Сегодня я видела Музу, покровительницу искусства Танца. Древние греки называли ее Терпсихорой, и само это имя несет отпечаток ритма и гармонии...
Но имя это уже никто не произносит, а искусством уже никто не занимается. Все стороны нашей жизни отмечены следами разложения, и трон Музы Танца также оказался захвачен культом упадничества и вырождения, когда маска танца была надета на неуклюжие телодвижения, имитирующие животные инстинкты.
Терпсихора и танец не были выдуманы древними греками ради развлечения и времяпрепровождения. Муза и танец — это результат вдумчивого созерцания Природы, где все движется в ритме согласно неписаным законам.
Чтобы понять дух танца, достаточно погрузиться в шелест густой листвы. Не отрываясь от ветвей, листья танцуют и поют, рождая симфонию зеленых оттенков, чарующую глаз и слух. Достаточно минуту посидеть на берегу моря, обратив к нему лицо, и отдаться на волю неутомимого ритма, с которым волны набегают на берег. Достаточно проследить полет птицы или падающего листа осенней порой. Достаточно взглянуть, как танцуют на небе облака, принимающие поочередно тысячи фантастических форм. В конце концов, достаточно просто уметь читать ту открытую книгу, страницы которой жизнь ежедневно листает перед нами, но в которой мы ценим — да и то не всегда — лишь обложку.
Если глаза не видят, то и тело не может танцевать. Кусок материи, который мы называем телом, лишь мечется и корчится, словно в болезненных конвульсиях, а не движется в гармоничном ритме. Остается существо, которое непритворно жаждет плотского удовлетворения, а не духовного наслаждения красотой.
Если глаза не видят, то нет и звуков, чтобы слагать из них музыку. Если бы зазвучали прекрасные мелодии, они разбудили бы в нашем теле желание двигаться им в такт, согласованно и соразмерно. Но нас окружает кричащая, агрессивная музыка, построенная на диссонансах, или приторно слащавая и лукаво нежная, а тексты песен явно продиктованы вырождающейся модой или политической системой, что также популярно сегодня.
За всей этой мишурой не видно истины. А она заключается в том, что танец умер, и его смерть — это победа материализма, обещающего фальшивую свободу, которая никогда не будет достигнута по той простой причине, что ее не существует в тех мирах, где ее пытаются обрести. Эту ложную свободу сулит лозунг «делай что хочешь, а будет по-моему». Или «будь раскованней» — следуя навязанной моде. Ты обязан признавать прекрасным то, что вызывает отвращение, и, закрыв глаза, безумно кружиться и скакать, попирая само воспоминание о священной Музе ритма и гармонии. Среди всей фальши и бессмысленности слов молодые люди не только безнадежно далеки от умения танцевать; в своих прыжках и телесной неопрятности они так опустились и деградировали, что напрочь забыли изящество и грацию движения.
И я воззвала к Терпсихоре. Этот призыв родился в глубине моей души и с силой вырвался наружу.
И она явилась ко мне. Каждое движение Музы дышало грацией, которую не могли скрыть одежды. Она шла сквозь время, и ее шествие было танцем, движения которого были самой музыкой. Нет, Терпсихора не умерла, ведь прекрасное никогда не умирает. Я подумала, что ее присутствия никто не заметит, но все Подлинное непреложно... Видение было мимолетно, но в этот миг время и пространство утратили свою пугающую безусловность, а мода стыдливо потупилась перед лицом того, что вечно было, есть и будет.
Только мгновение Муза Танца была среди нас. Никто уже не знает ее имени и не вспомнит искусство, которому она покровительствует, Но в чьем-то убогом теле пробудилась неясная тоска. Оно давно лишилось крыльев и не умеет больше ни летать, ни ступать. И только взор свой может оно поднять к мимолетному видению, а душа умоляет его вновь сделаться таким же, как прежде.
Ведь душа умеет танцевать. Она живет в каждом из нас, и все зависит от того, насколько мы сами сковываем ее. Если душа охвачена трепетом, греки называли это именем грации и гармонии, Терпсихорой. А если она рыдает, как нам называть ее?

Терпсихора - это одна из девяти древнегреческих муз, покровительствующих искусствам и наукам, которые, по преданию, родились от могущественного Зевса и Мнемосины, богини памяти. Прекрасная дева с лирой в венке из плюща давала вдохновение тем, кто почитал искусство танца и хорового пения.

Прекрасные музы

Музы, а иначе их называли мусами, изображались в виде прекрасных девушек. Они могли не только покровительствовать людям искусства - артистам, поэтам, художникам, музыкантам, но и наказывали тех, кто вызывал их гнев, лишая таланта и вдохновения. Для того чтобы их задобрить, строили храмы, мусейоны, где можно было попросить о покровительстве и порадовать дарами.

Как изображали Терпсихору

Терпсихора - это муза, которая благоволила к тем, кто занимался танцами и хоровым пением. Ее также называли Цец.

Изображают Терпсихору с атрибутами, которые указывают на ее связь с искусствами. На голове у нее красуется венок из плюща, указывающий на отношение к Дионису, в руках она держит лиру и медиатр (плектру), на которой играет с улыбкой на лице. Музы сопровождали Диониса на празднества и свадьбы, были связаны с ним мистическими силами и внутренним огнем.

На картине Буше Франсуа она изображена в виде белокурой девушки с бубном, возлежащей на облаках с ангелами. Предполагалось, что с помощью музы можно достичь необыкновенных высот в искусстве, прикоснуться к божественному.

Источник вдохновения для поэтов и художников

Геосид в своем тексте о музах "Теогония" описывает их как благородных дев, которые, омывшись в водах святых источников, превозносят красивыми голосами и изящными танцами Зевса. Платон воздвиг в честь них храм в Афинах, к Юго-Западу от Акрополя, а также их святилища можно было встретить на всей территории страны.

Провожая в путь, древние греки давали напутствие: «Да пребудут с тобой музы!» Посещение музы - гордость, знак удачи.

Вечные философы и искатели истины, греки посвящали музам свои творения, просили их открыть путь к совершенствованию, а художники изображали рядом с музами себя и писали с ними портреты великих людей. В древнегреческих произведениях Прокла к ним обращались с просьбой провести душу к священному свету. Не раз Терпсихору упоминает А. С. Пушкин в "Евгении Онегине".

Терпсихора родила от бога реки Ахелоя очаровательных сирен, которые пели так, что никто не мог противиться им и ослушаться их. Знаменитый Одиссей, главный герой поэмы Гомера, с трудом противостоял их обаянию.

Многие пытались изобразить Терпсихору, эту богиню танца, стараясь передать ее грацию, одухотворенность, музыкальность.

Танец самой музы считался гармонией безупречных движений души и тела. Поэтому нетрудно разгадать значение фразеологизма «легкая, как Терпсихора».

Космическое дыхание танца

В переводе с греческого языка Терпсихора - это "восхищение", "утешение", "наслаждение танцем", "хоровым пением". Танец был не только способом выразить свои эмоции и страсти. Гармония в движениях, легкость, грациозность, по мнению философов, могла быть отражением души, ее светлых порывов, а красивые и верные движения, связанные ритмами, сливающиеся с музыкой, вводили танцоров в транс, и танец превращался в мистическое действо. Вдохновленный музой танец помогал душе возвыситься, соединиться с Космосом, получить откровения и исцеление.

По легенде, культ муз появился среди фракийских певцов, которые жили в Пиерии у горы Олимп. Кроме Диониса, музы сопровождали Аполлона, игравшего на лире на Олимпийсках пирах в окружении своих спутниц, которые вели души к свету, солнцу, истине, мудрости, постижению высшего смысла слова, музыки, танцев. Терпсихора - это главная вдохновительница хорового пения и танцев, столь любимых греческим народом, поэтому по праву занимала место среди муз, которые являлись третьим поколением жителей Олимпа.

Обитали они на Парнасе, рядом бил источник воды. Свой дар они передавали некоторым с самого детства, посещали и покровительствовали своему избраннику на протяжении всей его жизни.

Крылатая фраза о Терпсихоре

В значение «легкая, как Терпсихора» вкладывают не только восхищение талантливыми танцовщицами, но и грациозными женщинами, которые, независимо от возраста и веса, могут двигаться красиво, благородно, вызывают восхищенные взоры. Движения, как и глаза, отражают состояние, настроение, по походке можно узнать характер человека.

Те, кто одарен танцевальными способностями, могут считать себя счастливыми людьми, говорить с небесами языком танца.

Древнегреческая мифология любопытна культом богов Олимпа и почитанием их детей, которые представляют собой третье поколение возвышенных существ. Греция славилась просвещенными умами и деятелями искусств. Поэтому музы, вдохновлявшие на созидание, пользовались особым уважением. 9 женщин, дочерей верховного бога – громовержца , представляют собой гармоничную триаду. Они олицетворяли науку, ремесла и искусства. Каждая из муз была необходима для всестороннего развития государства, совершенствования образования и новых достижений во всех областях.

История появления

Первоначально музы считались вдохновляющими нимфами. Они способны одарить талантом в конкретном направлении или склонностью к проявлению себя в том или ином виде искусства. С течением времени количество муз менялось. Миф гласит, что каждая из них – дочь Зевса.

Первые упоминания об этих созданиях повествуют о Мелете, чьей привилегией были размышления, Мнеме, ведающей памятью, и Аэде, стихией которой стала песня. Древнегреческий поэт Гесиод воспевал девять девушек, детей Зевса и Мнемозины, богини памяти. По преданию, девушки родились у подножия Олимпа. Прекрасные внешне, они отличались чистосердечием и демонстрировали чудесные таланты.

Гесиод рассказывал, что если муза решала одарить простого смертного талантом, то сопровождала его с младенчества. Девушки покровительствовали тем, кто признавал их силу и верил, что дарование небеспочвенно. Склонных к дерзости музы наказывали. Древняя Греция поначалу веровала в муз, благоволящих поэтической сфере, но впоследствии появились покровительницы точных наук. Каждая сестра приняла на себя ответственность за вверенную ей область. Они имели специфические обязанности и отличительные атрибуты.


Терпсихора была музой танца и хорового пения и часто изображалась в облике танцовщицы с легкой улыбкой. Ее голову украшал венок, а в руках девушка держала лиру и плектр. Терпсихора властвовала над гармонией между внутренним и внешним, создавая прочные и бесконфликтные отношения души и человеческого тела. В литературных произведениях Терпсихора описывается как «наслаждающаяся хороводами».

Геродот описал появление покровительницы музыки и танца в пятой книге цикла «Музы». В произведении историк оставил описания, касающиеся отношения древних греков к различным направлениям научной деятельности, ремеслам и искусствам, охарактеризовав изображение и восприятие муз соотечественниками.

Муза танцев и пения


Танец античной эпохи строился на четком соблюдении ритма и его сочетании с движениями рук и ног. Миф гласил, что Терпсихора сопровождала , уча смертных сочетать духовное начало с физическим. По ее завету в танце следует принимать изысканные позы и использовать эстетичные жесты, отображая мысли и настроение, создавая гармоничное действо.

Муза танца была важным персонажем для древних греков и представительницей божественного пантеона. Танец высоко ценился в государстве и отождествлялся по степени серьезности с гимнастикой. В гимназиях существовал отдельный предмет, который обучал гармоничному движению под музыку.


Биография Терпсихоры неоднозначна. По одним данным, она родила будущего певца Лина, а по другим – в союзе с богом реки Ахелоем произвела на свет сирен. Альтернативные версии сообщают, что Лин – сын Урании, а сирены – дочери .

Терпсихору связывают с , обращая внимание на то, что она нередко изображается с плющом, который был символом бога виноделия.

Существуют подтверждения тому, что в Пифагорейской школе имелся храм, где Пифагор преподавал ученикам. Здесь воспевались Терпсихора, Эрато и Талия, покровительницы физического начала, элементов, флоры и фауны.


Вопреки расхожему мнению, покровительница танцев и пения придумана древними греками не во имя развлечения. Античные жители верили, что танец – действо, направленное на созерцание и осмысление природы, в которой царят собственные законы передвижения. Терпсихора напутствовала в увеселительных танцах на свадьбах и учила передавать через движение эмоции и тонкую связь с культурой родной страны и природой. Танец воспринимался как гармоничное движение души и тела в симбиозе. Греки умели слышать и слушать музыку и связывали ее с сердцебиением. Отсутствие таланта не всем позволяло реализоваться в этом направлении.

Экранизации

Музы считаются второстепенными действующими лицами древнегреческого пантеона. Образ Терпсихоры редко используется в кинематографе, но отсылки к нему и использование ее имени встречаются часто. Муза упоминается в документальных фильмах, описывающих исследования в области мифологии и теологии, а также в художественных лентах, посвященных искусству музыки и танца.


Выпущенный в 1995 году фильм «Пленники Терпсихоры» – яркий пример упоминания имени музы в кино. Это фильм-балет российского производства, описывающий взаимодействие педагога – профессора Сахаровой и солистки Балахничевой. Драматический сюжет повествует о периоде обучения танцовщицы Кремлевского балета, вдохновении и сложном пути, проделанном благодаря таланту, трудолюбию и любви к искусству танца.

По преданиям древних греков, муза танца звалась Терпсихора. Она имела восемь сестер. Летними вечерами они, взявшись за руки, водили хороводы. На греческих фресках и вазах сестры – музы держатся за руки. Танец был тесно связан с музыкой, пением, словом, игрой.

Терпсихора (Teryicora) - муза танца и хорового пения. В греческой мифологии дочь Зевса и Мнемосины, одна из девяти муз, покровительница танца (иногда - хорового пения). Изображалась в виде молодой женщины в позе танцовщицы, с улыбкой на лице. На голове у нее был венок, в одной руке она держала лиру, а в другой плектр. Она - "наслаждающаяся хороводами". Муза, открывает людям гармонию между внешним и внутренним, душой и телом.
Античный танец основывался на строгом соблюдении ритма, на сочетании ритмического шага и подобающих движений рук. Пляски были обязательным учебным предметом в гимназиях. Считалось, что Терпсихора, спутница бога гармонии Аполлона, учит душу правильно сочетаться с телом. Позы и движения должны быть красивы и гармоничны, пляска должна отражать настроение мысли и чувства.
Об отношении к танцу в Древней Греции говорит тот факт, что Терпсихора была включена в пантеон божеств. Греки понимали танец очень широко, рассматривая его и как гимнастику, средство оздоровления тела, и как мимическое искусство.
Существует миф, согласно которому Терпсихора - мать певца Лина (по другой версии, его мать - Урания).
По одному из вариантов мифа, Терпсихора родила от бога реки Ахелоя сирен (Apoll. Rhod. IV 892-896; вариант: сирены - дети Мельпомены).
Эту музу связывают с Дионисом, приписывая ей атрибут этого бога - плющ (о чем гласит надпись на Геликоне, посвященная Терпсихоре).
Сохранились свидетельства, что храм, посвященный музам, существовал в Пифагорейской школе. В этом храме Пифагор давал наставления своим ученикам. Терпсихора, Эрато и Талия заведовали земной физикой, наукой элементов, камней, растений и животных.

Терпсихора и танец не были выдуманы древними греками ради развлечения и времяпрепровождения. Муза и танец - это результат вдумчивого созерцания Природы, где все движется в ритме согласно неписаным законам.

Чтобы понять дух танца, достаточно погрузиться в шелест густой листвы. Не отрываясь от ветвей, листья танцуют и поют, рождая симфонию зеленых оттенков, чарующую глаз и слух. Достаточно минуту посидеть на берегу моря, обратив к нему лицо, и отдаться на волю неутомимого ритма, с которым волны набегают на берег. Достаточно проследить полет птицы или падающего листа осенней порой. Достаточно взглянуть, как танцуют на небе облака, принимающие поочередно тысячи фантастических форм. В конце концов, достаточно просто уметь читать ту открытую книгу, страницы которой жизнь ежедневно листает перед нами, но в которой мы ценим - да и то не всегда - лишь обложку.

Нет, Терпсихора не умерла, ведь прекрасное никогда не умирает. Да, возможно ее присутствия никто не заметит, но все Подлинное непреложно....
Муза Танца всегда была, есть и будет среди нас. Правда, мало кто уже знает ее имя и искусство, которому она покровительствует, Но возможно в чьем-то теле пробудилась неясная тоска, оно давно лишилось крыльев и не умеет больше ни летать, ни ступать. И только взор свой может оно поднять к мимолетному видению, а душа умоляет его вновь сделаться таким же, как прежде.
Ведь душа умеет танцевать. Она живет в каждом из нас, и все зависит от того, насколько мы сами сковываем ее. Если душа охвачена трепетом, греки называли это именем грации и гармонии, то - есть Терпсихорой.

Творчество практически каждого великого художника немыслимо без присутствия вдохновляющей его женщины – музы.

Бессмертные произведения Рафаэля были написаны с использованием образов, которые помогала создавать его возлюбленная, натурщица Форнарина, Микеланджело наслаждался платонической связью с известной итальянской поэтессой Витторией Колонной.

Красоту Симонетты Веспуччи увековечил Сандро Боттичелли, а знаменитая Гала вдохновляла великого Сальвадора Дали.

Кто такие музы?

Древние греки верили в то, что каждая сфера их жизни, которую они считали наиболее важной, имеет свою покровительницу, музу.

В соответствии с их представлениями, список муз древней Греции выглядел следующим образом:

  • Каллиопа – муза эпической поэзии;
  • Клио – муза истории;
  • Мельпомена – муза трагедии;
  • Талия – муза комедии;
  • Полигимния – муза священных гимнов;
  • Терпсихора – муза танца;
  • Эвтерпа – муза поэзии и лирики;
  • Эрато – муза любовной и свадебной поэзии;
  • Урания – муза науки.

Согласно классической греческой мифологии у верховного бога Зевса и Мнемозины, дочери титанов Урана и Геи, родились девять дочерей. Так как Мнемозина была богиней памяти, неудивительно, что её дочери стали назваться музами, в переводе с греческого это означает «мыслящие».

Предполагалось, что излюбленным местом обитания муз служили горы Парнас и Геликон, где в тенистых рощах, под звук прозрачных источников, они составляли свиту Аполлона.

Под звук его лиры они пели и танцевали. Этот сюжет был любим многими художниками Возрождения. Рафаэль использовал его в своих знаменитых росписях залов Ватикана.

Произведение Андреа Монтеньи «Парнас», на котором изображён Аполлон в окружении муз, танцующих для богов верховных Олимпа, можно увидеть в Лувре.

Там же находится знаменитый саркофаг Муз. Он был найден в XVIII веке на римских раскопках, его нижний барельеф украшен превосходным изображением всех 9 муз.

Мусейоны

В честь муз строились особенные храмы – мусейоны, которые были средоточием культурной и художественной жизни Эллады.

Наибольшую известность получил Александрийский мусейон . Это название и легло в основу всем известного слова музей.

Александр Македонский основал Александрию как центр эллинистической культуры в завоёванном им Египте. После смерти, его тело было доставлено сюда, в специально построенную для него гробницу . Но, к сожалению, затем останки великого царя исчезли, и до сих пор не найдены.

Один из сподвижников Александра Великого — Птолемей I Сотер, положивший начало династии Птолемеев, основал в Александрии мусейон, который соединял в себе научно-исследовательский центр, обсерваторию, ботанический сад, зверинец, музей, знаменитую библиотеку .

Под его сводами творили Архимед, Евклид, Эратосфен, Герофил, Плотин и другие великие умы Эллады.

Для успешной работы были созданы самые благоприятные условия, ученые могли встречаться друг с другом, вести долгие беседы, в результате были сделаны величайшие открытия, которые и сейчас не утратили своего значения.

Музы всегда изображались в образе молодых прелестных женщин, они обладали способностью видеть прошлое и предугадывать будущее.

Наибольшей благосклонностью этих прекрасных созданий пользовались певцы, поэты, художники, музы поощряли их в творчестве и служили источником вдохновения.

Уникальные способности муз

Клио, «дарующая славу» муза истории , чей постоянный атрибут - пергаментный свиток или доска с письменами, где она записывала все события, чтобы сохранить их в памяти потомков.

Как сказал о ней древнегреческий историк Диодор: «Величайшая из муз внушает любовь к минувшему».

Согласно мифологии Клио дружила с Каллиопой. Сохранившиеся скульптурные и живописные изображения этих муз очень похожи, часто их выполнял один и тот же мастер.

Существует миф о ссоре, возникшей между Афродитой и Клио.

Обладая строгими нравами, богиня истории не знала любви и осуждала Афродиту, которая была женой бога Гефеста, за нежные чувства к молодому богу Дионису.

Афродита повелела своему сыну Эроту выпустить две стрелы, разжигающая любовь попала в Клио, а убивающая её, досталась Пиерону.
Страдания от неразделённой любви убедили строгую музу никого больше не осуждать за возникающие чувства.

Мельпомена, муза трагедий


Две её дочери обладали волшебными голосами и решили бросить вызов музам, но проиграли и чтобы наказать их за гордыню.

Зевс или Посейдон, тут мнения мифосоздателей расходятся, превратил их в сирен.
Тех самых, что едва не погубили аргонавтов.

Мельпомена поклялась вечно сожалеть об их судьбе и всех тех, кто бросает вызов воле небес.

Она всегда закутана в театральную мантию, а её символ – скорбная маска, которую она держит в правой руке.
В её левой руке – меч, символизирующий кару за дерзость.

Талия, муза комедии, сестра Мельпомены , но никогда не принимала безоговорочной веры сестры в то, что наказание неизбежно, это часто становилось причиной их ссор.

Она всегда изображается с комедийной маской в руках, её голову украшает венок из плюща, отличается весёлым нравом и оптимизмом.

Обе сестры символизируют жизненный опыт и отражают образ мыслей, свойственный жителям древней Греции о том, что весь мир – это театр богов, а люди в нём лишь исполняют предписанные им роли.

Полигимния, муза священных гимнов, веры, нашедшей своё выражение в музыке


Покровительница ораторов, от её благосклонности зависела пламенность их речей и заинтересованность слушателей.

Накануне выступления следовало просить музу о помощи, тогда она снисходила к просящему и внушала ему дар красноречия, способность проникнуть в каждую душу.

Постоянный атрибут Полигимнии – лира.

Эвтерпа — муза поэзии и лирики

Выделялась среди остальных муз особенным, чувственным восприятием поэзии.

Под тихий аккомпанемент арфы Орфея её стихи услаждали слух богов на олимпийском холме.

Считаясь самой прекрасной и женственной из муз, она стала для него, потерявшего Эвридику, спасительницей души.

Атрибутом Эвтерпы служит двойная флейта и венок из живых цветов.

Как правило, изображалась в окружении лесных нимф.

Терпсихора, муза танца , который исполняется в едином ритме с ударами сердца.

Совершенное искусство танца Терпсихоры выражало полную гармонию природного начала, движений человеческого тела и душевных эмоций.

Изображалась муза в простой тунике, с венком из плюща на голове и с лирой в руках.

Эрато, муза любовной и свадебной поэзии

Её песнь о том, что нет силы, способной разлучить любящие сердца.

Поэты-песенники призывали музу вдохновить их на создание новых прекрасных произведений.
Атрибутом Эрато служит лира или тамбурин, её голову украшают чудесные розы как символ вечной любви.

Каллиопа, что на греческом значит «прекрасноголосая» - муза эпической поэзии

Старшая из детей Зевса и Мнемозины и, кроме того, мать Орфея, от неё сын унаследовал тонкое понимание музыки.

Всегда изображалась в позе прекрасной мечтательницы, которая держала в руках восковую дощечку и деревянную палочку – стилос, поэтому появилось известное выражение «писать высоким стилем».

Античный поэт Дионисий Медный назвал поэзию «криком Каллиопы».

Девятая муза астрономии, мудрейшая из дочерей Зевса, Урания держит в своих руках символ небесной сферы – глобус и циркуль, который помогает определять расстояния между небесными телами.

Имя было дано музе в честь бога небес Урана, который существовал ещё до Зевса.

Интересно, что Урания, богиня науки, находится среди муз связанных с разными видами искусств. Почему?
Согласно учению Пифагора о «гармонии небесных сфер», размерные соотношения музыкальных звуков сравнимы с расстояниями между небесными светилами. Не зная одного, невозможно достичь гармонии в другом.

Как богиню наук, Уранию почитают и сегодня. В России даже есть музей Урании.

Музы символизировали собой скрытые достоинства человеческой натуры и способствовали их проявлению.

Согласно представлениям древних греков, музы обладали удивительным даром приобщать души людей к великим тайнам Вселенной, воспоминания о которых они затем воплощали в стихах, музыке, научных открытиях.

Покровительствуя всем творческим людям, музы не терпели тщеславия и обмана и жестоко за них наказывали.

У македонского царя Пиэра было 9 дочерей, обладавших прекрасными голосами, которые решили вызвать муз на состязание.

Каллиопа выиграла и была признана победительницей, но пиэриды отказались признавать своё поражение, и пытались устроить потасовку. За это их настигла кара, и они были превращены в сорок.

Вместо чудесного пения, они резкими гортанными криками оглашают весь мир о своей судьбе.

Поэтому рассчитывать на помощь муз и божественного провидения можно только в том случае, если ваши помыслы чисты, а устремления бескорыстны.

Прочитайте интересную статью Гере, Афродите и Афине.