Монастырь создавался c конкретной практической целью: село, подобно многим и многим российским селам, угасало, и некогда великолепная церковь, построенная в XVIII веке, нуждалась в попечении. Ее архитектура представляет собой образец ампирного стиля. Главный престол освящен в 1796 году в честь Рождества Пресвятой Богородицы, другой, более поздний, посвящен святым врачам бессребренникам и чудотворцам Косме и Дамиану, в Риме пострадавшим.

Другим основанием для открытия монастыря было фактическое существование при храме небольшой монашеской общины, сложившейсяв 70-е годы ХХ века попечением иеромонаха Аркадия (Афонина), постриженика Троице-Сергиевой Лавры; он служил здесь, с небольшим перерывом, с 28 февраля 1972 года до епископской хиротонии 25 марта 1991 года и назначения на Южно-Сахалинскую кафедру. В Барятине собрались прошедшие лагеря, утратившие здоровье и вернувшиеся в родные места монахини: Анастасия (Кузьмина), постриженица оптинского иеромонаха Мелетия (Бармина), схимонахиня Тихона, монахиня Никодима, слепая монахиня Иулитта, монахиня Мария (Климкина), монахиня Ксения. Они приходили на богослужения из ближних и дальних деревень, искали возможность поселитьсярядом с единственным действующим на территории от Медыни до Калуги храмом. Община пополнялась за счет местных одиноких прихожанок,но к 1993 году обессилела: состарившиеся постриженницы дореволюционных монастырей ушли ко Господу, а те, кого постригали в Барятине, достигли преклонных лет и не могли как прежде петь и читать за богослужением, ухаживать за храмом, который ветшал вместе с ними.

Приехавшие 3 апреля 1993 года сестры пришли в опустевший дом, выстроенный двадцать лет назад для общины, и все начали с нуля. Прежде всего позаботились о ежедневном кругебогослужения, который неукоснительно соблюдается по сей день: в шесть утра начинается утреннее богослужение с канонами монашеского правила; в 17 часов совершается вечерня и утреня, в 21 час читаются молитвы на сон грядущим и помянник. Насельницы пустыни живут по уставу общежительного монастыря: посещают все церковныеслужбы, имеют общую трапезу, трудятся на послушаниях.

Отсутствие средств долго не позволяло начать ремонт храма, приходилось мириться с неоштукатуренным, темным от копоти куполом, лет двадцать назад покрашенным белой масляной краской, неопределенного цвета стенами с разводами от мытья на высоте, куда бабушки доставали со стремянки, нелепыми росписями потолка. Но букеты живых цветов возле особо чтимых икон, грамотное монашеское пение и чтение придавали службе неповторимый колорит.

Большинство сестер горожанки; поселившись в деревне, они вдохновенно занялись сельским трудом: в первую весну посадили картофель, вскопали грядки под овощи, завели козу и корову, за лето построили скотный двор. К осени обитель уже имела свое подсобное хозяйство, обеспечивающее ее натуральными деревенскими продуктами. В 1995 году заложили фруктовый сад. Спустя несколько лет отважились поставить несколько ульев. Сегодня в собственности монастыря 18 гектаров кормовых угодий, два сада, большой огород, пасека, на новом скотном дворе три коровы, коза, ослик, куры.

С первых дней существования обители начали собирать библиотеку, и с первых же дней ввели богословский семинар по системе докладов. Так сложилось, что большинство сестер имеют интеллектуальную потребность, т.е. стремление постигать Бога не только всем сердцем и душою, но и всем разумением (Мф. 22, 37). Каждый год с сентября до Пасхи еженедельно проходят занятия по одной из богословских дисциплин: изучали историю Ветхого и Нового завета, догматику, литургику, историю Церкви, историю Русской Церкви, христианскую антропологию, историю монашества, историю русского монашества, кроме того, греческий язык Нового Завета, иконопись.

В октябре 1996 года началось строительство келейного корпуса с кухней, трапезной, подвалами; через шесть лет к нему была сделана пристройка с новыми кельями, большим помещением для библиотеки,зимнимсадом, медицинским кабинетом. Но сестры пожили в прекрасных условиях не долго. 4 мая 2007 года пожар за два часа уничтожил все труды, восемь тысяч томов библиотеки, имущество, нажитое за четырнадцать лет; подробности на странице

В монастырь часто обращаются люди, оказавшиеся в скорбных обстоятельствах, малоимущие, престарелые, одинокие, и никто не уходит без утешения. Нуждающиеся получают продукты, лекарства, одежду, духовные советы.

В дни школьных летних и зимних каникул обитель принимает девочек-подростков, желающих увидеть монашескую жизнь изнутри. Они живут в сестринском келейном корпусе, посещают богослужения, обучаются церковному чтению, выполняют посильные послушания в трапезной, швейной мастерской, на огороде, пользуются книгами из монастырской библиотеки.

АЛЬ МЫ НЕ ХРИСТИАНЕ?

С началом весны все наши мысли, волнения, надежды сосредоточены на одном событии: продолжение капитального наружного ремонта храма Рождества Пресвятой Богородицы (XVIII в.). Трудно искать деньги, живя в деревне, вдали от больших дорог, от богатых людей. Выход один - вымолить у Бога попечение о храме.

Начали ремонт 31 августа 2016 года ремонт. Больше месяца освобождали стены от панциря старой штукатурки, местами вцепившейся в кладку намертво, местами отлетавшей мелкой крошкой. Затем строители обмазали стены штукатурным раствором с армирующими волокнам, что позволяло стенам дышать. Зимой лишняя влага вымерзала, а сестры ходили мимо этих серых стен и просили: "Господи, пощади создание Твое. Нас и храм пощади, чтобы бригада вернулась и продолжила работу. Россию пощади - "мирное и благоденственное житие подай, Господи!". Молились усердно за всех, кто присылал пожертвования на счет монастыря и карту Сбербанка, радовались тому, что россияне - самый щедрый народ на планете Земля.

Наш ремонт находится в абсолютной зависимости от помощи извне, потому что монастырь живет только на милостыню. Обитель не имеет никаких производств, перепродажей чужого товара не занимаемся, только молимся и трудимся. Огород и небольшое подсобное хозяйство (две коровы, две козы, куры, пчелы) дают продукты для монастырской трапезы, но есть много прочих расходов - содержание храма, оплата счетов за газ и электроэнергию, приобретение медикаментов, одежды и обуви.

Мы очень тревожимся за финансовое обеспечение продолжения работ. Помогите закончить ремонт, чтобы старинный храм снова засиял своей первозданной красотой. Аль мы не христиане?

После пожара 4 мая 2007 года монастырь получал помощь от благотворителей именно через Фонд "Русская береза", за что мы благодарны сотрудникам. Надеемся, что и сейчас наше обращение не останется без благих последствий. Вы помогаете монастырю - в монастыре молятся о вас.

На монастырском сайте "Киновия" http://feofila.ru/index.php можно познакомиться с другими способами оказания помощи нашей обители, историей монастыря, новостями повседневной жизни. Будем признательны за любую помощь.

Монахиня Серафима (Гриценко), эконом монастыря Богородично-Рождественская девичья пустынь.


Дорогие сотрудники благотворительного фонда ""Русская береза". Благодарим за пожертвования в сумме 22 000 рублей и 100 000 рублей, перечисленные на счет монастыря.

Это очень своевременная помощь. В конце августа приступили к наружному ремонту храма Рождества Пресвятой Богородицы (XVIII в.). Мы рассказывали о предыдущем крайне неудачном ремонте в 2010 году, которого хватило на одну зиму. Из-за использования неправильных материалов состояние кирпичной кладки очень ухудшилось, новый ремонт потребовал огромных затрат. Приходится буквально спасать старинный храм от разрушения. Специалисты составили смету на сумму, которой нет в наличии у строительной организации, приходится брать кредиты. Поэтому будем признательны за любые суммы, отправленные для обители в БФ "Русская береза" или непосредственно на счет монастыря Богородично-Рождественская девичья пустынь.

О всех, кто нам жертвует, усердно молимся, читая Неусыпаемую Псалтирь.

По благословению игумении Феофилы ответила монахиня Серафима, эконом монастыря.


Дорогие Оксана Михайловна и Марина! Благодарим сердечно за заботу о нас. Деньги в сумме 102 000 рублей поступили на счёт монастыря, использованы на оплату газа и электроэнергии. Сейчас это самые насущные нужды обители. Если вовремя не сделать предоплату и не оплатить итоговые счета, тут же следуют претензии, такой опыт имеется. Желаем вам, всем вашим подопечным, всем благотворителям помощи Божией! Игумения Феофила, настоятельница монастыря Богородично-Рождественская девичья пустынь.

Сегодня Благотворительный Фонд «Русская Береза» порадовал нас сообщением о пожертвовании для монастыря 102 000 рублей и перечислении этой суммы на счёт обители. Для нас это означает, что на ближайший месяц практически решена проблема оплаты газа и частично электроэнергии. Сердечно благодарим Михаила, Георгия и Ирину за своевременную помощь! Ваши имена внесены в монастырский синодик о здравии для молитвенного поминовения при чтении Неусыпаемой Псалтири. Благодарим руководителя фонда Оксану Гарнаеву и сотрудницу Марину Филатову за публикацию материалов о нуждах сельской пустыньки, не имеющей богатого прихода и, соответственно, доходов.


4 мая 2007 года нашу обитель постигло великое испытание: дотла сгорел сестринский корпус со множеством святынь и всем имуществом, которое собирали в течение четырнадцати лет, включая библиотеку, насчитывавшую не менее восьми тысяч книг. Четыре года минуло с того страшного дня, но до полного восстановления монастыря еще далеко. Мы живем в селе Барятине (в 4-5 км от райцентра, здесь нет крупных предприятий, богатых собственников), приход у нас маленький, ждать помощи не от кого. Стало проблемой не только строить, но и платить за электричество и газ. Экономический кризис усугубил наше бедственное положение. Нижайше просим Вас ради христианского милосердия пожертвовать на восстановительные работы и уставные нужды монастыря сколько сможете.

Добрый день! Высылаем фотографии на тему ремонта храма. Придется заново штукатурить, а это уже очень дорого. Нам никогда не собрать нужную сумму без помощи добрых людей. Предыстория ремонта такова. Всего шесть лет назад храм стоял в лесах, старая штукатурка была отбита до кирпичей, для шпаклевки и покраски использовались лучшие материалы. Работами руководил А.А. Байрошевский, технический директор ОАО «Опал». Получив аванс в сумме 200 000 руб., Алексей Анатольевич в расписке от 9 мая 2009 года сообщает, что «сознает ответственность за невыполнение взятых обязательств и согласен с суммой 660 000 рублей за всю работу». Вскоре привёз интернациональную бригаду, набрал на дорожной обочине приезжих с юга бывшего Союза. Монастырь предоставил жильё, трехразовое питание. За лето оштукатурили стены, покрасили, заменили обрешетку крыши, положили новенькую медь. Осенью расплатились с Байрошевским. Но красоты хватило ненадолго. Запись от 25 февраля 2012 года в журнале заседаний Попечительского совета монастыря свидетельствует: «В течение зимы выяснилось, что наружная отделка храма Рождества Пресвятой Богородицы выполнена с очень низким качеством: краска пузырится, отваливается вместе со шпаклевкой и штукатуркой». Совет обязал призвать ОАО «Опал» исправить недостатки ремонта. Призвать не удалось. ОАО «Опал» таинственно исчезло. Фирм с таким названием в интернете полно, но рязанской нет. Поговорили с Байрошевским по телефону. Исправлять брак категорически отказался, нашёл тысячу оправданий. На том дело кончилось. Судебную тяжбу затевать не в наших правилах. По нынешним ценам новый ремонт обойдется в пределах шести миллионов рублей. У бедного сельского монастыря таких денег никогда не было, нет и без вашей помощи не будет. Поэтому ниже ставлю ссылку на информацию о том, как поучаствовать в сборе средств на будущий ремонт. http://feofila.ru/index.php?go=Content&id=13.

Ремонт очень нужен, стыдно за такое состояние храма. Издалека выглядит благополучно, а вблизи - позорище. Мы на жизнь еле-еле собираем, а ремонт вовсе не потянем, если добрые люди не помогут. При этом в монастырь чуть не ежедневно приходят нищие со всей округи, беженцы с Украины, в почте постоянно просительные письма. Подаем помаленьку, просящему - дай, это даже не обсуждается. Так и живем. Простите. Мон. Серафима, эконом монастыря.


Уважаемая Оксана Михайловна! 9 декабря на наш счет поступила сумма 150 000 рублей, переданная фондом "Русская Береза" от неизвестного благотворителя для нашей обители. Благодаря этим деньгам мы смогли оплатить в декабре счета на электроэнергию, газоснабжение, связь, взносы в Епархию, отправить инокиню Магдалину (Филонову) на обследование в ФГБУ "НЦССХ" им. А.Н. Бакулева" РАМН, приобрести лекарства. Богородично-Рождественская девичья пустынь находится в селе, удаленном от больших городов и шумных автострад. На богослужениях в старинном прекрасном храме, построенном в честь Рождества Пресвятой Богородицы (18 век), в будни можно видеть только сестер, а в воскресные и праздничные дни приезжают немногие богомольцы из окрестных селений. Доход от служб и треб (в основном это молитвенное поминовение о здравии или упокоении на литургии и при чтении Неусыпаемой Псалтири) ночтожно мал. А затраты на содержание обители постоянно умножаются соответсвенно увеличению числа насельниц, паломников и росту цен. Монастырь остро нуждается в средствах на жизнь и не может существовать без помощи добрых людей. Сердечно благодарим за присланное вспомоществование и надеемся, что Благотворительный фонд "Русская Береза" еще не раз поможет маленькой сельской области.


Дорогая о Господе Оксана Михайловна! Сердечно благодарим за заботу о нашей обители Богородично-Рождественская девичья пустынь в селе Барятине (Калужская епархия), за то, что находимся в числе подопечных возглавляемого Вами Благотворительного фонда "Русская береза".

4 мая исполнится пять лет, как мы сгорели. Благодаря помощи многих россиян, местной власти и крупной московской строительной фирмы основные восстановительные работы близятся к завершению. Но мы, как и до пожара, по-прежнему остро нуждаемся в средствах на жизнь и не можем существовать без помощи добрых людей, поэтому постоянно шлем огромное количество писем с прошениями о помощи, иначе нам просто не выжить. Наша маленькая обитель находится в селе, удаленном от больших городов и шумных автострад. На богослужениях в старинном прекрасном храме, построенном в честь Рождества Пресвятой Богородицы (XVIII век), в будни можно видеть только сестер, а в воскресные и праздничные дни приезжают немногие богомольцы из окрестных селений. Доход от служб и треб (в основном это молитвенное поминовение о здравии или упокоении на литургии и при чтении Неусыпаемой Псалтири) ничтожно мал. А затраты на содержание обители растут соответственно инфляции в стране. Опять нуждается в ремонте храм, строители напортачили, уже краска осыпается. Будем признательны, если монастырь останется в списке подопечных Фонда. С надеждой и благодарностью игум. Феофила с сестрами.


Будто другой мир, совершенно не похожий на наш, очень необычный монастырь. Монахини там прекрасно рисуют, пишут иконы, стихи и прозу, учат языки.Светлые лица, ясные улыбки… Такое ощущение, что, в отличие от многих из нас, мирских, они знают, для чего живут на этой земле, не мечутся в поисках себя, смысла жизни...

Решение о поездке пришло совершенно неожиданно – в жизни всё сплелось так, что очень захотелось рвануть куда-нибудь на край света подальше от проблем, но не просто так, а чтобы найти их решение.

Что только не слышала я, когда на вопрос: «Куда едешь?» отвечала: «В монастырь», – от ехидного: «В мужской, небось?» до недоверчивого: «Ты что, пьяная?» Так «оригинально» реагировали мои далёкие от Церкви знакомые. Вообще-то я не сторонница «православного туризма» и гонки по святым местам. Но тут как раз знакомая рассказала о своей судьбоносной поездке в монастырь, и я решилась ехать.

В какой, для меня вопроса не стояло – в Богородице-Рождественскую девичью пустынь в селе Барятино Калужской области. Именно о нём я слышала столько хорошего от своей подруги. Это небольшой, но очень необычный монастырь. Монахини там прекрасно рисуют, пишут иконы, стихи и прозу, учат языки. У них, опять же через подругу, я заочно просила молитв, когда нам с сыном приходилось трудно. За них молилась сама со своими домашними. Немало слышала и о чудотворной иконе, хранящейся в монастырском храме. И вот дорога. Страшновато – как же, впервые в монастырь (в наш Покровский женский несколько раз только заходила), как меня примут, что я там буду делать? А как же суровый устав? Ведь в чужой монастырь со своим нельзя. Бедные монахини, молящиеся и работающие сутками напролёт… Я же так не смогу?

Автобус из суетной Москвы довёз до неизвестного Кондрова, дальше – такси до Барятино. В машине натягиваю юбку поверх брюк, завязываю на голове платок. Ой, как же всё время в юбке-то буду? Непривычно, вечно ношусь в брюках (привычка эта через пару дней сыграла со мной злую шутку). Выбираюсь из такси. Поёживаясь от неизвестности, думаю: зачем я сюда?

Сразу попадаю на вечернюю службу. Удивительное ощущение – кажется, что храм полон людьми. Оглядываюсь – нет, всего несколько деревенских жителей и монахини. «А чему удивляться, – объясняют мне, – более двухсот лет здесь звучат молитвы, храм согрет ими, дышит, живёт». Мне легко, служба пролетает, как один миг, оставляя тёплое чувство радости и покоя, и я понимаю, что приехала туда, куда нужно. Как родную встретили меня игуменья и сестры, устроили в маленьком гостевом домике. Места вокруг – красоты неописуемой.

Был здесь большой дом, где размещались уютные кельи, трапезная, иконописная и швейная мастерские, прекрасная библиотека. 4 мая 2007 года пожар уничтожил его за два часа. Ничего не успели спасти. К счастью, люди не пострадали. Тысячи близких и далёких от Церкви людей откликнулись, чтобы помочь сестрам в беде. О каждом благодетеле здесь молятся до сих пор. Сегодня тут всем миром строят новый корпус, а сестры пока живут в малоприспособленных для жилья домиках и трапезничают в МЧС-овской палатке. Друзья утешают: новый корпус будет крепче и надёжнее, но сердцу не прикажешь – вспоминать об этом сестрам тяжело до сих пор.

Подъезжая к монастырю, я ожидала увидеть благочестивых старушек, проводящих время в суровом молчании, работе и молитвах. Удивлению не было предела – многие оказались совсем молодыми! Могут, кстати, и пошутить, и посмеяться. Но работы и правда немало, особенно сейчас, после пожара. Без дела не сидит никто. Сейчас в монастыре примерно двадцать сестер – монахини, инокини, послушницы. Я ходила за ними по пятам и выспрашивала – по какой причине пошли в монастырь? Несчастная любовь? Нет. Неприятности в семье? Нет. Какие-то личные проблемы? Нет. Зачем? По зову сердца… Случайно подслушала разговор за оградой монастыря: «А вы знаете, что если девушка проживёт год в монастыре, у неё крышу срывает? Бедные…» Думаю: кого из нас надо ещё жалеть – их, нашедших Бога и живущих для Него и всех людей, или нас, мирских, вечно добывающих себе земные блага, которых никогда не бывает достаточно. Всё здесь необычно. И «профессии» (послушания) – казначея, благочинная, эконом, регент, ризничая, келарь…

И сам монастырь – будто другой мир, совершенно не похожий на наш. Светлые лица, ясные улыбки… Такое ощущение, что, в отличие от многих из нас, мирских, они знают, для чего живут на этой земле, не мечутся в поисках себя, смысла жизни, мечтают не о новых украшениях-машине-мебели-поездке-любви. Как хорошо – храм вот он, рядышком, часто забегаю между службами просто так, постоять возле чудотворной иконы, помолиться. И почти не возникает соблазна отложить вечернее правило «на завтра» или пропустить службу – жизнь в монастыре очень дисциплинирует. Здесь совсем иначе переживаются Исповедь и Причастие.

Сплю в келье, ем в трапезной, выполняю простые задания-послушания – чистка картошки, мытьё посуды, работа на огороде. Кто-то из насельниц монастыря всегда сопровождает, подсказывает, помогает. Я живу вместе со всеми по уставу: в шесть утра – утреннее богослужение с канонами монашеского правила; в пять вечера – вечерня и утреня, в 21.00 читаются молитвы на сон грядущим и помянник. Трапезы – тоже в строго отведённое время, но оно зависит от того, есть ли сегодня Литургия. Не так уж страшен оказался устав – правила жизни в монастыре. Однажды решила не ходить на утреннюю сестринскую службу, поспать подольше. Выспалась, быстренько прочитала утреннее правило, побежала фотографировать монастырь и… поскользнувшись на осколке мокрой плитки, грохнулась на землю, довольно ощутимо поранив коленку. Не рассчитала, что в юбке, а не брюках и не успела среагировать.

Матушка смеётся: «Теперь мы тебя навсегда запомним как Лену-хромоножку». Трапеза. Матушка звонит в колокольчик, произносит молитву. Одна из монахинь читает вслух жития святых. Иногда, заслушавшись, забываю есть, а тут снова колокольчик, пьём чай, колокольчик – трапеза заканчивается. Раньше я часто слышала, какая вкусная еда в монастырях. Убедилась лично – да, с простой монастырской едой, приготовленной с молитвой, не сравнится и обед в шикарном ресторане. Всегда с трудом запоминаю имена. Думала, как я буду различать монахинь, ведь все – в чёрном одеянии, с одинаковыми апостольниками на головах. Буквально через день легко узнаю, кто есть кто, потому что имена удивительно девушкам подходят.

Выясняю, что матушка перед постригом сама подбирает имя будущей монахине. Царственная мать Анастасия, боевая мать Александра, келарь мать Нектария… Обращаются к монахиням – мать Любовь, мать Клавдия, мать Евфросиния, и только к игуменье – матушка Феофила. А она действительно матушка – опекает своих чад, по-матерински заботится о них и в то же время строга, как глава большой семьи! Отдельная статья – монастырские кошки. Их здесь около шестидесяти! Одних в обитель подбрасывают «доброжелатели» из местных, других по каким-то неведомым мне соображениям горе-хозяева и вовсе привозят в монастырь… умирать! В итоге и первые, и вторые ведут здесь очень активную жизнь – лазят на крыши по пожарной лестнице, носятся по округе, выясняют отношения. У каждой кошки – своё имя. Например, уличный кот Звеня Савельич получил кличку за то, что любил звонить в колокол – подпрыгивал, цеплялся за верёвку, и раздавался звон. Главная попечительница кошачьего царства – мать Анастасия. Она, насколько это возможно, устраивает жильё каждому подкидышу: одни живут в кельях – по кошке есть почти у каждой сестры, другие – во дворе (оставить в келье 23 кошки тоже невозможно). Кормит: каждый день варит им ведро похлебки, берёт у келаря молоко и творог, моет миски и кастрюли, убирает в кошатнике. И лечит: вирусные инфекции в таком многочисленном кошачьем сообществе, к сожалению, неизбежны. Одним словом, делает всё, чтобы они были сыты, здоровы, любимы. Даже пишет о них в газете, пытаясь пристроить своих питомцев: «Если бы кто захотел взять кошку или котёнка из монастыря, я бы занесла имена этих людей в отдельный помянник и клала земные поклоны, пусть это кому-то покажется и глупым…»

Пока же кошек больше подбрасывают в монастырь, чем забирают. Кроме кошек в монастыре живут куры, петух, три коровы, коза, две собаки и местная достопримечательность – ослик Камилла. Спрашиваю: «Зачем она здесь, какую пользу приносит»? – «Никакую, слишком избалована, а для души – радость…»1 Маленьких вязаных осликов – сестринское рукоделие – монахини дарят своим друзьям, возят на ярмарки, где они пользуются неизменным спросом. Вспоминаю, как радостно показывала мне подруга здесь, в Якутске, такого ослика – монастырский подарок. Позднее я увидела такую же игрушку в келье Сретенского монастыря, куда явилась (вот чудо!) именно затем, чтобы взять благословение на поездку в Барятино. А сейчас вязаная Камилла живёт в спальне моего сына. Завтра – в дорогу. Как и каждый вечер, крестный ход вокруг монастыря. Насельницы поют очень красивые молитвы. Специально прислушиваюсь – вроде ничего особенного, у нас в Преображенском соборе поют, может, даже лучше. Но здесь – совсем по-другому. Будто ангелы слышны.

Вечернее правило в ночном храме. Тишина, сумрак, горят лампады, колышутся огоньки свечей. Кажется, как только я уеду – потеряю что-то очень важное, пропадёт та, вот уже почти додуманная мысль, потеряется нить… Кажется, я здесь жила всегда, просто уезжала ненадолго, настолько всё знакомо и близко. И уходят куда-то далеко те проблемы, что так донимали дома, а ответы на мучившие вопросы являются сами.

Елена БОНДАРЬ, Барятино – Якутск.

находился в с. Барятине Данковского у. Рязанской губ. (ныне Данковский р-н Липецкой обл.).

Основан как община весной 1900 г. вдовой действительного статского советника Софией Петровной Муромцевой (урожд. кнж. Голицыной) при своем имении. Муромцева пожертвовала буд. обители 1357 дес. 378 саж. земли и капитал в 100 тыс. р. Первые сестры начали приходить в общину с авг. 1900 г. К 1903 г. число насельниц достигло 130 чел. 16 нояб. 1902 г. Муромцева обратилась в Святейший Синод и в Рязанское епархиальное управление с ходатайством об учреждении монашеской общины. В дек. того же года с. Барятино посетил еп. Михайловский, вик. Рязанской епархии Владимир (Благоразумов) . Определением Святейшего Синода от 18-26 марта 1903 г. община была официально утверждена. Настоятельницей стала Муромцева, принявшая монашеский постриг с именем София. Внутренняя жизнь организовывалась по монастырскому уставу, сестер окормлял священник: с 15 дек. 1902 г.- Андрей Куницын, затем - Успенский (имя неизв., вероятно, священник сельской церкви), в 1917 г. - священники Михаил Вяземский и Григорий Панфилов. В 1907 г. община была преобразована в Софийский нештатный общежительный мон-рь, а мон. София 24 окт. 1907 г. возведена в сан игумении. По штату 1911 г., в Д. м. было 100 сестер, в 1914 г. - свыше 300 сестер, к 1919 г. проживали настоятельница, казначея, 25 монахинь, 230 указных послушниц, 5 трудниц.

К 1902 г. в общине были построены деревянный 2-этажный на каменном фундаменте келейный корпус с комнатой для спевок, чайной, 17 комнатами для насельниц и домовой церковью, освященной во имя мц. Софии 2 сент. 1901 г. настоятелем Владимирской ц. Рязанской ДС прот. Ионой Солнцевым. К 1904 г. были также сооружены деревянный на 8 комнат дом священника, трапезная с хлебопекарней и подвалом, странноприимный дом с гостиницей, двор для приезжих, дровяной сарай, кирпичный ледник, прачечная, 2-этажный кирпичный корпус. Впосл. были построены 2 кирпичных 2-этажных дома, а также кирпичный дом настоятельницы. Последний, с реминисценциями средневек. североевроп. зодчества, отличался оригинальной композицией: к основному прямоугольному в плане зданию были пристроены 3 высокие 8-гранные башни, увенчанные шатрами. Монастырские постройки были окружены высокой кирпичной стеной и, по воспоминаниям очевидцев, занимали площадь ок. 10 га. Для водоснабжения был устроен артезианский колодец глубиной 246 аршин. При обители был организован скит, мон-рю принадлежала паровая молотилка, действовала церковноприходская школа для 40 девочек-сирот.

В 1903-1904 гг. по благословению еп. Рязанского и Зарайского Димитрия (Сперовского) в Д. м. был возведен 2-этажный кирпичный собор во имя мц. Софии (вместимостью 600 чел.), а также колокольня с 8 колоколами (самый большой весил 242 пуда). 17 сент. 1904 г. еп. Рязанский и Зарайский Аркадий (Карпинский) освятил главный престол на верхнем этаже. 25 апр. 1906 г. настоятель скопинского в честь Сошествия Св. Духа на апостолов мон-ря Рязанской епархии архим. Иосиф освятил нижний храм в честь Ахтырской иконы Божией Матери. Известен проект собора, составленный архит. А. Шестерниковым, по к-рому он должен был напоминать Успенский собор во Владимире (Вагнер, Чугунов). Собор был построен с элементами визант. и рус. стилей. Крестообразный в плане основной объем собора был увенчан высоким куполом, трапезная и притвор с колокольней располагались на одной оси. Судя по всему, храм был одной из версий неосуществленного проекта церкви Воскресения Христова на Крови в С.-Петербурге И. С. Богомолова (1882). Колокольня также имела завершение, напоминающее обелиск, а фасады были украшены высокими 3-частными окнами. Однако тяготеющая к центричности композиция первоисточника приобрела здесь удлиненные пропорции.

15 июня 1914 г. в присутствии еп. Димитрия (Сперовского) состоялась закладка 3-престольного храма в честь Преображения Господня с приделами в честь Тихвинской иконы Божией Матери и во имя мч. Трифона. Храм, рассчитанный на 2 тыс. чел., достроен не был.

В дек. 1917 г. началось разграбление Д. м. рязанским продотрядом, была проведена реквизиция хлеба: на сестру выделялось продовольствия 30 фунтов муки и 4,5 фунта пшена в месяц, на лошадь - 2 пуда овса, «кроме того дали дров, и причт не отказался, так как крестьяне тащили с монастыря все, что можно» (ГАРО. Ф. Р-1033. Оп. 4. Стол 3. Д. 8. Св. 3. Л. 12-19). В янв. 1918 г. Д. м. был разграблен: имущество, включая церковную утварь, иконы, книги, инвентарь, денежные средства, скот, вывезено в с. Барятино и поделено между участниками грабежа, отобрана почти вся земля (от 1300 дес. осталось под посевами 25). Часть построек была снесена, разрушен монастырский хутор. При этом, по словам настоятельницы, «крестьяне дошли до неистовства, подобно татарской орде, избивали до полусмерти сестер» (ГАРО. Ф. Р-1033. Оп. 4. Д. 8. Св. 3. Л. 1-1 об., 14).

В марте 1919 г. постановлением Рязанского губисполкома в Д. м. был организован санаторий для туберкулезных больных, сестры проживали в 2 корпусах. К маю 1920 г. Д. м. был закрыт. В 1925 г. в зданиях обители находилась Барятинская коммуна. К нач. 30-х гг. XX в. в коммуне было ок. 100 га пахотной земли, до 300 свиней, до 50 коров, более 500 овец, 50 лошадей; имелось 2 трактора «Фордзон» с комплектом плугов и сеялок. В 1930-1931 гг. большинство зданий и ограда были сломаны, 200 тыс. шт. кирпича увезено в Воронеж. 77-летняя игум. София подвергалась репрессиям и была вынуждена уехать в Москву. В 1933 г. коммуну расформировали, совхоз «Барятинский» вскоре был упразднен, территория мон-ря пребывала в запустении. В 2005 г. рухнула колокольня. По состоянию на 2007 г. сохранились настоятельский корпус с 2 башнями, кирпичный одноэтажный дом, 2 деревянных келейных корпуса на каменных фундаментах, 2 кирпичных амбара; восстановление Д. м. не планировалось.

Арх.: ГА Липецкой обл. Ф. Р-1569. Оп. 1. Д. 4; Д. 21; ГАРО. Ф. 5. Оп. 2. Д. 2398; Ф. 1033. Оп. 1. Д. 657а; Оп. 4. Стол 3. Д. 8.

Ю. Клоков, А. А. Найдёнов