Удержать убегающее время... Интерьеры Зимнего дворца в акварелях Э. П. Гау.

Эдуард Петрович (Иванович) Гау (1807, Ревель-1887) - русский художник, акварелист.
Родился он в 1807 году в Ревеле (ныне город Таллин) и «состоял в русском подданстве». Занимался рисованием с детства и в 1830-1832 годах на свои средства обучался живописи в Академии художеств Дрездена. Далее его обучение проходило в Санкт-Петербургской Императорской Академии художеств, где ему было присвоено звание неклассного художника и вручена серебряная медаль. Позже Эдуарду Петровичу было присвоено звание академика перспективной акварельной живописи.


Эдуард Петрович (Иванович) Гау (1807, Ревель - 1887)

Наибольшую известность художнику принесли акварели интерьеров известных зданий Москвы, Санкт-Петербурга, Гатчины, написанных по заказу императорской семьи, хотя известно и несколько портретов в его исполнении.


Александровский или Парадный зал. Построен в Зимнем дворце по проекту архитектора Брюллова (брата знаменитого художника) во второй четверти XIX века в память об императоре Александре I

В Москве он рисовал интерьеры Большого Кремлёвского дворца, Николаевского дворца; в Санкт-Петербурге - Михайловского замка, Зимнего дворца и Эрмитажа, в Гатчине - интерьеры Большого Гатчинского дворца. Только в Гатчинском дворце им было написано 59 акварелей, часть из которых до 1920-х годов хранилась в коллекции дворца, и лишь потом была передана в Эрмитаж.


Зал Аполлона выполнен в соответствии с модным на тот момент увлечением античной культурой

В Гатчине Гау впервые появился в 1862 году для создания акварелей с видами кабинетов Николая I и Александра II и продолжил работу во дворце только в 1874 году. Гатчинские акварели представляют собой особую ценность, поскольку Большой Гатчинский дворец был полностью сожжён во время Великой Отечественной войны отступающими немецкими войсками, и эти картины служат ценным материалом при проведении реставрации интерьеров дворца.


Гербовый зал. До 30-х годов XIX века в помещении проходили балы. После пожара 30-х годов, зал был воссоздан архитектором Стасовым в русском стиле - со скульптурами воинов, держащих гербы русских губерний.


Павильонный зал

Художник работал с акварелью в технике отмывки. Его картины выполнены с большим мастерством - точное построение перспективы, прорисовка деталей очень тщательная.


Петровский зал

Долгую 80-летнюю жизнь художника (умер он в 1887 году), пожалуй, можно назвать во многом сложившейся удачно. Однако богатств он не нажил, хотя, казалось бы, вполне мог. И после его смерти вдова Емилия Гау с приёмной дочерью были вынуждены просить Санкт-Петербургскую академию об оказании материальной помощи. Академия выделила единовременная пособие, но в постоянном пенсионе отказала. Впрочем, подобных примеров множество на протяжении всей российской истории.


Пикетный зал

Однако, так или иначе, акварели Эдуарда Гау пережили многие изображённые на них интерьеры дворцов, а потом не раз помогали реставраторам. Всё-таки правы те, кто говорит, что по-настоящему талантливая живопись позволяет удержать даже убегающее время.



Большой Фельдмаршальский зал

Фельдмаршалский зал, в котором размещались портреты русских фельдмаршалов. Создан по проекту архитектора Огюста Монферрана (строителя Исаакиевского собора). После пожара 30-х годов перестроен русским архитектором Стасовым (двоюродным дедом знаменитой большевички). После революции портреты были вынесены из зала как символ реакционной тирании. В XXI веке были возвращены обратно.


Малый Фельдмаршальский зал


Зал развода караулов


Первый зал Военной галереи


Второй зал Военной галереи


Третий зал Военной галереи


Зал Советов императора Александра I


Большой кабинет императора Николая I



кабинет императрицы Александры Фёдоровны, супруги Николая I



большая гостиная императрицы Александры Фёдоровны


Белая гостиная императрицы Александры Фёдоровны


спальня императрицы Александры Фёдоровны


ванная комната императрицы Александры Фёдоровны


туалетная комната императрицы Александры Фёдоровны


будуар императрицы Марии Александровны


Малиновый кабинет Марии Александровны, супруги императора Николая I, из-за которой советско-украинский народный герой Тарас Шевченко был сослан в солдаты.


гостиная императрицы Марии Александровны


Спальня великой Княжны Марии Александровны - дочери российского императора Александра II и императрицы Марии Александровны. Вышла замуж за сына британской королевы Виктории


кабинет великой княжны Марии Александровны


будуар великой княжны Марии Александровны


Большой кабинет Марии Николаевны - дочери российского императора Николая I, которая считалась первой хозяйкой Мариинского дворца в Петербурге. В браке - герцогиня Лейхтенбергская. Вышла замуж за Максимилиана Лейхтенбергского - сына Жозефины и пасынка Наполеона Бонапарта. Последний потомок рода - Сергей Романовский, князь Лейхтенбергский, участник Белого движения, скончался в Италии в середине 70-х.


малый кабинет великой княгини Марии Николаевны


Жёлтый салон великой княгини Марии Николаевны


спальня великой княгини Марии Николаевны


гостиная герцога Максимилиана Лейхенбергского


кабинет герцога Максимилиана Лейхенбергского


Военная библиотека императора Александра II


Библиотека императора Александра II.

В нее входили: 1. Собрание изданий по части военной литературы на русском и иностранных языках, карт, планов, чертежей, моделей и пр.
2. Собрание альбомов с портретами членов императорской фамилии, а также иностранных коронованных особ и частных лиц, а также альбомы с видами Императорских дворцов и разных городов, альбомов военных, железнодорожных, юбилейных и пр.
3. Секретный архив, содержащий в себе акты и документы Императорской Фамилии.
4. Материалы к биографии императора Николая I.
5. Отчеты Министерств и Главных Управлений, с картами, планами и рисунками.
6. Вещи, письма, книги и другие предметы воспоминаний императорской фамилии.
7. Архив бывшей Военно-походной Канцелярии Александра II.



Кабинет императора Александра II


Камердинерская императора Александра II


бильярдная императора Александра II


Готическая гостиная великих княгинь. Подобные гостиные считались последним писком моды в середине 19 века в Европе


гостиная в стиле рококо


приёмная наследника, великого князя Александра


Спальня цесаревича Николая Александровича, старшего сына императора Александра II, скончавшегося от туберкулезного менингита в возрасте 21 года


Кабинет цесаревича Николая Александровича,
старшего сына императора Александра II


Первая запасная половина. Большой салон


Вторая запасная половина. Первый зал


Вторая запасная половина. Второй зал


Вторая запасная половина. Гостиная


Вторая запасная половина. Учебная комната


Третья запасная половина. Гостиная


Третья запасная половина. Гостиная 2


Третья запасная половина. Спальня


Третья запасная половина. Четвёртая комната


Четвёртая запасная половина. Кабинет


Четвёртая запасная половина. Гостиная


Четвёртая запасная половина. Спальня


Четвёртая запасная половина. Туалетная комната

Виды залов нового Эрмитажа



Виды залов нового Эрмитажа. Зал русской школы


Виды залов нового Эрмитажа. Зал голландской и фламандской школ


Виды нового Эрмитажа. Зал испанских школ


Виды залов нового Эрмитаж. Зал итальянских школ


Виды залов нового Эрмитажа. Зал итальянских школ


Виды залов нового Эрмитажа. Зал немецких школ


Виды новых залов Эрмитажа. Кабинет императрицы


Зимний сад


Вид малой церкви в Зимнем дворце


Церковная лестница


Вид ротонды в Зимнем дворце


Вид собора в Зимнем дворце


Романовская галерея


Романовская галерея

Огромная моя благодарность за материал к этому посту

Я уже предлагала Вашему вниманию, акварели интерьеров Зимнего дворца, авторства Луиджи Премацци - , . Сегодня, я начинаю серию постов, посвященных творчеству Эдуарда Петровича Гау.
Начну с интерьеров в которых проживал Николай 1, его супруга Александра Федоровна, и другие члены семьи.

"Interiors of the Winter Palace. The Large Study of Emperor Nicholas I".


"Interiors of the Winter Palace. The Bathroom of Empress Alexandra Fyodorovna".



"Interiors of the Winter Palace. The Bedchamber of Empress Alexandra Fyodorovna".


"Interiors of the Winter Palace. The Boudoir of Empress Alexandra Fyodorovna".



"Interiors of the Winter Palace. The Dressing Room of Empress Alexandra Fyodorovna".


"Interiors of the Winter Palace. The Winter Garden of Empress Alexandra Fyodorovna."


"Interiors of the Winter Palace. The White Drawing Room of Empress Alexandra Fyodorovna".



"Interiors of the Winter Palace. The Study of Empress Alexandra Fyodorovna".



"Interiors of the Winter Palace. The Large Drawing Room of Empress Alexandra Fyodorovna".

Интерьеры Зимнего дворца, в которых проживала дочь Николая 1 и Александры Федоровны, Мария Николаевна.

"Interiors of the Winter Palace. The First Reserved Apartment. The Yellow Salon of Grand Princess Maria Nikolayevna".


"Interiors of the Winter Palace. The First Reserved Apartment. The Small Study of Grand Princess Maria Nikolayevna".


"Interiors of the Winter Palace. The First Reserved Apartment. The Bedroom of Grand Princess Maria Nikolayevna".


"Interiors of the Winter Palace. The First Reserved Apartment. The Dressing Room of Grand Princess Maria Nikolayevna".


"Interiors of the Winter Palace. The First Reserved Apartment. The Large Study of Grand Princess Maria Nikolayevna".

Интерьеры Зимнего дворца, в которых проживал зять Николя 1, Максимилиан Лейхтенбергский.

"Interiors of the Winter Palace. The First Reserved Apartment Dressing Room of Duke M Leuchtenberg".


"Interiors of the Winter Palace. The First Reserved Apartment. The Study of Duke M Leuchtenberg".


"Interiors of the Winter Palace. The First Reserved Apartment. The Salon of Duke M Leuchtenberg".


"Interiors of the Winter Palace. The First Reserved Apartment. The Drawing Room of Duke M Leuchtenberg".

С 1845 года официальной резиденцией князей Лейхтенбергских в Санкт-Петербурге, стал Мариинский дворец, названный так в честь Марии Николаевны.

"Blue Drawing Room in the Mariinsky Palace".

Эдуард Петрович (Иванович) Гау (1807, Ревель-1887) - русский художник, акварелист. Эдуард Петрович Гау родился в 1807 году в Ревеле (ныне город Таллин) и «состоял в русском подданстве». Занимался рисованием с детства и в 1830-1832 годах на свои средства обучался живописи в Академии художеств Дрездена. В 1838 (или 1836) году Санкт-Петербургской Императорской Академией художеств ему было присвоено звание неклассного художника и вручена серебряная медаль. В 1854 (или в 1864) году Эдуарду Петровичу было присвоено звание академика перспективной акварельной живописи.
Наибольшую известность художнику принесли акварели интерьеров известных зданий Москвы, Санкт-Петербурга, Гатчины, написанных по заказу императорской семьи, хотя известно и несколько портретов в его исполнении. В Москве он рисовал интерьеры Большого Кремлёвского дворца, Николаевского дворца; в Санкт-Петербурге - Михайловского замка, Зимнего дворца и Эрмитажа, в Гатчине - интерьеры Большого Гатчинского дворца. В Гатчине Гау впервые появился в 1862 году для создания акварелей с видами кабинетов Николая I и Александра II и продолжил работу во дворце только в 1874 году. Гатчинские акварели представляют собой особую ценность, поскольку Большой Гатчинский дворец был полностью сожжён во время Великой Отечественной войны отступающими немецкими войсками, и эти картины служат ценным материалом при проведении реставрации интерьеров дворца. Художник работал с акварелью в технике отмывки. Его картины выполнены с большим мастерством - точное построение перспективы, прорисовка деталей очень тщательная.
Последние работы художника были сделаны в Большом Гатчинском дворце и отмечены 1880 годом.

За последнее десятилетие это уже третья выставка работ художника Э.Гау. Первая была организована в 1997 году, когда акварели были возвращены из Павловска, где хранились после Великой Отечественной войны и были фактически недоступны. Сегодня акварелями Э.Гау часто иллюстрируются различные путеводители по Гатчине и книги по искусству. И это не случайно, так как. 59 акварелей сохранили для нас не только изображение великолепных интерьеров, но и дают возможность увидеть Гатчинский дворец таким, каким он был и каким он должен возродиться в ближайшем будущем.

Императорскую Гатчину запечатлели в своих произведениях многие художники. Так хорошо известны, и они постоянно находятся в экспозиции дворца, классические панорамы парка С.Щедрина, документально четкие пейзажи Я.Меттенляйтера и военные парады на полотнах Г.Шварца. Но Эдуард Петрович Гау сделал для нашего города, можно сказать, "царский" подарок: создал целую акварельную сюиту, прославляющую и воспевающую уникальный памятник искусств - Гатчинский дворец. Если у старых зданий есть душа, то Эдуард Гау сохранил ее силой своего таланта от разрушений и времени забвения.

В искусстве как и в жизни часто бывает, что труд и талант многих людей остается по достоинству неоцененным. При подготовке еще первой выставки меня поразили скудные сведения о жизни художника и его творчестве. Известно, что художник родился в 1807 году в Ревеле и "состоял в русском подданстве". В детстве учился рисованию, а затем на свои средства закончил Дрезденскую академию художеств. После возвращения в Россию Э.Гау был удостоен звания "академика перспективной живописи" по определению Совета С-Петербургской академии. В результате он стал получать заказы от императорской семьи: писал "портреты" интерьеров Большого Кремлевского, Николаевского, Михайловского, Зимнего дворцов и Эрмитажа. Кстати, часть этих акварелей до 20-х годов прошлого века хранилась в Гатчинском дворце, только потом была передана в Эрмитаж.

Изображение интерьера относится к жанру перспективной живописи. В XIX писать "внутренности комнат" стало очень модным занятием. Этим занимались как профессиональные художники, так и любители, рисуя для удовольствия родных и знакомых в домашние альбомы. Интерьеры зданий - это не только отражение своего времени, но и повествование о тех, кто в них живет, их вкусах, интересах, достатке, т.е. как бы "косвенный портрет владельцев".

Впервые Э.Гау приезжает в Гатчину в 1862 году, чтобы написать акварели с видами кабинетов Николая I и Александра II. В Гатчинском дворце кабинеты императоров - это особые помещения со своим внутренним миром, куда допускались только избранные. Причем со времен Павла I эти кабинеты располагались в башнях на 1-м этаже. Кабинет Павла I находился в Часовой башне главного корпуса, в анфиладе так называемых "личных комнат". Среди архивных документов и даже довоенных фотографий акварели Э.Гау с изображением этих комнат являются самым ценным иконографическим материалом для реставрации. Сегодня в этих комнатах находится выставка оружия, а часть экспозиции посвящена Павлу I. О том, как выглядели личные комнаты императора и убедиться в подлинности экспонатов помогают репродукции с акварелей Гау, развешанные на стенах: это мраморный барельеф Павла I работы М.-А. Колло, ученицы знаменитого Фальконе, любимые картины императора, складные походные стол и стул, мундир, библия и др.

Э.Гау увидел эти комнаты - "святая святых" лишь через 10 лет спустя, когда продолжил работу во дворце и уже написал не один десяток акварелей. Личные комнаты были превращены в своеобразный мемориал памяти Павла I и существовало "словесное повеление Государя без особого разрешения никого не допускать". В 1833 году по распоряжению Николая I в Овальный кабинет-спальню рядом с башенным кабинетом были привезены походная кровать, ширма, мундир и даже окровавленная рубашка императора - эти немые свидетели убийства в Михайловском замке 11 марта 1801 года. А вот сравнить кабинеты 3-х императоров: Павла I, Николая I, Александра II - отца, сына и внука, можно только посетив открывшуюся выставку акварелей. Вы увидите, что Николай I, подражая Павлу I, тоже спал на узкой походной кровати. Александр II так же, как его отец, развесил на стенах кабинета литографии и гравюры с изображениями форм различных родов войск, но как страстный охотник, также украсил свои апартаменты многочисленными фигурками животных, чучелами и портретами любимой собаки - английского сеттера Милорда. Надо отметить, что единственным живым существом на всей гатчинской серии акварелей Э.Гау является этот пес, лежащий на ковре в кабинете хозяина.

Особая ценность акварелей художника заключается, прежде всего, в том, что по ним можно составить учебник по истории интерьера с середины XVIII века и почти до конца XIX века, от времени владельца Гатчинским дворцом Григория Орлова до Александра II. Залы центрального корпуса дворца - это образец стиля классицизма, а анфилады комнат, галерей Арсенального каре - это так называемый "историзм" с его многостильем и подражанием стиля прошлых веков. Например, романтическое увлечение средневековой готикой воплотилось в интерьерах Готической, Китайской и Японских галерей. "Второе рококо" или стиль "во вкусе Помпадур" фаворитки французского короля Людовика XV - это различные гостиные, будуары, спальни, кабинеты.

В середине XIX века, когда отказались от деления на парадные и жилые помещения, предметы убранства стали играть решающую роль в интерьере. Многочисленная мебель стала расставляться, образуя уютные уголки для работы, отдыха, беседы. Очень уютной была мягкая "простеганная" мебель, обитая шелковыми тканями с яркими цветочными рисунками. У одних диванов выдвигался столик или жардиньерка для цветов, под другим была спрятана ванна... Мебель сделана на колесиках и легко может передвигаться по мягким коврам. В комнатах множество небольших ларчиков, кабинетиков, этажерок, обилие драпировок, безделушек и здесь же фарфор знаменитых европейских заводов и бронза.

В калейдоскопе акварелей Э.Гау особо выделяются очаровательные "ситцевые" комнаты Марии Александровны, жены Александра II. Их стены, мебель обиты вощеным ситцем Чинз, предшественником моющихся обоев. Светло-голубой и светло-розовый ситец с пестрыми букетами цветов придает комнатам вид весеннего цветущего сада. Образцы этих тканей вы тоже сможете увидеть в витринах на выставке.

На одной из акварелей художника показана целая анфилада комнат: синяя спальня, зеленый кабинет, желтая, красная гостиные и в конце окно с видом на парк. Здесь, как и в других акварелях Э.П.Гау использует прием построения перспективы, когда точка схода уходит через двери комнат в глубину. Меня просто восхищают миниатюрные пейзажи парка, Белого озера, которые рисует художник в окнах помещений, и они подлинные!

Надо отметить, что акварели Э.Гау объединяет высокое техническое мастерство: это точное построение перспективы, тщательная прорисовка деталей, мастерство акварельной техники. Работа с акварелью в технике отмывки, когда многократное покрытие цветом - слой за слоем, усиливая тональность, очень сложная, и нельзя ошибиться, переписать. Существует предположение, что Э.Гау, как и другие художники -перспективисты, использовал оптические приборы типа камеры обскуры (прообраз фотоаппарата). Даже в этом случае все равно написание акварелей - это огромный труд. Если вначале художник создавал небольшое количество листов, по 3-4 в год, то затем по десятку. Все акварели гатчинской серии подписаны и на них есть дата создания.

Эдуард Петрович Гау прожил долгую жизнь до 80 лет. Однако после его смерти вдова Емилия Гау с приемной дочерью, не имея достаточных средств, вынуждены были просить Санкт-Петербургскую академию об оказании материальной помощи. В архиве мною были найдены документы, где Академия, отметив заслуги художника, выделила единовременное-пособие, но в пенсии отказала, ссылаясь на то, что "Эдуард Гау на службе при Академии не состоял".

Сегодня мы безмерно благодарны замечательному художнику. И очень жаль, что позже не нашлось такого же мастера, который запечатлел бы интерьеры времени Александра III. Реставрация их пошла бы гораздо успешней в настоящее время...

Владимир Иванович ГАУ (1816–1895), придворный художник, академик, один из ведущих мастеров акварельной портретной живописи в России первой половины XIX века. Его имя стоит в одном ряду с такими мастерами, работавшими в этом жанре, как Петр Соколов и братья Александр и Карл Брюлловы.

Акварельный портрет - один из наиболее изящных видов искусства. Он привлекает прозрачностью и легкостью письма, камерностью и, особенно, общей поэтичностью художественного и образного строя.
В первой половине XIX века акварельный портрет получил широкое распространение и вошел в бытовую культуру русского общества.
В.И. Гау. Автопортрет.1855 г.
Владимир Иванович Гау родился 4 февраля 1816 года в Ревеле в семье художника, писавшего пейзажи и театральные декорации. Первые навыки рисования он получил у отца, затем брал уроки у бывшего придворного художника Карла фон Кюгельхена. Благодаря его опеке Гау уже в юности стал получать заказы на портреты. Но настоящий успех выпал на его долю, когда в 1832 году, в шестнадцатилетнем возрасте, ему представился случай написать портреты великих княжён. Тогда же он удачно выполнил портрет известного мореплавателя Ф. Литке. Заказчик остался доволен своим портретом и, очевидно, при посредничестве Кюгельхена, представил Гау ко двору. Портрет молодой женщины 1837г.
Портреты великих княжён понравились императрице Александре Фёдоровне, взявшей художника под своё покровительство.
Гау вручили рекомендательное письмо к профессору Императорской Академии художеств Александру Зауервейду, и в том же 1832 году он получил большую серебряную медаль и звание неклассного художника. Портрет Н.А. Дуровой. 1837 г.
Впрочем, ранние портреты ещё не предвещают блестящего и безупречного Гау. Но в 1838 г он отправляется за границу, как было принято в практике академического обучения, и именно там стремительно эволюционирует, становясь абсолютно сложившимся мастером европейского уровня с индивидуальным почерком. Вернувшись в 1840 году в Россию, он получает должность придворного живописца. Портрет А. А.Олениной. 1839г.
1840-е годы - наиболее счастливый и плодотворный период его творчества. Он пишет многочисленные портреты Николая Первого, императрицы Александры Фёдоровны, великих княжён, даёт уроки рисования особам императорской фамилии, становится академиком.
Портрет великой княжны Александры Николаевны. ок.1840 г.

Портрет цесаревича Александра Николаевича. 1841 г.

Портрет великой княжны Александры Николаевны.
Акварельный портрет не был принадлежностью исключительно русской культуры. При каждом европейском дворе работали акварелисты. Гау ориентировался на немецкую школу. Непосредственными учителями Гау были художники из Прибалтики, сам Гау был немцем по происхожению.
Княгиня В. Голицина.
Среди многочисленных "великосветских" акварелей выделяется серия портретов актрис Императорского театра.
Портрет А. М. Степановой в роли Пеки. 1837 г.

Портрет актрисы В.Н. Асенковой. 1838 г.

Портрет актрисы в восточном костюме.
Кисти В.И. Гау принадлежат шесть портретов Натальи Николаевны Пушкиной.
Наталья Николаевна Пушкина - 1841 г.

Н.Н. Пушкина. 1842 г. Музей А.С. Пушкина. Бродзяны.

Н.Н. Пушкина - Ланская. 1844 г.

Н.Н. Пушкина - Ланская. 1844 г. Зарубежное частное собрание.

Н. Н. Пушкина - Ланская 1849 г.

Н. Н. Ланская. 1849 г. Акварель выполнена для альбома Конногвардейского полка.

Генерал П. П. Ланской. 1849 г.
Лучшие портреты В. Гау отличаются подчёркнутой безупречностью исполнения.Художник стремится к абсолютной законченности образов:дамы на портретах всегда прекрасны, военные отличаются безукоризненной выправкой, дети - прелестны, румяны и златокудры.

Графиня Белосельская - Белозёрская.

А.А. Столыпин. Двоюродный брат М. Лермонтова.

Портрет Ольги, Марии и Евгении Гау, дочерей художника. 1850 г.

Портрет Великой княгини Александры Николаевны, ландграфини Гессен-Кассельской. 1844 г.

Великая княгиня Мария Николаевна, герцогиня Лейхтенбергская с детьми - Николаем и Марией.

Портрет неизвестной из великокняжеской семьи. 1848г.

Портрет Александра Мордвинова, 1846

Императрица Мария Александровна.

Дама возле пианино. 1846 г.
В. И. Гау был ведущим мастером портретной акварели на протяжении трех десятилетий. Ему подражали многие мастера, его оригиналы использовались для гравюр и литографий. Творчество художника определяло развитие акварельного портрета в 1840-1860 годы, пока этот жанр не был почти полностью вытеснен более доступной фотографией.

По материалам журнала "Наше наследие"...

Известным живописцем - акварелистом середины XIX века был и Эдуард Петрович (Иванович) Гау (1807-1887). Уроженец прибалтийского города Ревеля (ныне Таллина) учился в Академии художеств в Дрездене (1830—1832). В 1838 году Э. Гау получил от Императорской Академии художеств звание неклассного художника. Стал известным своими строгими акварельными изображениями интерьеров Эрмитажа и Зимнего дворца, которые представляли и представляют большую ценность для истории русской культуры. Перечислим некоторые из них: "Парадная лестница в Эрмитаже", "Зал испанской школы" (оба — 1853), "Перспективный вид залы русской школы в императорском Эрмитаже" (1855), "Кабинет Александры Федоровны" (1858), "Галерея 1812 года", "Кабинет итальянских школ" (оба — 1860), "Зимний дворец. Петровский зал" (1863), "Вид кабинета Марии Николаевны в Зимнем дворце", "Мавританский зал"(оба — 1864), "Фельдмаршальский зал" (1866) и другие. Еще в 1854 годуЭ. Гау был удостоен звания академика перспективной акварельной живописи(перспективной, конечно, в смысле способа изображения пространственныхфигур на плоскости). Как и большинство художников, Э. Гау не замыкался лишь в раз и навсегда выбранном направлении изобразительного искусства.Он испытывал себя и в других жанрах живописи. В частности, имели успех написанные им портреты современников и современниц. Художник подтверждал очевидное: работы мастера, в каком бы виде изобразительногоискусства он ни творил, не останутся без внимания.

А. Греч, исследовавший в начале 1920-х годов творчество Э. Гау, предполагает его родство с однофамильцем, известным миниатюристом-портретистом Владимиром Ивановичем Гау, от которого тот мог унаследовать и миниатюрную технику письма. Так это или нет, сказать трудно. Известно только, что среди ранних работ Э. Гау встречаются и портретные миниатюры. Это «Две девочки» и «Женский портрет», предположительно, В.А. Столыпиной. На основании этого Греч делает вывод, что Э. Гау - это мастер, работавший сперва как миниатюрист-портретист, занявшийся потом интерьером.

Особая ценность акварелей художника заключается, прежде всего, в том, что по ним можно составить учебник по истории интерьера с середины XVIII века и почти до конца XIX века, от времени владельца Гатчинским дворцом Григория Орлова до Александра II.


В результате он стал получать заказы от императорской семьи: писал "портреты" интерьеров Большого Кремлевского, Николаевского, Михайловского, Зимнего дворцов и Эрмитажа. Кстати, часть этих акварелей до 20-х годов прошлого века хранилась в Гатчинском дворце, только потом была передана в Эрмитаж.

Изображение интерьера относится к жанру перспективной живописи. В XIX писать "внутренности комнат" стало очень модным занятием. Этим занимались как профессиональные художники, так и любители, рисуя для удовольствия родных и знакомых в домашние альбомы. Интерьеры зданий - это не только отражение своего времени, но и повествование о тех, кто в них живет, их вкусах, интересах, достатке, т.е. как бы "косвенный портрет владельцев".


В 1830-1832 учился в Дрезденской Академии художеств. В 1838 за представленные в Совет ИАХ в Петербурге работы получил серебряную медаль и звание неклассного (свободного) художника. В 1864 удостоен звания академика перспективной акварельной живописи.Наибольшей известности достиг изображениями интерьеров дворцов и особняков, реже работал как портретист. Исполнял заказы императорской семьи, частные заказы. Запечатлел интерьеры Большого Кремлевского дворца, Николаевского дворца в Москве, Михайловского замка, Зимнего дворца, Нового и Малого Эрмитажа в Петербурге, Царскосельского дворца, Большого Гатчинского дворца и других.Выставки акварелей Гау неоднократно организовывались в Гатчине (1997, 2002).Гау — один из крупнейших мастеров акварельной живописи середины XIX столетия; его произведениям присущи тщательность исполнения, точность перспективных построений, нежность колорита.Наиболее значительным собранием произведений Гау обладает Государственный Эрмитаж. Творчество мастера представлено также в Государственном Русском музее, Гатчинском дворце-музее, Государственном музее-заповеднике «Царское Село» и других.


"Interiors of the Winter Palace. The First Reserved Apartment. The Dressing Room of Grand Princess Maria Nikolayevna".

Акварели Э.Гау объединяет высокое техническое мастерство: это точное построение перспективы, тщательная прорисовка деталей, мастерство акварельной техники. Работа с акварелью в технике отмывки, когда многократное покрытие цветом - слой за слоем, усиливая тональность, очень сложная, и нельзя ошибиться, переписать .

Существует предположение, что Э.Гау, как и другие художники -перспективисты, использовал оптические приборы типа камеры обскуры (прообраз фотоаппарата). Даже в этом случае все равно написание акварелей - это огромный труд. Если вначале художник создавал небольшое количество листов, по 3-4 в год, то затем по десятку.



Приемная Александры Федоровны.1874г.

Гостиная Александры Федоровны.1876г.

Спальня императрицы Александры Федоровны.1880г.

Приемная Александра 2.

Впервые Э.Гау приезжает в Гатчину в 1862 году, чтобы написать акварели с видами кабинетов Николая I и Александра II. В Гатчинском дворце кабинеты императоров - это особые помещения со своим внутренним миром, куда допускались только избранные. Причем со времен Павла I эти кабинеты располагались в башнях на 1-м этаже. Кабинет Павла I находился в Часовой башне главного корпуса, в анфиладе так называемых "личных комнат". Среди архивных документов и даже довоенных фотографий акварели Э.Гау с изображением этих комнат являются самым ценным иконографическим материалом для реставрации. Сегодня в этих комнатах находится выставка оружия, а часть экспозиции посвящена Павлу I. О том, как выглядели личные комнаты императора и убедиться в подлинности экспонатов помогают репродукции с акварелей Гау, развешанные на стенах: это мраморный барельеф Павла I работы М.-А. Колло, ученицы знаменитого Фальконе, любимые картины императора, складные походные стол и стул, мундир, библия и др.Э.Гау увидел эти комнаты - "святая святых" лишь через 10 лет спустя, когда продолжил работу во дворце и уже написал не один десяток акварелей. Личные комнаты были превращены в своеобразный мемориал памяти Павла I и существовало "словесное повеление Государя без особого разрешения никого не допускать". В 1833 году по распоряжению Николая I в Овальный кабинет-спальню рядом с башенным кабинетом были привезены походная кровать, ширма, мундир и даже окровавленная рубашка императора - эти немые свидетели убийства в Михайловском замке 11 марта 1801 года. А вот сравнить кабинеты 3-х императоров: Павла I, Николая I, Александра II - отца, сына и внука, можно только посетив открывшуюся выставку акварелей. Вы увидите, что Николай I, подражая Павлу I, тоже спал на узкой походной кровати. Александр II так же, как его отец, развесил на стенах кабинета литографии и гравюры с изображениями форм различных родов войск, но как страстный охотник, также украсил свои апартаменты многочисленными фигурками животных, чучелами и портретами любимой собаки - английского сеттера Милорда. Надо отметить, что единственным живым существом на всей гатчинской серии акварелей Э.Гау является этот пес, лежащий на ковре в кабинете хозяина.

Интерьеры Зимнего дворца, в которых проживал зять Николя 1, Максимилиан Лейхтенбергский .


"Interiors of the Winter Palace. The First Reserved Apartment. The Study of Duke M Leuchtenberg".

Сегодня Э. Гау ценен для нас и как прекрасный живописец-миниатюрист, и как талантливый мастер, создавший Гатчинский альбом, позволяющий ученым, историкам, реставраторам представить и с документальной точностью воссоздать утраченные интерьеры Гатчинского дворца.Впервые Гау приехал в Гатчину в 1862 году. Тогда смог зарисовать только два кабинета: Николая I и Александра II. Надо было возвращаться в столицу. Ждали работы в Эрмитаже, Зимнем и Аничковом дворцах, Петергофе. Но впечатления, оставшиеся от пребывания в Гатчине, были слишком яркими и не покидали художника. Гау понял: он открыл Гатчину для себя... Нигде он не встречал такой гармонии красоты, такого количества произведений искусства, как в Гатчинском дворце. Окончательно созрело решение - писать его интерьеры.Желание исполнилось только через 12 лет, когда Гау в 1874 году снова приехал в Гатчину. Теперь надолго. И сразу приступил к работе. Особенно плодотворным был 1877 год. Было написано более десяти акварелей Главного корпуса и Арсенального каре. А запечатлеть Гау решил обязательно все. Для будущего, для тех, кто придет потом.Первая - Приемная, скромная обстановка, на стенах - пейзажи Италии. Из дверей Приемной открывается красочная перспектива Готической галереи. Такое богатство! На окнах цветное стекло, синий шелк на черных с золотом китайских табуретах, стрельчатые своды песочного цвета, портреты вельмож в ярких нарядах... Следующая - Гостиная. Желтая шелковая ткань обтягивает стены. Удобная мягкая мебель Гамбса и Тура, напольные люстры, черного дерева шкафы в стиле Буль, пейзажи, портреты, бронза, фарфор. Тканый ковер покрывает всю площадь пола. Большой кабинет. Весь красный. Красные шторы, стены, обивка, витрины с миниатюрами. Как и в гостиной, в лепке потолка, в декоре, тканях, бронзе, видно желание воскресить настроение комнат «галантного» XVIII века. Гатчинский период - последний в творчестве замечательного живописца. 1880 годом помечены последние его работы: Белый зал, Мраморная столовая, Тронная, Оружейная галерея... Что стало с художником после этого времени, остался ли он в Гатчине, или уехал в Петербург, неизвестно. Не установлен и год смерти живописца, запечатлевшего замечательные интерьеры столичных и пригородных дворцов.


"Interiors of the Winter Palace. The First Reserved Apartment. The Salon of Duke M Leuchtenberg".

С 1845 года официальной резиденцией князей Лейхтенбергских в Санкт-Петербурге, стал Мариинский дворец, названный так в честь Марии Николаевны.

Эдуард Петрович Гау прожил долгую жизнь - до 80 лет. Однако после его смерти вдова Емилия Гау с приемной дочерью, не имея достаточных средств, вынуждены были просить Санкт-Петербургскую академию об оказании материальной помощи. Академия, отметив заслуги художника, выделила единовременное пособие, но в пенсии отказала, ссылаясь на то, что "Эдуард Гау на службе при Академии не состоял".