какую характеристику дает Прометей Зевсу? Гермесу? Как эта характеристика подтверждается содержанием?

Гермес «прислужник богов», «рабское служение», «раб»

Зевс «разгневанный», «тиран».

Прометей встает перед нами как борец за счастье человечества, бесстрашный противник деспотического Зевса. Он не может примириться с самовластным тираном, попирающим права человека. В трагедии звучит во весь голос гневный протест против насилия Зевса. Ненависть Прометея к тирану связана с большой любовью к человечеству. Нельзя забыть гневных слов презрения, непреклонной воли Прометея, его гордого страдания. Все эти идеи - борьба Прометея с тиранией Зевса, гуманное отношение к человечеству, которому он несет начатки цивилизации.

Опишите подробно финал трагедии.

Неожиданно перед Прометеем появляется посланец Зевса Гермес. Ему поручено вырвать у Прометея тайну, угрожающую Зевсу. Но гордый страдалец насмехается над прислужником Зевса. Он был свидетелем того, как с олимпа упали два тирана, скоро падет и третий. Пусть Зевс разит его огненной стрелой, гремит раскатами грома, все небо смешает в белокрылую метель! Он только смешон в своем бессилии. Тогда Гермес грозит ему новыми ужасными муками: скала, сраженная молнией Зевса, падет и сокроет Прометея. Пройдут столетия, снова Прометей появится на свет, пригвожденный к утесу. До тех пор, пока кто-либо из богов добровольно не сойдет за Прометея в царство мертвых, орел - крылатый пес Зевса - будет терзать его печень, пить кровь. Прометей отвечает, что муку терпеть врагу от врагов не позорно. Зевс не в силах умертвить Титана. В ответ на гордые слова, дрожат горы, гром, молнии, Зевс обрушивает скалу с прикованным Прометеем в подземный мир.

«Прометей прикованный» — трагедия, входящая в круг произведений Эсхила и составлявшая, по всей видимости, вторую часть трилогии (включавшую также трагедии «Прометей-огненосец» и «Освобождаемый Прометей»). О датировке трагедии и даже о самой принадлежности ее Эсхилу до сих пор ведутся научные споры, вызванные прежде всего ее содержанием, где противостояние титана Прометея Зевсу показано как борьба с неким божественным тираном, помыкающим остальными божествами и враждебным всему человеческому роду. Этот богоборческий пафос на первый взгляд не соответствует картине божественной справедливости в иных произведениях Эсхила и заставляет исследователей связывать трагедию с воззрениями «просветителей Греции» — ученых-софистов и относить к более позднему времени. Действительно, основная тема речей Прометея в трагедии — страдание, причем страдание незаслуженное. Сетования на эти безвинные муки обрамляют его монологи, практически от первых его слов до последних. В то же время он пространно рассказывает о своих благодеяниях людям и предстает своего рода заступником человечества; унижение прикованного по приказу Зевса к скале Прометея становится символом зависимости и подчиненности всего рода людского.

Безусловная выделенность главного персонажа определяет и не совсем привычное строение трагедии, основную часть которой составляют скорбные и гневные речи Прометея. Их фоном является сочувствующий герою хор Океанид, дочерей Океана, увещевающий Прометея Океан, а также противостоящие титану слуги Зевса — Власть, не произносящая ни единого слова Сила и наконец Гермес. Противостояние Прометея прислужникам верховного бога является сценическим проявлением главного конфликта трагедии, особенность которого в том, что проявляется он в оппозиции присутствующего на сцене Прометея и формально отсутствующего на ней Зевса. Характерно, что этот конфликт осмысливается как противоположение старых и новых божеств, заставляющее вспомнить подобный же спор в последней трагедии «Орестеи» — «Эвмениды». Зевс предстает как «новый» тиранический властелин, чей произвол возводится в ранг закона. Прометей, в свою очередь, представляет древние божественные силы. Но в свое время Прометей сам помог возвести на трон Зевса, дав ему совет, позволивший одержать победу в битве с титанами. Для героя это повод обвинить Зевса в неблагодарности, однако, сам факт того, что он выступал союзником Зевса против своих ближайших родственников, отмечает особый характер и этого персонажа, и его вражды с Зевсом. В трагедии «Прометей прикованный» Прометей сочувствует иным низвергнутым противникам царя богов, он же вводит в произведение тему проклятия Зевса Кроном, согласно которому Зевс, так же как его отец, должен быть лишен власти собственным сыном. Тем самым в «Прикованном Прометее», пусть и на ином, «божественном», уровне, присутствует мотив родового проклятия, череды взаимных преступлений членов одной семьи, составляющий основной конфликт других трагедий Эсхила, и Прометей является своего рода «мстителем» от имени низвергнутого прежнего поколения, представителями которого в трагедии являются и его пассивные союзники Прометея — Океан и его дочери.

Но в то же время в своем противостоянии Зевсу Прометей во многом оказывается тесно связанным со своим противником. Они связаны в прошлом — своим союзом против титанов. В самой трагедии их связь подчеркнута сходными характеристиками: оба они суровы, непреклонны, горды и яростны, к ним оказываются применимы одни и те же эпитеты. Наконец, их связует будущее — известная Прометею тайна: от него зависит, сохранит ли верховный бог свою власть. Прометей, казалось бы, предрекает неизбежность падения этой власти и отвергает для себя возможность открыть Зевсу будущее в обмен на освобождение. Но он утверждает и обратное: его враг узнает правду, если освободит и наградит Прометея, умерит свой гнев и вновь будет искать союза. Прометей почти полностью раскрывает секрет, говоря о том, что Зевс погибнет от несчастливого брака, он не произносит только имени возможной супруги, зато называет своего собственного спасителя, который выйдет из рода пришедшей к Прометею Ио. Эпизод с Ио становится своего рода композиционным центром трагедии «Прометей прикованный»: страдания девушки, превращенной в корову за любовь, которой к ней воспылал Зевс, и находящее на нее безумие подобны мукам самого Прометея. В ее горькой судьбе виновен Зевс, но в то же время сам герой предрекает, что Ио будет избавлена от страданий именно Зевсом, точно так же, как к самому Прометею спасение придет от Геракла, потомка Ио и сына верховного бога. Тогда и Прометей окончательно откроет Зевсу имя запретной для него женщины — Фетида — и тем самым сохранит его власть. Этим событиям была посвящена следующая за «Прикованным Прометеем» часть трилогии — «Прометей освобождаемый».

Таким образом, Зевс и Прометей оказываются союзниками в прошлом и будущем, врагами — в настоящем. Власть Зевса, против которой вроде бы восстает герой трагедии, покоится на знании Прометея, а спасение Прометея исходит от Зевса. Их связь определена «неизбежной судьбой», предвидение которой и становится основной силой Прометей, понимаемой как сила его знания (само имя Прометей означает «знающий наперед, промыслитель»). Но знание это во многом оказывается напрасным, ибо не может избавить от страданий самого Прометея.

Таким образом, трактовка центрального образа и сюжета трагедии «Прометей прикованный» Эсхила в целом оказывается двойственной, а подчеркнутое противостояние героя верховному богу — продиктованным местом данной трагедии внутри реконструируемой трилогии. Не случайно, что в античности мы встречаем сниженный образ Прометея-обманщика, вредящего богам (например, у Аристофана и Лукиана). Тема губительности даров Прометея также возникала, в частности, у Горация и Проперция. В то же время влияние Эсхилова сюжета на последующую традицию определяется во многом образом главного героя, воспринимаемого как символ страданий во имя человечества и как олицетворение знания. Отцы церкви отождествляют Прометея с Богом и пророками (Тертуллиан, Августин). Впоследствии на первый план постепенно выходит олицетворяемая Прометеем идея знания и творческого поиска (Д. Боккаччо; Кальдерон — «Статуя Прометея», 1669—1674 гг.), популярная в век Просвещения (Ж.Ж. Руссо, Вольтер; И.-В. Гете — «Прометей», 1773 г.) и продолженная литературой романтизма (П. Шелли, «Прометей освобожденный», 1819 г.). Итогом некоей богоборческой интерпретации героя стала фраза Ф. Ницше, видевшего в протесте героя Эсхила «гимн безбожию». «Отрицательное самоопределение титанического существа» выражает образ Прометея в одноименной трагедии В.И. Иванова (1919 г.). Тема разума и рационального начала в трактовке образа Прометея была продолжена философско-эстетической мыслью XX века (А. Жид, А. Камю).

Благодаря античной мифологии. Герой древнегреческих сказаний вызывает положительные ассоциации, ведь он помогал людям ценой собственной свободы. Образ Прометея в литературе и культуре увековечен во множестве различных произведений. О Прометее сложено немало письменных источников, также его часто изображали художники и скульпторы разных эпох. Чаще всего встречается героический образ Прометея в европейской литературе и культуре.

Кто такой Прометей

Прометей - это один из античных титанов, сын Фемиды, отец Девкалиона. Также Прометей был двоюродным братом великого Зевса-громовержца. Имя его переводится как «предвидящий будущее», «знающий наперед». В отличие от своего кровожадного родственника, Прометей был благосклонен к людям, искренне им сочувствовал и всегда старался помочь. Именно он научил людей строительному ремеслу, добыче пищи, обучил грамоте и даже подсказал, как правильно вести себя с богами. Однажды разъяренный Зевс отобрал у людей огонь. Чтобы несчастные не погибли и не замерзли, Прометей украл горящие угли для них у Гефеста, за что был жестоко наказан громовержцем. Титан был прикован к высокой горе тяжелыми цепями и каждый день страдал от невыносимой боли, причиняемой орлом, клевавшим его печень. Люди восхваляли бесстрашного Прометея, образ его ассоциировался с жертвой, принесенной во имя добра.

Предсказатель

Очень долго Прометей терпел телесные и душевные муки. Несмотря на мольбы и уговоры его матери Фемиды, Зевс не хотел прекращать страдания титана. Его съедало любопытство. Ведь Прометей знал судьбу великого громовержца. Зевс подослал к Прометею Гермеса, чтобы тот выведал тайну о своем будущем. Гермес пообещал освободить Прометея от оков, как только тот поведает свое предсказание. Титан согласился. Но было слишком поздно: предсказание уже почти сбылось. Он предупредил Зевса, чтобы он не связывал свою судьбу с богиней морей Фетидой, потому что у них родится сын, который будет сильнее и беспощаднее своего отца. Но Гераклу суждено было появиться на свет и побороть своего отца. Будучи неподалеку от места заточения Прометея, греческий герой, узнав о мучениях титана, поднялся на гору и освободил страдальца. После освобождения вражда Зевса и Прометея не прекратилась, но владыка Олимпа был наказан самой судьбой за свой суровый нрав.

Образ Прометея в литературе

Что можно сказать по этому поводу? Фигура великого титана Прометея, образ которого любили воспевать поэты и писатели всех времен, была весьма значимой в литературе. В мифе, написанном Геосидом, Прометей выступает как хитрец, похитивший огонь очень изобретательным способом. Титан соорудил посох, полый внутри, и отправился к Гефесту. Когда тот отвлекся, Прометей положил несколько угольков внутрь посоха и удалился. У Эсхила образ Прометея проникнут драматизмом, он полон любви и сострадания к нуждающимся людям. У Аполлодора Афинского Прометей выступает как создатель. Гете же наделяет творческим началом и духом творца образ Прометея, античного героя, который несет в себе свободу и духовное величие.

Прометей в музыкальных произведениях

Композиторы, сочинявшие свои шедевры, часто обращали внимание на героев античного эпоса. Образы титанов покоряли своей силой, величием и красотой. Ф. Лист создал цикл симфонических поэм на античную тему, среди которых «Прометей», написанная по мотивам драматического произведения Гердера «Раскованный Прометей». А. Скрябин создал свою симфоническую поэму «Прометей» под впечатлением духовной силы и свободы героя античной мифологии. Танцмейстера Вигано образ Прометея побудил на создание балета, состоящего из двух актов и поставленного на музыку Бетховена.

Прометей в живописи

Ярким мастером в изображении античных фигур, а конкретно, самого Прометея, является известный фламандский художник, основатель стиля барокко, - Питер Пауль Рубенс. Он написал множество потрясающих работ, среди них «Прометей, несущий огонь на Землю» и «Прометей прикованный». Картина под названием «Прометей поверженный» есть еще у одного талантливого фламандца Художник является последователем Рубенса. Это прослеживается в его манере письма: яркой, сочной, полновесной и живой. Еще один художник с похожим стилем письма - Ян Коссирс. Его работа «Прометей, несущий огонь», где титан изображен в алом античном одеянии, с горящим факелом в руке, выглядит очень живо. Также образ Прометея был увековечен Тицианом. Он создал картину под названием «Наказание титана».

Прометей в скульптуре

У европейских скульпторов фигура Прометея вызывала живой интерес. Многие мастера посвятили свой труд созданию скульптур по мифологическим сюжетам. Ф. Г. Гордеев создал скульптуру под названием «Прометей», где герой страдает от нападения огромного орла. Фигура находится в горизонтальном положении, что делает сюжет живым и динамичным. Работа наполнена экспрессией, хорошо передает зрителю ощущения героя. Примечательной является работа французского мастера Н. С. Адама «Прикованный Прометей». Данная работа выполнена в стиле неоклассицизма, акцентом в ней служит тщательная проработка деталей. Образ Прометея вдохновил многих скульпторов на создание своих нетленных шедевров. Для немецкого мастера Арно Брекера античный герой послужил эталоном человеческой красоты, силы, воли несгибаемого духа.

Пьеса выдающегося древнегреческого драматурга Эсхила «Прометей прикованный» - одна из самых известных античных трагедий, которая заняла достойное место среди шедевров мировой литературы и оказала влияние на поэзию и драматургию последующих эпох. Образ главного героя стал нарицательным, к нему обращались и им вдохновлялись такие великие деятели мировой культуры, как Гёте, Шиллер, Байрон, Максим Горький, Карл Маркс и многие другие. И сегодня, спустя тысячи лет после создания, «Прометей прикованный» не теряет актуальности.

История создания пьесы Эсхила окутана тайнами. Трагедия была написана предположительно в 444-443 гг. до н.э., но о первой постановке ничего не известно.

«Прометей прикованный» - единственная дошедшая до нас в полном виде часть тетралогии великого древнегреческого драматурга, куда входили также «Прометей-огненосец», «Освобожденный Прометей» и произведение, название которого не сохранилось. Хронологически «Прикованному Прометею», вероятно, предшествует трагедия «Прометей-огненосец», в которой, как считают исследователи, изображалось похищение Прометеем божественного огня, а «Освобожденный Прометей» затрагивает события, произошедшие после изгнания Прометея в Тартар.

Суть

Произведение Эсхила основано на распространённом античном мифе о восставшем титане, который захотел помочь людям. Как известно, Прометей, пойдя против воли Зевса, обучил человека добывать и использовать огонь. Также его ученики смогли приручить животных, освоить моря, отыскать подземные дары и сокровища. Кроме того, он надоумил их начать писать и считать. Так он поколебал власть богов и очень рассердил громовержца, который хотел видеть своих подданных в первобытном состоянии и вечном страхе перед владыкой. Невежество и рабская зависимость были основой власти царя Олимпа.

Верховный бог решил наказать дерзкого титана, приковав его к скале. Прометей был прикован в Скифии. Для Эсхила, как и для других великих древнегреческих трагиков, то, о чем он поведал, служит лишь условным средством, с помощью которого он раскрывает глубокие философские темы и проблемы.

Жанр

Произведение Эсхила написано в типичном для античной драматургии «серьёзном» жанре трагедии. Однако в «Прометее прикованном», в отличие от других книг Эсхила (например, трилогии «Орестея»), имеют гораздо меньшее значение реплики Хора, которые в пьесах античных авторов играют ключевую роль в донесении авторского замысла. Это лишает трагедию возвышенной ораторской силы и помогает читателю сосредоточиться на образе главного героя.

Главные герои и их характеристика

  1. Главный герой трагедии, Прометей, чье имя вынесено в название, занимает в книге центральное место. Его главные черты - это стремление к независимости, верность собственным принципам и героическая смелость. Он знает, что за помощь, оказанную людям, его ждут жестокие наказания от богов, но, тем не менее, все равно делает добро для человечества. «Добровольно, добровольно я совершил это», - говорит он. Независимость героя показывает сцена его диалога с океанидами, когда Прометей, несмотря на уговоры смириться и покориться Зевсу, отказывается изменить своим идеалам. Глубоко характер героя раскрывает также его реплика из диалога с Гермесом: «Я никогда не променяю своего несчастья на твое рабское прислужничество». Прометей остается верным своему слову до самой смерти: когда тиран низвергает его под землю, тот умирает непокоренным, «несломленным».
  2. Зевс - герой-антагонист Прометея, жестокий деспот и рутинёр. Его главные слуги носят «говорящие» имена — Власть и Насилие, и являются «отражением» личности их повелителя. «Всегда ты безжалостна и полна гнева», - так характеризуется в пьесе Власть. Образ Зевса раскрывается также с помощью других действующих лиц.
  3. Второстепенные персонажи – боги, служащие верховному правителю, с помощью которых Эсхил показывает, насколько пагубно и страшно влияние тирании. Гефест предстает перед читателем добрым, но малодушным и сломившимся под властью деспота богом, Океан – подлым ренегатом, заботящимся только о собственном благополучии, а Гермес – низким рабом, беспрекословно, как собака, исполняющим любую волю своего хозяина.

Проблематика

Центральный конфликт в пьесе Эсхила - это столкновение между двумя поколениями богов: титанами, к которым принадлежит Прометей, и обитателями Олимпа во главе с Зевсом. Когда-то титаны пали жертвой своего же отца, Кроноса, который поглотил их из страха перед возможным заговором. Их мать горько жалела об утрате, поэтому сохранила жизнь своему очередному отпрыску – Зевсу, он и освободил всех остальных из чрева родителя. Тогда между титанами и богами завязалась война, в которой победила команда громовержца. Немногие титаны остались в живых, и те с условием, что принимают власть победившего родственника. Таким образом, конфликт этих древних и своенравных существ очень древний и восходит еще к временам, когда этот мир только создавался. Именно поэтому гнев небожителя можно оправдать, ведь он по старинной семейной традиции боялся бунта людей и своего свержения. Противостояние героев можно рассмотреть на социально-политическом и на философском уровнях.

На социально-политическом уровне конфликт между героями тесно связан с общественными устремлениями времен жизни Эсхила, показавшего победу прогресса (Прометей) в развитии общества, в государственном устройстве, над архаикой и деспотизмом (Зевс).

На философском уровне противостояние между героями можно определить как общечеловеческий конфликт между «старым» и «новым». Прометей олицетворяет борьбу за стремление вперед, а Зевс - рутинёрство, застой, который противостоит прогрессу.

В чем смысл трагедии?

Литература Древней Греции актуальна даже сегодня, например, главная идея трагедии Эсхила - в том, что необходимо бороться с жестокой и несправедливой властью, которая лишь подавляет подданных, а стимулирует страну к развитию. Даже тогда мысль о свободе, равенстве и братстве не давала покоя творческой интеллигенции. Очевидно, что Прометей — это образ революционера своего времени, бунтаря, способного низвергнуть тиранию, пусть и ценой собственной жизни. Его жертва не пропала даром, он внес свою лепту в развитие человечества, то есть вдохновил угнетенных на борьбу с угнетателем.

По мнению автора, иногда для того, чтобы достичь этой высокой цели, нужно пройти через мучительные страдания, но в итоге прогресс всегда побеждает. Главная мысль Эсхила заключается в том, что Зевс, внешне «победивший» Прометея и свергнувший его в Тартар, в идейном плане проигрывает непокоренному, верному своим идеалам титану.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Цели:

  • В ходе анализа произведения выявить особенности конфликта трагедии; составить сравнительную характеристику главных героев; подвести к выводу, что моральная победа в поединке силы физической и силы духовной за Прометеем.
  • Повторить особенности жанра, элементы строения трагедии.
  • Развивать устную речь ребят, навыки сравнивания героев по определённому признаку, умение доказывать свою точку зрения, опираясь на текст.
  • Воспитывать чувство понимания, что в поединке силы духовной и физической моральная победа всегда за духовной.

Оборудование урока: слайды с изображением Прометея, Зевса, Океана, Гефеста и Гермеса.

Предварительное домашнее задание:

  1. Прочитать трагедию Эсхила "Прометей Прикованный".
  2. Поработав со словарём, найти и записать в тетрадь информацию о персонажах трагедии: Зевсе, Гефесте, Прометее, Океане, Океанидах, Гермесе (индивидуальные задания).
  3. Повторить элементы строения древнегреческой трагедии, вспомнить особенности жанра.
  4. Найти и подчеркнуть в тексте предложения, иллюстрирующие отношение к Прометею и Зевсу всех героев трагедии.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

Ребята, на прошлом уроке мы познакомились с древнегреческим театром, рассмотрели жанровые и композиционные особенности античной трагедии. Дома вы прочитали одно из самых великих творений поэта Древней Греции Эсхила трагедию "Прометей Прикованный"

2. Беседа на выявление восприятия произведения.

Понравилась ли вам трагедия Эсхила?

Какие сцены вас взволновали? Почему?

Каким вы представляйте себе Прометея в начале и в конце трагедии?

Образ Прометея вдохновил не одного гения. О нём создавали свои произведения Гёте, Шелли, Байрон, Мустай Карим, композиторы Вагнер, Лист, Скрябин.

Посмотрите на картину Пьеро ди Козимо "Легенда о Прометее". Художник даёт трактовку образа Прометея, характерную для эпохи Возрождения: атлетическое тело Прометея сопротивляется нависшему над ним громадному орлу.

Обратимся к другому видению образа Прометея.

Русский скульптор 18 века Ф. Г. Гордеев полон сочувствия к Прометею, обессиленному страданием: жестокий хищник рвёт нежное, уже лишённое воли тело.

Какой из этих образов вам более близок? (Дети высказывают своё мнение)

В чём, по-вашему, заключается конфликт трагедии? (В противостоянии, поединке Зевса и Прометея)

3. Объявление темы и целей урока.

Поэтому тема нашего урока звучит так: Поединок силы физической и силы духовной в трагедии Эсхила "Прометей Прикованный".

На чьей стороне правда: всемогущего повелителя Олимпа Зевса или восставшего против него титана Прометея? (создание проблемной ситуации)

Сегодня на уроке в ходе анализа произведения мы постараемся выяснить, кто же выигрывает этот поединок: Зевс или Прометей?

А сейчас, пока мы ещё не начали анализировать произведение, немного подумайте и ответьте на вопрос: символом чего для вас является Прометей? (Ответы ребят записываются на доске)

В конце урока мы ещё вернёмся к этому вопросу и обсудим, изменилось ли ваше понимание образа главного героя.

Опрос учащихся по заданному на дом материалу (В ходе опроса проводится словарная работа с терминами)

Сегодня нам предстоит в ходе анализа драматического произведения решить важный проблемный вопрос. Как вы думаете, на что нам нужно обратить внимание, что повторить, чтобы раскрыть идею автора и разрешить сложившуюся проблемную ситуацию? (Дети высказывают свои мнения, учитель выслушивает мнения, помогает и направляет) Так как форма и содержание произведения неразрывно связаны между собой, ученики должны поставить перед собой следующие учебные задачи: а) вспомнить, что такое трагедия; б) повторить элементы строения трагедии.

Что такое трагедия?

Трагедия - это драматическое произведение, в котором характер героя раскрывается в борьбе, обрекающей его на гибель.

А повторять элементы строения трагедии мы будем следующим образом. На доске прикреплены карточки с составляющими трагедии. Распределите их по порядку следования. (Один ребёнок работает у доски, остальные в тетради.)

Давайте проверим, насколько правильно вы справились с заданием. (Дети проверяют правильность выполнения задания учеником у доски. Учитель контролирует процесс проверки. В результате проверки термины на доске располагаются следующим образом:)

  • Пролог
  • Парод
  • Стасимы
  • Строфа
  • Антистрофа
  • Эписодии
  • Эксод

Какие из этих терминов являются антонимами? Поясните свой ответ.

Парод - эксод. Парод - вступительная песнь хора. Эксод - заключительная песня.

Строфа - антистрофа. Строфа - песня хора во время движения справа налево. Антистрофа - песня хора, сопровождающаяся движением слева направо.

Какое значение имеют слова эписодии и стасимы ?

Эписодий - сольная партия актёра. Стасимы - песни хора, исполняемые стоя.

Какие элементы строения трагедии не встретились вам в произведении Эсхила? (Френ - поочерёдное исполнение песен солистом и хором)

Значение какого элемента строения, встретившегося вам в трагедии, мы не рассматривали? (Эпод)

Давайте запишем в тетрадь определение этого слова.

Эпод - хоровая партия, отличная по структуре от строфы и антистрофы.

Анализ произведения (изучение нового материала).

Ребята, для того, чтобы выяснить, чья оценка образа Прометея была более верной, мы должны с вами, рассмотрев систему персонажей, выявить основные мотивы поступков героев.

Так как это задание требует обмена мнениями, предлагаю поработать в группах.

Класс делится на 3 группы. Каждая группа получает лист с заданием подобрать цитаты из текста к данным утверждениям и (также в задании присутствуют вопросы на анализ мотивов поступков героев) составить план своего выступления, по которому и охарактеризовать героя. (группы работают в течение 10 минут, после чего учитель предоставляет выступление участникам групп на определённом этапе изучения произведения.

Задания первой группе. Характеристика Прометея.

Что мы узнаём о Прометее из пролога трагедии?

Каким даром обладает Прометей?

Почему он отнял этот дар у людей? Как вы считаете, прав ли он?

Чему научил Прометей людей?

Знал ли Прометей о предстоящем наказании?

Докажите текстом, что Прометей сознательно "согрешил" против Зевса.

За что Прометей ненавидит Зевса?

Какая болезнь, по мнению Прометея, свойственна тиранам?

Задание группе № 2. Охарактеризуйте отношение к Прометею Гефеста, Океана и Океанид.

Докажите текстом, что Гефест сочувствует Прометею. В каких репликах это выражается?

Почему Гефест, так жалеющий Прометея, всё-таки приковывает его к скале?

Как Океаниды относятся к Прометею? Докажите свой ответ текстом.

Почему вы отнесли Океана к сочувствующим? Подтвердите свой ответ текстом.

С каким советом является Океан к Прометею?

Задание для группы № 3. Характеристика Зевса и Гермеса.

Каким предстаёт Зевс в произведении? Подтвердите текстом свои высказывания.

Кто же стоит на стороне Зевса и осуждает Прометея?

С какой целью появляется на сцене Гермес? Чем грозит Гермес Прометею?

Как бы вы охарактеризовали Гермеса?

Система персонажей

Итак, рассмотрим афишу.

Кто является главным героем трагедии?

(Прометей, его имя вынесено в название произведения)

Кто такой Прометей?

Прометей - один из титанов.

Что мы узнаём о Прометее из мифов?

Сообщение ученика о Прометее. Проверка индивидуального домашнего задания №1

Каким предстаёт пред нами Прометей на протяжении всей трагедии? Выступление первой группы.

В ходе анализа образа Прометея первой группой выясняется, что титан Прометей похитил огонь, научил людей пользоваться им и теперь несёт наказание за свой поступок. Он обладает даром предвидения, но отнимает этот дар у людей, так как считает, что трезвое приятие судьбы непосильно для людей. Учащиеся рассуждают, был ли прав Прометей, отняв дар предвидения у людей. Здесь в дискуссию могут включаться представители других групп. Учащиеся перечисляют заслуги Прометея перед людьми: научил ремёслам, искусству врачеванья и т.д.

Выясняется, что Прометей ненавидит Зевса за жестокость и несправедливость; считает, что "всем тиранам свойственна болезнь преступной недоверчивости к другу". Дети выясняют, что Прометей, зная о предстоящем наказании, сознательно согрешил против Зевса . Снова создаётся проблемная ситуация, мотивирующая детей на дальнейшее изучение произведения.

На сколько лагерей и по какому признаку можно разделить персонажей трагедии? (По их отношению к Прометею. Некоторые герои сочувствуют Прометею, некоторые осуждают)

Кого бы вы отнесли к сочувствующим? (Гефеста)

По мере называния детьми героев сочувствующих и осуждающих на доске оформляется таблица.

Кто такой Гефест?

Гефест - бог кузнечного дела, покровитель всех ремесленников и огня. Посмотрите на экран. Атрибутами его являются клещи, кузнечные меха и пилос (шапочка мастерового) Ученик, готовивший индивидуальное домашнее задание №2 дополняет рассказ учителя сообщением о Гефесте.

Я думаю, что вторая группа поможет нам понять, почему сочувствующий Прометею Гефест всё-таки приковывает его к скале. Выступление 2 группы.

Ученики доказывают с опорой на текст, что Гефест жалеет Прометея, но бессилен что-либо сделать.

Кого ещё можно отнести к лагерю сочувствующих?

Океаниды - дочери бога моря Океана. Океан - бог внешнего моря. Слайд3. Проверка индивидуального задания. Сообщение об Океане и Океанидах.

Вторая группа продолжает свою работу, доказывая, что Океаниды со своим отцом Океаном неравнодушны к судьбе Прометея.

Какую правду о будущем Зевса откроет Прометей Ио? (что среди потомков Ио будет человек, который положит конец правлению Зевса)

Формулирование проблемного вопроса, не раскрывающего ситуацию, а "подстёгивающего" детей к дальнейшему поиску ответа.

Почему же все сочувствующие персонажи трагедии не видят смысла в сопротивлении Прометея?

Во главе второго лагеря мы поставим персонаж, которого нет в афише, но который является главной силой, противодействующей герою.

Кто это?

Зевс. Слайд 4.

Зевс - бог грома, верховный бог Олимпа. Именно он приказал Гефесту приковать Прометея к скале.

Что вы знаете о Зевсе? Проверка индивидуального задания №3. Сообщение ученика о Зевсе.

Каким же предстаёт Зевс в произведении? Выступление группы № 3 .

Можно ли сказать, что Зевс - воплощение физической силы в трагедии ? (Да)

Продолжая своё выступление, ученики 3 группы называют среди осуждающих двух прислужниц Зевса: Власть и Силу. (Они называют Прометея злодеем, человеколюбцем, совершившим грех, ненавистным богам, Зевсовым врагом)

Ещё одним посланником Зевса является Гермес.

Гермес - бог торговли, красноречия, посланник Зевса. Слайд 5.

Обратите внимание на его атрибуты: крылатые сандалии, шлем-невидимку с крылышками и кадуцей (посох в виде двух переплетённых змей).

Говоря о Гермесе, дети отмечают наглое развязное поведение вестника богов, его раболепствие перед Зевсом. Но никакие угрозы и увещевания не смогли сломить Прометея, оставшегося верным себе.

Какого участника трагедии мы ещё не называли? (Хор )

Да, на прошлом уроке мы говорили, что неотъемлемой частью трагедии был хор, который символизировал живое участие народа в драматических действиях и создавал эмоциональную атмосферу, выражая отношение к героям.

Как относится хор к судьбе Прометея? Сочувствует или осуждает? (создание проблемной ситуации) Докажите текстом.

Почему хор советует Прометею, "упорство бросив, искать благоразумья мудрого, покаяться пред Зевсом?" (Потому что Зевс - верховный бог, никто не вправе не подчиняться его власти, борьба с ним окончится только страданиями для непокорного)

Трагическая вина Прометея, по мнению всех персонажей, - в дерзости, вызове богам.

4. Этап обобщения.

На прошлом уроке мы говорили, что герой древнегреческой трагедии должен обладать волевым характером и сильными страстями. Соответствует ли Прометей этому образу?

(Да, соответствует: он любит людей, сочувствует им, восстаёт против богов, не думая о себе и зная, что понесёт мучительное наказание, великодушен, благороден )

А сейчас, объединившись в пары, попробуйте обобщить все сведения о героях, полученные на уроке. Результатом такой работы должен быть синквейн. 1 ряд составляет синквейн о Прометее, 2 - о Зевсе, а 3 - о хоре. Выполнение задания.

Представление парами синквейнов, обсуждение работ.

6. Итог урока.

Ребята, если Зевс - воплощение физической силы в трагедии, то какой силой обладает Прометей? Прометей - воплощение силы духовной.

Как вы думаете, на чьей стороне правда? Кто побеждает в этом поединке ? Как вы разрешили для себя эту ситуацию?

Вывод: моральная победа за Прометеем, силу его уверенности в своей правоте не сломила грубая физическая сила Зевса.

Вспомните, что символизировал для вас Прометей в начале урока. Изменилось ли ваше первоначальное восприятие образа главного героя?

Образ Прометея является символом человеческого достоинства и величия, а возникшее на основе этого мифа выражение "прометеев огонь" употребляется в значении: священный огонь, горящий в душе человека, неугасимое стремление к достижению высоких целей в науке и искусстве.

Фронтальное домашнее задание: к следующему уроку найдите и прочитайте произведение Мустая Карима "Не бросай огонь, Прометей!" и подумайте: 1 ряд) в чём общность и 2 ряд) каковы различия двух трагедий о Прометее. Ответ в форме плана оформить в тетради по литературе.

Индивидуальное домашнее задание: найти, что обозначает выражение "прометеев огонь". Ваша работа будет успешной, если вы обратитесь к специальному словарю.