Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Смоленский индустриальный техникум

Христианство. Традиции в повседневной жизни

Выполнил:

Бавтриков М.А.

Основная идея христианской религии - спасение человека от того, что порождает несчастья, страдания, болезни, войны, смерть, все зло в мире. Христианство утверждает, что спасение открыто Иисусом Христом, который, будучи Сыном Божиим, воплотился и стал Человеком, через добровольные страдания на Кресте умертвив греховность природы человека и воскресив ее для вечной жизни. Спасение - в вере в него. Это общее христианское положение различно интерпретируется в разных христианских исповеданиях: православии, католичестве, протестантизме.

Православные церкви сохраняют ранние христианские традиции полицентризма, т.е. принадлежат к нескольким церквям. В настоящее время насчитывается 15 автокефальных (самостоятельных) православных церквей: Константинопольская, Александрийская, Русская, Грузинская, Сербская, Болгарская, Американская и другие.

Основу православного вероучения составляет Никео-Царьградский символ веры. Это 12 параграфов, содержащих догматические формулировки основных положений вероучения о Боге как творце, о его отношении к миру и человеку, о триединстве Бога, боговоплощении, искуплении, воскресении из мертвых, спасающей роли церкви.

Православные верят в единого Бога, сотворившего весь мир, в том числе и человека. Бог триедин: Бога Отец, Бога Сын и Бог Дух Святой;

в первородный грех, который совершили первые люди Адам и Ева;

во второе пришествие Иисуса Христа - Сына Бога, добровольно принёсшего себя в жертву за грехи человечества, и он придет во второй раз в силе и славе, чтобы судить живых и мертвых и установить свое вечное царство на земле, как и на небе.

Православные верят в бессмертие души. Они считают, что в загробной жизни души людей в зависимости от того, как прожил человек земную жизнь, попадают в рай или ад, где пребывают души умерших до страшного суда.

В православии с вероучением тесно связана система культовых действий. Основы составляют семь главных обрядов - таинств: крещение, причащение, покаяния, миропомазание, брак, елеосвящение, священство.

1. Таинство крещения совершается над всеми, кто становится христианином. Крестящегося три раза погружают в освященную воду. (В исключительных случаях допускается крещение не при помощи погружения, а в виде обливания водой.) В православной церкви таинство крещения традиционно проводится над младенцами, но не запрещается крещение и взрослых людей. православие христианский обряд

2. Таинство миропомазания совершается после крещения. Ароматическим маслом (миром) крестившемуся смазывают лоб, глаза, уши и другие части тела.

3. Таинство покаяния совершается в форме исповеди - подробного рассказа о совершенных грехах.

4. Таинство причащения является центральным событием в ходе литургии, во время которого верующие вкушают тело и кровь Иисуса Христа (под видом хлеба и вина).

5. Таинство брака было установлено для освящения семейной жизни и благословения супружеского союза Церковью. Оно совершается во время обряда венчания.

6. Таинство елеосвящения производится над больными для того, чтобы на них снизошла исцеляющая благодать. При елеосвящении (соборовании) читаются молитвы и освященным маслом (елеем) смазывают лоб, щеки, губы, руки и грудь больного.

7. Таинство священства связано с возведением верующего в сан священнослужителя. Помимо совершения таинств, православная культовая система включает в себя молитвы, поклонение кресту, иконам, реликвиям, мощам и святым, а также соблюдение всех постов и праздников.

Православные праздники, которые отмечают в России в наше время:

Рождество Христово

День Святой Троицы

Крещение Господне

Благовещение Пресвятой Богородицы

Успение Богородицы

Пасха (Воскресение Христово) - главный праздник православного календаря, установленный в память о Воскресении Иисуса Христа. Пасха не имеет постоянной даты, а высчитывается по лунному календарю. Празднование начинается в первый воскресный день после полнолуния, наступившего после дня весеннего равноденствия. Обычно праздник приходится на время с 22 марта/4 апреля по 25 апреля/8 мая.

В народной традиции Пасха отмечалась как праздник обновления и возрождения жизни. Это было обусловлено не только христианской идеей Воскресения Христа и связанной с ней перспективой вечной жизни, но и широким бытованием в народной среде языческих представлений о весеннем пробуждении природы после зимнего сна-смерти, о гибели старого и начале нового времени. Согласно широко распространенным представлениям, каждый человек должен был встретить Пасху обновленным духовно и физически, подготовленным к ней в ходе длительного Великого поста. Перед Пасхой считалось необходимым навести порядок в доме и на улице: вымыть полы, потолки, стены, лавки, побелить печи, обновить киот, отремонтировать ограды, привести в порядок колодцы, убрать мусор, оставшийся после зимы. Кроме того, полагалось изготовить новую одежду для всех членов семьи и вымыться в бане. В Пасху человек должен был отбросить все дурные, нечистые мысли, забыть зло и обиды, не грешить, не вступать в супружеские отношения, которые воспринимались как грех

Рождество Христово.

Рождеством Христомво - один из главных христианских праздников, установленный в честь рождения по плоти (воплощения) Иисуса Христа.

Большинство Церквей празднует Рождество Христово 25 декабря. Римско-католическая Церковь и большинство протестантских церквей -- отмечают Рождество по григорианскому календарю. В Армянской Церкви Рождество, как в древней Церкви, празднуется в один день с Крещением Господним -- 6 января. C 1991 года в России, на Украине и в Белоруссии 7 января -- официальный государственный праздник.

В храмах в Рождественскую ночь повсеместно проходят богослужения. Горят все подсвечники, паникадила, хор исполняет славословие. И в былые времена, когда часы били полночь, все обменивались подарками, поздравляли друг друга, загадывали желания. Считалось, что на Рождество небо раскрывается земле, и силы небесные исполняют все задуманное, пожелания при этом должны быть обязательно добрыми.

День Святой Троицы.

В основе православного праздника Троицы лежит библейское повествование о сошествии Святого Духа на апостолов. Она рассказывает о событии, происшедшем в Иерусалиме через десять дней после Вознесения Иисуса Христа на небо. С того дня, когда Дух Божий в виде огненных языков почил на апостолах, Он неизменно пребывает в Церкви, поэтому Пятидесятница есть день рождения Церкви. По сошествии Святого Духа апостолы ежегодно праздновали День Пятидесятницы и заповедовали воспоминать его всем христианам.

После Божественной литургии в праздник Троицы в храмах совершается особая вечерня с чтением коленопреклоненных молитв: священник читает молитвы, стоя на коленях в Царских вратах, лицом к верующим, прихожане при этом также встают на колени, впервые после Пасхи. В этот день храмы украшают зеленью, обычно березовыми ветвями, и цветами, которые приносят верующие как символ жизни и обновления.

Крещение Господне.

Крещение Господне -- христианский праздник, отмечаемый в честь крещения Иисуса Христа в реке Иордан Иоанном Крестителем. Во время крещения, согласно Евангелиям, на Иисуса сошёл Святой Дух в виде голубя. Также праздник установлен в память о представлении Иисуса Христа народу как Сына Божьего.

В Православии древний праздник Богоявления постепенно стал праздноваться исключительно в воспоминание Крещения Христа, в связи с чем в православии Богоявление и Крещение это разные названия одного праздника.

В день Крещения после литургии к проруби отправлялся крестный ход в сопровождении всех деревенских жителей. Священник проводил молебен, в конце которого три раза опускал в прорубь крест, испрашивая на воду Божие благословение. После этого все присутствующие набирали из проруби воды, которая считалась святой, обливали ею друг друга, а некоторые парни и мужчины, чтобы очиститься от святочных грехов, купались в ледяной воде. В ряде деревень перед молебном, когда снималась с проруби крышка, присутствующие выдергивали из нее колышки, чтобы обрести счастье на целый год.

Благовещение Пресвятой Богородицы.

Благовещение - праздник православного календаря, установленный 25 марта/7 апреля. «Благовещение - самый большой праздник у Бога, даже грешников В аду не мучат», - говорили крестьяне. Величие праздника подчеркивалось и рассказами о том, что в утро Благовещения солнце играет на небе, т. е. переливается разными цветами. В этот день большим грехом считалось делать любую, даже самую простую работу. Приговаривали, что Я Благовещение даже «девица косы не плетет, а птица гнезда не вьет». Людей, которые нарушают запрет, по поверью, ждет Божье наказание. Замужние женщины в этот день рассказывали младшим сестрам и дочерям историю о наказании непослушной девицы, севшей прясть в Благовещение: Бог превратил ее в кукушку и даже запретил иметь свое гнездо.

Благовещение, приходившееся на день весеннего равноденствия, воспринималось народным сознанием как установление весенне-летнего периода: «На Благовещение весна зиму поборола». Считалось, что в этот день Бог благословляет землю «на сеянье», а природа пробуждается от зимнего сна: «открывается» земля. С этими представлениями было связано множество языческих обычаев и обрядов.

В этот день «гукали весну», т. е. торопили ее приход, «угощали» пирогами, которые оставляли на ночь на возвышенном месте, разжигали за околицей деревни костры, чтобы «погреть землю». Существовало множество обрядов охранительного и очистительного характера: в горящий костер выбрасывали старую солому из постелей, старые лапти, рваную одежду, окуривали одежду дымом, снимая сглаз, прыгали через костер, надеясь избавиться от порчи и приобрести здоровье. В этот день гоняли голубей и выпускали из клеток на волю птиц, «чтобы они пели во славу Божью».

Успение Богородицы.

Успемние Пресвятомй Богоромдицы -- праздник православной и католической церкви. Празднуется 15 августа (28 августа нов.ст.). Посвящён Успению -- праведной кончине Божией Матери. Согласно преданию, в этот день апостолы чудесным образом собрались из мест, где они проповедовали, чтобы проститься с Пресвятой Богородицей и совершить погребение Её пречистого тела.

В православии праздник Успения имеет один день предпразднства и 9 дней попразднества. Празднику предшествует двухнедельный (Успенский) пост с 1 по 14 августа. В некоторых местах ради особого чествования праздника совершается особая Служба погребению Богоматери (особенно торжественно - в Иерусалиме, в Гефсимании).

Заключение

Я считаю, что даже в наше современное время вера и традиции занимают важное место в жизни каждого отдельного человека, семьи. Вера способна сделать наше общество добрее, терпимее друг к другу, что очень важно в это время, когда кругом столько равнодушия и озлобленности в человеческих сердцах. В наш скоростной век люди забыли о любви милосердии и о вере. Вера в Чудо, как в Рождественскую ночь, очищение и обновление сердца, как в праздник Пасхи способны сделать жизнь каждого человека полной, радостной и не равнодушной к окружающим!

Список литературы

1. Сочинения» А. С. Хомякова (т. II, «Сочинения Богословские», М., 1876);

2. «Историч. и критические опыты» проф. Н. И. Барсова (СПб., 1879; ст. «Новый метод»);

3. статьи Овербека о значении православия по отношению к зап. вероисповеданиям («Христианское Чтение», 1868, II, 1882, 1883, 1 -- 4 и др.) и «Православное Обозрение», (1869, 1, 1870, 1 -- 8);

4. Геттэ, «Основные начала православия» («Вера и Разум», 1884, 1, 1886, 1);

5. архим. Федор, «О православии в отношении к современности» (СПб., 1861);

6. прот. П. А. Смирнов, «О православии вообще и в частности по отношению к славянским народам» (СПб., 1893);

7. «Собрание духовно-литературных трудов» прот. И. Яхонтова (т. II, СПб., 1890, статья «О православии российской церкви»);

8. Н. И. Барсов, «Вопрос о религиозности русского народа» (СПб., 1881).

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Догматическая деятельность восточной Церкви в эпоху Вселенских Соборов. Сущность, история и порядок осуществления семи таинств, установленных для блага и спасения верующих: Крещение, Миропомазание, Причащение, Покаяние, Священство, Брак, Елеосвящение.

    курсовая работа , добавлен 23.08.2011

    Крещение. Вода - символ очищения, символ жизни, но одновременно и смерти: в пучинах вод таится погибель. Обряд погружения в воды - священный акт приобщения к чередованию жизни и смерти. Миропомазание. Евхаристия. Покаяние. Брак. Священство. Елеосвящение.

    реферат , добавлен 17.11.2004

    Таинство как священнодействие, в котором верующим сообщается под видимым образом невидимая благодать Божия. Описание основных таинств, признаваемых католической церковью: крещение, миропомазание, евхаристию, покаяние, елеосвящение, священство и брак.

    презентация , добавлен 28.01.2014

    Роль религии в жизни человека. Вера в Бога, Иисуса Христа. Приход христианства на Русь. Историческое содержание Библии. Святыни России: Соловки, Новый Иерусалим, село Годеново, монастыри Валам и Псково-Печерский. Архитектура Троице-Сергиевой Лавры.

    презентация , добавлен 17.03.2014

    Таинства христианства. Христианские обряды. Крещение. Венчание. Соборование. Елеосвящение. Погребение усопших. Суточный круг церковного богослужения. Христианство имеет длительную историю. Принципы народного самосознания, принявшие христианскую форму.

    реферат , добавлен 29.04.2007

    Авраамическая мировая религия, основанная на жизни и учении Иисуса Христа, описанных в Новом Завете. Численность приверженцев вероучения в разных странах мира. Христианские конфессии и учения. Храмы Иисуса Христа. Палестина - родина христианства.

    презентация , добавлен 06.09.2011

    Христианство как авраамическая мировая религия, основанная на жизни и учении Иисуса Христа, описанная в Новом Завете. История и основные этапы зарождения и развития данной религии, причины ее распространенности и популярности на современном этапе.

    презентация , добавлен 20.12.2010

    Новый и Ветхий Завет о возрождении. Его результаты (оправдание, усыновление, уверенность в спасении, ненависть к греху, любовь к Богу). Участие человека и Бога в возрождении. Обращение и покаяние. Вера в Иисуса Христа как Спасителя. Крещение Духом Святым.

    дипломная работа , добавлен 23.09.2013

    Источники информации о жизни Иисуса и его учении. Жизнеописание Иисуса Христа, его родословие, дата рождения, сретение. Принятие им крещения от Иоанна Крестителя на реке Иордан. Выступление с проповедью о покаянии перед лицом наступления Царства Божьего.

    доклад , добавлен 11.04.2015

    Понятие смерти и бессмертия. Взгляды древнегреческих философов на проблему бессмертия души. Смерть и бессмертие в христианстве, исламе и буддизме. Представления о жизни души после смерти в иудейской культуре. Бессмертие в культуре египтян и тибетцев.

Владимир Васильев родился 18 апреля 1940 года в городе Москва. По окончании Московского хореографического училища в 1958 году, Володя был принят в балетную труппу Большого театра. Уже в годы учебы он поражал виртуозной техникой исполнения и несомненным актерским талантом, умением перевоплощаться. На сцене Большого он дебютировал в балете «Каменный цветок» Ю.Григоровича в 1959 году.

Вскоре Васильев, завоевав любовь и признание зрителей и критики, стал одним из ведущих солистов балетной труппы этого театра более чем на 30 лет. Он станцевал главные партии современного и классического репертуара в балетах: «Золушка», «Страницы жизни», «Дон Кихот», «Паганини», «Жизель», «Ромео и Джульетта» и других. Балетмейстеры не только предлагали Васильеву главные роли, но и ставили специально для него. Он был первым исполнителем сольной партии в «Танцевальной сюите», в балете Р.Щедрина «Конек-Горбунок», в «Спартаке» А.Хачатуряна, в «Лесной песне» Г.Жуковского, в «Петрушке» И.Стравинского… Также Васильев много и с огромным успехом выступал за рубежом у таких постановщиков, как Р.Пети, М.Бежара, Л.Мясина.

Он создал яркие, запоминающиеся образы, зачастую предлагая новое их прочтение. Кроме Екатерины Максимовой – постоянной партнерши и жены Васильева, которую он всегда называл своей Музой, – с ним танцевали такие знаменитые балерины, как Г.Уланова (она на многие годы станет другом, педагогом и репетитором Васильева), М.Плисецкая, О.Лепешинская, Р.Стручкова, Н.Бессмертнова, И.Колпакова, А.Алонсо, Х.Мендес, Л.Кози, К.Фраччи и другие. Находясь в самом расцвете исполнительского мастерства, Васильев уже тогда ощутил потребность в более полной реализации своего творческого потенциала – тягу к хореографии. Его балетмейстерским дебютом стал балет «Икар» в 1971 году. В качестве хореографа, Васильев также поставил: «Эти чарующие звуки...», «Макбет», «Фрагменты одной биографии», «Анюта», «Ромео и Джульетта», «Золушка», «Дон Кихот», «Жизель», «Лебединое озеро» и другие.

Постановки Васильева восторженно принимала публика, особенно те, где он сам и Екатерина Максимова исполняли центральные партии. В настоящее время балеты в его постановке идут не только на сцене Большого театра, но и во многих других театрах России и мира. Творческие интересы Васильева простираются и в другие области искусства – он снимался как драматический актер в художественных фильмах, в оригинальных телебалетах, где выступал не только как исполнитель, но и как хореограф и режиссер-постановщик. Большой интерес вызывает у Васильева и педагогическая деятельность.

В 1982 году он окончил хореографический факультет ГИТИСа и с этого же года начал там преподавать, являлся заведующим кафедрой хореографии (1985-1995), а в 1989 году ему присвоено ученое звание профессора.

В 1995-2000 годах Васильев был Художественным руководителем-директором Большого театра. В настоящее время Владимир Викторович активно сотрудничает со многими театрами страны и мира, возглавляет и участвует в работе жюри различных международных конкурсов артистов балета, дает мастер-классы, готовит новые спектакли и роли. Возглавляя Фонд Г.Улановой, Васильев ставит и проводит ежегодные гала-концерты «Галине Улановой посвящается».

Васильев – Народный артист СССР, лауреат различных российских и международных премий, награжден орденами и медалями. Он почетный профессор МГУ, действительный член Международной академии творчества и Академии российского искусства и т.д. Творчеству Васильева посвящены фильмы и книги. Свободное время Владимир Викторович в основном посвящает живописи. Основная тема полотен Васильева – пейзажи, в которых он старается передать красоту русской природы (состоялось шесть персональных выставок его работ). Еще он пишет стихи, его перу принадлежит поэтический сборник «Цепочка дней».

Хореограф Владимир Васильев всегда отличался свежим взглядом даже на классические произведения и неповторимой работоспособностью.

Сам Васильев также снимается в фильмах-балетах. Его можно увидеть в цветном телевизионном балете "Трапеция", телебалетах "Спартак", "Жиголо и Жиголетта".

Работа балетмейстером

Когда Васильев понял, что его карьера на сцене подходит к концу, он не пожелал оставлять балет. Для этого в 1982 году он получает диплом государственного института театрального искусства (ГИТИС) на балетмейстерском отделении.

Тогда же он начинает сам преподавать в этом вузе, делится со студентами секретами своего мастерства. Педагогом балетмейстер Васильев работает до 1995 года. При этом на протяжении целых десяти лет руководит кафедрой хореографии. В 1989 году получает звание профессора.

Во главе Большого театра

До 1995 года Владимир Васильев балетмейстером был первоклассным. Поставил не один балет, который до сих пор с успехом идет на сцене Большого театра.

В 1995 году в его карьере наступает новый этап. Он получает пост художественного руководителя Большого театра, который параллельно совмещает с должностью директора этого учреждения культуры. На этом посту он проработал на протяжении пяти лет. Большой театр с Владимиром Васильевым сегодня ассоциируется у многих отечественных и зарубежных зрителей.

Во главе Большого театра он запомнился не только появлением новых постановок, но и тем, что в 1999 году основал балетную школу Большого театра в далеком городе Жоинвилле, расположенном в Бразилии.

В последние годы имя Владимира Васильева, балетмейстера, все реже встречается в средствах массовой информации. В центре общественного внимания он оказался в 2003 году, когда в голландской столице Амстердаме вошел в состав жюри престижного конкурса "Евровидение для молодых танцоров".

В 2014 году Васильев на время снова вернулся на сцену. В мини-балете "Первый бал Наташи Ростовой" он исполнил роль Ильи Андреевича, отца героини. Это произведение было продемонстрировано зрителям в рамках зимних Олимпийских игр, которые проходили на территории России, в Сочи.

Личная жизнь

Был женат только один раз Владимир Викторович Васильев. Личная жизнь артиста - яркий пример крепкой и беззаветной любви. Его избранницей стала Екатерина Максимова. Она была балериной, на протяжении многих лет они вместе выходили на сцену Большого театра.

Екатерина Максимова и Владимир Васильева были не только супругами, но и коллегами, друзьями и партнерами. Правда, в жизни, целиком посвященной творчеству, пришлось чем-то жертвовать. Детей у супружеской пары так и не было.

Несмотря на это, Екатерина Максимова и Владимир Васильев прожили долгую и счастливую совместную жизнь, полную радостей и разочарований. Но главное - они все время были вместе.

В 2009 году Максимова скончалась. Ей было 70 лет. С тех пор Васильев живет один. По его собственным словам, он лишился частички своей души и постоянно скорбит о возлюбленной. Все последние постановки, над которыми он работает, герой нашей статьи неизменно посвящает памяти любимой женщины.

Общественная деятельность

Васильев известен не только своей карьерой на сцене, но и общественной деятельностью. К тому же Владимир Васильев награды получал и от советской, и от российской власти. Везде его ценили и берегли.

Одно из первых значимых достижений - звание Заслуженного артиста РСФСР, полученное в 1964 году. Также у Васильева была премия Ленинского комсомола, Ленинская премия, орден Ленина. С 1973 года Владимир Васильев - Народный артист.

В 1981 году он получил орден Дружбы народов, спустя еще пять лет орден Трудового Красного Знамени. Уже в 2000 году президент России Владимир Путин вручил ему орден "За заслуги перед Отечеством" четвертой степени с формулировкой за неоценимый вклад в развитие российского искусства хореографии. В 2008 году Васильев получил этот же орден и третьей степени. На этот раз за многолетнюю яркую общественную и творческую деятельность.

Много у Васильева и зарубежных наград. Во Франции он стал обладателем ордена "За заслуги", в Бразилии ордена Риу-Бранку, в Италии ордена Звезды Италии, в Японии - ордена Восходящего солнца.

Множество заслуг у Васильева и в педагогической сфере. Он почетный профессор МГУ, член Международной академии творчества, а также академии российского искусства. До сих пор является заместителем руководителя исполнительного комитета отечественного центра Международного совета танца при ЮНЕСКО. Входит в состав жюри независимой творческой премии "Триумф". На протяжении практически двух десятков лет руководит фондом памяти балерины Галины Улановой.

Большое значение в творческом мире имеет конкурс артистов балета "Арабеск". Васильев пять лет возглавлял жюри конкурса, а с 1996 году стал его художественным руководителем. Это открытый конкурс артистов балета, который ежегодно проводится в Перми.

Васильев вместе с супругой приложили много усилий, чтобы этот конкурс стал известным и знаменитым на весь мир.

В 2008 году состоялось знаковое событие. Оно совпало с пятидесятилетним юбилеем творческой деятельности легендарной супружеской пары. Поэтому конкурс был посвящен именно им. Он стал бенефисом Васильева и Максимовой.

В год своего семидесятилетия Васильев на конкурсе "Арабеск" станцевал в паре с Дарьей Хохловой, а также выступил в качестве постановщика-хореографа миниатюры "Баллада", поставленной на музыку Фредерика Шопена.

Сейчас Васильеву 77 лет. Несмотря на возраст, он продолжает вести активную творческую и общественную деятельность.

Друзья и знакомые о Васильеве

С теплотой и восхищением о Васильеве отзываются все, кто его знал и с ним работал. Или хотя бы видел на сцене. Балетмейстер Большого театра Игорь Моисеев вспоминает, что выступление Васильева - это поэзия, порыв духа. Он артист, обладающий феноменальной техникой, музыку и балет он просто подчиняет себе.

Театральный режиссер и народный артист РСФСР Борис Львов-Анохин утверждает, что герой нашей статьи имеет редкий на сегодняшний день дар сценического и пластического перевоплощения. Он олицетворяет собой русский балет.

Одна из его самых больших удач, по мнению Львова-Анохина, партия Щелкунчика в одноименной постановке.

Владимир Викторович Васильев

Владимир Викторович Васильев. Родился 18 апреля 1940 года в Москве. Советский и российский артист балета, балетмейстер, хореограф, театральный режиссёр, актёр, художник, поэт, педагог. Народный артист СССР (1973).

Отец - Виктор Иванович Васильев, шофер.

Мать - Татьяна Яковлевна Васильева, работала в отделе сбыта на войлочной фабрике.

В хореографии оказался совершенно случайно. Тогда он ходил во второй класс школы. Как-то гулял во дворе и его друг позвал во Дворец пионеров заниматься танцами. Как вспоминал Васильев, на первое занятие он пришел босиком. Прежде всего, мальчика поразила учительница: "Мы же были дети дворов, после войны, а здесь явилось такое волшебное создание. У нее была потрясающая прическа, ее сопровождал аромат духов, и мне показалось, что вышла какая-то богиня. И она нас начала учить вальсу. Знаете - первый танец, а для меня это действительно оказалось просто".

Он оказался настолько способным учеником, что после того, как закончилось его первое занятие, учительница попросила Владимира остаться, чтобы... показать другой группе, как правильно нужно танцевать вальс! "Я был просто потрясен: первое занятие - и мне сразу предложили такое! Потом еще было много чего, она вызвала мою маму, рассказала, что у меня талант...".

Так с 1947 года он начал заниматься танцами, это, как оказалось, определило всю его дальнейшую судьбу.

Позже поступил в Московское хореографическое училище (ныне Московская государственная академия хореографии), которое окончил в 1958 году, класс знаменитого педагога М.М. Габовича.

В 1958-1988 годах - ведущий солист балетной группы Большого театра. Дебютировал в 1959 году в партии Данилы в балете «Каменный цветок» Сергея Прокофьева. А год спустя стал первым исполнителем роли Иванушки в балете «Конёк-горбунок».

За годы своей блестящей карьеры он станцевал практически все ведущие партии классических и современных балетов. Среди наиболее значимых работ - Базиль в балете «Дон Кихот» Л.Ф. Минкуса, Петрушка в одноимённом балете И.Ф. Стравинского, Щелкунчик в балете П.И. Чайковского, Спартак в балете А.И. Хачатуряна, Ромео в «Ромео и Джульетта» Прокофьева, принц Дезире в «Спящей красавице» П.И. Чайковского и многие другие.

Владимир Васильев в балете "Спартак"

Выступал также в балетах зарубежных постановщиков - Р. Пети, М. Бежара, Л. Ф. Мясина. Создал яркие, запоминающиеся образы, зачастую предлагая новое их прочтение. Артист обладает высочайшей техникой танца, даром пластического перевоплощения и большим актёрским мастерством.

Сам он, отвечая на вопрос о своих лучших работах на балетной сцене, говорил: "Могу назвать лишь две самые, которые я сильно не любил: одна - это голубая птица в "Спящей красавице", а вторая - юноша в балете "Шопениана". Я их просто ненавидел - в них не было какого-то развития: ну что, ну голубая птичка, ну порхает и порхает. Эти две роли меня просто абсолютно не цепляли".

При этом большого мастера, строгого к себе, неизменно одолевало чувство неудовлетворенности: "За всю жизнь я станцевал много спектаклей, даже не скажу, сколько именно, но ни один меня никогда не удовлетворял, по крайней мере - мое выступление. Знаете, никогда не оставалось такого чувства: "Боже, я сделал это просто здорово!". Всегда было - то в первом акте что-то не так, то во втором. В другом спектакле вроде и все получилось, а вот какого-то слияния с музыкой не было. Не знаю, наверное, художник всегда должен оставаться неудовлетворенным. Вообще, я себя никогда не считал гениальным".

С 1961 года снимался в кино, дебютировав в роли Иванушки в фильме-балете «Сказка о Коньке-Горбунке» режиссеров Зои Тулубьевой и Александра Радунского по одноименной сказке П. Ершова.

Позже снялся в лентах «Похищение» (артист Васильев), «Ромео и Джульетта» (Ромео), «Жиголо и Жиголетта» (Сид Котмен).

Владимир Васильев в фильме "Жиголо и Жиголетта"

В качестве режиссера снял фильм-спектакль «Анюта», в котором также сыграл роль Петра Леонтьевича, а позже - музыкальную драму «Фуэте», в которой исполнил главных персонажей - Андрея Ярославовича Новикова и Мастера.

Владимир Васильев в фильме "Анюта"

Владимир Васильев в фильме "Фуэте"

С 1971 года начал работать как хореограф, поставил множество балетов на советской и зарубежной сцене, а также телебалеты.

В 1982 году окончил балетмейстерское отделение ГИТИСа. В 1982-1995 годах преподавал тамже хореографию. В 1985-1995 годах - заведующий кафедрой хореографии (с 1989 года - профессор).

В 1989 году случился грандиозный скандал в Большом театре. Тогда ведущие артисты театра, среди которых были Владимир Васильев и Екатерина Максимова, написали открытое письмо в газету «Правда». Они утверждали, что русский балет деградирует и обвиняли в диктате художественного руководителя труппы Юрия Григоровича.

Скандал закончился увольнением Васильева и Максимовой. Они работали за рубежом: парижская Гранд-Опера, Миланская Ла-Скала, Метрополитен Опера, Римская опера. Позже вернулись на родину.

"Балет занимает всю мою жизнь, и все мое творчество было посвящено только ему" , - говорил Владимир Васильев.

В 1995-2000 годах работал художественным руководителем балетной труппы и директором Большого театра.

С 1989 года - действительный член Международной академии творчества, с 1990-го - Академии российского искусства. Также с 1990 года - секретарь Союза театральных деятелей России, заместитель председателя исполкома Российского центра Международного совета танца при ЮНЕСКО.

С 1992 года - член жюри Российской независимой премии в области высших достижений литературы и искусства «Триумф».

С 1995 года - почетный профессор МГУ.

С 1998 года - президент Фонда Г.С. Улановой.

В 1990-1995 годах - председатель жюри, а с 1996-го - художественный руководитель Открытого конкурса артистов балета «Арабеск» (Пермь). В 2008 году «Арабеск» совпал с пятидесятилетием творческой деятельности супружеской пары и поэтому X конкурс был посвящён им.

В 1999 году по инициативе и непосредственном участии В. Васильева была открыта балетная школа Большого театра в Жоинвилле (Бразилия).

В 2003 году был в составе жюри конкурса «Евровидение для молодых танцоров 2003» в Амстердаме.

С 2004 года - председатель жюри ежегодного Международного детского фестиваля «Танцолимп» в Берлине.

В 2014 году выступил в партии Ильи Андреевича Ростова в мини-балете «Первый бал Наташи Ростовой» на сборную музыку (хореография Раду Поклитару), показанном на открытии Зимних Олимпийских игр 2014 в Сочи.

В 2015 году в честь 75-летнего юбилея танцора состоялась премьера балетного спектакля «Donna nobis pasem» на музыку Баха. Юбиляр выступил как постановщик балета, партии исполнили танцоры Татарского академического театра имени Мусы Джалиля.

Пишет стихи и картины. "Это иммунитет для меня - воплощать себя в стихах, живописи", - пояснял Васильев.

Владимир Васильев и Екатерина Максимова. Больше, чем любовь

Рост Владимира Васильева: 185 сантиметров.

Личная жизнь Владимира Васильева:

Жена - (1939-2009), балерина, народная артистка СССР, его постоянный сценический партнёр.

Екатерина была внучкой расстрелянного в 1937-м учёного-философа. Познакомились они в Москве в конце сороковых годов. Владимиру тогда было девять лет, а Екатерине - десять. Они оба страстно увлеклись балетом. Екатерина долго не обращала на него особого внимания, лишь в последнем классе балетного училища Владимир понял, что не может без нее и признался Максимовой в любви. Она ответила взаимностью.

Они стали одной из самых красивых пар мирового балета, им рукоплескали президенты и монархи, королева Великобритании называла их "гениями балета". Они были знакомы 60 лет, и почти полвека женаты - до смерти Максимовой.

Жили в посёлке Снегири под Москвой, куда перебрались в начале 1970-х.

Очень хотели иметь детей, но не получилось.

Фильмография Владимира Васильева:

1961 - Сказка о Коньке-Горбунке - Иванушка
1961 - СССР с открытым сердцем (документальный)
1969 - Похищение - артист Васильев
1969 - Москва в нотах
1970 - Трапеция (фильм-спектакль)
1970 - Парад аттракционов (документальный)
1973 - Дуэт (документальный)
1974 - Ромео и Джульетта - Ромео
1975 - Спартак (фильм-балет) (фильм-спектакль) - Спартак
1978 - Щелкунчик (фильм-спектакль) - Щелкунчик, принц
1980 - Жиголо и Жиголетта (Zhigolo i Zhigoletta) (короткометражный) - Сид Котмен
1980 - Большой балет (фильм-концерт) (фильм-спектакль)
1981 - 50 лет театру кукол Сергея Образцова (фильм-спектакль)
1982 - Дом у дороги (фильм-спектакль) - Андрей
1982 - Анюта (фильм-спектакль) - Петр Леонтьевич, отец Анюты
1985 - Анна Павлова (документальный)
1986 - Фуэте - Андрей Ярославович Новиков / Мастер
1987 - Балет от первого лица (документальный)
1988 - Гран па в белую ночь
1990 - Катя и Володя (документальный)
1991 - Откровения балетмейстера Федора Лопухова (документальный)
2005 - Взлеты и падения Мариса Лиепы (документальный)
2006 - 100 лет неодиночества. Игорь Моисеев (документальный)
2006 - Как уходили кумиры. Арам Хачатурян (документальный)
2007 - Как уходили кумиры. Марис Лиепа (документальный)
2007 - Нериюс (Nerijus) (документальный)
2009 - Фуэте длиною в жизнь... (документальный)
2009 - Синее море... белый пароход... Валерия Гаврилина (документальный)
2009 - Савелий Ямщиков. Числюсь по России (документальный)
2010 - Татьяна Вечеслова. Я - балерина (документальный)
2011 - Ия Саввина. Гремучая смесь с колокольчиком (документальный)

Режиссерские работы Владимира Васильева:

1981 - Мир Улановой (документальный)
1982 - Анюта (фильм-спектакль)
1986 - Фуэте

Балетные партии Владимира Васильева:

Большой театр:

1958 - «Русалка» А. Даргомыжского, хореография Е. Долинской, Б. Холфина - цыганский танец;
1958 - «Демон» А. Рубинштейна - танец «лезгинка»;
1958 - хореографическая картина «Вальпургиева ночь» в опере «Фауст» Ш. Гуно, хореография Л. Лавровского - Пан;
1958 - «Шопениана» на музыку Ф. Шопена, хореография М. Фокина - Солист;
1959 - «Каменный цветок» С. Прокофьева в постановке Ю. Григоровича - Данила;
1959 - «Золушка» С. Прокофьева, хореография Р. Захарова - Принц;
1959 - «Танцевальная сюита» на музыку Д. Шостаковича в постановке А. Варламова - Солист - первый исполнитель;
1960 - хореографическая миниатюра «Нарцисс» на музыку Н. Черепнина, хореография К. Голейзовского - Нарцисс - первый исполнитель («Вечер новых хореографических миниатюр»);
1960 - «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева, хореография Л. Лавровского - Бенволио;
1960 - «Шурале» Ф. Яруллина в постановке Л. Якобсона - Батыр;
1960 - «Конёк-горбунок» Р. Щедрина в постановке А. Радунского - Иванушка - первый исполнитель;
1961 - «Лесная песня» М. Скорульского, балетмейстеры О. Тарасова, А. Лапаури - Лукаш - первый исполнитель;
1961 - «Страницы жизни» А. Баланчивадзе, хореография Л. Лавровского - Андрей;
1962 - «Паганини» С. Рахманинова в постановке Л. Лавровского - Паганини;
1962 - «Спартак» А. Хачатуряна в постановке Л. Якобсона - Раб - первый исполнитель;
1962 - «Дон Кихот» Л. Минкуса, хореография А. Горского - Базиль;
1963 - «Класс-концерт» на музыку А. Глазунова, А. Лядова, А. Рубинштейна, Д. Шостаковича в постановке А. Мессерера - Солист - был в числе первых исполнителей этого балета;
1963 - «Лауренсия» А. Крейна, хореография В. Чабукиани - Фрондосо;
1963 - «Спящая красавица» П. И. Чайковского, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича - Голубая птица;
1964 - «Жизель» А. Адана, хореография Ж. Коралли, Ж. Перро и М. Петипа в редакции Л. Лавровского - Альберт;
1964 - «Петрушка» И. Стравинского, хореография М. Фокина - Петрушка;
1964 - «Лейли и Меджнун» С. Баласаняна, хореография К. Голейзовского - Меджнун - первый исполнитель;
1966 - «Щелкунчик» П. И. Чайковского в постановке Ю. Григоровича - Щелкунчик-принц - первый исполнитель;
1968 - «Спартак» А. Хачатуряна в постановке Ю. Григоровича - Спартак - первый исполнитель;
1971 - «Икар» С. Слонимского в собственной постановке - Икар;
1973 - «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева, хореография Л. Лавровского - Ромео;
1973 - «Спящая красавица» П. И. Чайковского, хореография М. Петипа во второй редакции Ю. Григоровича - Принц Дезире - первый исполнитель;
1975 - «Иван Грозный» на музыку С. Прокофьева в постановке Ю. Григоровича - Иван Грозный;
1976 - «Ангара» А. Эшпая в постановке Ю. Григоровича - Сергей - первый исполнитель;
1976 - «Икар» С. Слонимского в собственной постановке (вторая редакция) - Икар - первый исполнитель;
1979 - большое адажио из балета «Ромео и Юлия» Г. Берлиоза, хореография и постановка М. Бежара - Ромео - первый исполнитель в СССР;
1980 - «Макбет» К. Молчанова в собственной постановке - Макбет - первый исполнитель;
1986 - «Анюта» на музыку В. Гаврилина по А. Чехову в собственной постановке - Пётр Леонтьевич - первый исполнитель;
1988 - концертный номер «Элегия» на музыку С. Рахманинова - Солист;
«Золотой век» Д. Шостаковича, хореография Ю. Григоровича - Борис

Другие театры:

1977 - «Петрушка» И. Стравинского, хореография М. Бежара - Юноша (театр «Балет ХХ века», Брюссель);
1987 - «Голубой ангел» на музыку М. Констана, хореография Р. Пети - профессор Унрат (Марсельский балет, Франция);
1988 - «Грек Зорба» на музыку М. Теодоракиса, хореография Лорки Мясина - Зорба («Арена ди Верона», Италия);
1988 - «Парижское веселье» на музыку Ж. Оффенбаха, хореография Л. Мясина - Барон (Театр Сан-Карло, Неаполь, Италия);
1988 - «Пульчинелла» на музыку И. Стравинского, хореография Л. Мясина - Пульчинелла (Театр Сан-Карло);
1989 - «Нижинский», режиссёр Б. Менегатти - Нижинский (Театр Сан-Карло);
1994 - «Золушка» С. Прокофьева - хореограф и роль мачехи Золушки (Кремлёвский балет);
2000 - «Долгое путешествие в Рождественскую ночь» на музыку П. Чайковского и И. Стравинского, режиссёр Б. Менегатти - Маэстро (Римская опера);
2009 - «Дягилев Мусагет. Венеция, август 1929» на сборную музыку, режиссёр Б. Менегатти - Дягилев (Римская опера на сцене Муниципального театра)

Постановки Владимира Васильева:

1969 - «Принцесса и Дровосек», сказка-комедия Г. Волчек и М. Микаэлян (Театр «Современник»;
1971 - «Икар», балет С. Слонимского (Большой театр, 1976 - вторая редакция);
1977 - «Тахир и Зухра», опера-балет Т. Джалилова (Большой театр имени Алишера Навои, Ташкент);
1978 - «Эти чарующие звуки...», балет на музыку А. Корелли, Дж. Торелли, В.-А. Моцарта, Ж.-Ф. Рамо (Большой театр);
1980 - «Макбет», балет К. Молчанова (Большой театр; 1981 - Новосибирский театр оперы и балета; 1984 - Немецкая государственная опера, Берлин; 1986 - Будапештская опера, Венгрия; 1990 - театр «Кремлёвский балет»);
1981 - «Юнона и Авось», рок-опера А. Рыбникова, режиссёр М. Захаров (Ленком);
1981 - вечер памяти «В честь Галины Улановой» / Hommage d’Oulanova (постановщик и один из исполнителей, концертный зал «Плейель», Париж);
1981 - «Я хочу танцевать» на музыку русских композиторов (Государственный центральный концертный зал «Россия»; 1990 - Большой театр);
1981 - «Фрагменты одной биографии» на музыку аргентинских композиторов (концертный зал «Россия»; 1990 - Большой театр);
1983 - хореографическая композиция на музыку П. Чайковского (Балет Елисейских полей, Париж; 1990 - Большой театр);
1986 - «Анюта», балет на музыку В. Гаврилина по рассказу А. Чехова (Большой театр, театр «Сан-Карло», Рижский театр оперы и балета; 1987 - Челябинский театр оперы и балета имени М. И. Глинки; 1990 - Татарский театр оперы и балета имени Мусы Джалиля, Казань; 1993 - Пермский театр оперы и балета имени П. И. Чайковского; 2008 - Омский музыкальный театр; Воронежский театр оперы и балета; 2009 - Красноярский театр оперы и балета; 2011 - Самарский театр оперы и балета);
1988 - «Элегия», концертный номер на музыку С. Рахманинова (Большой театр);
1988 - «Паганини», новая редакция балета Л. Лавровского на музыку С. Рахманинова (театр «Сан-Карло»; 1995 - Большой театр);
1989 - «Сказка о Попе и работнике его Балде», музыкально-драматическая композиция на музыку Д. Шостаковича (Концертный зал им. П. И. Чайковского, постановщик и сорежиссёр Ю. Борисова; первый исполнитель роли Балды);
1990 - «Ромео и Джульетта», балет С. Прокофьева (Московский музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко; 1993 - Литовская национальная опера, Вильнюс; 1999 - Латвийская национальная опера, Рига; 2002 - Муниципальный театр Рио-де-Жанейро);
1991 - «Дон Кихот», балет Л. Минкуса (Американский театр балета; 1994 - «Кремлёвский балет»; 1995 - Литовская национальная опера; 2001 - «Токио-балет», Япония; 2007 - Национальный театр, Белград);
1993 - «Аида» Дж. Верди, хореографические сцены в опере (режиссёр Ф. Дзеффирелли (Римская опера; 2004 - Арена ди Верона; 2006 - театр «Ла Скала»);
1994 - «Золушка», балет С. Прокофьева («Кремлёвский балет», постановщик и первый исполнитель роли мачехи Золушки; 2002 - Челябинский театр оперы и балета; 2006 - Воронежский театр оперы и балета);
1994 - «Жизель», балет А. Адана, новая хореографическая редакция на основе хореографии Ж. Коралли, Ж. Перро, М. Петипа (Римская опера; 1997 - Большой театр);
1994 - «Ностальгия» на музыку русских композиторов (театр «Кремлёвский балет», постановщик и первый исполнитель главной партии);
1994 - «Художник читает Библию», музыкально-драматическая композиция (Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина);
1995 - «О, Моцарт! Моцарт...», реквием на музыку В.-А. Моцарта, Н. Римского-Корсакова, А. Сальери («Новая опера», Москва);
1995 - «Хованщина» М. Мусоргского, хореографические сцены в опере (режиссёр Б. Покровский, Большой театр);
1996 - «Лебединое озеро», балет П. И. Чайковского, хореографическая редакция с использованием фрагментов хореографии Л. Иванова (Большой театр);
1996 - «Травиата» Дж. Верди (Большой театр);
1997 - хореографическая композиция на музыку увертюры к опере М. Глинки «Руслан и Людмила» (Большой театр);
1999 - «Балда», балет на музыку Д. Шостаковича (Большой театр; 2006 - Театр оперы и балета Санкт-петербургской консерватории);
2009 - «Заклятие рода Эшеров», балет на музыку Г. Гетти (Большой театр, новая сцена);
2015 - «Даруй нам мир», балет на музыку Мессы си минор И. С. Баха (Татарский театр оперы и балета имени Мусы Джалиля)

Библиография Владимира Васильева:

2001 - «Цепочка дней» (сборник стихов)

Биография

Владимир Викторович Васильев - советский и российский артист балета, балетмейстер, хореограф, актёр, театральный режиссёр, педагог. Народный артист СССР (1973).
Супруга - Екатерина Сергеевна Максимова, выдающаяся балерина, педагог, народная артистка СССР и России, лауреат Государственных премий СССР и России (ушла из жизни в апреле 2009 года). В 1958 году окончил МАХУ по классу М. М. Габовича, 26 августа 1958 года стал солистом балетной группы Большого театра, где проработал больше 30 лет.

Ранние годы

Родился 18 апреля 1940 года в Москве. Отец - Васильев Виктор Иванович (1912-1963), работал шофером на фабрике технического войлока. Мать - Кузьмичева Татьяна Яковлевна (1920 г.р.), работала начальником отдела сбыта на той же фабрике, в настоящее время на пенсии.
В 1947 году юный Володя Васильев случайно оказался на занятиях хореографического кружка Кировского дома пионеров. Педагог Елена Романовна Россе сразу отметила особую одаренность мальчика и предложила ему заниматься в старшей группе. В следующем году он занимался уже в городском Дворце пионеров, с хореографическим ансамблем которого в 1948 году впервые выступил в концерте на сцене Большого театра - это были русский и украинский танцы.

В 1949 году Васильев был принят в Московское академическое хореографическое училище в класс E.A. Лапчинской. В 1958 году окончил училище по классу М.М. Габовича, знаменитого премьера Большого театра. Уже в годы учебы Васильев поражал редким сочетанием экспрессии, виртуозной техники с несомненным актерским талантом, умением перевоплощаться. На отчетном концерте выпускников он не только танцевал традиционные вариации и па-де-де, но и создал исполненный глубокого трагизма образ 60-летнего ревнивца Джотто в балете «Франческа да Римини». Именно об этой роли были сказаны пророческие слова педагога МХУ Тамары Степановны Ткаченко: «Мы присутствуем при рождении гения!»

Большой театр

26 августа 1958 года Владимир Васильев был принят в балетную труппу Большого театра. Из училища он выпускался как деми-характерный танцовщик и даже не думал танцевать классику. И первоначально в театре у него действительно были характерные роли: цыганский танец в опере «Русалка», лезгинка в опере «Демон», Пан в хореографической сцене «Вальпургиева ночь» - первая большая сольная партия. Однако было что-то в молодом танцовщике, что обратило на него внимание великой Галины Улановой, и она предложила ему быть ее партнером в классическом балете «Шопениана». Галина Сергеевна на многие годы станет другом, педагогом и репетитором Васильева и окажет огромное влияние на профессиональное и духовное формирование артиста.

Поверил в его талант и балетмейстер Юрий Николаевич Григорович, который тогда только пришел в театр. Он предложил 18-летнему выпускнику училища центральную партию в своей постановке балета С.С. Прокофьева «Каменный цветок», в которой Васильев сразу завоевал любовь и признание зрителей и критики. Последовали другие главные партии современного и классического репертуара: Принц («Золушка», 1959), Андрей («Страницы жизни», 1961), Базиль («Дон Кихот», 1962), Паганини («Паганини», 1962), Фрондосо («Лауренсия», 1963), Альберт («Жизель», 1964), Ромео («Ромео и Джульетта», 1973).

Балетмейстеры не только предлагали Васильеву главные роли, но и ставили специально для него. Он был первым исполнителем сольной партии в «Танцевальной сюите» (постановка А.А.Варламова, 1959), партии Иванушки в балете Р.К.Щедрина «Конек-Горбунок» (постановка А.И.Радунского, 1960), Раба в «Спартак е» А.И.Хачатуряна (постановки Л.В. Якобсона, 1960, 1962), Лукаша в «Лесной песне» Г.Л.Жуковского (постановка О.Г. Тарасовой и А.А. Лапаури, 1961), Солиста в «Класс-концерте» (постановка А.М. Мессерера, 1963), Петрушки в балете И.Ф. Стравинского «Петрушка» (постановка К.Ф. Боярского по М.М. Фокину, 1964), исполнителем Батыра в «Шурале» Ф.З. Яруллина. В каждой новой работе Васильев опровергал установившееся мнение о своих возможностях артиста и танцовщика, доказывая, что он действительно «исключение из правил», личность, способная воплотить на сцене любой образ - и классического балетного Принца, и горячего испанца Базиля, и русского Иванушку, и безумно влюбленного восточного юношу, и мощного народного вождя, и кровавого царя-деспота.

Почти все спектакли лучшего периода творчества Ю.Н. Григоровича также связаны с именем Владимира Васильева, который был первым исполнителем центральных партий в его постановках: Щелкунчик (1966), Голубая птица (1963) и принц Дезире (1973) в балетах П.И. Чайковского «Щелкунчик » и «Спящая красавица»; знаменитый Спартак в одноименном балете А.И. Хачатуряна (1968; за эту роль Васильев был удостоен Ленинской премии и премии Ленинского комсомола), Иван Грозный в одноименном балете на музыку С.С. Прокофьева (1975, вторая премьера), Сергей в «Ангаре» А.Я. Эшпая (1976; Государственная премия). Однако постепенно между В. Васильевым и Ю. Григоровичем наметилось серьезное различие в творческих позициях, переросшее в конфликт, в результате которого в 1988 году В. Васильев, Е. Максимова, как и ряд других ведущих солистов были вынуждены расстаться с Большим театром.

Международное признание

За время своей творческой карьеры Васильев много и с огромным успехом выступал за рубежом - в «Гранд-опера», «Ла Скала», «Метрополитен-опера», «Ковент-Гардене», Римской опере, театре «Колон», и т. д. Феномен Владимира Васильева всегда привлекал выдающихся деятелей зарубежного театра: Морис Бежар поставил специально для него свою версию балета И.Ф. Стравинского «Петрушка» («Балет XX века», Брюссель, 1977). Позднее на концертах Васильев совместно с Максимовой неоднократно исполнял фрагмент из его балета «Ромео и Юлия» на музыку Г. Берлиоза.

В 1982 году Франко Дзеффирелли пригласил его и Екатерину Максимову для участия в съемках фильма-оперы «Травиата » (Испанский танец - постановка и исполнение). В 1987 году Васильев выступает в роли профессора Унрата в постановке Ролана Пети «Голубой ангел» на музыку М. Констана («Марсельский балет»). 1988 год ознаменован первым исполнением главной партии Зорбы в постановке Лорки Мясина «Грек Зорба» на музыку М. Теодоракиса («Арена ди Верона»), а также первым исполнением главных партий одноактных балетов Леонида Мясина «Пульчинелла» И.Ф. Стравинского (Пульчинелла) и «Парижское веселье» на музыку Ж. Оффенбаха (Барон) в возобновлении Лорки Мясина в театре «Сан-Карло» (Неаполь).

В 1989 году Беппе Менегатти поставил спектакль «Нижинский» с Васильевым в главной роли (театр «Сан-Карло»). Выступления Васильева (а позднее и его балеты) всегда вызывали особое отношение публики - французы назвали его «богом танца», итальянцы носили на руках, в Аргентине после премьеры его постановки на музыку аргентинских композиторов «Фрагменты одной биографии» он просто стал национальным героем и почетным гражданином Буэнос-Айреса, американцы назвали его почетным гражданином города Тусона и т. д.

Кроме Екатерины Максимовой - постоянной партнерши Владимира Васильева, которую он всегда называл своей Музой, - с ним танцевали такие знаменитые балерины, как Галина Уланова, Майя Плисецкая, Ольга Лепешинская, Раиса Стручкова, Марина Кондратьева, Нина Тимофеева, Наталья Бессмертнова, Ирина Колпакова, Людмила Семеняка, Алисия Алонсо и Хосефина Мендес (Куба), Доминик Кальфуни и Ноэль Понтуа (Франция), Лилиана Кози и Карла Фраччи (Италия), Рита Пулворд (Бельгия), Жужа Кун (Венгрия) и др.

Невероятная виртуозность танцовщика, пластическая выразительность, исключительная музыкальность, драматический талант, глубина мысли и огромная сила эмоционального воздействия явили новый тип современного артиста балета, для которого не существует ни технических сложностей, ни ограничений амплуа или сюжета. Эталоны исполнительского мастерства, заявленные Васильевым, во многом остаются недосягаемыми до сих пор - например, Гран-при Международного конкурса артистов балета, который он завоевал в 1964 году, так больше и не был никому присужден на последующих конкурсах. Закономерно, что в конце XX столетия по опросу ведущих специалистов мира именно Владимир Васильев был признан «Танцовщиком XX века».

Талант балетмейстера

Еще находясь в самом расцвете исполнительского мастерства, Васильев ощущает потребность в более полной реализации своего творческого потенциала и обращается к хореографии. Его балетмейстерским дебютом стал балет «Икар» С.М. Слонимского на сцене Кремлевского дворца съездов (1971 - 1-я редакция; 1976 - 2-я). Уже в первой работе проявляются отличительные особенности хореографического почерка Васильева - необычайная музыкальность и умение раскрывать в пластике тончайшие оттенки человеческих чувств. Не ограничивая себя только одним жанром, в дальнейшем он ставит камерные вечера балета, в которых все определяет музыка и развитие чувств, а не конкретный сюжет: «Эти чарующие звуки...» (на музыку В.А. Моцарта, Дж. Торелли, А. Корелли и Ж.Ф. Рамо, ГАБТ, 1978; экранизирован на ТВ в 1981 году), «Я хочу танцевать» («Ностальгия») на фортепьянную музыку русских композиторов и «Фрагменты одной биографии» на музыку аргентинских композиторов (Концертный зал «Россия», 1983; экранизированы на ТВ в 1985 году); воплощает на сцене литературные произведения: «Макбет» (К.В. Молчанов, ГАБТ, 1980; в 1984 году сделана телевизионная запись спектакля); «Анюта » (по рассказу А.П. Чехова «Анна на шее» на музыку В.А. Гаврилина; театр «Сан-Карло», ГАБТ, 1986), «Ромео и Джульетта» (С.С. Прокофьев, Музыкальный академический театр имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, 1990, Литовская опера, 1993, Латвийская Опера, 1999), «Золушка» (С.С. Прокофьев, Кремлевский театр балета, 1991), «Балда» (по сказке А.С. Пушкина на музыку С.С. Прокофьева, ГАБТ, 1999); предлагает свое видение классических балетов: «Дон Кихот» (Американский балетный театр, 1991, Кремлевский балет, 1994, Литовская Опера, 1995), «Лебединое озеро» (ГАБТ, 1996), «Жизель» (Римская опера, 1994; ГАБТ, 1997), Паганини (Театро Сан-Карло, 1988, ГАБТ, 1995, Театро Архентино, 2002).

В разное время он ставит концертные номера и хореографические миниатюры: «Двое», «Классическое па-де-де», «Русская», «Два немецких танца» и «Шесть немецких танцев», «Ария», «Менуэт», «Вальс», «Карузо», «Шут», «Петрушка», «Элегия», «Увертюра на еврейские темы», «Синкопы» и др.; большие хореографические композиции на музыку Шестой симфонии П.И. Чайковского и Увертюры к опере «Руслан и Людмила» М.И. Глинки. Самым главным в своем творчестве Васильев считает стремление донести до зрителя то, что он чувствует в музыке, сделать танец осязаемым, добиться слияния мысли и чувства, способного эмоционально захватить, увлечь зрителя. Постановки Васильева восторженно принимает публика, особенно те, где он сам и Екатерина Максимова исполняют центральные партии - Икар и Эола, Макбет, Солистка в «Чарующих звуках», Анюта и Петр Леонтьевич, Золушка и Мачеха, герои «Ностальгии» и «Фрагментов одной биографии». В настоящее время балеты в постановке Владимира Васильева идут не только на сцене Большого театра, но и в 19 других театрах России и мира.

Работа в кино, в опере и в драматическом театре

Творческие интересы Васильева простираются и в другие области искусства - он снимается как драматический актер в художественных фильмах «Жиголо и жиголетта» (Сид, 1980), «Фуэте» (Андрей Новиков, Мастер, 1986), в фильме-оратории «Евангелие для лукавого» (центральные роли, 1992); здесь, так же, как и в оригинальных телебалетах «Анюта » (Петр Леонтьевич, 1982) и «Дом у дороги » (Андрей, 1983), он выступает не только как исполнитель, но и как хореограф и режиссер-постановщик.

Васильев ставит оперы: опера-балет «Тахир и Зухра» на музыку Т.Д. Джалилова (Театр имени А. Навои, Ташкент, 1977), реквием «О, Моцарт! Моцарт...» на музыку В.А. Моцарта, А. Сальери, Н.А. Римского-Корсакова (театр «Новая опера», Москва, 1995), «Травиата » Дж. Верди (ГАБТ, 1996) и хореографические сцены в операх «Аида» Дж. Верди (Римская опера, 1993, Арена ди Верона, 2002) и «Хованщина» М.П. Мусоргского (ГАБТ, 1995).

Интересными экспериментами окажутся его работы на драматической сцене: хореография сказки-комедии «Принцесса и Дровосек» в театре «Современник» (1969) и рок-оперы «”Юнона” и “Авось”» в театре Ленком (1981), режиссура и хореография музыкально-драматических композиций «Сказка о Попе и работнике его Балде» (Концертный зал имени П.И. Чайковского, 1989), «Художник читает Библию» (Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, 1994).

Педагогическая деятельность. Снова Большой

Большой интерес вызывает у Васильева и педагогическая деятельность. В 1982 году он оканчивает хореографический факультет ГИТИСа по специальности балетмейстер-постановщик и с этого же года начинает там преподавать. С 1985 по 1995 год Васильев являлся заведующим кафедрой хореографии ГИТИСа (РАТИ). В 1989 году ему присвоено ученое звание профессора.

В 1995 году Указом Президента РФ В.В. Васильев был назначен Художественным руководителем-директором Большого театра. Васильеву удалось вывести театр из тяжелого кризисного состояния, в котором он находился в те годы. Каждый год в театре проходили премьеры, позволившие сплотить творческий потенциал труппы, в том числе при участии выдающихся зарубежных мастеров: Питера Устинова, Пьера Лакотта, Джона Тараса, Сьюзен Фарелл, Юбера де Живанши и др. Масштабные зарубежные гастроли театра заставили мир заговорить о возрождении Большого театра. В сентябре 2000 года Васильев был освобожден от занимаемой должности «в связи с ее упразднением».

Последнее десятилетие

Владимир Васильев активно сотрудничает со многими театрами страны и мира, возглавляет и участвует в работе жюри различных международных конкурсов артистов балета, дает мастер-классы, репетирует, готовит новые спектакли и роли. В конце 2000 года в Римской опере с триумфальным успехом прошла премьера спектакля «Долгое путешествие в Рождественскую ночь» о П.И. Чайковском (режиссер Б. Менегатти), главную роль в котором исполнил Владимир Васильев, а в 2001 году - премьеры постановок Васильева «Дон Кихот» в труппе «Токио-балет» (Япония) и «Золушка» в Челябинском театре оперы и балета, в 2002 - постановка балета «Ромео и Джульетта» в Муниципальном театре Рио-де Жанейро.
Возглавляя Фонд Галины Улановой Васильев ставит и проводит ежегодные гала-концерты «Галине Улановой посвящается» (Новая Опера, 2003, Большой театр, 2004 и 2005).

Творчеству В. Васильева посвящены фильмы: «Дуэт » (1973), «Катя и Володя » (СССР-Франция, 1989), «И осталось, как всегда, недосказанное что-то...» (1990), «Отражения » (2000); фотоальбомы: R. Lazzarini. Maximova & Vasiliev at the Bolshoi (London: Dance Books, 1995), Е.В. Фетисова «Екатерина Максимова. Владимир Васильев» (М.: Терра, 1999), Pedro Simon «Alicia Alonso. Vladimir Vasiliev. Giselle» (Editorial Arte Y Literatura, Ciudad de la Habana, 1981); монография Б.А. Львова-Анохина «Владимир Васильев» (М.: Центрполиграф, 1998); энциклопедия, составленная Е.В. Фетисовой «Владимир Васильев: Энциклопедия творческой личности» (М.: Театралис, 2000), В. Головицер фотоальбом «Екатерина Максимова и Владимир Васильев (Москва-Нью-Йорк, Балет, 2001).

Почетный профессор МГУ, действительный член Международной академии творчества и Академии российского искусства, секретарь Союза театральных деятелей России, заместитель председателя исполкома Российского центра Международного совета танца при ЮНЕСКО.

Личная жизнь

Свободное время Васильев в основном посвящает живописи - своему самому серьезному и давнему увлечению (состоялось шесть персональных выставок его работ). Особенно любимые им художники - Ван-Гог, Монэ, Рембрандт, Босх, Дюрер, Серов, Левитан, Коровин, Врубель, Фонвизин, Зверев, Маслов. Основная тема полотен Васильева - пейзажи, в которых он старается передать красоту русской природы. Пишет, как правило, на даче в Снегирях или в деревне Рыжевка Костромской области, где он всегда проводит отпуск.

В разные периоды жизни увлекался различными видами спорта: играл в футбол, в волейбол, фехтовал, боксировал, занимался прыжками в воду, плаванием. В настоящее время предпочитает теннис. Очень много читает - мемуарную, историческую литературу, книги по искусству. Любимые писатели - Достоевский, Чехов, Булгаков, Астафьев; поэты - Пушкин, Бунин, Ахматова. Любимые композиторы - Моцарт, Бах, Чайковский, Мусоргский, Стравинский, Прокофьев.

У Васильева появилось новое увлечение - он стал писать стихи, а в 2000 году вышел его первый поэтический сборник «Цепочка дней».
В 1995 г. Владимиру Васильеву было предоставлено литовское гражданство.
Живет и работает в Москве.

Фильмография

2011 Ия Саввина. Гремучая смесь с колокольчиком (документальный)
2009 Фуэте длиною в жизнь... (документальный)
2009 Синее море...белый пароход ... Валерия Гаврилина (документальный)
2009 Савелий Ямщиков. Числюсь по России (документальный)
2005 Владимир Васильев. Большой балет (документальный)
2005 Взлеты и падения Мариса Лиепы (документальный)
2000 Отражения (документальный)
2000 Майя / Maïa (документальный)
1993 Comme les oiseaux
1990 Катя и Володя (документальный)
1988