Вопросы по повести Льва Николаевича Толстого «Детство» Сколько лет исполнилось Николеньке? 10 ЛЕТ Как Карл Иванович относился к Николеньке? « Какой он добрый и как нас любит, а я мог так дурно о нем думать!» Найдите в тексте описание Натальи Савишны. В затрапезном платье босоногая, но весёлая, толстая и краснощёкая девка Наташка. Из - за чего Наталью сослали на скотный двор в степную деревню? Наташа решилась идти к дедушке просить позволения выйти замуж за Фоку. Дедушка принял её желание как оскорбление, прогневался и сослал её на скотный двор. Что вызывало жалость Николеньки к Карлу Ивановичу? « Бедный, бедный старик! Нас много, мы играем, нам весело а он – один - одинёшенек, и никто его не приласкает. Правду он говорит, что сирота. И история его жизни какая ужасная! Я помню, как он рассказывал её Николаю – ужасно быть в его положении!» Какой была Наталья Савишна в глазах юного мальчика? Как я себя помню, помню я и Наталью Савишну, её любовь и ласки; но теперь только умею ценить их, - тогда же мне и в голову не приходило, какое редкое, чудесное создание была эта старушка. Она не только не говорила но и не думала о себе. Найдите в тексте описание большого приятеля Карла Ивановича. Вошёл дядька Николай – маленький, чистенький человечек, всегда серьёзный, аккуратный и почтительный. Какими словами автор передаёт душевное состояние мальчика, не справившегося с заданием отца? Долго стоял я в сильном отчаянии на том же месте, не звал собаки и только твердил, ударяя себя по ляжкам: - Боже что я наделал! Вопросы по повести «Отрочество» На сколько лет Николенька был младше Володи? На год и несколько месяцев Описание Серёжи…. ….был смуглый, курчавый мальчик, со вздёрнутым твёрдым носиком, очень свежими красными губами, темно - голубыми глазами и необыкновенно бойком выражении лица В чем завидовал Николенька младшему брату? Он во всём стоял выше меня: в забавах, в учении, в ссорах в умении держать себя, и всё это отдаляло меня от него. Но ничему я не завидовал столько, как счастливому благодарно – откровенному характеру Володи, особенно резко выражавшемуся в ссорах, случавшихся между нами. Какие увлечения были у Володи? То вдруг на него находила страсть к картинкам, то страсть к вещам, которыми он украшал свой столик, собирая их по всему дому, то страсть к романам. Какая мысль пришла в голову Николеньки после разговора с Катенькой? Мне в первый раз пришла в голову ясная мысль о том, что не мы одни, то есть наше семейство, живёт на свете, что не все интересы вертятся около нас, а то что существует другая жизнь людей, ничего не имеющих общего с нами, не заботящихся о нас и даже не имеющих понятия о нашем существовании. «Богатый» и «нищий» в понимании юного мальчика? Бедными по моим тогдашним понятиям, могли быть только нищие и мужики. Мне казалось, что Мими и Катенька ежели всегда жили, то всегда и будут Как на Николеньку повлиял разговор с Катенькой? Разговор с Катенькой, сильно тронувший меня, заставил задуматься над её будущим положением.!. Как себя чувствовал Николенька после ссоры с Володей? До вечера мы не говорили друг с другом; я чувствовал себя виноватым, боялся взглянуть на него и целый день не мог ничем заняться. Какое впечатление произвел на Николеньку нищий в главе «Гроза»? Не могу выразить чувства холодного ужаса, охватившего мою душу в эту минуту. Дрожь пробегала по моим волосам, а глаза с бессмыслием страха были устремлены на нищего Что послужило причиной ссоры Володи и Николеньки? Однажды, во время сильнейшего пыла и страсти к вещам, Николенька подошёл к его столу и случайно уронил пустой разноцветный флакончик.

Тест по повести «Детство»

1. Чьими глазами мы «смотрим на мир» в трилогии Л.Н.Толстого?

А) Л.Н.Толстого

Б) Николеньки

В) Володи

2. В произведении наделён умом, наблюдательностью, живым воображением, способностью анализировать свои мысли, чувства и поступки

А) Николенька

Б) Карл Иванович

В) Наталья Саввишна

3. Чей портрет? «Большой, статный рост, странная, маленькими шажками походка, привычка подергивать плечом, большой орлиный нос…»

4. Чей портрет? «Карие глаза, выражающие доброту и любовь, родинка на шее, шитый белый воротничок, нежная сухая рука…»

А) Марьи Ивановны

Б) матери

В) Катеньки

5. Какой способ наказания использовал Карл Иванович в воспитании Николеньки?

А) лишал сладкого во время обеда

Б) запрещал общаться с братом

В) ставил в угол

6. Причина тревоги Карла Ивановича в том, что

А) дети едут в Москву

Б) теперь он больше не нужен

В) дети большие стали, им надо серьёзно учиться

7. Как зовут крепостного слугу, который верно и преданно служит своему господину?

Б) Трофим

8. Из-за чего Николенька испытал стыд на охоте?

А) упал с лошади

Б) разрушил муравейник

В) упустил зайца

9. Какой поступок хотел совершить Николенька, чтобы привлечь внимание Катеньки?

А) подарить букет полевых цветов

Б) вихрем пронестись на лошади верхом

В) поцеловать руку

10. Чем закончилось рисование охоты Николеньки?

А) нарисовал убежавшего зайца

Б) испачкал бумагу зелёной краской

В) разорвал рисунок

11. Гриша – это

А) юродивый странник

Б) родственник по линии матери

В) сосед-помещик

12. Какое чувство у Николеньки вызвала молитва Гриши?

А) удивления и непонимания

Б) жалости и горечи

В) умиления и восторга

13. Каким образом матушка хотела отблагодарить Наталью Саввишну и выразить любовь?

А) назначила ежегодную пенсию в 300 рублей

Б) подарила вольную

В) разрешила выйти замуж

14. Наталья Саввишна решила не покидать барский дом, так как

А) испугалась самостоятельной жизни

Б) всю свою любовь перенесла на барышню

В) чувствовала себя незаменимой в барском доме

15. Какой обычай провожать в дорогу бытовал в семье Николеньки?

А) устраивали прощальный ужин

Б) посещали церковь

В) все садились на стулья, закрыв двери гостиной

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ТЕСТ по повести Л.Н.Толстого «Детство» Подготовила учитель литературы Борисенко Э.А.

1.Повесть «Детство» относится к трилогии: а) «Детство. Отрочество. Юность»; б) «Детство. Молодость. Старость »; в) « Детство. Юность. Зрелость »; г) « Рождение. Детство. Отрочество ».

2. Повесть «Детство» относится: а) к поэтическим произведениям; б) к автобиографической прозе; в) к приключенческой прозе; г) к романтическим произведениям.

3. Главным героем повести является: а) Николенька Иртеньев; б) Володя Арсеньев; в) Гриша; г) Карл Иванович.

4.Повествование ведётся от лица: а) свидетеля событий, происходящих в поместье; б) Николеньки; в) Карла Иваныча; г) автора.

5 . Какая книга стояла на «собственной» полке Карла Ивановича: а) Библия; б) учебник арифметики; в) один том из истории Семилетней войны; г) Повести временных лет.

6. Сколько лет было сестрице Любочке: а) одиннадцать; б) двенадцать; в) девять; г) пятнадцать.

7. Закончите предложение, которое диктовал Карл Иванович на уроке чистописания: «Из всех пороков самый ужасный – это…» а) ложь; б) неблагодарность; в) корысть; г) предательство.

8. О ком Толстой сказал: «О великий христианин!» а) о Наталье Савишне; б) о Грише; в) о матушке; г) о папа.

9. «Вся её жизнь была любовь и самопожертвование…» - говорит Толстой: а) о бабушке; б) о Мими; в) о маменьке; г) о Наталье Савишне.

10. Как фамилия Карла Ивановича: а) Бауер; б) Мауер; в) Мюллер; г) Миллер.

11. Почему перед отъездом в Москву на уроке Николенька плакал: а) Карл Иванович Больно стукнул его хлопушкой; б) он был очень расстроен предстоящей разлукой; в) Володя дразнил его; г) он вспомнил свой сон.

12. О ком Николенька сказал: «…выйти из-под его влияния было не в моей власти»: а) о Карле Ивановиче; б) о Володе; в) о Сереже Ивине; г) о папа.

13. Какой предмет туалета искал Николенька перед танцами: а) галстук; б) лайковые перчатки; в) серебряные запонки; г) шелковый платок.

14. Как называется танец, на котором Николенька «совершенно осрамился»: а) галоп; б) вальс; в) мазурка; г) кадриль.

15. Кому Николенька признался в своей любви к Сонечке: а) Карлу Ивановичу; б) матушке; в) папа; г) Володе.

16. Особенность психологизма в произведении Л. Н. Толстого – это: а) осознание главным героем своей избранности и гениальности; б) наличие неменяющегося характера главного героя; в) постоянная противоречивость в отношении главного героя к окружающим его людям; г) меняющийся внутренний мир главного героя.

17. О ком И. С. Тургенев писал Н. А. Некрасову: «Ты прав – это талант надёжный… Пиши к нему – и понукай его писать»: а) о Н.В.Гоголе; б) о Л.Н.Толстом; в) о Николае Иртеньеве; г) о самом Н.А.Некрасове.

Предварительный просмотр:

На вопрос Ответьте на вопросы к произведению максима горького детство: заданный автором скособочиться лучший ответ это В повести "Детство" М. Горький рассказал о своих детских годах, в которых
едва ли не главное место занимала его бабушка. Странноватая, очень полная,
большеголовая, с огромными глазами, рыхлым красноватым носом. В жизни
мальчика бабушка появилась, когда умер его отец, и до конца своих дней она
всегда была рядом. Мальчик видит и понимает, что внутренне бабушка красива,
она мягкая, ласковая, добрая, старающаяся понять и помочь в любой ситуации.
При своей полноте бабушка ходила очень легко, плавно и ловко. Движения ее
походили на кошачьи. У бабушки была очень приятная белоснежная улыбка,
глаза при этом вспыхивали теплым светом, и лицо становилось молодым и
светлым. Волосы у нее были черные, очень густые, длинные и непослушные.
Поэтому, когда бабушка расчесывалась редкозубым гребнем, то обычно
сердилась. Говорила бабушка весело, складно, нараспев. Часто упоминала
Бога. Все, что она говорила, было теплым и ласковым, поэтому мальчик с
первого дня подружился с бабушкой, она стала для него самым верным и
близким другом, самым понимающим человеком. Позже он понял, что бабушка
была тем человеком, который отдает свою любовь бескорыстно, она любит мир
таким, какой он есть. М. Горький трепетно вспоминает о бабушке, и,
возможно, именно бескорыстное отношение к людям помогло писателю в
дальнейшем перенести тяжелые минуты жизни. II вариант Повесть М. Горького
"Детство" автобиографична. Все, кто окружал Алешу Пешкова, помогли вырасти
писателю, пусть с болью воспоминаний, обид, но это была школа. Трепетную,
еще неосознанную любовь вызвала в мальчике его бабушка - Акулина Ивановна.
Человек богатой души, колоритной внешности, обладающий той мудростью,
которая свойственна русскому народу. Алексей увидел впервые бабушку, когда
ей "за шестой десяток лета-весны перекинулись-пошли". Так, как воспринимала
окружающий мир бабушка, никто не мог. От проплывающего мимо берега, от
утопленных в небе куполов церквей она могла расплакаться или рассмеяться. А
кто еще мог рассказать мальчику такие сказки, что прожженные бородатые
матросы просили: "Ну-ка, бабушка, расскажи еще чего!.. " Для Алеши Пешкова
бабушка стала тем светом, который должен быть у каждого в жизни. Она стала
самым верным его другом, "самым понятным и близким человеком". "Вся на _
темная, но светилась изнутри... неугасимым, веселым и теплым светом".
Бескорыстной любви учился Алеша именно у бабушки, так как дедова семья,
куда он невольно попал, жила по суровым правилам, установленным
дедом-узурпатором. Вроде бы и в нем изредка проглядывает человек добрый, но
защелкивается скорлупа... и не перечь, не то расправа будет розгами.
Бабушка хорошо знала характер деда, не боялась его, в отличие от других
членов семьи. За любого она могла стать горой, если дед не прав. Ее теплом
наполнялся дом, ее любовью и светом, живой энергией. Всю душу вкладывала
она в заботу о своих детях и внуках. Никому не нужный Цыганок, подброшенный
под калитку дома, был принят бабушкой, как родной, она выкормила и выходила
мальчика. Работая от зари до поздней ночи по дому, бабушка видела каждого и
все, что происходило вокруг, уделяла внимание всем, кто в ней нуждался. А
ее героизм во время пожара? Она была равна стихии. |Оба, и пламя и бабушка,
сражались за мастерскую. Кто кого. |Она спасала то, что было ей дорого,
было ее домом, хозяйством; огонь сжигал то, что считал своей добычей. Пожар
был потушен, бабушка - получила ожоги, но еще и находила слова утешения для
других. М. Горький прошел школу щедрости и суровости, любви и злобы, но сам
всю жизнь пытался поступки свои анализировать, любовь отдавать, а себя
воспитывать. И спасибо судьбе, что была у него такая замечательная бабушка.