Традиции классической оперы свято почитаемы в театральном мире. Но оперное искусство продолжает развиваться и рождает новые жанры, созвучные своему времени и отражающие его эстетику. На современной сцене с успехом идет мюзикл — и зрительный зал взрывается аплодисментами. Не потому ли, что в молодом пока еще жанре продолжаются традиции высокого искусства?
Определение
Опера – театральный жанр, в котором драматическое действие сочетается с вокальным исполнением и инструментальной музыкой. Его разновидностями являются большая опера, романтическая и комическая опера, опера-балет. Каждая из этих оперных форм имеет свои особенности, но принцип сценической драматургии для всех остается общим: действие на сцене выстраивается на основе написанного для оперы либретто, драматическое исполнение сопровождается вокалом, спектакль начинается с увертюры – короткого музыкального вступления.
Мюзикл – музыкальное сценическое произведение, в котором композиционно соединены диалоги, песни, симфонические музыкальные фрагменты и хореография. Основу спектакля составляет драматическое или комедийное произведение, поэтому мюзикл имеет и другое название – музыкальная комедия.
Сравнение
В европейской культуре жанровые особенности оперы сложились к началу XVI столетия. Они унаследовали черты библейских мистерий и пасторалей – публичных представлений, сопровождавшихся музыкой и пением. В 1597 году Якопо Пери представил зрителям из высших слоев сценическую композицию, которую назвал просто opera – сочинение, творение. Это была переложенная на музыку древнегреческая легенда об Орфее и Эвридике.
«Эвридика» считается первым оперным произведением, с которого началось утверждение нового театрального жанра, объединившего поэзию, драматическое искусство и вокальную музыку. Несколько веков опера совершенствовалась и постепенно стала классикой театральной сцены.
В опере все драматические коллизии передаются посредством вокала: сценическое действие сочетается не с диалогами и монологами героев, а с дуэтами, ариями и речитативным исполнением небольших текстовых фрагментов.
Опера «Кармен»
Оперные произведения отличаются сложностью и требуют высокого исполнительского мастерства. Хоровое пение, балетная хореография, включение других дополнительных элементов сценического действия, как и декорации, костюмы, бутафория служат только фоном живого вокала. Он составляет художественное содержание оперы и ее эстетическую сущность.
Мюзикл возник в 30-е годы прошлого столетия как синтетический жанр, близкий к шоу варьете и водевилю. Вначале так называли легкое развлекательное представление, в котором переплетались остроумные диалоги, популярные вокальные номера, эстрадная музыка и танцы.
Первые мюзиклы появились на американской сцене. Со временем в них стали проявляться черты композиционного сходства с опереттой и музыкальной комедией. Но это сходство никогда не было тождеством. Мюзикл изначально обладал важной отличительной особенностью: в нем, наряду с эстрадным вокалом, первостепенное значение имели зрелищные эффекты и хореографические композиции.
Мюзикл «Кошки»
Мюзиклы Бродвейского цикла, знаменитые постановки «Notre-Dame de Paris» Риккардо Коччанте и Люпа Пламондона, «Jesus Christ Superstar» Эндрю Ллойда Уэббера и Тима Райса признаны классикой современного музыкального искусства.
Но мюзикл не опера. В нем используются иные средства реализации творческой идеи: актерское и вокальное мастерство исполнителей составляет единое целое с хореографической постановкой, симфоническая музыка сочетается с эстрадной, фрагменты классических произведений – с популярными мелодиями и джазовыми темами.
Выводы сайт
- Опера – музыкально-драматическое произведение, в котором вокальное исполнение является главным жанровым признаком. Мюзикл – сценическая постановка, сочетающая вокал, диалоги, хореографию и зрелищные эффекты.
- Оперная музыка звучит в исполнении симфонических оркестров. В мюзикле преобладают эстрадные жанры музыкальных произведений.
- Оперное либретто создается преимущественно на основе литературной трагедии, драмы или комедии. Либретто для мюзикла – чаще всего самостоятельная авторская разработка, хотя может быть написано и по мотивам литературных произведений любого жанра.
- Оперное действие всецело подчинено вокалу. В мюзикле, как правило, используется не оперный, а эстрадный вокал, который связан только с частью сценического действия.
- В опере не используются сложные зрелищные эффекты. В мюзикле они составляют важную композиционную часть.
Звуки музыкиДО - воробышка гнездо.
РЕ - деревья во дворе.
МИ - котенка покорми.
ФА - в лесу кричит сова.
СОЛЬ - играет детвора.
ЛЯ - запела вся земля.
СИ - поем мы для того,
Чтобы вновь вернуться к ДО.
ДО, си, ля, соль, фа, ми, ре, до.
ДО, ре, ми, фа, соль, ля, си, до.
Ри́чард Чарльз Ро́джерс американский композитор мюзикл «Звуки музыки»
«В современных ритмах. Мюзикл»
Тема урока:«В современных ритмах.
Мюзикл»
Продолжите предложения:
Сегодня на уроке мы узнаем, что такое…… .
Когда и где появились впервые ……. .
Что общего и различного у ……. с оперой
Русская народная сказка «Волк и семеро козлят»
Юрий Энтин поэт один из создателей анимационного мюзикла «Волк и семеро козлят на новый»
Алексей Рыбников композитор создатель мюзикла «Волк и семеро козлят на новый лад"
Мюзикл - развлекательное представление, в котором соединились музыка, танец, пение и сценическое действие.
Мюзикл развлекательное представление,в котором соединились музыка, танец,
пение и сценическое действие.
Мюзикл «Волк и семеро козлят на новый лад»
Музыкальный спектакль, в котором действующие лица поют всопровождении оркестра - опера
Музыкальный спектакль, в котором действующие лица говорят,
поют, танцуют под современную музыку - мюзикл
Определите по таблице, где сходство, а где отличия мюзикла от
оперы?
Сходство
музыкальный спектакль;
действующие лица поют;
есть хоровые и сольные номера;
сочиняют на сюжеты сказок
Отличия
все герои, когда поют, всегда
находятся в движении;
исполняют электронные
музыкальные инструменты;
звучат современные интонации
и ритмы
Анкета
На уроке я работалактивно / пассивно
Своей работой на уроке я
доволен / не доволен
Урок для меня показался
коротким / длинным
За урок я
не устал / устал
Мое настроение
стало лучше / стало хуже
Материал урока мне был
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
Домашнее
кажется
задание
мне легким / трудным
интересным / неинтересным
Спасибо за внимание!
Использованные интернет ресурсы:
Музыка: «Звуки музыки» Ричард Роджер, Фонохрестоматия музыкального материала к учебнику«Музыка. 3 класс» Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина.
Видео: М/ф "Волк и семеро козлят на новый лад"
Изображения:
Слайд1: Ноты - http://www.wallon.ru/photo/music/noty/18-0-30414
Слайд3: Ричард Роджерс - vmiremusiki.ru; http://www.torrentshunt.ru/torrent133362_zvuki_muziki.
Слайд6: «Волк и семеро козлят» - log-in.ru.
Слайд7: Юрий Энтин - www.imenno.ru
Слайд8: Алексей Рыбников - www.kinokadr.ru
Слайд10: М/ф "Волк и семеро козлят на новый лад« - www.youtube.com
Слайд11: Волк и семеро козлят - multiplication.ru
5 класс
ЧАСТЬ A
1Инструкция: Обведи кружком номер, соответствующий правильному ответу. В заданиях предполагается только один правильный ответ.
А 1: Какие термины относятся к музыкальному жанру?
Басня
Баллада
Сказка
Романс
Баркарола
Роман
А 3: Какой из музыкальных жанров относится к вокальной музыке?
Концерт
Симфония
Вокализ
А 4: Какой из музыкальных жанров относится к инструментальной музыке?
Песня
Соната
Ария
А 5: Какой из музыкальных жанров относится к инструментально-вокальной музыке?
Кантата
Балет
Ноктюрн
А 6: Какой композитор написал симфоническую миниатюру «Кикимора», основой которого стало одно из сказаний русского народа ?
М.И.Глинка
П.И.Чайковский
А.К.Лядов
С.Есенин
Б.Пастернак
А.Пушкин
А 8: Кого композиторов можно назвать представителями русской музыкальной культуры XIX века?
П.И.Чайковский, А.К.Лядов, Н.А.Римский-Корсаков, М.П.Мусоргский
В.А.Гаврилин, Г.В.Свиридов, С.Прокофьев, В.Г.Кикта
Ф.Шопен, Ф.Шуберт, Э.Григ, Н.Паганини
1. П.Корин
2. В.Серов
3. И.Левитан
А 10: Какое историческое событие, связанное и именем святого, стало основой для создания одноименных произведений: кинофильма С. Эзенштейна и кантаты С.Прокофьева?
1. Куликовская битва
2. Невская битва
3. Сражение под Бородино
А 11: Какое из предложенных определений подходит по смыслу к данному определению: Произошло от французского слова «впечатление». Музыка композиторов основана на зрительных образах, наполнена игрой свето-тени, прозрачными, как бы невесомыми красками.
1. Романтизм
2. Классика
3. Импрессионизм
А 12: Кого из композиторов можно назвать представителем импрессионизма в музыке?
1. Л.Бетховен
3. К.Дебюсси
А 13: Назовите композитора, вокальное и инструментальное произведение которого имеют одинаковое название.
Ф.Шуберт
Ф.Шопен
В.А.Моцарт
И.Стравинский
М.Чюрлёнис
В.Кикта
М.И.Глинка, романс «Венецианская ночь»
М.П.Мусоргский, фортепианная сюита «Картинки с выставки»
С.В.Рахманинов «Вокализ»
«Скоморохи»
«Групповой портрет дочерей Ярослава Мудрого»
«Орнамент»
В переводе с греческого это слово означает многозвучие – вид многоголосия, которое основано на одновременном сочетании двух и более самостоятельных мелодий.
Музыкальная форма, состоящая из многократного повторения основного раздела – рефрена, с которым чередуются эпизоды.
Музыкальная форма, состоящая из темы и её видоизмененных повторений.
А 18: Какое поределение является верным для инструмента фортепиано?
клавишно-духовой инструмент
струнно-щипковый инструмент
клавишно-ударный инструмент
А 19: Олонхо по жанру следует определить как
якутская народная сказка
крупное музыкально-эпическое произведение
песня
временное искуство
пространственное искусство
русских народных
якутских народных
арабских народных
ЧАСТЬ B
При выполнении части B внимательно читайте условия выполнения заданий.
B 1: Дополни определения подходящими по смыслу словами. Впиши подходящее по смыслу слово.
_______________________ - жанр музыкально-драматического искусства, в котором содержание воплощается средствами музыкальной драматургии, главным образом посредством вокальной музыки.
_______________________ - (слово французского происхождения, на латинском языке означает - танцую) - вид сценического искусства; спектакль, содержание которого воплощается в музыкально-хореографических образах.
_______________________ - (музыкальная комедия) – развлекательное представление, в котором соединяются различные жанры искусства – эстрадная и бытовая музыка, хореография и современный танец, драма и изобразительное
B 2: Соедините стрелкой название балета и имя композитора, которому принадлежит авторство данного произведения.
«Щелкунчик» И.Ф.Стравинский
«Петрушка» С.С.Прокофьев
«Золушка» П.И.Чайковский
B 3: Соедините стрелкой название оперы и имя композитора, которому принадлежит авторство данного произведения.
«Садко» М.И.Глинка
«Иван Сусанин» М.П.Мусоргский
«Хованщина» Н.А.Римский-Корсаков
B 4: Соедините стрелкой название мюзикла и имя композитора, которому принадлежит авторство данного произведения.
«Моя прекрасная леди» А.Рыбников
«Приключения кузнечика Кузи» Ф.Лоу
«Волк и семеро козлят на новый лад» Ю.Антонов
B 5: Напишите названия двух романсов С.В.Рахманинова , созданных на стихи Ф.Тютчева, К.Бальмонта, связанные с образами природы родного края
____
«В каждой мимолётности вижу я миры…» _________________________________________________________
«И как бы ни менялся мир, есть в нем красота , совесть, надежда»._________________________________________________
«Почему я пишу? То, что есть у меня на сердце, должно найти себе выход. Вот поэтому-то я и пишу». _________________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
B 8: Какой инструмент входит в состав классического симфонического оркестра.
Обведи кружком номера, соответствующие правильному ответу.
Фагот,
кларнет,
челеста,
аккордеон,
виолончель,
баян,
туба,
жалейка
B 9: В каждой цепочке находится инструмент, не входящий в определенную группу состава симфонического оркестра. Зачеркните название инструмента, не подходящего для определенной группы инструментов.
Скрипка – виолончель – альт – гобой – контрабас
Труба – туба – валторна – кларнет – тромбон
Флейта – гобой – саксофон – валторна
Литавры – ксилофон – челеста – контрабас
С: Заполни таблицу, используя предложенные варианты ответа.
П.И.Чайковский, Н.Римский-Корсаков, А.К.Лядов, С.Прокофьев, И.С.Бах; балет, симфоническая картина (миниатюры), опера, цикл фортепианных миниатюр, полифония; «Щелкунчик», «Снегурочка», «Кикимора», «Мимолётности», «Прелюдия и фуга»
Композитор |
Жанр |
Произведение |
Темы итоговых рефератов
6 класс: Мир образов в музыке.
7 класс: Особенности драматургии в музыке
8 класс: Современность в музыке
9 класс: Великие наши современники
1) песня; 2).опера; 3).романс; 4).вокализ.
1) песня; 2).опера; 3).романс; 4).вокализ.
М.И.Глинка Польша
Ф.Шуберт Россия
П.И. Чайковский Германия
Г.В. Свиридов Австрия
Ф. Шопен Росси
9. Слово английского происхождения, развлекательное представление, в котором соединяются различный жанры искусства - Эстрадная и бытовая музыка, хореография и современный танец, драма и изобразительное искусство.
10.Имя итальянского композитора и скрипача - виртуоза 19 века известно всему миру.
Просмотр содержимого документа
«Тест по музыке для 5 класса»
Итоговый тест по музыке в 5 классе.
1.Самый распространенный жанр музыкально- литературного творчества.
1) песня; 2).опера; 3).романс; 4).вокализ.
2.Это камерное вокальное произведение для голоса с инструментом.
1) песня; 2).опера; 3).романс; 4).вокализ.
3.Так называется концертное произведение для пения с инструментальным сопровождением.
1) песня; 2).опера; 3).романс; 4).вокализ.
4.Соотнесите фамилию композитора с его Родиной.
М.И.Глинка Польша
Ф.Шуберт Россия
П.И. Чайковский Германия
Г.В. Свиридов Австрия
Ф. Шопен Росси
5.Музыкальное произведение траурного характера с оркестром.
1).реквием; 2).песня; 3).опера. 4). Романс.
6.Это слово имеет итальянское происхождение и переводится, как труд, дело, сочинение.
1). Опера; 2). Романс; 3). Песня; 4). Реквием.
7. Краткое литературное изложение сюжета оперы, оперетты, балета, мюзикла.
1). Стих; 2). Либретто; 3). Поэма; 4). Песня.
8. Это слово французского происхождения, а на латинском языке ballo означает танцую.
1). Балет; 2). Романс; 3).песня; 4). Реквием.
9. Слово английского происхождения, развлекательное представление, в котором соединяются различный жанры искусства – Эстрадная и бытовая музыка, хореография и современный танец, драма и изобразительное искусство.
1). Балет; 2). Романс; 3).песня; 4). Мюзикл.
10.Имя итальянского композитора и скрипача – виртуоза 19 века известно всему миру.
1).Пушкин А.С.; 2). Н. Паганини; 3). С. Рахманинов.