По - новому Сапожников подошел и к методике преподавания рисования. Он поставил своей задачей приучить рисовальщиков во время работы мыслить, рассуждать, анализировать. Этой цели и служила серия моделей из проволоки и картона, которые помогали учащимся понимать строение формы предмета, явления перспективы и закона светотени.

Обучение рисованию во всех общеобразовательных учебных заведениях до выхода пособия Сапожникова проходило исключительно по книге Прейслера, причем царило сплошное копирование с оригиналов. Рисованию с натуры не уделялось внимание.

Сапожников указывал, что лучшим средством изображения формы какого- либо предмета является метод ее упрощения в начальной стадии рисования. В начале, ученик должен определить геометрическую основу формы предмета, а затем уже переходить к уточнению. «Одним из таких способов является способ разложения любого из видимых предметов на простейшие геометрические фигуры…»

По мнению Сапожникова, учитель должен не столько выправлять рисунок ученика, сколько объяснять его ошибку словесно.

Для достижения этой цели и служат методические модели. Модели у Сапожикова служат не для срисовывания, а для раскрытия закономерностей строения натуры. Они находятся рядом с натурой и помогают ученику разобраться в особенностях конструкции формы. Так, при рисовании гипсовой головы Сапожников предлагает пользоваться проволочной моделью.

Положительные моменты методики преподавания А.П. Сапожникова не потеряли своей значимости и в наше время. «Курс рисования» начинает со знакомства с различными линиями, затем углами, после чего идет освоение различных фигур. Прежде чем приступить к рисованию объемных предметов, Сапожников предлагает продемонстрировать учащимся с помощью специальных моделей законы перспективы, опять начиная с линии, Затем переходя к различным поверхностям и, наконец, к геометр-им телам.

Законы распределения света на поверхности формы предметов Сапожников также объяснял с помощью наглядных пособий. Это белые, согнутые различным образом картонки, а также картонки, поставленные в различных положениях по отношению к падающему свету, служащие для наблюдения света, тени, полутени, рефлексов и падающих теней. Освещение круглых тел объясняется точно так же, как и многогранных. Рисующий представляет себе для этого только грани, постепенно все уменьшающиеся по своей ширине до тех пор, пока они не сольются в одну поверхность.



Заканчивалась первая часть «Курса...» рисованием головы человека. Изложение материала во второй части пособия начинается со знакомства с размерами человеческого тела и скелетом.

Глава «Об основных точках человеческого тела» повествует об узловых точках, на которые рисовальщику надо обратить особое внимание, так как они являются основными ориентирами, в каком бы положении тело ни находилось.

В главе «Равновесие человеческого тела» Сапожников знакомит рисовальщика с законами равновесия тел и правилами изображения человеческой фигуры в движении. Автор наглядно показывает, как надо устанавливать ось равновесия: (вертикально должна пройти от яремной ямки к середине расположения пяток…)

Заканчивается раздел рисования человеческой фигуры методическими указаниями для преподавателей, где автор подчеркивает важность активизации познавательной деятельности учащегося во время рисования с натуры.

Заканчивается «Курс рисования» разделом «Сочинение картин»,в котором автор знакомит учащихся с некоторыми правилами перспективы, необходимыми при создании картин, после чего следует изложение основ композиции. Здесь Сапожников как бы предвосхищает будущее расширение видов занятий изобразительным искусством на уроках рисования в общеобразовательных школах.

Конкурсы работ по рисованию и педагогические курсы при Императорской Академии художеств.

Каждое учебное заведение могло представить на конкурс лучшие работы учащихся (раз в 3 года а некоторые раз в 6 лет). На одной выставке были выставлены работы мужских заведений, на 2-ой - женских, на третьих промышленных. На эти конкурсы, чтобы была видна система преподавания, требовалось представить 1. Все рисунки за год одного из учащегося каждого класса, 2 – работы лучших учащихся, 3 – объяснительную записку об условиях, содержании и методах занятий и сведения об учителе. Представленные рисунки рассматривала конкурсная комиссия Академии художеств, которая присуждала награды как преподавателям так и учащимся. Педагогические курсы при Императорской Академии Художеств.



В 1869 году при академии организуются воскресные рисовальные классы для желающих получить право преподавать рисование, Верещагин наблюдал, Шемиот. А в 1879 учредили педагогические курсы для подготовки учителей рисования. При курсах работала нормальная школа, где слушатели проходили педагогическую практику. Не довольствуясь работой подготовительной комиссии по выработке инструкций для этих курсов, академия командирует главного инициатора и руководителя Шемиота за границу для изучения применяемых там методов обучения рисованию. По окончании полного курса (два года), слушатели сдавали экзамен. Свидетельства на право преподавания делились на 3 вида. 1)для средних учебных заведений,2)для низших городских училищ, 3)для начальных училищ. От желающих преподавать в средних требовалось умение хорошо рисовать с натуры обнаженную натуру человека, интерьер, натюрморт, голову человека. Для низших – рисунок гипсовой головы, рисунок с натуры фигуры человека и интерьер. Для получения права преподавания в начальных - рисунок орнамента, натюрморт и линейный рисунок группы геометрических тел.

Под ред. Ларионова. - 4-е изд. - М.: Алев-В, 2003 г. |160 cтр. в 2-х томах | pdf | 40 Mb

Один из лучших российских учебников по изобразительному искусству, включающий в себя два тома: "Курсъ рисованiя" (1849 г.) и "Рисование человеческой фигуры и сочинение картин" (1889 г.). Первый учебник Сапожникова был опубликован в Санкт-Петербурге в 1834 году.
Из предисловия: "Цель, с которою учреждены рисовальные классы в большей части учебных заведений состоит не в том, чтобы сделать из учащихся художников, но в том, чтобы развить в них способность изображать на бумаге видимые предметы понятно и правильно". В этих словах отразился смысл программы Сапожникова, который и достижение цели поставил по-новому, приучая воспитанников во время работы не бездумно копировать, а мыслить, рассуждать, анализировать. Автор впервые обращает серьезное внимание на рисование с натуры, указывает кратчайший путь построения изображения любого предмета через упрощение его формы в начальной стадии.
Книга будет полезна учителям ИЗО в средних школах, руководителям изостудий, преподавателям рисунка, композиции в ДХШ и ДШИ, а также родителям, желающим приобщить своих детей к миру прекрасного.

О художнике А.П. Сапожникове

Его имя - одно из забытых, но достаточно значительных имен в русской культуре первой половший XIX столетия. Жизнь и творчество Сапожникова (1795-1855) - яркий пример раскрытия самобытного таланта и натуры увлекающейся, сумевшей оставить неповторимый след в самых разных областях он одновременно и военный инженер, и живописец, и график и скульптор, а также издатель, коллекционер, педагог, автор первого русского пособия по теории и практике рисования для общеобразовательных учебных заведений.
Несомненно, художественным достоинством и одной из главных заслуг Андрея Петровича было создание для учащихся в 1830-1840-х годах «Курса рисования», который пользовался большим успехом и не раз переиздавался. Новый метод нашел применение не только в общеобразовательных, но и художественных учебных заведениях. Успех объяснялся тем, что в этом пособии наглядно и просто раскрывались законы построения трехмерного пространства на плоскости. «Успех в обучении, по предлагаемому курсу, - пишет Сапожников, - конечно, зависит от обучающего. Главнейшая его обязанность состоит в беспрестанном напоминании основных правил перспективы и в применении моделей к натуре».
А.П. Сапожников сумел утвердить свой путь становления в искусстве, в чем-то соприкасавшийся с Академией художеств, в чем-то от нее отличный, связанный с такими новыми течениями, как «натуральная школа». Обладая от природы наблюдательностью, чувством юмора, он стремился к постижению мастерства, приобретая известность как талантливый художник во все более широких кругах.

Действительный статский советник, почетный вольный общник Имп. Академии Художеств, живописец-любитель.

Род. в 1795 г., ум. в 1855 г. 17-го марта. Состоя на службе по инженерному корпусу, посещал довольно долгое время рисовальные классы Имп. Акад. Художеств.

В 1830 г. получил в управление собственную чертежную великого князя Михаила Павловича, руководил художественными изданиями ее и в том же году, будучи уже инженер-полковником, избран в почетные вольные общники Академии Художеств.

В 1832 г. подарил Академии эстамп Кузеня, представляющий Страшный суд. В благодарность за это Академия представила ему, в виде подарка, выбрать для себя "одну статую или две головы" из находящихся в Академии.

В 1834 г. С. составил "Начальный курс рисования" и подарил его вместе с образцами (моделями и гипсами) Академии для раздачи ученикам ее на экзаменах.

С 1844 г. состоял главным наставником-наблюдателем черчения и рисования в военно-учебных заведениях.

С. в свое время известен был, как рисовальщик картин к басням Крылова (1834 г.), костюмов русской гвардии и армии. Принимая живое участие во всех открытиях, облегчающих техническую часть художеств, он один из первых занимался применением гальванопластики к снятию копий с выгравированных досок. Вместе с Ф. И. Прянишниковым издал "Ветхий завет в 86-ти очерках, с рисунков Агина, гравированных К. Афанасьевым" (1846 г.) и "Костюмы всех народов в литографических рисунках". С. был также известен заботливостью о развитии талантов художников, вверенных его руководству Обществом поощрения художеств (казначеем которого он состоял с самого основания этого общества).

Из картин С. известны: "Прометей" (в полный рост и в тот момент, когда, прикованный к скале, видит он налетающего на него орла) - в академич. музее (1830 г.). "Вакханалия" - у Ф. И. Прянишникова и копия с картины "Полтавская битва", находящаяся в инженерном департаменте, где служил С. Из гравюрных работ его известны: 1) Грифонаж; большая доска, посередине, которой хорошо оконченная голова богини в шлеме. 2) 53 картинки, гравированные почти очерком, крепкой водкой; при них книжка с текстом Даля: "Похождение Христиана Христиановича Виольдамура". Сочинение В. Луганского. 3) Атлас зоологии, 52 картинки.

СПб. 1847 г. 4) 92 контурные картинки к басням Крылова.

СПб. 1834 г. Изд. Смирдина. 5) 14 литографированных листов к брошюре Оленина: "Опыт об одежде, оружии, нравах, обычаях и степени просвещения славян от времени Траяна и русских князей до нашествия татар. Период первый". Литографированы с картин Ф. Г. Солнцева. 6) Гравюра очерком, женщина-амазонка, в рост; за спиною колчан, в правой руке секира, на которую фигура опирается.

Архив Имп. Акад. Худ., дело № 155 (1830 г.), № 65 (1834 г.), № 91 (1847). - "Сборник мат. для истории Акад. Xуд.", тт. II-III. - Энциклопедические Словари Гербеля и Толля. - "Русский Архив", 1892 г., XI, 312. - Ровинский, "Словарь русских граверов". Е. Т. {Половцов} Сапожников, Андрей Петрович - живописец-любитель (1795-1855). Будучи произведен в офицеры в 1811 г., служил после того по инженерной части в разных должностях до 1844 г. и тогда назначен главным наставником-наблюдателем черчения и рисования в военно-учебных заведениях.

Имея основательное знакомство с живописью, для изучения которой посещал классы Академии художеств, С. занимался в свободное от службы время писанием исторических картин и портретов.

Он оказал искусству немаловажную услугу различными изданиями, в особенности же руководством к изучению рисования, остающимся доныне лучшим из учебников по этой части. От Общества поощрения художников, в котором С. состоял одним из деятельнейших членов, был поручен ему надзор над пенсионерами этого учреждения, и его попечениям и вниманию в значительной степени были обязаны своим развитием многие художники, образовавшиеся при поддержке общества.

За эти услуги искусству Академия худ. признала его в 1830 г. своим почетн. вольн. общником.

В музее Академии можно видеть образец живописи С. - картину "Прометей, прикованный к скале и терзаемый орлом". {Брокгауз} Сапожников, Андрей Петрович (Sapochnicof); Д. С. С; живописец-гравер; род. 1795, ум. 17 марта 1855; в 1840 г. первый начал делать копии с медных гравированных досок посредством гальванопластики; с 1847 почетный вольный общник Академии художеств; составил курс рисования; по его заказу нарисованы 83 контурных рисунка из Нового Завета художником Агиным и выгравированы К. Афанасьевым.

Его работы: 1. Грифонаж; большая доска (6.4 х 5.11), в средине которой хорошо оконченная голова богини в шлеме (вся фигура по грудь); слева видна рука, держащая рейсфедер; повыше львиная морда с виноградным листом.

Внизу карандашом помечено: "Грав. Сапожников". Акад. художеств, книга Уткина. 2-54. 53 картинки, гравированные почти очерком, крепкой водкой; при них книжка с текстом Даля: "Похождения Христиана Христиановича Виольдамура и его аршета"; сочинение В. Луганского.

С альбомом картин на пятидесяти трех листах, рисованных известным художником... СПб. 1844"; в лист в ширину. 55-106. Атлас Зоологии, 52 картинки.

СПб., 1847. В лист, в длину. 107-198. 92 контурные картинки к басням Крылова;

СПб., 1834; два тома; изд. Смирдина. 199-212. 14 литографированных листов к брошюре Оленина: "Опыт об одежде, оружии, нравах, обычаях и степени просвещения Славен от времени Трояна и Русских до нашествия Татар. Период первый.

Письма к г. академику Бюшингу, или опыт к составлению полного курса Истории, Археологии и Этнографии для Питомцев Санктпетербургской Академии Художеств; 70 нумерованных и 1 ненумерованная страниц" (Остроглазов, Русский Архив; 1892. Ноябрь. 312). Эта книжка была написана Олениным по случаю заказа, сделанного Николаем I Басину: "написать картину Крещение Руси". 213. В собрании Е.Н. Тевяшова есть лист в 4°, гравюра очерком, женщина (амазонка) в рост, за спиною ее колчан, в правой руке секира, на которую фигура опирается.

Лист этот куплен из собрания Геннади; внизу в углу подпись карандашом: "Saposchnikow fec". Е.Н. Тевяшов относит к работам Сапожникова еще следующие: 214-220. 7 картинок к книге: "Четыре сказки моей Надинке". СПб. 1833 г. 221-225. 5 картинок в книгу: "Были и Небылицы Казака луганскаго 4 ч. СПб. 1839" и 226. Пейзаж с обелиском и с монограммою, составленною из букв A и С. {Ровинский} Сапожников, Андрей Петрович д. с. с., почетный вольный общник И. А. Худ., живописец-любитель, писатель, казначей Общ. поощр. художников с основ. его; род. 1795, † 17 мар. 1855 г. {Половцов}

«Рисование», как учебный предмет, начинает свою историю с 1804 года, хотя, строго говоря, в некоторых учебных заведениях занятия рисованием велось и раньше. Так, в кадетских корпусах их ввели с 1732 года, в гимназиях при Петербургской Академии наук, Московском и Казанском университетах - со средины ХVIII в. Однако, в кадетских корпусах эти занятия были частью военной подготовки воспитанников, а названные гимназии еще не стали типом учебного заведения, каждая из них работала по своему учебному плану.

Время с начала ХIХ в. до его 60-х годов характеризуется раз­ложением феодально-крепостнического строя России и, хотя и медленным, но развитием капиталистического уклада. Необходимость реформ ощущалась уже в начале царствования Александра I. Различные комиссии раз­рабатывали проекты реформ, в том числе, и в области народного образования.

По утвержденному царем "Уставу учебных заведений" (1804 г.) соз­давались приходские, уездные училища и гимназии. В учебных планах этих учебных заведений (кроме приходских училищ) было предусмотрено преподавание рисования. В двухгодичных уездных училищах оно преподавалось в обоих классах, на что выделялось по 4 урока в неделю в каж­дом. В гимназиях, которые имели четырехлетний курс, на рисование от­водилось во всех классах по I двухчасовому уроку в неделю; для заня­тий учащиеся объединялись: первый класс со вторым, третий - с четвертым. По содержанию и методам занятия рисованием в то время не отличались от обучения в младших классах художественной школы, где в основном акцент в методах преподавания ИЗО строился на копировании (известно, что в училище при Академии художеств поступали дети 8-9 лет). Методической основой копиро­вания была вышедшая в русском переводе в 1795 году книга И. Прейслера "Основательные правила или краткое руководство к рисовальному художеству.

В соответствии с книгой Прейслера обучающиеся рисованию сначала знакомились с проведением прямых, кривых линий. Ученики рисовали с гра­вюр вазы и несложные криволинейные орнаменты. Затем с гравюр же ри­совались части человеческого тела, причем правильность рисунка проверялась посредством вертикальных и горизонтальных линий. Наконец, тоже с образцов, рисовалась целая фигура человека.

Таким образом, обучение по копировальной системе состояло в пе­рерисовке образцов - гравюр, называемых в обучении "оригиналами". Они изображали орнаменты, детали архитектуры, античные скульптуры или их части.

Сущность нового понимания целей и задач рисования в общеобразо­вательной школе была определена выдающимся русским методистом первой половины XIX в. А.П.Сапожниковым следующим образом: "Цель... заключается в развитии способности изображать на бумаге видимые предметы понятно и правильно, чтобы, в случае надобности, воспитанники могли без затруднения нарисовать с натуры полезную машину, необходимый инструмент, любопытный вид местности или другой предмет... Сверх того, уменье рисовать способствует судить правильнее об изящных искусствах, доставляющих благороднейшее наслаждение обра­зованному человеку".

Вместе с осознанием особых задач рисования как учебного предмета школы в нарождавшейся русской педагогике начались поиски путей изме­нения содержания и методов обучения рисованию. Они привели к возникно­вению новой системы обучения, которая уже в 30-х годах XIX в. была основательно разработана тем же А.П.Сапожниковым. Внешне она мало отличалась от той системы, которая несколько раньше, была предложена Песталоцци в начале XIX в., на Западе. Это иногда давало повод ква­лифицировать работу А.П.Сапожникова как простое заимствование системы Песталоцци В действительности воefрос о взаимоотношениях между работами того и другого так просто решен быть не может.

А.П.Сапожников действительно знал и высоко ценил взгляды Песталоцци на обучение рисованию, о чем свидетельствует его отзыв: "Песталоцци и Ланкастер пребудут истинными благодетелями юношества, облегчившими средства к обучению: и хотя способ первого покинут, но не менее того, направление, им указанное, принесло свой плод" . Исходя из идей Песталоцци о замене копирования с оригиналов рисованием геометрических фигур и тел, Сапожников, однако, творчески переработал его систему, изменив ее направленность. В отличие от Песталоцци Сапожников исходил из специфики рисова­ния с натуры. Для него изображение геометрических фигур было средст­вом обучения детей изобразительным умениям, применение которых по­лезно в различной человеческой деятельности. Практическая направлен­ность обучения определила и характер разработанной Сапожниковым мето­дики наблюдения учащимися явлений перспективы; которую он подкрепил изображением оригинальных моделей для рисования с натуры и демонстрирования на уроках.

Курс рисования геометрических форм мыслился Сапожниковым как подготовка к рисованию предметов окружающей действительности. Перехо­дом к рисованию этих предметов было изображение комбинаций из геомет­рических тел в виде домов, башен, лестниц и т.д.

В разработке методики обучения Сапожников исходил из сохранения тесной связи между развитием зрительного восприятия учащегося и вооружениeм его необходимыми знаниями и практическими умениями. Так, говоря об изучении перспективы, он указывал: "Изучение правил перспективы, по принятому также всюду способу, основанному на чертеже без натуры, слишком продолжительно, запутанно и не может быть преподаваемо в пансионах и школах... Сапожниковым была разработана стройная последовательность обу­чения рисованию, которая следующим образом определяла порядок прохождения учебного материала:

1. Рисование линий.

2. Рисование правильных прямолинейных фигур.

3. Рисование правильных криволинейных фигур.

4. Рисование плоскостей, уходящих в глубину (сначала рисовались плоские фигуры прямоугольной формы, потом - круг).

5. Рисование геометрических тел, ограниченных плоскостями - куба, призмы, пирамиды.

6. Рисование цилиндра, конуса, шара.

7. Рисование комбинаций из геометрических тел, составленных так, что они напоминают предметы действительности (см. таб. 3).

8. Овладение техникой светотени.

Новая система обучения рисованию, разработанная А.П.Сапожниковым, позволила последовательно осуществлять обучение рисованию, вычленяя учебные задачи и в полной мере используя классную форму занятий. В 30-х годах XIX в. она была наиболее передовой системой обучения рисованию не только в России, но и на Западе, где господствовало соединение копировальной и геометрической систем в работах учеников и последователей Песталоцци.

Полный курс рисования. Сапожников А.П.

М.: 2003. - 160 с.

Один из лучших российских учебников по изобразительному искусству. Первый учебник Сапожникова был опубликован в Санкт-Петербурге в 1834 году. Из предисловия: ". цель, с которою учреждены рисовальные классы в большей части учебных заведений состоит не в том, чтобы сделать из учащихся художников, но в том, чтобы развить в них способность изображать на бумаге видимые предметы понятно и правильно". В этих словах отразился смысл программы Сапожникова, который и достижение цели поставил по-новому, приучая воспитанников во время работы не бездумно копировать, а мыслить, рассуждать, анализировать. Автор впервые обращает серьезное внимание на рисование с натуры, указывает кратчайший путь построения изображения любого предмета через упрощение его формы в начальной стадии. Книга будет полезна учителям ИЗО в средних школах, руководителям изостудий, преподавателям рисунка, композиции в ДХШ и ДШИ, а также родителям, желающим приобщить своих детей к миру прекрасного.

Формат: pdf

Размер: 1 4,5 Мб

Скачать: yandex.disk

СОДЕРЖАНИЕ
1 ТОМ
ОТ ИЗДАТЕЛЯ 5
ПРЕДИСЛОВИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХ 7
ВСТУПЛЕНИЕ 9
1 ОБЪЯСНЕНИЕ РАЗЛИЧНОГО РОДА ЛИНИЙ 9
2 РАВЕНСТВО ЛИНИЙ И ДЕЛЕНИЕ ИХ НА ЧАСТИ 11
3. ОБ ОТВЕСНОЙ ЛИНИИ. ПЕРЕСЕЧЕНИИ ЛИНИЙ И ПРОИСХОЖДЕНИИ УГЛОВ 13
4. О СОЕДИНЕНИИ ЛИНИЙ И СОСТАВЛЕНИИ ФИГУР 16
5 ДЕЛЕНИЕ ФИГУР НА ЧАСТИ 20
6. РИСОВАНИЕ ПРЯМОЛИНЕЙНЫХ ИЗОБРАЖЕНИЙ 21
7. О КРУГЕ И ЭЛЛИПСЕ 22
8. НАЧЕРТАНИЕ ПРАВИЛЬНЫХ МНОГОУГОЛЬНИКОВ 26
9. РИСОВАНИЕ КРИВОЛИНЕЙНЫХ ФИГУР 28
10. ИЗЪЯСНЕНИЕ ПРАВИЛ ПЕРСПЕКТИВЫ 28
11. РИСОВАНИЕ ПРЯМОЛИНЕЙНЫХ И КРИВОЛИНЕЙНЫХ ПЛОСКОСТЕЙ В ПЕРСПЕКТИВЕ 34
12. О СВЕТЕ И ТЕНЯХ 38
13.РИСОВАНИЕ ОСВЕЩЕННЫХ ПОВЕРХНОСТЕЙ 40
14.0 ТЕЛАХ ПРАВИЛЬНЫХ 41
15. РИСОВАНИЕ ПРАВИЛЬНЫХ ТЕЛ 45
16.ДЕЛЕНИЕ ПЕРСПЕКТИВНЫХ ПЛОСКОСТЕЙ НАЧЕТНЫЕ И НЕЧЕТНЫЕ РАВНЫЕ ЧАСТИ И РИСОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ФИГУР НА ПЕРСПЕКТИВНЫХ ПЛОСКОСТЯХ 46
17. РИСОВАНИЕ СЛОЖНЫХ ТЕЛ С НАТУРЫ 50
ИЛЛЮСТРАЦИИ К 1 ТОМУ 63
2 ТОМ
1. О РАЗМЕРАХ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ТЕЛА 73
2. ОБ ОСНОВНЫХ ТОЧКАХ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ТЕЛА 79
3. РАВНОВЕСИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ТЕЛА 95
4. РИСОВАНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ФИГУР С НАТУРЫ 114
5. НЕКОТОРЫЕ ПРАВИЛА ПЕРСПЕКТИВЫ. НЕОБХОДИМЫЕ ПРИ СОЧИНЕНИИ КАРТИН 115
6. СОЧИНЕНИЕ КАРТИН 126
ИЛЛЮСТРАЦИИ КО 2 ТОМУ 143