А. С. Пушкин создал один из шедевров русской литературы - роман в стихах "Евгений Онегин". И даже спустя столетия читатель продолжает так же переживать за добрую и наивную Татьяну Ларину, жалеет о пылком поэте Ленском и не может понять, как относиться к главному герою, - настолько многогранным получился персонаж. Не менее интересным получился и образ автора в романе "Евгений Онегин". В этом произведении поэт выступает не просто как сторонний наблюдатель, но и открыто выражает свое отношение к действующим лицам. Поэтому при прочтении романа читателю кажется, что автор ему как другу рассказывает эту красивую историю. Ниже будет представлено краткое сочинение "Образ автора в романе "Евгений Онегин".

Кратко о главном герое

Евгений Онегин - это не конкретный человек, а собирательный образ молодого поколения времен поэта. Пушкин описал человека, воспитанного в светской среде, перенявшего черты общества, на фоне обыденной жизни. Читатель сразу отмечает холодность, циничность, равнодушие ко всем проявлениям сентиментальных чувств у Онегина. И возникает вопрос: почему же он стал таким?

Поэт дает простой ответ: таким его сделало общество. Евгений Онегин предстает перед читателем как личность, для которой было важно общественное мнение. Так было и во времена поэта: мнение общества было важно для людей, которые постоянно посещали светские рауты. Александру Сергеевичу жаль поколение, которому важно не личное мнение, а только то, что скажут другие.

Но у читателей может возникнуть вопрос: "А не сам ли поэт раскрыл себя в герое?". И это была одна из причин, почему образ автора в романе "Евгений Онегин" выступает как отдельный персонаж.

Отличия между поэтом и главным героем

Образ автора в романе "Евгений Онегин" противопоставляется образу главного действующего лица. Пушкин хотел показать читателю, что, несмотря на то что он жил и воспитывался в светском обществе, его взгляды на жизнь и ценности отличаются от представлений главного героя. Согласно произведению, автор и Евгений Онегин - друзья, но их разделяет огромная пропасть из-за несхожести взглядов.

Александр Сергеевич был активным, жизнелюбивым, эмоциональным человеком, поэтому он не понимает, как Онегин может оставаться холодным, равнодушным, апатичным. У молодых людей было и различное отношение к искусству: если автор восхищался им, считал чем-то волшебным, то для Евгения это был лишь способ провести время. Но у образа автора в романе "Евгений Онегин" имеются и общие черты с его другом.

Сходства рассказчика и центрального персонажа

В сочинении "Образ автора в романе "Евгений Онегин" следует отметить, что есть черты, присущие поэту и герою его произведения. Так, Пушкин не отрицает, что ему как и его другу, наскучили светские развлечения, что он так же охладел ко всему.

В начале романа автор отмечает, что они познакомились с Онегиным еще в юные годы и сошлись благодаря схожести характеров. Но потом друзья надолго прекратили общение. И, видимо, в этот период, поэт переосмыслил жизненные ценности, что позволило ему не стать апатичным и равнодушным ко всем радостям жизни, как Онегину.

Но Пушкин не критикует своего героя, потому что понимает, что это жизнь в светском обществе сделала его таким. И не стоит забывать, что данное произведение - не история о жизни конкретного человека, а рассказ о целом молодом поколении. И, возможно, поэт не относится к нему слишком критично потому, что верит в силу молодости, в ее энергичность. В то, что она сможет победить предрассудки, навязанные светским обществом.

Отношение к Ленскому

В написании сочинения «Пушкин "Евгений Онегин": образ автора в романе» следует уделить внимание и другим важным героям истории. Одним из таких персонажей был Ленский - молодой поэт, поклонник романтизма, с возвышенной душой. И, как ни странно, именно он стал лучшим другом Онегина, несмотря на противоположность характеров.

Евгений относился к нему покровительственно, снисходительно: ведь Владимир Ленский немного напоминал Онегина в то время, когда жизнь ему еще не наскучила. Пушкину же нравится молодой поэт, потому что он - человек искусства (хотя увлечение романтизмом к тому времени у Александра Сергеевича прошло) и любит жизнь, воспринимает все тонко и может чувствовать.

Поэтому автору жаль было Ленского, когда Онегин из-за своего эгоизма ранил чувства молодого человека. Но тогда почему поэт решил так трагически закончить историю Владимира? Этот эпизод показал, что хоть Евгений и ценил друга, понимал, что поступил неправильно, тем не менее, он принял вызов на дуэль. Из-за того, что боялся, что общество будет презирать его. Получается, что мнение людей было для него важнее дружбы.

И здесь Пушкин показывает, что он не согласен с такой позицией. Поэт отвергает навязанные устои дворянского общества, которые часто бывают бессмысленными и жестокими. Дружба и любовь важнее всех предрассудков. И с горечью он понимает, что как бы Евгений не говорил о своей независимости от общества, он еще не готов полностью отказаться от него. Александру Сергеевичу больно осознавать, что не проснулся еще дух борцов за справедливость и независимость от светского общества у молодого поколения.

Отношение к Татьяне

Образ автора в романе "Евгений Онегин" в кратком изложении будет неполным, если не рассмотреть то, как относятся поэт и его друг к главной героине - Татьяне Лариной. У Пушкина она была самым любимым женским персонажем. Именно в ней он видел идеал женщины - не за счет красивой внешности, а благодаря духовной красоте. Ему казались прелестными ее простота, доверчивость, доброта. Пушкин сделал Татьяну и смелой - ведь в то время было неприлично девушке первой признаваться в любви. Поэтому поэт переживал за свою героиню на протяжении всего романа.

А Онегин не увидел в Татьяне ничего интересного - он не смог разглядеть всю ту внутреннюю красоту, какой она обладала. И не смог оценить ее поступок, ответив на ее признание отеческой проповедью. И лишь потом он осознает, что в ней было все то, что смогло бы сделать его счастливым. И даже в конце романа, когда Евгений признается, что любит ее, Татьяна показывает свою духовную силу: она вышла замуж и будет всегда верна мужу. Пушкин на примере своей любимой героини показывает, что именно благодаря таким женщинам у общества есть надежда стать лучше.

Рассказчик как герой произведения

Автор в романе "Евгений Онегин" является лирическим героем. Потому что не просто рассказывает о жизни своего друга, он высказывает свое отношение к его поступкам, людям. Но при этом он так же делится своими размышлениями на различные вопросы философского характера.

Авторские отступления создают у читателя ощущения доверительной беседы, в которой автор, рассказывая историю, вспоминает о своей жизни, делится своими переживаниями. И такое введение автора как лирического героя делает этот роман особенным.

Виды лирических отступлений

  • воспоминания поэта о своей жизни;
  • рассуждения об искусстве (особенно о литературе);
  • размышления философской направленности;
  • об общественной жизни и социальных проблемах;
  • путешествии;
  • темы дружбы и любви.

Благодаря им образ поэта воспринимается читателем как образ друга, который ведет с ним диалог. Поэтому история Онегина и Татьяны так близко воспринимается читателями.

Особенность стиля повествования

Автор в романе выступает не только в качестве персонажа, но и как рассказчик. Поэт выстроил свое произведение так, что возникает ощущение, будто он на глазах читателя создает свой роман. Все его рассуждения, которые не касаются сюжета произведения, кажутся органичными и придают его творению эту особую душевность. О героях романа он говорит как о своих старых знакомых, и читателю кажется, что и правда существовали и Онегин, и Татьяна, и Ленский.

Для Александра Сергеевича "Евгений Онегин" - это особенное произведение, поэт и сам понимал, что создал нечто удивительное. Поэтому даже спустя столетия люди, читая роман, продолжают сопереживать героям. "Евгений Онегин" - одно из великих произведений русской литературы.

Железняк Анжелика, Пак Анна, Ковалькова Елена, Юнева Светлана

Работа отражает исследование учащихся лирической составляющей романа в стихах. Лиризм романа во многом обусловлен рельефностью образа Автора как писателя, рассказчика-повествователя и прямого очевидца и участника событий, то есть героя романа.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №262 Автор и его герой в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» Ученики 9 а класса Железняк А, Пак А, Ковалькова Е, Юнева С Руководитель: учитель русского языка и литературы Исакова И. О. Санкт-Петербург 2013

Александр Сергеевич Пушкин. Портрет работы О. Кипренского (1827).

«Собрание пёстрых глав». (Творческая история романа). Роман Пушкина «Евгений Онегин »- одно из самых удивительных произведений русской литературы. Стоит отметить уже то, что Пушкин рискнул написать его в стихах. Сам поэт сказал об этом так в своём письме П. А. Вяземскому: «Пишу не роман, а роман в стихах – дьявольская разница ». Александр Сергеевич Пушкин начал роман «Евгений Онегин» 9 мая 1823 года, а закончил спустя семь лет 23 сентября 1830 года. Итог своей работы поэт подвел так: начало её – Кишинёв, Одесса, 1823 год; окончание – Болдино, 1830; «7 лет 4 месяца 17 дней». Но если учесть, что «письмо Онегина» было написано 5 октября 1831 года и ещё продолжалась работа при публикации глав, то срок, отсчитанный Пушкиным в 1830 году в Болдине, значительно увеличится. Роман печатался отдельными главами, которых с нетерпением ждали читатели. И уже в начале работы над ним Пушкин писал: «это лучшее моё произведение».

Над романом Пушкин работал с увлечением, чувствуя новизну замысла, отбросив все стесняющие обстоятельства. «Что касается до моих занятий, – сообщал он П. А. Вяземскому, – я теперь пишу не роман, а роман в стихах – дьявольская разница. В роде Дон-Жуана – о печати и думать нечего; пишу спустя рукава» . Выражение «спустя рукава» в речи Пушкина было синонимом совершенной искренности, открытости, без расчёта на нежелательных свидетелей. Смелость своеобразного разговора обо всём, что волнует, казалась ему препятствием к напечатанию. Прочитаем эпиграф к роману «Евгений Онегин»: «Проникнутый тщеславием, он обладал сверх того ещё особенной гордостью, которая пробуждает признаваться с одинаковым равнодушием в своих как добрых, так и дурных поступках,–следствие чувства превосходства, быть может мнимого.– Из частного письма». Болезнь века – равнодушие – распространилась и на отношение героя к самому себе. Причиною болезни называлось качество, которое сродни тщеславию, хотя оно в этих нескольких строках постепенно повышалось в ранге (тщеславие – гордость – чувство превосходства).

Загадка эпиграфа состоит в том, что причина болезни – мнимая, но сама болезнь – реальна. Пушкин недаром назвал свой роман «свободным»: в него естественно входило всё, чем жил поэт, что любил, над чем думал. Автор как бы живёт в своём романе, роднясь то с одним, то с другим героем. Но он не подменяет собою героев, не заслоняет своей исповедью их жизни. Пушкина привлекала возможность непринуждённого разговора с читателем: «Роман требует болтовни, высказывай всё начисто». Добрая обращённость автора к читателю должна, по мысли Пушкина, отозваться в его душе просветлением. Заканчивая роман, поэт гордился свершённой работой и печалился из-за окончания её. Торжественность этой минуты побудила его обратиться к ритму греческого гекзаметра. Так в 1830 году рождается стихотворение «Труд»:

« Миг вожделенный настал: окончен Мой труд многолетний…».

Художественное своеобразие романа. Когда Пушкин задумал писать роман «Евгений Онегин», у него была напечатана только первая из романтических поэм – «Кавказский пленник». Над другой поэмой – «Бахчисарский фонтан» – он ещё не работал и к «Цыганам» не приступал. И всё же «Евгений Онегин» уже с первой главы представлял собой произведение нового типа творчества – не романтического, а реалистического. В ходе работы над романом «Евгений Онегин» Пушкин перешел от романтизма к реализму. Даже гениальному Пушкину этот переход дался нелегко, так как в тех годах ни в России, ни на Западе реализм ещё не сформировался как направление. Создав «Евгений Онегин», поэт раньше всех – и в России, и на Западе – дал первый высокий образец подлинно реалистического произведения.

Южные поэмы не могли осуществить творческий замысел Пушкина создать образ типичного представителя прогрессивного молодого дворянского поколения, показать его жизнь и русскую действительность той поры. Кроме того, поэт хотел разъяснить, истолковать читателям этот образ. Все это обусловило следующие художественные особенности. 1. Введение широкого исторического, общественного, бытового и культурно-идейного фона. В романе даётся широкая картина жизни России того времени, её разнообразие связей с Европой, общественно политическая, экономическая и культурная обстановка той эпохи. Действие романа разворачивается в столичных центрах – Санкт-Петербурге и Москве, и в помещичьих усадьбах, и в разных уголках провинциальной России («Путешествие Онегина»). Перед нами проходят различные группы дворянства, городского населения, крепостного крестьянства.

2. Наряду с повествовательной в романе есть и лирическая часть, очень обширная по своим размерам и крайне разнообразная по своему содержанию. Это так называемые большие лирические отступления (их в романе 27) и небольшие вставки (их около 50). 3. Чтобы органически сочетать повествовательную и лирическую части в одном реалистическом произведении, чтобы можно было легко и во всякое время от рассказа о героях к выражению своих мыслей, чувств и настроений, Пушкину нужно было решить сложнейший вопрос о форме изложения того богатейшего материала, который включается в роман. Решая этот вопрос, Пушкин остановился на форме непринуждённой беседы с читателем, представителем той среды, которой связаны происхождением и своей жизнью автор и его герой. 4. Также Пушкин изобретает для романа «онегинскую строфу». Общая её схема ясна и проста, она состоит из трёх четверостиший и двустиший: I (абаб), II (ввгг), III (деед), IV (жж)

«Мой дядя самых честных правил, (а) Когда, не в шутку занемог, (б) Он уважать себя заставил (а) И лучше выдумать не мог. (б) Его пример другим наука; (в) Но, Боже мой, какая скука (в) С больным сидеть и день ночь, (г) Не отходя ни шагу прочь! (г) Какое низкое коварство (д) Полуживого забавлять, (е) Ему подушку поправлять, (е) Печально подносить лекарство, (д) Вздыхать и думать про себя: (ж) Когда же чёрт возьмёт тебя!» (ж)

Т.е. перекрёстная, парная, кольцевая рифмовки и заключительное двустишие. Благодаря этому появляется аллюзия непринуждённой беседы. Автор использует разговорный стиль, при этом оставаясь вежливым с читателем. 5. Даже само название было необычным для читателя того времени. В пушкинскую эпоху так озаглавить могли бытовую повесть, содержащую элементы сатирического нравоописания и морализма, но никак не роман. 6. Уникальность положения Автора в романе. Автор не традиционный рассказчик, ведущий повествование о героях и событиях, четко отделяя себя от них и от читателей. Автор является и создателем романа, и одновременно его «героем». Он напоминает читателям о «литературности» романа, о том, что создаваемый им текст – новая реальность, которой нужно доверять. Герои романа – вымышленные, все, что о них сказано, не имеет отношения к реальным людям. Мир, в котором живут герои, – тоже плод творческой фантазии Автора. Реальная жизнь – только материал для романа, отобранный и организованный им, творцом романного мира.

Автор и его герой в романе. В начале романа Пушкин писал: «Всегда я рад заметить разность Между Онегиным и мной…». И действительно, какую бы сторону жизни мы не взяли (театр, поэзия, природа, любовь), в первой главе мы чувствуем противостояние героя и Автора. Театр для Онегина – место, где скучают или разглядывают в лорнет ложи незнакомых дам; для Пушкина театр – «волшебный край». Онегин – «непостоянный обожатель очаровательных актрис»; Пушкин называет их «мои богини» и преданно грустит, когда «взор унылый не найдёт Знакомых лиц на сцене скучной». Природа нема для Онегина; Пушкин расцветает в деревенском уединении («Я был рождён для жизни мирной, Для деревенской тишины…»). Любовь неведома Онегину, поклоннику «науки страсти нежной»; Пушкин взволнованно пишет о самозабвении любви («Я помню море пред грозою…»). И даже когда, Автор и герой в конце первой главы стали дружны, меж ними заметно несходство: «Я был озлоблен, он угрюм». Озлобленность временна, угрюмость постоянна.

Рисунок А. С. Пушкина к роману «Евгений Онегин», который он послал в своём письме брату.

Пушкин не может быть чужд жизни. Онегин холоден к ней. Но разница не только в этом. Прекрасная летняя ночь в Петербурге, которая оживила чувства героя и Автора, действует на них по-разному: В Пушкине рождается порыв к свободе, счастью, к поэтической полноте жизни («Адриатические волны, О Брента! нет, увижу вас»). Онегин остаётся в элегическом оцепенении, в нём нет пушкинского упоения жизнью. «С душою, полной сожалений, И опершися на гранит, Стоял задумчиво Евгений…» Итак, в первой главе, даже подружившись, Автор и герой остаются во многом противоположны. В восьмой главе Пушкин берет под защиту Онегина, отнимая у светского человека право судить героя. В VII – XI строфах восьмой главы Автор спорит с «добрым малым», похожим на «целый свет», который судит об Онегине по законам света. Это мнение запоздало: герой изменился. Пушкин ставит своего светского собеседника в тупик прямым вопросом: «Знаком он вам?» – и приведя в замешательство «доброго малого», вступается за Онегина: « Зачем же так неблагосклонно Вы отзываетесь о нем?». Для света «посредственность одна нам по плечу и не странна».

В X и XI строфах Пушкин противопоставляет два жизненных пути. «Блажен, кто смолоду был молод» и, выполняя все правила света, заслужил в конце жизни репутацию «прекрасного человека». Это путь посредственности, вознаграждённый благополучием. Пушкин и себя и Онегина видит на другой стезе: «Но грустно думать, что напрасно Была нам молодость дана, Что изменяли ей всечасно, Что обманула нас она…» Это трагический путь лучших героев романа (Онегина и Татьяны, Ленского, и самого Автора). Это мучительный путь тех, кому «несносно… Глядеть на жизнь, как на обряд», кто не разделяет с толпой «Ни общих мнений, ни страстей».

Автор и повествователь в романе. Обычно роль рассказчика ограничивается повествованием о событиях, происходящих в романе. Но Пушкин решительно отходит от этой традиции. Иногда он выступает как очевидец и собеседник, иногда даже действует наряду со своими героями. Например, представляя Онегина читателю, он называет его «добрый мой приятель», затем упоминает о тех местах, где они вместе гуляли. «Там некогда гулял и я: Но вреден север для меня.» Повествователь как персонаж придает роману необыкновенный лиризм. Он незримо присутствует на страницах романа во время всего повествования, периодически предстает как действующее лицо описываемых событий. Повествователь - живой, полнокровный персонаж со своим характером, мироощущением, идеалами. Неожиданность вторжения рассказчика в события романа органична, творчески оправданна: не нарушая ход сюжета, его субъективный взгляд позволяет глубже осмыслить содержание событий, выразить оценку наиболее значительных для Пушкина исторических фактов, наиболее волнующих его явлений действительности.

Пушкин и Онегин на берегах Невы.

У рассказчика много общего с самим Пушкиным. Включая взгляды, принципы, а в некоторых моментах у них сходится биография. Но между ними также есть и различия.

Светская жизнь. В главе первой, части XXIX лирический герой говорит, что он очень любил балы: «Во дни веселий и желаний Я был от балов без ума: Верней нет места для признаний И для вручения письма » И в этом мы можем увидеть сходство с самим поэтом. После окончания лицея в 1817 году Пушкин едет в Петербург. Чиновничья служба мало привлекала его. Со всем свойственным ему пылом поэт отдаётся соблазнам шумной столичной жизни, сменившей лицейское затворничество. По словам брата, «по выходе из лицея Пушкин вполне воспользовался своею молодостью и независимостью. Его по очереди влекли к себе то большой свет, то шумные пиры, то закулисные тайны: он жадно, бешено предавался всем наслаждениям». В 1830-е годы, Пушкина уже не так забавляли балы:

И в этом мы можем увидеть сходство с самим поэтом. После окончания лицея в 1817 году Пушкин едет в Петербург. Чиновничья служба мало привлекала его. Со всем свойственным ему пылом поэт отдаётся соблазнам шумной столичной жизни, сменившей лицейское затворничество. По словам брата, «по выходе из лицея Пушкин вполне воспользовался своею молодостью и независимостью. Его по очереди влекли к себе то большой свет, то шумные пиры, то закулисные тайны: он жадно, бешено предавался всем наслаждениям». В 1830-е годы, Пушкина уже не так забавляли балы: «Слава Богу! Масляница кончилась, а с нею и балы. Описание последнего дня масленицы (4-го мар.) даст понятия и о прочих. Избранные были званы во дворец на бал утренний к половине первого. Другие на вечерний, к половине девятого. Я приехал в 9. Танцевали мазурку, коей окончился утренний бал. Дамы съезжались, а те, которые были с утра во дворце, переменяли свой наряд. – Было пропасть недовольных: те, которые званы были на вечер, завидовали утренним счастливцам. Приглашения были разосланы кое-как и по списку балов князя Кочубея; таким образом ни Кочубей, ни его семейство, ни его приближённые не были приглашены, потому что их имена в списке не стояли. – Все это кончилось тем, что жена моя выкинула. Вот до чего доплясались» .

Иллюстрация В. А. Свитальского к Евгению Онегину А. С. Пушкина.

Дворянские балы в 19 веке.

Бал пушкинской эпохи.

Сенатская площадь. Начало 19 века.

Фрагмент панорамы Петербурга художника А. Тозелли.

Картины родной природы. Также параллель между Пушкиным и героем рассказчиком его романа можно провести в описании природы. В главе второй, части I звучит чёткая позиция автора: «Деревня, где скучал Евгений, Была прелестный уголок; Там друг невинных наслаждений Благословить бы небо мог. Господский дом уединенный, Горой от ветров ограждённый, Стоял над речкою. Вдали Пред ним пестрели и цвели Луга и нивы золотые, Мелькали села; здесь и там Стада бродили по лугам, И сени расширял густые Огромный, запущенный сад, Приют задумчивых дриад»

В первой строфе отразились черты знакомого Пушкину пейзажа Михайловского, однако деревня Онегина является не копией какой-либо реальной, известной поэту местности, а художественным образом. В дневниках Пушкина сохранились записи о первом приезде в Михайловское: «Вышед из Лицея, я тот час почти уехал в псковскую деревню моей матери. Помню, как обрадовался сельской жизни, русской бане, клубнике и проч...».

Имение Пушкиных в Михайловском.

А.С.Пушкин в Михайловском. Гравюра М.Васильева.

Пушкин в Михайловском. В.А.Серов.

Михайловское. Река Сороть.

«Цех задорный». В XLIII части первой главы рассказчик вскользь намекает на то, что сам имеет прямое отношение к литературе в качестве писателя или же поэта, как и сам Александр Сергеевич Пушкин: «И вы, красотки молодые, Которых позднею порой Уносят дрожки удалые По Петербуржской мостовой, И вас покинул мой Евгений. Отступник бурных наслаждений, Онегин дома заперся, Зевая, за перо взялся, Хотел писать – но труд упорный Ему был тошен; ничего Не вышло из пера его, И не попал он в цех задорный Людей, о коих не сужу, Затем, что к ним принадлежу»

Авторская ирония. "Евгений Онегин" - неисчерпаемое по содержанию произведение, в котором разнообразна авторская интонация. В ней наряду с лиризмом, грустью часто звучит ирония. В конце седьмой главы рассказчик, увлечённой повествованием и беседой с читателем, как бы неожиданно вспоминает о законах классицизма. И читатель, к своему удивлению, видит лёгкое, полное иронии, запоздалое вступление: «Да, кстати, здесь о том два слова: Пою приятеля младого И множество его причуд. Благослови мой долгий труд, О ты, эпическая муза! И, верный посох мне вручив, Не дай блуждать мне вкось и вкрив. Довольно. С плеч долой обуза! Я классицизму отдал честь: Хоть поздно, а вступленье есть.»

Ноты иронии заметны в тех частях произведения, где повествователь говорит об Онегине: с одной стороны, он претендует на "значительность", с другой стороны - не может ничего свершить. Для настоящего дела "рано чувства в нем остыли", он был "угрюм", но за этой угрюмостью нет концентрации мысли. Он "зевая за перо взялся" - все его действия и мысли порождены чуть ли не зевотой. Он томится "душевной пустотой", а его "неподражательная странность" бесплодна. Обращена ирония рассказчика и на Ленского, на его стихи, которые "полны любовной чепухи, звучат и льются" . Писал Владимир, по замечанию повествователя, "темно и вяло" . Иронична и такая деталь: сочиняя в ночь перед дуэлью стихи, «И наконец перед зарею, Склонясь усталой головою, На модном слове идеал Тихонько Ленский задремал…»

«В свою деревню в ту же пору Помещик новый прискакал И столь же строгому разбору В соседстве повод подавал: По имени Владимир Ленской, С душою прямо геттингенской, Красавец, в полном цвете лет, Поклонник Канта и поэт. Он из Германии туманной Привез учености плоды: Вольнолюбивые мечты, Дух пылкий и довольно странный, Всегда восторженную речь И кудри черные до плеч».

«Он пел любовь, любви послушный, И песнь его была ясна, Как мысли девы простодушной, Как сон младенца, как луна В пустынях неба безмятежных, Богиня тайн и вздохов нежных. Он пел разлуку и печаль, И нечто, и туманну даль, И романтические розы; Он пел те дальные страны, Где долго в лоно тишины Лились его живые слезы; Он пел поблеклый жизни цвет Без малого в осьмнадцать лет».

Но есть одна героиня, которой ирония почти не касается, - это Татьяна Ларина, "милый идеал", как говорит сам повествователь. С ранних лет Александр Пушкин был известен своим веселым и сатирическим нравом. Неслучайно его первыми пробами в поэзии стали самые разнообразные эпиграммы на домочадцев, учителей и гувернеров. Александр Пушкин метко подмечал недостатки людей или неправильно сказанные слова и мог выдавать экспромты, которые так любили в светском обществе, особенно если они касались не тех людей, кто просил поэта сочинить несколько строк на ходу.

Свою первую ссылку из столицы Пушкин заслужил не только за вольнодумные стихотворения, но и за многочисленные эпиграммы, которые ходили в обществе из уст в уста. Он мог умело и быстро придумывать сатиру на самые злободневные события. В первую очередь таковыми для него стали политические действия правителей. Пушкин крайне резко осуждал Александра I, писал на него и чиновников высшей власти колкие стишки, высмеивая их качества и желания, стремления и бюрократию. Ссылка не заставила себя долго ждать. Пушкин уезжает, однако не перестает сочинять небольшие ироничные произведения. Некоторых людей в светском кругу это раздражает и обижает, других непомерно веселит. Неизменным остается одно: поэт находится постоянно в центре внимания, развлекая женщин из высшего света своим остроумием, унижая кавалеров и чиновников.

Остроумность Пушкина высоко ценилась в обществе его друзей, где он мог вдоволь поупражняться в этом мастерстве слова, придумывая все новые колкости. Не боялся Пушкин высказываться и перед императорами.

Татьяна Ларина. Художник Л. Тимошенко.

М. О. Микешин. Татьяна Ларина

Портрет императора Александра I. Художник Джордж Доу. 1826 год.

Биографические параллели. В части XXXV, четвёртой главы, герой рассказчик упоминает свою няню: «Но я плоды своих мечтаний И гармонических затей Читаю только старой няне, Подруге юности моей…». Эти слова свидетельствуют о трогательных отношений повествователя и его няне. То что он делиться только с ней своими мечтами, говорит о том, что она для рассказчика очень близкий человек. И в этом опять проскальзывает его сходство с Александром Сергеевичем Пушкиным. Яковлева Арина Родионовна - няня поэта. Она всегда занимала важную часть в жизни Пушкина. Она пережила с поэтом не самые лучшие годы его жизни, много поведала ему. В 1824-1826 годах Арина Родионовна вместе с Пушкиным прожила в Михайловском, разделив с поэтом его изгнание. В ту пору Пушкин особенно сблизился с няней, с удовольствием слушал ее сказки, записывал с ее слов народные песни. Сюжеты и мотивы услышанного он использовал в творчестве. По признанию поэта, Арина Родионовна была "оригиналом няни Татьяны" из "Евгения Онегина", няни Дубровского.

Принято считать, что Арина является прототипом также мамки Ксении в "Борисе Годунове", княгининой мамки ("Русалка"), женских образов романа "Арап Петра Великого". В ноябре 1824 года Пушкин пишет брату: "Знаешь ли мои занятия? до обеда пишу записки, обедаю поздно; после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки - и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!". Известно, что со слов няни Пушкин записал семь сказок, десять песен и несколько народных выражений, хотя слышал от нее, конечно, больше. Поговорки, пословицы, присказки не сходили у нее с языка. Няня знала очень много сказок и передавала их как-то особенно. Именно от нее услышал Пушкин впервые и про избушку на курьих ножках, и сказку о мертвой царевне и семи богатырях.

Пушкин посвящал стихотворения Арине Родионовне, крепостной крестьянке. Няне «Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя! Одна в глуши лесов сосновых Давно, давно ты ждешь меня. Ты под окном моей светлицы Горюешь, будто на часах, И медлят поминутно спицы В твоих наморщенных руках. Глядишь в забытые вороты На черный отдаленный путь: Тоска, предчувствия, заботы Теснят твою всечасно грудь. То чудится тебе.............................»

Сама Арина Родионовна тоже очень любила Пушкина. Она писала ему письма с просьбой навестить её. Вот одно из них: «Любезный мой друг Александр Сергеевич, я получила ваше письмо и деньги, которые вы мне прислали. За все ваши милости я вам всем сердцем благодарна – вы у меня беспрестанно в сердце и на уме, и только, когда засну, то забуду вас и ваши милости ко мне... Ваше обещание к нам побывать летом меня очень радует. Приезжай, мой ангел, к нам в Михайловское, всех лошадей на дорогу выставлю... Я вас буду ожидать и молить бога, чтоб он дал нам свидеться... Прощайте, мой батюшка, Александр Сергеевич. За ваше здоровье я просвиру вынула и молебен отслужила, поживи, дружочек, хорошенько, самому слюбится. Я, слава богу, здорова, целую ваши ручки и остаюсь вас многолюбящая няня ваша Арина Родионовна» .

В письмах друзьям Александр Сергеевич Пушкин часто упоминал свою няню: «Ты знаешь, что я не корчу чувствительность, но встреча моей дворни, хамов и моей няни – ей-богу, приятнее щекотит сердце, чем слава, наслаждение самолюбия, рассеянности и пр. Няня моя уморительна. Вообрази, что 70-ти лет она выучила наизусть новую молитву о УМИЛЕНИИ СЕРДЦА ВЛАДЫКИ И УКРОЩЕНИИ ДУХА ЕГО СВИРЕПОСТИ, молитвы, вероятно, сочиненной при царе Иване. Теперь у ней попы дерут молебен и мешают мне заниматься делом» . Этой крепостной крестьянке, старушке, посвятил свои стихи не только Пушкин, но и Языков. Ей в письмах к поэту передавали приветы друзья Пушкина.

К няне А.С. Пушкина Свет Родионовна, забуду ли тебя? В те дни, как сельскую свободу возлюбя, Я покидал для ней и славу, и науки, И немцев, и сей град профессоров и скуки, - Ты, благодатная хозяйка сени той, Где Пушкин, не сражен суровою судьбой, Презрев людей, молву, их ласки, их измены Священнодействовал при алтаре Камены, - Всегда приветами сердечной доброты Встречала ты меня, мне здравствовала ты, Когда чрез длинный ряд полей, под зноем лета, Ходил я навещать изгнанника-поэта, А мне сопутствовал приятель давний твой, Ареевых наук питомец молодой.

Яковлева Арина Родионовна.

Музей Домик няни А.С.Пушкина. Домик Арины Родионовны.

Домик няни Пушкина - Арины Родионовны (с убранством)

Различия. Дружба. Между Пушкиным и героем-рассказчиком есть не только сходства, но и различия. У них не всегда сходится мнение. Абсолютно не сходится мнение Пушкина и рассказчика о дружбе. Герой романа не верит в дружбу: «Но дружбы нет и той меж нами. Все предрассудки истребя, Мы почитаем всех нулями, А единицами – себя». Это полностью противоречит убеждениям поэта. Для Пушкина дружба была очень важна, своих друзей-лицеистов он помнил и искренне любил до конца своих дней. Поэт ценил дружбу и выразил свое понимание ее в стихах. Друзьям он посвятил знаменитые строки (из стихотворения «19 октября» 1825год):

«Друзья мои, прекрасен наш союз! Он как душа неразделим и вечен – Неколебим, свободен и беспечен Срастался он под сенью дружных муз. Куда бы нас ни бросила судьбина, И счастие куда б ни повело, Всё те же мы: нам целый мир чужбина; Отечество нам Царское Село!»

Пушкин обладал особым даром дружить. Ему свойственна потребность в постоянном дружеском общении, он глубоко страдал от долгой разлуки с друзьями и бурно, искренне радовался встрече с ними. Он трогательно умел восхищаться друзьями, жил их радостями и невзгодами, был отзывчив на проявления дружеского участия. Когда поэт оказался в уединении, друзьям летели письма с трогательными обращениями и признаниями, шутливыми прозвищами: «Милый мой Кривцов, помнишь Пушкина? Все мы разбрелись, все переменились. А дружба, дружба...»

1832. Пушкин, Крылов, Жуковский и Гнедич в Летнем саду.

Пущин Иван Иванович, 1837. Художник Н. А. Бестужев.

Антон Антонович Дельвиг

Поэт-декабрист В.К. Кюхельбекер

Горчаков Александр Михайлович.

И. Репин. Пушкин на Лицейском экзамене в Царском Селе

Образование. В V части первой главы рассказчик говорит: «Мы все учились понемногу Чему-нибудь и как-нибудь, Так воспитаньем, слава Богу, У нас не мудрено блеснуть». То есть для повествователя образование и воспитание не играют важной роли, в то время как Пушкин этому уделял много времени. Александр Сергеевич также очень ценил умных и образованных людей. «Не одно влияние чужеземного идеологизма пагубно для нашего отечества; воспитание, или, лучше сказать, отсутствие воспитания есть корень всякого зла. Не просвещению, сказано в высочайшем манифесте от 13-го июля 1826 года, но праздности ума, более вредной, чем праздность телесных сил, недостатку твердых познаний должно приписать сие своевольство мыслей, источник буйных страстей, сию пагубную роскошь полупознаний, сей порыв в мечтательные крайности, коих начало есть порча нравов, а конец - погибель. Скажем более: одно просвещение в состоянии удержать новые безумства, новые общественные бедствия» .

Вывод. Герой-рассказчик - живой, полнокровный персонаж со своим характером, мироощущением, идеалами. Неожиданность вторжения повествователя в события романа органичная, творчески оправданная, она не нарушает ход сюжета. Пушкин создал полноценного человека из бумаги и чернил, у него есть свой характер своё мнение и взгляд на жизнь. Повествователь живёт своей жизнью, у него есть своя история, которую можно увидеть между строк романа. Повествователь передаёт субъективный взгляд самого поэта, позволяет глубже осмыслить содержание событий, выражает оценку наиболее значительных для Пушкина исторических фактов, наиболее волнующих его явлений действительности. Присутствие героя-рассказчика мы замечаем с самого начала романа. И не расстаёмся с ним до последних строк. Он помогает нам лучше понять и прочувствовать содержание романа «Евгений Онегин», понять героев. Повествователь становится для нас приятным собеседником, а может даже и другом на протяжении всей истории.