Биография

Родился в дворянской семье, ведущей своё происхождение от запорожских казаков . Детство его прошло в имении отца. После смерти отца Юрий переехал в Харьков , поступил там во вторую гимназию. Учась в гимназии, Говоруха-Отрок находился под влиянием революционной публицистики, идей Чернышевского , Писарева , Добролюбова и других. Окончив пять классов гимназии, он жил частными уроками и готовился к экзаменам в Императорский Харьковский университет . В 18 лет женился на 16-летней дочери уездного врача Софье Фёдоровне Поповой, которая также как и он увлекалась театром, литературой и революционными идеями. Говоруха-Отрок не умел вести хозяйство и вскоре впал в бедственное материальное положение, однажды даже думал стать актёром, и при содействии своего дальнего родственника актёра Стружкина вступил в странствующую труппу, сыграв в нескольких спектаклях в провинции.

В апреле 1874 года Говоруха-Отрок познакомился с одним из инициаторов «хождения в народ » Коваликом и некоторыми другими вольнодумцами. Он вступил в революционный кружок, посетил три сходки, но вскоре вышел из кружка и не стал заниматься революционной деятельностью. В декабре этого же года он поехал в Петербург , где познакомился с Н. К. Михайловским , но 18 декабря был там арестован и посажен в Петропавловскую крепость . В 1877 году его осудили по «Делу о пропаганде в Империи (Процесс 193-х) » и приговорили к ссылке в Тобольскую губернию на год и три месяца. Но ему был учтён срок, который он уже отсидел в тюрьме, и в мае 1878 его выпустили на свободу.

Несколько месяцев Говоруха-Отрок прожил в Петербурге, при помощи Михайловского анонимно печатался в «Отечественных записках ». Затем выслан в Харьков, работал там помощником библиотекаря Харьковского университета и в газете «Харьков». В сентябре 1879 к нему приезжал Желябов . В 1880-х годах его проза печаталась петербургскими журналами «Слово» и «Вестник Европы », и в харьковском журнале «Мир». К тому времени Говоруха-Отрок пересмотрел свой взгляд на жизнь, и в его произведениях встречалась критика народовольческого движения. В 1881 году он стал сотрудником харьковской газеты «Южный край », найдя себя в публицистике и литературной критике. В то время на него большое влияние оказали труды Аполлона Григорьева .

Рассказы «Fatum» и «Развязка» вызвали резкую реакцию Михайловского, который назвал их героев «гамлетизированными поросятами», а позднее написал памфлет «Карьера Оладушкина», где одним из прототипов героя-ренегата должен был служить Говоруха-Отрок.

В 1889 году Говоруха-Отрок был замечен московскими издателями, и был приглашён литературным обозревателем в «Московские ведомости ». Там он познакомился с выдающимися консервативными литераторами - Н. Н. Страховым , К. Н. Леонтьевым , Л. А. Тихомировым , П. Е. Астафьевым , В. В. Розановым и другими. К этому периоду Говоруха-Отрок окончательно отошёл от идей «шестидесятников», которых он называл «не отпетыми мертвецами». Лев Тихомиров охарактеризовал его как православного до мозга костей, убеждённого, искреннего монархиста. Он не был славянофилом , но в то же время выступал с опровержениями критики славянофилов, проводимой либеральными публицистами во главе с Владимиром Соловьёвым . Главной заслугой славянофилов он считал выявление значения православия для России.

Большое признание Говоруха-Отрок получил как литературный критик. Его выдающееся дарование на этом поприще отмечали Василий Розанов, Николай Страхов, Лев Тихомиров. В 1890 годах он печатался в «Русском обозрении » и «Русском вестнике ».

Сочинения

Литература

  • Иванова Е. В. Литературный гёз (О судьбе Ю. Н. Говорухи-Отрока) // Контекст 2008. Историко-литературные и теоретические исследования . - М .: ИМЛИ РАН, 2009. - С. 167-202. -

Говоруха-Отрок Юрий Николаевич - критик, писавший под псевдонимом Николаев, Ю. Родился в середине 1850-х годов на юге России в состоятельной дворянской семье, учился в одной из харьковских гимназий, но курса не кончил.


Говоруха-Отрок Юрий Николаевич - критик, писавший под псевдонимом Николаев, Ю. Родился в середине 1850-х годов на юге России в состоятельной дворянской семье, учился в одной из харьковских гимназий, но курса не кончил. В 1874 г. примкнул в Харькове к революционному кружку, ходил "в народ" и судился

впоследствии по так называемому "процессу 193". Просидев в заключении несколько лет, зачтенных ему в отбытие наказания, Говоруха-Отрок в 1882 г. снова поселился в Харькове и принял деятельное участие в только что возникших тогда харьковских изданиях: журнал "Мир" и газете "Южный Край". К этому време

ни он разочаровался в революционной деятельности, а многие воззрения 60-х годов, в особенности отношение к искусству, ему начали казаться узкими. Окончательно он, однако, еще не разрывал с прежним настроением; литературные дебюты его (под псевдонимом Юрко) - рассказ "Из неоконченного романа" ("Слово

", 1880, № 11) и, в особенности, "Fatum" ("Полярная Звезда", гр. Сальяса, 1881) - был апофеозом героев революционного движения. Появление в печати "Fatum"a" было отчасти цензурным недосмотром, и когда "Русская Мысль" (ст. С. Венгерова), давая отчет о литературных явлениях 1881 г., привела, без всяк

их комментариев, несколько отрывков из рассказа, то отчет не увидел света. В "Вестнике Европы" 1882 г. появились два рассказа Говорухи-Отрока: "Развязка" и "Отъезд". Статьи Говорухи-Отрока в "Южном Крае" носили уже следы нового настроения. Прежним его знакомым они показались оппортунизмом, и это пов

ело к враждебному по отношению к Говорухе-Отроку инциденту на одном из студенческих вечеров, имевшему известную связь с возникшими тогда в Харьковском университете беспорядками. С тех пор все статьи Говорухи-Отрока в "Южном Крае" представляют собою неустанную, ожесточенную борьбу с идеями 60-х годов

С "петербургским" либерализмом, с деятелями "Отечественных Записок", из которых он особенно нападал на недавнего личного друга своего, Н.К. Михайловского. Рядом с этим он ведет пропаганду новых своих политических и религиозных идеалов. В 1889 г. Говоруха-Отрок был приглашен редакцией "Московских

Ведомостей" вести литературный фельетон и театральный отдел. Оба отдела он вел до самой смерти своей в июле 1896 г.; писал также критические статьи в "Русском Обозрении" и "Русском Вестнике" (под псевдонимом Ю. Елагин). Часть их вышла отдельными книжками: "В.Г. Короленко" (1893), "Последние произвед

ения графа Л.Н. Толстого" (1894), "Тургенев" (1894). Статьи московского периода деятельности Говорухи-Отрока гораздо выше статей, появившихся в "Южном Крае". К тому времени личное раздражение значительно улеглось в нем, и борьба его с "петербургскими" журналами носит по преимуществу принципиальный х

арактер. С большим увлечением писал он театральные отчеты свои, выказывая в них много вкуса и предъявляя к репертуару и игре актеров строгие художественные требования. Как литературный критик, Говоруха-Отрок был человек несомненного таланта, живого эстетического чутья и хорошего литературного образо

вания, но всегда писал с предвзятой целью - показать пустоту движения 60-х годов, пользуясь для этого и произведениями писателей другого лагеря, почему-либо ему симпатичными. Такой характер носит, например, его этюд о В.Г. Короленко. В этюде о Тургеневе полемист совершенно вытеснил вдумчивого крит

ика. Во всем творчестве Тургенева Говоруха-Отрок видит подчинение модным влияниям; по его мнению, только образ ушедшей в монастырь Лизы из "Дворянского гнезда" действительно "свободно" сложился в душе Тургенева. Говоруха-Отрок вообще часто становился на религиозную точку зрения, утверждая, что русск

ую литературу губит неверие и отсутствие связи с главной святыней народа - православием. В сфере государственности Говоруха-Отрок считал себя последователем славянофильства, но совершенно оставлял в стороне такие кардинальные стороны славянофильского миросозерцания, как свобода мысли и слова и участ

ие общественного мнения в ходе государственной жизни. В литературных взглядах своих Говоруха-Отрок любил выставлять себя последователем Аполлона Григорьева, но и его понимал односторонне, заимствуя из широкого и свободного литературно-общественного мировоззрения Григорьева только его полемические в

ыходки против западничества и крайностей журнальной литературы начала 60-х годов. Ближе всего Говоруха-Отрок примыкает к направлению Н.Н. Страхова в последние годы его жизни. - Ср. ст. Розанова ("Русское Обозрение", 1896, № 8 и 9 и "Отечественные Записки", 1883); Михайловский "Сочинения"; Венгеров


I.

Говоруха-Отрок, Юрий Николаевич

(умер 27 июля 1896 года в Петровско-Разумовском) -- критик, публицист.

Некролог

С глубокой печалью сообщаем нашим читателям, что сегодня, 27 июля, скончался на даче в Разумовском, после краткой болезни, наш дорогой товарищ Юрий Николаевич Говоруха-Отрок. Тяжелый литературный труд, требующий от журналиста чрезвычайного напряжения умственных сил и расшатывающий нервную систему, преждевременно подорвал и без того не особенно крепкое здоровье покойного. Вчера, 26 июля, около двух часов пополудни у больного случилось кровоизлияние в мозгу, и паралич поразил почти весь организм. Все усилия врачей привести его в сознание оставались тщетными, и если временами в нем проявлялось сознание, то он мог с большим трудом сделать свои желания понятными для окружавших его. В одиннадцать часов утра, сложив пальцы правой руки для осенения себя крестным знамением, он этим, очевидно, показал, что желал бы приобщиться Святым Таинствам. Прибывший священник из села Владыкина, в один из светлых моментов для больного, причастил его. Положение больного в течение дня становилось все труднее, и было очевидно, что надежды на сохранение жизни нет никакой. Вечером, в десять часов и двадцать пять минут, больной тихо скончался. В течение нескольких лет Ю. Н. Говоруха-Отрок заведовал в Редакции "Московских Ведомостей" отделом литературной и театральной хроники. Замечательно начитанный, отличный знаток русской литературы и искусства, одаренный способностью верно и правильно оценивать предмет, подлежавший его суду, покойный твердо и неуклонно шел тем путем, который начертал себе с самого начала. Он верил и учил, что литература и искусство заключают в себе самих столько возвышенного и святого, что никакая тенденция, вносимая в них под влиянием течения времени, не в состоянии унизить их, но что для этого литература должна покоиться на тех началах христианства, которые легли в основание нынешнего общественного и государственного устройства. Здесь не место делать подробную оценку литературной деятельности почившего. Наши читатели, имевшие возможность следить за этой деятельностью в течение стольких лет, сумеют и без этого понять великую потерю, какую понесла редакция в этом прекрасном товарище и даровитом писателе, который среди бурь житейских сумел сохранить чистое, доброе сердце, незлобивый ум и ничем не нарушавшуюся любовь к ближнему.

("Московские Ведомости", 1896, No 205).

Библиография

I . "Из неоконченного романа" ("Слово", 1880, кн. II). "Fatum", рассказ ("Полярная Звезда", 1881). "Развязка", "Отвязка", рассказы ("Вестник Европы", 1882). "Поэзия Фета" ("Московские Ведомости", 1892, No 328). "A. A. Григорьев" ("Московские Ведомости", 1894, No 268). "Тюрьма и крепость", из посмертных записок подследственного арестанта, отрывок первый ("Русское Обозрение", 1894, кн. 1). "Несколько мыслей о религиозной живописи" ("Русское Обозрение", 1894. кн. 2). "Федор Павлович", святочный рассказ ("Русское Обозрение", 1895, кн. 1). "Заметки о прогрессе и цивилизации", из посмертных бумаг ("Русское Обозрение", 1897, кн. 1 и 2).

II . О нем:

"Вестник Европы", 1896, кн. 9, с. 421--422. "Русский Вестник", 1896, кн. 9, с. 210--217. "Русское Слово", 1896, No 202, 203, 204; 1897, No 200. "Московские Ведомости", 1896, No 206, 207, 209, 210, 226, 273; 1897, No 27; 1898, No 208; 1899, No 204, 205; 1901, No 204; 1909, No 172. "Биржевые Ведомости", 1896, No 210. "Новое Время", 1896, No 7335, 7476. "Русское Обозрение", 1896, кн. 8, с. 863; кн. 9, с. 341--422; кн. II, с. 490--493. "Памяти Ю. Н. Говорухи-Отрока", сборник статей ("Русское Обозрение", М.,1896). "Свет", 1897, No 23. Розанов В. В. "Литературные изгнанники". СПб., 1913, том первый.

Говоруха-Отрок , Юрий Николаевич , дворянин Курск. губ. Род. в 1852 г. Учился в Харьк. гимназии, потом в Харьк. ун-те. В апр. 1874 г. вместе с студентом Крутиковым был участником и руководителем харьк. револ. кружка, организованного С. Коваликом и имевшего целью пропаганду среди семинаристов. Принимал деятельн. участие в сходках, происходивших у него на квартире. Вскоре отошел от кружка. Арестован в т. г. в Екатеринославе и с 24 дек. 1874 г. содержался в Петроп. крепости; 13 дек. 1875 г. переведен в Дом предвар. заключения. 5 мая 1877 г. предан суду ос. прис. Сената по обвинению в участии в противозакон. сообщ-ве и в распростр. преступн. сочинений (проц. 193-х). 4 ноября 1877 г. удален из залы заседания за отказ отвечать суду. 23 янв. 1878 г. признан виновным во вступлении в противозакон. сообщ-во со знанием о его преступных целях и в имении запрещ. книг. Приговорен к лиш. всех особ., лично и по сост. присв. прав и преим. и к ссылке на житье в Тобольск. губ., при чем суд ходатайствовал о вменении ему в наказание предвар. содержания под стражей. По выс. пов. 11 мая 1878 г. ходатайство суда удовлетворено с отдачею его под надзор полиции. Впоследствии сотрудничал в реакционной газете "Южный Край", а с 1889 г. стал заведующим литературным и театральным отделами в "Моск. Ведомостях" (псевдонимы: Ю. Николаев , Юрко , Елагин ); сотрудничал также в "Русск. Обозрении". Умер 27 июля 1896 г. Справки (А. Калюжный , Лукашевич , М. Перцов , Титов , М. Спесивцев , М. Федоровский ). -- Справ. листок. -- Список 1852--1879 г.г., л. 38. -- Бурцев , За сто лет, II, 91. -- Госуд. преступления, III, 97--101 (88--91), 105 (95), 262 (239), 265 (241), 313 (285), 318 (289), 321 (292), 324 (294), 326 (297), 330 (300). -- Венгеров , Источники. -- Венгеров , Список. -- Бурцев , Календарь (Ук.). -- Нов. энцикл. словарь. Стенограф. отчет, 216--218, 220--223, 226--231, 239, 249--250, 258--260, 264--265, 279--284. -- Л. Тихомиров , Воспоминания (Ук.). -- "Историч. Вестник" 1896, IX, 826 (Некролог). -- С. Синегуб , "Был." 1906, X, 55 сл. (Воспоминания чайковца). -- Старик [Ковалик ], "Был." 1906, X, 15; XI, 41 сл. (Движение 70-х г.г. по Большому процессу). -- С. Чудновский , "Мин. Годы" 1908, V--VI, 373 (Из дальних лет). -- А. Якимова , "Кат. и Сс." 1927, VIII (37), 16 (Большой процесс). Источник текста: Словарь "Деятели революционного движения в России".

Революционер

Говоруха-Отрок, Юрий Николаевич (1851-1896). В 1874 г. активно работал в харьковском революционном кружке и участвовал в "хождении в народ". Будучи арестован, он просидел несколько лет в тюрьме и в 1878 г. судился по процессу "193-х". Приговоренный к нескольким годам тюрьмы он был в 1882 г. освобожден. С этого времени он уже отходит от революционной деятельности и решительно эволюционирует вправо. С 1889 г. сотрудничает в "Московских Ведомостях", где ведет литературный отдел. В своих статьях резко нападает на радикальных писателей и развивает ту мысль, что русскую литературу губит ее оторванность от православной религии. В области политической Говоруха-Отрок становится на славянофильскую точку зрения.

...и писатель

Говоруха-Отрок, Юрий Николаевич (псевдонимы Ю.Николаев, Г.Юрко и др.) – русский писатель, литературный критик. Родился в дворянской семье. Учился в Харьковском университете. В 1874 году примкнул к Харьковскому революционному кружку, ходил «в народ», судился по «процессу 193-х», приговорен к ссылке, замененной тюремным заключением. В тюрьме Г.-О. увлекся религиозными учениями. С начала 80-х годов занялся литературной деятельностью. Отмежевавшись от прежних революционных взглядов, обратился к «почвенничеству» и славянофильству, сотрудничал в реакционной прессе. В рассказах этого времени в ложном свете рисовал революционных деятелей, изображая в качестве положительного героя человека, отступившего от революции («Fatum», 1881, «Развязка», 1882). В критических статьях резко выступал против эстетики революционных демократов. В конце 80-х годов регулярно сотрудничал в газете «Московские ведомости», где с 1889 года заведовал литературным отделом и театральной хроникой. Автор статей о И.С.Тургеневе, Л.Н.Толстом, А.Н.Островском, А.П.Чехове, П.Д.Боборыкине, Н.А.Добролюбове, Н.К.Михайловском и др. Г.-О. считал себя последователем А.А.Григорьева и Н.Н.Страхова.

Краткая литературная энциклопедия в 9-ти томах. Государственное научное издательство «Советская энциклопедия», т.2, М., 1964.

Публицист и критик

Говоруха-Отрок Юрий Николаевич (25.01.1851-27.07.1896), публицист и критик. Родился в состоятельной дворянской семье, происходящей от запорожских казаков. Учился в харьковской гимназии, затем в Харьковском университете, но не закончил его, т. к. с юных лет Говоруха-Отрок втянулся в революционное движение, став членом народнического кружка. Вероятно, наряду с революционной романтикой, столь неотразимой в молодости, решающим в этом ответственном шаге для Говорухи-Отрока было искреннее желание бороться за социальную справедливость, покончить с бедностью и угнетением народа. В 1874 Говоруха-Отрок участвовал в «хождении в народ», был арестован и посажен в Петропавловскую крепость. В 1877 он был в числе осужденных по «делу 193-х». Правда, учитывая молодость Говорухи-Отрока и отсутствие конкретных преступлений, он вскоре был выпущен на свободу. Провал «хождения в народ» не мог не навести Говоруху-Отрока на мысль о том, что не оторванным от реальной народной жизни городским беспочвенным интеллигентам решать социальные проблемы России. С другой стороны Говоруха-Отрок столкнулся в ходе «хождения» с реальным русским народом, православным и монархическим, сохранившим свои исконные традиции, исчезнувшие у европеизированной дворянской интеллигенции. Все это не могло не подвигнуть его на путь переоценки ценностей и постепенно проделать ту же эволюцию, которую проделали в разные годы Ф. М. Достоевский и Л. А. Тихомиров, перейдя к русской православно-монархической идее. Поселившись в Харькове, Говоруха-Отрок начал работать в местном журнале «Мiръ» и газете «Южный край». В литературе Говоруха-Отрок дебютировал рассказами «Из неоконченного романа» («Слово», 1880) и «Fatum» («Полярная Звезда», 1881) под псевд. Юрко. В этих рассказах главными героями являются революционеры, но при этом нет ни апологии, ни критики революционного движения. Слишком много честных людей, исходя из самых лучших побуждений, ушли в революцию и стали вольными или невольными врагами исконной Руси. После цареубийства 1 марта 1881 Говоруха-Отрок, и ранее не одобрявший террор, окончательно стал на защиту Православия, Самодержавия и Народности. Его талантливые полемические статьи в «Мiре» и «Южном крае», направленные против нигилистов, либералов и украинских самостийников сделали его имя известным далеко за пределами Харьковщины и превратили Говоруху-Отрока в публициста всероссийского значения. Особенную славу ему принесла критика кумира русских радикалов Н. К. Михайловского, которого Говоруха-Отрок хорошо знал лично и потому разоблачал со знанием дела. Одновременно в печати появляются новые рассказы Говорухи-Отрока, в которых публицист уже без колебаний показывает нутро русского нигилизма. Ярость харьковских нигилистов была беспредельна - под окнами дома Говорухи-Отрока устраивались «кошачьи концерты», в харьковском университете, охваченном беспорядками, группа студентов нанесла Говорухе-Отроку оскорбление действием. Все это было еще в период народовольческого терроризма, и Говоруха-Отрок вполне рисковал жизнью за отстаивание антинигилистических взглядов. В 1889 в жизни Говорухи-Отрока происходит знаменательное событие - его приглашают в Москву вести литературный и театральный отделы в газете «Московские ведомости», которую четверть века редактировал умерший незадолго до этого М. Н. Катков. Факт приглашения харьковского публициста в ведущую национально-консервативную газету страны, где трудились воспитанные Катковым опытные журналисты, означал признание гражданской смелости и литературных способностей Говорухи-Отрока. На протяжении 7 лет появлялись подписанные псевдонимом «Ю. Николаев» статьи, рецензии, обзоры, заметки Говорухи-Отрока, посвященные литературной и театральной жизни России. Отдельно Говоруха-Отрок выпустил книги литературных очерков о Короленко, Толстом, Островском, Боборыкине и др. деятелях изящной словесности. Помимо «Московских ведомостей» Говоруха-Отрок опубликовал много заметок и статей под псевдонимом «Ю. Елагин» в «Русском обозрении» и «Русском вестнике». В своих статьях Говоруха-Отрок упорно боролся с распространенным с 1860-х вульгарным материализмом, упрощенчеством, оторванностью от народной почвы. Говоруха-Отрок может считаться одним из создателей консервативной критики и эстетики. Хотя эстетические вопросы всегда волновали национально мыслящих русских деятелей культуры (можно вспомнить эстетические концепции славянофилов, Ап. Григорьева, Н. Н. Страхова), но в целом в русском искусстве XIX в. сложилась парадоксальная ситуация: правые художники творили, левые критики выносили суждения. Понятно, почему откровенно слабый в художественном плане роман Н. Г. Чернышевского «Что делать?» стал одним из значительнейших событий духовной жизни России, зато несравненно меньшее значение имела гражданская поэзия Ф. И. Тютчева. Говоруха-Отрок талантливо и смело боролся за русское искусство. Он владел прекрасным литературным слогом, и порой его рецензия на книгу читается лучше, чем сама книга. Словом, заметки критика под пером Говорухи-Отрока сами являются изящной словесностью. Смерть унесла Говоруху-Отрока в самый расцвет его творчества в июле 1896. Говоруха-Отрок не отличался крепким здоровьем, сказались годы тюрьмы и труд литературного поденщика.

Лебедев С. В.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru

Сочинения:

[Ю.Николаев], Последние произведения графа Л.Н.Толстого, М., 1890;

[Ю.Николаев], Очерки современной беллетристики. В.Г.Короленко, М., 1883;

[Ю.Николаев], Тургенев, М., 1894.

Литература:

Памяти Ю.Н.Говорухи-Отрока. Сборник статей, М., 1896;

Гаршин В.М., Полн. собр. соч., т. 3 – Письма, М.-Л., 1934, с. 487-490;

История русской литературы 19 века. Библиографический указатель, под ред. К.Д.Муратовой, М.-Л., 1962.