половецкие пляски, половецкие пляски слушать
А. П. Бородин

Источник сюжета

Слово о полку Игореве

Хореограф

Лев Иванов

Последующие редакции

М.М. Фокин, А.А.Горский, К.Я. Голейзовский, И.А. Моисеев

Первая постановка Место первой постановки

Мариинский театр

Балетный фрагмент 2-го действия оперы «Князь Игорь» русского композитора А. П. Бородина.

Хор и половецкий танец оркестрованы Александром Порфирьевичем Бородиным при участии Н. А. Римского-Корсакова к концерту Бесплатной музыкальной школы 27 февраля 1879 года. Римский-Корсаков в своей "Летописи" упоминает об участии в оркестровке А. К. Лядова, однако рукописными материалами это не подтверждается. «Половецкие танцы» приобрели огромную популярность.

Источником для либретто, написанного самим автором при участии В. В. Стасова, послужил памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве», рассказывающий о неудачном походе князя Игоря против половцев. Для написания оперы Бородин познакомился с сохранившимся в Венгрии у потомков половцев половецким фольклором. По семейному преданию, род отца Бородина был из князей половцев, ассимилированных грузинами.

  • 1 Содержание балетного акта
  • 2 Постановки
    • 2.1 Постановка Голейзовского
    • 2.2 Постановка Фокина
  • 3 Музыка
    • 3.1 Запись музыки
      • 3.1.1 Аранжировка музыки Бородина
  • 4 Примечания
  • 5 Литература
  • 6 Ссылки

Половецкий стан. Вечер. Девушки-половчанки танцуют и поют песню, в которой сравнивают цветок, жаждущий влаги, с девушкой, надеющейся на свидание с любимым.

Хан Кончак предлагает пленённому князю Игорю свободу в обмен на обещание не поднимать на него меча. Но Игорь честно говорит, что если хан отпустит его, он тут же соберёт полки и ударит вновь. Кончак сожалеет, что они с Игорем не союзники, и зовёт пленников и пленниц, чтобы те повеселили их.

Начинается сцена «Половецкие пляски». Сначала танцуют и поют девушки (хор «Улетай на крыльях ветра»). Хореографическое действие поставлено на удивительные по красоте и мелодичности арии половецкой девушки и Кончаковны.

Затем начинается общая пляска половцев. Действие завершается общей кульминационной пляской.

Балетный фрагмент из оперы «Князь Игорь» стал отдельным балетным спектаклем на 15 минут.

В опере он идёт в начале и в конце второго акта.

Сцена Время Музыка Участие балета
1 Хор Половецких девушек 6"10 «На безводье, днём на солнце», Половецкая девушка, хор кордебалет
2 Пляска половецких девушек 2"21
3 Кавантина Кончаковны 5"56 «Меркнет свет земной», Кончаковна, Хор
4 Сцена и Хор 2"50 «Подруги-девицы, напоите пленников», Кончаковна, Хор
5 Речитатив и Каватина Владимира 5"41 «Медленно день угасал», Владимира Игоревич
6 Дуэт 5"25 «Ты ли Владимир мой», Кончаковна, Владимир Игоревич
7 Ария Князя Игоря 6"49 «Ни сна, ни отдыха измученной душе», Князь Игорь
8 Сцена Князя Игоря с Овлуром 4"07 «Позволь мне, княже, слово молвить», Кн. Игорь, Овлур
9 Ария Кончака 6"57 «Здоров ли князь», Кончак и Князь Игорь
10 Речитатив 3"22 «Гей, пленниц приведи сюда», Кончак, Князь Игорь
11 Половецкая пляска с хором 10"55 Половецкая девушка, чага, кордебалет

Постановки

  • Постановки балетного действия:
  • 23 октября 1890 года - Мариинский театр, Петербург - балетмейстер Лев Иванов создал самостоятельный одноактный балет в Мариинском театре, в составе оперного спектакля
  • 19 мая 1909 года - «Русские сезоны», Театр Шатле, Париж - постановка Михаила Фокина. Дирижёр: Э. А. Купер, сценография: Н. К. Рерих. Исполнители: А. Р. Больм, Е. А. Смирнова, С. Ф. Фёдорова
  • 22 сентября 1909 года - Мариинский театр, Петербург. Балетмейстер Михаил Фокин. Дирижёр: Э. А. Крушевский, художник: К. А. Коровин. Исполнители: В. П. Фокина Л. Ф. Шоллар, Б. Ф. Нижинская, С. Ф. Фёдорова, А. Р. Больм
  • 5 ноября 1914 года - Большой театр. Балетмейстер А. А. Горский, в составе оперного спектакля.
  • 19 января 1934 года - Большой театр. Балетмейстер Касьян Голейзовский. Художник Ф. Ф. Федоровский. 1951 году экранизирован - «Большой концерт»
  • 1943 год - Балетмейстер Касьян Голейзовский. Постановка в Донецке
  • 1953 год - Большой театр. Балетмейстер Касьян Голейзовский. Художник: Ф. Ф. Федоровский. Дирижёр: М. Н. Жуков. Экранизирован в 1972 году.
  • 1955 год - Балетмейстер Касьян Голейзовский в театре им. Кирова, в Ленинграде.
  • 1971 год - одноактный балет балетмейстера Игоря Александровича Моисеева в Ансамбле народного танца СССР. Премьеры: Дворец спорта у Версальских ворот в Париже, Москва, концертный зал Чайковского, Ленинград и другие города СССР. Балет экранизирован.

Постановка Голейзовского

При создании своей постановки Голейзовский досконально изучил историю. Как известно, содержанием гениальной оперы Бородина «Князь Игорь» служит неудачный поход северских князей Игоря и Всеволода Святославовичей на половцев, воспетый в знаменитом «Слове о полку Игореве». Появление половцев на Руси относится ко второй половине XI века, точнее к 1061 году. За сто пятьдесят лет, до 1210 года насчитывается около пятидесяти крупных половецких набегов, а мелких не сосчитать.

Смешение стилей Касьян Ярославич объясняет тем, что племена постепенно вливались в половецкие орды, срастались с ними. Такое явление имело влияние на образование своеобразных плясовых приёмов половцев.

Балет ставился Голейзовским по партитуре. Каждый рисунок строился в согласовании с ритмом, мелодией и тембром оркестровых красок. У Бородина восток в музыке подлинный, стихийный.

Касьян Голейзовский - «элементы в плясках»:

  1. Синкопа, подчеркнутая в «пляске мужчин дикой», «пляске мальчиков», «чагах» и финале
  2. Мелодия, заволакивающая, чарующая своей негой - «Пляска девушек плавная»
  3. Гармония - знаменитые квинты Бородина, удачно и смело подчёркивающие общий рисунок
  4. Динамика - ускоряющее движение от moderato до presto
  5. Нюансировка - Сила звука. На акценты и паузы.

Постановка Фокина

5 ноября 1914 года Михаил Фокин создал свою хореографическую версию «Половецких плясок» в дягилевских русских сезонах, премьера прошла в театре «Шатле», Париж. С декорациями Н. К. Рериха, дирижёр Э. А. Купер; роли исполняли - А. Р. Больм, Е. А. Смирнова, С. В. Фёдорова (Фёдорова 2-я)

Вера Красовская писала о том, как Фокин воплотил в танце свои хореографические фантазии и убедительно раскрыл музыкальные образы:

«Свирепые на вид, с перепачканными копотью и грязью лицами, их сборище больше напоминало логовище диких зверей, чем человеческий стан… Пленительно-прекрасный, полный истомы волнообразный танец девушек, сметает бешеная вихревая пляска половцев, которые мчатся, взвиваясь в воздух. Занавес опускался в момент полного разгула и безумия пляски».

С октября 2008 года Андрис Лиепа готовил программу к столетнему юбилею дягилевских «Русских сезонов» с труппой Кремлёвского дворца.

В марте/апреле 2011 года в «театре Елисейских полей» балет увидел искушённый парижский зритель.

«В 1906 году - Дягилев вывез во Францию „Выставку Русского портрета“, 1907 год - стал музыкальным сезоном, когда впервые выехали Скрябин, Римский-Корсаков и Фёдор Шаляпин. А в сезоне 1908/1909 появился балет, покоривший всю европейскую публику, и с этого началось торжественное шествие русской культуры по Западной Европе. Я считаю, „Русские сезоны. XXI век“ - это продолжение того триумфального шествия русского искусства, начатого когда-то Сергеем Дягилевым. Влияние, которое дягилевские сезоны оказали на развитие европейского искусства в целом, переоценить просто невозможно». - А. М. Лиепа

Музыка

Фрагменты тем «Половецких плясок»
  • Акт начинается с Хора половецких девушек и Арии Кончаковны
  • Пляска половецких девушек - первый танец (No. 8, presto, 6/8, F major)
  • Половецкая пляска с хором - (No. 17. Introduction: Andantino, 4/4, A Major)
  • Медленный танец половецких девушек (Andantino, 4/4, A Major)
  • Пляска мужчин дикая (Allegro vivo, 4/4, F Major)
  • Общая пляска (Allegro, 3/4, D Major)
  • Пляска мальчиков (Presto, 6/8, D Minor)
  • Танец Девушек, «скользящий» (в музыке реприза (reprise) в сочетании с танцем мальчиков в быстром темпе (Moderato alla breve, 2/2)
  • Танец мальчиков и танец половцев (reprise, Presto, 6/8, D Minor)
  • Финальный кульминационный танец (Allegro con spirito, 4/4, A Major)

Запись музыки

  1. 1970 - «Мелодия»
  2. 1978-1979 - ГАБТ: Иван Петров, Татьяна Тугаринова, Владимир Атлантов, Артур Эйзен, Александр Ведерников, Елена Образцова
  3. 1997 - Jimmy Ltd. - BSA - Jimmy Music Group «Jimmy Classic» ADD/ OM 03 - 122-124 (Swiden)

Аранжировка музыки Бородина

К сожалению, в вашем браузере отключён JavaScript, или не имеется требуемого проигрывателя.
Вы можете загрузить ролик или загрузить проигрыватель для воспроизведения ролика в браузере. «Половецкие пляски» в аранжировке испанского рок-гитариста Даниэля Баутисты (фрагмент)

Популярную мелодию исполняют многие известные современные музыканты и джазмены в собственной аранжировке: французский пианист Ричард Клайдерман, российский саксофонист Алексей Козлов.

Записала песню на английском языке Сара Брайтман.

В 1953 году был создан мюзикл Кисмет, песня из которого «Stranger in Paradise», была позднее выпущена как отдельный сингл Тони Беннеттом в 1954 году. дальнейшем она так же была записана и другими исполнителями среди которых: группа The Four Aces, Тони Мартин, Рэй Коннифф, Сара Брайтман.

Симфо-группа «Niobeth» сделала свою кавер-версию «Polovtsian Dances» в 2011 году.

Российская группа «Ария» в сингле «Поле битвы» (2009) также записала свою версию аранжировки («На крыльях ветра»).

Американский рэп исполнитель Warren G вместе с норвежской звездой сопрано Sissel Kyrkjebø, в 1998 году, записал сборник The Rapsody Overture, представляющий собой сочетание рэпа и классической музыки, где он читает рэп на музыку из оперы А. П. Бородина «Князь Игорь»

Примечания

  1. Князь Игорь. Опера. http://www.compozitor.spb.ru/catalog/?ELEMENT_ID=22181
  2. «Русский балет: Энциклопедия». - М.: «Большая Российская энциклопедия; Согласие», 1981. - 632 с.
  3. Касьян Голейзовский, глава «О половецких плясках» в книге «Жизнь и творчество» (1984).
  4. «Русский балет: Энциклопедия». - М.: «Большая Российская энциклопедия; Согласие», 1997. - 632 с. - 10 000 экз. - ISBN 5-85370-099-1.
  5. Половецкие пляски. эл.энц.«Белькато». Архивировано из первоисточника 18 июня 2012.
  6. «Третьи сезоны русских балетов открылись в Париже аншлагом». - «РИА Новости», 01.04.2011.
  7. «В Париже открылись Русские сезоны XXI века». - «ИТАР-ТАСС», 01.04.2011.
  8. Ирина Корнеева «За 100 лет Дягилев не постарел». - «Российская газета», 21.10.2008. - Вып. Федеральный. - № 4776.
  9. Kenyatta 2000, С. 14

Литература

  • Энциклопедия «Русский балет». Научное издательство «Большая Российская Энциклопедия». Издательство «Согласие», страница 365.
  • Книга «Большой Театр СССР». Государственное Музыкальное Издательство, Москва, 1958, страница 57

Ссылки

  • Краткое содержание оперы
  • Видео: Половецкие пляски
  • Видео: Половецкие пляски, Михайловский театр
  • the Rapsody feat. Warren G feat. Sissel - Prince Igor (1997) HD

половецкие пляски, половецкие пляски 23 октября, половецкие пляски youtube, половецкие пляски ансамбль моисеева, половецкие пляски скачать, половецкие пляски слова, половецкие пляски слушать

Половецкие пляски Информацию О

Действие происходит в половецком стане в 1185 году.

История создания

Весной 1869 года видный искусствовед и музыкальный критик В. В. Стасов (1824-1906), бывший идеологом кружка петербургских музыкантов, получившего название Могучей кучки, предложил Бородину, к тому времени автору симфонии и романсов, написать оперу. В качестве сюжета он предлагал отвечающую, по его мнению, творческой натуре молодого композитора эпическую тему из древнерусской истории. В основу либретто, первоначальный набросок которого сделал сам Стасов, был положен памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» (1185-1187). Бородин решился внять этому совету, взяв набросок Стасова за основу. К созданию либретто он подошел как ученый: изучил множество различных исторических источников, в том числе летописи, старинные повести «Задонщина» и «Мамаево побоище», исторические исследования, былины, музыку потомков половцев, и даже побывал в местах тех давних событий.

Содержанием оперы стал неудачный поход на половцев Новгород-Северского князя Игоря Святославича, его пленение и побег из плена. Действие происходило как в Путивле, месте княжения Игоря, так и в половецком стане. Создавалась опера на протяжении многих лет, поскольку работа шла лишь урывками, в кратких промежутках между многочисленными служебными обязанностями: педагогическими занятиями, научными исследованиями, административной и общественной деятельностью. В целом «Князю Игорю» было посвящено 18 лет. Половецкие пляски композитор создал летом 1875 года, во время отдыха в Москве. Показанные осенью в кружке друзей, они, по сообщениям Бородина в письмах, произвели фурор. Полностью опера так и не была закончена. Ее после смерти композитора на основе оставшихся эскизов дописал Глазунов, а Римский-Корсаков оркестровал большую часть клавиpa. Премьера «Князя Игоря» состоялась 23 октября (4 ноября) 1890 года в петербургском Мариинском театре. Половецкие пляски были поставлены Л. Ивановым и произвели на публику колоссальное впечатление.

В 1909 году обратился к музыке Бородина и М. Фокин (1880-1942), выдающийся русский хореограф-новатор, настойчиво искавший пути пополнения репертуара Русских сезонов в Париже, организованных Дягилевым. Фокин поставил Половецкие пляски заново, намеренно ничего не взяв из оперной постановки Л. Иванова. Ему удалось не только с блеском воплотить в танце свои неистовые хореографические фантазии, но и убедительно раскрыть музыкальные образы. «Свирепые на вид, с перепачканными копотью и грязью лицами, в зеленых одеяниях, испещренных красными и коричнево-желтыми пятнами, в ярких полосатых штанах, их сборище больше напоминало логовище диких зверей, чем человеческий стан». Маняще прекрасная первая пляска - девушек - плавная, волнообразная, полная истомы. Ее как бы сметает пляска мужчин, основанная на бешеном вихревом движении. Половцы мчатся, «взвиваясь в воздух с поджатыми в коленях ногами. В их буйном танце возникал сразу бег коней, полет степных орлов, звон стрел» (В. Красовская). Впечатляет и пляска мальчиков - диковато-ритмичная, с прихотливо меняющимся групповым рисунком. Завершающая общая пляска захватывает стихийным напором, варварски грубой силой. Все прежде звучавшие темы здесь объединяются, сплетаются в исступленном движении. «... синхронный поток... заливал сцену, перекатываясь волнами, когда бегущая толпа резко сбивалась на другое направление, чтобы, отпрянув, вновь повторить мотив набега - прибоя... Тела раскачивались в мощном унисоне-заклинанье, как бы вторя хору, славящему хана. Колдовское, шаманское было в повторах торопливой припрыжки, разрезаемых внезапным приседаньем, в одинаковых всплесках рук, в одинаковом безумии пляски. Занавес опускался в момент полного ее разгула» (В. Красовская). Половцы в заключительном порыве неслись лавиной прямо на публику.

Спектакль впервые прошел в рамках Русских сезонов в парижском театре «Шатле» 19 мая 1909 года, а 22 сентября того же года был использован при возобновлении «Князя Игоря» на сцене Мариинского театра. Новая постановка была воспринята с энтузиазмом как критикой, так и театральными кругами.

Сюжет

Сюжет как таковой отсутствует. Действие происходит в половецком стане, в степи, бескрайнюю гладь которой нарушают лишь шатры кочевников. Девушки опоясывают пространство широким хороводом, на них вихрем налетают половцы, каждый выбирает себе жертву. Их пытаются заслонить юноши, но бегущая толпа сметает их. В колдовском движении пляски все славят хана.

Музыка

Музыка Половецких плясок отличается убедительным воплощением восточных образов, стихийной силой, поистине ослепительной красочностью, а вместе с тем - грацией и пластичностью. Четыре разнохарактерные сцены сливаются в непрерывном действии. Контрастно чередуются плавная пляска девушек, необузданная мужская, стремительная и легкая мальчиков. Заканчивается сцена общим буйным, темпераментным вихревым танцем.

Л. Михеева

Премьера состоялась 19 мая 1909 года в рамках «Русского сезона », Париж.

Мировая премьера оперы Александра Бородина «Князь Игорь» состоялась в петербургском Мариинском театре в 1890 году. Тогда же балетмейстер Лев Иванов сочинил и поставил, полагающиеся по сюжету, танцы в этой опере. Хореография не сохранилась, мнения участников весьма разноречивы. Но ясно, что эти танцы не привлекли к себе особого внимания. Поэтому, когда Сергей Дягилев планировал парижский «Русский сезон» 1909 года, в котором оперная и балетная части были почти равноправны, он предложил режиссеру Александру Санину поставить второй акт «Князя Игоря», а Михаилу Фокину сочинить полагающиеся там танцы.

Балетмейстер так вспоминал о своем замысле: «В „Половецких плясках" я старался дать пример выразительного массового танца. До того задачи кордебалета в спектакле сводились главным образом к фону для танцев балерины или солистов, к аккомпанементу. Были танцы кордебалета совершенно без участия солистов. Все же задачи его сводились к орнаменту в движении, к объединению танцующих в одном ритме. Были ласкающие глаз переходы и группировки. Но о выражении чувств, об экстазе, о душевном подъеме с кордебалетом не говорили. Создать танец - волнующий, возбуждающий, - было для меня интересной задачей... „Половецкие пляски" я считаю одной из самых важных своих работ».

Второй акт оперы, как известно, происходит в половецком стане. Здесь в плену томится князь Игорь, его сын Владимир и другие русские воины. Плен физически не тяжел, а скорее «сладок». Хозяева, мечтая сделаться не врагами, а друзьями русских, всячески ублажают и развлекают их. Сами танцы половцев заключают действие, наполненное танцами пленниц «из-за Каспия», любовной сценой Кончаковны и Владимира, ариями Кончака и Игоря (последнюю в Париже купировали). Музыка Бородина не стремилась к этнографической правде, да и где ее можно было найти. Зато образ степного раздолья, необузданной воли бешено мчащихся диких всадников был передан композитором с удивительной для своего времени ритмической свободой. Хореограф старался совпасть с композитором в образной структуре, расцветив ее мощными узорами.

Медленно начинают свою партию девушки. Они, двигаясь плавно и томно, постепенно группируя два круга, между которыми танцуют три солистки. Музыка резко меняет свой темп - ремарка Бородина: «Пляска мужчин, дикая». В высоком прыжке с согнутыми ногами первым вылетает Половчанин, его лук угрожающе поднят вверх. За ним комбинацию повторяют еще четыре лучника. Ритм танца нарастает, лучники заполняют сцену, девушки жмутся к кулисе. Бросок к рампе сопровождается ударами луков о землю. Хор поет славу Хану. Начинается общий танец. Лучники то несутся навстречу друг другу, то зорко, как на охоте, высматривают добычу.

«Добыча» - девушки - появляется, пугливо медля шаг. В образованный ими круг вторгается Половчанин, а за ним и другие охотники. Пары то образуются, то рассыпаются. На внезапно прерванной музыке каждый воин перекидывал через плечо свою выбранную жертву. Их заслоняют стройные юноши. Стремительно начинается пляска молодых половцев, гарцующих по сцене, ритмично ударяющих себя по коленям и пяткам. Прыжки в разные стороны, прихотливые узоры танца заканчиваются падением на пол на авансцене. Тела уже выдохлись, а ноги и руки еще режут воздух, не успев подчиниться приказу мозга. Финал строился по принципу хореографической коды. Поток пляшущих половцев захватывал всю сцену, волны непрерывно меняли направление, снова и снова вытаптывая все на своем пути. Колдовские, шаманские повторы движений сливались с хоровыми заклинаниями. Безумие пляски все нарастало, и занавес опускался в момент полного разгула хорошо организованной стихии.

Александр Бенуа , как очевидец парижских гастролей, сообщал на родину: «Особенно удачным, каким-то центральным спектаклем оказался „Половецкий стан" из бородинского „Князя Игоря". И это не столько потому, что стройно пели хоры, прекрасна была Петренко в роли Кончаковны, а Смирнов восхитительно исполнил свою ласковую арию, не столько благодаря поэтичной, просторной, дикой декорации Рериха, с дымами, тянувшимися от юрт к жгучему вечернему небу, не столько из-за удачного подбора костюмов. Нет, „Половецкий стан" „победил Париж" благодаря изобретательности Фокина и присутствию на сцене наших незаменимых балетных артистов (эта балетная молодежь - в большинстве горячие поклонники кто Горского, кто Фокина), которые так отдались своей роли (можно сказать, что у всех именно одна роль), так пережили ее, так перевоплотились в каких-то древних героических дикарей и чутких степных девушек, что не поверить тому, что происходило на сцене, было невозможно».

Режиссер дягилевской труппы Сергей Григорьев подтверждает: «В конце акта шли танцы под аккомпанемент полного оркестра и большого хора московской оперы. Впечатление от этой сцены и от музыки было столь огромным, что бурные аплодисменты неоднократно прерывали действие, и, когда занавес опустился, ажиотаж был неописуемый. На время забыли даже про Шаляпина , певшего Кончака. Партию главного воина исполнил Адольф Больм, и никто не мог с ним сравниться в этой роли. Софья Федорова зажигательно станцевала Половецкую девушку, и вся труппа превзошла себя».

Императорский Мариинский театр уже 22 сентября того же 1909 года показал новую постановку оперы Бородина, куда вошли и «Половецкие пляски» Фокина. Декорации и костюмы Константина Коровина признавались удачными, хотя именно в половецком акте они, по общему мнению, уступали рериховским, ставшими знаменитыми во всем мире, благодаря гастролям труппы Дягилева. В последующих постановках «Князя Игоря» также старались сохранять хореографию Фокина. Теперь ее исполняют и на отдельных вечерах, вместе с «Призраком розы », «Умирающим лебедем » и другими фокинскими шедеврами. В Москве свои оригинальные «Половецкие пляски» продемонстрировали Александр Горский (1914), Касьян Голейзовский (1934) и Игорь Моисеев (1971).

А. Деген, И. Ступников

Мы ответили на самые популярные вопросы - проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Мы - учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Если у вас есть идея для трансляции, но нет технической возможности ее провести, предлагаем заполнить электронную форму заявки в рамках национального проекта «Культура»: . Если событие запланировано в период с 1 сентября по 31 декабря 2019 года, заявку можно подать с 16 марта по 1 июня 2019 года (включительно). Выбор мероприятий, которые получат поддержку, осуществляет экспертная комиссия Министерства культуры РФ.

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: . Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с . После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

Реферат на тему:

Половецкие пляски (балет)



План:

    Введение
  • 1 Содержание фрагмента
  • 2 Постановки
  • 3 Постановка Голейзовского
  • 4 Музыка
  • 5 Запись музыки
  • 6 История постановок в России
  • 7 Постановка Фокина
  • Примечания
    Литература

Введение

«Половецкие пляски» - балетный фрагмент 2-го действия оперы «Князь Игорь» русского композитора А. П. Бородина .

Источником для либретто, написанного самим автором при участии В. В. Стасова, послужил памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве», рассказывающий о неудачном походе князя Игоря против половцев.


1. Содержание фрагмента

Половецкий лагерь. Эскиз декорации И.Билибина

Половецкий стан. Вечер. Девушки-половчанки танцуют и поют песню, в которой сравнивают цветок, жаждущий влаги, с девушкой, надеющейся на свидание с любимым. Хан Кончак предлагает пленённому князю Игорю свободу в обмен на обещание не поднимать на него меча. Но Игорь честно говорит, что если хан отпустит его, он тут же соберёт полки и ударит вновь. Кончак сожалеет, что они с Игорем не союзники, и зовёт пленников и пленниц, чтобы те повеселили их.

Начинается сцена «Половецкие пляски». Сначала танцуют и поют девушки (хор «Улетай на крыльях ветра»). Хореографическое действие поставлено на удивительные по красоте и мелодичности арии половецкой девушки и Кончаковны.

Затем начинается общая пляска половцев. Действие завершается общей кульминационной пляской.

  • Балетный фрагмент «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь» стал отдельным балетным спектаклем.
  • В опере он идёт в начале и в конце второго действия:
  • Действие второе (второй акт)
Сцена Время Музыка Участие балета
1 Хор Половецких девушек 6"10 «На безводье, днём на солнце», Половецкая девушка, хор кордебалет
2 Пляска половецких девушек 2"21
3 Кавантина Кончаковны 5"56 "Меркнет свет земной", Кончаковна, Хор
4 Сцена и Хор 2"50 "Подруги-девицы, напоите пленников", Кончаковна, Хор
5 Речитатив и Каватина Владимира 5"41 "Медленно день угасал", Владимира Игоревич
6 Дуэт 5"25 "Ты ли Владимир мой", Кончаковна, Владимир Игоревич
7 Ария Князя Игоря 6"49 "Ни сна, ни отдыха измученной душе", Князь Игорь
8 Сцена Князя Игоря с Овлуром 4"07 "Позволь мне, княже, слово молвить", Кн. Игорь, Овлур
9 Ария Кончака 6"57 "Здоров ли князь", Кончак и Князь Игорь
10 Речитатив 3"22 "Гей, пленниц приведи сюда", Кончак, Князь Игорь
11 Половецкая пляска с хором 10"55

2. Постановки

  • Постановки балетного действия:
Дата постановки Театр Хореография Создатели Исполнители, Труппа Фильм
23 октября
1890
Мариинский театр, Петербург Лев Иванов Балетная труппа Мариинского театра
19 мая
1909
театр Шатле, Париж."Русские сезоны" Михаил Фокин Дирижёр: Э.А.Купер
Художник: Н.К.Рерих
А.Р.Больм, Е.А.Смирнова, С.Ф. Фёдорова
22 сентября
1909
Мариинский театр, Петербург Михаил Фокин Дирижёр: Э.А.Крушевский, Художник: К.А.Коровин В.П. Фокина Л.Ф.Шоллар, Б.Ф. Нижинская, С.Ф. Фёдорова, А.Р.Больм
5 ноября
1914
Большой театр, Москва А.А.Горский
19 января 1934 Большой театр, Москва Касьян Голейзовский Художник
Ф.Ф. Федоровский
Балетная труппа Большого театра 1951 - "Большой концерт"
1953 Большой театр, Москва Касьян Голейзовский Художник: Федоровский
Дирижёр: М.Н.Жуков
Балетная труппа Большого театра 1972 - Экранизация
1971 Palais des Sports, Париж. Москва,Петербург. Игорь Моисеев Ансамбль народного танца СССР, Москва - Экранизация

3. Постановка Голейзовского

При создании своей постановки Голейзовский досконально изучил историю. Как известно, содержанием гениальной оперы Бородина «Князь Игорь» служит неудачный поход северских князей Игоря и Всеволода Святославовичей на половцев, воспетый в знаменитом «Слове о полку Игореве». Появление половцев на Руси относится ко второй половине XI века, точнее к 1061 году. За сто пятьдесят лет, до 1210 года насчитывается около пятидесяти крупных половецких набегов, а мелких не сосчитать .

Смешение стилей Касьян Ярославович объясняет тем, что племена постепенно вливались в половецкие орды, срастались с ними. Такое явление имело влияние на образование своеобразных плясовых приёмов половцев.

  • У Бородина восток в музыке подлинный, стихийный.
Касьян Голейзовский - «элементы в плясках»:
  1. Синкопа, подчеркнутая в «пляске мужчин дикой», «пляске мальчиков», «чагах» и финале
  2. Мелодия, заволакивающая, чарующая своей негой - «Пляска девушек плавная»
  3. Гармония - знаменитые квинты Бородина, удачно и смело подчёркивающие общий рисунок
  4. Динамика - ускоряющее движение от moderato до presto
  5. Нюансировка - Сила звука. На акценты и паузы.

4. Музыка

Фрагменты тем «Половецких плясок»

  • Акт начинается с Хора половецких девушек и Арии Кончаковны
  • Пляска половецких девушек - первый танец (No. 8, presto, 6/8, F major)
  • Половецкая пляска с хором - (No. 17. Introduction: Andantino, 4/4, A Major)
  • Медленный танец половецких девушек (Andantino, 4/4, A Major)
  • Пляска мужчин дикая (Allegro vivo, 4/4, F Major)
  • Общая пляска (Allegro, 3/4, D Major)
  • Пляска мальчиков (Presto, 6/8, D Minor)
  • Танец Девушек, «скользящий» (в музыке реприза (reprise) в сочетании с танцем мальчиков в быстром темпе (Moderato alla breve, 2/2)
  • Танец мальчиков и танец половцев (reprise, Presto, 6/8, D Minor)
  • Финальный кульминационный танец (Allegro con spirito, 4/4, A Major)

5. Запись музыки

  1. 1970 - «Мелодия»
  2. 1978-1979 - ГАБТ: Иван Петров, Татьяна Тугаринова, Владимир Атлантов, Артур Эйзен, Александр Ведерников, Елена Образцова
  3. 1997 - Jimmy Ltd. - BSA - Jimmy Music Group «Jimmy Classic» ADD/ OM 03 - 122-124 (Swiden)

6. История постановок в России

23 октября 1890 года балетмейстер Л. И. Иванов создал самостоятельный одноактный балет в Мариинском театре, в составе оперного спектакля

5 ноября 1914 года - балетмейстер Александр Алексеевич Горский, Большой театр, в составе оперного спектакля)

1971 год - одноактный балет балетмейстера Игоря Александровича Моисеева в Ансамбле народного танца СССР. Премьеры: Дворец спорта у Версальских ворот в Париже, Москва, концертный зал Чайковского, Ленинград и другие города СССР.


7. Постановка Фокина

5 ноября 1914 года Михаил Фокин создал свою хореографическую версию «Половецких плясок» в дягилевских русских сезонах, премьера прошла в театре «Шатле», Париж. С декорациями Н. К. Рериха, дирижёр Э. А. Купер; роли исполняли - А. Р. Больм, Е. А. Смирнова, С. В. Фёдорова (Фёдорова 2-я)

Вера Красовская писала о том, как Фокин воплотил в танце свои хореографические фантазии и убедительно раскрыл музыкальные образы:

«Свирепые на вид, с перепачканными копотью и грязью лицами, их сборище больше напоминало логовище диких зверей, чем человеческий стан… Пленительно-прекрасный, полный истомы волнообразный танец девушек, сметает бешеная вихревая пляска половцев, которые мчатся, взвиваясь в воздух. Занавес опускался в момент полного разгула и безумия пляски».

С октября 2008 года Андрис Лиепа готовил программу к столетнему юбилею дягилевских «Русских сезонов» с труппой Кремлевского дворца.

В марте/апреле 2011 года в «театре Елисейских полей» балет увидел искушённый парижский зритель .

«В 1906 году - Дягилев вывез во Францию „Выставку Русского портрета“, 1907 год - стал музыкальным сезоном, когда впервые выехали Скрябин, Римский-Корсаков и Фёдор Шаляпин. А в сезоне 1908/1909 появился балет, покоривший всю европейскую публику, и с этого началось торжественное шествие русской культуры по Западной Европе. Я считаю, „Русские сезоны. XXI век“ - это продолжение того триумфального шествия русского искусства, начатого когда-то Сергеем Дягилевым. Влияние, которое дягилевские сезоны оказали на развитие европейского искусства в целом, переоценить просто невозможно». - А. М. Лиепа


Примечания

  1. По записям А. П. Бородина работу завершили Александр Глазунов и Николай Римский-Корсаков. Александр Глазунов по памяти восстановил увертюру, которую он слышал в авторском исполнении на фортепиано, закончил и оркестровал третье действие. Н. А. Римский-Корсаков оркестровал пролог, первое, второе и четвёртое действия и половецкий марш
  2. Касьян Голейзовский глава «О половецких плясках» // «Жизнь и творчество» . - Москва: ВТО, 1984.
  3. «Русский балет: Энциклопедия» - www.ballet-enc.ru/html/p/poloveckie-pl8ski.html. - М .: «Большая Российская энциклопедия; Согласие», 1981. - 632 с.
  4. «Русский балет: Энциклопедия» - www.pro-ballet.ru/html/p/poloveckie-pl8ski.html. - М .: «Большая Российская энциклопедия; Согласие», 1997. - 632 с. - 10 000 экз . - ISBN 5-85370-099-1
  5. «Половецкие пляски» - www.belcanto.ru/ballet_polovtsian.html. - эл.энц.«Белькато».
  6. «Третьи сезоны русских балетов открылись в Париже аншлагом» - www.rian.ru/culture/20110401/359870407.html. - «РИА Новости», 01.04.2011.
  7. «В Париже открылись Русские сезоны XXI века» - rus.ruvr.ru/2011/04/01/48273690.html. - «ИТАР-ТАСС», 01.04.2011.
  8. Ирина Корнеева «За 100 лет Дягилев не постарел» - www.rg.ru/2008/10/21/balet.html. - «Российская газета», 21.10.2008. - В. Федеральный. - № 4776.

Литература

  • Энциклопедия «Русский балет». Научное издательство «Большая Российская Энциклопедия». Издательство «Согласие», страница 365.
  • Книга «Большой Театр СССР». Государственное Музыкальное Издательство, Москва, 1958, страница 57