Удивительная штука - детские воспоминания о прочитанном... На этом построен, кстати, спектакль "По По": Гришковец пересказал рассказы По, которые читал в детстве, Цекало (он их якобы вообще не читал), и они на сцене что-то там по мотивам рассказывали-показывали. Было интересно угадывать! Оказалось, что я прочла у По (тоже в детстве)лишь рассказы о кладах и кое-каких убийствах, потому половину не опознала. Но вернёмся к сказкам. Каким-то чудесным образом из сборника сказок финно-угорских народов я запомнила только коми сказки (их всего две), к тому же они причудливо перемешались в моей голове. На самом деле Яг-морта не Пера-богатырь приструнил, а какой-то безымянный коми удалец. А Пера-богатырь был таким обидчивым! Но тем не менее спас русскую землю от орды. Особенно меня поразило, что в сказке поднимается вопрос, как и чем накормить богатыря: коми парень ест в больших количествах варёный мох. А русских богатырей, наверное, легче убить, чем прокормить:)
Если интересно - сами почитайте. Вот этим я и занималась в первый рабочий, хоть и воскресный, день трудового 2009 года.


Лесной человек Яг-морт

Было у одного охотника три сына.
Вот пошел как-то отец с сыновьями на охоту – белок и рябчиков бить.
Живут они в лесу месяц, живут другой, живут третий.
Хорошая охота выдалась, много зверя промыслили. Одна беда – не стало у них огня.
А мороз крепкий, сварить мясо не на чем, спать холодно.
– Давайте жребий кидать, – говорит отец сыновьям. – Кому выпадет, тот и пойдёт домой за огнём.
Младший сын говорит:
– Погодите жребий кидать. Влезу я на самую большую ель, посмотрю: нет ли поблизости жилья. Если нигде нет, тогда надо домой идти.
Похвалил отец младшего:
– Ты толковый, – говорит, – хорошо придумал.
Полез младший сын на самую высокую ёлку, смотрит вправо-влево, смотрит вперёд-назад и видит: далеко в лесу, словно волчий глаз, светиться огонёк.
Слез он с дерева и говорит братьям:
– Вон там-то и там-то огонь светится, верно, жильё есть.
Обрадовались братья, тоже на ель полезли. Правда, светится вдалеке огонёк.
Спустились они на землю и стали спорить, кому первому за огнём идти.
Отец говорит:
– Пусть старший идёт, он самый сильный, он скорее всех огонь принесёт.
Хорошо. Взял старший ружьё и пошёл.
Вдруг видит: лежит на дороге чугунный горшок.

– За огнём.
– Вернись лучше, не ходи, – говорит горшок. ¬ – Обожжёт тебя огонь.
– Не обожжёт, – говорит старший охотников сын.
И пошёл дальше.
Попадается ему на дороге берестяной шердын.

– За огнём.
– Вернись, не ходи, – говорит шердын. ¬ – Обожжёт тебя огонь.
– А может, и не обожжёт, – говорит парень.
И дальше пошёл.
Лежит на дороге толчея.

– За огнём.
– Не ходи, вернись, – говорит толчея. ¬ – Обожжёт тебя огонь.
– Не обожжёт, уберегусь, – говорит парень.
И опять пошёл дальше.
Лежат на дороге грабли.

– За огнём.
– Не ходи лучше, вернись, – говорят грабли. ¬ – Обожжёт тебя огонь.
– Не обожжёт, цел буду, – говорит парень.
И опять пошёл дальше.
Шёл, шёл, видит, стоит избушка. Дверь открыта. В каменке огонь едва-едва теплится. А хозяина нет.
Начал старший охотников сын дрова подбрасывать, огонь раздувать.
И вдруг над самым его ухом проговорил кто-то хриплым голосом:
– Ты что здесь делаешь?
Вскочил парень, смотрит: перед ним старик стоит – борода до полу, зубы словно колья торчат, руки точно крючья висят. Ну прямо леший! А это он самый и был – лесной человек Яг-морт.
– Тебе что здесь надо? – спрашивает лесной человек Яг-морт. – Ты зачем мой огонь трогаешь?
– Хочу себе взять! – говорит парень.
– А тебе горшок на дороге попался? – спрашивает лесной человек Яг-морт.
– Попался.
– А шердын попался?
– Попался.
– А толчея попалась?
– И толчея попалась.
– А грабли попались?
– И грабли попались.
– А что они тебе говорили?
– Говорили, чтобы вернулся.
– А ты почему их не послушался? Знаешь, что это за горшок? – спрашивает Яг-морт, а сам зубами скрипит.
– Горшок как горшок, чтобы мясо варить, – отвечает парень.
– Вот и врёшь, – говорит лесной человек Яг-морт. – А что за шердын, знаешь?
– Простой шердын, – отвечает парень, чтобы муку просеивать.
– Вот и врёшь, – говорит лесной человек Яг-морт. – А что за толчея, знаешь?
– Как не знать! Толчея и есть толчея – зерно толочь, – отвечает парень.
– Вот и врёшь, – говорит лесной человек Яг-морт. – А что за грабли, знаешь?
– Чего тут не знать! Эка невидаль – грабли!
– Ничего-то ты не знаешь, – говорит ему лесной человек Яг-морт. – Ну, за это я тебя сейчас проучу хорошенько.
Схватил его за волосы, пригнул к полу, зажал между ногами и вырезал у него из спины ремень шириной в ладонь.
Едва вырвался от лешего старший охотников сын, а уж как вырвался – бросился бежать без оглядки. Про головню и думать забыл.
Пришел к отцу и братьям едва живой.
– Огонь принёс? – спрашивает отец.
– Какой там огонь! Сам едва жив остался. Чуть не задушил меня леший.
А про спину молчит, только поёживается.
Рассердился отец, послал среднего сына за огнём.
Проходит день, и этот без огня возвращается, и у него из спины леший вырезал ремень.
Да про это молчит средний сын, только охает тихонько.
Смеётся младший брат над старшими.
– Ну что вы за охотники? – говорит. – Лесного человека испугались. Вы бы побили его, а потом и огонь бы унесли.
– Вот ты сам и сходи, – говорят братья. – И тебе достанется.
– Что ж, пойду, – говорит младший.
Взял ружьё, взял топор и отправился в путь.
Шёл, шёл, видит, лежит на дороге горшок.
– Ты куда идёшь? – спрашивает горшок.
– За огнём.
– Вернись лучше, не ходи, беду наживёшь, – говорит горшок.
– Не пугай, не боюсь! – и дальше пошёл.
Попадается ему на дороге шердын.
– Ты куда идёшь? – спрашивает шердын.
– За огнём.
– Вернись, не ходи, обожжёт тебя огонь, – говорит шердын.
– Был бы только огонь, а уж я с ним управлюсь, – отвечает младший охотников сын.
И дальше пошёл.
Попадается ему на дороге толчея.
– Ты куда идёшь? – спрашивает толчея.
– За огнём.
– Не ходи, вернись, а то худо будет, – говорит толчея.
– Без огня ещё хуже, – говорит младший охотников сын.
И дальше пошёл.
Попадаются ему на дороге грабли.
– Ты куда идёшь? – спрашивают грабли.
– За огнём.
– Вернись, не ходи, жалеть будешь, – говорят грабли.
– Вот возьму огонь и вернусь, – отвечал младший охотников сын.
И опять дальше пошёл.
Дошёл до избушки, входит, а там сам лесной человек Яг-морт лежит. Голова в одном углу, ноги в другом.
– Живёшь-поживаешь, добрый человек, – говорит младший охотников сын. – Не пустишь ли меня ночевать?
– Что ж, ночуй. Только не взять тебе того, за чем пришёл. Ты горшок на дороге видел?
– Видел, – говорит младший охотников сын. – И шердын видел, и толчею видел, и грабли видел – всё твоё добро.
– А что за горшок, знаешь? – спрашивает лесной человек Яг-морт. – Что за шердын, что за грабли, что за толчея, знаешь?
– Знаю, – отвечает младший охотников сын. – Горшок – твоя голова, шердын – твоё тулово, грабли – твои руки, толчея – твои ноги. Если не пустишь меня ночевать, разобью я твою голову, изломаю руки-ноги, разрублю на куски тулово.
– Ну, вижу я, что ты больно умный, – говорит лесной человек. – Полезай на печку да рассказывай мне сказки. Да такие, чтобы было в них всё небывалое, а бывалое скажешь – волосы выдеру.
– Ладно, слушай, – говорит младший охотников сын. – Только если перебьёшь меня, тогда уж я у тебя волосы выдеру.
– И то ладно, – говорит лесной человек Яг-морт.
Залез младший охотников сын на печку, стал рассказывать:
– Полетел я как-то на небо, три года летел, наконец долетел. А на небе все люди вверх ногами ходят. «Почему же это вы вверх ногами ходите? – спрашиваю у них. А они мне говорят: «Потому вверх ногами ходим, что нечем сапоги шить, щетины у нас нет». А я им говорю: «Давайте я вам без щетины сапоги сошью. У леших волосы ещё лучше щетины». Вот потому я и пришёл к тебе – волосы у тебя повырывать.
Услышал это лесной человек Яг-морт и обеими руками за голову схватился.
– Не дам волосы рвать! – кричит.
– Дашь не дашь, а раз слово сказал, вырву, – говорит младший охотников сын. – Такой уж нас был уговор.
Запустил руку лешему в волосы, и сколько рука захватила, столько и вырвал.
Леший так и съёжился весь. А младший охотников сын опять рассказывает:
– Сшил я всем сапоги и пошёл гулять по небу. Вижу – мужик на гумне овёс лопатой веет. А из-под овса мякины летит видимо-невидимо. Наловил я этой макины, свил верёвку и стал той верёвкой всех ледяных ловить. Выловил ледяных, а водяные за ними сами идут. Гляди, вот уже к дому подошли!
Вскочил леший – и к дверям.
– Зачем обманываешь? – говорит. – Никого тут нет!
– А как же мне не обманывать, когда сам ты велел, – говорит младший охотников сын. И опять руку в волосы ему запустил да и выдернул целую копну волос.
Совсем притих лесной человек Яг-морт, сидит, голову потирает.
А младший охотников сын опять рассказывает:
– Пошёл я как-то на охоту. Дошёл до озера, стою и думаю: как бы мне на другой берег переправиться? Вдруг вижу: сидят на дереве мухи, много мух. Я их всех переловил, ниточкой связал и сам за конец ниточки ухватился. Мухи полетели и меня подняли. До середины озера донесли, а тут как раз нитка и оборвалась. Упал я в озеро, вот-вот утону. А на озере утки сидели. Поймал я одну за ногу, ну она меня к берегу и подтащила. Вот стою я на берегу и не знаю, что делать. Огня нет – ни высохнуть мне, ни согреться. Вдруг смотрю: идёт медведь. Поднял я ружьё, чтобы выстрелить, а медведь и говорит: «Ты в меня не стреляй, лучше скажи, что тебе нужно». Опустил я ружьё и говорю: «Разводи огонь, замёрз я». А медведь отвечает мне: «Как же я огонь разведу? Мне нечем. Коли хочешь, садись ко мне на спину, я тебя отнесу туда, где огонь есть». Сел я на медведя, и понёс он меня по лесам, по болотам, через реки, через озёра и к тебе принёс. А ты огня не даёшь.
– Эй, Мишка! – крикнул тут в окно младший охотников сын. – Иди в избу, задуши этого лешего!
Так и задрожал со страху лесной человек Яг-морт.
– Что ты хочешь, – говорит, – бери, только уведи медведя.
– Нет, – говорит младший охотников сын, – пусть задушит тебя, чтобы не оставлял ты людей без огня. – И опять в окно кричит: – Мишка, иди сюда!
– Ой, не пускай медведя, – плачет леший, – всё тебе дам, только вели медведю уйти. На вот, бери огненный камень, бери железку. Ударишь железкой по камню, и будет тебе огонь. Возьми сумку с дробью, из неё сколько ни вынимай зарядов, всегда полная будет. Возьми ружьё самострельное. Всё бери, только оставь меня живым.
– Нет, – говорит младший охотников сын, – мне этого мало. Отдавай ремни, что ты у братьев из спины вырезал.
– Бери, – говорит леший, – и это бери.
И повёл младшего охотникова сына в свою кладовку. А там все стены увешаны ремнями из человеческой кожи.
– Зачем же ты ремни из человеческой кожи хранишь? – спрашивает младший охотников сын.
– А это, – говорит лесной человек Яг-морт, – я счёт веду вашим людям, тем,которых я напугал. А таких, что меня напугали, ещё не было, ты первый.
Спрятал младший охотников сын камень с железкой в карман, обменял своё простое ружьё на самострельное, надел через плечо сумку с дробью, спрятал за пазуху два кожаных ремня, а лесной человек Яг-морт ещё целебной травы ему даёт.
– Бери, бери, – говорит, – пригодится!
Распрощались они, и отправился младший охотников сын в обратный путь.
Встречают его братья и спрашивают:
– Где же твой огонь? Что-то не видно его!
– А он вот здесь у меня спрятан, – отвечает младший брат и вытаскивает свой камень.
Ударил по камню железкой, огонь сразу и вырвался.
Глазам своим н верят братья!
– А ну-ка дай и нам попробовать!
– Что ж, пробуйте, – говорит младший брат. – А мне подставляйте-ка ваши спины, я вам кожу залатаю!
И достаёт из-за пазухи два ремня.
Приложил один ремень к спине старшего брата, другой – к спине среднего брата, обвязал целебной травой, и сразу приросла кожа к их спинам.
– Смотрите ж, в другой раз умнее будьте! – говорит младший брат старшим.
Потом развели они большой огонь, нажарили мяса, наелись, напились, обогрелись, обсушились и с богатой добычей вернулись домой.
А лесной человек Яг-морт с тех пор так и остался безо всего – ни огня у него нет, ни ружья с сумкой. Ничего он сделать людям не может, только зря пугает.


Пера-богатырь
Возле Лупьинского лиственника, в Комму – Пермской стороне, жили-были в старину три брата: Антипа, Мизя и Пера.
Антипа ушёл на службу – воином стал, Мизя принялся землю пахать, а младший, Пера, молодой, неженатый, сделался охотником.
Наденет, бывало, лыжи длиной в три сажени, возьмёт острое копьё, лук да стрелы и уйдёт на лов…
Догонит он лося или оленя, поразит копьём и принесёт добычу домой.
Просторны были лесные угодья Перы, на сотни вёрст кругом он расставлял силки, но бегал так быстро, что все ловушки успевал осмотреть до обеда.
Бродит, бродит, бывало, день-деньской по дремучему лесу, а ночью наломает пихтовых веток, костёр разведёт и спит у огня.
Вот каков он, Пера-богатырь!
Раз в деревне Лупье стал мужик избу ставить. Устроил он помочь и позвал соседей брёвна возить. Вместе со всеми поехал в лес и Пера-богатырь.
Мужики повалили деревья, очистили их от сучьев и коры, принялись брёвна возить. Пера отобрал себе самые крупные. А лошадёнка-то у него была никудышная. Тужится, тужится, никак с места воз не сдвинет. Начали соседи перешёптываться:
– Вот так Пера! Сам богатырь, а лошадь – кляча.
Обиделся Пера. Выпряг лошадь, ухватился за оглобли и вытащил на дорогу воз.
Удивились соседи богатырской силе молодого Перы.
А хозяйка, как услыхала, что он на себе брёвна приволок, испугалась: чем теперь кормить Перу? Пожалуй, такой богатырь сразу съест все припасы!
Угадал Пера хозяйкины думы и говорит:
– Принеси из леса побольше зелёного мха, свари его да посоли, вот мне и ужин готов!
Сели помочане за стол. Всем хозяйка кашу подала, один Пера из большущего котла есть варёный мох. Ест да похваливает.
Засмеялся один из соседей, по имени Мелю-Мишка.
– У меня, – говорит, – в хлеву свинья и та к хлебу приучена. Принесёшь ей варёный мох – отворачивается.
А богатырь не любил, когда его вышучивали. Сам никого пальцем не трогал, а заденешь его – вспыхнет, как солома от огня.
Наутро вышел хозяин во двор, где вчера помочане брёвна свалили, а нет там ни одного бревна. И догадался он, что это Пера отомстил за обиду, полученную на пиру.
Знал хозяин, что у Мелю-Мишки был неподалёку поставлен сруб для новой избы. Пошёл туда. Глянул, а сруб полон брёвен. Стоят мужики, хозяин и Мелю-Мишка, затылки чешут, не знают, как тут быть. Подумали, подумали и отправились к Пере. А богатырь у себя дома за столом сидит, варёный мох есть да похваливает. Поклонились мужики ему в пояс, попросили прощения.
Расхохотался Пера так, что снег с крыши посыпался. Но не стал ломаться, пошёл к срубу, вытащил брёвна, приволок их во двор и положил на прежнее место. Вот каков был Пера-богатырь!
Однажды случилась беда. На русскую землю пошла войной орда степного хана. Не правдой – хитростью побеждала орда. У степного хана было большое-пребольшое железное колесо. В колесе сидел человек, вертелся, как белка, и гнал колесо. Оно катилось, давило людей, и никто не мог его остановить. А сверху ордынцы огнём горючим и стрелами осыпали всех, кто осмеливался преградить путь страшному колесу. Народ в ужасе бежал в леса.
Но вот дружинник Антипа пришёл к русскому князю и сказал:
– Есть у меня брат, Пера-богатырь, не позвать ли нам его на подмогу?
Обрадовался князь, закричал:
– Скачи на тройке за братом! Если он сломает железное колесо, я ему подарю половину своих владений.
Антипа с княжеским придворным поскакал на самой быстрой тройке к брату. Целую неделю ехал. Наконец добрался и рассказал Пере, какая беда приключилась. Богатырь в ответ:
– Что ж, надо добрым людям помочь!.. Скачи, братец, на тройке обратно в Комму, я тебя пеший догоню, за три дня туда на лыжах добегу!
– А если я на войну уйду, как без меня князь тебя узнает? – спрашивает Антипа.
Пера говорит:
– Где я стану жить, люди по лыжам узнают, лыжи возле дома поставлю, они у меня длинные, в стреху упрутся концами. А самого меня узнают по росту. Да ещё по рукавицам: не страшен мне мороз, мои рукавицы всегда за пояс заткнуты.
Уехал Антипа, а Пера ещё сутки дома прожил, потом побежал на лыжах в Комму.
В самую пору прибыл богатырь, уже к самому городу подкатывалось железное колесо. Вокруг искры сыплются. На оси колеса богатырского роста ордынец вертится. А колесо катится по полю, людей давит, огонь мечет… падают убитые, разбегаются живые…
Пера-богатырь навстречу колесу, как стрела, полетел. Лицо звериной шкурой повязал, чтобы не обжечься. Ухватился он за спицы и прыгнул на ось, напротив ордынца. Первым делом Пера недруга наземь скинул, потом колесо остановил, опрокинул его и разорвал на части.
Увидели ордынцы, что богатырь разломал колесо, испугались и ускакали обратно в свою степную сторону…
А в Комму началось ликование. Русский князь устроил в честь Перы-богатыря пир на весь мир. Три дня гуляли гости, а на четвёртый князь говорит:
– Проси, удалой молодец Пера, у меня, что хочешь: золото бери, куниц бери! Полцарства бери!
А Пера в ответ:
– А на что мне твои меха, я сам куниц ловлю, красным девушкам дарю. И золото мне ни к чему. В лесу без него живут. И полцарства мне не нужно. В лесу я сам царь, меня медведь и тот боится.
Задумался князи и говорит:
– Ишь ты какой! Я и не знал, что такие бывают. Откуда ты родом? Брата твоего я видел, а вот кто твоя мать, кто отец, кто сёстры?
– Отец мой – лесной костёр, моя мать – берёзовое изголовье, пихтовая постель, а вольная воля – моя сестра, и без них я жить не могу, – молвил Пера-богатырь.
Подивился князь таким словам и подарил богатырю шёлковую сеть, чтобы куниц ловить. А ещё подарил грамоту, зырянскими буквами написанную. И было там сказано, что Пера и его потомки могут навечно Лупьинским лиственником владеть.
Попрощался Пера с князем – и домой. Там сразу пошёл в лиственник новое владение смотреть и расставить шёлковую сеть. Да не знал богатырь, что попал он, как нарочно, туда, где сам Вэрса-леший охотился.
Леший тут как тут! Шапка, будто большущая еловая шишка, зелёную бороду ветер треплет.
Нахмурил брови Вэрса и спросил богатыря, как он посмел в его владениях охотиться.
– Это не твои, а мои угодья. Вот читай княжескую грамоту, – сказал Пера.
Не умел читать Вэрса.
– Мне эта грамота не указ, – говорит. – Давай лучше состязаться, на палке тягаться. Кто победит, тот и станет владеть угодьями: то ли наша лесная нечисть, то ли ты, Пера, со своими земляками.
Нашёл богатырь палку, привязал её крепким ремнём к берёзе. Концы ремня обернул вокруг ствола и завязал.
С одного края уцепился за палку Пера, с другой – Вэрса. Вэрса рванул палку, да так,что берёза затрещала.
– Что это трещит? – спрашивает леший.
– Твой хребет! – отвечает богатырь.
Испугался Вэрса, не захотел больше состязаться.
– Ладно, владей лиственником. И давай жить дружно!
Пера поверил лешему. Но Вэрса решил его погубить.
Свалил богатырь высокую сосну, зажёг нодью – негаснущий костёр, и улеглись они у костра спать, леший и Пера. Вэрса спрашивает Перу:
– А какой удар для тебя смертелен: удар меча или удар топора?
Зевнул Пера, отвечает, что не боится он ни меча, ни топора, боится только раскалённого копья с серебряным наконечником.
А копьё с серебряным наконечником как раз у лешего было. Он его под голову положил и захрапел.
Пера же потихоньку встал, вырвал из земли берёзу, притащил к костру, положил на своё место и плащом закрыл. А сам взял лук и стрелу, спрятался под ёлкой.
Среди ночи встал Вэрса, раскалил на костре своё копьё с серебряным наконечником, да как ударит в накрытый плащом берёзовый ствол. Копьё насквозь пробило берёзу.
– Ну и крепок был Пера! – сказал леший и ещё раза два стукнул копьём по берёзе.
– Да ещё как крепок! – отвечал Пера и пустил в лешего острую стрелу.
Бросился леший бежать, а богатырь – следом, осыпает его стрелами. До самого жилища преследовал лешего.
С той поры Пера, его земляки и потомки всегда охотились в Лупьинском лиственнике.
Вот каков был Пера-богатырь!
Женился он на сильной, высокой красавице. Жил сто двенадцать лет. Берёг грамоту и шёлковую сеть. А потомки Перы, Мизи и Антипы до сих пор живут на земле Коми. Все они славятся добрым сердцем и сильными руками.

Яг-Морт


Коми народная легенда

В седой древности, когда еще на берегах Печоры и Ижмы рассеянно жили полудикие чудские племена и, не зная хлебопашества, питались от промысла зверей и рыб, когда они поклонялись богам каменным и деревянным, в дремучем лесу, окружающем одно из чудских селений, появился человек необыкновенный. Ростом он был едва ли не с добрую сосну, и по голосу, по виду — дикий зверь. Лицо, обросшее черной, как смоль, бородой, глаза, налитые кровью и дико сверкающие из-под густых бровей, одежда из невыделанной медвежьей шкуры — вот приметы этого человека, которого чудь назвала Яг Мортом, Лесным человеком, и название это вполне подходило ему.

Никто не знал, какого роду-племени Яг Морт, никто не ведал, откуда появился он возле чудских жилищ. Яг Морт жил в глубине дремучего леса, в недоступных чащобах, рассеянных по пустынному побережью реки Кучи, и появлялся в селениях только для грабежа и убийств. Робкие чудины избегали встречи с ним. Одно имя Яг Морта наводило страх, женщины пугали им шаловливых детей своих:

Яг Морт ыджыд
кыдз бур коз,
Яг жорт съöд,
кыдз пач шом.
Эн бöрд, пиö,
Яг Морт воас,
Кутан бöрдны—
тэнö сёяс.

Яг Морт высок,
как добрая ель.
Яг Морт черен,
как уголь в печи.
Не плачь, сынок,
придет Яг Морт,
Будешь плакать—
съест тебя.

Так пела молодая чудинка, стараясь унять плачущее дитя свое.

Для нападений на селения Яг Морт обыкновенно избирал ночное время, и тогда, во мраке, освещаемом заревом пожара, каждый шаг его отмечался кровью и опустошением. Он уводил, резал скот, похищал жен и детей. Ненависть Яг Морта ко всему живому простиралась до того, что он часто без всякой причины убивал встречного и поперечного.

Выведенные из терпения злодействами разбойника, чудины всеми силами старались погубить его: они ловили его, как дикого зверя, устраивали засады, но ничего не помогало. Хитрости противопоставлял он хитрость, а открытая схватка с могучим разбойником была не по плечу робким чудинам. И во всем Запечорье не выискалось молодца, кто бы осмелился помериться силами с Яг Мортом: взмах топора был ему нипочем, удары копий отражал он своей палицей, а стрелы отскакивали от косматой груди его.

Вдобавок Яг Морт слыл в народе великим чародеем: в воде не тонул и в огне не горел, как обыкновенно говорили о нем люди. Скотский падеж, бездождие, безветрие и вообще все физические бедствия — все суеверная чудь приписывала мрачным волхвованиям Яг Морта. Он повелевал стихиями, помрачал звезды, солнце и луну, и не было предела темному могуществу чародея-разбойника, и потому он царствовал безнаказанно в мрачных лесах Запечорья.

Раз у старшины одного из чудских селений пропала без вести единственная дочь, красавица Райда. Проходит день, два, проходит неделя — прекрасной Райды нет как нет! Мать ее все глаза выплакала, отец и жених исходили все окрестные селения и леса, но не нашли нигде Райды.

Вот кликнули клич, созвали народ, объявили горестную утрату, и все, старые и малые, единогласно утвердили, что весеннему цветку, Райде, нельзя так рано увянуть, если она исчезла, это непременно сделано Яг Мортом: он завидовал цветущей красе Райды, он и похитил ее и увлек в звериную берлогу... "Но горе нам,— промолвили старики,— нет суда на Яг Морта: мы ничего не можем сделать против могучего чародея! Райда погибла!" Как водится, потолковали, пошумели и, с печальным видом засунув бороды в воротники шуб, возвратились по домам. Но не удовольствовался таким решением удалой жених Райды, не удовольствовались им и прочие молодые парни, соискатели руки красавицы.

Они снова кликнули клич, взволновали все Запечорье, собрали несколько десятков удальцов завзятых и на общем совете положили: "Во что бы то ни стало отыскать жилище Яг Морта, схватить его живого или мертвого, погубить, сжечь окаянного чародея, хотя бы самим погибнуть!" И вот составилось ополчение: ратники вооружились луками, копьями, топорами — кто чем мог, и двинулись в поход — сто против одного! Но этот один был не простой человек, а силач необыкновенный, страшный разбойник, и вдобавок колдун, чернокнижник. И отважные охотники не без тайного страха ожидали встречи с Яг Мортом.

Несколько суток прошло в тщетных поисках, но чудины не отступались от принятого намерения и не возвращались домой. Наконец они засели в густом лесу, на угоре Ижмы, близ тропинки, по которой обыкновенно проходил разбойник. Неизвестно, долго ли парни таились в засаде, но вот однажды видят: Яг Морт переходит вброд Ижму, прямо напротив того места, где они притаились, и казалось, идет прямо на них. Тут не одно чудское сердце забилось от страха, но трусить было уже поздно, и, лишь только злодей ступил на берег, копья, стрелы, каменья градом посыпались на него из чащи леса. Изумленный столь внезапным нападением, ошеломленный первыми ударами, разбойник на минуту остановился...

А бесчисленные удары сыпались на него, тогда заревел он, как дикий зверь, взмахнул тяжелой палицей, и понесся в середину нападавших. Чудины окружили его со всех сторон, и началась страшная битва... Яг Морт долго, с яростным ожесточением отбивался от толпы озлобленных противников, палица его разражалась смертию над головами чудин, огромный топор его упился их кровью. Он многих положил на месте, и наконец сам изнемог: усталость, раны обессилили его, он пал на землю, обагренную кровью победителей, и торжествующие чудины схватили Яг Морта, отсекли ему руки, но оставили живого, грозили отрубить ему голову, если он не откроет им своего жилища. И силач-волшебник должен был покориться воле победителей. Он повел их в самую чащу леса, где на высоком берегу Кучи выкопана была огромная пещера, бывшая убежищем Яг Морта. Близ устья этой пещеры, на большой груде костей лежали обезображенные останки прекрасной некогда Райды...

В глубине пещеры чудины нашли множество разной добычи, сложили все в кучу и сожгли. А страшное логово Яг Морта засыпали землей, забросали камнями, заложили бревнами. Потом привели обратно своего пленника на то место, где он попался в первый раз, отрубили ему голову, в спину вбили осиновый кол, и труп закопали в землю, в том самом месте, где ныне находится холм, слывущий в народе могилой Яг Морта.

Голову Морта начнем рисовать с овала. Разделите его пополам вдоль и поперек прямыми линиями и отметьте для себя центр овала.


Шаг 2

Теперь определите середину левой и правой половинок овала, как показано на рисунке.


Шаг 3

Для каждого глаза нарисуйте кружочки симметрично относительно центральной вертикальной линии. Те части кружочков, которые на рисунке проведены пунктиром, позже нужно будет стереть ластиком.


Шаг 4

Внутри каждого глаза нарисуйте еще по одному кружку, поменьше - это зрачки. А внутри этих кружков, в левом верхнем углу - маленькие кружочки. Это блики света.


Шаг 5

По верхнему краю каждого глаза нарисуйте множество мелких чёрточек-ресничек. Затем в нижней части каждого глаза проведите линии, как показано на рисунке, и те части глаз-кружков, которые попали под эти линии, сотрите.


Шаг 6

Вдоль этих линий нарисуйте много-много нижних ресничек, подобно тому, как рисовали верхние. Над глазами нарисуйте дуги-брови. От внутренней части каждого глаза вверх проведите короткие линии, как показано на рисунке.


Шаг 7

В центре ниже глаз нарисуйте крохотное сердечко - будущий носик. Под носом, отступив немного - крохотный прямоугольничек с закругленными краями - верхний зубик Морта.
Еще нарисуйте пучок коротеньких линий в форме перевернутой буквы V между глазами так, чтобы концы этой фигуры находились на концах линий, нарисованных в предыдущем шаге 6.


Шаг 8

Над носиком нарисуйте перевернутую дугу. В обе стороны от зубика проведите слегка закругленные вверх линии - это рот.


Шаг 9

Чтобы нарисовать нижнюю линию рта, проведите широкую U-образную линию, подводя ее концы к краям рта. Теперь, начиная от носа, нарисуйте фигуру, обводящую область рта, как показано на рисунке.


Шаг 10

Под зубом нарисуйте удлиненную узкую букву U - язычок Морта. Еще штрихами обозначьте линии справа и слева ото рта, как показано на рисунке.

Теперь карандашом без сильного нажима обозначьте для рисования ушей по бокам треугольники с вершинами в верхней наружной части каждого глаза, а у оснований треугольников - круги. Это вспомогательные линии, их позже нужно будет стереть.


Шаг 11

Обведите фигуры, которые получились из каждого набора треугольника и кружка. Получились симпатичные ушки. Теперь сотрите лишние линии.

Для того чтобы нарисовать тело Морта, обозначьте его будущие контуры прямоугольником, слегка завалившимся набок, а также контуры верхних и нижних лап и хвоста, как показано на рисунке


Шаг 12

Для рук и левой ноги наметьте треугольники с основаниями в области тела. Для правой нижней лапы нарисуйте кружок, а под ним - квадратик.


Шаг 13

Теперь обведите получившиеся контуры тела. Остальные линии можно стереть.


Шаг 14

Вдоль линии хвоста нарисуйте 3 прямоугольника.


Шаг 15

По наружным краям этих прямоугольников проведите вот такую волнистую линию. Потом ее можно будет стереть.


Шаг 16

Для пальчиков ног нарисуйте овалы - 4 для левой и 3, как показано на рисунке, - для правой.


Шаг 17

Теперь прорисуйте пальцы правой ноги, как показано на рисунке.


Шаг 18

Такие же овальчики нарисуйте для пальцев рук (передних лап). Не старайтесь сделать их правильной формы - в этом нет необходимости.


Рисунок готов!

Раскрасьте Морта карандашами, мелками, красками, фломастерами и т. д. Только перед этим сотрите все ненужные линии, а линии контуров прорисуйте пожирнее - это заметно меняет результат работы, правда?


На основе этого урока можно рисовать различные поздравительные открытки вроде таких:



Яг морт, Лесной человек, Леший. Мифология народа коми.
Леший бродит по лесам Коми!

Мифология коми. Яг морт - «лесной человек»

Леший (ягморт) бродит по лесам Коми!

  • Леший является хозяином леса и обитающих в нем зверей и птиц. Часто лешего можно увидеть в обычном человеческом облике, обычной крестьянской одежде. Только в его внешнем виде есть что-либо выдающее его нечистое происхождение. Это может быть вывернутая на изнанку одежда, неправильно надета обувь, длинные черные волосы, отсутствуют брови или ресницы, нет одного уха, при солнце от него нет тени.

    Очень часто леший показывается путнику в облике его родственника. Но его могут выдать глаза, которые светятся зеленым светом. Может он превратиться в любое животное или даже в неодушевленный предмет (пень, камень и так далее). Самым ярким атрибутом, является посох в руках лешего. Когда он обходит свои владения, то вокруг него слышится скрип деревьев, дует ветер.

    У лесных великанов великолепное телосложение. Когда леший ходит по лесу, его рост равен самым высоким деревьям, если же выходит на поляну, то становится ниже самой маленькой травинки. Житель коми деревни Ласта (Ижемский район) А. Канев поведал, что видел «лесного человека» у реки Сэбысь, - «ростом был он с добрую ель, глаза из-под густых бровей светились, как плошки».

  • Рассказывает коми писатель Владимир Тимин: «Идем мы однажды по лесу вдоль Вашки (река в Удорском районе Коми). Вдруг мой пес как встрепенется и зарычит. И давай скулить, жаться к моим ногам. Сразу не мог взять в толк, что могло так перепугать собаку, запросто, без страха кидавшуюся на волков и медведя. Тут поднял я глаза и увидел в деревьях вертикальную фигуру волосатого ч удовища. Мы, и лесной человек Ягморт на несколько секунд оцепенели. Первым опомнится двухметровый гуманоид и пропал с глаз долой».

    Местом, где живет леший, может быть чаща, пустырь, нежилое урочище, откуда переселились люди. В лесу он живет только летом. А 17 октября, по поверьям, проваливается под землю, где проводит время до весны. Перед тем как уйти, он долго озорничает: ломает и гнет деревья, гоняет по лесу зверей. В этот день люди стараются не ходить в лес.

    Леший оберегает свои владения от различных бед, а иногда от людей. Леший не терпит свиста или громкого крика в лесу. За проделки, леший может запутать человека и тогда он не вернется домой, а провалится под землю. Чтобы выйти из леса, нужно всю одежду вывернуть наизнанку. Если люди узнавали, что в какой либо чаще поселился леший, то старались не ходить в эту местность.

    Чаще всего леший появляется в глухую ночь. Но если лес густой, либо человек забрел в чащу, то леший может повстречаться и днем. Кроме того, в лесу существуют невидимые тропы, по которым ходит леший. Беда будет тому человеку, который попадет на одну из его троп. Леший может увести его с собой, либо сильно покалечить.

    Леший не любит показываться людям. Чаще всего он пугает шумом, скрипом, криком. Как только человек собьется с дороги, леший начинает радоваться, хлопать в ладошки и громко хохотать.

  • Считают, что леший живет в избушках. В жены он берет заблудившуюся девушку. Хозяйство он не ведет. Ему достаточно пробраться в какую-нибудь деревню и украсть там еду. Его дети – это дети, уведенные из деревень, проклятые и некрещеные. Дети лешего обычно уродливы, крикливы. «Косили мы сено на реке Цильме, - рассказывает житель Усть-Цильмы Е. Булыгин, - вдруг на другом берегу показались две фигуры. Один маленький черный, другой огромного роста, более двух метров. Стали они бегать вокруг высокой ивы, играли. Бегали очень быстро. Когда мы через час, после их ухода, решились подойти на лодке туда, где они бегали, то увидели следы большого и меньшого: у большого след был плоский как у медведя, но похож на человеческий».

    С лешим можно договориться, если принести ему кусок хлеба или блины. Тогда он поможет и грибов набрать, и ягод, и дичи наловить.

    Считается, что можно от лешего избавиться. Для этого нужно помолиться или, наоборот, обругать его матом. Леший не любит очищенные ветки рябины или липы, соль, огонь. Он не может перешагнуть через них. Чтобы убить лешего или испугать его, нужно выстрелить в него пуговицей из меди.

    Чтобы не стать запутанным, люди молились перед входом в лес, старались соблюдать все лесные законы, оставляли лешему угощение. Тех, кто терялся в лесу, леший забирал к себе в избушку, заставлял их устраивать пожары, красть еду из деревень. Еще в его власти самоубийцы.

    Лесной призрак

  • «Леший» в кино .
    Российские и зарубежные фильмы

    Фильм сказка «Андрей и злой чародей » (СССР, «Беларусьфильм», 1981)
    Американский телесериал «Сверхъестественное » - повествует о двух братьях Сэм и Дин охотниках за лешим, монстром, нечистью. Жанр: мистика, ужасы, триллер. Впервые был показан на американском телевидение 13 сентября 2005 года. Премьера «Сверхъестественное 7 сезон» состоялась 23 сентября 2011, финал - 18 мая 2012.
    Кинофильм режиссёра Бретта Леонарда « » (США, Австралия, 2005). Жанр: боевик, ужасы, фантастика.
    Российский фильм «Леший», год выпуска: 2007, «Леший 2», год выпуска: 2008. «Леший 3», год выпуска: 2010. Жанр: мелодрама, русские фильмы.

Было у одного охотника три сына. Вот пошёл как-то отец с сыновьями на охоту - белок и рябчиков бить. Живут они в лесу месяц, живут другой, живут третий. Хорошая охота выдалась, много зверя промыслили. Одна беда - не стало у них огня.

А мороз крепкий, сварить мясо не на чём, спать холодно.

Давайте жребий кидать,- говорит отец сыновьям.- Кому выпадет, тот и пойдёт домой за огнём.

Младший сын говорит:

Погодите жребий кидать. Влезу я на самую большую ель, посмотрю: нет ли поблизости жилья. Если нигде нет, тогда надо домой идти.

Похвалил отец младшего.

Ты толковый,- говорит,- хорошо придумал.

Полез младший сын на самую высокую ёлку, смотрит вправо-влево, смотрит вперёд-назад и видит: далеко в лесу, словно волчий глаз, светится огонёк.

Слез он с дерева и говорит братьям:

Вон там-то и там-то огонь светится, верно, жильё есть.

Обрадовались братья, тоже на ель полезли. Правда, светится вдалеке огонёк.

Спустились они на землю и стали спорить, кому первому за огнём идти. Отец говорит:

Пусть старший идёт, он самый сильный, он скорее всех огонь принесёт.

Хорошо. Взял старший ружьё и пошёл.

Вдруг видит: лежит на дороге чугунный горшок.

За огнём.

Вернись лучше, не ходи,- говорит горшок.- Обожжёт тебя огонь.

Не обожжёт,- говорит старший охотников сын.

Попадается ему на дороге берестяной шердын.

За огнём.

Вернись, не ходи,- говорит шердын.- Обожжёт тебя огонь.

А может, и не обожжёт,- говорит парень.

Лежит на дороге толчея.

За огнём.

Не ходи, вернись,- говорит толчея.- Обожжёт тебя огонь.

Не обожжёт, уберегусь,- говорит парень.

Лежат на дороге грабли.

За огнём.

Не ходи лучше, вернись,- говорят грабли.- Обожжёт тебя огонь.

Не обожжёт, цел буду,- отвечает парень.

Шёл, шёл, видит - стоит избушка. Дверь открыта. В каменке огонь едва-едва теплится. А хозяина нет.

Начал старший охотников сын дрова подбрасывать, огонь раздувать. И вдруг над самым его ухом проговорил кто-то хриплым голосом:

Ты что здесь делаешь?

Вскочил парень, смотрит: перед ним старик стоит - борода до полу, зубы словно колья торчат, руки точно крючья висят. Ну, прямо леший! А это он самый и был - лесной человек Яг-Морт.

Тебе что здесь надо? - спрашивает лесной человек Яг-Морт.- Ты зачем мой огонь трогаешь?

Хочу себе взять! - говорит парень.

А тебе горшок на дороге попался? - спрашивает лесной человек Яг-Морт.

Попался.

А шердын попался?

Попался.

А толчея попалась?

И толчея попалась.

А грабли попались?

И грабли попались.

А что они тебе говорили?

Говорили, чтобы я вернулся.

А ты почему их не послушался? Знаешь, что это за горшок? - спрашивает Яг-Морт, а сам зубами скрипит.

Горшок как горшок, чтобы мясо варить,- отвечает парень.

Вот и врёшь,- говорит лесной человек Яг-Морт.- А что за шердын, знаешь?

Простой шердын,- отвечает парень,- чтобы муку просеивать.

Вот и врёшь,- говорит лесной человек Яг-Морт.- А что за толчея, знаешь?

Как не знать! Толчея и есть толчея - зерно толочь,- отвечает парень.

Вот и врёшь,- говорит лесной человек Яг-Морт.- А что за грабли, знаешь?

Чего тут не знать! Эка невидаль - грабли!

Ничего-то ты не знаешь,- говорит ему лесной человек Яг-Морт.- Ну, за это я тебя сейчас проучу хорошенько.

Иллюстрация Аркадия Мошева

Схватил его за волосы, пригнул к полу, зажал между ногами и вырезал у него из спины ремень шириной в ладонь.

Едва вырвался от лешего старший охотников сын, а уж как вырвался - бросился бежать без оглядки. Про головню и думать забыл.

Пришёл к отцу и братьям едва живой.

Огонь принёс? - спрашивает отец.

Какой там огонь! Сам едва жив остался. Чуть не задушил меня леший.

А про спину молчит, только поёживается.

Рассердился отец, послал среднего сына за огнём.

Проходит день, и этот без огня возвращается, и у него из спины леший вырезал ремень.

Да про это молчит средний сын, только охает тихонько.

Смеётся младший брат над старшими.

Ну что вы за охотники? - говорит.- Лесного человека испугались. Вы бы побили его, а потом и огонь бы унесли.

Вот ты сам и сходи,- говорят братья.- И тебе достанется.

Что ж, пойду,- говорит младший.

Взял ружьё, взял топор и отправился в путь. Шёл, шёл, видит - лежит на дороге горшок.

Ты куда идёшь? - спрашивает горшок.

За огнём.

Вернись лучше, не ходи, беду наживёшь,- говорит горшок.

Попадается ему на дороге шердын.

Ты куда идёшь? - спрашивает шердын.

За огнём.

Вернись, не ходи, обожжёт тебя огонь,- говорит шердын.

Был бы только огонь, а уж я с ним управлюсь,- отвечает младший охотников сын.

Попадается ему на дороге толчея.

Ты куда идёшь? - спрашивает толчея.

За огнём.

Не ходи, вернись, а то худо будет,- говорит толчея.

Без огня ещё хуже,- говорит младший охотников сын.

Попадаются ему на дороге грабли.

Ты куда идёшь? - спрашивают грабли.

За огнём.

Вернись, не ходи, жалеть будешь,- говорят грабли.

Вот возьму огонь и вернусь,- отвечает младший охотников сын.

Дошёл до избушки, входит, а там сам лесной человек Яг-Морт лежит. Голова в одном углу, ноги в другом.

Живёшь-поживаешь, добрый человек,- говорит младший охотников сын.- Не пустишь ли меня ночевать?

Что ж, ночуй. Только не взять тебе того, за чем пришёл. Ты горшок на дороге видел?

Видел,- говорит младший охотников сын.- И шердын видел, и толчею видел, и грабли видел - всё твоё добро.

А что это за горшок, знаешь? - спрашивает лесной человек Яг-Морт.- Что за шердын, что за грабли, что за толчея, знаешь?

Знаю,- отвечает младший охотников сын.- Горшок - твоя голова, шердын - твоё тулово, грабли - твои руки, толчея - твои ноги. Если не пустишь меня ночевать, разобью я твою голову, изломаю руки-ноги, разрублю на куски тулово.

Ну, вижу я, что ты больно умный,- говорит лесной человек.- Полезай на печку да рассказывай мне сказки. Да такие, чтобы было в них всё небывалое, а бывалое скажешь - волосы выдеру.

Ладно, слушай,- говорит младший охотников сын.- Только если перебьёшь меня, тогда уж я у тебя волосы выдеру.

И то ладно,- говорит лесной человек Яг-Морт.

Залез младший охотников сын на печку, стал рассказывать:

Полетел я как-то на небо, три года летел, наконец долетел. А на небе все люди вверх ногами ходят. «Почему же это вы вверх ногами ходите?» - спрашиваю у них. А они мне говорят: «Потому вверх ногами ходим, что нечем сапоги шить, щетины у нас нет». А я им говорю: «Давайте я вам без щетины сапоги сошью. У леших волосы ещё лучше щетины». Вот потому я и пришёл к тебе - волосы у тебя повырывать.

Услышал это лесной человек Яг-Морт и обеими руками за голову схватился.

Не дам волосы рвать! - кричит.

Дашь не дашь, а раз слово сказал, вырву,- говорит младший охотников сын.- Такой уж у нас был уговор.

Запустил руку лешему в волосы, и сколько рука захватила, столько и вырвал.

Леший так и съёжился весь. А младший охотников сын опять рассказывает:

Сшил я всем сапоги и пошёл гулять по небу. Вижу - мужик на гумне овёс лопатой веет. А из-под овса мякины летит видимо-невидимо. Наловил я этой мякины, свил верёвку и стал той верёвкой всех ледяных ловить. Выловил ледяных, а водяные за ними сами идут. Гляди, вот уже к дому подошли!

Вскочил леший - и к дверям.

Зачем же обманываешь? - говорит.- Никого тут нет!

А как же мне не обманывать, когда сам ты велел,- говорит младший охотников сын. И опять руку в волосы ему запустил да и выдернул целую копну волос.

Совсем притих лесной человек Яг-Морт, сидит, голову потирает. А младший охотников сын опять рассказывает:

Пошёл я как-то на охоту. Дошёл до озера, стою и думаю: как бы мне на другой берег переправиться? Вдруг вижу: сидят на дереве мухи, много мух. Я их всех переловил, ниточкой связал и сам за конец ниточки ухватился. Мухи полетели и меня подняли. До середины озера донесли, а тут как раз нитка и оборвалась. Упал я в озеро, вот-вот утону. А на озере утки сидели. Поймал я одну за ногу, ну она меня к берегу и подтащила. Вот стою я на берегу и не знаю, что делать. Огня нет - ни высохнуть мне, ни согреться. Вдруг смотрю: идёт медведь. Поднял я ружьё, чтобы выстрелить, а медведь и говорит: «Ты в меня не стреляй, лучше скажи, что тебе нужно?» Опустил я ружьё и говорю: «Разводи огонь, замёрз я». А медведь отвечает мне: «Как же я огонь разведу? Мне нечем. Коли хочешь, садись ко мне на спину, я тебя отнесу туда, где огонь есть». Сел я на медведя, и понёс он меня по лесам, по болотам, через реки, через озёра и к тебе принёс. А ты огня не даёшь.

Эй, Мишка! - крикнул тут в окно младший охотников сын.- Иди в избу, задуши этого лешего!

Так и задрожал со страху лесной человек Яг-Морт.

Что хочешь,- говорит,- бери, только уведи медведя.

Нет,- говорит младший охотников сын,- пусть задушит тебя, чтобы не оставлял ты людей без огня.

И опять в окно кричит:

Мишка, иди сюда!

Ой, не пускай медведя,- плачет леший,- всё тебе дам, только вели медведю уйти. На вот, бери огненный камень, бери железку. Ударишь железкой по камню, и будет у тебя огонь. Возьми сумку с дробью, из неё сколько ни вынимай зарядов, всегда полная будет. Возьми ружьё самострельное. Всё бери, только оставь живым.

Нет,- говорит младший охотников сын,- мне этого мало. Отдавай ремни, что ты у братьев из спины вырезал.

Бери,- говорит леший,- и это бери.

И повёл младшего охотникова сына в свою кладовку. А там все стены увешаны ремнями из человеческой кожи.

Зачем же ты ремни из человеческой кожи хранишь? - спрашивает младший охотников сын.

А это,- говорит лесной человек Яг-Морт,- я счёт веду вашим людям, тем, которых я напугал. А таких, что меня напугали, ещё не было, ты первый.

Спрятал младший охотников сын камень с железкой в карман, обменял своё простое ружьё на самострельное, надел через плечо сумку с дробью, спрятал за пазуху два кожаных ремня, а лесной человек Яг-Морт ещё целебной травы ему даёт.

Бери, бери,- говорит,- пригодится!

Распрощались они, и отправился младший охотников сын в обратный путь.

Встречают его братья и спрашивают:

Где же твой огонь? Что-то не видно его!

А он вот здесь у меня спрятан,- отвечает младший брат и вытаскивает свой камень.

Ударил по камню железкой, огонь сразу и вырвался. Глазам своим не верят братья!

А ну-ка дай и нам попробовать!

Что ж, пробуйте,- говорит младший брат.- А мне подставляйте-ка ваши спины, я вам кожу залатаю!

И достаёт из-за пазухи два ремня.

Приложил один ремень к спине старшего брата, другой - к спине среднего брата, обвязал целебной травой, и сразу приросла кожа к их спинам.

Смотрите ж, в другой раз умнее будьте! - говорит младший брат старшим.

Потом развели они большой огонь, нажарили мяса, наелись, напились, обогрелись, обсушились и с богатой добычей вернулись домой.

А лесной человек Яг-Морт с тех пор так и остался безо всего - ни огня у него нет, ни ружья с сумкой. Ничего он сделать людям не может, только зря пугает.