Скончался художник-иллюстратор Леонид Владимирский, подаривший миру образы Буратино и героев сказок Александра Волкова. Художнику было 94 года. Через всю жизнь он пронес веру в Бога. Это интервью художник дал Правмиру накануне своего 90-летия

Озорной Буратино в красно-белом колпачке, Страшила и Железный Дровосек из «Изумрудного Города». При упоминании этих персонажей в нашей памяти возникают образы, который создал детский художник Леонид Владимирский. Его работы стали классикой изобразительного искусства для детей. О возрасте души, умении радоваться и чудесах мы беседуем с художником Леонидом Владимирским

Леонид Викторович, вы когда-нибудь интересовались происхождением вашей фамилии?

В нашей семье есть легенда, что кто-то из пращуров был священником. Однажды он попал в беду и поехал в Москву в Успенский собор, чтобы помолиться иконе , попросить заступничества. Его молитвы были услышаны. С этого момента мой пращур поменял свою фамилию и стал Владимирским.

Интересно, что я родился 21 сентября в день . Я долгое время был человеком некрещеным. Жена моя Светлана тоже была некрещеная. Мы люди своего времени. Не так давно, уже на пороге двадцать первого века, проводили лето в деревне. Зашли в сельскую церковь. Все же мы верующие. И в тот день жена мне предложила: «Давай креститься». Я согласился. В той же церквушке священник нас крестил и после совершения таинства говорит: «А теперь поставьте свечку Владимирской иконе Божией Матери». «Почему?» «Потому что сегодня день Владимирской иконы Божией Матери». Мы даже не предполагали об этом. Произошло такое совпадение, которое заставляет задуматься.

Я считаю, что меня опекает Богоматерь. В моей жизни много удивительного. То, что я остался жив в войну. То, что Бог дал возможность, здоровье, время работать. То, что мне почти девяносто лет, и я живу. То, что встретился со своей женой. У меня умерла первая жена. У нее умер муж. Мы оба художники. Встретились и более 26 лет живем дружно.

Как вы нашли свое призвание?

Мои родители никакого отношения к искусству не имели. Мать врач. Отец конторский служащий. В юности я увлекся стихами и рисованием. Раздумывал, куда поступать – в литературный или художественный. Отец сказал, что и то, и другое ненадежно, надо иметь профессию, а стихами и рисованием заниматься в свободное время. Послушался отца и поступил в МИСИ. Три года проучился, а на четвертый наступила война. Мы комсомольцы-добровольцы пошли на курсы в военно-инженерную академию, а потом на фронт. Служил в инженерных войсках. Подвигов не совершил. Строил дороги, мосты. После войны поступил во ВГИК на мультипликаторское отделение.

Детским художником я стал, потому, что мне интересно то, что интересно детям третьего класса. Мне интересны сказки. Взрослые обычно сказками не очень интересуются. Даже есть такое выражение: «Что вы мне сказки рассказываете». Взрослым надо уцелеть, у них жизнь такая трудная.

Считаю, что возраст моей души девять лет. Есть замечательный иллюстратор Игорь Ильинский. Он иллюстрировал Майн Рида. Я ему как-то сказал: «Твой возраст души наверное лет пятнадцать». Он ответил «Да, знаю».

Когда вы впервые задумались о возрасте души?

Однажды я приехал в дом отдыха. Там у меня был сосед. Я ему говорю: «Здравствуй, Петя! Какая у нас здесь культурная программа?» А сосед мне отвечает: «А вам что это интересно? Ну, танцы сегодня». Я говорю: «Танцы! Пойдем на танцы». А он мне: «А что там интересного?» «Музыка. Знакомства. Новые впечатления». «А мне это давно не интересно». И остался сидеть в комнате. Мне было лет сорок. А соседу лет двадцать пять. Но оказалось, что он молодой старичок.

То, что ваша душа так молода, заслуга ваших родителей?

Может от родителей – они воспитывали меня в доброте. А может сверху – от Бога.

У вас есть стихи с такими строчками: И что нам ждать еще от Бога, когда он подарил нам жизнь. Это о смирении?

Да, об этом. Живешь – радуйся. Своей жизнью, своим примером радуй других. Поймите, я не розовый, гламурный старичок. У меня трудная жизнь, с болями, с потерями. Но надо жить, смиряться, терпеть. Радоваться при всех обстоятельствах. Это и есть смирение.

Ваши сказочные герои очень человечные. На их лицах переживания, раздумья. Даже Страшила, у которого солома в голове – личность с характером.

Если ты можешь сопереживать, то ты сможешь передать чувства своим героям. Когда рисую Страшилу, представляю, а что он чувствует. Для детей надо работать по-доброму. Кто может нести доброту, тот может быть детским художником или писателем. И чтобы был юмор, выразительность.

Самое высокой радостью для меня было, когда я сам одновременно стал писать и рисовать. Написал и проиллюстрировал две сказки «Буратино ищет клад» и «Буратино в Изумрудном городе». Мне помогала жена – мой критик и советчик. И наш песик Тяпа помогал, он хвостиком вилял.

Во второй книжке Буратино отравила Лиса Алиса, и он превратился в деревяшку. Папе Карло пришлось его спасать, а для этого он отправился в волшебную страну за волшебным порошком. Он прошел все испытания. И вот перед ним последняя запертая дверь. Тут папа Карло заплакал… и я вместе с ним заплакал. Как писал Пушкин: «Над вымыслом слезами обольюсь». А в моей сказке все кончилось хорошо. Папа Карло неожиданно обнаружил Золотой ключик, а вторая тайна Золотого ключика, как известно, в том, что он открывает любые двери.

Когда смотришь на картинки, созданные вами, возникает ощущение легкости.

Когда работаю для детей, я счастлив. Однажды на мастер-классе меня спросили: «Вы на кого ориентируетесь – на профессионалов или на читателей». Ни на кого не надо ориентироваться. Как ваша душа хочет, так и надо работать. Главное – радостно, искренне. Если работать для кого-то, то получается халтура. Настоящая музыка, поэзия – это общение с Богом. Душа поет или болит, и человек творит. Если поет – получается произведение для тех, кому хорошо. Если болит – для тех, кому плохо.

Вы, уже будучи известным художником, учили детей рисовать в изостудии при детской республиканской библиотеке. Расскажите, пожалуйста, какой-нибудь интересный эпизод.

Однажды пришла девочка Маша пяти лет. А я принимал детей с шести лет. Мама очень просила меня принять Машу. Я девочку спросил: «Ты, Маша, хочешь рисовать?». Она ответила: «Да. Хочу». Думаю, есть у ребенка желание. Надо принять. Чем младше ребенок, тем интереснее у него работы. А рисовать научится.

Я занимался с детьми так. Читал им фрагмент сказки. Потом они делали эскизики, рисовали. Готовые работы мы выкладывали на полу. И каждый ребенок по очереди говорил, какая картинка из работ товарищей ему нравится и почему. Дошла очередь до Машеньки, а она говорит: «Мне нравится моя картинка». Все засмеялись. Сейчас Маша заканчивает художественный институт. Отличница. Говорит всем, что ее первый учитель Владимирский.

Какой совет вы можете дать родителям, которые хотят научить рисовать своих детей?

Пораньше дайте ребенку бумагу, карандаш, мелки, гуашь. Недавно по радио было интервью с Виктором Чижиковым. Это один из лучших иллюстраторов. Он сказал, что начал рисовать с десяти месяцев. Сначала на обоях. Родители разрешали ему разрисовывать стены. Не надо говорить: «Рисуем человечек-огуречик». Пусть это будут каракули, но свои. Повесьте детскую картинку на стену. Скажите: «Это мой Вася нарисовал». Чтобы был стимул. Детям обязательно нужно доброе слово.

Чему вы радуетесь сегодня?

Тому, что рядом со мной моя супруга. Нам дарована любовь, понимание. Любовь надо беречь. На вопрос: «Как живете?» Я отвечаю: «Стараемся». Во множественном числе. Я помогаю ей. Она -мне. Я был профессиональным художником, но глаза устали. И сейчас я пишу стихи. Недавно решил написать стихотворение к моему грядущему юбилею – девяностолетию. Получилось шестнадцать четверостиший. Жена говорит: «Если в два раза короче, будет в два раза лучше». Сократил с болью в сердце. А она опять: «Если еще в два раза короче, еще лучше буде. Послушался. Доверию ей. Есть у меня стихи о том, как маленькая девочка подарила мне за мои картинки сушку. Случай с сушкой действительно был. Это случилось после моего выступления в семейном детском доме. А большинство своих стихов посвящаю своей жене, моей Берегине, моей музе.

Моей жене Светлане

Не плачь, моя хорошая, ты не горюй, усталая,

Такая лишь дороже мне, родней и ближе стала ты

Не нужно в зеркале искать следы твоей тревоги –

Седые пряди у виска, на лбу морщинки строгие

Ты потерпи, уйдет беда, мы с ней сумеем справиться

Я здесь. Я рядом. Навсегда. И ты – моя красавица.

Без названия

Как не мечтай, как ни молись,

У каждого своя дорога

И что нам ждать еще от Бога,

Когда он подарил нам жизнь.

Долгожитель

Узнал, когда прошли года, итог неуважительный

Впадаем в детство – вот беда. Мы эти, долгожители

Почаще надо нас хвалить. Раз в день конфетой радовать

А что успели мы разбить: «На счастье,» – надо говорить

Про витамины не забыть и рано спать укладывать

Моложе ты намного лет, но называю мамой

Добрей тебя на свете нет. А я счастливый самый

Сушка к чаю

Годы мчатся все быстрее.

Поперек дороги – остановки, юбилеи, подводить итоги.

У меня случится скоро юбилей-мистерия.

Девяносто. Вот умора. Даже сам не верю я.

А сегодня невзначай подошла девчушка:

«За картинки. Это к чаю. И дала мне сушку»

Этот солнечный кружок всех наград дороже

Значит, очень хорошо жизнь свою я прожил.

СПРАВКА:

Леонид Викторович Владимирский - (родился 21 сентября 1920 г. в Москве) - русский график и иллюстратор.

Родился в Москве в 1920 году. С началом войны в 1941 был призван в армию, успев окончить три курса Московского инженерно-строительного института (МИСИ) им. Куйбышева. После войны с отличием окончил художественный факультет института кинематографистов (ВГИК) на отделении мультипликации.

В 1953 для диафильма «Приключения Буратино» по сказке А. Н. Толстого художник создал свой образ деревянного героя в полосатом колпачке - образ, ставший общеизвестным и считающийся классическим. После выхода книги «Приключения Буратино» в издательстве «Искусство» в 1956 Владимирский целиком посвятил себя иллюстрированию книг для детей. Следующей широкоизвестной работой художника стали иллюстрации к шести сказочным повестям А. Волкова, первая из которых - «Волшебник Изумрудного города» - вышла в свет в 1959.

Среди работ художника - иллюстрации к поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила», к повести Юрия Олеши «Три толстяка», к «Приключениям Петрушки» М. Фадеевой и А. Смирнова, «Путешествию Голубой стрелы» Дж. Родари и сборнику Русские сказки.

Суммарный тираж книг, изданных с иллюстрациями Леонида Владимирского, превышает 20 млн.

В 1974 году Владимирскому было присвоено звание Заслуженный деятель искусств РСФСР.

В 1996 году стал лауреатом Всероссийского конкурса детских читательских симпатий.

В 2007 году награждён золотой медалью Творческого Союза Художников России


Элли, Тотошка, Железный Дровосек, Лев и Страшила. В издании 1963 года (издательство «Советская Россия» Москва) эта картинка была использована на обложке.



«Однажды летним вечером Элли сидела на крыльце и читала вслух сказку. Анна стирала белье.»


Волшебник Изумрудного города - иллюстрации Л. Владимирского к книгам Волкова А.М.
«Страшно было в пещере Гингемы. Там под потолком висело чучело огромного крокодила. На высоких шестах сидели большие филины, с потолка свешивались связки сушеных мышей…… Длинная толстая змея обвивалась вокруг столба…
… В большом закопченном котле Гингема варила волшебное зелье. Она бросала в котел мышей, отрывая одну за другой от связки.»


Волшебник Изумрудного города - иллюстрации Л. Владимирского к книгам Волкова А.М.
«Гингема подхватила котел за «ушки» и с усилием вытащила его из пещеры. Она опустила в котел большое помело и стала расплескивать вокруг свое варево.
- Разразись, ураган! Лети по свету, как бешенный зверь!»


Волшебник Изумрудного города - иллюстрации Л. Владимирского к книгам Волкова А.М.
«… книга начала расти, расти и превратилась в громадный том. Он был так тяжел, что старушка положила его на большой камень.
Виллина смотрела на листы книги, и они сами переворачивались под ее взглядом.»


Волшебник Изумрудного города - иллюстрации Л. Владимирского к книгам Волкова А.М.
«Когда все успокоилось, самый смелый из Жевунов, их старшина, обратился к Элли...»


Волшебник Изумрудного города - иллюстрации Л. Владимирского к книгам Волкова А.М.
«Около изгороди стоял длинный шест, на нем торчало соломенное чучело - отгонять птиц…
… фигура закивала головой с самым дружеским видом.
Элли испугалась, а храбрый Тотошка с лаем набросился на изгородь, за которой был шест с чучелом.»


Волшебник Изумрудного города - иллюстрации Л. Владимирского к книгам Волкова А.М.
«Но тут возмутился Тотошка и с негодованием воскликнул:
- А почему со мной не здороваешься?
- Ах, виноват виноват! - извинился Страшила и пожал песику лапу. - Честь имею представиться: Страшила!
- Очень приятно! А я Тото! Но близким друзьям позволительно звать меня Тотошкой!»


Волшебник Изумрудного города - иллюстрации Л. Владимирского к книгам Волкова А.М.
«У надрубленного дерева с высоко поднятым топором в руках стоял человек, целиком сделанный из железа. Голова его, руки и ноги были прикреплены к железному туловищу на шарнирах; на голове вместо шапки была медная воронка, галстук на шее был железный. Человек стоял неподвижно, с широко раскрытыми глазами.»


Волшебник Изумрудного города - иллюстрации Л. Владимирского к книгам Волкова А.М.
«Людоед страшно обрадовался, поймав Элли, и решил устроить себе настоящий пир. Он притащил девочку в замок, связал и положил на кухонный стол, а сам принялся точить большой нож.
«клинк… клинк...»- звенел нож.»


Волшебник Изумрудного города - иллюстрации Л. Владимирского к книгам Волкова А.М.
«На нем был косматый плащ из звериных шкур. На голову вместо шлема Людоед надел большую медную кастрюлю, ручкой назад, и вооружился огромной дубиной с шишкой на конце, утыканной острыми гвоздями.…
… Людоед догнал Страшилу, и тот вдруг бросился ему под ноги. Не ожидавший этого, людоед кувырком перелетел через Страшилу.»


Волшебник Изумрудного города - иллюстрации Л. Владимирского к книгам Волкова А.М.
«Людоед не успел опомниться, как к нему сзади подскочил Железный Дровосек, поднял огромный острый топор и разрубил Людоеда пополам вместе с кастрюлей.»


Волшебник Изумрудного города - иллюстрации Л. Владимирского к книгам Волкова А.М.
« - Скажи, пожалуйста, а ты когда-нибудь дерешься с другими львами?- поинтересовался Тотошка.
- Где уж мне… Я от них бегу, как от чумы,- признался Лев.
- Фу!- насмешливо фыркнул песик. - Куда же ты после этого годен!»


Волшебник Изумрудного города - иллюстрации Л. Владимирского к книгам Волкова А.М.
«Железный Дровосек и Страшила скрестили руки и посадили на них Элли. Они сунули Тотошку в руки сонной девочки, и та бессознательно вцепилась в мягкую шерсть. Страшила и Железный Дровосек шли среди макового поля по широкому примятому следу, оставленному Львом, и им казалось, что полю не будет конца.»


Волшебник Изумрудного города - иллюстрации Л. Владимирского к книгам Волкова А.М.


Волшебник Изумрудного города - иллюстрации Л. Владимирского к книгам Волкова А.М.
«Над воротами висел колокол, а рядом, над калиткой, другой, поменьше… Ворота открылись, и путники вошли в сводчатую комнату, на стенах которой блестело множество изумрудов.
Путников встретил маленький человек, с ног до головы одетый в зеленое; на боку у него висела зеленая сумка.»


Волшебник Изумрудного города - иллюстрации Л. Владимирского к книгам Волкова А.М.
«Он вышел вперед. Когда вожак подбежал к Железному Дровосеку, широко разевая красную пасть, Дровосек взмахнул остро отточенным топором - голова волка отлетела. Волки бежали вереницей один за другим...»


Волшебник Изумрудного города - иллюстрации Л. Владимирского к книгам Волкова А.М.
«И он нахлобучил шляпу на голову, широко расставил руки и принял вид заправского пугала…
… вожак хотел сесть Страшиле на голову, но тот поймал его за крыло и мигом свернул ему шею. Сорок хищных ворон с железными клювами было у Бастинды, и всем свернул шеи храбрый Страшила и побросал их в кучу.»


Волшебник Изумрудного города - иллюстрации Л. Владимирского к книгам Волкова А.М.
«Злая Бастинда позеленела от страха, видя, что путники идут да идут вперед и уже приближаются к ее дворцу.
Пришлось воспользоваться последним волшебным средством, которое у нее оставалось. В потайном дне сундука Бастинды хранилась Золотая Шапка.…
… И вот Бастинда достала Шапку, надела на голову и начала колдовать. Она топала ногой и громко выкрикивала волшебные слова...»


Волшебник Изумрудного города - иллюстрации Л. Владимирского к книгам Волкова А.М.
«Держа в одной руке корзинку с провизией, а в другой большую бутыль с водой, Элли отправлялась на задний двор. Там ее с восторгом встречали Лев и Тотошка.»


Волшебник Изумрудного города - иллюстрации Л. Владимирского к книгам Волкова А.М.
«Элли была вне себя от горя и гнева: она так любила серебрянные башмачки. Чтобы хоть как-нибудь отплатить Бастинде, Элли схватила ведро воды, подбежала к старухе и окатила ее водой с головы до ног.
Волшебница испуганно вскрикнула и пыталась отряхнуться. Напрасно: ее лицо стало ноздреватым, как тающий снег; от нее повалил пар; фигура начала оседать и испаряться...»


Волшебник Изумрудного города - иллюстрации Л. Владимирского к книгам Волкова А.М.
«Восстановить Дровосека оказалось далеко не так просто, как Страшилу. Искуснейший мастер страны Лестар три дня и четыре ночи работал над его исковерканным сложным механизмом. Он и его помощники стучали молотками, пилили напильниками, склепывали, паяли, полировали...»


Волшебник Изумрудного города - иллюстрации Л. Владимирского к книгам Волкова А.М.
«… из-за зеленой ширмочки, сливавшейся со стеной, с криком выскочил маленький человечек
… Ростом он был не выше Элли, но уже старый, с большой головой и морщинистым лицом. На нем был пестрый жилет, полосатые брюки и длинный сюртук. В руке у него был длинный рупор, и он испуганно отмахивался им от Тотошки, который выскочил из-за ширмочки и старался укусить его за ногу.»


Волшебник Изумрудного города - иллюстрации Л. Владимирского к книгам Волкова А.М.
«Изловчившись, Лев сделал длинный прыжок и упал прямо на спину зверя. Прежде чем Паук опомнился от сна, Лев ударом когтистой лапы перервал его тонкую шею...»


Волшебник Изумрудного города - иллюстрации Л. Владимирского к книгам Волкова А.М.
«Лев рассвирепел и стремительно бросился в атаку, грозно рыча и хлеща себя хвостом по бокам. Но несколько Прыгунов, взлетев, так ударили его своими плоскими головами и крепкими кулаками, что Лев покатился по склону горы, кувыркаясь и мяукая от боли, как самый простой кот.»


Волшебник Изумрудного города - иллюстрации Л. Владимирского к книгам Волкова А.М.
«Замок Людоеда стоял на холме. Его окружала высокая стена, на которую не вскарабкалась бы и кошка. Перед стеной был ров, наполненный водой.…
… Железный Дровосек и Страшила в недоумении стояли перед рвом...»

Скачать 26 иллюстраций - 5,15 МБ


Леонид Викторович

АВТОБИОГРАФИЯ

Я родился очень давно – в 1920 году в Москве на Арбате. Мои родители были далеки от искусства. Мама была врачом, а отец – счетоводом. Это тогда была такая профессия. Над моей детской кроватью висела большая карта мира. Наверно, поэтому я мечтал стать путешественником. В мои 11 лет к отцу на работу стали приходить письма со всего света. На меня большое впечатление произвели марки. Я стал не только их собирать, но и рисовать. К увлечению рисованием позднее добавилась любовь к стихам. Это мой юношеский манифест:

Узнать все краски,
Понять их звоны,
Стихов и сказок
Открыть законы.
Не будет скуки
И многоточий:
Работать – сутки,
Любить – так очень.
Дорогу чуду:
Судьбе-удаче.
Счастливым буду,
И не иначе!

Когда я закончил школу, отец сказал: «Нужно получить надёжную профессию, а там занимайся чем хочешь – рисуй картины или пиши стихи». И я поступил в инженерно-строительный институт, где до начала войны успел окончить три курса. МИСИ эвакуировали на Урал, но мы, комсомольцы-добровольцы, пошли в армию. Я служил в инженерных войсках. После войны нужно было оканчивать строительный институт. Но, повзрослев, я решил круто изменить свою судьбу и пошёл снова учиться на первый курс, но теперь уже художественного факультета ВГИКа. Его я окончил в 1951 году с отличием и был направлен на студию «Диафильм». Там я нарисовал 10 плёнок, в том числе диафильм «Приключения Буратино» по сказке Алексея Толстого. Я создал свой образ деревянного мальчишки в полосатом колпачке и красной курточке. В 1956 году в издательстве «Искусство» вышла книжка под тем же названием. В ней было 128 картинок про Буратино. Эта книжка с тех пор всё время переиздаётся.
Рисовать детские книжки мне понравилось, и я стал называть себя художником-иллюстратором. Следующей моей работой стала сказочная повесть А. Волкова «Волшебник Изумрудного города» (1959 год). С замечательным человеком и писателем Александром Мелентьевичем Волковым мы дружно проработали 20 лет. За это время он написал, а я проиллюстрировал ещё 5 книжек об Изумрудном городе.
Расставаться со своими любимыми героями мне не хотелось, и впоследствии я сам написал две сказочные повести про их приключения: «Буратино ищет клад» и «Буратино в Изумрудном городе».
В списке моих работ – «Руслан и Людмила» А. Пушкина, «Три толстяка» Ю. Олеши, «Путешествия Голубой стрелы» Д. Родари, русские сказки, «Приключения Петрушки» и другие книги.
Сбылась и моя детская мечта. Как только мог, я старался путешествовать по Советскому Союзу и за рубежом. Из поездок привозил зарисовки и записки и публиковал их в журналах. Удалось издать путевой альбом «Австралия».
С возрастом глаза устали, рисовать стало трудно. Я начал писать статьи по искус-ству - вроде «Тайны Чёрного квадрата» - и рассказы для детей и взрослых. Вспомнил и о юношеском увлечении и стал писать стихи. Я посвящаю их моей берегине и музе – жене Светлане Ковальской. Кстати, она тоже художница, но живописец. Это её заботам я обязан тому, что уже дожил до 90 лет и продолжаю заниматься творчеством.
По большому счёту должен сказать, что моя судьба-удача сбылась.

Началось все с того, что Александр Мелентьевич Волков, большой знаток иностранных языков, решил изучить английский. И для практики попробовал переводить сказку американского писателя Фрэнка Баума "Мудрец из Страны ОЗ". Книжка ему понравилась. Он начал пересказывать ее двум сыновьям. При этом кое-что переделывая, кое-что добавляя. Девочку стали звать Элли. Тотошка, попав в Волшебную страну, заговорил. А Мудрец из Страны Оз обрел имя и титул - Великий и Ужасный Волшебник Гудвин... Появилось множество и других милых, забавных, иногда почти незаметных изменений. А когда перевод или, точнее, пересказ был закончен, то вдруг выяснилось, что это уже не совсем баумовский "Мудрец". Американская сказка превратилась просто в сказку. А ее герои заговорили по-русски так же непринужденно и весело, как за полстолетия до этого говорили по-английски.
Самуил Яковлевич Маршак вскоре познакомился с рукописью "Волшебника", а потом и с переводчиком, и настоятельно посоветовал ему заняться литературой профессионально. Волков прислушался к совету. "Волшебник" был издан в 1939 году. В руки нашего поколения "Волшебник Изумрудного города" попал только в начале 60-х, уже в переработанном виде, с чудесными картинками художника Л.Владимирского. С тех пор он переиздаётся чуть ли не каждый год и пользуется неизменным успехом. И юные читатели опять отправляются в путешествие по дороге, вымощенной желтым кирпичом...
Невероятный успех цикла Волкова, сделавший автора современным классиком детской литературы, во многом задержал "проникновение" на отечественный рынок оригинальных произведений Ф. Баума; тем не менее, за исключением первой повести, цикл Волкова представляет собой плод его самостоятельной фантазии.

Леонид Викторович Владимирский - русский график и иллюстратор, старейший художник детской книги, писатель , заслуженный деятель искусств РСФСР.

Его детство прошло на Арбате. Родители никакого отношения к искусству не имели. Мать врач. Отец конторский служащий. В юности он увлекся стихами и рисованием.

Несмотря на художественное дарование поступать решил в инженерно-строительный институт. До войны успел закончить 3 курса. В войну служил в инженерных частях, строил дороги, мосты. Окончил войну в звании старшего лейтенанта, имеет медаль “За победу над Германией”, а после демобилизации, в 1945 году, решил стать художником. Выбрал художественный факультет ВГИКа, отделение мультипликации, и, закончил его с отличием в 1951 году.

В 1953 году его пригласили работать главным художником на студию «Диафильм», где им было создано 10 детских диафильмов, в том числе “Приключения Буратино” (1953 г.) по сказке А. К. Толстого. Художник создал свой образ деревянного героя в полосатом колпачке - образ, ставший общеизвестным и считающийся классическим. Своего любимого героя - Буратино он срисовывал с дочки. Тогда ей было как раз пять лет. Из картона вырезал длинный нос и прикрепил его на резинке, на голову надел полосатый колпачок. После выхода книги «Приключения Буратино» в издательстве «Искусство» в 1956 Владимирский целиком посвятил себя иллюстрированию книг для детей.

Леонид Викторович Владимирский всю свою жизнь рисует акварелью. Больше всего он нарисовал сказок.

Широко известной работой художника стали иллюстрации к шести сказочным повестям А. Волкова, первая из которых - «Волшебник Изумрудного города» - вышла в свет в 1959. Она впервые вышла отдельной книгой, еще до войны, с черно-белыми иллюстрациями художника Н. Э. Радлова. Новую волну интереса советской детворы к приключениям Элли вызвал выход в свет «Волшебника Изумрудного города» с новыми, оригинальными иллюстрациями Владимирского, цветными и красивыми.

До настоящего время Леонид Викторович жил в одном из столичных пригородов, в Долгопрудном. Его жена Светлана Ковальская тоже художница. Заслуженный деятель искусств России, член Союза художников России, легенда советского книгоиздательства на исходе девятого десятка прост был в общении и бодр, очень дружелюбен, гостей встречал радушно, рассказывалибо о своей творческой судьбе.

Дома у Владимирского много интересного: раритетные книги, картины, кукла Буратино из его пьесы, прямо на стене, на обоях нарисована огромная яблоня - «Дерево жизни». На его ветвях столько яблок, сколько лет хозяину дома. И каждый год, 20 сентября, появлялось новое.

Статья «Сказочные герои» в журнале «Юный художник» № 10, 1981 (см. доп. изображения)


Получено разрешение на публикацию работ художника в информационных целях на сайте сайт