- (1907 70) российский антрополог, археолог и скульптор, доктор исторических наук. Работы по восстановлению (на основе скелетных остатков) внешнего облика ископаемых людей и ряда исторических личностей (Иван Грозный, Улугбек, Ушаков и др.).… … Большой Энциклопедический словарь

    Советский антрополог скульптор и археолог, доктор исторических наук (1956), заведующий лабораторией пластической реконструкции института этнографии АН СССР (1950≈70). Известен работами в области… … Большая советская энциклопедия

    - (1907 1970), антрополог, археолог и скульптор, доктор исторических наук. Работы по восстановлению на основе скелетных остатков внешнего облика ископаемых людей и ряда исторических личностей (Иван IV Грозный, Улугбек, Ф. Ф. Ушаков и др.).… … Энциклопедический словарь

    Род. 2 (15) сентября 1907 г., в Санкт Петербурге, в семье врача, ум. 21 июля 1970 г., в Москве. Скульптор антрополог и археолог, создатель метода пластической портретной реконструкции, выученик иркутской школы палеоэтнологии. Создатель методики… … Большая биографическая энциклопедия

    - … Википедия

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Герасимов. В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Герасимов, Михаил. Герасимов Михаил Михайлович Дата рождения: 8 августа 1936(1936 08 08) (76 лет) … Википедия

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Герасимов. Герасимов, Михаил Кузьмич (1920 1993) полный кавалер ордена Славы. Герасимов, Михаил Михайлович (1907 1970) антрополог, археолог и скульптор. Герасимов, Михаил… … Википедия

Россия (СССР)

Русский антрополог, археолог и скульптор, автор методики восстановления внешнего облика человека на основе его скелетных остатков.

С 13 лет работал в анатомическом музее при медицинском факультете Иркутского университета. В 18 лет он опубликовал свою первую научную статью о раскопках палеолитической стоянки под нынешним Иркутском.

Выполнил скульптурные портреты-реконструкции более 200 исторических личностей: Ярослава Мудрого , Ивана Грозного , Тамерлана , Улугбека, адмирала Ф.Ф. Ушакова, Фридриха Шиллера и других, в также древних людей и их предков: австралопитека , питекантропа , синантропа, неандертальца , кроманьонца.

«В 1931-1932 годах учился в Ленинграде в Государственной академии материальной культуры, в 1937 году заведовал реставрационной мастерской Эрмитажа. А начинал археологом в Иркутском краеведческом музее. Ну, конечно, участвовал в раскопках, исследовал древние погребения. Тогда-то, видимо, и зародилась мысль о реконструкции облика по черепу, ведь Михаил Михайлович хорошо знал, что ещё в прошлом веке Жорж Кювье показал, как много могут сказать наблюдательному учёному костные останки вымерших животных.
Как и его предшественники в этой области, Герасимов начал с накопления фактического материала, начал не с человека, а с животных - диплодока и птеродактиля, с саблезубого тигра, мастодонта, мамонта. Потом - голова шимпанзе, первая его работа по обезьянам, она экспонирована в Myзее антропологии и этнографии в Петербурге. Он доказал, что существует определённая корреляция между костной частью черепа и мягкими тканями. На основе этого можно было воссоздавать мышечные ткани по черепу; так Волькер когда-то создал профиль Рафаэля по его черепу, и был решён вопрос о подлинности захоронения великого художника эпохи Высокого Возрождения. Нет в мире двух одинаковых черепов, как нет и двух одинаковых лиц. Одна из первых контрольных работ Герасимова производилась в Ленинграде, в Музее этнографии Миклухо-Маклая : ему дали череп, чей, не сказали, и он по своей методике создал портрет.
Позже выяснилось, что существует, оказывается, прижизненная фотография этого человека - папуаса, которого Миклухо-Маклай в своё время вывез в Россию; папуас заболел и умер в Петербурге, а его фотографическое изображение сохранилось. Дав Герасимову череп папуаса, скептики хотели показать несовершенство его методики. Они были уверены, что получат скульптуру европейца, но получили - папуаса. Так была сделана одна из проверок искусства Герасимова». […]
Процесс восстановления невероятен по кропотливости. Ну вот хотя бы одна деталь: глазные впадины и грушевидное отверстие на месте носа. А кто знает, какой тут был нос? Ведь носовые косточки кончаются высоко, потом идёт хрящ. Казалось бы, можно вообразить любой нос: и вздёрнутый, и крючковатый - какой угодно. Путём огромного количества опытов Герасимов установил, что если через последнюю треть носовых косточек провести касательную линию, а от подносового шипа тоже провести прямую линию, как бы его продолжающую, то точка пересечения во всех ста процентах обозначит кончик носа. А форма носа, его ширина зависят от ширины грушевидного отверстия... Самое сложное, признавался Герасимов, для него - это ухо. Ухо, как он говорил, он так до конца и не освоил».

Новости

    С 20 января 2019 года начинается VII-й сезон воскресных online-лекций И.Л. Викентьева
    в 19:59 (мск) о творчестве, креативе и новым разработкам по ТРИЗ. По многочисленным просьбам иногородних Читателей портала сайт, с осени-2014 еженедельно идёт Internet-трансляция бесплатных лекций И.Л. Викентьева о Т ворческих личностях / коллективах и современных методиках креатива. Параметры online-лекций:

    1) В основе лекций - крупнейшая в Европе база данных по технологиям творчества, содержащая уже более 58 000 материалов;

    2) Данная база данных собиралась в течение 40 лет и легла в основу портала сайт;

    3) Для пополнения базы данных портала сайт, И.Л. Викентьев ежедневно прорабатывает 5-7 кг (килограммов) научных книг;

    4) Примерно 30-40% времени online-лекций будут составлять ответы на вопросы, заданные Слушателями при регистрации;

    5) Материал лекций НЕ содержит каких-либо мистических и/или религиозных подходов, попыток что-то продать Слушателям и т.п. ерунды.

    6) С частью видеозаписей online-лекций можно ознакомиться на

Михаил Михайлович Герасимов

Ярослав Мудрый.
Софийский собор Киева, близ княжеского саркофага.

Герасимов Михаил Михайлович (р. 15.IX.1907) - советский антрополог, скульптор и археолог. Заведующий лабораторией пластической реконструкции Института этнографии АН СССР, доктор исторических наук. Известен своими работами в области восстановления лица человека по черепу. На основе разработанного им метода создал реконструкции многих представителей древнейших (питекантроп, синантроп) и древних людей, а также портреты ряда исторических деятелей: Ярослава Мудрого , Андрея Боголюбского , Тимура , Улугбека , Рудаки и др. Герасимову принадлежит открытие и исследование верхнепалеолитической стоянки Мальта.

М. Г. Левин. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. - М.: Советская энциклопедия. 1973-1982. Том 4. ГААГА - ДВИН. 1963.

Андрей Боголюбский.
Реконструкция антрополога М.М. Герасимова по реальному черепу из захоронения.
Киевский исторический музей. Зал "Киевская Русь".

Герасимов Михаил Михайлович (1907-1970). Антрополог, археолог, скульптор. Доктор исторических наук (1956). Разработал метод по восстановлению (на основе скелетных остатков) внешнего облика ископаемых людей. С помощью своего метода воссоздал портреты ряда исторических личностей (Ивана Грозного, Улугбека, Ушакова и др.). Лауреат Сталинской премии (1950).

В июне 1941 г. в Самарканд приехала научная экспедиция, возглавляемая археологом М.М. Герасимовым, для изучения памятника среднеазиатского зодчества, возведенного в начале XV в., мавзолея «Гур-Эмир», где был похоронен Тамерлан .1) Местные жители, подстрекаемые к тому же муллами, пытались остановить раскопки. Но атеист Герасимов продолжал работу, и вскоре археологи добрались до гробницы. 20 июня 1941 г. «Ленинградская правда» сообщила, что подняли нефритовую крышку гроба. Народная легенда, дошедшая до наших дней, приписывает этому камню причину жестоких войн...» - писал корреспондент. Такое фантастическое поверье, что от перемещения камня в мире начнется война, развеселило многих читателей.

Игорь Бунич считает, что истинной целью экспедиции Герасимова был поиск сокровищ. «Поставленная Сталиным задача концентрации всего золота, платины и драгоценных камней в руках государства продолжала энергично выполняться. Если в самой России и на Украине к середине 30-х годов были уже перепаханы все кладбища и вскрыты практически все могилы в надежде найти золотые часы или вставную челюсть, то на территориях среднеазиатских республик подобные мероприятия до поры до времени не проводились. Осквернение могил и мавзолеев, по законам ислама, является одним из самых страшных преступлений. А поскольку освободительная война в Средней Азии, вспыхнувшая еще в 20-х годах, бушевала не утихая и была подавлена только к 1939 г., получив романтическое название "борьбы с басмачеством", то у самого Сталина и его сатрапов на местах все-таки хватило ума не давать лишнего повода для раздражения местного населения. Но наступил черед и среднеазиатских святынь. Особенно привлекал алчные взоры номенклатуры величественный мавзолей Тамерлана в Самарканде. По легендам, подтвержденным архивными документами, великий азиатский завоеватель в своих походах награбил сказочные, несметные сокровища, большую часть которых приказал положить с собой в гробницу. В мае 1941 г. большая команда московского НКВД, сопровождаемая экспертами ленинградского Эрмитажа, выехала в Самарканд для вскрытия гробницы. Хранитель мемориала восьмидесятилетний Масуд Алаев, придя в ужас, показал приезжим предостерегающую надпись, выбитую на гробнице в год смерти Тамерлана. Надпись предупреждала, что тот, кто осмелится потревожить покой усопшего властелина и вскрыть гробницу, выпустит на свою страну страшных демонов опустошительной войны. На всякий случай, чтобы перестраховаться, об этом доложили в Москву. Оттуда пришел приказ: Алаева арестовать за распространение ложных и панических слухов, гробницу вскрыть незамедлительно. 19 июня 1941 г. огромная плита из зеленого нефрита, закрывающая саркофаг Тамерлана, была поднята. Сообщение ТАСС об этом событии накануне войны перепечатали многие газеты. Если это и совпадение, то весьма странное» (Бунич И. Золото партии. СПб., 1992. С. 132 ).

Добавим, что расчеты Сталина и чекистов на обретение сокровищ имели под собой вполне научную основу. «Магнитные наблюдения 1925 года над могилой Тимура - писал известный археолог М.Е. Массон, - подтвердили наличие в ней парамагнитного тела, вероятно, остатков гроба, а, может быть, и других предметов» (Березиков Е. Магический камень Тимура // Звезда Востока. 1990. № 4 ).

Что же касается М. Герасимова, то по извлеченному из захоронения черепу Тамерлана он воспроизвел предполагаемый облик грозного правителя. А останки Тамерлана были возвращены в гробницу. Тяжелая надгробная плита вновь заняла свое место.

Примечания

1) Тамерлан (Тимурленг, Тимур) (1336-1405) - среднеазиатский эмир, полководец. Совершил свыше 20 крупных походов и создал огромное государство. Его походы сопровождались разрушениями и неимоверной жестокостью.

Использованы материалы кн.: Торчинов В.А., Леонтюк А.М. Вокруг Сталина. Историко-биографический справочник. Санкт-Петербург, 2000.

Далее читайте:

Историки (биографический справочник).

Сочинения:

Мальта - палеолитическая стоянка, Иркутск, 1931;

Раскопки палеолитич. стоянки в с. Мальте, в кн.: Палеолит СССР, М.-Л., 1935;

Основы восстановления лица по черепу, М., 1949;

Восстановление лица по черепу, М., 1955;

Опыт воспроизведения документального портрета по скелету из Панджруда, (Душанбе), 1958.

Как практическое предсказание знаменитого антрополога подтвердилось летописными данными, чем женские черепа отличаются от мужских и как под руками профессионала Шиллер стал как живой, читайте в рубрике «История науки».

Жизнь Михаила Герасимова началась, по сути, спустя год после его рождения. Его отец, врач по специальности, следуя не столько моде, охватившей тогда многих жителей северной столицы, сколько собственным убеждениям, отправился с семьей в Сибирь и обосновался в Иркутске. Был там врачом с большой буквы, вдобавок большим поклонником наук, особенно тех, что касались древностей. И в девятилетнем возрасте Миша, уже начитавшийся отцовских книг по истории, впервые поучаствовал в археологических раскопках. Дело в том, что тогда под Иркутском была обнаружена стоянка древнего человека. С того времени юноша решил, что пойдет в археологи.

Пошел. И даже стал - археологом при городском краеведческом музее. Но это не стало увлечением всей жизни Герасимова. То ли тогда, то ли позже, в Ленинграде, где он заканчивал обучение в Государственной академии материальной культуры в 1931-1932 годах, его захватила главная идея жизни – восстанавливать лицо человека по его черепу.

Академик Борис Раушенбах, современник и близкий знакомый Герасимова, рассказывая о нем, заметил однажды: «Бог не дает человеку только один талант, он или сразу дает много, или не дает ничего». Спектр талантов нашего героя, который показал себя и прекрасным археологом, и замечательным скульптором, несомненно, был весьма широким.

Сам он писал об этом: «Мысль о возможности восстановить облик древнего человека возникла у меня очень давно. Осуществление потребовало многих лет подготовки, так как мне пришлось самостоятельно разработать методику восстановления лица по черепу. Параллельно со своей археологической работой я изучал антропологический материал, препарировал головы, измеряя толщину мускульного покрова... Много времени прошло, прежде чем я рискнул предложить на суд антропологов свои работы».

После огромного количества опытов Герасимов обнаружил множество корреляций между костной основой головы и формами мягких тканей. Например, он мог по форме грушевидного отверстия на месте носа определить форму этого носа, что многим казалось попросту невозможным. Дело в том, что носовые косточки кончаются высоко, а затем их сменяет хрящ, который и определяет форму носа. Герасимов, однако, установил, что если через последнюю треть носовых косточек провести касательную линию, а от подносового шипа провести продолжающую его линию, то на их пересечении окажется кончик носа, причем с вероятностью в 100%.

Скульптор-антрополог Михаил Герасимов за работой

М. Харлампиева/ТАСС

Ему не верили. Чтобы проверить его заявления, Герасимова попросили восстановить лицо по черепу, хранившемуся в музее этнографии Миклухо-Маклая. Это был череп папуаса, которого знаменитый путешественник привез в Санкт-Петербург, где тот заболел и умер. Скептики были уверены, что Герасимов вылепит им лицо европейца. Но нет – он предоставил им лицо именно папуаса, причем не какого-нибудь обобщенного папуаса, а того самого, которого когда-то привез с собой Миклухо-Маклай. Это подтвердило и сравнение получившейся реконструкции с оставшимся в архивах фотографическим портретом этого папуаса.

Довольно часто, восстанавливая портреты умерших людей по их черепам, Герасимов находил в них черты, давно забытые, черты, которые впоследствии удавалось тем или иным способом подтвердить. Он восстанавливал лица таких исторических деятелей, как Ярослав Мудрый, Тамерлан, Иван Грозный, князь Андрей Боголюбский, адмирал Ушаков и многих других.

Воссозданный Герасимовым облик Тамерлана

При восстановлении лица князя Боголюбского возник конфуз – то, что предъявил экспертам Герасимов, восстановив по черепу лицо князя, показалось невозможным – Андрей Боголюбский оказался монголоидом! Недоброжелатели возмущались: не может быть, говорили они, у сына Юрия Долгорукого такого лица! Герасимов же возражал своей излюбленной фразой: «Вот за это я отвечаю!». И, как всегда, он и здесь оказался прав. Позже в документах нашли запись о том, что матерью Боголюбского была дочь половецкого хана.

Бюст князя Андрея Боголюбского

Михаил Герасимов/Wikimedia Commons

Подобные истории с плодами трудов Герасимова случались довольно часто – как с восстановленными им обликами исторических личностей, так и с теми работами, которые он часто делал по просьбам криминалистов. Перечисляя их, можно было бы, наверное, написать огромный и весьма увлекательный том.

Примечательно, что всю жизнь он провел в своей лаборатории Института этнографии Академии наук СССР, лишь один раз покинув ее ради поездки в Германию. Там по просьбе немецких коллег он должен был выбрать из трех черепов тот, что принадлежал Шиллеру и воссоздать по этому черепу портрет поэта. Один череп Герасимов забраковал сразу, заявив, что это череп женщины. На вопрос, как это он может с одного взгляда определить пол хозяина черепа, Герасимов ответил: «Женские черепа всегда красивее».

(1970-07-21 ) (62 года) Место смерти: Страна:

СССР СССР

Научная сфера: Место работы: Альма-матер : Научный руководитель:

лаборатория пластической реконструкции

Известен как: Награды и премии:

Михаи́л Миха́йлович Гера́симов (2 (15) сентября , Санкт-Петербург , Российская империя - 21 июля , Москва , РСФСР , СССР) - советский антрополог , археолог и скульптор , доктор исторических наук (). Автор методики восстановления внешнего облика человека на основе скелетных остатков - так называемого «метода Герасимова».

Биография

В 1928 году, будучи сотрудником краеведческого музея, Герасимов прибыл в деревню Мальта (Иркутской области), где незадолго до этого местным жителем был обнаружен бивень мамонта . Его исследовательская работа привела к открытию всемирно известной палеолитической стоянки Мальта .

«Мысль о возможности восстановить облик древнего человека возникла у меня очень давно. Осуществление потребовало многих лет подготовки, так как мне пришлось самостоятельно разработать методику восстановления лица по черепу. Параллельно со своей археологической работой я изучал антропологический материал, препарировал головы, измеряя толщину мускульного покрова… Много времени прошло, прежде чем я рискнул предложить на суд антропологов свои работы»

Достижения

  • Создал свыше 200 скульптурных портретов-реконструкции исторических личностей. В том числе: Тамерлан , Иван IV Грозный , Улугбек , Ф. Ф. Ушаков , Ярослав Владимирович Мудрый , Андрей Юрьевич Боголюбский и другие.
  • Открыл и исследовал верхнепалеолитическую стоянку Мальта́ .
  • В 1931 - 1936 годах и в 1959 году исследовал Фофановский могильник у села Фофаново в Кабанском районе Бурятии .
  • Восстановил облик позднего неандертальца из грота Ла-Шапель-о-Сен во Франции и кроманьонцев со стоянки Сунгирь недалеко от Владимира .

Основные работы

  • Раскопки палеолитической стоянки в селе Мальте // Палеолит СССР. - М. - Л., 1935.
  • Восстановление лица по черепу. - М., 1955.
  • Палеолитическая стоянка Мальта (раскопки 1956-1957 гг.) // Советская этнография . - 1958.
  • Люди каменного века. - М., 1964.
  • Флоренсов В. А., Флоренсов Н. А., Медведев Г. И. Непроторенным путём: Жизнь и творчество М. М. Герасимова. - Иркутск, 1979.
  • Герасимова М. М., Медведев Г. И. Жизнь и деятельность Михаила Михайловича Герасимова // Вестник антропологии. - 1998. - № 5.

См. также

  • Лебединская, Галина Вячеславовна - ученик
  • Дебец, Георгий Францевич - ученик
  • Никитин, Сергей Алексеевич - современный эксперт-криминалист, работающий по тому же методу

Напишите отзыв о статье "Герасимов, Михаил Михайлович"

Примечания

Ссылки

  • , на сайте Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого РАН
  • // Mould’s Medical Anecdotes: Omnibus Edition. - New York, 1996. - P. 155-160.
  • Kobyliansky E., Pestryakov A., Veselovskaya E. // International Journal of Anthropology. - Vol. 28. № 2-3. - P. 95-119.

Отрывок, характеризующий Герасимов, Михаил Михайлович

– Это Машины божьи люди, – сказал князь Андрей. – Они приняли нас за отца. А это единственно, в чем она не повинуется ему: он велит гонять этих странников, а она принимает их.
– Да что такое божьи люди? – спросил Пьер.
Князь Андрей не успел отвечать ему. Слуги вышли навстречу, и он расспрашивал о том, где был старый князь и скоро ли ждут его.
Старый князь был еще в городе, и его ждали каждую минуту.
Князь Андрей провел Пьера на свою половину, всегда в полной исправности ожидавшую его в доме его отца, и сам пошел в детскую.
– Пойдем к сестре, – сказал князь Андрей, возвратившись к Пьеру; – я еще не видал ее, она теперь прячется и сидит с своими божьими людьми. Поделом ей, она сконфузится, а ты увидишь божьих людей. C"est curieux, ma parole. [Это любопытно, честное слово.]
– Qu"est ce que c"est que [Что такое] божьи люди? – спросил Пьер
– А вот увидишь.
Княжна Марья действительно сконфузилась и покраснела пятнами, когда вошли к ней. В ее уютной комнате с лампадами перед киотами, на диване, за самоваром сидел рядом с ней молодой мальчик с длинным носом и длинными волосами, и в монашеской рясе.
На кресле, подле, сидела сморщенная, худая старушка с кротким выражением детского лица.
– Andre, pourquoi ne pas m"avoir prevenu? [Андрей, почему не предупредили меня?] – сказала она с кротким упреком, становясь перед своими странниками, как наседка перед цыплятами.
– Charmee de vous voir. Je suis tres contente de vous voir, [Очень рада вас видеть. Я так довольна, что вижу вас,] – сказала она Пьеру, в то время, как он целовал ее руку. Она знала его ребенком, и теперь дружба его с Андреем, его несчастие с женой, а главное, его доброе, простое лицо расположили ее к нему. Она смотрела на него своими прекрасными, лучистыми глазами и, казалось, говорила: «я вас очень люблю, но пожалуйста не смейтесь над моими ». Обменявшись первыми фразами приветствия, они сели.
– А, и Иванушка тут, – сказал князь Андрей, указывая улыбкой на молодого странника.
– Andre! – умоляюще сказала княжна Марья.
– Il faut que vous sachiez que c"est une femme, [Знай, что это женщина,] – сказал Андрей Пьеру.
– Andre, au nom de Dieu! [Андрей, ради Бога!] – повторила княжна Марья.
Видно было, что насмешливое отношение князя Андрея к странникам и бесполезное заступничество за них княжны Марьи были привычные, установившиеся между ними отношения.
– Mais, ma bonne amie, – сказал князь Андрей, – vous devriez au contraire m"etre reconaissante de ce que j"explique a Pierre votre intimite avec ce jeune homme… [Но, мой друг, ты должна бы быть мне благодарна, что я объясняю Пьеру твою близость к этому молодому человеку.]
– Vraiment? [Правда?] – сказал Пьер любопытно и серьезно (за что особенно ему благодарна была княжна Марья) вглядываясь через очки в лицо Иванушки, который, поняв, что речь шла о нем, хитрыми глазами оглядывал всех.
Княжна Марья совершенно напрасно смутилась за своих. Они нисколько не робели. Старушка, опустив глаза, но искоса поглядывая на вошедших, опрокинув чашку вверх дном на блюдечко и положив подле обкусанный кусочек сахара, спокойно и неподвижно сидела на своем кресле, ожидая, чтобы ей предложили еще чаю. Иванушка, попивая из блюдечка, исподлобья лукавыми, женскими глазами смотрел на молодых людей.
– Где, в Киеве была? – спросил старуху князь Андрей.
– Была, отец, – отвечала словоохотливо старуха, – на самое Рожество удостоилась у угодников сообщиться святых, небесных тайн. А теперь из Колязина, отец, благодать великая открылась…
– Что ж, Иванушка с тобой?
– Я сам по себе иду, кормилец, – стараясь говорить басом, сказал Иванушка. – Только в Юхнове с Пелагеюшкой сошлись…
Пелагеюшка перебила своего товарища; ей видно хотелось рассказать то, что она видела.
– В Колязине, отец, великая благодать открылась.
– Что ж, мощи новые? – спросил князь Андрей.
– Полно, Андрей, – сказала княжна Марья. – Не рассказывай, Пелагеюшка.
– Ни… что ты, мать, отчего не рассказывать? Я его люблю. Он добрый, Богом взысканный, он мне, благодетель, рублей дал, я помню. Как была я в Киеве и говорит мне Кирюша юродивый – истинно Божий человек, зиму и лето босой ходит. Что ходишь, говорит, не по своему месту, в Колязин иди, там икона чудотворная, матушка пресвятая Богородица открылась. Я с тех слов простилась с угодниками и пошла…
Все молчали, одна странница говорила мерным голосом, втягивая в себя воздух.
– Пришла, отец мой, мне народ и говорит: благодать великая открылась, у матушки пресвятой Богородицы миро из щечки каплет…
– Ну хорошо, хорошо, после расскажешь, – краснея сказала княжна Марья.
– Позвольте у нее спросить, – сказал Пьер. – Ты сама видела? – спросил он.
– Как же, отец, сама удостоилась. Сияние такое на лике то, как свет небесный, а из щечки у матушки так и каплет, так и каплет…
– Да ведь это обман, – наивно сказал Пьер, внимательно слушавший странницу.
– Ах, отец, что говоришь! – с ужасом сказала Пелагеюшка, за защитой обращаясь к княжне Марье.
– Это обманывают народ, – повторил он.
– Господи Иисусе Христе! – крестясь сказала странница. – Ох, не говори, отец. Так то один анарал не верил, сказал: «монахи обманывают», да как сказал, так и ослеп. И приснилось ему, что приходит к нему матушка Печерская и говорит: «уверуй мне, я тебя исцелю». Вот и стал проситься: повези да повези меня к ней. Это я тебе истинную правду говорю, сама видела. Привезли его слепого прямо к ней, подошел, упал, говорит: «исцели! отдам тебе, говорит, в чем царь жаловал». Сама видела, отец, звезда в ней так и вделана. Что ж, – прозрел! Грех говорить так. Бог накажет, – поучительно обратилась она к Пьеру.
– Как же звезда то в образе очутилась? – спросил Пьер.
– В генералы и матушку произвели? – сказал князь Aндрей улыбаясь.
Пелагеюшка вдруг побледнела и всплеснула руками.
– Отец, отец, грех тебе, у тебя сын! – заговорила она, из бледности вдруг переходя в яркую краску.