкивало художника к другому, более правильному решению или заставляло более глубоко посмотреть на материал.

Репин написал 12 портретов, сделал 25 рисунков и 8 зарисовок членов семьи Толстого и 17 иллюстраций к произведениям писателя. Он также вылепил три бюста Л. Н. Толстого.

Этот портрет очень прост по позе и по краскам, но поразителен по правде. Толстой изображён сидящим в кресле, с книгой в одной руке, а другая рука лежит на ручке кресла. Возможно, писатель задумался о только что прочитанном. Он смотрит прямо на зрителя, немного склонив вбок могучую голову. Чёрная блуза стянута в талии ремнём. Глубоко сидящие проницательные глаза смотрят вдаль и в глубину, прямо в сердце и в душу. В этом лице всё: сила воли и доброта, большое сердце и могучая мысль. Любой, кто смотрит на этот портрет, может почувствовать неисчерпаемость личности великого писателя.
Светлый фон картины усиливает впечатление значимости Л.Н. Толстого.

Илья Ефимович Репин — русский художник родился 24 июля 1844 года в городе Чугуеве. Начинал в мастерской иконописца Бунакова. Талант Репина проявился довольно рано и вскоре он уже занимался росписью церквей. На полученные деньги от этих работ, он отправился в Санкт-Петербург, что бы заняться обучением живописи профессионально. Здесь он поступает в художественную школу имени Р. К. Жуковского и .

Репин запомнился тамошним учителям своей постоянной самокритикой. Художнику казалось, что у него всё получается плохо и над своими картинами он трудился больше остальных, что приводило к небывалым результатам. Вскоре никто из его соучеников не мог сравниться с ним в искусстве владения кистью.

Илья Репин был очень чувствителен к происходящему в обществе - это часто отражалось в его картинах. Художник общался с молодёжью, которая была настроена крайне демократически и был увлечён идеями Чернышевского. Репин был товарищем ещё одного великого художника Крамского. Вместе они работали и занимались общественной деятельностью. Вместе же они примкнули к передвижным выставкам, когда вышли из Академии Художеств за расхождение во мнениях.

Бурлаки на Волге, Запорожцы, сочиняющие письмо турецкому султану, Садко - все эти произведения были написаны великим художником. Его часто упрекали в непостоянстве. Сегодня он пишет картину по библейским сюжетам, завтра какой-нибудь психологический этюд либо портрет. Всё его в творчество непоследовательно, подчиняется только внезапному порыву Ильи Ефимовича. Сам же творец говорил, что он любит разнообразие.

В 80-е годы начинается самый плодотворный период его жизни. В этот период он нарисовал картину “Крестный ход в Курской губернии”, которую тут же купил Третьяков в свою галерею за огромные деньги. Репина привлекала тема революционно-настроенной России. Одной из самых значительных полотен на эту тему является “Не ждали”. Здесь изображён революционер, который наконец вернулся домой из ссылки. В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств. Каждый персонаж переживает что-то своё. На передвижных выставках к этой картине было практически невозможно подойти, так как вокруг толпился народ. Многие хвалили художника за то, что он не остановился на “Бурлаках”, а пошёл дальше.

Высочайшего пика в своём творчестве Репин достиг с созданием картины “Иван Грозный и сын его Иван”. На этой картине Царь Иван Грозный, вдруг понимающий, какой ужасный поступок он совершил, убив своего сына. “Запорожцы пишут письмо турецкому султану” - вовсе не выдуманный сюжет для картины. Эту историю он услышал от украинского историка, который поведал ему о том, как смело и дерзко ответили запорожцы турецкому султану, который потребовал от них покорности.

В 1894 году Илья Репин занимает место профессора в Академии художеств. Настал очень сложный период в его жизни. Перестала действовать правая рука и ему пришлось учиться писать левой. В 1907 году Репин ушёл из Академии и переехал жить на дачу в Пенаты, что в Финляндии к своей жене Наталье Нордман. Умер великий живописец в 1930 году.

Бурлаки, идущие в брод

Бурлаки на Волге

Иван Грозный и его сын Иван

Крестный ход в Курской губернии

Михаил Иванович Глинка

На солнце

Нищая девочка рыбачка

Николай Мирликийский спасает от смертной казни трёх невинно осуждённых

Осенний букет. Портрет Веры Ильиничной Репиной

Отказ от исповеди перед казнью

Портрет композитора Модеста Петровича Мусоргского

Портрет Нади Репиной, дочери художника

Портрет писателя Льва Николаевича Толстого