Наверняка вы встречали на улицах больших городов парней и девушек, а то и подростков, одетых в странные черно-розовые одежды, с многочисленным пирсингом, с черными, часто крашеными волосами и длинной косой челкой. Их называют эмо. Часто эту молодежь путают с другими субкультурами (в первую очередь, с готами), высмеивают. А в некоторых странах их даже преследуют. Многие люди по незнанию считают, что эмо - всего лишь стиль одежды: густой макияж, смешные фенечки на латаной сумке через плечо.

Другие полагают, что эти ребята любят собираться на кладбищах и читать плаксивые стихи о смерти, что это явление, близкое к декадансу начала ХХ века. Есть и те, кто определяет этих трудных подростков как первых кандидатов на суицид. Так кто такие эмо? Как они возникли, чем отличаются от представителей других родственных субкультур? Читайте всё о них в этой статье.

История возникновения

Если бы вы спросили, кто такие эмо, в 1980-х годах, то большинство жителей нашей планеты недоуменно пожало бы плечами, а обитатели округа Колумбия (США) ответили бы вам, что это - поклонники определенного музыкального стиля. И действительно, духовные предки современных девушек и юношей с косыми челками звались панками. Они также слушали хард-рок, украшали свое тело татуировками и пирсингом, питали пристрастие к «удавкам» на шее. Но эмо-кора, отпочковавшееся от панк-рока, было слишком своеобразным, специфическим. И поклонники этих двух стилей исповедовали различные жизненные устои, ощущали мир совершенно по-другому, чтобы быть непохожими. А потому и в стиле одежды субтильные юноши с черными волосами стали отдаляться от накачанных, бритых под нолик парней. Чуть позже произошло их выделение из среды готов.

Мироощущение

С расцветом новой субкультуры и проникновением ее в страны Старого Света многие люди стали интересоваться тем, кто такие эмо. Главной отличительной чертой адептов этого молодежного течения является экспрессивность, яркое и неприкрытое выражение своих чувств. Поэтому в массах, далеких от субкультур, бытует мнение, что эмо - плаксивые, не желающие взрослеть склонные к депрессии и даже суициду. Да, романтизация смерти у них присутствует, впрочем, так же, как и у готов. Но то, что дало название течению, именуется не жаждой самоубийства, а стремлением к выражению эмоций - все равно каких, грустных или веселых. Просто наш мир дает больше поводов плакать, чем смеяться… Сами себя они называют эмо-кидами (от английских слов emotional и kid (ребенок), тем самым подчеркивая свое стремление оставаться по-детски непосредственными, отказ носить социальные маски, которые навязывает людям общество.

Музыка эмо-кора

Конечно, субкультуру определяет определенная идеология, стиль жизни и мироощущение, но не стоит забывать, что родилась она в недрах меломанов. Первыми творцами эмо-кора были панки из Вашингтона, привнесшие в какофонию мэйнстрима некую гармоничность и музыкальность. В последующие годы на музыкальный стиль оказали влияние такие течения, как грандж и хинди-рок. Тексты песен эмо-кора отличаются лиричностью, а их исполнение - излишней эмоциональностью, экспансивностью. Длинные баллады преимущественно посвящены разбитому сердцу, тоске и страданию. Певцы должны обладать высоким и сильным голосом, способным резко переходить от шепота к визгу. Современный эмо-стиль в музыке раскололся на несколько течений. Одним из них является классический «кор», близкий к хард-року, но смягченный лиричными нотками. Ваоленс (от violence, насилие) отличается жестокими текстами, выплескивающими агрессию. Эмо-панк не лишен веселости и самоиронии. А вот скреамо тяжело выдержать людям неподготовленным, но и у этого стиля есть свои поклонники.

Известные эмо-группы

Многие музыкальные коллективы, которым поклоняются эмо во всем мире, открещиваются от принадлежности к данной субкультуре или же используют в своем творчестве разные стили. В России по популярности лидирует немецкая группа «Tokio Hotel». Ее альбом «Комната 483» получил у нас статус платинового. Музыканты «Fall Out Boy» называют себя поп-панками, хотя эксперты считают их творчество классическим эмо-стилем. В композициях «30 Seconds To Mars» слились воедино альтернатива, спейс- и прог-рок. С начала 2000-х различные эмо-группы появились и в России. Огромной популярностью пользуется «Monalisa». Она появилась в Москве в 2001 году под первоначальным именем «Послезавтра», а уже через полгода дала свой первый сольный концерт. Также нельзя обойти вниманием «Океан Моей надежды», чей альбом «То, о чем ты не узнаешь» очень популярен.

Разновидности в среде субкультуры

Эмо - это, прежде всего, стиль жизни. Не обязательно одеваться в черное и носить длинную челку цвета вороного крыла, чтобы принадлежать к этой субкультуре. Например, тру-эмо (от английского tru - настоящий), считающие себя истинными выразителями взглядов и жизненной позиции этого молодежного течения, одеваются в клетчатую одежду стиля ретро. Они также слушают музыку только на виниловых пластинках, бобинных и кассетных магнитофонах. «Настоящие эмо» не курят и не пьют алкоголь, чуждаются наркотиков. Для всего молодежного течения характерно вегетарианство и даже вегантство. Новые эмо - с черными волосами, длинной, свисающей до кончика носа челкой, напульсниками и пирсингом - очень узнаваемы.

Имидж

Особой чертой этой субкультуры, отличающей ее от готов, является одежда. Эмо-бой часто облачается в узкую футболку и джинсы черного или темно-синего цвета, с заплатами и дырами. Через плечо перекинута сумка, как у почтальона, где густо нацеплены значки и эмблемы. Эмо-герл украшает черная короткая юбка, из-под которой торчат рваные колготки. К рюкзачку или сумке прикреплены плюшевые игрушки, которым хозяйка вспарывает животы, а потом зашивает суровыми нитками. Представителей обеих полов выдает и ремень - черного или розового цвета - с цепями, огромной бляхой. Футболки украшают либо названия музыкальных групп, либо очень характерные принты: разбитые вдребезги сердца, скрещенные пистолеты, прочая кладбищенская атрибутика. Напульсники, суровые ошейники и пирсинг (на левой ноздре, а также губах, бровях и переносице) завершают облик.

Эмо-макияж

И девушки, и юноши, придерживающиеся этого стиля, наносят на лицо белую пудру, чтобы подчеркнуть контраст с черными волосами. Губы красят помадой телесного цвета. Глаза они густо подводят темным карандашом. Эмо-киды покрывают ногти черным лаком. Все в их облике должно говорить о мрачном неприятии этого жестокого мира, о собственной обиженности и беззащитности. Эмо-макияж создает определенный образ - милого ранимого ребенка, которого так хочется защитить. На бескровно-бледном лице (этот эффект достигается с помощью светлого тонального крема и белой пудры) выделяются глаза. Верхнее веко красят карандашом, нижнее - подводкой. Щедро наносят тени и растушевывают их. Тушью проходятся по ресницам два раза. Помада в макияже эмо (в отличие от готов) должна быть светлых пастельных тонов.

Прическа

Представителей этой субкультуры отличает длинная косая, полностью закрывающая один глаз, челка. Эмо для стрижки обращаются в специализированные салоны, поскольку требуется бритвой истончить кончики волос, сделать прическу как бы колючей. Обладатели волнистых локонов должны сначала выровнять пряди утюжком. Волосы эмо красят в черный или темно-красный цвет. Девушки часто носят массу аксессуаров - бантики, яркие заколки, резинки. Они часто заплетают кончики волос в хвостики или косички. С помощью лака или воска эмо фиксируют короткие волосы на макушке так, чтобы они стояли торчком.

Субкультура в России

Как они появились? Многие музыкальные критики утверждают, что русские эмо - это «опопсевшие панки». Тем не менее, есть такие творческие коллективы, которые пытаются полностью копировать классический западный кор. Сами же фанаты пытаются следовать эмо-моде вплоть до мелочей. Несмотря на отсутствие в большинстве городов специализированных магазинов одежды и особенно обуви, юноши и девушки стараются полностью походить на своих американских и европейских «коллег». Несмотря на явную аполитичность представителей этой субкультуры, власти России не особенно их жалуют. В 2008 году в Госдуме даже рассматривалась «Концепция о вмешательстве государства в духовное воспитание детей». В этом законопроекте указывалось, что пропагандирует суицид и культивирует депрессию. В Армении в 2010 году прокатилась волна репрессий против представителей этого молодежного течения. Власти страны очень своеобразно высказались на тему того, кто такие эмо: дескать, иностранное влияние портит молодежь, и она вместо того чтобы наполниться национально-патриотическим духом, прибегает к попыткам суицида.

Субкультура «эмо» возникла в конце 80-х годов прошлого века среди подростков и молодежи Америки — поклонников одноименного музыкального стиля. Их основное отличие от других молодежных субкультур (особенно от готов, с которыми их постоянно сравнивают) – большая эмоциональность. Даже название стиля происходит от английского слова «emotional» – эмоциональный.

Принципы эмо-стиля

Себя эмо называют эмо-киды (от английского «kid» – молодой человек, ребенок), соответственно девушка – это эмо-герл, а парень – эмо-бой. Высокая чувственность, откровенность и гипертрофированность эмоций, яркое проявление радости и печали – вот основные отличительные качества стиля эмо. Эмо хотя и размышляют о смерти и скоротечности жизни, но, в отличие от готов, стремятся к возвышенной сладкой любви и счастью.

Типичный представитель стиля эмо не особо интеллектуален, не занят самообразованием и вряд ли будет наизусть цитировать Бодлера, потому что не знает, кто это. Но уж если эмо радуется – то скачет от счастья и обнимает всех вокруг, а если печалится, то может подумывать и о самоубийстве. Обычное состояние эмо – это состояние горечи, депрессии и обиды на мир.

Настоящие эмо чувственны и эмоциональны

Эмо, как типичные подростки, обладают неустойчивой эмоциональностью и тонкой психикой, но желание подчеркнуть свою индивидуальность сделало этот стиль интересным и эстетичным. Как же стать одним из эмо? Разберем основные каноны стиля.

Канон первый: прическа и макияж

Правильнее всего сделать короткую стрижку и выкрасить волосы в черный цвет. При этом обязательно должна быть челка — длинная и асимметричная, закрывающая один глаз и доходящая до подбородка. Затылок коротко выстриженный, с волосами, торчащими в разные стороны. Можно оставить и длинные волосы, но челка все равно необходима. Можно выкрасить цветные пряди, или покрасить всю голову — особенно приветствуется розовый цвет волос.

Обычно розовые волосы делают девушки, а парни предпочитают черный или другие цвета. Также девушки часто украшают волосы черными и клетчатыми ленточками, заколками в виде розовых сердечек, бантиков и цветов, носят беретики. Также популярными прическами у эмо-герл являются детские высокие хвостики с двух сторон. Запомните – волосы не должны быть мягкими, но должны быть ровными! Поэтому торчащие острые пряди – это лучшая прическа. Чем больше объем волос – тем больше они должны торчать.

Макияжем пользуются все эмо-киды независимо от пола. Это обязательно черная подводка для глаз, у эмо-герл — розовый блеск для губ или помада с блестками. Возле глаз и на щеках могут быть наклеены стразы, блестящие сердечки, прозрачные силиконовые капли слез.

Канон второй: одежда и обувь

В одежде эмо, как и у готов, преобладает черный цвет, но он дополнен большим количеством других ярких цветов, особенно розовым. Главное в гардеробе эмо – это обтягивающая черная футболка и узкие черные джинсы-трубочки. В идеале вся одежда должна плотно облегать фигуру. Футболка может быть дополнена принтом любимой музыкальной группы или рисунком в сердечко, полоски или клетку. Также подойдут узкие яркие рубашки, которые носят все эмо-киды.

У эмо-герл популярны обтягивающие топики и леггинсы с короткой юбочкой вместо джинсов. На ноги лучше всего надевать черные или яркие кеды, кроссовки и любую другую конверсную или альтернативную «низкую» обувь.

Эмо-стиль влияет даже на выбор обуви!

Канон третий: сумки и аксессуары

Сумки у эмо-кидов выглядят как военные планшеты или курьерские сумки, черного цвета, раскрашенные белым корректором, с эмо-наклейками и булавками. Булавками украшаются и футболки, чем больше булавок – тем круче. Можно носить черный, голубой или розовый рюкзак, украшенный клетчатыми ленточками и наклейками. Также очень популярны значки с символикой эмо, которые цепляют и на одежду, и на обувь, и на сумки.

Наряд эмо-герл обязательно должен дополнять черный пояс с шипами и головной убор в виде берета, шляпки или прикольной шапочки. Головной убор может не сочетаться ни с чем из одежды, и даже лучше, чтобы он был сам по себе, главное – чтобы он был оригинальным и обращал на себя внимание. Бижутерия эмо-кидов – это браслеты с шипами и крупные пластиковые бусы, ожерелья в виде черепов, пирсинг и татуировки – все, что может подчеркнуть вашу дерзость и эмоциональность.

Эмо очень любят очки, обычные коррекционные для зрения либо солнечные. Но очки могут быть только большие или очень большие, на пол-лица. Эмо-бои иногда носят авиационные очки – это тоже круто. Перчатки без пальцев также дополнят ваш образ настоящего эмо. Ногти красят все эмо-киды, в черный или серебристый цвет, с блестками, сердечками и розочками.

Канон четвертый: музыка и образ жизни

Общайся с единомышленниками, встречайся с такими же эмо, посещай эмо-тусовки и концерты эмо-групп. Эмо отличаются тем, что не слушают общепризнанные музыкальные коллективы. У каждой тусовки есть свои любимцы и свои кумиры. Главная черта эмо-музыки – ее высокая эмоциональность, глубоко личностный характер, который выражается в исполнении: вокалисты эмо-стиля могут плакать, визжать, стонать и шептать о своих чувствах и переживаниях.

Так же эмоционально реагируют и поклонники. Плачущие и скачущие на концертах зрители – норма. Основой стиля эмо в музыке стал рок, только более мелодичный и лирический. С большим удовольствием эмо слушают андеграунд и инди-рок. Сегодня наиболее яркими представителями основного направления эмо являются A Static Lullaby, Underoath, Dance Gavin Dance, Alesana, Across Five Aprils, Alexisonfire, Dead And Divine, A Day to Remember, Mozart Season.

Поведение эмо-кидов также отличается от обычного поведения подростков. Это проявляется в большей откровенности и демонстрации чувств — например, в социальных сетях принято добавлять как можно больше друзей, часто менять статус, указывать свое настроение, делиться новостями и планами, размещать много необычных фото.

Будучи эмо, забудьте про скучные селфи и проявите фантазию!

Фотографии нужно делать нестандартные — например, один глаз, сфотографированные сверху ноги или солнце сквозь пальцы. Никогда не смотри в камеру, лучше покажи язык или сострой рожицу. Обработай фото творчески, творчество у эмо вообще очень приветствуется! Также размещай фотографии со всех концертов, на которых бываешь — пусть все знают о твоем увлечении музыкой.

Эмо игнорируют грамматику, поэтому тексты пишут с удвоенными, утроенными буквами, не используют пробелов между словами и знаков препинания в предложениях. Правила не для эмо! Сокращения, прикольные словечки и особый сленг также свойственны общению эмо. Свои сообщения эмо украшают безумным количеством смайликов. Также эмо любят смешные и милые клички, заменяющие имена.

Наверное, не всем ты будешь нравиться в образе эмо. Но, тем не менее, эмо неизменно дружелюбны, никогда не грубят и не злятся на окружающих. Научись и ты пропускать ехидные замечания мимо ушей. Запомни – ты чувствительный, интроспективный, задумчивый и тихий. И веришь в Большую Любовь!

В жизни всякое можно встретить, и различные представители молодёжных субкультур - ещё не самое удивительное. Но и в их поведении есть множество странных моментов:

  1. Почему они любят одинаковую одежду?
  2. Чем их привлекает выбранное движение?
  3. Как они живут в таком образе?

Чаще всего эти вопросы в нашей стране поднимают в отношении тех, кому по душе субкультура "эмо". Стоит отметить тот факт, что у нас это направление буквально мутировало и сильно изменилось по сравнению со своим первоначальным характером. Многие эмо даже не догадываются о том, как далеки они от первопроходцев, и продолжают жить с ложными представлениями о своём движении.

Откуда ветер дует?

Предыдущий век оказался богат на открытие принципиально новых культур (хотя при этом остаются актуальными фразы о том, что всё новое есть хорошо забытое старое). Этимология слова "эмо" весьма проста и доступна даже для человека с полным незнанием иностранных языков.

Субкультура эмо на английском языке звучит как "emotional", что в переводе означает "эмоциональный". В социологии и культурологии это некая часть общественной культуры, имеющая принципиальные различия с преобладающей. По сути, это маленький мирок со своими ценностями, манерой поведения, стилем и даже языком. Безусловно, стоит отметить тот факт, что такие сообщества различают по многим базовым факторам, например, по национальному, демографическому, профессиональному или географическому.

Субкультура эмо появилась как реакция общества на серость и безыдейность настоящего. Каждый день большинство людей отправляются на нелюбимую работу, зная, что проведут там целый день, нацепив фальшивую улыбку, находясь под прицелом камер слежения (что сейчас встречается сплошь и рядом). Свои настоящие эмоции мы прячем под маской, забывая о том, что жизнь одна, повторить её не получится. Настоящие эмоции - вот подлинная жизнь. На базе этой мысли возникает целое движение.

Из истории

Стоит отметить достижение американского социолога Дэвида Райзмена, который в своих работах определил группы людей, схожих по стилю и моральным ценностям, в субкультуры. В свою очередь Дик Хэбдидж написал книгу о субкультурах и значении стиля, поведав свою точку зрения на группы и решив, что основным мотивом к отделению является неудовлетворенность общепринятыми стандартами.

Тему начал изучать француз Мишель Маффесоли, который назвал такие молодёжные движения городскими племенами, а вот Виктор Дольник в своих книжных трудах был более деликатен и использовал понятие "клубы". В СССР субкультуры представляли собой неформальные объединения, которые также назывались тусовкой. Такое отношение понятно, ведь представители подобных движений отличались от общей массы.

Остались лишь три крупные темы, не затронутые организаторами и идейными вдохновителями субкультур. Это тюрьма, наркотики и гомосексуализм. Эти области сами по себе настолько специфичны, что деление внутри них на фракции не привлекает других и не вызывает желания присоединиться. Молодёжная субкультура эмо возникла на базе поклонников одного музыкального стиля, который как раз и отличался обилием выражаемых эмоций.

Основные черты эмо

Первым и самым главным их отличием становятся общее мировоззрение и отношение к эмоциям: эмо не боится показать себя настоящего, открывает свою душу полностью, а потому остаётся в ладу с самим собой. Представители этого направления любят яркие цвета, но вот стереотипное мышление, согласно которому единственно приемлемое для них сочетание - это чёрный и розовый, ошибочно.

Субкультура эмо выступает за яркость и сочность красок - это и цвет травы весной, и яркий солнечный свет (чем больше цвета и оттенков, тем лучше). Поэтому настоящие эмо - это вовсе не те странные дети в полосатых одеждах, а просто люди, которые выделяются из толпы, чей наряд хочется рассмотреть и, возможно, повторить. Кстати, эмо можно узнать по вопросу и просьбе рассказать об идейной составляющей костюма - они не будут отмалчиваться или уходить от ответа. В общении они максимально доброжелательны, так как принципиально не верят в зло, противостоят несправедливости.

Не исключено, что представитель культуры эмо будет, наоборот, депрессивным и легкоранимым человеком, так как негативные эмоции для них слишком остры. В своём стремлении поведать горе эмо могут перегибать палку и потом отталкивать от себя людей. Стереотипы рисуют их как плаксивых и слабых людей, но подлинные представители движения совсем другие. Субкультура эмо очень глубока и интересна для познавания, но требует правильного подхода и желания продвигать ее в массы.

О музыке

Итак, базой для возникновения этого сообщества стала музыка, которая чем-то напоминает панк-рок и, строго говоря, является его разновидностью. При этом ценностные ориентации этих направлений абсолютно полярны. Наверное, самых романтичных и чутких людей в мире объединяет субкультура эмо. История возникновения этого движения красноречиво акцентирует внимание на романтизме, любовной возвышенности и эмоциональности его приверенженцев. Личные переживания для них гораздо важнее, нежели общественные события. При этом эмо полностью лишены агрессии, что так характерно для хардкора.

Музыка часто роднит эмо ещё и с представителями готической субкультуры, которые "весьма оригинальны" в выборе цветовой гаммы своих нарядов (они предпочитают абсолютно чёрный и максимально закрытый фасон, хотя встречаются и исключения из правил). Эмо часто поют о довольно печальных вещах, например, Paramore или Fall Out Boy, которые исполняют песни с надрывом, повествуя о проблемах бытия и счастье любви. Сейчас на пике популярности группы, поющие в стиле эмо-ривайвл, к которым можно причислить Empire!Empire!, Touche Amore и многие другие.

О символах

Чем отличается эмо-субкультура? Кратко о ней можно судить по одежде представителей: пусть цвет может быть вариативным, но вот фасон всегда узнаваем - узкие джинсы (независимо от гендерной принадлежности), крупный ремень с символикой приверженца к веганству. Кстати, это движение весьма популярно среди эмо, а быть веганом сможет не каждый.

Таким образом, эмо протестуют против насилия по отношению к животным, многие из них не едят мясо и продукты животного происхождения. Эмо очень любят удобную обувь, а именно, кеды. Образ их можно дополнить гетрами, митенками, клетчатыми косынками и разноцветными значками. Последних может быть довольно много, но всё же нужно знать меру.

Имидж и мейк-ап

Даже парень, любящий стиль эмо, вряд ли обойдётся без некоторой доли косметики. Но лишь умелый будет выглядеть с ней стильно, а не женственно. К слову, среди эмо не так много представителей нетрадиционной ориентации, как принято считать. Парень может оставаться мужественным, даже нося традиционную для эмо причёску с рваной чёлкой. А многие известные музыкальные исполнители подают им пример, подводя глаза чёрным лайнером. Девушкам в этом отношении проще, ведь эмо одобряют яркий мек-ап, смешные заколки и обилие сердечек.

Актуальность проблемы.

Предметом нашего аналитического исследования является молодежная субкультура эмо (эмоциональная). Она представляет собой специфический сегмент рокнаркосексконтркультуры предназначенный для особой возрастной группы — подростков и раннего юношеского возраста. Субкультура представляет собой измененную до неузнаваемости инициативную практику элевсинских мистерий трагической Эллады связанную с ритуалом перехода из детства в юность и соответственно смерти старого Эго и рождение нового путем раскрытия архетипа Смерти-Возрождения в доиндустриальном обществе. В рамках данной субкультуры действует механизм подмены смерти эго-сознания на смерть человека как индивидуума. А так как подростки лишены элементарных духовных знаний — это сделать достаточно просто.

Рассматриваемая нами молодежная субкультура имеет тонкий и изощренный механизм патогенного воздействия на несформировавшуюся личность. Она открыто романтизирует и прославляет смерть, и унижает и обесценивает жизнь, последовательно подталкивая подростка к суициду. Механизм патогенетического воздействия субкультуры на неофита имеет сложный характер. Раскрытию этого механизма посвящена данная лекция.

Эмо-кор – деструктивная молодежная субкультура с наличием скрытых элементов психологического насилия присущих тоталитарным сектам. В отличие от сект она лишена жесткого иерархического управления внутри структуры и не имеет явных лидеров или вождей. Управление подобного рода движениями происходит по принципу бесструктурного управления, и это создает у подростка иллюзию свободы выбора и возможности определять свою судьбу.

Субкультура появилась, и некоторое время развивалась как подвид молодежного движения панков. Но в дальнейшем эта субкультура оформилась как самостоятельное направление среди разновидностей роксекснаркоконтркультур. Она жестко ориентирована на свой возрастной контингент и базируется на научном фундаменте психологии и физиологии подросткового периода и периода ранней юности. Эмо-кор является интеллектуальным продуктом Тавистокского института изучения человека в Великобритании. Она реализуется в рамках программы «Изменения облика человека» и плана Киссинджера-Венса по уменьшению численности населения планеты Земля. Основной научной предпосылкой для создания и распространения субкультуры эмо служит базовый конфликт онтогенеза человеческой личности, имеющей место в периоде ранней юности. Этот конфликт психоаналитик Эриксон называет кризисом самоидентификации и ролевого смещения. Именно в этот период психика человека наиболее подвержена манипуляции его сознанием.

Психологический профиль субкультуры.

Открытое выражение эмоций - главное правило поведения для эмокидов. Поэтому в современном обществе обозначился устойчивый стереотип — представление об эмо как о плаксивых и легкоранимых мальчиках и девочках. Их отличает: особая форма самовыражения, борьба с несправедливостью, иррациональное, чувственное мироощущение. Поэтому типичный представитель эмо-кид - ранимая и меланхоличная личность. Они склоны к невротической депрессии. Ее основные симптомы: чувство беспричинного страха, ночные кошмары, потеря смысла жизни делают жизнь подростка невыносимой. Смерть, страх, боль – непременные атрибуты обряда посвящения – инициации. Известный религиовед М.Элиаде считает: «Смерть – это Великая Инициация. Но в современном мире Смерть лишается своего религиозного значения, Вот почему она приравнивается к Небытию. А перед Небытием современный человек бессилен. Для верующего проблема смерти представляется в другом ракурсе. Для него Смерть является ритуалом перехода. Но значительная часть современного мира потеряла веру, и для этой части человечества обеспокоенность перед лицом смерти является болью и страхом перед небытием Я». Таким образом, в рамках позитивистского мировоззрения смерть с помощью суицида выглядит как самый быстрый и окончательный способ решения всех жизненных проблем. Но это как раз и является величайшим заблуждением.

Космологические мифы древних доиндустриальных (традиционных) культур описывали биологическую смерть как переход, а не как необратимый конец человеческого существования. Погребальные мифологии всех времен и стран, ровно, как и древние «Книги мертвых» содержат подробное описание приключений души во время посмертных путешествий. Мировая мифология, фольклор всех стран и народов изобилует яркими примерами переживаний, связанных со смертью и умиранием. Специальные, священные тексты посвящались исключительно описанию и обсуждению посмертных путешествий человеческой души – это тибетская «Книга мертвых», египетская «Книга мертвых» и их европейский аналог «Ars moriendi» – «Искусство умирания». Специалистам, работающим в области этнографии эти работы хорошо известны.

Святитель Игнатий Брянчанинов в работе «Слово о смерти» пишет: «Смерть – великое таинство. Она рождение человека из земной временной жизни в вечность. При совершении смертного таинства мы слагаем с себя грубую оболочку и духовным существом, тонким эфиром, переходим в другой мир, в обитель духов однородных душе. Мир этот недоступен для грубых органов тела, чрез которые, во время пребывания нашего на земле действуют чувства, принадлежащие, впрочем собственно душе. Душа исшедшая из тела, невидима и недоступна для нас, подобна прочим предметам невидимого мира. Видим только при совершении смертного тайнодействия бездыханность, внезапную безжизненность тела; потом оно начинает разлагаться и мы спешим скрыть его в земле; там оно делается жертвою тленья, червей, забвения. Так вымерли и забыты бесчисленные поколения человеков. Что свершилось и совершается с душою? Это остается для нас, при собственных наших средствах к познанию, неизвестным».

Ценным трудом по этой проблеме являются исследования Кэннета Ринга. Его исследования феномена клинической смерти позволили прояснить общую картину. Если суммировать их исследования, то общая картина картографии потустороннего мира будет приблизительно такая.

  • 1. “Умирая человек не сразу отдает себе отчет в этом. И только после того, как он видит своего “двойника” (тело) лежащее внизу и убеждается, что он беспомощен дать о себе знать, он догадывается, что его душа вышла из тела. Иногда встречается после внезапной аварии, когда разлучение с телом происходит мгновенно и совсем неожиданно, что душа и не узнает свое тело и думает, что видит кого-то другого, похожего на него человека. Видение двойника и невозможность о себе знать производят в душе сильный шок..
  • 2. Все пережившие временную смерть свидетельствуют о полном сохранении своего “Я” и всех своих умственных чувствительных и волевых способностей. Более того, зрение и слух даже становятся острее; мышление приобретает отчетливость и становится необыкновенно энергичным, память проясняется. Люди давно неимевшие каких либо способностей в следствии какой-то болезни или возраста, вдруг чувствуют что, они приобретают их. Человек, пониммает, что он может видеть, слышать, думать и не имея телесных органов.
  • 3. Облегчение. Обычно смерти предшествует болезнь и страдание. Выйдя из тела душа радуется, что больше ничего не болит, не давит, мысль действует ясно, а чувства умиротворены. Человек начинает отождествляет себя с душой, а тело кажется чем-то второстепенным и более ненужным.
  • 4.Туннель и свет. После видения своего тела и окружающей обстановки, некоторые переходят в иной мир, чисто духовный. Впрочем, некоторые, минуя или не замечая первой фазы, попадает во вторую. Переход в духовный мир некоторые описывают как путешествие по темному туннелю, в конце которого они попадают в область неземного света.
  • 5. Просмотр и суд. Некоторые, пережившие состояние временной смерти, описывают просмотр прожитой ими жизни. Иногда просмотр происходит во время видения неземного света., когда человек слышал из Света вопрос: “Что ты сделал доброго?”. При этом человек понимал, что вопрошающий спрашивает не для того, чтобы узнать, а для того, чтобы побудить человека вспомнить свою жизнь. И вот непосредственно после вопроса перед духовным взором человека проходит картина его земной жизни, начиная с раннего детства. Она движется перед ним в виде серии быстро сменяющих друг друга эпизодов, в которых человек видит очень детально и отчетливо все случавшиеся с ним. В это время человек переживает и морально переоценивает все, что он говорил и делал.
  • 6. Новый мир. Различия в описаниях пережитого во время смерти объясняются тем, что тот мир совершенно не похож на наш, в котором мы родились и в котором сформировались все наши основные понятия и представления. В том мире пространство, время и предметы имеют совсем иное содержание, чем то, к которым привыкли наши органы чувств. Душа, впервые попавшая в духовный мир, испытывает нечто подобное тому, что может испытать подземный червь, когда он впервые выползает на поверхность земли и видит мир, освещенный солнечным светом.
  • 7. Облик души. Когда душа покидает свое тело, она не сразу узнает себя. Исчезают отпечатки возраста. Дети себя видят взрослыми, а старики молодыми. Члены тела, например, руки или ноги, потерянные по той или иной причине, снова появляются. Слепые начинают видеть.
  • 8. Встречи. Некоторые рассказывают о встречах с уже умершими родственниками или знакомыми. Эти встречи происходят в земных условиях, а иногда в обстановке воздушного мира…
  • В основном рассказы людей, побывавших по “ту сторону завесы”, говорят об одном и том же, но детали различны. Иногда люди видят то, что ожидали увидеть. Христиане видят ангелов, Богоматерь, Иисуса Христа, святых. Люди не религиозные видят какие-то храмы, фигуры в белом или юношей, или же чувствуют их присутствие.
  • 9. Язык души. В духовном мире беседы происходят не на знакомом человеку языке, а посредством одной мысли.
  • 10. Граница. Люди, оказавшиеся в том мире, рассказывают о введении чего-то напоминающего границу. Эта граница условна и символична.
  • 11. Возвращение. Иногда недавно умершему дается возможность выбора остаться “там” или вернуться к земной жизни. Голос Света может спросить: “Готов ли ты?”. Возврат в тело иногда происходит моментально, иногда совпадает с применением электрического шока или других реанимационных приемов. Все восприятия исчезают, человек сразу чувствует себя снова в кровати. Некоторые чувствуют, что входят в тело как бы толчком. Сперва чувствуют себя неуютно и холодно. Перед возвращением тела бывает короткая потеря сознания. Врачи-реаниматоры отмечают, что в момент возвращения к жизни человек часто чихает.
  • 12. Новое отношение к жизни. С людьми, побывавшими „там” обычно происходят большие перемены. По утверждению многих из них, вернувшись, они стараются жить лучше. Многие из них стали крепче верить в Бога, изменили свой образ жизни, стали серьезнее и духовнее.
  • Меланхолия. А. Дюрер.

    Психологической основой для этой формы субкультуры служит иррациональный интраверт с чувственным механизмом экстравертивной компенсации по классификации К.Юнга. Он ввел понятие двух типов личностной ориентации или жизненных установок: экстраверсия и интраверсия. Экстраверты обычно подвижны, быстро образуют связи и привязанности; движущей силой для них выступают внешние факторы. Интроверты, как правило, созерцательны, стремятся к уединению, их интерес сосредоточен на самих себе. Юнг также выделил четыре психологические функции: мышление, чувство, ощущение и интуиция. Мышление и чувства являются рациональными категориями, ощущение и интуиция – иррациональными. Результатом комбинации двух видов личностных ориентаций и четырех психологических функций являются восемь различных типов личности.

    Философский и психологический аспект субкультуры эмо заключается в конфликте Эроса и Танатоса. С одной стороны возвеличивание романтической любви, с другой поклонение и вознесение на пьедестал Танатоса – бога смерти.

    Такой тип амбивалентности рано или поздно приводит к трагическому исходу. Эмо – это субкультура, где правит безысходность и смерть, а романтическая любовь придает смерти черты очарования. Следовательно, в отличие от классических панков, эмо отличает романтизм и акцент на возвышенной любви и, как правило, с трагическим финалом. Внимание эмо обращено на глубокие личные переживания, чем на внешние события. Эмо-субкультура практически не проявляет внешних признаков агрессии. Эмо часто сравнивают с субкультурой «готов». Между тем между этими субкультурами есть определённое родство. И оно заключается в интравертивном типе агрессии у эмо и причудливой комбинации экстравертивно-интравертивной у готов. Исследователи субкультуры утверждают, что представители субкультуры эмо подвергаются ещё большему риску самоубийства чем «готы».

    Очевидные черты сходства внутреннего мира субкультуры готов и и эмо, отражают общую для них некрофильную тенденцию. Она заключается в романтизаци смерти депрессивности, любви к чёрному цвету, неприятие Эроса. Все это предполагает наличие единой генетической матрицы. Культурным ядром обеих субкультур является хорошо замаскированный сатанизм. Сердцевину этих субкультур составляет рок, имеющий лишь некоторые различия. Внешнюю оболочку составляет мода и возраст представителей субкультуры.

    Мода. Внешние признаки принадлежности к субкультуре.

    Таким образом, только на третьем морфофункциональном уровне между этими субкультурами есть существенные внешние различия. Традиционной причёской эмо считается косая, рваная челка до кончика носа, закрывающая один глаз, а сзади короткие волосы, торчащие в разные стороны. Предпочтение отдаётся жёстким прямым чёрным волосам. Девушкам свойственны детские, смешные на внешний вид причёски - два «маленьких хвостика», яркие «заколочки» - «сердечки», по бокам бантики. Для создания этих причёсок эмо используют большое количество фиксирующего лака для волос. Часто эмо-киды прокалывают уши или делают тоннели. На лице и иных частях тела эмо-кида может быть пирсинг — например, в губах и левой ноздре, бровях, переносице. И юноши, и девушки могут красить губы под цвет кожи, использовать светлый тональный крем. Глаза густо подводят карандашом или тушью. Ногти покрывают чёрным лаком. Для эмо характерна одежда в розово-чёрных тонах с двуцветными узорами и стилизованными значками. Основными цветами одежды являются – черный и розовый (пурпурный). Вместе с тем, возможны и другие шокирующие обывателя сочетания. Бывают сочетания в широкую полоску. Часто на одежде изображены названия эмо-групп, смешные рисунки или расколотые сердца. Встречаются черты спортивного стиля одежды скейтбордистов.

    Сердцевина субкультуры.

    Сердцевина субкультуры представлена рок музыкой различных направлений. Но такая эклектика имеет единую основу — музыкальные произведения должны явно или завуалировано призывать к совершению акта самоубийства. Как правило, это следует из репертуарного текста, который пишется по методике нейролингвистического программирования. Вместе с тем, существуют музыкальные группы, которые с оговоркой принято считать собственным направлением. Как отмечал исследователь сатанизма Д.Тодд: «Все посвящаемые дьяволу пластинки (рок-музыки) построены по одинаковым принципам. Используется чувство ритма, которое развивается соответственно движениям при сексуальном акте. Внезапно человеком овладевает чувство, будто он впал в бешенство, которое часто приводит к истерике. Если молодые люди определенное время подвергаются действию этих звуков, то у них возникает состояние депрессии, возбуждение, жажда агрессии.

    Тот, кто запасется терпением, чтобы разобрать тексты песен, быстро придет к выводу, что они, как правило, однообразны: сопротивление родителям, обществу, всему существующему. Раскрепощение всех сексуальных влечений в человеке является необходимым условием создания состояния анархии, которое в свою очередь, способствует установлению всемирного господства сатанизма». Вместе с тем, действие сердцевины благодаря совершенствованию музыкальной аппаратуры приобрело доминирующее значение и способствовало сокрытию ядра субкультуры так как позволило использовать явление акустического резонанса в полном объеме.

    Ядро субкультуры.

    Мистическое ядро субкультуры представляет собой архетип Героя или Героини, жизнь которых определяет полный фатализм и неизбежность трагического рокового конца. Сюжет во многом позаимствован из наследия трагической Эллады. Из европейской традиции — это образ печального рыцаря знающего о своей скорой кончине. И, наконец – это романтическая смерть княжны Тамары в поэме Лермонтова «Демон». Вместе с тем, следуя логике создания субкультуры готов, литературным ядром субкультуры будет романтизм Гете с его сентиментальным романом «Страдания молодого Вертера», где герой заканчивает жизнь самоубийством.

    Альбрехт Дюрер. Рыцарь, дьявол и Смерть.

    Данная работа Дюрера символически отражает все составные части мистического ядра этой молодежной субкультуры и фатализм ее представителей. Остановимся на фигуре рыцаря. В мистическом понимании рыцарь – это мастер, дух, Логос, управляющий своим конем, то есть материей. Рыцарство — путь, ведущий к превращению обычного человека в человека духовного. Рыцарь достигает совершенства путем овладения своим духом и телом. Основные качества рыцаря: сила, отвага, нравственное совершенство, рыцарская цельность. Укрепив свое тело и душу, развив чувства и разум, а, также получив образование, рыцарь занимал место в социальной иерархии – от барона до короля, которая в свою очередь отражала иерархию небесную. Известны различные типы рыцаря: странствующего, охотника, освободителя, хранителя сокровищ. Рыцарская символика включает коня как символа материальности, физического плана, и всадника – принципа духовности. Особое место занимает образ обреченного рыцаря, которого ожидает неизбежная и скорая смерть. Образ Смерти и ее символическое содержание выражены в классическом варианте и особом разъяснении не нуждаются. В руках Смерть держит песочные часы, показывающие что время жизни на исходе. Дьявол также готов к скорому исходу души из тела и только этого момента, а лежащий череп указывает на неизбежность скорого конца земной жизни и скорое забвение нашего героя. Особое место отведено собаке. Образ собаки — амбивалентен. С одной стороны – это преданное животное и верный друг, с другой стороны – это Цербер или Анубис, охраняющий вход в царство Мертвых. И именно этот образ придает гравюре особую трагичность.

    А теперь процитируем отрывок из поэмы Лермонтова «Демон».

    Дыханьем чистым аромата

    Окрестный воздух напою

    Всечасно дивною игрою,

    Твой лелеять буду я;

    Чертоги пышные построю

    Из бирюзы и янтаря,

    Я опущусь на дно морское,

    Я полечу за облака

    Я дам тебе все, все земное –

    Люби меня!

    И он слегка

    Коснулся жаркими устами

    Ее трепещущим губам,

    И лести сладкими речами

    Он отвечал ее мольбам

    Могучий взор смотрел ей в очи;

    Он жег ее во мраке ночи

    Над нею прямо он сверкал,

    Неотвратимый как кинжал.

    Увы! Злой дух торжествовал…

    Смертельный яд его лобзанья

    Мгновенно в кровь ее проник,

    Мучительный, но слабый крик

    Ночное возмутил молчанье,

    В нем было все: любовь, страданье,

    Упрек с последнею мольбой

    И безнадежное прощанье –

    Прощанье с жизнью молодой!



    выше представлены работы Врубеля – «Тамара и Демон», «Демон поверженный» и «Тамара в гробу».

    Строки из поэмы Т.Г.Шевченко «Тризна» характеризуют смятение в душе ангела Тьмы:

    Душа рвалась, душа рыдала,

    Просила воли… ум горел,

    В крови гордыня клокотала…

    Он хохотал, как демон лютый,

    И длилась страшная минута…

    П. Брейгель-старший. Триумф смерти.

    Символизм, регрессия, психо- и нейрофизиологические механизмы личностной трансформации.

    Такая инфантильного вида внешняя атрибутика – это своеобразные фейс и дрес-коды. Они имеют глубокий и скрытый от постороннего глаза символический смысл. Именно они связаны с механизмом самоидентификации подростка с субкультурой и принятие ее мировоззрения, норм поведения и традиций. Существует и другой более мощный механизм инициативного воздействия – это специфический, присущий данной субкультуре вид рока. Механизм его воздействия подобен инициативной практике шаманских комланий. С одной стороны под действием низкочастотных звуковых волн изменяется физиологическую активность мозга, а с другой — развитие психических основ личности направляется на путь идентификации с субкультурой. Тем самым, подросток легче интегрируется в ее ряды.

    Опыт переживания смерти и возрождения лежит в основе пси-воздействий и с методологической позиции его следует рассматривать как аналогию проявление трансцендентного переживания.

    Опыт смерти и возрождения другими словами дезинтеграции и реинтеграции является очевидным психологическим и духовным процессом. Он чаще всего проявляется во время сверхпороговых психо-эмоциональных стрессов. Этот подъем или стресс активирует психические и эмоциональные напряжения ранее скрытые конфликты до невыносимого уровня. В результате наступает кризис эго-сознания, при котором старые жизненные стратегии не в состоянии поддерживать психологический баланс. Ранее эффективно работающие психодинамические паттерны, конфликты, меры поддержания физического гомеостаза, устройство жизни, убеждения и представления о самом себе отметаются и разрушаются. Таким образом, целостная психическая организация на какой-то период времени прекращает свое существование. Происходит полное крушение привычного мироощущения и мировоззрения.

    Этот дестабилизирующий временной этап клинически проецируется и переживается образно.

    После этапа хаоса наступает переустройство и воссоздание. Реинтегрирует, прежде всего, структура эго-сознания. Ум человека в значительной мере освобождается от старых привычек. Переустройство происходит при помощи архетипических сил. Этот процесс приводит к реконструкции психики, структуры личности и сознания, формируя новый тип мироощущения и мировоззрения. Старая индивидуальность умерла и рождается новая.

    Получив мощный вызов в виде эмоционального стресса, практически параллельно психическим процессам включается механизм адаптивной дезинтеграции мозга. Ответ включается на уровне иерархии нейронных ансамблей. В конце ХХ века одной из интересных и перспективных точек поиска к объяснению феномена работы человеческого сознания был принцип, выдвинутый американским нейрофизиологом Верноном Маункастлом. Этот принцип базируется на трех основных моментах.

    Во-первых, кора головного мозга состоит из сложных многоклеточных ансамблей, основная структура которых образована примерно сотней вертикально связанных нейронов всех слоев коры. Принято считать, что в эти мини-колонки входят 4 основных звена: 1) нейроны, которые получают входные сигналы в основном от подкорковых структур – например, от специфических сенсорных и двигательных ядер таламуса; 2) нейроны, получающие входные сигналы от других областей коры; 3) все нейроны сетей образующую вертикальную колонку; 4) клетки передающие выходные сигналы назад к таламусу, к другим областям коры и к клеткам лимбической системы.

    Во вторых, по мнению Маункастла, несколько таких первичных колонок объединяются с помощью между колоночных связей, образуя более крупную клеточно-информационную структуру – модулярную колонку.

    В третьих, Маункастл предполагает, что нейронные модули не только передают и перерабатывают информацию. Они совместно функционируют в составе обширных петель, по которым информация, выходя из колонок, передается другим кортикальным и субкортикальным структурам-мишеням, а затем возвращается обратно в кору. По подсчетам Маункастла, в такой топологической структуре участвуют миллиарды нейронов.

    Приведенный выше морфо-функциональный субстрат активно участвует в феномене зомбирования, кардинально изменяя свою нейрофизиологическую и биохимическую активность, в различных звеньях этой сложной иерархической организации начиная от анатомических зон памяти до первичной слуховой и двигательных зон коры. Происходит также установление новых форм взаимодействия с лимбической системой, эпифизом, гипоталамусом, создавая морфо-функциональный субстрат для неповторимого колорита клинических проявлений и индивидуального восприятия эмоционального переживания. Подобным образом выглядит психофизиологический механизм индуцированного пси-воздействия.

    Таким образом, вышесказанное свидетельствует о существовании молодежной субкультуры, которая деструктивна по своей сути. Самоидентификация подростка с этой субкультурой является сложнейшим психофизиологическим процессом, который не имеет обратного течения. Клинический исход мало предсказуемый и может заканчиваться суицидальной попыткой вплоть до летального исхода.

    Пути противодействия данной деструктивной субкультуре сложны и неоднозначны. Требуется применение системного подхода. Он включает в себя как социальный механизм противодействия на уровне силовых структур, так и работу с индивидуальной личностью. При этом требуется применение методов, как классической педагогики, так и психотерапии включая даже ее экзистенциальную форму. Поэтому основа противодействия, как и при ВИЧ-инфекции — профилактика. И основная профилактика – формирование православного религиозного мировоззрения.

    В условиях нашего общества объектом воздействия современной рокнаркоконтрсекскультуры является молодежь и особенно подростки, т.е. люди, у которых еще не завершен период эго-идентификации, а психика, которых особенно уязвима и подобного рода воздействиям. Когда этим психоделическим «коктейлем» пичкают современного молодого человека, к тому же воспитанного в рамках рациональной атеистической по форме и содержанию культуры, то у него просто «едет крыша». У такого человека после такого воздействия возникает душевное опустошение, а в случае приема наркотиков к ним развивается физическое и психическое пристрастие.

    Но существует и другой, более скрытый элемент феномена любой разновидности рокнаркосексконтркультуры и он связан с явлением общественной гегемонии и манипуляции сознанием. Например, рок составляющая этой контркультуры создаёт систему «мягких» межклассовых общественных связей между выходцами из различных классовых структур общества. Такие связи абсолютно не опасны для класса находящегося на верхнем ярусе общественной пирамиды и в основном направлены на подрыв родительского авторитета и разрушения семьи, развитие нигилизма и нарушение взаимосвязи между родителями и детьми. Другим удачным элементом для правящего класса является тот момент, что рок-культура производит разно векторный выброс агрессии, которая никогда не бывает узко направлена против правящего класса, третий элемент этой субкультуры – создание системы ложных авторитетов и кумиров, что противоречит одной из главных заповедей Декалога Моисея – «не сотвори себе кумира». Ослеплённый ложными авторитетами молодой человек становится лёгкой мишенью для манипуляции его сознания. Есть ещё и другой элемент в этом производстве кумиров – это разрушение архетипа положительного героя и подмена его на антигероя типа наркомана Элвиса Престли, гомосексуалиста Элтона Джона или самоубийц Иэна Кёртиса и Розза Уильямса.

    Список литературы

    • 1.Боголюбов Н. Тайные общества ХХ века. Второе изд. (исправленное и дополненное). Изд-во Вера. Санкт-Петербург. 2011. – 239 с.
    • 2. Волков Ю.Г. Социология. – М.: Гардарики, 2000.
    • 3.Игнатий (Брянчанинов), святитель. Слово о смерти. Мн: Свято-Елисаветинский монастырь, 2004 – 336 с.
    • 4.Кемпиньский А. Психология шизофрении / Пер. с польск. А.А. Боричева. –СПб.: «Ювента», 1998. –293 с.
    • 5. Кравченко А.И. Введение в социологию: учебное пособие для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 1997.- 190 с.
    • 6. Косарецкая С.В. О неформальных объединениях молодежи / С.В. Косарецкая, Н.Ю. Синягина. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004. – 159 с.
    • 7. Лисовский В.Т. Советское студенчество: соц. очерки. – М.: Высшая школа, 1990. – 304 с.
    • 8.Лэнг Р.Д. Расколотое «Я».:Пер. с англ. – СПб.: «Белый кролик», 1995. –352 с.
    • 9.Российская социологическая энциклопедия. Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова. – М.: издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 1998. – 672 с.
    • 10. «Real Экстрим» журнал об экстремальном спорте и развлечениях. Пилотный выпуск. Август 2004.
    • 11. Сергеев С.А. Молодежные субкультуры в республике Татарстан. // Социс 11/98
    • 12.Славин О. Беседы со странником. Образ потустороннего мира. – М.;Вагриус 2001 – 317с.
    • 13. Харчева В.Г. Основы социологии: учеб. – М.: Логос, 1997.
    • 14.Хьел Л., Зиглер Д. Теория личности: Основные положения, исследование, применение. Сер. «Мастера психологии». – СПб.: «Питер Кош», -1998.
    • 15.Уолш Р. Дух Шаманизма.:Пер. с англ. –М.: Изд-во Трансперсонального института, -1996. –288 с.
    • 16.Шпенглер О. Закат Европы. Т.1. – М., -1923.
    • 17. Журнал «Социс», выпуски за 1998, 2003 гг.
    • 18.Юнг К.Г. Психологические типы. Пер. с нем. Перевод Софии Лорке, пер. и доп. В. Зеленским. – СПб.: «Ювента». – М.: «Прогресс-Универс», -1995. –765 с.
    • 19. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия / Пер. с англ. Г.С. Драбининой. – М.: Независимая фирма «Класс», -1999. –576 с.
    • 20. Еrikson EH (1963a) Childhood and society (2 end ed), New York: Norton.
    • 21.Erikson EH (1958) Youngman Suther: Astudy in psychoanalysis and history. New York: Norton.

    Николай Головачев, Бойко И.В. г. Днепропетровск.

Современные подростки стремятся к индивидуальности. Они хотят выглядеть круто, нестандартно и в соответствии со своим внутренним миром, поэтому часто становятся представителями определенной субкультуры, например, эмо. Что же такое субкультура эмо , и в чем она выражается?

Субкультура эмо была образована поклонниками музыкального стиля. Представители этой молодежной субкультуры называются эмо-киды . Парень и девушка - эмо-бой и эмо-герл.

Что такое эмо

Субкультура эмо (от слова «эмоция») появилась в конце 80-х годов в Соединенных Штатах . Эмо в первую очередь является разновидностью хардкор музыки. Это песни о разлуке, несчастной любви и душевных переживаниях.

Субкультура эмо - это яркие позитивные и негативные эмоции, которые заполняют мир представителей этого направления . Эмо-киды считают, что главное - быть самим собой и не стесняться выражения своих чувств, и это не считается проявлением слабости. Эмо-киды стремятся к тому, чтобы получать яркие эмоции, не важно, страдание это или радость. Они жаждут самовыражения, их мироощущение очень чувствительное, и эмо-киды открыто протестуют против несправедливости. Представители субкультуры эмо открыто плачут и смеются, не стесняясь окружающих . Суть этого направления заключается в умении сочетать эмоции и разум.

Эмо-киды - это, как правило, подростки с уязвимой психикой . Они очень болезненно воспринимают все удары жизни и остро переживают неприятности. Их внутренний мир наполнен душевными страданиями, но в нем есть место и позитивным эмоциям, которые эмо-киды очень ценят.

Имидж эмо

Традиционная прическа представителей субкультуры эмо - это длинная рваная косая челка, из-за которой не видно глаз . Стрижка у эмо-кидов рваная, зачастую короткая сзади. Волосы прямые, жесткие, хаотично торчат. Цвет волос, как правило, черный. Девушки-эмо могут носить детские прически, например, два хвостика. Часто используют в прическе яркие заколки и резинки (бантики, сердечки). Чтобы создать прическу, эмо-киды тратят огромное количество фиксирующего лака для волос .

Имидж эмо предусматривает наличие пирсинга разных частей тела . Эмо-киды любят прокалывать неоднократно уши, делать в них тоннели. Популярным среди представителей субкультуры эмо является пирсинг губ, бровей, левой ноздри и переносицы.

Имидж эмо основан на яркости и вызывающем облике . Девушки и парни используют тональный крем светлых оттенков, красят губы под цвет кожи, глаза выделяют, не жалея черного карандаша или теней. Ногти эмо-киды красят черным лаком.

Одежда эмо

Субкультура эмо подразумевает «черно-розовый» образ . Одежда эмо-кидов в основном имеет розовый и черный тона. Другие яркие цвета также допускаются в одежде эмо. Представители этой субкультуры любят сочетания в широкую полоску. Одежда эмо часто имеет печальные рисунки вроде разбитого сердца. Также в одежде эмо предпочитают и веселые, мультяшные рисунки . Типичная одежда эмо: узкая футболка, узкие джинсы с дырками, ремень с большой бляхой, кеды с яркими шнурками, клечатая косынка на шее. Эмо носят сумку через плечо, любят яркие разноцветные украшения и значки.

Значение цветов эмо

Черный цвет является главным в эмо . Он ассоциируется с печалью, депрессией, несчастьем. Яркий розовый (или другой) цвет символизирует радостные моменты. Он ассоциируется с романтичностью, чувственностью и невинностью.