Имя: Лайма Вайкуле (Laima Vaikule)

Возраст: 65 лет

Место рождения: Цесис, Латвия

Рост: 176 см

Вес: 63 кг

Деятельность: латвийская эстрадная певица, актриса

Семейное положение: замужем за Андреем Латковским

Лайма Вайкуле - биография певицы

Будущая эстрадная певица - девочка с красивым именем Лайма Вайкуле была рождена 31 марта 1954 года в городе Цесис на северо-востоке Латвии.

Семья у Вайкуле была большая, родители растили не только родных, но и приёмных детей,и все ютились в «однушке». С детства девочке внушали, что она обязательно должна стать врачом. Лайма стала думать, что она и вправду этого хочет.

Лайма Вайкуле - детские годы

Хотя заставить маленькую Лайму заниматься чем-либо без её желания было практически невозможно - судя по ее биографии детства, она была сложным ребёнком. В пять лет в знак протеста собрала маленький чемоданчик и ушла из дома. Правда, недалеко - за угол дома, и там, насупившись, ждала, пока кто-нибудь за ней придёт.

Вспоминая потом этот случай, она говорила, что, если бы за ней никто не вышел, она бы так там и стояла. Гордая была. А ещё - жестокая. Один раз, поссорившись с бабушкой, решила отравить всех её кур! Взяв флакончик с лечебным змеиным ядом, Лайма подсыпала его птицам в корм. К счастью, все они уцелели, а девчушку долго мучило чувство вины: когда позже одна из куриц заболела, Лайма решила, что из-за неё, и стала молиться о выздоровлении курочки.

Однажды школьная учительница юной Вайкуле пригласила к себе её родителей и сказала им, что дочь просто необходимо отдать в музыкальную школу. Ну или хотя бы приобрести домой пианино - у ребёнка неоспоримый талант! Установить громоздкий инструмент в маленькой квартирке не было ни единого шанса, поэтому родители от идеи отказались.

Сами они к музыке отношения не имели, хотя в биографии бабушки Лаймы Вайкуле имелось некоторое отношение к музыке: она пела в церковном хоре - видимо, её гены и передались будущей звезде. Девочка пела для самой себя, причём чаще всего там, где это было неуместно, например на тихом часе в детском саду - она так не любила спать днём! Домашние праздники без её выступлений не обходились, но выступала Лайма не только дома - в 11 лет она участвовала во всех местных концертах и конкурсах, а в 14 лет юная Вайкуле стала дипломантом престижного конкурса юных вокалистов.

Родителей успех дочери не воодушевил - они всё равно заставили её пойти учиться на медика. Но разве можно сбежать от судьбы? Через несколько лет Лайма бросила медучилище и полностью посвятила себя музыке - стала выступать в составе ВИА.

Лайма Вайкуле - начало музыкальной карьеры

Когда Лайме было 15 лет, её заметил известный композитор Раймонд Паулс . Он руководил эстрадным оркестром и предложил ей присоединиться к их коллективу. Вайкуле отказалась - не хотелось покидать любимый ансамбль, тем более вовсю готовились к туру по Кавказу. Гастроли прошли успешно, если не считать перестрелки, в которую они случайно попали - нескольких музыкантов ранило. А стрелявшими оказались милиционеры, которым всё сошло с рук.

В 1979 году Вайкуле стала выступать в знаменитом варьете «Юрас перле» в Юрмале. Причём не только пела, но и сама ставила танцы, придумывала костюмы, набирала музыкантов. Её шоу считалось одним из самых красочных в Прибалтике и привлекало огромное количество зрителей. Параллельно Лайма училась на режиссёрском факультете в ГИТИСе.

В 1985 году Вайкуле впервые появилась на Центральном телевидении - в новогоднем «Огоньке» с танцевально-песенной миниатюрой «Мухоморы».

Лайма Вайкуле - популярность певицы

После дебюта на телеэкране певицу заметил поэт-песенник Илья Резник . Он предложил ей записать песню на радио. С «Ночным костром» певица попала не только в радиоэфир, но и в телепередачу «Песня-86». В том же 1986 году в советско-итальянском концерте эстрадных звёзд Лайма Вайкуле вместе с Леонтьевым впервые исполнили знаменитый «Вернисаж», а к Новому 1987-му Лайма представила публике новый хит «Ещё не вечер».

И закружила популярность. Вайкуле записывалась даже в США. В 1991 году повезло работать в Японии - там с ней заключили контракт на 95 тысяч долларов. Тогда же певица серьёзно заболела. Врачи переживали за её жизнь, но сильная духом Лайма выкарабкалась.

Перипетии с гастролями и болезнью не остановили: Вайкуле лишь увеличила объёмы своей и без того бурной деятельности. Помимо гастролей и концертов она занялась бизнесом: открыла в Риге собственный салон красоты «Лайма-Люкс». Однако вскоре выяснилось, что бизнес нерентабелен: цены в её салоне были очень демократичными.

В середине 90-х случилась ещё одна неприятность: в Латвии вышел закон, по которому бывшие собственники, имевшие недвижимость и затем уехавшие за границу, получили право эту недвижимость вернуть. У дачи Лаймы объявился хозяин, проживающий в Швейцарии. К слову, он так и не приехал, но дачу пришлось вернуть...

Певица Лайма Вайкуле собрала друзей на вечеринку по случаю дня рождения в Юрмале и рассказала HELLO!, почему не праздновала юбилей 31 марта, как относится к возрасту и за что ей стыдно перед Михаилом Барышниковым.

Лайма Вайкуле

В этом году в день своего рождения 31 марта Лайма Вайкуле отдыхала в Индии. Многочисленные поздравители не могли ей дозвониться - телефон певицы был выключен. Мне не нравится, когда меня чествуют. Еще и упирают: с днем рождения! С юбилеем!, - объясняет она. Близкие друзья привыкли и не обижаются, они знают, что Лайма обязательно даст им возможность поздравить себя, соберет по случаю в каком-нибудь уютном месте, пригласит музыкантов и будет весь вечер петь и танцевать. Так было и на этот раз. 28 июля, когда конкурс молодых исполнителей "Новая волна" уже закончился, в Юрмале в ресторане 36.Line на берегу моря до поздней ночи гуляли по случаю дня рождения Лаймы. Играл биг-бэнд, и Лайма вместе с друзьями - Аллой Пугачевой, Максимом Галкиным, Леонидом Агутиным - устроили сумасшедший, искренний, веселый джем-сейшен.

Спустя несколько дней мы встретились с Лаймой, чтобы вспомнить вечеринку и поговорить о возрасте, красоте и любви.

- Лайма, почему вы так не любите свой день рождения?

Я любила свой день рождения лет до 12-13, пока меня волновали подарки. (Смеется.) Потом это стало неважным, и я перестала собирать гостей в этот день. Долгое время не отмечала. Но позже кто-то сказал: "Лайма, это неправильно". Я согласилась, и 31 марта ко мне пришли друзья и родственники. Вы себе не представляете, какая у меня была паника, это было такое испытание. Сколько внимания, цветов и подарков и все мне одной. Я чуть с ума не сошла. Тогда я придумала, что буду устраивать вечеринки по случаю дня рождения в какой-то другой день. И подарки, цветы, внимание уже не главное. Важно, что близкие люди собираются, праздник как повод повидаться. Вот английская королева отмечает день рождения в первую субботу июня, хотя родилась 21 апреля. Так что это не так уж и неприлично. (Смеется.)

Лайма Вайкуле и Игорь Крутой

- На вечеринке вы сказали, что в этот день уже не принимаете поздравлений, а только соболезнования...

Я всегда так говорю. И, конечно, это шутка. Как говорит моя мама, я понимаю, сколько мне лет, только тогда, когда смотрюсь в зеркало. Человек же не ощущает своего возраста. Если хотите всегда быть молодым, общайтесь с людьми старше себя. Тогда всегда будете чувствовать себя девочкой.

- Говорят, наоборот. Держите при себе людей моложе, чтобы подпитываться их энергией. Вы не согласны?

Да ладно, они такие вялые, эти молодые! Возраст для меня совсем не показатель. И если говорить об энергетическом обмене, то я не беру, а как раз отдаю свою энергию. Поэтому ваша формула молодости мне не подходит. (Улыбается.)

Игорь Николаев, Алла Пугачева, Максим Галкин и Владимир Винокур на празднике Лаймы Вайкуле - То есть единственный секрет молодости и красоты - это быть рядом с людьми постарше?

Секрет красоты - это секрет. (Смеется.) Да я не думаю об этом. Я просыпаюсь и делаю все необходимое, чтобы привести себя в порядок. Выйти погулять с собаками - это один порядок и полчаса, спуститься выпить чаю с мамой или поехать на вечеринку - другой порядок и больше времени. Это такое время, интимное. Когда меня спрашивают про секрет красоты, у меня тут же возникает другой вопрос: а красота ли то, о чем вы говорите? Что такое красота? Один думает: моя любимая такая красивая, а она совсем не Афродита. Но он же любит ее. Красота в поведении, в манере говорить, двигаться. Талант - это красота. Человек с правильными чертами лица и подтянутым телом, но пустой внутри, неинтересный - это пшик.

- Ну, вы хоть понимаете, что красивы?

Нет. Хочется верить, что хотя бы чуть-чуть талантливая.

- А у таланта есть срок годности? Вы знаете, в каком возрасте надо уйти со сцены?

Причем тут возраст?! Иногда молодому артисту хочется сказать: "Уйди. Не порть вкус людям". Когда-то Раймонд сказал: "Важно вовремя уйти". А я думаю, что это не совсем так. Не артист уходит со сцены, а публика уходит от него. Приходит момент, когда тебя больше не хотят. Мне кажется, что артист с возрастом становится только содержательнее. Вы, например, когда идете к врачу, какого доктора выбираете: молодого или опытного? Я - опытного.

- И когда зритель выбирает Лайму, он знает, что не разочаруется?

Да, главное - выйти и не подкачать. Репутацию нельзя терять. Никому. Артисту тем более. Репутация не дает расслабиться. Я все уже про себя знаю - как выйти, как спеть, как двигаться, знаю, где могу проколоться и сделать так, чтобы никто, кроме меня, этого не заметил. Еще мне налепили ярлыков "Великолепная", "Самая стильная", и я каждый раз думаю - господи, я же великолепная Лайма, а никакого великолепного настроения нет, но меня объявляют, и я выхожу на сцену так, как считаю нужным.

- Так было всегда?

Всегда. Хотя что я понимала в 20 лет?! Тогда я работала в варьете и какие только части тела не оголяла, вы же знаете, женщине всегда есть, что показать. А потом пресытилась этим жанром, и мне захотелось, чтобы люди смотрели только мне в глаза. Я стала полностью закрываться. Но когда презентовала номер "Я вышла на Пикадилли", ко мне перед выходом подошла Алла Сигалова и расстегнула пальто, под которым у меня была только комбинация. Сказала: "Так иди". На сцене меня аж в жар бросило. К тому же в зале сидел мой крестный, священник. Думала, он уйдет сейчас. Но он остался, ему понравился концерт, и сказал больше: что я создала новый стиль - псевдоретро.

Максим Галкин танцует на вечеринке Лаймы Вайкуле

- А вы когда-нибудь стеснялись, испытывали стыд?

Не припомню такого. Может я бесстыжая? (Смеется.) Ну разве что до сих пор неловко перед Михаилом Барышниковым. (Улыбается.)

- За что?

Это было в Америке в начале 90-х, когда я получила контракт со звукозаписывающей компанией. Я планировала сниматься в клипе с Барышниковым, отправила ему песню, он послушал, ему понравилось, я должна была ему позвонить. Но время было слишком волнительное для меня, я каждый день работала в студии. Когда набрала Михаила, он уже уехал на гастроли, мне дали другой его телефон, но я опять закрутилась и снова опоздала. Получилось некрасиво. Потом мне передали, что он сказал: "Единственный человек, который мне не перезвонил в Америке, - это Лайма Вайкуле".

Лайма Вайкуле

- А почему вы не остались в Америке?

Так сложилось. Если бы не моя болезнь, все было бы иначе. (В Америке Лайме Вайкуле поставили диагноз - рак. - Ред.) В моей жизни появился другой смысл. Публика, концерты, все, о чем я мечтала, стало неважным. Мне предложили главную роль в бродвейском мюзикле "Мата Хари" - я отказалась. Хотя еще год тому назад это было б невозможно, потому что работать в мюзикле было моей мечтой. Я ничего не хотела начинать, я больше не покупала летом зимнюю обувь. Произошла переоценка ценностей. Я поняла, что все так зыбко, быстро, что я могу не увидеть, как стареют мои родители. При этом, пока я была в Америке, умер мой папа, я не смогла даже на похороны поехать.

- Вы довольно легко об этом говорите. Не ропщите на судьбу?

Нет. От страданий человек становится лучше. Раньше я не понимала смысла этого выражения, а теперь знаю, что это совершенно точно. А художник, артист вообще не может состояться без опыта переживаний. Во всяком случае, я хороших артистов, у которых все было гладко в жизни, не встречала.

Леонид Агутин, Филипп Киркоров, Лайма Вайкуле и Алла Пугачева - Лайма, вас строго воспитывали?

Нет, я была предоставлена сама себе. Всегда знала, что я делаю. Так мне казалось, вы же понимаете. Но я жила, как хотела, делала, что хотела. Упрямая была. При этом у меня строгая мама. Но ей со мной было не справиться. "Как вы могли 15-летнюю дочь отпустить на гастроли?" - спросили у нее как-то журналисты. "Лайму? - удивилась она. - Кто мог Лайме запретить?"

- А жизни вас кто учил?

Улица. И гораздо более жестко, чем любая мама.

- И какой главный урок вы вынесли?

Знать, где, когда и как себя вести, стараться ладить с людьми и еще уметь давать сдачи.

- Это как-то не по-христиански, разве нет?

Уметь отстоять себя надо. Когда ты единственная девушка в коллективе, да еще совсем малыш, ты должна научиться постоять за себя.

- Вы всегда улыбаетесь. А что может вас разозлить?

Только глупость, бездарность. Вот если сталкиваюсь с этим, могу быть бестактной. И мне все равно, даже если я испорчу отношения. Наверняка меня кто-то не любит за прямоту.

Лайма Вайкуле и Григорий Лепс

- Трудно поверить в то, что вас кто-то не любит. У вас столько друзей!

Нам только кажется, что нам никто не нужен. На самом деле, в каждый момент нашей жизни нам нужен кто-то рядом. С одними поплакать, с другими погулять, с третьими в баню сходить. И для вечеринки нужны друзья.

- Многим женщинам нужны муж и ребенок. А вам Андрея, с которым вы столько лет вместе, не достаточно?

Дети - это прекрасно. Если повернуть время вспять, у меня было бы много детей. А если говорить о женщинах, которым только "был бы милый рядом", то я им не верю. Думаю, они выбрали удобную позицию, чтобы не брать на себя ответственность, не обращать внимания на друзей, на родителей, даже на себя. Не думаю, что мужчинам с такими женщинами по-настоящему интересно.

Леонид Агутин - На вечеринке Алла Пугачева спела для вас, а вы с таким восторгом ее слушали, так ей подыгрывали. Как будто вы действительно хорошие подруги и искренне любите друг друга.

А за что мне ее не любить?

- А как же профессиональная ревность?

К кому? Кто-то займет мое место? Да не родился еще такой. Ревность - это такая трата энергии, или, возможно, я чего-то не понимаю? Если человек хорошо поет, то я его люблю. Я обожаю Аллу. И на таких вечерах я ее обожаю в 20 раз больше, чем обычно. Потому что я могу вблизи посмотреть, пощупать ее талант. Это особенное счастье. Я Алле говорила - ужасно, что многие даже не знают о том, как ты можешь петь!

Лайма Вайкуле и Алла Пугачева

- А мужчину вы когда-нибудь ревновали?

Ревность - позорное чувство, с ним надо бороться. Ревновать в 18 лет - куда ни шло, даже в 30 можно, но в 50 - абсолютно позорно. Возраст вас ставит в рамки. Нет смысла ревновать, надо действовать.

- Летом в Юрмале тепло, весело. А что вы делаете здесь зимой? Вам не скучно?

Самое счастливое время для меня в Юрмале, когда кончается сезон. Я выхожу на пляж, длинный, пустынный и просто иду пешком. Море, песок, горизонт, свежий воздух, тишина. Раньше я очень любила ездить на поездах. Вот это ощущение, когда никуда не надо бежать, когда не работает телефон, такая остановка во времени. Весь стресс проходит. Вот Юрмала зимой - это остановка.

- И нет ощущения, что жизнь где-то мимо проходит?

Нет, ну что вы! Как-то я шесть лет подряд жила и работала только в Юрмале. Так у нас был каждый день расписан и зимой, и летом - по понедельникам баня, в четверг - на лыжах, в выходные - вечеринка. И поверьте мне, если бы вы приехали в Юрмалу с любимым человеком, то просидели бы весь год и даже не вспомнили бы о Москве.

- Лайма, а у вас есть мечты?

Я консерватор, не люблю перемен, мне нравится, чтобы все было так, как обычно. Лишь бы не слышать дурных новостей, чтобы никто не болел, не плакал, чтобы все было хорошо. Поэтому на сегодня мои мечты такие: пусть жизнь идет своим ходом, и будет только лучше, и чтобы мы сами не замечали, как она лучше становится.

Досье на звезд: правда, домыслы, сенсации. За кулисами шоу-бизнеса Раззаков Федор

Лайма ВАЙКУЛЕ

Лайма ВАЙКУЛЕ

Л. Вайкуле родилась в марте 1954 года в Риге в рабочей семье. Ее отец - Станислав - был рабочим на производстве, мама - Янина - продавщицей в магазине. Никакого отношения к искусству оба не имели, однако бабушка Лаймы пела в церковном хоре. Судя по всему, ее гены и передались внучке. Лайма вспоминает: «В детском саду мне не нравилось спать в полдник, и я пела. Родители тоже просили спеть, когда приходили гости. Я пела низким голосом, что было смешно, необычно, так что я была Дивой…»

Несмотря на свой явный певческий талант, Лайма не хотела быть певицей, мечтая стать врачом. Даже когда в первом классе школьная учительница пришла к ее родителям и настоятельно рекомендовала им купить дочери пианино (мол, у Лаймы явный музыкальный талант), Лайма наотрез отказалась от такого будущего. И родители пошли ей навстречу (хотя даже если бы дочь захотела иметь пианино, эту мечту трудно было осуществить - масштабы их однокомнатной квартиры не позволяли разместить в ней столь громоздкий музыкальный инструмент).

В отличие от своей старшей сестры Яны Лайма росла сорванцом, эдаким «гадким утенком». Она ненавидела играть в девчачьи игры («дочки-матери», «классики»), предпочитая им более динамичное времяпрепровождение - «казаки-разбойники», штандер и т. д. «Я была любимицей семьи, но очень своенравной. И всегда делала только то, что сама считала нужным. Тяжелый ребенок, ужасный. В пять лет я «наказывала» своих родителей: собирала вещи и уходила из дома. При этом старшая сестра говорила маме: «Неужели ты веришь ей? Да куда она пойдет!» Но я все равно уходила. За угол дома. Родители шли меня искать и, слава богу, быстро находили. А я ждала их и думала: «Почему так долго ищут?» Но я же упрямая, если бы не нашли - сидела бы там до утра!..

В детстве я часто оставалась дома вдвоем с бабушкой. То есть я думала, что это моя бабушка, а на самом деле это была хозяйка дома, где мы жили. Я ее любила, думаю, она меня тоже, но у нас иногда случались «выяснения отношений». Я помню, как-то она меня поругала, а я решила отомстить - отравить ее кур. У нас дома был змеиный яд, мама или папа пользовались им, не помню. Ага, думаю, змеиный яд - это то, что надо. Подмешала в корм. Естественно, ничего не произошло. Но скоро одна курица заболела, и я решила, что это я ее отравила. Ужасно переживала, молила бога, чтобы курица выжила… С тех пор ничего подобного никогда я не хотела сделать. Не то что не делала, а не хотела делать…»

Школьные дисциплины давались Лайме легко, и она первые несколько лет была твердой отличницей. Однако затем ее увлекла художественная самодеятельность (она занималась вокалом в рижском Дворце культуры), и точные науки отошли на второй план. С 11 лет она уже участвовала в многочисленных конкурсах, и первый серьезный успех пришел к ней в 1966 году, когда она стала дипломантом республиканского конкурса вокалистов. Однако родители относились к успехам дочери с завидным спокойствием, считая ее увлечение музыкой делом несерьезным. Именно поэтому по их настоянию в 1969 году Лайма поступила в медицинское училище. Но природа взяла свое, и вскоре Лайма бросила училище и полностью посвятила себя музыке - стала выступать в составе вокально-инструментального ансамбля. Стоит отметить, что в 15-летнем возрасте на Лайму обратил внимание Раймонд Паулс, который в те годы руководил эстрадным оркестром. Он пригласил юное дарование в свой коллектив, обещая через год сделать солисткой, однако Лайма от приглашения отказалась. Ждать целый год она не хотела, тем более что в собственном ВИА она уже была первой солисткой и в тот год собиралась отправиться на гастроли по Кавказу.

Л. Вайкуле вспоминает: «Я тогда решила в своей детской голове, что мне интереснее поехать с роковым ансамблем на гастроли, чем каждый день ходить на репетиции к Паулсу, целый год петь в вокальном ансамбле и ждать, ждать, когда же Раймонд соизволит перевести меня в солисты. Я думаю, это был еще и вызов. Но, когда начались гастроли, мне все очень не понравилось. Не понравились сцены, гостиницы, эти переезды, эти репетиции в жутких условиях. Но решение было мое, и винить было некого.

Никогда я не была зависима от кого-либо, никто никогда не мог меня обидеть или оскорбить. Постоять за себя я научилась с детского сада.

У нас был случай, кажется, в Аджарии. В моих музыкантов стреляли милиционеры - совершенно несправедливо; мы возвращались с концерта и столкнулись с другой машиной, в которой сидели милиционеры. Они вели себя безобразно, и началась драка. И милиционеры стали стрелять. Двоих музыкантов ранили (у одного пуля прошла в миллиметре от сонной артерии) - их положили в больницу, а двое сидели в тюрьме. Ко мне приходил этот милиционер, который без предупреждения стрелял, на коленях стоял, чтобы я сказала, что он сначала в воздух выстрелил, большие деньги предлагал, но это было не так, и я не согласилась. Состоялся суд. Я запомнила его на всю жизнь, потому что сзади меня сидел сын милиционера и все время делал саблей так: шик-шик, шик-шик. Но я все равно рассказала все как было. А все остальные оказались подкуплены. А мои показания как несовершеннолетней, выяснилось, не имеют никакого значения - так что весь мой героизм был напрасен. Но главное не это, главное - я все сделала так, как хотела и считала нужным…»

В 1970 году на одной из дискотек Лайма познакомилась с молодым бас-гитаристом Андреем Латковским. Андрей был из интеллигентной семьи - его отец преподавал в Рижском университете политэкономию, а мама работала экспертом торговой палаты Латвии. По словам Андрея, он только пришел из армии и сразу обратил на Лайму внимание. Получилось так, что они стали работать в одном коллективе, в оркестре. Поработали какое-то время, разошлись, потом опять поработали. Никаких отношений не было между ними, разве что симпатия…

«А потом опять судьба нас свела, и мы опять стали работать вместе, но уже в Ленинграде (это произошло в 1978 году. - Ф. Р.). Жизнь вне дома, гостиницы… Лайма и тогда была яркая, я стал ухаживать, и мы вместе пошли по жизни…»

В 1979 году Лайма стала выступать в знаменитом варьете «Юрас перле» в Юрмале. Причем она не только пела, но и сама ставила танцы, придумывала костюмы, набирала музыкантов в собственный коллектив. Шоу, которое исполняла в те годы Лайма, считалось одним из самых красочных во всей Прибалтике и привлекало к себе огромное количество зрителей. Именно тогда на нее во второй раз обратил внимание Раймонд Паулс, который совместно со своим соавтором, поэтом Ильей Резником, и вывел ее на всесоюзную сцену. О том, как это произошло, рассказывает И. Резник:

«- Это у нас самое популярное варьете. Здесь хорошие грибы и довольно интересная программа, - сказал Раймонд, когда вся наша коммуна - Алла Пугачева с дочкой, Евгений Болдин, я с сыном, Паулс с женой и дочкой - расположилась за элегантно сервированным столом.

Заговорили о делах.

Это была пора расцвета нашего музыкального товарищества. Мы часто навещали друг друга, перемещаясь в пределах треугольника Москва - Ленинград - Рига.

На этот раз нас принимал Раймонд.

У всех было приподнятое настроение: Алла днем записала одну из наших последних песен «Ты и я - мы оба правы, правы, правы…». Теперь можно было отдохнуть, расслабиться и посмотреть на гримасы «буржуазного и чуждого нашей морали» жанра.

На маленькой, выложенной оргстеклом и подсвеченной снизу площадке чередовались певцы и танцовщицы, мини-кордебалет и «женщина-каучук».

Гвоздем шоу была экстравагантная певица - Лайма. Она появлялась четыре-пять раз и исполняла переведенные на латышский самые известные западные шлягеры.

Имидж Лаймы вызывал любопытство. Что же там - за отстраненным взглядом, непривычной пластикой и далеко не вокальным голосом?

Этот визит в «Юрас перле» оказался не последним.

Напишите что-нибудь для меня, - попросила как-то Лайма, - мне нужна программа для гастролей.

Но мы только улыбались и неопределенно пожимали плечами: рядом с нами всегда зримо и незримо присутствовала державная Алла.

Прошло время.

Как-то я напомнил Раймонду о той певице из варьете и ее просьбе.

Я не уверен, - ответил Паулс. - На сцене она многое потеряет. Она прекрасно делает свое дело там…

К этой теме мы долго не возвращались.

А осенью 1986 года, когда мы написали песню «Ночной костер» и возник вопрос об исполнителе, решили дать Лайме шанс.

И вскоре она выступила в одной из передач телепрограммы «Песня-86».

Ну как тебе? - спросил Паулс по междугородной связи.

Мне понравилось. А тебе?

Очень прилично, - ответил он.

…Надвигался Новый год. А вместе с ним и долгожданный «Огонек». Когда уже отзвенели кремлевские куранты и были осушены бутылки с безалкогольными напитками, глазам многомиллионного телезрителя явился новоиспеченный дуэт Валерий Леонтьев - Лайма Вайкуле. Они спели «Вернисаж». Песня вскоре выбилась в лидеры хит-парадов, а дуэт, вызвавший столько симпатий, мгновенно распался…

Вторую песню в «Огоньке» Лайма исполняла уже с балетом за спиной и с Паулсом у рояля. «Еще не вечер» был написан давно. Так давно, что и не помню когда. Помню только, что Алла категорически отказалась петь эту песню. Возможно, Пугачеву уже тогда привлекали новые темы, новые ритмы или просто текст попал под горячую руку. Короче, она отказалась. И вот мы к нему вернулись. С Лаймой Вайкуле.

Весь 1987 год прошел у нас с Раймондом под знаком Лаймы. Нам было интересно работать для этой певицы, обладающей артистизмом, сценическим мышлением. Мы написали около двадцати песен: эксцентрическую «Шаляй-валяй», ностальгическую «Чарли Чаплин», трагическую «Скрипач на крыше», элегическую «Самый медленный поезд», поэтическую «Три ветра» и многие другие комические и драматические песни.

Восхождение Лаймы на эстрадный олимп завершилось в Чехословакии на XXII ежегодном международном фестивале песни «Братиславская лира», где композитор, поэт и исполнительница «Вернисажа» были удостоены высшей награды - «Золотой лиры».

Сама Лайма так вспоминает начало своего восхождения на всесоюзный олимп: «Однажды Раймонд сказал мне: «Готовятся мои сольные вечера в «России». Ты должна быть!» (Речь идет о концертах в 1987 году. - Ф. Р.) А я к тому времени уже гастролировала, уже известная певица, уже заканчивала второе отделение (тогда считали, что человек, заканчивающий второе отделение, - главный). И я ответила: «Раймонд, не знаю, смогу ли я. У меня гастроли». Тогда он сказал: «Запомни, эти концерты сделают больше для твоей карьеры, чем любые съемки или гастроли». Я поменяла все свои графики и была на этих концертах - не потому, что поверила ему, нет, сыграло свою роль латышское воспитание - оно таково, что ты не можешь отказать старшему по возрасту, или по званию, или по положению… Представьте: после первых вечеров в моем гостиничном номере звонили не переставая два имевшихся там телефона, причем одновременно. В те дни я действительно стала популярной…»

Между тем уже через год в том же концертном зале «Россия» состоялись первые сольные концерты Лаймы в Москве. Тогда же она получила прекрасную возможность расширить свою зрительскую аудиторию и поработать на Западе. В том году на нее обратил внимание американский продюсер Стен Корнелиус - он приехал в Москву вместе со своим подопечным и познакомился с Лаймой. Через несколько месяцев она получила от него предложение поработать в Штатах и отбыла за океан. Однако тот заграничный вояж оставил в душе певицы двоякое впечатление: «Мне казалось, что я еду в рай. А приехала в Нью-Йорк, где полно бездомных и сумасшедших на улицах и постоянный вой полицейской сирены. Шесть месяцев прожила там не выезжая. Я почти забыла русский язык. Полгода достаточно, чтобы сойти с ума. Надо попробовать, чтобы понять. Со стороны моя жизнь казалась чудесной: личный повар, телохранитель, «Роллс-Ройс», огромный дом на берегу океана. И кроме похвалы и слов о том, какая я распрекрасная, я ничего не слышала. Но в это время в Латвии умер папа. А мне надо было работать и никому не показывать виду… Но ничего «глобального» из этого не вышло, хотя положительные отзывы Корнелиуса обо мне сделали свое дело. В одной из популярных газет вышла статья «Лайма - русская Мадонна», после чего я снялась в двух программах для американского телевидения. Меня заметили. Фирма грамзаписи MCA/GRP предложила контракт…»

Стоит отметить, что это был не последний контракт Лаймы с зарубежными партнерами. Например, в 1991 году она работала в Японии, где заключила самый крупный для себя на сегодняшний день контракт - на 95 тысяч долларов.

Однако самых преданных и верных слушателей Лайма, естественно, всегда находила только на родине. В начале 90-х она входила в десятку самых популярных исполнителей отечественной эстрады. Хотя на родине, в Латвии, у многих к ней было негативное отношение. В одной из рижских газет некий журналист, подписавшийся псевдонимом Сержант, написал о ней статью под названием «Русская армия уходит, а агенты остаются». Под «агентами» он подразумевал таких людей, как Лайма Вайкуле. Эта публикация настолько сильно задела певицу, что она не долго думая написала ответ, озаглавив его соответствующим образом: «Сержант никогда не станет генералом».

В 1991 году Лайма перенесла тяжелую болезнь, которая едва не привела к летальному исходу. «Я подошла к краю своей жизни и тогда обратилась к религии и стала все по-другому воспринимать. И если раньше мне казалось абсурдным утверждение о том, что человек в страданиях становится чище, я не могла понять, что может быть хорошего в плохом. Сейчас я знаю, что человек, который ничего не пережил, как личность еще не появился на свет. Я навсегда запомнила слова из одного американского фильма: «Жизнь - это хождение по проволоке, а все остальное - ожидание». Я была потрясена и удивлена, когда услышала их в первый раз. Но сейчас я полностью с ними согласна…»

В 1993 году Лайма решила параллельно с творчеством заняться и бизнесом - открыла в Риге салон-парикмахерскую «Лайма-люкс». Однако через три года на вопрос: «Как идут ваши дела в бизнесе?» - она ответила: «Мой салон нерентабелен. Когда я начинала, думала, что это будет стоить, к примеру, 10 тысяч долларов, а оказалось - несколько сот… Получилось так, что все, что я занимала, теперь нужно отдавать. Добавьте сюда высокую аренду, эксклюзивную продукцию из США, зарплату работникам… Но я почти в это не вникаю, доверив все профессионалам. Кстати, по сравнению с московскими ценами стрижка в моем салоне стоит «копейки».

Кстати, о стрижке. Ряд косметических процедур (маникюр, педикюр) Лайма делает в своем салоне, а вот стричься предпочитает в Америке, в Филадельфии, куда специально вылетает к парикмахеру Анатолию Фарверу.

Еще более серьезная проблема свалилась на голову Лаймы в середине 90-х. Дело в том, что, кроме четырехкомнатной квартиры в центре Риги, Лайма и ее гражданский муж Андрей Латковский имели дачу в Юрмале. Однако по новому закону, принятому в Латвии, бывшие собственники, имевшие в 20 - 30-е годы в республике недвижимость и затем уехавшие за границу, теперь имели право получить эту недвижимость обратно. Вот и у дачи Лаймы объявился бывший хозяин, который теперь проживал в Швейцарии. Пришлось артистке вместе с мужем покупать себе новую дачу все в той же Юрмале.

Л. Вайкуле рассказывает: «Все потраченные на ремонт прежней дачи деньги нам так и не вернули. Хотя новые владельцы обещали заплатить 20 тысяч долларов, чтобы я освободила дом. Скрепя сердце едва заплатили тысячу. Увы, таков закон! Он не защищает людей, которые здесь жили десятилетиями. Кстати, объявившийся хозяин сюда, в Юрмалу, так и не переехал, предпочитая жить в Швейцарии…»

Весной 1996 года увидела свет новая программа Лаймы Вайкуле «Я вышла на Пикадилли». Московская премьера этой программы собрала полный аншлаг. Вызвано это было несколькими причинами. Во-первых, по столице давно ходили слухи о том, что в новой программе несравненная Лайма появится в новом образе - более драматичная и женственная (до этого она была копией Марлен Дитрих: мужские брюки, пиджаки, шляпы). Во-вторых, впервые за последние годы Вайкуле приехала в Москву со своим «крестным отцом» - Раймондом Паулсом, с которым она вновь возобновила творческое сотрудничество. Что касается Ильи Резника, то с ним у Лаймы случился конфликт, после которого она нашла себе другого поэта - куртуазного маньериста Владимира Пеленягрэ (стал известен после своего хита «Девочка моя» в исполнении С. Крылова). Суть своего конфликта с Резником Лайма объяснила следующим образом: «До некоторых пор я очень уважала этого человека и действительно многим ему обязана. Первый конфликт между нами произошел во время подготовки к творческому вечеру Резника в концертном зале «Россия». За несколько недель до этого мне вырезали узлы на связках и предписали постельный режим. Получив приглашение, я хотела отказаться, вежливо объяснив Илье, что мне нельзя говорить даже шепотом, не то что выступать. Но, чтобы не подвести друга, все же согласилась и пела «живьем», несмотря на предложение работать под фонограмму. Потом, конечно, слегла - у меня начался бронхит и жуткий кашель. А любой артист знает, насколько кашель опасен для голосовых связок. Прямо из «России» меня увезли в поликлинику Большого театра, и врач предупредил: еще одно выступление в таком состоянии - и я потеряю голос навсегда. Поэтому во втором концерте я выступать физически не могла. Резник, как человек очень самолюбивый, не смог простить мне отказа и во всех интервью пытался очернить меня.

Вскоре Илья уехал в Штаты, в Лос-Анджелес, но ненадолго - видимо, не прижился. В один из его приездов в Москву я сама позвонила ему, забыв о прошлых разногласиях: «Илюша, я хочу тебе помочь». Я как раз готовила новую программу и предложила Резнику написать для меня песню. Он обрадовался моему звонку, и примирение как будто состоялось. Однако это оказалось лишь видимостью… Резник назвал цену своих песен - в два раза большую, чем для других артистов. Но я постаралась не придавать этому значения, так как знала о его финансовых трудностях. Мне удалось уговорить Раймонда Паулса написать музыку - именно уговорить, потому что между ними был давний и серьезный конфликт. Так появилась песня «На улице Пикадилли». Я заказала студию в Америке, оплатила первый взнос, американские музыканты сделали аранжировку. И за два дня до моего отъезда в США приходит факс от Резника, в котором сказано что-то типа «мы посоветовались, и я решил», что запрошенный гонорар слишком мал и должен быть в два-три раза выше. Там же стояло условие, что я должна делать отчисления с каждого концерта, на котором исполняются его песни, и не имею права самостоятельно менять программу. В общем, по его мнению, мне не принадлежит ничего, кроме свежего воздуха. Поскольку человек я не бедствующий, в ответ на такую наглость я категорически отказалась от услуг Резника: «Спасибо за сотрудничество. Можете считать, что ваш текст свободен. Мы отказываемся от ваших услуг. До свидания». На этом наши отношения закончились…»

Стоит отметить, что в преддверии концерта Лайма очень сильно волновалась - боялась повторения неудач, которые сопутствовали ее прошлогодней программе. Тогда произошел ряд неприятностей, которые едва не выбили певицу из нормального рабочего состояния. Что же случилось? Сначала из-за какого-то пустяка угодил в милицию муж и продюсер Лаймы Андрей Латковский. А затем танцовщице балета Байбе пробила голову свалившаяся с летающего телевизионного крана камера, и девушку увезли в Склиф. Поэтому певица боялась, что нечто подобное может произойти и на этот раз. И она едва не ошиблась. В самом начале случилось ЧП: ротвейлер певицы Кэнди внезапно набросился на мать Лаймы и укусил ее. У Лаймы защемило сердце: неужели и на этот раз гастроли будут испорчены? Но все, к счастью, обошлось. По словам певицы: «Владыка Виктор благословил этот концерт, и вдруг все получилось удивительно просто и спокойно. Он назвал мой стиль «псевдоретро»: вместо насмешки над страной - глубокое уважение. И это самая лучшая похвала в моей жизни. Впервые мне было интересно мнение зрителя, человека непрофессионального. У меня исчезло ощущение того, что я всех важнее в этой жизни…»

В свое время Лайма не захотела заводить детей. А нынче всю нерастраченную материнскую энергию отдает братьям нашим меньшим - собакам. Наверное, нет в отечественной поп-тусовке человека более сердобольного к животным, чем Лайма. Один из танцоров ее ансамбля признается: «Когда мы с гастролями выступаем в другом городе, можно запросто проследить маршрут, по которому проехала Лайма: там на углах улиц едят бездомные псы».

Несколько лет назад Лайма решилась завести собаку и выбрала самую боевую породу - ротвейлера. Пса назвала Кэнди (в переводе с английского - «конфетка»). Однако, несмотря на безобидное имя, пес отличается крутым нравом. По словам самой Лаймы, пока ее нет, он кусает всех подряд. В понятие «всех» входят как близкие люди певицы (мама, муж), так и сослуживцы (например, новой управляющей салоном «Лайма-люкс» Кэнди разорвал рукав роскошной шубы). Стоит отметить, что слава о крутом нраве Кэнди простирается далеко за пределы нашего отечества. Был случай, когда Лайма вынуждена была отменить заграничные гастроли, так как устроители наотрез отказались принимать ее с Кэнди. А оставить собаку было не с кем.

Л. Вайкуле рассказывает: «Когда моя собака укусила маму (очень сильно), я плакала, просила прощения, потому что я виновата в этом и я не могу ее уничтожить. Был еще момент: она укусила Андрея, и Андрей ее заломал, прижал к земле, а я должна была подать ему поводок, чтобы он собаку придушил, покорил… Кэнди на меня так смотрела, что мне казалось, я предаю ее… Это мое несчастье, что она такая. Но Кэнди влюбила меня во все живое. В то, на что раньше я не обращала внимания…»

Вот уже 20 лет рядом с Лаймой ее верный друг и продюсер Андрей Латковский. Они до сих пор не расписаны. Лайма говорит: «Официально я не замужем. Я слишком дорожу своей свободой, чтобы позволить кому-либо ее у меня отнять. Если бы Андрей попытался это сделать, наши отношения закончились бы мгновенно. Я как мой ротвейлер: когда моя собака была маленькая, я пробовала заняться ее «спартанским» воспитанием - чтобы она у меня рядом ходила, на кровать не залезала… Друзья подарили мне детский манеж, я поставила его у кровати, посадила туда Кэнди, опустив в манеж руку, чтобы ей не было одиноко. А проснулась оттого, что она - нет, не плакала, не скулила, - она разбегалась и билась лбом в сетку. Потом отходила, опять разбегалась и опять пыталась разорвать эту сетку. Она хотела на свободу! Я такая же…

Наверно, любовь к свободе не позволяет нам с Андреем пойти дальше. Причем наши отношения не хуже, чем были в самом начале, а даже лучше и, как нам кажется, стали более прочными. И, может быть, в этом и заключается секрет, почему у нас брак гражданский. Мы в любой день можем разойтись каждый в свою сторону. И это нас удерживает еще крепче. Я всегда говорю: с того момента, когда человек начинает думать, что кто-то кому-то принадлежит (я имею в виду отношения между мужчиной и женщиной), в этот момент все и рушится…»

А вот что по этому же поводу говорит А. Латковский: «Мы считаем себя в браке, я - во всяком случае. Скажем, если бы мы решили родить ребенка, то, конечно, сразу бы расписались. А пока до этого не доходят руки. И так всю жизнь, хотя сначала мы не хотели это делать сознательно. Больше всего об этом переживали наши родители, наверное, им это неприятно до сих пор. Но мы думали по-другому: было время тяжелое, мы хотели чего-то добиться, посмотреть мир…

Когда во время концерта я стою сзади и смотрю на Лайму, у меня возникает такое чувство гордости за нее. Я чувствую, что вот это - мое. Да, чувство собственничества. Ведь я вижу не глазами зрителя, а глазами близкого человека, и я уверен, что никто так не может оценить Лайму, потому хотя бы, что не знает всего пути, как это начиналось с 17 лет…

Хотя что-то мне в ней, конечно, не нравится. Точнее - мне в ней не все нравится. Например, то, что она фанатичка на работе. Тогда она становится абсолютно неуправляемым человеком. С ней очень тяжело перед выходом на сцену, в гримерке… Я считаю, что это неправильно, потому что человек должен всегда управлять собой или это уже становится каким-то сумасшествием…»

Из интервью Л. Вайкуле: «Когда я читаю эти безумные материалы про ужасный шоу-бизнес, мне кажется, этот мир существует только в сознании корреспондента. Может, я так думаю потому, что мне всегда кажется: меня все любят. Дружить времени нет, но у нас очень хорошие отношения с Юрием Шевчуком, Ларисой Долиной, Леонидом Трушкиным, Аллой Пугачевой. Если куда-то ходим, то вместе с Валей Юдашкиным, Киркоровым…

Мне иногда кажется, что постепенно я становлюсь таким… неинтересным человеком, которого, кроме профессии, ничто больше не интересует. Если я свободна от работы на сцене, то у меня есть салон, где постоянно надо что-то подправить, изменить, улучшить. Есть обязательства в Америке, связи, которые я должна поддерживать. В конце концов, есть собака, которую я обожаю. Если я начну говорить, что при этом еще и читаю, смешно будет. Что-то серьезное читать от случая к случаю, по пятнадцать минут, когда выкроится время? Так что ничего, кроме газет, Чейза и Библии, я не читаю.

ЛАЙМА ВАЙКУЛЕ НЕ НОСИТ «СМЕРТЬ ЗВЕРЕЙ» Шумное и пестрое закулисье концертного зала «Россия». Ненароком здесь можно столкнуться с любой шоу-звездой. В этих эмпирейских чертогах пир горой: Александр Градский, точно испанский гранд со сладкоголосой гитарой в руках, прямо

Имя : Laima Vaikule

Место рождения : г. Цесис, Латвийская ССР

Рост : 176 см

Вес : 63 кг

Знак Зодиака : Овен

Восточный гороскоп : Лошадь

Деятельность : певица

Детство

Певица Лайма Станиславовна Вайкуле родилась в городе Цесис Латвийской ССР 31 марта 1954 года. Семья знаменитости более чем простая: отец Станислав Вайкулис был простым рабочим, а мама Янина сначала работала обыкновенной продавщицей, а затем стала директором крупного магазина. Желание петь Лайма, скорее всего, унаследовала от бабушки, которая пела в церковном хоре. Остальные родственники Лайма Вайкуле никакого отношения к музыке не имеют. Когда Лайме Вайкуле было всего три года, ее семья – мама, папа и две старшие сестры (сводная и родная), а так же старший сводный брат – переехали в Ригу. Лайма пела практически с пеленок. «В детском саду мне не нравилось спать в полдник, и я пела. Родители тоже просили спеть, когда приходили гости. Я пела низким голосом, что было смешно, необычно, так что я была Дивой», – вспоминает Вайкуле. В детстве будущая знаменитость мечтала стать врачом, а никак не певицей. В первом классе школьная учительница пришла к родителям Лаймы и рекомендовала купить дочери фортепиано, поскольку у девочки был явный музыкальный талант. Однако, сама Лайма Вайкуле наотрез отказывалась от перспективы быть артисткой. Пианино девочке так и не купили. И не потому, что сама Лайма не захотела, а потому, что в однокомнатной квартире его было просто некуда поставить.

Лайма росла сорванцом. В отличие от своей старшей сестры Яны девочка терпеть не могла столь любимые девчачьи игры «дочки-матери» и «классики». Вайкуле предпочитала бегать с мальчишками по двору и играть в «казаков-разбойников» и в догонялки. «Я была любимицей семьи, но очень своенравной. И всегда делала только то, что сама считала нужным. Тяжелый ребенок, ужасный. В пять лет я «наказывала» своих родителей: собирала вещи и уходила из дома. При этом старшая сестра говорила маме: «Неужели ты веришь ей? Да куда она пойдет!» Но я все равно уходила. За угол дома. Родители шли меня искать и, слава Богу, быстро находили. А я ждала их и думала: «Почему так долго ищут?» Но я же упрямая, если бы не нашли — сидела бы там до утра!» — говорит Лайма Вайкуле. В школе все дисциплины Лайме давались играючи. Первые несколько лет в дневнике певицы стояли лишь пятерки. Однако, когда наша героиня увлеклась творчеством, точные науки были забыты.

Начало карьеры Лаймы Вайкуле

В возрасте 12-ти лет актриса впервые появилась на сцене. Девочка приняла участие в конкурсе юных певцов, которых проходил в доме культуры Рижского завода ВЭФ. Тогда она получила диплом и тут же начала выступать с группой. После окончания восьмого класса Лайма Вайкуле поступила в местное медицинское училище. Во время учебы, в 15 лет, певица стала солисткой Рижского оркестра радио и телевидения, которым руководил Раймонд Паулс.

Как вспоминает сама Лайма, в пятнадцатилетнем возрасте она занималась музыкой и вокалом у маэстро Заходника. Он, в то время, работал со знаменитым сегодня Раймондом Паулсом. Заходник распевал и ставил голоса всем певцам их оркестра Раймонда. Учитель заметил талант юной певицы и повел ее на прослушивание к Паулсу. Свои данные Лайма показывала в филармоническом зале, во время исполнения одной из композиций к ней подошел Раймонд Паулс и сказал, хлопая по плечу: «Малыш, я тебя беру».

С 1979 года Вайкуле выступала в знаменитом варьете «Юрас перле» («Морская жемчужина») в Юрмале. Сначала девушка пела в танцевальном оркестре, но потом стала солисткой. Останавливаться на достигнутом она не собиралась, понимая, что нужно продолжать учебу дальше. В 1984 году Лайма Вайкуле поступила в ГИТИС на режиссерское отделение.

Творчество

Сколько лет Вайкуле выступает на большой сцене? С 1979 года певица выступала в знаменитом варьете «Юрас перле». Именно с этого времени начинается ее активная творческая деятельность.

Еще во время учебы Лаймы в ГИТИСе молодую певицу заметил известный поэт-песенник Илья Резник. Он увидел ее исполнительницей своей песни «Ночной костер». Сначала песня прозвучала на радио, потом и на популярной музыкальной передаче «Песня-86». В том же году Лайма Вайкуле совместно с Валерием Леонтьевым на советско-итальянском концерте эстрадных звезд исполнила новую песню «Вернисаж» (музыка Раймонда Паулса, слова Ильи Резника). Это был взлет и признание Лаймы Вайкуле как популярной певицы. Она проснулась знаменитой, а ее фото красовалось на обложках главных изданий страны.

Через год певица закрепила успех, спев композицию «Еще не вечер». При этом Лайма предложила для исполнения свою оригинальную трактовку, и песня от этого лишь выиграла, попав на первые позиции чартов радиоэфиров и в музыкальные передачи.

Всесоюзная известность Вайкуле пришла в феврале 1987-го после участия в авторском вечере Раймонда Паулса в ГЦКЗ «Россия». Это было ее время, и Лайма трудилась неустанно. Без отрыва от учебы в ГИТИСе Вайкуле подготовила большую сольную программу, премьера которой состоялась в ГЦКЗ «Россия» в начале 1988 года. Это был еще один убедительный шаг, который доказал, что творческая биография Лаймы Вайкуле это вовсе не случайность, а явная закономерность. Звезда окончательно закрепилась на эстрадной музыкальной орбите и нашла свою нишу.

В 1989 году американский продюсер Стен Корнелиус пригласил Лайму Вайкуле в США. Семь месяцев певица работала в Америке, записывая новый альбом в студии Майкла Сембелло. В США Вайкуле подписала контракт с известной компанией грамзаписи MCA/GRP. На американские телеэкраны вышел документальный фильм о Лайме Вайкуле, снятый студией «Видеофильм» и американскими кинематографистами. Западная пресса окрестила Лайму «русской Мадонной».

Вайкуле продолжает работать «в паре» с другими исполнителями, пытаясь повторить успех «Вернисажа». Песня «Чувства», которая был исполнена певицей вместе с бывшим участником группы «Кар-мэн» Богданом Титомиром, не стала мега популярным хитом, но спустя 20 лет многие фанаты потребовали снять современную версию клипа с участием двух звезд.

В 1991 году Лайма Вайкуле перенесла тяжелую болезнь, которая едва не привела к летальному исходу. Когда у нее спросили: «Какую ты хочешь, чтобы тебе принесли книгу?» она ответила: «Библию». Говорят, что мы рождаемся и умираем в одиночестве. Замечательная фраза. А умирать легче, когда веришь. Потрясающим открытием для певицы стали книги русского православного священника, богослова Александра Владимировича Меня (1935-90). Он смог доступным языком объяснить необъяснимое (автор книг по основам христианского вероучения, истории религии, православному богослужению).

«Я подошла к краю своей жизни и тогда обратилась к религии и стала все по-другому воспринимать. И если раньше мне казалось абсурдным утверждение о том, что человек в страданиях становится чище, я не могла понять, что может быть хорошего в плохом. Сейчас я знаю, что человек, который ничего не пережил, как личность еще не появился на свет. Я навсегда запомнила слова из одного американского фильма: «Жизнь – это хождение по проволоке, а все остальное — ожидание». Я была потрясена и удивлена, когда услышала их в первый раз. Но сейчас я полностью с ними согласна…» – делится певица.

Несмотря на то, что все ее родственники католики, Лайма крестилась в православном храме. Считает, что особой разницы между православием и католичеством нет. Все – христиане. За свою карьеру исполнительница записала 10 музыкальных альбомов в Латвии и России, 20 миллионов ее дисков были проданы в России, странах Европы и США.

Лайма Вайкуле также была постоянным гостем на музыкальном конкурсе «Новая волна», которая с 2002 по 2014 год тоже проходила в Юрмале. Ее приглашают в жюри фестиваля КВН «Голосящий КиВиН». Особо запомнилось фанатам Вайкуле ее сотрудничество с певцом Борисом Моисеевым. Клип «Прибалтийский роман» стал одним из самых популярных на многих музыкальных телеканалах.

Дети и муж Лаймы Вайкуле

Лайма Станиславовна Вайкуле создала себе прекрасный образ и имидж, хотя ее личная жизнь редко попадает на страницы желтой прессы. Певица старается обходить стороной разговоры о семье и родственниках.

Вайкуле больше 40 лет живет с партнером, другом и прекрасным супругом Андреем Латковским, который помогает ей во всем. И хотя у них нет детей, они отдают свою любовь молодым дарованиям и талантам. Им удалось не только пройти вместе все трудности жизни и побороть страшную болезнь, но и организовать конкурс «Юрмала». По словам Лаймы, она очень любит своего мужа и ценит все, что он для нее сделал, делает и будет делать. Другими словами, она счастлива быть замужем за Андреем Латковским.

Награды Лаймы Вайкуле

Лайма Вайкуле завоевывает «Золотую лиру» на международном фестивале в Чехословакии, готовит большую сольную программу, в которой на практике применяет все полученные ею знания, проявив свой режиссерский талант.

В 1992 году выходит англоязычный альбом «Tango», а в 1993 году на международной церемонии World Music Awards Лайма Вайкуле получает специальный приз принца Монако.

Фрагменты интервью

– Многие женщины панически боятся становиться старше. А вы?

– Не в возрасте дело. Тем более что с годами человек внутренне становится красивее, хотя внешне и сдает. В этом вся несправедливость… Или, наоборот, баланс.

– Писали, якобы вы сделали подтяжку лица в Майами у докторов, которых вам посоветовал друг Валерий Леонтьев…

– (Смеется). Ага, невзначай за кружкой чая посоветовал и сам же мне сделал пластическую операцию… Нет-нет, я пока не делала операций: ни в Майами, нигде. Обхожусь собственными силами и все проблемы решаю в своем салоне красоты в Риге. (Салон Лаймы специализируеся на ароматерапии. – Авт.). Но я не осуждаю этот метод, более того, приветствую: если вас что-то раздражает во внешности, то спокойно измените это и живите в ладу с собой.

– Говорят, что у вас несносный характер. Но как тогда столько лет вас выдерживает Андрей?

– У меня характер несложный для тех, кто мне нравится, и наоборот, сложный для людей, которые чего-то не делают, для разгильдяев, бездарностей. Я хорошо дружу со всеми, кто подходит мне по таланту. Мы с Андреем научились обходить острые углы, уважать друг друга, наши желания, вкусы, принципы в конце концов.

– А ведь в детстве вы были бунтаркой и, если что не по-вашему, могли даже из дому сбежать…

– Ой, раньше да. Я была жутко тяжелым ребенком. Очень инициативной. Любила наблюдать за природой, лазила по деревьям, лежала на поляне, рассматривая часами лужи, грязь, каких-то кузнечиков. На меня нельзя было надеть хорошую одежду, потому что через час она была порванная или запачканная. Да и юношество было бурным, хотелось все попробовать.

– Вы имеете в виду таблетки с наркотическим эффектом?

– Были и таблетки. Юношеская глупость! Я же рано взрослела. С 11 лет гастролировала, в 15 уже работала с радиооркестром… Но позволить себе накричать, хлопнуть дверью, разбить посуду… Я так не выясняла отношения. Это не мой метод. Если накопились эмоции – закройте дверь, и все. Самое главное в такой момент – прикусить язык и посчитать до десяти.

– После болезни (в 1991 году певице поставили страшный диагноз – «онкология») вы пришли к вере. Ради этого что-то изменили в себе?

– Я стала любить людей. Кроме себя, стала замечать и других, да вообще все происходящее вокруг. Это самое главное достижение. Перестала быть эгоисткой. А раньше я была, как все юные люди, которые думают, что Земля вертится вокруг них. И есть только я, я и еще раз я. Нет! Есть еще и другие люди.

– Вы поститесь?

– Я периодически отказываюсь от продуктов. Но это, скорее, диета по нужде, чтобы хорошо выглядеть. Для меня Пост не столько ограничение в еде, сколько контроль своих мыслей. А голодать для меня не проблема. Бывало, я на воде одной сидела.

– Вы интересуетесь политикой?

– Стараюсь не интересоваться, чтобы меньше тратить нервов. Но я очень консервативна. И считаю, что если в стране есть правительство, дайте ему, чтобы оно отработало. Мне нравится американский подход к делу: закончится срок, придут новые, тогда, пожалуйста, критикуйте, работайте. Здорово, что есть свобода слова, но обижать… Не терплю, когда о нашем латышском президенте говорят в оскорбительном тоне, это унизительно. Мне обидно, потому что это как будто в мой адрес. Ведь мы ничего изменить не можем и вообще о всех этих политических играх мало чего знаем.

– Лайма, с одной стороны, вы очень женственная, но с другой, у вас в характере много мужских черт. Поэтому в вашем гардеробе преобладают брючные костюмы?

– Дело не в характере. Многие известные политики-женщины с мужской хваткой, например та же Маргарет Тэтчер, да и бизнес-леди, часто носят очень женственные костюмы. Так что характер – не показатель. Другое дело мода. По моему мнению, модный человек – это тот, кто находит в себе стиль. У каждого должен быть свой стиль. Состояние вашей души, образ жизни – это и диктует вам одежду. Для меня очень не женственно, когда много чего открыто. А когда прикрыто – это всегда сексуально, в этом как раз вся женственность. Я всегда говорю, что люблю, когда смотрят на мои глаза, а не на мое тело. Последнее разрешено только избранным людям.

  • «Сейчас главное – создать образ, найти именно то, что подходит тебе, – это и есть мода», – говорит Лайма.
  • «Не нужно становиться рабом собственной внешности. Есть несколько составляющих красоты в любом человеке – здоровые зубы, приличная обувь, хороший маникюр, ухоженные волосы и блеск в глазах. Если у человека это присутствует, он будет красивым», – считает она.
  • «Если чувствую, что набрала свыше четырех кило к моему весу, пару дней голодаю: пью только воду, чай и кофе, не ем практически ничего. Если же и это не помогает, тогда сажусь на 9-дневную диету. Первые 3 дня ем рис без соли и масла, следующие 3 – белое куриное мясо, а последние 3 – только яблоки. Эту диету я открыла для себя уже давно. Эффект потрясающий. Раз в неделю я устраиваю разгрузочные дни, когда пью воду и ем яблоки», – делится артистка.
  • Среди вредных привычек Лаймы Вайкуле – курение. «Да, я курю. Много раз пыталась бросить, но ничего не получилось», – сетовала она.
  • Наверное, нет в отечественной поп-тусовке человека более сердобольного к животным, чем Лайма Вайкуле. Один из танцоров ее ансамбля признается: «Когда мы с гастролями выступаем в другом городе, можно запросто проследить маршрут, по которому проехала Лайма: там на углах улиц едят бездомные псы».
  • Несколько лет назад Лайма решилась завести собаку и выбрала самую боевую породу – ротвейлера. Пса назвала Кэнди (в переводе с английского – «конфетка»). Однако, несмотря на безобидное имя, пес отличается крутым нравом. По словам самой Лаймы, пока ее нет, он кусает всех подряд. В понятие «всех» входят как близкие люди певицы (мама и муж), так и сослуживцы (новой управляющей салоном «Лайма-люкс» Кэнди разорвал рукав роскошной шубы). Стоит отметить, что слава о крутом нраве Кэнди простирается далеко за пределы нашего отечества. Был случай, когда Лайма Вайкуле вынуждена была отменить заграничные гастроли, так как устроители наотрез отказались принимать ее с Кэнди. А оставить собаку было не с кем.
  • Лайма Вайкуле известна как активный защитник прав животных. Она вегетарианец по этическим соображениям.
  • Вот что сказал о ней один человек: «Хотя что-то мне в ней, конечно, не нравится. Точнее – мне в ней не все нравится. Например, то, что она фанатичка по работе. Тогда она становится абсолютно неуправляемым человеком. С ней очень тяжело перед выходом на сцену, в гримерке… Я считаю, что это неправильно, потому что человек должен всегда управлять собой или это уже становится каким-то сумасшествием…»
  • Лайма много гастролирует, очень устаёт и редко бывает довольна собой. Она часто меняет жильё, причёски, стиль одежды. Пробует найти себя в других сферах, никак не связанных с музыкой – активная защита бездомных животных, строительство дома, увлечение дизайном, актёрством, вегетарианством… она не такая как все, и не похожа ни на кого! Она – разная. Но музыка остается для лаймы незаменимой отдушиной, главным делом всей ее жизни.

Дискография Лаймы Вайкуле

  • 2002 – Имена на все времена
  • 2000 – Лучшие песни
  • 1999 – Зеркало
  • 1998 – Латинский квартал
  • 1996 – Viss nāk un aiziet …
  • 1996 – Я вышла на Пикадилли
  • 1994 – Милый, прощай!
  • 1993 – Laima Tango
  • 1992 – Я за тебя молюсь
  • 1987 – Песни на стихи Ильи Резника – Вернисаж

Лайма Вайкуле мало кого оставляет равнодушным. Ее индивидуальная манера исполнения очаровывает, а жизненная стойкость заставляет уважать певицу даже ее недоброжелателей.

Лайма Вайкуле родилась в Цесисе, что в Латвии, 31 марта 1954 года в далекой от творческих кругов семье. Весной 2017 года Лайма Станиславовна отметила свое 63-летие.

Лайма Вайкуле. Юные годы

Отец и мать будущей знаменитости жили скромно, в однокомнатной квартире. Девочка была не единственной, в семье было еще трое детей. Чтобы отстоять свои интересы и взгляды, своенравная Лайма еще в 5 лет демонстративно уходила из дома, собирая вещи. Вспоминая такие моменты, певица делится тем, что обычно останавливалась она за углом дома и ждала, когда ее отыщут. Самой возвращаться было стыдно.

Певческий талант девочки был замечен еще в первом классе. Уже тогда классная руководительница посоветовала Станиславу и Янине, родителям Лаймы, купить для нее пианино, чего они делать не стали из-за скромных жилищных условий.

Талант девочки без этой покупки не угас. Лайма выступала на всех местных концертах начиная с 11 лет. Уже в 14 лет Вайкуле получила диплом на конкурсе юных вокалистов, а уже через год ее заметил сам Раймонд Паулс.

Первые шаги на большой сцене

В 1979 году, когда девушка заключила договор с варьете «Юрас перле», концерты с ней собирали полные залы.

Чтобы не останавливаться в развитии своего таланта, Вайкуле едет в Москву в 1984 году, чтобы поступить в ГИТИС. В училище ее талант замечает еще один мэтр российской эстрады Илья Резник. С его песней «Ночной костер» на музыку Р. Паулса молодая исполнительница попадает на «Песню года» в 1986 году. Тогда же Лайма Вайкуле исполняет вместе с Валерием Леонтьевым песню «Вернисаж» на международном концерте. С тех пор ее талант признан всей страной.

У певицы с характерной, индивидуальной манерой появляются постоянные поклонники. Через год она исполняет песню «Еще не вечер», а в 1988 году дает свой первый концерт в ГКЗ «Россия». Эти шаги закрепили ее нишу на звездной эстраде.

В 1989 году американская студия MCA/GRP подписывает с певицей контракт. На протяжении семи месяцев она записывает альбом в США. Американское телевидение выпустило о Лайме Вайкуле документальную ленту, после чего критики окрестили ее «русской Мадонной».

Вернувшись на родину, Лайма застала распад страны, обвинения в шпионаже. Вскоре ей был и поставлен страшный диагноз.

«В страданиях рождается личность»

В 1991 году, когда слава была уже у Лаймы Вайкуле в руках, ей диагностировали рак груди последней стадии. Певицу предупредили: излечение происходит в одном из пяти случаев. Стойкая Лайма не сдалась болезни. После операции ее ждало полное излечение, но она вспоминает об этом периоде жизни, как о самом страшном в своей судьбе.

В это же время Лайма Станиславовна стала глубоко верующим человеком, изменила взгляды на многие вещи. Она стала вегетарианкой, выступает против ритуальных убийств животных, охоты и боев с их участием. По этическим соображениям она больше не носит и мехов.

Спустя годы родная Латвия признает ее народной артисткой Латвии, а в 1993 году Лайма Вайкуле получила специальный приз принца Монако на «World Music Awards». В 2011 году она получила орден Дружбы за то, что ее творчество укрепило связи между Россией и Латвией.

Личная жизнь Лаймы Вайкуле

Лайма Вайкуле неоднократно заявляла, что ценит свободу. При этом она создала фактический брак с Андреем Латковским еще в 1978 году, а познакомились они в 1970 году. Тандему бас-гитариста, а потом и продюсера со знаменитой певицей почти 40 лет.

О детях пара, увлеченная творчеством, сначала и не мечтала. Дважды Вайкуле проходила процедуру аборта, а после перенесенной болезни шансы на рождение здорового ребенка уменьшились. Задумавшись об ЭКО, исполнительница обратилась за советом к духовнику. Он не одобрил искусственного оплодотворения, что заставило Лайму Вайкуле смириться с тем, что у нее не будет детей.

Однако ее детищем по праву можно назвать международный фестиваль «Рандеву», который певица проводит в концертном зале «Дзинтари» в Юрмале с 2015 года.

Видео по теме