Фёдор Алексеевич, объявленный престолонаследником после кончины старшего брата Алексея , был очень слаб и болезнен, как и все сыновья Алексея Михайловича от Марии Милославской. Исследователями утверждается, что Фёдор страдал цингой . Признаком этой болезни было опухание ног, которым страдал царь . Вступил на царский престол в 15 лет.

«Божиею милостию Царь и Великий Князь всея Великия и Малыя и Белыя России, Самодержец Московский, Киевский, Владимирский, Новгородский, Царь Казанский, Царь Астраханский, Царь Сибирский, Государь Псковский и Великий князь Смоленский, Тверский, Югорский, Пермский, Вятцкий, Болгарский и иных, Государь и Великий князь Новагорода Низовския земли, Черниговский, Резанский, Ростовский, Ярославский, Белоозерский, Удорский, Обдорский, Кондинский и всея Северныя страны, Повелитель и Государь Иверские земли, Карталинских и Грузинских царей, и Кабардинские земли, Черкасских и Горских князей, и иных многих государств и земель, восточных, и западных, и северных отчич, и дедич, и наследник, и Государь и Обладатель» .

Одним из его учителей был образованный монах из Речи Посполитой Симеон Полоцкий , прививший ему склонность ко всему польскому. Царь свободно говорил на польском . Некоторые исследователи предполагают, что он знал латынь . Фёдор Алексеевич интересовался европейской политикой. На заседаниях Боярской думы ему и боярам зачитывали составленные в Посольском приказе обзоры западной прессы (куранты) . Увлекался музыкой и пением. К свадьбе царя Фёдора Алексеевича и Агафьи Грушецкой Симеон Полоцкий и новый придворный пиит и ученик Симеона, монах Сильвестр Медведев , сложили широковещательные оды на это «великое и радостное для всей земли Русской торжество».

В первые месяцы царствования Фёдор Алексеевич тяжело болел и фактическими правителями государства были А. С. Матвеев , патриарх Иоаким и И. М. Милославский . Однако уже к середине 1676 года царь взял власть в свои руки, после чего Матвеев был отправлен в ссылку.

Короткое царствование Фёдора Алексеевича ознаменовано некоторыми важными акциями и реформами. В 1678 году проведена общая перепись населения, в 1679 введено подворное обложение прямыми налогами , увеличившее податный гнёт. В военном деле в 1682 году отменено парализующее начальствование в армии местничество , в связи с этим сожжены разрядные книги . Тем самым был положен конец опасному обычаю бояр и дворян считаться с заслугами предков при занятии должности, главным критерием продвижения по службе стали личные способности и выслуга лет. Для сохранения памяти предков были введены родословные книги . В целях централизации государственного управления некоторые смежные приказы были объединены под руководством одного лица. Получили новое развитие полки иноземного строя .

Под влиянием молодых царских фаворитов - постельничего

Федор III Алексеевич Романов (рожд. 30 мая (9 июня) 1661 г. — смерть 27 апреля (7 мая) 1682 г.) - царь и великий князь всея Руси, из рода Романовых. Годы правления 1676 – 1682. Отец - Алексей Михайлович Романов. Мать - Мария Ильинична Милославская, первая супруга царя Алексея Михайловича.

Федор Романов родился в Москве в 1661 году. За время правления Алексея Михайловича неоднократно возникал вопрос о престолонаследии, так как в 16-ти летнем возрасте скончался царевич Алексей Алексеевич, а второму царскому сыну Федору было в то время 9 лет.

Венчание на царство

И все-же именно Федор в 15 лет унаследовал престол. Нового царя венчали на царство в Успенском соборе Московского Кремля 18 июня 1676 г. Федор Алексеевич не отличался телесной крепостью, с детства много болел, был слаб. Государством ему довелось править только шесть лет.

Образованность

Юный царь был прекрасно образован. Он хорошо знал латынь и свободно мог говорить по-польски, знал немного древнегреческий язык. Федор Алексеевич разбирался в живописи и церковной музыке, имел «великое искусство в поэзии и изрядные вирши складывал», обученный основам стихосложения, им был сделан стихотворный перевод псалмов для «Псалтири» Симеона Полоцкого. Его представления о царствовании были сформированы под влиянием одного из талантливейших философов той эпохи Симеона Полоцкого, бывшего воспитателем и духовным наставником царевича.

Начало правления

После воцарения юного царя, вначале государством попыталась править его мачеха, Н.К. Нарышкина, которую смогли устранить от дел родственники царя Федора, отправив ее вместе с сыном Петром (будущим ) в «добровольную ссылку» в подмосковное село Преображенское.

Друзьями и родственниками Федора Алексеевича были боярин И.Ф. Милославский, князья Ю.А. Долгоруков и Я.Н. Одоевский, которых в 1679 г. сменили стольничий М.Т. Лихачев, постельничий И.М. Языков и князь В.В. Голицын. Они были «людьми образованными, способными и добросовестными». Именно они, имевшие на молодого государя влияние, энергично взялись создавать дееспособное правительство.

Благодаря их влиянию при новом царе принятие важных государственных решений было перенесено в Боярскую думу, число членов которой при нем возросло с 66 до 99. Государь был также склонен лично участвовать в управлении.

Царь Федор Алексеевич перед образом Спаса Нерукотворного. 1686 г.

Внутренняя и внешняя политика

В делах внутреннего управления государством этот царь оставил след в российской истории двумя нововведениями. 1681 год — был разработан проект создания, впоследствии знаменитой, а тогда первой в Москве, Славяно-греко-латинской академии, которую открыли уже после смерти монарха. Много деятелей науки, культуры и политики вышло из ее стен. Именно в ней в XVIII столетии проходил обучение великий русский ученый М.В. Ломоносов.

При этом, к обучению в академии должны были допускать представителей всех сословий, а бедным назначать стипендию. Академии монарх собирался передать всю дворцовую библиотеку, а будущие выпускники могли претендовать на высокие государственные должности при дворе.

Патриарх Иоаким был противником открытия академии, он вообще был против светского образования в России. Федор Алексеевич пытался отстоять свое решение.

Государь приказал строить для детей-сирот специальные приюты и обучать их различным наукам и ремеслам. Царь хотел устроить всех нетрудоспособных в богадельни, которые строились за его средства.

1682 год — Боярской думой раз и навсегда было отменено так называемое местничество. По существовавшей в России традиции на разные государственные и военные должности людей назначали не в соответствии с их заслугами, опытом или способностями, а в соответствии с местничеством, то есть с тем местом, которое занимали в государственном аппарате предки назначаемого. Сын человека, который занимал когда-то низкую должность, никогда не мог стать выше сына чиновника, занимавшего в свое время более высокое положение. Это многих раздражало и мешало эффективному управлению страной.

Отмена местничества. Сожжение разрядных книг

По желанию царя 12 января 1682 г. Боярская дума отменила местничество; разрядные книги, в которых записывались «разряды», то есть должности, были сожжены. Вместо них все старые боярские роды переписали в специальные родословцы, чтобы их заслуги не были забыты потомками.

В 1678–1679 гг. правительство Федора Алексеевича провело перепись населения, отменило указ Алексея Михайловича о невыдаче беглых, записавшихся в ратную службу, ввело подворное обложение (это сразу же пополнило казну, но усилило крепостной гнет).

В 1679–1680 гг. попытались смягчить на европейский манер уголовное наказание, в частности, отменили отрубание рук за воровство. С того времени виновные ссылались в Сибирь с семьями.

На юге России, благодаря строительству оборонительных сооружений появилась возможность широкого наделения дворян, стремившихся к увеличению земельных владений, поместьями и вотчинами.

Крупной внешнеполитической акцией времен царствования Федора Алексеевича стала успешная Русско-турецкая война (1676–1681 гг.), закончившаяся Бахчисарайским мирным договором, который закрепил объединение Левобережной Украины с Россией.

Во времяна правления этого царя весь Кремлевский дворцовый комплекс, включая церкви, был перестроен. Здания соединяли между собой галереями и переходами, их по-новому украсили резными крыльцами.

В Кремле установили канализационную систему, проточный пруд и много разных садов с беседками. У царя был свой собственный сад, на украшение и обустройство которого он не жалел денег.

В Москве построили десятки каменных зданий, пятиглавые храмы в Котельниках и на Пресне. Царь выдавал подданным ссуды из казны на строительство каменных домов в Китай-городе и многим прощал долги.

Государь видел в постройке красивых каменных зданий лучший способ защиты Москвы от пожаров. При этом Федор Алексеевич считал, что Москва - это лицо государства и восхищение ее великолепием должно вызывать у иноземных послов уважение ко всей России.

Родственники у смертного одра Федора Алексеевича (К. Лебедев)

Личная жизнь

Личная жизнь Федора Алексеевича Романова была очень несчастливой.

1680 год — государь выбрал себе из многих претенденток красивую и образованную Агафью Семеновну Грушецкую (1663-1681 гг.) Молодая супруга была родом из Смоленска, а по происхождению полькой. Однако семейная жизнь была короткой. Царевна скончалась спустя трое суток после родов от родильной горячки. В скором времени умер и новорожденный сын Илья.

1682 год, 14 февраля — в царском дворце состоялась новая свадьба. Теперь царской избранницей стала Марфа Матвеевна Апраксина (1664-1716 гг.) Однако спустя два месяца после свадьбы, 27 апреля 1682 г. государь после непродолжительной болезни умер на 21-м году жизни, не оставив наследника, не сделав распоряжений относительно престолонаследия. Федор Алексеевич был похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля.

Русский царь Федор Алексеевич Романов родился 9 июня (30 мая по старому стилю) 1661 года в Москве. Сын царя и Марии Ильиничны, дочери боярина Ильи Милославского, не отличался хорошим здоровьем, с детства был слабым и болезненным.

18 июня 1676 года Федор Алексеевич был венчан на царство в Успенском соборе Кремля.

Представления его о царской власти во многом оказались сформированы под влиянием одного из талантливых философов того времени Симеона Полоцкого, который являлся воспитателем и духовным наставником молодого человека. Федор Алексеевич был прекрасно образован, знал латынь, древнегреческий и свободно говорил по-польски. Увлекался музыкой, особенно певческим искусством.

Многое из того, что сделал позже Петр I, было подготовлено или начато именно в краткий период правления его старшего брата царя Федора Алексеевича (1676- 1682).

В 1678 году правительством была проведена перепись населения, отменен указ Алексея Михайловича о невыдаче беглых, записавшихся в ратную службу. В 1679 году введено подворное обложение — первый шаг к подушной подати Петра I (это сразу же пополнило казну, но усилило крепостной гнет).

В 1679-1680 годах была предпринята попытка смягчить на западный манер уголовные наказания . Был принят закон, запрещающий членовредительство.

Благодаря строительству оборонительных сооружений на юге России (Дикое поле) появилась возможность широкого наделения дворян, стремившихся к увеличению земельных владений, поместьями и вотчинами.

В 1681 году было введено воеводское и местное приказное управление — важная подготовительная мера для губернской реформы Петра I.

Главной из внутриполитических реформ стала отмена на "чрезвычайном сидении" Земского собора 12 января1682 года местничества — правил, по которым каждый получал чины в согласии с местом, которое занимали в государственном аппарате его предки. Такое положение вещей многих не устраивало и, кроме того, мешало эффективному управлению государством. Одновременно были сожжены разрядные книги с перечнями должностей. Взамен них было приказано завести родословные книги, куда вписывали всех знатных людей, но уже без указания их места в Думе.

Получивший основы светского образования Федор был противником вмешательства церкви и патриарха Иоакима в светские дела, установил увеличенные нормы сборов с церковных имений, начав тем самым процесс, завершившийся при Петре I ликвидацией патриаршества.

В годы правления Федора велось строительство не только дворцовых церквей, но и светских зданий (приказов, палат), были разбиты новые сады, создана первая общая система канализации Кремля. Личные распоряжения Федора Алексеевича за 1681-1682 годы содержат указы о строительстве в Москве и дворцовых селах 55 различных объектов.

Малолетних нищих высылали из Москвы в "украинные города" или монастыри для выполнения различных работ или обучения ремеслам (по достижении 20 лет их записывали на службу или в податную обязанность — тягло). Намерение Федора Алексеевича построить для "нищенских детей" дворы, где бы их обучали ремеслу, так и не было осуществлено .

Понимавший необходимость распространения знаний, царь приглашал иноземцев для преподавания в Москве. В 1681 году был разработан проект создания Славяно-греко-латинской академии , хотя сама академия была учреждена позже, в 1687 году.

Реформами оказались затронуты широкие слои различных классов, что вызвало обострение социальных противоречий. Недовольство городских низов (в том числе стрельцов) привело к Московскому восстанию 1682 года .

Во внешней политике Федор Алексеевич пытался возвратить России выход к Балтийскому морю, утраченный в годы Ливонской войны. Гораздо больше внимания, чем Алексей Михайлович, он уделял полкам "нового строя", укомплектованным и обучаемым на западный манер. Однако решению "балтийской задачи" мешали набеги крымских татар и турок с юга. Крупной внешнеполитической акцией Федора Алексеевича стала успешная русско-турецкая война 1676-1681 годов, закончившаяся Бахчисарайским мирным договором, который закрепил объединение Левобережной Украины с Россией .

Киев Россия получила еще ранее по договору с Польшей 1678 года в обмен на Невель, Себеж и Велиж. Во время войны на юге страны была создана Изюмская засечная черта длиной около 400 верст, которая прикрыла Слободскую Украину от нападений турок и татар. Позднее эта оборонительная линия была продолжена и соединена с Белгородской засечной чертой.

7 мая (27 апреля по старому стилю) 1682 года Федор Алексеевич Романов скоропостижно скончался в Москве, не оставив наследника. Федора похоронили в Архангельском соборе Московского Кремля. Царями были провозглашены два его брата — Иван и Петр Алексеевичи.

В июле 1680 года царь вступил в брак с Агафьей Грушецкой, который продлился около года, царица умерла при родах, скончался и новорожденный сын Федора.

В феврале 1682 года царь женился на Марфе Апраксиной, брак продлился чуть более двух месяцев, до смерти Федора Алексеевича.

Материал подготовлен на основе информации из открытых источников

Быт жителей Руси, России отличался устойчивостью. Но отнюдь не затхлым консерватизмом, вековечным застоем, как иногда изображалось в литературе. Русская деревянная изба, к примеру, столетиями не меняла облик, сохраняла свои конструктивные и функциональные черты, особенности. Это говорит о том, что исстари обитатели Восточной Европы нашли наилучшее их сочетание в тех природных, в частности климатических условиях, в которых они проживали. То же можно сказать о многих приспособлениях, предметах домашнего обихода наших предков.
Подавляющее большинство жилищ той поры — полуземляночные и наземные (срубные, стоявшие на земле) избы. Полы в них — земляные или деревянные. Часто имелись подклети — нижние помещения для скота, вещей. В таком случае саму избу, стоявшую над подклетью, наверху (на горе), именовали горницей; горницу с «красными» окнами, которые пропускали много света, — светлицей. Наконец, у наиболее зажиточных людей, у знати имелся третий ярус — терем. Естественно, размеры избы, резьба на ней и проч. зависели от положения хозяина — бедняка или богатея.
Некоторые люди, из особо знатных, имели дома из нескольких срубов, с переходами, лестницами, крылечками, резными украшениями. Такие постройки, прежде всего у князей и бояр, напоминали дворцы большего или меньшего размера.
Разной была и обстановка в доме. У тех, кто победней, — деревянные столы, скамьи, лавки вдоль стен. У богатых — те же предметы, еще табуретки, покрытые красивой резьбой, живописью; на них — подушки, валики; к ногам ставили маленькие скамеечки. Освещали избы лучинами, которые вставлялись в печную расщелину или металлический светец. У зажиточных завелись сальные свечи с подсвечниками, деревянными или металлическими, которые стояли на столах. Иногда встречались серебряные «шандалы», те же подсвечники, или светильники с растительным маслом.
Князья, бояре, купцы ходили в длинных, до пят, одеждах с вышивками и драгоценными каменьями; бедняки — в простых рубашках с поясом, коротких одеждах — из домотканого сукна, беленого холста. Зимой простонародье носило медвежьи шубы («нетуть беды ходити хотя и в медведине», по словам Нифонта, новгородского епископа); его обувь — лапти из лыка. У богатых — шубы из дорогих мехов, кожухи, опашни, однорядки для мужчин; те же шубы и опашни, а также кортели, летники, телогреи — для женщин; все это — из иноземных атласа, бархата,
камки, сукна; украшались они соболями, каменьями, жемчугом. К богатым одеждам питали склонность и монахи. В одном духовном завещании (1479) говорилось об их «неправедном житии», запрещалось «ни немецкого платиа носити, ни с пухом шуб носити».
Митрополит Даниил (первая половина XVI в.) укоряет молодых вельмож, которые коротко стригут волосы, бреют или выщипывают усы и бороду, красят щеки и губы, как женщины, и тем нарушают обычаи русской старины. То же — с одеждой и обувью, чересчур, на его взгляд, роскошными и к тому же неудобными (от красных сапог, очень тесных, этим щеголям приходится «великую нужду терпети»). Под одежду они подкладывают деревяшки, чтобы казаться выше ростом. А женщины сверх меры белят и красят лицо, «чернят глаза»; брови выщипывают или наклеивают другие, «выспрь (вверх. — Авт.) возводяще»; голове под убрусом придают (расположив соответствующим образом волосы) круглую форму.
Посуда бедняков — из дерева (бочка, кадь, ведро, корыто, ночва — лоток, чум — ковш, кош — корзина, чашка, ложка), глины (горшок, черпачок, корчага — большой сосуд); кое-что, но немногое — из железа и меди (котлы для варки еды, кипячения воды). У богатых — те же предметы, но больше — металлических, вплоть до (у князей, бояр) золотых и серебряных; к тому же разнообразнее (кроме названных, — кубки, братины, чарки, солонки, достаканы, уксусницы, перечницы, горчичницы; для винного пития — турьи рога в серебре).
Простой люд ел преимущественно ржаной хлеб, богатые — из пшеницы. Вкушали просо (пшено), горох, овес (из них делали каши, кисели); из овощей — капусту, репу, морковь, огурцы, редьку, свеклу, лук, чеснок и др. Мясо больше было на столах богачей; у бедняков — рыба. Употреблялись молочные продукты, растительное и животное масло. Соль была дорогой.
Дома изготовляли напитки — хлебный квас, пиво, мед. Как сладкое, «на заедки» употребляли яблоки, груши, вишни, сливы, смородину, лесные орехи.
Богачи, вельможи питались более разнообразно и обильно. К тому, что названо выше, можно добавить дичь, редкую в рационе бедняков; это — журавли, гуси, перепела, лебеди. В числе посуды великих князей московских упоминаются «лебединые», «гусиные» блюда. Тот же митрополит Даниил пишет о «многоразличных трапезах», «сладких снядях» у богатых людей, «хитрости» (мастерстве) их поваров. На пирах, помимо своих напитков, богачи смаковали вина «заморские». Мирские пирушки, складчины устраивали, по случаю церковных праздников, поминок, крестьяне в деревнях, ремесленники в городах. На них, как и на пирах у богачей, участников застолий развлекали музыканты, певцы и плясуны. Подобные «бесовские» игрища вызывали возмущение церковников, обличавших «веселие многое» со «смехотворцами», «празднословцами» и «сквернословцами». Знатный человек, по Даниилу, «сбирает» «позорище (зрелище. — Авт.) , играниа, плясаниа». Даже в кругу семьи его волей появляются «скомрахи, плясцы, сквернословци»; тем самым хозяин «погубляа себе и дети, и жену, и вся сущая в дому. паче потопа оного».
Другие пастыри говорят и пишут о простонародье, которое любит глядеть на подобные «позорный игры» не в домах, а «на улице». Особое ожесточение вызывало у них то, что во время церковных праздников «простцы» ведут себя, как язычники в древние времена. Памфил, игумен псковского Елеазарова монастыря, в послании к псковским властям во главе с наместником (1501) призывает их положить конец святотатству: «Егда бо приходит великий праздник, день Рождества Предтечева, и тогда во святую ту нощь мало не весь град взмятется и взбесится... Стучат бубны и глас сопелий и гудут струны; женам же и девам плескание (ладонями. — Авт.) и плясание»; поют «всескверные песни».
Осуждают они и «ристание конское», охоту («ловы») знатного вельможи. «Кый же ли — обращается к нему митрополит Даниил, — прибыток ти есть над птицами дни изнуряти? Каа же ти нужа есть псов множество имети?» Все эти «утешения суетные» лишь отвлекают людей от дела, в том числе богоугодного — церковных обрядов, молитвенного бдения. Но народ, простой и богатый, продолжал ходить на такого рода развлечения. Известно, например, что царь Иван Грозный любил скоморохов — «веселых людей», собирал их, вместе с медведями, в столицу; сам участвовал в «игрищах» — плясках на пирах, одевал вместе с другими «машкеру».
В XVI в. быт в основном сохранял прежние черты. Появлялись и новые — пряности в богатых домах (корица, гвоздика и др.), лимоны, изюм, миндаль; колбаса, которую ели с гречневой кашей. Распространилась мода на тюбетейки (тафьи), осужденная Стоглавым собором. Больше строили каменные жилые дома, хотя основная их масса оставалась деревянной. Увлекались русичи игрой в шашки и шахматы.