М. Аникушин, Воин-победитель. Эскиз дипломной работы. Гипс тонированный. 1946.

Михаил Аникушин художник

Герой Социалистического Труда, народный художник СССР, лауреат Ленинской премии

На выставке произведений юных, приуроченной к Чрезвычайному восьмому съезду Советов. Среди лучших работ были отмечены две скульптуры Миши Аникушина - «Мать» и «Пионер читает матери свои первые стихи». Борис Владимирович Иогансон, напутствуя тех, кто делал первые шаги в искусстве, отметил, что в этих работах тонко передано «чувство жизненности, чувство правдивости.

Прошло более сорока лет. За это время бывшие школьники, прошли большой жизненный и творческий путь, многие стали признанными мастерами. В их ряду сегодня М. К. Аникушин - один из ведущих советских скульпторов. В беседе с нашим корреспондентом Михаил Константинович рассказывает о своей работе, вспоминает учителей, товарищей, со словами напутствия обращается к тебе, юный читатель.
Михаил Константинович, годы вашего детства совпали с удивительным временем, в котором жила страна: энтузиазм первых пятилеток, коллективизация, бурный рост культуры народа. Все это волновало, стимулировало активность в учебе, труде. Впервые так. широко могли проявиться способности каждого. И юные пионеры, думается, не отставали от взрослых.
Да, время было исключительно бурное и интересное. Жили мы тогда в Москве на Малой Серпуховке. Недалеко от нас на Житной улице, находилась детская техническая станция, где работали разные кружки - авиамодельный, музыки, рукоделия, рисования. Я стал туда ходить, в кружки рисования и авиамодельный. Затем в школе в пионерском отряде мне поручили оформлять стенные газеты, писать лозунги. Так моя любовь к рисованию получила первое общественное признание.

М. Аникушин. Девочка с козликом. Чугун. 1938-1939.

Однажды к нам в пионерский отряд пришел немолодой человек высокого роста и спросил мягким, добрым голосом: «А кто здесь рисует?» Ребята указали на меня. Он пригласил: «Приходи к нам на Полянку, в Дом пионеров». И вот я стал посещать кружок лепки, который руководил Григорий Андреевич Козлов, или дядя Гриша, как мы его называли.
Дядя Гриша был человеком необыкновенной доброты и обаяния. В молодости он учительствовал в небольшом селе под Казанью. За распространение революционных идей был приговорен к пяти годам заключения в крепости. Тог- да-то в тюрьме он и начал лепить из маленьких кусочков хлеба, выкраивая его из скудного арестантского пайка. Вскоре жизнь показала, что это был не просто способ коротать долгие тюремные дни, а призвание. Отбыв ссылку, он поступил в Казанское художественное училище, успешно закончил его и целиком посвятил себя педагогической деятельности.
Работе с юными студийцами дядя Гриша отдавал все свои силы. Во время занятий он стремился к тому, чтобы мы поняли сам процесс лепки и почувствовали материал. Лепка сочеталась с рисованием, черчением и формовкой. Опытный и преданный искусству наставник, Григорий Андреевич во многом определил выбор нашего жизненного пути.
Михаил Константинович, какими интересами жили мальчишки того времени, ваши друзья?
Несомненно, наши интересы в значительной мере формировались в школе, в пионерском отряде. Кроме рисования, я очень любил литературу. Может быть, и потому, что учительница словесности Анна Ефремовна обычно помогала нам делать стенную газету. Вместе с Лешей Клемановым мы рисовали на больших листах бумаги. Потом Леша тоже стал художником. Художником — архитектором. Его труд, мастерство вложены в реставрацию Брестской крепости, села Шушенского и других исторических памятников. Другой мой приятель, Володя Прокофьев, стал математиком, профессором института.
В свободное время мы ходили на занятия во Дворец пионеров, в Третьяковскую галерею. Покупали открытки и репродукции любимых картин великих русских художников, копировали их. Помню, я копировал левитановский «Март», иллюстрации Врубеля к «Демону». Уже тогда интерес к изобразительному искусству, стремление познать его тайны захватывали нас все сильнее и сильнее.

И тогда же вы избрали скульптуру?
Сказать так было бы слишком самоуверенно. Инициатива в этом вопросе скорее принадлежала старшим. Учителя посоветовали мне заняться скульптурой… Мои первые работы «Помощь товарищу» и «Планерист» были представлены в детском разделе выставки «XV лет РККА». Это было в 1932 году, а исполнилось мне уже 15 лет.
К этому времени я серьезно увлекся скульптурой. Часами мог сидеть в Музее изобразительных искусств на Волхонке, рисовать микеланджеловского «Давида», творения великих мастеров. Музей стал для меня второй школой. Скульптуру здесь чтили особенно. Для нее и строились залы с наилучшим освещением.
Иногда можно слышать мнение, что скульптуры, собранные в Музее изобразительных искусств имени Пушкина, не имеют большой художественной ценности, так как это лишь слепки с оригиналов. Такое утверждение в корне неверно. Гипсовый отливок, да еще прекрасно исполненный, это почти подлинник, только сделанный из другого материала.
Когда я впервые попал в Британский музей в Лондоне и смотрел скульптурные фризы Парфенона, одно из самых замечательных созданий мирового искусства, то обрадовался им как старым знакомым. Они были мне отлично известны по музею в Москве, я помнил их до каждой раковинки, до каждой щербинки.
Успех ваших первых работ на всесоюзных выставках детского творчества, пять лет занятий в изостудии - все это достаточно подготовило вас к поступлению в вуз?
Закончив школу, я стремился попасть в прославленную Академию художеств в Ленинграде. В ней бережно сохранялись традиции русской художественной школы, был блестящий состав преподавателей.

После экзаменов нас зачислили на подготовительные курсы, а через год перевели в последний класс средней художественной школы. Пришлось второй раз учиться в десятом классе. Зато профессиональная подготовка стала основательной. Занимался под руководством опытных педагогов В. С. Богатырева и Г. А. Шульца. Последние этюды, сделанные в школе, были представлены в качестве экзаменационных работ при поступлении в академию. И я был принят.
Вы говорили о традициях, которыми славилась академия и которые привлекли вас в ее стены. В чем их суть, кто особенно повлиял на ваше становление как художника?
Мне везло на хороших учителей и в школе и в академии. Я мог бы назвать многих своих наставников, прекрасных людей и педагогов. Расскажу лишь о двух самых ярких, на мой взгляд, учителях и скульпторах.
Первым моим педагогом в академии стал Виктор Александрович Синайский, декан факультета скульптуры. Это был большой мастер, истинный художник. В то время на Невском проспекте напротив улицы Бродского стоял замечательный памятник Лассалю - необыкновенной выразительности голова. Скульптура поражала силой пластики. Создателем ее, как я узнал потом, был Виктор Александрович Синайский.
Необычайно высок среди студентов был авторитет Александра Терентьевича Матвеева. На нас влияли его высокий художественный вкус, гражданственность, которые были органично присущи его жизни и творчеству. Его влекли темы общественно значимые. В 1912 году он создает бюст
А. И. Герцена, в 1918 году - один из первых памятников К. Марксу, установленный в Петрограде у Смольного. В 1927 году успешно заканчивает скульптурную группу «Октябрь», которая по праву считается достижением советского искусства.
Матвеев пробудил в нас подлинное понимание натуры, дал почувствовать, что натура - источник вдохновения. Синайский и Матвеев были наставниками, которые учили не только своим творчеством, но и общественной активностью. Именно они принимали самое деятельное участие в осуществлении ленинского плана монументальной пропаганды.
Михаил Константинович, теперь вы отдаете много сил воспитанию творческой молодежи, преподаванию. У вас много учеников, последователей. Исходя из нынешнего богатого опыта художника и педагога, что вы считаете самым основным и важным приобретением за студенческие годы?

Уважительное отношение к натуре - одно из самых главных качеств, которые, на мой взгляд, необходимы художнику. Слово «натура» я беру в очень широком смысле - как уважение к правде жизни, к природе, тому прекрасному, что нас окружает. На этом покоится наша русская реалистическая школа искусства и литературы.
Второе необходимое качество - беспощадная требовательность к себе. Наши учителя стремились к тому, чтобы ученики твердо осознали высокое предназначение искусства. Лучшим примером служило для меня творчество учителей. Их самоотверженность, необыкновенная требовательность к себе передавались и студентам. В этом заключалась их огромная сила как педагогов.
Но, думаю, наша студенческая жизнь мало чем отличалась от жизни нынешних студентов. Ежедневно пять часов работы в мастерских - три часа лепки и два часа рисования. Еще лекции по истории искусства, общеобразовательным предметам. В художественном вузе один из самых продолжительных рабочих дней. Кроме занятий в классе, много читали и работали в библиотеке, активно занимались спортом.
Интересно проходила у нас практика. На первом курсе работали на Ломоносовском фарфоровом заводе. Во время второго курса практика проходила на Каслинском чугунолитейном заводе. Здесь я отлил из чугуна три работы: «Пионерку», «Литейщика» и «Девочку с козликом».
Наша самостоятельность была совершенно естественной. В 1939 году, еще на третьем курсе, я вместе с архитектором Василием Петровым впервые участвовал в конкурсе на проект памятника Низами для Баку. Эта работа была признана лучшей из 75 проектов, представленных на конкурс. Мы получили высшую премию. Много было и других творческих замыслов, но началась Великая Отечественная война.
Вместе со студентами и преподавателями академии я участвовал в оборонных работах, затем пошел в народное ополчение, а в ноябре 1941 года - в армию. Все 900 блокадных дней был в составе 42-й армии, защищавшей Ленинград. На фронте вступил в ряды Коммунистической партии.
Все, что я видел и чувствовал в дни войны и блокады города, нашло отражение в памятнике героическим защитникам Ленинграда.
Много горя принесла война. Но в эти дни вы увидели высочайшие проявления человеческого духа, были свидетелем массового мужества и героизма. Что стало главным в вашем творчестве, когда вы, вчерашние фронтовики, вновь вернулись на студенческую скамью?

Михаил Константинович, самую широкую известность и признание завоевал Ваш Пушкин. Многие высказывают мнение, что этот памятник удивительно ленинградский, он органично слился с той строгой красотой города, которая воспета в пушкинских стихах. Какова история создания этого памятника?
- Пушкина я боготворил с детства. О своей любви к нему я мог бы говорить много, но считаю это нескромным. Ведь любовь всего нашего народа к Пушкину огромна. И как ярко, разнообразно и талантливо воплотилась она в изобразительном искусстве - графике, живописи, скульптуре!
К этому образу я обратился еще в 1937 году. Тогда широко отмечались пушкинские дни, связанные со 100-летием гибели поэта. Тогда же Совнарком принял решение установить памятник
А. С. Пушкину в Ленинграде, и был объявлен Всесоюзный конкурс на лучший проект. В то время я только начинал учебу в академии и, конечно, не помышлял об участии в этом конкурсе. Но силы свои хотелось попробовать, и я сделал первый эскиз - для себя.
Конкурс был прерван войной и возобновлен в 1947 году. Мы с архитектором Василием Александровичем Петровым приняли в нем участие. Все проекты были выставлены в залах Русского музея для широкого обсуждения. Затем подводились итоги, и мы получили право строить памятник.
- Что стояло для Вас за словами: право строить памятник?
- Прежде всего дальнейшее изучение материала, страдания, радости. Строить памятник - огромная ответственность, не только радость. Тем более возводить его в Ленинграде, где творили великие архитекторы и скульпторы. Еще большая ответственность была у нас: ведь памятник возводился Александру Сергеевичу Пушкину на одной из красивейших площадей Ленинграда, связанных с именем Росси, где стоит Русский музей. Да и само название у площади ответственное - площадь Искусств.

М. Аникушин, архитектор В. Петров. Памятник А. С. Пушкину на площади Искусств в Ленинграде.
Создание памятника - событие не только художественное, но и гражданское, политическое. Умножается культурное достояние Родины, в каком-то смысле определяется показатель авторитета,ее культуры, искусства.
Кроме всех этих обстоятельств, нам надо было учиться делать памятник. Искать и открывать связи архитектуры и скульптуры, новые связи со зрителем, с нашим временем. В конечном счете решение всех задач сводилось к ответу на вопрос: почему ставится памятник, почему Пушкин нам необходим сегодня, остро современен, хотя и отдален более чем веком во времени.
Все это и определило решение образа Пушкина. Любое нарушение этих многогранных взаимосвязей исказило бы смысл и содержание образа. Такой памятник поэту может стоять только в Ленинграде и именно на данной площади. Перенести его в другое место невозможно, сразу же нарушится все его содержание.
Мне хотелось показать Пушкина необыкновенным, но земным и человечным, каким он был, как я его представляю. Выразить обаяние Пушкина, благородство его характера, его любовь к свободе. Он воспринимается нами как современник, живет с нами, по-прежнему волнует его слово. Поэтому я стремился создать образ вдохновенного поэта, который как бы обращается к слушателям, к современникам, любому из нас.
Работа над памятником длилась восемь лет. 19 июня 1967 года он был открыт. С того памятного дня прошло более двадцати лет, даже позолота сошла с надписи на постаменте. Но образ гениального поэта волнует по-прежнему, с той же силой. Я счастлив, что судьба уготовила мне эту встречу, что мой труд послужит еще одним скромным вкладом в нашу изобразительную. Пушкиниану.
- Часто мы определяем понравившуюся картину, скульптуру или другое произведение искусства одним словом - хороший. Что Вы,
Михаил Константинович, вкладываете в понятие «хороший памятник»?
- В нем я нахожу ответ на вопрос - что такое благородство формы, как эта форма строится. Мне становится ясен духовный, художественный багаж скульптора, степень его самообразования. В таком памятнике должно быть органичное единство формы и содержания, когда идея его читается естественно. Это свойство дается скульптору, художнику врожденно, и его надо закреплять трудом, жестокой работой над собой.
- После Пушкина Вы работали над образом В. И. Ленина, образом совершенно другого содержания?
- После того как был объявлен конкурс для сооружения памятника В. И. Ленину в Ленинграде, мы сделали множество эскизов. Вначале поиски были направлены на то, чтобы раскрыть образ Ленина как философа-гуманиста. Ленин - великий человек нашей эпохи, но его величие никогда не заслоняло душевности, обаятельности. Он обладал удивительным даром притягательности, вокруг него всегда собирались люди. Ленин заражал своей самоотверженностью и преданностью борьбе во имя блага простых людей.

Мне хотелось подчеркнуть человечность великого вождя, ту черту, которая выражена в словах Маяковского - «самый человечный изо всех живущих на земле людей».
Шли годы. Мои представления о том, каким должен быть этот образ, обогатились. Под воздействием многих обстоятельств и прежде всего в результате углубленного изучения документов, воспоминаний о Владимире Ильиче.
Скульптору в единовременном представлении нужно выразить многое. Поэтому столь важно определить ведущую идею в решении темы. Я убеждался, что главным в образе Ленина должна стать непобедимость, смелость, отвага, необыкновенная убежденность в правоте дела пролетариата. Мне особенно запомнились строки Н. К. Крупской, вспоминавшей, каким был Ильич после свершения Великой Октябрьской революции: «Он был в необычайно радостном состоянии». Осуществилась мечта рабочих, крестьян, всех прогрессивных людей России. Конечно, ликование, радость Ильича огромны, несмотря на то, что дел предстояла уйма, многие были и посложнее свершенного. Это состояние Ленина в первые дни Октября мне хотелось передать. Слова Н. К. Крупской о том, что Владимир Ильич смел и отважен, послужили основным ключом в решении образа.
Некоторые не сразу приняли такое решение всего памятника. Не сразу поняли суть образа и форму выражения этой сути, были в плену традиционных представлений о памятнике Владимиру Ильичу.
Работа над образом Владимира Ильича явилась для меня большой школой искусства и жизни. Она заняла более 13 лет. Памятник был открыт на Московском проспекте в 1970 году, когда широко отмечалось 100-летие со дня рождения Ильича. Сейчас он завершает один из современных ансамблей города.
- Как Вы характеризуете эти тринадцать лет работы?
- Сооружение памятника В. И. Ленину - высокая честь и доверие художнику. Но и художник должен оправдать это доверие, отдать все свои знания, мастерство, чтобы хоть мало-мальски приблизиться к своему герою. Нужны годы, огромный труд проникновения в образ, наблюдения и, конечно, самоотверженность.
- Эти годы, вероятно, значительно подготовили Вас к созданию монумента героическим защитникам Ленинграда. Как Ваши жизненные впечатления повлияли на решение образов этого ансамбля?
- Я работал в содружестве с архитекторами Сергеем Сперанским и Валентином Каменским. Все трое мы принимали участие в защите Ленинграда в годы войны, были свидетелями беспримерного мужества ленинградцев. Естественно, что мы воспринимали эту работу как свой патриотический и гражданский долг перед павшими и живыми ленинградцами.
Все знают мемориал на Пискаревском кладбище. Это памятник погибшим, жертвам фашистской блокады города. Новый ансамбль, который сооружался на исторически конкретном месте боев - Средняя Рогатка, направление Пулково, южные ворота города, - должен стать памятником Победе.

Прошло много времени, прежде чем окончательно определилось, каким ему быть. Бесчисленное количество вариантов нами рассмотрено: показать подвиг ленинградцев через аллегории, символы или реальные образы? Но в конечном счете победил один принцип - рассказать, как это в действительности было, показать героизм и благородство защитников города, их подвиг во всем его величии и драматизме. Не символикой и плакатно-обобщенными формами должен быть отмечен великий в своей человечности подвиг защитников Ленинграда, а как бы эпической поэмой в бронзе и камне, исполненной глубокого чувства и душевной красоты. Чтобы те, кто был здесь в годы войны, увидели себя, а кто не был - тот подумал: я тоже мог стать таким же. Чтобы молодые поняли: победу одержали не сверхчеловеки, а простые люди, у которых свои представления о ценностях жизни, благородстве, братстве, воспитанные партией, нашим строем, Лениным.
Скульптурная композиция монумента состоит из нескольких сюжетных групп. Она рассчитана на последовательное восприятие образов. Пришедший к памятнику как бы становится участнике событий, может уловить настроение и чувства тех, кто встал против черной силы и победил.
Первая группа, которая появилась у меня в эскизе, - «Блокада», или «Реквием». Она передает обстановку и впечатление тревожных военных дней. Здесь образ первых дней блокады - гибель ребенка от первых снарядов, упавших на площади Труда. Его держит на руках скорбная мать. И образ блокадной зимы, когда силы ленинградцев истощены, передан в другой группе - солдат поднимает тень человека - жегацину-горожанку.
В скульптурных группах левой и правой частей памятника можно прочитать биографии героев, как бы увидеть ситуации, типичные для того времени. «Летчики и моряки», «Снайперы», «Трудовой фронт», «Народное ополчение», «Солдаты» - в этих скульптурах мы стремились передать образы защитников города, спаянных одной целью, одним стремлением - не сдаться врагу, отстоять Ленинград. В центре ансамбль венчает двухфигурная композиция «Победители. Рабочий и Солдат». Она символизирует те силы, что одержали Победу, - единство фронта и тыла, всего советского народа. Воин опустил автомат, война закончена, но он на страже, а рядом с ним рабочий уверенно держит молот - трудовой подвиг продолжается.
- Нет ни одного человека, который остался бы равнодушным у этого монумента. Он стал символом подвига ленинградцев. Создатели его удостоены самых высоких наград. Ему посвящены стихи и тысячи строк взволнованных записей в книге отзывов. И эта народная признательность, вероятно, самая большая награда…
- Для художника главное - видеть, что твой замысел нашел отклик у зрителя. Среди многочисленных отзывов о мемориале героическим защитникам Ленинграда мне особенно запомнились строки: «Он заставляет сильнее биться сердце с гордостью за тех, кто победил, и с болью за тех, кто не дошел до Победы».
Эти слова говорят о том, что наш труд помогает людям сохранить память о героическом времени, а рассказать о нем я обязан как художник и гражданин. Наши внуки родились в счастливую мирную пору, и нельзя, чтобы в их жизнь ворвалось то, что пережили мы.

Михаил Константинович, ныне за Вашими плечами огромный профессиональный и жизненный опыт, годы творческих исканий, сомнений и открытий. Какое качество, на Ваш взгляд, необходимо более всего для того, чтобы стать и быть художником?
- Надо любить искусство больше всего в жизни и уметь подчинить ему всю свою жизнь. А это не всем дано. Поэтому не будем ограничиваться обращением только к будущим художникам. На свете важны все профессии. Знать искусство, уметь рисовать должны все дети -
станут ли они инженерами, рабочими, космонавтами. Тот, кто познает изобразительное искусство в детстве, обретает объемное видение, пространственное воображение, а это так нужно во всех областях человеческой деятельности.
Но важнее другое - искусство помогает воспитывать благородство, гордость за то, что сделано прекрасного до тебя. Вот это чувство уважения к прошлому и борьбу за будущее я считаю главным в воспитании юношей и девушек, которые стоят на пороге самостоятельной жизни. Мы должны быть бережливы к тому добру, которое принадлежит всем нам, всему нашему государству. Если мы воспитаем в себе это чувство, тогда не придется говорить о сохранении природы в общегосударственных масштабах, о сохранении памятников прошлого.
Работа художника, особенно скульптора, связана с уважительным отношением к наследию. Не только в одном смысле - охранять. Но и в другом - создавать новое, продолжая лучшие традиции предшествующих поколений, делать их живыми памятниками своего времени.

Аникушин Михаил Константинович
2 октября 1917

Михаил Константинович Аникушин родился 2 октября 1917 года в Москве, в многодетной семье рабочего-паркетчика. Он был четвертым ребенком в семье. Еще в раннем детстве проявились уникальные способности мальчика. Михаил Константинович рассказывал, что, сколько себя помнит, всегда лепил и рисовал.
В школе он рисовал стенгазеты и плакаты к праздникам. Школьный учитель рисования посоветовал Михаилу заниматься в студии при Доме пионеров. Ею руководил тогда известный педагог и художник Г. Козлов. Он-то и заметил, что мальчик хорошо чувствует объем, и начал заниматься с ним лепкой.
По совету Козлова, после окончания школы, Аникушин поехал в Ленинград с рекомендательным письмом к ректору Академии художеств И. Бродскому. Именно там находилось единственное в то время скульптурное отделение.
Михаил блестяще сдал экзамены и был зачислен сразу во второй подготовительный класс.
В 1937 году Михаил Аникушин становится студентом класса скульптуры, который ведет известный русский ваятель А. Матвеев. В 1939 году по совету Матвеева Аникушин участвует в конкурсе на лучший проект памятника азербайджанскому поэту Низами и получает первую премию.
К началу войны Аникушин учился уже на 5-ом курсе. Его не призвали в армию, а оставили в Академии для завершения образования. Однако он яростно рвался на фронт и, в конце концов, стал солдатом противотанкового полка. Он прошел всю войну, в редкие свободные часы рисовал портреты своих однополчан.
В 1945 году Аникушин вернулся в Академию и начал работать над дипломной композицией «Воин-победитель».
Закончив Академию, Аникушин мог остаться преподавателем скульптурного факультета, но решил сочетать педагогическую и творческую деятельность. К тому времени в его творчестве сложились два направления: портретное и монументальное.
Одним из главных творений скульптора является памятник Пушкину на площади Искусств в Ленинграде (1957 год). К пушкинской теме Аникушин обращался уже в 40-х годах. И она красной нитью прошла через все его творчество. Аникушину блестяще удалось воплотить образ Пушкина-творца. Памятник удивительно гармонично вписался в архитектурный ансамбль старинной площади.
Мастер непрерывно развивает пушкинскую тему и в дальнейшем - ведется работа над памятником поэту для Гурзуфа (эскизы, 1960, 1972, памятник не установлен), Ташкента (1974), над статуей для станции метро "Черная речка" в Ленинграде (1982), бюстами для Кишинева (1970), Пятигорска (1982).
Аникушин представитель классической, традиционалистской школы, действительный член Академии художеств СССР. В последние годы жизни он занимался в основном портретной скульптурой и до последних дней продолжал преподавать в классе скульптуры.
Умер Михаил Константинович 18 мая 1997 года в Санкт-Петербурге.

Его детство прошло в селе Яковлево Заокского района Тульской области. Отец будущего скульптора пришел в Москву из деревни и почти до последних дней жизни работал мастером-паркетчиком. Михаил был четвертым ребенком в семье. В 1917-м – в год его рождения, отца призвали в армию, поскольку продолжалась Первая мировая война. Едва оправившись после родов, мать переехала вместе со всеми детьми в Яковлево, к родителям мужа. И уже там, в раннем детстве, проявились уникальные способности мальчика: Аникушин говорил, что, сколько себя помнит – он лепил и рисовал.

Обучаясь в скульптурной студии в Москве под руководством Г.А. Козлова, Михаил Константинович познакомился с традициями русской реалистической школы XIX века. После окончания школы Аникушин послал документы во Всероссийскую Академию художеств. Но когда приехал в Ленинград, выяснилось, что документы пропали, и его не допустили к экзаменам. Тогда Григорий Козлов написал письмо директору Академии Бродскому и послал в приёмную комиссию телеграмму: «Необходимо предупредить величайшую ошибку... Калечить жизнь из-за утраты документов недопустимо... Лишить возможности Аникушина держать экзамен в Академию – не только удар для него. Это значит потерять ему год учёбы, а может, и вообще потерять Аникушина...».

Именно заступничество учителя сыграло огромную роль в жизни будущего скульптора, который в конце концов был зачислен в подготовительные классы Академии. В 1937 году он уже студент первого курса скульптурного факультета, где учится у В.А. Синайского и А.Т. Матвеева. Учёбу в институте прервала война. С первых её дней художник уходит в ополчение, а с ноября 1941 года становится в ряды Красной Армии.

Только после победы Аникушин возвращается в Ленинград. Отныне вся его жизнь и творчество будут неразрывно связаны с городом на Неве. В 1947 году Аникушин защищает дипломную работу «Воин-Победитель». В начале 50-х годов он начал работать над памятником Пушкину, и только 18 июня 1957 года памятник был открыт. «Монументальность – не в гигантских размерах, – утверждал Аникушин, – а в чёткости и глубине мысли, точности формы, точности соотношений». Эти слова стали для Аникушина творческим кредо: «Я хотел бы, чтобы от памятника, от фигуры Пушкина веяло какой-то радостью и солнцем», – говорил Аникушин. И эта светлая радость действительно есть в большинстве созданных замечательным русским художником скульптурных портретов Пушкина. И в памятнике, что стоит у Русского музея в Санкт-Петербурге, и в тех, которые он готовил для Москвы, Ташкента, Гурзуфа. Даже в бюсте, который был установлен в сквере напротив гимназии в подмосковном Дзержинске, есть луч этой радости.

Много работал Аникушин и над образом ещё одного любимого своего писателя – А. Чехова, в произведениях которого его всегда привлекала достоверность и человечность выраженных в них переживаний. В 70-е годы он сделал проект грандиозного монумента героическим защитникам Ленинграда в годы Великой Отечественной войны, который увиделся ему состоящим из отдельных групп-новелл – «Лётчики и моряки», «На окопах», «Блокада», «Снайперы» и других.

Михаил Константинович Аникушин был талантливым педагогом. Народный художник СССР, Герой соцтруда преподавал в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Репина и руководил творческой скульптурной мастерской Академии художеств. Ещё в самом начале своего творческого пути, задавшись целью передать в скульптурном образе великого русского поэта Пушкина самое неуловимое из переживаемых человеком чувств – вдохновение, Аникушин уловил и запечатлел в неподатливом материале этот порыв.

Куда сегодня утекло это духоподъёмное состояние, почему истинное искусство вытесняется откровенным шарлатанством? – вот невольные вопросы, которые всплывают, когда обращаешься к твор-честву мастера станковой и монументальной скульптуры, явившемуся одной из вершин отечественного искусства второй половины XX века.

Александр Александрович КАДАШЕВСКИЙ

Сегодняшний мой пост посвящен выставке работ выдающегося советского скульптора Михаила Константиновича Аникушина , которая проходит сейчас в Приказной палате Псковского кремля.

На небольшой выставке представлены скульптуры, живопись, графика, а так же некоторые материалы из личного архива М.К.Аникушина.

Скульптор Михаил Константинович Аникушин (1917-1997) - знаковая фигура в отечественном искусстве второй половины ХХ века. Народный художник СССР, действительный член Академии Художеств, профессор Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина. Помимо множества камерных скульптурных работ он создал более двадцати монументальных композиций. Он является автором памятников многим деятелям российской науки и искусства, которые установлены в разных городах России и мира. Фотографические изображения и модели некоторых из этих памятников можно увидеть на выставке.

На выставке можно получить некоторое представление так же и о творческом процессе по двум главным направлениям его работы. Первое - это мемориал «Героям-защитникам Ленинграда». Здесь представлены эскизы некоторых скульптурных групп, вошедших в мемориал. Второе - это пушкинская тема, которая была стержнем всей творческой жизни мастера. Он автор ряда памятников великому русскому поэту, самый известный из которых стоит в Санкт-Петербурге на Площади искусств (перед Русским музеем).

Михаил Константинович Аникушин предстает на выставке и как «модель», которую портретировали другие скульпторы, его друзья и ученики - В. Рыбалко и Н. Краюхин.

Но, пожалуй, самыми уникальными экспонатами выставки являются пейзажные зарисовки М.К.Аникушина, сделанные им в Пскове вскоре после освобождения города в 1944 году. Когда началась Великая Отечественная война, М.К.Аникушин, не смотря на имевшуюся у него бронь, с пятого курса Академии художеств ушёл в ополчение, а позднее воевал в рядах Красной Армии. В 1944 году участвовал в боях за освобождение Пскова.

На этом небольшую вступительную часть я заканчиваю и перехожу непосредственно к фотоэкскурсии по выставке.

"Взорванный мост. Псков" (1944)

"Мараморочка" и "Псковский мальчик" (1944)

Фотографии памятников. Памятник Пушкину (Ленинград, площадь Искусств, 1957)

Надгробный памятник врачу-психиатору В.М.Бехтереву (1979)

Дважды Герой Социалистического труда, военный конструктор Н.Н.Исанин

"300 лет Российскому флоту", Санкт-Петербург (1996)

А.П.Чехов. Вариант памятника для Москвы (1992)

Общий вид памятника Монумент "Героическим защитникам Ленинграда"

Эскизы отдельных групп - "Блокада"

"Литейщицы"

"Победители"

Ряд графических эскизов, сделанных в ходе работы над Монументом

Вариант центральной фигуры

Фотографии Монумента, открытого в 1975 году в Ленинграде на площади Победы

Ну и конечно - пушкинская тема. Модели, эскизы, зарисовки...

А.С.Пушкин (для памятника метро "Черная речка")

Один из вариантов памятника А.С.Пушкину

А.С.Пушкин и А.П.Ганибалл

Михаил Константинович Аникушин - великий российский скульптор и ваятель, автор многих грандиозных величественных монументов. За свои значительные титанические труды он был награжден многими орденами, медалями и премиями.

Кем же он был - Михаил Аникушин, биография которого интригует каждого, кто хоть раз смотрел на его гениальные творения?

Давайте приоткроем завесу не только его жизни, творческой деятельности и созидательных исканий.

Детство будущего мастера

Аникушин - скульптор талантливый и скрупулезный. Родился будущий на рубеже двух революций - осенью 1917 года, в Москве, в семье отставного военного, работающего паркетчиком.

Многодетная семья жила небогато, так как родители являлись простыми тружениками. Поэтому с нуждой и лишениями маленький Миша столкнулся с детства.

Это было непростое время, время нищеты и нестабильности, кровожадной братоубийственной войны и грозных политических преобразований.

Осознавал ли Михаил Константинович то, что родился в сложное эпохальное время? Вряд ли.

Родители делали все возможное, чтобы дети чувствовали себя защищенными и огражденными среди жизненных бурь и политических невзгод. Первые годы своей жизни маленький Миша проводил в селе, где ничто не омрачало его взросления.

Бескрайние степи и просторы, живописные горизонты, добродушные трудящиеся односельчане, диковинные домашние животные - все это было ново, интересно и занимательно для любопытного ребенка.

Пробуждение таланта

По мере взросления мальчик больше вникал в происходящее, любил наблюдать за окружающим миром, делать что-то своими руками. Он хотел изображать все, что видел, - лепил животных и людей, вырезал, выстругивал и выпиливал.

Талант ваятеля проснулся в Михаиле довольно рано, поэтому родители, заметив неуклюжие и нескладные фигурки сына, решили целенаправленно развивать его способности и дарования.

Подростком мальчика отдают в столичную скульптурную студию при Доме пионеров, где он обучался монументальному изобразительному искусству.

Козлов Г. А. - первый учитель Аникушина. Он углубляет его знания о технике лепки, знакомит с традициями скульпторов-реалистов девятнадцатого века, помогает улучшить прикладные художественные навыки и умения.

После окончания школы Михаил Константинович Аникушин собирается поступать в престижный скульпторский вуз и едет в Ленинград.

Но там происходит неприятная ситуация.

Поступление в Академию художеств

Оказывается, документы, которые послал юноша в Академию художеств, потерялись по дороге. Молодого незнакомого паренька категорически не хотели допускать к экзаменам. И тогда на помощь пришел наставник из Москвы. Он послал руководству вуза срочную телеграмму с просьбой о зачислении юноши, коротко поведав о его феноменальном таланте и необычайном мастерстве.

Если бы не заступничество Козлова, возможно, Михаил так и не поступил бы в университет, и тогда Аникушин-скульптор не состоялся бы в самом начале. Мир не увидел бы его великих грандиозных творений, и российское искусство стало бы намного беднее.

Итак, молодого москвича зачисляют на подготовительные курсы при Академии. Через два года Михаил становится полноправным студентом вуза, поступив на первый курс скульптурного отделения.

Обучение

Чему научился в Академии Аникушин? Скульптор Матвеев - один из преподавателей Михаила, известный и мастеровой ваятель, - научил одаренного студента глубоко анализировать и творчески передавать натуру. И хотя Матвеев настаивал на пластическом обобщении и художественном отвлечении образа, юный Аникушин выработал свой индивидуальный почерк, не похожий на почерк наставника. Он гармонично соединяет в своих скульптурах яркий пластический образ произведения и материальную явственность внешнего мира.

Обучаясь в академии, Аникушин создает свои первые приметные работы - это целая серия фигурок детей, таких как “Пионерка с венком” и “Девочка с козленком”, а также ряд небольших скульптурок рабочих на производстве, навеянных посещением производственных заводов и фабрик страны.

Великая Отечественная война

Однако сразу же приступить к творческой деятельности одаренному начинающему мастеру не удалось. Началась Великая Отечественная война. Аникушин добровольцем отправляется на фронт, где служит в противотанковых войсках.

Впечатления и ощущения, которые молодой солдат испытал на фронте, отразились на его дальнейшей скульптурной работе. Познав войну изнутри, не по книгам и рассказам очевидцев, а по личным действиям и размышлениям, Михаил Константинович смог отразить в своих произведениях небывалую силу и мужество воинов-освободителей.

После Великой победы Аникушин создает ряд скульптур, посвященных военной тематике (это и общественные памятники, и отдельные портреты), в которых лаконично и просто, без ненужных детализаций и экспрессий, передает внутреннюю силу и энергию изображенных объектов.

Например, его бессмертный мемориал “Героическим защитникам Ленинграда”, посвященный доблестному подвигу ленинградцев в трагическое время блокады.

Недаром на монументе изображены не только солдаты и офицеры, но и гражданские - рабочие, женщины и дети, которые своими жизнями прикрывали и оберегали тыл советских военных.

Скульптуры писателей

Михаил Константинович Аникушин - скульптор разноплановый и самобытный. В своем творчестве он не ограничивался единственной выбранной тематикой, никому не подражал и не копировал чужой стиль.

Аникушин любил творить в разных жанрах и направлениях, вырабатывая свой собственный, непревзойденный и выразительный почерк.

Всю свою жизнь он с удовольствием работал над скульптурами писателей. Литература и ее деятели всегда волновали воображение ваятеля. Он видел писателей не только романтичными и мечтательными, не только восторженными и мятущимися, но и сильными духом, крепкими телом, имеющими глубокий внутренний стержень.

Такими перед нами предстают Пушкин и Чехов, увековеченные крепкой уверенной рукой мастера.

Аникушин разработал и создал целый цикл пушкинских скульптур. Это были и памятники, и бюсты, и статуи.

К каждому творению скульптор подходил индивидуально, глубоко размышляя не только над тем, как передать своеобразный характер поэта, но и над тем, как впишется монументальное произведение в обрамляющее его окружение - пейзажи, городские постройки, автомагистрали.

Тридцатилетний труд

Среди величественных и глубоких произведений Аникушина стоит выделить и памятник Чехову, установленный в столице Российской Федерации.

Михаил Константинович долго размышлял над тем, как неповторимо и оригинально передать своим ваянием непревзойденный талант и духовный потенциал своего любимого писателя.

Аникушин решил создать двойной памятник, изобразив две фигуры - писателя и его друга Левитана. Скульптора всегда привлекали отношения этих великих одаренных людей, представителей интеллигенции девятнадцатого века.

Однако эскиз памятника не прошел по конкурсу, и на некоторое время Михаил Константинович отложил работу над ним.

Лишь спустя тридцать лет он представил общественности новую, переделанную скульптуру.

Памятник Чехову поражал своей неординарностью и самобытностью. Это был не тот Чехов, которого привыкли видеть столичные обыватели: в пенсне, с тросточкой и бородкой.

Под умелыми пальцами Аникушина Антон Павлович предстал как неуловимая и в то же время гениальная личность, гармонично сочетавшая в себе благородство и талант, трагизм и лихую удаль.

Общественно-политические скульптуры

Среди других произведений Аникушина обязательно необходимо упомянуть о его скульптуре, подаренной Советским Союзом японскому городу-побратиму Нагасаки. Композиция “Мир” представляет двух держащихся за руки девочек. Они кружатся, словно в танце, символизируя радость, мир и единство.

Скульптура проста и непретенциозна, однако ярко отражает задумку ваятеля об искреннем содружестве между разными народами.

Другими общественно-политическими изваяниями Михаила Константиновича были памятники вождю пролетариата, столь распространенные в советскую эпоху.

И хотя такие скульптуры воздвигались уже шаблонно и мимоходом, Аникушин внес в статую вождя свое индивидуальное видение и персональное воззрение.

Памятник Ленину на Московской площади вмещает в себя всю глубину и экспрессивность личности Владимира Ильича, его волю, энергию и непоколебимость. Интересно, что скульптура не застыла в привычной для нас стандартной позе. Напротив, Ленин передан в движении и в действии, что указывает на его деятельную натуру и на то влияние, которое он оказал на историю всей России.

Примечательно, что с разных сторон фигура выглядит по-разному. Это говорит о редкостном исключительном стиле ваятеля, способном передавать простое ярко и многообразно.

Признание

За свою важную деятельность и значительный вклад в культурную жизнь родного города Аникушин получил заслуженное звание “Почетный гражданин Санкт-Петербурга”, а также множество наград, премий и общественных титулов. В его честь названы школа, сквер и даже планета.

Умер великий скульптор весной 1997 года.