Мы это слышали не раз: “У нас мылись, а в Европе пользовались парфюмерией”. Звучит очень здорово, а, главное, патриотично. Вот и понятно откуда всё произрастает, вековые традиции чистоты и гигиены важнее привлекательной «обёртки» из запахов. Но тень сомнения, конечно же, не возникнуть не может - ведь если бы европейцы и вправду веками «не мылись», смогла бы европейская цивилизация нормально развиваться и дарить нам шедевры? Нам понравилась идея поискать подтверждения или опровержения этого мифа в европейских произведениях искусства средних веков.

Баня и мытьё в средневековой Европе

Культура мытья в Европе восходит к древнеримской традиции, материальные свидетельства которой сохранились по сию пору в виде остатков римских терм. Многочисленные описания свидетельствуют, что признаком хорошего тона для римского аристократа было посещение термы, но в качестве традиции не только гигиенической - там же предлагались услуги массажа, там же собиралось избранное общество. В определённые дни термы становились доступны для людей простого положения.


Термы Диоклетиана II в Риме

“Эта традиция, которую не смогли разрушить германцы и вошедшие с ними в Рим племена, перекочевала в средневековье, но с некоторыми коррективами. Бани остались - они имели всю атрибутику терм, делились на отделения для аристократии и простолюдинов, продолжали служить местом встреч и интересного времяпрепровождения” - так свидетельствует Фернан Бродель в книге «Структуры повседневности».

Но мы отвлечёмся от простой констатации факта - существования в средневековой Европе бань. Нам интересно, как изменение образа жизни в Европе с приходом средневековья сказалось на традиции мытья. Кроме того, мы попытаемся проанализировать причины, которые могли препятствовать соблюдению гигиены в том масштабе, что стал привычным для нас сейчас.

Итак, средние века - это давление церкви, это схоластика в науке, костры инквизиции… Это - появление аристократии в том виде, какой не был знаком Древнему Риму. По Европе во множестве строятся замки феодалов, вокруг которых формируются зависимые, вассальные поселения. Города обзаводятся стенами и ремесленными артелями, кварталами мастеров. Вырастают монастыри. Как мылся европеец в течение этого сложного периода?


Вода и дрова - без них нет бани

Что необходимо для бани? Вода и тепло чтобы подогревать воду. Представим себе средневековый город, который, в отличие от Рима, не имеет системы подачи воды по виадукам с гор. Вода берётся из реки, и её нужно много. Дров нужно ещё больше, потому что разогрев воды требует длительного горения древесины, а котлов для нагрева тогда ещё не знали.

Воду и дрова поставляют люди, делающие на этом свой бизнес, аристократ или состоятельный горожанин платит за такие услуги, общественные бани взимают высокую плату за пользование бассейнами, таким образом компенсируя низкие цены в общедоступные «банные дни». Сословный строй общества уже позволяет чётко разграничить посетителей.


Франсуа Клуэ - Дама в ванной, около 1571

О парных не говорим - мраморные термы не позволяют воспользоваться паром, есть бассейны с подогретой водой. Парные - крохотные, обшитые деревом помещения, появились в Северной Европе и на Руси потому, что там холодно и много доступного топлива (древесины). В центре Европы они просто неактуальны. Общественная баня в городе существовала, была доступна, а аристократы могли и пользовались собственными «мыльнями». Но до появления централизованного водопровода мытьё каждый день было невероятной роскошью.

А ведь для подачи воды требуется как минимум виадук, а в равнинной местности - насос и ёмкость-накопитель. До появления паровой машины и электродвигателя о насосе нет и речи, до появления нержавеющей стали нет возможности долго хранить воду, она «протухнет» в ёмкости. Именно поэтому баня была доступна далеко не всякому, но хотя бы по разу в неделю попасть в неё в европейском городе человек мог.

Общественные бани в европейских городах

Франция. На фреске «Публичная баня» (1470 год) изображены люди обоих полов в обширном помещении с ванной и накрытым прямо в ней столом. Интересно, что тут же имеются «нумера» с кроватями… В одной из кроватей - пара, ещё одна пара недвусмысленно направляется к ложу. Сложно сказать, насколько эта обстановка передает атмосферу «помывки», всё это больше похоже на оргию у бассейна… Однако, по свидетельствам и отчётам парижских властей, уже в 1300-м году в городе действовало около тридцати общественных бань.

Джованни Бокаччо описывает посещение неаполитанской бани молодыми людьми из аристократов так:

“В Неаполе, когда настал девятый час, Кателла, взяв с собой свою служанку и не изменяя ни в чём своему намерению, отправилась в те бани… Комната была очень темна, чем каждый из них был доволен”…

Европеец, житель крупного города в средние века мог воспользоваться услугами общественных бань, на которые выделялись средства городской казны. Но оплата этого удовольствия не была низкой. В домашних условиях помывка горячей водой в большой ёмкости была исключена в силу высокой стоимости дров, воды и отсутствия стока.

Художник Мемо ди Филипуччо на фреске «Супружеская ванна» (1320 год) изобразил мужчину и женщину в деревянной кадушке. Судя по обстановке в помещении с драпировками, это не простые горожане.

«Валенсийский кодекс» XIII века предписывает хождение в баню раздельно, по дням, для мужчин и женщин, выделяя ещё субботу для евреев. В документе установлена максимальная плата за посещение, оговорено, что со слуг она не взимается. Обратим внимание: со слуг. Значит, определённый сословный или имущественный ценз уже существует.

Что касается водопровода, то российский журналист Гиляровский описывает московских водовозов уже в конце XIX - начале ХХ века, черпающих воду в свои бочки из «фантала» (фонтана) на Театральной площади, чтобы доставить её в дома. И такая же картина наблюдалась и раньше во многих европейских городах. Проблема вторая - стоки. Вывоз огромного количества отработанной воды из бань требовал определённых усилий или вложений. Поэтому общественная баня была удовольствием не на каждый день. Но люди мылись, говорить о «немытой Европе», в отличие от «чистой» Руси, конечно же, нет оснований . Русский крестьянин топил баню раз в неделю, а характер застройки русских городов позволял иметь баньку прямо во дворе.


Альбрехт Дюрер - Женская баня, 1505-10


Альбрехт Дюрер - Мужская баня баня, 1496-97

На великолепной гравюре Альбрехта Дюрера «Мужская баня» изображена компания мужчин с пивом у открытого бассейна под деревянным навесом, а на гравюре «Женская баня» - моющиеся женщины. Обе гравюры относятся к тому самому времени, в которое по заверениям некоторых наших сограждан «Европа не мылась».

На картине Ганса Бока (1587 год) изображены общественные бани на территории Швейцарии - множество людей, причём, и мужчин, и женщин, проводят время в огороженном бассейне, посреди которого плавает большой деревянный стол с напитками. Судя по фону картины, бассейн открытый… Позади - местность. Можно предположить, что здесь изображена баня, получающая воду с гор, возможно, с горячих источников.

Не менее интересно историческое сооружение «Баньо Виньоле» в Тоскане (Италия) - там по сию пору можно купаться в горячей, насыщенной сероводородом воде естественного нагрева.

Баня в замке и дворце - огромная роскошь

Аристократ мог позволить себе собственную мыльню, подобно Карлу Смелому, который возил за собой ванну из серебра. Именно из серебра, так как считалось, что этот металл обеззараживает воду. В замке средневекового аристократа мыльня была, но далеко не общедоступная, кроме того, дорогая в использовании.


Альбрехт Альтдорфер - Купание Сусанны (фрагмент), 1526

Главная башня замка - донжон - господствовала над стенами. Источники воды в таком комплексе были настоящим стратегическим ресурсом, потому что при осаде противник травил колодцы и перекрывал каналы. Замок строился на господствующей высоте, а это означает, что вода либо поднималась воротом из реки, либо бралась из собственного колодца во дворе. Доставка топлива в такой замок была дорогим удовольствием, нагрев воды при отоплении каминами представлял собой огромную проблему, ведь в прямом дымоходе камина до 80 процентов тепла просто «вылетает в трубу». Аристократ в замке мог позволить себе ванну не чаще раза в неделю, да и то при благоприятных обстоятельствах.

Не лучше обстояло дело и во дворцах, которые по сути своей были теми же замками, только с большим количеством людей - от придворных до прислуги. Перемыть такую массу народа доступной водой и топливом было весьма затруднительно. Во дворце не могли постоянно топиться огромные печи для подогрева воды.

Определённую роскошь могли позволить себе аристократы, выезжавшие на горные курорты с термальными водами - в Баден, на гербе которого изображена купающаяся в деревянной, довольно тесной ванне, пара. Герб городу даровал император Священной Империи Фридрих III в 1480 году. Но заметим, что ванна на изображении деревянная, это просто кадушка, и вот почему - каменная ёмкость очень быстро остужала воду. В 1417 году, по свидетельству Поджо Браччоли, сопровождавшего Папу Иоанна XXIII, Баден располагал тремя десятками общественных бань. Город, расположенный в районе термальных источников, откуда вода поступала по системе простейших глиняных труб, мог позволить себе такую роскошь.

Карл Великий, по свидетельству Эйнгарда, любил проводить время на горячих источниках Ахена, где специально построил себе для этого дворец.

Помыться всегда стоило денег...

Определённую роль в угнетении «мыльного дела» в Европе сыграла церковь, которая весьма негативно воспринимала собрание обнажённых людей в любых обстоятельствах. А после очередного нашествия чумы банное дело сильно пострадало, так как общественные бани стали местами распространения инфекции, о чём свидетельствует Эразм Роттердамский (1526 год): “Двадцать пять лет тому назад ничто не было так популярно в Брабанте, как общественные бани: сегодня их уже нет - чума научила нас обходиться без них”.

Появление мыла, похожего на современное - спорный вопрос, но существует свидетельство о Крескансе Давине Сабонериусе, который в 1371-м году начал производство этого продукта на основе оливкового масла. Впоследствии, мыло было доступно состоятельным людям, а простолюдины обходились уксусом и золой.

Возрождение бань в Европе наступает уже в восьмом веке после завоевания ее арабами, они вновь принесли культуру восточной бани в покоренные страны.

Третье по счету появление бань в Европе приходится на вторую половину XVIII столетия. И на этот раз они приходят уже не с Востока, а из России. В средние века Европу захлёстывал ужас антисанитарии, эпидемия чумы, холера, а также всесторонняя грязь. Возродились же гигиенические процедуры во времена Петра первого. Он однажды, посетив Амстердам, построил бани для всех своих солдат. А уже после 1812 года русскую армию было не остановить. Поэтому бани были построены во всех освобождённых городах Европы. Но если говорить о России, то её жители никогда не отказывали себе в удовольствии побаниться. Забавно было смотреть на европейскую знать, которая заглушала зловоние тела маслами и духами, а также длинными палочками гоняла блох и вшей под огромными одеждами и париками. В это же самое время русские шли в баню. Под струей горячего пара и хлёсткого веника не выдерживало ни одно вредное насекомое.

Постепенно бани стали появляются в Англии, Германии и Дании, а позже во Франции, Италии, Швейцарии и других странах. Однако специфика русской парилки, ядреный русский пар калильной печи не был понят и принят в Европе, тем более такие процедуры русских, как ныряние в зимнюю прорубь или в снеговой сугроб. Сухой пар калильной печи был быстро заменен технически «усовершенствованным» способом получения мокрого пара в водогрейных котлах, который по трубам подавался в парильные отделения. Весь каскад русских банных приемов с использованием банных веников, растираний и массажей, употреблением богатой флоры для приготовления «вкусного пара» и русского чая был опущен, и все дело быстро закончилось так называемыми паровыми ваннами. Тем не менее, этот интерес Европы к русской бане принес существенные социальные плоды. Так, например, известный немецкий гигиенист конца прошлого столетия Платен писал: «Мы, немцы, говоря о русской бане или пользуясь ею, очень редко вспоминаем о том, что этим шагом вперед по пути культурного развития мы обязаны нашим восточным соседям».

Общеизвестно, что для западноевропейских путешественников 17-18 веков было в диковинку широкое распространение бань в русских землях. К тому времени уже почти позабылось, что в самой Западной Европе на протяжении многих веков существовала высокая банная культура, исчезнувшая лишь в 16 веке. Поэтому представление о европейском Средневековье как о "немытом" является очередным мифом и стереотипом.

Оригинал взят у gunter_spb в БАННО-ГИГИЕНИЧЕСКОЕ

Судя по продолжающимся последние дни обсуждениям по теме Черной смерти" 1348 года стало ясно, что значительная часть общественности не избавлена от стереотипов относительно гигиены эпохи Высокого и Позднего Средневековья. Стереотип укладывается в одну фразу: "Они все были грязные и мылись только случайно упав в реку, а вот на Руси..." - далее следует пространное описание культуры русских бань.

Помните, по жэжэшечке ходила "патриотическая" статейка о "чистых славянах" и "вонючих европейцах" - кажется ее перепостил и d_pankratov , не потрудившись разобраться в теме. Увы, это не более, чем миф.

Может быть у кого-то эти слова вызовут легкий разрыв шаблона, но среднестатистический русский князь XII-XIV веков был ничуть не чище немецкого/французского феодала. А последние в большинстве не были грязнее. Возможно, для кого-то эти сведения являются откровением, но банное ремесло в ту эпоху было весьма развито и, по объективным причинам описанным ниже, оказалось полностью утрачено как раз после Возрождения, к наступлению Нового времени. Галантный XVIII век стократ более пахуч, чем суровый XIV.

Давайте пройдется по общедоступным сведениям. Для начала - известные курортные зоны. Взглянем на герб Бадена (Baden bei Wien), дарованный городу императором Священной Империи Фридрихом III в 1480 году. Мужчина и женщина в купальной кадушке. Незадолго до появления герба, в 1417 году Поджо Браччоли, сопровождавший лишенного престола Папу Иоанна XXIII в поездке в Баден дает описание 30-ти роскошных бань. Для простолюдинов действовали два открытых бассейна


Даем слово Фернану Броделю ("Структуры повседневности: возможное и невозможное"):

Бани, давнее наследие Рима, были правилом во всей средневековой Европе - как частные, так и весьма многочисленные общественные бани, с их ваннами, парильнями и лежаками для отдыха, либо же с большими бассейнами,с их скученностью обнаженных тел, мужских и женских вперемежку. Люди встречались здесь столь же естественно, как и в церкви; и рассчитаны были эти купальные заведения на все классы, так что их облагали сеньориальными пошлинами наподобие мельниц, кузниц и заведений питейных. А что касается зажиточных домов, то все они располагали "мыльнями" в полуподвалах; тут находились парильня и кадки - обычно деревянные, с набитыми, как на бочках, обручами. У Карла Смелого был редкостный предмет роскоши: серебряная ванна, которую за ним возили по полям сражений. После разгрома под Грансоном (1476г) ее обнаружили в герцогском лагере.

В отчете парижского прево (эпоха Филиппа IV Красивого, начало 1300 годов) упоминаются 29 общественных бань в Париже, облагаемых городским налогом. Они работали ежедневно, кроме воскресенья. То, что Церковь смотрела на эти заведения косо, вполне естественно - поскольку бани и прилегающие к ним трактиры зачастую использовались для внебрачной половой ебли, хотя, конечно, народ все-таки собирался туда помыться. Дж. Бокаччо пишет об этом прямо: «В Неаполе, когда настал девятый час, Кателла, взяв с собой свою служанку и не изменяя ни в чём своему намерению, отправилась в те бани… Комната была очень темна, чем каждый из них был доволен».

Вот типичная картинка XIV века - мы видим весьма роскошное заведение "для благородных":


Не только Париж. По состоянию на 1340 год известно, что в Нюрнберге было 9 бань, в Эрфурте - 10, Вене - 29, Бреслау/Вроцлаве - 12. Рейнмар фон Беляу из "Башни Шутов" Сапковского вполне мог посещать одну из них.

Богатые предпочитали мыться дома. Водопровода в Париже не было, и воду доставляли за небольшую плату уличные водоносы. Мемо ди Филипуччо, Супружеская ванна, около 1320 г. фреска, городской музей Сан-Джиминьяно.


Но это, так сказать, "позднятина", а что же раньше? При самом что ни на есть "варварстве"? Вот Эйнгард, "Жизнеописание Карла Великого":

Любил он также купаться в горячих источниках и достиг большого совершенства в плаванье. Именно из любви к горячим ваннам построил он в Ахене дворец и проводил там все последние годы жизни. На купанья, к источникам он приглашал не только сыновей, но и знать, друзей, а иногда телохранителей и всю свиту; случалось, что сто и более человек купались вместе.

Обычная частная ванна, 1356 год:

Про мыло. Существует две версии появления мыла в средневековой Европе. По одной, мыло производили с VIII века в Неаполе. По другой, его начали делать в Испании и на Ближнем Востоке из оливкового масла, щелока и ароматических масел арабские химики, (существует трактат Аль-Рази 981 г., где описывается способ получения мыла), и Европу с ним познакомили крестоносцы. Потом, как будто бы, около 1100 года появились производства мыла в Испании, Англии, Франции - из животного жира. Британская энциклопедия дает более поздние даты - около 1200 года. В 1371 некий Crescans Davin (Sabonerius), завел производство мыла из оливкового масла в Марселе, и его часто упоминают, как первое европейское мыло. Оно то точно достигло большой известности и коммерческого успеха. В XVI веке в Европе торговали уже венецианским и кастильским мылом, да и многие стали заводить свое производство.

Выглядело мыло примерно так:

Картинка публичной бани во Франции от 1470 года:



А вот Ханс Бок, Общественные бани (Швейцария), 1597, холст, масло, Художественная галерея Базеля.


Вот современная реконструкция стандартной публичной "мыльни" XIV-XV веков, эконом-класс для бедных, бюджетная версия: деревянные бадьи прямо на улицах, воду кипятят в котлах:


Отдельно заметим, что в "Имени Розы" Умберто Эко есть вполне подробное описание монастырской купальни - отдельные ванны, разделенный занавесками. В одной из таких утонул Беренгар.

Цитата из устава ордена Августинцев: "В баню ли, в иное ли место надобно вам идти, пусть будет вас не менее двух или трех. Имеющий же надобность выйти из монастыря должен идти с тем, кого назначит начальствующий."

А вот из "Валенсийского кодекса" XIII века: "Мужчины пусть идут в баню сообща во вторник, четверг и субботу; женщины идут в понедельник и в среду; и евреи идут в пятницу и в воскресенье; ни мужчина, ни женщина не дают больше одного меаха при входе в баню; и слуги как мужчин, так и женщин ничего не дают; и если мужчины в женские дни войдут в баню или в какое-либо из зданий бани, пусть платит каждый десять мараведи; также платит десять мараведи тот, кто будет подглядывать в бане в женский день; также если какая-либо женщина в мужской день войдет в баню или будет встречена там ночью, и оскорбит ее кто-либо или возьмет силой, то не платит он никакого штрафа и не становится врагом; а человека, который в другие дни возьмет силой женщину или обесчестит, надлежит сбросить."

И уж совсем не шуткой является история, как в 1045 г. несколько важных персон, в том числе епископ Вюрцбурга, умерли в купальной бадье замка Персенбург (Persenbeug) после того, как рухнул потолок купальни.

Паровая баня. XIV в. - Так что паровые сауны тоже были.


Прислужница в купальне - заметим, с веником. "Wenzelsbibel", ок.1400 г.


Итак, миф испаряется, вместе с банным паром. Высокое Средневековье вовсе не являлось царством тотальной грязищи.

Исчезновению банного дела в постренессансные времена способствовали и природные и религиозно-политические условия. "Малый ледниковый период" длившийся до XVIII века привел к массовой вырубке лесов и чудовищному дефициту топлива - заменить его смогли только в Новое Время каменным углем.

Обратите внимание на резкий рост цен на дрова после 1550 года:


И, конечно, огромное влияние оказала Реформация - если католическое духовенство Средневековья к баням относилось сравнительно нейтрально (и мылось само - есть упоминания о посещении бань даже Римскими Папами), лишь запретив совместное мытье мужчин и женщин, то протестанты запретили вообще - не по-пуританские это. В 1526 году Эразм Роттердамский констатирует: «Двадцать пять лет тому назад ничто не было так популярно в Брабанте, как общественные бани: сегодня их уже нет — чума научила нас обходиться без них». В Париже бани практически исчезли при Людовике XIV.

И вот как раз в Новое Время европейцы начинают удивляться русским публичным баням и парным, которые в XVII веке уже заметно отличают Восточную Европу от Западной. Культура была утрачена.

Вот такая история.

Альбрехт Дюрер, «Мужчины в бане», 1497 - пиво, разговоры, музыка, шапочки для парной. Обратим внимание на кран для воды - подвернись нам какой-нибудь Фоменко, он живо бы заключил, что Дюрер жил в 19 веке


Прогресс изменил нашу жизнь в очень многих аспектах. Разве могли люди раньше представить, что они будут совершать водные процедуры, не выходя из дома? Что когда-нибудь настанет день, когда им не придётся добираться до ближайшей бани с тазиками, мочалками, вениками и прочими принадлежностями? Сегодня большинство людей уже отказались от этого, но всё ещё есть те, кто остаётся предан старым добрым баням, пусть и не очень часто, но время от времени посещая заведения в разных уголках города в поисках самого лучшего. А можно ли сходить туда всей семьёй? Есть ли хоть одна совместная где, не таясь, могут мыться и мужчины, и женщины? А если и есть, где их искать и имеются ли какие-то особые правила для тех, кто хочет их посетить? На все эти вопросы поищем ответы вместе.

Исторический экскурс

Традиция делать отдельные бани для представителей разных полов далеко не нова. Уже тогда, когда люди поняли различие между мужчинами и женщинами, они стали заниматься своим туалетом в присутствии представителей только своего пола, дабы избежать конфуза. В банях обычно делали несколько залов, одни отдавались в распоряжение мужчин, другие - женщин. А в могли назначать время, в которое должны были приходить представители только одного пола.

Совместная баня (мужчин и женщин туда впускали одновременно) была скорее необходимостью, чем прихотью: например, не было возможности организовать отдельные «помывочные сеансы» для мужчин и женщин. Сегодня же, когда функция бани несколько изменилась (теперь она является скорее развлечением, чем единственной возможностью содержать себя в чистоте), представители разных полов могут свободно проводить там время вместе, необязательно даже обнажаясь донага.

А как в Европе?

Совместные общественные бани давно уже существуют в европейских странах. Правда, там есть одно очень важное правило: никаких купальников и плавок, потому что при такой температуре, которая стоит в парилке, ткань будет препятствовать испарению лишней жидкости с тела, тем самым провоцируя перегрев. Кто знает, чем это может закончиться? Возможно, именно из-за этого на Западе люди не стесняются своей наготы в такой ситуации, прекрасно понимая, что последствия могут быть далеко не самые приятные.

В России да и в постсоветских странах люди не настолько раскрепощённые, поэтому в совместные ходят в том, в чём купаются в море. Сложно сказать, важнее ли забота о здоровье или же о чувстве прекрасного окружающих, да и всё же общество накладывает определённые рамки, из-за которых мы очень неловко чувствуем себя, когда обнажены сами или окружены обнажёнными людьми, неважно, знакомыми или нет. В любом случае традиции России в этом плане существенно отличаются от западных.

"Варшавские бани"

Итак, перейдём к конкретике. Понятно, что совместная баня в Москве далеко не одна, более того, большое количество комплексов сегодня предлагают снять отдельную сауну, где могут одновременно находиться представители разных полов, это уже зависит от самого заказчика. Одно из заведений, где это доступно, - «Варшавские бани», находящиеся на Варшавском шоссе, 34.

Клиенты отмечают, что там отличная не только сама баня, но и ресторан, находящийся при ней. Для аренды доступны залы разной вместимости, оформленные в разных стилях. Кроме того, комплекс предлагает аренду простыней, так что даже самым стеснительным не придётся краснеть при представителях другого пола.

"Царицынские бани"

Зарекомендовали себя и «Царицынские бани», находящиеся на одноимённой станции метро, по улице Луганской, 10. Этот комплекс, кроме всего прочего, устраивает особые сеансы для натуристов - людей совсем уже без комплексов. В кабинках на 6-8 человек можно проводить три часа (учитывая специфику сеанса, женщины в совместной бане в Москве заплатят всего 800 рублей вместо обычных 1300 для этой бани). Как и во многих других подобных заведениях, доступны ресторан и бар.

А из того, что обычно больше интересует любителей бань, доступны купель, душевые кабинки, кабинки с переворачивающимися бочками холодной воды. Судя по отзывам, «Царицынские бани» - одни из лучших в столице, так что пожалеть об их посещении не придётся.

"Б-69"

«Б-69» - это удивительный островок спокойствия и умиротворения в центре шумной столицы. Правда, это скорее сауна, чем совместная Адрес её - улица Вавилова, 69, станция метро «Профсоюзная». Цены там, конечно, не очень демократичные, но отдельным плюсом является наличие двух совершенно разноплановых залов - греческого, оформленного в духе античности, и африканского, с присущей этому континенту дикарской простотой. Как и в большинстве бань, здесь есть ресторан и бар, но можно приходить и со своей едой. Гости могут воспользоваться услугами массажистов, покурить кальян и насладиться ароматерапией.

"Воронцовские бани"

Легендарные «Воронцовские бани» (Воронцовский переулок, 5/7, стр.1), к сожалению, не дают возможности мужчинам и женщинам мыться вместе, но с радостью предоставляют представителем обоих полов в аренду сауны вместимостью до шести человек. К плюсам здесь можно ещё отнести и то, что комплекс работает круглосуточно, так что и те, кто не ложится до рассвета, и те, кто на этом самом рассвете просыпается и уже хочет отдохнуть в приятной атмосфере, могут насладиться этим местом.

Единственное условие - арендовать комнату на время больше двух часов, за что придётся заплатить от трёх до шести тысяч рублей в зависимости от наличия в конкретной сауне бассейна и вместимости парилки.

"Сандуновские бани"

Завсегдатаи практически поголовно советуют ещё одно поистине легендарное заведение - «Сандуновские бани». Адрес заведения: Неглинная, 14, стр. 3-7. Как и в большинстве других комплексов, здесь имеются отдельные разряды (они же залы) для мужчин и женщин. Возможность отдохнуть вместе представителям обоих полов предоставляется в отдельных номерных банях разной вместимости. Тут номерные бани также работают круглосуточно. Цена их, как уже понятно, зависит от вместимости: за компанию из четверых человек заплатить придётся 4000 рублей за час, а для максимально большой, из десяти человек, - семь или восемь тысяч. Можно смело говорить о том, что это едва ли не самая популярная совместная баня в Москве. Отзывы об этом месте самые положительные, причём как об отдельных, так и об общих разрядах, поэтому «Сандуны», как эту баню называют в народе, - один из комплексов, практически обязательных для посещения.

"Лефортовские бани"

Совместная баня мужчин и женщин в чистом виде в Москве встречается очень редко - обычно это всё же отдельные разряды, доступные для аренды. Такую услугу предлагают и «Лефортовские бани», находящиеся на Лефортовском Валу, 9а. Здесь, правда, есть свои особенности: сдаваемые номерные отделения и сауны вмещают от четырёх до шести человек, а платить за них нужно, исходя из количества гостей: по 600 рублей с человека за час, причём минимальная цена - 1200, то есть как за двух человек. Кроме того, можно также арендовать и двухместный номер за 1200 рублей в час.

И самым большим бонусом является возможность «оккупировать» целую русскую парилку, в которой вместится целых тридцать человек, - это отличный вариант для того, чтобы провести масштабное торжество, корпоратив, например. Согласно отзывам, кроме стандартных веников, простыней и шапок тут предлагаются и мёд, и травы, и различные виды массажей.

Не только в Москве!

Но вы же не думаете, что совместный поход в баню возможен только в Москве? Другие города ничем не хуже! Например, Северная столица предлагает "Банный клуб", работающий, к сожалению, пока только с середины вторника до утра среды, с четырёх до шести. Находится это заведение на улице Лоцманской, 20, добираться придётся от или от "Нарвской". Интересная и система оплаты: до семи вечера дамы проходят бесплатно, потом платят 300 рублей; мужчины же с четырёх до полуночи платят 1000, а если пришли уже в среду, то 300.

Правилами запрещено употребление алкоголя и наркотиков, а за непотребное отношение к дамам и удалить могут. Кроме того, проводятся специальные программы с мастер-классами и тренингами, в которых могут поучаствовать все присутствующие. Правда, в общем отделении придётся ходить в купальном костюме, халате или простыне, но само ощущение нахождения в бане перекрывает эту неприятность для любителей обнажённой натуры.

Общие правила

Не имеет значения, предпочитаете ли вы обычные, раздельные или совместные бани. Мужчины, женщины в Москве, Санкт-Петербурге, Астрахани и во всех городах должны придерживаться определённых правил.

Понятно, что ходить в баню при онкологических заболеваниях и беременности строго запрещается. Но вот о том, что перед походом в парилку рекомендуется принять душ, правда, без гелей и мыла, которые снимут жировую плёнку с тела и затруднят потовыделение, знают немногие. Никакого алкоголя: его влияние под воздействием теплоты только усилится. В самой парилке нужно укрывать голову, особенно если волосы влажные, иначе на сосуды мозга будет оказываться дополнительная нагрузка. А после парилки рекомендуется уже холодный душ или традиционное для России обтирание снегом: контраст температур только усилит целебный эффект бани. Самое же главное правило: ни в коем случае не испытывать себя - при малейших признаках дискомфорта нужно покинуть парилку и отдохнуть от жара.

Моральная сторона вопроса

Ещё хотелось бы отметить, что совместная баня в Москве - явление скорее камерное, чем распространённое. Да и менталитет постсоветских государств, о чём уже говорилось выше, очень сильно отличается от европейского. Очень вероятно, что со временем ситуация изменится и рамки стыда немного расширятся. А с другой стороны, возникает вопрос о чувстве прекрасного: у всех ведь разное отношение к человеческому телу, и вряд ли возможно оказаться в компании, где все всех будут устраивать. Кроме того, к походам в баню могут присоединяться и люди старшего поколения, совместное нахождение рядом с которыми неглиже кажется совершенно неприемлемым. Поэтому вопрос совместных бань ещё долго будет обсуждаться. Можно привести аргументы как за, так и против, но выбор остаётся за каждым посетителем бани.

Разные виды бань

Выше говорилось о том, что самые разные виды приватных отделений может предложить совместная баня в этих разных заведений позволит вам выбрать, где именно хорошо провести время.

Русская баня - самая известная и одна из стариннейших. Её особенность в том, что раскалённые камни поливаются водой, из-за чего возникает влажный пар. В финской же сауне (кстати, в переводе «сауна» и означает «баня») система, в общем-то, такая же, но иное устройство печи, и камни поливаются гораздо реже, именно поэтому пар там не такой влажный. Интересный вариант - японская баня, больше похожая на нашу ванну: человек погружается по грудь в бочку, наполненную водой температурой 45 градусов, отогреваясь там.

Существуют ещё и сухие бани. Попариться можно в опилках, нагретых до 60 градусов, пропитанных специальными маслами. А можно и воспользоваться специальным мешком, наполненным травами или берёзовыми листьями. Ещё древние учёные отмечали пользу песочной бани, которая встречается нам чаще в форме детской игры - то, что дети закапывают взрослых в песок, оказывает положительный эффект на их организм. Авиценна советовал совмещать такую баню с арбузом: ягода окажет мочегонный эффект, но лишняя жидкость будет выводиться из организма с потом, который активно станет впитывать песок.

Именно поэтому не стоит зацикливаться на какой-то одной бане, лучше поэкспериментировать, чтобы выбрать нечто самое-самое лучшее.

В заключение

Итак, совместная баня в Москве - явление пока не очень распространённое, зато аренду небольших кабинетов, где могут собраться представители разных полов, предлагают практически все банные комплексы столицы. Вопрос только в выборе места - здесь уже всё зависит от личных предпочтений и рекомендаций знакомых. Кроме того, вопрос денег также немаловажен, но обычно за поход в номерное отделение бани, обеспечивающее эту приватность, придётся отдать где-то 4000-5000 тысяч руб. в час, которые можно разделить на всех. Так что знайте, что в столице есть возможность попариться в бане даже разнополой компанией. Знайте и пользуйтесь этой отличной возможностью не только отлично провести время, но и оздоровиться.

С момента написания данной статьи часть вышеописанных бань успела закрыться, но зато открылись новые.

UPDATE по этой ссылке: http://ledokolov.ru/saunas.html

В странах Европы считается довольно распространённым явлением общие или совместные бани и сауны. Где мужчины и женщины, а так же их дети, моются вместе без плавок и купальников. Откровенно говоря, нахождение в бане в купальнике или плавках - довольно глупое занятие. Нет ничего более мешающего нормально принимать банные процедуры, чем синтетические текстильные принадлежности на теле. Это конечно если вы не просто зашли погреться, а сознательно пришли в баню именно за тем, что даёт телу контраст 100-градусной парилки и почти 100% влажности воздуха, и холодный душ или купель. А также травяной чай, фрукты, неглубокий бассейн, чтобы расслабиться, а не плавать на скорость, медитативная музыка, махровый халат и неяркий свет.


В Германии и в Австрии в 70% бань и саун нет отдельных мужских и женских отделений, это было бы слишком дорого. От 5 до 18 парилок буквально на любой вкус и цвет и несколько бассейнов разной глубины и температуры строить отдельно для мужчин и отдельно для женщин никто не станет. А нахождение в бане в плавках и купальниках, как описано выше, - довольно вредное и нелепое занятие, не дающее человеку почувствовать всю прелесть и глубину банной процедуры. Бывает, конечно, что такое заведение устраивает отдельный женский день. Раз в неделю, например, или раз в месяц. Чтобы женщины, не терпящие нахождение рядом множества незнакомых обнажённых мужчин, тоже моги прийти и расслабиться. В остальные дни подавляющее большинство бань и саун Германии и Австрии, включая те, что при аквапарках - общие и «безкупальниковые».


В Голландии таких бань вообще 100%, других просто нет. В Восточной Европе (Польше, Чехии, Венгрии и Словакии) таких бань примерно половина. А вот несмотря на кажущийся стереотип, в северной Европе (Швеции, Финляндии и Прибалтике) таких бань как раз очень мало. Не знаю с чем связано.


В Москве (Питере, Киеве, Екатеринбурге и других городах б.СССР) официально таких бань не существует. Тем не менее, вы удивитесь, сколько их на самом деле. Все они не носят официальных характер общих или совместных бань, но при желании вполне можно найти о них информацию в открытых источниках.


Как это происходит. Находится некий организатор, который договаривается с каким-нибудь помывочным заведением о том, что один раз в неделю (как правило) он будет снимать всё помещение на несколько часов на себя под компанию. Гарантирует, что это будет происходить постоянно (т.е. без пропусков) и за это получает скидку. Да и вообще, любому предприятию выгодно иметь постоянных гарантированных клиентов. Далее организатор зовёт сначала своих знакомых, затем те приводят своих, потом появляется группа Вконтакте, на Facebook или где-то ещё. Куда могут записываться все желающие (ну, или друзья друзей).


Среди определённых кругов - посетителей таких бань, - постепенно распространяется информация о том, что в понедельник там-то и там-то у того-то баня. А в четверг там-то и там-то - у другого. И так далее. Информация тоже вполне открытая, и её можно при желании найти.


Справедливости ради отметим, что не все организаторы рады, когда к ним приходят незнакомцы прямо с улицы. Многие просят предварительно хотя бы позвонить по телефону и рассказать о себе, откуда взял информацию, кого знает, с кем придёт и так далее. Телефоны публикуются в открытом доступе. До сих пор много «клубного» остаётся в таких мероприятиях у нас в стране. В Европе, где это носит официальный характер, естественно никаких организаторов нет, можно приходить и уходить в любое время, а за адекватностью вашего поведения следит владелец заведения, точнее его сотрудники.


Что можно сказать о правилах? Правила везде общие: не употреблять наркотики, не быть сильно пьяным, не заниматься сексом. Многие организаторы алкоголь не приемлют вообще. Как и тяжёлую, нездоровую пищу на общий стол. Знакомиться и проявлять знаки внимания никто не запрещает. На всякий случай второй раз напишу: секс запрещён. Нет, есть конечно ещё более закрытые встречи, где собираются ради секса. Но сейчас речь совсем не о таких заведениях.


Поверьте мне, там, где собираются ради секса, баня как таковая вообще никому не интересна. Интересует наличие «комнат отдыха», а вот парилки всю дорогу простаивают пустые. Не за этим там народ собирается. Не удивлюсь, если одни и те же люди по одним дням ходят в одну баню помыться, а в другой день, в другую, извините, потрахаться. Везде, как говорится, свои клубы по интересам. И каждому - своё.


Ещё хотелось бы подчеркнуть, что «клубный» характер мероприятий подразумевает взаимное уважение, соблюдение правил конкретных организаторов (например, могут попросить громко не разговаривать, или не приносить пиво, или приходить только со своей парой). Если посещаете первый раз, лучше сначала присмотреться как ведут себя остальные.


Итак, в Москве общих совместных бань сразу несколько.

Бани в гостинице «Измайлово» на 30-м этаже, в корпусах Альфа и Вега

Вместимость - 40 человек. Помещения почти симметричные, но есть и существенные отличия. В Альфе всего одна, но большая финская парилка. В Веге финская парилка поменьше, но есть турецкий хамам, причём очень жаркий, жарче положенных 40 градусов. Кроме того, в Веге есть ванна-джакузи, а в Альфе такой ванны нет. В обоих корпусах - одинаковый бассейн 3х5 метров.


Известны совместные сеансы по пятницам с 19:00 до 23:00. В Альфе - в понедельник, среду и четверг в то же время. В субботу с 14:00 до 18:00. В воскресенье два сеанса с 14:00 до 18:00 и с 19:00 до 23:00. По корпусу Вега кроме пятницы с 19:00 до 23:00 ничего не известно.


Завод «Компрессор», м. Авиамоторная, 2-я ул. Энтузиастов

Вместимость - 20 человек. Есть финская сауна, подобие хамама (просто тёплая комната на 4 человека с паром и деревянными лавками), бассейн 3х3 метра. Бассейн всегда холодный. Так как это - отдельно стоящее здание, то есть возможность выходить на улицу. Весьма домашняя обстановка, много сопутствующих банным процедурам вещей. Владелец бани предпочитает проводить время со своими гостями.


Совместные сеансы практически каждый день по будням с 19:00 до 23-24:00 и по выходным либо с 14:00, либо с 16:00, либо с 19:00.


Бассейн МЭИ, ул. Красоноказарменная, д. 13 Б

Вместимость - 30 человек. Есть небольшая, но весьма жаркая финская парилка, купель, инфракрасная кабинка на 1-2 человека. Большая комната отдыха с бильярдным столом. С некоторыми организаторами есть договорённость о бесплатном посещении бассейна (25 метров, требуется наличие плавок/купальника и резиновой шапочки).


Совместные сеансы проводятся в сауне №2Б по понедельникам, пятницам и воскресеньям с 19:00 или 20:00 до 23:00. И хотя место уже довольно давно известное среди обще-банной тусовки, найти информацию по организаторам весьма непросто.


Баня у м. Октябрьское поле, на улице Народного ополчения, 43 к2

Вместимость - 50 человек. Самое большое пространство. Финская парилка, бассейн 3х5 метров, джакузи. Много комнат отдыха. В одной стоит бильярдный стол и стол для настольного тенниса. В другой есть массажный стол, в третьей можно проводить сеансы энергетических или тантрических практик.


Совместные сеансы по пятницам с 20:00 до 24:00, по субботам с 19:30 до 23:00, средам с 19:30 до 22:30. Есть и в другие дни, но мне они не известны.


Баня у м. Владыкино, в Гостиничном проезде , 8к1

Вместимость - 30 человек. Финская парилка, большой турецкий хамам, бассейн 3х3 метра. Хамам - огромный - баня даже с улицы так и называется «Хамам».


Совместные сеансы стабильно проводятся по воскресеньям с 19:00 до 23:00 и изредка в другие дни.


Баня в Lotus-House (бывший «Женский мир») на Почтовой улице

Это самое новое пространство из всех перечисленных. Сделано не по русскому, а скорее по европейскому стандарту. Например, тут совсем нет закрытых комнат отдыха с кроватями. Зато есть сразу несколько парилок. Вместимость - 30 человек. Две финские парилки и два хамама. Все с разными температурами. Бассейна нет. Очень интересно сделаны душевые кабины - в деревянных бочках.


Совместные сеансы по пятницам с 17:00 до 23:00 и по воскресеньям с 19:00 до 23:00.